Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы заключается в результативности применения научно обоснованных рекомендаций по теме исследования для совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях физической культуры через использование новейших информационных технологий, создание педагогических условий для развития информационного компонента и профессионально-педагогической позиции студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «позиция»
    • 1. 2. Основные подходы к определению профессионально-педагогической позиции и условия ее формирования
    • 1. 3. Роль информационного компонента в структуре профессионально-педагогической позиции
    • 1. 4. Активные методы обучения как условия формирования профессионально-педагогической позиции
  • ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Методы математической статистики
    • 2. 4. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ИФК РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
    • 3. 1. Анализ мотивационного блока профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК разных специализаций
      • 3. 1. 1. Динамика развития профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК в процессе обучения в вузе
    • 3. 2. Анализ информационного блока профессионально-педагогической позиции у студентов
    • 3. 3. Степень выраженности основных компонентов профессионально-педагогической позиции у студентов
  • ГЛАВА 1. У. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕС КОЙ ПОЗИЦИИ В КУРСЕ «ПЕДАГОГИКА»
    • 4. 1. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов в лекционном курсе с применением активных методов обучения
    • 4. 2. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов в курсе практических занятий по педагогике
    • 4. 3. Анализ формирования профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК
    • 4. 4. Оценка эффективности формирования профессионально-педагогической позиции в условиях педагогической практики
  • ВЫВОДЫ

Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема формирования профессионально-педагогической позиции у студентов в условиях высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, особенно актуальных в рамках современного гуманистического подхода в обучении и воспитании.

Современное общество нуждается в личности педагога, способного к самостоятельному, нестандартному решению возникающих проблем, реализующего в профессии свой способ жизнедеятельности на основе интеграции общечеловеческих и профессионально значимых ценностей. Поэтому возникает необходимость по-новому рассмотреть становление основных проявлений педагога как субъекта деятельности.

В современных условиях такой специалист должен уметь вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, иметь свое мнение и уметь отстаивать его, правильно оценивать свои возможности в педагогической деятельности, быть готовым к принятию ответственности за свои решения.

Вместе с тем, существующая система профессионального физкультурного образования не обеспечивает в полной мере выпуск специалистов, отвечающих современным требованиям.

Для формирования профессионализма будущего педагога необходимо выявление и развитие интегральной личностной характеристики, которая служила бы показателем профессионального развития, характеризовала готовность студента к проявлению педагогического мастерства. Такой личностной характеристикой будущего педагога в современных концепциях педагогического образования выступает профессионально-педагогическая позиция.

Несмотря на обращение исследователей (Е.В.КонееваА.В.ГутороваО.Б.Томашевская, Д.Ю.Федоров) к проблеме профессиональнопедагогической позиции личности педагога, возникло, и все более осознается противоречие между объективными потребностями практики, стремлением педагога занять определенную профессионально-педагогическую позицию и организацией процесса обучения в высшей школе вне учета этих потребностей.

Это противоречие определило выбор темы исследования и обозначило задачу формирования профессионально-педагогической позиции будущего специалиста по физической культуре, процесс которой непосредственно начинается в вузе.

Цель работы: заключается в разработке и экспериментальном обосновании содержания и условий развития информационного компонента как базового в формировании профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры.

Гипотеза исследования: предполагалось, что создание педагогических условий для развития информационного компонента будет способствовать эффективному формированию у студентов профессионально-педагогической позиции и составляющих ее компонентов.

Научная новизна. Впервые раскрыта сущность и содержание понятия профессионально-педагогической позиции. В качестве ее базовой составляющей выделен информационный компонент и определена его структура. Экспериментально обоснованы условия и пути формирования профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и углублении общей концепции подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта за счет активного формирования у студентов способности к самостоятельному, нестандартному решению различных проблем и задач на основе развития индивидуального информационного поля, умения вырабатывать собственную стратегию и адекватно оценивать свои возможности в профессионально-педагогической деятельности.

Практическая значимость работы заключается в результативности применения научно обоснованных рекомендаций по теме исследования для совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях физической культуры через использование новейших информационных технологий, создание педагогических условий для развития информационного компонента и профессионально-педагогической позиции студентов.

Методический и диагностический инструментарий диссертации может использоваться в работе факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, а также при аттестации специалистов данного профиля.

Объект исследования: процесс профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры.

Предмет исследования: формирование профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие профессионально-педагогической позиции определяется как система отношений личности к педагогической деятельности, выражающаяся в наличии педагогических установок, соответствующих мотивов и стремлений к инновациям в рамках конкретной профессиональной роли, базирующихся на развитии индивидуального информационного поля и личном взгляде на цели и характер педагогической деятельности.

2. Информационный компонент является базовой составляющей профессионально-педагогической позиции, определяет готовность студентов к самостоятельному поиску информации и обеспечивает процесс непрерывного образования, а также профессиональное и личностное развитие человека.

3. Педагогические условия стимулирования творческой деятельности студентов, расширение индивидуального информационного поля с использованием активных форм и методов обучения способствуют эффективному формированию профессионально-педагогической позиции будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Результаты исследования позволили определить важность интересующих информационных материалов по направленности (рис.8). Ведущее положение у студентов с 1 по 5 курсы обучения занимает спортивно-практическая тематика. На 1 курсе данный показатель равен 3,8 б (по пятибалльной шкале), на 2 курсе — 4,1, на 3 — 4 б, на 5 — 4,1 балла. Полученные данные свидетельствуют, в первую очередь, о повышенном направленность информации

Рис. 8. Тематика информационных материалов по направленности

Условные обозначения:

Л) психолого-педагогическое направлениеВ) социально-гуманитарное направлениеБ) медико-биологическое направлениеГ) спортивно-практическое направление;

Д) теория и методика спорта. интересе к специальной литературе. Сказывается приходящая с накоплением опыта большая устойчивость и избирательность интересов, что часто приводит к более ограниченному по тематике, но более углубленному изучению спортивной литературы, что подтверждают исследования Н. Г. Закревской (1997).

Психолого-педагогическую тематику студенты отодвинули на второй план. Так, на 1 курсе результат равен 3,8 б., на 2-м — 4,1 б., на 4-м — 3,8 б., на выпускном — 4,1 балла. В целом информационные запросы отражают наиболее значимые функции будущей профессионально-педагогической деятельности.

Самой важной функцией будущей профессиональной деятельности, по мнению студентов 1 — 5 курсов, является функция повышения культурного уровня — 3,9 балла, затем организационно-управленческая — 3,7 балла. Самый низкий балл (3 б.), получила научно-исследовательская функция (рис.9). функции профессиональной деятельности

Рис. 9. Значимость функций профессиональной деятельности для студентов ВЛГИФК

Условные обозначения:

A) организационно-управленческая;

Б) научно-исследовательская;

B) воспитательная;

Г) преподавательская;

Д) повышение культурного уровня.

Настораживает тот факт, что преподавательская и воспитательная функции для студентов менее значимы, чем вышеназванные.

На наш взгляд, именно эти функции педагогической деятельности являются наиболее значимыми в педагогической деятельности. Они по праву должны занимать ведущие места для студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что формирование профессионально-педагогической позиции является очень важным во время обучения студентов в ИФК.

При анализе форм получения информации была выявлена следующая картина (рис.10). Предпочтительными формами получения информации для студентов являются подборка литературы по теме — 3,9 балла,

3,5;

3;

2,5- сс т 2 ю 1,5;

1;

0,5;

О

3,9 ш—ЗтЗ-Зт^

1111 .

Ж г;

111 111;

Ж Д В, А Г формы получения информации

Рис. 10. Формы получения информации

Условные обозначения:

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анализ результатов используемых источников научно-педагогической информации показал, что на первое место по значимости студенты с 1 по 5 курсы поставили информационные издания 3,8 балла (рис. I I).
  2. Рис. 11. Информационные издания, интересующие студентов1. В Г Д Ж 3издания1. Условные обозначения:1. A) научные-1. Б) научно-популярные-1. B) учебные-
  3. Г) справочные- Д) информационные- Ж) художественные- 3) рекламные.
  4. Рис. 12. Трудности, испытываемые студентами при получении новой информации1. Условные обозначения:
  5. A) сложность получения копий документов- Б) низкая оперативность информирования-
  6. B) запаздывание необходимой информации-
  7. Г) скудность фондов библиотек, которыми пользуюсь- Д) затрачиваю много времени на поиск нужной информации- Е) не доступна зарубежная информация-
  8. Рис. 13. Состояние информационных потребностей студентов ВЛГИФК (в %)
  9. Степень выраженности основных компонентов профессионально-педагогической позиции у студентов
  10. По результатам опроса выявлено, что студенты общего курса коммуникативные умения оценили в 5,07 балла (по десятибалльной шкале), тогда как у студентов трех новых специальностей эти показатели равны 6,10 балла. Достоверно при р<0,05.
  11. Если гностические умения составляют основу деятельности будущего специалиста, то определяющими компонентами в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивный и проектировочный компоненты.
  12. Рис. 14. Степень выраженности основных компонентов профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК
  13. Организационный компонент педагогической деятельности также имеет разные показатели: у студентов общего курса они составили 5,13 баллов, тогда как у студентов новых специальностей 6,19 балла. Различия достоверны при р<0,05.
  14. Анализируя показатели инновационного компонента профессионально-педагогической позиции, мы выявили следующую картину. У студентов общего курса показатели составили 4,62 балла, у студентов трех новых специальностей 5,01 балла. Достоверно при р<0,05.
  15. Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ В КУРСЕ «ПЕДАГОГИКА»
  16. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов в лекционном курсе с применением активных методов обучения
  17. Внедрение активного обучения не означало полную отмену традиционных способов организации учебного процесса. Нами была предпринята попытка использования тех и других в комплексе, в оптимальных сочетаниях.
  18. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов ВЛГИФК проводилось в цикле лекционных (14 часов) и практических занятий (14 часов) по педагогике.
  19. Лекционный курс, предусматривающий внедрение нетрадиционных способов организации учебного процесса, читался по некоторым темам в типовой программе дисциплины «Педагогика».
  20. Нами применялись следующие разновидности проблемных лекций.
  21. Процесс обучения в ходе такой лекции имеет коллективную основу: происходит взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, т. е. формируются коммуникативные навыки поведения. Активизируется
Заполнить форму текущей работой