Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль информационной деятельности учителя в приобщении младших школьников к занятиям физической культурой и спортом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третье и четвертое место в структуре интересов по общему количеству ответов занимают прогулки с друзьями (40,5%) и увлечение физкультурно-спортивной деятельностью (39,3%). Если рассматривать ответы мальчиков и девочек в отдельности, то у тех и у других увлечение физкультурно-спортивной деятельностью будет занимать третье место и равняться соответственно у мальчиков — 40,6%, у девочек — 38,1… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОИ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Проблемы формирования интереса и потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом
    • 1. 2. Социально-педагогическая роль средств массовой информации в приобщении людей к физкулыурно-спортивной деятельности
    • 1. 3. Современные проблемы физкультурного образования в начальной школе
    • 1. 4. Проблемы формирования физкультурных знаний у школьников
    • 1. 5. Роль семьи в физическом воспитании школьников
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель, задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • СЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО
  • ЩРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
    • 3. 1. Система интересов младших школьников и их отношение к
    • 11. занятиям физической культурой и спортом
      • 3. 2. Факторы, способствующие формированию положительной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у
    • I. младших школьников
      • 3. 3. Отношение детей и родителей к учителю физической культуры как источнику информации по вопросам физической культуры и спорта
      • 3. 4. Содержание экспериментальной программы информационного обеспечения младших школьников по предмету «Физическая культура»
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
    • 4. 1. Эффективность влияния экспериментальной программы на приобщение младших школьников к занятиям физической культурой и спортом
    • 4. 2. Исследование отношения младших школьников к физкультурно-оздоровительным видам физической активности до и после проведения эксперимента
    • 4. 3. Исследование физической подготовленности учащихся младших классов в ходе педагогического эксперимента
    • 4. 4. Эффективность влияния экспериментальной программы на психоэмоциональное состояние школьников
    • 4. 5. Оценка сформированное&trade- знаний по физической культуре у младших школьников
  • ВЫВОДЫ

Роль информационной деятельности учителя в приобщении младших школьников к занятиям физической культурой и спортом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Реформирование современной общеобразовательной школы невозможно без совершенствования системы физкультурного образования школьников (В.П.Горшков, 1991, 1997; И. И. Сулейманов, 1994; Н. В. Барышева, 1996; А. Н. Смоленков, А. Д. Шумаков, 1997).

Процесс физкультурного образования позволяет вооружить школьника многообразными знаниями в области физической культуры и спорта и смежных с ней отраслями знаний (валеологии, медицины, психологии и др.), что удовлетворяет познавательные потребности учащихся и этим самым делает процесс физического воспитания привлекательным, формирующим осознанную потребность в двигательных действиях.

Основная роль в повышении физкультурной грамотности учащихся принадлежит учителю физической культуры. Чем больше учащийся получает от учителя специализированной информации о физической культуре и спорте, тем быстрее он приобщается к ценностям человеческой культуры (Н.А.Фомин, 1986). Поэтому необходима отлаженная система информационного обеспечения учителей физической культуры, которые в свою очередь, смогли бы передать полученные ими знания школьникам и родителям.

Проблема информационного обеспечения в сфере физической культуры широко изучается в научных исследованиях (Т.К. Варлачев, 1979; В. Н. Артышевский, 1981; В. М. Выдрин, 1984; Н. И. Пономарев, 1984; С. С. Филиппов, 1990; П. А. Виноградов, 1990, 1991; К. К. Кардялис, 1990; О. Э. Аксенова, 1996 и др.).

Однако крайне мало внимания уделяется изучению информационной деятельности учителя физической культуры, ее роли в приобщении школьников к физкультурно-спортивной деятельности.

Актуальность разрабатываемой проблемы подтверждается недостаточным внедрением в учебный процесс по физической культуре информационных средств и методов, используемых учителем физической культуры для формирования у школьников положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, отсутствием содержательной насыщенности регионального компонента при построении теоретического раздела учебной программы физического воспитания школьников.

Спорными остаются вопросы: как и в какой форме осуществлять теоретическую подготовку детей, нужны ли теоретические уроки по физической культуре, сколько времени отводить на данный вид деятельности.

Все это свидетельствует о значимости проведения исследований по данной проблеме.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что насыщение учебного процесса по физическому воспитанию в школе различными средствами, методами и формами информационной деятельности будет способствовать приобщению учащихся начальных классов к занятиям физической культурой и спортом.

Объект исследования. Информационно-пропагандистская деятельность учителя физической культуры по приобщению учащихся начальных классов к занятиям физической культурой и спортом.

Предмет исследования. Комплекс средств, методов и форм информационно-пропагандистского воздействия, способствующих приобщению учащихся начальных классов к физкультурно-спортивной деятельности.

Методологическую основу исследования составили: системный, деятельный и личностный подход к процессу воспитания и обучения (Н.И. Пономарев, 1974, 1989; H.A. Пономарев, 1984; И. И. Переверзин, 1992) — положения отечественной психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, установок, ценностных ориентаций (С.Л.Рубинштейн, 1946; Т. В. Кудрявцев, 1975; В. Г. Асеев, 1976; Л. И. Божович, 1976; А. Н. Леонтьев, 1977; Бабушкин, 1990 и др.) — антропологические концепции формирования физической культуры человека (C.B. Дмитриев, 1991, 1992, 1995; В. К. Бальсевич, 1987; ЛЛЛубышева, 1992) — концепция информационно-пропагандистского воздействия на человека (A.B. Седов, 1985; П. А. Виноградов, 1990, 1991; К. К. Кардялис, 1990; С. С. Филиппов, 1990 и др.) — деятельность учителя физической культуры (О.В. Петунии, 1980; В. М. Моторин, 1981; И. Н. Решетень, 1986; A.A. Шадрин, 1986) — принцип регионализации в организации образовательных систем, как одной из наиболее значимых и перспективных в решении социально-экономического и национально-культурного развития Дальневосточного региона (Г.И.Мызан, 1996; В. Н. Никитенко, 1998; В. А. Нестеров, 1999 и др.).

Научная новизна работы заключается в следующем:

— получены сведения о системе интересов и мотивов младших школьников и месте, отводимом занятиям физической культурой и спортом в данной системе;

— проведена оценка объема и содержания публикаций по спортивной тематике в региональных периодических печатных изданиях;

— разработана и экспериментально проверена экспериментальная программа информационного обеспечения младших школьников по предмету «Физическая культура» с целью приобщения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности.

Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют представления о содержании теории и методики физического воспитания учащихся начальных классов и обосновывают научно-методические подходы к формированию экспериментальной программы информационного обеспечения предмета «Физическая культура».

Практическая значимость работы состоит в обосновании и проверке на практике экспериментальной программы информационного обеспечения младших школьников по предмету «Физическая культура», которая позволяет путем целенаправленного воздействия на сознание школьников улучшить их отношение к физкультурно-спортивной деятельности. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы при составлении учебных планов и проведении уроков по физической культуре, в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, в методической работе учителей физической культуры, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров в физкультурных учебных заведениях.

Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы по физическому воспитанию детей в средних общеобразовательных школах г. Хабаровска и Хабаровского района, что подтверждается актами внедрения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Информационная деятельность учителя физической культуры является одним из основных факторов формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у младших школьников.

2. Причинами низкой физкультурно-спортивной активности детей являются: принижение роли информационно-пропагандистской деятельности учителями физической культурынедостаточное использование учителями начальных классов физкультурно-оздоровительных форм физического воспитания в режиме дня школынеудовлетворительное освещение спортивной темы в средствах местной периодической печати.

3. Внедрение экспериментальной программы информационного обеспечения позволяет улучшить отношение учащихся к физкультурно-спортивной деятельности и повысить уровень их физической подготовленности.

Структура и объем. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 1S5 страницах, содержит 26 таблиц и 6 рисунков.

Список литературы

насчитывает 202 литературных источника, из них 5 на иностранном языке. Работа имеет 10 приложений.

Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики (Б.А. Ашмарин, 1978; В. М. Зациорский, 1982).

Проводились следующие расчеты: среднее арифметическое значение (X) — среднее квадратическое отклонение (а) — стандартная ошибка среднего значения (ш) — процент прироста признаков (v). Достоверность различий считалась существенной при 1 — 5% уровне значимости (Р = 0,01 — 0,05), что признается вполне высоким и надежным в биологических исследованиях (Б.А. Ашмарин, 1978; B.C. Иванов, 1990).

2.3. Организация исследования.

Исследование проводилось с 1997 по 2001 год и включало три этапа.

На первом этапе (1997 — 1999 г. г.) осуществлялись анализ и обобщение литературных источников с целью теоретического обоснования проблемы исследования,. поиск путей и форм организации исследования. Были определены факторы, оказывающие наиболее существенное воздействие на отношение младших школьников к занятиям физической культурой и спортом и информационные средства, применяемые для формирования у школьников положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

На втором этапе (1999 — 2000 г. г.) проведено анкетирование учащихся начальных классов (429 человек), родителей (342 человека) и учителей физической культуры (66 человек) с целью выявления их отношения к постановке физкультурного образования в школе.

Проведен контент-анализ газет «Тихоокеанская звезда», «Приамурские ведомости» и «Хабаровские вести», с целью определения объема и содержания в данных газетах статей спортивной направленности. На основании полученных результатов была разработана экспериментальная программа информационного обеспечения учащихся начальных классов по предмету «Физическая культура».

Третий этап (2000 — 2001 г. г.) включал экспериментальное обоснование разработанной программы. Для этого с сентября 2000 года по май 2001 года проведен педагогический эксперимент на базе средней школы № 12 г. Хабаровска. В эксперименте приняли участие шесть групп (первые экспериментальная и контрольная группы по 29 учащихся первых классоввторые экспериментальная и контрольная группы по 27 учащихся вторых классов и третьи экспериментальная и контрольная группы по 31 учащемуся третьих классов), где были равно представлены мальчики и девочки относительно однородные по уровню физической подготовленности и состоянию здоровья.

Уроки в контрольных и экспериментальных группах проводились в соответствии с действующей «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1−4 классов общеобразовательных школ».

На протяжении учебного года в экспериментальных группах проводилась большая информационно-пропагандистская работа по повышению физкультурно-спортивной грамотности младших школьников по разработанной нами программе. Обучение теоретическому материалу осуществлялось как в процессе уроков, так и во внеурочное время. Основное отличие в обучении контрольных и экспериментальных групп было в расширении теоретического.

раздела учебной программы с включением в него тем региональной направленности.

В ходе эксперимента изучалась эффективность внедрения разработанной информационной программы в учебный процесс младших школьников, определялся уровень знаний, выявлялась динамика показателей двигательной подготовленности и психического состояния детей.

По окончании эксперимента (июнь — август 2001) проведена математическая обработка полученных данных, которые затем были проанализированы, обобщены и нашли свое отражение в выводах работы.

Подробное описание программы содержится в 3 главе.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

3.1.Система интересов младших школьников и их отношение к занятиям физической культурой и спортом.

Для того, чтобы формы и методы информационного воздействия на младших школьников были эффективны, необходимо знать систему интересов детей данного возраста и их отношение к занятиям физической культурой и спортом.

Система интересов школьника является одной из важных составляющих его психологической характеристики. Под интересом в данном случае понимается предпочтительная склонность к тем или иным занятиям, роду деятельности, областям знаний, способам времяпровождения. Внутренние устремления, влечения, пристрастия, акцентуации внимания могут даже не осознаваться самими детьми, поэтому педагогически управляемое развитие включает в себя знание существующих интересов и тенденций их изменения, как у отдельных личностей, так и в группах.

Школьник не должен быть простым объектом, на который воздействует учитель. Он является личностью, имеющей свои взгляды, убеждения, интересы. Для того, чтобы установки воспитания совпадали с желаниями воспитуемого, г.

Необходимо знать его интересы. С помощью анкетного опроса мы попытались определить систему интересов младших школьников и их отношение к Занятиям физической культурой и спортом (см. приложение 1).

Нами было опрошено 429 учащихся начальных классов г. Хабаровска (214 мальчиков и 215 девочек 1−3 классов).

Детям был задан вопрос «Чем Вы любите заниматься в свободное от учебы время ?» Занятия в музыкальной, художественной школах, танцевальной студии, в кружках технического творчества, группах изучения иностранного языка, театральной студии и т. д. были объединены в одном варианте ответазанимаюсь творческой деятельностью. Детям были даны необходимые разъяснения.

Анализ полученных ответов показал, что 45,9% детей предпочитают проводить свободное время у телевизора. Увлекаются различными видами творческой деятельности 44,7% учащихся, что соответствует второму месту.

Третье и четвертое место в структуре интересов по общему количеству ответов занимают прогулки с друзьями (40,5%) и увлечение физкультурно-спортивной деятельностью (39,3%). Если рассматривать ответы мальчиков и девочек в отдельности, то у тех и у других увлечение физкультурно-спортивной деятельностью будет занимать третье место и равняться соответственно у мальчиков — 40,6%, у девочек — 38,1%. Далее по убывающей идут ответы: играю дома самостоятельно — 29,6%- играю в компьютер — 29,1%- читают книги — по общей сумме ответов 23,3% детей, причем у мальчиков этот показатель гораздо ниже — всего 19,1% мальчиков любят читать книги, это соответствует девятому предпоследнему месту. У девочек этот показатель несколько выше.

27,4% (седьмое место). Дальше идет помощь родителям — 21,2%, игры с братьями и сестрами — 20,7%, занятия с животными — 16,3%. Существенных различий между мальчиками и девочками по этим показателям не было (табл. 1).

Из детей, которые увлекаются различными видами творческой деятельности музыкой занимаются — 19% опрошенных школьников, рисованием — 25%, танцами — 26%, изучают иностранные языки — 10%, занимаются в кружках технического творчества — 20%, в театральной студии.

6% детей. Интересно было узнать, что 7% опрошенных детей совмещают увлечение творческой деятельностью с занятиями спортом.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом в системе интересов у младших школьников занимают четвертое место, что свидетельствует о низкой физкультурно-спортивной активности детей данного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Биология 25,1 1 24,3 2 23,2 4 22,3 4
  2. Рисование 21,2 4 20,5 6 24,3 2 24,7 1
  3. Танец 18,7 7 19,4 7 20,7 5 19,6 6
  4. Театр 17,6 8 15,6 9 14,2 9 15,2 9
  5. Кино, радио, ТВ 24,3 2 21,2 5 23,6 3 24,6 2
  6. Спорт 20,7 5 26,1 1 19,3 6 18,1 7
  7. Эстрада 23,4 3 22,3 4 24,7 1 22,7 3
  8. Классическая музыка 12,2 11 13,9 11 10,8 11 12,4 11
  9. Учение, познание 19,1 6 23,4 3 18,3 7 19,8 5
  10. В первых классах данный вид тестирования не проводился, так как он является сложным для восприятия учащимися семилетнего возраста.
Заполнить форму текущей работой