Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры
Диссертация
Практическая значимость работы заключается в результативности применения научно обоснованных рекомендаций по теме исследования для совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях физической культуры через использование новейших информационных технологий, создание педагогических условий для развития информационного компонента и профессионально-педагогической позиции студентов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. Сущность и содержание понятия «позиция»
- 1. 2. Основные подходы к определению профессионально-педагогической позиции и условия ее формирования
- 1. 3. Роль информационного компонента в структуре профессионально-педагогической позиции
- 1. 4. Активные методы обучения как условия формирования профессионально-педагогической позиции
- ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Методы математической статистики
- 2. 4. Организация исследования
- ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ИФК РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
- 3. 1. Анализ мотивационного блока профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК разных специализаций
- 3. 1. 1. Динамика развития профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК в процессе обучения в вузе
- 3. 2. Анализ информационного блока профессионально-педагогической позиции у студентов
- 3. 3. Степень выраженности основных компонентов профессионально-педагогической позиции у студентов
- 3. 1. Анализ мотивационного блока профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК разных специализаций
- ГЛАВА 1. У. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕС КОЙ ПОЗИЦИИ В КУРСЕ «ПЕДАГОГИКА»
- 4. 1. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов в лекционном курсе с применением активных методов обучения
- 4. 2. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов в курсе практических занятий по педагогике
- 4. 3. Анализ формирования профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК
- 4. 4. Оценка эффективности формирования профессионально-педагогической позиции в условиях педагогической практики
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Анализ результатов используемых источников научно-педагогической информации показал, что на первое место по значимости студенты с 1 по 5 курсы поставили информационные издания 3,8 балла (рис. I I).
- Рис. 11. Информационные издания, интересующие студентов1. В Г Д Ж 3издания1. Условные обозначения:1. A) научные-1. Б) научно-популярные-1. B) учебные-
- Г) справочные- Д) информационные- Ж) художественные- 3) рекламные.
- Рис. 12. Трудности, испытываемые студентами при получении новой информации1. Условные обозначения:
- A) сложность получения копий документов- Б) низкая оперативность информирования-
- B) запаздывание необходимой информации-
- Г) скудность фондов библиотек, которыми пользуюсь- Д) затрачиваю много времени на поиск нужной информации- Е) не доступна зарубежная информация-
- Рис. 13. Состояние информационных потребностей студентов ВЛГИФК (в %)
- Степень выраженности основных компонентов профессионально-педагогической позиции у студентов
- По результатам опроса выявлено, что студенты общего курса коммуникативные умения оценили в 5,07 балла (по десятибалльной шкале), тогда как у студентов трех новых специальностей эти показатели равны 6,10 балла. Достоверно при р<0,05.
- Если гностические умения составляют основу деятельности будущего специалиста, то определяющими компонентами в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивный и проектировочный компоненты.
- Рис. 14. Степень выраженности основных компонентов профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК
- Организационный компонент педагогической деятельности также имеет разные показатели: у студентов общего курса они составили 5,13 баллов, тогда как у студентов новых специальностей 6,19 балла. Различия достоверны при р<0,05.
- Анализируя показатели инновационного компонента профессионально-педагогической позиции, мы выявили следующую картину. У студентов общего курса показатели составили 4,62 балла, у студентов трех новых специальностей 5,01 балла. Достоверно при р<0,05.
- Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ В КУРСЕ «ПЕДАГОГИКА»
- Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов в лекционном курсе с применением активных методов обучения
- Внедрение активного обучения не означало полную отмену традиционных способов организации учебного процесса. Нами была предпринята попытка использования тех и других в комплексе, в оптимальных сочетаниях.
- Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК проводилось в цикле лекционных (14 часов) и практических занятий (14 часов) по педагогике.
- Лекционный курс, предусматривающий внедрение нетрадиционных способов организации учебного процесса, читался по некоторым темам в типовой программе дисциплины «Педагогика».
- Нами применялись следующие разновидности проблемных лекций.
- Процесс обучения в ходе такой лекции имеет коллективную основу: происходит взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, т. е. формируются коммуникативные навыки поведения. Активизируется