Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обоснование средств физического воспитания, способствующих развитию умственных способностей дошкольников в условиях детского сада

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие умственных способностей дошкольников должно носить комплексных характер: с одной стороны, это повышение эффективности работы по физическому воспитанию в рамках дошкольного учреждения, а с другой — участие в данном процессе социума — семьи. С этой целью необходимо познакомить родителей с особенностями психического развития старших дошкольников, показать значение физической… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И
  • ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Возрастные особенности физического развития дошкольников
    • 1. 2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Игровая деятельность в физическом и умственном развитие старших дошкольников
    • 1. 4. Взаимосвязь моторного и психического развития детей
  • Глава II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цели и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
  • УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ
    • 3. 1. Предпосылки к проведению тестирования физической подготовленности в условиях педагогического эксперимента
    • 3. 2. Характеристика физической подготовленности старших дошкольников в условиях эксперимента

Обоснование средств физического воспитания, способствующих развитию умственных способностей дошкольников в условиях детского сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в стране трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основной механизм таких перемен — поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Трансформация «дошкольного воспитания» в «дошкольное образование» является одной из мировых тенденций. Дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом РФ «Об образовании».

Поиск путей совершенствования дошкольного образования, определяющий примат личностного развития субъектов, создание благоприятных условий для формирования гармоничной и всесторонне развитой, социально грамотной и социально мобильной личности, предполагает перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия его сущностных дел. В этом видится потенциальная возможность для обновления российского общества, придания ему нового импульса в развитии.

В указанных условиях значительное место в системе дошкольного воспитания занимает духовное и физическое развитие ребенка.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются определенные уровни здоровья, физические и психические способности, необходимые для всестороннего гармонического развития личности [10, 18, 43, 60, 65, 88, 102, 103, 104, 107, 155, 156, 169, 192].

В дошкольном возрасте накапливается потенциал для формирования мыслительных процессов, вырабатывается мотивация учебной, трудовой, творческой деятельности и предпосылки к необходимому для будущей профессиональной деятельности уровню физической подготовленности ребенка.

Формирование будущих способностей детей младшего возраста имеет гетерохронный характер. Воздействие самой двигательной деятельности с момента рождения человека, все представления о внешнем мире, массе предметов, поверхностях, температурах, расстояниях между ними, темпе, ритме движений, о возможностях собственного организма возникают и закрепляются только в процессе активной двигательной деятельности. В процессе занятий физическими упражнениями они уточняются и дифференцируются [215].

Целенаправленные действия педагога чаще всего сводятся к тому, что он объясняет, как решать двигательные задачи. Поэтому преподаватель и детский тренер дают спортсмену азы двигательных действий, элементарной техники развития двигательных качеств, построения занятий, самоконтроля. Все это подталкивает юного дошкольника к самообразованию и приобщает его к физической культуре в широком ее смысле.

На ранних этапах онтогенеза: младенчества (0−2 лет) и детства (3−7 лет) дошкольное воспитание становится и дошкольным образованием, во многом способствующим дальнейшему развитию ребенка.

Постепенно гетерохронность выравнивается, физическое воспитание и умственное образование догоняют друг друга, а затем умственное воспитание начинает значительно обгонять физическое, если специально не заниматься ранними видами детского спорта.

Постепенно умственное развитие дошкольника идет параллельно с физическим, в ходе которого у него формируются действия, мотивы, установки, положительное отношение к будущей учебной деятельности в школе. Однако психическое развитие детей во многом зависит от физического. Эта связь особенно хорошо видна, когда рассматриваются возрастные особенности психического развития детей. Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается своими особенностями, которые определяют его жизнедеятельность, свойства физической и умственной деятельности в данном возрасте, переходящие в качества, характерные для организма взрослого человека. Эти закономерности физического и умственного воспитания детей младшего возраста, развивающиеся параллельно давно интересовали специалистов-педагогов и медиков. Большое внимание этой проблеме уделяли выдающиеся ученые XVII—XIX вв. Я. М. Каменский, И. Г. Песталоцци, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, B.C. Фарфель, В. В. Давыдов и многие другие.

В связи с этим основное внимание педагогов и медиков было направлено главным образом на оптимизацию биологических процессов, совершающихся в организме человека. Этим, а также применяемыми отдельными средствами и методами физическое воспитание, часто не имевшими необходимого методического обоснования характеризовался уровень физического воспитания.

Цель физического воспитания и его прогнозируемый результат связаны с программой социально-экономического развития общества, которая предусматривает всестороннее и гармоничное развитие личности, наиболее полное раскрытие её физических и духовных сил [182].

Специфической задачей физического воспитания является его воздействие на формирование личности. Особую проблему представляет совершенствование системы физического воспитания детей дошкольного возраста, учащихся и студентов. Эти категории людей составляют значительную часть населения страны.

В настоящее время содержание физического воспитания значительно изменяется. Особенно много внимания уделяется разнообразным технологиям и методикам оздоровления и физического воспитания дошкольников на основе использования физических упражнений, подвижных игр, средств гигиены и рационального питания [21, 23, 27, 35, 37, 45, 56, 75, 111, 125, 131, 133, 134, 142, 145, 146, 148, 149, 150, 162, 167, 174, 189, 244, 253, 260, 269, 276, 281, 286, 292, 293, 295, 298, 332, 334].

По мнению Л. И. Лубышевой [161, 163], физическое воспитание стало процессом передачи общественно исторического опыта старшего поколения младшему. Оно решает определённые воспитательно-образовательные и оздоровительные задачи, характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса и реализуется путём самовоспитания, направлено на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Однако до настоящего времени не полностью изучены вопросы влияния средств физического воспитания на психические, и в частности, умственные способности развития детейне решена проблема взаимосвязей показателей физической подготовленности с умственными и психомоторными способностями детей дошкольного возраста.

В теоретическом плане совершенно неоправданно отсутствие внимания к проблеме стимулирования умственных способностей средствами физического воспитания. Во многом это зависит от количества уроков по физическому воспитанию как в детском саду, так и в начальной школе. По этому показателю мы отстаем от наиболее развитых стран Европы и США, где занятия по физическому воспитанию составляют 5−6 уроков в неделю.

В практическом отношении такой подход приводит к тому, что отечественные специалисты дошкольных образовательных учреждений недостаточно учитывают образовательные возможности физкультурных занятий и недостаточно используют методы и формы физических упражнений для развития умственных и психомоторных способностей детей.

Поэтому такое положение дел сводится к противоречиям, создающим проблемную ситуацию в дошкольных учреждениях.

Объективной необходимостью развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста с целью их наиболее адекватной подготовки к школьному обучению, с одной стороны, и субъективной недооценкой роли физического воспитания в дошкольных учреждениях, с другой.

В связи с вышеизложенным.

Цель данного исследования — разработка педагогических средств и методов подвижных игр, в наибольшей мере способствующих активизации развития физических и умственных способностей старших дошкольников в процессе специально организованных дополнительных занятий в свободное от основных занятий время.

Объект исследованияпроцесс физического воспитания старших дошкольников, направленный на дополнительное развитие умственных способностей в процессе специально организованных подвижных игр и тренировочных упражнений.

Предмет исследования — средства и методы, а также механизм воздействия средств физического воспитания на развитие умственных и психомоторных способностей старших дошкольников.

В основу работы была положена гипотеза о том, что в ходе определённого, специально организованного воздействия средств физического воспитания игровой и тренировочной направленности на двигательные системы детей дошкольного возраста при непрерывном контроле со стороны преподавателя или тренера происходит более ускоренное развитие умственных и психомоторных способностей.

Решение данной проблемы возможно путем внедрения в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм и методов физического воспитания, направленных на умственное и психофизическое развитие детей, с использованием дополнительных занятий.

Необходимо внедрить передовые идеи преподавателей физической культуры, ведущих работу с детьми старшего дошкольного возраста в общепедагогический процесс всестороннего воспитания дошкольников.

Для решения этой задачи должны быть подобраны и апробированы специальные игровые и двигательные упражнения и упражнения, решающие на первых этапах проблемы дошкольного образования (игры с интеллектуальным содержанием).

Выдающийся отечественный ученый П. Ф. Лесгафт [157] рассматривал систему упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Он писал, что без двигательного умения нельзя реализовать способности практической деятельности, не овладев способами выполнения двигательных действий — двигательными умениями и навыками. Эти исследования изложены в фундаментальном труде «Учение о физическом образовании», в котором он подчеркивал, что было бы принципиально неверно ограничивать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств человека.

Теоретико-методологической основой исследования являлись идеи гуманизации педагогического процесса и личностно-ориентированной педагогики, деятельностный подход и концепция структурно-функционального анализа, изученные и обоснованные в работах отечественных педагогов и психологов П. Я. Гальперина [65], А. В. Запорожца [103, 104], В. К. Балсевича [24], Д. Б. Эльконина [305], а также известных специалистов в области физического воспитания Л. П. Матвеева [182], А. Д. Новикова [202], Л. И. Лубышевой [161, 165], основоположника отечественной системы физического образования.

П. Ф. Лесгафта [157], а также других известных исследователейВ. В. Гориневского [76], В. С. Фарфеля [275] и др.

Научная новизна исследования.

В работе выявлена и подтверждена гетерохронность развития физических и умственных способностей в старшем дошкольном возрасте.

Найден и эффективно обоснован способ организации образовательного и воспитательного процессов за счет целенаправленного подбора и использования подвижных игр и тренировочных упражнений, имеющих интеллектуальную компоненту в процессе занятий по физическому воспитанию старших дошкольников.

Определены условия, обеспечивающие эффективность развития умственных и физических способностей детей.

Предложена новая форма организации занятий, активизирующая развитие умственных и физических способностей старших дошкольников. Такой подход создаёт новые условия для гармонизации процесса воспитания различных сторон личности ребёнка.

Разработана и обоснованна методика внеурочных дополнительных занятий физическими упражнениям и играми за счет свободного времени дошкольников.

Теоретическая значимость исследования не вызывает сомнения, так как впервые доказана возможность параллельного развития физических и умственных возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр с умственным потенциалом, что дополняет соответствующие разделы теории и методики физической культуры дошкольников и стимулирует их умственные способности.

Практическая значимость исследования состоит в ее направленности на развитие дошкольного" образования и заключается в открывающихся возможностях:

— активизации развития умственных и психомоторных способностей дошкольников средствами физического воспитания с помощью предложенной методики;

— в совершенствовании методики педагогов дошкольных образовательных учреждений для комплексной оценки уровня развития детей на основе дифференцированного учета их умственных и психомоторных способностей;

— материалы диссертации могут быть использованы в лекционных и практических курсах в ходе подготовки и повышения квалификации практических работников дошкольных образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

• Методика использования в системе средств обучения разработанных подвижных игр, содержащих интеллектуальную компоненту, создающая условия для эффективного развития умственных и физических способностей старших дошкольников.

• Соразмерные условия эффективности развития умственных и физических способностей старших дошкольников на занятиях по физической культуре.

• Средства физического воспитания активизирующие развитие умственных и психомоторных способностей старших дошкольников.

• Взаимосвязь между физической подготовленностью, умственными и психомоторными способностями старших дошкольников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях № 7, № 75, № 97 города Мурманска с 2005 по 2009 годы. Результаты исследования докладывались на региональной научно-практической конференции «Преемственность разных ступеней системы образования» в 2005 г. в Мурманском государственном педагогическом университете, на городском семинаре «Привлечение дошкольников к массовым видам спорта» для инструкторов по физическому воспитанию дошкольных образовательных учреждений администрации города Мурманска в 2005 г., на региональной научно-практической конференции «Современные тенденции семейного общественного воспитания» в 2006 г. в Мурманском государственном педагогическом университете, на городском семинаре «Ступеньки мастерства» для руководителей дошкольных образовательных учреждений города Мурманска в 2007 г., на городском фестивале детского спорта «Белый медвежонок» в ноябре 2008 г. в городе Мурманске, на семинаре для руководителей дошкольных образовательных учреждений Мурманской области при Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования в 2009 г., на ежегодном областном научно-практическом совещании педагогических работников (2005;2009гг.) в целях внедрения в практику работы дошкольных образовательных учреждений данной методики физического воспитания.

ВЫВОДЫ.

Выполненное исследование посвящается сопряженному развитию физических и умственных способностей старших дошкольников в процессе физического воспитания в детском саду и позволяет сделать определенные выводы:

На фоне уменьшения численности населения России наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Это связано с тем, что система физического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах не учитывает все возможности сопряженного развития двигательных и умственных способностей и не создает предпосылок для интегративного развития этих двух составляющих важнейших способностей детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.

В новых условиях, когда материально-экономическое положение в России значительно укрепилось, проведение 2-х разовых занятий в условиях дошкольных учреждений следует считать аномальным, ряд регионов России уже начал разработку перехода системы физического воспитания старших дошкольных групп детских садов, ориентированных на пятиразовые тренировочные занятия.

При этом два занятия в неделю остаются аудиторными, а три занятия проводятся на открытом воздухе или в бассейнах, там, где это позволяет материальная база.

Это способствует значительному повышению качества физического воспитания дошкольников за счет выполнения широкого круга упражнений и подвижных игр, особенно на открытом воздухе с учетом погодных условий.

В связи с этим подготовка к такой реорганизации в дошкольном физическом воспитании требует накопления определенного опыта проведения занятий и подготовки педагогов — преподавателей на специальных семинарах и курсах. Такая успешная попытка предпринята в Мурманском государственном педагогическом университете и заслуживает положительной оценки.

В основу модернизированной системы физического воспитания дошкольников положена модель сопряженного развития физических и отдельно умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по физическому воспитанию.

В основу Мурманской модели физического воспитания старших дошкольников положены пятидневные занятия физическими упражнениями и подвижными играми, содержащими интеллектуальную компоненту, вместо планируемых двухразовых занятий в неделю по типовой программе.

В содержание двухразовых занятий старших дошкольников входят упражнения и игры, утвержденные образовательной программой, проводимые в условиях спортивного зала. Остальные три занятия в зависимости от климатических условий проводятся на открытом воздухе, в бассейне, в естественных условиях зеленых насаждений (парков, скверов).

Опыт проведения пятиразовых занятий в неделю основан на практическом обосновании методов и средств физического воспитания, основанных на циклических движениях игровой направленности, содержащих умственный потенциал, которые создают предпосылки для гармоничного и всестороннего развития личности дошкольника на основе интегративного развития как двигательных, так и умственных способностей детей.

Тестирование, проводимое с воспитанниками старших групп детей детского сада, выявило значительные сдвиги практических способностей воспитанников. Так по восьми тестам, используемых в учебном процессе в детских садах, прирост физической подготовленности в отдельных упражнениях составил от 11 до 97 условных баллов. При этом самый большой прирост наблюдался в упражнениях «подъем туловища из положения лежа на спине», а самый незначительный прирост был в беге на 30 метров со старта — 11.13%.

В среднем, по всем тестам прирост составлял от 20 до 60%. Эти данные подтверждают эффективность экспериментальной методики физического воспитания дошкольников в г. Мурманске.

Тестирование воспитанников старшего дошкольного возраста детского сада так же дало положительные результаты в семи тестах, отражающих умственную подготовленность дошкольников.

Прирост показателей в них колебался от 43 до 75%, что подтверждает эффективность использования предложенной методики физического воспитания, дополненной интеллектуальным компонентом. Самые большие приросты умственных критериев в процессе выполнения тренировочных упражнений и подвижных игр колебались до 75% в играх «Какие предметы спрятаны в рисунках» и «Запомни рисунки» (зрительная память). Самые низкие показатели наблюдались в игре «Придумай игру» — 43,59%. Следует отметить, что это был самый сложный тест — подвижная игра предложенная воспитанником детского сада.

Таким образом, подбор упражнений и игр, сочетающих физическую и умственную подготовленность дошкольников, обеспечивал их интеллектуальное развитие.

С целью выявления зависимостей между показателями физической подготовленности и развития умственных способностей был рассчитан ранговый коэффициент корреляции по Спирмену, который позволил выявить тесноту связи между сдвигами показателей физической и умственной подготовленности дошкольников.

Семь групповых показателей уровня физической подготовленности дошкольных групп с высокими достоверными показателями корреляции с семью интеллектуальными качествами. Всего было получено четыре групповых коэффициента корреляции рангов по Спирмену. Учитывая, что в каждой экспериментальной группе занималось по 25 человек и в контрольной — 30 человек, то всего было протестировано 105 человек.

Анализ таблицы коэффициентов корреляции показывает, что все полученные параметры имеют высокие достоверные положительные значения. Самый высокий коэффициент корреляции зафиксирован между показателями кратковременной оперативной памяти и большинством тестов, определяющих уровень физической подготовленности (г= 929−918).

Самые низкие показатели между параметрами физической подготовленности и умственными способностями зафиксирован между слуховой и памятью и зрительным восприятием (г=714−604).

В целом следует отметить, что все изучаемые методы психодиагностики имели высокие значения корреляций с показателями физической подготовленности дошкольников. Это указывает на тесную связь между показателями физической и умственной подготовленности дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

С целью оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях предлагается:

1. Проводить ежедневно занятия по физической культуре традиционной и нетрадиционной форм и методов с детьми старшего дошкольного возраста с целью увеличения выносливости, укрепления физического и психического здоровья.

2. Проводить физкультурные занятия в игровой форме, используя сюжеты литературных произведений, использовать знаково-символические средства, проблемные ситуации, использовать методические приёмы, направленные на активизацию мыслительных процессов, требующих своего решения посредством активизации соответствующих анализаторных систем, обогащая детей чувственными впечатлениями. Создавать условия усложнённой двигательной деятельности (реакция на различные раздражители, на быстроту переключения реакции и т. д.).

3. С целью взаимодействия двигательных и умственных способностей старших дошкольников следует широко применять средства физического воспитания, игрового характера, комплексно формирующих физические качества и умственные способности. Занятия по физическому воспитанию данной направленности следует проводить без разделения по половому признаку, так как процесс дошкольного обучения предъявляет одинаковые требования к физической подготовке детей.

4. Развитие умственных способностей дошкольников должно носить комплексных характер: с одной стороны, это повышение эффективности работы по физическому воспитанию в рамках дошкольного учреждения, а с другой — участие в данном процессе социума — семьи. С этой целью необходимо познакомить родителей с особенностями психического развития старших дошкольников, показать значение физической подготовленности в развитии умственных способностей, в формировании физического и психического здоровья, а так же познакомить их со средствами физического воспитания, способствующими развитию умственных способностей дошкольников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Формирование сенсомоторных навыков у пятилетних детей и первоклассников // Формирование школьной зрелости ребенка: Сб.ст. Таллин, 1982. С. 145.
  2. В. Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1981. С. 125−156.
  3. АгарковВ. И. Формирование познавательных интересов подростков средствами игр-праздников. Автореф. дис.к.п.н. Минск, 1993. 18 с.
  4. Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспит. детсада. М.: Просвещение, 1992. С. 16.
  5. С. А. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов ВУЗа в условиях Кольского Заполярья.: Автореф. дис. к.п.н. Мурманск, 2000. 23 с.
  6. Р. И., Жирова, Г. Н, Особенности физического и психофизического развития детей 6 лет // Начальная школа. 1989. № 4. С. 59−63.
  7. Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. Мурманск: МГТТИ, 1998. 116 с.
  8. Н. В. Исследования физической готовности детей к школе // Актуальные проблемы обучения и психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Сб. научн. тр. Мурманск, 1997. С. 28−34.
  9. Н. В., Рунова М. А., Кузнецова В. М. Особенности физического воспитания дошкольников в условиях Кольского Заполярья // Теория и практ. физич.культуры. 1994. № 7. С. 12−13.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Под ред.
  11. А. А. Бодалева и др. М., 1980. Т.2. 230 с.
  12. П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. 166 с.
  13. А. А., Антонова, И. П. Особенности развития памяти у детей 67 лет в процессе обучения // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 84−91.
  14. З.Антонова И. П. Особенности развития мышления и памяти у детей 6 лет в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. С. 19−21.
  15. М. В. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред.
  16. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. М.: АПН СССР, 1984. 67 с.
  17. М. В. Работоспособность, физическое развитие и успеваемость учащихся. // Сб. Вопросы школьной гигиены. М., 1967. С. 14−57.
  18. И. А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития //Вопросы философии. 1986. Вып. 11. С. 95.
  19. И. А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология. Л., 1975. С. 5−67.
  20. И. А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. 476 с.
  21. И. А. Физиология и физкультура: О физиологических основах физического воспитания в различные возрастные периоды. М., 1968. С. 17−20.
  22. В. А. Возрастная динамика доминантных признаков физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6−10 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С. 17−22.
  23. В. К. Ваши дети: книга для родителей. М.: ФиС, 1985. 159 с.
  24. В. К. Теоретико-методологическое основание концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование: Труды конференции. Томск, 1996. С. 9−13.
  25. В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема//Вопросы философии. 1981. № 8. С. 8−22.
  26. В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. 207 с.
  27. В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987. 190 с.
  28. Е. Л. Влияние дозированной мышечной деятельности на умственную работоспособность и высшую нервную деятельность школьников во второй половине учебного дня: Автороеф. дис.. канд. биол. наук. Л., 1972. 19 с.
  29. Н. А. Взаимосвязь умственного и физического воспитания дошкольников на занятиях в семейном клубе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993. 207 с.
  30. Т. Психическое развитие младенца. Изд. 2-е. М.: Прогресс, 1985. 320 с.
  31. М. М., Фарбер Д. А. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. / Под ред. М. М. Безруких,
  32. Д. А. Фарбер. М.: Образование от, А до Я, 2000. С. 9−14 .
  33. Е. В. Влияние факторов города на состояние здоровья детей дальневосточного региона // Науч. техн. прогресс и здоровье населения: Тез. докл. научн. — практ. конф. Красноярск, 1990. С. 17−18.
  34. БлумФ., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг. Разум и поведение. М.: Мир, 1988. 246 с.
  35. С. П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психологический журнал. 1981. Т. 2. С. 13.
  36. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж: МОДЭК, 2003. 407 с.
  37. Д. П. и др. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: Педагогика, 1978. 223 с.
  38. А. И., ОсокинаТ. Н. Развитие движений у детей детском саду. М.: Учпедгиз, 1960. 133 с.
  39. Е. Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. С. 16.
  40. Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособ. для воспит. детского сада. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  41. В. Е., Демин Д. Ф. Врачебный контроль и лечебная физическая культура. М.: ФИС, 1968. 208 с.
  42. П. И., Лескова Г. П., Буинская П. П. Обшеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990. 174 с.
  43. Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. 365 с.
  44. Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. 1983. № 12. С. 14−17.
  45. Л. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 335 с.
  46. Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978. С. 32−54.
  47. Е. В. Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей дошкольных учреждений. Н. Новгород, 1997. 54 с.
  48. М. Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. № 9. С. 9−11.
  49. М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 27−32.
  50. М. Я., Горшков А. Г. Основы здорового образа жизни студентов: Учебное пособие. М., 1995. 93 с.
  51. В. Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1976. С. 160.
  52. Возрастная физиология физических упражнений / Под ред.
  53. В. М. Волкова. Смоленск, 1978. 76 с.
  54. . С., Волкова Н. В. Основные закономерности психического развития ребёнка. / Под ред. Б. С. Волкова. М.: АПО, 1994. 64 с.
  55. В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей// Теория и практика физ. культуры. 1993. № 5−6. С. 41.
  56. Л. В. Возрастные особенности детей и подростков. Киев: Здоровья, 1981. 118 с.
  57. И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 142 с.
  58. И. М. Формирование самостоятельности активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Хабаровска: ХГИФК, 1998. 24 с.
  59. Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. 220 с.
  60. Л. С. Детская психология: Собр. соч. в 6-и томах / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с.
  61. Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. С. 70−75.
  62. Л. С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. Уч. пос. для студентов: Сост. и ред. Г. В. Бурменская. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 4−19.
  63. С. В. Влияние дифференциации обучения на интеллектуальное развитие первоклассников с различной готовностью к школе. Автореф. дис.. к.п.н. М., 1996. 27 с.
  64. X. Г. Понятие игры // X. Г. Гадамер. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. С. 147−156.
  65. П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М., 1985. 45 с.
  66. Л. Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. Минск: НМ Центр, 1995. 240 с.
  67. Л. Д. Занятия по физической культуре в средней группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. Мн.: НМ Центр, 1996. 302 с.
  68. Л. Д. Физическая культура дошкольникам: старший возраст. М.: ВЛАДОС, 1999. 262 с.
  69. В. И. Некоторые особенности формирования моторики детей 6−9 лет // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. 3 Всесоюзн. конф, «Физиология развития человека». М., 1985. С. 112−124.
  70. Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры младших школьников: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  71. М. П. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре // Дошкольное воспитание. 1973. № 4. С. 36−42.
  72. М. Ю. Обоснование комплексной методики физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. 27 с.
  73. В. В. Избранные произведения / Под редакцией В. В. Гориневской. М.: ФиС, 1951. Т. 1. 318 с.
  74. К. M. Развитие волевых действий у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1940. 16 с.
  75. В. С., ДебреваЕ. Е., ЛевикЮ. С Зависимость интерпретации тактильных стимулов от ориентации рецептивного поля // Физиология человека. 1985. Т. 11. № 1.С.З.
  76. В. С., Левик Ю. С. Система внутреннего представления и управление движениями // Вестник РАН. 1995. Т. 65. № 1. С. 29.
  77. В. Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3−6-летнего возраста разных типов конституции // Теория и практика физической культуры. 1995. № 11. С. 39−43.
  78. В.Ю., Фомина О. В. Морфологические, двигательные и психофункциональные показатели детей дошкольного возраста разных типов конституции // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: Межвуз. сб. научн. тр. Смоленск, 1994. Вып. 1. С. 26−30.
  79. А. М. Роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у детей 4-го года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ереван, 1988. С. 47−61.
  80. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. / Сост. Н. А. Ноткина. СПб.: Образование, 1993. 36 с.
  81. А. С., Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3−6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 32−37.
  82. H. И. Взаимосвязь силовых и психических качеств дошкольников 3−6 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. № 3. С. 7−11.
  83. Детская спортивная медицина (руководство для врачей) / Под ред. С. Б. Тихвинского и С. В. Хрущева М.: Медицина, 1991. 559 с.
  84. М. А. О психологическом механизме дидактической игры: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1982. 24 с.
  85. Диагностика умственного развития дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера и В. В. Холмовской. 1978. 248 с.
  86. А. С. Формирование самостоятельности и активности у младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1982. 24 с.
  87. А. С., Минеева Г. И., Шнейдер О. С. Методы диагностики физического развития и подготовленности детей дошкольного возраста Хабаровска. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1994. 32 с.
  88. В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы: Автореф. к.п.н. М., 1986. 19 с.
  89. Н. В., Фарбер Д. А., Безруких M. М. Психофизиология ребенка. М.: ВЛАДОС, 2000. 143 с.
  90. А. К. Воспитывая интерес. М.: Знания, 1984. 80с.
  91. О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институт: Флитина, 2003. 336 с.
  92. Жук Э. И. Взаимосвязь моторной памяти с моторным созреванием и успеваемость детей младшего школьного возраста // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Респ. межвуз. сб. Минск, 1981. Вып. U.C. 45−55.
  93. Р. И. Воспитание ребёнка в игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.319 с. 99.3аббарова JI. X. Совершенствование психомоторных способностей у младших школьников с ЗПР: Автореф.. канд. пед. наук. Омск, 2003. 24 с.
  94. Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 2. С. 45−50.
  95. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления дошкольника. М., 1982. 96 с.
  96. Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. М., 1996. 285 с.
  97. А. В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Психическое развитие ребёнка. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 320 с.
  98. А. В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Развитие произвольных движений. М.: Просвещение, 1986. Т. 2. 292 с.
  99. А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г. В. Бурменская. М.: Ин-т практич. Психологии, 1996. С. 49−59.
  100. А. В. Проблема «школьной зрелости» и подготовка ребёнка к школьному обучению // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе: Материалы симпозиума. М., 1977. С. 56−58.
  101. А. В. Психическое изучение развития моторики ребёнка-дошкольника // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. М. О. Шуаре. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 52−62.
  102. Е. В. Влияние обучающих игр на формирование самостоятельности // Дошкольное воспитание. 1983. С. 36.
  103. Е. В. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом // Дошкольное воспитание. 1986. № 12. С. 39.
  104. Н.Зотов В. В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации личности. Автореф. к.ф.н. Санкт-Петербург, 1997. 23 с.
  105. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Сост.
  106. JI. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. С. 3−8.
  107. Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. для ин-тов и фак. физ. культуры. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 486 с.
  108. Истомина 3. М. Формирование у дошкольников смыслового соотнесения как приёма запоминания // Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1976. С. 22−71.
  109. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. 367 с.
  110. А. Н., Чабовская JI. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М., 1969. 288 с.
  111. Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. 181 с.
  112. Ю. П. Интенсификация умственной деятельности старшеклассника путем индивидуализации его двигательной активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1990. 16 с.
  113. Р. И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Автореф. дис.. к.п.н. М., 1988. 16 с.
  114. Карманова JL В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: Метод, пособие. Минск- Полымя, 1987. С. 254−255.
  115. Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982. С. 8−21.
  116. Кацубэ Ацумн. Влияние подвижных игр на формирование личности ребенка // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1990. № 3. С. 40−48.
  117. А. В., ХухлаеваД. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебн. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. 3-е изд. 271 с.
  118. Н. А. Об активизации познавательной деятельности учащихся при обучении их физическим упражнениям // Материалынауч.-метод, конф. по вопросам физического воспитания в школе и развития юношеского спорта. Ереван, 1969. Вып. 1. С. 239
  119. И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. С. 1112.
  120. И. М. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений. Дис.. докт. пед. наук в виде науч. доклада. Майкоп, 1999. 46 с.
  121. О. В. Спартианские игры // У лукоморья малыши. Сценарии по сказкам А. С. Пушкина. М., 1998. С. 20−25.
  122. О. В. Спорт для детей дошкольного возраста (постановка проблемы) // Международный форум «Молодежь-Наука Олимпизм» 14−18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. М.: Сов. Спорт, 1998. С. 121 123.
  123. О. В., Усаков В. И., Авдеева Н. М. и др. Спартанская программа воспитания, образования и организации досуга детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 1. С. 58−61, 142.
  124. Я. А. Избр. Пед. Соч. М.: Учпедгиз, 1982. 656 с.
  125. Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 189 с.
  126. М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. М: Педагогика, 1973. 177 с.
  127. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно- методических материалов. М.: Изд-во АСТ, 1997. С. 8−33.
  128. КопейкинаЕ. Ю. Субкультура детства: Автореф. дис.. канд. культурологии. Н. Новгород, 2000. 31 с.
  129. В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев: Радянська школа, 1971. 200 с.
  130. Т. А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни. Автореф. дис.. к.п.н. Омск, 1996. 23 с.
  131. В. В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. 2001. № 4. С. 209−216.
  132. КрайгГрэйс. Психология развития. СПб: Питер, 2001. С. 391−392.
  133. В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна, 1997. Ч. I. 174 с.
  134. В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна, 1997. Ч. II. 87 с.
  135. В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: (Дошк. возраст): Програм.-метод. пособие. М.: Линка-Пресс, 2000. 293 с.
  136. В. Т., Нестерюк Т. В. Организация двигательно-оздоровительных моментов на занятиях дошкольников в группе. М.: РИНРО, 1998. 59 с.
  137. M. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Рук. для воспитателей дошк. образоват. учреждений: В 3 ч. М.: Акад. здоровья, 1997. 372 с.
  138. С. А. Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста на основе использования знаково-символических средств. М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1995. С. 30−31.
  139. Ю. А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. М.: Наука, 1984. С. 273−278.
  140. А. Н. Избр. психолог, произв.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1.392 с.
  141. А. Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики. М., 1959. С. 407−430.
  142. А. Н. Проблемы развития психики // Психологические основы дошкольной игры: Сб. статей / Моск. ун-та. 4-е изд. М., 1981. С. 481−508.
  143. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.399 с.
  144. Г., НоткинаИ. Оценка физической подготовленности дошкольников // Дошкольное воспитание. 1989. № 10. С. 16−23.
  145. В. И. Проблема умственного воспитания в советской дошкольной педагогике // Умственное воспитание детей в детском саду. Л.: ЛПЖ, 1981. С. 5−25.
  146. Ю. М. Тезисы к проблеме «искусство в ряду моделирующих систем» // Ученые записки Тартус. гос. ун-та., вып. 198. Тарту, 1967. С. 132−137.
  147. Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. М.:ГЦИФК, 1992. 119 с.
  148. Л. И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе // Теория и практика физич. культуры. 1999. № 12. С. 17−22.
  149. Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта // Теория и практика физич. культуры. 1997. № 6. С. 10−15.
  150. Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 237 с.
  151. Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1992. 58 с.
  152. В. П. Исследование проблемы соотношения двигательного и интеллектуального компонентов содержания общего образования в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 40−45.
  153. В. П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 1999. № ½. С. 18−25.
  154. А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963.
  155. А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 446 с.
  156. А. А. Мышление ребёнка: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1958. С. 1046−1083.
  157. Г., ФедикО. Игра путь к познанию // Дошкольное воспитание. 1983. № 2. С.89−90.
  158. В. Я. Память в процессе развития. М., 1976. 255 с.
  159. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста. Автореф. дис.. д.п.н. М., 1990. 43 с.
  160. Е. В. Эффективность применения игровых средств и методов физического воспитания для улучшения психофизического состояния детей 6−8 лет: Автореф. канд. пед. наук. М., 2001. 23 с.
  161. А. Н., Алиев М. Н., Магомедов А. М. Исследование возможности воспитания общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практ. физич. культуры. 1981. № 11. С. 31 -33.
  162. А. М. Основы теории методики физической культуры. М., 2001.320с.
  163. И. Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей 6-летнего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1988. 21 с.
  164. А. К., Хаккарайнен П. Познавательная активность в обучении // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 168−169.
  165. М. М. Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с разным уровнем произвольной регуляции поведения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1989. С. 14−15.
  166. А. П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. 246 с.
  167. Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с.
  168. А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5−17.
  169. X. А. Средства и методы совершенствования подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возрастов на основе повышения двигательной активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1984. 19 с.
  170. Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
  171. Н. А., Маркова А. К., Матюшкин А. М., Мухина Т. К.
  172. К исследованию истории умственного развития ребенка как основной частитеории познания и диалектики 11 Вопросы психологии. 1970. № 2. С. 59−84.
  173. С. В. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста: Монография / СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. 99 с.
  174. Митио Кондо. Курс физического воспитания детей дошкольного возраста // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1990. Вып. 2. С. 14−36.
  175. Г. Н. Двигательное развитие детей 5−6 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности. Автореф. дис.. к.п.н. М., 1992. 19 с.
  176. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Антроповой, Н. М. Кольцовой. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  177. В. С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 163−168.
  178. В. С. Детская психология: Учебник дая студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., персраб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
  179. С. Д. Становление личности и деятельности ребенка // Сборник трудов ученых РГАФК. М., 1999. С. 200−201.
  180. С. Д., КиршеваН. В. Становление личности и деятельности ребенка // Сб. тр. ученых РГАФК. М., 1999. С. 202−205.
  181. Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
  182. В. А., МызанГ. И., ЧекулаевН. Н. Особенности формирования физического статуса школьников в различных климато-географических условиях: Сб. науч. тр. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1995. С. 71−73.
  183. В. А. Этапность формирования физического состояния человека в различных климато-географических условиях. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 1999. 97 с.
  184. И. О. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6−7 лет// Дошк. воспитание. 1986. № 2. С. 34−37.
  185. . П., Никитина JI. А. Резервы здоровья наших детей. М.: ФиС, 1990. 221 с.
  186. Ю. М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. С. 2−10.
  187. А. Д. Физическое воспитание. М.: ФиС, 1949. 135 с.
  188. С. JI. Использование компьютерных развивающих и обучающих игровых программ в системе дошкольного воспитания. М., 1989.44 с.
  189. И. Т. Развитие познавательной активности учащихся в обучении // Сб. трудов. М., 1974. 28 с.
  190. М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб и др.: Питер, 2000. 277 с.
  191. JI. Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Омск, 2000. 24 с.
  192. JI. И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1973. 20 с.
  193. Первин JL, Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
  194. Г. П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссёрской игре с применением компьютерных средств. Автореф. дис.. к.п.н. М., 1992. 17 с.
  195. Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. 271 с.
  196. Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 105−117.
  197. Н. Н. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современной психологии. М.: Просвещение, 1983. С. 36−42.
  198. Н. Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. 1998. № 12. С. 6974.
  199. Познавательные процессы: ощущение, восприятие / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. 336 с.
  200. Г. И. Влияние физических нагрузок на мозговое кровообращение на фоне выполненной умственной работы. // Теория и практика физической культуры. 1974. № 9. С. 33−36.
  201. В. В. Педагогические технологии физкультурного образования школьников Крайнего Севера: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Тюмень, 2002. 49 с.
  202. В. В. О влиянии тренировок по плаванию на состояние мозговой циркуляции у студентов // Проблемы умственного труда. М., 1971. Выпуск 1.
  203. Н. К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Киев, 1968. 23 с.
  204. М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2006. 184 с.
  205. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985. С. 165−191.
  206. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. 293 с.
  207. Э. Ю. Влияние разнообразных и повышенных нагрузок при физическом воспитании на развитие дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1972. 35 с.
  208. Н. И. Особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста в различных условиях социализации. Автореф. дис.. к. псих. н. М., 1994. 16 с.
  209. РеанА. А. Психологическое изучение личности: Уч. пособие. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  210. Г. А., Шнейдер О. С., Дорошенко А. С. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 2. С. 51−53.
  211. О. В., Банникова Т. А. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5−6 лет, имеющими задержку психического развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 2. С. 54−58.
  212. С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  213. Г. А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов: Методические рекомендации. М., 1991. 40 с.
  214. М. А. Двигательная активность один из важнейших показателей разносторонней подготовки ребенка к обучению в школе // Сб. науч. трудов «Физическая подготовленность дошкольников.» М., 1988. С. 23−26.
  215. М. А. Двигательная активнось ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 256с.
  216. Н. Н. Между МОК и спортсменами пропасть (в диалоге с Анатолием Исаевым) // Межд. журнал «Спорт для всех». 2000. № 4. С. 11- 12.
  217. . Ж. Педагогические сочинения. М.: Педагог, 1981. Т. 1.
  218. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249−03.
  219. Н. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях Волгограда // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 1. С. 49−57.
  220. И. М. Рефлексы головного мозга // Избр. произв. М., 1958.
  221. Д. В. Индивидуальные проявления игровой активности как предпосылка развития познавательного интереса у детей 6-и лет: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. М., 1991. 16 с.
  222. Е. О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника (на материале анализа вальдорфской педагогики) //Прикладная психология. 2001. № 2. С. 71−78.
  223. А. С., Есина Е. М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. № 1−2. С. 12−15.
  224. М. Т. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: (Актуал. пробл. и пути развития): Учеб. пособие. М.: Моск. пед. гос. ун-т., 1998. 126 с.
  225. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта / Бака М. М., Бойко В. С., Гурвич С. С., Муравов И. В. Киев: Здоров, я, 1983.247 с.
  226. Г. Статьи о воспитании. СПб: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1914. 176 с.
  227. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сб. программ нормативных курсов для высших учебных заведений / Под общ. ред.
  228. В. И. Селиверстова. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. 336 с.
  229. Л. Б. Физическая культура детей дошкольного возраста. Омск, 1990. 24 с.
  230. А. В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1981.21 с.
  231. М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. С. 16.
  232. В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. 286 с.
  233. Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2001.364 с.
  234. Н. А. Педагогические условия развития эмоционально-познаватильной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Автореф. дис.. к.п.н. Магнитогорск, 2002. 21 с.
  235. В. И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания: Инновационный подход // Теор. и практ. физич. культ. 1998. № 5. С. 11−15.
  236. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для пед. ин-тов и уч-щ // Под. ред. Б. М. Шияна. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
  237. Тест по физической подготовленности различных групп населения (опыт проведения тестов в Японии) // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. Москва: ЦООНТИ-ФиС, 1992. Вып. 3. С. 2433.
  238. К. И. социально-педагогические основы формирования физической культуры дошкольника. Автореф. дис.. к.п.н. Майкоп, 1996. 26 с.
  239. Толковый словарь спортивных терминов: Ок. 7400 терминов / Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1993. 351 с.
  240. Умственное развитие дошкольников в игре: Сборник дидактических игр для детей 3−5 Лет / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М.: ВНИК «Школа», 1989. 92 с.
  241. Уолтер Грей. Живой мозг. М., 1966. 295с.
  242. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996. 94с.
  243. В. И. Первые шаги к физическому совершенству: Книга для воспитателей, гувернеров, родителей. Красноярск: Издательство КГПИ, 1993. 96 с.
  244. А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  245. А. П. Роль игры в воспитании ребёнка. Под ред. А. В. Запорожца. М., 1976. 96 с.
  246. В. И. Игра как средство выявления творческих сил человека // Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989. С. 147 163.
  247. К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М., 1989. Т. 4. 515с.
  248. Д. А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. От 6 до 10 лет. М.: Вентана-Графф, 2004. 30 с. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития).
  249. В. С. Движение развитие, здоровье. М.: ФиС, 1964. 46 с.
  250. Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи // Межвуз. сб. научн. трудов. Красноярск: КГПИ, 1987. 158 с.
  251. JI. В., Лебедев Ю. А. и др. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их к школе (программные материалы): Уч. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т- Нижегород. гос. архит.-стр. ун-т- Гуманитарно-худож. ин-т, 2001.
  252. С. О. Влияние специальных физических упражнений на качество учебной деятельности младших школьников // Физическое воспитание и спортивная подготовка учащейся молодежи. Архангельск, 1988. С. 89−90.
  253. С. О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ // Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С. 36−38.
  254. С. О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. С. 3436.
  255. С. О. Путешествие в Олимпию. Программа олимпийского образования детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2001. № 6. С. 41−46.
  256. С. О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 3. С. 57−63.
  257. С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников. Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 40 с.
  258. С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб., 2002. 336 с.
  259. В. Д. Влияние подвижных игр на психомоторное развитие первоклассников в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. 46 с.
  260. Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Краснодар, 1998. 50 с.
  261. Ю. К., Дворкин JI. С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3−6 лет // Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. VII Всеросс. научно-практич. конф. Краснодар, 1996. Часть II. С. 206−208.
  262. Ю. К., Дворкин JI. С. Развитие психических процессов детей 3−6 лет средствами физического воспитания // Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. VII Всеросс. научно-практич. конф. Краснодар, 1996. Часть II. С. 204−205.
  263. ЧешихинаВ. В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании. М.: Советсткий спорт, 2001. 199 с.
  264. С. Б. Методические особенности использования общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методич. пособие. Челябинск: УралГАФК, 2006.
  265. С. Б., Федоров А. И. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск, 1997. Ч. 2. С. 7780.
  266. С. Б., Федоров А. И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 1.С. 50−54.
  267. С. Б., Федоров А. И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, технологические решения. Челябинск: УралГАФК, 2002.
  268. С. Б., Федоров А. П., Черепов Е. Л. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. М.: Совет, спотр, 2004. 116 с.
  269. В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Минск: Университет, 1998. 184 с.
  270. В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. М., 1996. 192с.
  271. М. П., Каурцева С. Особенности развития способности ориентироваться у детей 5−7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой и акробатикой // Проблемы спортологии / Труды ученых ПНИЛ РГАФК. М.: С. Принт, 2000. Т. 2. С. 43−49.
  272. ШилковаИ. К., Болыпев А. С., Кузьмичева В. Ю. и др. Физическое воспитание как средство сенсомоторного развития дошкольника: Уч. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т- Нижегород. гос. архитект.-строит, ун-т- Гуманит.-худож. ин-т, 2001.
  273. М. О формировании пространственных представлений у старших дошкольников // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 2. С. 37−46.
  274. А. П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. М.: ВЛАДОС, 1999. 68 с.
  275. Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3−5 лет в игре: Учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 1984. 80 с.
  276. Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л, 1985. 125 с.
  277. Т. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  278. Э. М. Игра, игры и технический прогресс // Импакт. Наука и общество: Юнеско, 1984. № 2. С. 17−35.
  279. Д. Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. 167 с.
  280. ЗОб.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. М.: Межд. пед. академия Мухина, 1995. С. 163−168.
  281. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырев. М.: Иад-во МГУ, 1982. С. 172−181.
  282. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 283−285.
  283. Г. П. Уровень морфофункционального развития дошкольников в оценке влияния средств физического воспитания // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок у детей и подростков: Сб. статей. М., 1980. С. 35−43.
  284. ЗЮ.Ядэшко В., Сушкова И. Нравственное воспитание дошкольников в подвижной игре // Воспитание детей в игре. М.: АПО., 1996 56 с.
  285. ЗП.Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодёжи на основе личностно-ориентированного образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 2002.
  286. Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. М.: ФиС, 1999. 205 с.
  287. А. А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // Завуч. 2000. № 3. 15 с.
  288. Achievement Motivation: Origin and Development // Sport in the modern world Chances and Problems: Papers, results, materials of scientific congress, Munich, August 21 to 25, 1972. Berlin, Heidelberg, N.Y.: Springer Verlag, 1973. P. 394−408.
  289. Allensworth D. D., Koibe L. J. Comprehensive School Health Program: Exploring an Expanded Concept // J. Sch. Health. 1987. 57 p.
  290. Allison M.T. New Humanism and International Discourse: Sport and Science as Forms of Cultural Exchange // Sport and Humanism: Proceedings of the International Workshop of Sport Sociology in Japan. Gotenba, 1988. P. 21−39.
  291. Alonso Emilio Lomba. Education of Youth in Schools and Universities «Education by Sport Education for Sport»: A Paper Presented to the 1-st Joint International Session for Responsible of Higher Institutes of Physical Education. 24−31 July 1993.
  292. Andrecs Hermann. The Olympic Idea and its Realization in Schools // Report of the 13Ih session of the IOA. Athens, 1974. P. 180−189.
  293. Arnold Peter J. Aesthetic Aspects of Sport // International Review of Sport Sociology, v. 13 (3). 1978. P. 45−63.
  294. Asher S.R. Social competence and peer status: Recent advances and future directions // Child Development. 1983. N. 54. P. 1427−1434.
  295. Baeskau Heinz. Methods of Olympic Education // IOA. Report of the 27th session. Lausanne, 1988. P. 142−149.
  296. Bailey C. Games, winning and education // Cambridge Journal of Education, vol. 5, N. 1. 1975. P. 40−50.
  297. Bannister R. Final Statement // Sport and International Understanding: Proceedings of the Congress held in Helsinki, July 7−10, 1982. Berlin etc.: Springer-Verlag, 1984. P. 368−369.
  298. Bar-Tal D., Raviv A. A cognitive-learning model of helping behavior development: Possible implications and applications // N. Eisenberg (Ed.). The development of prosocial behavior. New York: Academic Press, 1982. P. 199−215.
  299. Bowers Louis E. Children Need Playgrounds But Playgrounds Need Help //JOPERD, September. 1988. P. 47−54.
  300. Gabbard Carl. Early Childhood Physical Education. The Essential Elements //JOPERD, September 1988. P. 65−447.
  301. Cagigal Jose M. Social Education through Sport: a Trial // Report of the 8th Summer Session of the IOA. Athens, 1969. P. 38−56.
  302. Choudhry Maya, Pao K. Visweswara. Association of growth status and mental function in pre-schocl children. Indian J. Nutr. And Diet. 1984. № 3. 21 p.
  303. Ciuciu George. The Socialization Process of Children by Means of Extemporized and Organized Games // Int. Review of Sport Sociology, vol. 1, N. 9. 1974. P. 8−21.
  304. Eaton W. O., Yu A. P. Are sex differences in child motor activity level a function of sex differences in maturational status? // Child development. 1989. 60 p.
  305. Fisher C. Toward a subcultural theory of urbanism // American Journal of Sociology, v. 80 (May). 1975. P. 1319−1341.
  306. Friedlander Royce B., Lohmeyer Roxanne E. Games and Sports Tasks for Young Children // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. September 1988. P. 70−72.
  307. Gabbard Carl. Early Childhood Physical Education. The Essential Elements //JOPERD. September 1988. P. 65−447.
  308. Garvey C., Hogan R. Social speech and social interaction: Egocentrism revisited // Child Development. 1973. N. 44. P. 562−568.
  309. Gendin A. M., SergeevM. I., Stolyarov V. I. The Role of the Family in the Physical Education of Preschool Children // Int. Review for the Sociology of Sport, vol. 23. 1988. N. 2. P. 153−167.
  310. Grupe O. Sportkultur zwischen Bildungsgut und Korperkultur // Ommo Grupe (Hrsg.). Kulturgut oder Korperkult? Sport und Sportwissenschaft im Wandel. Tubingen, 1990. P. 87−11.
  311. Kaminska K. Woynarowska B. Aktywnosc ruchowa dzieci 4 i 6-letnich v csasie pobutu w przedszkolu. // Wychow. fiz. i sport. 1986. № 3. 30 p.
  312. Papp Gabor, Prisztoka Gyongyver. Sportsmanship as an Ethical Value // Ethics and Sport. Special Issue. International Review for the Sociology of Sport, vol. 30, N. ¾. 1995. P. 375−389.
  313. Zahn-Waxier C, Smith K.D. The development of prosocial behavior // V.B. Van Hasselt, M. Hersen (Eds.). Handbook of social development: A lifespan perspective. New York: Plenum, 1992. P. 229−255.
Заполнить форму текущей работой