Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интернациональное воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предлагаемая методика исследования, рекомендуемые количественные характеристики изменений в психологии национальных отношений спортсменов, помогут црактическим и научным работникам собрать в области спорта и физической культуры богатый и разнообразный материал, раскрывающий изменения в национальном сознании советских спортсменов и специалистов физического воспитания в результате построения в СССР… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА. МЕТОДОЛОГИЯ И
  • ПРОЦБДОРА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Историография вопроса
    • 1. 2. Цель и задачи исследования
    • 1. 3. Методы исследования
    • 1. 4. Методология и процедура исследования
  • Глава II. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 2. 1. Особенности развития национальных отношений в физической культуре и спорте
    • 2. 2. Роль физической культуры и спорта в воспитании дружеских личностных на-, циональных отношений
    • 2. 3. Влияние физической культуры на ин -тернационализацию сетлейно-брачных. ¦
  • отношений
    • 2. 4. Роль физической культуры в овладении русским языком как языком меж-. национального общения
    • 2. 5. Физическая культура и процессы двуязычия
    • 2. 6. Классификация национальных процессов в физической культуре и спорте
  • Глава III. МИГРАЦИЯ СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНОВ И
  • СБЛИЖЕНИЕ НАЦИЙ В СССР
    • 3. 1. Факторы интенсивности переселений. спортсменов
      • 3. 1. 1. Влияние этнографического фактора на миграцию спортсменов
      • 3. 1. 2. Роль переменных факторов в миграции
    • 3. 2. Уровень и структура миграций спортсменов
  • Глава 1. У. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ — СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    • 4. 1. Место физической культуры и спорта в общении народов царской России
    • 4. 2. Спортивные коллективы, соревнования, сборы как факторы непосредственного общения народов СССР
    • 4. 3. Средства массовой спортивной информации как факторы опосредованного общения
    • 4. 4. Типы межнационального общения в спорте
    • 4. 5. Оценка значимости и направленности воздействия различных средств межнационального общения в спорте
  • ВЫВОда
  • РЕКОМЕНДАЦИИ

Интернациональное воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Актуальность темы

обуславливается необходимостью повышения качества и эффективности интернационального воспитания советской молодежи в свете решений съездов КПСС и Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» /1979/.

Решение данной проблемы в условиях развитого социализма требует проведения социологических исследований, объектом которых должны стать национальные отношения в физической культуре и спорте, в особенности методы и средства использования физической культуры и спорта в целях воспитания интернационалистского мировоззрения и поведения советских лкдей.

Исследование роли физической культуры и спорта в совершенствовании личностных отношений спортсменов разных национальностей будет способствовать решению этих важных задач, поскольку научных исследований в данной области физической культуры и спорта не проводилось.

Научная новизна. В работе впервые получены научные данные, свидетельствующие о том, что у подавляющего большинства советских спортсменов утвердились не только интернационалистское мировоззрение, но и поведение, на воспитание которых влияют спортивная подготовленность, образование, социальное положение, возраст, пол.

Выявлено влияние физической культуры и спорта на воспитание дружеских отношений между спортсменами различных национальностей, интернационализацию семейно-брачных отношений, развитие процессов двуязычия, овладение русским языком как языком межнационального общения, усиление процессов миграции и общения.

Раскрыты факторы, уровень и структура миграций спортсменов разных национальностей.

Впервые классифицированы национальные процессы, основные типы и пути общения в физической культуре и спорте, показана их роль в интернационалистском воспитании физкультурников и спортсменов, молодежи.

Разработана методика исследования влияния физической культуры и спорта на совершенствование дружеских отношений спортсменов разных национальностей".

Гипотеза. Исследование роли физической культуры и спорта в интернациональном воспитании на материале личностных отношений спортсменов разных национальностей позволит более полно и всесторонне охарактеризовать их социальную роль в обществе развитого социализма, повысить эффективность исполь*-зования физической культуры и спорта в деле интернационалистского воспитания физкультурников и спортсменов, молодежи.

Практическая значимость. Полученные данные являются важными для дальнейшего совершенствования коммунистического воспитания молодежи, формирования у них убеждений, норм и привычек интернационалистского поведения средствами физической культуры и спорта, а также для борьбы с буржуазной идеологией, критики ее социально-политических теорий и концепций в области спорта и национальных отношений.

Результаты исследования, имеющийся в работе фактический материал, основные теоретические выводы и положения могут быть использованы в учебном процессе и научно-исследовательской работе. Часть информационного материала представляет интерес для использования его в агитационно-пропагандистских целях, осуществления ряда мероприятий по повышению эффектив.

— б ности идеологической работы, воспитательного интернационалистского воздействия средств массовой спортивной информации и, в целом, спорта и физической культуры.

Предлагаемая методика исследования, рекомендуемые количественные характеристики изменений в психологии национальных отношений спортсменов, помогут црактическим и научным работникам собрать в области спорта и физической культуры богатый и разнообразный материал, раскрывающий изменения в национальном сознании советских спортсменов и специалистов физического воспитания в результате построения в СССР развитого социалистического общества, огромного роста материального и духовного потенциала страны, успехов борьбы КПСС и Советского государства за мир и дружбу, международное сотрудничество, за свободу и независимость народов, что поможет совершенствованию комплексного подхода в коммунистическом воспитании советской молодежи.

Результаты данного исследования внедрены в практику:

— в 1974 году автором подготовлен и отослан в Спорткомитет РСФСР развернутый научный отчет об итогах и полученных результатах выполнения научных исследований «Всесоюзного плана научно-исследовательских работ» по проблеме «Воспитание советского человека» (нацравление «Совершенствование советской системы физического воспитания»), объемом I п.л.;

— напечатано 14 статей по теме исследования в Международных, Всесоюзных, Республиканских и других научных сборниках, журнале «Теория и практика физической культуры» ;

— материалы исследованы, доложены и одобрены: Всемирным научным конгрессом «Спорт в современном обществе» 1974 г.- Всесоюзной научно-методической конференцией «Интернационально-патриотическое воспитание студентов во внеучебной работе» с участием ученых социалистических стран, Волгоград, 1975 г.- межвузовской научной конференцией «Интернационально-патриотическое воспитание и формирование личности социалистического общества», Волгоград, 1972 г., другими конференциями;

— результаты исследования используются в научных работах, практике интернационального воспитания.

— автором разработан и внедрен, утвержденный в 1978 году партийным бюро Криворожского филиала Киевского института народного хозяйства, комплексный план коммунистического воспитания студентов, где должное место занимают воспитательные средства физической культуры и спорта;

— написано методическое пособие «Интернациональное воспитание в процессе физического воспитания», объемом 3 п.л., которое включено в план издания методических материалов Криворожского филиала Киевского института народного хозяйства. См. Урукова Г. М. Межнациональные связи спортивных организаций союзных республик. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. — М., 1974, с. 5.

Исхаков М. Ф. Дружба и сотрудничество народов СССР в развитии физической культуры и спорта в Узбекистане. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. истор. наук. — Ташкент, 1976, с. 6.

Методическое пособие по интернациональному воспитанию студентов в процессе физического воспитания. — Минск, 1976, с. 20,58,59.

1. Установлено, что важной особенностью развития фи зической культуры в условиях развитого социализма является дальнейшее усиление процессов интернационализации, воздейст вия и взашлообогащения единых по своей социалистической су ти национальных форм физической культуры, возникновение, но вых, единых для всех наций физических упражнений, игр, ви дов спорта, спортивных тра. диций и обычаев,.

2. Для национальных отношений в области физической культуры наиболее характерны процессы взаимовлияния, взаи мопроникновения, заимствования, смешения, слияния и скрещи вания элементов национальных форм физической культуры наро дов СССР и всего мира, '.

3. Результаты исследования позволили классифицировать основные типы и пути общения в физической культуре и спор те: непосредственное и опосредованное, мононациональное, многонациональное и интернациональное, организованное и не организованное, обязательное и добровольное, на уроках фи зической культуры, в группах здоровья и т. д.4. Ленинская национальная политика способствует тому, что у подавляющего большинства советских спортсменов ут вердились интернационалистское мировоззрение и поведение, которые зависят от пола, возраста, образования, социально го положения, спортивной подготовленности.5. Из материалов исследования вытекает также следую щая закономерность: у всех опрошенных спортсменов, незави сшло от действия различных факторов, благожелательные, дру жеские контакты лучше налажены в секции, группе, команде,.

нежели в семье.6. Что касается языковой жизни, то в этом плане, в области физической культуры и спорта развивается взаимосвя занный двуединый процесс: интенсивное распространение рус ского языка, как языка межнационального общения, и дальней шее развитие и совершенствование национальных языков.7. Важным показателем огромных перемен в духовном, морально-политическом облике советских спортсменов является неуклонный рост количества межнациональных браков, в заклю чен^ш которых большую роль играют физическая культура и спорт.8. Немаловажную роль в интернащональном воспитании советской молодежи занимают соревнования, сборы, учебно тренировочные занятия Б спортивных секциях, спортивные пе редачи по радио и телевидению, спортивные газеты, журналы, литература, эффективность воздействия которых зависит от социально-демографических факторов.9. В процессе конкретно-социологических исследований установлено значение спорта и физической культуры в процес сах миграции, в результате которых происходят некоторые из менения в распределении населения по территории республик в Бозрастно-половом, национальном, классово-социальном сос таве населения.10. Вшо обнаружено, что мигранты — это спортсмены вы сокой спортивной подготовленности и образованияв основном учащиеся и специалисты физического воспитания, средний воз раст которых 16−35 летсреди мигрантов мужчин в 2,9 раза больше, чем женщин.11. Усиливая социальную однородность наций и народнос тей, благоприятствуя преодолению социально-классовых разли- 145 ;

чий и интернационализации состава населения, различные ти пы и пути общения не только облегчают сочетание интересов каждой нации и народности в области спорта и физической культуры с общими интересами всего советского народа. Они ускоряют образование более емкого, чем национальный, откры вающего более широкие возможности для поступательного раз вития советского физкультурного движения интернационально го интереса. Р Е К О М Е Н Д, А Ц И И .На основе полученных результатов предаагается:

1. Предлагаемая методика исследования, рекомен. дуемые количественные характеристики изменений в психологии нацио нальных отношений спортсменов, помогут практическим и науч ным работникам собрать в области спорта и физической куль туры богатый и разнообразный материал, раскрывающий измене ния в национальном сознании советских спортсменов и специа листов физического воспитания в результате построения в СССР развитого социалистического общества, огромного роста мате риального и духовного потенциала страны, успехов борьбы КПСС и Советского государства за влир и дружбу, международное сот рудничество, за свободу и независимость народов, что поможет совершенствованию комплексного подхода в коммунистическом воспитании советской молодежи.2. Научная пропаганда достижений советских наций в об ласти физической культуры и спорта, в интернационализации советского физкультурного движения, дружбы и братства спорт сменов разных национальностей, осуществляемая средствами массовой спортивной информации, явится важным средством в борьбе с буржуазной идеологией, средством воздействия на соз нание широких слоев спортивной общественности несоциалисти ческих стран.3. Директорам спортивных школ, преподавателям-трене рам необходимо улучшить воспитательную работу среди молодых физкультурников и спортсменов, поскольку у некоторых из них еще не выработались твердые национальные установки, мнение и поведение. Это именно тот возраст, когда не только жизнен- 147 ;

ный опыт, но и тщательно спланированная пропагандистская деятельность может активно формировать интернационалистское мировоззрение и поведение. Поэтому наличие комплексных пла нов коммунистического воспитания в коллективах физической культуры, спортивных школах, сборных командах и т. д. являет ся в настоящий период жизненной необходимостью.4, Для регулирования личностных национальных отношений, укрепления братских взаимоотношений средствами физической культуры и спорта советскому телевидению, радио, спортивным газетам и журналам, специальной литературе необходимо уси лить пропаганду интернациональных спортивных традиций, дости жений лучших коман, Д и спортсменов союзных и автономных рес публшс, развития общенациональных и национальных вцдов спор та, спортивной науки, строительства материально-технической базы спорта в различньк уголках нашей страны. Причем, воспитание интернационализма должно осущест вляться через направленно-идеологическое воздействие /имеет ся в виду увеличение объема спортивной информации, которая носит характер не просто разъяснения, но и убеждения, прак тического приучения, в том числе воспитания на открытом по рицании проявлений национальных пережитков и т. д./.На это же должны быть направлены меры регулирования спроса и предложения на квалифицированные кадры физкультур ных и спортивных работников, спортсменов высокой квалифика ции, дальнейшего выравнивания условий для их социального продвижения и т. д.5. Для того, чтобы непосредственное общение и личные впечатления спортсменов служили делу интернационального вос питания, а не тормозили его, тренерам, преподавателям и спортсменам необхо^цимо понимание основных закономерностей развития наций и национальных отношений в современный пери- 148 ;

од, знание специфики развития той нации или национальности, с представителягли которых они вступают в непосредственные контакты. Недооценка работы со стороны тренерско-преподава тельского состава по разъяснению этих вопросов может при ;

вести к снижению эффективности формирования интернациона листских черт личности у советской молодежи средствами физи ческой культуры и спорта.6. Шире организовывать и пропагандировать традицион ные встречи отдельных спортивных коллективов, спортивных школ, команд и т. д. различных союзных и автономных республик. Увеличить количество традиционных спортивных соревнований между автономными и союзными республикагли, областями, горо дами, производственными предприятиями, вузами, техникумами, школами, спортивными классагли,.

7. Продолжить практику проведения крупных спортивных соревнований, финальных соревнований Спартакиад народов СССР по отдельным ви, дам спорта в городах автономных и союзных республик.8. Подумать об организации и проведении новых тради ционных соревнований между союзными республиками по отдель ным видам спорта, например, меаду Украиной и Казахстаном, Белоруссией и Латвией, Молдавией и Арменией, Туркменией и Эстонией и т. д. Их проведение еще больше расширило бы воз можности общения и воздействия физической культуры и спорта на развитие братских отношений между народами нашей страны.9. Результаты исследования, имеющийся в работе факти ческий материал, основные теоретические положения могут быть использованы в учебном процессе и научно-исследователь ской работе. Часть информационного материала представляет интерес для использования его в агитационно-пропагандистс- 149 ;

ких целях, осуществления ряда мероприятий по повышению эф фективности идеологической работы, воспитательного воздейст вия средств массовой спортивной ин^юрмащш и физической культуры и спорта в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
  2. MAFKG К, Гражданская война во Франции. — К. Маркси Ф.Энгельс. Соч., 2 изд., т. Г7, с.317−370. 12. 1ЛАРКС К. Тезисы о Феербахе. — К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., 2 изд., т. 3, с.1−4.
  3. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. ГЛанифест Коммунистической партии. — К. Шркс и Ф.Энгельс. Соч., 2 изд., т.4, с.419−459.
  4. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Письмо Брюсельского коммунистического кореспондентского комитета Г. А. Кетгену. — К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2 изд., т. З, с. 19−21.
  5. ЭНГЕЛЬС Ф. Анти — Дюринг. — К. Маркс и Ф.Энгельс.Соч., 2 изд., T.20, с. 1−338.
  6. ЭНГЕЗЛЬС Ф, Внешняя политика русского царизма.К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2 изд., т.22, с.1−52.
  7. ЛЕНИН В. И. Балканская война и буржуазный шовинизм.- Поли. собр. соч., т.28, с.38−39.
  8. ЛЕНИН В. И. Вопрос об объединении интернационалистов. — Поли. сбр. соч., т.26, C. I87-I9I.
  9. Ю.ЛЕНИН В.И. УШ съезд РКП (б) 18−23 марта I9I9 г. Поли. собр. соч., т.38, с. 125−215.
  10. II.ЛЕНИН В. И. Детская болезнь «левизны» в кошлунизме.- Полн.собр.соч., т.41, C. I-I04.
  11. ЛЕНИН В. И. Еще раз о разделении школьного дела понациональностшл. — Полн.собр. соч., т.24, с.236−238.
  12. ЛЕНШ В. И. Доклад на П Всероссийском съезде комтлунистических организаций народов Востока 22 ноября I9I9 года. — 151 Полн.собр.соч., т.39, с.318−331.
  13. ЛЕНИН В. И. Запискр. И. В, Сталину, Л. Б. Каменевус проектом постановления Политбюро ЦК Ш1(б), — Полн.собр. соч., т.44, с. 410.
  14. ЛЕНИН В. И. Записка Л.Б.Каменеву о борьбе с великодеряавнЕШ шовинизмом. 6 октября, — Полн.собр.соч., т.45, с. 214.
  15. ЛЕНИН В. И. Законопроект о национальном равноправии. — Полн.собр.соч., Т.25, с.16−18.
  16. ЛЕНИН В. И. Итоги дискуссии о самоопределении.Полн.собр.соч., т.30, с. 17−58,
  17. ЛЕНИН В. И, Кадеты и националисты. — Полн.собр.соч., Т.22, с.157−158.
  18. ЛЕНИН В. И. Кадеты об украинском вопросе. — Полн, собр.соч., Т.23, с.337−338.
  19. ЛЕНИН В. И, Кадеты и «право наций на самоопределение». — Полн, собр.соч., Т.24, с.208−210.
  20. ЛЕНИН В.И. К вопросу о национальной политики.- Полн.собр.соч., Т.25, с. 64−72.
  21. ЛЕНИН В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения. — Полн.собр.соч., т.23, с.125−135.
  22. ЛЕНИН В. И, К вопросу о национальностях или об"автономизации"• - Полн, собр.соч., т.45, с.356−362.
  23. ЛЕНИН В.И. К истории национальной программы вАвстрии и в России. — Полн.собр.соч., т.24, с.313−315.
  24. ЛЕНИН В. И. Критические заметки по национально1лу вопросу. — Полн.собр.соч., т.24, с.113−150.
  25. ЛЕНИН В. И. Либералы и демократы в вопросе оязыках. — Полн.собр.соч., т.23, с.423−426.
  26. ЛЕНИН В. И. Материалы к реферату «РЬшериализми право наций на самоопределение». — Полн.собр.соч., т.27, — 152 с.434−444.
  27. ЛЕНИН В. И. Набросок резолюции по национальномувопросу. — Поли.собр.соч., т.24, с.377−379.
  28. ЛЕНИН В. И. Национальное равноправие. -Поли.собр.соч., т.25, с.85−86. 1'.30, ЛЕНИН В. И, Национальный состав учащихся в русской школе. — Полн.собр.соч., т.24,с.219−222.
  29. ЛЕНИН В. И. Национализация еврейской школы. — Полн.собр.соч., т.23, с.375−376,
  30. ЛЕНИН В.И. Национал-либерализм и право наций насамоопределение. — Полн.сббр.соч. т.24, с.247−249.
  31. ЛЕНИН В. И. Национальный вопрос в нашей програглме.- Полн. собр.соч., т.7, с.233−242.
  32. ЛЕНИН В, И, О борьбе с социал-шовинизмом. — Полн.собр.соч., т.26, с.201−205,
  33. ЛЕНИН В. И, О национальной гордости вшшкороссов.- Полн.собр.соч., т.26, C. I06-II0.
  34. ЛЕНИН В.И. О пролетарской культуре. — Полн. собр.соч., T.26, с.336−337.
  35. ЛЕНИН В.И. О праве наций на самоопределение.Полн.собр.соч, т.25, с.255−320.
  36. ЛЕНИН В. И. Прикрытие социал-шовинистической политики интернационалистскими фразами. — Полн.собр.соч., т.27, с. 84−92.
  37. ЛЕНИН В. И. Планы статьи «О праве наций на самоопределение». — Полн.собр.соч., т.25, с.435−440,
  38. ЛЕНИН В, И, Проект закона о равноправии наций изащите национальных меньшиств. — Полн.собр.90ч., т.25,с, 135 137,
  39. ЛЕНИН В, И. Планы к реферату по национальному- 153 вопросу. — Поли.собр.соч., т, 23, с.444−448.
  40. ЛЕНИН В. И, Развитие капитализма в России.Поли.собр.соч., т. З, 609с.
  41. ЛЕНИН В. И. Революционный пролетариат и право наций на самоопределение. — Полн.собр.соч., т.27, с.221−223.
  42. ЛЕНИН В. И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. — Полн.собр.соч., т.27, с.61−68.
  43. ЛЕНИН В. И. Рабочий класс и национальный вопрос.Полн.собр.соч., т. 23, с.149−150.
  44. ЛЕНИН В.И.' Тезисы по национальному вопросу.Полн.собр.соч., т.23, с.314−322.
  45. ЛЕНИН В. И. Что такое «друзья народа» и как онивоюют против социал-демократов? — Полн.собр.соч., т.1, с. 125 — 346.
  46. ЛЕНИН В.И. О национальном и национально-колониальном вопросе. — М., Госполитиздат, 1954, 600с.
  47. ЛЕНИН В.И. О социалистической идеологии и культуре. — М., Госполитиздат, 1959, 84с.
  48. EPE^ i^HEB Л. И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС Х Ш съезду IfflCC 29 марта 1966 г. — М., Политиздат, 1966, 127с.
  49. БРЕЖНЕВ Л. И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС Х П У съезду Коммунистической партии Советского Союза 30 марта I97I г, — М., Политиздат, I97I, 135с.
  50. БРЕЖНЕВ Л. И. Дело Ленина живет и побеждает: Доклад на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР 21 апреля 1970 г. посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. — М., Политиздат, 1970, 64с.
  51. ЕРЕШЕВ Л.И. О коммунистическом воспитании тру- 154 дящихся. Речи и статьи. Изд. 2-е, доп. — М., Политиздат, 1975, 639с.
  52. БРЕЖНЕВ Л. И. Ленинским курсом. Статьи и речи.T.I. М., Политиздат, 1970, 544с.
  53. БРЕЖНЕВ Л. Й. Ленинским курсом. Речи и статьи.Т.4. М., Политиздат, 1974, 488с.
  54. БРЕЖНЕВ Л. И. Отчет Центрального Комитета КПСС иочередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Доклад ХХУ съезду КПСС 24 февраля ГЭ76 г. — М., Политиздат, 1976,111с,
  55. Программа Коммунистической партии СоветскогоСоюза. -М, Политиздат, 1974, 144с.
  56. Материалы съездов, конференций, сшлпозиумов.31. £ГАПОВ Ф. А. Физическая культура как средство интернационального сплочб’ния народов Дагестана. — В кн.: История и организация физической культуры. — Ереван, I97I, с.72−74.
  57. АЛИЕВА А. Физическая культура и спорт среди женщин Азербай^джана /I959-I965 г. г./, — В кн.: История и организация физической культуры. — Ереван, I97I, с.81−84,
  58. АРШ^ОВ Р, Н, Влияние развития спорта на языковуюкультуру. — В кн.: Штериалы научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина по проблеме: «Советский человек и физическая культура». — Вильнюс, 1970, с.21−24.
  59. APTEIvIOB Г. Н. К вопросу о влиянии развития спортана язык. — В кн.: Тезисы докладов научно-методической конференции по социологическим вопросам физической культуры. — М. ГЛинск, 1966, с. 13−15.
  60. БАРАНЧИКОВ М. Б. Советское физкультурное движениеи пролетарский интернационализм. — В кн.: Материалы первой Всесоюзной конференции по социологическим вопросам физической культуры и спорта. — Л., 1966, с.22−25.
  61. КИЗИКЕНОВ М. Б. Педагогическое значение казахских национальных игр. — В кн.: Материалы XX юбилейной научной конференции. — Алма-Ата, 1965, с.43−65.
  62. КОЛЧИН Н. Т. Особенности развития физической культуры в Татарии. — В кн.: Материалы первой Всесоюзной конференции по социологическим проблемам физической культуры и спорта. — Л., 1966, с.156−158.
  63. КОНДАКОВА Н. В, Некоторые вопросы из истории возникновения и развития нацгаднальных видов спорта и народных игр в Туркменистане. — В кн.: История и организация физической культуры. — Ереван, I97I, с.114−116.
  64. КУКУШКИН Г. И. Развитие цдеологических основ советской системы физического воспитания. — В кн.: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции, посвященной 50-летию СССР. 10−12 января 1973 г. — М., 1972, с.3−10.
  65. КУКУШКИН Г. И. Спорт и социальный прогресс. — Вкн.: Материалы к итогам научной сессии института за 1965 г. ВДИИФК. — М., 1966, C.8-II.
  66. ЛАТВЕЛЬ А. И. Советская физическая культура и интернациональное воспитание трудящихся. — В кн.: Тезисы докладов 2-й Всероссийской конференции по вопросам воспитательной работы среди занимающихся физической культурой и спортом. — Л., 1964, с.5−7.
  67. ОРОБИНСКИЙ М. Д, О законах и закономерностях в- 159 физическом воспитании. — В кн.: Материалы итоговой научной конференции за 1962 год. — Волгоград, 1963, с.180−207.
  68. СТОЛБОВ В. В. Интернациональный характер физической культуры социализма. — В кн.: Материалы по истории, организащш и социологии физической культуры. — Ташкент, Медицина, 1973, с.6−16,
  69. ТАНИКЕЕВ М. Т. Некоторые вопросы развития физической культуры в период развернутого строительства коммунизма. — В кн.: Материалы XX Юбилейной научной конференции. Алгла-Ата, 1965, с.11−13.
  70. ТАНИКЕЕВ М. Т. Сближение национальных форм физической культуры народов СССР. — В кн.: Материалы первой Всесоюзной конференции по социологическшл проблемам физической культуры и спорта, — Л, 1966, с.131−133. — 160 4, к н и г и .
  71. АГЕЕВЕЦ В. У. Физическая культура в жизни социалистического общества. — Л., Знание, 1975, 40с.
  72. АМВРОСОБ А.А. ХХ1У съезд КПСС об укреплении социального еданства советского общества. — М., Знание, 1972.
  73. АНАНЬЕВ М. А. Меж. цународный туризм. — М., Международные отношения, 1968, 208с.
  74. АНИСШЮВ Т.Е. Государственно-правовые формы национальных отношений Б СССР. — М., Шсль, 1966, 62с.
  75. АНДРЕЕВ В.М., ЧУМАКОВ Е.М., Борьба самбо. — М., Физкультура и спорт, 1967, 175с.
  76. АПРЕСЯН Г. З. Расцвет и сближение наций в процессестроительства коммунизма. — М., изд. МГУ, 1965, 249с.
  77. АРНОЛЬДОВ А. И. Культура и современность. Диалектика процесса культурной консолддации социалистических стран. М., Шсль, 1973, 159с.
  78. АРТЙЮВ В.А., БОЛТОВ В.И., ВОЛЬСКАЯ О.В. и др. Статистика бюджетов времени трудшцихся. — М., Статистика, 1967, с.18−115.
  79. АЕУТ10НЯН Ю. В. Социальная структура сельского населения СССР. — М., Мысль, I97I, 347с.
  80. БАГРА^ЮВ Э. А. Национальный вопрос и буржуазнаяидеология. — М., Шсль, 1966, 325с.
  81. Ы, БАГРАМОВ Э. А. Национальные отношения при социализме и антикомглунизм. — М., Знание, 1970, 55с.
  82. ЕЕГЕНАУ З.Г. ^ нкция, форма, качество. /Переводс немецкого А. Л. Дижура и М. М. Субботина, под ред. и послесловием Г. Б.Минервина/. — М., Kfep, 1969, 168с.
  83. ЕЕЛИНОВИЧ И. К. Основы мето. дики физической культуры. — М., Физкультура и спорт, 1939, с.5−7. — 161
  84. ЕЕЛОДЕД И. К. Развитие языков социалистическихнаций в СССР. — Киев, Наукова думка, I960, 298с.
  85. ЕЕЮРУСОВА В, В., Воспитание в спорте. — М, Физкультура и спорт, 1974, 117с.
  86. БОРИСОВ И. Страницы спортивной славы. — М., Физкультура и спорт, 1957, с.4−20.
  87. БУРШСТРОЕА. Т. Ю. Теория социалистической нации.- Л., изд. Ленинградского университета, 1970, 88с.
  88. БЫЧКОВ И. И. Пропаганда физической культуры испорта на селе. — М., Физкультура и спорт, 1972, 80с.
  89. ЛЕЛИЧКО А.Н., IIOJ. JviAPKOB В. Г. Социолог на предприятии. — М., Московский рабочий, 1973, 168с.
  90. ВОСС А. Э. Вопросы воспитания трудящихся в духеинтернационализма и дружбы народов, — М., Знание, I96I,
  91. ВЫДРИН В. М, Культурная революция в СССР и физическая культура. — Л., Знание, 1973, 32с.
  92. ГОНЧАРОВ В. Д. Человек в мире спорта (социальнопсихологические аспекты). — М., Физкультура и спорт, 1978, 96с.
  93. ДЕГЛЕТР Г. С. Ленин об охране здоровья тру, дящихсяи физической культуре. Издание третье, дополненное , — М., Физкультура и спорт, 1969, 131с,
  94. ДЕШЕРИЕВ Ю.Д., ПРОТЧЕНКО И. Ф. Развитие языков народов СССР в советскую эпоху. — М., Просвещение, 1968, с.21−89.
  95. ДШШАДОВ Г. А. Дальнейшее совершенствование ипостепенное преобразование социалистических производственных — 162 отношений Б коммунистические. — М., Высшая школа, 1963, с.50−118.
  96. ДРОБИЖЕВА Л. М. История и социология. — М., Мысль, 1.7I, 157с. 429. mm Г. Д., 11УСТ0ВАЛ0 В А. Национальный вопрос в физкультурном движении. — М-Л., Физкультура и туризм, 1932, с.4−30.
  97. ШКОВ Л. И. Советская школа спорта. — М., Физкультура и спорт, 1953, 62с.
  98. ЗДРАВОШСЛОВ А, Г. Методология и процедура социологических исследований. — М., Мысль, 1969, 205с.
  99. Из опыта конкретных социологических исследований. Под ред. А. К, КурылеБа, В. Г, Смолькова, Г, М. Штракса, М, изд. ПТУ, 1969, с.4−91,
  100. КАЛТАХЧЯН С Т. Ленинизм о сущности наций и путиобразования интернациональной общности людей. — М., изд. 1. ny, 1969, с.29−81. 434. 1Ш1ТАХЧЯН Н.М., 1ШГТАХЧ}Ш С Т. Ленинская теория наций и ее фальсифгшаторы. — М., Политиздат, 1973, 128с,
  101. КАЛТАХЧНН С Т. Социалистические нации, их настоящее и будущее. — М., Знание, 1967, с.81−137.
  102. КАИДАЛОВ Д.П., СУШЕНК0 Е. И. Актуальные проблемысоциологии труда. — М, Эконоглшш, 1974, 238с.
  103. КАРАГЛАНОВ М, Интернационализм и национализм.М., Московский рабочий, I97I, 144с.
  104. КИКНАДЗЕ А. В, Окинь противника взглядом. — М., Физкультура и спорт, 1968, 207с.
  105. ШШ Г, Ф., 1САУФ.?У1АН А.'С Ленинизм и национально-освободительное двшсение. — М., Политиздат, 1969, 288с.
  106. КОЗЛОВ В, И. О национальности СССР. Этнодемогра- 164 спорт, IS79, I76c.
  107. МСЛОВ П. П. Социология и статистика.-М., Статистика, 1967, 294 с.
  108. ГМШКОВ А. П. Форлшрование коммунистических отношений в быту. — Л, Знание, 1967, с.4−58. 455. 1'у1играция населения в РСФСР. — М., Статистика, 1973, с. 21−54.
  109. MHXAiiirGB В. Д. Физическая культура в период строительства коммунизма. — М., Физкультура и спорт, 1964, 63 с.
  110. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. Ред. коллегия: М. И. Куличенко (отв.ред.) и др. — М., 1^сль, 1977, 335 с.
  111. НОЭЛЬ Э. Массовые опросы. Введение в методикудемоскопии. Пер. с немец. (Общая редакция Н.С.Шнсурова). М., Прогресс, 1978, 380 с."
  112. ШШИОТТО В. И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. — Киев, Наукова дуглка, 1975, 128 с.
  113. ПАРАНОСШ В., ЛАЗАРЕВМ Л. Психодинамика спортивной группы (севеты тренеру). Пер. с сербскохорв. В. М. Полиевктова. — М., Физкультура и спорт, 1977, 119 с.
  114. ПАРЫБШ Б. Д. Основы социально-психологическойтеории. — М., Шсль, I97I, с.10−85.
  115. ПЕТРОВСКИЙ А.В., МШШНСК141 В. В. Социальная психология коллектива. — М, Просвещение, 1978, 176 с.
  116. ПЕЧЕРСКЙ! Н. В. Спорт на страже ivmpa. — М., Физкультура и спорт, 1972, 72 с.
  117. ПЛАТК0ВС1ШЙ В. В. Мы — советский народ. Новаяисторическая общность людей. — М., Молодая гвардия, 1973,176 с.
  118. П0Н01ЛАРЕВ Н. И. Возникновение и первоначальное- 163 фический обзор, — М., Статистика, 15, 263с.
  119. КОЗЛОВ В. И. Этническая демография. — М., Статистика, 1977, 240с.
  120. КОЖШСОВ Б.Т., 11РУДЕНСКИ|| Г. А. 0шт изучения внерабочего времени трудшцихся. — В кн.: Социология в СССР.Т.П. — М., Шсль, 1966, 221с.
  121. КПСС в борьбе за формирование кокшунистическихобщественных отношений. Сборник статей. Ред.кол.доц. В. А. Смыпшяев /отв.ред./ и другие. — Л., изд. Ленинградского университета, 196411 с.
  122. КУЗЬМИН Н. Н. Гармоничное развитие человека, — М., Физкультура и спорт, 1963, 68с.
  123. КУЛИЧЕНКО М. И. Укрепление интернациональногоединства советского общества. — Киев, Политиздат Украины, 1976, 381с.
  124. Культура, творчество, человек. — М., Молодая гвардия, 1970, 272с.
  125. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. Изд.второе. — М., Политиздат, 1974, 598с.
  126. ЛИСИЦЫН Б.А. Б! уржуазная физическая культура наслужбе милитаризма. — М., Физкультура и спорт, 1968, 80с.
  127. ЛО’уЩЗЕ Л. Интернациональное и национальное всоветской культуре. — В сб. Эстетика сегодня /актуальные проблегуш/. — М., Искусство, 1968, с.286−316.
  128. ПРОХОРОВ Д. И. Интеграция в спорте. — М., Физкультура и спорт, 1978, 102 с.
  129. РОГАЧЕВ П.М., СВЕРДЛЖ М^А, Патриотизм и общественный прогресс. — М>, Политиздат, 1974, 279 с.
  130. РОГАЧЕВ П.М., СВЕРД1ШН М. А. Советский народновая историческая общность людей. — М., Знание, 1973, 64 с.
  131. РОСЕНКО М. Н. Советский ршрод — новая историческая общность. — Л., Знание, 1973, 32 с.
  132. Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование. Под ред. Осипова Г. В, Щепанского Я. — М., Ыысль, — Варшава, КСИАЩА ИВИЕДЦА, 1969, 511 с.
  133. Социология в СССР. T.I. — М., Шсль, 1965, 531 с.
  134. Социальная психология личности. — Л., Знание, 1974, 224 с.
  135. Социальная психология. Краткий очерк. Под ред.Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. — М., Политиздат, 1975,319 с.
  136. СССР на спортивной арене. — М., Физкультура испорт, 1968, с. 14−21.
  137. СТЕНОВОЙ П. С. Спорт и общество. — Тарту, TU, 1972, с. 4−31.
  138. ТАВАДОВ Т. Г. Строительство комглунизма и развитиенациональных отношений. — М., изд. 1ЯУ, 1973, III с.
  139. ТАЛАЛАЕВ Ю. А. Спорт — фактор мира и дружбы между народами. — М., Физкультура и спорт, 1976, 112 с.
  140. ТЕР-ОВАНЕСЯН А. А. Спорт /Обучение, тренировка, воспитание/. — М., Физкультура и спорт, 1967, с.10−41, — 166
  141. ТИТЯЕВ Н. В, Социалистические национальные отношения и их структура. — В сб. Вопросы философии и социологии. — Л., изд. Ленинградского университета, 1972, с, 138−140.
  142. ТОКАЕЕВ Н. Спортивный характер страны. — М, Физкультура и спорт, 1972, с.5−21.
  143. Физическое воспитание и спорт в современных капиталистических странах. Под ред. А. А. Френкина. — М., Труды сектора зарубежного спорта ВНИИФК, I97I, 72 с.
  144. ФРШСОВ В. М. Телевидение глазагли социолога. — М., Искусство, I97I, 191 с.
  145. ХОЖЮГОРОВ А. И. Интернациональные черты советских наций. — М., Политиздат, 1970, с.4−113.
  146. ЧйКИН Я. Социальные условия, здоровье и физическое развитие человека. — М., Медицина, 1966, 186 с.
  147. Численность, размещение, возрастная структура, уровень образования, национальный состав, языки и источники средств существования населения СССР. — М., Статистш^а, 1.7I, с. 8−91.
  148. ШШПЕНТОХ В. Э. Проблемы репрезентативности социологической информации. — М., Статистика, 1976, 214 с.
  149. ПШШЕНТОХ В. Э. Социология для всех. Некоторыепроблемы, результаты, методы. — М., Советская Россия, 1970, с. 8−91.
  150. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Т.I. — М., Физкультура и спорт, 1961, с.8−141.
  151. Энциклопе.дичёский словарь по физической культуре и спорту. Т.П. — М., Физкультура и спорт, 1962, с.11−123. — 167 5, С т, а т ь и .
  152. АБСАДЖЮВ Г. Ш. Важное средство воспитания. Физкультура в школе, 1970, В1, с.42−43.
  153. АБСАЛШУЮВ Г. Ш,' Опыт работы физкультурных организаций РСФСР по развитию наодональных видов спорта. -«Теория и практика физической культуры», 1962, Вб, с.10−13,
  154. АВСЕНЕВ Е.В. 100-летию «Общества гимнастов в Москве» и некоторые вопросы истории гимнастики". — Теория и практика физической культуры, I97I, Ю, 78 с.
  155. АГАЕВ Г. Г, Азербайджанские народные подаижные игры. — «Физкультура в школе», I96I, М, с, 25−26,
  156. АНДРЕЕВ Н. В, В советской Средней Азии /О массовомразвитии физической культуры и спорта/. — «Физкультура и спорт», 1963, Вд, C. I8-I9,
  157. БАГРАГЮВ Э. А. Навдональный вопрос в ц. деологической борьбе. — «Правда», 1969, 7 апреля, с, 2−3.
  158. БАГРА1ЮВ Э. А,'Нравственные принципы в отношенияхмежду нациями и народами. — «Политическое самообразование», 1963, J?6, C. I03-II4.
  159. БАГРАМОВ Э. А, Характер национальных отношений вСССР и домыслы буржуазной пропаганда. — «Политическое самообразование», 1965, т, с.9−23.
  160. БУГРОВ Н, Н. О типах межгосударственных спортивных отношений. — «Теория и практика физической культуры», 1973, ВЭ, с.5−7.
  161. ДШ1УС0 В М. С, Теоретические вопросы современного этапа национальных отношений в СССР. — В сб. Развитие национальных отношений на современном этапе комвлунистического строительства. Пятигорск, 1968, с.3−27, — 168
  162. ИМАБКУЛОВ У. С, Некоторые вопросы преемственности в развитии физической культуры. — «Теория и практика физической культуры», 1973, J^, с.12−15.
  163. КИСИС А.В., КИСИС И. В. Страницы истории спортивных связей русского и латышского народов. — «Теория и практика физической культуры», 1972, М 2, с.12−14.
  164. КУПШ С И. Особенности динамики социальной интеграции в спортивной деятельности. — «Теория и практика физической культуры», 1973,., с.45−46.
  165. КУЧЕВСКИЙ В. Б. Спорт как совокупность общественных отношений, — «Теория и практика физической культуры», 1972, с.5−8.
  166. ЛАНДАРЬ A.M. Физическая культура — составнаячасть культурной революции на Украине /в годы построения социализма/. — «Теория и практика физической культуры», 1972,)Я2, с.12−14.
  167. ПОНИДАРЕВ Н. И, Национальное и интернациональноев спорте. — «Теория и практика физической культуры», 1973, т, с.6−9. 517. nOHOfMPEB Н. И. По пути мира и прогресса. — «Теория и практика физической культуры», 1973, В&-, с.2−4.
  168. ПЕУЧАНС1ШЙ Б.И. К вопросу об идейном содержангшфизического воспитания. — В сб.- Ученые записки }Я2, Л., 1968, C.3-I7.
  169. Р0БА1ШДЗЁ А. И, Больше внимания национальным видам спорта, — «Теория и практика физической культуры», I95I, M l, 807 с.
  170. САНДАНОВ Б. Д. Бурятские национальные вцды спорта. — «Теория и практика физической культуры», 1964, J^, c.IOII. — 169
  171. СТОЛБОВ В.В., УРУКОВА Г. М. О соотношении интернационального и национального в развитии физической культуры и спорта в СССР. — «Теория и практика физической культуры», 1972, Н1, с. 6−8.
  172. ТАЖШШВ Ю. А, Спорт как одно из средств развитиядружеских отношений между народами. — «Теория и практика физической культуры», 1962, М 2, с.6−11.
  173. TPECKOBCKffii 3. Нужен решительный перелом."Физкультура и социалистическое строительство", 1932, М, с.8−36.
  174. ФРЁНКШ А. А, Б^уржуазная социология о роли спорта в обществе. — «Теория и практика физической культуры», 1962, ja2, C. I6−22.
  175. ЭЛАШВИЖ В.И. О народных средствах физическоговоспитания. — «Теория и практика физической культуры», 1963, В7, с.46−48.
  176. C0STEbL E.M.K0GA1T L.M. Compatibility and cohesivenessin group psychotherapy. A re-evaluation and eitension.J. of Heirvous and Mental Disease, 1972, v.155"PP"99−104v
  177. FIEDLER F. E, A contingency model of leadershipeffectiveness.- In Advances in Experimental Social Psychology. 1.Y., 1964, pp, 149−190.
  178. KEECKHOFF А. С, DAVIS К.Е. Value consensus and needcomplementarity i n mate se lect ion. -Amer .Sociol i Eev., 1962, v.27, pp.295−505.
  179. SCHUTZ W.C. What makes groups productive.- Human Relations, 1955, v.8,pp^ 429−465.
  180. Zeleny L.D. Selection of compatible flying partenrs.Amer. J. SocioK', 1947, v.52-, pp.424−451j^ - 171 6. Д и с с е р т, а ц и и .
  181. АБСАЖШВ Г. Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа. Дис.канд.пед. наук. — М., 1962, с.10−135.
  182. БУГРОВ Н. Н. Международные связи советских спортивных организаци!'! в го. ды завершения строительства социализма /I946-I958 гг./. Дис. канд. пед. наук. — М., 1964, с.4−141.
  183. БУТМВ Г. А. Физическая культура армянского народа в XIX в. Дис. канд. пед. наук. — М., 1964, с.15−81.
  184. КУКУШКИН Г. И, Роль физического воспитания в развитии личности советского человека. Дис. канд. пед. наук. М., 1949, 0.4−117.
  185. СОКОЛОВ Л. П. Физическая культура и спорт в Киргизской ССР за годы Советской власти /I917−1963 гг./. Дис. канд. пед. наук. — Л., 1966, с.15−141.
  186. ТЕЖЕР Ю. Н. Развитие физкультурного движения вУкраинской ССР / I9I7-I959 гг./, Дис. канд. пед. наук. — Киев, 1964, C.4-I5I. •
  187. ЧУ11АК0ВА А. О. Значение спортивных соревнований внравственном воспитании советского спортсмена. Дис. канд. педх наук. — Л., 1953, с.5−139. — 172 7. А в т о р е ф е р, а т ы ,
  188. Д. АНЕКОВ В. А. Развитие физической культуры какчасти социалистической культуры в Кабардино-Балкарской АССР /I9I7-I965 гг./. — Автореф.дис.канд.пед.наук. Л., 1968,18с.
  189. ЕАЙРАМСУЛОВ X. Исследование самобытных физических упражнений карачаевцев и балкарцев, — Автореф, дис.канд. пед. наук. М., 1970, с.4−15.
  190. БРУСИЛОВСКШ М. В. Физическая культура в Советском Казахстане /I9I7-I960 гг,/. — Автореф. дис. канд. пед. наук. I., I96I, с.3−18,
  191. П. ТАЛАЛАЕВ Ю. А, Спорт как фактор глира и дружбымежду народами. Автореф. дис.канд.пед, наук. Л., I97I, c.3-I2.
Заполнить форму текущей работой