Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание физического воспитания детей младшего школьного возраста на основе ритмической гимнастики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания, а именно применение типовых программ по физической культуре на уроке, не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В настоящее время происходит процесс совершенствования программ по физическому воспитанию учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор, Б.Ф. Прокудин
  • Москва
    • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Проблемы физического воспитания детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. Возрастные особенности формирования учащихся младших классов
    • 1. 2. 1. Особенности морфо-функционального развития детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. 2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
    • 1. 3. Применение функциональной музыки на уроках физической культуры в школе
    • 1. 4. Использование ритмической гимнастики в физическом воспитании школьников
    • 1. 4. 1. Характеристика ритмической гимнастики, как средства физического воспитания школьников
    • 1. 4. 2. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста
  • Содержание физического воспитания детей младшего школьного возраста на основе ритмической гимнастики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность исследования. Согласно последним данным, состояние здоровья детей младшего школьного возраста оценивается многими специалистами как неудовлетворительное. Это выражается в низких показателях физического развития, физической подготовленности и состоянии устойчивости к заболеваниям детского населения. По данным научных исследований более трети детей испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в усвоении обычных образовательных предметов (Д.В. Колесов с соавт., 1998; В. И. Лях с соавт., 1998; Волков В. Н., 2001).

    Младший школьный возраст является благоприятным периодом не только для развития большинства основных двигательных качеств, но и в значительной степени для реализации воспитательной составляющей развития целостной личности учащихся.

    Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания, а именно применение типовых программ по физической культуре на уроке, не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В настоящее время происходит процесс совершенствования программ по физическому воспитанию учащихся, разрабатываются её новые виды, имеющие спортивную, оздоровительную и образовательную направленности (Б.Р. Голощапов, Л, А Субботкина, 1998, А. П. Матвеев, Н. И. Новикова, 2000).

    В связи с вышеизложенным, продолжает быть актуальной проблема разработки новых эффективных методик по физическому воспитанию младших школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у школьников к урокам физкультуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность на уроке, способствовать комплексному развитию двигательных качеств.

    Известно, что одним из эффективных средств физического воспитания являются ритмические виды гимнастики, в которых общеразвивающие упражнения разной направленности удачно сочетаются с элементами танцев, образуя оригинальную двигательную композицию, выполняемую под музыку. Такое сочетание разнохарактерных движений позволяет развивать общую культуру движений школьников, ориентировку в музыкальных ритмах, комплексно воздействовать на двигательные качества (Т.С.Лисицкая, 1988; Ж. Е. Фирилева, 1987).

    Однако имеющиеся публикации по применению ритмических видов гимнастики относятся в основном к школьникам среднего и старшего возраста. Накопленный в практике опыт использования данного вида физических упражнений на уроках физической культуры с младшими школьниками нуждается в научно-методическом обосновании.

    Цель работы — разработать методику физического воспитания в 1−4 классах с преимущественным использованием средств ритмической гимнастики.

    Гипотеза исследования. Предполагалось, что внедрение методики физического воспитания в 1−4 классах с преимущественным использованием средств ритмической гимнастики в учебный процесс позволит, с одной стороны, значительно повысить моторную плотность и интенсивность урока физической культуры, с другой — обеспечит оздоровительный эффект: улучшит физическое развитие, психологическую комфортность, устойчивость к заболеваниям, повысит уровень двигательной и функциональной подготовленности детей.

    Объект исследования — физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы.

    Предмет исследования — содержание уроков физической культуры в начальной школе на основе ритмической гимнастики.

    Научная новизна исследования состоит в следующем:

    — определено место ритмической гимнастики в физическом воспитании детей младшего школьного возрастаразработана методика по физической культуре для учащихся 1−4 классов с преимущественным использованием средств ритмической гимнастикивыявлено оптимальное соотношение средств ритмической гимнастики для применения их на уроках физической культуры в младших классах;

    — экспериментально доказано, что преимущественное использование средств ритмической гимнастики на уроках физической культуры в начальной школе обеспечивает повышение физической подготовленности, функционального состояния, физического развития и уровня здоровья учащихся.

    — определена структура физической и функциональной подготовленности детей младшего школьного возраста при увеличении двигательной активности на уроке физической культуры за счет средств ритмической гимнастики, основными компонентами которой явились: фактор здоровья, двигательные качества: ловкость, быстрота, сила и функциональные показатели.

    Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и внедрении содержания и методики проведения уроков физической культуры с применением средств ритмической гимнастики в начальной школе, способствующей укреплению здоровья младших школьников, улучшению показателей физической и функциональной подготовленности, а также формированию у детей интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Содержание физического воспитания учащихся I — IV классов обуславливается изучением состояния физического воспитания школьников младшего возраста, выявлением и использованием ритмической гимнастики на уроках физической культуры в начальной школе.

    2. Учебный план и методика уроков физической культуры с применением средств и методов ритмической гимнастики для начальной школы являются программно-методическим обеспечением предмета «физическая культура» для учащихся I — IV классов.

    3. Эффективность применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в I — IV классах существенно повышает уровень физической подготовленности, физического развития, психического состояния и индекса здоровья младших школьников.

    Апробация работы. Основные положения и результаты исследования сообщались на научно-практических конференциях по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (XIII -1998г., IX — 1999 г., X — 2000 г., XI — 2001 г., г. Коломна), а также на заседании кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, на кафедре гимнастики и спортивных игр Коломенского государственного педагогического института, на педагогических советах школы № 15 г. Коломны. Результаты исследований отражены в 8 публикациях.

    Структура и объем диссертации

    Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы. Диссертация изложена на 194 страницах машинописного текста, содержит 28 таблиц, 3 рисунка. Литературных источников 218, из них 17 на иностранном языке.

    выводы.

    1. В результате опроса учителей физической культуры общеобразовательных школ выявлено, что ритмическая гимнастика по мнению респондентов является важным и необходимым средством физического воспитания учащихся вообще (78%), и в особенности для детей младшего школьного возраста (56%). Родители детей в большей степени считают ритмическую гимнастику необходимым средством физической культуры (68%). Выявлены причины препятствующие использованию ритмической гимнастики на уроках в школе: слабое методическое обеспечение (66%) и недостаточная материальная база (25%).

    2. Разработано содержание физического воспитания с применением средств ритмической гимнастики для учащихся I — IV классов по физической культуре, включающее:

    — теоретический раздел, содержащий медико-биологические, психолого-педагогические, социально-культурные основы знаний (8% всего времени);

    — практический раздел, включающий традиционные средства (51%) и использование средств ритмической гимнастики (41%).

    3. На основе результатов исследования:

    1) определено место ритмической гимнастики в уроке физической культуры для начальной школы: в водной части (до 4−5 мин.), в основной части (до 13−14 мин), в заключительной части (до 2−3 мин);

    2) разработана методика использования средств ритмической гимнастики в сочетании со специально подобранными играми и игровыми заданиями, направленная на комплексное развитие и совершенствование двигательных качеств и улучшение психического состояния младших школьников, состоящая из комплексов ритмической гимнастики и подвижных игр с элементами танцев (в соотношении 4:1 соответственно).

    4. Проведенные исследования позволили определить соотношение средств ритмической гимнастики для использования в работе с детьми младшего школьного возраста:

    — танцевальные упражнения, направленные на комплексное развитие двигательных качеств и отличающиеся ритмичными продолжительными танцевальными движениями крупнейших мышц тела (50% всего объема средств ритмической гимнастики);

    — упражнения силового характера, развивающие силу и силовую выносливость основных групп мышц, а также обеспечивающие правильную осанку и профилактику травматизма (30% всего объема средств ритмической гимнастики);

    — упражнения для развития гибкости или стретчинг, применяющиеся для профилактики травматизма, поддержания правильного положения тела, для сохранения и увеличения амплитуды движений в основных суставах тела (20% всего объема средств ритмической гимнастики).

    5. В результате факторного анализа выделены доминирующие показатели, определяющие и формирующие физическую подготовленность учащихся младших классов под влиянием занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культуры: у мальчиковфактор здоровья (28,57%), быстрота (24,26%), физическая работоспособность (11,64%), силовая выносливость (9,67%), фактор функциональных возможностей дыхательной системы (8,29%), сила (6,69%) — у девочек — фактор здоровья (25,72%), ловкость (21,16%), силовая выносливость (12,42%), физическая работоспособность (10,36%), сила (8,09%), быстрота (7,2%). В экспериментальной группе выделившиеся факторы вносят больший вклад в общую диспер

    СИЮ выборки (98,41% и 94,39%), чем контрольная (97,64% и 84,38%).

    6. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность применения экспериментальной методики в развитии двигательных качеств. Наибольший прирост показателей экспериментальной группы наблюдался в развитии гибкости — увеличилась в 3 раза, силовой выносливости — на 50%, скоростно-силовых качествна 42%, силы — 25%- уровень развития выносливости, координации и быстроты в среднем повысился на 14%.

    Использование средств ритмической гимнастики в разработанной нами программе позволило в большей степени повысить у учащихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, показатели функциональных параметров организма и здоровья. Улучшились результаты в оценке функциональных возможностей дыхательной системы — жизненная емкость легких увеличилась на 33% (р<0.001), в физической работоспособности — РЛ/С170/кг на 8% (р<0,05), в показателях аэробной энергопроизводительностиМП К/кг у мальчиков на 30,5% (р<0,001), девочек — на 16% (р<0,001), в индексе здоровья — на 43% (р<0,05).

    Практические рекомендации.

    1. Рекомендуется следующий учебный план по физической культуре для начальной школы на основе ритмической гимнастики:

    Программный Материал 1 Класс 2−4 классы часы % часы %.

    1. Теория 6 10% 6 8,8%.

    2. Гимнастика с элементами акробатики 8 13,3% 10 14,7%.

    3. Лыжная подготовка 6,3 10,5% 8 11,7%.

    4. Подвижные игры 17 28,4% 18 26,8%.

    5. Легкая атлетика 5 8,3% 6 8,8%.

    6. Ритмическая гимнастика 17,7 29,5% 20 29,5%.

    2. Ритмическая гимнастика применяется в течение всего учебного года, за исключением уроков лыжной подготовки и уроков легкой атлетики на школьном стадионе. В связи с этим ритмическая гимнастика на уроке занимает 35% времени, а в разделе гимнастика до 40%.

    3. Согласно учебному плану урок физической культуры имеет традиционную структуру: 1) вводная часть — выполнение строевых команд и разминка с комплексом общеразвивающих и танцевальных упражнений, выполняемых под музыку- 2) основная часть состоит из комплекса ритмической гимнастики и обучения и совершенствования технических действий базовых видов спорта, предусмотренных частными задачами урока- 3) заключительная часть — это подведение итогов урока, упражнения на гибкость и расслабление, игры на внимание.

    4. Нами предлагаются комплексы ритмической гимнастики для детей младшего школьного возраста, заключающие в себе следующие средства:

    — упражнения танцевального характера,.

    — упражнения силового характера;

    — упражнения на развитие гибкости. а) Танцевальная ритмическая гимнастика занимает 7−8 минут, и все упражнения этой части выполняются поточным способом, где одно упражнение сменяется другим, образовывая связку из танцевальных упражнений. В каждой связке мы предлагаем сочетание простых и сложнокоординационных упражнений. В момент обучения такая танцевальная комбинация разучивается по частям, начиная с разучивания движений ног, затем добавляются движения руками. б) Силовая часть комплекса длится 4−5 минут, упражнения выполняются поточным способом или в виде круговой тренировки под музыку, в среднем темпе (120−130 акц/мин), без интервалов отдыха, в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя. При проведении силовой тренировки применяется принцип постепенного увеличения нагрузки: каждое упражнение выполняется в 1−2 подхода при повторении, начиная от 6−8 раз и доводя до 10−12 раз.

    Все упражнения силовой тренировки требуют правильной техники выполнения, т.к. некоторые могут быть потенциально опасными при выполнении с плохой осанкой и неправильной техникой, а также сами по себе травмоопасными. в) Упражнения на гибкость (стретчинг) выполняются после силового блока и занимают 2−3 минуты. В основном это упражнения статического стретчинга: каждое упражнение выполняется без рывков, пружинящих движений и без болевых ощущений в течение 1020 секунд под медленную музыку. Эффективность упражнений на гибкость, как и силовых упражнений, зависит от соблюдения принципов травмобезопасности и правильной техники выполнения.

    5. Для поддержания эмоциональности после танцевальной части или в конце всего комплекса ритмической гимнастики эффективно включать сюжетные подвижные игры с музыкальным сопровождением и эстафеты с применением элементов классического, народного и современного танца.

    При проведении комплексов по ритмической гимнастики и музыкальных подвижных игр используются следующие аудиозаписи (фонограммы) — репертуар детских песен из мультфильмов, различные фонограммы классических произведений танцевального характера и современных ритмов.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Е.К. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на двигательную активность детей дошкольного возраста // Межнациональные взаимоотношения при адаптации организма к спортивной деятельности: Сборник научных трудов. -СПб.: 1991 с. 4 — 6.
    2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под. ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой: Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. Акад.пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1982. — 240с.
    3. А.З. Техника и методика антропометрических измерений / Практическое пособие для медицинских сестер и инструкторов физической культуры. М.: Медгиз., 1955. — 92с.
    4. Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп., перераб. -М. ФиС, 1987. -64с.
    5. Ананьева Н А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников И Вестник РАМН, 1993. № 5. -С.19 — 24.
    6. Н.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников. 1994. — № 1 — С. 28 — 34.
    7. М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: ФиС, 1977. — 136с.
    8. М. В. Бородкина Т.В., Кузнецова Л. М. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы. /Здравоохранение Российской Федерации. 1995. — № 1 — С. 2325.
    9. И.А. Возрастная физиология: Руководство по физиологии. -Л., Наука, 1975. С. 16−59.
    10. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидульного развития. М., 1982. — 245 с.
    11. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990. -192 с.
    12. Л.И. Круговая аэробика // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тезисы III научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна, 1993. -С.113.
    13. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
    14. .А., Завьялов Л. К. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников // Физическая культура в школе. 1980. — № 9. — С. 13−17.
    15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
    16. В. К. Физическая культура для всех и для каждого -М.: ФиС, 1988−88 с.
    17. В.К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2.
    18. В.Р. Картотека подражательных упражнений для первоклассников // Физическая культура в школе. № 5. — 1998. -С.41−44.
    19. А.Б., Фальков А.П, Проценко Н. А. и др. Ритмическая гимнастика //Методические рекомендации для учащихся общеобразовательных школ. Николаев, 1988, — с. 46.
    20. Е. В. Ритмическая гимнастика: методические рекомендации. Киев, Молодь, 1986. — 28с.
    21. А.А., Любомирский Л.Е Нормирование физических нагрузок на уроках физкультуры //Физическое воспитание и школьная гигиена: Тез. 1-й всесоюзн. конф. (Махачкала, 1978 г.), -М., 1978. -С.6−7.
    22. П.К. К теории тестирования двигательных способностей / перевод с чешского под ред. Зациорского В. М. М.: ФиС., 1982.-С. 70−77.
    23. . Музыка и спорт // Легкая атлетика. 1982. -№ 7. — С.10−11.
    24. А.И., Шипулин А. И. К вопросу о корреляционной связи двигательных способностей у младших школьников. // Физическое воспитание молодежи: Сб.ст./ Ростов-на-Дону., 1972. -С.101 — 104.
    25. М.М. Обучение двигательным действиям. М.:ФиС., 1985.-192 с.
    26. Н.И. Объективные и субъективные факторы в процессе формирования человека. // Проблемы методологии педагогики и методика исследований. М.: Педагогика, 1971. — С. 117 168.
    27. Е.Я. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности человека // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 1. — С.23−26.
    28. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1983. — 56с.
    29. Е.Я., Кадетова А. В. О школьных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. 1987. -№ 4. — С.32.
    30. Бунак В В. Антропология. Краткий курс. М.:изд. Наркомпрос, 1941.
    31. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. -М.: Просвещение, 1991. -61с.
    32. Введение в фанк-аэробику. М.: Национальная школа аэробики, 1991. — 13 с.
    33. Н.Н. Влияние различных двигательных режимов ритмической гимнастики на состояние здоровья и физическую работоспособность студенток: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1993. -24с.
    34. Е.Л., Барсуков Н. К., Полесский В. А. Проблемы школьного здравоохранения: общеобразовательная школа, как основное звено формирования здоровья подрастающего поколения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья, 1999, № 1. — С. 15−18.
    35. Водопьянова Н Е., Житинская Л. И., Манина Т. И., Третьякова Л. В. О влиянии ритмической гимнастики на психическое состояние //Вопросы физического воспитания студентов: межвуз. сб. -1987. -№ 20-С.109−114.
    36. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-ов / В В. Давыдов, Т В. Драгунова, Л. Б. Ительсон идр.- Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 288с.
    37. Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство АПН РСФСР, 1956.-324 с.
    38. Гимнастика и методика её преподавания: Учебник для факультетов физической культуры /Под ред. Н. К. Меньшикова. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 463с.
    39. Гимнастика в школе: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. Унта, 1996. -460 с.
    40. М.А. Спортивная метрология : Учебник для институтов физической культуры. М.: Физическая культура и спорт, 1988. -192с.
    41. Л.Л., Кокова Е. И., Копылов Ю. А. Структура мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3.
    42. И.Ю. Воспитание координационных способностей девочек 7−14 лет с учётом телосложения и уровня биологической зрелости: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск., 1993 г. — 23 с.
    43. А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в её значении для теории и практики физического воспитания //Очерки по теории ф.к.: Труды учёных соц. стран. Сост. и общ. ред. Матвеев Л. П. М.: ФиС., 1984. — 248с.
    44. А.А. Возрастное развитие системы кислородного обеспечения организма и её совершенствование в процессе занятий спортом: Автореф. дис. докг. биол. наук. М., 1973. — 56 с.
    45. А.А., Маринова Т. Ю., Мясников Ю. С. Методы определения и пути повышения общей физической работоспособности детей школьного возраста: Методические рекомендации. М, МГПИ им. Ленина, 1984. — 24 с.
    46. С.А. Методика педагогического контроля за уровнем физической подготовленности учащихся I ш классов: Автореф. дис. канд. наук. -М., 1982. -23с.
    47. Детская спортивная медицина /Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва.- М.: Медицина, 1991. -560 с.
    48. И.В., Данилова Е Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М., Изд. центр «Академия», 1999. — 464с.
    49. Н.В., Фарбер ДА., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеоло-гии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144с.
    50. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: РЕТ (Ж1КА-А:Флинта, 1999. — 560с.
    51. А.Я. Воспитание интереса учащихся к уроку физической культуры //физическое воспитание и школьная гигиена: Тез. докл. 4-й всесоюз. науч.-практич. конф .- М., 1991. С. 145.
    52. Дуркин П К. Формирование у школьников устойчивого игтереса к занятиям спортом. / Теория и практика физической культуры.1995.-№ 11.-С.49.
    53. Н.А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду : Автореф. дис.канд. пед. наук. -Самара, 1997. -20с.
    54. Ю.А. Возрастная физиология. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Высшая школа, 1985. — 384с.
    55. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 264с.
    56. В.И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта. М., 1994.
    57. Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.: Изд-во «Акцент», 1997 — 92 с.
    58. Е.Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева. М.: Лептос, 1994. -368с.
    59. В.М. Основы спортивной метрологии. М. Физкультура и спорт, 1979. — 152 с.
    60. В.А. Особенности физического и нервно-психического развития детей и подростков. СПб.: Образование, 1996.-47 с.
    61. Е. И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990. — 64 с.
    62. Иванова О А., Поддубная Ж. В. Всё о стретчинге. М. Национальная школа аэробики, 1991. — 32 с.
    63. О.А., Поддубная Ж. В. 100 упражнений стретчинга для всех групп мышц. М.: Национальная школа аэробики, 1991. -32с.
    64. Э. А. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии. М.: Медицина, 1978. — 624 с.
    65. С. Ритмическая гимнастика для мамы и дочки // Спортивная жизнь России. 1985. — № 7. — С.6−8.
    66. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: ФиС, 1997. ~295с.
    67. М.Е. Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с младшими школьниками. -Рига, 1981. 97с.
    68. Ю.Г. Функциональная музыка. Что это такое? // Физ. культура в школе 1986. -№ 11.- С. 56.
    69. Ю.Г. Функциональная музыка на уроке И Физ. культура в школе 1986. — № 12. — С.24−26.
    70. Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом //Теор. и практ. физич. культуры. 1994. — № 5−6. — С. 24−25.
    71. Ю.Г. Усиление полезного действия физического воспитания II Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тезисы IX научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна, 1999. — С.52−53.
    72. Н.Н. Совершенствование физического воспитания дошкольников проживающих в условиях Крайнего Северасредствами ритмической гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1999. — 21с.
    73. Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 -64с.
    74. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1998. — 88с.
    75. А. Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. -1998.-№ 6.-С2−7.
    76. Кондрашенко В Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения. //Жур. Магистр, -1998.
    77. Ю.А. Беречь осанку смолоду // Физич. культура в школе. 1994. — № 2. — С. 16 — 17.
    78. Т.В. Для школьников с низким уровнем физической подготовленности 4−5 классы Н Физич. культ, в школе. 1988. -№ 9. — С.45−48.
    79. Г. Психология развития. / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
    80. В.Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика, ритм, пластика. Минск.: Полымя, 1987. — 240 с.
    81. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. — М.: «Ось-89», 1997. -208с.
    82. Л.М. Уровень соматического здоровья учащихся 1-х классов И Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тезисы VI научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна, 1996.-С.35−36.
    83. К. Новая аэробика. М.: ФиС, 1979. — 98с.
    84. К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. -М.: ФиС, 1987.-192с.
    85. Т.С. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое воздействие. М.: ФиС, -1985 — 158 с.
    86. Т.С. Ритмическая гимнастика. М.: ФиС., 1986. -96 с.
    87. Т.С. Ритм + пластика. М.: ФиС, 1988. -158 с.
    88. Т.С., Ростовцева М. Ю., Ширковец Е. А. Ритмическая гимнастика. Методика и физиологическое воздействие // Гимнастика. М., 1985. — Вып.1.
    89. Е.Н., Виленский М. Я., Туркунов Б. И., Захаров Л. А. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М.: МГП Квант, -80с.
    90. Е.Н., Погадаев Г. И. Особенности оценки развития интереса к занятиям физическими упражнениями // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире:: Тез. докл. 6-й научно-практич. конф. Коломна: КПИ, 1996. — С.73.
    91. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. — 169с.
    92. Лях В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах западной Европы: состояние и перспективы // Теория и практика физич. культ. 1995. — № 5−6. — С. 55−59.
    93. Лях В. И. Физическое воспитание школьников в России и западной Европе: общее и различие. //Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 6-й научно-практич. конф. Коломна: КПИ, 1996. — С. 74.
    94. Лях В.И., Кофман Л. Б. Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−3 общеобразовательной школы. М.: МГП Фемида, 1992. — 36с.
    95. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Протченко Т. А., Полянская Н. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физич. культ. 1998. — № 9. — С.49−51.
    96. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272 с.
    97. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физич. культ, в школе. 2000. — № 4. — С.6−13.
    98. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физич. культ, в школе. 2000. — № 5. — С.3−10.
    99. Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Питер, 1997. -688 с.
    100. Т.И., Водопьянова Н. Е. Эта многоликая гимнастика. Лениздат.: 1989. 80 с.
    101. Т.Ю. Физическое воспитание как средство улучшения репродуктивной функции девочек-подростков (на примере ритмической гимнастики): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 22с.
    102. Материалы Международной науч-практ. конф.: Государство и дети реальность России. — М., 1995.
    103. ВВ., Иванова О. А., Ланцберг Л. А. Ритмическая гимнастика. -М.: Знание, 1985. 160с.
    104. В.В., Иванова О. А., Матова М. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика для школьников. М.: Знание — //ФиС, 1989.- № 4. — С.98−181.
    105. Методика физического воспитания школьников / Д А. Аросьев, Л. В. Бавина, Г. А. Баранчукова и др.- Под ред. Г. Б. Мейксона, Л. Е. Любомирского. М. Просвещение, 1989. — 143с. — (Б-ка учителя физической культуры).
    106. Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов: Пособие для учителея // Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т.Ю. Тороч-кова, Р. Я. Шитова. -М.: Просвещение, 1997. 80с.
    107. Методические рекомендации для проведения ритмической гимнастикой с уч-ся 1−10 классов М.- ГЦОЛИФК — 1993 — 32 с.
    108. Л.Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. — 22с.
    109. Миссет Джуди Шеппард. Джазэсайз. М.: Национальная школа аэробики, 1992. — 41с.
    110. Михайлов В В., Тиунова О. В., Крамина С В., Белецкая ММ. Интенсивность мышечной нагрузки на занятиях ритмической гимнастикой /Яеория и практика физической культуры. 1986. — № 1. — С. 35−37.
    111. А.К. Физиологические основы спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Учебн. пособие. -М., 1993. -96с.
    112. П.П. Взаимосвязь координационных способностей, физического развития и физических способностей детей. -Минск: Полымя, 1987. -48с.
    113. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б.Кофмана- Авт-сост. Г. И. Погадаев. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496с.
    114. Научные основы гигиенического нормирования нагрузок для детей и подростков.: Сб. науч. тр. //Институт гигиены дет. и подрост. /Под. ред. Г. Н. Сердюковской, Л. И. Абросимовой. М., 1980. -163 с.
    115. Ю. Вводный курс теории вероятностей и математической статистики: Пер. с англ. М.: «Наука», 1968. — 448с.
    116. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576с.
    117. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. -496с.
    118. В.Р., Синяков А. Ф. Бодрость на весь день. М.: Советский спорт, 1991. -С.31.
    119. Новые виды и формы аэробики и их развитие в России /Семинар СПб. 11−12 сентября 1996 г.
    120. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. — 1999. — 442с.
    121. Я. Факторный анализ. М.: Статистика, 1973. — 200с.
    122. Олдридж М, Сайферс М. Правильный выбор упражнений. -М.: Национальная школа аэробики, 1990. 18 с.
    123. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 38.
    124. Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под общ.ред. B.C. Иванова. М.: Физическая култура и спорт, 1990. — 176с.
    125. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет. -М.: Просвещение, 1988. 169с.
    126. .В. Методика использования статических упражнений для развития гибкости в занятиях оздоровительными видами гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992 — 27с.
    127. Е.Г. Влияние музыкального сопровождения на интенсивность физических упражнений // Теория и практика физической культуры М., София, 1970. — № 1. — С.70−74.
    128. Построение танцевальных комбинаций в аэробике //Методические рекомендации по материалам видеозаписи учебной программы Калифорнийского клуба «Кирпичные тела». М.: Гос. комитет СССР по физической культуре и спорту, 1989. — 30с.
    129. Примерная учебная программа по физической культуре (начальная школа) // Физическая культура в школе. 1999. — № 2. -С.
    130. Проект Концепции содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе // Физическая культура в школе. 2000. — № 3. — С.19 — 26.
    131. Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 2000.
    132. Ром С. Движение, которое доставляет удовольствие, (перевод ВНИИФК) Мюнхен. — 1983. — С. 64.
    133. Ротерс Т Т. Элементы современного танца в 7−8 классах. //Физическая культура в школе. 1984. — № 10. — С. 18−21.
    134. Т.Т. Танцевальные упражнения в 1 классе И Физ. культура в школе. М., 1987. — С. 13−16.
    135. Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах // Физ. культура в школе. М., 1988. — № 10. — С. 17−22.
    136. Т.Т. Музыкальное ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1989. — 174с.
    137. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. — М., 1989. — 302с.
    138. П.А. Психология: Учебник для ин-тов физич. культуры. -М.: ФиС, 1958.-500с.
    139. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. Белоусова А. З., изд. 2-е перераб. И доп. М.: Медицина, 1972. — 304 с.
    140. Е.Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 22с.
    141. Л.М., Ильина Я. Ю. Ритмическая гимнастика в детском саду // Теория и практика физич. культ. 1990. — № 11. — С.8−10.
    142. Л.А., Малова НА, Белякова И.П., Косарева Г. Г., Фетисов Г. В. Оздоровительная эффективность разных двигательных режимов у младших школьников // Гигиена и сан. 1991. -№ 6. — С43 — 45.
    143. В.М. Ритмическая гимнастика в школе: доступно, эффективно, эмоционально. //Физическая культура в школе. -1985. С. 46−48.
    144. В.М., Ивлеев Б. К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992. — 80с.
    145. Современные принципы построения занятий аэробными танцевальными упражнениями. М.: Национальная школа аэробики. 1992.-70 с.
    146. Л.Г. По методу круговой тренировки в начальных классах // Физическая культура в школе. 2001. — № 3. — С. 18−21.
    147. В.Ю. Азбука ритмической гимнастики. Киев: Здоровье, 1986. -47с.
    148. А.В., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М.: Медгиз, 1959. — 60 с.
    149. Суханова Н И. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз // Здравоохр. Рос. Федерации. 1995. -№ 5. -С.36−41.
    150. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 28 с.
    151. Г. Т., Нехвядович А. И. Медико-биологический контроль занимающихся ритмической гимнастикой /Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. 1988. — № 18. — С. 7578.
    152. Ю.Г., Дьяконов В. В. Легкая атлетика: Возрастные особенности развития двигательных качеств школьников и юных спортсменов. М., 1983. — 54с.
    153. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей //Тез. докл. 3-й междунар. научно-практ. конф. -. М.: Дубна, 1994. -124 с.
    154. Л.Г., Максимова М. М., Эристави В. Г., Сальникова Г. П. Физическое развитие современных школьников. М., «Педагогика», 1977. — 120 с.
    155. ДА., И.А. Корниенко, В. Д. Сонькин. Физиология школьника. ~ М.: Педагогика, 1990. 61 с.
    156. B.C. Физиологические основы классификации физических упражнений //Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. Л., 1969. — С. 425−439.
    157. Физическое воспитание учащихся I XI классов с направленном развитием двигательных способностей (Под ред. Ляха В. И., Мейксона Г. П.) Н Физ. культура в школе — 1994. — № 1. — С. 43−48.
    158. В.П., Фомин Н А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.-255с.
    159. .Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе (для учащихся 1−4 классов). Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. -42с.
    160. .Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе 5−9 классах. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. — 93 с.
    161. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношения с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мауковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 511с.
    162. Д.И. Ритмическая гимнастика на уроках в 9 10 классах // Физкультура в школе — 1985. — № 12. — С. 15−19.
    163. Фомин Н. А, Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, 1991. — 223с.
    164. Н.А., Филин В. Н. Возрастные особенности физического воспитания. М.: ФиС, 1972 — 186 с.
    165. Дж. Моя аэробика М.: ФиС, 1984. — № 9. — С.24−25- -№ 10. — С.19−20, — № 11. — С.19−20, — № 12. — С. 19−20- - 1984. — № 1. -С.33−34.
    166. Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 1996. — 21с.
    167. А.Г. Возрастная физиология и гигиена. М.: Просвещение, 1990. -127 с.
    168. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Пособие для студентов пед. ин-тов.- М. Просвещение, 1990. 319с.
    169. Хрущёв С В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. — 213 с.
    170. С.В. Новая роль и современные технологии физической культуры в сохранении и укреплении здоровья детей //Вестник спортивной медицины России. 1996. — № 1−2. — С. 3539.
    171. С. Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 1995. — 22с.
    172. В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6−17 лет при формировании физической культуры: Автореф. дис.докт. пед. наук, в виде научн. докл. М., 1996. — 65 с.
    173. Г. Что такое аэробика // Собеседник. М., 1984. № 10. -16с.
    174. С.Г. Танцевальные упражнения 2 класс // Физическая культура в школе. М., 1992. — № 9, № 10. — С.8−9.
    175. Д.Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1960. -386 с.
    176. Н. Образы танца. М. «Знание», 1970. — 240с.
    177. ЮримяэТ.А., Виру А. А., Т. А. Смирнова. Аэробные упражнения.- М.: ФиС, 1988.- 142 с.
    178. Л.А., Терехина Р. Н. Развитие физических качеств: Ритмическая гимнастика на службе здоровью: Сб. статей. -Минск: МИФК, 1986. С.48−51.
    179. А.Р. Методика выбора средств и форм занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей личности. Метод, рекомендации. М.:ВНИИФК, 1984. — С 1418.
    180. Н.В. Комплексы ритмической гимнастики // Физическое воспитание. 1988. — № 1. — С. 10−15.
    181. Alten М. Science of Stretching Human Kineties. 1988. — 222p.
    182. Bar-Or Oded. Physical activity and physical training in childhood obesity U J. Sports Med. And Phys. Fitness. 1993. — № 4. — P.323 -329.
    183. Brodie D.A., Eston R.G. Body composition of children in North West England // Children and Exercise. Band 4. — Ferdinand Enke Verlag Stuttgard, 1990. — P. 163−169.
    184. Barcziora Y. Gymnastik fur alle / Y. Barcziora? V. Glivcky, Z. Wa-lora. Berlin: Sportverl., 1990. — 48p.
    185. Bedko Jemes M., Burke Lilian, Craven Jeans, Sarlo Natalie. The importance of motor activity in sensorimotor development: A perspective from children with physical handicaps // Hum. Dev. 1992/ -v.35, № 4. — P. 226−253.
    186. Clayre K.P.Dr., Blazer S.L. Health-related physical fitness: concepts and activities for elementary schvolchildren. Edina, Minn: Bellwether Press, 1987. -320p.
    187. Cooper K. Aerobics. N.Y.: M. Evans and. Co., Bantam Books. 1968.-240p.
    188. Cooper K. Aerobics for women. N.Y.: M. Evans and. Co., Bantam Books. 1972. -287p.
    189. Education Employee Fitness. N.S., Institute for aerobic Research. 1981. — p.48.
    190. Karvonen M.J. Physical activity and health. Finnish Sports exercise Med. — 1983, v.2. — D. 4 — 9.
    191. Kemper H.G., Verschuur R., Bovend eerdt J. The moper fitness test. 1: a practical approach to motor performance test in physical education / Proc. Of INCPER., SA// J. Res. Sports physiol., Ed., Rec-reat. 1979. — v.2. — P. 81 — 90.
    192. Larson D., Meneses D., Pekkarinen H., Hanninen O. Developmental effects of physical training in childhood // Constituent Congr. Int. Soc. For Pathophysiol. Mosow, May 28 June 1, 1991: Abstr -Kuopio, 1991. — P.242 — 243.
    193. Malina R.M., Tracking of physical fitness and performance during growth // Children and Exercise. Band 4. — Ferdinand Enke Verlag Stuttgard, 1990. — P.1−10.
    194. Meszaros S., Mohacsi J., Farkas A., Frenri R., Szmodis J. Development of explosive strength in boys ages 7 to 8 // Children and Exercise. Band 4. — Ferdinand Enke Verlag Stuttgard, 1990. — P.61.
    195. Mildenberger-Schvirtz M. Aerobic gymnastics. Antlage. 1983. -142p.
    196. Staying Flexible /FITNESS HEALTH AND NUTRION/ Time Life Books, Amsterdam, 1987.- 144 p.
    197. Tobias M., Stewart M. Stretch & Relax. London. Dorling Kinder-sly Limited, 1985. — 160p.
    Заполнить форму текущей работой