Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические особенности индивидуализированного начального обучения шахматам детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание новых прогрессивных методик обучения юных шахматистов ориентировано на развитие самостоятельного мышления, что обеспечивает возможность ориентации в любой игровой ситуации и нахождение верного плана игры. Методики, в основе которых лежит установка только на результат, не являются актуальными на современном этапе развития спортивной педагогики, т.к. это не позволяет реализоваться каждому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы индивидуального начального обучения шахматам
    • 1. 1. Психолого-педагогические подходы к построению индивидуального обучения
      • 1. 1. 1. Психологические предпосылки индивидуального обучения
      • 1. 1. 2. Педагогические подходы к решению проблемы индивидуального обучения
    • 1. 2. Учет возрастных особенностей детей 6−7летнего возраста в процессе индивидуального обучения шахматам
    • 1. 3. Современные концепции начального обучения шахматам
  • Глава 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 1. Теоретический анализ общей и специальной литературы
      • 2. 1. 2. Педагогическое наблюдение
      • 2. 1. 3. Психолого-педагогический эксперимент
      • 2. 1. 4. Обработка результатов исследования методами математической статистики
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава 3. Методические основы начального обучения шахматам
    • 3. 1. Особенности индивидуального начального обучения шахматам детей младшего школьного возраста
    • 3. 2. Особенности подготовки дидактического материала для проведения индивидуализированного обучения
    • 3. 3. Психолого-педагогический эксперимент
    • 3. 4. Обоснование программы обучения с помощью метода экспертных оценок и приоритетно-целевого метода Глущенко-Блюмберга
  • Выводы по главе III
  • Методические рекомендации

Методические особенности индивидуализированного начального обучения шахматам детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XXI века игра в шахматы остается одним из самых массовых и популярных видов спорта. В настоящее время существует достаточное количество шахматных школ, готовящих профессиональных спортсменов, и наряду с этим постоянно развивается и апробируется система внедрения шахмсггных занятий в общеобразовательных школах и даже детских садах. Ведущие педагоги признают полезность шахматных занятий для детей, целью которых является общее интеллектуальное и личностное развитие ребенка на шахматном материале. И в данном случае не ставят задачи добиться максимального спортивного результата. Современная российская шахматная школа остается одной из ведущих во всем мире. Данное положение подтверждается тем, что российские шахматисты, как и шахматисты стран СНГ, объективно являются сильнейшими в мире и занимают первые места в мировой системе квалификации, продолжая традиции еще советской шахматной школы. И в свою очередь шахматы популярны и любимы среди детей. Шахматные школы, кружки, курсы активно работают с юными шахматистами по всей стране. Юные шахматисты имеют большие успехи на спортивном поприще. Слова Сухомлинского В. А. о том, что «.шахматы должны войти в жизнь младшего школьника как один из элементов умственной культуры.» подчеркивают, какое значение придавалось этой игре при рассмотрении возможностей влияния на воспитание ребенка (170).

Актуальность темы

исследования вызвана необходимостью совершенствования системы профессиональной подготовки юных шахматистов и переосмысление структуры и содержания учебного процесса.

Ввиду постоянного интереса к шахматам в последние годы активно обсуждается проблема совершенствования всей системы шахматного образования. Общепризнанным является тот факт, что современная система подготовки юных шахматистов должна строиться с учетом всех психических процессов ребенка, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей. Об актуальности данного подхода говорит то, что обучение юных шахматистов, учитывающее индивидуальные особенности развития психики, позволит реализоваться каждому ученику, в максимальной степени раскрыть все внутренние ресурсы, даст возможность для самореализации. Многолетние наблюдения за юными спортсменами позволяют сделать вывод, что каждый ученик имеет свою кривую достижения спортивного результата. Кто-то продвигается скачкообразно, достигнув определенного результата, тут же берется еще один барьер на спортивном пути, а затем идет полоса неудач, кто-то движется равномерно, не замедляясь и не ускоряясь в своем развитии. Материалом для таких выводов служат, как правило, сроки достижения спортсменом того или иного спортивного разряда. Но это только поверхностная динамика процесса, которая отражает те трудности и препятствия, с которыми сталкивается юный шахматист при усвоении того или иного учебного материала. Вникнуть в суть происходящего, разобраться, где и как помочь каждому отдельному ученику, является первостепенной задачей каждого тренера, работающего с детьми.

Создание новых прогрессивных методик обучения юных шахматистов ориентировано на развитие самостоятельного мышления, что обеспечивает возможность ориентации в любой игровой ситуации и нахождение верного плана игры. Методики, в основе которых лежит установка только на результат, не являются актуальными на современном этапе развития спортивной педагогики, т.к. это не позволяет реализоваться каждому юному шахматисту. Хорошо известна печальная статистика, что из 30 человек начинающих разрядниками становятся 2−3 человека. Основная причина этого нами видится в том, что недостаточно учтены индивидуальные особенности каждого занимающегося ребенка.

Шахматы — это наука, спорт, искусство". Такая всеобъемлющая характеристика шахмат, как определенного вида деятельности, показывает, что шахматы представляют собой тот особый конгломерат, который требует эмоциональных, личностных, физических. Возникающие трудности в обучении юных шахматистов могут крыться в любой из сфер. Если шахматист проиграл партию, это не значит, что он хуже знает дебют, или не разбирается в той или иной типовой позиции, он может быть, например, эмоционально не готов к партии.

На тренировочных занятиях начинающему шахматисту особенно необходим учет индивидуальных особенностей, потому что возраст 6−7 лет, а именно с этого возраста начинают тренироваться юные спортсмены, является актуальным для развития таких психических процессов как память, внимание, мышление, и тренер обладает исключительной возможностью целенаправленно влиять на развитие всех этих процессов, помогая ученику полностью реализоваться как профессиональному шахматисту.

Таким образом, одним из актуальных и важнейших направлений повышения эффективности и качества подготовки юных шахматистов является, по нашему мнению, использование при организации занятий с начинающими шахматистами индивидуализированного подхода, позволяющего оказывать влияние на развитие психических процессов детей.

Целью исследования является разработка программы индивидуализации начального шахматного обучения, учитывающей психические процессы ребенка.

Под индивидуализацией в нашем исследовании понимается педагогический процесс обучения ребенка шахматам с помощью использования индивидуализированных самостоятельных заданий, учитывающих индивидуальные особенности психического развития ученика. «Умственное различие отнюдь не сводится к различиям по величине, по степени ума — велико значение специфики ума, его оригинальности» (174).

Проблема индивидуальных различий в обучении, различия в стилевых подходах до настоящего времени остаются недостаточно изученными. Особую значимость в этой связи имеет исследо: ние адекватности применяемой методики обучения и индивидуальных особенностей учеников, раскрытие психолого-педагогических факторов, способствующих приобретению необходимых знаний, умений и навыков. Такие исследования позволяют установить и изучить соотношение успешности овладения шахматами с индивидуальными особенностями учащихся, выявить наиболее важные параметры, влияющие на его успешность, наметить пути совершенствования методик обучения.

Гипотеза исследования. Использование индивидуализированного подхода при организации занятий с начинающими шахматистами окажет влияние на развитие психических процессов, повысит эффективность начального обучения шахматам.

Объектом исследования является система обучения юных шахматистов в возрасте 6−7 лет в спортивной школе, ранее не знакомых с теорией и практикой шахматной игры.

Предметом исследования является индивидуализация начального шахматного обучения.

Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать влияние индивидуализации при организации занятий с юными шахматистами на эффективность начального обучения шахматам.

2. Выделить психические процессы, которые удается целенаправленно развивать в результате индивидуализации шахматного начального обучения и выявить их изменение.

3. Разработать и спроектировать экспериментальную программу обучения юных шахматистов, учитывающую разный уровень развития психических процессов.

4. Сформулировать методические особенности индивидуализированного начального обучения, позволяющие повысить эффективность занятий с юными шахматистами.

Степень научной разработанности темы. к.

Проблема учета индивидуальных особенностей учащихся продолжает оставаться одной из актуальнейших проблем обучения настоящего времени. В шахматах данная тема практически не освещена. Нами предлагается исследование, в котором поставлен вопрос о направленном использовании особенностей психического развития ребенка при начальном обучении.

Теоретической основой нашего исследования явились труды известных педагогов, психологов и шахматных специалистов: Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, И. Э. Унт, А. А. Бударного, П. Я. Гальперина, Н. В. Крогиуса, А. З. Зака, И. С. Якиманской, Л. В. Занкова, Б. Н. Теплова, Б. Е. Блюменфельда.

Теоретическое значение и научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

1) проведен комплексный анализ проблемы индивидуализированного обучения начинающих шахматистов;

2) выявлены психолого-педагогические условия, повышающие процесс начального обучения шахматам;

3) разработаны и обоснованы методические рекомендации при начальном индивидуализированном обучении шахматам.

Практическое значение заключается в совершенствовании методической организации начального шахматного обучения, реализации идей индивидуализированного подхода в процессе обучения, разработка на основе результатов исследования рекомендаций для тренеров. Включение предлагаемой обучающей методики в учебный процесс позволит уделить должное внимание аспекту целенаправленного развития психических процессов личности, что обеспечит качественно новый уровень подготовки юных шахматистов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Анализ литературы свидетельствует: современное обучение юных шахматистов должно быть усовершенствовано.

2. В результате индивидуального подхода при начальном обучении шахматам удается целенаправленно развивать тахие психические процессы как мышление, память и внимание.

3. Нами разработана и апробирована экспериментальная программа обучения.

4. Экспериментальная программа позволила разработать усовершенствованную методику начального обучения шахматам детей младшего школьного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования были сообщены на конференциях кафедр теории и методики шахмат и кафедры педагогики Российской Государственной Академии физической культуры в течение 2000;2002г.г.

Основные положения проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях кафедры шахмат РГАФК (1994;1996 г г.).

Основные результаты диссертации были отражены в тезисах научных конференций.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе РГАФК и Первомайского ЦДЮТ им. А. В. Косарева г. Москвы. Экспериментальные исследования охватили 48 начинающих шахматистов.

Выводы:

1. Разработанный и апробированный в психологопедагогическом эксперименте метод индивидуализированного обучения, основанный на принципах комплексности и системности, позволяет проектировать более совершенные образовательные технологии обучения и подготовки юных шахматистов.

2. Проведенное исследование позволило выделить психические процессы: память, мышление и внимание, которые удается целенаправленно развивать в результате индивидуализации обучения шахматам.

3 .Индивидуализированный метод начального обучения шахматам позволил повысить эффективность учебного процесса. Это подтверждается результатами психологических тестов. К концу эксперимента показатели испытуемых экспериментальной группы оказались больше, чем контрольной:

• по показателям мышления: тесту Равена на 19,6%, вербальным аналогиямна 25,6%;

• по типам памяти: слуховой — на 33%, зрительнойна 39,4%, механическойна 37,8%, моторно-слуховойна 34,8%;

• по показателям внимания: объему — на 29,2%, концентрации и устойчивости — на 19,7% и интенсивностина 20,2.

4. Повышению эффективности начального обучения детей шахматам способствуют следующие психолого-педагогические особенности: выбор рациональных средств и методов обучения, развивающий характер индивидуализированных классных и домашних заданий, оптимальное сочетание в процессе обучения деятельности педагога и родителей.

5. Проведенное исследование показало, что результаты экспериментальной группы к концу обучения оказались выше, чем у испытуемых контрольной группы и по показателям шахматного тестирования. Если в начале обучения разница показателей фкритерия Фишера экспериментальной и контрольной групп была 0,2, то после 6 месяцев экспериментального обучения она уже составляла 0,61, а к концу обучения- 0,84. Причем, эмп. изменился от 0,63 в начале обучения до 2,79 к окончанию эксперимента, что оказалось выше критического значения, равного 2,31/ измерения указаны в угловых единицах/. Это подтверждает гипотезу исследования о влиянии индивидуализированного обучения и на качество усвоения шахматного материала. 6. Проект авторской программы обучения юных шахматистов должен учитывать разный уровень развития психических процессов, основными компонентами которого являются:

• наличие шахматных задач разной сложности;

• соблюдение дидактического принципа от целого к частному при предъявлении обучаемым задач разной композиционной сложности;

• обязательное соблюдение психологических оснований развития творческих способностей личности юных шахматистов при составлении задач на развитие внимания, пространственной и зрительной памяти, эвристического мышления и т. д.

7. Сформулированы методические особенности индивидуализированного начального обучения юных шахматистов, которые базируются на следующих основаниях:

• привитие устойчивого интереса к шахматам;

• развитие познавательной активности детей;

• развитие элементов самоконтроля и оценки своей деятельности;

• развитие жизненной активности и творческих начал.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Л., Бейлин М. А. Путешествие в шахматное королевство. -М.:ФиС, 1976.-288с.
  2. И.С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индивидуальных особенностях памяти школьников. М., 1983.
  3. Т.В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявления и учет в процессе обучения. М., 1978.
  4. М.И. Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы, — Куйбышев, 1971.
  5. М.И. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход// Знания. Серия «Педагогика и психология». М., 1992. № 3
  6. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Под. ред. Л. Н. Рожиной. Минск, 1992.
  7. Н.Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Оргдеятельностная игра: возможности и области ее применения //Вестник высшей школы. № 7. -1987, — С. 30−35.
  8. Н.Г., Злотник Б. А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов: Учебное пособие, — М.: ГЦОЛИФК, 1984, — 84 с.
  9. А. А. На пути к высшим достижениям. М.: ФиС, 1991, — 447 с.
  10. С., Морель С., Саар К. Об исходных положениях разработки методики обучения самопроверке учащихся начальных классов // Проблема воспитания и обучения в общеобразовательной школе / Под ред. Вилланд Л. -Таллин: НИИП ЭССР, 1981.-С. 4−11 .
  11. В.Е. Индивидуальное обучение в шахматах // Теория и практика физической культуры, 1995, № 3, С. 56.
  12. В.Е. Методические особенности начальной подготовки юных шахматистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998, № 4, С. 33−36.
  13. В.Е., Линовицкий Е. П. Шахматы : Учебное пособие для начинающих. М.: РГАФК, 2002. — 116с.
  14. Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников в процессе решения задач. М., 1%6.
  15. И.П. Особенности развития мышления и памяти у детей шести лет в процессе обучения. М., 1986.
  16. М.М. Индивидуальное обучение задача сегодняшнего дня. -Тула, 1971.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  18. Н.К. Обучение и режим дня 6-летних детей в детском саду. -М.:ЦНИИСП, 1986.- 36с.
  19. А.А. Психологические особенности и формирование оперативной памяти у школьников и шахматистов. -М., 1988.
  20. Беляева-Экземплярская С. Н. Некоторые индивидуальные различия во внимании у школьников. / Материалы совещания по психологии. М.: изд-во АПН РСФСР, 1957.
  21. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. Онтогенетическое исследование. М.: Наука, 1983. -175с.
  22. М.В. Комбинационное искусство. М.: «Инженер», 1993. — 176с.
  23. В.М. К характеристике наглядно-действенного мышления / Вопросы психологии восприятия и мышления //Известия АПН РСФСР, 1948. вып.13, С.175−203.
  24. Д.Б., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959.
  25. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. -96с.
  26. Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, I960, — С.190−227.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968, 464 с.
  28. Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. М.: АПН РСФСР, 1950, — С.3−55.
  29. А. А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика, 1965, № 7, С. 70−83 .
  30. Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание, 1970, № 4, С.36−41 .
  31. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М.: Просвещение, 1966.
  32. М. Н. Очерки психологии младших школьников. -М.: АПН РСФСР, 1955.-216 с.
  33. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В В. М.: изд. АПН РСФСР, 1962.
  34. Л.С. Избранные психологические труды. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.- 519 с.
  35. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-370 с.
  36. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика -Пресс, 1993. — 224 с.
  37. Е.Я. Актуальные вопросы обучения и истории советской школы. -Л.:1970.
  38. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Просвещение, 1968.
  39. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1961. -223с.
  40. Гик Е. Я. Беседы о шахматах. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  41. В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. М.: издание всероссийского шахматного клуба, 2000.-62с.
  42. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. -М.: 1980.
  43. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -С. 18−30.
  44. В.И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 38 с.
  45. B.C. Психологичекие особенности связи поиска решения задач и типов мышления. М., 1981.
  46. П.И. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.
  47. Л.А. Потребности и интересы // Советская педагогика, 1989, № 8, С.129−143 .
  48. Р.Я. Книга юного шахматиста: учебное пособие для шахматистов второго-третьего разрядов. М: АОЗТ «Фердинандт», 1993. -240 с.
  49. И. Воспитательное значение шахмат// Шахматы в СССР, 1947, № 10, С. 7
  50. В.Г. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  51. Р. Дифференциация в образовании // Директор -1994.-№ 5.
  52. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника // Знание. Серия «Педагогика и психология». М., 1988, № 6.
  53. В.В. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  54. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992, — 112 с.
  55. В.В. Психологическое развитие младших школьников. -М.: Педагогика, 1990.
  56. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 544 с.
  57. М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972. -С. 3−23.
  58. Т.И. Наш опыт учебно-воспитательной работы в школе. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. 168с.
  59. М.И. Искусство анализа. М.: ФиС, 1989. — 192 с.
  60. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. -М. ФиС, 1981.- 375 с.
  61. Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальных классах /Инструктивно-методические рекомендации. М., 1965.
  62. Дифференциация как система. В 2 ч. М., 1992.
  63. И.В. Индивидуальные различия в способностях к обобщению у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1966, № 5, 1. С.123−137.
  64. И.В. Об индивидуальных способностях школьников// Знание Серия «Педагогика и психология», — М., 1975, № 6.
  65. А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения. Харьков: ХГУ, 1974.
  66. И.Н., Петровский Н. В., Рудик П. А. Психология шахматной игры. -М.: ГЦИФК, 1976.-80с.
  67. В.К. Шахматная азбука: Руководство для занятий с детьми. -Рига, 1994. -72 с.
  68. Н.И. В стране шахматных чудес. М.: АО Международная книга, 1991. — 128 с.
  69. Н.И. Шаг за шагом. М.: ФиС, 1986. — 269 с.
  70. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979.
  71. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 151 с.
  72. Зак А. З. Различия в мышлении детей. М.: Изд. Росс. Открытого университета, 1992. — 128 с.
  73. Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М.: Фолиум, 1996. -112с.
  74. Зак В.Г. О методике преподавания шахматной игры начинающим шахматистам детям до 12-летнего возраста. Методическое письмо. — М., 1959.
  75. И.Б. Индивидуализация самостоятельной работы как средство умственного воспитания учащихся . Автореферат диссер. К.п.н. М., 1973. -23 с.
  76. Л.В., Зверева М. В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. М.: Педагогика, 1973.
  77. Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. -М.: Просвещение, 1965.
  78. А.Б. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  79. Л.М. Дифференциация самостоятельной работы как фактор повышения качества знаний младших школьников. Л., 1986.
  80. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на- Дону: Феникс, 1997.
  81. Зинченко П. И Непроизвольное запоминание. М.: АПН РСФСР, 1961.
  82. . А. Комплекс диагностичеких методик по шахматам // Методические разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1989. — 16 с.
  83. Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности 6-тилетних детей // Дошкольное воспитание, 1983, № 2, С. 41−44.
  84. С.Д. Сборник шахматных комбинаций. Киев. Рад. Шк., 1988. — 224 с.
  85. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагнистики их готовности к школьному обучению // Учебно- методическоепособие для студентов факультета «Педагогики и методики начального образования». Магнитогорск, 1997. — 64 с.
  86. Индивидуально психологические особенности детей младшего школьного возраста // Под ред. Шахова И. Д., — Пенза: 1995. — 145 с.
  87. К. Формирование интеллектуальных учебных умений в начальных классах // Тезисы докладов научной конференции по школьной педагогике. -Тарту: ТГУ, 1986, С. 46−50.
  88. Кабанова -Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.
  89. З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.
  90. З.Н. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий // Вопросы психологии, 1961, № 2, С.41−50 .
  91. З.Н. Влияние перестройки обучения на умственное развитие младшего школьника // Советская педагогика, 1973, № 5, С. 42−48 .
  92. З.Н. Методика диагностики обучаемости школьника / Проблема диагностики умственного развития учащихся М.: Педагогика, 1975.
  93. Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры М.: ФиС, 1975. — 151 с.
  94. А.Е., Гик Е.А. Неисчерпаемые шахматы. М.: МГУ, 1983. — 320 с
  95. А.Е., Гик Е.А. О, шахматы!.- М.: издательско-торговый центр ' Гранд", 1997.
  96. А.Я. Обучение 6-тилетних детей в школе. М.: Педагогика, 1994. -96 с.
  97. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд. КУ, 1982.
  98. А.А. Индивидуализация учебной деятельности // Советская педагогика, 1985, № 9, С.48−51 .
  99. В.В. Уроки шахмат в школе: Первый год обучения. Ташкент «Укитувчи», 1992. -208 с.
  100. A.M. Индивидуальный подход к учащимся начальной школы. -М.: Учпедиз., 1985.
  101. В.В., Давлетов Д. А. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. Спб.: 2001. -128 с.
  102. А.Н. Уроки шахмат. М.: ФиС, 1984. — 208 с.
  103. А.А. Тайны мышления шахматиста. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1970. — 160 с.
  104. Н.В. Психология шахматного творчества. М.: ФиС, 1981. -183 с.
  105. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
  106. Кувшинов Н И. Возратсные и индивидуальные особенности детей. -Омск. ОмГПИ, 1973.-20с.
  107. Е.Н. Психология учебной деятельности юного шахматиста // Тезисы. Второй международный конгресс по спортивной психологии. М.: 1995, С. 27.
  108. Л.Г. Дифференциация заданий для самостоятельной работы учащихся при обучении математики в начальной школе. М. 1973.
  109. А. Как рождается е2-е4 // Наука и техника, 1968, № 12, С. 28 .
  110. Г. Я. Книга начинающего шахматиста. М.: ФиС, 1957. — 360 с.
  111. Н.С. К вопросу о динамической стороне психическй активности //Проблемы дифференциальной психофизиологии, Т IX. -М., 1977. 164 с.
  112. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1972, — 570 с.
  113. А.Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика, 1964, № 10, С. 56−65.
  114. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореферат дис. на соиск ДПН. М., 1971. — 38с.
  115. И.Н. Эстетика шахмат. М.: Сов. Россия, 1981. — 240 с.
  116. Л.С. Сознательное принятие учебной ситуации детьми 6−7 лет // Вопросы психологии, 1988, № 3, С. 44−49 .
  117. А.А. Проблема действий в новой системе начального образования Л.: ЛГПИ им. Герцена А. Н., 1974. С. 44−66.
  118. С., Макарычева М. От, а до. М., 1995.-192с.
  119. В.Б. Мышление шахматиста. М.: ГЦОЛИФК, 1983.
  120. В.Б. Проблемы психологической подготовки шахматиста. М., 1981.-24 с.
  121. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977. — 280 с.
  122. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, № 6, С.11−23 .
  123. М.И. Об индивидуализации обучения // Народное образование, 1964, № 2, С. 10−12 .
  124. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Прсвещение, 1977.
  125. Менчинская Н А. Проблемы учения и умственного развития школьников, М.: Педагогика, 1989.
  126. Н.А. Пути предупреждения и преодоления неуспеваимосги школьников. М.: Просвещение, 1978, С. 40−53 .
  127. Методология разработки программ по шахматам // По материалам организационно-деятельностной игры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 86 с.
  128. Е.И. Индивидуализация самостоятельной деятельности учащихся при обучении решению задач // Начальная школа, 1982, № 12, С.48−50 .
  129. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста //Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте, вып. 73. М.: АПН РСФСР, 1955, С. 15−55.
  130. Т.С. Некоторые данные изучения учебных интересов учащихся 1 класса // Развитие учащихся первых классов в процессе обучения и воспитания. Л.: ЛГПУ, 1967, С. 244−274 .
  131. НейщтадтЯ.И. 250 ловушек и комбинаций. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1973. — 128 с.
  132. А.И. Моя система : шахматная блокада. Моя система. Моя система на практике. М.: ФиС, 1984. — 576 с.
  133. Н.И. Игра как специфическое условие развития абстрактных уровней психических процессов. М.: 1978.
  134. Г. С. Индивидуальные особенности младших школьников, их выявление и учет в процессе работы // Психологические особенности формирования мыслительной деятельности младших школьников. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984, С. 11−23 .
  135. Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учетом особенностей развития их познавательных процессов. Челябинск: 1978. -22с.
  136. Особенности психического развития детей 6−7летнего возраста// Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера Л. А М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  137. И.П. Полное собрание сочинений. ТЗ. Книга1,2. М.: АПН СССР, 1951. -392 с.
  138. Ю.Б. Оценка качества усвоения понятий младших школьников. Гносиологическое обоснование методов начального обучения. М.: 1984, С. 111−114 .
  139. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  140. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996 — 536 с.
  141. Т.В. Стратегия надежности. М.: ФиС, 1985. — 400 с.
  142. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  143. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  144. Подготовка юных шахматистов четвертого и третьего разрядов. Программа / Под ред. Голенищева В.Е. М. Сов. Россия, 1979. — 110 с.
  145. А.А. Учет индивидуальных особенностей школьников как одно из условий повышения эффективности процесса формирования научных понятий. Казань, 1980.
  146. М.Б. Воспитание учебно-познавательных мотивов младших школьников в процессе обучения. М., 1983.
  147. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. ГуревичаК.М. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  148. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника / Международный сборник научных трудов. -Пенза, 1993. 88 с.
  149. Пушкин В Н. Решение шахматных задач как модель поведения человека в условиях большой системы. В кн: Оперативное мышление в больших системах. М.: Энергия, 1966. — С. 163−196 .
  150. B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников : на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. -М.: Педагогика, 1975.
  151. B.C. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении. Горький: ГПИ, 1988.
  152. Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе / Информационно-методический сборник для учителей и учащихся. Рига, 1993. — 110 с.
  153. Р. Современный учебник шахматной игры. М.: ФиС, 1981. — 208 с.
  154. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1996. — 526 с.
  155. Я.Г., Крогиус Н. В. Память и внимание шахматиста. М.: Московская правда, 1968. — 63 с.
  156. Я.Г. Юный шахматист. М.: ФиС 1977.
  157. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  158. Рубинштейн J1.C. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416с.
  159. П. Психология. М.:ФиС, 1962.
  160. В.И. Индивидуальные различия в учебной работе школьника первого класса. М.: 1952.
  161. Сидоренко Е В. Методы матиматической обработки в психологии. -Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996. 361 с.
  162. Х.Х. Изучение некоторых особенностей умственного развития младших школьников, как предпосылка индивидуальное обучения математики в начальных классах //Советская педагогика и школа, XVI. -Тарту, 1983, С. 79−86.
  163. Ю.С., Суханов А. Ю., Барташников А. В. Объективная диагностика оперативной памяти шахматистов-спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1984, № 2, С. 55−56 .
  164. Ю.С., Резников Ю. А. Перспективные научные исследования в области шахматного спорта //Теория и практика физической культуры, 1980, № 6, С. 42−43 .
  165. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  166. Совершенствование обучения младших школьников / Под ред. Пышкало A.M. М.: Педагогика, 1984.
  167. А.П. Ваш первый ход. М.: ФиС, 1989. — 160 с.
  168. И.И. Приключения в шахматной стране. М.: Педагогика, 1991.
  169. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1978. — 143 с.
  170. Н.В. Формирование познавательной деятельности младших классов. М.: Просвещение, 1988.
  171. Теория и практика шахматной игры: Научно-методическое и практическое пособие. / Под ред. Я. Б. Эстрина. М., 1984. — 272 с.
  172. Н.Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976, С. 3−60 .
  173. .Н. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
  174. Типичные особенности умственной деятельности младшего школьника / Под ред. С. Ф. Жуйкова. М.: Просвещение, 1968.
  175. У.В. Формирование общей способности к учению 6-тилетних детей // Дошкольное воспитание, 1989, № 4, С 51 -58
  176. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения / Под ред. А. А. Люблинской. Л.: ЛГПИ, 1974. — 240с.
  177. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
  178. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса // Советская педагогика, 1972, № 4, С.41−49.
  179. Унт И. Э. Развивающее обучение как предпосылка самостоятельной деятельности школьников // Исследования по педагогике и возможности их внедрения: Тезисы докладов научной конференции по школьной педагогике. -Тарту: ТГУ, 1986, С. 35−40.
  180. О.Н. Комплекс практических материалов «Лилия». М.: научно-практический центр «Коррекция», 1994.
  181. Н.Г. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения / Урок в начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975, С. 4−10 .
  182. Г. В. Дифференцировнный подход к учащимся при выполнении ими домашнего задания по математике // Начальная школа, 1984, № 5, С.30−32 .
  183. . Бобби Фишер учит играть в шахматы. Киев: Здоровье, 1991. -536 с.
  184. Харчеико В. Д Иидивидально-типологические особенности усвоения знаний, формирование умений и навыков первоклассников. М. 1973.
  185. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю. Б. Гиппериггер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981.-400 с.
  186. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.
  187. Т.К. Самостоятельная работа на уроках математики в 1 классе малокомплектной школы М.: НИИ школ, 1975 — 53с.
  188. Чуприкова Н И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО «Столетие», 1994. — 192 с.
  189. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как средство активизации их познавательной активности. Казань, 1973.
  190. З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников //Начальная школа, 1990, № 6, С. 81−85.
  191. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
  192. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
  193. А.С. Дидактические пути и средства повышения эффективности обучения в начальных классах. М.: 1975. — 28 с
  194. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности / Учебное пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 74 с.
  195. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Практическое пособие / Под ред. Злотника Б. А. М.: Высшая школа, 1990. — 335 с.
  196. Е.С. Учебные здания развивающего характера как средство повышения эффективности обучения. М., 1980 — 18с.
  197. Н.П. Практикум по тактике. М.: Знание, 1993 — 176 с.
  198. Ю.К. Педагогическое руководство познавательной деятельности младших школьников с учетом индивидуально-типологических особенностей. М., 1980.
  199. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  200. М., Принс Л. Боловень Каиссы. М.: ФиС, 1990. — 304 с.
  201. Д.Б., Давыдов В В. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966.
  202. Д.Б. психология обучения младшего школьника. М. Знание, 1974.- 315 с.
  203. Д.Б. Особенности психического развития детей 6−7 лет М.: Педагогика, 1988.
  204. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии, 1989. № 6, С. 5−13 .
  205. Adler Alfred Praxis und theorie der Individuelpsychologie. 1980.
  206. Babing H., Berge M. Differenzierung in Unterricht. Berlin: 1982.
  207. Begabung und Lernen / U.Roth. Stuttgart, 1970.
  208. Binet A. Psychologie des grands colculateurs et jonurs d’echecs. Paris, Hachette, 1894.-126 p.
  209. Boensch E. Lehrprogramm fuer das Lehrgebiet der Sportart Schach. Spezialausbildung fuer Trainer an der Deutschen Hochschule fuer Koerperkultur und Sport Leipzig Berlin, 1981, — 448 s.
  210. Cemy L. Spezifische funktionelle Pruefung der Schachspiele. Revue Fide, 1965,№ 13, 30−34 s.
  211. Differenzierung als didaktische Aufgabe. Unterrichtbeispiele von einem Autorenkollektiv unter Leitung von M. Berge und R. Gapp //Volk und Wissen. Volkseigener Verlag. Berlin, 1980.
  212. Drefenstedt E. Individuelle Besondersheiten- individuelle Foerderung // Volk und Wissen. Volkseigener Verlag. Berlin: 1981.
  213. Drefenstedt E. Optimale Entwicklung jedes Schuelers und die Qualitaet des Unterrichts. Volk und Wissen. Volkseigener Verlag. Berlin: 1985.
  214. Fischer H. Die innee Differenzierung des Unterrichts in der Volksschule. Weinheim und Basel. 1972, 10 Aufgabe.
  215. Goerner E. Die Bedeutung des Gemeinschaftgefuels (soziales lnteresse) fuer die soziale Verantwortung: Muenchen, 1994, 165s.
  216. Morawietz H. Unterrichtdifferenzierung. Ziele, Formen, Beispiele und Forschungergebnisse. Weinheim und Basel, 1980.
Заполнить форму текущей работой