Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования готовности специалиста в сфере физической культуры и спорта к профессиональному самосовершенствованию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из направлений исследования было выявление сущности и структурных компонентов профессионального самосовершенствования педагога. С этой целью мы провели теоретический анализ различных подходов к сущности понятий «самообразование», «самовоспитание», «самосовершенствование», «профессиональное самосовершенствование педагога». Мы определили, что профессиональное самосовершенствование педагога… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию
    • 1. 1. Философско-психологические подходы к проблеме профессионального самосовершенствования личности
    • 1. ^.Профессиональное самосовершенствование как педагогическая проблема
      • 1. 3. Педагогические условия актуализации потребности профессионального самосовершенствования

Педагогические условия формирования готовности специалиста в сфере физической культуры и спорта к профессиональному самосовершенствованию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование рыночной экономики и перестройка системы управления в ней касаются не только сугубо экономических процессов, но и коренным образом меняют социальную ситуацию в образовании. Социальные изменения начинают опережать темпы смены поколений. В связи с этим общество испытывает большую потребность в подготовке квалифицированных специалистов с таким способом жизнедеятельности, которая характеризуется готовностью к непрерывному самосовершенствованию, осознанию собственного «Я», способностью на этой основе к быстрой переориентации, к отказу от привычных представлений, к активному восприятию нового, нетрадиционного.

Все выше сказанное относится и к специалистам в области физической культуры и спорта. Любые новаторские идеи и реформы в физической воспитании и спорте могут воплотиться в жизнь только через творчество в деятельности специалистов-практиков, через соответствующие изменения профессионального мышления и поведения последних.

Высшие учебные заведения, готовящие специалистов для сферы физической культуры и спорта, не без успеха решают многие поставленные перед ними задачи, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов для работы в условиях рынка. В первую очередь это достигается за счет открытости, гибкости и высокой эффективности учебно-воспитательного процесса в вузах. Вся система профессиональной подготовки должна соответствовать индивидуальным запросам, возможностям и способностям студентов с одной стороны, и требованиям завтрашнего дня, с другой.

Вместе с тем, многие вузы, готовящие специалистов для данной сферы деятельности, недостаточно четко сориентированы на формирование у будущего специалиста потребности в постоянном самосовершенствовании, «творении» себя как профессионала, мастера педагогического труда. На наш взгляд, основными причинами данного положения следует назвать назревшие в системе профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта несоответствие между сформировавшимся в обществе устойчивым запросом на свободного, мобильного, высококвалифицированного, способного к настоящему самосовершенствованию специалиста и реальным уровнем профессиональной подготовки выпускников ИФК. Такое положение дел во многом обусловлено наличием противоречий, вытекающих из сущности самого процесса обучения в системе высшего профессионального образования. Наиболее значимыми среди них являются противоречия:

— между необходимостью воспитания специалиста, способного систематически повышать свою квалификацию вплоть до радикальной смены профессии и слабым уровнем развития у студентов потребности в самосовершенствовании и саморазвитии;

— между необходимостью формирования у студентов готовности к самоанализу по выявлению уровня саморазвития, притязаний, собственных возможностей, способностей и низким реальным уровнем самопознания студентом собственного «Я» ,.

Проблемами самообразования педагога непосредственно занимались такие исследователи, как Ю. П. Азаров, А. Е. Аргунов, Т. Г. Браже, A.A. Вайсберг, Т. А. Воронова, Г. М. Гнездилов, Д. М. Гришин, А. К. Громцева, С. Б. Елканов, М. М. Заборщикова, В. И. Завьялова, В. И. Ковалевский, Н. В. Кузьмина, O.E. Лебедев, А. Е. Марон, И. Л. Наумченко, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и другие. Ими разработаны теоретические основы самообразования, общая концепция его педагогического стимулирования, определены сущность, особенность и функции самообразования в профессиональной деятельности, обоснована взаимосвязь между самообразованием и эффективностью профессиональной деятельности педагога, исследованы пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию.

В работах В. А. Артемьева, И. П. Глинской, М. И. Донцова, И. И. Кобыляцкого, В. Н. Луканенкова, В. Г. Максимова, О. Д. Полонской, В. А. Сластенина и других рассмотрены вопросы организации самообразования, содержания профессионального самообразования педагога и руководства этим видом деятельности.

Предметом научного исследования стали и отдельные аспекты подготовки будущих специалистов в сфере обучения и воспитания к самообразованию. Так, формированию умений и навыков самообразовательной деятельности посвящены работы Е. П. Голубева, Г. И. Гусева, И. И. Колбаско, П. И. Пидкасистого, А. И. Пискунова и других. Пути и средства формирования готовности будущих специалистов к педагогическому самообразованию получили достаточно полное освещение в работах Т. А. Вороновой, Г. И. Гусева, Н. Д. Ивановой, Т. Е. Климовой, Б. Ф. Райского и других.

Условием успешной подготовки студентов к работе по самосовершенствованию посвящены исследования JI.B. Григоренко, О. Ф. Меженцевапедагогические основы руководства самовоспитанием студентов изучены в исследованиях JI.C. Гарифьянова, Н. И. Дуниной, С. Б. Елканова, C.B. Кабанова и других.

В перечисленных выше работах много ценного, положительного, их критический анализ способствует систематизации знаний, накопленных по исследуемой проблеме, выявлению аспектов, которые отражены в психолого-педагогической литературе. В то же время нами установлено, что вплоть до настоящего времени недостаточно изучены содержание, формы и методы подготовки будущего тренера к целенаправленному планированию и организации деятельности, направленной на совершенствование профессионально значимых качеств, нуждаются в теоретическом обосновании педагогические условия и содержательно-психологическое обеспечение саморазвития тренера, пути совершенствования процесса подготовки студентов институтов физической культуры к профессиональному самосовершенствованию в современных условиях.

Итак, налицо противоречие между настоятельной необходимостью постоянного самосовершенствования педагога и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы подготовки будущего тренера к такой работе.

Вышеизложенное послужило основанием определения темы исследования: «Педагогические условия формирования готовности специалиста в сфере физической культуры и спорта к профессиональному самосовершенствованию» .

Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий, путей и средств, повышающих эффективность подготовки специалиста в сфере физической культуры и спорта к профессиональному самосовершенствованию.

Гипотеза исследования основывается на предположении, согласно которому эффективность подготовки специалистов в области физической культуры и спорта к профессиональному самосовершенствованию повысится, если:

1) сформировать у студентов положительную установку на систематическую работу по развитию профессионально значимых личностных качеств и овладение умениями и навыками творческой самообразовательной и самовоспитательной деятельности;

2) использовать целостную систему формирования готовности будущих тренеров к профессиональному самосовершенствованию в учебном процессе вуза;

3) обеспечить соблюдение ряда психолого-педагогических условий, выявленных автором, которые способствовали бы эффективному функционированию этой системы.

Объектом исследования являлся учебно-воспитательный процесс в системе высшего физкультурного образования.

Предметом исследования служила подготовка будущего тренера к профессиональному самосовершенствованию в системе высшего физкультурного образования.

Задачи исследования:

— изучить состояние проблемы профессионального самосовершенствования педагога в целом и тренера в частности в современной российской и зарубежной педагогической теории и практике;

— раскрыть сущность, особенности, структуру, основные направления профессионального самосовершенствования тренера;

— разработать критерии уровня готовности будущего тренера к профессиональному самосовершенствованию и психолого-педагогические условия ее формирования;

— экспериментально проверить эффективность научно-методических рекомендаций исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские положения об активности и ведущей роли личности в процессе саморазвитиясистемно-структурный и личностно-деятельностные подходы к изучению педагогических явлений и процессовидеи и принципы профессионализма, формирования педагогического мастерства, труды известных педагогов, психологов Б. Г. Ананьева, С. И. Архангельского, Л.С.

Выготского, И. Ф. Гоноболина, Н. Ф. Добрынина, A.C. Макаренко, C.JI. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского и других, а также психологические теории личности и ее формирования, самовоспитания и саморазвития педагога, педагогического творчества и др. (В.И. Загвязинский, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Ю. Н. Кулюткин, В. Г. Куценко, А. Н. Леонтьев, К. П. Платонов, Н. П. Раченко, Л. И. Рувинский, В. А. Сластенин, И. Ф. Спирин, Н. И. Щербаков и другие).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1) раскрыты сущность, структура, функции, основные направления профессионального самосовершенствования тренера в современных условиях;

2) выявлены психолого-педагогические условия, повышающие эффективность процесса подготовки студентов к творческой самообразовательной и самовоспитательной деятельности;

3) определены критерии готовности будущих тренеров к профессиональному самосовершенствованию.

Практическая значимость исследования определяется реализацией деятельностного подхода к формированию у будущего тренера в процессе обучения в вузе готовности в профессиональном самосовершенствовании, в основании чего лежат сформулированные автором специфические педагогические условия. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы высшей школы, при разработке спецкурсов, в системе повышения квалификации тренерских кадров.

Разработанные автором научно-методические рекомендации позволяют с учетом специфики профессиональной деятельности определить содержание, формы и методы профессионального саморазвития выпускников физкультурных вузов, осуществить оценку их готовности к данной деятельности, определить эффективность процесса профессионального самосовершенствования в учебном процессе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность, структура, основные направления профессионального самосовершенствования тренера;

2. Критерии сформированности у будущего тренера готовности к профессиональному самосовершенствованию;

3. Психолого-педагогические условия успешной реализации системы формирования готовности будущих тренеров к профессиональному самосовершенствованию.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования обсуждены на занятиях методических объединений при МГФСО, институте повышения квалификации РГАФК, ВШТ РГАФК, на заседаниях кафедр Общей и специальной педагогики и Психологии РГАФК.

Результаты исследования использовались при разработке основных курсов по педагогике, а также таких спецкурсов, как «Основы спортивной конфликтологии», «Педагогические аспекты профессионального взаимодействия», «Спортивный имидж», «Педагогическое мастерство тренера».

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психологии и педагогики, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, проверкой и обработкой результатов эксперимента методами математической статистики.

ВЫВОДЫ.

Полученные в ходе исследования результаты подтвердили гипотезу в целом и позволили сделать следующие выводы:

1. Профессиональное самосовершенствование педагога-тренера — это целенаправленная, систематическая, высокоорганизованная и творческая деятельность учителя, которая заключается в самостоятельном углублении и расширении профессионально-педагогических знании, развитии педагогических умений и способностей, профессионально-значимых качеств личности, имеющая своей целью непрерывный рост педагогического мастерства и личностное совершенствование.

2. Основными структурными элементами профессионального самосовершенствования тренера являются: 1 / самообразование педагога- 2 / самовоспитание педагога- 3 /развитие профессионального самосознания педагога.

3. Система формирования готовности студента к профессиональному самосовершенствованию включает в себя три уровня подготовленности будущего учителя к профессиональному самосовершенствованию: имитирующий, интерпретирующий и творческий.

4. Одной из важнейших задач подготовки будущего тренера в современных условиях является формирование у студентов положительной установки на работу по саморазвитию профессионально значимых качеств своей личности и овладение умениями и навыками творческой самообразовательной и самовоспитательной деятельности.

5. Критериями эффективности системы формирования готовности будущих тренеров к профессиональному самосовершенствованию являются отличительные признаки, по которым можно судить о ее достижениях. Целью и результатом данной системы является готовность студентов к осуществлению самообразования и самовоспитания.

6. Готовность к профессиональному самосовершенствованию представляет собой интегративное личностное свойство будущего тренера, характеризующееся наличием системы профессионально-педагогических знаний и умений, сформированных самообразовательных и самовоспитательных умений, профессионального самосознания, убежденности в социальной и личностной значимости профессионального самосовершенствования. Основным критерием развития этого качества личности будущего тренера является продвижение студента от имитирующего уровня этой деятельности к интерпретирующему, а от него к творческому.

7. К показателям, характеризующим состояние готовности будущего тренера к профессиональному самосовершенствованию, относятся:

— система усвоенных студентом профессионально-педагогических знаний и умений;

— умение студента работать с источниками профессионально-педагогической информации;

— уровень сформированности педагогического мышления;

— степень сформированности профессионального самосознания;

— познавательная активность и самостоятельность;

— организационно — управленческие умения.

8. Формирующий эксперимент показал, что студенты экспериментальных групп продемонстрировали более качественное и быстрое продвижение от имитирующего уровня готовности к профессиональному самосовершенствованию к интерпретирующему, а от него к творческому, чем студенты контрольных групп.

Таким образом, формирующий эксперимент продемонстрировал правильность и эффективность выбранного нами подхода к процессу формирования готовности будущего тренера к осуществлению профессионального саморазвития.

9. Опытно-экспериментальная работа позволила выделить ряд педагогических условий, повышающих эффективность подготовки студентов к осуществлению самообразования и самовоспитания:

— комплексный подход к организации учебной деятельности студентов;

— создание благоприятной творческой атмосферы;

— формирование установки на непрерывный профессиональный и личностной рост;

— индивидуальный подход к студенту, умение тактично и настойчиво руководить процессом его работы над собой;

— материальное и методическое обеспечение процесса формирования готовности будущих учителей профессиональному самосовершенствованию;

— внесение необходимых корректив в учебные планы институтов физической культуры;

— использование разнообразных путей, форм, методов взаимосвязи учебной и вне учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Усложнение задач и содержания воспитания молодежи в период сложнейшего и противоречивого развития страны обусловливают повышение требований к личности тренера. Становление педагога-мастера начинается в студенческие годы и тем интенсивнее оно проходит, чем больше усилий прилагается студентом в овладении психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, теорией и методикой работы по избранной специальности, в выработке необходимых качеств личности. Активная позиция студента по отношению к своей личности, к своей будущей профессии — важнейшее условие профессионального самосовершенствования будущего тренера.

Важнейшая задача современного вуза — помочь студенту раскрыть свою индивидуальность, развить его творческую самостоятельность, реализовать внутренние резервы самосовершенствования будущего специалиста.

Если в реальном учебно-воспитательном процессе профессиональное самосовершенствование педагога обусловлено повседневными потребностями физкультурно-спортивной практики, то в условиях обучения студентов в вузе подготовка к профессиональному самосовершенствованию является относительно самостоятельной проблемой подготовки тренера в современных условиях.

Исследование было направлено на разработку новых путей, средств, способов организации учебного процесса, которые могли бы способствовать формированию готовности будущих тренеров к осуществлению непрерывного профессионального саморазвития.

Одним из направлений исследования было выявление сущности и структурных компонентов профессионального самосовершенствования педагога. С этой целью мы провели теоретический анализ различных подходов к сущности понятий «самообразование», «самовоспитание», «самосовершенствование», «профессиональное самосовершенствование педагога». Мы определили, что профессиональное самосовершенствование педагога — это целенаправленная, систематическая и творческая деятельность, которая заключается в самостоятельном углублении и расширении профессионально-педагогических знаний, развитии педагогических умений и способностей, профессионально-значимых качеств личности, имеющая своей целью непрерывный рост педагогического мастерства и личностное совершенствование.

Эта деятельность органически включает в себя самостоятельный поиск тренером научно-педагогической информации и использование ее на практике (самообразование), приспособление своих индивидуальных особенностей к требованиям профессии (самовоспитание), осознание себя как субъекта профессиональной деятельности (профессиональное самосознание). Таким образом, ее структурными компонентами являются: 1) самообразование педагога- 2) самовоспитательная деятельность педагога- 3) развитие профессионального самосознания педагога.

Разработанная нами система подготовки специалистов в области физической культуры и спорта к профессиональному самосовершенствованию включает в себя три взаимосвязанных блока: теоретическую, практическую и психологическую подготовку к этой деятельности. Конкретной целью системы является определенный шаг в развитии личности студента, проявляющийся в его деятельности по решению профессионально-педагогических задач и заданий, имитирующих самообразование и самовоспитание, способствующих развитию профессионального самосознания. Каждый блок подготовки содержит методологические, теоретические, методические и практические задачи.

Система формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию имеет уровневый характер. Экспериментальная работа со студентами позволила выделить имитирующий, интерпретирующий и творческий уровни готовности и описать основные характеристики студентов, находящихся на каждом уровне.

Следующим направлением нашего исследования было выявление критериев сформированности у тренера готовности к профессиональному самосовершенствованию. Готовность мы определили как личностное свойство педагога-тренера, благодаря которому он может успешно осуществлять свои профессиональный рост.

К показателям, характеризующим состояние готовности тренера к профессиональному самосовершенствованию, мы отнесли: 1) наличие системы усвоенных студентом профессионально-педагогических знаний и умений- 2) умение студента работать с источниками профессионально-педагогической информации- 3) уровень сформированности педагогического мышления- 4) степень сформированности профессионального самосознания- 5) познавательную активность и самостоятельность- 6) организационно-управленческие умения.

Экспериментальное обучение студентов проводилось в условиях учебного процесса академии. В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась и корректировалась разработанная нами методика организации самообразования, самовоспитания, формирования профессионального самосознания студентов.

Практическое воплощение разработанной нами системы осуществлялось по трем основным направлениям: 1) организация учебной деятельности студентов- 2) самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя- 3) целенаправленное руководство педагогической практикой.

В каждом из направлений мы выделили 3 основные задачи: а) теоретическую подготовку, предполагающую формирование опорных знанийб) практическую подготовку, т. е. формирование системы умений и навыковв) психологическую подготовку, включающую формирование у студентов положительной установки по отношению к профессиональному саморазвитию.

Основным средством подготовки студентов к непрерывному самообразованию и самовоспитанию выступила система задач и заданий.

В чем преимущества предлагаемой системы? Во-первых, эта система не нарушает естественного хода учебного процесса и обеспечивает достаточно высокий уровень подготовки студентов к деятельности, направленной на непрерывный профессиональный и личностный рост.

Во-вторых, она дает возможность каждому студенту осознать свои индивидуальные особенности, реализовать внутренние резервы самосовершенствования, проявить творческие профессиональные способности.

В-третьих, система позволяет преподавателю целенаправленно и систематически осуществлять работу по развитию у будущих специалистов умений и навыков: а) профессионального самоанализа и саморефлексииб) самообразовательной и самовоспитательной деятельностив) творческого подхода к решению педагогических задачг) регулирования профессионального самочувствия.

В-четвертых, данная система способствовала созданию благоприятной творческой атмосферы в учебном процессе и качественно нового уровня педагогического общения, основанного на взаимной заинтересованности и доверии.

В ходе экспериментального исследования были выявлены педагогические условия, повышающие эффективность подготовки студентов к профессиональному самосовершенствованию. К ним мы относим: 1) комплексный подход к организации учебной деятельности студентов- 2) создание благоприятной творческой атмосферы- 3) формирование установки студента на непрерывный профессиональный и личностный рост- 4) индивидуальный подход к студенту, умение тактично и настойчиво руководить процессом его работы над собой- 5) материальное и методическое обеспечение процесса формирования готовности будущих тренеров к профессиональному самосовершенствованию- 6) внесение необходимых корректив в учебные планы физкультурных вузов- 7) использование разнообразных путей, форм, методов взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания. //Вопр. философии.- 1998. № 6. — С.58−66.
  3. Л.А. Педагогическая этика в системе профессиональной подготовки // Пути совершенствования педагогического образования: Межвузовский сборник научных трактатов. Чебоксары, 1988. — С.67−70.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-330 с.
  5. А. Понять природу человека. -М., 1997.- С.25−29.
  6. В.Е. Педагогика любви и свободы. -М., 1994.- С.280−286.
  7. В.Е. Путь к счастью и успехам в жизни. Уроки самовоспитания и самосовершенствования. -Спб.: Музыка, 1993.-С. 28−46.
  8. АйзенбергА.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1986. — 128 с.
  9. А.К. Социальная политика: региональные аспекты. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. -378 с.
  10. Активные методы обучения при подготовке специалистов по ФК и С.-Метод.рек. для студентов и проф-препод. состава ИФК.-Львов, 1988.-24 с.
  11. .С. Беседы о самовоспитании. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Знание, 1977.- 176 с.
  12. Ю.А. Познай и преодолей себя. (Наедине со всеми.)-М.: Профиздат, 1992. 56с.
  13. Аминов Н. А" Смятских А. Л., Янковская H.A. Некоторые вопросы эффективности развития средних профессиональных учебных заведений// Среднее профессиональное образование.-1998.- № 9.- С.23−31.
  14. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. А. Л. Бодалева и др. -М: Педагогика, 1980.- т.2. 287 с.
  15. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  16. А. Психологическое тестирование, (пер.с англ.) М.: Педагогика, 1982. -318 с
  17. В.А. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд — во КГУ, 1988. — 238 с.
  18. В.И. Интенсификация творческой деятельности студентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та., 1990. -197 с.
  19. А.П. Сочетание педагогического контроля и самоконтроля в обучающих играх при профессиональной подготовке студентов институтов физической культуры.- Автореф. к.п.н., М.: 2000 г., 22 с.
  20. Л.И. К психологии личности, как развивающейся системы. -М.: Наука, 1981. -С.5−20.
  21. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  22. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности -М: Мысль, 1976.-158 с.
  23. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд. МГУ, 1979.- 151 с.
  24. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  25. А.Г. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1990. -367 с.
  26. Г. А., Киршева Н. В., Неверкович С. Д. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке физкультурных кадров. Метод.рек. для студ. и препод. ГЦОЛИФКа. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990. 36 с.
  27. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  28. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? Кн.для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 174 с.
  29. Белкин E. J1. и другие. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью / Ярославский государственный педагогический институт. Ярославль, 1974. -176 с.
  30. H.A. Самопознание. М.: Изд-во «ДЭМ». 1990. — 335 с.
  31. В.П. Персонифицированное образование// Педагогика.-1998.-№ 2.-С. 12−17.
  32. .Н. Человек: пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.-293с.
  33. B.C. От наукоучения к логике культуры.- М.: Политиздат, 1991.-413с.
  34. И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973.-270 с.
  35. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд — во Рост, ун — та, 1983. — 173с.
  36. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд. МГУ, 1982.-199 с.
  37. A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 384 с.
  38. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. / Сб. науч. трудов.-М., 1991.-С. 3−26.
  39. Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж, 1996.-260 с.
  40. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  41. В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  42. Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М.: Знание, 1983.-80 с.
  43. Н.Д. Самосовершенствование человека как философская проблема: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1991. — 16 с.
  44. . С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопр. психол.-1993. -№ 1.- С.8−12.
  45. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996.- 400 с.
  46. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  47. Л.П. Культура, культурология, образование. (Материалы круглого стола) // Вопр. филос.- 1997. -№ 2.- С.3−57.
  48. В.Г. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  49. Варданян Гурген Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институтах физической культуры. Автореф.. к.п.н., М.: 1998., 24 с.
  50. В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе.-Киев: Вища школа, 1979. -215 с.
  51. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев: Вища школа, 1979.-176 с.
  52. С. Г. Литвинова Н.Т. Симонова Т. М. Особенности профессионального становления молодых учителей // Советская педагогика.- 1984. № 4.-С. 76−81.
  53. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  54. В.В. Развитие творческих способностей на основе реализации деятельностного подхода в игровом обучении при подготовке специалистов в институтах физической культуры. Метод.рек. для студ. и слуш. ФПК ГЦОЛИФКа., М.: 1992., 38 с.
  55. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования: Тематический сб.науч. тр. / Челябинский политехи, ин -т- под ред. Г. Н. Серикова. -Челябинск, 1987.- 149 с.
  56. Т.А. Формирование у студентов готовности у педагогическому самообразованию в условиях университета: Дис.. кандидата педагогических наук. Л., 1986. — 280 с.
  57. Л.С. Педагогическая психология.(Под ред. В.В. Давыдова) -М.: Педагогика, 1991, 479 с.
  58. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. -504 с.
  59. Л.Ф. Ценностно-ориентированное обучение на ФПК. //Сб.науч. статей. Хабаровск, 1997.- С. 50−53.
  60. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд — во МГУ, 1988.-255 с.
  61. P.B. Моделирование в познавательной деятельности студентов. -Казань: Изд во Казан. Ун — та, 1983. -109 с.
  62. P.C. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань: Изд — по Казан, ун — та, 1978. — 181 с.
  63. В.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Автореф дис. канд. пед. наук. Киев, 1990. -18 с.
  64. Г. Философские истории. Соч., -М.: Мысль, 1974,-т.З.- 368с.
  65. Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. М.:Высш.школа, 1992.-143 с.
  66. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол.- 1994.- № 3.- С. 43−52.
  67. А.И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей в системе повышения квалификации: Автореф дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1994.-19 с.
  68. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы: Сб. статей / Под ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. М.: Изд — во АПН СССР, 1962. — С. 232−274.
  69. Г. Д. Учитесь управлять собой. -Л.: Об-во «Знание» РСФСР, 1976.-32 с.
  70. Л.К., Михайлова А. П. Активизация познавательной деятельности студентов в учебном процессе // Вопросы формирования личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. Рязань, 1978. — С. 77−95.
  71. Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат. 1991. -320 с.
  72. А.К. Самообразование как социальная категория: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1976. — 88 с.
  73. A.K. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин -тов. М: Просвещение, 1983. — 144 с.
  74. В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности//Вопр.филос. 1997.-№ 9.- С. 96−118.
  75. Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения //Среднее профессиональное образование, 1998.- № 5, — С. 21−27.
  76. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного систематического подхода. / Монография./ М.: Школа, 1994.-С. 68−172.
  77. В.В., Кудрявцев В. Г. Развивающее образование, теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр.психол. 1997. — № 7. — С.3−19.
  78. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.240 с.
  79. В.В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. О функции рефлексии в игровом обучении руководителей. Вопр.псих., 1990, № 3, с. 76−85.
  80. Г. Г. Социально- политическая психология. М.: Новая школа, 1996.-352 с.
  81. И.А. Самовоспитание личности: Филос.-этич. проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  82. В.Н. Психология интеллекта // Педагогика.- 1998.- № 2.- С. 3237.
  83. Н.И. Профессионально-педагогическое самовоспитание студентов: Автореф дис. канд. пед. наук. Рязань, 1975. — 22 с.
  84. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1976. -176 с.
  85. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -143 с.
  86. Е.Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей: Автореф дис. канд. под. наук. Л., 1983. — 16 с.
  87. М.М. Самообразование молодого учителя как условие совершенствования его профессиональной деятельности: Автореф дис.. канд. пед. наук. Л., 1988. -19 с.
  88. ЗагвязинскийВ.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  89. А.В. Генезис самооценки. Автореф. докт.дис. -М., 1989.-34с.
  90. Г. П. Рефлексия как основа функциональных позиций саморазвития индивида в образовательном процессе./ Сб.науч.статей. Хабаровск, 1977.- С. 53−55.
  91. В.П. Как возникает чувство доверия// Педагогика, 1998.-№ 6.- С. 27−35.
  92. В.П. Культура и духовность (Материалы «Круглого стола»). // Вопр.филос. 1996. — № 2. — Юс.
  93. В.П. Проблемы психологии развития //Вопр.психол. 1992. -№ 3−4. -С. 51.
  94. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 208 с.
  95. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -462 с.
  96. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. Вып. 1. — 72 с. — Вып. 2. — 88 с.
  97. Кабанова-Меллер Е. И. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1982.-96 с.
  98. C.B. Самовоспитание в системе воспитательной работы со студентами педагогического вуза: Автореф дис.. канд. пед. наук. M.: МГПИ, 1980.- 16 с.
  99. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1998. -С.20.
  100. Как построить свое «Я». / Под ред. П. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.-131 с.
  101. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.-140 с.
  102. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  103. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  104. П.Ф. Педагогический процесс. Избр.пед.соч. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  105. A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки//Педагогика.- 1998.-№ 2-С. 17−22.
  106. В.К., Алексеев БЛ. и др. Теоретические и прикладные аспекты научно-педагогических исследований. Чебоксары: Чуваш, книж. изд-во, 1994.-254 с.
  107. В.К. и др. Основы профессионального самосовершенствования педагога: Конспект лекций. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993.
  108. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 244 с.
  109. Н.В. Проведение дидактических игр в подготовке и повышении квалификации физкультурных кадров. Метод.рек.- Днепропетровск, 1990. -24 с.
  110. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Изд. Феникс, I996.-C.40−282
  111. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Метод, реком. Магнитогорск: МГПИ, 1995, 49 с.
  112. А.Г. Личность воспитывает себя.- М.: Политиздат, 1983.-256 с.
  113. С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. — 297 с.
  114. A.M. Об отношении к учению. //Специалист. -1992. № 1.-С.13−16.
  115. Л.А. Цель и смысл жизни человека. -М:3нание, 1984.- с. 36−37
  116. Г. М. Сущность профессионального самообразования // В кн.: Профессиональное творчество педагога: Матер, научно-практ. конф. 20−21 октября 1994. -М.: ИП и ПК РАО, 1994. 128 с.
  117. В.Н. Психологический анализ самосознания учителя: Автореф дис. канд. под. наук. Л., 1980. — 18 с.
  118. В.Н. Самообразование и самооценка учителя // Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. / Редкол.: Г. С. Сухобская (отв.ред.) и др. / М.: АПН СССР, 1986. — С. 19−27.
  119. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М&bdquo- 1991. С. 62−63.
  120. Я.Л. Человек: профессия. М.: Просвещение, 1986. -223 с.
  121. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  122. И.М., Сухарев A.B. Методологические обоснования зарубежных теорий профессионального развития. // Вопр. психол. 1989. -№ 5. -с. 158−164.
  123. С.В., Кривошеев В. А. Педагогическая рефлексия начинающих учителей: Тез. докл. к VII съезду общества психологов СССР. -М., 1989.-С. 63.
  124. JI.B. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической подготовленности студентов педагогических институтов к профессиональной деятельности: Автореф дис.. д ра пед. наук. -Кривой рог, 1987. — 48 с.
  125. O.A. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект)// Вопр.психол.-1995.-№ 1.-С.5−13.
  126. Краткий словарь по философии / Под ред. И. В. Блауберга, И.К. Пон-тина. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. — 431 с.
  127. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986, — 336 с.
  128. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
  129. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: 06-во «Знание» РСФСР, 1985. — 32 с.
  130. Л.Н. Инновационная деятельность в образовании фактор личностного саморазвития педагога //Управление в образовании: теория, практика, перспективы. Межвуз-кий сб.науч.ст. — Хабаровск, 1996.1. С.12−16.
  131. Л.Н. Проблемы саморазвития личности как основа методологии воспитания и образования // Сб.науч.тр. -Комсомольск-на-Амуре, 1994. -С. 8−12.
  132. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  133. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. M.: Педагогика, 1979. — 232 с.
  134. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск: Нар. асвета, 1972. — 136 с.
  135. О.В. Самообразование молодого учителя // Народное образование. 1988. — № 8.- С. 84−89.
  136. В.И. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 207 с.
  137. В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. -Изд. обновл. М.: Знание, 1990. — 253 с.
  138. K.M. Основы педагогической деонтологии: Учеб. пособие для высш. шк. М.: Наука, 1994. — 192 с.
  139. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству: Дис. канд. под. наук. Минск, 1992. — 178 с.
  140. В.А., Буева Л. П., Межуев В. М., Рабинович В. Л., Гарджа В. И. Культура, культурология, образование (материалы круглого стола)// Вопр.филос. 1997.- № 2. — С. 3−57.
  141. И.М. Повышение эффективности учебно-познавательной деятельности студентов института физической культуры с помощью комплекса наглядных средств обучения. Автореф. к.п.н., М.: 1994., 23 с.
  142. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. М.: Политиздат, 1977. — 179с.
  143. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу. //Вопр. психол.- 1987. № 3. — С. 150−158.
  144. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопр.филос. 1996. — № 4. — С. 15−27.
  145. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф дис. д-ра под. наук. М., 1971. — 48 с.
  146. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество.- М.: Наука, 1969. С. 413−418.
  147. Н. Что такое личность// Вопр.филос. 1998.- № 2.- с.54−65.
  148. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -M.: Педагогика, 1991. 295 с.
  149. Э., Холли К. Управление самостоятельной работой студентов и проблемы ее исследования // Севр. высш. шк. 1984. — № 4. — С. 103−113.
  150. А.Т. Задачи по профессиональной педагогике: Учебное пособие для школы, педагогических работников профтехобразовния. М.: Высшая школа, 1987. — 166 с.
  151. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.-С. 14−307.
  152. Т. А. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов института физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин. Автореф. к.п.н., М.: 1994., 23 с.
  153. А.К. Психология труда учителя. -М.:Просвещение, 1993. -190 с.
  154. А.К. Педагогические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  155. А. Психология бытия. М., 1997. — 207 е.
  156. .Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Изд. Школа-пресс, 1994. -С. 13−94.
  157. М.И. Проблемы обучения: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367с.
  158. С.П., Вязникова Л. Ф. Рефлексивное управление: размышления о сущности// Управление в образовании: теория, практика, перспективы. Межвузовский сб.науч.ст. Хабаровск, 1996. — С.37−41
  159. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека. // Вопр.психол. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  160. В.И. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера. // Вопр. психол. 1975.- № 5.- С. 110−122.
  161. А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск: Под. ин-т, 1991.-172 с.
  162. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  163. О.П. Развитие общепедагогических умений молодого учителя Автореф дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 21 с.
  164. А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972.- 190 с.
  165. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулютина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.- 102 с.
  166. В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 365 с.
  167. С.Д. ОИИ в практике подготовки специалистов ИФК. Метод.рек. для препод., слуш. ВШТ, ФПК в ИФК М.: ГЦОЛИФК, 1988.-32 с.
  168. С.Д., Волков В. В., Киршева Н. В. Сборник. Активные методы обучения в ИФК. М.: ГЦОЛИФК, 1989. — 15 с.
  169. О.Ф. Самоопределяемость, свобода ядро человеческой индивидуальности. // Проблемы русской духовности и современность. -Хабаровск, 1993.-160 с.
  170. P.A. Дидактические основы активизация учебной деятельности студентов. • Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. • 302 с.
  171. Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высш. шк. 1983. — № 8. — С. 26−32.
  172. Е.П., Харламенкова Н. Е. Самоутверждение человека// Вопр.филос., 1997.-№ 9.-с. 96−118.
  173. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования. //Педагогика.- 1998.- № 3.- С. 11−18.
  174. А.Н. Приглашение к творчеству: Некоторые проблемы формирования специалиста творца в условиях высшей школы. — Львов: Изд-во Львов. ун-та, 1970. — 164 с.
  175. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я в человеке. //Вопр.психол.- 1995.- № 2. С.5−19.
  176. И.Н. Социально-педагогические условия формирования активности личности педагога: Автореф дис. канд. пед. наук. Л., 1986.-16с.
  177. А.К. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопр. психол. 1996. — № 1. — С.5−20.
  178. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся//Вопр.психол, — 1992.-№ 1−2.-С. 52−60.
  179. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. -302 с.
  180. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-топ / Под ред. Ю. К. Бабанского. M.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  181. Педагогическая культура современного учителя: Сб. науч. тр. / Под ред.
  182. B.Г. Максимова. Чебоксары: ЧГСХА, 1997. — 282 с. — Челябинск, 1992. — 403 с.
  183. A.B. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С.427−431.
  184. A.M. Магистральные пути обновления школы. Хабаровск, 1993.
  185. П.И., Пасекунов А. Е. Навыки самообразования важная цель обучения // Вестник высшей школы. — 1987. — № 4. — С. 31−34.
  186. В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. 1997. — № 5. — С.97−103.
  187. М.У. Организация учебного труда студентов. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1982. — 142 с.
  188. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. школа, 1981.-175 с.
  189. М.Л. Педагогическое мастерство учителя и пути его формирования //Советская педагогика. 1977.- № 3. — С. 84−91.
  190. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  191. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-78 с.
  192. И.Р. Философия нестабильности // Вопр.филос. 1991. -№ 6.1. C.46−52.
  193. Психолого-педагогическая диагностика личности учителя /Сб.методик для организаторов образования, Хабаровск, 1993. 53с.
  194. И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение,. 1989. — 237 с.
  195. A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопр.психол. 1988. — № 1. — С. 83−88.
  196. И.Н., Копаев В. П., Прохорова М. В., Фомин Ю. А. Деловые игры в подготовке специалистов по ФК и С. Метод.разр. для препод., слуш. ФУС и студ. ГЦОЛИФК. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1983. — 37 с.
  197. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  198. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-С.77−171.
  199. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990.-№ 1.-С. 164−168.
  200. Российская педагогическая энциклопедия под ред. В. В. Давыдова. Т.1 -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 607 с.
  201. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. 740 с.
  202. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-289 с.
  203. С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопр.филос.- 1989.-№ 4.- С. 88−96.
  204. РувинскийЛ.И. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. -С. 6−87.
  205. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  206. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1982.-143 с.
  207. В.Я. В сфере взаимодействия преподавателя и студента // Вести, высш. школы. 1980. -№ 12.-С. 19−21.
  208. В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. — № 2.- С. 28−32.
  209. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопр.психол. 1983.- № 2. — С. 3542.
  210. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки сту-дунтов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991.- 232 с.
  211. Т.С. Обучение студентов рефлексии при решении педагогических задач // Совершенствование профессиональной подготовки студентов в процессе решения профессионально-педагогических задач: Меж-вуз. сб. науч. тр. Смоленск, 1983. — С.33−41.
  212. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Межд. пед. академия, 1995. -192 с.
  213. П.В. Междисциплинарная концепция человека.- М.:3нание, 1989.-63 с.
  214. Н.Ф. Особенности педагогической подготовки тренера в системе высшего физкультурного образования. Автореф.к.п.н., М.: 1991.-24 с.
  215. М.Н. Совершенствование процесса обучения. • М.: Педагогика. 1971.-208 с.
  216. В.К. Пути совершенствования форм и методов самообразования учителей. Киев: Знание, 1982. — 48 с.
  217. В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования / Моск. гос. пед. ин-т. М. — 1980. -133 с.
  218. Словарь-справочник «Человек и общество» (философия) / Авт. сост. И. Д. Коротец и др., Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 498 с.
  219. О.В. Психолого-педагогические проблемы профессионального саморазвития личности будущего учителя / Сб.науч.ст., Хабаровск, 1997.-С.59−61
  220. Сорокин П. А, Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  221. В.Е. Новое содержание образования Выращивание «Я -позитивной концепции» / Материалы пед.конференции. — Якутск, 1988. -С. 40−45.
  222. С.С. Психологический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 68 с.
  223. Л.А. Историзм как принцип современного научного познания: гуманистическая традиция в педагогике // Управление в образовании: теория, практика, перспективы. Межвузовский сборник научных статей. -Хабаровск, 1996. С.3−6.
  224. Л.А. Философия воспитания и образования в системе духовных ценностей современной цивилизации // Сб.науч.ст. Хабаровск, 1996.-С. 168−174,181−182.
  225. В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1979. -С. 19−33
  226. Г. Н. Животворящая сила: Помоги себе сам / Предисл. В. И. Вьюницкого /. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 416 с.
  227. Н.Ф. Управлением процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1980.-46 с.
  228. И.Г. Становление педагогического мастерства будущего учителя в процессе развития его рефлексивной позиции: Дис .канд. пед. наук. -Одесса, 1989. 137 с.
  229. A.C. Изучение учителем результатом своей деятельности как фактор самосовершенствования: Дис. канд. пед. наук. Л., 1982.-247 с.
  230. Д.Н. Психологические исследования.М.:Наука, 1996.-451 с.
  231. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И Рувинского. М.: Педагогика, 1987. — 154 с.
  232. К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1996.-Т. 4.-525 с.
  233. П.А. Избранные труды по искуству. М.: Изо-брю.искусство. 1996 .- 490 с.
  234. С.Л. Смысл жизни //Вопр.филос.-1990.- № 6. С. 68−132.
  235. С. Избранные педагогические сочинения.-М.: Прогресс, 1990 .-304с.
  236. Э. Анатомия человеческой деструктивности. (Пер.с англ)-М., Назрань: ACT, 1998.- 670 с.
  237. Г. И., Назаркина Н. И. Научные основы эффективного сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности студентов в обучающих играх. Научн.разр. для препод., слуш. ФПК и ВШТ, аспирантов. М.: ГЦОЛИФК, 1996.- 28 с.
  238. Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопр.психол. 1997. — № 3. — С 14.
  239. Г. А., Мастеров В. М. Психология саморазвития. М.: Интерпранс, 1995. — 288 с.
  240. И.А. Факторы профессионального самосовершенствования учителя // Фундаментализация образования в современном обществе: Матер. Росс, науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во «Восточный университет», 1998.-С. 96−97.
  241. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Медицина, 1977.-144 с.
  242. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. //Вопр.психол. 1995. — № 3. — С. 116−132.
  243. JT.E., Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика.- 1998.-№ 1.-С. 9−17.
  244. Т. Социальная работа как культурный феномен современности//Вопр.филос. 1997.-№ 11.-С. 55−73. 1992. — 447 с.
  245. Г. А. Особенности самовоспитания молодых специалистов в области педагогики: Дне. канд. под. наук. М&bdquo- 1989. — 220 с.
  246. E.H. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−84.
  247. B.C. Философские подходы к педагогической теории. //Сов. педагогика. 1990. -№ 12. — С.60−64.
  248. Г. П. и др. Педагогика и логика/ Сб. -М.:Касталь: ТОО «Междунар.журн. „Магистеризм“», 1993. -412 с.
  249. Г. П. Педагогика свободы //Кентавр. Очерки по философии образования. М., 1993. — № 1. -18 с.
  250. А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1987.- 266 с.
  251. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении-М.: Просвещение, 1984. -173 с.
  252. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М: Просвещение, 1986. -144 с.
  253. Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М.: Тривола, 1994. -166 с.
  254. Д.Б. Избранные психологические труды/под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко/. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  255. Энциклопедия практического самопознания / Сост. предисл. и ко-мент. А. И. Красило. М.: Междунар. пед.акад., 1994. — 346 с.
  256. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высш. школа, 1982. — 283 с.
  257. Юнг К. Исследование феноменологии самости: (перевод). -М.:РЕФЛ-бук, Киев: Ваклер, 1997. 330 с.
  258. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопр. психол.- 1995.- № 2.- с.28−3 8.
  259. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопр. психол. 1994. — № 2. — С.
  260. Н.М. Теоретическая и практическая подготовка будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис.. д-ра пед. наук.
  261. Cohn M.M.a.oth. То be a teacher: Cases, Consepts, Observation Guides /М.М. Cohn, R.B. Kottkamp, E.F. Provenzo. New York: Random House, 1987.-451 p.
  262. Wenge Ch" Wenge H. Anregen zum aktiven Lemen: Z. Gestaltung von Einftihriings phases iin Unterricht. — Berlin: Volk u. Wissen, 1989. — 96 S.
  263. Buber M. and Rogers C. Transcription of dialogue held. Ann Arbor, Mich., Unpublished manuscript.
  264. Fiedler F.E. A comparicon of therapeutic relationships in psychoanalytic non-directive and Adierian Therapy. J. Consult. Psychol. 1950. — P. 14,45−436.
  265. Franke V. Man’s search for meaning- an introduction to logotherapy. -Boston, 1963.-P. 186−187.
  266. Gold G.H. Affective behaviorism: a synthesis of humanism and behaviorism with children// Humanism and Behaviorism: Dialogue and Growth. -P. 253 264.
  267. Lewin K., Dembo T., Festinger L., Sears P. Level of aspiration// Personality & the Behavior disorders. N.Y., 1944. — P. 333−379.
  268. Maslow A.H. Motivation and Personality. Harper and Bros., 1954. -207p.
  269. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80's. N.Y., 1984.
Заполнить форму текущей работой