Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: На примере преподавания шахмат
Диссертация
Настоящая работа охватывает круг вопросов, связанных с активизацией познавательной деятельности учащихся средствами шахмат в общеобразовательной школе как основы, развивающей личность в целом. Данное исследование носит характер социального заказа, актуальность его обусловлена конкретными запросами школы, всем ходом перестройки просвещенческой работы: потребностью школьной практики… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ШАХМАТЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 1. 1. Занятия шахматами в школе в свете активизации познавательной деятельности учащихся
- 1. 2. Возможности шахмат в формировании познавательной активности школьников
- 1. 3. Становление уроков шахмат, а общеобразовательной школе
- 1. 4. Система занятий шахматами в целостном учебно-воспитательном процессе
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УРОКОВ ШАХМАТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 2. 1. Организация, методика, анализ и обобщение опытно-экспериментального исследования
- 2. 1. 1. Изучение возможностей шахмат как средства повышения познавательной активности школьников
- 2. 1. 2. Изучение познавательных мотивов на уроках шахмат
- 2. 1. 3. Изучение познавательных интересов на уроках шахмат
- 2. 1. 4. Воздействие шахмат на активность личности в целостном учебно-воспитательном процессе
- 2. 1. Организация, методика, анализ и обобщение опытно-экспериментального исследования
Список литературы
- Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. ^ — Т.20. — М.: Политиздат, 1961. — 339−626.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. — 5-е изд. — т. 18. — М.: Политаздат, 1976. — 526 с.
- Ленин В.И. О воспитании и образовании / Сост. В. П. Груздев. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1973. — 704 с.
- Ленин В.И. О личности и воспитании / Сост. Д. Г. Лошаков, Е. М. Черняк. — М.: Политиздат, 1988. — 286 с.
- Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения / Сост. Ф. С. Озерская, Н. А. Сундуков. — М.: Просвещение, 1965. — 696 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. докл. и материалов. — М.: Политиздат, 1984. — 112 с.
- Аббасов 3. Познавательная активность школьников // Советская педагогика, 1989. — № 7. — 40−43.
- Авраменков А. Опыт организации обз^ения шахматам в начальных классах: Дипл. раб. / Под рук. .Г. Алексеева. — М.: ГЦОЛИФК, 1985.— * 49 с.
- Авраменков А. Урок в школе // Шахматисты России. — 1989.— № 1.— 10−11.
- Активность школьников в процессе воспитания и обучения: Сб. статей / Под ред. Чумакова и др. — Пермь, 1971. — 257 с.
- Активизация учебной деятельности учащихся начальной школы / Под ред. Языкова. — М.: Просвещение, 1964, — 104 с.
- Активизация учебно-воспитательного процесса в школе / М. Разумовская, В. Разумовский, А. Шония. — М.: Учпедгиз, 1961. — 231 с.
- Активизация обучения и воспитания в начальных классах: Сб. статей / Под ред. А. Сорокиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 191 с.
- Алахвердян М. Обширные планы // Шахматы в СССР.-1981.- № 7.- 14.
- Алексеев Н. Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач: Автореф… к. псих. н. — М., 1976. — 27 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т.- Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1982. — 320 с. (1), 336 с. (2).
- Аристова Л. Активность учения школьника.—М.: Просвещение, 1968.— 139 с.
- Ашмарин А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Ф и С, 1978. — 224 с.
- Бабанский Ю. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 188 с.
- Бабанский Ю. Рациональная организация учебной деятельности. — М.: Знание, 1981.— 96 с.
- Бабанский Ю. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабский Е., Зубков А., Косицкий Г., Ходоров Б. Физиология человека. — М.: Медицина, 1966. — 656 с. ^ 29. Балабанов Ю. Паруса и попутный ветер // 64. Шахматное обозрение.— * 1982.—№ 10 —С.8−10.
- Баранов Сущность процесса обучения: Учебное пособие для пединститутов. — М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
- Баронов Г. Воспитательное значение искусства шахматной игры. — Новониколаевск: Сибир. краевое изд-во и книготорговля, 1924. — 32 с.
- Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Болотин Шахработа среди учащейся молодежи: В порядке обсуждения // Шахматный листок.— 1929. — № 4, — С, 62, ^ 36. Бондаревский В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя, — М.: Просвещение, 1985. — 144 с,
- Бондаренко Почему детям трудно учиться? — М.: Знание, 1975.- 64 с.
- Бронштейн Д. Смолян Г. Прекрасный и яростный мир: Субъективные заметки о современных шахматах. — М.: Знание, 1977. — 112 с.
- Василевский Л. Шахматы и здоровье. — М.-Л.: Гос. изд-во, 1930. — 64 с.
- Васильев И., Поплужный В., Тихомиров О. Эмоции и мышление. — М: МГУ, 1980.—192 с. I 4J. Ватников И. Опыт, заслуживающий внимания // Шахматы в СССР. — 1964. —№ 7. —С. 17.
- Вилькеев Д. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция, дедукция, гипотеза / Под ред. М. Н. Скаткина. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1975. — 160 с.
- Витцлак Г. К вопросу о диагностике и развитии способности к школьному обучению: Пер. с нем. — Берлин, 1968. — 350 с.
- Весела И., весела И. Шахматный букварь: Кн. для учащихся: Пер. с чешского Е. И. Ильина, Н. Н. Попова. — М. Просвещение, 1983. — 128 с.
- В Падейской школе // Шахматы в СССР.— 1977.— № 1.— 10.
- Воловик П. Способы сравнения эффективности разных форм и методов обучения и воспитания // Початкова школа.— 1972. — № 3. — 77 — 81.
- Вопросы активизации познавательной деятельности школьников: Сб. научных трудов. — М.: Изд-во МНПИ им. В. И. Ленина, 1978. — 165 с.
- Воспитание шахматами // Вечерняя Москва. — 1982. — 3 марта.
- Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: Сб. научных трудов. — М., 1992. — 135 с.
- Всенародное одобрение // Шахматы в СССР. — 1981. — № 2. — 1. 5J. Выготский Л. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — 62 — 66.
- Газенко О., Малкин В. Необходим медицинский контроль! // Шахматы в СССР. — 1988. — № 7. — 30 — 31.
- Галактионов В. Шахматы в школе // Шахматы. —1981. — № 7. — 14.
- Гальперин П. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М.: МГУ, 1965. — 52 с.
- Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
- Гербстман А. Шахматы на березовой коре: Рассказы о В. И. Ленине. — Алма-Ата: Казах, гос. изд-во худ. лит., 1960. — 112 с.
- Гершунский Б. Социально-педагогическое значение шахмат // Шахматы в СССР. — 1987. — Хо 4. — 17 -19. ч1
- Гик Е. Беседы о шахматах. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Гонобилин Ф. Внимание и его воспитание. — М.: Педагогика, 1972. — 160 с.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. — М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 38 с.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие- Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 463 с.
- Гришин В. Шахматы в школе // Народное образование. — 1971. — № 12. —С. 48−51.
- Гуфельд Э., Лазарев Е. М. Леонид Штейн. — М.: ФиС, 1980. — 240 с.
- Диагностика интеллектуального развития учащихся. — Рига: Авотс, 1980. —144 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научных трудов / Под рук. Д. Б. Эльконина. — М., 1981. — 157 с.
- Дидактика средней школы. — М.: Просвещение, 1982. — 320 с.
- Дэуэль А. Шахматный урок в школе // Шахматы в СССР. — 1966. — № 5. —С. 2.
- Еремеев В. Первые шаги: На заре советских шахмат. — М., 1968. — 40 с.
- Естествеьшый эксперимент и его школьное применение / Под ред. А. Лазурского. — Петроград: Изд-во К. Риккера, 1918. — 194 с.
- Женевский А. Каким путем должно идти развитие шахматной жизни // Шахматный листок, 1925. — 22. — 17 — 18. 7/. Зак В. Взрослым о детях // Шахматы в СССР. — 1971. — № 4. — 26 — 27.
- Зак В.Г. О методике преподавания шахматной игры начинающим шахматистам — детям до 12-летнего возраста. — М., 1959. — 12 с.
- Закс Л. Статистическое оценивание: Пер. с нем. / Под ред. Ю. П. Адлера, В. Г. Горского. — М.: Статистика, 1976. — 598 с.
- Занков Л. Дидактика и жизнь. — М.: Просвещение, 1968. — 175 с. * 13S
- Захаров В. Интеллектуальные игры как средство формирования познавательной деятельности учащихся: Дисс… к. п. н. — М., 1987. — 212 с. ^ 76. Зверев И., Максимова В. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981. — 159 с.
- Злотник Б. Комплекс диагностических методик как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки тренеров по шахматам: Дисс… к. п. н.— М., 1985. — 218 с.
- Изучение мотавации поведения детей и подростков: Сб. статей / Под ред. Л. Божович и Л. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. 351 с.
- Иванова Л., Тихомирова Повышать познавательную активность учащихся // Народное образование. — 1983. — № 3. — 38−42.
- Илюшин А. Шахматы в развитии норильских школьников // Партийное руководство народным образованием. — Красноярское кн. изд-во, 1984. — 108−110.
- Калмыкова 3. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: Знание, 1979. —48 с.
- Карпов А., Гик Е. Неисчерпаемые шахматы. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — - 320 с. 8S. Каспаров Г. Шахматы — лучшая игра для детей. — АПН, 1986. — 2 с.
- Ковалев В. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. — 192 с.
- Костьев А. Учителю о шахматах: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 111с.
- Кочубей Б., Новикова Е. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988. —80 с.
- Крабасников Я. Школьные шахматы // Народное образование. — 1973. — № 10. —С.58−59.
- Крогиус Н. Психология шахматного творчества. -М.: ФиС, 1981.-183 с. *
- Купрашвили В.Р. Общеобразовательное и развивающее значение обучения игре в шахматах в начальных классах: Дисс… к. п. н. — Тбилиси, 1987. —222 с.
- Кухарев Н. Эффективность обучения и воспитания: Наблюдения, опыт, размышления. — Минск: Изд-во БГУ, 1979. — 215 с.
- Кыверялг А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Талин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Лойтес Н. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 279 с.
- Левекнфиш Г. Первая книга шахматиста: Руководство для начинающих.—Л., 1925. —216 с.
- Ленский И. Методика проведения занятий шахматами с детьми школьного возраста в условиях общеобразовательной школы: Дипл. раб. / Под рук. В. Малкина. — М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 61 с.
- Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 20−27.
- Лернер И. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Автор. … д. п. н. —М., 1971. —38 с. J00. Лернер И. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980. —96 с.
- Лернер И. Учебный предмет, тема, урок. — М.: Знание, 1988. — 80 с. J02. Линдер И. Ваша любимая игра? Шахматы! — М.: Знание, 1962. — 96 с. *
- Липпик В. К вопросу об изучении познавательных интересов семиклассников // Обучение и воспитание школьников: Сб. науч. тр. — Л.: |к Изд-во пединст., 1972. — 86−95 с.
- Лихачев Б. Воспитательные аспекты обучения. — М.: Педагогика, 1982.—191с.
- Логика и проблемы обучения. — М.: Педагогика, 1977. — 206 с.
- Локк Д. Педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1939. — 320 с.
- Любицына М. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. — Л^., 1974, — 32 с.
- Майданская Н. Место действия — школа // 64. Шахматное обозрение. —1983. —№ 4. —С. 18−19., 109. Малкин В. О преподавании шахмат детям // Шахматы в СССР. — 1956. —№ 12. —С.359.
- Маркова А. Формирование моттавации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М. Просвещение, 1983. — 96 с.
- Матрос Д. Оптимизация распределения учебного времени в средней общеобразовательной школе: Автореф… д.п.н. — М., 1989. — 34 с.
- J12. Матч Москва-Ленинград // Шахматы. — 1922. — № 3. — 33−38.
- Матюхина В., Михальчик Т., Патрина К. Психология младшего школьника: Учебно-метод. пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1976. —208 с. 77-^. Махмутов М, Теория и практика проблемного обучения. — Казань: Татарское кн. изд- во, 1972.—• 551 с.
- Махмутов М. Урок: типология, структура, анализ // Советская педагогика. — 1986. — № 2. — 53−58. ^ 116. Менчинская Н. Психологические вопросы развивающего обз^ения и новые программы // Советская педагогика. — 1968. — № 6. — 21−38.
- Минц Г., Тенеттсин В. Социальный портрет любителя шахмат // Шахматы в СССР. — 1978. — № 3. — 7. •
- Миняев Г. В нашей школе // Шахматы в СССР. — 1978. — № 5. — 17. |L 119. Мотивация познавательной деятельности: Сб. науч. труд. — Л., 1972. — 117 с.
- Мухитдинов М. История шахматной культуры в Узбекистане: Авто- реф К.ИСТ.Н. — Ташкент, 1970. — 64 с.
- Настасьев Г. Незабываемые уроки Сухомлинского // Шахматы в СССР. — 1985. — № 2. — 17.
- Настасьев Г. Письма: Личный архив автора. — №№ 3,4,9.
- Некоторые пути активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения: Сб. статей по материалам обл. конференции. — ^ Белгород, 1974. — 78 с.
- Нетис И. Энциклопедия воспитательных средств: Из опыта работы с дошкольниками // Шахматы в СССР. — 1974. — № 11. — 14−15.
- Hoax М. Внимание школе // Шахматы в СССР. -1972. — № 1. — 22−23.
- Hoax М. Первый год// Шахматы в СССР. — 1968. — № 19. —С.11−12.
- Обухова Л. Этапы развития детского мышления. Формирование науч-, | i ного мышления у ребенка. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 152 с.
- Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Общая психология: Учебник для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
- Обычный урок // Шахматы в СССР. — 1978. — № 9. — 16.
- Очерки психологии детей / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. — М.: АПН РСФСР.—1950.—190 с.
- Педагогическая энциклопедия в 4-х томах / Под ред. А. Каирова, Ф. Петрова. — М.: Сов. Энщиклотедия, 1964 (Т. 1>, 831 е., 1966 (Т.3>. —879 с.
- Педагогический словарь в 2-х томах / Под ред. Г. Воловникова и Л. Генсиоровской, — М.: АПН, 1960 (ТЛ), 774 с, (Т, 2) 766 с
- Перестройка не терпит половинчатых мер: Пленум шахматной федерации СССР // Шахматы, 1987. — № 1. — 1.
- Пидаастый П. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении:. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с. J3S. Писыла о ложном Т1роцевгге // Учитезвьская газета. — 17. — № 87.
- Письма о перестройке // Учительская газета. — 1987. — № 81.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. 3. 1Салмыковой. — М.: Педагогика" 1975. — 208 с.
- Проведение занятий по физической культуре в первых классах общеобразовательной школы: Метод, рекомендации. — М.: АПН СССР, НИИ физиологии детей и подростков, 1985. — 161 с.
- Редковец й. Форм1фОвание мотивации самообразования // Советская педагогшса. — 1986. — № 3. — 37−39.
- Рохлин Я. Возродить добрые традиции //Шахматы в СССР. — 1964.— № 4. —С. 15. 147: Рохлин Я. Гимнастика ума // Шахматы в СССР. — 1980. — J>fe 4. — СЛ. I4S. Рохлин Я. Как научиться играть в шахматы, — М.-Л.: ОГИЗ-ФиТ, 1932, —% с.
- Рохлин Я. Мыслить и побеждать. —М.: ВШК, 1972. — 192 с.
- Рохлин Я., Крогиус Н. Память и внимание шахматиста. — М.: АПН СССР, 195S.—63 с. /5 /. Рубинштейн О мышлении и путях его исследования. — М.: АН СССР, 1.958, — 147 с.
- Рудик П. Умственная одгфенность и ее измфение. — М.: Изд-во коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, 1927. — 141 е. /55. Сабельников И. Уроки шахмат // Шахматы в СССР. — 1973. —^МЬ 2. — СЛО-IL
- Саркисян Р. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков: Автореф к.п.н. — Ереван, 1983. — 22 с.
- Скаткин М. Акгавизшщя позн^шательной деятельности учаищхся в обз^ении: Матф, к научно-практ, конфф- по дидактике. — М, 1965. — 48 с.
- Спиридонов Г. Важное средство воспитания // Шахматы в СССР,. — 1969. —№ 9. —С. 28.
- Становление советских шахмат // Шахматы в СССР, — 1969, — № 9, — 7−9.
- Стейниц В. Шахматы как упражнение ума и как в них совершенствоваться // Теория и практика шахматной игры. — М.: Высшая школа, 1984, —С, 230−234,
- Стеценко Б. Шахматы повьшгают работоспособность // Шахматы. — 1976. —№ 12. —С.19.
- Сто пятьдесят лет с шахматами // Труд. — 1986. — № 229.
- Сухомлинский о ВОСПИТШ1ИИ / Сост. Соловшчик. — М. Политиздат, 198г—270 с. «' 128. Талызина Н. Психологические основы управления усвоением знаний: Автореф.,., д. псих. н. — М: МГУ, 1969. — 34 с.
- Талызина Н. Управление усвоением знаний. — М.: МГУ, 1975. — 344 с.
- Талызина Н. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: Знание, 19S3. — 96 с.
- Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 19SL — 160 с.
- Теория и практика шахматной игры: Учебное пособие / Под ред. Я. Эстрина. — М.: Высшая школа, 1981. — 160 с.
- Учредительный пленум шахматной федерации // Шахматы в СССР. — 1984,—№ 9.—€.16,
- Фрадкин А. Всеобуч в Норильосе // Шахматы в СССР, 1984. — № 9. —
- Х"схаузен X. Мотивация и деятельность в 2-х томах: П^юв. с нем. / Под ред. В. Величковского, — М.: Педагогика, 1986, — 408 с (ТЛ) — 392 с. <�Т.2).
- Харламов И. Как активизировать уч""ие школьников: Дидактические ^ очерки. — Минск, 1975. — 207 с.
- Циов И. П^вый урок//Шахматы в СССР. — 1973. — № 8. — C. I6.
- Циов И, Шахматы — важное средство воспитания школьников: Из опыта пр"10давания шахмат в школе // Шахматы. — 1968. — J^ 23. — 29−30- 1969. № 15. —С. 25−28.
- Чубаров А. Шахматы для всех // Шахматы в СССР. — 1975. -№ 3. — 8.
- Чудновский В. Психологические основы комплеканого подхода к воспитанию: Метод, рекомендации. — М., 1988. — 20 с.
- Шамова Т. Активизация учения школьников: Учебное посохе. — М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976. 100 с, |L 178. Шамова Т. Активизация учения школьников. —М.г Знание, 1979. -96 с.
- Шарафитдинов О. Кутиш билан иш битмайди // Узбасистон адабиёга ва санъати. — 19S9. — № 21. — 14−15. 18д. Шахматы в начальной школе // Шахматы в СССР. — 19S5. — № 10. — 24−25. 75/. Шахматы в России // Шахматы, 1922. — JV? 2. — 17−18.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности: Учебное пособие для ВШТ. — М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 74 с. /5:^. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер. — М.: ФиС, 1964. — 580 с.
- Шахматный урок в школе // Шахматы в СССР. — 1975. — № 8. — 18 — 19.
- Школа 5ig!.^ вас//Шахматы в СССР.— I960. —№ 9. —С. 258. 1S6. Штульман Э. Функции эвристических методов исследования // Совета екая ледагогика, — J986, —№ 3. — 46−5L
- Щукина Г. Активизация познавательной деятельности учащихся в ^ учебном процессе: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. Познавательный интерес как педагогическая проблема: Ав- тореф… д. п. н. — Л., 1969. — 42 с.
- Эльконин Б. Психология игры. — М.: Педагогика^ 1978. — 304 с.
- Энциклопедический словарь в двух томах / Под ред. В. Введенского. — М.: Сов. Энциклопедия, 1963. — Т. 1. — 656 с.
- Chess in schools / Centre for chess promotion. — Beograd. 1980. — 42 p.