Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Снижение агрессивности студентов на занятиях по физической культуре в системе среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У будущих техников-технологов выявлены: властность, независимость, самоуверенность, иногда упрямство вплоть до агрессивности. Они независимы в суждениях и поведении, в конфликтах склонны обвинять других, для себя предпочитают авторитарный стиль руководства, зачастую бывают конфликтными и своенравными. Студентам свойственна иногда пессимистичная оценка действительности, значимость социальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Агрессия как состояние человека
    • 1. 2. Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении подростков
    • 1. 3. Спортивная деятельность в формировании агрессивности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ
    • 2. 1. Технологическая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Личностно ориентированная методика снижения агрессивности студентов техникума в процессе занятий гиревым спортом./
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ
    • 3. 1. Анализ агрессивности и враждебности студентов в процессе педагогического эксперимента
    • 3. 2. Анализ динамики уровня физической подготовленности студентов в процессе педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Снижение агрессивности студентов на занятиях по физической культуре в системе среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении молодых людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, но и проявляемая в их поведении цинизм, жестокость, агрессивность. Ситуация осложняется еще и тем, что на период начала учебы в средних учебных заведениях — 15−17 летприходится один из кризисных моментов в развитии личности в целом: момент профессионального самоопределения, который, как правило сопровождается наличием внутриличностного конфликта, разрешение которого бывает конструктивным и деструктивным. Кроме того, по данным правоохранительных органов за 2004 год около 42% преступлений приходилось на долю подростков и студентов (127, с. З)1. Отмеченное свидетельствует о росте процента различных форм отклоняющегося поведения среди молодых людей этого возраста, которое проявляется в различных формах агрессии.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в исследованиях Ю. М. Антонян,, И. П. Московской, Н. Д. Левитова, Т. Г. Румянцевой. В ряде работ рассматривались особенности делинквентного поведения подростков и юношей (Н.С. Воронин, О.Ф.Кернберг).

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное описание которого указано в библиографическом списке диссертации Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

Агрессивность является одной из черт человеческой личности. В норме люди проявляют агрессивное поведение в ряде ситуаций, однако оно не приводит к формированию деструктивного поведения в целом (Д.Зильманн, Е. В. Разоренова, Г. Селье, С. Пренгисс-Данн).

Агрессия это общий термин, используемый для обозначения поведения и разнообразных действий, включающих нападение, враждебность и т. д. Обычно этот термин используется для обозначения таких действий, которые могут быть мотивированы: страхом или фрустрациейжеланием вызвать страх у других или обратить их в бегствоили стремлением добиться признания собственных идейили осуществления собственных интересов. Агрессивное поведение — специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб (А.А. Реан).

Особенности техникума необходимо учитывать при создании педагогических условий, способствующих подготовке студентов к профессиональной деятельности (В.В. Давыдов, В.Н. Сагатовский). Одним из действенных компонентов при этом является применение средств физической культуры в целях снижения агрессивности будущих специалистов. Учитывая уникальность эффекта воздействия средств физической культуры, представляется актуальным их активное использование для снижения уровня агрессивности будущих техников-технологов. Физическая культура и спорт могут служить своеобразным механизмом сдерживания распространения насилия и агрессивности (Р.Т. Раевский). Анализ научно-методической литературы и обобщение опыта практической работы по проблемам, связанным с применением средств и методов физической культуры для снижения уровня агрессивности будущих техников-технологов, свидетельствуют об их малочисленности и противоречивости.

Таким, образом, выявлены противоречия между: а) ростом исследований, посвященных изучению вопросов использования различных психолого-педагогических средств и методов по управлению агрессивным поведением, и недостаточной разработанностью этих вопросов для снижения уровня агрессии и агрессивности, как свойства личности современных студентовб) поиском способов гуманизации и индивидуализации процесса физического воспитания студентов техникума, и недостаточной представленностью современных продуктивных педагогических технологий, обеспечивающих эффективность снижения агрессивности студентов на занятиях физической культурой и спортом.

Разрешение указанных противоречий позволило сформулировать проблему исследования: каковы возможности физической культуры и спорта для снижения агрессивности студентов. Это предопределило выбор темы диссертационного исследования: «Снижение агрессивности студентов на занятиях по физической культуре в системе среднего профессионального образования».

В исследование введено ограничение: работа выполнена на примере использования студентами механико-технологического техникума упражнений гиревого спорта на занятиях по физической культуре.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия снижения агрессивности студентов на занятиях по физической культуре в системе среднего профессионального образования.

Объект исследования: образовательный процесс студентов механико-технологического техникума по дисциплине «Физическая культура».

Предмет исследования: гуманно ориентированная методика снижения агрессивности студентов с использованием упражнений гиревого спорта и средств психологической подготовки.

Гипотеза исследования. Процесс снижения агрессивности студентов механико-технологического техникума на занятиях по физической культуре будет проходить более эффективно, если:

• разработана модель снижения агрессивности студентов на занятиях по физической культуре, предполагающая развивающую психодиагностику агрессивности личности, занятия гиревым спортом, развитие волевых качеств и овладение методикой саморегуляции психических состояний.

• занятия по физической культуре проводятся с использованием средств и методов гиревого спорта, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств и силовой выносливости студентовподбором упражнений, воздействующих на развитие и тренировку нескольких качеств одновременно, с повышенной плотностью занятий;

• разработана, экспериментально апробирована и внедрена гуманно ориентированная методика снижения агрессивности студентов, которая обеспечивается: комплексом упражнений гиревого спорта в сочетании со средствами психологической подготовки, направленных на развитие волевых качеств выдержки и самообладания и обучение методам саморегуляции психических состояний.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования.

1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы снижения агрессивности средствами физической культуры и спорта.

2. Выявить личностные особенности студентов механико-технологического техникума, будущих техников-технологов, существенно влияющих на процесс снижения их агрессивности.

3. Обосновать и разработать гуманно ориентированную методику снижения уровня агрессивности у студентов-первокурсников средствами гиревого спорта с использованием упражнений психологической подготовки.

4. Разработать и внедрить в практику методические рекомендации «Гуманно ориентированная методика снижения агрессивности студентов механико-технологического техникума на занятиях гиревым спортом с использованием упражнений психологической подготовки».

Методологической основой исследования являются:

• на философском уровне: положения о системной взаимосвязи всех явлений окружающего мира (Н.А. Бердяев, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, П.А. Флоренский);

• на общепедагогическом уровне: этико-гуманистический подход к агрессии (A. Maslow, G. Rogers, V. Frankl) — теория социального научения (би-хевиоральная модель) А. Бандуры;

• на частнопедагогическом уровне: идеи гуманизации форм, методов и условий педагогического воздействия в физической культуре и спорте (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева) — теоретические основы физического воспитания и спорта (Л.П. Матвеев, В.Н. ПлатоновМ.Я. Набатникова, Н. А. Фомин, В.П. Филин).

База исследования. Исследование проводилось на базе Мелеузского механико-технологического техникума, филиала Московского государственного университета технологии и управления г. Мелеуза республики Башкортостан и Башкирского института физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

Методологическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2002 по 2007 годы. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап — теоретико-поисковый (2002;2003 гг.). На данном этапе изучалось состояние проблемы снижения уровня агрессивности, ее разработанность в психолого-педагогической теории и практике, выявлялись условия формирования агрессивности в спортивной практике, изучались методики снижения подростковой агрессивности в процессе занятий физической культурой с использованием упражнений гиревого спорта. Работа на данном этапе позволила определить проблему, обосновать ее актуальность, поставить цель и задачи, разработать гипотезу исследования. На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, деятельностный, логический), прогнозирование путей и результатов теоретического исследования.

Второй этап — аналитико-экспериментальный (2003;2005 гг.). Уточнялась гипотеза исследования и её- проверка в опытно-экспериментальной работе, выявлен уровень агрессивности и формы проявления агрессии студентов, а также определены их личностные особенности. Разработана, апробирована и определена эффективность разработанной методики снижения агрессивности студентов с использованием упражнений гиревого спорта и методик психологической подготовки спортсменов. Использовались следующие методы исследования: констатирующий и педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, статистическая обработка результатов экспериментальной работы.

Третий этап — заключительно-оценочный (2005;2007 гг.). Осуществлялся анализ и систематизация экспериментальных результатов, формулировались общие выводы и заключение, оформлялось диссертационное исследованиеосуществлялось внедрение методики использования средств и методов гиревого спорта по снижению уровня агрессивности у студентов первого курса. На этапе использовались следующие методы исследования: анализ результатов педагогического эксперимента, статистическая обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы. Обобщение результатов и оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования.

1. Обоснована педагогическая модель снижения агрессивности студентов первого курса механико-технологического техникума средствами гиревого спорта и психологической подготовкивыявлены личностные особенности студентов техникума, существенно влияющие на агрессивность: низкая стрессоустойчивость, самоуверенность, высокая тревожность, внутренняя конфликтность представлений о себе, неудовлетворенность стремленийустановлено, что межличностное взаимодействие студентов-первокурсников характеризуется направленностью на коммуникацию со сверстниками, социальной смелостью, импульсивностью, властностью, упрямством вплоть до агрессивности, зависимостью от мнения группы, прямолинейностью, мнительностью.

2. Разработана гуманно ориентированная методика снижения агрессивности студентов, основными особенностями которой являются: включение средств и методов гиревого спорта, которые подбираются индивидуальновторым компонентом методики определена психологическая подготовка студентов, включающая в себя технологию саморегуляции психического состояния и развития волевых качеств выдержки и самообладания. Обоснованы педагогические условия эффективного управления агрессивностью студентов.

3. Уточнена структура личности студентов технологического техникуматеоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность методики снижения агрессивности студентов на основе использования упражнений гиревого спорта и средств психологической подготовки на занятиях по физической культуре.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в дополнении теории физического воспитания студентов следующими разделами: а) теория и методика физического воспитания студентов технических средних учебных заведений в части выявления возможностей направленного использования средств и методов гиревого спорта в управлении проявлением агрессивности в поведении студентовб) уточнено дидактическое обеспечение процесса снижения агрессивности студентов с использованием упражнений гиревого спорта и средств психологической подготовки, отражающее общие и частные закономерности теории и практики физической культуры и спорта и позволяющие на основе специально смоделированных видов физ-культурно-спортивной деятельности снизить агрессивность студентов в процессе занятий физической культурой.

Практическая значимость работы состоит в разработке и экспериментальном обосновании методики снижения агрессивности студентов-первокурсников, которая может использоваться в занятиях со студентами старших курсов, гуманитарных вузов и для повышения уровня их физической подготовленности. Разработанный методический материал может быть использован в практической работе тренеров ДЮСШ, преподавателей физической культуры общеобразовательных школ, инструкторов детских клубов.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Модель снижения агрессивности студентов на занятиях по физической культуре включает в себя: развивающую психодиагностику агрессивности личности, занятия гиревым спортом, развитие волевых качеств выдержки и самообладания и овладение методикой саморегуляции психических состояний.

2. Занятия по физической культуре проводятся с использованием средств и методов гиревого спорта, направленных на: преимущественное развитие основных и специальных физических качеств и силовой выносливости студентовподбором упражнений, воздействующих на развитие и тренировку нескольких качеств одновременно, с повышенной плотностью занятий;

3. Разработанная гуманно ориентированная методика снижения агрессивности студентов обеспечивается: комплексом упражнений гиревого спорта в сочетании со средствами психологической подготовки, включающим развитие волевых качеств выдержки и самообладания и обучение методам самореи гуляции психических состояний.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных теоретико-методологических положенийадекватностью применяемых методов объекту, предмету и задачам исследованияподтверждается экспериментальной работой, результаты которой свидетельствуют об эффективности реализации педагогической модели снижения агрессивности студентов, теоретическому и практическому уровням познаниярепрезентативностью объёма выборок и проверкой статистической значимости полученных данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях «Управление качеством обучения в системе непрерывного профессионального образования (в контексте Болонской декларации)», (Москва, 2006), «Актуальные проблемы науки и высшего образования» (Унеча, 2006), «Макроэкономические проблемы современного общества (Федеральный и Региональный аспекты)» (Пенза, 2006), «Инновации общего и профессионального образования в условиях модернизации образования» (Челябинск, 2006), «Взгляд через века (I Ак-муллинские чтения, посвященные 175-летию М. Акмуллы)» (Уфа, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста» (Стерлитамак, 2006), межвузовских научно-практических конференциях «Интеграционные процессы в развитии химии, экологии, экономики и образования сегодня» (Нижний Новгород, 2006), «Инновации в интеграционных процессах образования, науки, производства» (Уфа, 2006), на XVII региональной конференции «Оптмизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (Челябинск, 2007).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс механико-технологического техникума филиала Московского государственного университета технологии и управления в г. Мелеузе республики Башкортостан, по учебной дисциплине «Физическая культура». Методика снижения агрессивности студентов используются в Башкирском институте физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Стерлитамакской государственной педагогической академии.

Личный вклад автора заключается в следующем:

• разработка педагогической модели физкультурного образования в управлении агрессивностью студентов механико-технологического техникума в процессе занятий физической культурой;

• уточнение структуры и содержания свойств личности связанных с проявлением агрессивности студентов механико-технологического техникума;

• подбор диагностических методик выявления уровня агрессивности студентов и программно-содержательного обеспечения процесса физкультурного образования в рамках снижения уровня агрессивности студентов;

• непосредственное участие в работе со студентами и преподавателями по снижению уровня агрессивности;

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Список литературы

содержит 200 источников, в том числе 7 — на иностранном языке. Текст диссертационного исследования иллюстрирован одной схемой, 13 таблицами.

Выводы по третьей главе.

В результате педагогического эксперимента установлено, что использование разработанной методики снижения уровня агрессивности студентов механико-технологического техникума оказывает положительное влияние, прежде всего, на следующие качества.

1. В ходе сопоставления определено, что по показателям виды агрессии студенты экспериментальной группы после проведения педагогического эксперимента значимо отличаются от студентов контрольной группы. Наивысший уровень статистической значимости различий (р < 0,001) отмечен по показателям «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «подозрительность», «вербальная агрессия» и «вина». Уровень статистической значимости различий по показателям «физическая агрессия» и «обида» также был достаточно высок и составил р < 0,01;

2. По обоим показателям индексов враждебности и агрессивности отмечается статистически значимые снижения величин у студентов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. При этом уровень статистической значимости различий — наивысший. По окончании эксперимента удалось зафиксировать качественное снижение уровня агрессивности и большую адекватность поведения студентов экспериментальной группы;

3. В результате эксперимента в экспериментальной группе были выявлены статистически значимые улучшения физической подготовленности студентов. Выявлены различия по следующих контрольных упражнениях: «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (р < 0,01), «подтягивание на перекладине» (р < 0,01), «сгибание туловища» (р < 0,01).

Полученные данные свидетельствуют о статистически значимом более высоком уровне развития у студентов экспериментальной группы таких физических качеств, как сила и силовая выносливость. Изложенные данные подтверждают эффективность разработанной методики не только для снижения агрессивности студентов, но для повышения уровня их физической подготовленности.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность экспериментальной методики тем, что студенты экспериментальной группы имели оптимальные результаты уровня агрессивности и враждебности и лучшие показатели уровня физической подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основы рациональной организации физического воспитания заложил П. Ф. Лесгафт. Он видел в физических упражнениях средство формирования: физически образованных людей. Вошедшее в современную науку о физическом воспитании с именем П. Ф. Лесгафта физическое образование предполагает не только совершенствование форм и функций человеческого тела, но и образование (формирование) нравственных форм поведения, применение полученных знаний и навыков в жизненной практике, в соответствии с нормами нравственного поведения.

В развитии физических качеств П. Ф. Лесгафт видел, прежде всего, реализацию образовательных возможностей — создание предпосылок целесообразных действий в реальных условиях жизни.

Педагогические идеи П. Ф. Лесгафта созвучны современным представлениям о значимости физической культуры в формировании нравственной личности. Основное правило врачебной этики «не навреди», перенесенное в педагогическую практику воспитания интереса к занятиям физкультурой и спортом, не теряет своего главного содержания. Не навредить нравственному здоровью, а через повышение интереса к занятиям физической культурой реализовать педагогические предпосылки коррекции аморальных проявлений личности.

Согласно многочисленным данным современных исследователей, на сегодняшний день можно отметить все возрастающее число молодых людей (подростков, студентов), у которых отмечается повышенный уровень агрессивности и, как следствие, асоциальное поведение. Физическая культура и спорт, являясь одной из форм воздействия на человека, представляют в данном случае мощнейший инструмент педагогической и психологической коррекции личности. Учитывая уникальность эффект воздействия средств физической культуры и спорта, нам представляется актуальным их использование для снижения уровня агрессивности будущих техников-технологов.

Осуществление трудовой деятельности сопряжено с большими трудностями в силу большого разнообразия решаемых задач и их специфики. Другой аспект этих трудностей заключается в выработке точек соприкосновения взаимодействия объективного и субъективного в содержании трудовой деятельности техника, которые можно искать по целому ряду логических оснований. В частности, по объектам она может быть направлена на предотвращение внешних или внутренних опасностей и угрозпо временным параметрам осуществления — направленная на реализацию долгосрочных или краткосрочных интересов и т. д.

Специфические особенности профессии техника содержательно отражаются в следующих аспектах: а) функции профессии техникаб) ее содержанияв) требованиях к физической, интеллектуальной, духовной и психофизиологической сферы субъекта профессии техникаг) условиях функционирования профессии техника. В качестве требований к психике техника-технолога могут быть рассмотрены:

— во-первых, социально-психологическая готовность к работе в экстремальных условиях, обусловленная в первую очередь благоприятными индивидуальными характеристиками субъекта деятельности (мотивы, потребности, целевые установки, характер, воля).

— во-вторых, наличие достаточно выраженных задатков, обеспечивающих высокий уровень поддержания гомеостатических функций ней-рогуморальных систем организма;

— в-третьих, исключительная пластичность нервной системы, позволяющая прижизненно формировать гибкие функциональные системы и обеспечивать такие творческие процессы, как интуиция, предвосхищение, эвристика, проницательность.

Осуществление деятельности техника базируется на уравновешенностисамостоятельности, умении корректно отстоять свое мнениепринятии на себя ответственности за самоличное решениевысокой организованностиличном мужествесамокритичностисоциологизированности мотивов поступковцелеустремленности и исполнительности, выдержки и самообладании.

Однако же специфика профессии техника-технолога предполагает и достаточно серьезную профессиональную подготовку: физическое здоровьефизическую силутеоретические знания в области профессионального дела.

Перечисленные аспекты, означают наличие достаточно высокого уровня физического здоровья юноши, выбирающего профессию техника-технолога. При этом в первую очередь важен природный потенциалхорошее зрение, отсутствие врожденных патологий. Недостаток ловкости, физической силы, специальных операционных компонентов деятельности техника-технолога менее важен, поскольку нормально развитый и здоровый молодой человек способен овладеть ими и восполнить недостающую физическую подготовленность.

Методика исследования личностных особенностей и физической подготовленности студентов механико-технологического техникума, базирующаяся на методологии системного подхода, включала следующие группы методов:

— теоретический анализ и обобщение литературных источников;

— изучение мотивации студентов к занятиям физической подготовкой (наблюдения, беседы, анкетирование);

— личностное тестирование;

— педагогический эксперимент;

— статистическая обработка материалов исследования.

Из полученных в ходе проведения исследования данных можно вывести некоторые личностные особенности будущих — техников-технологов. Для студентов характерна в большей степени открытость, общительность и добродушие, свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность в отношениях. В целом они ориентированы на общение в малой труппе и, как правило, не испытывают трудностей во взаимодействии с окружающими людьми.

У студентов отмечается склонность к абстрактному мышлению, сообразительности и быстрой обучаемости. Кроме того, отмечается низкая фруст-рационная толерантность студентов, их подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительности, повышенной утомляемости, которая может быть вызвана социальной ситуацией, в первую очередь.

У будущих техников-технологов выявлены: властность, независимость, самоуверенность, иногда упрямство вплоть до агрессивности. Они независимы в суждениях и поведении, в конфликтах склонны обвинять других, для себя предпочитают авторитарный стиль руководства, зачастую бывают конфликтными и своенравными. Студентам свойственна иногда пессимистичная оценка действительности, значимость социальных контактов, в зависимости от ситуации они могут принять на себя лидерские функции, но иногда желают остаться в стороне. Они подвержены влиянию случая и обстоятельств, не прилагают особых усилий для выполнения групповых требований и норм. В некоторых ситуациях им свойственна беспринципность, неорганизованность, безответственность, гибкость установок по отношению к социальным нормам, что может привести к асоциальному поведению.

Для студентов характерна склонность к риску, готовность иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами, манера держаться свободно и рас-торможенно. Можно говорить о наличии у будущих техников-технологов таких характеристик, как мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая суровость по отношению к окружающим, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, устойчивость по отношению к трудностям, зависимость от группы, ориентированность на социальное одобрение, отсутствие инициативы, недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, низкая обеспокоенность выполнением социальных требований.

Таким образом, полученные личностные характеристики позволяют говорить о наличии у студентов 15−17 лет механико-технологического техникума низкой стрессоустойчивости, подверженности влиянию обстоятельств, самоуверенности, высокой тревожности, внутренней конфликтности представлений о себе, неудовлетворенности стремлений. Межличностное взаимодействие характеризуется направленностью на взаимодействие, социальной смелостью, импульсивностью, динамичностью общения, властностью, самоуверенностью, упрямство вплоть до агрессивности, зависимостью от мнения группы, прямолинейностью, мнительностью. Указанные личностные особенности при осуществлении трудовой деятельности могут привести к развитию внутриличностного и межличностного конфликта и неадекватным ситуации агрессивным проявлениям.

Процесс физической подготовки студентов механико-технологического техникума, построенный с использованием разработанной методики, отличается рядом особенностей. В занятия включаются средства и методы гиревого спорта, которые подбираются индивидуально, в зависимости от физического состояния студента, уровня его развития и весовых данных. Средства и методы гиревого спорта используются на занятиях по физической подготовке вместо упражнений общеразвивающей части занятия. При использовании упражнений гиревого спорта соблюдаются основные принципы теории и методики физического воспитания и учитываются возрастные и личностные особенности занимающихся. В программу занятий включаются средства и методы психологической подготовки, направленные на развитие волевых качеств выдержки и самообладания и воспитание способности к саморегуляции психических состояний. При этом психологическая подготовка осуществляется на основе гуманно ориентированного подхода с опорой на субъективный опыт каждого студента.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность экспериментальной методики снижения агрессивности студентов. По показателям контрольных упражнений у студентов отмечается выраженная динамика изменений.

Из полученных в ходе сопоставления данных видно, что по всем показателям студенты экспериментальной группы значимо отличаются от студентов контрольной группы. Так наивысший уровень статистической значимости различий (р < 0,001) отмечен по таким показателям видов агрессии: «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «подозрительность», «вербальная агрессия», «вина». Уровень статистической значимости различий по показателям «физическая агрессия» и «обида» также был достаточно высок. Следовательно, разработанная методика снижения уровня агрессивности с использованием средств гиревого спорта и средств психологической подготовки, реализуемых на основе гуманно ориентированного подхода, оказала эффективное влияние на агрессивность студентов механико-технологического техникума и способствовала ее уменьшению.

По окончании эксперимента нами были сопоставлены конечные величины индексов враждебности и агрессивности. По обоим показателям отмечается статистически значимое снижение величин индексов у студентов экспериментальной группы. Следовательно, по окончании эксперимента удалось зафиксировать качественное снижение уровня агрессивности и большую адекватность поведения студентов экспериментальной группы, что также свидетельствует об эффективности разработанной методики.

По окончании педагогического эксперимента были сопоставлены показатели физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп. По уровню всех показателей физической подготовленности студенты экспериментальной группы на статистически значимом уровне превзошли студентов контрольной группы.

В контрольной группе в упражнении «подтягивание на перекладине» студенты демонстрировали результат 12,11 ± 1,98, а в экспериментальной -15,69 ± 2,03. Упражнение «сгибание туловища» в контрольной группе студенты выполняли 27,51 ± 4,51, в экспериментальной — 35,01 ± 3,11, а упражнение «прогиб туловища» — 16,04 ± 3,62 и 22,91 ± 2,68 в контрольной и экспериментальной, соответственно. Полученные данные свидетельствуют о статистической значимости различий в более высоком уровне развития у студентов экспериментальной группы таких физических качеств, как сила и силовая выносливость. Изложенные данные свидетельствуют об эффективности разработанной методики не только в для снижения агрессивности студентов, но для повышения уровня их физической подготовленности.

Перспективными направлениями дальнейших исследований по данной проблематике нам видится углубление индивидуального и особенно гуманно ориентированного подхода к студентам подросткового возраста в плане использования субъективного опыта каждого из них.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Х. Чемпионами не рождаются / Т. Х. Абидов. Ташкент: Узбекистан, 1982. — 156 с.
  2. А.Н. Система: философская категория и реальность / А. Н. Аверьянов. -М.: Мысль, 1976. 188 с.
  3. В.У. Организация физической культуры и спорта / В.У. Агее-вец. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 184 с.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Изд-во БГУ, 1990. — 557 с.
  5. Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. М.: Право и закон, 1991. — 287 с.
  6. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 197 с.
  7. В.Г. Общество : системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 е.
  8. В.Н. Физическое воспитание : учеб. пособие по атлет, гимнастике и гиревому спорту для студентов всех специальностей / В.Н. Балак- • шин, С. В. Моренченко. Саратов: Саратов, гос. техн. ун-т, 2001. — 256 с.
  9. В.К. Теоретико-методологические основания концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века / В. К. Бальсевич. Томск: ТГУ, 1996. — С. 21−26.
  10. В.К. Физическая культура : Молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995,-№−4.-С. 2−7.
  11. А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Мир, 1999. — 194 с.
  12. В.В. Воспитание ценностного отношения к физической культуре у студентов (на примере средств гиревого спорта): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Баранов — УралГАФК. Челябинск. — 18 с.
  13. В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя / А. В. Бездухов. — Самара: изд-во СамГПУ, 2000. — 185 с.
  14. В. Старая любовь не ржавеет / В. Безуглов // Спортивная жизнь России. 1993. -№ 11−12,-С. 14−15.
  15. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В. А. Беликов: Монография. — Челябинск: Факел, 1995. 141 с.
  16. И.А. Решение проблем профилированного физического воспитания учащихся медицинских училищ : дис.канд. пед. наук. Екатеринбург: УГПУ, 1994. — 181 с.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Про-гесс, 1986. -228 с.
  18. П.П. Развитие мышления школьника / Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М.: Просвещение, 1979. Т. 2. — 394 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 234 с.
  20. Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко: Монография. Волгоград: Изд-во Гос. университета, 2001. — 181с.
  21. И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  22. Е.В. Педагогика : учебное пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. — 559 с.
  23. С.А. Построение тренировочного процесса спортсменов-гиревиков высокой квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Борисевич — СибГАФК. Омск, 2003. — 22 с.
  24. А.В. О соотношении биологического и социального вразвитии личности / А. В. Брушлинский // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Знание, 1974. — 234 с.
  25. А. Гиревой спорт / А. Бухаров. М.: Физкультура и спорт, 1939.- 125 с.
  26. Р. Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. — Пер. с англ. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1992. — 248 с.
  27. Э. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб., 2000. — 367 с.
  28. К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. М.: Феникс, 1991, — 277 с.
  29. М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма / М. Н. Валуева. М.: Педагогика, 1967. — 118 с.
  30. В. Гиревики и киллеры : о трагической судьбе гиревика Бориса Гриднева / В. Васильев // Спортивная жизнь России. 2001. — № 3. — С. 14−15.
  31. К.Н. Идеальная школа будущего : хрестоматия по истории педагогики. Т. IV / К. Н. Вентцель. — М.: Учпедгиз, 1938. — 551 с.
  32. А.А. Формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Вершинина — ОГПУ. Оренбург, 1999. — 22 с.
  33. Н.Н. Физическая культура личности / Н. Н. Визитей. Кишинев: Штииица, 1989. — 146 с.
  34. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И. П. Волков. -М.: Просвещение, 1982. 150 с.
  35. Е.М. Трудные дети или трудные родители? / Е. М. Волкова. -М.: Феникс, 1992.-231 с.
  36. Н.С. Воспитание аномальных детей и подростков / Н. С. Воронин. -М.: Педагогика, 1983. 142 с.
  37. В.И. Эффективность различных методических приемов в тренировке гиревика : автореф. дис.канд. пед. наук в виде науч. докл. / Воропаев В. И. — МГАФК. Малаховка, 1997. — 22 с.
  38. А. Чудо-богатыри / А. Воротынцев // Спорт в школе. -1995, — №−5.-С. 2.
  39. JI.C. Педология подростка. Собр. соч. в 6 т. Т. 4 / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1984. 346 с.
  40. В.М. Методологические проблемы теории физической культуры / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 6. — С. 5−6.
  41. Г. Путь к силе и здоровью : Система физического развития (1911 год, Москва) / Г. Гаккеншмидт, Ю. Шапошников // Спортивная жизнь России. 1997. — № 11. — С. 19−20.
  42. Гиревой спорт: методические рекомендации по организации и проведению учебно-тренировочных занятий и соревнований в ВУЗе /B.C. По-процкий. Могилёв: ММИ, 1998. — 122 с.
  43. Гиревой спорт: методика тренировки / В. Ф. Васильев. Вып. 2. -Метод, указания. — Новосибирск: НГУ, 1995. — 159 с.
  44. Гиревой спорт: программа для секций коллективов физической культуры и спортивных клубов / комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР. М.: ВНИИФК, 1985. — 15 с.
  45. Гиревой спорт: техника упражнений / В. Ф. Васильев. Вып. 1. — Метод. указания. — Новосибирск: НГУ, 1995. — 89 с.
  46. Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Гласс, Д. Стенли. М.: Наука, 1976. — 470 с.
  47. .М. Личность и нарушения общения / Ж. М. Глозман. М.: Педагогика, 1987. — 207 с.
  48. В.Н. Индивидуализация технической и физической подготовки спортсменов-гиревиков различной квалификации : автореф. дис. канд. пед. наук. СГИФК. — Смоленск, 2000. — 21 с.
  49. А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея как личностно ориентированной системы : автореф. дис.. д-ра пед. наук / А.Г. Гостев- БГПУ. Барнаул, 1997. — 46 с.
  50. А.А. Физическая подготовка школьника / А.А. Гужа-ловский. Челябинск: ЮУКИ, 1980. — 247 с.
  51. К.М. Воспитание воли у подростков в процессе обучения / К. М. Гуревич. -М.: Высшая школа, 1976. 64 с.
  52. А. Зловещее очарование насилия / А. Гюттенбюль. -СПб.: СПбГУ, 2000. 84 с.
  53. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  54. JI.C. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэр-лифтинг, гиревой спорт/ JI.C. Дворкин. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 231 с.
  55. Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  56. С.В. Воспитание интереса к спорту / С. В. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. -1988,-№−2.-С.31−34.
  57. Т.В. Подросток / Т. В. Драгунова. М.: Просвещение, 1976.-232 с.
  58. Ю.М. Занимайтесь гиревым спортом / Ю. М. Зайцев. М.: Советский спорт, 1991. — 78 с.
  59. В.И. Методология и методика дидактических исследований /В.И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 143 с.
  60. С.С. Психология мотивации / С. С. Занюк. Киев: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001. — 352 с.
  61. А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. -М.: Педагогика, 1986. 155 с.
  62. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здраво-мыслов. -М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  63. Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: изд-во урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. -251 с.
  64. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Изд-во УРАО, 1998. 144 с.
  65. К.Е. Эмоции человека/К.Е. Изард. М.: Наука, 1980. — 345 с.
  66. Е.Н. Путь к ученику / Е. Н. Ильин. М.: Педагогика, 1988. — 221 с.
  67. Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин СПб: Питер, 2000. — 288 с.
  68. Е.П. Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективности спортивной деятельности): учеб. пособ. для пед. институтов / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  69. М.С. Человеческая деятельность /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-312с.
  70. К.Б. Взаимосвязь показателей тренируемости с некоторыми особенностями организма тяжелоатлетов / К. Б. Казак // Теория и практика физической культуры. 1996. -№−12.-С. 57.
  71. В.К. Классификация волевых качеств / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь: КрГУ, 1983. — С. 175−181.
  72. Как стать богатырем: Методические рекомендации по массовому внедрению занятий атлетической гимнастикой и гиревым спортом / Всесоюз. совет добр. физ.-спорт, о-ва профсоюзов, метод, каб. по произв. физкультуре и комплексу ГТО. М.: ВНИИФК, 1987, — 121 с.
  73. О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / О. Ф. Кернберг. М.: Знание, 1998. — 255 с.
  74. Н.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль: Феникс, 1996. 188 с.
  75. Н.Л. Единство и различие терминов «условие» и «средство» в педагогике //Новые исследования в педагогических науках / Н. Л. Коршунова. И. К. Жур, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991 — Вып. 1. — 96 с.
  76. Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб: Питер, 2001. — 992 с.
  77. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.
  78. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. -Ярославль, 1997. 129 с.
  79. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. 2-е изд. — М.: «Ось-89», 1997. — 208 с.
  80. Культуризм для всех. М.: МГП Полисет — ВО Совэкспорткнига, 1991.- 139 с.
  81. В.В. Секреты атлетизма. Русская сила / В. В. Лавров, Ю. В. Шапошников. -М.: Молодая гвардия, 1990. 203 с.
  82. Г. Выходят на арену силачи. Прикладная физкультура в курсе ОБЖ / Г. Лаптев // Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — № 5. — С. 17- 20.
  83. Г. И. Прикладная физическая подготовка. Наш опыт / Г. Лаптев // Физкультура в школе. 1999. — № 5. — С.89−93.
  84. П.Ф. Задачи физического развития в школе // Хрестоматия по истории педагогики / П. Ф. Лесгафт. -М.: Учпедгиз, 1938. Т. IV. — 551 с.
  85. П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ П. Ф. Лесгафт. -М.: АПН РСФСР, 1951. т. 1.-472 с.
  86. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  87. К. Агрессия / К. Лоренц. М.: Феникс, 1994. — 228 с.
  88. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека/Л.И. Лубышева. -М.: ФиС, 1992. 162 с.
  89. А. С. О моем опыте /7 Педагогические сочинения в 8-ми томах. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С. 248−267.
  90. И. Агрессивность : проявления, причины, предупреждение / И. Маковская // Семья и школа. 1983. — № 9. — С. 11−15.
  91. С.И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева, Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 1993. — 189 с.
  92. Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев.-М.: ФиС, 1991.-543 с.
  93. Ю.Б. Агрессия у подростков : эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можинский. СПб.: Речь, 1999. — 178 с.
  94. В.О. Педагогические условия формирования валеологиче-ских ориентаций школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. О. Морозов — ОГПУ. Оренбург, 1999. — 19 с.
  95. И.В. Оздоровительньие возможности средств физической культуры и потребности общества / И. В. Муравов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 6. — С. 6−8.
  96. B.C. Возрастная психология : феноменология развкггия, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 456 с.
  97. B.C. Диагностика агрессивного поведения ребенка / В. С. Мухина, В. А. Хвостов. -М.: Феникс, 1992. 156 с.
  98. Н.И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. — Ivl.: Изд-во МГУ, 1976.- 185 с.
  99. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам / А. Я. Найн. Челябинск: УралГАФК, 2000. — 187 с.
  100. ГБ. Гиревой спорт : учеб. пособие / Г. В. Носов- СГИФК. -Смоленск, 1998.- 128 с.
  101. Р.С. Психология. В 2 кн. Кн 1. Общие основы псиосологии / Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576 с.
  102. Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Владос, 1995. — 341 с.
  103. С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Российская академия наук — Российский фонд культуры, АЗЪ, 1994. — 928 с.
  104. О’Коннор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование / Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор: Пер. с англ. Челябинск: «Версия», 1997. — 256 с.
  105. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для зрителя / Ю. М. Орлов. -М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  106. И.П. Полное собрание сочинений. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-Т. III. Кн. 1.-375 с.
  107. В.М. Гиревой спорт в вузе / В. М. Пальцев. Екатеринбург: изд-во урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 105 с.
  108. В.М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис.. канд. пед. наук / ОГИФК. Омск, 1994. — 19 с.
  109. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. ЗЕ>им-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  110. В. Богатырям России : упражнения для занятий гиревым спортом / В. Петров // Спортивная жизнь России. 1988. — № 12. — С. 39.
  111. В.К. Богатырские забавы / В. К. Петров, И. И. Переверзин. — М.: Знание, 1992. 149 с.
  112. К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972. — 165 с.
  113. В.А. Гиревой спорт : метод, пособие / В. А. Поляков, В. И. Воропаев. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 98 с.
  114. С. Гиря Ивана Великого / С. Пономарев // Спортивная жизнь России. 1999. — № 8−9. — С. 24−25.
  115. В.А. Физическая культура и становление личности : автореф. дис. д-ра фил. наук — Институт философии РАН. М.: 1994. — 45 с.
  116. Практическая психология образования / под ред. Дубровиной. — М.: Владос, 1997. 151 с.
  117. А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга / А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 1993. — 49 с.
  118. Психоаналитические термины и понятия / под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фаина. М.: Феникс, 2000. — 365 с.
  119. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. Т. 1. — М.: ВЛАДОС, 1999.-312 с.
  120. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. Т.2. — М.: ВЛАДОС, 1999.-312 с.
  121. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. СПб.: прайм-Еврознак, 2003. — 512 с.
  122. Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка школьников / Р. Т. Раевский. Минск: Росток, 1993. — 67 с.
  123. Е.В. Самоактуализация личности подростка как средствоснижения агрессивности : автореф. дис.. канд. пс. наук / Е. В. Разаренова — Яросл. ГУ. Ярославль, 2004. — 24 с.
  124. В. Богатырям России / В. Рассказов // Спортивная жизнь России. 1992,-№−3,-С.15−16.
  125. А.А. Психология изучения личности : учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.)
  126. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 231 с.
  127. Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н. С. Розов. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ГУ, 1993. 162 с.
  128. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. -411 с.
  129. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 81−88.
  130. В.Г. Формирование творческого потенциала личности учителя / В. Г. Рындак. М.: МПГУ, 1994. — 113 с.
  131. В.Н. Категориальньий контекст деятельностного подхода. V семинар по проблемам методологии теории и творчества / В. Н. Сагатовский // Творчество и проблемы человека. Симферополь: СГУ, 1986. — С. 31−39.
  132. В.Н. Основания общей теории систем : логикометодо-логический анализ / В. Н. Сагатовский. М.: Наука, 1974 — 279 с.
  133. Г. Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся / Г. Г. Саноян. -М.: ФиС, 1979. 106 с.
  134. .И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности / Б. И. Серенбаева // Вопросы психологии. -1981.-№−4.-С. 124−126.
  135. А.Н. Эволюция и психика / А. Н. Северцев. М.: Учпедгиз, 1922.- 192 с.
  136. В.И. Актуальные вопросы психологии воли : Вопросы психологии личности / В. И. Селиванов. Рязань: изд. гос. университета, 1975.-Вып. 2.-С. 4−26.
  137. В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков. // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−20.
  138. Г. Н. Образование : аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: изд-во «Зауралье», 1997 — 464 с.
  139. И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М.: Изд. АН СССР, т. 1, 1952, С. 255−256.
  140. Силовая аэробика: Сделано в России / И. Борисова. М.: Физкультура и спорт, — 1999. — № 12. — 26 с.
  141. В.П. Пути повышения эффективности технической подготовки гиревика : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Симень — ЧувГПУ. -Чебоксары, 2004. 22 с.
  142. П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем / П. В. Симонов // Вопросы психологии. 1965. — № 4. — С.75−84.
  143. Т.В. Психологические средства антиципирующей коррекции отклооняющегося поведения личности : авореф. дис.. канд. психол. наук/ Т. В. Скрипник — Новосиб.ГУ. Новосибирск, 2000 — 19 с.
  144. Современная философия: Словарь и хрестоматия / автор и сост.: Л. В. Жаров. Отв. ред. В. П. Кахановский. Ростов н/Д: Феникс, 1995. 511 с.
  145. В.В. Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к воспитательной деятельности : дис.. канд. пед. наук /В.В. Соглаев — ЧГПИ. Челябинск, 1997. — 222 с.
  146. П. А. Система социологии / П. А. Сорокин. М.: 1993.-240 с.
  147. Спорт и здоровье / науч. ред. П. В. Бундзен, В. Н. Литвинова. СПС> г ЛГПИ, 1992. — 143 с.
  148. Спорт и образ жизни / науч. ред. В. Столяров, 3. Кравчук. г Физкультура и спорт, 1979 — 98 с.
  149. В.И. Новое массовое культурно-спортивное движение У В.И. Столяров. -М.: Варса, 1993.-46 с.
  150. О.И. Воспитание волевых качеств юных каратистов основе личностно ориентированного подхода : дис.. канд. пед. наук / Строгонов — УралГУФК. Челябинск, 2005. — 177 с.
  151. М.С. Уроки физической гармонии / М. С. Тартакозв — ский. М.: Молодая гвардия, 1983. — 110 с.
  152. Теория и методика тяжелой атлетики, атлетической гимнастики тт гиревого спорта: прогр. для факульт. базовой подготовки ин-тов фи: з культуры / УМО по физкульт. образованию. М.: Физкультура и спор>т, 1991.- 34 с.
  153. Теория физического воспитания / ред. колл. Г. И. Кукушкин, ТТ Г Жолдак, И. М. Коряковский. -М.: Просвещение, 1953. 276 с.
  154. .М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. М.: ГРПИГЛР-Т психологии, 1941. — Т.2. — 225 с.160^-Третьяков И. И. Гиревое двоеборье / И. И. Третьяков. М.: Физку-пов" — тура и спорт, 1985. — 123 с.
  155. В.Ф. Формирование рациональных двигательных действзнси:у спортсменов-гиревиков на начальном этапе подготовки: автореф. дис.канд. пед. наук/В.Ф. Тихонов — ДальГАФК. Хабаровск, 2003. -24 с.
  156. Тяжёлая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. А.Н. Во— робьёва. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 239 с.
  157. А.И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. -М.: Мысль, 1978. 272 с.
  158. Упражнения с гирями: В вашу картотеку // Физкультура в школе. -1998. -№ 1. -С. 43−45.
  159. Учебно-методическое пособие по гиревому спорту / Сост.: Р.Д. Хус-нутдинов, Н. Н. Кадиров. Уфа: Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т, 2000. — 78 с.
  160. К.Д. О целях воспитания / К. Д. Ушинский. Избр. пед. соч. Т.1. -М.: Учпедгиз, 1953.-309 с.
  161. В.П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 270 с.
  162. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- 815 с.
  163. Н.А. Физиология человека / Н. А. Фомин. М.: Просвещение — Владос, 1995. — 416 с.
  164. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М.: Межд. пед. акад., 1995. — 368 с.
  165. А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  166. В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни / В. В. Фролькис. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 146 с.
  167. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. -М.: Логос, 1994.-278 с.
  168. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. Минск: Росток, 1996. — 211 с.
  169. К. Физическое закаливание детей // Спорт и здоровье нации / К. Хейман. Киев: Наукова думка, 1993. — 109 с.
  170. М.А. Развивающая диагностика как средство формирования «Образа Я» учащегося. «Школа труд — профессия» / М. А. Холодная. // Тез. докл. межд. семинара «Программа ЮНЕСКО». Эротехнет. — Ярославль, 1991.-218с.
  171. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. -М: Логос, 1994.-277 с.
  172. Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю.В. Па-хомов. М.: Физкультура и спорт, 1988, — 272 с.
  173. И.И. Философские аспекты труда / И. И. Чангли. М.: Знание, 1981.-64 с.
  174. В.Д. Оптимизация спортивной тренировки / В. Д. Чепик. — М.: Физкультура и спорт, 1982. 184 с.
  175. К.Л. Теория индивидуального управления процессом спортивной подготовки / К. Л. Чернов, Ю. Ф. Юденин, С. В. Брянкин М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 128 с.
  176. М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. М.: Владсс^. 1995.- 187 с.
  177. Д. Нестареющее тело, вечный дух / Д. Чопра. М.: Варса, 1994.-94 с.
  178. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека / Н. И. Чуприкова. М.: Просвещение, 1967. — 307 с
  179. В.Г. Деятельность и способности / В. Г. Шадриков. — М.: Лотос, 1996.-320 с.
  180. Ю. Развивайте силу : упражнения с гирями / Ю. Шапошников // Наука и жизнь. 1990. — № 4. — С. 142−143.
  181. О.П. Медицина и общество / О. П. Шенин, Г. И. Цареугодцев, В. Г. Ерохов. -М.: Медицина, 1983. 132 с.
  182. В.В. Динамика показателей АД и ЧСС у занимающихся гиревым спортом / Шевцов В. В. // Сибирь и олимпийское движение: тез. регион. науч.-практ. конф. Омск: СибГАФК, 1993. — С. 70−72.
  183. А.Г. Онтогенез и теория здоровья : методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск: СО РАМН, 2003. — 164 с.
  184. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / под ред. Лебединского В. В. М.: Педагогика, 1990. — 244 с.
  185. Ф.Ф. Краткий учебник по гигиене / Ф. Ф. Эрисман. 2-е изд. — М.: Медицина, 1993. — 378 с.
  186. В.В. Основы теории гиревого спорта : учеб. пособие для ВУЗов / В. В. Ягодин. Екатеринбург: УрГПУ, 1996. — 229 с.
  187. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. № 2. — 1995. — С. 31−42.
  188. Arms, R.L., Russell, G.W., Sandilands, M.L. Effects of viewing aggressive sports on the hostility of spectators. Sosial Psychology Quarterly, 1979. P. 275−279.
  189. , A. (1973). Agression: A sosial learning analysis. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 172 p.
  190. Baron R. A. Human agression. New York: Plenum, 1977. — 126 p.
  191. Berkowitz, L. Roots of agression. New York: Atherton Press, 1969. -136 p.
  192. , В., & Shields, D. Athletic agression: An issue of contextual morality. Sociology of Sport Journal, 3, 1986. P. 15−28.
  193. , B.F., & Silva, J.M. Agression in sport: Definitional and theoretical consideratons. In J. M. Silva & R. S. Weinberg (Eds.), Psychological foundations of sport, 1984. P. 246−260. Champaign, IL: Human Kinetics.
  194. , W.N. (1984). Aggression- perfomance relationships in sport. In J. M. Silva & R. S. Weinberg (Eds.), Psychological foundations of sport, 1984. -P. 274−286. Champaign, IL: Human Kinetics.
Заполнить форму текущей работой