Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование индивидуальных вариативных программ физической подготовки учащихся профессиональных учебных заведений средствами плавания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. Вопросы проектирования и создания вариативных программ физической подготовки средствами плавания, наиболее адекватных психофизическим особенностям занимающихся, являются одной из важных проблем теории и методики оздоровительной физической культуры и спорта. Теоретический анализ, выполненный Никитушкиным В. Г. и Ква-ф шуком П.В.(1998г), показал, что основой совершенствования системы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и методика физического воспитания в средних специальных учебных заведениях (обзор)
    • 1. 1. Введение
    • 1. 2. Методические аспекты физической подготовки
    • 1. 3. Эффективность программ профессионально-прикладной физической подготовки учащихся
    • 1. 4. Характеристика воздействия нагрузок на организм
    • 1. 5. Возрастная динамика функциональных возможностей и генетические предпосылки адаптации к нагрузкам
    • 1. 6. Обучение плаванию с учетом индивидуальных психофизических особенностей

Проектирование индивидуальных вариативных программ физической подготовки учащихся профессиональных учебных заведений средствами плавания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Вопросы проектирования и создания вариативных программ физической подготовки средствами плавания, наиболее адекватных психофизическим особенностям занимающихся, являются одной из важных проблем теории и методики оздоровительной физической культуры и спорта. Теоретический анализ, выполненный Никитушкиным В. Г. и Ква-ф шуком П.В.(1998г), показал, что основой совершенствования системы управления индивидуальной подготовкой юных спортсменов является функционально-временной принцип систематизации индивидуально-типологических признаков. В многочисленных исследованиях по вопросам прикладной физической подготовки (Белинович В В., Булгакова Н. Ж., Железняк Ю. Д., Ильинич В. И., Кабачков В. А., Малиновский С. В., Полиевский С. А., Леонова Л. А., и др.), важное место занимают вопросы формирования и со-I вершенствования двигательных навыков, помогающих успешному овладению профессией, путем использования физических упражнений и видов спорта, организованных в соответствии с поставленными задачами. Сетевая модель планирования обучения имеет преимущество по сравнению с традиционной (Абсалямов Т.М., Бальсевич В. К., 1999).

Одним из важнейших является вопрос о методах и организации вариа-j тивных программ обучения плаванию и планирования прироста физических качеств, которые способствуют повышению эффективности процесса физической подготовки. Между тем имеющиеся научные данные и методические рекомендации не позволяют системно использовать возможности средств физической подготовки из арсенала спортивного плавания и использования оздоровительных ресурсов этого вида физической активности для реализа-* ции индивидуальных программ физической подготовки учащихся профессиональных учебных заведений.

Цель работы — научное обоснование и внедрение в практику индивидуальных программ физической подготовки средствами плавания, способствующих повышению эффективности учебного процесса и подготовке к профессиональной деятельности.

Научная гипотеза. Предполагается, что потенциальные способности учащихся можно развивать таким образом, чтобы, используя вариативные программы физической подготовки средствами плавания, повысить эффективность профессиональной и учебной деятельности путем развития до оптимального уровня физической подготовленности учащихся. Индивидуализация тренирующих воздействий будет компенсировать качества, лимитирующие максимальную работоспособность в избранном виде спортивной деятельности.

Объект исследования — система физической подготовки учащихся в средних профессиональных учебных заведениях.

Предмет исследования — параметры вариативных программ физической подготовки средствами плавания, способствующих развитию физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности.

Задачи- 1. Исследовать систему отбора в экспериментальные группы с учетом интереса учащихся к занятиям плаванием, а также психофизическую предрасположенность и генетические предпосылки к их физической деятельности.

2. Изучить структуру работоспособности занимающихся с учетом их индивидуальных особенностейопределить динамику ведущих физических качеств и разработать вариативные программы физической подготовки средствами плавания, способствующие повышению эффективности уровня физической подготовленности.

3. Исследовать эффективность реализации вариативных программ повышения физической и профессиональной подготовленности. Проверить в педагогическом эксперименте эффективность разработанных и рекомендуемых для внедрения в практику программ физической подготовки средствами плавания и развития психофизических качеств.

Методы исследования.

При подготовке к проведению исследований был выполнен анализ научно-методической литературы. В процессе работы применялся комплекс педагогических методов: наблюдения, хронометрирование учебно-тренировочного процесса, контрольные испытания, тестирование физических качеств, педагогический эксперимент, а также объективные биологи* ческие методы: эргометрия, газометрия, радиопульсометрия, антропометрия, пальцевая дерматоглифика, методы математической статистики.

Организация исследований.

В основной части исследований (проведение педагогического эксперимента) приняло участие всего 97 испытуемых. Исследования включали 2 этапа: на первом определялся исходный уровень физической подготовленности и разрабатывались вариативные программы физической подготовки I* средствами плавания с учетом индивидуальных особенностей, а на втором определялся эффект воздействия вариативных программ физической подготовки. На втором этапе исследований был проведен педагогический эксперимент, цель которого — оценка эффективности вариативных программ подготовки учащихся, реализованных в соответствии с психофизическими особенностями учащихся. i Научная новизна выполненной работы заключена в следующих по4 ложениях:

1) разработаны и внедрены в практику вариативные программы физической подготовки средствами плавания, направленные на повышение психофизических качеств учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

2) определены критерии для оценки эффекта применяемых вариативных * программ обучения плаванию, а также оптимальное соотношение общеподготовительных и специальных упражнений в соответствии с психофизическими возможностями учащихся;

3) определено соотношение нагрузок при занятиях плаванием учащихся с различной направленностью профессиональной деятельности;

4) установлена динамика показателей физической подготовленности, функционального состояния и морфологических показателей занимающихся при воздействии вариативных программ, применяемых при физической подготовки средствами плавания в средних специальных учебных заведениях.

Выполненные исследования позволили обосновать эффективность тренировочных программ, которые могут быть использованы в практической работе с учащимися, специализирующимися в различных видах трудовой деятельности.

Практическая значимость.

Результаты выполненных исследований могут быть использованы при планировании и реализации программ физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. Предлагаемые методы способствуют: 1) повышению функциональных возможностей как основы высокой производительности в избранной профессии- 2) созданию у будущих специалистов предпосылок успешной профессиональной деятельности- 3) использованию разработанных средств физической культуры для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специальная работоспособность учащихся обусловлена наследственными психофизическими факторами, а также уровнем развития и скоростью изменения физических качеств под влиянием тренировки.

2. Внедрение в практику вариативных программ физической подготовки средствами плавания с учетом индивидуальных особенностей и рационализация подготовки приводит к повышению работоспособности и овладению необходимыми навыками.

3. Определение тренировочного эффекта выполнения различных программ физической подготовки средствами плавания дает возможность целенаправленно развивать адаптационные возможности учащихся в соответствии с характером профессиональной деятельности.

4. Различные соотношения объема и направленности упражнений, выполняемых при занятиях плаванием, предопределяют характер изменений в структуре профессиональной подготовленности.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, выводов и списка литературы. Диссертация включает 141 страницу текста, 27 таблиц и 14 рисунков, 2 приложения.

Список литературы

содержит 193 источника, из них 137 на русском и 56 — на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Планирование и подбор средств повышения физической и профессиональной подготовленности, осуществленный с учетом интереса учащихся к занятиям избранным видом спорта, приводит к повышению эффективности занятий, улучшению дисциплины и уменьшению пропусков занятий. На.

I правленность изменения физических возможностей и характер адаптацион.

• ных процессов зависят от особенностей процесса физической подготовки, что доказывается сравнением темпов прироста различных показателей физического развития испытуемых.

2. Уровень общей физической подготовленности быстрее возрастает при условии выбора вида спорта по интересам. Обучение и совершенствование проходит эффективнее при повышении ОФП в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями. Вариативный подход к планированию и реализации программ подготовки позволяет осуществить перенос прироста психофизических качеств на успешность профессиональнопроизводственного процесса обучения.

Учащимся с недостаточным развитием скоростно-силовых качеств целесообразно увеличивать объем тренировочных упражнений с отягощением, выполняемых как на суше, так и в воде. Для учащихся с недостаточным уровнем развития выносливости следует использовать в тренировочном процессе повышенный объем упражнений циклического характера умеренной интенсивности.

3. Типологически ориентированная направленность тренирующих воздействий предопределяет различия в характере и успешности освоения занимающимися отдельных разделов программы их физической подготовки.

Так, различия перед началом эксперимента в показателях техники плавания больше, чем в первой группе. Результаты высоты выпрыгивания больше в группе темповиков, по числу подтягиваний на перекладине показатели выше во второй группе (в среднем в 1,9 раза).

После окончания педагогического эксперимента выявились различия динамики показателей. Прирост спортивных результатов в обеих группах примерно равный (на 25 м — в среднем 1 с, а на 100 м — 2 с). Данный прирост был достигнут разными средствами в соответствии с вариативными программами. В группе силовиков достоверно увеличился темп движений (на 0,71дв/мин) и высота выпрыгивания — в среднем на 1,86 см. В группе темпо-виков достоверный прирост отмечен в длине шага (в среднем на 9 см) и количестве подтягиваний (на 1,85).

Специальная работоспособность оценивалась по результатам тестирования на инерционном тренажере, имитирующем гребковые движения пловцов. До основного эксперимента показатели выше во второй группе. После проведения педагогического эксперимента показатели взрывной силы гребковых движений достоверно возросли в первой группе (на 0,38 кгм, или 12,4%), тогда как во второй группе в большей мере отмечен прирост силовой выносливости (в среднем с 6,2 до 7,7 кгм/с, то есть на 24%).

4. Показатели выносливости по результатам измерения максимального потребления кислорода подтверждают выявленную тенденцию динамики развития выносливости у занимающихся: если во второй группе этот показатель возрос 39,3 до 42,4 мл/кг/мин (7,9%), то в первой группе — с 47 до 49,6 мл/кг/мин (5,5%). Эти данные подтверждаются также измерениями генетического потенциала по особенностям пальцевых узоров, по результатам которых в первой группе выше показатель генетического типа (2,5 против 1,7 во второй группе), что показывает более высокие исходные качества выносливости в первой группе, и скоростно-силовые — во второй.

5. Динамика скоростно-силовых показателей определяется спецификой тренировочных нагрузок, что подтверждается приростами показателей испытуемых в тесте с 5-минутной предельной работой на инерционном тренажере. Скоростно-силовая производительность мышц плечевого пояса в этом упражнении адекватно отражает специфику движений пловца.

В результате выполнения программы педагогического эксперимента средние показатели возросли в первой группе с 6,5 до 7,17 кгм/с, тогда как во второй группе они несколько снизились (с 7,5 до 7,09 кгм/с), что обусловлено направленностью тренировки в различных программах обучения.

6. Предложенная программа построения учебных занятий по плаванию обеспечивает закономерные изменения в сфере энергетического обмена и в показателях физической работоспособности. Определение показателей работоспособности при тестировании на велоэргометре в стандартных лабораторных условиях показало, что мощность, соответствующая анаэробному порогу, возросла за время эксперимента у испытуемых обеих групп в среднем на 60 кгм/мин. В то же время максимальная мощность работы в 1-минутном тесте в значительно большей степени возросла в первой группе по сравнению со второй (соответственно на 20,9% в первой группе, и на 9,8% во второй группе). Эти изменения обусловлены различием программ обучения плаванию.

7. Формирование групп занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей позволяет в процессе занятий плаванием улучшать морфологические показатели учащихся, что проявляется в изменении соотношения мышечной и жировой массы тела. Об этом свидетельствуют результаты сравнительного анализа морфологических данных испытуемых, которые выявили наибольшие различия у занимающихся сравниваемых групп в массе жирового компонента. Она оказалась значительно выше у учащихся второй группы и составила в среднем 7,7 кг в первой группе, и 11,8 кг во второй группе (р<001). На данный показатель влияет как профессиональный отбор, так и индивидуальные склонности к характеру трудовой деятельности.

8. Специальная работоспособность учащихся учебных заведений профессионального образования детерминируется наследственными факторами и корригируется средствами физической тренировки. Реализация вариативных по направленности программ физической подготовки учащихся средствами спортивного плавания обеспечивает преодоление отставания в их физическом развитии и повышение на этой основе качества овладения избранной профессией.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Физическую подготовленность учащихся, занимающихся плаванием, необходимо развивать таким образом, чтобы максимально повысить эффективность профессиональной и учебной деятельности. Это достигается путем развития до оптимального уровня общей физической подготовленности. Следует использовать вариативные программы физической подготовки, разработанные с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

2. В связи с индивидуальными особенностями занимающихся для каждой группы должна применяться такая программа тренировок, которая дает возможность оптимального повышения уровня психофизической подготовленности. В данной работе показана эффективность средств физической подготовки, усиливающих слабые, а затем сильные психофизические особенности занимающихся. Эти соотношения на начальном этапе обучения находятся в пределах: 40% - на ведущие, и 60% - на отстающие качества. На заключительном этапе эксперимента: 55% - на ведущие качества, 45% - на отстающие.

3. Физическая подготовка средствами плавания с применением нагрузок разной направленности приводит к соответствующим изменениям структуры физической подготовленности. Плавание с повышенной интенсивностью и применение упражнений с отягощениями дало достоверный прирост скоростно-силовых качеств учащихся первой группы. Рекомендована суммарная доля интенсивных нагрузок 10,5%, тогда как во второй группе она равнялась 5%. Во второй группе нагрузки второй зоны интенсивности на 11,1% выше, чем в первой. Это приводит к большему повышению уровня аэробной производительности.

4. В связи с выявленными различиями для испытуемых первой и второй подгруппы были составлены программы повышения физической работоспособности, различающиеся по направленности воздействия на функциональные возможности.

5. Процесс физической подготовки должен планироваться следующим образом. Для учащихся с недостаточным развитием скоростно-силовых качеств повышение специальной работоспособности должно осуществляться за счет увеличения работы на коротких отрезках с повышенной интенсивностью. Этот вариант тренировки способствует улучшению скоростно-силовых качеств, а также увеличивает анаэробную производительность. Общий объем нагрузок не должен превышать оптимальных величин, соответствующих адаптационным возможностям учащихся.

Для учащихся с недостаточным развитием качества выносливости повышение аэробной производительности достигается путем увеличения объема повторной работы на более длинных отрезках плавания, выполняемых в основном в аэробном режиме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Ф., Никитина Т. М., Озолин Н. Н. Возможности использования пальцевой дерматоглифики в спортивном отборе //Теория и практика физической культуры. — 1995.- № 3 — С. 10−15.
  2. Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования. М.: Физкультура и спорт, 1983.-191 с.
  3. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1978. — 223 с.
  4. С.А. Изменение газообмена и некоторых других функций мышечной работе у различно тренированных подростков 17 лет: Автореф. дисс. .канд. биол. наук. М., 1960. — 23 с.
  5. В.К. Методологические принципы исследования по проблеме отбора и спортивной ориентации. //Теория и практика физической культуры, 1980. -№ 1. -С.31−33.
  6. В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, — 2000. — 275 с.
  7. В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки. М.: Высшая школа, 1967- 196 с.
  8. JI.M. Особенности функционального состояния сердечнососудистой системы юных пловцов, достигших высоких спортивных результатов //Теория и практика физической культуры, 1996. — № 9. — С.2−5.
  9. П. К теории тестирования двигательных способностей: Пер. с чеш. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 165 с.
  10. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
  11. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1983.-45 с.
  12. Ф.А., Шарпова Т. В. Плавание: Рабочая программа по курсу повышения педагогического и спортивного мастерства для студентов факультета физ. воспитания. Кишинев, 1980. — 23 с.
  13. В., Кун Э. Лактат и физическая нагрузка //Чехословацкое медицинское обозрение. -1971. Т.17. — № 2. — С.93−120.
  14. X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике -М.: Физкультура и спорт, 1968. 239 с.
  15. М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Киев, 1996. — 50 с.
  16. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 152 с.
  17. Н.Ж. Поурочный план курса специализации (раздел обучения плаванию). М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 25 с.
  18. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.- Физкультура и спорт, 1986. — С. 10 -15.
  19. А.Н., Сорокин А. П., Судаков К. В. Количественный системный анализ различных режимов интенсивной мышечной нагрузки. //Успехи физиологических наук, 1978. Т.9 — № 3 — С. 133−148.
  20. С.М. Книга тренера М.:Физкультура и спорт, 1971 .-312 с.
  21. С.М. Физическая подготовка пловца.-Изд. 2-е, перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1976. — 142 с.
  22. В.В., Дмитриева Н. Г. Механизмы адаптации сердечно сосудистой и дыхательной систем организма к мышечной деятельности.
  23. Физиологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам и развитие тренированности у спортсменов. Л., 1996. — С. 90−112.
  24. .Ф. Педагогические особенности методического обеспечения физического воспитания в СПТУ // Теория и практика физической культуры, 1990. — № 10. — С. 18−20.
  25. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  26. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  27. А.А. Механизмы общей адаптации.//Успехи физиологических наук.- 1980. -Т.И-№ 4. -С. 27−46.
  28. Г. В., Городничев P.M. Возрастные особенности двигательного утомления при циклической работе умеренной мощности. // Теория и практика физической культуры, — 1977. № 10. — С. 18−21.
  29. Н. И. Ширковец Е.А. Об энергетических критериях работоспособности спортсменов. //Биоэнергетика: Сб. науч. трудов. Л.: Физкультура и спорт, 1974. — С. 16−30.
  30. В.М., Вербицкий Г. И., Луговцев В. П., Кузнецов П. П. Индивидуальные различия в развитии двигательных качеств у подростков. // Теория и практика физической культуры, — 1972. № 10. — С. 26−28.
  31. Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. Киев: Вежа, 1997. — 128 с.
  32. Л.В. Спортивная подготовка детей и подростков.- Киев: Вежа, 1998.-190 с.
  33. И.В., Платонов В. Н., Фомин Д. И. О структуре микроциклов в тренировке пловцов.// Теория и практика физической культуры.- 1974.- № 9. -С. 11−16.
  34. И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. Минск: «Четыре четверти" — „Экоперспектива“, 1998. — 352 с.
  35. И.Л. Технология преемственного изучения плавания как учебной, спортивной и педагогической дисциплины // Автореф. дисс. .докт. пед. наук.-М., 2000. 50 с.
  36. М.М. Современные методы исследования энерготрат у человека. //Сб. науч. тр. Ин-т питания АМН СССР, — М., 1986. № 7. — С. 15−17.
  37. И.Г. Зависимость спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности. // Теория и практика физической культуры 1984. — № 3. -С. 23−24.
  38. Т.Д. Кожные узоры кисти и стопы обезьян и человека. М.: Наука, 1966.-С. 3−12.
  39. Ф., Германсен Л. Биохимическая адаптация к упражнениям: анаэробный метаболизм.//Наука и спорт: Пер. с англ/под ред. В.М. Зациор-ского и Г. С. Туманяна. Прогресс, 1982. — С. 14−59.
  40. Л.С. Биоэнергетические критерии адаптации к тренировочным нагрузкам. // Автореф. дисс. .канд. биол. наук, — М., 1986. 24 е.
  41. А.А., Терещенко В. А., Толмачев В. А. Использование стандартных тренировочных средств для оценки физического состояния пловца и управления им. // Теория и практика физической культуры, — 1973. № 8. -С. 21−24.
  42. А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1979. — 26 с.
  43. А.А. Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятий спортом: Автореф. дисс. докт. биол. наук. 1973. — 28 с.
  44. В.Ю., Бакунин B.C., Саввин В. И. и др. Морфологические критерии отбора и контроля в плавании: Метод, рекомендации. М., 1991. — 36 с.
  45. О.С. Исследование функциональных возможностей кар-диореспираторной системы спортсменов-подростков, юношей и взрослых: Автореф: дисс. канд. биол. наук, 1969. 22 с.
  46. Ю.Д., Туревский И. М., Горбачев Е. Г. Педагогические принципы формирования программ по физической культуре для учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры.- 1989. № 8. — С. 24−26.
  47. Л.Г., Кабачкова П. И., Филин В. П. Методика оценки уровня развития специальной выносливости у юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры, — 1973. № 4. — С. 22−25.
  48. Т. А. Будяков В.И. Дерматоглифика как метод исследования в медицинской генетике? М.: Медицина, 1976. С. 5 — 9.
  49. В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  50. .Д., Кошкин И. М., Вайцеховский С. М., Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. М.: Физкультура и спорт, 1986, — 79 с.
  51. В.И., Ярошевич В. Г. Плавание: Методическое пособие. Практикум по разделу „Методика обучения“ (700 упражнений для обучения навыку плавания). М.: ГИПП, Промпечать, 1998. — 88 с.
  52. Н.В. Физиологические аспекты определения специальной тренированности спортсменов.//Теория и практика физической культуры. 1971. — № 9. — С. 24−26.
  53. В.В., Никитушкин В. Г., Гончарова Г. Д. Комплексный контроль в системе подготовки юных спортсменов. //Теория и практика физической культуры 1983. — № 11. -С. 18−21.
  54. С.В. О подготовке спортивных резервов по плаванию //Теория и практика физической культуры 1975. — № 4. — С. 41—43.
  55. В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (научно методические и организационные основы). — М.: Высшая школа, 1978. — С. 12 — 19.
  56. В.И., Рувинский Л. И. Использование различных видов спорта в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов: Метод. указания. М., 1985. — 23 с.
  57. В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально -прикладной физической подготовки (вопросы теории) //Теория и практика физической культуры 1990. — № 3. — С.13−15.
  58. Ф.А. Главный рекорд здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 64 с.
  59. В.А., Полиевский С. А. Разработка профессионально прикладной физической подготовки и опыт ее внедрения в учебных заведениях профтехобразования // Теория и практика физической культуры — 1980. — № 7. — С.12−14.
  60. В.А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ М.: Высшая школа, 1982.-182 с.
  61. В.А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. — 222 с.
  62. Карпман B. JL, Любина Б. Г., Меркулова Р. А. Гемодинамика при различных режимах мощности физической нагрузки //Кардиология 1973. — № 12. -С.63−66.
  63. Дж. Спортивное плавание. М.: Физкультура и спорт, 1982. -208 с.
  64. П.В., Корженевский Д. Н. Эффективность непрерывных и повторных методов тренировки юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры -1991. № 4. — С. 25−27.
  65. Кингисепп П.-Х.Г. Особенности газообмена при работе переменной интенсивности//Ученые записки, Тартуский ун-т. 1976. — Вып. 394. — C. I53−162.
  66. А.Д. Исследование средств и методов скоростно-силовой подготовки юных спортсменов. //Теория и практика физической культуры, -1973.- № 12.-С. 21−22.
  67. А.Н., Квашук П. В., Птушкин Г. М. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта. // Теория и практика физической культуры 1993. — № 8. — С. 19−51.
  68. А.Н. Информативность энергетических показателей для оценки физической работоспособности и подготовленности спортсменов. // Теория и практика физической культуры 1994. — № 9. -С. 12−15.
  69. Коркушко С В., Иванов JI.A. Спироэргометрия при максимальной физической нагрузке в различные возрастные периоды //Специальная и клиническая физиология гипоксических состояний: Тезисы докл. совещания. Киев, 1979.-С. 140−144.
  70. И.А., Маслова Г. М., Сонькин В. Д., Евсеев Л. Г. Возрастные изменения некоторых показателей аэробной производительности у мальчиков 7−16 лет //Физиология человека.- 1978. № I. — С.61−67.
  71. А.В. Выносливость и ее физиологические основы //Теория и практика физической культуры. 1968. -№ 6.-С.55−58.
  72. С.А. О возрастном развитии мышечной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1973. — № 2. -С.35−37.
  73. Коц Я. М. Физиологические основы физических (двигательных) качеств // Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 53−105.
  74. А.Ф., Карпенко Л. И., Лежкевич Л. Г. Воздействие нагрузок, направленных на развитие выносливости, в тренировке юных пловцов. // Теория и практика физической культуры 1972. — № 2. -С. 19−21.
  75. М.Н. Исследование некоторых морфофункциональных показателей, определяющих способности к плаванию и возможности прогнозирования их развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 36 с.
  76. А.И. Исследование эффективности различных упражнений в плавании как средства тренировки пловцов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1969.-20 с.
  77. Л.А., Полянский В. П. Педагогические и физиолого-гигиенические основы профессионально-прикладной подготовки школьников // Теория и практика физической культуры 1989 — № 3. -С. 24−26.
  78. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина Т. А., Протченко Т. А., Полянская Н. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации (обзор) // Теория и практика физической культуры 1998 — № 9. -С. 49−51.
  79. Л.П. Структура профессионально-педагогической деятельности тренера ДЮСШ по плаванию // Теория и практика физической культуры 1985, — № 3.-С. 23−26.
  80. Л.П. Содержание и структура многолетней подготовки учащихся детско-юношеских спортивных школ плавания: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1985. — 48 с.
  81. Г. Н., Никитушкин В. Г., Якимов О. В. Построение годичного цикла тренировки юных пловцов с учетом индивидуальных различий в уровне развития их физических качеств. // Теория и практика физической культуры 1995. — № 3. — С. 24−26.
  82. С.В. Программированное обучение и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 112 с.
  83. JI.П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию. // Теория и практика физической культуры, — 1990. № 2. — С. 16−24.
  84. В.В. Медицинские проблемы современной оздоровительной физической культуры (обзор) //Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 2. — С.43−46.
  85. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.: Медицина, 1973. — 360 с.
  86. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- М.: Наука, 1981.-276 с.
  87. В.В. Дыхание спортсмена. М.: ФИС, 1983. — 103 с.
  88. Г. И., Юдин А. С., Максин Б. В. Экспериментальная проверка эффективности различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов //Теория и практика физической культуры, 1990. -№ 6. — С.50−53.
  89. К.К. Применение упражнений различного характера в тренировке пловцов: Автореф. дис.канд. пед. наук Л., 1966.-18 с.
  90. Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения. // Теория и практика физической культуры, — 1979. № 11. -С. 19−21.
  91. Р.Е. Новые методические подходы к выявлению генетически обусловленных параметров в системе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры, — 1984. № 12. -С. 24−25.
  92. Л.Ф., Грива Л. П., Цепкова Н. К. Проявление особенностей адаптивных реакций пловцов в тестирующих нагрузках. // Диагност, функц. подготовленности квалифицир. спортсменов-М., 1988. ФИС С. 105−114.
  93. М.Я. Теоретические аспекты исследования системы подготовки юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры-1980. № 4. -С. 6−9.
  94. М.Я., Конов С. П. О разработке должных норм специальной физической подготовленности квалифицированных юных пловцов. // Теория и практика физической культуры 1981. — № 6. -С. 18−20.
  95. Р.Г. Оценка показателей кислотно-щелочного равновесия, аэробной и анаэробной работоспособности как критериев двигательной активности юных спортсменов //Медицинские проблемы физической культуры: Киев, 1976. — Вып.5. — С. 61−65.
  96. З.Д. Физиологическая оценка максимальной физической работоспособности //Наука и спорт /Пер, с англ. М.: Прогресс, 1982. — 100 с.
  97. Никитушкин В Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры.- 1993. № 8. -С. 43−45.
  98. В.Г., Квашук П. В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры 1998. — № 10. — С. 19−22.
  99. .А. Генетические маркеры и их роль в спортивном отборе // Теория и практика физической культуры, — 1985. -№ 11.-С.38−40.
  100. П.В. Влияние различных двигательных режимов на физическую подготовленность студентов факультета физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 24 с.
  101. Я.П., Виру А. А. Возрастные особенности физической (аэробной и анаэробной) работоспособности //Физиология человека. -1960. T.I. — № 4. -С. 692−696.
  102. Е.В., Поплаухин Б. А. Плавание: Методические рекомендации для слушателей подготовительного отделения. Кишинев, 1983.- 31 с.
  103. Е.И. Исследование динамики физического развития, физической подготовленности и работоспособности студентов факультета физическоговоспитания в период обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. -22 с.
  104. М.И. Специальная силовая подготовленность пловцов и особенности ее проявления в спортивном плавании: Авгореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. 20 с.
  105. К.П. Подготовка спортивного резерва.- Киев- Здоров’я, 1990.152 с.
  106. Ю.А. Формирование двигательных навыков в плавании с использованием программных установок. // Теория и практика физической культуры 1984. — № 5. — С. 22−23.
  107. .С. Исследование взаимосвязи тренировочных нагрузок, функциональных показателей и спортивных результатов юных пловцов высокого класса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974. — 24 с.
  108. Л.П. Генетика двигательных способностей: состояние изучения проблемы и перспективы // Наука в олимпийском спорте: Специальный выпуск. 1999. — С. 78−87.
  109. А.В., Константинов В. В., Варава Ю. И. Исследование развития быстроты, выносливости и скоростно-силовых качеств детей и подростков, занимающихся спортом: Сб. науч. трудов /Свердловский гос. пед. ин-т, -Свердловск, 1979. 318 с.
  110. П.З., Табачник Б. И. Использование показателей физической подготовленности с целью коррекции тренировочного процесса юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры 1976. — № 4. — С. 18−20.
  111. В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений //Теория и практика физической культуры, 1991. — № 2. — С. 32−38.
  112. А.П. Индивидуализация методологическая основа управления свойствами организма.//Морфол. реакции на физ. нагр. и ее огранич.: Сб. тр. науч. симпоз. j Горький, 1986, — С. 2−6.
  113. Ф.П. Основные аспекты проблемы выносливости в циклических видах спорта. //Научно- спортивный вестник,-1986,-№ 4, С. 2−4.
  114. С.Т., Шапошникова В. И. Индивидуализация процесса тренировки // Теория и практика физической культуры 1988. — № 12. — С. 23−25.
  115. Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 147 с.
  116. А.Ю. Факторная структура работоспособности школьников в зависимости от уровня физической активности: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000.- 150 с.
  117. B.C., Кабачкова П. И., Комарова А. Д. Планирование спортивной тренировки юных спортсменов в скоростно-силовых и циклических видах. // Теория и практика физической культуры -1983. № 11. — С. 23−24.
  118. В.Ю. Биометрические методы. М.: Наука, 1964. — 320 с.
  119. И.А. Нормирование нагрузок учебных занятий по плаванию в технических вузах с целью повышения работоспособности студентов: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 24 с.
  120. В.П. Построение многолетней тренировки юных спортсменов. //Научно- спортивный вестник, 1982. — № 26 — С. 38−40.
  121. В.П., Рубин B.C. Нагрузки и периодизация тренировочного процесса юных спортсменов на отдельных этапах многолетней подготовки в циклических видах спорта на выносливость.// Теория и практика физической культуры, — 1988. № 12. -С. 21−23.
  122. Н.А. Возрастные особенности адаптации к физическим нагрузкам в процессе развития тренированности //Адаптация детей школьного возраста к физической нагрузке. Челябинск, 1981. — С.3−14.
  123. A.JI. Суслов Ф. П. Классификация специальных тренировочных средств //Легкая атлетика. -1971. № 6. — С.20.
  124. Дж. 0. Биохимическая адаптация к физической нагрузке: аэробный метаболизм //Наука и спорт. Перев. с англ. М.: Прогресс, 1982. — С. 6089.
  125. С.В., Израель 3. Динамика максимального потребления кислорода и кислород пульса у высококвалифицированных спортсменов //Теория и практика физической куль туры.-1968. — № I. — С.36−38.
  126. В.Б., Хрущев С. В. Медико-биологические аспекты спортивного отбора и ориентации. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 152 с.
  127. Р., Элин С. и др. Максимальное потребление кислорода. Международный эталон кардио-респираторной способности. //Бюлл. Всемирн. орг. здравоохр-М., 1968, 38. № 5. — С. 760−768.
  128. Е.А. Система оперативного управления при тренировке в циклических видах спорта: Дис.. докт. пед. наук. М., 1995. — 285 с.
  129. А.В. Особенности адаптации подростков и взрослых спортсменов к специфическим мышечным нагрузкам//Адаптация детей школьного возраста к физическим нагрузкам. Челябинск, 1981. — С. 61−64.
  130. И.О. Воздействие тренировочной нагрузки различной направленности на спортивное совершенствование юных пловцов. // Теория и практика физической культуры 1970. — № 6. -С. 25−27.
  131. Яковлев Н. Н. Использование биохимических критериев для оценки функционального состояния организма в процессе спортивной тренировки
  132. Теория и практика физической культуры. 1970. — № 7. — С. 28−30.
  133. Н.Н. Физиологические аспекты выносливости при мышечной деятельности //Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 1970. — Т.56. -№ 19.-С. 1263−1266.
  134. Astrand P.O. Motivation for exercise. //Naringstorskning-1978, 22, Suppl. N 15.- P.38−45.
  135. Astrand P.O., Rodahl K. Textbook of Work Physiology. -McGraw-Hill, NY, 1986. 682 p.
  136. Becker M, Vaccaro P. Anaerobic threshold alterations caused by en durance training in young children. //J. Sports Med,-1983,23. N4. — P.445.
  137. Berg K., Olsen R. et all. Effect of reduced training volume on cardiac function. //J. Sports Med. 1989,29. — N 3. — P. 245−252.
  138. Brooks G.A. Anaerobic threshold review of the concept and directions for future research. //Med. and Sc. in Sport Exer. 1985. — № 17. — P. 19−23.
  139. Bung V. Comparison of the anaerobic threshold and mechanical efficiency of running in young and addled athletes. //J. Sports Medicine. 1986, 7. — N 3. -P.156−160.
  140. Costill D., Fink W. Hargreaves M. Metabolic characteristics of skeletal muscle during detraining from competitive swimming // Med. Sci. Sports Exerc. 1985. -V.17. — № 3. — P. 339−343.
  141. Craig F. Oxygen uptake at the beginning of work. //J. Appl. Physiol., -1972, 33.-N 5.-P. 611−615.
  142. Cureton K., Hensley L. Body fitness and performance differences between men and women. //Research Quarterly, 1979, 50, — N 3. — P. 333−340.
  143. Davis J. Anaerobic threshold: review of the concept and directions for future research. //Med. and Sc. in Sports and Exerc. -1985, 17. № 1. — P.6−8.
  144. Ekblom B. Factors determining maximal aerobic power. //Acta physiol. scand. 1986, 128, -N 556. -P.15−19.
  145. Fox E, Kirkendal D., Bartels R. Linear determination of the V02 half time response during exercise. //J. Appl. Physiol,-1980−44, № 1.- P. 77−81.
  146. Francaux M., Jacqmin P., Sturbois X. Kinetic model for lactate production in sportsman. //Arch. Int. physiol., 1987, 95, — № 4. — P. 75−78.
  147. Gaesser G., Poole D. Lactate and ventilatory thresholds: disparity in time course of adaptations to training.//J. Appl. Physiol. -1986,61, — № 3.- P. 999−1004.
  148. Gedda L. Sports and Genetics. A Study on Twins Acta genet., med. at ge-meil., — 1960. — V.9. — № 4. — P. 47−50.
  149. Gleser M, Vogel J. Endurance exercise: effect of work-rest schedules and repeated testing. //J. Appi. Physiol., -1971, 31. № 5. — P. 735−739.
  150. Hartmann A., Mader A. Verhalten von herzfrequenz und laktat //D. Zschr. Sport Med., -1989. № 6. — P. 200−212.
  151. Holman R. The Theory and Practice of Endurance Training. //Quart. Review, -1979, 79-P. 3−5 .
  152. Hollmann W., Hettinger T. Sportmedezin Arbeiteund Trainingsgrundlagen. -Stuttgart. New York, 1980. — 773 p.
  153. Howat R. Training with times established two speed test. //Swimming tim. -1990. -№ 5.-P.17−18.
  154. Jones L., Mc Cartney. Influence of muscle power on aerobic performance and the effects of training. // Acta med. scand. 1986, 220. — № 711 — P.115−117.
  155. Karlsson J., Jacobs I. Onset of blood lactate accumulation during muscular exercise as a threshold concept. Hint. J. Sports Med. 1982, 3.- № 4. -P. 190−201.
  156. Kelly J. Lactate threshold .//Minn. Acad. Sci» 1989. — № 3.- P. 8−13.
  157. Kindermann W., Simon G., Keul J. The significance of the aerobic-anaerobic transition for the determination of work load. //J. Appl. Physiol., 1979. 42, — N 1. -P. 25−34.
  158. Klimpel P. Grundsatzliche Bemerkungen zum pedagogichen Experiment. //Teor. und Prax. Korperkult, 1984, 33. — № 4. — S. 269−274.
  159. Knuttgen H. Physiological factors in fatigue. // Phys. Int. Syrop, Stockholm, -1977. Discuss., 24. -P. 289−293.
  160. Koehn R. Towards a physiological and genetical understanding of the energetics of the stress response. //Biol. J. Linn. Soc., 1989, 37. — № 1. — P.7−17.
  161. Lavoie J, Taylor A. Physiological effects of training in elite swimmers. //J. Sports Med. -1981, 21. № 1. — P. 38−42.
  162. Lindemann H. Methodische Untersuchung zur indirekten Bestimmung der maximalen 02-Aufhahme. //J. Appl. Physiol. 1973, 32. — № 1. — P. 25−53.
  163. Maffulli N, A laboratory method for non invasive anaerobic threshold determination. //J. Sports Med. -1987, 27, № 4.- P.419−423.
  164. Malurin J., Martin T. Anaerobic threshold: a trainable component cardiovascular fitness.//Mot. Skills. -1982, № 1.- P.41−46.
  165. Manning J. Factor analysis of various anaerobic power tests. //J. Sp. Med*. -1988, 28,-№ 2,-P. 138−144.
  166. McCafferty W, Horvath S. Specificity of exercise and specificity training. //Res. Quart. 1977, 48, — N 2. — P. 358−371.
  167. Nomura T. Maximal oxygen uptake of Age Group swimmers. //Swimming Technique, 1979. — № 4. — P.105−109.
  168. Olsen R., Berg K., Comparison of two intense interval training programs. //J. Sports Med. 1988, 28, — № 2.- P 158−164.
  169. Orok C., Hughson R. Blood lactate responses in incremental exercise. //J. Appl. Physiol. 1989, 59, — № 4. — P. 262−267.
  170. Parkhouse W., McKenzie D. Cardiac frequency and anaerobic threshold. // J. Appl. Physiol. 1982, 50,-№ 1.-P.117−123.
  171. Perez H. Specificity of training: selective aspects of running. //J. Sports Med.- -1981, 21,-№ 1.- P.68−73.
  172. Powell J. Notes on Training. //Track Technique. 1970, 42. — P. 1329−1330.
  173. Prampero P, Pendergast D. Energetics of swimming in man. //J. Appi. Physiol., 1974, 37,-№ 1.-P. 1−5.
  174. Raynaud J., Durand J. Oxygen deficit and debt in submaximal exercise. //High Alt. Physiol, and Med.-New York., 1982. P.103−106.
  175. Robinson S. Physiology of muscular exercise // N.Y. Med. Physiol., 1961, -P.494.
  176. Roston W., Whipp B. Oxygen uptake kinetics and lactate concentration during exercise in humans. //Amer. Rev. Resp. Disease. 1987, 135, — № 5. -P. 10 801 084.
  177. Scheen A. Critical analysis of the anaerobic threshold during exercise at constant workloads. //J. Appl. Physiol. 1981,46, — № 4 — P.367−377.
  178. Schmid P. Energiebedarf und Ernahrungsrichtlinien bei verschiedenen sportlichen Belastungen. //Therapiewoche, 1987, 37, — № 38, — P. 3606−3610.
  179. Schnabel G. Wesen, Stellung und Grenzen des Experiments in der sport methodischen Forschung. //Teor. und Prax. Korp. 1984, 33, -№ 4. — S.266−270.
  180. Schroter G. Trainingsmethodische Experimente mit mehreren Versu-chengruppen //Theor. und Prax. Korp. 1984, 33, -N 4. — S. 274−277.
  181. Shephard R.J., Godin G., Campbell R. Characteristics of sprint, medium and long distance swimmers. //J. Appl. Physiol, 1973, 32, — № 2, — P. 99.
  182. Simon G. Ermittlung der aeroben leistungfachigkeit. // Leistungs sport. 1986, № 3. — P.29−31.
  183. Skinner J, Mc Lellan T. The transition from aerobic to anaerobic metabolism. // Res. Quart, for Exs. and Sport, 1980, 51, — № 1. -P. 234−238.
  184. Shubertl.U. Sports illustrated competitive swimming: techniques for champions. — New York, 1990.- 143 p.
  185. T. 4-Years training plan for swimmer. //Int. Swimm. Sp., 1987, — P. 18−20.
  186. Troup J. Setting up a season using scientific training.// Swim. Techn. 1986, 23,-№ 1.-P.9−16.
  187. Weltman A., Katch V. Relationship between the onset of metabolic acidosis and maximal oxygen uptake. //J. Sports Med. 1979, 19, — № 2.- P.135−137.
  188. Whipp B.J. Rate constant for the kinetics of oxygen uptake during light exercise. // J. Appl. Physiol., 1971, 30, — № 2. -P. 261−263.
  189. Wilmore J. Maximal oxygen intake and its relationship to endurance capacity on a bicycle ergometer. //Res. Quart, 1969, 40, — № 1. — P.203−206.
Заполнить форму текущей работой