Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модернизация процесса подготовки и проведения педагогической практики студентов вузов физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учебному управлению включить в структуру подготовки спе циалистов по физической культуре практикум по профессиональной ориен тации, который необходимо проводить в детских (школьных и дошкольных) оздоровительных центрах, спортивных и трудовых объединениях школьни ков, в детских клубах по месту жительствана турбазах, в оздоровительно развлекательных комплексах различного профиля для получения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (обзор литературы)
    • 1. 1. Общие проблемы подготовки студентов к педагогической практике
    • 1. 2. Основные направления совершенствования системы подготовки студентов к педагогической практике
      • 1. 2. 1. Личностно-ориентированное направление подготовки студентов к практике
      • 1. 2. 2. Профессионально-ориентированное направление подготовки студентов т: практике
      • 1. 2. 3. Направление подготовки студентов к практике, ориентированное на воспитывающий характер профессиональной деятельности
    • 1. 3. Общие проблемы педагогического контроля в вузе
    • 1. 4. Тенденции развития процесса подготовки к педагогической практике
  • Резюме
  • Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава 3. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Экспрессивный и интеллектуальный компоненты педагогических способностей
    • 3. 2. Профессиональная ориентация студентов
    • 3. 3. Самоактуализация личности студентов
    • 3. 4. Организация и содержание педагогической практики
    • 3. 5. Модельные характеристики специалиста
  • Резюме
  • Глава 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
    • 4. 1. Разработка программ педагогической практики с различными направлениями целевых установок
    • 4. 2. Динамика мотивации и психического состояния учащихся в ходе педагогической практики
    • 4. 3. Динамика отношения учащихся к содержанию уроков физической культуры
    • 4. 4. Динамика уровня развития педагогических способностей студентов
    • 4. 5. Динамика показателей индивидуального стиля педагогической деятельности студентов
  • Резюме

Модернизация процесса подготовки и проведения педагогической практики студентов вузов физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Профессионально-педагогическая практика является основным связующим звеном между теоретической подготовкой и непосредственной педагогической деятельностью будущего молодого специалиста. Участие в ней студентов способствует проявлению и развитию у них всех компонентов педагогических способностей — гностического, конструктивного, организаторского, коммуникативного и экспрессивного. Но роль педагогической практики в процессе вузовской подготовки специалиста этим не ограничивается. Она выполняет еще и адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую функции.

Переход на многоуровневую систему подготовки специалистов влечет за собой естественную необходимость изменения содержания базовых видов практики. В частности, в соответствии с проводимой реформой школьного образования изменились подходы к содержанию воспитательной работы с учащимися. При сохранении прежнего — функционального — подхода (по традиционным направлениям воспитательно-образовательной работы) введены аксиологический (ценностный) и гуманистический подходы, а также по видам деятельности ученика и по компонентам базовой культуры личности (Г.М.Коджаспирова, Л. В. Борикова, 2000).

В ходе практики студент обучается приемам актуализации теоретических знаний, овладевает научными методами преподавания и педагогическим опытом как средством развития педагогического мышления. Поэтому нужен отбор самых необходимых знаний, которые обеспечили бы развитие умственных способностей студента, формирование умения обучаться опережающими темпами по сравнению с его практикой. Только при этом условии возможна реализация схемы становления специалиста — от абстрактного мышления к практике как высшему уровню деятельности.

В соответствии с тремя группами обучающих задач Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура» система подготовки студентов имеет в своей основе преимущественно три направления: «Я» (личность), «Д» (деятельность) и «В» (воспитанник). Процесс оптимизации практики направлен на достижение максимально возможного результата в формировании профессиональных способностей при минимальных затратах времени и усилий студентов и преподавателей (Л.М.Куликова, 1996). В таких условиях не реализуется воспитывающая — гуманистическая функция практики, о чем свидетельствуют результаты исследований Г. А. Шашкина (1998).

В силу преимущественной ориентации реализуемых в настоящее время различных видов педагогической практики на достижение максимального результата в формировании практических умений и навыков, недостатком большинства исследований, изучавших эффективность вузовской подготовки специалистов, является отсутствие данных о ведущем критерии профессиональной готовности студентов — характере изменений в развитии личности их воспитанников в период педагогической практики, и о методике целенаправленного педагогического воздействия.

Следовательно, проблемы формирования педагогического мастерства студентов должны рассматриваться не только с точки зрения знаний, умений, навыков в области теории и методики физической культуры и спорта, но и с позиции успешности овладения методикой педагогического воздействия, направленного на воспитание у учащихся общегражданских норм и жизненных ценностей.

Все вышеизложенное и обусловливает актуальность данного исследования.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием.

Предмет исследования — организация, содержание и методика профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условиях педагогической практики.

Цель исследования — повысить эффективность профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры путем совершенствования организации и содержания педагогической практики.

Гипотеза исследования. Анализ научно-методической литературы (Л.М.Куликов, 1997; Г. А. Шашкин, 1998; П. К. Петров, 1999; М. Я. Виленский, 2000) показал, что в общей системе профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры недостаточно точно определено место педагогической практики. Причина этого заключается в неадекватности существующей системы высшего физкультурного образования требованиям подготовки конкурентоспособного специалиста (А.Г.Барабанов, 1995; С. Д. Неверкович, 1996; Г. А. Шашкин, 1998), а также в отсутствии единых критериев оценки профессиональной подготовленности студентов (В.Т.Чичикин, 1995; В. У. Агеевец с соавт., 1997; А. М. Новиков, 1999), на основе которых возможен сравнительный анализ и сопоставимость результатов различных видов педагогической практики.

Предполагалось, что внедрение в программу подготовки и проведения профессионально-педагогической практики реализации целевых установок различных направлений — на развитие личностных качеств студентов (направление «Я»), формирование их профессиональных навыков (направление «В»), умение воспитывать в процессе обучения (направление «В»), а также разработка методики контроля за деятельностью студентов в период практики, позволят добиться высокого уровня профессиональной подготовки студентов, адекватного оптимальному сочетанию требований квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту.

Задачи исследования:

1. Установить факторы, обусловливающие уровень профессиональной подготовленности студентов вузов физической культуры к педагогической деятельности.

2. Определить особенности влияния различных программ педагогической практики на уровень мотивации занятий физической культурой и самосовершенствования, длительные и ситуативные психические состояния учащихся в период педагогической практики.

3. Установить степень соответствия личностных и профессиональных качеств студентов профилю специалиста по физической культуре.

4. Разработать и экспериментально оценить эффективность программ подготовки студентов вузов физической культуры к профессиональной деятельности в условиях педагогической практики.

Методологической основой исследования явились работы, посвященные развитию личности (Л.И.Анциферова, 1989; В. С. Мерлин, 1990; Б. Г. Ананьев, 2001) — концепции физкультурного образования (С.Д. Неверко-вич, 1995; В. И. Григорьев, 1998), научные положения педагогики, социологии, теории и методики физического воспитания о многоуровневой структуре подготовки кадров (А.Г.Барабанов, 1995, 1996; Б. И. Новиков, 1990; М. С. Расин, 1990; В. Г. Левченко, 1999; С. Б. Голуб, 1999; М. Я. Виленский, 2000; В. М. Филиппов, 2001) — положения Законов Российской Федерации «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), Федеральной программы «Развитие образования в России» (1996), ГОСы ВПО по направлению 521 900 «Физическая культура» (1994, 2000) и специальности 22 300 «Физическая культура и спорт» (1995, 2000), инструктивные и нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке и обосновании путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры в условиях педагогической практики. При этом:

— конкретизированы противоречия между задачами и содержанием существующей системы профессионально-педагогической практики студентов;

— установлены ведущие признаки профессиональной ориентации абитуриентов и качества студентов вузов физической культуры к педагогической деятельности;

— разработана система оценки профессионально-педагогической практики студентов вузов физической культуры;

— разработана модель непрерывной профессионально-педагогической практики студентов вузов физической культуры на основе оптимального сочетания личностных и профессионально важных качеств специалиста по физической культуре.

Основные положения, выносимые на защиту1:

1. К факторам, обусловливающим успешность профессиональной деятельности студентов в условиях педагогической практики, относятся интеллектуальный и личностный потенциал, уровень и динамика развития педагогических способностей, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

2. Ведущим критерием эффективности достижения студентами-практикантами устойчивой профессиональной готовности является характер изменений в развитии личности их воспитанников.

3. Реализация программы профессиональной практики, ориентированной на развитие личности школьников, позволяет улучшить показатели индивидуального стиля педагогической деятельности и самооценки педагогических способностей студентов, существенно приблизив их к модельным характеристикам специалиста физической культуры.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту положениями, обосновывающими неразрывную связь теоретической подготовки и практической деятельности студентов в период профессионально-педагогической практики, что выражается в основных правилах построения видов практики и компонентах ее содержаниярациональной сбалансированности различных направлений в программах и учебных заданиях практики.

В рамках рассматриваемой проблемы определено новое направление дальнейших научных исследований, которое заключается в поиске межсистемных связей компонентов педагогической практики с другими видами профессиональной подготовки студентов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что их использование позволяет оптимизировать процесс подготовки, содержание и построение педагогической практики дает возможность повысить ее эффективность и обеспечить высокий уровень подготовленности студентов вузов физической культуры к профессиональной деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы вузами физической культуры для подготовки конкурентоспособного специалиста в области физической культуры и спортапри отборе абитуриентов на специальность «Физическая культура и спорт», способных успешно пройти обучениедля специалистов в области физической культуры и спорта в работе с различным контингентом занимающихся, в том числе с людьми, имеющими ограниченными возможностями.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на XII Региональной научно-практической конференции Краснодарского отделения Российского психологического общества (1999), на VI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» в г. Краснодаре, КубГТУ.

2000), на VII Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» в г. Краснодаре, КубГТУ.

2001), на VI межвузовской научно-практической конференции, посвященной 85-летию высшего образования на Урале в г. Чайковском высшего образования на Урале в г. Чайковском (2001). По результатам исследования опубликовано 13 работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и 8 приложений.

Список литературы

включает 189 литературных источников, из которых 16 — на иностранных языках. Диссертация изложена на 192 страницах компьютерного текста и иллюстрирована 26 таблицами и 14 рисунками.

1. профессиональная готовность студентов к успешному ведению педагогической деятельности обусловлена интеллектуальным и личностным потенциалом, уровнем развития педагогических способностей, а также освоением индивидуального стиля педагогической деятельности.2. Ведущими показателями, определяющими успешность сдачи вступительных экзаменов и последующего освоения учебного плана, являются способности абитуриентов к оптимальному решению педагогической ситуации, распознанию эмоционального состояния и установлению вербальных аналогий, а также доминирование практического мышления и адекватность темпа умственного развития студенческому возрасту. Студенты-выпускники вуза характеризуются более высокими показателями вербальных способностей к обобщению и умозаключениям по сравнению со студентами 1 -2 курсов. Для студентов всех курсов обучения характерны тесные корреляционные взаимосвязи показателей оценки педагогических ситуаций, «перевода» смысла фразы, способности к обобщению и умозаключениям. Студентов-отличников характеризуют тесные корреляционные связи между показателями экспрессивных способностей и показателей способностей к обоби-ению как вербального, так и невербального характера. Не поступившие в вуз абитуриенты отличаются относительно низкими показателями невербального интеллекта, способности к анализу-синтезу и умозаключениям.3. Особенностям динамики показателей профессиональной ориентации студентов в процессе обучения должны соответствовать виды и содержание педагогической практики. В первые годы вузовского обучения усиливается стремление студентов к переформированию личности в социально значимой ориентации путем включения в научно-исследовательскую и спортивномассовую работу академии, наблюдается переориентация на работу в области физической культуры с лицами любого возраста и овладение способами развития физической культуры в регионе под воздействием учебно-воспитательного процесса в вузе.4. Специалисты физической культуры и спорта имеют достоверно более высокие показатели организаторско-коммуникативного и эмоционально-методического стилей по сравнению со студентами практикантами. При этом специалистов отличает независимость различных сфер индивидуального стиля педагогической деятельности (конструктивно организаторско-коммуникативного и рассуждающе-эмоционально импровизационно-методического), что указывает на более высокую надежность их деятельности. Сходными свойствами личности специалистов и студентов являются факторы ЭГО-силы, озабоченности — беспечности, подозрительности, ;

доверчивости и напряженности (фрустрированности) — релаксации. Отличительными особенностями свойств личности специалистов явились высокие значения показателей самоконтроля, подчиненности, групповой зависимости, самоуверенности и абстрактного мышления. Для студентов оказались типичными выраженные показатели абстрактного мышления, беспечности и подозрительности, а ниже среднего уровня оказался показатель самодостаточности.5. Критериями эффективности профессиональной подготовки студентов к ведению педагогической деятельности в условиях педагогической практики являются положительное изменение у школьников уровня воспитанности, отношения к содержанию урока физической культуры, показателей настроения, мотивации занятий физической культурой и спортом, адекватности самооценки. Улучшились показатели развития нравственных и волевых качеств.6. Признаками эффективности программы практики направления «В» (реализация воспитательной функции обучения) являются улучшение у студентов показателей гностического, конструктивного и организаторского компонентов педагогических способ?{Остей и приближение эмоционально импровизационного и эмоционально-методического стилей педагогической деятельности к параметрам специалистов физической культуры. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В процессе подготовки и проведения профессионально педагогической практики необходимо обеспечить личностно ориентированный и непрерывно усложняющийся творческий характер под готовки каждого студента. Проблемы формирования его педагогического мастерства рассматриваются не только с точки зрения знаний, умений и на выков в области теории и методики избранного вида спорта (направление «Д»), но и овладения им методикой педагогического воздействия, направ ленного на воспитание у учащихся общегражданских норм и жизненных ценностей, т. е. реализацию направления «В». В целях улучшения процесса профессиональной подготовки специали стов по физической культуре и спорту нами разработаны следующие реко мендации:

1. Учебному управлению включить в структуру подготовки спе циалистов по физической культуре практикум по профессиональной ориен тации, который необходимо проводить в детских (школьных и дошкольных) оздоровительных центрах, спортивных и трудовых объединениях школьни ков, в детских клубах по месту жительствана турбазах, в оздоровительно развлекательных комплексах различного профиля для получения навыков работы по физической культуре с различным контингентом отдыхающих, в том числе людей с ограниченными возможностями, во втором и четвертом семестрах. Педагогическую практику студентов в общеобразовательной школе планировать на 6 семестр. Профессионально-ориентированную практику проводить в учебных, учебно-спортивных учреждениях, а также в спортив ных, оздоровительных клубах государственных и коммерческих структур в 7 семестрепедагогическую стажерскую практику по специализации — по мес ту предполагаемой работы будущего выпускника в 10 семестре.2. Для успешного проведения и адаптации студентов к условиям практики рекомендуем проводить в рамках курса «теория и методика из бранного вида спорта» практические занятия со следующей тематикой: • анализ программы по физической культуре в различных образова тельных уровнях школы- • подготовка планируюш, ей документации учителей физической культуры средней общеобразовательной школы- • формулировка образовательных задач урока в соответствии с пла нированием учебного процесса, особенностями школы, подготовленностью учащихся- • формулировка воспитательных задач урока (воспитание качеств личности посредством физических упражнений) в соответствии с учебным процессом и возможные средства реализации их в процессе урока- • моделирование и рассмотрение педагогических ситуаций, возни кающих на урочных и внеурочных формах занятий физической культурой и применяемые в соответствии с этим средства, методы, приемы. На занятиях курса «Педагогика физической культуры и спорта» целе сообразно проводить практические занятия с тематикой: • возможные меры поощрения и наказания на уроках физической культуры- • варианты оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры- • влияние поведения учителя (практиканта) на поведение учащихся- • определение по поведению ученика его индивидуальных типологи ческих свойств личности- • возможное поведение учащихся на уроках физической культуры в зависимости от типологических свойств личности ребенка.3. При проведении различных видов практики (педагогической, про фессионально-ориентированной и стажерской) по направлению «Физичеекая культура» предлагается целенаправленная программа формирования облика специалиста, в основе которой лежит направление «В», базирующая на основе уже сформированных в процессе обучения направлений «Я» и «Д». В связи с этим в программу практики необходимо внести учебные зада ния по воспитательной работе со следующей тематикой (прил. 7): самоанализ и анализ реализации воспитательных задач на уроках физической культуры, проводимых самостоятельно и коллегами по бригаде- • анализ развития личностных качеств школьников средствами физи ческой культуры- • оценка степени влияния своего поведения на поведение учащихся- • анализ используемых мер поощрения и наказания на уроках физи ческой культуры.4. Для выставления итоговой оценки качества профессиональной дея тельности студента в период практики предлагается использовать оценоч ную ведомость (прил.8), включающую в себя следующие разделы: • учебно-методическая работа студента (проведение уроков и их ана лиз, составление планирующей документации, правильность подбора средств и методов обучения, отраженные в конспектах урока) — воспитательная деятельность практиканта в процессе обучения на уроках физической культуры и тренировочных занятиях, а также на вне урочных формах (внеклассные и внешкольные мероприятия, в том числе физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые) — • профессиональная деятельность во время проведения урочных и внеурочных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы- • психологическое обеспечение воспитательной деятельности в пери од практики- • трудовая дисциплина студента.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой