Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: На примере дзюдо

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, включающее планирование и построение этапа с учетом индивидуальных особенностей, систематический анализ соревновательной деятельности, ознакомление спортсменов с планом всего этапа в целом и отдельных микроциклов в частности, определение и учет уровня спортивной мотивации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В СПОРТЕ
    • 1. 1. Соотнесение понятий «мотив», «мотивация», «деятельность»
    • 1. 2. Значение мотивации в спортивной деятельности
    • 1. 3. Особенности мотивации спортсменов
    • 1. 4. Проявление мотивации в различных видах спорта
    • 1. 5. Управление формированием мотивации спортивной деятельности

Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: На примере дзюдо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешность выступления спортсменов в современных условиях требует не только высокого уровня физической и технико-тактической подготовки, но и щ максимального напряжения психических функций. В этой связи, одно из главных мест в системе подготовки спортсменов занимает спортивная мотивация на достижение высокого результата. Важно отметить, что при одинаковом уровне подготовленности спортсменов, именно фактор мотивации может играть значительную роль. Это становится особенно важным в период непосредственной подготовки к соревнованиям. Именно по этой причине проблема формирования и управления мотивацией спортсменов является актуальной.

Важно отметить, что в основе мотивационной сферы спортсмена лежит совокупность его побудительных сил к действию (Ж.М. Евсеев, 1988), как своеобразного энергетического заряда, определяющего двигательную активность человека (Б.А. Вяткин, 1981).

Спортивная педагогика, накопив большой опыт управления технико-тактической подготовкой спортсменов, развитием их общей и специальной физической подготовленности, все еще оставляет в тени вопросы изучения процессов интеллектуального совершенствования спортсменов и разработку на этой основе принципов управления (регуляции, коррекции) становлением мас-ф теров высокого класса. Одной из главных особенностей успешной реализации спортивного совершенствования и достижения на этой основе высоких спортивных результатов является целенаправленное управление мотивацией спортивной деятельности и формирование в педагогическом процессе мотивацион-ных установок спортсмена [81, 124, 139, 159].

В научно-методической литературе применяются понятия спортивная мотивация и соревновательная мотивация. Однако мы считаем необходимым ввести понятие «предсоревновательная спортивная мотивация» и использовать его в своей работе, так как оно в большей степени отражает содержание мотивации у спортсменов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

При работе с высококвалифицированными спортсменами некоторые специалисты, такие как Р. А. Пилоян (1984), Ю. В. Сысоев (2000), А. Д. Суханов (2002) и др., высказывают мнение о том, что в период ответственных соревно-• ваний прослеживается зависимость между результативностью и уровнем спортивной мотивации, чем выше уровень спортивной мотивации, тем успешнее и стабильнее выступает спортсмен на соревнованиях. Однако факторов, влияющих на спортивную мотивацию в период этапа непосредственной подготовки к соревнованиям и методики по управлению спортивной мотивацией, в научно-методической литературе не обнаруживается.

Исходя из вышесказанного, проблема настоящего исследования заклю-^ чается в разработке методики по управлению спортивной мотивацией борцов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям в связи с ее отсутствием в литературе.

Объект исследования — психологическая подготовка борцов высокой квалификации к соревнованиям.

Предмет исследования — методика управления предсоревновательной спортивной мотивацией высококвалифицированных дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

Цель исследования — теоретическая разработка и экспериментальное ^ обоснование методики управления спортивной мотивацией дзюдоистов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

Гипотеза исследования. Предполагается, что выявление особенностей спортивной мотивации и факторов, влияющих на ее динамику у высококвалифицированных дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, позволит разработать методику управления предсоревновательной мотивацией дзюдоистов, что будет способствовать ее укреплению и сохранению, а также успешному выступлению спортсменов на соревнованиях.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились: теория физического воспитания и спортивной тренировки (Л.П. Матвеев,.

I^O j ^.

В.П. Филин, Г. С. Туманян и др.) — теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Руv бинштейн, В. А. Демин и др.) — современные концепции спортивной мотивации.

Р.А. Пилоян, Е. П. Ильин, гА.Д. Суханов и др.) и подготовки спортсменовV единоборцев (А.А. Новиков, В. М. Игуменов, А. В. Еганов, О. А. Сиротин и др.) — у концепции психологической подготовки спортсменов (А.В. Родионов, Б. А. Вяткин, В. А. Плахтиенко, В. Р. Малкин, В. Ф. Сопов, Н. А. Худадов и др.). ^^ J- ^.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена динамика спортивной мотивации у дзюдоистов высокой квам^о felt лификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, заклю- ,.

—v—' чающаяся в ослаблении мотивации у борцов к концу ударного микроцикла;

— определены факторы, влияющие на мотивацию у высококвалифицированных дзюдоистов. К факторам, повышающим мотивацию относятся: положительный эмоциональный фон, присутствие тренера на тренировках и соревнованиях во время поединков, проведение систематического анализа соревновательной деятельности, моральная и эмоциональная поддержка тренера, постановка цели и задач на данное соревнование, ознакомление с планом тренировочных занятий на микроцикл и весь этап предсоревновательной подготовки, чувство готовности к соревнованиям, благоприятный психологический климат на тренировках, удачное выступление в предыдущих соревнованиях, проведение ответственных соревнований в родном городе. К факторам, снижающим мотивацию, относятся: частые травмы, сложные или не сложившиеся отношения с тренером, однообразие тренировок;

— показана взаимосвязь результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов со следующими особенностями спортивной мотивации: ориентацией на духовные потребности, материальные потребности, социальный быт, пополнение специальных знаний, отсутствие болевых ощущений, накопление сведений о противнике, отсутствие психогенных влияний, мотивационно-энергетическим компонентом, стабильностью-помехоустойчивостью.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении положений теории спортивной тренировки в разделе «психологическая подготовка спортсменов» новыми сведениями о структуре и динамике спортивной мо-Ф тивации и факторах, ее обусловливающих, у высококвалифицированных дзюдоистов в процессе подготовки к соревнованиям. Введено и уточнено понятие «предсоревновательная спортивная мотивация», и представлены ее составные компоненты относительно дзюдоистов высокой квалификации.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики управления предсоревновательной спортивной мотивацией высококвалифицированных дзюдоистов, внедрение которой в тренировочный процесс позволяет ^ сохранять и выводить спортсмена на необходимый уровень спортивной мотивации к началу соревнования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки тренеров по спортивной борьбе в физкультурных вузах при чтении дисциплин: «Психология физической культуры и спорта», «Теория и методика спортивной борьбы», а также на факультетах повышения квалификации тренеров по борьбе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Спортивная мотивация дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям имеет динамику, заключающуюся в существенном сниф жении уровня мотивации к концу ударного микроцикла. Значительное улучшение компонентов спортивной мотивации в конце этапа непосредственной подготовки к соревнованиям способствует улучшению психоэмоционального состояния и повышению соревновательной результативности дзюдоистов.

2. При управлении спортивной мотивацией на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям необходимо учитывать уровень сформированно-сти мотивации борцов, включающий: индивидуальные особенности мотивации спортсменов (ориентацию на духовные и материальные потребности, на социальный быт, на пополнение специальных знаний, на отсутствие болевых ощущений, на накопление сведений о противнике и на отсутствие психогенных влияний), компоненты психической надежности (мотивационно-энергетичес-кий и стабильность-помехоустойчивость) и отношение спортсменов к предстоящему соревнованию.

3. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, включающее планирование и построение этапа с учетом индивидуальных особенностей, систематический анализ соревновательной деятельности, ознакомление спортсменов с планом всего этапа в целом и отдельных микроциклов в частности, определение и учет уровня спортивной мотивации, моделирование в тренировочной деятельности тактико-технических действий основных конкурентов в своей весовой категории, способствует сохранению мотивации борцов и ее повышению в конце этапа непосредственной подготовки к соревнованиям и повышает результативность соревновательной деятельности борцов.

ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование спортивной мотивации у дзюдоистов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям позволяет заключить следующее:

1. В период непосредственной подготовки к соревнованиям динамика мотивации у дзюдоистов выражена следующим образом: к концу ударного микроцикла ориентация борцов на духовные потребности значительно снижается и только к окончанию восстановительного микроцикла наблюдается достоверное повышение этого показателясущественно повышается в конце этапа непосредственной подготовки к соревнованиям ориентация дзюдоистов на отсутствие психогенных влиянийв конце ударного микроцикла значительно снизился у дзюдоистов мотивационно-энергетический компонент.

2. На основе выявления индивидуальных особенностей мотивации борцов определены три уровня предсоревновательной спортивной мотивации у дзюдоистов при непосредственной подготовке к соревнованиям (высокий, средний, низкий), показана их взаимосвязь с результативностью соревновательной деятельности. Выявлена взаимосвязь между результативностью соревновательной деятельности и следующими индивидуальными особенностями мотивации борцов: ориентацией на духовные потребности (Kl), г = 0,99- ориентацией на материальные потребности (К2), г = 0,89- ориентацией на социальный быт (КЗ), г = 0,28- ориентацией на пополнение специальных знаний (К4), г = 0,06- ориентацией на отсутствие болевых ощущений (К5), г = 0,82- ориентацией на накопление сведений о противнике (Кб), г = 0,82- ориентацией на отсутствие психогенных влияний (К7), г = 0,3- мотивационно-энергетическим компонентом (МЭ), г = 0,99- стабильностью-помехоустойчивостью (СтП), г = 0,89. ,.

3. В исследовании показана динамика эмоционального состояния на этапе.

-—————— j непосредственной подготовки к соревнованиям, заключающаяся в следующем: к концу ударного микроцикла эмоциональное состояние у дзюдоистов значительно снижается, негативно воздействуя на мотивацию борцов, и повышается только к концу восстановительного микроцикла.

4. В период непосредственной подготовки к соревнованиям выявлены факторы, влияющие на мотивацию дзюдоистов. К числу повышающих мотивацию, по мнению высококвалифицированных дзюдоистов, относятся следующие факторы: положительный эмоциональный фон (100% опрошенных), проведение систематического анализа соревновательной деятельности (92,4%), моральная и эмоциональная поддержка тренера (100%), присутствие тренера на татами во время тренировки (100%), постановка задач и цели на данное соревнование (100%), ознакомление с планом тренировочных занятий на микроцикл и весь этап (81,1%), чувство готовности к соревнованиям (98,1%), благоприятный психологический климат на тренировочных занятиях (100%), удачное выступление в предыдущих соревнованиях (100%). К снижающим мотивацию борцов факторам можно отнести однообразие тренировок (98,2%) и сложные, не сложившиеся отношения с тренером (75,5%). Учет влияния выявленных факторов позволяет оптимизировать спортивную мотивацию дзюдоистов.

5. Разработанная и экспериментально апробированная методика управления предсоревновательной спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, включающая планирование и построение этапа с учетом индивидуальных особенностей, систематический анализ соревновательной деятельности, ознакомление спортсменов с планом всего этапа в целом и отдельных микроциклов в частности, определение и учет уровня спортивной мотивации, моделирование в тренировочной деятельности тактико-технических действий основных конкурентов в своей весовой категории, оказывает положительное влияние на повышение спортивной мотивации у дзюдоистов к концу этапа.

6. В результате педагогического эксперимента^ показано существенное улучшение предсоревновательной спортивной мотивации у дзюдоистов к концу этапа предсоревновательной подготовки по следующим компонентам: повышение ориентации на духовные потребности (К1 = 4,43 б.) и повышение мотива-ционно-энергетического компонента (МЭ = 0,08 б.), снижение ориентации на пополнение специальных знаний (К4 = 4,45 б.), на накопление сведений о противниках (Кб = 3,27 б.) и на отсутствие психогенных влияний (К7 = 3,82 б.). Показано достоверное увеличение результативности соревновательной деятельности дзюдоистов с 0,33 до 0,42.

7. В теорию физического воспитания введено понятие «предсоревнова-тельная спортивная мотивация». Составляющими ее являются: компоненты психической надежности (мотивационно-энергетический, стабильность-помехоустойчивость), направленность спортивной мотивации на соревновательную деятельность, направленность соревновательной мотивации на достижение успеха, отношение к предстоящему соревнованию, ориентация на удовлетворение потребностей (духовных, материальных, социального быта, пополнение специальных знаний, пополнения сведений о противниках, отсутствие психогенных влияний, отсутствие болевых ощущений). Диагностика составляющих компонентов предсоревновательной спортивной мотивации дает возможность управления ею при подготовке спортсменов к соревнованиям.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование по выявлению динамики спортивной мотивации у дзюдоистов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки позволяет рекомендовать тренерам, работающим с высококвалифицированными борцами, следующее:

1. Рассматривать предсоревновательную спортивную мотивацию как один из основных факторов, обусловливающих рост спортивного мастерства дзюдоистов. Между спортивной мотивацией и результативностью спортсмена существует двусторонняя связь. Работая над укреплением мотивации спортсмена, тренер тем самым повышает результативность его соревновательной деятельности и наоборот, повышая результативность спортсмена, тренер тем самым укрепляет спортивную мотивацию.

2. Значительное снижение мотивации у борцов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям наблюдается в ударном микроцикле и обусловлено максимальными нагрузками и нарастающим психическим напряжением. Тренерам необходимо это учитывать при построении тренировочного процесса на данном этапе.

3. При управлении спортивной мотивацией на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям необходимо учитывать факторы, снижающие и повышающие мотивацию спортсменов, индивидуальные особенности борцов, а также уровень мотивации, с которым начинает готовиться борец к соревнованиям. Для выявления уровня спортивной мотивации могут быть использованы предлагаемые в диссертации методики (анкеты, опросники).

4. Основное содержание работы по управлению предсоревновательной спортивной мотивацией высококвалифицированных дзюдоистов рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1) Обеспечение положительного эмоционального фона при непосредственной подготовке и выступлении на соревнованиях.

2) Планирование и построение этапа предсоревновательной подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

3) Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.

4) Систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений.

5) Ознакомление спортсменов с планом всего этапа предсоревновательной подготовки в целом и отдельных микроциклов в частности.

6) Формирование благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

7) Определение и учет уровня спортивной мотивации борцов.

8) Моделирование в тренировочной деятельности тактико-технических действий основных конкурентов в своей весовой категории при непосредственной подготовке к соревнованиям.

5. При управлении предсоревновательной спортивной мотивацией дзюдоистов высокой квалификации необходимо опираться на следующие личностные особенности: личностную и ситуативную тревожность, свойства нервных процессов, эмоциональное состояние.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М., 1991. — 299 с.
  2. , Г. М. Психологические факторы совершенствования физической работоспособности борцов / Г. М. Аванесян // Спортивный психолог. М., 2003.-С. 6−9.
  3. , А.Ш. Особенности поэтапного формирования спортивной мотивации борцов / А. Ш. Аллахвердиев // Спортивная борьба. М., 1985. — С. 36−37.
  4. , В.Г. Проблемы мотивации и личность / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 122−144.
  5. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев.-М., 1976.-158 с.
  6. , Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин. Омск, 1998.-181 с.
  7. , Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. Монография. — Омск, 2000. — 179 с.
  8. , Г. Д. Психологический практикум для специализации «Теория и методика вида спорта». Учебное пособие / Г. Д. Бабушкин, И. А. Рогов. -Омск, 1996.-82 с.
  9. , Г. Д. Психология спорту / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева. -Омск, 1997.-86 с.
  10. , Е.Г. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки: Дис. .канд. пед. наук / Е. Г. Бабушкин. Омск, 2000.-150 с.
  11. , Е.Г. Обоснование методики формирования спортивной мотивации юных баскетболистов / Е. Г. Бабушкин, А. В. Канатов, Г. Д. Бабушкин // Психология и педагогика в Сибири. 2000. — № 2. — С. 58−66.
  12. , Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: Учебное пособие / Н. А. Батурин. Челябинск, 1988. — 86 с.
  13. , С.Г. Динамика психических состояний в тренировке и соревновании как фактор управления деятельностью высококвалифицированных баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Г. Башкин. М., 1975. — 23 с.
  14. , Г. Б. Индивидуализация подготовки квалифицированных борцов с учетом данных самоконтроля: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Б. Беймеев.-М., 1997.-23 с.
  15. , О.Е. Совершенствование устойчивости соревновательной деятельности борца к сбивающему фактору утомления: Автореф. дис. .канд. пед. наук / О. Е. Бектурганов. Алматы, 1999. — 26 с.
  16. , А.Н. Средства и методы совершенствования соревновательной надежности борцов греко-римского стиля: Автореф. дис. .канд. пед. наук / А. Н. Блеер. М., 1988. — 20 с.
  17. , Б.А. О формировании оптимального соревновательного психического состояния игроков в регби / Б. А. Варакин // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. — 1977.-С. 97−102.
  18. , Й. Азбука тренировки легкоатлета / Й. Вацула, Э. Достал, В. Вомачка. Минск, 1986. — 136 с.
  19. , В.К. Психологические механизмы мотивации / В. К. Вилюнас. -М., 1990.-228 с.
  20. , В.К. Теория деятельности и проблема мотивации / В. К. Вилюнас // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. — С. 191−200.
  21. , Н.К. Динамика предстартового эмоционального состояния борцов и методика его регуляции: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. К. Волков.-М., 1976.-25 с.
  22. Вопросы управления тренировочным процессом борцов при подготовке к соревнованиям (Методические рекомендации). JL, 1974. — 48 с.
  23. , Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин. М., 1981. — 112 с.
  24. , Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. М., 1971. — 212 с.
  25. , Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Ж. Годфруа. М., 1992. — Т.1.-496 с.
  26. Головников, J1.H. Исследование динамики психофизических компонентов эмоционального напряжения в боксе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Н. Головников. М., 1974. — 20 с.
  27. , Г. Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. М., 1989. — 45 с.
  28. , Г. Б. Особенности структуры мотивации, локуса контроля и личностного смысла успехов в спорте у гребцов-академистов разного пола / Г. Б. Горская, Т. Е. Лапко // Спортсмен как субъект деятельности. Омск, 1993. -С. 4−5.
  29. , Г. Б. Социально-психологические аспекты психологического обеспечения подготовки яхтсменов высокой квалификации / Г. Б. Горская // Экспериментальная и прикладная психология. 1994. — № 1. — С. 22−29.
  30. , Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие / Г. Б. Горская. Краснодар, 1995. — 184 с.
  31. , В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М. Ванек, С. Свобода // Психология и современный спорт. М., 1974. -С. 100−121.
  32. , В. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения / В. Гошек, Е. А. Калинин // Вопросы спортивной психологии. М., 1977. — С. 29−40.
  33. , И.А. Психологическая подготовка юных гимнастов / И. А. Григорьянц. — М., 1993. 40 с.
  34. , И.А. Специальная психологическая подготовка гимнастов• к конкретному соревнованию / И. А. Григорьянц. М., 1992. — 29 с.
  35. , Л.П. Общение с собой. М., 1991.-320 с.
  36. , B.C. Обучение и тренировка дзюдоистов / B.C. Дахнов-ский, Б. Н. Рукавицин. Минск, 1989. — 192 с.
  37. , О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / О. В. Дашкевич. М., 1985. -36 с.
  38. , В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Дис.. канд. пед. наук / В. А. Демин. М., 1975. — 136 с.
  39. , В.А. Методика исследования мотивации борцов высокого клас-• са. Методическое пособие / В. А. Демин, Р. А. Пилоян. М., 1973. — 40 с.
  40. , И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации / И. А. Джидарьян. М., 1974. — С. 148.
  41. , А.В. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных дзюдоистов / А. В. Еганов. — Челябинск, 1998. 146 с.
  42. , Ж.М. Мотивационный потенциал личности спортсмена / Ж. М. Евсеев // Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Сб. науч.трудов. М., 1988. — С. 42−49.
  43. , С.В. Предсоревновательная подготовка борцов-самбистов высокой квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Елисеев. — М., 2001.-23 с.
  44. , Н.Р. Особенности мотивации спортсменов / Н. Р. Ермак // Материалы XXII научной конференции студентов и молодых ученых Мосспортака-демии.-М., 1998.-С. 12−17.
  45. , Н.Р. Кому нужны чемпионы. / Н. Р. Ермак, Р. А. Пилоян, А. Д. Суханов. М., 1999. — 159 с.
  46. , М.В. Уровни строения личности и механизмы адаптации в спорте высших достижений / М. В. Ермолаева, А. В. Родионов, В. А. Романов, С. Д. Фролов // Спортсмен как субъект деятельности. Омск., 1993. — С. 22−23.
  47. , О.М. Об упрочнении мотивации занятий по плаванию с детьми младшего школьного возраста / О. М. Ефимов // Плавание: ежегодник. — М., 1981.-Вып. 1.-С. 15−18.
  48. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здраво-мыслов. М., 1986.-223 с.
  49. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. СПб., 2004. — 378 с.
  50. , В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Зобков.-М., 1982.-20 с.
  51. , В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результаты их выступления в ответственных соревнованиях: Автореф. дис. .канд. пед. наук / В.М. Игуме-нов.-М., 1971.-27 с.
  52. , В.М. Спортивная борьба: Учебник для студентов и учащихся факультета физического воспитания педагогических учебных заведений / В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев. М., 1993. — 240 с.
  53. , К. Эмоции человека / К. Изард. М., 1980. — 440 с.
  54. , Е.П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. М., 1987.-287 с.
  55. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб., 2002. — 512 с.
  56. , H.JI. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Л. Ильина. СПб., 1998. — 21 с.
  57. , С.А. Программирование тренировочного процесса дзюдоистов высших разрядов: Дис.. канд. пед. наук / С. А. Кабанов. Челябинск, 1996.-172 с.
  58. , Е.А. Экспериментально-психологическое исследование мотивации и тревожности у спортсменов / Е. А. Калинин // Вопросы спортивной психологии. Вып. 2. — М., 1973. — С.15−20.
  59. , А.Ф. Формирование мотивации занятий художественной гимнастикой на первом году обучения / А. Ф. Караваев, Л. В. Лебедева, Т. С. Чахлова, О. Г. Филимонова // Спортсмен как субъект деятельности. — Омск, 1993.-С. 7−8.
  60. , А.А. Психология личностной успешности / А. А. Карелин // Вопросы акмеологии. Саратов, 1998. — Вып. 2. — С. 32−33.
  61. , Д.А. Система факторов действия и развития личности / Д. А. Кикнадзе. Тбилиси, 1982. — 227 с.
  62. , Б.В. Мотивы занятий тяжелой атлетикой у спортсменов различной квалификации и возраста / Б. В. Кимейша // Психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности. Омск, 1990. — С.87−93.
  63. , Ю. Победи!: Размышления и советы психолога спорта / Ю. Киселев. М., 2002. — 326 с.
  64. , Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Я. К. Коблев. — М., 1990.-40 с.
  65. , В.И. К проблеме мотивов / В. И. Ковалев // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — С. 29−43.
  66. , Ю.А. Отношение к тренировочной и соревновательной деятельности фактор, обуславливающий ее эффективность / Ю. А. Коломейцев // Спортивный психолог. — М., 2003. — С. 20−28.
  67. , А.Н. Мотив достижения: к вопросу об определении понятия и роли в регуляции деятельности / А. Н. Коровкин // Психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности. Омск, 1990. — С. 81−87.
  68. , Т.П. Возможности деятельностного подхода в психологической подготовке спортсмена / Т. П. Королева // Теория и практика физической культуры. М., 1996. — № 8. — С. 40−42.
  69. , Б.Б. Психологические вопросы надежности спортивной деятельности / Б. Б. Коссов // Психическая надежность спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования: Материалы междунар. науч. конф. М., 1977.-Т. 1.-С. 32−36.
  70. , А.А. Особенности соревновательной деятельности спортсмена: требования состязаний к физическим и психическим возможностям спортсмена. Метод, разраб. для слушат. Высш. шк. тренеров / А. А. Красников. -М., 1991.-42 с.
  71. , Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. М., 1978.-С. 95−109.
  72. , А.А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни личности / А. А. Кроник. Киев, 1982. — С. 175.
  73. , В.Н. Потребности и мотивы личности / В. Н. Куницына // Психология. Учебник. М., 1998. — 394 с.
  74. , Е.И. Подготовка квалифицированных борцов: Методическое пособие / Е. И. Курочко, А. А. Семкин. Минск, 1984. — 96 с.
  75. , Г. Ф. Биометрия. Учебное пособие для университетов и педагогических институтов / Г. Ф. Лакин. М., 1973. — 343 с.
  76. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. М., 1971.-39 с.
  77. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М., 1972.-575 с.
  78. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. М., 1987. -23 с.
  79. , В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте / В. Р. Малкин. Екатеринбург, 2001. — 158 с.
  80. , В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Ма-рищук.-М., 1990.-256 с.
  81. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т.А.
  82. , Б.А. Орлов. М., 1990. — 192 с.
  83. , С.А. Методика диагностики соревновательной мотивации спортсмена / С. А. Маслов, Е. П. Скворчук, Ю. Е. Чупина, Г. Д. Бабушкин // Спортсмен как субъект деятельности. Омск, 1993. — С.8−10.
  84. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб., — 1999. — 479 с.
  85. , Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. М., 1977. — 271 с.
  86. , Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Л. П. Матвеев. М., 1991. — 543 с.• 88. Медведев, В. В. Психологическая подготовка боксеров / В. В. Медведев,
  87. В.Г. Черный. М., 1992. — 35 с.
  88. , P.M. Психология соревнующегося спортсмена / P.M. Най-диффер. М., 1979. — 224 с.
  89. Научно-методическое обеспечение подготовки сборной команды России по вольной борьбе к 28 Олимпийским играм 2004 года в Афинах. М., 2001.-86 с.
  90. , С.Д. Роль и функции психологии в спорте / С.Д. Неверко-вич // Спортивный психолог. М., 2004. — № 2. — С. 4−11.
  91. , Г. И. Роль значимости мотивов студентов, занимающихся боксом / Г. И. Никиткин // Физическая культура и Олимпийское движение на Урале: Тез. докл. науч. практ. конф. Ижевск, 1996. — С. 120−122.
  92. , А.А. Система подготовки борцов с учетом их квалификации ивозраста / А. А. Новиков, А. И. Колесов. М., 1976. — 168 с.
  93. , И.Г. Психологическая подготовка лыжников-гонщиков / И. Г. Огольцов, Р. З. Шайхтдинов. М., 1985. — 39 с.
  94. , Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озо-лин.-М., 2003.-863 с.
  95. Организация и проведение психолого-педагогического исследования. Учебное пособие / Под ред. Г. Д. Бабушкина, Е. П. Каргаполова. Омск-Ханты-Мансийск. 2001.-190 с.
  96. , Ю.М. Мотивация поведения / Ю. М. Орлов. М., 1992. — 28 с.
  97. , О.П. Эмоциональные компоненты мотивации / О. П. Павлюк // Формирование интереса к учению у школьников. М., 1986. — 212 с.
  98. , Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки спортсмена / Ю. Ю. Палайма // Психология и современный спорт. М., 1974. — С. 86−100.
  99. , Г. П. Основы классического дзюдо: Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов / Г. П. Пархомович. Пермь, 1993. — 304 с.
  100. , Э. Моя жизнь и прекрасная игра / Э. Пеле. М., 1990. — 240 с.
  101. , А. Мотивация как системное качество личности / А. Петков // Актуальные вопросы психологии личности. М., 1988. — С.33−47.
  102. , Р.А. Контроль за особенностью мотивации борца / Р.А. Пило-ян // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1980. — С. 48−53.
  103. , Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. М., 1984.-112 с.
  104. , Р.А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. М., 1988. — 27 с.
  105. , Р.А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев / Р. А. Пилоян, А. Д. Суханов. Малаховка, 1999. — 98 с.
  106. , Р.А. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности / Р. А. Пилоян, А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. М., 2000. — № 11. — С. 40−45.
  107. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М., 1986.-247 с.
  108. , В.А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю.М. Блу-дов.-М., 1983.-176 с.
  109. , А.Г. Волевая подготовка лыжника / А. Г. Поварницин. -М., 1976.-С. 83−93.
  110. , А.П. О генезисе побудительного механизма спортивной деятельности / А. П. Поварницин // Спортсмен как субъект спортивной деятельности.-Омск, 1993.-С. 11−12.
  111. , А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов / А. Л. Попов. М., 2000. — 152 с.
  112. , А.Л. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и физфакультетов физического воспитания / А. Л. Попов. — М., 2001. — 336 с.
  113. , Ю.И. Психологическая подготовка игроков в настольном теннисе: Лекция / Ю. И. Портных, Л. К. Серова. СПб, 1997. — 20 с.
  114. Предсоревновательная подготовка дзюдоистов: Методическая рекомендация для студентов по организации, планированию, методике, тренировке, средствам контроля и восстановления / Сост. О. А. Сиротин. Челябинск, 1989.• -23 с.
  115. Психология спорта высших достижений / Под. ред. А. В. Родионова. -М, 1979.-142 с.
  116. Психологическая подготовка баскетболиста / Сост. А. В. Родионов М., 1988.-28с.
  117. , В.И. Средства повышения надежности соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов на этапе предсоревновак тельной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Пугачев. Омск, 1989.-23 с.
  118. , А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. М., 1969.-88 с.
  119. , А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. М., 1983. — 112 с.
  120. , А.В. Психофизическая тренировка / А. В. Родионов. М., 1995.-64 с.
  121. , А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. • для студ. вузов физкульт. профиля / А. В. Родионов. М., 2004. — 570 с.
  122. , А.В. Психологические основы подготовки баскетболистов / А. В. Родионов, В. И. Воронова. М., 1989. — 136 с.
  123. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб., 2003. 705 с.
  124. , П.А. Психологическая структура спортивной деятельности: Лекция для студентов ин-тов физ. культуры / П. А. Рудик. М., 1980. — 39 с.
  125. , В.И. Особенности мотивационной сферы спортсменов разных специализаций / В. И. Румянцева, В. И. Тропников // Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Сб. науч. трудов. М., 1988. — С. 49−57.
  126. , A.M. Психологические аспекты результативности соревновательной деятельности волейболистов / A.M. Рябков // Психология и педагогика средней и высшей школы. 1999. — № 2. — С. 66−68.
  127. , С.С. Исследование мотивации спортивной деятельности / С. С. Сагайдак. Минск., 2001. — 32 с.
  128. , В.А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности / В. А. Сальников. Омск, 2003. — 262 с.
  129. , А.Н. Текущее управление предсоревновательной подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Семенов. М., 1994. — 23 с.
  130. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб., 2000. — 350 с.
  131. , П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты / П. В. Симонов. М., 1975. — 173 с.
  132. , Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р. Н. Сингер. -М., 1980.-152 с.
  133. , О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тренировки дзюдоистов: Дис.. д-ра пед. наук / О. А. Сиротин. -М., 1996.-315 с.
  134. , В.Ф. Актуальные отрезки спортивной деятельности как детерминанты возникновения психических состояний / В. Ф. Сопов // Спортивный психолог. М., 2004. — № 2. — С. 40−45.
  135. , В.Ф. Методические указания по исследованию мотивационного состояния / В. Ф. Сопов. Алма-Ата, 1990. — 8 с.
  136. , В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату. Современные психотехнологии / В. Ф. Сопов. Самара, 1999. -45 с.
  137. , В.И. Исследование соотношения мотива достижения и избежания неудачи / В. П. Степанский // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 25−32.
  138. Структура ведущих мотивов у юных спортсменов высокой квалификации: (Методические рекомендации) / Под ред. Ю. Т. Чихачева. — Ленинград, 1990.-9 с.
  139. , А.Д. Динамика мотивации борцов вольного стиля / А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. М., 2001. — № 5. — С. 41 -44.
  140. , А.Д. Пути формирования мотивации достижения наивысшего спортивного результата / А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. М., 2002. — № 4. — С. 37−38.
  141. , А.Д. Системная организация и управление в современном спорте / А. Д. Суханов. М., 2002. — 224 с.
  142. , Ю.В. Направленность и пути формирования мотивов спортивной деятельности в коллективах сборных команд России / Ю. В. Сысоев // Теория и практика физической культуры. М., 2000. — № 3. — С. 2−8.
  143. , В. Потенциал и диагностика системы «педагог-ученик» / В. Толочек, С. Долматова // Спортивный психолог. М., 2004. — № 1. — С. 59−61.
  144. , Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование / Г. С. Туманян.-М., 1984.-114 с.
  145. , Г. С. Спортивная борьба: кинезиология и психология / Г. С. Туманян. М., 1997. — 208 с.
  146. , Л.Г. Динамика образа Я и мотивации в процессе занятий таэ-квон-до: Автореф. дис. канд. психол. наук / Л. Г. Уляева. — М., 1999. — 23 с.
  147. Управление подготовкой борцов высокого класса / Под общ. ред. А. А. Новикова. М., 1977. — 153 с.
  148. , А.А. Мотивационная саморегуляция / А. А. Файзулаев. -Ташкент, 1987.-С. 115.
  149. , А. Мотивация в тренировке и соревновании / А. Фельп // Спортивный психолог. М., 2003. — С. 87−92.
  150. , В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. -М., 1980.-225 с.
  151. , Н.А. Управление формированием ценностных ориентации у хоккеистов в процессе спортивной подготовки и соревновательной деятельности / Н. А. Филин, В. Н. Ляпкало // Теория и практика физической культуры. — М., 2000.-№ 2.-С. 2−5.
  152. Формирование высшего мастерства в спортивной борьбе: Учебное пособие / Под ред. Р. А. Пилояна. Малаховка, 1993. — 82 с.
  153. , Г. П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотива достижения успеха в соревнованиях: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. П. Фураев. -М., 1980. -25 с.
  154. , Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. М., 1980. — 209 с.
  155. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М., 1986. -Т.1.-407 е.- -Т.2.-391 с.
  156. , Н.А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. А. Худадов. М., 1997. — 21 с.
  157. , О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова. М., 1980. — 103 с.
  158. , М.Г. Коррекция мотивационных установок в психологической подготовке спортсменов-легкоатлетов / М. Г. Черникова, О. С. Кишев // Материалы 2-го междунар. конгр. психологов спорта. М., 1995. — С. 59.
  159. , А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Шаболтас. СПб., 1998.-21 с.
  160. , Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайх-тдинов. М., 1987. — 112 с.
  161. , И.М. Мотивационный компонент психической готовности к соревнованиям у фехтовальщиков высокой квалификации / И. М. Шилова // Спортсмен как субъект деятельности. Омск, 1993. — С.40−42.
  162. , А.П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Дис.. канд. пед. наук / А. П. Шумилин. Красноярск, 2003. — 150 с.
  163. , М.С. Система комплексного управления состоянием высококвалифицированных борцов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Юзленко. -Минск, 1988.-23 с.
  164. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М., 1969. — 316 с.
  165. , Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности / Б. П. Яковлев // Теория и практика физической культуры. М., 2000. — № 5. — С. 25−41.
  166. Alschuler, A.S. Teaching achievement motivation / A.S. Alschuler, D.M. Tabar, I.I. Intire. Middle — town, Conn., 1970. — 76 p.
  167. Apter, M.J. The Experience of Motivation. The Theory of Psychological Reversals / M.J. Apter. N.Y., 1982. — 294 p.
  168. Arkes, H.P. Psychological theories of motivation. Monterey / H.P. Arkes, I.P. Carske. Califonia, 1982. — 450 p.
  169. Barbuto, W.S. Motivation sources inventory: Development and Validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological Reports / W.S. Barbuto, R.W. Scholl. 1998, — 82 p.
  170. Butt, D.S. Psychology of Sport. The behavior, motivation, personality and performance of athletes / D.S. Butt. -N.Y., 1987. P. 56−65.
  171. Csikszentmihalyi, M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents / M. Csikszentmihalyi // Research on motivation in education. V.3. — N.Y., 1989.-P. 45−71.
  172. De Charms, R. Motivation enhancement in education settings / R. De Charms // Research on motivation in education. V. 1. — N.Y., 1984. — P. 275−310.
  173. Granman, C.F. Einfyhrund in dit Psychologe. Pond: Motivation / C.F. Granman. Frankfurt — M., 1960. — 78 p.
  174. Kunat, P. Changes in performance motivations relateg to social conditions." Intern I. Of sport Psychology" / P. Kunat. Rome, 1974. — K.l. — P. 27−34.
  175. Madsen, K.B. Modern Theories of Motivation / K.B. Madsen. Copenhagen, 1959. -121 p.
  176. Maslow, A.H. Motivation and Personality / A.H. Maslow. N.Y., 1954. — P. 35−46.
  177. Mc Clelland, D. C. What is the effect of achievement motivation training in the schools? / D. C. Mc Clelland // Teachers College Record. 1972. — V. 74/2/. — P. 129−145.
  178. Nuttin, I. Motivation, planning and action. A relational theory of behavior dynamcs /1. Nuttin. New Jersey, 1984. — 251 p.
  179. Ogilwie, B. The Motivational Iventory. In Sholastic Coach / B. Ogilwie, T. Tutke, L. Lyon. San Lose, 1976. — 172 p.
  180. Ryan, R.M. A motivational analyses of self-determination and self-regulation in education / R.M. Ryan, I.P. Connell, E.L. Dici // Ames R. /Eds./ Research on motivation in education. N.Y., 1985. — V.2. — P. 13−49.
  181. Vroom, V.H. Work and motivation / V.H. Vroom. N.Y., 1964. — 132 p.
Заполнить форму текущей работой