Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Занятиям по развитию мелкой моторики кисти рук необходимо отводить не менее 32 часов в год (т.е. не менее одного раза в неделю). Коррекционную работу на занятии необходимо осуществлять, применяя различные приспособления и тренажеры. Обязательным условием является использование различных методов обучения: словесного (объяснение задания, указания, оценка, подсчет и т. д.). наглядного (показ… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный руководитель: канждат педагогических наук, доцент ДОРОНИН A. M
  • Майкоп,
    • Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников
    • 1. 2. Характеристика детей с задержкой психического развития
    • 1. 2. 1. Определение понятия «задержка психического развития»
    • 1. 2. 2. Физическое развитие и развитие произвольных двигательных навыков
    • 1. 2. 3. Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук
    • 1. 2. 4. Развитие чувства ритма
    • 1. 2. 5. Речевое развитие детей
    • 1. 3. Проблема взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребенка
  • Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность исследования. Целью дошкольного воспитания является всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития. Средства физической культуры позволяют воздействовать на все сферы развития ребенка и в том числе на те, которые имеют решающее значение не только для полноценного физического развития, но и для умственного, нравственного, трудового и эстетического [17, 73, 110]. В «Концепции дошкольного воспитания» 1 подчеркивается необходимость совершенствования физического воспитания в дошкольных учреждениях, содействия повышению общего уровня физической подготовленности, обеспечения направленного развития двигательных и психо-моторных качеств.

    Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала [5, 16, 49, 65, 84, 85, 125, 129].

    Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» 2 выдвинуло на первый план проблему внедрения в практику работы учреждений образования комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ре) бенку адекватных его возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, получения образования. Внедрение в систему образования специальных форм дифференцированной помощи тем детям, которые испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, приобретает особую социальную и педагогическую значимость [60, 76. 101, 111, 116, 134, 150, 206]. g* 1 Концепция дошкольного воспитания. — М., 1989. — 27 с.

    2 Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1996. — 73 с.

    По данным различных исследователей, количество таких детей в дошкольном возрасте составляет 25%, а среди учащихся младшего школьного возраста — 20 — 30 X.

    В настоящее время во всем мире отмечается увеличение числа таких детей, и в связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных психолого-педагогических проблем.

    Рабочая гипотеза — целенаправленное воздействие средств физического воспитания на психические процессы позволит в процессе коррекционно-воспитательной работы стимулировать созревание этих процессов и повысить уровень их развития, что позволит облегчить процесс адаптации дошкольников с задержкой психического развития к условиям обучения в школе.

    Основные положения, выносимые на защиту :

    — темпы прироста показателей, оценивающие уровень развития психо-моторных способностей у старших дошкольников с ЗПР, имеют неравномерный характер;

    — существуют взаимосвязи между результатами тестов, оценивающих психо-моторные способности, и показателями, характеризующими интеллектуальные способности старших дошкольников с ЗПР;

    — содержание и методика коррекционной работы по физическому воспитанию со старшими дошкольниками с ЗПР;

    — эффективность применения содержания и методики физического воспитания со старшими дошкольниками с ЗПР.

    Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций для работников дошкольных учреждений, списка использованной литературы, приложений, содержит 10 таблиц и 4 рисунка. Список использованной литературы составляет 277 наименований, из них 24 — на иностранных языках.

    ВЫВОДЫ.

    1. Дошкольники с задержкой психического развития имеют недостаточный уровень развития психо-моторных и интеллектуальных навыков, однако, даже в условиях специального обучения и воспитания на пороге школьного обучения, эти дети оказываются на более низком уровне развития, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками. Полученные результаты свидетельствуют, что у данной категории дошкольников снижена способность к восприятию и овладению навыками сравнения понятий по существенным признакам, умению проводить аналогии, давать определение тем или иным словам, установлению временной последовательности и логической связи событий, образованию навыков зрительно-пространственного синтеза на образном уровне, к оперативному образованию зрительно-моторных навыков и зрительных ассоциаций, а также к восприятию-воспроизведению элементарных координационно-ритмических структур.

    2. В развитии психо-моторики наиболее выражено значение процессов, уровень которых, в преимущественной мере, определяется работой центральной нервной системы, что и детерминирует выявленные связи.

    Проведенный сравнительный анализ уровня развития психо-моторики и сформированности психических процессов детей позволил установить прямую зависимость: чем ниже уровень развития психо-моторики, тем менее сформированными оказываются психические процессов.

    3. Установлено, что наиболее значимую связь с показателями, характеризующими уровень развития психических процессов имеет координационно-ритмическая способность и уровень развития мелкой моторики. Связь между тестом на реципрокную координацию, пробой на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», пробой Хеда на пространственную организацию движений и методикой ABM-WISC составило соответственно г = 0.640, г = 0.627, г = 0.612. Следовательно, зрелость психо-моторных процессов является фактором, обуславливающим более быстрое созревание психических процессов, что говорит о необходимости организации педагогического воздействия не только на двигательные способности детей, но и включение в содержание физического воспитания таких средств и методов, которые бы способствовали целенаправленному развитию психических процессов.

    4. Определены виды занятий и средств в системе физического воспитания детей с ЗПР. способствующие повышению уровня развития психических процессов.

    Основу экспериментального обучения на занятиях ритмикой составило: формирование у детей действий с ритмическими моделями различной модальности. В процессе моделирования поэтапно формировался план содержания замещаемого (система ритмических эталонов), осуществлялась идентификация его с различными планами выражения (двигательная, временная, пространственная формы проявления ритма), что позволило дошкольникам овладеть операциями кодирования и декодирования структур ритма.

    На занятиях по развитию мелкой моторики коррекционная работа осуществлялась посредством различных приспособлений и тренажеров. На целесообразность использования последних в процессе формирования двигательного навыка указывает ряд авторов.

    Обязательным условием являлось использование различных методов обучения: словесного (объяснение задания, указание, оценка, подсчет и т. д.), наглядного (показ, демонстрация и т. д.), практического (разучивание по частям и в целом, игровой, соревновательный). Это позволило обеспечить ознакомление детей с изучаемым двигательным действием с помощью различных анализаторных систем организма: дети слушают, смотрят, ощущают сам процесс движения.

    Содержанием вводной и заключительной частей занятия являлись упражнения на расслабление руки и кисти.

    Основу экспериментального обучения на занятиях по физическому воспитанию игровой направленности составляло применение специально подобранных подвижных игр, направленных на повышение уровня развития психических процессов дошкольников. Это обеспечило у детей экспериментальной группы более высокие сдвиги в показателях уровня развития психических процессов.

    5. Разработанная методика физического воспитания для старших дошкольников с ЗПР, направленная на развитие психических процессов, обеспечила у детей экспериментальной группы более высокий прирост по сравнению с дошкольниками из контрольной группы в показателях, определяющих уровень развития данных процессов. Уровень интеллектуального развития статистически достоверно увеличился в экспериментальной группе с 86.3 баллов до 93.5 баллов (р < 0.05), а в контрольной группе — с 86 баллов до 89.3 баллов (р < 0.05).

    6. Предполагаемая методика занятий в системе физического воспитания способствует более высокому уровню развития двигательных способностей. Так, по показателям, характеризующим координационные способности, повышение результатов составило 42%, по скоростно-силовым качествам — 27.3%.

    7. Повышение уровня развития психических процессов может осуществляться средствами физического воспитания. При этом их созревание происходит более успешно в процессе специально организованных воздействий с одновременным включением двигательного, зрительного, слухового, речедвигательного анализаторов. А это, в свою очередь, способствует развитию и укреплению интермодальных связей, и, следовательно, обеспечивает улучшение интегративной деятельности головного мозга ребенка.

    8. На основании вышесказанного, можно считать, что в нашем исследовании получили теоретическую и экспериментальную разработку некоторые аспекты большой и сложной проблемы организации средствами физического воспитания педагогической помощи старшим дошкольникам с задержкой психического развития.

    9. Полученные в ходе экспериментальной работы данные могут быть использованы в решении задач дифференцированной подготовки старших дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе.

    Практические рекомендации для работников дошкольных учреждений.

    1. Несформированность психо-моторики и особенности психических процессов ставят детей с задержкой психического развития в специфические условия. Формирование их произвольной двигательной деятельности, регуляция поведения осуществляются на фоне задержки психического развития. Поэтому, в процессе физического воспитания детей данной категории рекомендуется применять следующие средства их развития :

    — занятия ритмикой.

    — занятия по развитию мелкой моторики кисти рук.

    — занятия по физическому воспитанию игровой направленности, направленные на формирование психических процессов.

    2. Занятия ритмикой целесообразно проводить не менее 32 часов в год (т.е. не реже одного раза в неделю). Структура занятий должна состоять из пяти разделов :

    — упражнения на ориентировку в пространстве;

    — ритмико-гимнастические упражнения;

    — упражнения на выразительность движений;

    — игры под музыку;

    — танцевальные движения.

    В начале и в конце каждого занятия рекомендуется проводить упражнения на релаксацию. На каждом занятии работа должна проводиться по всем пяти разделам.

    3. Занятия ритмикой рекомендуется проводить в форме игровых уроков, поточным методом под музыку, что позволяет увеличить их моторную плотность. Для повышения интереса детей к занятию оно должно носить предложенную сюжетную направленность (например: «В детском саду», «В деревне», «Весна-красна», «Здравствуй осень!» и т. п.).

    4. Занятиям по развитию мелкой моторики кисти рук необходимо отводить не менее 32 часов в год (т.е. не менее одного раза в неделю). Коррекционную работу на занятии необходимо осуществлять, применяя различные приспособления и тренажеры. Обязательным условием является использование различных методов обучения: словесного (объяснение задания, указания, оценка, подсчет и т. д.). наглядного (показ, демонстрация и т. п.), практического (разучивание по частям и в целом, игровой, соревновательный).

    5. Рекомендуется следующая структура занятия по развитию мелкой моторики :

    — вводная часть: начальная организация детей, ознакомление с предстоящей работой, создание необходимой психологической установки, постепенная функциональная подготовка рук ребенка к нагрузкам;

    — основная часть: реализация образовательных и коррекционных задач посредством применения приспособлений и тренажеров;

    — заключительная часть: снижение излишнего напряжения отдельных групп мышц, регулирование эмоционального состояния, подведение итогов занятия.

    6. На занятиях по физическому воспитанию игровой направленноети, способствующих повышению уровня развития психических процессов, рекомендуется применять нижеперечисленные игры :

    — 1-ая группа: игры и упражнения, направленные на развитие внимания;

    — 2-ая группа: игры, направленные на развитие памяти;

    — 3-ья группа: игры, направленные на развитие произвольности движений, самоконтроля, формирование эмоциональной сферы и коррекцию личностных нарушений;

    — 4-ая группа: игры и упражнения, стимулирующие развитие ар-тикулярной моторики и речевую активность детей.

    В подвижные игры необходимо включать задания с использованием различных карточек — заданий, конструкторов, мозаик.

    7. В программу семинаров для воспитателей и работников физической культуры дошкольных учреждений рекомендуется включать раздел «Содержание и методика занятий по физическому воспитанию для старших дошкольников с задержкой психического развития» со следующим примерным содержанием:

    1). Взаимосвязь между психическим и моторным развитием дошкольников с ЗПР.

    2). Содержание и методика занятий ритмикой для дошкольников с ЗПР.

    3). Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук на занятиях по развитию мелкой моторики.

    4). Подвижная игра — как средство коррекционного воздействия на уровень сформированности психических процессов у дошкольников с ЗПР.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Проблема развития психических процессов у детей, имеющих органическое поражение центральной нервной системы (и в частности у детей с ЗПР) является важной задачей, решением которой занимаются представители различных специальностей: врачи, педагоги, психологи т.д. Посредством физического воспитания совершенствуется как физическое, так и психическое развитие детей, закладываются основы его здоровья.

    Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что у детей с задержкой психического развития уровень сформированности психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь) отстают от возрастных нормативов и находятся как бы на более низком возрастном уровне [6, 75, 139]. Недостаточное развитие указанных процессов понижает способность данной категории детей к обучению [86, 150, 162].

    Отсюда, важной педагогической проблемой является разработка средств и методов, способствующих повышению уровня развития психических процессов у детей с ЗПР [173]. Это требует активизации исследований в данном направлении. Особенно это касается физического воспитания, положительное влияние которого на мыслительные процессы показано в многочисленных исследованиях различных авторов [124, 179, 183, 214]. I.

    Нами было выдвинуто предположение о том, что уровень развития психических процессов у. старших дошкольников с ЗПР может быть повышен за счет применения в физическом воспитании специально направленных средств, оказывающих комплексное воздействие на формирование как двигательных навыков, так и психических процессов.

    В процессе исследования было выявлено, что наиболее значительными во взаимосвязи между показателями уровня развития психических процессов и двигательных навыков являются координационно-ритмическая способность и мелкая моторика. Это позволило определить круг занятий, входящих в систему физического воспитания, и разработать методику их проведения.

    Стратегия корректирующего воздействия определяется спецификой выявленных особенностей произвольной двигательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития и должна быть направлена на совершенствование качества выполняемых движений, а также на развитие кинетической и ритмической их организации, на выработку умения контролировать и регулировать двигательные акты.

    Экспериментальная проверка подтвердила, что методика физического воспитания с целью комплексного формирования психических процессов и произвольных двигательных навыков эффективна, способствует решению задач физического воспитания, что выразилось в повышении уровней развития психических процессов и двигательных навыков.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. X. Формирование сенсомоторных навыков у пятилетних детей и первоклассников//Формирование школьной зрелости ребенка: Сб. ст. Таллинн, 1982. — С. 145 — 147.
    2. Р.И., Жирова Г. Н. Особенности физического и психофизического развития детей 6 лет //Начальная школа. 1989.- № 4.- С. 59 63.
    3. Э.Ш. К вопросу о функциональной структуре пространственного анализатора //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений (Под. ред. Б. Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова). М., 1961. — С. И — 21.
    4. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1969.- 24 с.
    5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей (Под. ред. К. С. Лебединской). М., 1982. — С. 7−32.
    6. Н.Г. Ритмическое воспитание. М.: Новая Москва, 1924. — 16 с.
    7. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 303 с.
    8. .Г., Сорокина А. И. Подготовительный период в первомклассе и формирование готовности детей к обучению. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 46 с.
    9. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
    10. И. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта. //Человек и общество. Л., 1967. — Вып. 2. — С. 241 — 242.
    11. Е.А. Развитие функций двигательного анализатора -одна из задач подготовки школьников к труду //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1988. — № 1. — С. 69 -72.
    12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1976. — 447 с.
    13. Л.П. Методические рекомендации по физиолого-гигие-ническому изучению учебной нагрузки (Под. ред. М. В. Антроповой, В.И. Козлова). М.: АПН РСФСР, 1984. — 67 с.
    14. М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагруз-ке//Физиология человека. М., 1983. — т. 9. — № 1. — С. 18 -24.
    15. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. -С. 470 — 476.
    16. Д.И. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Авто-реф. дис.. канд.пед. наук. М., 1987. — 18 с.
    17. С.М. Методика физической подготовки школьников 7−11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1996. — 23 с.
    18. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (Пособие для студентов, аспирантов и препод, ин-тов физ. культуры). М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
    19. В.К. Исследование локомоторных функций в постна-тальном онтогенезе человека 5−60 лет: Автореф. дис.. д-ра биол. наук. М., 1971 — 38 с.
    20. Н.А. Об индивидуальном подходе к шестилетним первоклассникам //Психологические проблемы обучения: Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. — С. 122 -123.
    21. А.С. Функции двигательного анализатора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 224 с.
    22. В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1972. — 16 с.
    23. Т. Психическое развитие младенца (Пер. с англ. Под. ред. А. В. Запорожца. 2-е изд.). М.: Прогресс, 1985. 315 с.
    24. В.А., СолодковС.С. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток //Теория и практика физич. культуры. 1990. — № И. — С. 18−21.
    25. И.И., Воронцов И. М., Дорохов Р. Н. и др. Исследование и оценка физического развития детей и подростков (Детская спортивная медицина. Руководство для врачей). М.: Медицина, 1991. — Гл. 24. — С. 230 — 257.
    26. Л.Н. Речь и рисунок показатели деятельности 2-й сигнальной системы: Автореф. дис.. канд. биол. наук. — М., 1979. 18 с.
    27. М.М., Ефимова С. П. Формирование графических навыков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости (Новые исследования по возрастной физиологии). М. 1978. — Вып. № 1(10). — С. 113−116.
    28. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи. М.: Педагогика, 1977. — С. 23−38.
    29. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М., 1923. 116 с.
    30. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -254 С.
    31. Н.А. Очерки по физиологии движений. М.: Наука, 1966. — 349 с.
    32. Д.И. Соотношение игровой и спортивной деятельности, как одно из условий становления личности дошкольника: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
    33. А.А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных возможностей двигательных функций (исследование на детях 5−10 лет): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1976. — 12 с.
    34. П. К. К теории тестирования двигательных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1982. 256 с.
    35. Ю.П. Экспериментальное обоснование профессионально-прикладной физической подготовки будущих чертежников: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 21 с.
    36. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
    37. Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста //Развитие двигательных качеств у школьников. М.: Просвещение, 1967. — С. 153−160.
    38. Е.Я., Мамаджанов Н. М. Исследование зависимости результатов физических упражнений от морфофункциональных особенностей детей школьного возраста //Теория и практика физической культуры. -1981. № 10. -С. 36−98.
    39. Н. Н. Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека. М.: Медицина, 1988. — 2 изд. — С. 42−47.
    40. А.К. Словесные игры в детском саду.- 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1977.- с. 95.
    41. Бот 0. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. 1983. — № 1. — С. 56 — 57.
    42. В.В. Антропометрия. М.: Медгиз, 1941.- 368 с.
    43. А.С. Физиология двигательного аппарата. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 84 с.
    44. К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924. — 556 с.
    45. Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1971. — 21 с.
    46. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976. — С. 98−100.
    47. А. Психологическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
    48. ВасютинаА.И. Развитие пространственной ориентировки при движениях у детей и влияние на нее специальной тренировки //Возрастная физиология. М.: АПН РСФСР, 1963. — Вып. 127. — С. 56 — 93.
    49. Л. А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. -365 с.
    50. Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968.- С. 17 56.
    51. Н.А. Развитие восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения дошкольников пению //Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963. — С. 68−74.
    52. В.Ю., Князева М. Г. Метод определения и характеристики мануальной ассиметрии в онтогенезе //Физиология человека. М., 1989.- Т. 15. № 1. — С. 28 — 36.
    53. Э. С. Исследование формирования основных двигательных навыков у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Харьков, 1965. 20 с.
    54. Э. С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3−7 лет: Автореф. дис.докт. пед. наук. Киев, 1989. — 26 с.
    55. А. И. Развитие средствами физической культуры пространственного представления у детей младшего школьного возраста //Физическая культура в школе. 1960. — № 4.- С. 26
    56. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей//Дефек-тология.- 1975.- № 6. С. 62−66.
    57. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. С. 54−60.
    58. Т.М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя /Под ред. Слезиной Н. Ф. М.: Просвещение, 1989. — 15 с.
    59. Влияние учебного процесса на детей при обучении с 6 лет (Э.Ю. Гринене, Э. И. Марачискене, Д. И. Линдяшене, К. А. Яугела-вичус)//Гигиена и санитария. 1985, — № 1. — С. 30−33.
    60. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различия в дошкольном возрасте //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений (Под. ред. Б. Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова). М., 1961. — С. 78 — 83.
    61. В. В. Исследование психического и физического развития учащихся 4−8 классов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Л., 1976. И с.
    62. В.М. Физиологические особенности детей и подростков. -Киев: Здоровья, 1981. С. 133−135.
    63. Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
    64. Г. А. Логопедическое воспитание детей с дисламией.-СПб.: Изд-во Образование, 1992. 71 с.
    65. Л.С. Логопедия. М., 1989. — 397 с.
    66. A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: Автореф. дис.. канд. пед. наук.1. М., 1990. 27 с.
    67. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
    68. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
    69. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 504 с.
    70. О.П. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта в специальных дошкольных учреждениях. М., 1987.- С. 48−60.
    71. О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения как основа личностного развития аномальных дошкольников. М.: Педагогика, 1989. — 175 с.
    72. О.М. Развитие пространственных представлений у детей в процессе начального обучения //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений: Сб. науч. тр. М., 1961.- С. 118−124.
    73. С.И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1965. — 156 с.
    74. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — 476 с.
    75. А.И. Физическое воспитание с профессионально-прикладной направленностью студентов на факультетах радиоэлектроники и автоматики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983.- 24 с.
    76. В.А. Развитие зрительно-двигательной координации в детском возрасте. София, 1973. — 146 с.
    77. В.И. Некоторые особенности формирования моторики детей 6−9 лет//Возрастные особенности физиологических систем и подростков: Тез. III Всесоюзной конф. «Физиология развития человека». М., 1985. — С. 112−124.
    78. М.А., Шанина Т. А., Шитикова Г. Ф. О методике тестирования физического состояния детей//Теория и практика физической культуры. 1973.- № 8.- С. 32−35.
    79. В.Г. О важной стороне в подготовке детей к школе (общеречевое развитие дошкольников) //Дошкольное воспитание -1977. № 8.- С. 8−11.
    80. А.А. Показатели физического развития детей дошкольного возраста в связи с типологическими особенностями их деятельности //Гигиена и санитария. 1980.- № 2.- С. 26−30.
    81. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста //Сб. научн. трудов. М., 1989. — 12 с.
    82. В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников .- М.: Учпедгиз, 1958. 168 с.
    83. С.М. Об обучении детей 6 летнего возраста (гигиенический аспект) //Советская педагогика. 1981. — № 12. — С. 42−46.
    84. В.П. Зависимость спортивных движений от особенностей физического развития детей 6−8 лет //Теория и практика физической культуры.- 1982.- № 4. С. 94−95.
    85. А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека //Теория и практика физической культуры. 1987.- Ш 12.- С. 31−34.
    86. Е.Б. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 251 с.
    87. . Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций (Перевод Н. Гнесиной) //2-е изд. журнала Театр и искусство. 1914.- 20 с.
    88. Дети с задержкой психического развития (Под. ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М. Педагогика, 1984.55 с.
    89. И.Л. Способность восприятия музыки у дошкольников //Известия АПН РСФСР.- 1959. Вып. 100. С. 68−74.
    90. Т.А., Брагина Н. Н. Левши. М., 1994. — С.47−60.
    91. A.M., Федякина Л. К., Доронин О. А. Надежность теста, оценивающего уровень развития мелкой моторики кисти //Материалы научно-практической конференции «Проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе».- Майкоп, 1998. 103 с.
    92. Дробинская А.0., Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении// Дефектология, — 1996.- № 5.-32 с.
    93. Г. Б. Развитие координации движений у детей 3−6 лет с использованием атлетических упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1991. — 28 с.
    94. М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1979. -№ 1. — С. 37−42.
    95. Ермаков В. А Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 40 с.
    96. Н. И. Механизмы речи. М., 1958.- С. 87−90.
    97. Жук Э. И. Взаимосвязь моторной памяти с моторным созреванием и успеваемость детей младшего школьного возраста //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Респ. межвуз. сб. Минск, 1981.- Вып. И. — С. 45−55.
    98. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общегонедоразвития речи у дошкольников. М., 1990. — С. 230−236.
    99. ЖурбаЛ.Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М. 1981. — С. 20−22.
    100. А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. — Т.1: Психическое развитие ребенка.- 320 с.
    101. А.В. Развитие произвольных движений.- М.: АПН РСФСР, 1960. 151 с.
    102. А.В. Проблемы «школьной зрелости» и подготовка ребенка к школьному обучению //Физиологические и психические критерии готовности к обучению в школе: Материалы симпоз. -М., 1977. С. 3C tb8.
    103. А.В. РолЛ речи в формировании и осуществлении произвольных движений //Развитие произвольных движений: Сб. ст. М., 1960. — С. 206−238.
    104. В.М. Спортивная метрология (Учебник для институтов физической культуры). М., 1982, — 256 с.
    105. В.М. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей //Теория и методика физического воспитания (Под ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова). М., 1975.-С. 190−203.
    106. Н.Н., Ополинский Э. С., Редибойм М. Г. Исследование функционального состояния мозга по данным электроэнцефалографии у детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 1972. № 3.- С. 16−18.
    107. Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения (на материале изучения старших дошкольников и учащихся первых классов): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 26 с.
    108. .Д. О положительном влиянии тренировки и развитии мелкой моторики руки и кисти на процесс овладения двигательным актом письма /Морфофункциональные особенности растущего организма ребенка: Сб. ст. М., 1978.- С. 76−79.
    109. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. — С. 60−63.
    110. Е.И. Зависимость развития речи от формирования двигательных функций руки и оральной артикуляции у детей //Научные исследования в психологии.- М., 1981. Вып. 2.- С. 33−39.
    111. Итоги обучения шестилетных детей в трехлетней начальной школе (Под. ред. М. П. Кашина, A.M. Пышкало). М., 1975.- С. 95 -123.
    112. К. Об исследовании проблемы школьной зрелости //Формирование школьной зрелости ребенка: Сб.*ст. Таллинн, 1982.-С. 172.
    113. Ю.П. Интенсификация умственной деятельности старшеклассника путем индивидуализации его двигательной активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1990.- 16 с.
    114. Ю.Л. Исследование различных форм сочетания слова и наглядности при обучении физическим упражнениям учащихся среднего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971- 23 с.
    115. Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 24 с.
    116. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста (Учебник для студентов пед. ин-тов.- 3-е изд.). М.: Просвещение, 1985.- 271 с.
    117. Клиническая биомеханика (Под. ред. В.И.Филатова). Л.- 1980.- 200 с.
    118. А.И. Координация движений и пути ее развития у детей младшего возраста//Физическое воспитание в школе.- М.: Просвещение, 1964.- 96 с.
    119. И.М. Особенности координации мышечной деятельности у детей и подростков//Детская спортивная медицина. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. — Гл.6. — С. 72−86.
    120. И.М., Никифоров Ю. Б., Правдов М. А., Барникова И. Э. Физическое воспитание в детских садах. СПб.- Шуя, 1992. -28 с.
    121. М.М. Влияние условий жизни и воспитания на уровень подвижности нервных процессов//Дошкольное воспитание.- 1985.- № 9. С. 46−48.
    122. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности).- М.: Педагогика, 1973. 79 с.
    123. М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей.- Л. .-Наука, 1980.- 125 с.
    124. М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.- 158 с.
    125. И. Физическое воспитание ребенка и формирование особенностей ВНД//Всесоюзная науч. конф. по проблемам дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. М., 1970. — Т. 1.- С. 47−49.
    126. А.И. Психофизиологические механизмы движений пальцев и кисти при построении письменных знаков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Актюбинск, 1970. 20 с.
    127. А. В. О значении двигательной функции для адаптации организма человека к различным условиям окружающей среды // Тр. КВИФК и С. Л., 1962. — ВЫП. 30, — С. 42−44.
    128. С.С. Развитие двигательных способностей юных гимнастов средствами специализированных подвижных игр: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.- 18 с.
    129. М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Омск, 1985, — 19 с.
    130. Коррекционное обучение как основа личностного развития дошкольников /Под. ред. Носковой Л. П. М.: Педагогика, 1989. -175 с.
    131. В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии.- Малаховка, 1996. 107 с.
    132. В.Ф. Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности /Генезис сенсорных способностей. М., 1976.- С. 63−68.
    133. А. И. Особенности управления детьми 6−7 лет пространственной точностью своих движений //Пути управления технической подготовкой спортсменов: Сб. науч. тр. Омск, 1980.-С. 15−17.
    134. В.А. Возрастные изменения чувства ритма и его воспитание у слабовидящих школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 19 с.
    135. Н.Н. Гигиеническое значение, причины и профилактика школьной зрелости /Гигиенические вопросы' обучения в начальной школе: Сб. ст. М., 1978.- С. 17−31.
    136. Кумала Иоланта. Дифференциальная оценка психомоторного и речевого развития заикающихся дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986.- 18 с.
    137. А.А., Головей Л. А., Розе Н. А. Психомоторика: движения, произвольные реакции, деятельность, действия /Практикум по общей и экспериментальной психологии.- Л.: ЛГУ, 1987. Гл. IX. — С. 177−237.
    138. А.И., Куликова Э. И., Катанаев В. П. Диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей 6−7 лет //Сб. науч. тр. «Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека».- М., 1983.- С. 157−160.
    139. Н.Т. Медико-педагогические аспекты совершенствования физического воспитания младших школьников //Сб. науч. тр. «Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека. М., 1983.- С. 136−140.
    140. К.С. Основные вопросы клиники и симптоматики задержки психического развития: Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под. ред. К. С. Лебединской. М., 1982.- С. 5−21.
    141. Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности у детей //Вопросы патологии речи.- Харьков, 1959. 28 с.
    142. А.В. Психомоторное развитие детей логопедических групп как показатель готовности к обучению в школе //Тез. докл. конф. молодых ученых Горьковской области. Горький, 1984. -С. 52.
    143. А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1965. 49 с.
    144. А.А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. — 118 с.
    145. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
    146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -80 с.
    147. .Ф. Формирование графических знаний и навыков учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 215 с.
    148. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1.-М., 1951. 359 с.
    149. И.С. Логопедия речь, ритм, движение. — СПб.: Дельта. 1997. — 262 с.
    150. И.И. Применение игрового метода тренировки в подготовке юных фигуристов //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Респ. межвуз. сб. -Минск, 1981.- Вып. 16.- С. 34−38.
    151. В.И. и др. О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974. — 144 с.
    152. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978.- С. 90−94.
    153. И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Диагностика функционального состояния детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении //Физиология человека.- М., 1994.Т. 20.- № 5. С. 38−40.
    154. А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962. — С. 63−66.
    155. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.- М., 1975. -240 с.
    156. Г. С. Подготовка детей к письму /Сельский детский сад. М., 1973. — С. 289−290.
    157. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1974.- 232 с.
    158. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М.: Педагогика.- 143 с.
    159. Лях В. И. Исследование ловкости детей и подростков в подвижных играх: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976.24 с.
    160. Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1988. — 22 с.
    161. Л.Т., Бальсевич В. К., Королева М. Н. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет //Теория и практика физической культуры. 1986.- № 10.- С. 11−13.
    162. Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития //Дефектология.- 1990.- № 6.- С. 8−12.
    163. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.- М., 1993.
    164. Е.М., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития //Дефектология. -1988. № 4. — С. 62−65.
    165. Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития//Дефектология. 1987. — № 3.- С. 3−9.
    166. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — 380 с.
    167. Е.М. Основные формы двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей с анте- и перенатальным поражением мозга //Дефектология. 1977. — № 5.- С. 33−37.
    168. Материалы к спецпрактикуму по нейро- и патопсихологии: Сб. ст. М., 1980.- 86 с.
    169. М.А. Взаимосвязь характеристики психомоторики и познавательных способностей у школьников подростков //Теория и практика физической культуры.- 1988. — № 9.- С. 22−24.
    170. Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — С. 14−16.
    171. X.А. Средства и методы совершенствования подготовленности детей дошкольного и младшего возраста на основе повышения их двигательной активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1984. — 19 с.
    172. Н.А., Сабурова Г. Г. Новый этап в исследовании проблемы обучения и умственного развития//Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974. — С. 104−123.
    173. Н.К. О взаимосвязи координации движений с другими физическими и некоторыми психическими качествами человека // Науч.-теор. конф. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1967.- С. 323−325.
    174. В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников//Дефектоло-гия. 1972.- № 2. — С. 61−62.
    175. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /Под. ред. Н. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. М.: Педагогика, 1983.- 160 с.
    176. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
    177. В.И. Анализ психических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. -16 с.
    178. Нейропсихология индивидуальных различий /Учебное пособие. Авторы: Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Еникополова Е. В. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 282 с.
    179. Н.А. Особенности развития моторики у детей дошкольного возраста /Умственное развитие детей в детском саду: Сб. научных трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена.- Л., 1982.- С. 157−165.
    180. Обучение детей с задержкой психического развития /Под. ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Никашиной Н. А. М.: Просвещение, 1981. — 184 с.
    181. Обучение детей с задержкой психического развития /Под. ред.
    182. B.И. Лубовского. Смоленск, 1994.- 129 с.
    183. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе /Под. ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
    184. Н.Н. Методика исследования моторики. М., Л., 1930. — 14 с.
    185. В.П. Формирование психомоторных способностей у дошкольников: книга для учителей и тренеров детских спортивных школ. Киев.: Лумина, 1989.- 112 с.
    186. Г. Н. Организация контроля за физическим воспитанием детей в детском саду: Учебное пособие. Иркутск, 1987.1. C. 39−119.
    187. Т.В. Гигиеническое обоснование критериев психомоторного развития детей 5−7 лет: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1989.- 27 с.
    188. Орф К. «Шульверк». Итоги и задачи /Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978. — 320 с.
    189. Т.И. Физическая культура в детском саду.- М., 1986. -194 с.
    190. Т.И. Развитие функции равновесия физического воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. М. Ю. Кистяковой. -М.: Педагогика, 1978.- С. 66−78.
    191. И.П. Полное собрание трудов : В 5 т. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.- Т. 3. — 490 с.
    192. М.Л. Формирование чувства ритма у детей 5−7 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1973.- 18 с.
    193. А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISC- М.: Медицина, 1973. 28 с.
    194. В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. -23 с.
    195. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития //Дефектология.- 1972.- № 3.- С. 3−9.
    196. М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития /Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.
    197. . Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 674 с.
    198. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 6−7 лет : Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1990.- 23 с.
    199. Пособие по развитию языковой, символической и ритмической способности /Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1994.108 с.
    200. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего возраста /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1997.- 52 с.
    201. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 16 с.
    202. .П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Академия, 1997. — 33 с.
    203. С.Л. Основы общей психологии. М., 1996. — 648 с.
    204. Е. А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988.- 23 с.
    205. А.А. Возрастная динамика латеральных двигательных предпочтений //Теория и практика физической культуры.- 1982. № 10.- С. 47.
    206. Л.С. Индивидуальный подход и недисциплинированным ученикам. М., 1997. — 214 с.
    207. И.М. Избранные произведения. М.: Ид-во АПН РСФСР, 1952.- Т. 1.- 372 с.
    208. Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978. — 21 с.
    209. С. Особенности игрового метода в физическом воспитании детей 7 и 9 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук, 1. М., 1988.- 22 с.
    210. А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязи физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период: Автореф. дис.. канд. пед. наук.Л., 1981. 21 с.
    211. Н.Б. Опыт использования специальнх физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников //Теория и практика физической культуры. -1877.- № 5. С. 43−45.
    212. Э.Я. Формирование ориентировки в пространстве у детей шестого и седьмого года жизни в подвижных играх и упражнениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973.- 25 с.
    213. Г. В. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- Т. 3. М.: Медицина, 1965. — 130 с.
    214. К.С. К онтогенезу чувства музыкального ритма /Генезис сенсорных способностей. М., 1976.- С. 97−99.
    215. .М. Психология музыкальных способностей /Избранные труды: в 2 Т. Т. 1.-М., 1985. — 315 с.
    216. Е.И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. Сохина Ф. А. 5-е изд. исправ. — М.: Просвещение, 1981. — 136 с.
    217. И.М. Введение в клиническую нейрологию. -Л., 1973.
    218. Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с задержкой психического развития //Дефектология. 1972.- № 5.- С. 46.
    219. И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных процессов (структура, онтогенез, тренировка): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980.- 18 с.
    220. Е.С. Развитие и совершенствование пространственной ориентировки на уроках физической культуры с применением технических средств обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Л., 1989. 23 с.
    221. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.- 64 с.
    222. А.А. Физиология двигательного аппарата /Собр. соч. Л.: Изд-во ЛГУ, 1951. — Т. 4.- 165 с.
    223. Д.Н., Дубровинская Н. В. Формирование нейрофизиологических функций в онтогенезе /Механизмы деятельности мозга человека. Ч. 1: Нейрофизиология человека. — Л.: Наука, 1986.
    224. С.О. Влияние специальных физических упражнений на качество учебной деятельности младших школьников //Физическое воспитание и спортивная подготовка учащейся молодежи.- Архангельск, 1988.- С. 89−90.
    225. М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития. //Дефектология.- 1998.- № 1. С. 5.
    226. М.В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка //Проблемы речи и психолингвистика. М., 1971.-С. 64 — 66.
    227. Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дис.канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 21 с.
    228. В.Д. Влияние подвижных игр на психомоторное развитие первоклассников в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989, — 16 с.
    229. ЧермитК.Д., КоблевЯ.К., ЧваньИ.И., Хакунов Н. Х., Гармонияформ и функций человека //Материалы междунар. конф. «Антропологическая психология и гипнология в профессиональной подготовке и оздоровлении человека». Майкоп, 1992.- С. 72−75.
    230. К.Д. Симметрия ассиметрия в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1992. — 256 с.
    231. К. Д. Чвань И.И., Резников Ю. А. и др. Онтогенез мануальной ассиметрии детей //Регион, теор. конф. молодых ученых Северного Кавказа. Майкоп, 1990, — С. 317−318.
    232. Т.В., Воложанинова Л. В. Роль физических упражнений для кисти рук в стимулировании коррекции речи и совершенствовании двигательных актов у детей дошкольного возраста //Гигиена и санитария.- 1988.- № 5.- С. 85−87.
    233. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- Краснодар, 1998.- 50 с.
    234. М.М. Психогимнастика.-М.: Просвещение, 1990.- 36 с.
    235. A.M. Формирование у учащихся вспомогательной школы умения ориентироваться в задании : Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
    236. Д. Б. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста //Психологическая наука в СССР. -М., 1960.
    237. И.А. О некоторых клинических особенностях психическогоинфантилизма /Дети с временными задержками развития. М., 1971. — С. 25−30.
    238. А.В., Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф. и др. Логопедия. Учебное пособие.- М.: Академия, 1997. 382 с.
    239. Е.З. Развитие восприятия музыки глухими дошкольниками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. 16 с.
    240. Annett М. A. A Classification of hand preference by association analysis //Brit. J. of Psychol. 1970. — V. 61.
    241. Berkeson Gerschon. Stereotypes movement of Mental Cllfeeteves. //V. Word behtrior and its Reration to an experimental task. American Journal Mental Deficiency, 1964. — P. 153−158.
    242. Bolton R. Rhythm. Amer. J. Psyhol., 1894.
    243. Cahn K. et Bauner R. Examen Moteur d’un Eroupe de Debiles Mentaux //Revue de Neuropsychiatric infantile et d’Hygien Mentale de I’Enfance. Paris, 1957. — № 5.
    244. Chascy W., Wyrlek W. Effect of gross motor developmentel program on from perception akills of educable mentally retarded children //Psychological abstracts. 1971. — Vol. 46. — № 1- P. 195.
    245. Chaves R. Effect of three phlatcal education programs on selected physical fitress components of educable retardates ///Psychological abstracts. 1971. — Vol. 46. — № 4 — P. 882.
    246. Cratty, Bryant V. Intelltpence in action//Physical activites for enhancing intellectual abilities. Englawood Cliffs (NJ).-1973. 159 p.
    247. Davis R. The effects of perceptuall ortented physical education ability of Kildergarten and firstgrade children //Psychological abstracts. 1976. — Vol. 55. — № 6 — P. 1221.
    248. Espenschade A. Motor perfomance in adolescense including the stady et relationships with measures of psyhical growhand Ma-tar ited//Monogr. Sol. Res. Child. Developon. 1940. — 5.- № 1. — 125 p.
    249. Francis Robert J. and Rarick G. Lawrence. Motor Characteristics of the Mentally Retarded//Americal Journal of Mental Deficiency. 1959. — 63. — P. 792−811.
    250. Funk D. Effect of physical education on fitness and motor development of trainable mentally retarded children //Recearch Quarterly. 1971. — Vol. 42. — № 1. — P. 30−34.
    251. Habrell W.A. Factor analisis of mechanical ability test //Psychometrica, 1940. № 5. — P. 17−34.
    252. Hirtz P. Theor. und Prax. der Korperkult. 1976. — Beih. Te-il 4.- S. 283−289.
    253. Leschie E.Malpass. Motor Proficiency in Institutionalized and Non-institutionalized Reterded Children and Normal Children// Americal Journal of Mental Deficiency. 1960. — 64,1. P. 1012−1015.
    254. Miller С.A. Neoropsychologia, 1982. V. 20.- Ш 2.- P. 155−162.
    255. Miller F.T. Verbal mediation in the Succesive and simultaneos discrimination learning of children //J. Experim. Child. Psychol, 1968.- № 6. P. 510−521.
    256. Miller R. Effect of psysical education program on pereptual development and reading readiness in kindergarten children //Psychological abstracts. 1976. — Vol. 55. — № 4 — P. 805.
    257. Robins. Ferris and Jeneet. Educational rhytmic for mentally and physically handcapped children. New York, 1968. — 235 P
    258. Sehnabel J. Die Koordination Pahigheiten und das Problem gwadhit //Theor. und Prax. fur Korperkult. 1973. — № 3.-S. 263.
    259. Spitz R. Hospfiasm an inquery into the genesis of psychiatric condidation.
    260. Strauss A., Lehtinen L. Psychopathology and education of the braininjured child. 1947. № 4. — 206 p.
    261. Taylor E. Psyhological Appraisal of children with Cerebral Defect. Cambridge. — Massachussets, 1959.
    262. Tontes V. Entwicklung und Untersuchung der Motoric In Buck //Die test in der Klinischen Psychologie. Zurich, 1954.
    263. U.S. Office of Education Motor Characteristics of the Mentally and Retarded. Washington D.C. loverment: Printing office. 1960. — 40 p.
    Заполнить форму текущей работой