Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной задачей на данном этапе является включение в структуру расписания и режима работы школы на учебный год средств оздоровления таким образом, чтобы они составляли единое целое. При этом нужно учитывать умственную работоспособность и психофизическое состояние учащихся в течение урока, рабочего дня, недели и оценивать с точки зрения влияния каждого предмета на психофизическое и умственное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Здоровье детей и молодёжи — актуальная проблема современности
    • 1. 1. Формирование научных основ физического воспитания и здорового образа жизни
    • 1. 2. Проблема целостности (биосоциального) человека и его связи с окружающей средой
    • 1. 3. Определение понятия «здоровье»
    • 1. 4. Состояние здоровья детей России и тульского региона
    • 1. 5. Факторы, оказывающие влияние на состояние и здоровье детей
      • 1. 5. 1. Образ жизни как фактор, влияющий на здоровье детей
      • 1. 5. 2. Экологическая обстановка как фактор, оказывающий отрицательное влияние на состояние здоровья детей
      • 1. 5. 3. Современные условия организации образовательного процесса как фактор риска для здоровья детей
    • 1. 6. Современное состояние проблемы организации и развития школьного физического воспитания

Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия находится на пути своего возрождения. В условиях чрезвычайно тяжелой и сложной ломки общественно-политических отношений, социально-экономического кризиса вопросы воспитания, образования, охраны здоровья детей и молодежи приобретают важное жизненное значение.

Осуществляемое на современном этапе, переустройство общества сопровождается преобразованием многих сторон жизнедеятельности человека. Происходит переосмысление фактов и явлений исторической и современной жизни, что меняет мировоззрение человека, его отношение ко многим сторонам общественной жизни.

Все выше сказанное в полной мере относится к системе образования.

Сегодня, наряду с положительными изменениями, состояние школьного образования, вследствие указанных причин, характеризуется снижением активности и интереса школьников к учебной деятельности, замедлением их физического и психологического развития, падением нравственных ориентиров [28].

Одним из основных факторов данного положения является учебная перегрузка детей, нарушение психогигиенических требований и низкий уровень психологических знаний межличностного общения учащихся и учителей [19].

Ярким примером этому служит учебный процесс элитных образовательных учреждений, в классах с углубленным изучением предметов, где интенсификация занятий, педагогические инновации, режим учебной деятельности без достаточного оздоровительного обоснования являются мощным фактором риска, оказывающим негативное воздействие на психофизическое и функциональное состояние детей [99- 120- 121].

В этих условиях особую актуальность и важность приобретает решение проблемы оптимизации режима учебного дня, призванной содействовать укреплению и сохранению здоровья школьников.

А пока приходится констатировать, что за последние годы наблюдается увеличение заболеваемости детей и подростков [13- 18- 25- 27- 49- 69- 70- 96- 107- 110- 122- 148- 189]. Вследствие чего, до 15% дошкольников не готовы к обучению в школе, а после 10 лет обучения число абсолютно здоровых, по разным данным составляет лишь 3% - 15%. [49- 202- 204]. По данным Н. Н. Каминской [112] гармонически развитых (с правильным телосложением) — всего 8,5% школьников, практически здоровых — 25−30%. По данным В. Ф. Сазонова и др. (1995 г.) общий эмоциональный стресс обнаруживается у 86% первоклассников, который к концу обучения в школе формирует невротические реакции соматовегетативного (82,7%), астенического (60,9%), гипердинамического (34,6%) и фобического (56,4%) типов (В.И.Бондин, 1998) [45- 197].

Многие авторы [ 1 -5- 139- 167- 174−176−225−234] причину ухудшения здоровья детей, наряду с вышеуказанными, видят в воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды, загрязнении атмосферного воздуха, особенно в регионах, где сконцентрирован большой объем химической промышленностиповышении радиационного фона после аварии на ЧАЭС.

Данное обстоятельство непосредственно относится к экологической обстановке в Туле и области, резко ухудшившейся после аварии на ЧАЭС. В настоящее время Тула входит в число пяти загрязненных регионов России. [6- 174- 198]. По видимому, этим можно объяснить в последние годы существенный рост заболеваемости и смертности, особенно среди детей дошкольного и младшего школьного возраста [ 109- 129−218].

Десять лет пребывания в школе — это период роста и развития, в течение которого организм особенно восприимчив к неблагоприятным воздействиям. Школьный период включает по меньшей мере, два так называемых критических периода, когда организм оказывается наиболее чувствительным. Один из них приходится на возраст 6−7 лет, который психологи и педагоги называют наиболее трудным [234].

С поступлением ребенка в школу в его жизни коренным образом меняется социальная ситуация развития. В это время начинает стремительно нарастать объем школьных требований: игрушки уступают место учебникам. Формируется учебная деятельность, которая является для ребенка ведущей и самой важной стороной его жизни.

Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, который обычно составляет от 4 до 7 недель. Однако, по разным причинам, как показывают исследования и наблюдения [85- 134], он может существенно затягиваться.

Как правило, в этот период дети часто и долго болеют, причем болезнь нередко носит психосоматический характер. Во многом это связанно с психофизиологическими особенностями детского организма [85−193].

По данным ряда авторов [31 -162- 179], детей в соответствии с их адаптивными возможностями, психофизическим и функциональным состоянием можно и распределять на несколько групп. При этом самую многочисленную в соответствии с дезадапционными расстройствами, возникновением заболеваний, составляет так называемая «группа риска».

Отсутствие интереса к учебе, равнодушие к школьным занятиям у таких детей может выступать как причина накопления отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации и как следствие неудачного опыта пребывания в школе [85- 193].

Согласно данным выборочных исследований (Н.В. Морозова 1994, С. А. Беличева 1993 и др.) уже в начальных классах выявляется до 64% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных оздоровительных программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса.

Гуманизация процессов обучения в школе, являясь общей проблемой относительно выделенной категории детей, диктует необходимость создания особых оздоровительных технологий. Важным является соединение в них обучающих и воспитывающих воздействий на учеников в сочетании с оздоровительной направленностью.

Воспитывающие воздействия педагогов предполагают нравственное и психолого-педагогическое влияние, связанное с необходимостью снижать у школьников тревожность перед учебной ситуацией, возникающей вследствие прогноза неудач, развитой у них напряженности, скованности.

Обучающее воздействие должно касаться как собственно предметно-познавательных действий, связанных с отдельными учебными предметами, так и общих познавательных способов, важных для учения в целом.

Оздоровительное воздействие является неотъемлемой частью таких технологий. Поэтому сегодня вряд ли найдется другая, представляющая в этой области интерес, как проблема оздоровительных технологий, используя средства физической культуры [22−123−150−181−187].

Вопросы об эффективности специально-направленных средств физической культуры в интересах оздоровления человека и активизации на этой основе процессов познавательной деятельности, формирование здорового образа жизни и физической культуры личности рассматриваются в работах В. А. Сластенина, Н. М. Амосова, М. М. Безруких, Э. Г. Булича, А. Г. Сухарева, Л. И. Лубышевой, В. К. Бальсевича, В. И. Столярова и других. Данные теоретические предпосылки находят свое отражение в программах по физическому воспитанию в школе (Ю.А. Лебедев, Л. Ф. Филлипова, 19 921 993 г., М. Я. Виленский, 1996 г., С. Д. Неверкович, Е. М. Кучумова, 1997 г., Ю. Д. Железняк и другие). В исследованиях Л. Г. Татарниковой, Н. Н. Шаровой, Н. В. Морозовой и других отражены вопросы организации медико-педагогических мероприятий по оздоровлению школьников. Анализ научнометодической литературы (В.И. Жолдак, В. А. Ермаков, В. И. Белов, Ю. Д. Жилов, И. М. Туревский, Э. Н. Вайнер, Г. А. Кураев, О. П. Панфилов и другие) по данной проблеме, свидетельствует о ее теоретическом и практическом значении, но вместе с тем, вопросы организационно-методического, педагогического обеспечения оздоровительной работы в школе, с использованием средств физической культуры нуждаются в дальнейшей разработке.

Такое положение выявляет противоречия:

— между существующими средствами физической культуры, в достаточной мере не обеспечивающими необходимого оздоровительного эффекта и тем уровнем требований, которые предъявляются сегодня к данной сфере человеческой культуры;

— между объективной необходимостью создания и осуществления оздоровительных технологий, с использованием средств оздоровительной физической культуры в младших классах и недооценкой их роли в жизни человека и общества, а так же отсутствием научно-практических рекомендаций, определяющих возможность удовлетворить запросы практиков.

Все вышесказанное определило цель настоящего исследования: разработать педагогическую технологию оздоровительной работы, способствующую оптимизации режима учебного дня младших школьников.

Объект исследования — педагогический процесс физического воспитания учащихся младших классов.

Предмет исследования — педагогическая технология оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе.

Гипотеза исследования заключалась в том, что педагогический процесс физического воспитания младших школьников будет более эффективным если:

— компоненты педагогической технологии оздоровительной работы в режиме учебного дня младших школьников органично сочетаясь, составляют единый образовательно-воспитательный процесс;

— реализация педагогической технологии оздоровительной работы в режиме учебного дня младших школьников будет проходить в условиях гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, усвоения его аксиологического содержания;

— основу этого процесса составляет личностно-деятельностный подход, определяющий активизацию мотивационной сферы личности учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В работе впервые на основании комплексного подхода содержится решение научной социально-педагогической проблемы — физического развития и оздоровления младших школьников: дана характеристика состояния здоровья детей России и Тульского регионасистематизированы основные факторы, влияющие на состояние здоровьятеоретически обоснованы и разработаны компоненты педагогической технологии оздоровительной работы с использованием средств физической культуры в режиме учебного дня младших школьников, определены их содержание, структура.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования послужили основой создания педагогической технологии оздоровительной работы в режиме учебного дня младших школьников. Полученные данные расширяют представление о влиянии педагогических (инновационных) технологий на психофизиологические особенности детей 7 лет, их физическое развитие и двигательную подготовленность. Эффективность педагогической технологии в значительной мере зависит от наличия комплекса адекватных оздоровительных мер, которые должны сопровождать учебную деятельность учащихся.

Результаты исследования доказывают возможность использования для этих целей средства физического воспитания, а также целесообразность применения данной работы в педагогическом процессе в образовательных учреждениях и использовании ее данных при подготовке специалистов по физической культуре.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения работы и результаты исследования отражены в докладах на научных конференциях и публикациях по теме. Полученные результаты внедрены в учебный процесс общеобразовательных школ г. Тулы в младших классах.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, длительным педагогическим экспериментом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная педагогическая технология оздоровительной работы представляет собой качественный системный динамический процесс, обеспечивающий положительное и эффективное решение психофизического развития и оздоровления младших школьников средствами физической культуры.

2. Основными педагогическими условиями, определяющими эффективность реализации технологии оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе являются социально-психологический, организационно-методический, интеграционный медико-педагогический, индивидуально-личностный компоненты, реализация который обеспечивается общепедагогическими принципами.

3. Разработанные комплексы оздоровительных физических упражнений в содержании оздоровительной работы являются эффективным средством повышения уровня физического развития и здоровья учащихся.

Выводы.

1. Анализ имеющейся научной литературы свидетельствует об ухудшающемся в нашей стране (включая Тульский регион) состоянии здоровья детей младшего школьного возраста. Растет количество учащихся с врожденной патологией, психическими расстройствами, функциональными отклонениями органов дыхания, пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Таких детей (до 60%) школьные медики, педагоги, психологи относят к «группе риска».

2. Систематизированы факторы, оказывающие отрицательное и положительное влияние на здоровье детей. К первым относятся: гиподинамия, состояние окружающей среды, социально-экономическая обстановка, современные условия организации школьного образованияко вторым, прежде всего, направленная физическая активность, здоровый образ жизни.

3. Выявлены педагогические условия эффективного применения технологии оздоровительной работы в режиме учебного дня младших классов: — социально-психологические (определение готовности ребенка к поступлению в школукорректировка режима учебной деятельности) — -организационно-методические (координация совместной деятельности преподавателей и родителей, направленная на оптимизацию учебно-воспитательного процесса) — - медико-педагогические (формирование у учащихся мотивационного отношения к здоровью и здоровому образу жизни) — - индивидуально-личностные (индивидуализация оздоровительного и воспитательно-образовательного процесса учащихся).

4. Предложенная технология оздоровительной работы в режиме учебного дня младших школьников может рассматриваться как системно организованный качественный динамический процесс, который выступает как фактор оптимизации режима учебного дня, обеспечивающая значительный вклад физического воспитания в общекультурное развитие школьника.

5. Разработаны комплексы и методики применения оздоровительных упражнений глобального, регионального и локального характера, являющихся органической составляющей режима жизнедеятельности младших школьников. Принципиальная особенность данных упражнений состоит в функциональном назначении и направленности их в соответствии со спецификой учебного предмета, индивидуальными особенностями учащихся на повышение эффекта не только оздоровления, но и обучения детей.

6. Положительная и статистически значимая динамика в показателях двигательной сферы (по всем шести тестам — гибкость, челночный бег, выпрыгивание вверх, фламинго, подъем туловища, PWCi70), антропометрии (ЖЕЛ и др.), функционального (АД, ЧСС после нагрузки), психофизиологического (электро-кожное сопротивление, биопотенциал ладонной поверхности, цветовой тест Люшера, теппинг-тест) состояния младших школьников экспериментальной группы свидетельствует о высокой эффективности используемых оздоровительных средств педагогической технологии, органически включенных в учебный режим.

Практические рекомендации.

На основании выполненного исследования разработаны рекомендации, позволяющие придать поступательную направленность процессу физического развития и оздоровления младших школьников.

Реализация педагогической технологии оздоровительной работы должна осуществляться комплексно и поэтапно. Основная проблема на первом этапе (социально-психологический компонент) — на основании данных психологов, валеологов, учителей-предметников, медиков, определяющих уровень физического и психического развития детей, внесение коррекции в режим учебного дня младших школьников, наиболее адекватное использование средств оздоровления в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

На втором, организационно-методическом уровне (в процессе учебной деятельности), предполагается координация совместной деятельности школьного коллектива, направленной на оптимизацию образовательного процесса в школе, обеспечение оптимального учебного режима, рационализацию учебной и внеучебной работы, оздоровительных мероприятий и т. д.

Основной задачей на данном этапе является включение в структуру расписания и режима работы школы на учебный год средств оздоровления таким образом, чтобы они составляли единое целое. При этом нужно учитывать умственную работоспособность и психофизическое состояние учащихся в течение урока, рабочего дня, недели и оценивать с точки зрения влияния каждого предмета на психофизическое и умственное развитие младших школьников. Умственную и психологическую нагрузки следует распределять в течение учебной недели следующим образом. В понедельник и вторник — постепенное повышение нагрузки, достигающее к среде пикачетверг и пятница — плавное снижение. Мы рекомендуем в четверг и пятницу увеличить количество предметов, имеющих более высокий «разгрузочный» эффект (ИЗО, музыка, труд, физкультура) и снизить количество предметов, имеющих высокую балловую оценку относительно умственной нагрузки (иностранный язык, письмо, чтение, математика). Данный режим предопределяет достаточный уровень психофизической компенсации, обеспечивающей стабильность функционирования систем, ответственных за тот или иной вид деятельности.

Собственные наблюдения, литературные данные (Д.В. Колесов, 1983, О. П. Панфилов и др., 1997) о биоритмологических закономерностях функций организма, особенностях протекания процессов утомления и восстановления при различных видах деятельности и использовании психолого-педагогических средств восстановления позволяет, кроме существующей структуры распределения нагрузки в течение учебной недели, предложить еще две их разновидности: при шестидневной учебной неделе с пиками нагрузки в среду и в пятницу, при пятидневной учебной неделе возможно околомаксимальное нарастание нагрузки во вторник, в среду перейти на щадящий режим учебной деятельности, в четверг — увеличение нагрузки возможно до максимальных значений, со снижением ее интенсивности в последний учебный день — пятницу.

Третий уровень (интеграционный медико-педагогический компонент) обеспечивает формирование у учащихся мотивационного отношения к здоровью путем интеграции в единой оздоровительной работе учебных предметов и упражнений физической культуры. При отборе средств физического воспитания преподавателям следует опираться на разработанную нами классификацию и методику применения комплексов оздоровительных упражнений, куда входят: пальчиковая гимнастика, идеомоторные упражнения, элементы фонетической ритмики, элементы йоги в игре, корригирующие упражнения, элементы сюжетно-ролевых игр, психогимнастика, ритмопластические виды гимнастики и т. д. Основное достоинство предлагаемых нами средств заключается в том, что они максимально эффективны для детей всех возрастных групп и могут выполняться учащимися, принадлежащими к различным группам здоровья.

Предложенные упражнения имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, что очень важно для детей, имеющих предрасположенности к хроническим заболеваниям, так как в этом случае они получают определенную профилактику уже в стенах школы. Кроме того, мы считаем необходимым указать, на многогранность техник, что позволяет говорить об осуществлении всестороннего воспитания личности: наряду с физическим воспитанием, происходит и нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей.

Использование оздоровительных упражнений может служить прекрасным выходом из сложившегося неблагоприятного финансового обеспечения школы в нашей стране, учитывая, что материальная база школы крайне слаба, а большинство видов спорта и спортивных упражнений, упоминаемые в общеобразовательных программах по физическому воспитанию, требуют дорогостоящего оборудования. Кроме того, мы рекомендуем использовать некоторые виды оздоровительных упражнений (комплексы пальчиковой гимнастики, релаксационные упражнения, дыхательные упражнения) не только на уроках физической культуры, но и в практике учителей-предметников, т.к. данные упражнения просты, легко осваиваются учениками и не требуют большой площади для выполнения. Главным инструментом оздоровительных упражнений является тело самого человека.

Характерно, что большинство исследуемых упражнений не вызывают чувства утомления (либо оно не является глубоким) в связи с чередующимися фазами напряжения и расслабления мышечных групп и отсутствием упражнений максимальной и околомаксимальной мощности. Ряд упражнений могут применяться в фазе восстановления после упражнений высокой мощности или больших умственных нагрузках. Так, дыхательные, релаксационные упражнения, элементы йоги, мимики, пантомимики могут помочь восстановить организм в результате длительных или мощных физических или умственных нагрузок. Стретчинг, музыкальные игры, разминочные комплексы хореографии и аэробики, пальчиковая гимнастика, элементы фонетической ритмики, переключая на другой вид деятельности, могут выступать активным отдыхом в фазе восстановления.

Перейдем к рассмотрению четвертого, индивидуально-личностного компонента оздоровительной работы. На данном уровне предполагается наряду с физическим совершенствованием большое внимание уделять духовному развитию детей. Эта проблема решается посредством микросоциумов, цель которых — создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка. Микросоциум предполагает объединение родителей, детей, педагогов. Характер деятельности микросоциумов разнообразный: оздоровительный, лечебно-развивающий, формирующий интерес и т. д. Форма организациикружки и факультативы.

Наша жизнь показывает, что в условиях растущих скоростей, ухудшающейся экологии, все более сложных технологий, человеческий организм все чаще не справляется с возникающими нагрузками. Результатом этого является огромное количество больных людей, особенно детей. На таком фоне мы вынуждены принимать экстренные меры оказания помощи живущим уже сейчас, но эта помощь не должна быть только медицинской. Таким образом, мы полагаем, что пришло время активного внедрения в школьную практику оздоровительных программ, в которых важным является интеграция обучающих, воспитывающих и оздоровительных воздействий. Необходимо более глубокое осмысление и более активное использование инновационных методик и форм организации занятий в общеобразовательных учреждениях с тем, чтобы накапливать опыт, делать выводы и отбирать то лучшее, которое, кто знает, может составить содержание последующих оздоровительных программ, обязательных для использования в школах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ч.А. Состояние здоровья населения и проблемы научных исследований / Ч. А. Абдиров // Вести Каракалпакского филиала АНУЗССР, 1990.-№ 4.
  2. , Ч.А. Экология и здоровье человека / Ч. А. Абдиров, Н. А. Агаджанян, А. Е. Северин Нукус: Каракалпакстан, 1993.
  3. , Н.А. Человек и биосфера: Медико-биологические аспекты / Н. А. Агаджанян М.: Знание, 1987.
  4. , Н.А. Экология человека: Избр. лекции / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин -М.: Экоцентр, 1994.
  5. , Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н. А. Агаджанян М.: Изд-во РУДН, 1998.
  6. , Н.А. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России / Н. А. Агаджанян Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000.-309 с.
  7. , Р.И. Медико-социальные и биологические аспекты формирования здоровья / Р. И. Айзман, Н. П. Абаскалова // Сб. науч. тр. ЛГПИ.-Л., 1996.-С. 3−12.
  8. , М.К. Обучаемость и здоровье школьника / М. К. Акимова, В. Г. Козлова // Школа здоровья. Г. 2. 1995. — С. 21−31.
  9. Актуальные проблемы физического воспитания школьников: материалы Всероссийской научной конференции (17−19 ноября 1999 г.) п. Малаховка, Мое. обл., МГАФК, 1999.
  10. , Е.А. Культурологические опыты / Е. А. Александрова, И. М. Быховская. М., 1996. — 115 с.
  11. , Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 1976. — 272 с.
  12. , В.Ю. Состояние здоровья, образ и условия жизни детей группы медико-демографического риска / В. Ю. Альбицкий, А. А. Ананьин, А.В. Сорокин//Здравоохранение Российской Федерации. 1994. № 1. С. 28−33.
  13. , Н.М. Раздумья о здоровье: 3-е изд., доп., перераб. / Н. М. Амосов М.: ФиС, 1987. — 64 с.
  14. , Б.Г. Человек как предмет подсознания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В2Т.-М: Педагогика, 1980.-Т. 1.-С. 13−178.
  15. , П.К. Очерки физиологии функциональных систем / П. К. Анохин: М.: Медицина, 1975. — 402 с.
  16. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Соловков. -М.: Педагогика, 1985. —480 е., ил.
  17. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII в.в. / Сост. С. Д. Бабишек, Б. Н. Метюров. — М.: Педагогика, 1985. — 363 е., ил.
  18. , М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М. В. Антропова М.: Просвещение, 1974. — 136 с.
  19. , Г. Л. Валеология: право на самостоятельность / Г. Л. Апанасенко // Медицинская газета. 1996. — 11 октября. — С. 10−11.
  20. , И.А. Биологические и медицинские аспекты проблем адаптации и стресс в свете данных физиологии онтогенеза / И. А. Аршавский // Актуальные вопросы современной физиологии М., 1976 — С. 37−39.
  21. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  22. , P.M. Измерьте Ваше здоровье / P.M. Баевский, С. Г. Гуров. -М.: Сов. Россия, 1988.-94 с.
  23. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  24. , В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич И Теория и практика физической культуры. — 1990. № 1. — С. 14−22.
  25. , В.К., Физическая культура: молодежь и современность / BJC Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры -1995. — № 4.- С. 2−7.
  26. , А.А. Слагаемые депопуляции / А. А. Баранов // Медицинский курьер. 1997. — № 4. — С. 11.
  27. , Н.М. Здоровье науки: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) / Н. М. Басалаева, В. М. Савкин //Валеология, 1996. № 2. — С. 35−37.
  28. , М.С. Медико-демографическое изучение народонаселения / М. С. Бедный. — М., 1979. 160 с.
  29. , С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. М., «Социальное здоровье России», 1993.
  30. , О.В. Экспертная оценка в медико-демографических исследованиях / ОБ. Белоконь // Здравоохранение Российской Федерации. -1993.-№ 6.-С. 12−15.
  31. , И.Г. Валеология: Учебное пособие, рекомендованное Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации / И. Г. Бердников. Самара: СГПУ, 1997. — 330 с.
  32. , Н.А. Духи русской революции / Н. А. Бердяев //. Вехи из глубины. -М., 1992.
  33. , Н.А. О построении движения / Н. А. Берштейн. М.: Медгиз, 1947.-255 с.
  34. , Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Берштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 287 с.
  35. , П.П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М.: Прогресс, 1979. — 399 с.
  36. , Ю.М. 2-е изд., доп. и испр. / Ю. М. Блудов, В. А. Платхиенко, JI.K. Серова -М.: Просвещение, 1990. -256 е.: ил.
  37. , М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген -М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 е.: ил.
  38. , А. Психогигиени аспекти на взаимоотношението учител ученик / А. Божанов // Хигиена и здравеопазване. — София. — 1975. -№ 1.- С. 78−33.
  39. , В.Г. Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ / В. Г. Большенков -М.: Просвещение, 1992. 64 с.
  40. , Е.Я. Педагогические основы контроля физической подготовленности учащейся молодежи: Дис. докт. пед. наук / Е. Я. Бондаревский М., 1983. — 560 с.
  41. , В.И. Исследование способов автоматизированного педагогического контроля за состоянием спортсмена и тренировочными нагрузками в спортивных играх (на примере футбола): Автореф. дис. канд. пед. наук / В. И. Бондин. М., 1978 — 22 с.
  42. , В.И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека / В. И. Бондин Ростов н/Д: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 1998. — 163 с.
  43. , М.М. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук / М. М. Борисов М., 1993. — 16 с.
  44. , И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И. И. Брехман // Вопросы философии. -1982. № 2. — С. 52−53.
  45. , И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман / Вестн. АН СССР, 1987. — № 8. — С. 92−98.
  46. , И.И. Валеология наука о здоровье: 2-е изд., доп. и перераб. / И. И. Брехман — М.: ФиС, 1990. — 208 с.
  47. , Б.П. Об уровне рождаемости в России / Б. П. Бруй, И. А. Королев // Здравоохранение Российской Федерации. -1993. № 5. — С. 25−27.
  48. , Б.П. О смертности населения России от неестественных причин / Б. П. Бруй, И. А. Королев // Здравоохранение Российской Федерации.1993.-№ 7.- С. 23−24.
  49. , Б.П. Медико-демографические характеристики населения России / Б. П. Бруй // Проблемы социальной гигиены и история медицины.1994.- № 1.- С. 27−31.
  50. , Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пособие для техникумов / Э. Г. Булич М.: Высшая школа, 1986.-255 с.
  51. , Э.Г. Физическая культура и активное долголетие / Э. Г. Булич, А. А. Васильев // Теория и практика физической культуры. 1966. — № 7. — С. 59−60.
  52. , И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы / И. М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 19−27.
  53. , И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. М., 1997. — 209 с.
  54. , Э.Н. Общая валеология: Учебник, / Э. Н. Вайнер. -Липецк: Липецкое изд-во, 1998. 183 с.
  55. , З.А. Резервы здоровья / З. А. Васильева, С. М. Любинская. М., 1982. — 271 с.
  56. , А.А. Системный подход в решении проблемы «Теория здоровья» / А. А. Васильков // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С. 18−20.
  57. , Б.Т. Экологическая патология / Б. Т. Величковский // Здравоохранение Российской Федерации. 1994. — № 2. — С. 6−9.
  58. , Ю.Е. О стратегии и приоритетных направлениях педиатрии / Ю. Е. Вельтшцев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Т. 39. 1994. — № 1. — С. 2−8.
  59. , Ю.Е. Экология и здоровье детей (экотоксическое направление). К концепции Республиканской научно-практической программы / Ю. Е. Вельтшцев, В. В. Фокеева // Материнство и детство. 1992. № 12.-С. 30−35.
  60. , Л.И. Оздоровительный бег. С чего начинать? / Л. И. Верещагин. Л.: Знание., 1990. — 60 с.
  61. , В.И. Философские мысли натуралистов / В. И. Вернадский. М., 1988.
  62. , М.Я. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи / М. Я. Виленский, 11.А. Виноградов. -М.: ФиС, 1989.-22 с.
  63. , М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // Физическое воспитание в школе. 1990. — № 12. — С. 2−7.
  64. , М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование / М. Я. Виленский // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Советский спорт, 1996.-С. 14−31.
  65. , М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни. / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 9. — С. 9.
  66. , П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде / П. А. Виноградов М.: Мысль., 1990. — 288 с.
  67. , П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак М.: Советский спорт, 1996. — 592 с.
  68. , А.В. Активное формирование здоровья главная задача валеологии: Матер. 2-ой Всеросс. науч.-практ. конф. / А. В. Виноградов, А. К. Мазепов // Здоровье и образование. СПб., 1997. — С. 34−36.
  69. , О.И. Как растить здоровое поколение (о новой программе для начальной школы) / О. И. Воленко, Т. Н. Петраков, В. Г. Цеппурский // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 52−56.
  70. «author»>Воронцов, И.А. ".ребенка лепит жестокий скульптор — жизнь" / И. А. Воронцов // Медицинская газета. 1992. — 12 июня.
  71. , Л.С. Собр. соч.: В 6 Т. / Л. С. Выготский // Т. 2. С. 98−115. -М.: Педагогика, 1983.
  72. , А.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма- / А. Х. Гаркави. Р/Дон, 1977. — 120 с.
  73. , В. Энциклопедия философских наук. Т. 2: Философия природы- / В. Гегель М.: Мысль, 1975. — 506 с.
  74. , A.M. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников (методология и методика социологического исследования) / A.M. Гендин, Р. А. Майер, М. И. Сергеев, В. И. Столяров. Новосибирск — Красноярск, 1989. — 117 с.
  75. , М.А. Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физической культуры / М. А. Годик. М.: ФиС, 1988 — 192 с.
  76. , М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М. А. Годик, В. К. Ьальсевич, В. Н. Тимошин // Теория и практика физической культуры. -1994. № 5−6. -С. 24−32.
  77. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. С. 75.
  78. , Т.Д. Психопедагогика спорта / Т. Д. Горбунов М.: ФиС, 1986.-208 с.
  79. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 г. // Здравоохранение Российской Федерации. 1994.-№ 4.-С. 3−9.
  80. , А.А. Методы определения и пути повышения общей физической работоспособности детей школьного возраста: методические рекомендации / А. А. Гуминский М.: МГПИ им. Ленина, 1984. — 24 с.
  81. , Н.И. Младший школьный возраст / Н. И. Гуткина // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991, — С. 65−84.
  82. , В.А. Теория развивающего обучения / В. А. Давыдов -М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  83. , А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины / А. Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 295 с.
  84. Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С. А. Беличевой. М., 1992. — 120 с.
  85. , Ю.Д. Университетский уровень образования в области физической культуры и спорта / Ю. Д. Железняк / Сб. «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий». Материалы Всероссийской науч. практ. конф. СПб. — 2000. — Ч. 1.- С. 32−33.
  86. , Р.Д. Физкультура, возраст, здоровье / Р. Д. Дибнер, Э. М. Синельникова. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 80 с.
  87. , Ф.А. Аспекты гипокинезии / Ф. А. Доленко // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 7. — С. 18.
  88. , С.А. Тренировочные программы для здоровья / С. А. Душанин, JI.A. Иващенко, Е. А. Пирогова. Киев: Здоровье, 1985. — 33 с.
  89. , Н.А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. А. Евстратова. Самара, 1997. — 20 с.
  90. , И.В. Психологические проблемы и факторы развития личности ребенка в «школе JI.H. Толстого» / И. В. Ежов // Тульская школа. -1995. № 3.
  91. , В.А. Дифференцированное физическое воспитание / В. А. Ермаков. Тула: Изд-во Тульского госпедуниверситета им. JI.H. Толстого, 1996. — 131 с.
  92. , В.И. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы / В. И. Жолдак, JI.A. Калинкин // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8. — С. 2−7.
  93. , Ю.Д. Непрерывность и преемственность образования в области физической культуры и спорта / Ю. Д. Железняк / Сб. «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий». Материалы Всероссийской науч. практ. конф. СПб. — 2000. — Ч. 1.- С. 33−34.
  94. , Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. дисс. доктора пед. наук. / Г. К. Зайцев. СПб. 1998. — 48 с.
  95. , Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение / Г. К. Зайцев. СПб.: Акцент, 1997. — 92 с.
  96. ЮО.Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. М.: ФиС, 1979, — 152 с.
  97. Ю1.Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вест. АМН СССР. 1982. — Т. 45, -№ 4.-С. 29−33.
  98. , Р.К. Состояние здоровья матерей и детей в Российской Федерации / Р. К. Игнатьева // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1994. — № 2. — С. 6−14.
  99. ЮЗ.Изард, К. Е. Эмоции человека: пер. с англ. / К. Е. Изард. — М., 1980.
  100. Ю4.Изуткин, Д. А. Здоровый образ жизни как основа профилактики: Автореф. дисс. канд. мед. наук. / Д. А. Изуткин. М., 1982. — 20 с.
  101. , Е.П. Методологические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы) /Е.П. Ильин. — Ярославль, 1981. -82 с.
  102. , Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическое воспитание» / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. — 287 е.: ил.
  103. , Е.П. От культуры физической к культуре здоровья. / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры, -1994,-№ 12, — С. 46−48.
  104. Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы. Сборник тезисов Всероссийской конференции «инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы». Орел: Орловский госпедуниверситет, 1995.
  105. , Е.И. Педагогический мониторинг и проблемы реабилитации школьников, проживающих в зоне чернобыльской аварии / Е. И. Исаев, А. А. Орлов // Вестник новых мед. технологий. Тула, 1994. — № 2.
  106. , В.П. Очерки теории и практики экологии человека. / В. П. Казначеев М.: Наука, 1983. — 280 с.
  107. Ш. Каменцер, М. Г. Урок после урока / М. Г. Каменцер. М.: ФиС, 1987.-179 с.
  108. , Н.Н. Нужно ли нашим детям физическое воспитание? / Н. Н. Каминская. Липецк, 1994.
  109. ПЗ.Карпман, B. J1. Тестирование в спортивной медицине. / B. J1. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. -М: ФиС, 1988. -208 с.
  110. , Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека /Т.В. Карсаевская. М: Медицина, 1978.-284 с.
  111. , В.Н. Школа здоровья / В. Н. Касаткин // Школа здоровья. 1994. Т. 1., № 1. — С. 5−12.
  112. , В.М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей / В. М. Качашкин М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  113. , С. Формирование тела со свободными отягощениями. Простые программы для домашних тренировок, llep. с англ. Остапенко J1.А. / С. Керони, Э. Рэнкен М.: Терра — Спорт, 2000. — 188 е., ил.
  114. , И.В. Конституционально-генетические маркеры и предрасположенность к заболеваниям / И. В. Киселева // Проблемыпроектирования регион, систем физич. воспит.: Тез. докл. междунар. конф. 27−29 декабря 1997 г.-Тула, 1998.
  115. , Е.А. Гипокинезия / Е. А. Коваленко, Н. И. Туровский. -М.: Медицина, 1980. 320 с.
  116. , В.В. Валеология: Основные понятия, термины, определения / В. В. Колбанов СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
  117. , В.В. Валеология в школе / В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев -СПб.: ГУПМ, 1992,-52 с.
  118. , Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников / Д. В. Колесов.- М: Знание, 1983. № 5. — 64 с. (Сер. «Физкультура и спорт»).
  119. , Н.Б. Слагаемые здоровья / Н. Б. Коростылев М.: Знание, 1990.-60 с.
  120. , А.В. Движение и здоровье / А. В. Коробков. М., 1964.
  121. , А.В. Упражнение. Утомление. Восстановление / А. В. Коробков М., 1980. — 67 с.
  122. , Ю.А. Проблема здорового образа жизни школьников в учебно-воспитательном процессе / Ю. А. Копылов // Здоровье через образование: Тез. докл.Укр. метод. Совета кафедр мед. подг. — Бердянск -Киев: БГПИ, 1992.-е. 60.
  123. , В.И. Экспериментальная разработка методики использования гимнастических общеразвивающих упражнений на уроках групп здоровья: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. И. Котельникова. Тарту, 1971.-24 с.
  124. , А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А. Н. Крестовников -М.: ФиС, 1951.-531 с.
  125. , Ю.Н. Экологическая обстановка на территории Тульской области / Ю. Н. Куварин // Экол. проблемы регионов России. Тульская область. Информационный выпуск 2. М., 1995.
  126. , В.П. Клиника и лечение астенических состояний у детей младшего школьного возраста / В. П. Кудрявцева, С. А. Сафонова //
  127. Опыт организации внебольничной помощи детям и подросткам / Под ред. В. А. Колеговой, Ф. П. Янович. -М: Медицина, 1975. с. 78−84.
  128. Кун, J1. Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венгр. / Под общ. ред. В. В. Столбова. М.: Радуга, 1982, — 399 е.: ил.
  129. , Г. А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России / Г. А. Кураев // Валеология. 1996. — № 1. — С. 7−18.
  130. , Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника./ Н. Т. Лебедева. Мн.: нар совета, 1996. — 144 с.
  131. , Е.Б. Психофизиологический аспект перутомления у детей школьного возраста / Е. Б. Лейтан, Ю. Н. Склянов // Материалы Федеральной научно-методической конференции. Новосибирск, 1994. — С. 77−79.
  132. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1978. — 304 с.
  133. , А.Н. Избранные психологические произведения. / А. Н. Леонтьев, Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. — 302 с.137Лесгафт, 11.Ф. Сочинения./11Ф. Лесгафг // Т. 1.- М: 1951. 280 с.
  134. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  135. , С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей 6−8 лет, проживающих в регионе комплексного экологического загрязнения / С. А. Лымарь // Физическая культура, спорт и здоровье нации. -Винница, 1994, С. 154−156.
  136. , Ю.П. Образ жизни и здоровье / Ю. П. Лисицын // Сов. здравоохранение. 1982. — № 7. — С. 3−9.
  137. , В.А. Обзор основ здоровья./ В. А Лишук, Е. В. Мосгкова.-М: 1994.-134 с.
  138. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. // Ь. Ф. Ломов М.: Наука, 1994. — 444 с.
  139. , Л.И. О программных основах вузовского физкультурного воспитания / Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 42−44.
  140. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  141. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  142. , Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 2−4.
  143. Лях, В. И. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. // В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман М.: Союз, 1992. — 26 с.
  144. Лях, В. И. Развитие координационных способностей у детей шкального возраста: Автореф. дисс. докт. пед. наук / В. И. Лях. -М- 1990. 43 с.
  145. , С.И. Педагогическая работа с детьми, испытывающими трудности в эмоциональном развитии / СИ. Маслов // 11сихо-пед. особенности обучения и воспитания школьников из радиационно загрязненных районов. Тула, 1996.
  146. , Л.И. Профилактика заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у футболистов: Учебное пособие / Л. И. Мастеровой Волгоград: Волгоградская правда, 1987. — 96 с.
  147. , А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Дис. докт. пед. наук. / А. П. Матвеев. СПб, 1997.-70 с.
  148. , Л.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. / Л.II. Матвеев. М.: Физкультура, образование, наука, 1997. — 120 с.
  149. , Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Л. П. Матвеев. М.: ФиС. 1983. — С. 84.
  150. , Г. Б. Домашние задания по физической культуре: Методич. рекомендации для учителей физич. культуры. / Г. Б. Мейксон, Л. Б. Корчагина, Т. А. Протченко. М.: АПН СССР, 1987. — 69 с.
  151. , Л.Д. Физическая культура, труд, здоровье и активное долголетие. / Л. Д. Мельник. Гомель, 1981. — с. 46.
  152. , Ю.В. Актуальные проблемы физического воспитания школьников / Ю. В. Менхин / Актуальные проблемы физического воспитания школьников: Материалы Всероссийской научной конференции (17−19 ноября 1999 г.). М.: МГАФК, 1999. — С. 7−13.
  153. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физическая культура»: 2-е изд., доп. и испр. / В. Л. Маршцук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова — М.: Просвещение, 1990.-256 е.: ил.
  154. Мир детства: Младший школьник. -М: Педагогика, 1981.-400с.
  155. , М.Р. Общие физиологические механизмы взаимосвязи двигательных и вегетативных функций / М. Р. Могендович // Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека. М.-Л.: Наука, 1965. — 138 с.
  156. , Н.В. Дифференцированный подход к организации психологической службы учебного коллектива. / Н. В. Морозова / Статья вжурнале «Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы». № 1. — 1994.
  157. , В.Н. Общие основы лечебной физкультуры. / В. Н. Мошков. М.: — Медгиз, — 1963, 356 с.
  158. , B.C. Детская психология. / B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1995.-С. 12−14.
  159. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. -М.: ФиС, 1998.-496 е.: ил.
  160. , С.Д. Построение программ по физической культуре для начальной школы / С. Д. Неверкович, С. П. Киршев // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. -1997.- № 2.- С. 12−16, 27−28.
  161. Нетрадиционные подходы в оздоровительной и лечебной физической культуре школьников, проживающих в районах радиоактивного заражения / Под ред. О. П. Панфилова Тула: ТГПИ им. ЛН Толстого, 1993. — 16 с.
  162. , В.В. Влияние хронической болезни на психику / В. В. Николаева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987, — С. 17−18.
  163. , Е.А. Здоровье населения Российской Федерации: Анализ и оценка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: 2-е изд. / Е. А. Овчаров. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997.-237 с.
  164. , В.К. Младенческая смертность в России в течение последнего десятилетия / В. К. Овчаров, Е. Х. Тимук, М. В. Бомкова, Н. Б. Соловьева // Педиатрия. — 1993. № 5. — С. 73−75.
  165. Основные документы ВОЗ.: Изд. 35-е. — Женева, 1985. — 506 с.
  166. Отчет о проведенных исследованиях по программе «Дети Чернобыля» / Рук. О. П. Панфилов, Тула: ТГПИимЯН Толстого, 1992. — 67 с.
  167. , О.П. / По поводу групп дезадаптации. Гр. риска. / О. П. Панфилов.
  168. , О.П. Валеология XXI века / О. П. Панфилов // Тульская школа. № 4. — 1997. — С. 7−8.
  169. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа — Пресс, 2000. — 512 с.
  170. , А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации / А. В. Петровский // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — С. 8−18.
  171. , Н.В. Приглашение в мир общения. / Н. В. Пилипко. -М.: УЦ «Перспектава», 1999. 112 с.
  172. , Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алаксюк, Г. Г. Савипок / Н.И. Пирогов- М.: Педагогика 1995 с. 174.
  173. , Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, А. Стропко. Киев: Здоровье, 1986. — 99 с.
  174. , В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. / В. Н. Платонов. Киев: Вища школа, 1984. — 336 с.
  175. , С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) / С. В. Попов. СПб.: Союз, 1997. — 256 с.
  176. , А.В. Программа по физической культуре для учащихсяО1.11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (ЛИГ) / Л. В. Попков, Е. Н. Литвинов. М.: Просвещение, 1996. — 25 с.
  177. Примерная программа по физической культуре // Физическая культура в школе. 1999. — № 2. — С. 2−6.
  178. Программы общеобразовательных учреждений // Физическое воспитание учащихся I-XI классов. М.: Просвещение, 1996. — 257 с.
  179. Психогигиена детей и подростков / Под ред. С. Г. Сердюковской.- М.: Медицина, 1985. С. 92−114.
  180. , Е.Б. Валеологические аспекты гимназического курса физической культуры / Е. Б. Родионов // Здоровье и образование СПб, 1995.- С. 46−48.
  181. , С.Л. Проблемы общей психологии. / С. Н. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1963. — С. 19−47.
  182. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т. / C.JI. О Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488 с.
  183. , И.Т. Некоторые данные об экологической обстановке в Тульской области / И.'Г. Самарцев, Н. Я. Куренко // Экологич. проблемы регионов России. Тульская область. — М., 1995. № 2.
  184. , И.М. Избранные произведения. / Под ред. В. Коганова. М.: Учпедгиз, 1953. — 335 с.
  185. , С.Б. Предболезненпые психические расстройства / С. Б. Семичев. Л., 1987. — 183 с.
  186. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1986. 1600 е., ил.
  187. , Н.Н. Подвижные игры в системе оздоровления младших школьников. / Н. Н. Скороходова И Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Вып. 2. Тезисы доклада науч. конф., Липецк, 1998.-С. 52.
  188. , Л.Н. МЦФ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. / Л. Н. Собчик. — СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 112 с.
  189. , В. Д. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева, Г. М. Маслова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 4.
  190. , В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — № 5.- 1998.-С. 11−14.
  191. , В.И. Интегративная модель физкультурно-спортивной работы со школьниками / В. И. Столяров // Актуальные проблемы
  192. О физического воспитания школьников: Материалы Всероссийской научнойконференции (17−19 ноября 1999 г.). Мое. обл.: МГАФК, 1999. С. 20−25.
  193. , В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В. И. Столяров // Вопросы философии. № 4. — 1988. -С. 78−92.
  194. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. / А. Г. Сухарев. М., 1991. — 270 с.2Ю.Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические произведения: В 3 Т. / В. А. Сухомлинский. -М.: Педагогика, 1979−1981. Т. 1. — С. 62.
  195. , В.А. Разговор с молодым директором школы //О
  196. Избр. пед соч.: В 3-х Т. / В, А Сухомлинский. — М: 1 кдагогика, 1979. Т. 3. — С. 7−204.
  197. , Л.Г. Валеология фемины и культуры общества. / Л. Г. Татарникова // Женское образование как альтернативное. Серия «Альтернативное образование в мире». СПб., 1995. — С. 94−104.
  198. , Л.Г. Экспериментальная программа школьного курса «Валеология» (5−11 кл.) / Л. Г. Татарникова // Валеологические и культурологические основы петербургской школы. На путях к школе здоровья. СПб.: Петроградский и К°, 1995. — С. 61−74.
  199. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания. / А.А. Тер-Ованесян. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 206 с.
  200. Толстой, J1.H. Исповедь. / J1.H. Толстой. Л. 1992.-е. 373.
  201. , Л.Н. Так что же нам делать?. / Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., Т. 25. С. 469.
  202. Толстой, JLH Не могу молчать / Л. Н. Толстой. М, 1985. — С. 310−311.
  203. , И.О. Дети Чернобыля (эколого-физиологический аспект). / И. О. Тупицын. — М.: 1996. 168 с.
  204. , И.М. Структура психофизической подготовленности человека. / И. М. Туревский. Тула: РИО ТППО, 1997. — 201 с.
  205. , К.Д. Три элемента школы / К. Д. Ушинский // Пед. соч. В 6 Т.-М.- 1988. Г. 1. -С. 171.
  206. , К.Д. //Пед. соч.: В 6 Т. /К.Д. Ушинский. -М., 1988.
  207. Фарфель, В С. Развитие движений у детей школьного возраста / B.C. Фарфель. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.- С. 5−10.
  208. , B.C. Управление движениями в спорте / B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с.
  209. , М.М. Информационные неврозы / М. М. Хананашвили. — Л.: Медицина, 1978. 143 с.
  210. , B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся / B.C. Цетлин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  211. , О.Ь. Роль и функции общения в процессе поэтапного формирования умственных действий. Автореф. канд. дис. / О. Б. Чеснокова — М., 1989.
  212. , М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.
  213. , Б.Н. Валеология. Избранные лекции. / Б. Н. Чумаков. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 246 с.
  214. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 315 с.
  215. , И.А. Особенности психических реакций школьников на учебную нагрузку / И. А. Шашкова // Психосоматическое развитие и норма реакций / Под ред. Г. К. Ушакова. М., 1975. — С. 87−90.
  216. , Л.В. Программы психологической реабилитации школьников / J1.В. Шибаева. М., Роспедагентство, 1996. — 163 с.
  217. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
  218. , В.М. Иммунологическая реактивность юных спортсменов / В. М. Шубик, М. Я. Левин. -М.: ФиС, 1982. 136 с.
  219. , В.Н. Испытание благополучием. / В. Н. Шубкин М.: Политиздат, 1987.-е. 119−130.
  220. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника. / Д. Б. Эльконин. М., 1974. — 242 с.
  221. , В.А. Методология и методика социологического исследования. / В. А. Ядов. Тарту: ТГУ, 1969. — 281 с.
  222. Astrand, I. Aerobic work capacity in men and women with special reference to age /1. Astrand // Asta Physiol. Scand. 1960. — v. 49. — Suppl. 169. -P. 7−90.
  223. Astrand, P. O. Rodahlk. Textbook on work phyhology. Physiological base of exercise. / P. Astrand, O. Rodahlk. — N.E., Mc Grow — Hill. 1977. -691 p.
  224. Audu, M.L. The influence of muscle model complexity in musculo -skeletal motion modeling. Trans. ASME: J. Biomech. Eng. / M.L. Audu, D.T. Davy- 1985.-v. 107.-P. 147−157.
  225. Baak, van М.А. Evaluation modification and testing of the «aerobics» exercise program / M.A. van Baak, R. Binkhorst // Ynt, S. Sports Med. 1981. -v. 2. № 4.-P. 245−251.
  226. Bellemans A. Power demand in walking an pace optimization. / A. Bellemans Amer. J. Physics. — 1981. — v. 49. — № 1. — P. 25−27.
  227. EriksonE.N. Identity and Crisis. / E.N. Erikson- New York, 1968. -124 p.
  228. Kilbom A. Physical training in women / A. Kilbom // Scand S. Clin. Lab Invest.- 1972.-v. 28.-Suppl. 119.-P. 1−34.
  229. Melka S. Narys fysiologie a pathofysiologia smysl / S. Melka // SZN, Pralia. 1950.-S. 65−70.
  230. Nubar Y., Contini R. A minimal principle in biomechanics. Bull. Math. Biophys.- 1961,-v. 23.-P. 377−391.
Заполнить форму текущей работой