Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование двигательных умений юных прыгунов с шестом с помощью координационных тренажерных устройств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прыжки с шестом относятся к сложнокоординационным видам лёгкой атлетики. Они входят в программу Олимпийских игр, являются составной частью легкоатлетического десятиборья и входят в соревнования женщин. Только разносторонне подготовленный спортсмен может совершить прыжок с применением подвижной опоры — шеста, так как он должен обладать качествами спринтера, прыгуна, гимнаста, осуществлять… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ С ШЕСТОМ
    • 1. 1. Анализ спортивной техники выполнения прыжка с шестом
    • 1. 2. Особенности технической подготовки юных прыгунов с шестом на этапе начальной спортивной специализации
    • 1. 3. Анализ координационных тренажёров и контрольных устройств используемых при подготовке юных прыгунов с шестом
    • 1. 4. Алгоритмизация процесса обучения двигательным действиям
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
    • 2. 4. Координационные тренажёрные устройства, применяемые для обучения спортивной технике прыжка с шестом
    • 2. 5. Обоснование условий применения координационных тренажеров и контрольных устройств для обучения спортивной технике прыжка с шестом на этапе начальной спортивной специализации
    • 2. 6. Разработка коррекционных тренажёров и контрольных устройств для обучения юных прыгунов с шестом
    • 2. 7. Обоснование применения предписаний алгоритмического типа для обучения технике прыжка с шестом юных прыгунов на этапе начальной спортивной специализации
  • ГЛАВА III. ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ПРЫГУНОВ С ШЕСТОМ
    • 3. 1. Эффективность применения тренажёрных устройств для решения частных задач обучения технике прыжка с шестом
    • 3. 2. Эффективность применения предписаний алгоритмического типа на этапе начальной спортивной специализации юных прыгунов с шестом
  • ВЫВОДЫ

Формирование двигательных умений юных прыгунов с шестом с помощью координационных тренажерных устройств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прыжки с шестом относятся к сложнокоординационным видам лёгкой атлетики. Они входят в программу Олимпийских игр, являются составной частью легкоатлетического десятиборья и входят в соревнования женщин. Только разносторонне подготовленный спортсмен может совершить прыжок с применением подвижной опоры — шеста, так как он должен обладать качествами спринтера, прыгуна, гимнаста, осуществлять состязательную деятельность, которые могут продолжаться несколько часов. Лишь в результате многолетнего процесса подготовки, прыгун с шестом приобретает необходимый уровень скоростно-силовых и координационых качеств, формирование которых начинается в группах начальной спортивной специализации (10−12 лет). Ошибки при обучении спортивной технике прыжка с шестом юным спортсменом приводят впоследствии к невозможности достижения высоких спортивных результатов. Вместе с тем, спецификой выполнения двигательного ф действия при выполнении прыжка является то, что спортсмен за короткий промежуток (1,5−2 сек) выполняют несколько его фаз, что не позволяет оперативно и достаточно точно говорить об ошибках, совершенных прыгуном, вносить коррективы непосредственно в тренировочный процесс.

Актуальность темы

исследования. Анализ тренировочного процесса, практики соревнований, рекомендации ведущих тренеров и спортсменов, научно-методической литературы показал, что практическое овладение техникой прыжка с шестом и особенно доведение ее до высокого уровня совершенства уже на начальной стадии обучения во многом обуславливается успешностью разработки научных рекомендаций, в частности использования методик применения тренажёров и контрольных устройств. Современная научно-методическая литература, посвященная прыжкам с шестом, в основном представлена работами, затрагивающими различные аспекты планирования тренировочных нагрузок прыгунов, главным образом высокой квалификации 4.

И.И. Никонов, 1982; В. А. Креер, Б. В. Попов, 1986; В. Крысанов с соавт., 1975; Е. М. Лутковский, 1977; Ю. В. Степин, 1986; Б. А. Сусликов, 1981; R. Ganslen, 1979; М. Hubbard, 1980;]. Значительно меньше исследований проведено в отношении обучения технике прыжка юных прыгунов [Г. В. Грецов, 1974; А. П. Стрижак, А. И. Александров, 1989; Н. Г. Озоллн, 1937; В. М. Ягодин, 1966; 1970; 1978; 2000]. Число специальных исследований, касающихся совершенствования техники прыжка в группах начальной спортивной специализации за счет использования в тренировочном процессе тренажёров, весьма ограничено [В.Г. Алабин, 1981; М. Н. Кривоносов, 1992].

Одним из путей совершенствования эффективности тренировочного процесса становится применение новых методик и средств обучения, включающих в себя тренажёры и устройства для оперативного контроля. Резко возрастает роль специализированных тренажеров и контрольных устройств, созданных для решения локальных задач, а именно, позволяющих наиболее эффективно решать вопросы скоростно-силовой и технической подготовки прыгунов с шестом [В.Г. Алабин, 1981; Б. А. Ашмарин, 1990; Г. З. Брезинский, 1982; В. П. Войтенко, 1983; В. И. Попов, 1978; A.M. Партуха, 1991; Б. А. Суслаков, 1981; В. Л. Уткин, 1979; А. А. Шабаев, 1980;].

Анализ научно-методической литературы показал, что практическое овладение техникой выполнения упражнений и особенно, доведение ее до высокого уровня совершенства уже на начальной стадии обучения обуславливает необходимость широкого использования тренажеров, технических и контрольных устройств. Однако следует отметить, что широкое применение тренажеров для подготовки спортсменов, особенно в сложнокоординационных видах спорта, вызывает противоречие: с одной стороны, применение тренажёров повышает эффективность учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов, вследствие чего тренеры совершенствуют методику, увеличивая удельный вес использования тренажеров в учебном процессе, но с другой стороны, в несоответствии между потенциальными возможностями использования тренажерных устройств в физическом воспитании и спорте и недостаточной разработшпюстыо педагогических подходов в обучении двигательным действиям прыгунов на этапе начальной подготовки. Совершенствование двигательных умении юных прыгунов с шестом также во многом обуславливается успешностью научной разработки рекомендаций по обучению технике прыжка с шестом, в частности, отдельных его фаз.

В рекомендациях многих авторов [А.И. Александров, П. Н. Пасюков, В. И. Платонов, В.М. Ягодин- ] по технической подготовке юных прыгунов, не полной мере представлены обоснования последовательности освоения элементов технике прыжка с шестом с помощью координационных тренажёрных устройств. Изучение состояния формирования двигательных умений у юных прыгунов с шестом позволило предположить, что создание предписаний алгоритмического типа, может систематизировать физическую и техническую подготовку спортсменов на этапе их начальной спортивной специализации. Поиск и выявление педагогических возможностей использования координационных тренажерных устройств для формирования двигательных умений юных прыгунов с шестом составляет проблему нашего исследования. На основе анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования мы сформулировали тему: Формирование двигательных умений юных прыгунов с шестом с помощью координационных тренажерных устройств.

При этом предполагалось, что применение разработанных координационных тренажёрных устройств будет способствовать качественному освоению элементов техники прыжка с шестом. А внесение оперативной информации о технике прыжка с помощью контрольного устройства даст возможность конкретизировать рекомендации по обучению в процессе тренировки.

Цель исследования — выявить, определить и обосновать педагогические возможности формирования двигательных умений юных прыгунов с шестом с помощью координационных тренажерных устройств.

Объект исследованияформирование двигательных умений юных лет прыгунов с шестом (10−12 лет).

Предмет исследования — педагогические возможности применения координационных тренажерных устройств для формирования двигательных умений юных прыгунов с шестом на этапе начальной спортивной специализации.

Гипотеза исследования — процесс формирования двигательных умений юных прыгунов с шестом с помощью координационных тренажерных устройств будет успешным при условии:

• выявления, определения и обоснования комплекса координационных тренажерных устройств, позволяющий обеспечить результативность обучения, контроль и коррекцию на различных этапах подготовки прыгунов с шестом;

• создания предписаний алгоритмического типа, которые оптимизируют подготовку юных прыгунов с шестом при создании зрительного образа, визуального показа, выполнения локального упражнения в строго определенной последовательности.

• опытно-экспериментальной проверки рекомендаций по формированию двигательных умений юных прыгунов с шестом.

Для достижения цели и проверки гипотезы мы выдвинули следующие задачи исследования:

1. Определить основные педагогические требования к созданию комплекса координационных тренажеров для подготовки юных прыгунов с шестом.

2. Создать предписания алгоритмического типа для оптимизации формирования двигательных умений юных прыгунов с шестом на этапе начальной спортивной специализации.

3. Провести опытно-экспериментальную работу для выработки рекомендаций по подготовке юных прыгунов с шестом с помощью комплекса координационных тренажерных устройств.

Методологическая основа исследования построена на:

• теории педагогической деятельности (П.Я. Гальперин, Н. В. Кузьмин, А.Н. Леонтьева-);

• педагогического взаимодействии (И.А. Зимия, Е. В. Коротаева, Н.Е. Шудко-ва и др.);

Теоретическая база исследования построена на:

• теории и методике физического воспитания Б. А. Ашмарина, Л. П. Матвеева, В. М. Зациорского, Ю. А. Виноградова, З. Н. Вяткина;

• концепции «искусственной управляемой среды «И. П. Ратова;

Для реализации и проверки гипотезы использованы следующие методы: теоретические: анализ, сравнение, синтез и эмпирические: анкетирование, педагогические наблюдения, антропометрия, тестирование физических качеств, опытно-экспериментальная работа, методы математической обработки.

Базой исследования были: Легкоатлетические манеж Уральского государственного технического университетаУПИ и ДЮСШ Кировского района г. Екатеринбурга.

Этапы исследования: 1 этап (1990;1993 гг.) Сбор, изучение и анализ педагогической, технической, научно-методической литературы по теме диссертационного исследования.

2 этап (1994;1996гг.). Разработка и изготовление координационных тренажеров, контрольных устройств, программно-методического обеспечения для экспериментального исследования. Организация и проведение педагогических наблюдений.

3 этап (1997 — 1999 гг.) Проведение констатирующего эксперимента, обобщение материала, уточнение выводов и рекомендаций по использованию предписания алгоритмического типа для оптимизации формирования двигательных умений в педагогическом процессе подготовки юных прыгунов с шестом.

Обоснованнность и достоверность результатов исследования обеспечивается регросаекхивным анализом и опорой на научную мегодологиюприменением комплексов методов, адекватным целям и задачам изысканиярепрезентативностью полученных экспериментальных данных и корректностью их статистической обработки, развернутой интерпретацией результатов исследования.

Апробация и внедрение материалов исследования осуществлена на 1 научно-технической конференции молодых ученых и специалистов УГППУ «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1995 г.), научно-практической конференции «Проблемы повышения роли физического воспитания в высших учебных заведениях» (Екатеринбург, 1996 г.), научно-практической конференции «Валеологические аспекты физкультурного образования студентов» (Екатеринбург, 1999 г.), межрегиональной научной конференции «Совершенствование преподавания физической культуры: педагогические, медико-биологические и организационные проблемы» (Екатеринбург, 1998 г.), межрегиональной научной конференции «Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и формирования здорового образа жизни» (Екатеринбург, 2000 г.), межрегиональной научной конференции «Методология и организация физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы» (Екатеринбург, 2001).

Внедрение в практику результатов исследования показало результативность использования координационных тренажеров и контрольных устройств в учебно-тренировочном процессе прыгунов с шестом, что отражено в 2 актах внедрения, 19 публикациях, в том числе 4 авторских свидетельствах на изобретение.

Научная новизна заключается:

• в выделении и обосновании педагогических возможностей координационных тренажеров обеспечивающих формирование двигательных умений юных прыгунов с шестом на этапе начальной спортивной специализации;

• в обосновании и разработке комплекса координационных тренажеров для формирования двигательных умений юных прыгунов с шестом на этапе начальной спортивной специализации;

• в получении оперативной информации о технических характеристиках прыжка выполняемого прыгуном с шестом с помощью контрольных устройств;

Теоретическая значимость исследования состоит в определении и научном обосновании:

• модели «комплекса координационных тренажерных устройств» включающей в себя концептуальную, теоретическую, техническую, технологическую и методологические части для подготовки юных прыгунов с шестом на этапе начальной спортивной специализации;

• предписаний алгоритмического типа для повышения результативности и эффективности подготовки юных прыгунов с шестом на этапе начальной спортивной специализации;

Практическая значимость исследования состоит:

• в возможности использования предписаний алгоритмического типа позволяющих систематизировать педагогический процесс подготовки юных прыгунов и рационализировать планирование учебно-тренировочной работы.

• в возможности использования теоретических и прикладных разработок применяемых при создании координационных тренажеров как основу для формирования двигательных действий юных прыгунов с шестом.

• в разработке диагностического инструментария для адекватной и корректной оценки педагогического процесса подготовки юного спортсмена.

• в поочередном и качественном освоении элементов спортивной техники прыжка с шестом с помощью координационных тренажерных устройств при недостаточном уровне физической подготовки юных прыгунов.

Результаты исследования внедрены в практику подготовки прыгунов с шестом групп начальной спортивной специализации Уральского государственного технического университета — УПИ и ДЮСШ Кировского района Екатеринбурга.

Основные положения. выносимые на защиту:

1. Внедрение на этапе начальной спортивной специализации коррекцион-ных тренажерных устройств, конструкция которых позволяет выполнять движения соответствующие структуре прыжка с шестом, оптимизирует формирование двигательных умений у юных прыгунов 10−12 лет.

2. Обучение технике прыжка с шестом у юных прыгунов с использованием предписаний алгоритмического типа, должно строится на основе программы, направленной на последовательное «пофазное» освоение элементов спортивной техники прыжка с шестом.

3. Использование теоретически и опытно-экспериментально обоснованного комплекса тренажерных устройств обеспечивает воспроизведение пространственных характеристик фаз прыжка с шестом (вход, протягивание, отлет от шеста) и позволяет развить скоростно-силовые качества у юных прыгунов с тестом.

4. Диагностические возможности контрольного тренажерного устройства, позволяют получить оперативную информацию о технических характеристиках прыжка.

выводы.

На основании выполненных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Установлено, что обучение технике выполнения прыжка юных прыгунов с шестом на этапе начальной спортивной специализации затруднено из-за отсутствия у них достаточного уровня физических качеств, необходимых для освоения фаз прыжка: группировка, протягивание, переход через планку.

2. Выявлено, что внедрение координационных тренажерных устройств в процесс обучения юных 10−12 лет прыгунов с шестом позволяет оптимально освоить воспроизведение пространственных характеристик фаз прыжка при безопорном положении тела в момент отталкивания от и перехода планки в соответствии с уровнем их физической подготовленности.

3. Результаты исследований показали, что разработанные нами устройства отвечают требованиям: безопасного выполнения и высокой плотности проведения тренировочных занятий со спортсменами 10−12 лет.

4. Разработанные тренажёрные устройства способствуют формированию у занимающихся представлений об особенностях техники прыжка с шестом, а также позволяют своевременно устранять возникающие в процессе обучении технические ошибки.

5. Выявлено, что спортсмены, получившие информацию о продолжительности отдельных фаз выполненного прьгжка с помощью разработанного нами контрольно-коррекционного устройства, имеют возможность оперативно оценивать результаты своего действия. Это способствует повышению активности занимающихся, что приводит к более успешному овладению техникой прыжка с шестом и существенно совершенствует традиционную систему обучения прыжкам с шестом.

6. Использование предписаний алгоритмического типа при обучении технике прыжка с шестом позволяет систематизировать содержание технической.

120 подготовки юных прыгунов на этапе начальной спортивной специализации и способствует формированию основы действий у юных прыгунов при безопорном положении тела в момент отталкивания от шеста и перехода планки. 7. Применение предписаний алгоритмического типа на этапе начальной спортивной специализации позволило достигнуть лучших результатов в прыжка с шестом у спортсменов в экспериментальной группе (Р < 0,05) по сравнению с контрольной.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

I. Осуществить техническую подготовку юных прыгунов с шестом целесообразно в виде поочередного выполнения серий учебных заданий — предписаний алгоритмического типа.

Технической подготовке юных прыгунов должен предшествовать этап обеспечения общей готовности, цель которого — всесторонняя подготовка, что позволяет достичь необходимого уровня физической подготовленности, технической и психологической готовности.

Рекомендуется следующий состав средств подготовки юных прыгунов (%):

1. Легкоатлетический бег (разминочный, спринтерский бег на отрезках 30 -60 метров и 30 — 60 метров с барьерами) — 20%.

2. Прыжковые упражнения (прыжки с шестом с различных раз бегов, м, но госкоки и т. д.) — 25%.

3. Упражнения на специализированных тренажерах — 30%.

4. Гимнастические, акробатические и общеразвивающие упражнения — 15%.

5. Спортивные и подвижные игры, эстафеты с элементами прыжка с шестом -10%.

И. Обучение двигательным действиям юных прыгунов с шестом начинается с создания целостного образа об основных элементах техники прыжка.

Основными элементами техники прыжка с шестом являются вис, отвал, протягивание, переход планки, что целесообразно соблюдать и при последовательности их обучения. Выполнение данных движений непосредственно связанно с повышением уровня физической подготовленности, чему способствуют как общеразвивающие, так и специальные упражнения.

1. Подтягивание на перекладине (с различными хватами).

2. Поднимание ног (с маха и без на разную высоту).

3. Упражнения с отягощениями: приседания с партнером, работа с амортизаторами и изокинетическими тренажерами на верхний плечевой пояс,.

4. Лазание по канату.

5. Различные сальто.

IV. Тренажерные устройства целесообразно использовать в технической подготовке юных прыгунов на этапе начальной спортивной специализации для освоения:

• своевременного махового движения телом после отталкивания,.

• удержания ОЦТ прыгуна у оси шеста в момент протягивания и разгибания,.

• «полета» спортсмена в безопорной фазе.

Облегченные условия, которые создают тренажерные устройства, способствуют выполнению движений в большой степени имитирующих действия прыгуна в будущей соревновательной деятельности. Они так же позволяют компенсировать недостаток сил, естественный на данном этапе обучения и приобрести высокий уровень психологической устойчивости, позволяют получить объективную оценку техники прыжка.

V. При оценке степени овладения элементами техники прыжков с шестом необходимо обращать внимание на уровень физической и технической подготовленности, экспертной оценке техники выполненного прыжка. На этапе начальной спортивной специализации необходимо допускать юных спортсменов к участию в соревнованиях только после освоения основных фаз прыжка, что в значительной степени снижает уровень травматизма.

Рекомендуемый недельный мезоцикл тренировок юных прыгунов шестом:

Понедельник Тренировочное занятие № 1.

Вторник Тренировочное занятие № 2.

Среда Тренировочное занятие № 3.

Четверг отдых.

Пятница Тренировочное занятие № 4.

Суббота Тренировочное занятие № 5.

Воскресение Отдых.

Тренировочное занятие 1.

Упражнение Примечание.

Разминочный бег 400 метров ЧСС — 150 удмин.

1. Упражнения на гибкость 2. Наклоны, шпагаты 3. Вращения рук 4. Ходьба с выс. Подниманием бедра 10−15 минут.

5. Ускорения 3 * 50 метров.

6.Низкие старты по команде 6 раз.

7.Спринтерский бег 5 * 30 метров.

8.Барьеры низкие 5 * 30 метров.

9.Прыжки в длину: с короткого разбега 10−12 метров с полного разбега 10 раз 10 раз.

Ю.Многоскоки: 5 кратный * 10 раз.

10 кратный * 10 раз.

11. Упражнения на тренажере № 1 15 подходов.

12.Подвижные игры с элементами прыжков с шестом 10 минут.

13.Легкий бег — 400 метров при ЧСС 150 уд/мин.

14. Упражнения на гибкость 5 минут.

Тренировочное занятие 2.

1.Разминочный бег 600 метров ЧСС — 150удмин.

2. Упражнения на гибкость 3. Наклоны, шпагаты. 4. Вращения рук 5. Ходьба с выс. Подниманием бедра 6. Махи на перекладине 10 минут.

7. Бег с ускорением 4 * 50 метров.

8. Бег с шестом 4 * 30 метров.

9. Прыжки с шестом: Входы: Входы: Отвалы: Входы: Достав ание ногами резинки на высоте 4.5−5 метров Прыжки через резинку или с короткого разбега 3−5 метров на не проходящем вперед шесте — 3 раза с короткого 8−10 метров разбега 3 раза с кор. разбега 4 -5 раз с пол. разбега 2−3 раза 3−5 раз планку на разных высотах 10 — 15 раз.

Упражнения на тренажере № 1 15 подходов.

Эстафеты с элементами прыжка 10 мин с шестом.

10. Легкий бег — 400 метров при ЧСС 150 уд/мин.

11. Упражнения на гибкость 5 минут.

Тренировочное занятие 3.

Разминочный бег 600 метров ЧСС -150 удмин.

1 .Упражнения на гибкость 10 минут.

2.Наклоны, шпагаты.

3.Вращения рук.

4. Кувырки вперед, назад.

5.Рандат 10 раз.

6.Стойка на руках 10 раз.

7.Выходы в стойку из кувырка 10 раз.

8.Сальто: 10 раз вперед с короткого разбега с мостика назад с места 10 раз с вращением 10 раз.

9.Перекладина: 10 раз.

10 .Выход в стоику с маха 5 раз.

11. Канат: 3 раза * 4 метра.

11 .Упражнения на гибкость 5 минут.

Тренировочное занятие 4.

1.Разминочный бег 600 метров ЧСС — 150 удмин.

2. Упражнения на гибкость 3. Наклоны, шпагаты. 4. Вращения рук 5. Ходьба с выс. Подниманием бедра 6. Махи на перекладине 10 минут.

7. Бег с ускорениями 4 * 50 метров.

8. Бег с шестом 4 * 30 метров.

9. Входы 10. Отвалы с короткого разбега 11. Входы с полного разбега 12. Прыжки через резинку или планку на разных высотах с короткого 8−10 метров разбега 2 — 3 раз 2−3 раз 2−3 раз 20 раз.

13. Упражнения на тренажере № 1 15 раз.

14.Упражнения на гибкость 5 минут.

Тренировочное занятие 5.

1.Разминочный бег 600 метров ЧСС -150 удмин.

2. Упражнения на гибкость 3. Наклоны, шпагаты. 4. Вращения рук 5. Ходьба с выс. Подниманием бедра 10 минут.

Многоскоки на мягкой дорожке 6. С ноги на ногу 5 * 10 раз.

7. На правой 5 * 10 раз.

8. На левой 5 * 10 раз.

9. Приседания с 50% веса 6 подходов * 6 раз.

10. Тяга 15 — 20 кг до груди 3 подхода * 3 раза.

11. Баскетбол 60 минут.

12.Упражнения на гибкость 10 минут.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Тренажеры . — Легкая атлетика, 1981, № 10, с. 10.
  2. В.Г., Юшкевич Г. К. Тренажеры настоящие и будущее.- Легкая атлетика, 1974, № 7, с. 23.
  3. В.Г., Кривоносое М. Н. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике .- М.: Физкультура и спорт, 1992, с. 213.
  4. В.Г., Скрипко А. Д. Тренажеры и тренировочные устройства в фи зической кулыуре и спорте : Справочник .- Минск: Высшая школа, с 172.
  5. В.Г., Сущевич А. А. Педальное тренировочное устройство. В кн.: Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте. Минск, 1979, с. 51.
  6. О. С. Применение тренажера. Легкая Атлетика, 1978, № 3, с. 15.
  7. С.И. Кибернетические аналоги в обучении,-М, 1968,-с 42.
  8. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978, — 223 с.
  9. В.Ф., Возняк С. В. Тренажеры . Легкая атлетика. 1974, № 8, с. 24 -25.
  10. Ю.К. Педагогика. М. 1983. — с. 154.
  11. Ю.В. Тренажеры .- Легкая атлетика. 1973,№ 12,с. 12.
  12. В.К. Биодинамические характеристики некоторых видов спортивных и естественных локомоций // Вопросы биомеханики физических упражнений / Ом. Ьн-т физ. культ. Омск 1974. — с. 19−53.
  13. А.А. Идематорная подготовка в спорте. М, 1983.- с. 42.
  14. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947 — с. 255.
  15. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности . М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  16. В.П. Программированное обучение. М, 1970. — с.300 .
  17. М.М. Обучение двигательным действиям . М.: Физкультура и спорт, 1985. — с. 192.
  18. B.C., Никонов И.И, Новое в прыжке с шестом. Легкая атлетика, 1998№, с30−31.
  19. Г. З. Тренажерные устройства для прыгунов с шестом в кн.: Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. М, 1982, с. 136−137.
  20. В.В., Неструх М. Ф., Рочинский Я. Я. Антропология. М.: Учпедгиз, 1941.- с. 48.
  21. В.П. тренажер для развития прыжковой силы.- Легкая атлетика, 1974, № 6. С. 24.
  22. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 1974 с.
  23. Вопросы алгоритмизации и программированния. М.: Педагогика, 1973. Вып. № 2.- с. 263.
  24. Н.И., Синицкий З. П. Специальные упражнения легкоатлетов. Учебное пособие.- М. Физкультура и спорт, 1966.-С.62−75.
  25. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий Автореферат дисс. М, 1965.- с. 51.
  26. Г. Прыжок с шестом.- М, Физкультура и спорт. 1977.- 35−36.
  27. Г. Подготовка прыгунов с шестом // Легкая Атлетика.- 1982 № 7. С 32.
  28. Е.М. Подвижные игры в спортивной подготовке студентов.-Минск: Выш. школа, 1977. с. 18.
  29. В.Г., Шабаев А. А. Тренажеры в подготовке квалифицированных спортсменов В кн.: Проблемы развития физической культуры и спорта на Дальнем Востоке. (Тезисы доклада Всесоюзной научно-практической конференции). Хабаровск. 1980, с.25−26.
  30. Г. В. Исследование особенностей силовой подготовки юных прыгунов с шестом : Автореферат дис. кан.пед.наук.-Л, 1974, — с. 18.
  31. А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис.. док.пед.наук.-М, 1980.-с.25.
  32. A.M. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации (дидактические исследования на юных и взрослых гимнастах): Автореф.дис. док.пед.наук.-М., 1978, — с. 41.
  33. И., Мирошниченко В., Чичерин А. Тренажеры сегодня.-Легкая атлетика, 1975, № 12, с. 18.
  34. И., Чичерин А., Шуплецов С. Тренажеры для развития скоростно-силовых качеств, — Легкая атлетика, 1977,№ 8,с.20.
  35. Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники.-М.: Физкультура и спорт, 1971. с. 287.
  36. ДьячковВ.М. Прыжок с шестом М.: Физкультура и спорт, 1955.-е. 164.
  37. В.М. Легкоатлетические прыжки.-М.: Физкультура и спорт, 1950.- с. 16−100.
  38. В.М. Основы спортивной метрологии.-М.: Физкультура и спорт. 1982. -с.200.
  39. A.M. Исследование эффективности режимов чередования тренировочных нагрузок с отдыхом при выполнении скоростно-силовых сложнокоординированных движений (на примере прыжков с шестом): Автореферат, дис.. канд.пед.наук Киев, 1969. — с.29.
  40. В.Н. Качающаяся планка для тренировочных занятий прыгунов с шестом. Теория и практика физической культуры, 1974,№ 6,с.74.
  41. С. Анализ техники прыжка с фиберглассовым шестом.
  42. В. кн. Материалы о подготовке зарубежных спортсменов к XIX Олимпийским Играм (прыжки с фиберглассовым шестом). М, 1966 с. 24.
  43. В.А., Попов В. Б. Легкоатлетические прыжки. М.: Физкультура и спорт, 1986.-с. 175.
  44. В., Конников А., Дубограев И. Тренажеры, — Легкая атлетика, № 5, с. 19.
  45. М.П. Элементы численных методов и программирования в средней школе : Учебное пособие к спецкурсу ОГПИ.-Омск 1983. с.57−78.
  46. С.В. Один из методов определения уровня скоростно-силовых качеств у прыгунов с шестом.-Теория и практика физической культуры, 1961, № 3 с.233−235.
  47. С.В. Обучение подростков и юношей технически сложным видам легкой атлетики (исследование техники и методики обучения юных прыгунов с шестом): Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М, 1961 с. 29.
  48. Легкоатлетические прыжки / Стрижак А. П., Александров А. И. Киев. Здоровье, 1989.-c.168 .
  49. Е.М., Филлипова А. А. Легкая атлетика .Учебное пособие для уч-ся техникумов физической культуры.- М.'Физкультура и спорт. 1970 -с.368.
  50. А.П. К вопросу программированного обучения двигательнымдействиям в начальных классах средней школы // Материалы XX науч.- метод. конференции.- Каунас. 1966. с. 7−40.
  51. С.В. Программированное обучение и спорт.-М.:Физкультура и спорт. 1976.-с.5−30
  52. С.В. Исследование объема предполагаемого материала «шага» как наиболее оптимального при безмашинном методе программированного обучения //Теория и практика физической культуры.- 1974.-№ 7-с. 5 8−61.
  53. С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена.-М.: Физкультура и спорт, 1981 .-с. 192.
  54. Мансветов В. В. Прыжок с шестом, ритмовой анализ -Легкая атлетика, 1973,№ 1 I.e. 18.
  55. В.В. Современная техника прыжка с шестом.-Легкая атлетика, 1975,№ 2,с.22.
  56. JI. П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физкультуры.-М.: Физкультура и спорт, 1977.-c.271.
  57. А.В., Шлемин A.M. Методика обучения гимнастическим упражнениям //Гимнастика.М, 1979.-c.42−51.
  58. Н. А. Программированное обучение в физическом воспитании //Программированное обучение и технические средства в спортивной тренировке: Сб.науч.тр. Минск, 1969.- с.3−21.
  59. И.И. Экспериментальные исследования взаимосвязи функциональных возможностей и уровня спортивной техники у юношей 17−19лет (на примере прыжка с шестом): Автореферат дис.. канд. пед. наук. -М, 1969.~с.21.
  60. И.И. Прыжки: взаимосвязь физических качеств и техники// Легкая атлетика .-1982.-№ 8.-с. 12−13.
  61. И.И. Женщины осваивают шест //Легкая атлетика.-№ 19.с. 15−17.
  62. Н.Г. Основы прыжка с шестом.-Теория и практика физической культуры. 1937, вып.1, с 57−61.
  63. Н.Г. Тренировка шестовика зимой.- Теория и практика физической культуры, 1939, № 1, с. 26.
  64. Н.Г. Прыжок с шестом.-М.:Физкультура и спорт, 1941.-c.48.
  65. Н.Г. Прыжок с шестом.-М.:Физкультура и спорт, 1952.-е. 165.
  66. Н.Г., Воронков В. И. Легкая атлетика, Учебник для студентов институтов физической культуры.-М.Физкультура и спорт. 1979.-е. 165.
  67. П.Н. Методы оперативного контроля в управлении тренировочным процессом в скоростно-силовых видах легкой атлетики. Автореф.дис.. канд.пед.наук, — Омск, 1990.-е. 17.
  68. В.И. Подготовка квалифицированных спортсменов.-М.: Физкультура и спорт, 1986.-С.286.
  69. JI. А. Алгоритмизация в технической подготовке юных конькобежцев на этапе начальной спортивной специализации . Автореф. дис.. канд.пед. наук.-Омск,-с. 20.
  70. Рапопорт Л.АГородецкий., Я.Ю., Мирошников Б. П. Управление технической подготовкой конькобежцев на этапе начальной спортивной специализации.// Материалы 8 научно-технической конференции УПИ. Свердловск. 1988.- с.37−38.
  71. Л.А. К вопросу агоритмизации обучения двигательным действиям .//Материалы V межвузовской конференции молодых ученых ОГИФК, Омск, 1986.С.78−79.
  72. Л. А. Оценка двигательных действий конькобежцев.// Тезисы II республиканской межвузовской научной конференции, Баш.Г.У, Уфа, 1988, с. 118.
  73. И.П. Использование теории «управляемого воздействия спортсмена с внешними силами «для разработки новых тренажерных устройств.-В сб.:Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. М. 1975, вып. 11-е. 168.
  74. Н.М. Обучение алгоритмам умственных и практических действий//Советская педагогика.-М, 1965.-№ 8. -с. 59−69.
  75. А.С. Программированное обучение тройному прыжку с использованием технических средств :Автореф.дис.. кан.пед.наук. М, 1986.c.28.
  76. СтепинЮ.В. :Автореф.дис.. кан.пед.наук. М, 1986.c.28.
  77. А.Д. Тренажеры для развития качеств и навыков (техника, методика).- Легкая атлетика, 1978, № 12 с. 14−15.
  78. В., Ячиновский Л. Алгоритмизация обучению на коньках / Теория и практика физической культуры. 1977.-№ 1-с.67−71.
  79. .А. Оценка надежности тестов в спортивной практике.- Теория и практика физической культуры, 1981, № 5,с.5−6.
  80. Г. В. Основы математической статистики для психологов.-Л.: ЛГУ, 1972.-c.429.
  81. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий : Сб. научн. тр. «Обучение и развитие (материалы к симпозиуму)» М.: Просвещение, 1966.-е. 16−22.
  82. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: МГУ, 1975. -с.343.
  83. В., Сергеев В. Школа прыжка // Легкая атлетика 1994, № 6, с. 10−12.
  84. В.И. Тренажеры юным.-Легкая атлетика, 1974, № 10,с.20.
  85. В.И., Ярошенко В. И., Попов В. И. Тренажеры.-Легкая атлетика, 1978, № 6, с. 11.
  86. В.И., Ярошенко В. И., Попов В. И. Использование тренажерных и других технических устройств в процессе подготовки юных легкоатлетов .М, 1979.-с. 14.
  87. В.А. Алгоритм. Математическая энциклопедия.-М, 1979.-с.225.
  88. В.Л. Спортивная метрология. Тренажеры в спорте. Учебное пособие для студентов институтов физ.культуры. М, 1977 с. 30.
  89. B.C. Программированные ситуации используемые в технических средствах изучения и обучения в единоборствах и спортивных играх //
  90. Програмированное обучение и применение технических средств в спортивной тренировке: Сб. научных, тр.-Минск, 1965.-с.135.
  91. Л. Контроль за подготовкой прыгунов в высоту // Легкая атлетика.-1977.-е. 17.
  92. Харитонова Л.Г., Ковальчук Г. И, Партуха A.M., Захарова В., Суханова Н. Б. Отбор юных прыгунов с шестом: Учебное пособие /Омск. ОГИФК. 1991.-с.46
  93. А.В., Круглый М. М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте.- М.: Медицина, 1977. с. 176.
  94. A.M. Опыт применения метода предписания алгоритмического типа при обучении детей и подростков гимнастическим упражнениям // мастерство гимнаста. М, 1969. — с. 72−79.
  95. A.M. Метод предписания алгоритмического типа // Юный гимнаст .-М, 1973.-е. 115−123.
  96. A.M. Материалы по программированному обучению: Методика преподавания гимнастики в школе .- М.: ЩОЛИФКД974.- Вып.2- с. 68.
  97. В.П. Комплексное применение метода предписания алгоритмического типа, средств наглядности и речи при обучении слепых детей двигательным действиям: Автореф.дис. канд.пед.наук. -М, 1984.-с.26
  98. В.А. исследование информативных показателей физической подготовленности юных легкоатлетов 10−11 лет // Совершенствование подготовки спортсменов и развитие массовой физической культуры.-Челябинск: ЧГИФК. 1989.-е. 174−175.
  99. В.А. Комплексная оценка перспективности юных спортсменов специализирующихся в сложнокоординированных видах легкой атлетики (на примере прыжков с шестом). Автореф.дис. канд. пед. наук -Челябинск 1997.-c.24.
  100. В.А. Особенности физиологических механизмов адаптации юных спортсменов к тренировочным нагрузкам // Совершенствование подготовки спортсменов и развитие массовой физической культуры. -Челябинск: ЧГИФК. 1989.-е. 14−116.
  101. В.А. Тренировочные занятия бок поурочной формы занятий // построение тренировки по годам обучения. Материалы XI Всесоюзной конф. -М.:ВНИИФК. 1987. -с.5−6.
  102. В.М. Обучение и специальные упражнения прыгуна с шестом Легкая атлетика, 1965, № 6. с. 9.
  103. В.М. Осваиваем фиберглассовый шест .- Легкая атлетика,№ 12, С. 11.
  104. Ягодин В. М. Прыжок с шестом. -М.: Физкультура и спорт. 1966.- с. 92 .
  105. Ягодин В. М. Прыжок с шестом. -М.: Физкультура и спорт.- с. 23.
  106. Ягодин В. М. Прыжок с шестом. -М.: Физкультура и спорт. 1978.-е. 96.
  107. Ягодин В. М. Прыжок с шестом. Тенденции и возможности. Легкая атлетика, 1982, № 2, с.8
  108. В.М. Многолетняя подготовка прыгуна с шестом. -М.: Научный атлетический вестник, 2000. -с. 19.
  109. Bocysen М. Thoughts on Shot Put Technique. Track Technique, 1979, 43, p 1365−1366.
  110. Barlow D.A. Kinmatic and kinetic factors involved in pole vaulting. 1973, p. 420−428 .
  111. Bush S. and Weiskopf D. ' The Pole Vault'' Athletic Journal 8−50,1979, p.350−354 .
  112. Bush S. and Weiskopf D. ' Dynamics of trac and fild «Allyn and Bacon 1978, p. 350−354.
  113. BekerT. «Poles and its «. 1979, p. 87
  114. R. » Thechanics of Pole Vault 1979, p. 167.
  115. R. » Thechanics of Pole Vault 1980, p. 179.
  116. Germain A. Une experience de natation.-Edication physique et sport, 1970, p.43−46.
  117. J. ''Fiberglass Controversy in Retrospect» Athlete and Coach, Marh 1970, p.250−264.
  118. Hay S.C. «The Biomechanics of Sports Techniques, Pole Vault «Inc. Englouod Claffs 1973, p. 451−470.
  119. M. 'Dynamics of the Pole Vauit Journal «Biomechanics «1980 No. 11, p. 965−976.
  120. M. «Optimal Human Muscular Control in the Pole Vault roc.33 Annu, Conf. Washington D.C.1980 Vol.22.
  121. S. «Fiberglass Vaulting Thechanics «Track. No.7, 1972 .p.1483.
Заполнить форму текущей работой