Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование состояния готовности к поединку в зависимости от индивидуальных особенностей квалифицированных кикбоксеров-юниоров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для «Нестабильных» кикбоксеров система средств формирования оптимального актуального состояния строится следующим образом: средства первой группы — выполнение успокаивающим (релаксирующих) дыхательных и мимических упражнений с постоянным самоконтролем за мимической мускулатурой, формирование «Маски спокойствия» перед выходом на ринг, чередование успокаивающего и возбуждающего самомассажа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПОЕДИНКУ
    • 1. 1. Сущность спортивного поединка
    • 1. 2. Состояние готовности к экстремальной деятельности
      • 1. 2. 1. Механизмы формирования готовности к деятельности
      • 1. 2. 2. Готовность к спортивной деятельности и предстартовые состояния
      • 1. 2. 3. Специфика формирования состояния готовности к спортивному поединку
    • 1. 3. Индивидуальные факторы предсоревновательной подготовки спортсменов-единоборцев
      • 1. 3. 1. Влияние индивидуально-типологических различий на предстартовые состояния спортсменов
      • 1. 3. 2. Индивидуальный стиль деятельности единоборцев и особенности подготовки к поединку
    • 1. 4. Фактор возрастных различий в предсоревновательной подготовке спортсменов
      • 1. 4. 1. Характеристики возрастных групп в единоборствах
      • 1. 4. 2. Особенности предсоревновательной подготовки юных единоборцев
  • ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Обоснования выбора комплекса методик экспериментального исследования
    • 2. 2. Методики исследования
      • 2. 2. 1. Педагогические методики
      • 2. 2. 2. Психологические методики
      • 2. 2. 3. Психофизиологические методики
      • 2. 2. 4. Физиологические методики
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ОБЩИЕ И ТИПОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИКБОКСИНГЕ
    • 3. 1. Особенности деятельности кикбоксеров
      • 3. 1. 1. Кикбоксинг как специфический вид единоборств
      • 3. 1. 2. Классификация боевых действий в кикбоксинге
      • 3. 1. 3. Состав боевых действий кикбоксеров
    • 3. 2. Индивидуально-типовые особенности кикбоксеров-юниоров
      • 3. 2. 1. Индивидуальный стиль ведения поединка кикбоксерами юниорами
      • 3. 2. 2. Психофизиологические характеристики кикбоксеров
      • 3. 2. 3. Результаты комплексного психомоторного исследования кикбоксеров
      • 3. 2. 4. Особенности психических качеств кикбоксеров-юниоров
    • 3. 3. Типы (группы) кикбоксеров-юниоров
  • ГЛАВА 1. У. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ У КИКБОКСЕРОВ-ЮНИОРОВ
    • 4. 1. Проявления индивидуально-типовых различий кикбоксеров-юниоров в актуальных состояниях
      • 4. 1. 1. Актуальные «тренировочные» состояния
      • 4. 1. 2. Предстартовые состояния кикбоксеров
    • 4. 2. Применение психолого-педагогических средств оптимизации актуальных состояний (педагогический эксперимент)
      • 4. 2. 1. Формирование готовности к тренировочному поединку в системе предсоревновательной подготовки кикбоксеров-юниоров
      • 4. 2. 2. Формирование готовности к соревновательному поединку
    • 4. 3. Оценка эффективности педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Формирование состояния готовности к поединку в зависимости от индивидуальных особенностей квалифицированных кикбоксеров-юниоров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Кикбоксинг — один из популярных современных видов спортивных единоборств, сочетающий в себе лучшие черты таких видов как бокс, карате, тхэквондо. Кикбоксинг способствует развитию многих ценных качеств личности, связанных с влиянием экстремальных условий единоборства, оперативной деятельности с характерными для нее ситуациями принятия и моторной реализации тактических решений. В то же время занятия кикбоксингом, при методически правильной их организации, несут большой психотерапевтический эффект, особенно на современном этапе развития нашего общества.

Особую специфику имеют занятия кикбоксингом в юниорском возрасте, когда завершается физическое и психическое развитие спортсмена, и в то же время наблюдаются более «острые» реакции на экстремальные ситуации поединка. Своевременный учет закономерностей взаимосвязанных динамических процессов физического и психического развития кикбоксеров-юниоров позволяет оптимизировать их психологическую и тактическую подготовку на основе дифференцированного подхода к способам формирования готовности к поединку. Необходимо создание таких условий тренировочной и соревновательной деятельности, которые обеспечивают высокую степень реализации физического и психического потенциала, связанного в основном с индивидуальным характером адаптации кикбоксера к нагрузкам специфической деятельности. Такие условия включают в себя объективные (характер боевой деятельности) и субъективные (состояние спортсмена) факторы регуляции.

Гипотеза. Высокие спортивные результаты юниоров в таком виде единоборств, как кикбоксинг определяются в основном факторами психического и тактического характера. В первом случае речь идет о так называемых предстартовых состояниях, возникающих непосредственно перед поединком, которые необходимо регулировать с целью достижения оптимальной готовности к эффективной деятельности. Во втором случае — о склонности спортсменов к тем или иным тактическим решениям, которые проявляются в индивидуальном стиле боевой деятельности. В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности есть устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. При этом, говоря о способах, не обязательно иметь в виду только исполнительные и тем более, двигательные акты, — это и гностические ориентировочные действия, и смена функциональных состояний.

Есть все основания предполагать, что проявления индивидуальной склонности кикбоксера к определенным решениям соревновательных задач во многом зависят от актуального состояния, при котором создаются предпосылки к эффективным тактическим решениям и успешной их реализации. В зависимости от этого должны подбираться средства регуляции его актуального состояния.

Цель исследования — разработать систему средств регуляции состояния спортсменов-юниоров перед поединком в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Задачи:

1) изучить характерные особенности состава боевой деятельности у квалифицированных кикбоксеров-юниоров,.

2) систематизировать проявления стиля соревновательной деятельности в кикбоксинге,.

3) исследовать особенности актуальных (предстартовых) состояний кикбоксеров-юниоров перед поединком,.

4) установить особенности взаимовлияния актуальных состояний и проявлений индивидуальных особенностей спортсменов-юниоров в кикбоксинге,.

5) разработать методические рекомендации по регуляции актуальных (предстартовых) состояний в связи с особенностями стиля деятельности кикбоксеров-юниоров.

Научная новизна. Систематизированы средства ведения поединка кикбоксерами в зависимости от факторов: возраста, распределения боевых действий по раундам, исхода боя. Определены обобщенные и типовые характеристики психовегетативной активности и психофункциональной работоспособности кикбоксеров-юниоров. Установлены особенности развития психических качеств, которые относятся к сфере практического интеллекта человека, у кикбоксеров различных индивидуально-типовых групп. Обоснован методический подход к дифференцированию кикбоксеров-юниоров по типическим группам на основе анализа данных диагностики методом таксономии. Описаны типовые механизмы проявлений актуальных тренировочных и соревновательных состояний кикбоксеров и показаны пути оптимизации таких состояний с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Практическая значимость. Разработаны условные модельные показатели технико-тактической деятельности кикбоксеров — юниоров и взрослых для использования таких показателей в процессе вторичного отбора и совершенствовании спортивной подготовки. Показаны возможности дифференцирования кикбоксеров по группам с типовыми особенностями психологической и технико-тактической подготовленности для последующей индивидуализации тренировочного процесса путем соотнесения индивидуальных данных с типовыми (отнесенными к конкретной типической группе). Разработаны методические рекомендации по формированию оптимального состояния кикбоксеров в процессе подготовки к тренировочным (спарринг) и соревновательным поединкам.

На защиту выносятся следующие основные положения: особенности состава технико-тактических действий кикбоксеров, различающихся по факторам возраста (юниоры и взрослые спортсмены), а также индивидуального стиля соревновательной деятельноститиповые варианты различий кикбоксеров-юниоров по уровню развития перцептивных, психомоторных и когнитивных качеств, активности и психофункциональной работоспособностивозможности дифференцирования кикбоксеров по типическим группам методом таксономиитипичные тренировочные и соревновательные состояния кикбоксеров различных типических группкомплекс средств оптимизации состояния кикбоксеров перед тренировочными (спарринг) и соревновательными боями.

ВЫВОДЫ.

1. Классификация технико-тактических приемов (состава боевых действий) кикбоксера представляет собой многоуровневую систематизацию технико-тактических действийв качестве исходной позиции такой классификации приняты действия нападения или обороны. Первый уровень — классы приемов, соответствующих основным способам решения тактических задач, второй уровень — подклассы действий, соответствующих способам реализации решений, третий уровень — группы операций, соответствующих технике конкретных способов реализации решений. Систематизация действий позволяет описывать профессиограмму кикбоксинга и «профиль кикбоксера» с конкретным «наполнением» технико-тактических характеристик конкретного спортсмена или группы спортсменов.

2.Кикбоксеры-юниоры отличаются по ряду показателей от взрослых спортсменов. Они несущественно опережают взрослых по среднему количеству ударов руками (d = 1,4). У юниоров представители «тяжелых» весовых категорий более заметно уступают по количеству ударов руками, чем это наблюдается у взрослых спортсменов. Эффективность ударов ногами у юниоров также выше (d = 1,1).В отличие от взрослых юниоры менее эффективно действуют во втором раунде. Остальные различия объясняются не возрастными, а индивидуальными особенностями спортсменов.

3.Кикбоксеры-юниоры характеризуются преобладанием эрготропного синдрома в рамках вегетативного баланса: экстремальная деятельность в этом виде единоборств требует наличия высокого уровня психовегетативной активности. У многих спортсменов наблюдается повышенная тревожность, очевидно, как следствие чувства ответственности за результат каждого своего действия и осознания ситуаций риска контактного единоборства. Проявляются специальные способности кикбоксеров в быстроте и точности сенсомоторных реакций, в устойчивости и переключении внимания. Наличие общих закономерностей не исключает значительных индивидуальных различий, которые могут быть определенным образом систематизированы.

4.Методом таксономии вся выборка кикбоксеров-юниоров была распределена на три типические группы («Активные», «Инертные», «Нестабильные») со специфическими особенностями состава боевых действий, уровнем развития психических качеств, психофизиологическими проявлениями и типовыми состояниями в ситуациях тренировки и соревнования.

5.При анализе актуальных состояний кикбоксеров выявлена согласованность показателей адаптационных реакций в виде «положительных» сдвигов в психофизиологических функциях при «настройке» на определенную работу. Однако при этом наблюдаются существенные индивидуальные вариации, обусловленные принадлежностью спортсменов к определенной типической группе.

Состояние кикбоксеров перед боем зависит от соотношений функционирования отдельных свойств высшей нервной деятельности. У испытуемых с балансом нервных процессов, удаленным от точки равновесия в сторону возбуждения («Нестабильные»), воздействие представляемых будущих боевых ситуаций приводит к состоянию «стартовой лихорадки» характерному дискоординацией нервных процессов. Испытуемые с более уравновешенными нервными процессами («Активные») в предстартовом состоянии достигают более оптимального уровня возбудимости, который обеспечивает стимулирование психофизиологических процессов, характерное для состояния «боевой готовности». Имеющиеся случаи «стартовой апатии» чаще всего характеризуют состояние «Инертных» кикбоксеров, что выражается в отсутствии необходимого уровня положительных сдвигов психофизиологических функций. б. Приемы регулирования предстартовых состояний у «Активных» кикбоксеров в специально организованной предстартовой подготовке практически могут не отличаться от привычных этим спортсменамдля представителей второй группы («Инертных») они направляются на своевременное достижение необходимого уровня возбудимости за счет эмоциональной насыщенности всех средств подготовкимеры воздействия на спортсменов третьей группы («Нестабильных») имеют целью понижение эмоциональной возбудимости и постепенный переход от «отвлеченных» в структуре деятельности двигательных действий к специальным кикбосерским.

Методические рекомендации.

1 .Построение эффективной системы формирования оптимального актуального состояния кикбоксера-юниора в экстремальных условиях тренировок и соревнований требует включения в эту систему следующих элементов:

• определение состава боевых действий у конкретного спортсмена,.

• определение его склонности к определенному индивидуальному стилю соревновательной деятельности;

• диагностику уровня развития психических качеств, непосредственно влияющих на эффективность решения оперативных задач в поединке;

• диагностику актуальных состояний, наиболее целесообразную в двухкомпонентной форме: психофизиологические показатели и психомоторные показатели.

2. Объективные данные актуального состояния кикбоксера должны соотносится с данными наблюдений за его поведением и деятельностью в предстартовой обстановке, а также самооценками спортсмена.

3.Средства формирования оптимального актуального состояния кикбоксера делятся на три основные группы: 1) психофизиологические, 2) психолого-педагогические, 3) педагогические.

К первым относятся такие воздействия на психическую и двигательную сферу спортсмена как дыхательные упражнения, средства мышечной релаксации, а также некоторые составные части разминки перед боем, включая идеомоторные упражнения.

Ко вторым относятся средства саморегуляции, включающие релаксацию, визуализацию, варианты самовнушенияосновную роль играет ментальная тренировка — комплекс психолого-педагогических средств, включающих:

— распознавание и оценку окружающей ситуации;

— контроль психофизиологических и поведенческих реакций;

— приемы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.

К третьим — средства управления мотивацией спортсмена, формирование положительной самооценки у спортсменов, вербальные воздействия тренера, включающие в себя: создание у спортсмена внутренних опор, рационализацию, сублимацию, десенсибилизацию, деактуализацию соперникапарные упражнения спортсмена с тренером (упражнения на лапах) в виде излюбленных комбинаций с установками, реализующими у него состояние боевой готовности.

4.Все названные средства дифференцируются в зависимости от принадлежности кикбоксера к типической группе.

Для «Активных» кикбоксеров средства формирования оптимального актуального состояния основываются на активации физического и психического потенциала спортсмена путем применения соответствующих средств первой группы — самоконтроль активации на основе дыхательных упражнений, чередования напряжения и расслабления мимических мышц, возбуждающий самомассажвторой группы — чередование релаксации и мобилизации с использованием идеомоторных образов специфических действий кикбоксера, раннее формирование мыслей на обязательный выигрыш поединка, выделение в ментальной тренировке ориентации на преодоление прогнозируемых психических барьеров (например, неудобный соперник — левша, нокаутер, выраженный темповик, не снижающий темпа поединка до его конца и т. д.) — третьей группы — мысленное повторение «идеального» выполнения технических приемов, безотносительно к модели предстоящего поединка, воспоминания о своих прежних локальных удачах, построение разминки с использованием большого числа «взрывных» действий, чередование «стандартных» и «коронных» приемов в процессе разминки.

Для «Инертных» кикбоксеров средства формирования оптимального состояния, которые входят в первую группу, имеют следующий состав: возбуждающие дыхательные и мимические упражнения, восприятие своего «физического Я» с максимальным дифференцированием усилий основных мышечных групп, чередование аритмичных и ритмичных соматических упражненийво вторую группу — альфа-программирование желательного хода предстоящего поединка (в дремотном состоянии, накануне поединка), в первой части подготовки к поединку формирование представлений быстрых собственных боевых действий и несколько замедленных ответных действий соперника, формирование образа «Я», успешно действующего в трудной ситуации, визуализация благоприятных ситуаций и концентрация на предстоящий поединокв третью группу — применение тренером таких педагогических приемов как формирование внутренних опор и рационализация, интенсификация разминки в конце первой ее трети (средствами ОФП) и в конце (средствами, моделирующими действия в поединке), постановка достаточно сложных оперативных задач в парных упражнениях (на лапах) перед боем, формирование в таких упражнениях установки максимально разнообразить, делая менее информативными подготовительные действия, применение тренером мобилизующих формул непосредственно перед выходом на ринг.

Для «Нестабильных» кикбоксеров система средств формирования оптимального актуального состояния строится следующим образом: средства первой группы — выполнение успокаивающим (релаксирующих) дыхательных и мимических упражнений с постоянным самоконтролем за мимической мускулатурой, формирование «Маски спокойствия» перед выходом на ринг, чередование успокаивающего и возбуждающего самомассажа, самоконтроль за точностью мышечно-двигательных ощущений при выполнении всех двигательных действий, самоконтроль за признаками соматической тревожности с самовнушением типа: «умеренная тревожность — хорошая исходная позиция для формирования необходимого настроя на победу» — средства второй группы — визуализация приемами, направленными на освобождение спортсмена от отрицательной информации (неприятных воспоминаний), изоляция от обстановки предстоящих соревнований, формирование двигательных программ «идеальных» действий в начале поединка, приемы самоубеждения перед выходом на рингсредства третьей группы — применение тренером вербальных воздействий типа «Сублимация» и «Десенсибилизация», тщательное исполнение всех действий при парных упражнениях с тренером (на лапах), завершая их «коронными» действиями в облегченных ситуациях условного противоборства Типовые рекомендации дают возможность варьировать средства психолого-педагогических воздействий, применять широкий спектр упражнений, наиболее соответствующих индивидуальности конкретного кикбоксера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Актуальные психические состояния у спортсменов и их регуляция в соревновательной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. JI., 1990. — 16 с. v '
  2. Д., Кример JI. Антиципация непрерывных и дискретных реакций // Инженерная психология за рубежом. М.: Прогресс, 1967. — С. 393 — 407.
  3. Актуальные психические состояния в спорте // Теория и практика физической культуры. -1977. № 2. — С. 66 — 68.
  4. В.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия (Ананьев В.Г., Дворяшина М. Г., Кудрявцева Н.А.). М.: Просвещение, 1968. — 369 с.
  5. А. Психологическое тестирование: Книга 1. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  6. И.Т. Исследование процесса специальной подготовки боксеров юниоров в зависимости от возрастного развития психических качеств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М, 1973. -21 с.
  7. А.А. Механизм электродермических реакций. Рига, 1985. -239 с.
  8. П.К. Общие принцыпы формирования защитных приспособления организма // Вестник АМН СССР. 1962. — № 4. — С. 16 — 25.
  9. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М. Медицина, 1975, 447 с.
  10. П.Анохин П. К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии. -1974.-№ 4.-С. 21−29.
  11. А.Б. Структура и динамика сенсомоторного реагирования в процессе совершенствования мастерства: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1981.-21 с.
  12. В.А. Тактика в фехтовании. М., Физкультура и спорт, 1968. -182 с.
  13. Базеян А. М Технико-тактическая подготовка боксеров-юниоров на основе учета показателей их соревновательной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1990. 24 с.
  14. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоров’я, 1987. С. 124- 147.
  15. Н.П., Вербиций Г. И. Особенности развития мышечной силы у мальчиков пубертатного возраста // Теория и практика физической культуры. 1973. -№ 1.-С.19−21.
  16. А.А.Белкин Идеомоторная подготовка в спорте. М.: Физкультура и спор, 1983. — 128 с.
  17. С.Н. Индивидуально-психологические особенности нервной системы боксеров с различной манерой ведения боя // Актуальные проблемы спортивной тренировки: Сб. научных трудов ГДОИФК. Л., 1976. -С. 118−120.
  18. Библиотека кикбоксера. M.:Book chamber interrnational, 1993. — 477 с.
  19. Л.Д., Тышлер Д. А. Психологические аспекты боевой деятельности фехтовальщиков // Теор. и практ. физ. культ. 1976. — № 5. — С. 812.
  20. Е.И. Основные положения высшей нейродидамики // Пограничные проблемы психологии и физиологии, М.: АПН РСФСР, 1961, с. 3−28.
  21. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. — 440 с.
  22. Н.П. и др. Адаптация человека к экстремальным условиям среды (Бойченко Н.П., Слуцкер Д. С., Шофран Л.М.). Рига: Звайчене, 1980. — 184 с.
  23. Бокс: Учебник для ин-тов физической культуры / ред. И. П. Дегтярев. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 284 с.
  24. М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1980. -127 с.
  25. Н.Ж., Воронцов А. В. Изучение стабильности показателей как основа для прогнозирования спортивных способностей // Теория и практика физической культуры. 1976. № 1. — С.24 — 27.
  26. .И., Сычев Ю. З. О развитии быстроты у борцов-юношей // Теория и практика физической культуры. 1970. — № 4. — С.37 — 41.
  27. Г. Ф. Исследование динамики вестибулярной устойчивости у боксеров в связи с фактором тренированности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1978. -24 с.
  28. Ю.В. и др. Динамика техники ударных движений и скоростно-силовых качеств у боксеров-юношей (Верхошанский Ю.В., Филимонов В. И., Хусяйнов З. М., Гаракян А.И.) // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 11. — С. 24 — 26.
  29. Возрастная динамика некоторых психических функций у занимающихся спортом /С.М. Оя, Э. Ю. Пээбо, Э. В. Прий, Т. А. Сикхут // Психика человека в единстве теории и практики. Тарту, 1975. -С. 111−113.
  30. В. Г. Методика технико-тактической подготовки на этапе углубленной специализации в фехтовании на саблях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. — 21 с.
  31. В. Г. и др. Психомоторные качества как предпосылки успешной соревновательной деятельности юных (14−16 лет) фехтовальщиков на саблях (Павлов А. И., Карпов B.C.) / Фехтование: Сборник статей. -М.: Физкультура и спорт. -1985.-С. 41−44.
  32. В.М. и др. Индивидуальные различия в развитии двигательных качеств у подростков (Волков В.М., Вербицкий Г. И., Луговцев В. П., Кузнецов П.П.) // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 11. -С.43 -46.
  33. . А. Соревновательный стресс и индивидуально-психологические особенности спортсменов // Темперамент и спорт. (Ученые записки Пермского пед. ин-та). Т. П: Пермь, 1972. — С.5−18.
  34. . А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях. Учеб. пособие. -Пермь, 1974. 58 с.
  35. . А. Спорт и развитие индивидуальности человека // Теория и практика физической культуры. 1993. — N 2. — С. 1−5.
  36. Е.И. Эффективные методы предсоревновательной подготовки борцов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1986. 16 с.
  37. Е.И., Сиротин О. А. Особенности психологического состояния юных борцов и методика управления ими // Спортивная борьба: Ежегодник. -М.: Физкультура и спорт, 1981. С. 29 — 30.
  38. Е.И., Сиротин О. А. Психолого-педагогические средства и методы предсоревновательной подготовки спортсменов: Рекомендации для тренеров-преподавателей по борьбе. Харьков: ХИИКС, 1989. — 15 с.
  39. А. А. Методика развития быстроты и точности игровых действий квалифицированных волейболистов: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Омск., 1984. — 16 с.
  40. А.А. К вопросу о зависимости латентных периодов при реакции выбора от количества полезной информации // Вопросы психологии. 1967. -№ 1. — С. 74−81.
  41. Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  42. М.А. Спортивная метрология // Учебник для институтов фю. культуры. М.- Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  43. М.А., Запорожанов В. А. Основы управления в спортивной тренировке // Современная система спортивной тренировки. М.: Изд-во СААМ, 1995.-С. 213−226.
  44. Л.Н. Динамика психических состояний боксеров при подготовке к ответственному турниру / Материалы Всесоюзной конференции: «Методы определения тренированности спортсменов высших разрядов». Минск, 1972. — С. 9−11.
  45. Л.Н. Некоторые особенности эмоционального состояния боксеров при подготовке к соревнованиям // Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1973. — С. 32−36.
  46. Л.Н. Исследование динамики психофизиологических компонентов эмоционального напряжения в боксе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1974. — 26 с.
  47. Л.В. Графическая запись действий фехтовальщика // Теория и практика физической культуры 1954. — № 3. — 222−227.
  48. Е.Я. Управление подготовкой высококвалифицированных баскетболистов на основе динамических показателей адаптационных реакций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 21 с.
  49. Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф. дисс. доктора пед. наук. Санкт-Петербург, 1994. — 58 с.
  50. К.В. Школа бокса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1946.-24 с.
  51. И.П. Тренированность боксеров. Киев: Здоров"я, 1986. -144 с.
  52. В. А. О некоторых чертах игрового интеллекта // Теннис. М.: Физкультура и спорт, 1971. — Выпуск второй. — С. 15−22.
  53. Г. 0. Исследование методики совершенствования техники и тактики боксеров: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1953. — 21 с.
  54. Т.О. Тактическая подготовка боксера. М.: Физкультура и спорт, 1970.- 109 с.
  55. Г. О., Худадов Н. А. Предсоревновательная подготовка боксеров. М.- Физкультура и спорт, 1971. — 148 с.
  56. Г. О., Топышев О. П. Техника бокса // Бокс /ред. Дегтярев И. П. -М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 23 — 54.
  57. А.В. Факторы, определяющие индивидуальную мнеру боя в боксе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М, 1980.-23 с.
  58. Г. Л. Взаимосвязь развития двигательных качеств и умений с учетом типологических особенностей футболистов // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 8. — С.30 — 32.
  59. В.В. Взаимосвязь психических состояний и эффективности тренировочной деятельности спортсменов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-Л., 1987.-15 с.
  60. О.В., Лебяжьев А. Н. Компьютеризованная система как средство управления психофизическим состоянием спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 2. — С. 46 -48.
  61. О.В., Толстой Е. В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 10. — С. 40 — 43ю
  62. В. В. Индивидуальный подход к соревновательной подготовке. -Казань: Государственный университет, 1988. 192 с.
  63. В.А. Поведение человека в ситуации выбора // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. — С. 112−133.
  64. В. Г. Типология соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов в зависимости от их индивидуальных особенностей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М, 1990. 24с.
  65. А. Б. Теоретические основы спортивной тактики // теория и практика физической культуры. 1977. -N 8. -С. II.
  66. Е.В. Индивидуализация тактической подготовки боксеров применительно к особенностям психологических качеств, влияющих на тактическое мастерство: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 1984. С. 154.
  67. Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М., РГАФК, 1996, — 131 с.
  68. Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. -М., 1996. -47 с.
  69. С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -М., 1994. 59 с.
  70. B.C. Исследование деятельности спортсменов в вариативных конфликтых ситуациях: Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1975. -32 с.
  71. B.C. Некоторые психологические и тактические особенности соревновательной деятельности спортсмена // Теор. и практ. физической культуры., 1982. № 6. — С. 47−48.
  72. Ф. А. Теоретико-методические направления совершенствования содержания и структуры дисциплины спортивная борьба. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М.: ВНИИФК, 1995. 55 с.
  73. Ю.Я. Об эмоциональном напряжении у соревнующихся спортсменов // Материалы П респ. научно-методич. конф., посвященной 50-летию Сов. Армении. Ереван, 1970. -С. 139−141.
  74. В. Н. Свойства темперамента как условие эффективной деятельности спортсмена высокой квалификации (на материале бокса). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1984. — 20 с.
  75. В. Н. Джероян Г. О. Проявление баланса нервных процессов в особенностях соревновательных действий боксеров // Тезисы докладов на 8 Всесоюзной конференции по психологии спорта. М.: б/и, 1976. С. 91−92.
  76. М.А. Краткий курс инженерной психологии. Таллин: Валгус, 1971.-305 с.
  77. Л.Б. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. М.: Изд-во СААМ, 1995. — С.20 29.
  78. Е.П. О детерминации поведения вероятностной структурой ситуации // Вопросы психологии. 1968. № 3. С. 24 — 36.
  79. В. В., Новиков А. А. К проблеме модельных характеристик квалифицированных спортсменов: система управления тренировочным процессом // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 1. — С.59- 62.
  80. А. Кикбоксинг. М.: Агенство «ФАИР», 1997. — 320 с.
  81. А.П. Механизм эффективности и методика обучения сложным тактико-техническим действиям в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт., 1975. — 209 с.
  82. А.А. Психологическая подготовка спортсмена. Ереван: Айастан, 1985. — 168 с.
  83. В.В. Управление индивидуальной динамикой психических состояний в процессе предсоревновательной подготовки боксера: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1972. 17 с.
  84. В. В., Родионов А. В. Динамика психических состояний боксеров в турнире // Теория и практика физической культуры. М.: 1971. -№ 1.-С. 17−20.
  85. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-343 с.
  86. Ю1.Ленц А. Н. Научно-методические основы системы подготовки квалифицированных борцов: Автореф, дисс. канд. пед. наук. М., 1979. -26 с.
  87. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  88. .Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 1975, № 2. с. 13−31.
  89. О.И. Формирование стиля игровой деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей юных баскетболисток: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 23 с.
  90. Ю7.Маргацук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте (Маршцук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К.). -М.: Просвещение, 1984. 191 с.
  91. А.С. Методика повышения эффективности применения и рапознавания обманных движений у юных боксеров // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 5. — С. 28 — 30.
  92. Ю9.Матвеев Л. П. Спортивная тренировка / Теория и методика физического воспитания. Под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. 2. -С. 5−38.
  93. О.В. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в настольном теннисе с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1990.-17 с.
  94. Ш. Медведев В. В. и др. О психических состояниях в спортивной деятельности (Медведев В.В., Родионов А. В., Худадов Н.А.) // Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1973. — С. 217 — 241.
  95. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности. М.: Наука, 1981. — С. 87−115.
  96. З.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  97. М., Тышлер Д. Психологическая подготовка фехтовальщика. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 129 с.
  98. И5.Мшцук Н. Н. Метод электрометрического исследования потоотделения и опыт его применения в эксперименте и клинике. Д.: 1948. — С. 7−52. Пб. Навроцка В. Эмоции в большом спорте // Сектор зарубежного спорта ВНИИФК, бюллетень N 2, 1967.
  99. Н.И., Овчинникова О. В. Способы оценки показателей состояния напряженности в работе человека-оператора // Проблемы инженерной психологии. М.: Наука, 1967. — С.87 — 95.
  100. И8.Найдиффер P.M. Определение и формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 189 — 204.
  101. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 328 с.
  102. В.П. Психофизиологические аспекты реализации резервных возможностей спортсмена // Проблема резервных возможностей человека /ред. В. В. Кузнецов. -М.: ВНИИФК, 1982. С. 116−127.
  103. В.В. Эволюционно-структурное содержание классификации, систематики и терминологии спортивной борьбы. Д., 1983. — 108 с.
  104. Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 189 с.
  105. Ю.Б. и др. Некоторые особенности развития современного боксе (Никифоров Ю.Б., Васильев Г. Ф., Овакян М.А.) // Бокс: Ежегодник. -М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 46 — 49.
  106. Ю.Б. и др. Структура тренировочной и соревновательной деятельности боксеров высокого класса (Никифоров Ю.Б., Родионов А. В., Овакян М.А.) // Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1981. — С. 24 -27.
  107. Основы управления подготовкой юных спортсменов / ред. М. Я. Набатникова. М.: ВНИИФК, 1982. — 367 с.
  108. Т.Ф. КГР как отражение преднастройки к действию // Материалы Ш съезда общества психологов СССР, том 1. -М., 1968. С. 194 -195.
  109. Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1985. — 50 с.
  110. В.Н., Сыч В.Л. Основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования // Современная система спортивной подготовки. М.: Изд-во СААМ, 1995. — С. 8 -12.
  111. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959. -306 с.
  112. А. Ц. О психических факторах влияющих на исход соревновательной борьбы в спорте. / Тезисы докл. Уральской межвузовской научн. конференции. Пермь, 1970. — С. 205−206.
  113. .Н. Индивидуализация тактической подготовки теннисистов 13−16 лет в зависимости от особенностей интеллектуальной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1995. — 25 с.
  114. А. В. Исследование методики психологической подготовки к соревнованию в зависимости от особенностей высшей нервной деятельности фехтовальщиков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1965.-20 с.
  115. А.В. Спортсмен прогнозирует решение. М.: Физкультура и спорт, 1971. — С. 3−72.
  116. А. В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 203 с.
  117. А. В. Психология спортивной деятельности /Психология спортивной деятельности. -М.: ВНИИФК, 1978.-С. 3−11.
  118. А. В. О возможной гетерохронности в динамике физической и психической подготовленности // Тезисы докл. к VIII Всесоюзной конференции по психологии спорта. М.: 1976.
  119. А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М.: 1990. — 43 с.
  120. А.В. Психическая подготовка спортсмена // Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997.-С. 220−238.
  121. В. Е. /ред. Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979. — 620 с.
  122. В.В. Об эргономических и физиологических подходах к оценке тяжести и напряженности труда // Вопросы эргономического и инженерно-психологического анализа. Свердловск, 1970. — С. 14−21.
  123. А.И. Обучение боксера-новичка // Бокс: Учебник для ин-тов физической культуры / ред. Дегтярев И. П. М.: Физкультура и спорт, 1979. -С. 149−162.
  124. К.О. О скоростных возможностях фехтовальщиков // Материалы II Арм. респ. науч.-методич. конф. Ереван, 1976. — С. 234−238.
  125. В.Г. Диагностика тактических умений спортсменов методом имитации типичных соревновательных ситуаций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. — 24 с.
  126. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 12−23.
  127. Сиротин 0. А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. -М.: 1972.- 18 с.
  128. О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. Челябинск, 1996, б/и. — 314 с.
  129. О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. -М., 1996.-48 с.
  130. О.А. и др. Психологическая подготовка дзюдоистов высокой квалификации (Сиротин О.А., Андреев В. М., Суряхин С. В. // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1977. — С. 13−14.
  131. О.А. и др. Характеристика соревновательной деятельности юных дзюдоистов (Сиротин О.А., Каплин В. Н., Хохлов В. М., Еганов А.В.) / Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 39 -41.
  132. Сон Э. Н. Знакомьтесь кикбоксинг // Боевые искуксства планеты: Научно-методический сборник. — М., 1993. — № 2. — С. 72−75.
  133. Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. М.: Медицина, 1982.-С. 154−160.
  134. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  135. Т.С. Основные методологические подходы к разработке и созданию системы спортивного отбора в процессе многолетней подготовки // Сб. научных трудов ВНИИФК.- М., 1988. С. 6−24.
  136. Т.С. Прогноз спортивной успешности на основе интегральной характеристики спортсмена // Научные труды ВНИИФК, 1995 г. М. — 1996. — т.1. — С.178−186.
  137. В.А. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности (на примере спортивной борьбы дзюдо): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1985. — 22 с.
  138. Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 142 с.
  139. .В. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1983. 23 с.
  140. Д. А. Теория и методика спортивного совершенствования в современных единоборствах. Автореф. дисс.. .. докт. пед. наук. М.: 1984.-46 с.
  141. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 459 с.
  142. В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 252 с.
  143. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.
  144. Н.А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). М.: Физкультура и спорт, 1986.- 159 с.
  145. О.П. Изучение некоторых сторон спортивной деятельности методами теории информации и исследования операций. Дисс. канд. пед. наук. -М.: 1966.-0.146.
  146. О.П. и др. Методика изучения соревновательной деятельности боксеров (Фролов О.П., Вартанов Г. М., Испандияров М.И.): Методические рекомендации. М, 1986. 33 с.
  147. А.А. Борьба самбо. М.: Физкультура и спорт, 1949. -108 с.
  148. Ю. А. О влиянии установки на эмоциональную устойчивость человека // Материалы IV съезда общества психологов. -Тбилиси, 1971.-С. 432.
  149. Н.Д. Оптимизация подготовки высококалифицированных боксеров в экологических условиях горного климата: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 31 с.
  150. Н. А. Психологическая подготовка боксера. -М.: Физкультура и спорт, 1968.-С. 102−123.
  151. Н.А. Опыт работы психолога в сборной команде боксеров // Некоторые вопросы практики спортивной психологии. -М.: ВНИИФК, 1969. -С. 121−163.
  152. Н.А., Сиротин О. А. Некоторые вопросы профилактики психической напряженности в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям в единоборствах: Сб. научных трудов ВНИИФК. М.: ВНИИФК, 1971. -Вып.1. — С. 44−54.
  153. Н.А. Психолого-педагогичекские основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. М, 1997. — 121 с.
  154. Цой О.Е. Психо-тактическая подготовка юных тхэквондистов 15−17 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 24 с.
  155. Ю.К. Исследование процесса подготовки атаки в начальном этапе обучения боксера-юноши: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1970. -22 с.
  156. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967. — 435 с.
  157. Ш. К. программирование физической подготовки единоборца. -Махачкала, б/и, 1997. 261 с.
  158. Ш. К. Индивидуально-программированная физическая подготовка в видах спорта группы единоборств: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. М., 1998. — 52 с.
  159. Amthauer R. Probleme der Trainirbarkeit menschlicher Fahigkeiten // XVII Congres International de Psychologie applique, Liege, 1971. P. 121 -123
  160. Barht B. Probleme einer theorie und Methodik der Strategic und Taktik des Wetthampfes in Sport // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1980. — N 2. -P.26−29.
  161. Bruner J. Personality dynamic and the process of perceiving // Perception: An approach to personality. / R. Blake, A. Ramsay (Eds.). -N 4, — 1951. 336 p.
  162. Chudadov N. Methodologische Grundsatz fuer die Verwaltung der Frustration // Angst und Agressionzunstnde im Leistungssport. Leipzig. 1982. — 4S.
  163. Clauss G. Woerterbuch der Psychologie. VEB Bibliographisches Institut, Leipzig, 1981.-742 s.
  164. Cratty В. Psychology in contemporary sport: Prentice-hall, inc., — 1973. 292 P
  165. Czaikowski Z. Taktyka I psychologia w szermierke. -Katowice: AWF, 1984. 258 p.
  166. Draeger Donn F.,. Smith Robert W. Asian Fighting Arts. Tokyo, 1973. -218 p.
  167. Epuran M. Limit psychic states in sport // 3rd World Congress of the Intern, society of Sport Psychol. Madrid, 1973. -S. 199−204.
  168. Eysenck H. The dynamics of anxiely and historia. L., 1957. — 432 p.
  169. Feige K. Vergleinbende Studien zur Leistungsentwicklung von Spielensportlern: Problematik, Methode, Interpretation, I.Huflage.-Schorndorf: Hofinann, 1973.-136 s.
  170. Kim Ch. Perceived Motivational Factors Related to Initial Participation and Persistence in Taekwondo. Unpublished dissertation. University of New Mexico, 1991. -69 p.
  171. Kunath P. Taetigkeitsorientierte Sportpsychologie. Verelag Harri Deutsch, 1991.-329 s.
  172. Kurban R. Kicking techniques for Competition and Self-Defens. Ohara Publications, Santa Clarita, 1993. — 111 p.
  173. Malmo R.B. Activation: A neuropsychological dimension // Psychol. Rev. -1959.-№ 66.-P. 367−386.
  174. Manteufel U. Kognition in der sportlichen Tatigkeit // Tatigkeitsorientierte Sportpsychologie / Kunath P., Schellenberger H. Frankfurt am Main: Verlag Harri Deutsch, 1991. — P. 83−105.
  175. Park Y.H., Park Y.H., Gerrarg J. Taekwondo: The Ultimate Reference Guide to the World’s Most Popular Martial Art. New York: Facts on File, 1989. — 210 p.
  176. Raymond Th. La ressite sportive. Paris: Presses universitalres de France, 1975.-904 p.
  177. Rodionov A. Individualization of psychophysiological stress management. // IX European Congress on Sport Psychology, Brussels, 1995. — P. 72.
  178. Rodionov A. Individual style of activity in sport // Abstracts of ISSCE'96. -Bangalore, India, 1996. P. 20
  179. Rothert H. Ringen. Berlin: Sportverlag., 1975 — 150 s.
  180. Serban M. Aspects of application of psychologe traning in fencing // Recearch quarterly for exersize and sport. 1975. -N 12. — p. 32−36.
  181. UnesthaJ L.-E. The Ideal Performance // Sport Psychology in Theory and Practice. VEJE Publ. Inc., Orebro, Sweden, 1986. — S.21 — 38.
  182. Valera D. Karate technique Full contact. — Boulogne: Sedirep, 1984. — 160 s.
  183. ФИО Автора внедрения Наименование предложения рекомен-и и краткая хар-ка Эффект от внедрения
  184. Зав.кафедрой бокса, доктор л.н., доцент Калмыков Е.В.
  185. Ст.тренер молодежной сб. команды России по кикбоксингу1. Шарафисламов Ф. С.
Заполнить форму текущей работой