Методические особенности индивидуализированного начального обучения шахматам детей младшего школьного возраста
Диссертация
Создание новых прогрессивных методик обучения юных шахматистов ориентировано на развитие самостоятельного мышления, что обеспечивает возможность ориентации в любой игровой ситуации и нахождение верного плана игры. Методики, в основе которых лежит установка только на результат, не являются актуальными на современном этапе развития спортивной педагогики, т.к. это не позволяет реализоваться каждому… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические основы индивидуального начального обучения шахматам
- 1. 1. Психолого-педагогические подходы к построению индивидуального обучения
- 1. 1. 1. Психологические предпосылки индивидуального обучения
- 1. 1. 2. Педагогические подходы к решению проблемы индивидуального обучения
- 1. 2. Учет возрастных особенностей детей 6−7летнего возраста в процессе индивидуального обучения шахматам
- 1. 3. Современные концепции начального обучения шахматам
- 1. 1. Психолого-педагогические подходы к построению индивидуального обучения
- Глава 2. Методы и организация исследования
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 1. 1. Теоретический анализ общей и специальной литературы
- 2. 1. 2. Педагогическое наблюдение
- 2. 1. 3. Психолого-педагогический эксперимент
- 2. 1. 4. Обработка результатов исследования методами математической статистики
- 2. 2. Организация исследования
- 2. 1. Методы исследования
- Глава 3. Методические основы начального обучения шахматам
- 3. 1. Особенности индивидуального начального обучения шахматам детей младшего школьного возраста
- 3. 2. Особенности подготовки дидактического материала для проведения индивидуализированного обучения
- 3. 3. Психолого-педагогический эксперимент
- 3. 4. Обоснование программы обучения с помощью метода экспертных оценок и приоритетно-целевого метода Глущенко-Блюмберга
- Выводы по главе III
- Методические рекомендации
Список литературы
- Авербах Ю.Л., Бейлин М. А. Путешествие в шахматное королевство. -М.:ФиС, 1976.-288с.
- Аверина И.С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индивидуальных особенностях памяти школьников. М., 1983.
- Азарова Т.В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявления и учет в процессе обучения. М., 1978.
- Акимова М.И. Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы, — Куйбышев, 1971.
- Акимова М.И. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход// Знания. Серия «Педагогика и психология». М., 1992. № 3
- Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Под. ред. Л. Н. Рожиной. Минск, 1992.
- Алексеев Н.Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Оргдеятельностная игра: возможности и области ее применения //Вестник высшей школы. № 7. -1987, — С. 30−35.
- Алексеев Н.Г., Злотник Б. А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов: Учебное пособие, — М.: ГЦОЛИФК, 1984, — 84 с.
- Алехин А. А. На пути к высшим достижениям. М.: ФиС, 1991, — 447 с.
- Алумяэ С., Морель С., Саар К. Об исходных положениях разработки методики обучения самопроверке учащихся начальных классов // Проблема воспитания и обучения в общеобразовательной школе / Под ред. Вилланд Л. -Таллин: НИИП ЭССР, 1981.-С. 4−11 .
- Анишева В.Е. Индивидуальное обучение в шахматах // Теория и практика физической культуры, 1995, № 3, С. 56.
- Анишева В.Е. Методические особенности начальной подготовки юных шахматистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998, № 4, С. 33−36.
- Анишева В.Е., Линовицкий Е. П. Шахматы : Учебное пособие для начинающих. М.: РГАФК, 2002. — 116с.
- Антонова Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников в процессе решения задач. М., 1%6.
- Антонова И.П. Особенности развития мышления и памяти у детей шести лет в процессе обучения. М., 1986.
- Анцибор М.М. Индивидуальное обучение задача сегодняшнего дня. -Тула, 1971.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
- Барсукова Н.К. Обучение и режим дня 6-летних детей в детском саду. -М.:ЦНИИСП, 1986.- 36с.
- Барташников А.А. Психологические особенности и формирование оперативной памяти у школьников и шахматистов. -М., 1988.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Некоторые индивидуальные различия во внимании у школьников. / Материалы совещания по психологии. М.: изд-во АПН РСФСР, 1957.
- Бетелев Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. Онтогенетическое исследование. М.: Наука, 1983. -175с.
- Блох М.В. Комбинационное искусство. М.: «Инженер», 1993. — 176с.
- Блюменфельд В.М. К характеристике наглядно-действенного мышления / Вопросы психологии восприятия и мышления //Известия АПН РСФСР, 1948. вып.13, С.175−203.
- Богоявленская Д.Б., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. -96с.
- Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, I960, — С.190−227.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968, 464 с.
- Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. М.: АПН РСФСР, 1950, — С.3−55.
- Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика, 1965, № 7, С. 70−83 .
- Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание, 1970, № 4, С.36−41 .
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М.: Просвещение, 1966.
- Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников. -М.: АПН РСФСР, 1955.-216 с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В В. М.: изд. АПН РСФСР, 1962.
- Выготский Л.С. Избранные психологические труды. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.- 519 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-370 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика -Пресс, 1993. — 224 с.
- Голант Е.Я. Актуальные вопросы обучения и истории советской школы. -Л.:1970.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Просвещение, 1968.
- Ганелин Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1961. -223с.
- Гик Е. Я. Беседы о шахматах. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. М.: издание всероссийского шахматного клуба, 2000.-62с.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. -М.: 1980.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -С. 18−30.
- Гончаров В.И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 38 с.
- Гончаров B.C. Психологичекие особенности связи поиска решения задач и типов мышления. М., 1981.
- Горбунов П.И. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.
- Гордон Л.А. Потребности и интересы // Советская педагогика, 1989, № 8, С.129−143 .
- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: учебное пособие для шахматистов второго-третьего разрядов. М: АОЗТ «Фердинандт», 1993. -240 с.
- Греков И. Воспитательное значение шахмат// Шахматы в СССР, 1947, № 10, С. 7
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
- Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор -1994.-№ 5.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника // Знание. Серия «Педагогика и психология». М., 1988, № 6.
- Давыдов В.В. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992, — 112 с.
- Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников. -М.: Педагогика, 1990.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 544 с.
- Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972. -С. 3−23.
- Данюшевская Т.И. Наш опыт учебно-воспитательной работы в школе. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. 168с.
- Дворецкий М.И. Искусство анализа. М.: ФиС, 1989. — 192 с.
- Деркач А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. -М. ФиС, 1981.- 375 с.
- Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальных классах /Инструктивно-методические рекомендации. М., 1965.
- Дифференциация как система. В 2 ч. М., 1992.
- Дубровина И.В. Индивидуальные различия в способностях к обобщению у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1966, № 5, 1. С.123−137.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных способностях школьников// Знание Серия «Педагогика и психология», — М., 1975, № 6.
- Дусавицкий А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения. Харьков: ХГУ, 1974.
- Дьяков И.Н., Петровский Н. В., Рудик П. А. Психология шахматной игры. -М.: ГЦИФК, 1976.-80с.
- Ермолаев В.К. Шахматная азбука: Руководство для занятий с детьми. -Рига, 1994. -72 с.
- Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. М.: АО Международная книга, 1991. — 128 с.
- Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М.: ФиС, 1986. — 269 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 151 с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей. М.: Изд. Росс. Открытого университета, 1992. — 128 с.
- Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М.: Фолиум, 1996. -112с.
- Зак В.Г. О методике преподавания шахматной игры начинающим шахматистам детям до 12-летнего возраста. Методическое письмо. — М., 1959.
- Закирова И.Б. Индивидуализация самостоятельной работы как средство умственного воспитания учащихся . Автореферат диссер. К.п.н. М., 1973. -23 с.
- Занков Л.В., Зверева М. В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. М.: Педагогика, 1973.
- Занков Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. -М.: Просвещение, 1965.
- Запорожец А.Б. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
- Захарова Л.М. Дифференциация самостоятельной работы как фактор повышения качества знаний младших школьников. Л., 1986.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на- Дону: Феникс, 1997.
- Зинченко П. И Непроизвольное запоминание. М.: АПН РСФСР, 1961.
- Злотник Б. А. Комплекс диагностичеких методик по шахматам // Методические разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1989. — 16 с.
- Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности 6-тилетних детей // Дошкольное воспитание, 1983, № 2, С. 41−44.
- Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. Киев. Рад. Шк., 1988. — 224 с.
- Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагнистики их готовности к школьному обучению // Учебно- методическоепособие для студентов факультета «Педагогики и методики начального образования». Магнитогорск, 1997. — 64 с.
- Индивидуально психологические особенности детей младшего школьного возраста // Под ред. Шахова И. Д., — Пенза: 1995. — 145 с.
- Индре К. Формирование интеллектуальных учебных умений в начальных классах // Тезисы докладов научной конференции по школьной педагогике. -Тарту: ТГУ, 1986, С. 46−50.
- Кабанова -Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.
- Калмыкова З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.
- Калмыкова З.Н. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий // Вопросы психологии, 1961, № 2, С.41−50 .
- Калмыкова З.Н. Влияние перестройки обучения на умственное развитие младшего школьника // Советская педагогика, 1973, № 5, С. 42−48 .
- Калмыкова З.Н. Методика диагностики обучаемости школьника / Проблема диагностики умственного развития учащихся М.: Педагогика, 1975.
- Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры М.: ФиС, 1975. — 151 с.
- Карпов А.Е., Гик Е.А. Неисчерпаемые шахматы. М.: МГУ, 1983. — 320 с
- Карпов А.Е., Гик Е.А. О, шахматы!.- М.: издательско-торговый центр ' Гранд", 1997.
- Каруле А.Я. Обучение 6-тилетних детей в школе. М.: Педагогика, 1994. -96 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд. КУ, 1982.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности // Советская педагогика, 1985, № 9, С.48−51 .
- Князева В.В. Уроки шахмат в школе: Первый год обучения. Ташкент «Укитувчи», 1992. -208 с.
- Колесова A.M. Индивидуальный подход к учащимся начальной школы. -М.: Учпедиз., 1985.
- Костров В.В., Давлетов Д. А. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. Спб.: 2001. -128 с.
- Костьев А.Н. Уроки шахмат. М.: ФиС, 1984. — 208 с.
- Котов А.А. Тайны мышления шахматиста. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1970. — 160 с.
- Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. М.: ФиС, 1981. -183 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
- Кувшинов Н И. Возратсные и индивидуальные особенности детей. -Омск. ОмГПИ, 1973.-20с.
- Кучумова Е.Н. Психология учебной деятельности юного шахматиста // Тезисы. Второй международный конгресс по спортивной психологии. М.: 1995, С. 27.
- Латохина Л.Г. Дифференциация заданий для самостоятельной работы учащихся при обучении математики в начальной школе. М. 1973.
- Лаузис А. Как рождается е2-е4 // Наука и техника, 1968, № 12, С. 28 .
- Левенфиш Г. Я. Книга начинающего шахматиста. М.: ФиС, 1957. — 360 с.
- Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психическй активности //Проблемы дифференциальной психофизиологии, Т IX. -М., 1977. 164 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1972, — 570 с.
- Леонтьев А.Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика, 1964, № 10, С. 56−65.
- Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореферат дис. на соиск ДПН. М., 1971. — 38с.
- Линдер И.Н. Эстетика шахмат. М.: Сов. Россия, 1981. — 240 с.
- Луганская Л.С. Сознательное принятие учебной ситуации детьми 6−7 лет // Вопросы психологии, 1988, № 3, С. 44−49 .
- Люблинская А.А. Проблема действий в новой системе начального образования Л.: ЛГПИ им. Герцена А. Н., 1974. С. 44−66.
- Макарычев С., Макарычева М. От, а до. М., 1995.-192с.
- Малкин В.Б. Мышление шахматиста. М.: ГЦОЛИФК, 1983.
- Малкин В.Б. Проблемы психологической подготовки шахматиста. М., 1981.-24 с.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977. — 280 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, № 6, С.11−23 .
- Махмутов М.И. Об индивидуализации обучения // Народное образование, 1964, № 2, С. 10−12 .
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Прсвещение, 1977.
- Менчинская Н А. Проблемы учения и умственного развития школьников, М.: Педагогика, 1989.
- Менчинская Н.А. Пути предупреждения и преодоления неуспеваимосги школьников. М.: Просвещение, 1978, С. 40−53 .
- Методология разработки программ по шахматам // По материалам организационно-деятельностной игры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 86 с.
- Мишарева Е.И. Индивидуализация самостоятельной деятельности учащихся при обучении решению задач // Начальная школа, 1982, № 12, С.48−50 .
- Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста //Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте, вып. 73. М.: АПН РСФСР, 1955, С. 15−55.
- Назарова Т.С. Некоторые данные изучения учебных интересов учащихся 1 класса // Развитие учащихся первых классов в процессе обучения и воспитания. Л.: ЛГПУ, 1967, С. 244−274 .
- НейщтадтЯ.И. 250 ловушек и комбинаций. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1973. — 128 с.
- Нимцович А.И. Моя система : шахматная блокада. Моя система. Моя система на практике. М.: ФиС, 1984. — 576 с.
- Непомнящая Н.И. Игра как специфическое условие развития абстрактных уровней психических процессов. М.: 1978.
- Овчинников Г. С. Индивидуальные особенности младших школьников, их выявление и учет в процессе работы // Психологические особенности формирования мыслительной деятельности младших школьников. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984, С. 11−23 .
- Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учетом особенностей развития их познавательных процессов. Челябинск: 1978. -22с.
- Особенности психического развития детей 6−7летнего возраста// Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера Л. А М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. ТЗ. Книга1,2. М.: АПН СССР, 1951. -392 с.
- Павлов Ю.Б. Оценка качества усвоения понятий младших школьников. Гносиологическое обоснование методов начального обучения. М.: 1984, С. 111−114 .
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996 — 536 с.
- Петросян Т.В. Стратегия надежности. М.: ФиС, 1985. — 400 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Подготовка юных шахматистов четвертого и третьего разрядов. Программа / Под ред. Голенищева В.Е. М. Сов. Россия, 1979. — 110 с.
- Попова А.А. Учет индивидуальных особенностей школьников как одно из условий повышения эффективности процесса формирования научных понятий. Казань, 1980.
- Поторочина М.Б. Воспитание учебно-познавательных мотивов младших школьников в процессе обучения. М., 1983.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. ГуревичаК.М. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
- Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника / Международный сборник научных трудов. -Пенза, 1993. 88 с.
- Пушкин В Н. Решение шахматных задач как модель поведения человека в условиях большой системы. В кн: Оперативное мышление в больших системах. М.: Энергия, 1966. — С. 163−196 .
- Рабунский B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников : на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. -М.: Педагогика, 1975.
- Рабунский B.C. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении. Горький: ГПИ, 1988.
- Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе / Информационно-методический сборник для учителей и учащихся. Рига, 1993. — 110 с.
- Рети Р. Современный учебник шахматной игры. М.: ФиС, 1981. — 208 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1996. — 526 с.
- Рохлин Я.Г., Крогиус Н. В. Память и внимание шахматиста. М.: Московская правда, 1968. — 63 с.
- Рохлин Я.Г. Юный шахматист. М.: ФиС 1977.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
- Рубинштейн J1.C. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416с.
- Рудик П. Психология. М.:ФиС, 1962.
- Самохвалова В.И. Индивидуальные различия в учебной работе школьника первого класса. М.: 1952.
- Сидоренко Е В. Методы матиматической обработки в психологии. -Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996. 361 с.
- Сикка Х.Х. Изучение некоторых особенностей умственного развития младших школьников, как предпосылка индивидуальное обучения математики в начальных классах //Советская педагогика и школа, XVI. -Тарту, 1983, С. 79−86.
- Симкин Ю.С., Суханов А. Ю., Барташников А. В. Объективная диагностика оперативной памяти шахматистов-спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1984, № 2, С. 55−56 .
- Симкин Ю.С., Резников Ю. А. Перспективные научные исследования в области шахматного спорта //Теория и практика физической культуры, 1980, № 6, С. 42−43 .
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
- Совершенствование обучения младших школьников / Под ред. Пышкало A.M. М.: Педагогика, 1984.
- Соколький А.П. Ваш первый ход. М.: ФиС, 1989. — 160 с.
- Сухин И.И. Приключения в шахматной стране. М.: Педагогика, 1991.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1978. — 143 с.
- Талызина Н.В. Формирование познавательной деятельности младших классов. М.: Просвещение, 1988.
- Теория и практика шахматной игры: Научно-методическое и практическое пособие. / Под ред. Я. Б. Эстрина. М., 1984. — 272 с.
- Терехова Н.Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976, С. 3−60 .
- Теплов Б.Н. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
- Типичные особенности умственной деятельности младшего школьника / Под ред. С. Ф. Жуйкова. М.: Просвещение, 1968.
- Ульшкова У.В. Формирование общей способности к учению 6-тилетних детей // Дошкольное воспитание, 1989, № 4, С 51 -58
- Умственное развитие младших школьников в процессе обучения / Под ред. А. А. Люблинской. Л.: ЛГПИ, 1974. — 240с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
- Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса // Советская педагогика, 1972, № 4, С.41−49.
- Унт И. Э. Развивающее обучение как предпосылка самостоятельной деятельности школьников // Исследования по педагогике и возможности их внедрения: Тезисы докладов научной конференции по школьной педагогике. -Тарту: ТГУ, 1986, С. 35−40.
- Усанова О.Н. Комплекс практических материалов «Лилия». М.: научно-практический центр «Коррекция», 1994.
- Уткина Н.Г. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения / Урок в начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975, С. 4−10 .
- Уткина Г. В. Дифференцировнный подход к учащимся при выполнении ими домашнего задания по математике // Начальная школа, 1984, № 5, С.30−32 .
- Фишер Б. Бобби Фишер учит играть в шахматы. Киев: Здоровье, 1991. -536 с.
- Харчеико В. Д Иидивидально-типологические особенности усвоения знаний, формирование умений и навыков первоклассников. М. 1973.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю. Б. Гиппериггер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981.-400 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.
- Чекмарева Т.К. Самостоятельная работа на уроках математики в 1 классе малокомплектной школы М.: НИИ школ, 1975 — 53с.
- Чуприкова Н И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО «Столетие», 1994. — 192 с.
- Чуриков И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как средство активизации их познавательной активности. Казань, 1973.
- Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников //Начальная школа, 1990, № 6, С. 81−85.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
- Шарапова А.С. Дидактические пути и средства повышения эффективности обучения в начальных классах. М.: 1975. — 28 с
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности / Учебное пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 74 с.
- Шахматы: наука, опыт, мастерство. Практическое пособие / Под ред. Злотника Б. А. М.: Высшая школа, 1990. — 335 с.
- Шилова Е.С. Учебные здания развивающего характера как средство повышения эффективности обучения. М., 1980 — 18с.
- Шумилин Н.П. Практикум по тактике. М.: Знание, 1993 — 176 с.
- Щербаков Ю.К. Педагогическое руководство познавательной деятельности младших школьников с учетом индивидуально-типологических особенностей. М., 1980.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Эйве М., Принс Л. Боловень Каиссы. М.: ФиС, 1990. — 304 с.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В В. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966.
- Эльконин Д.Б. психология обучения младшего школьника. М. Знание, 1974.- 315 с.
- Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6−7 лет М.: Педагогика, 1988.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии, 1989. № 6, С. 5−13 .
- Adler Alfred Praxis und theorie der Individuelpsychologie. 1980.
- Babing H., Berge M. Differenzierung in Unterricht. Berlin: 1982.
- Begabung und Lernen / U.Roth. Stuttgart, 1970.
- Binet A. Psychologie des grands colculateurs et jonurs d’echecs. Paris, Hachette, 1894.-126 p.
- Boensch E. Lehrprogramm fuer das Lehrgebiet der Sportart Schach. Spezialausbildung fuer Trainer an der Deutschen Hochschule fuer Koerperkultur und Sport Leipzig Berlin, 1981, — 448 s.
- Cemy L. Spezifische funktionelle Pruefung der Schachspiele. Revue Fide, 1965,№ 13, 30−34 s.
- Differenzierung als didaktische Aufgabe. Unterrichtbeispiele von einem Autorenkollektiv unter Leitung von M. Berge und R. Gapp //Volk und Wissen. Volkseigener Verlag. Berlin, 1980.
- Drefenstedt E. Individuelle Besondersheiten- individuelle Foerderung // Volk und Wissen. Volkseigener Verlag. Berlin: 1981.
- Drefenstedt E. Optimale Entwicklung jedes Schuelers und die Qualitaet des Unterrichts. Volk und Wissen. Volkseigener Verlag. Berlin: 1985.
- Fischer H. Die innee Differenzierung des Unterrichts in der Volksschule. Weinheim und Basel. 1972, 10 Aufgabe.
- Goerner E. Die Bedeutung des Gemeinschaftgefuels (soziales lnteresse) fuer die soziale Verantwortung: Muenchen, 1994, 165s.
- Morawietz H. Unterrichtdifferenzierung. Ziele, Formen, Beispiele und Forschungergebnisse. Weinheim und Basel, 1980.