Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание и направленность физической подготовки яхтсменов высшей квалификации в годичном цикле спортивной тренировки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поддержание предельно высокой скорости хода яхты в условиях неустойчивого по силе и направлению ветра, а также при выраженном волнении, требует строгой соподчиненности и точности выполнения адекватно дозированных управляющих воздействий, чтобы не допускать нежелательного «рысканья» лодки и удерживать судно на курсе без значительных отклонений руля, тормозящих его движение. Особенно наглядно это… Читать ещё >

Содержание

  • СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
    • 13. 00. 04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры)
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель
  • Заслуженный мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, Акименко В. И
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
  • Глава 1. Обоснование проблемы и задачи исследования
    • 1. 1. Ретроспективный анализ развития яхтинга и его значение в оценке современного состояния парусного спорта в России
    • 1. 2. Двигательная характеристика яхтсмена при управлении парусным судном и требования к уровню развития его физических качеств
    • 1. 3. Опыт использования физических упражнений в тренировочном процессе яхтсменов
    • 1. 4. Формирование гипотезы и задачи исследования
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Определение ведущих базовых и специальных физических качеств высококвалифицированных яхтсменов
    • 3. 1. Научные предпосылки необходимости выяснения ведущих базовых и специальных физических качеств яхтсменов высшей квалификации
    • 3. 2. Исследование значимости базовых физических качеств, обеспечивающих успешность двигательной деятельности высококвалифицированных яхтсменов по управлению парусным судном
    • 3. 3. Исследование значимости специальных физических качеств, обеспечивающих успешность двигательной деятельности высококватшфицированных яхтсменов по управлению парусным судном
  • Глава 4. Теоретико-экспериментальное обоснование содержания и направленности физической подготовки яхтсменов высшей квалификации в годичном цикле спортивной тренировки
    • 4. 1. Кантент-аналю соотношения средств общей и специальной физической подготовки яхтсменов в годичном цикле спортивной тренировки
    • 4. 2. Обоснование модели построения общей и специальной физической подготовки яхтсменов высшей квалификации в начальном макроцикле многолетней спортивной тренировки
    • 4. 3. Организация педагогического эксперимента
    • 4. 4. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Содержание и направленность физической подготовки яхтсменов высшей квалификации в годичном цикле спортивной тренировки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика спорта высших достижений показывает, что закономерности, свойственные тренировке спортсменов-разрядников, не всегда могут использованы в подготовке спортсменов высшей квалификации. Прямое перенесение этих закономерностей в тренировочный процесс, указанной выше категории спортсменов сопряжено со многими ошибками и, как правило, сопровождается значительным снижением результативности выступления спортсменов на крупных международных соревнованиях (см. С. М. Войцеховский, 1968; К. Инясевский, 1969; Е. Самсовонов, 1988 Б. Степаник, 1969; Ю. В. Верхошанский, 1988; В. Н. Платонов, 1987; ЛП. Матвеев, 1977; Н. Г. Озолин, 2002; А. И. Колесов, Н. А. Ленц, Е. А. Разумовский, 2003 и др.).

Содержание и направленность физической подготовки спортсменов высшей квалификации, а также соотношение ее составляющих (общей и специальной физической подготовки) в годичном макроцикле тренировки является одной из актуальных проблем современной теории спорта.

Структура тренировочных макроциклов подчинена в первую очередь решению тех задач, которым посвящена спортивная тренировка на конкретном этапе многолетнего совершенствования. Поэтому построение тренировочных макроциклов на первом этапе многолетней подготовки, в котором основной направленностью яваляется создание (на основе гармонического физического развития и укрепления общей работоспособности) технических и функциональных предпосылок для эффективной подготовки спортсменов в дальнейшим, принципиально отличается от построения макроциклов, направленных на максимальную реализацию индивидуальных возможностей (В.Н.Платонов, 1987). Поэтому на перовм и втором этапах Олимпийского цикла тренировочной процесс строится преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых параллельно (а при необходимости и последовательно) решаютея задачи физической, психологической, технической и тактической подготовки спортсменов.

Несмотря на тот факт, что за последние 30 лет в печати появилось большое количество публикаций, обобщающих опыт физической подготовки лыжников, пловцов, легкоатлетов, гимнастов, борцов, гребцов, тяжелоатлетов, спортигровиков, фигуристов и представителей других видов спорта, в парусном спорте существует множество спорных вопросов, в том числе и по соотношению ОФП и СФП в процессе подготовки. Ошибки в определении соотношения средств ОФП и СФП снижают результативность выступлений российских яхтсменов на международных и в том числе на олимпийских регатах. Это обуславливается в первую очередь особенностями данного вида спорта, закономерностями становления в нем основных составляющих спортивного мастерства, необходимостью подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях, индивидуальными адаптационными возможностями яхтсмена, уровнем его тактической и психологической подготовки, содержанием предыдущего макроцикла тренировочного процесса.

Необходимость научного обоснования содержания различных сторон подготовки яхтсменов высшей квалификации обусловило методическое письмо, связанное с подготовкой спортсменов России к шрам ХУЛ Олимпиады 2004 года в Афинах (Греция). В письме отмечается, что развитие парусного спорта в России находится в неудовлетворительном состоянии. Крайне низкий «спортивный потенциал» в этом виде спорта, по мнению авторов этого документа, прежде всего, обусловлен:

• несовременными, устаревшими методами спортивной тренировки, использованием научно-методической технологии 20−30-летней давности;

• переориентацией тренировочного процесса спортсменов с методических основ на «внетренировочные средства и методы подготовки»;

• отсутствием оптимального перспективного планирования подготовки в многолетнем (на олимпийском цикл) годичном и этапном циклам программирования спортивной тренировки;

• не эффективным управлением тренировочным процессом спортсменов на различных этапах подготовки.

Кроме этого, в письме приводятся данные о том, что подготовке спортсменов высшей квалификации имеет место быть почти полное игнорирование ориентации тренировочного процесса на содержание и структуру модельных характеристик различных сторон подготовленности: физической, технико-тактической и особенно функциональной.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии со сводным планом НИОКР Госкомспорта России на 2001;2005г.г.Направление 02, тема 02.02.09.

Выявленные нами в ходе теоретического анализа и обобщения проблемные вопросы использования средств общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки в годичном цикле тренировки яхтсменов различного уровня подготовленности позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования, которая строится на предположении о том, что средства общей и специальной физической подготовки должны подбираться с учетом значимости базовых и специальных физических качеств яхтсменов высшей квалификации. Развитие, функционирование и совершенствование этих качеств должно проводиться в определенном соотношении с учетом решения задач каэздого этапа годичного цикла спортивной тренировки. На первом этапе физическая подготовка решает задачи снятия нервно-психологического напряжения после интенсивной соревновательной деятельности. Организуется в виде активного отдыха и решает задачи улучшения здоровья и эмоционального состояния. На втором этапе (повышения общей работоспособности и функциональной тренированности) основной акцент должен делаться на комплексное развитие ведущих базовых качеств и выявления недостаточно развитых специальных физических качеств. В последующих этапах соотношение ОФП и СФП должно меняться с учетом насыщенности тренировочного процесса средствами технической и тактической подготовки, а также обслуживания м атериальной части. При этом на этапах с наибольшим удельным весом технической и практической подготовки предпочтение отдается СФП, при интенсивной тренировке на воде в большом объеме планируется ОФП с направленностью на снятие нервно-психологического папряже ния в следствии воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и соревновательной деятельности, укрепление общей функциональной базы организма спортсменов.

Для реализации гипотезы была поставлена цель исследования — научно обосновать содержание и направленность общей и специальной физической подготовки яхтсменов высшей квалификации в первом годичном макроцикле многолетнего (четырехгодичного) тренировочного процесса.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения следующих задач:

1. Провести теоретический анализ и обобщение двигательной характеристики яхтсмена при управлении парусным судном и определить требования к уровню развития физических качеств.

2. Определить ведущие базовые и специфические физические качества, обеспечивающие успешность двигательной деятельности по управлению парусным судном высококвалифицированных яхтсменов.

3. Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания и направленности физической подготовки высококвалифицированных яхтсменов в годичном цикле спортивной тренировки.

Объект исследования — ведущие базовые и специфические физические качества яхтсменов высшей квалификации.

Предмет исследования — соотношение средств общей и специальной физической подготовки яхтсменов высшей квалификации в годичном цикле спортивной тренировки.

Методологическую основу исследования составили современные представления о: системе спортивной тренировки (Ю.В.Верхошанский, 1998; В. Н. Платонов, 1987; Л. П. Матвеев, 1997; Н. Г. Озолин, 2002; Ю. ФДСурамшин, 2004 и др.) — соотношении средств общей и специальной физической подготовки в тренировочном процессе различных видов спорта (В.Н.Платонов, 1987; С. М. Войцеховский, 1969; Е. Самсонов, 1969; Б. Степаник, 1969; А. А. Карелин, 2002; А. И. Колесов, 2003; Е. А. Разумовский, 2003; А. Г. Левицкий, 2004 и др.) — пластическом обеспечении функций организма (Ф.З.Меерсон, 1967) — теории функциональных систем (П.К.Анохин, 1973).

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: проведен глубокий анализ двигательной деятельности яхтсмена при управлении парусным судном и на этой основе обоснованы требования к уровню развития его базовых и специальных физических качествраскрыто состояние научного обоснования вопросов использования средств общей и специальной физической подготовки яхтсменов высшей квалификации для повышения результативности соревновательной деятельностиэкспериментальным путем определены ведущие базовые и специальные физические качества яхтсменов высшей квалификациипроведен кантент-аналго современных подходов к определению соотношения средств общей и специальной физической подготовки яхтсменов различного уровня подготовки в годичном цикле спортивной тренировкиразработано содержание физической подготовки и экспериментальным путем обосновано соотношение ее общих и специальных средста в годичном цикле тренировочного процесса яхтсменов высшей квалификации.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в научном обосновании основных положений развития, функционирования и совершенствования базовых и специальных физических качеств яхтсменов высшей квалификации в первом годичном макроцикле Олимпийского (четырехгодичного) цикла подготовки.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке проектов руководящих документов по подготовке сборной команды России по парусному спорту в новом олимпийском цикле.

Исследования проводились в рамках комплексной программы подготовки сборной команды России по парусному спорту к Олимпийским играм в Афинах (Греция) и в первом макроцикле подготовки к Олимпийским шрам в Пекине (Китай). Была разработана экспериментальная программа, которая была включена в содержание работы комплексной научной группы (КНГ) по парусному спорту.

На первом этапе (сентябрь 2001 г. по август 2002 г.) проводился анализ документов, регламентирующих процесс подготовки яхтсменов с различным уровнем спортивной квалификации. С помощью анкетирования, а также метода парных сравнений определялись ведущие базовые и специальные физические качества яхтсменов высшей квалификации.

На втором этапе (октябрь 2002г: по август 2004 г.) проводились экспериментальные исследования по научному обоснованию содержания и направленности физической подготовки на различных этапах годичного тренировочного цикла сборной команды России по парусному спорту. Исследование проводились в процессе проведения учебно-тренировочных сборов (в г. Сочи, г. Анапа), а также в ходе участия спортсменов в международных парусных регатах (Йер, Киль, Медемблик) и Олимпийских играх в Греции.

На третьем этапе (май 2004 г. по январь 2005 г.) проводилась обработка полученных результатов, обсуждение их на расширенном заседании кафедры парусных видов спорта СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, подготовка диссертации к публичной защите в Диссертационном Совете.

Основные положения выносимые на защиту:

1. В первом годичном макроцикле Олимпийского цикла тренировки яхтсменов высшей квалификации содержание общей физической подготовки должно быть направлено на развитие, функционирование и совершенствование общей аэробной и силовой выносливости, двигательно-координационных качеств. Основным содержанием специальной физической подготовки должны быть упражнения, направленные, в первую очередь, на развитие, функционирование и совершенствование специальной и координационной выносливости, а также способности быстро изменять структуру двигательных актов.

2. Совершенствование ведущих базовых и специальных физических качеств яхтсменов высшей квалификации должно проводиться в определенной последовательности и соотношении с учетом решения задач каждого этапа цикла спортивной тренировки. В ходе первого (восстановительного) этапа должны решаться задачи снятия нервно-психического напряжения после интенсивной соревновательной деятельности. В содержание второго этапа (повышение общей работоспособности и функциональной тренированности) должны включаться средства, направленные на развитие и совершенствование базовых физических качеств. На последующих этапах содержание ОФП и СФП должно варьироваться с учетом насыщенности тренировочного процесса средствами технической и тактической подготовки, а также обслуживания материальной части.

3. Результаты исследования значимости базовых и специальных физических качеств яхтсмена высшей квалификации, полученных с помощью метопа парных сравнений, корреляционного и факторного анализа, осуществляемых дли изучения их влияния на обеспечение результативности соревновательной деятельности показали, что среди исследуемых базовых физических качеств ведущие позиции имеют: «Общая силовая выносливостью (7,28 балла, 1-е ранговое место) «Общая аэробная выносливость» (6,71 балла, 2-е ранговое место), «Двигательно-координационные качества» (6,42 балла, 3-е ранговое место). Среди изучаемых физических качеств основными оказались: «Специфическая выносливость» (7,81 балла, 2-е место), «Способность быстро изменять структуру двигательных актов» (6,61 балла, 3-е место).

4. Начальный годичный макроцикл многолетней (олимпийской) спортивной тренировки делится на восемь этапов, каждый из которых должен иметь определенную продолжительность и тренировочную направленность. Первый этап (шесть недель) — восстановительную второй (восемь-десятъ недель) — обшеразвиваюшую. третий (восемь-десять недель) — специально направленную, четвертый (шесть недель) — оптимизирующую, пятый (четыре-шесть недель) — адаптационно-соревновательную, шестой (шесть недель) — соревновательную, седьмой (четыре-шесть недель) — соревновательную, восьмой (четыре недели) — активного отдыха по месту основного жительства.

Соотношение средств обшей и специальной физической подготовки в начальном (годичном) макроцикле многолетней (олимпийской) спортивной тренировки яхтсменов высшей квалификации варьирует в зависимости от основных задач, выполняемых на каждом этапе тренировочного процесса и должны быть взаимосвязаны с характером нагрузок и нервно-психических напряжений, имеющих место в ходе технической, тактической, психологической подготовки и работы с материальной частью. На первом этапе используются только средства ОФП, которые должны быть направлены на восстановление общей работоспособности, снятие нервно-психического напряжения, улучшение общего эмоционального состояния спортсменов после интенсивной соревновательной деятельности. На втором этапе из общего количества часов, выделяемых на физическую подготовку. 70% отводится на ОФП, причем на те, упражнения, которые способствуют комплексному развитию, функционированию и совершенствованию базовых физических качеств, повышению общей работоспособности и функциональной тренированности организма. На СФП выделяется 30% запланированного времени, а ее средства используются для выявления недостаточно развитых специальных физических качеств. На третьем этапе акцент смещается в сторону использования средств СФП (до 70% времени), с помощью которых осуществляется коррегирующая тренировка специальной подготовленности яхтсменов. ОФП решает задачу поддержания достигнутого уровня работоспособности и совершенствования ведущих базовых физических качеств. На последующих этапах содержание ОФП должно варьироваться с учетом насыщенности тренировочного процесса, средствами технической, тактической подготовки и обслуживания материальной части, а также интенсивности соревновательной деятельности. т.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные нами теоретические и экспериментальные исследования позволили сделать следующие обобщающие заключения.

Развитие парусного спорта в нашей стране и за рубежом показывает, что использование человеком парусной лодки для развлечения, приятного времяпровождения и, самое главное, для состязаний уходит своими корнями в глубокую древность. Однако практически все исследователи, занимавшиеся историей парусного спорта, сходятся во мнении, что точкой отсчета парусного спорта, именно как спорта, является начало XVIII века. XIX век придал яхтенному спорту устойчивое и прочное положение. Он характеризуется возникновением множества яхт-клубов: в Англии, США, Германии, Голландии, Дании, России и других морских державах. XX век принес миру две мировые войны, которые до конца 40-х годов приостановили развитие паруса. Первые послевоенные Олимпийские игры в Хельсинки дали новый толчок не только международному спортивному движению, но способствовали новому подъему парусного спорта в иерархии спортивных дисциплин международного олимпийского движения. К началу XXI века появились новые материалы для изготовления материальной части, новые технологии изучения ее ходовых качеств, накопился огромный теоретический и практический опыт подготовки спортсменов для различных классов яхт. В нашей стране сформировалась концепция создания национального класса яхт. Бе основной идеей является положение о том, что лодки и соревновательный процесс должны быть, прежде всего, доступны большинству. Думается, что в скором времени в международной классификации яхт появится и российский образец.

В деятельности яхтсмена при управлении судном немало особенностей (сложная координация движений на постоянно качающейся опоре, преобладание статических усилий большого количества мышц, периодические кратковременные усилия циклического характера — при поворотах, перенастройке судна и т. п.), которые требуют от спортсмена разносторонней физической подготовленности.

Поддержание предельно высокой скорости хода яхты в условиях неустойчивого по силе и направлению ветра, а также при выраженном волнении, требует строгой соподчиненности и точности выполнения адекватно дозированных управляющих воздействий, чтобы не допускать нежелательного «рысканья» лодки и удерживать судно на курсе без значительных отклонений руля, тормозящих его движение. Особенно наглядно это проявляется при управлении парусным судном на полных курсах, где техника мастеров отличается строгой соразмерностью действий по управлению парусом и креном судна при очень тонкой, едва заметной работе рулем. Такая техника требует высокоразвитых координационных способностей, составляющих основу ловкости, и реализуется за счет точного согласования пространственных, временных и силовых компонентов в управленческих актах. При этом координационные способности яхтсменов в значительной степени влияют на эффективность реализации технических приемов. Бели недостаточное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости проявляется в спортивных результатах только при свежей погоде, и их влияние возрастает по мере усиления ветра, то снижение координационных способностей приводит к уменьшению скорости судна при любых погодных условиях. Характерно, что наиболее высокие требования к развитию координационных способностей, а также гибкости яхтсменов предъявляет управление судами класса «Мистраль» (парусная доска) в силу присущих ему специфических особенностей взаимодействия спортсмена со спортивным снарядом.

Каких-либо специальных механизмов, ответственных только за силу или за скорость, или за выносливость, нет. Требуемый эффект двигательных действий достигается за счет кооперации задействованных в работе звеньев опорно-двигательного аппарата, управляемых общими регулирующими центрами при активном участии всех функциональных систем организма. В силу этого физическая работа в новых, непривычных условиях ведет к постоянному приспособлению к ним всей структуры деятельности за счет преимущественной функциональной перестройки тех органов и систем организма, которым приходится испытывать определенное взаимодействие со стороны внешних факторов.

Функциональная специализация организма к двигательной деятельности аэробного характера затрагивает в основном периферический нервно-мышечный аппарат, вовлекаемый в выполнение этих действий. Она характеризуется рабочей гиперфункцией мышц, совершенствованием внутрии межмышечной регуляции их активности и усилением обменных процессов, влияющих на энергообеспечение функционирующих мышц. При этом повышение выносливости происходит не столько из-за увеличения кислорода в крови и улучшения его адресной доставки, сколько за счет повышения способности самих мышц к более высокому проценту использования кислорода. Поэтому основным требованием к совершенствованию аэробных способностей яхтсменов высокого класса должно сводиться к функциональной специализации тех мышечных групп, которые вовлекаются в работу по управлению парусным судном.

Критерием эффективности исполнительных действий яхтсменов-гонщиков является адекватность и биомеханическая рациональность выполняемых ими управленческих перцептивно-моторных актов. В силу этого основным требованием к уровню развития физических качеств яхтсменов должно быть, наряду с целенаправленным совершенствованием выносливости и скоросгао-силовых способностей, повышение пластической перестройки режимов и характера исполнительных действий в соответствии со случайно меняющейся обстановкой и условиями реализации самой деятельности. При этом определяющее значение должно принадлежать совершенствованию умений яхтсмена точно воспринимать и соответственно тонко дозировать свои действия по пространственным, временным и силовым характеристикам. Взаимная связь этих двух направлений в специальной физической подготовке яхтсменов является главной сложностью, поскольку тонкое управление исполнительными действиями требует большой четкости мышечных ощущений. Данное противоречие может быть преодолено за счет использования специально подобранных упражнений для локального развития профилирующих мышечных групп яхтсмена, выполнение которых требует проявления целевой точности, либо тонкой дозировки мышечных усилий при широком варьировании режимов работы. Этот пуп" не ведет к запредельному перенапряжению организма при неизбежном наращивании объемов и интенсивности тренировочных нагрузок в ходе многолетней подготовки. Одновременно с этим необходимо использование компенсаторных упражнений, восстанавливающих и совершенствующих отчетливость мышечных ощущений, восприятий и представлений.

80-е годы прошлого столетия характеризуются резким спадом в научных разработках, касающихся парусного спорта. Публикации тех лет посвящены, в основном, различным сторонам подготовки яхтсменов зарубежных стран (Г.Б. Горская, 1991; Томилин К. Г., 1990,1991; Леонов В. А., 1990), вопросам психологической подготовки спортсменов-парусников (Г.Б. Горская, 1991; Томилин К. Г., 1995, 1999) и тактики парусных гонок (Баландин Ю.А., Костюк Ю. И., 1991 и др.).

С началом третьего тысячелетия деятельность ученых и тренеров в научном обосновании различных компонентов системы спортивной тренировки яхтсменов несколько активизировалась. Этому видимо послужило методическое письмо, связанное с подготовкой спортсменов России к играм XVIII Олимпиады 2004 года в Афинах (Греция). В письме отмечается, что развитие парусного спорта в России находится в неудовлетворительном состоянии. Крайне низкий «спортивный потенциал» в этом виде спорта, по мнению авторов этого документа, прежде всего, обусловлен:

— несовременными, устаревшими методами спортивной тренировки, использованием спортивно-методических технологий 20−30-летней давности;

— переориентацией тренировочного процесса спортсменов с методических основ на «внетренировочные средства и методы подготовки»;

— отсутствием оптимального перспективного планирования подготовки в многолетнем (на олимпийский цикл), годичном и этапном циклах программирования спортивной тренировки;

— неэффективным управлением тренировочным процессом спортсменов на различных этапах подготовки.

В подготовке яхтсменов высшей квалификации отмечается почти полное игнорирование ориентации тренировочного процесса на содержание и структуру модельных характеристик различных сторон подготовленности: физической, технико-тактической и особенно функциональной. Опубликованные к началу 2004 года работы касались в большей степени психологической (Юсова Е.В., 2002) и специальной подготовки (Акимен-ко В.И. с соавт., 2003; Томилин К. Г., 2003). Вопросов физической подготовки яхтсменов-гошциков на парусной доске касались исследования М. В. Зуевой (2001;2003).

Одной из предпосылок, обуславливающих необходимость пересмотра устоявшихся подходов к физической подготовке яхтсменов, служит появление новых научных данных в области теории и методики физической культуры: содержание понятийного аппаратаподходы к методике развития физических качеств и формирования двигательных навыков и другие. Кроме того, данная необходимость исходит из сделанного нами теоретического анализа двигательной деятельности яхтсменов, который показал значимость высокого уровня физической подготовленности для обеспечения высокой результативности в парусных гонках. Однако вопрос о том, какие физические качества являются базовыми, а какие специальными, остается открытым. Открытым остается также вопрос содержания общей и специальной физической подготовки, их удельный вес и соотношение на различных этапах годичного цикла подготовки спортсменов.

Следующей предпосылкой, диктующей необходимость пересмотра существующей системы физической подготовки спортсменов, специализирующихся в парусном спорте, обусловливается, по нашему мнению, наличием ряда факторов, которые в значительной мере оказывают влияние на содержание и направленность ОФП и СФП, их организацию и специфику проведения. К ним относятся: модернизация материальной части и изменение требования к физической подготовленности яхтсменов, обусловленной большой напряженностью соревновательной деятельности, интенсивностью нагрузок, различным характером их воздействия на организм и др.;

— усиление воздействия неблагоприятных факторов соревновательной деятельности и окружающей среды (укачивание, высокая влажность экипировки и окружающего воздуха, температурные воздействия, солнечная радиация, относительная изоляция и др.);

— дальнейшее углубление профессиональной специализацииповышение требований к моральной, волевой и психологической устойчивости яхтсменов и усиление при этом роли физической подготовки.

Исследования, проведенные с целью выявления ведущих базовых и специальных физических качеств, позволили считать, что первые три позиции в изучаемом ряду занимают: силовая выносливость, общая аэробная выносливость, двигательно-координационные качества. Из перечня специальных физических качеств, ведущими являются: специфическая выносливость, координационная выносливость, способность быстро изменять структуру двигательных актов.

Проведенный нами годичный педагогический эксперимент показал, что построение процесса физической подготовки с акцентом на создание на начальном этапе высокого уровня работоспособности и повышения функциональной тренированности организма яхтсменов способствует дальнейшему развитию, функционированию и совершенствованию ведущих базовых и специальных качеств, которые, в свою очередь, на протяжении оставшихся этапов обеспечивают нормальное функционирование организма, устойчивое психическое состояние и поддержание на требуемом уровне техники управления парусным судном.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Неспокойно наше море!: Регата «Новоросс-97»./ М. Азерный// Сов. спорт. 1997. — 19 сентября.
  2. , В.И. Методические рекомендации по комплексному совершенствованию специальной подготовленности высококвалифицированных спортсменов/ В.И. Акименко- Госкомспорт Укр. ССР. Киев, 1986.- 12 с.
  3. , В.И. Методические рекомендации по оптимизации управления подготовкой высококвалифицированных яхтсменов/ В.И. Акименко- Госкомспорт Укр. ССР. Киев, 1986. — 15 с.
  4. , В.И. Систематизация средств совершенствования спортивного мастерства в парусном спорте/ В.И. Акименко- А.Н. Акименко- A.C. Зыбин// Первый международный конгресс «Спорт и здоровье"/ Госкомспорт РФ. СПб., 2003. — Т. 1. — С. 5−6.
  5. , В.И. Структура подготовленности высококвалифицированных яхтсменов с учетом особенностей соревновательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ В.И. Акименко- Киевск. гос. ин-т физ. культуры. Киев, 1986. — 22 с.
  6. , В.И. Факторная структура специальной подготовленности высококвалифицированных яхтсменов/ В.И. Акименко- A.C. Зыбин// Первый международный конгресс «Спорт и здоровье"/ Госкомспорт РФ. -СПб., 2003.-Т. 1.-С.7−8.
  7. Анализ итогов выступлений сборной команды СССР по парусному спорту на XXIV Олимпийских играх 1986 г.: Метод, рекомендации/ Краснодарский гос. ин-т физ. культуры. М., 1989. — 33 с.
  8. Анализ четырехлетней подготовки и результатов выступлений советских яхтсменов на XXIV Олимпийских играх 1988 года: Науч. отчет. Краснодар, 1988. — 91 с.
  9. , Н. Жизнь яхтсмена Людевига. Страницы истории/ Н. Астратов// Катера и яхты. 1996. — 11,2.
  10. , К. Вокруг света на «Полонезе»/ К. Барановский- Пер. с польск.- Под ред. Ю. Пантелеева. JL: Гщдрометеоиздат, 1976. -96 с.
  11. , Ю.Н. Паруса над заливом/ Ю. Н. Батюшков, М.П. Лип-ский. М.: Сов. Россия, 1961. — 87 с.
  12. , И.П. Кардио-респираторные реакции яхтсмена при управлении парусным судном/ И. П. Блохин, Ю.А. Ларин// Теория и практика физ. культуры. 1974. — 112. — С. 38−41.
  13. , И.П. Энергетическая характеристика двигательной деятельности яхтсмена/ И. П. Блохин, Ю.В. Пильчин// Теория и практика физ. культуры. 1978. — 1 1. — С. 27−29.
  14. , В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека/ В. В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  15. , К.Г. Парусный спорт в России и СССР/ К. Г. Бойков, Д.А. Курбатов// Справочник яхтсмена: Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1989. -С. 6−17.
  16. , В.Ф. Не сторонитесь техники/ В.Ф. Болховитинов// На яхтах. М.: Физкультура и спорт, 1959. — С. 121−133.24. «Большая восьмерка» Николая Литау// Катера и яхты. 2003. — 1 1.-С. 106−107.
  17. , А. За бортом по своей воле- Немыслимое путешествие/ А. Бомбар- Чэй Блайт- Пер. с франц. М.: Мысль, 1975. — 366 с.
  18. , Б. Справочник яхтсмена/ Б. Бонд- Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1989. — 334 с.
  19. , Д. Кубок Америки американцы в финал не вышли!/ Д. Бондар// Катера и яхты. — 2003. — 12. — С. 80−81.
  20. , В.Д. Общая физическая подготовка в системе тренировки яхтсменов/ В.Д. Буковский// Парусный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1966. — С. 145−155.
  21. Ван Дайн, К. Техника управления швертботом на шквалах/ К. Ван Дайн// Информационно-методический бюллетень ВНИИФК. 1974. — 1 10.-С. 51−54.
  22. Ван де Штадт. К вопросу об уменьшении дрейфа/ Ван де Штадт// Информационно-методический бюллетень ВНИИФК. 1975. — 1 9. — С. 37−48.
  23. , Н. Парусный ботик и управление им/ Н. Васильев. 2-е изд. — М.: Госиздат, 1921. — 40 с. — (Глав. Управл. Всеобуча).
  24. , Н.Я. Парусный ботик/ Н. Я. Васильев. 4-е год. — Л.: Прибой, 1929. — 95 с.
  25. , Н.Я. Парусный ботик: Первая книга для начинающих заниматься парусным спортом/ Н. Я. Васильев. 3-е изд. — JL, 1926. — 80 с.
  26. , В.В. Спутник моряка-любителя: Руководство к приобретению яхты, вооружению ее и управлению/ В. В. Бахтин. СПб.: Мартынов, 1893. — 233 с.
  27. , А. История Whitbread/ А. Верба// Капитан. 1997. — 1 3. -С. 50−51.
  28. , Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте/ Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 215 с.
  29. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. -331с.
  30. , Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса/ Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.
  31. , Ф.Ф. Краткая история русского флота/ Ф. Ф. Веселаго. -Вып. 2. СПб.: Морской ученый комитет, 1895. — 366 с.
  32. , В.Я. Звездный класс: (Докум. повесть о моряках-яхтсменах Т. Пинегине и Ф. Шуткове)/ В. Я. Викторов. М.: Сов. Россия, 1964. — 184 с.
  33. , В.И. Модельные психологические характеристики спортсменов-парусников высокого класса/ В.И. Воронова// Научно-методические основы подготовки спортсменов высокого класса. Киев, 1980.-С. 185−187.
  34. , В.Н. Законодательные акты Петра I/ В. Н. Воскресенский. M.-JL, 1945. — 272 с.
  35. Вторая Российская олимпиада в Риге 1914 г.: Правила и программа парусной гонки. Б.м., 1914. — 7 с.
  36. , С. Возвращение Серебряной вазы/ С. Ганичев, С. Симин// Капитан. 1997. — 13. — С. 38−41.
  37. , JI. Плавание под парусами: Руководство к изучению управления небольшими парусными судами и лодками для начинающих любителей парусного спорта/ Л. Гданский. СПб., 1914. — 80 с.
  38. , М. Анапа. Весенний Чемпионат России/ М. Гинзбург// Капитан. 2002. — 13. — С. 62−63.
  39. , В. Увлекательный мир парусов: Очерки по истории парусного спорта/ В. Гловацкий- Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979. -312 с.
  40. , Б. На попутном курсе/ Б. Голдсмит// Информационно-методический бюллетень ВНИИФК. 1973. — 17. — С. 48−50.
  41. Гонки и правила. Без гандикапа// Капитан. 2002. — 11. — С. 90−91.
  42. Гонки и правила. С гандикапом// Капитан. 2002. — 11. — С. 89.
  43. Гоночные сигналы. 1911 г. Одесса, 1911. — 8 с. — (Екатерининский яхт-клуб).
  44. , П.В. Гонки на золотой кубок/ П. В. Гореликов, А.А. Чумаков// На яхтах. М.: Физкультура и спорт, 1959. — С. 39−51.
  45. , Г. Б. Психология в подготовке гонщика/ Г. Б. Горская, В .Я. Потапов// Катера и яхты. 1985. — 11. — С. 1.
  46. , Р. К вопросу о физической подготовке яхтсмена/ Р. Грайрин, П. Лог// Информационно-методический бюллетень ВНИИФК. -1976. 13. — С. 22−27.
  47. , Н. Северной Венеции 300 лег/ Н. Гречук// Катера и яхты. — 2003. — 11. — С. 96−99.
  48. , А.Н. Пойманный ветер: (О яхтсменах)/ А. Н. Григорьев. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 56 с. — (Спорт детям)
  49. , Н.В. Парусные гонки/ Н. В. Григорьев, Б.Б. Лобач-Жученко. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 36 с.
  50. , Н.В. Парусный спорт/ Н. В. Григорьев. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1958. — 307 с.
  51. , H.B. Паруснып спорт: Учеб. Пособие для секций парусного спорта/ Н. В. Григорьев, Б.Б. Лобач-Жученко. М.: Физкультура и спорт, 1954. — 312 с.
  52. , Н.В. Школа яхтенного рулевого/ Н. В. Григорьев, Д. Н. Коровельский, Е. П. Леонтьев. М.: Физкультура и спорт, 1967. — 280 с.
  53. , A. «Around alone» одни в бескрайнем океане.: Тор-бей-Кейптаун. Первые проблемы/ А. Гроховский// Катера и яхты. 2003.- 4. С. 80−82.
  54. , А. Последняя гонка года: Заметки с Чемпионата города/ А. Гроховский, С. Ганичев// Капитан. 1997. — 11. — С. 38−41.
  55. , A.A. Детская спортивная школа ДСО «Водник»/ A.A. Гужаловский// На яхтах. М.: Физкультура и спорт, 1963. — Вып. 2.- С. 83−97.
  56. Гулак-Артемовский, Н. Парусные яхты/ Н. Гулак-Артемовский. -СПб., 1889.-82 с.
  57. XXVI отчет Московского речного яхт-клуба за 1892−1893 год. -М., 1893.-43 с.
  58. Двадцатипятилетие Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. 1860−1885. СПб., 1885. — 162 с.
  59. Двадцатипятилетний юбилей Санкт-Петербургского речного яхт-клуба: Шутливая импровизация. СПб., 1885. — 6 с.
  60. Ден, Д. История Российского флота в царствование Петра Великого/ Д. Ден. СПб.: Историческая иллюстрация, 1999. — 192 с.
  61. , Ю. Три, четыре, пять . кто больше/ Ю. Друян// Капитан. -2002. 14. — С. 94−99−15. — С. 88−91.
  62. , Ю. Чемпионат Санкт-Петербурга/ Ю. Друян// Капитан. -2002.-М.-С. 13.
  63. , А. Водный спорт- Гребля- Парус/ А. Жемчужни-ков, Я. Шестоперов, Л. Прохоров. М.: Труд и книга, 1925. — 86 с.
  64. , В.М. Физические качества спортсмена/ В.М. Зациор-скнй// Основы теории и методики физ. воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  65. , М.В. Воспитание выносливости яхтсмена-гошцика на парусной доске/ М.В. Зуева// Материалы I межрегиональной науч.-метод. конф. Ростов-на-Дону, 2001. — С. 125.
  66. , М.В. Использование средств атлетической гимнастки в подготовке яхтсменов-гонщиков на парусной доске/ М.В. Зуева// Материалы VH межуниверситетской науч.-метод. конф./ МГУ. Ч. 3. — М., 2002. — С.41.
  67. , М.В. К вопросу повышения вестибулярной устойчивости яхтсменов-гонщиков на парусной доске/ М.В. Зуева// Наука и образование. 2002. — 13. — С. 82−85.
  68. , М.В. Методические рекомендации по воспитанию выносливости яхтсмена-гонщика на парусной доске/ М.В. Зуева- TP ТУ. Таганрог, 2001. — 52с.
  69. , М.В. Методические рекомендации по воспитанию координации движений яхтсмена-гонщика на парусной доске/ М.В. Зуева- ТРТУ. Таганрог, 2001. — 28 с.
  70. , М.В. Педагогические аспекты отбора и начальной подготовки яхтсменов-гонщиков 10−12 лет на парусной доске: Автореф. дис.. кавд. пед. наук/ М.В. Зуева- Ростовский гос. пед. ун-т. Майкоп, 2003. -27 с.
  71. , П. Бруно Пейрон начинает, Стив Фоссетт выигрывает./ П. Игнатьев// Катера и яхты. 2003. — 11. — С. 84−85.
  72. Изменения и дополнения гоночных правил Петербургских яхт-клубов, принятые на 1908 г. СПб., 1908. — 16 с.
  73. , O.A. Анализ подготовки и выступления сборной команды СССР по парусному спорту в XXII Олимпийских играх 1980 года: Метод, рекомендации/ O.A. Ильин- ГК по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. М., 1981. — 46 с.
  74. Использование нетрадиционных методов и средств в специальной физической подготовке яхтсменов: Метод, рекомендации/ ВНИИФК. -М., 1988.-39 с.
  75. Исследование двигательной деятельности яхтсмена в процессе управления парусным судном//Труды ТРТИ. Таганрог, 1974. — С. 3−5.
  76. К истории мореходного образования в России. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 123 с.
  77. , Б.Ц. Элементарные общие основания для плавания под парусами/ Е. Ц. Кавос. СПб., 1889. — 30 с.
  78. , Ю.С. По страницам «Катеров и яхт»: Справочник/ Ю. С. Казаров, Н. Ф. Соколова. Д.: Судостроение, 1986. — 256 с. — (Б-ка журнала «Катера и яхты»).
  79. , К. Дальние плавания на яхтах/ К. Каракулин. М.: Физкультура и спорт, 1955. — 91 с.
  80. , A.A. Анализ итогов выступления сборной команды СССР по парусному спорту на XXIV Олимпийских играх 1988 г.: Метод, рекомендации/ А. А Кислов, К.Г. Томилин- ГК СССР по физ. культуре и спор-ту.-М., 1989.-33 с.
  81. Комплексная целевая программа подготовки сборной команды СССР по парусному спорту к Олимпийским играм 1988 года. М., 1984. -75 с.
  82. , В.Т. Мореходная астрономия в дальнем яхтенном плавании/ В.Т. Кондрашихин// На яхтах. М.: Физкультура и спорт, 1959. -С. 116−120.
  83. Концепция подготовки спортсменов России к Играм XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинах (Греция). М.: Физкультура и спорт, 2002.- 69 с.
  84. , A.B. Специализация физической подготовки важное средство повышения боеспособности солдат и офицеров/ A.B. Коробков// Физ. подготовка сухопутных войск: Сб. ст. — JL: ВДКФФКС, 1962. — С. 312.
  85. , Д.Н. Тактика парусных гонок/ Д. Н. Коровельский.- М.: Физкультура и спорт, 1952. 203 с.
  86. , Д.Н. Техника управления яхтой/ Д.Н. Коровельский// Парусный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1966. — С. 82.
  87. , A.A. Спутник судоводителя-любителя/ A.A. Костю-ченко. Мн.: Полымя, 1981. — 208 с.
  88. Краткое руководство для яхтсменов и моряков-любителей. -Одесса, 1912. 291 с. — (Об-во взаимной помощи бывших воспитанников Одесского училища торгового мореплавания).
  89. , М. «Ромовый рейс»/ М. Кристенс// Катера и яхты. -2003. 4. — С. 74−79.
  90. , Ю.С. Парусные катамараны/ Ю. С. Крючков, В. И. Лапин.- 2-е изд., перераб. и доп. Д.: Судостроение, 1967. — 276 с.
  91. , Ю.А. парусный спорт и туризм. М.: ACT: Астрель, 2001. — 224с. — (Спорт и туризм).
  92. , И.П. Олимпийская парусная регата в Неаполе/ И.П. Лавров// На яхтах. М.: Физкультура и спорт, 1963. — Вып. 2. — С. 5−38.
  93. , И.П. Основные положения системы спортивной тренировки спортсменов-парусников/ И.П. Лавров// Парусный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1966. — С. 12−39.
  94. , И.К. Тренировка яхтсмена/ И. К. Лазурка. Рига: Латгос-издат, 1961. — 246 с.
  95. , Ю.А. Исследование системы «яхтсмен-судно» в процессе обучения и тренировки в парусном спорте: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ю. А. Ларин. Л., 1977. — 22 с.
  96. , Ю.А. Исследование системы «яхтсмен-судно» в процессе обучения и тренировки в парусном спорте: Дис.. канд. пед. наук/ Ю.А. Ларин- Таганрогский радиотехнический ин-т им. В. Д. Калмыкова. Та-ганрог-Л., 1976. — 142 с.
  97. , Ю.А. Исследование эффективности откренивания парусного судна/ Ю. А. Ларин, Ю.В. Пильчин// Исследование вопросов функциональной подготовленности студентов, занимающихся физической культурой и спортом/ ТРТИ. Таганрог, 1974. — С. 6−10.
  98. , Ю.А. Контроль за физической подготовленностью яхтсмена-гонщика к открениванию парусного судна/ Ю. А. Ларин, Ю.В. Пильчин// Теория и практика фю. культуры. 1978. — 18. — С. 19−20.
  99. , Ю.А. Парусный полигон/ Ю. А. Ларин, Л.С. Ремнев// Катера и яхты. 1984. — 11 (107). — С. 17−18.
  100. , Ю.А. Подготовка яхтсмена-гонщика/ Ю. А. Ларин, Ю. В. Пильчин. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 120 с.
  101. , Ю. Путь к Олимпу: Atlanta 1996/ Ю. Ларин// Катера и яхта. 1996. — 12. — С. 66−71.
  102. , В.А. Опыт подготовки резерва в парусном спорте ГДР (в классах «OK», «420», «Оптимист»): Метод, рекомендации/ В.А. Леонов- ГК СССР по физ. культуре и спорту. М., 1990. — 9 с.
  103. Леонтьев, E. IL Ветер наполняет паруса/ Е. П. Леонтьев. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 112 с.
  104. Лобач-Жученко, Б. Морские плавания на парусных яхтах/ Б. Ло-бач-Жученко. М.: Изд-во ДОСААФ, 1956. — 175 с.
  105. Лобач-Жученко, Б. Б. Особенности гонок на круговой олимпийской дистанции/ Б. Лобач-Жученко// На яхтах. М.: Физкультура и спорт, 1959. — С. 79−104.
  106. Лобач-Жученко, Б. Судейство соревнований по парусному спорту/ Б. Лобач-Жученко. М.: Физкультура и спорт, 1957. — 119 с.
  107. Лобач-Жученко, Б. Техника и тактика парусных гонок/ Б. Лобач-Жученко. М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 130 с.
  108. , Н.Ю. Парусные гонки/ Н.Ю. Людевиг// Теория и практика физ. культуры. 1939. — 1 5- 1940. — 1 5.
  109. , Н.Ю. Парусный спорт/ Н. Ю. Людевиг. 3-е изд., стрео-тип. — М.: Физкультура и спорт, 1930. — 238 с.
  110. , Н.Ю. Парусный спорт: Элементарное руководство для любителей/ Н. Ю. Людевиг. Л., 1925. — 136 с.
  111. , H.H. На лодке от Москвы до Астрахани/ H.H. Макаров. М.: Молодая гвардия, 1928. — 56 с.
  112. , В.Г. Белый треугольник/ В. Г. Манкин. М.: Молодая гвардия, 1981. — 224 с. — (Спорт и личность).
  113. , В.Г. Использование тренажеров в физической подготовке яхтсменов: Метод, рекомендации/ В. Г. Манкин, К.Г. Томилин- ГК СССР по физ. культуре и спорту. М., 1986. — 12 с.
  114. , В.Г. Основные направления подготовки советских яхтсменов к XXV Олимпийским играм 1992 г.: Метод, рекомендации/ В. Г. Манкин, В. А. Орешкин, В.И. Акименко- ГК по физ. культуре и спорту. — М., 1989. 23 с.
  115. , В.Г. От Акапулько до Киля/ В.Г. Манкин// Катера и яхты.- 1973.-143.-С. 52−59.
  116. Манкин, Валентин: Фотоочерк. М.: Физкультура и спорт, 1978.- 48 с. (Герои Олимпийских игр).
  117. , X. Лавировка на швертботе при крепком ветре/ X. Марес, К. Шуберт// Информационный бюллетень ВНИИФК. 1973. — 1 6. — С. 63−67.
  118. , Ч. Теория плавания под парусами/ Ч. Мархай- Пер. с польск. М.: Физкультура и спорт, 1963. — 183 с.
  119. , Ч. Теория плавания под парусами/ Ч. Мархай- Пер. с польск. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1970. -407с.
  120. , А. Крейсерский двухкилевой швертбот «Лагуна» / А. Матвеев// Катера и яхты. 2003. — 11. — С. 108−113.
  121. , Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры/ Л. П. Матвеев. М: Физкультура и спорт, 1991. -542 с.
  122. Международные правила парусных гонок. 1997−2000/ ВФПС. М., 1997.- 112 с.
  123. , Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией движений: автореф. дис.. д-ра пед. наук/ Ю. В. Менхин. М., 1989. — 48 с.
  124. , К. Как управляться под парусами/ К. Мигаловский.- 2-е изд., перераб. М.: Воениздат, 1931. — 70 с.
  125. , Н.П. Парусный спорт: Учеб. пособие для секций коллективов физкультуры/ Н. П. Миклашевский. М.: Физкультура и спорт, 1940. — 180 с.
  126. , Л.Я. Итоги подготовки и участия сборной команды СССР в XX Олимпийских играх по парусному спорту: Метод, письмо/ Л. Я. Митницкий, В.П. Попов- ГК по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. М., 1973. — 76 с.
  127. , П.С. Школы под парусами/ П. С. Митрофанов. Л.: Судостроение, 1989. — 232 с.
  128. Моделирование соревновательной деятельности яхтсменов сборной команды СССР (заключительный отчет). Краснодар, 1991. — 102 с.
  129. , H.A. Некоторые вопросы обучения и тренировки яхтсменов/ H.A. Мясников// На яхтах, М.: Физкультура и спорт, 1963. — С. 98−123.
  130. На чем гоняться в XXI веке// Капитан. 2002. — 11. — С. 92−95.
  131. На яхтах: Сб. М.: Физкультура и спорт, 1963. — 182 с.
  132. На яхтах: Сб. статей. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 147 с.
  133. Не называйте клуб мариной!: Яхт-клубам прошлого, настоящего и будущего посвящается// Капитан. 2002.- 13. — С. 96−101.
  134. Невский яхт-клуб. СПб., 1900. — 6 е., 25 л. ил.
  135. , P.A. «Летучий голландец» работа на трапеции/ P.A. Новодережкин// Катера и яхты. — 1972. — 1 2. — С. 52−55.
  136. , П. Лидеры российской сборной: «Хотим быть первыми!"/ П. Новоселов// Катера и яхты. 2003. — 12. — С. 72−75.
  137. , Д. Быстроходные парусные суда: Основы проектирования многокорпусных судов/ Д. Норвуд- Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1983. — 102 с.
  138. Отчет Азовско-Донского яхт-клуба за 1906 год. Ростов-на-Дону, б/г. — 24 с.
  139. Отчет Екатерининского яхт-клуба за 1905 год. Одесса, 1909. — 23с.
  140. Отчет комитета Черноморского яхт-клуба за 1908 год. Одесса, 1909. — 51 с.
  141. Отчет Московского речного яхт-клуба с 1 октября 1907 г. по 1 октября 1908 г. М., 1909. — 60 с.
  142. Отчет Московского речного яхт-клуба с 1 октября 1906 г. по 1 октября 1907 г. М., 1907. — 53 с.
  143. Отчет Московского речного яхт-клуба с 1 октября 1905 г. по 1 октября 1906 г. М., 1906. — 43 с.
  144. Отчет Московского речного яхт-клуба с 1 октября 1904 г. по 1 октября 1905 г. М., 1906. — 32 с.
  145. Отчет Московского речного яхт-клуба с 1 октября 1903 г. по 1 октября 1904 г. М., 1905. — 30 с.
  146. Отчет Московского речного яхт-клуба с 1 октября 1897 г. по 30 сентября 1898 г. М., 1899. — 44 с.
  147. Отчет о деятельности Киевского яхт-клуба за 1908 г. Киев, 1909. -42с.
  148. Отчет о деятельности Киевского яхт-клуба за 1901 г. Киев, 1902. -63с.
  149. Отчет о деятельности речного яхт-клуба г. Николаева за 1908 г. -Николаев, 1909. 20 с.
  150. Отчет Пермского речного яхт-клуба с 1 октября 1914 г. по 1 октября 1915 г. Пермь, 1916. — 48 с.
  151. Отчет двадцатипятилетней деятельности мореходных классов Санкт-Петербургского речного яхт-клуба 1876−1901. СПб., 1901. — 104 с.
  152. Памятка Санкт-петербургского парусного клуба. СПб., б.г. — 7 с.
  153. Памятная книжка за 1912 год. ЫП-ая навигация с основания. -СПб., 1913. 164 с. — (Речной яхт-клуб).
  154. Памятная книжка за 1911 год. ЬП-ая навигация с основания. -СПб., 1912. 157 с. — (Речной яхт-клуб).
  155. Памятная книжка императорского речного яхт-клуба за 1915 год. -Петроград, 1916. 104 с.
  156. Памятная книжка Санкт-Петербургского парусного клуба за 1909 год. СПб., 1910. — 53 с.
  157. Памятная книжка Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. -СПб., 1890.- 185 с.
  158. Памятная книжка 1897 года. СПб., 1897. — 230 с. — (СПб. речной яхт-клуб).
  159. , Ю.А. Парус моя жизнь: Из воспоминаний/ Ю. А. Пантелеев. — JL: Лениздат, 1984. — 215 с.
  160. Парус Under sail: Фотоальбом. — М.: Планета, 1978. — 159 с. ил.
  161. Парусный спорт: Метод письмо по итогам XVII Олимпийских игр/ Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР- Федерация парусного спорта СССР- Науч.-метод. совет. -М., 1961.-36 с.
  162. Парусный спорт: Информ. бюллетень. 1 3/ ВНИИФК. 1969. — 37л.
  163. Парусный спорт: Правила соревнований. М.: Физкультура и спорт, 1939. — 32 с.
  164. Парусный спорт: Правила соревнований. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 191 с.
  165. Парусный спорт: Программа для детских спортивных школ/ Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР- Науч.-метод. совет Управления физ. воспитания учащейся молодежи. М., 1961.-92 с.
  166. Парусный спорт: Программа для детско-юношеских спортивных школ/ ГЦОЛИФК- Под ред. А. А. Чумакова, С. А. Орешкина. М., 1985. -119с.
  167. Парусный спорт: Программа для детско-юношеских спортивных школ/ Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР- Науч.-метод. совет Управления физ. воспитания учащейся молодежи- ГЦОЛИФК. М., 1968. — 90 с.
  168. Парусный спорт: Программа для секций яхт-клубов, детско-юношеских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства/ ВФПС- Госкомспорт. М., 2000. — 66 с.
  169. Парусный спорт. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1954. — 64 с.
  170. Парусный спорт: Сб. переводов метод, лит. 1 1. Февраль. М., 1967. — 61л.
  171. Парусный спорт: Сб. переводов метод, лит. 1 2. Май. М., 1967. -65л.
  172. Парусный спорт: Сб. переводов метод, лит. 1 4. Ноябрь. М., 1967. — 41 л.
  173. Парусный спорт: Сб. переводов метод, материалов. 1 1. Январь/ ЦНИИФК. М., 1966. — 29 л.
  174. Парусный спорт = Yachting: Спортивные термины на пяти языках: Русский. Francais. English. Deutsch. Espanol. M.: Рус. яз., 1979. — 95 с.
  175. Парусный спорт: Справочник. М.: Физкультура и спорт, 1980. -48 с.
  176. Парусный спорт: Учеб. пособие для тренеров. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 255 с.
  177. Парусный спорт: Фотоочерк. М.: Физкультура и спорт, 1979. -48 с.-(Спорт в СССР).
  178. , Б.М. Туристские разборные парусные суда/ Б. М. Перегудов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 240 с.
  179. , P.A. Понятие «спортсмен высшей квалификации» с позиции теории функциональной системы/ P.A. Пилоян// Теория и практика физ. культуры. 1982. — 111. — С. 51−53.
  180. , Т.А. Звездный класс/ Т.А. Пинегин// На яхтах. М.: Физкультура и спорт, 1959. — С. 7−15.
  181. , Т.А. Яхта и буер (парусный спорт)/ Т. А. Пинегин, Б.Б. Лобач-Жученко. М.: Воениздат, 1965. — 150 с.
  182. План подготовки сборной команды СССР по парусному спорту на 1980/ ГК по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. М., 1979. — 27 с.
  183. , В.Н. Теория и методика спортивной тренировки/ В. Н. Платонов. Киев: В ища школа, 1984. — 352 с.
  184. Под полными парусами/ Сост. А. Мезикяпп. Таллинн, 1980. — 79с.
  185. Подготовка яхтсменов России к Играм XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинах (Греция). Этап 2002−2004: Метод, письмо. М.: Физкультура и спорт, 2002. — 90 с.
  186. , В.П. Время двигательной реакции как показатель утомления яхтсменов/ В.П. Попов// Теория и практика физ. культуры. 1970. — 1 4. — С. 12−15.
  187. , В.П. Комплексная психологическая диагностика уровня тренированности яхтсменов/ В.П. Попов// Методы определения тренированности спортсменов высших разрядов. Минск, 1972. — Ч. 2. — С. 2730.
  188. , В.П. Особенности зрительных восприятий у яхтсменов в зависимости от состояния тренированности/ В.П. Попов// Методы определения тренированности спортсменов высших разрядов. Минск, 1972. -Ч.1.-С. 121−122.
  189. , Г. Х. Проблемы подготовки яхтсменов высшей квыалифи-кации/ Г. Х. Попов, JI. Ремнев// Катера и яхты. -1983.-15.-С. 40−41.
  190. , М.К. Финиш за чертой горизонта/ М. К. Попов. Арахан-гельск: Сев.-Запад. Кн. Изд-во, 1984. — 104 с.
  191. Построение годичного цикла подготовки у яхтсменов-гонщиков высокой квалификации: Метод, рекомендации/ ВНИИФК- Сост. К.Г. То-милин, АЛ. Соболев, С. А. Машовец. М., 1988. — 46 с.
  192. Правила внутреннего распорядка Петровского Воронежского яхт-клуба. Воронеж, 1909. — 57 с.
  193. Правила классификации, постройки и обмера спортивных яхт, принятые в СССР (на 1975−1980 гг.). Ч. 1. Общие правила классификации, постройки и обмера. М., 1975. — 58 с.
  194. Правила проведения парусных гонок 2001−2004 Международной парусной федерации (ППГ-01). М., 2001. — 188 с.
  195. Правила соревнований Международного Союза Парусного спорта (ИЯРУ-1977). Таллинн, 1977. — 95 с.
  196. Программа школы плавания под парусами при Невском яхт-клубе. СПб., б.г. — 19 с.
  197. , Я. Плавание под парусом: ветер, волнение и течения/ Я. Проктор- пер. с англ. JL: Гидрометеоиздат, 1981. — 143 с.
  198. , М.Н. парусная шлюпка/ М. Н. Прохоров, П. Д. Напалков. М.: Изд-во ВЦСПС, 1925. — 104 с. — (Рабочая б-ка физкультуры. 17.
  199. , М.В. Теоретические и методологические основы формирования управленческой компетенции специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: дис.. д-ра пед. наук/ М. В. Прохорова. СПб., 1992. — 455 с.
  200. Разработка системы технических средств и методов комплексной оценки уровня подготовленности яхтсменов: Отчет/ ТРТИ. Инв. 1 0286.14 859. — Таганрог, 1985. — 60 с.
  201. Императорский. Речной яхт-клуб. 1860−1910: В 2 т. Т. 1. СПб., 1910. — 338 с.
  202. Императорский. Речной яхт-клуб. 1860−1910: В 2 т. Т. 2. СПб., 1910. — 427 с.
  203. , И. Приоритетные направления деятельности Всероссийской Федерации парусного спорта по крейсерским яхтам/ И. Рискин// Катера и яхты. 1997. -11. — С. 92−94.
  204. , Б.И. Клуб юных капитанов-судостроителей/ Б.И. Руду-хин// На яхтах. М.: Физкультура и спорт, 1963. — Вып. 2. — С. 60−82.
  205. , А. «Секретный» чемпионат/ А. Русецкий, М. Русецкая// Капитан. 2002. — 14. — С. 74−76.
  206. Русская рулетка или первые шаги к профессиональному яхтингу: Сборник. М.: Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1998. — 371 с. — (Выжима-тели ветра).
  207. Русские идут!: Сборник. М. .: Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1997. — 244 с. — (Выжиматели ветра).
  208. , А. Компромисс Мак Грегора/ А. Самойлов// Капитан. -2002. 11. — С. 58−60.
  209. , М. Регата «Жемчужина России»/ М. Самохвалов// Катера и яхты. 2003. — 11. — С. 86.
  210. , С.К. Физическая подготовка в спортивных играх/ С. К. Сарсания, В. Н. Селуянов. М., 1991. — 81 с.
  211. , Г. С. Теория и практика управления шлюпкой/ Г. С. Сачковский. 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Мор транс, 1961. — 155 с.
  212. , A.JI. Анализ подготовки и выступления сборной команды СССР по парусному спорту в сезоне 1987 года: Метод, рекомендации/ A.JI. Соболев, К. Г. Томилин, Ю.И. Костюк- ГК по физ. культуре и спор-ту.-М., 1988.-24 с.
  213. , АЛ. Методика отбора генетически одаренных детей в СДЮШОР парусного спорта/ A.JI. Соболев, С. А. Орешкин, К.Г. Томилин- ГК СССР по физ. культуре и спорту. М., 1986. — 21 с.
  214. Справочная книжка для яхтсмена. СПб.: Изд-во Невского яхт-клуба, 1895. — 110 с.
  215. , П. Экскурсия по Балтийскому морю в июне 1910 года/ П. Старченко. М., б.г. — 32 с.
  216. , A. «Volvo Ocean Race». Три-четыре!/ A. Тараненко// Капитан. 2002. — 11. — С. 80−82.
  217. , Э. Стартовать, чтобы побеждать: Пер. с англ./ Э. Твай-нейм. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 123 с.
  218. , JI. Одиночный рейс «Опта»/ JI. Телига- Пер. с польск. -JL: Судостроение, 1981. 152 с.
  219. , Э. Стартовать, чтобы побеждать/ Э. Твайнейм- Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 22 с.
  220. , К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов/ К.Г. Томилин// Теория и практика физ. культуры. 2003. — 16. — С. 6−9.
  221. , К.Г. Подготовка высококвалифицированных яхтсменов: Метод, рекомендации/ К.Г. Томилин- ГК РСФСР по физ. культуре и спорту. Краснодар., 1991. — 34 с.
  222. , К.Г. Построение годичного цикла подготовки у яхтсменов-гонщиков высокой квалификации: Метод, рекомендации/ К. Г. Томилин, A.JI. Соболев, С.А. Машовец- ГК СССР по физ. культуре и спорту. -М., 1988.-46с.
  223. Устав Московского речного яхт-клуба. М., 1908. — 8 с.
  224. Устав парусного кружка при Черноморском яхт-клубе. Одесса, 1906. — 14 с.
  225. Устав Петровского яхт-клуба. СПб., 1907. — 32 с.
  226. Устав Петроградского речного яхт-клуба. Петроград, 1918. — 48с.
  227. Устав императорского речного яхт-клуба. СПб., 1910. — 40 с.
  228. Устав Санкт-Петербургского парусного клуба. СПб., 1905. — 35с.
  229. Устав Санкт-Петербургского парусного клуба. СПб., 1898. — 35с.
  230. Устав Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. СПб., 1897. -43 с.
  231. Устав Санкт-Петербургского студенческого яхт-клуба. СПб., 1911.-20 с.
  232. Устав императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба. СПб., 1902. — 83 с.
  233. Устав императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба. СПб., 1879. — 93 с.
  234. Устав Севастопольского яхт-клуба. Севастополь, 1886. — 27 с.
  235. Устав Сестрорецкого яхт-клуба. СПб., 1908. — 19 с.
  236. , Г. Л. Под парусом за здоровьем/ Г. Л. Френкель. Л.: Ленмедиздат, 1932. — 39 с.
  237. , Г. Л. Практика вождения спортивных и туристских судов: Лоция и навигация/ Г. Л. Френкель. Л.-М.: Физкультура и туризм, 1932. — 94с.
  238. , Г. Л. Руководство к плаванию в Невской губе: Для яхтенных капитанов и туристов-водников/ Г. Л. Френкель. 2-е изд., испр. и доп. — М.-Л.: Физкультура и туризм, 1931. — 114 с.
  239. , Н.Д. Управление парусной шлюпкой/ Н. Д. Харин. Л.: Гострансиздат, 1934. — 55 с.
  240. , П. Море синеет: Рассказы о яхтсменах/ П. хитон- Пер. с англ. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 192 с.
  241. Ховард-Уильямс, Д. Уход за парусами и их ремонт/ Д. Ховард-Уильямс- Пер. с анг. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 93 с.
  242. , Ж.К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: автореф. дис. д-ра пед. наук/ Ж. К. Холодов. М., 1996. — 60 с.
  243. , Н.Д. Класс «Дракон»/ Н.Д. Чернаенко// На яхтах. -М.: Физкультура и спорт, 1959. С. 16−38.
  244. Черноморский яхт-клуб. Одесса, 1885. — 5 л.
  245. IV Всесоюзные молодежные игры по парусному спорту: Науч. отчет. Мариуполь, 1989. — 32 с.
  246. Чивши-Баши, C.B. Сопряженное воздействие различных средств и методов общей физической подготовки на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса борцов вольного стиля: дис. канд. пед. наук/ C.B. Чивши-Баши. СПб., 2003. — 156 с.
  247. , Ф. Кругосветное плавание (Джипси Мот)/ Ф. Чичестер- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969. — 271 с.
  248. , A.A. Школа парусного спорта/ A.A. Чумаков. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 160 с.
  249. , Р. Организация и судейство парусных соревнований/ Р. Шапошников. М.: Физкультура и спорт, 1950. — 72 с.
  250. , Н.В. Круглый год под парусом: Самоделки для спорта: Кн. для учащихся/ Н. В. Шершаков. М.: Просвещение, 1993. — 112 е.: ил. — (Сделай сам).
  251. , Н. Ледовое крыло «Айс-винг»: Инвентарь./ Н. Шершаков// Спорт в школе. 1999. — 16. — С. 10−11.
  252. , А.Г. Педагогические основы организации и содержания многолетней подготовки спортсмена: автореф. дис.. д-ра пед. наук/ А. Г. Ширяев. СПб., 1992. — 46 с.
  253. , В.В. Биоэнергетические факторы специальной выносливости борцов/ В.В. Шиян// Научно-методическая разработка для студентов и аспирантов РГАФК, слушателей переподготовки и повышения квалификации физкультурных кадров/ РГАФК. М., 1998. — 55 с.
  254. Школа яхтенного капитана/ Сост. и ред. Е. П. Леонтьев. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 272 с.
  255. Школа яхтенного рулевого/ Под ред. Е. П. Леонтьева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 224 с.
  256. А. Школа яхтенного рулевого/ Под ред. Е. П. Леонтьева. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.
  257. Школа яхтенного капитана: Учеб. пособие для яхтсмена. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 295 с.
  258. Шлюпка: Устройство и управление. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Воениздат, 1976. — 231 с.
  259. , И.Г. Операция Парус: (Наследники «Катти Сарк»)/ И. Г. Шнейдер. Л.: Судостроение, 1977. — 127 с.
  260. , Е. Морская соль чистый мед!: Рождественская регата О. Хоперского./ Е. Шпиз// Сов. спорт. — 1997. — 10 января.
  261. , Е. Одним утопленником меньше: Парусный спорт. Чемпионат России./ Е. Шпиз// Сов. спорт. 1996. — 3 октября.
  262. , Е. Полет катамарана. Под звон гитары: Чемпионат России по парусному спорту./ Е. Шпиз// Сов. спорт. 1997. — 3 октября.
  263. , И. Под парусом/ И. Шульт- Сокращ. пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 406 с.
  264. , П. Искусство плавания под парусами/ П. Эльвстрем- Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 151 с.
  265. Энерготраты и питание яхтсменов высокой квалификации: Метод, рекомендации/ ВНИИФК- Сост. Ю. А. Ларин. М., 1988. — 44 с.
  266. , Е.В. Возрастные особенности психической регуляции деятельности юных яхтсменов/ Е.В. Юсова// Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — 13. — С. 11−12 (37−38).
  267. Bentley, R. A new book of sports/ R. Bentley. London, 1985. — P. 45−54.
  268. Bridge, AG. History of the Russian fleet during the reign of the Peter the Great by a contemporary Englishman/ A.G. Bridge. London, 1899. -161 p.
  269. Catalogue of the yachting and fisheries exhibition, including coast illumination and lifesaving appliances. London, 1898. — 304 p.
  270. Coffin, B.E. The America’s cup. How it was won by the yacht «America» in 1851 and has been since defended. New York, 1885.-155 p.
  271. Conner D. Comeback: My race for the America’s Cup. New York, 1987. — 239 c.
  272. Cozens, F.S. American yachts and yachting. London, 1888. — 200 p.
  273. Dary, P. Le Yacht. History de la navigation maritime de plaisance/ P. ! Dary. Paris, 1889. — 363 p.
  274. Davis, R. Heavy weather sailing/ R. Davis// Flying Dutchman bulletin. 1973.-N69.-P. 22.
  275. Devereux F.L. Praktical Navigation for the Yachtsman. New York, 1972.-316 c.
  276. Fitzgerald, C.C.P. Boat sailing and racing. Portsmouth, 1900. — 1581. P
  277. Gale, F. Modern English sports, their use and abuse/ F. Gale. London, 1885.-P. 3448.
  278. Harle P. The Glenans Sailing Manual.-New York: Clinton Corners. -448c.
  279. Lowson, W.T. The Lowson History of the America’s Cup/ W.T. Low-son, M.W. Thompson. Boston, 1902. — 343 p.
  280. Mesikapp, A. Taistuules/ A. Mesikapp. Tallinn: Kiiiastus «Eesti Raamat», 1980. — 79 c.
  281. Proctor I. Racing dinghy maintenance. London: Robot Ross & Co.Ltd., 1951.-151p.:ull. Учебное пособие по парусному спорту.
  282. Rogge, J. Hiking in the laboratory/ J. Rogge// Finnfare. 1973. — P. 12−13.
  283. Thompson, W.M. The Lowson history of the America’s cup/ W.M. Thompson, T.W. Lawson. Boston, 1902. — 402 p.
Заполнить форму текущей работой