Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной самооценки у будущих учителей физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аппробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях Московского педагогического государственного университета (1998;1999г.г.), на международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в развитии личности студента» (Москва, 1998 г.), на засиданиях кафедры теории и методики… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава.
  • Самооценка учителя в теории и практике педагогического образования с
    • 1. 1. Сущностные характеристикимооценки
    • 1. 2. Содержание, руктура и критерии выраженности профессиональноймооценки учителя физической культуры
    • 1. 3. Состояние профессиональноймооценки уудентов факультета физической культуры и учителей, работающих в школе
  • Глава.
  • Методы и организация исследования
  • Глава.
  • Педагогические условия, определяющие формирование профессиональноймооценки учителей физической культуры
    • 3. 1. Внешние факторов, определяющиемооценку
    • 3. 2. Внутренние факторы развитиямооценки
    • 3. 3. Педагогические условия формирования профессиональной самооценки с
  • Глава.
  • Процесс формирования профессиональноймооценки будущего учителя физической культуры
    • 4. 1. Формированиямооценки в процессе освоения дисциплин психолого-педагогического цикла
    • 4. 2. Практический цикл дисциплин формированиямооценки,
    • 4. 3. Педагогическая практика и ее значение в формировании самооценки. с
    • 4. 4. Развитиемооценкиудентов во внеучебной факультативно-спортивной деятельности
    • 4. 5. Динамика развития профессиональноймооценкиудентов в процессе обучения
  • Заключение и
  • выводы. 153−158 Практические рекомендации 159−161 Библиография
  • Приложения

Формирование профессиональной самооценки у будущих учителей физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В теории и практике педагогического образования прочно утвердилось положение о том, что личность учителя является важнейшим фактором успешной педагогической деятельности. К личности учителя всегда предъявлялись самые высокие требования: обладание активной жизненной позицией, высоким уровнем развития профессиональных качеств, общей культурой, широкой эрудицией, нравственными качествами и др. Высокая общественная значимость результатов деятельности учителя обуславливает необходимость постоянного поиска путей и средств его профессионально-педагогической подготовки. Поэтому большое внимание в педагогических исследованиях уделяется проблемам изучения особенностей профессионального самосознания будущих учителей, самовоспитания, самооценки и самосовершенствования в процессе учебной деятельности.

Проблема вузовской подготовки будущих учителей нашла свое отражение в работах (С.И. Архангельского, Ф. Н. Гоноболина, Т. А. Ильиной, М. М. Левиной, В. А. Сластёнина, Л. Ф. Спирина и др.). В ряде исследований по педагогике и психологии достаточно полно определен перечень социально важных профессионально необходимых качеств учителя (Н.В. Кузьмина, В. А. Семиченко, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков и др.). Изучены основные закономерности и теоретические основы формирования профессионально-педагогических умений у будущих учителей (Н.Н. Андреева, Л. П. Берестовская, А. В. Захарова и др.).

Решение задач интенсификации процесса подготовки будущего учителя находятся в неразрывной связи с формированием личности педагога. Современной школе нужны учителя, которые могут анализировать, корректировать, самостоятельно совершенствовать свою педагогическую деятельность. Такого результата можно достичь, если в системе профессиональной подготовке учителя активно формируется его сознание и самосознание (А.В. Захарова, Н. Е. Мажар, А. И. Шутенко и др.).

Формирование осознанного отношения будущего учителя к своим потребностям и способностям, к своим субъективным возможностям и качествам как профессионала, составляет основу профессионально-педагогической рефлексии и имеет большое значение в развитии его профессионального самосознания.

Источником педагогической деятельности является профессиональная подготовленность (научно-теоретическая, методическая, физическая и др.). Но как показывает практика, объем знаний и навыков, а так же эталонный набор личностных качеств не отражают полностью уровня педагогической деятельности, так как необходима, прежде всего, рефлексия педагогом профессионального самосознания, которое органично входит в структуру профессиональной деятельности и является показателем его развития (В.Н. Козиев).

Исследование процесса осознания в себе профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков может служить фундаментом для их формирования у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

В связи с этим, важное значение приобретает исследование процесса развития профессионального самосознания будущих учителей и его составной части — самооценки. Профессиональная самооценка должна стать стимулом в стремлении учителя к совершенствованию педагогического мастерства.

Формирование у будущего учителя адекватной профессиональной самооценки является психологическим условием интенсификации процесса обучения в вузе.

Проблема формирования самооценки нашла отражение в трудах Л. И. Божович, B.C. Мерлина, В. Ф. Сафина, Е. И. Савонько, в диссертационных исследованиях Н. Ю. Бочаровой, Е. Ю. Кириловой, О. Ф. Меженцева, А. И. Шутенко, JI.B. Яковлевой и др. Изучена психологическая основа этого феномена, раскрыты функции самооценки в целостной структуре личности, описаны виды самооценки с точки зрения ее адекватности. В трудах Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, С. Л. Рубинштейна самооценка рассматривается в связи с проблемой развития и формирования самосознания.

Для нас наибольший интерес представляют труды, рассматривающие особенности самооценки и процесс ее формирования у будущих учителей (Н.В. Кузмина, В. Ф. Сафин, С. Т. Гаранина, М. Н. Исакова, А. В. Захарова, В. А. Семеченко и др.). Ими подчеркивается важная роль самооценки как личностного образования в процессе формирования личности и ее деятельности. Однако, до настоящего времени проблема формирования адекватной профессиональной самооценки у будущих учителей в теоретическом и практическом плане решается недостаточно, а для будущих учителей физической культуры практически не рассматривалось.

Изучение уровня сформированности профессиональной самооценки у студентов разных курсов свидетельствует, что в условиях традиционной подготовки учителей физической культуры процесс формирования профессиональной самооценки протекает недостаточно успешно.

Таким образом, есть основание утверждать, что существует противоречие между усложнением объективных требований к уровню сформированности профессиональной самооценки будущих учителей физической культуры и реальными условиями ее формирования в вузе.

Отражая данное противоречие, проблема, нашего исследования формулируется следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования адекватной профессиональной самооценки у студентов факультета физической культуры в процессе обучения. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — профессиональная самооценка учителей физической культуры.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной самооценки у будущих учителей физической культуры.

Проблема, объект, предмет, и цель исследования потребовали решения ряда взаимосвязанных задач:

— определить сущность, содержание, структуру и критерии профессиональной самооценки учителя физической культуры;

— выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной самооценки учителя физической культуры в процессе обучения;

— на основе проведенного исследования разработать научно-практические рекомендации по формированию профессиональной самооценки у будущих учителей физической культуры.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование профессиональной самооценки будущих учителей физической культуры, можно, существенно улучшить если:

— обеспечивается развитие профессиональной направленности личности педагога;

— целенаправленно развиваются профессионально значимые качества, и обеспечивается их адекватная самооценка;

— приобретение опыта профессиональной деятельности содействует объективизации самооценки, адекватности рефлексии.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования. В качестве методологии использовались основополагающие принципы отечественной психологии: детерминизма, личностно-деятельного подхода, целостного подхода к познанию и преобразованию педагогической действительности.

Теоретическая основа исследования сложилась из психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, Б. В. Ломов и др.), теории отношений личности (А.А. Бодалев, Г. А. Ковалев, А. В. Мудрик и др.), теорий деятельности и ее субъекта (К.А. Абульханова-Славская), теории индивидуальности личности и ее развития в деятельности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Б. М. Теплов и др.), теории педагогического образования (А.В. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, И. Ф. Исаев, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластёнин, Т. И. Шамова, А. И. Щербаков, Е. И. Шиянов, Н. Е. Щуркова и дрО

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретические — анализ философской и психолого-педагогической литературы, моделированиеэмпирическиеанкетирование, наблюдение и беседа со студентами и преподавателями, изучение учебных планов подготовки будущих учителей физической культурыметоды самооценки и экспертной оценки профессиональной деятельности студентовэкспериментальные — констатирующий, формирующий, контрольный экспериментыстатистическийматематическая обработка полученных данных, их организация в таблице и графике, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: студенты 2−4 курсов факультета физической культуры Мордовского педагогического государственного института им. М. Е. Евсеева, преподаватели этого вуза. Всего в эксперименте было задействовано 180 человек.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап — теоретический (1997;1998гг.) был посвящен изучению, накоплению и обработке теоретической информации по проблемеосуществлялись первичные наблюдения, беседы, их анализ и обобщениепроведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить трудности формирования профессиональной самооценки будущих учителей физической культуры, сформировать проблему, предмет, объект и гипотезу исследования.

На втором этапе экспериментальной работы (1998;1999гг.) проводился формирующий эксперимент на факультете физической культуры МПГИ, который включал два цикла. Первый — был направлен на определение динамики развития профессиональной самооценки будущих учителей физической культуры, определялись контрольные и экспериментальные группы. Второй цикл включал формирующий эксперимент. Для формирования профессиональной самооценки будущих учителей физической культуры студентам был прочитан спецкурс «Профессиональная самооценка будущего учителя физической культуры» .

Третий этап — обобщающий (1999;2000гг.) был посвящен анализу, теоретической интерпретации полученных данных, обобщению результатов исследования. Выполнено литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования.

Представлено теоретическое содержание, определены структура, критерии и уровни выраженности профессиональной самооценки учителей физической культуры и разработан процесс ее формирования. Определены опытным путем и обоснованы психолого-педагогические условия формирования профессиональной самооценки будущих учителей физической культуры.

Практическая значимость. Результаты исследования позволяют преподавателям вузов более глубоко познать специфику формирования профессиональной самооценки будущего учителя. Разработана программа спецкурса «Профессиональная самооценка будущего учителя физической культуры», направленного на формирование у студентов адекватной самооценки. Разработаны рекомендации для преподавателей факультета физической культуры по формированию профессиональной самооценки.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, длительным педагогическим экспериментом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристики адекватной профессиональной самооценки учителя физической культуры как необходимого и системообразующего профессионального качества.

2. Структурные компоненты профессиональной самооценки учителя физической культуры, их критериальные и уровневые характеристики.

3. Совокупность педагогических условий, определяющих эффективность формирования адекватной профессиональной самооценки будущих учителей физической культуры.

Аппробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях Московского педагогического государственного университета (1998;1999г.г.), на международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в развитии личности студента» (Москва, 1998 г.), на засиданиях кафедры теории и методики физического воспитания Московского педагогического государственного университета (1998;1999г.г.). Автором разработан спецкурс «Профессиональная самооценка будущего учителя физической культуры», потверждена целесообразность его использования в профессиональной подготовке учителя.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования вносят определенный вклад в решение практической стороны проблемы формирования адекватной профессиональной самооценки у будущих учителей физической культуры.

Формирование адекватной самооценки состоит в том, что студенты объективно могут понять позитивные и недостаточные успехи в профессиональном образовании, испытывают потребность соизмерять свои возможности и достижения в соответствии с условиями и эталонами и регулировать процесс самосовершенствования.

Проведенное исследование дало возможность выдвинуть ряд рекомендаций, направленных на формирование адекватной профессиональной самооценки у будущих учителей физической культуры.

1. В процессе профессиональной подготовки необходимо повысить роль теоретического курса в формировании профессиональной самооценки студентов. Для этого необходимо внедрение в работу со студентами разработанного автором спецкурса, так как целенаправленная подготовка в ходе изучения спецкурса заставляет студентов значительно активизировать полученные знания на практике.

Предложенные в спецкурсе задания, по формированию у студентов адекватной профессиональной самооценки, могут быть дополнены и расширены, содержательно определены по-разному, но при этом необходимо пересмотреть весь объем задач и заданий в целях дидактического обеспечения их согласованности.

В ходе организации учебного процесса желательно создать обстановку делового коллективного обсуждения содержания задач и заданий, способов их выполнения отдельными студентами, стимулировать стремление студентов к критическому анализу и коррекции своих действий, направить их внимание на повышение качества своих профессиональных умений.

2. Активнее использовать теоретический потенциал современной науки и передового опыта в области профессионального образования для уточнения особенностей профессиональной самооценки и создания условий для ее формирования у студентов.

3. Особого внимания заслуживает выявление истоков мотивации професионально-педагогической деятельности студентов, совершенствование системы принципов ее формирования у студентов и условий ее реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.

4. Внедрить разработанный автором интегрирующий спецкурс «Профессиональная самооценка будущего учителя физической культуры», который активизирует межпредметные связи, единство теоретической и опытной подготовки, спортивной, учебной, профессиональной и др. видов работы студентов.

5. На практических занятиях, проводимых по разработанному автором психолого-педагогическому спецкурсу, вооружить студентов конкретными методиками самооценки и самоанализа личности, сформировать у них способность соотносить педагогическую направленность с самооценкой личности и определять соответствие избранной специальности своим возможностям.

6. В основу формирования профессиональной самооценки и выработки у студентов критериев оценивания профессиональной деятельности в условиях практических занятий необходимо положить формирование умений анализа, взаимоанализа профессионально-педагогической деятельности, являющихся опосредованным фактором становления адекватности профессиональной самооценки.

7. В процессе педагогической практики, применяя специальные задания, учить студентов пользоваться методиками изучения самооценки, изучения коллектива и личности учащихся, методами изучения и обобщения педагогического опыта. Специалистам по педагогике и психологии обеспечить руководство и контроль за этим видом работы студентов.

8. Необходимо контролировать и корректировать формирование у студентов самооценки своей профессиональной компетентности, обращая внимание на то, что у студентов, как правило, самооценки завышены.

9. Для контроля за формированием профессиональной самооценки будущих учителей физической культуры целесообразно внедрять в практику опросники для самоконтроля, которые помогут студенту и учителю физической культуры акцентировать внимание на тех аспектах его деятельности, которые не попадают в поле его внимания.

10. Организация деятельности на педагогической практике заключается в выработке качеств самоанализа, взаимоанализа и критериев оценивания деятельности. В зависимости от курса обучения вырабатывать у студента вначале умения оценивать профессиональную деятельность с ориентиром на оценку преподавателя, в дальнейшем умения анализировать и оценивать педагогический процесс и умения оценивать проявляемые качества личности, помогающие в профессиональной деятельности, самостоятельно.

11. На каждом курсе целесообразно определять общую самооценку, уровень притязаний и профессиональную самооценку студента. Организовывать дополнительные специальные воздействия на студентов с завышенной профессиональной самооценкой, которые заключаются в регулировании сложности заданий на педагогическую практику.

Практические рекомендации.

Исследования во всех сферах науки только тогда имеют определенную социальную значимость, когда их результаты способствуют совершенствованию практики. Этот общеметодологический тезис в равной мере относится и к нашему исследованию в сфере физической культуры вообще и к данному исследованию, в частности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Б. Зависимость самооценки от интроличного и интерличного сравнения детей// Вопросы психологии — 1975. — № 5. -С. 138−142.
  2. О.А. Актуализация психолого-педагогических знаний студентов в процессе практики// Советская педагогика. 1973. — № 11.-С. 93−103.
  3. О. А. Вопросы совершенствования руководства педагогической практикой студентов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1976.-С. 12−14.
  4. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. -207 с.
  5. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф. кан. пед. наук. Л., 1972. — 27 с.
  6. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания// Известия АПН РСФСР, 1948. вып. 18.
  7. Л.К. Формирование профессионально-преподавательских умений: Автореф. кан. пед. наук. М., 1952. — 16 с.
  8. Г. А. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе со школьниками. Автореф. кан. пед. наук -М., 1972−21 с.
  9. С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально педагогической направленности личности будущего учителя: Дисс.. канд. психолог, наук. -М. 1986. 201 с.
  10. A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в группе: Дисс.. канд. психолог, наук.-М. 1983.-187 с.
  11. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании// Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей физической культуры. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
  12. .А. Профессиограмма учителя физической культуры// Методическая разработка. Хабаровск, 1991. — 13 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения научного руководства педагогической практикой// Из опыта организации педагогической практики студентов. Ростов-на -Дону, 1972. — С. 42.
  14. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения// Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. М., 1984.
  15. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения// Советская педагогика. 1975. — № 4. — С. 41−49.
  16. В.П. Исследование некоторых вопросов профессиональной подготовки студентов факультета физического воспитания педагогических институтов: Автореф. кан. пед. наук. М., 1971. -18 с.
  17. Л.П. Взаимосвязь теоретических и практических знаний студентов при изучении педагогических дисциплин: Дисс.. канд. пед. наук. Омск. 1997. — 200 с.
  18. М.А. Совершенствование самостоятельной работы вметодической подготовке будущего учителя физики: Автореф. кан. пед. наук. М., 1979. — 16 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.-57 с.
  20. А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт// проблемы общения воспитания Тарту, 1974 — ч. 1. — 208 с.
  21. Н. Ю. Формирование педагогического мышления т будущего учителя на основе межпредметных связей: Атореф.
  22. Дисс. канд. пед. наук. М., 1989.- 16 с.
  23. Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. -1992. -№ 4. С. 99−100.
  24. В.А., Сорокин Н. А. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя в педагогическом вузе// Советская педагогика. 1980. — № 6. — С. 105−108.
  25. Э.А. Педагогическая практика важное средство подготовки будущего учителя-воспитателя// Советская педагогика -1978. -№ 12.-С. 98−101.
  26. Введение в общую психологию/ Под общ. ред. Проф. А. В. Петровского. М., 1986.- 496 с.
  27. М.Я., Сафин Р. С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов. М., 1980.
  28. К.В., Кондратьева С. В. Психология труда и личности учителя. Учеб. пособие. Минск-Гродно, 1991. — 81 с.
  29. С.Г. Учитель о себе и профессии. JL: Знание, 1989. -32 с.
  30. A.M. Формирование основ профессионального мастерства в процессе педагогической практики// Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту: Тезисы докл. Всесоюз. науч. конф. М, 1984. — С. 84−86.
  31. В.И. Личностно-ролевой подход к построению учебно-воспитательного процесса// Вопросы психологии 1981. — № 3. — С. 48−53
  32. Л.И. Некоторые аспекты формирования специалиста по физическому воспитанию в институте физической культуры// Теория и практика физической культуры. 1980. — № 7. — С. 44.
  33. В.В. Педагогическая практика как средство подготовки студентов педагогических институтов к внеклассной воспитательной работе с подростками: Автореф. кан. пед. наук. -Рязань, 1975. 26 с.
  34. Л.С. Принципы и пути развития психологии. М., 1950. -379 с.
  35. Г. С., Марин А. П. О бюджете времени студентов факультета физического воспитания// Основы профессионального мастерства учителей физической культуры: Тезисы докладов Всесоюз. науч. конф. Ульяновск, 1976. — С. 48−49.
  36. Е.И. Организация и проведение обучающей педагогической практики на факультете физического воспитания Ставропольского педагогического института// Физическое воспитание в школе и вузе. Ставрополь, 1974. — С. 20−29.
  37. В.И. О формировании навыков ведения научно-исследовательской работы у студентов факультета физического воспитания// Теория и практика физической культуры 1979. — № 4.- С. 44
  38. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -260 с.
  39. В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности как фактор формирования активности школьника: Автореф. дисс.. кан. пед. наук. Л., 1982. — 16 с.
  40. У Губанов А. А. Пути совершенствования педагогической практики студентов спортивных факультетов в общеобразовательной школе// Тезисы Всесоюз. науч.-метод, конф. по пед. практике. М.: ГЦОЛИФК, 1973.-С. 48.
  41. Л.А., Малиник Г. А. К вопросу об изучении педагогической направленности студентов педвуза// Проблемы высшего образования/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1971. — С. 31.
  42. P.P. Реализация принципа самостоятельности в процессе методической подготовки студентов на музыкально-педагогических факультетах: Автореф. кан. пед. наук. М., 1981.- 16 с.
  43. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения— М.: Просвещение, 1987, 206 с.
  44. .И. О системе «Личность». //Вопросы психологии. 1985.- № 5.-С.41.
  45. В.И. Эмпирическое изучение профессионально-педагогической направленности студентов университетов/ на материале педагогической практики/: Автореферат дисс. канд. псих, наук: 19.00.0, — Л.- 23 с.
  46. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  47. Заир-Бек Е. С. Взаимосвязь видов деятельности в обучении как фактор формирования познавательных интересов школьников. Дисс. кан. пед. наук. Л., 1983. — 201 с.
  48. А.В. Генезис самооценки. Дисс.докт. псих. наук. М., 1989−350 с.
  49. Н.Э. Формирование профессионально-педагогической готовности к выполнению воспитательных функций классного руководителя: Автореф. кан.пед. наук-М., 1981. 16 с.6> 57. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. СПб.: Изд-во
  50. РГПУ им. А. И. Герцена С/Пб. 2000. — 486 с.
  51. Е.П. Перестройка и проблемы теоретической подготовки физкультурных кадров// Теория и практика физической культуры. -1989,-№ 8.-С. 6−8.
  52. В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа. 1978. — 114 с.
  53. Н.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. — М. ф Белград, 1993.-219 с.
  54. М.Н. Становление самооценки педагогического мастерства студентов факультетов физического воспитания // Дисс. .канд. псих. наук. Л. — 1988. — 165 с.
  55. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М: Полит, издат, 1974.-328 с.
  56. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976 — 286 с.
  57. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  58. Г. А. Взаимосвязь познавательной и трудовой деятельности как фактор формирования самостоятельности сельских подростков: Автореф. дис. кан. пед. наук. Л., 1988. -16 с.
  59. Е.А. Информационно-поисковая система «Профессиограмма»: Методические рекомендации. Л. — 1972. -304 с.
  60. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990. — 158 с.
  61. А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. Л.: ЛГУ, 1958. — С. 4−5.
  62. М.Г. Важный фактор формирования активной жизненной позиции у учащихся средних профтехучилищ// Радянска школа. 1977,-№ 9.-С. 88−92.
  63. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дисс.. канд. псих наук: 19.00.07. -Л. 1980.- 14 с.
  64. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат. — 1978. — 367 с.
  65. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2.№ 3. С. 25−38.
  66. Ю.А., Щербакова Т. Н. Методы измерения самооценки личности. Ростов-на-Дону. 1989. — С.4.
  67. Ю.А., Т.Н. Щербакова Изучение личности учащегося: Методические рекомендации. Ростов-на -Дону: Изд-во облИУУ, 1995.- 18 с.
  68. Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота: Автореф. дисс.. психол. наук.: 19.00.01. Л. -1984. 17 с.
  69. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогическом исследовании// Советская педагогика 1970. № 9. -С. 103−116.
  70. JT.H. Организация учебной практики в курсе «Теория и методика физической культуры»// Пути совершенствования учебной, производственной практики и курса специализации. -Омск: ОГИФК, 1985. С. 57−59.
  71. В.В. Методологическая рефлексия// Советская педагогика. 1989. — № 2. — С. 72−79
  72. В.А. Рефлексия в деятельности начинающих учителей. Автореферат дис. кан. псих. наук. Минск, 1991. — 16 с.
  73. А.С. Развитие математической деятельности учащихся и роль задач в этом развитии// Математика в школе. 1966 — № 6. -С. 26.
  74. С.И. Для улучшения педагогической деятельности учителя// Физическая культура в школе. 1980. — № 5 — С. 10.
  75. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961 -98 с.
  76. Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.- 181 с.
  77. З.В. Исследование самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте: Сб. тр. /Под. Ред. А. В. Петровского. —М.: Изд-во МГУ, 1973. — С. ЗЗ — 41.
  78. Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия //В кн.: Основы вузовской педагогики. -Л. -1972. ~ С.84—101.
  79. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей// Советская педагогика. -1982.-№ 3.-С. 63−66.
  80. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: ЛГУ, 1985
  81. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии. 1986. — № 2 — С. 6773.
  82. В.И. К вопросу о самооценке подростка// Ученые записки ЛГУ. Серия псих. наук. — Выпуск 2. Экспериментальная и прикладная психология № 352 — Л.: ЛГУ — 1970. — С. 62−68.
  83. С.Г., Кутеев Е. А. Опыт подготовки будущих учителей к организации самовоспитания школьников// Советская педагогика -1981 № 5.-С. 96.
  84. М. А. Формирование профессиональной самооценки будущего учителя в процессе внеучебной творческой деятельности: Автореф. кан. пед. наук. -М, 1999.- 16с
  85. К.М., Мнацакян Л. И. Самосовершенствование личности педагога. Ереван: Знание, 1987. 31с.
  86. В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности//Советская психология. 1973. — № 6. — С. 97—108.
  87. А.А. Педагогическое общение. М.: Знания, 1979. — 46 с.
  88. А.Н. О формировании способностей// Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С. 16
  89. А.Н. Потребности, мотивы и сознание// XVIII Международный конгресс психологов. -М., 1966. С. 6.
  90. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1975. — 186 С.
  91. А.Н. Избранные психологические произведения. т. II/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1983. — С. 212.
  92. А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1974. 35 с.
  93. А.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.-64с.
  94. Л.Г. Общественно-политическая практика как форма воспитания активной жизненной позиции студентов ИФК//
  95. Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров по физической культуре и спорту: Тезисы докладов Всесоюзн. научно-практической конференции. М., 1984, — С. 7−8.
  96. М.Р. Взаимодействие педагогического института и школы в подготовке учителя// Советская педагогика. 1981. — № 9. — С. 78.
  97. В.Д. Некоторые особенности преподавания гимнастики в институтах физической культуры: Автореф.. кан. пед. наук. М., 1957.-24 с.
  98. И.А. О самостоятельной работе студентов факультета физического воспитания педагогических институтов// Физическое воспитание в вузе. Ставрополь, 1978. — С. 78.
  99. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.— 216с.
  100. Моделирование педагогических ситуаций// Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской -М.: педагогика, 1981. 120 с.
  101. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  102. А.Н. Общественно-политическая практика в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов: Автореф. кан. пед. наук Алма-Ата, 1979. — 26 с.
  103. Ю.М. Восхождение к индивидуальности, книга для учителя. М.: просвещение, 1991 — 286 с.
  104. Основы педагогического мастерства// Под ред. И. А. Зюзина М.: Просвещение, 1989−31 с.
  105. А.П. Психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих учителей// Советская педагогика. 1983. — № 3. — С. 66−72.
  106. А.А., Спиваковская А.Сю Воспитание как общение -диалог// Вопросы психологии. 1983.- № 2. — С. 85−89
  107. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ воспитание». М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  108. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984. -С. 78−80.
  109. И.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов// Советская педагогика. 1975. — № 2. — С. 83
  110. Н.В., Лернер Г. И., Орестова Е. В. О некоторых возможностях управления обучением студентов// Советская педагогика 1984. — № 6. — С. 59−69.
  111. Практические занятия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. Сост. Н. Б. Берхин и С. Ф. Спичак. М.: Просвещение, 1972. 167 с.
  112. Примерная программа непрерывной педагогической практики. М.: Министерство просвещения РСФСР, 1985. — 33 с.
  113. Программа курса педагогики. /Под. Ред. В. А. Сластенина, А. И. Мищенко.—М., 1993.—18с.
  114. Программа педагогических институтов. Сборник № 11. Педагогическая практика студентов факультета физического воспитания. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
  115. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя с учащимися// Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: НИИ ОП, 1980- 159 с.
  116. В.А. Формировнаие профессиональной направленности студентов педвузов в процессе педагогической практики: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1981 16 с.
  117. Рефлексия в науке и общении // Сб. науч. тр. / Отв. Ред. Ладенко И. С. и др. Новосибирск, 1986. 184с.
  118. В.К. Педагогическая практика М.: Просвещение, 1981. -160с.
  119. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз.— 1946,—С.89—92.
  120. С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР.—1957.— С.226—242.
  121. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания.—М.: просвещение.—1982.-С. 142.
  122. П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности// Психология и современный спорт. -М.: ФиС, 1973. С. 14−40
  123. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: Просвещение, 1991 128 с.
  124. НО.Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и оценку другими людьми. М.: Наука, 1970. С. 66
  125. В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя// Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-Л.: ЛГУ-1986.-21с.
  126. Самооценка.// Психологический словарь./Под. Ред. В. П Зинченко, В. Г. Мещерякова. 2-е изд. — М., 1997.-С.343.
  127. В.Ф. О формировании интереса к педагогической деятельности// Советская педагогика. 1970. — № 1. — С. 56−64.
  128. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения// Вопросы психологии.-1975.-№ 3.-С.62−72.
  129. В.А. Программа спецкурса: Психологическая структура профессиональной деятельности учителя. Киев, 1990.-26с.
  130. Ю.В., Тамарин В. Э. К вопросу о педагогической рефлексиии студентов будущих учителей //Форм. общ. — полит, и познав, актив-ти у студ. педвузов: Тез. докл. Всес. науч.-прак. конф. Воронеж, 1976. С. 129.
  131. Ю.В. О взаимосвязи предметной и операционной сторон познавательной деятельности// Вестник высшей школы, 1989. № 2, С. 20−29.
  132. В.А. Исследование субъективных факторов формирования профессиональной направленности студентов институтов физической культуры// Теория и практика физической культуры -1984-№ 1,-С. 37−39
  133. Н.Я. Подготовка студентов педвузов к общественно-политическому воспитанию школьников: Автореф. кан. пед. наук. -М., 1975 -23 с.
  134. А.С. Формирование педагогических знаний умений и навыков по физической подготовке и спорту у курсантов военных училищ: Автореф. кан. пед. наук. — Л., 1964. 16 с.
  135. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя// Психология труда и личности учителя/ Ответ. Ред. А. И. Щербаков. М.: Просвещение, 1976.-С.41−63.
  136. В.А. Формирование личности советского учителя в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение.-1976.-160с.
  137. В.А. Учитель и время// Советская педагогика. 1990 № 9. С. 3−9.
  138. Е.О., Сопикова А. Г. Рассуждения о рассуждениях. Рефлексивность сознания личности// Социальная психология личности. Л.: Мысль, 1974. С. 141−142.
  139. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки (на материале подготовки студентов педвузов к воспитательной работе): Дис. док. пед. наук 1980. — С. 50−60
  140. А.Г. Сознание и самосознание.-М.: Политиздат,-1972.-303с.
  141. А.Г. О творческой силе человеческого разума.-М., 1979.-С.29.
  142. Е.О., Сопикова А. Г. Рассуждения о рассуждениях. Рефлексивность сознания личности// Социальная психология личности. Л.: Мысль, 1974. С. 141−142.
  143. Т.С. Личная педагогическая система преподавателя. Педагогическая рефлексия: Материалы лекций, прочитанных в политехническом музее. М.: Знание, 1978. 38 с.
  144. Т.С. Обучение студентов рефлексии при решении педагогических задач// Совершенствование профессиональной подготовки студентов в процессе решения психолого-педагогических задач: Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск, 1983. С. 3341.
  145. М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1987. — 224 с.
  146. Н.А. О взаимодействии педагогических и лингвистических особенностей в деятельности преподавателя иностранных языков технического вуза: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. JI. — 1978. — 44 с.
  147. Суарес Родригес К. О. Развитие рефлексивной педагогической способности посредством совершенствования коммуникативной деятельности: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1990. — 14с.
  148. ЭД. Мотивация творческой активности личности студентов педвуза// Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. С. 89−91.
  149. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.-270с.
  150. Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущих учителей. Сборник научных трудов. М., 1982.
  151. Физическое воспитание учащейся молодежи: проблемы, интересы, мотивы. Материалы научно-практической конференции, проведенной 22−23 мая 1985 в г. Рязань. М., 1986. — С. 69−73
  152. С.Н. Исследование процесса формирования педагогических умений у школьников на занятиях физическими упражнениями: Автореф. кан. пед. наук Киев, 1985. — 28 с.
  153. Формирование профессиональных навыков анализа учителем опыта своей конструктивно-методической деятельности: Проблемный семинар/ Сост. Гурская Н. Ф. Л., 1985. 32 с.
  154. Ю.А. Изучение зависимости самооценки способностей от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. Сб. науч. тр./ Ответст. ред. Е.П. Ильин-Л.: ЛГПИ, 1981.-С. 144−159
  155. Н.Г. Особенности конструктивной и коммуникативной деятельности преподавателя физического воспитания в высшей школе: Автореф. кан. пед. наук. Д., 1973. -20 с.
  156. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука.-1977.-С.144.
  157. И.И. Самосознание личности// Теоретические проблемы психологии личности: Сб. статей/Ответ, ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977.—С.209−226.
  158. Н.Е. Личность и профессиональная самооценка студентов педагогического вуза: Учебное пособие.-М.:МГПИ,-1986.-99с.
  159. В.Х. Формирование любви к профессии через участие в учебной и производственной практике// Пути совершенствования учебной, производственной практики и курса специализации: XI научно-метод. конф. инст-та. Омск, 1985 — С. 95−97.
  160. Ю.А. Об оценке профессионально-педагогических умений и навыков в процессе учебной практики (гимнастики)// Основы профессионального мастерства учителей физической культуры: Тезисы докладов Всесоюз. науч. конф. Ульяновск, 1976. — С. 947.
  161. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение — 1967. — 266 с.
  162. А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя// Советская педагогика 1971. — № 9. — С. 82−89.
  163. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения в восьмилетней школе. М.: Учпедгиз, 1960 — С. 10.
  164. Г. И. К вопросу о месте познавательного интереса в направленности личности школьника-подростка// О нравственномвоспитании школьника: Уч. записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1968.-С. 181.
  165. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  166. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  167. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. 208 с.
  168. Н.Е. Личность учителя как инструмент воспитания// Физическая культура в школе. 1980. — № 10. — С. 30−32.
  169. Н.Е. Педагогическая технология.// Кн: Учебные программы по педагогике.-М.:-1992.-С.125−155.
  170. Экспериментальная программа пединститутов по педагогической практике: АПН СССР, НИИ общ. педагогики. М., 1985. — 11 с.
  171. В.А. Обучение как процесс управления/ психологические аспекты/.-Л.: ЛГУ.-1988.-159с.
  172. Ю.А. Педагогическая практика в школе по физическому воспитанию : Автореф. кан. пед. наук. М., 1964 — 30 с.
  173. Ю.А. Структура педагогической практики студентов факультета физического воспитания// Физическое воспитание в вузе. Ставрополь, 1978. — С. 102.
  174. Rogers Y.R. Client-centered theraty the current practice, inplication and theaty. Boston, 1951.
  175. Sullivan U. The Interpersonal theare of Psuchiatry. -N.Y., 1953.
  176. Welles L. Marwelle G Self-esteem its conceptualization and measurement L. N.J. — 1979.1. Методика № 1
Заполнить форму текущей работой