Актуальность. Реформирование современной общеобразовательной школы невозможно без совершенствования системы физкультурного образования школьников (В.П.Горшков, 1991, 1997; И. И. Сулейманов, 1994; Н. В. Барышева, 1996; А. Н. Смоленков, А. Д. Шумаков, 1997).
Процесс физкультурного образования позволяет вооружить школьника многообразными знаниями в области физической культуры и спорта и смежных с ней отраслями знаний (валеологии, медицины, психологии и др.), что удовлетворяет познавательные потребности учащихся и этим самым делает процесс физического воспитания привлекательным, формирующим осознанную потребность в двигательных действиях.
Основная роль в повышении физкультурной грамотности учащихся принадлежит учителю физической культуры. Чем больше учащийся получает от учителя специализированной информации о физической культуре и спорте, тем быстрее он приобщается к ценностям человеческой культуры (Н.А.Фомин, 1986). Поэтому необходима отлаженная система информационного обеспечения учителей физической культуры, которые в свою очередь, смогли бы передать полученные ими знания школьникам и родителям.
Проблема информационного обеспечения в сфере физической культуры широко изучается в научных исследованиях (Т.К. Варлачев, 1979; В. Н. Артышевский, 1981; В. М. Выдрин, 1984; Н. И. Пономарев, 1984; С. С. Филиппов, 1990; П. А. Виноградов, 1990, 1991; К. К. Кардялис, 1990; О. Э. Аксенова, 1996 и др.).
Однако крайне мало внимания уделяется изучению информационной деятельности учителя физической культуры, ее роли в приобщении школьников к физкультурно-спортивной деятельности.
Актуальность разрабатываемой проблемы подтверждается недостаточным внедрением в учебный процесс по физической культуре информационных средств и методов, используемых учителем физической культуры для формирования у школьников положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, отсутствием содержательной насыщенности регионального компонента при построении теоретического раздела учебной программы физического воспитания школьников.
Спорными остаются вопросы: как и в какой форме осуществлять теоретическую подготовку детей, нужны ли теоретические уроки по физической культуре, сколько времени отводить на данный вид деятельности.
Все это свидетельствует о значимости проведения исследований по данной проблеме.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что насыщение учебного процесса по физическому воспитанию в школе различными средствами, методами и формами информационной деятельности будет способствовать приобщению учащихся начальных классов к занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования. Информационно-пропагандистская деятельность учителя физической культуры по приобщению учащихся начальных классов к занятиям физической культурой и спортом.
Предмет исследования. Комплекс средств, методов и форм информационно-пропагандистского воздействия, способствующих приобщению учащихся начальных классов к физкультурно-спортивной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: системный, деятельный и личностный подход к процессу воспитания и обучения (Н.И. Пономарев, 1974, 1989; H.A. Пономарев, 1984; И. И. Переверзин, 1992) — положения отечественной психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, установок, ценностных ориентаций (С.Л.Рубинштейн, 1946; Т. В. Кудрявцев, 1975; В. Г. Асеев, 1976; Л. И. Божович, 1976; А. Н. Леонтьев, 1977; Бабушкин, 1990 и др.) — антропологические концепции формирования физической культуры человека (C.B. Дмитриев, 1991, 1992, 1995; В. К. Бальсевич, 1987; ЛЛЛубышева, 1992) — концепция информационно-пропагандистского воздействия на человека (A.B. Седов, 1985; П. А. Виноградов, 1990, 1991; К. К. Кардялис, 1990; С. С. Филиппов, 1990 и др.) — деятельность учителя физической культуры (О.В. Петунии, 1980; В. М. Моторин, 1981; И. Н. Решетень, 1986; A.A. Шадрин, 1986) — принцип регионализации в организации образовательных систем, как одной из наиболее значимых и перспективных в решении социально-экономического и национально-культурного развития Дальневосточного региона (Г.И.Мызан, 1996; В. Н. Никитенко, 1998; В. А. Нестеров, 1999 и др.).
Научная новизна работы заключается в следующем:
— получены сведения о системе интересов и мотивов младших школьников и месте, отводимом занятиям физической культурой и спортом в данной системе;
— проведена оценка объема и содержания публикаций по спортивной тематике в региональных периодических печатных изданиях;
— разработана и экспериментально проверена экспериментальная программа информационного обеспечения младших школьников по предмету «Физическая культура» с целью приобщения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности.
Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют представления о содержании теории и методики физического воспитания учащихся начальных классов и обосновывают научно-методические подходы к формированию экспериментальной программы информационного обеспечения предмета «Физическая культура».
Практическая значимость работы состоит в обосновании и проверке на практике экспериментальной программы информационного обеспечения младших школьников по предмету «Физическая культура», которая позволяет путем целенаправленного воздействия на сознание школьников улучшить их отношение к физкультурно-спортивной деятельности. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы при составлении учебных планов и проведении уроков по физической культуре, в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, в методической работе учителей физической культуры, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров в физкультурных учебных заведениях.
Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы по физическому воспитанию детей в средних общеобразовательных школах г. Хабаровска и Хабаровского района, что подтверждается актами внедрения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Информационная деятельность учителя физической культуры является одним из основных факторов формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у младших школьников.
2. Причинами низкой физкультурно-спортивной активности детей являются: принижение роли информационно-пропагандистской деятельности учителями физической культурынедостаточное использование учителями начальных классов физкультурно-оздоровительных форм физического воспитания в режиме дня школынеудовлетворительное освещение спортивной темы в средствах местной периодической печати.
3. Внедрение экспериментальной программы информационного обеспечения позволяет улучшить отношение учащихся к физкультурно-спортивной деятельности и повысить уровень их физической подготовленности.
Структура и объем. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 1S5 страницах, содержит 26 таблиц и 6 рисунков.
Список литературы
насчитывает 202 литературных источника, из них 5 на иностранном языке. Работа имеет 10 приложений.
Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики (Б.А. Ашмарин, 1978; В. М. Зациорский, 1982).
Проводились следующие расчеты: среднее арифметическое значение (X) — среднее квадратическое отклонение (а) — стандартная ошибка среднего значения (ш) — процент прироста признаков (v). Достоверность различий считалась существенной при 1 — 5% уровне значимости (Р = 0,01 — 0,05), что признается вполне высоким и надежным в биологических исследованиях (Б.А. Ашмарин, 1978; B.C. Иванов, 1990).
2.3. Организация исследования.
Исследование проводилось с 1997 по 2001 год и включало три этапа.
На первом этапе (1997 — 1999 г. г.) осуществлялись анализ и обобщение литературных источников с целью теоретического обоснования проблемы исследования,. поиск путей и форм организации исследования. Были определены факторы, оказывающие наиболее существенное воздействие на отношение младших школьников к занятиям физической культурой и спортом и информационные средства, применяемые для формирования у школьников положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
На втором этапе (1999 — 2000 г. г.) проведено анкетирование учащихся начальных классов (429 человек), родителей (342 человека) и учителей физической культуры (66 человек) с целью выявления их отношения к постановке физкультурного образования в школе.
Проведен контент-анализ газет «Тихоокеанская звезда», «Приамурские ведомости» и «Хабаровские вести», с целью определения объема и содержания в данных газетах статей спортивной направленности. На основании полученных результатов была разработана экспериментальная программа информационного обеспечения учащихся начальных классов по предмету «Физическая культура».
Третий этап (2000 — 2001 г. г.) включал экспериментальное обоснование разработанной программы. Для этого с сентября 2000 года по май 2001 года проведен педагогический эксперимент на базе средней школы № 12 г. Хабаровска. В эксперименте приняли участие шесть групп (первые экспериментальная и контрольная группы по 29 учащихся первых классоввторые экспериментальная и контрольная группы по 27 учащихся вторых классов и третьи экспериментальная и контрольная группы по 31 учащемуся третьих классов), где были равно представлены мальчики и девочки относительно однородные по уровню физической подготовленности и состоянию здоровья.
Уроки в контрольных и экспериментальных группах проводились в соответствии с действующей «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1−4 классов общеобразовательных школ».
На протяжении учебного года в экспериментальных группах проводилась большая информационно-пропагандистская работа по повышению физкультурно-спортивной грамотности младших школьников по разработанной нами программе. Обучение теоретическому материалу осуществлялось как в процессе уроков, так и во внеурочное время. Основное отличие в обучении контрольных и экспериментальных групп было в расширении теоретического.
раздела учебной программы с включением в него тем региональной направленности.
В ходе эксперимента изучалась эффективность внедрения разработанной информационной программы в учебный процесс младших школьников, определялся уровень знаний, выявлялась динамика показателей двигательной подготовленности и психического состояния детей.
По окончании эксперимента (июнь — август 2001) проведена математическая обработка полученных данных, которые затем были проанализированы, обобщены и нашли свое отражение в выводах работы.
Подробное описание программы содержится в 3 главе.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
3.1.Система интересов младших школьников и их отношение к занятиям физической культурой и спортом.
Для того, чтобы формы и методы информационного воздействия на младших школьников были эффективны, необходимо знать систему интересов детей данного возраста и их отношение к занятиям физической культурой и спортом.
Система интересов школьника является одной из важных составляющих его психологической характеристики. Под интересом в данном случае понимается предпочтительная склонность к тем или иным занятиям, роду деятельности, областям знаний, способам времяпровождения. Внутренние устремления, влечения, пристрастия, акцентуации внимания могут даже не осознаваться самими детьми, поэтому педагогически управляемое развитие включает в себя знание существующих интересов и тенденций их изменения, как у отдельных личностей, так и в группах.
Школьник не должен быть простым объектом, на который воздействует учитель. Он является личностью, имеющей свои взгляды, убеждения, интересы. Для того, чтобы установки воспитания совпадали с желаниями воспитуемого, г.
Необходимо знать его интересы. С помощью анкетного опроса мы попытались определить систему интересов младших школьников и их отношение к Занятиям физической культурой и спортом (см. приложение 1).
Нами было опрошено 429 учащихся начальных классов г. Хабаровска (214 мальчиков и 215 девочек 1−3 классов).
Детям был задан вопрос «Чем Вы любите заниматься в свободное от учебы время ?» Занятия в музыкальной, художественной школах, танцевальной студии, в кружках технического творчества, группах изучения иностранного языка, театральной студии и т. д. были объединены в одном варианте ответазанимаюсь творческой деятельностью. Детям были даны необходимые разъяснения.
Анализ полученных ответов показал, что 45,9% детей предпочитают проводить свободное время у телевизора. Увлекаются различными видами творческой деятельности 44,7% учащихся, что соответствует второму месту.
Третье и четвертое место в структуре интересов по общему количеству ответов занимают прогулки с друзьями (40,5%) и увлечение физкультурно-спортивной деятельностью (39,3%). Если рассматривать ответы мальчиков и девочек в отдельности, то у тех и у других увлечение физкультурно-спортивной деятельностью будет занимать третье место и равняться соответственно у мальчиков — 40,6%, у девочек — 38,1%. Далее по убывающей идут ответы: играю дома самостоятельно — 29,6%- играю в компьютер — 29,1%- читают книги — по общей сумме ответов 23,3% детей, причем у мальчиков этот показатель гораздо ниже — всего 19,1% мальчиков любят читать книги, это соответствует девятому предпоследнему месту. У девочек этот показатель несколько выше.
27,4% (седьмое место). Дальше идет помощь родителям — 21,2%, игры с братьями и сестрами — 20,7%, занятия с животными — 16,3%. Существенных различий между мальчиками и девочками по этим показателям не было (табл. 1).
Из детей, которые увлекаются различными видами творческой деятельности музыкой занимаются — 19% опрошенных школьников, рисованием — 25%, танцами — 26%, изучают иностранные языки — 10%, занимаются в кружках технического творчества — 20%, в театральной студии.
6% детей. Интересно было узнать, что 7% опрошенных детей совмещают увлечение творческой деятельностью с занятиями спортом.
Таким образом, занятия физической культурой и спортом в системе интересов у младших школьников занимают четвертое место, что свидетельствует о низкой физкультурно-спортивной активности детей данного возраста.