Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8-9 лет с использованием методов саморегуляции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В учебно-тренировочном процессе юных гимнасток положительный эффект дает индивидуальная подготовка к выполнению упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья. Для этой цели целесообразно перед выполнением упражнения в течение 5 минут проводить при сниженном уровне бодрствования паузу психорегуляции с идеомоторным компонентом. Это помогает юным гимнасткам целенаправленно настроиться… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В
  • СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Психические состояния как фактор, определяющий эффективность спортивной деятельности
    • 1. 2. Психорегуляция в спортивной деятельности высококвалифицированных спортсменов
    • 1. 3. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата и психики детей 7−10 лет
    • 1. 4. Использование методов саморегуляции в детском спорте
  • Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ГИМНАСТОК
    • 3. 1. Оценка уровня психической работоспособности юных гимнасток
    • 3. 2. Обучение юных гимнасток методам саморегуляции
    • 3. 3. Изменение оценки уровня психической работоспособности юных гимнасток под влиянием пауз психорегуляции
    • 3. 4. Влияние методов саморегуляции на эффективность учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8−9 лет
  • Выводы

Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8-9 лет с использованием методов саморегуляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития спорта, когда физическая, техническая, тактическая подготовленность высококвалифицированных спортсменов различных стран постоянно выравнивается, все большее значение в успехе соревновательной деятельности приобретает их психологическая подготовка. В целях подготовки резервов для большого спорта психологическая подготовка приобретает особую актуальность в работе с юными спортсменами в связи со значительным омоложением контингента занимающихся во многих видах спорта, в том числе и в спортивной гимнастике.

Развитие современной спортивной гимнастики характеризуется быстрым ростом технической сложности и трудности произвольных упражнений, что связано с риском и требует специальной психологической подготовки, особенно юных гимнасток. Одной из важнейших проблем психологической подготовки юных спортсменов является поддержание на оптимальном уровне психической работоспособности, характеризующей способность человека на кортикальном уровне формировать и реализовывать специфические функциональные системы, лежащие в основе конкретной деятельности. Психическая работоспособность, снижается раньше, чем физическая, и, естественно, ее изучение дает более оперативную информацию о начальных этапах развития утомления, вследствие чего возможно и более экстренное вмешательство в целях восстановления работоспособности, что позволяет научно обоснованно корректировать учебно-тренировочный процесс с помощью применения корректных восстановительных средств, повышающих надежность и успешность спортивной деятельности.

Это актуализирует проблему поиска новых, более эффективных средств и методов восстановления работоспособности юных спортсменов.

В настоящее время в целях лучшего восстановления работоспособности, в спорт внедряются различные методы саморегуляции, с помощью которых осуществляется оптимизация психического состояния и психомоторики спортсмена самим индивидом. Эти методы уже достаточно широко применяются в подготовке высококвалифицированных спортсменов (О. Л. Черникова, О. В. Дашкевич 1967, 1971; А. Ц. Пуни, 1969, 1984; О. А. Черникова, 1970; Б. А. Вяткин, 1974; А. В. Родионов, 1973, 1990, 1995; Г. Д. Горбунов, 1976; 1986, 1994; Г. А. Чашина, 1977; А. В. Алексеев, 1979, 1985; О. В. Дашкевич, 1980; В. М. Волков, 1981; Р. Сингер, 1982; А. А. Белкин 1983; М. В. Саная, 1983, 1984; А. А. Лалаян, 1985; Р. Фрестер, В. П. Некрасов, 1985; Н. А. Худадов, 1985; В. И. Палий, 1986, 1987; Л.-Э. Унесталь, Б. Фай-нер, 1986; С. М. Слабунов, Е. Г. Знаменская, 1987; А. Т. Филатов, 1987; В. Ф. Сопов, 1990; Э. А. Кулакова, 1991; Г. Селье, 1992; А. И. Ефименко, 1993; Р. Ж. Керовбян, 1995; П. В. Бундзен с соавт., 1998) и имеют большое значение для достижения высоких спортивных результатов, являющихся окончательным выражением рационального управления процессом тренировки и показателем ее эффективности (В. П. Филин, 1987). Однако методы саморегуляции еще не внедрены в систему подготовки спортсменов разного возраста и разной спортивной квалификации, особенно в тренировочную деятельность юных спортсменов. Ряд работ, затрагивающих некоторые аспекты саморегуляции, посвящен юным шахматистам 10−14 лет (Т. Найдоски, 1997), гимнастам 10−12 лет (Э. А. Кулакова, М. Бассиюни, О. А. Черникова, 1980; В. И. Макарова, Е. А. Дмитриева, 1983), пловцам 10−11 лет (Т. Г. Лагу-навичюс, 1990). В то же время, возможность освоения методов саморегуляции более юными спортсменами, в частности, гимнастками 8−9 лет, породила противоречия между:

— потребностью в использовании методов саморегуляции для совершенствования учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8−9 лет и ее недостаточной разработанностью;

— эффективностью использования методов саморегуляци в спортивной практике и неопределенностью возраста начала обучения и усвоения юными гимнастками методов саморегуляции.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе психолого-педагогических возможностей использования методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8−9 лет для повышения и стабилизации их психической работоспособности в оптимальных пределах и роста спортивно-технических результатов.

На основании анализа противоречий и проблемы была определена тема нашего исследования: «Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8−9 лет с использованием методов саморегуляции».

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных гимнасток 8−9 лет на этапе начальной спортивной подготовки.

Предмет исследования: воздействие методов саморегуляции на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8−9 лет.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможность использования методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8−9 лет, способствующих повышению его эффективности.

Гипотеза исследования: усвоенные юными гимнастками 8−9 лет методы саморегуляции смогут повысить эффективность учебно-тренировочного процесса при условии:

— оптимизации психоэмоционального состояния;

— повышения психической работоспособности;

— стабилизации психической работоспособности в оптимальных пределах;

— целенаправленной настройки на исполнение упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья;

— ускорения автоматизации технических навыков;

— снижения количества срывов при исполнении упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья;

— ускоренного восстановления работоспособности.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить влияние методов саморегуляции на оптимизацию психоэмоционального состояния юных гимнасток, повышение их психической работоспособности и стабилизацию ее в учебно-тренировочном процессе в оптимальных пределах.

2. Разработать методику обучения юных гимнасток 8−9 лет методам саморегуляции и выявить их эффективность в учебно-тренировочном процессе.

3. Разработать практические рекомендации по использованию методов саморегуляции и внедрить их в учебно-тренировочный процесс юных гимнасток.

Методологическая основа исследования. Ее образуют диалектикапринципы деятельности, целостности, системный подход, позволяющий исследовать понятия и термины педагогики спорта, психопедагогики спорта, спортивной психологии и психофизиологии в их взаимосвязи (П. К. Анохин,.

A. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Г. Д. Горбунов, А. А. Тер-Ованесян,. В. П. Некрасов), концепция подготовки спортсменов В. Н. Платонова, В. П. Филинаконцептуальные положения о методах саморегуляции А. Ц. Пуни, П. А. Ру-дика, Б. А. Вяткина, А. А. Лалаяна, А. В. Родионова, Г. Д. Горбунова,.

B. П. Некрасова, Н. А. Худадова, Р. М. Найдиффера.

Теоретическая база исследования включает в себя теоретические положения о закономерностях развития личности и роли психологической.

4 В подготовки в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов, положения психодиагностики психических состояний спортсменов (Б. А. Вяткин, В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. С. Солнцева, В. Л. Марищук, Ю. М. Блу-дов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова), работы, посвященные разработке современных технологий психической подготовки высококвалифицированных (Л.-Э. Унесталь, 1992; П. В. Бундзен с соавт., 1994, 1998; Т. ОгНск, 1997) и юных спортсменов (В. И. Баландин, П. В. Бундзен, 1997).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогические контрольные испытания, включающие тестирование специальной физической и технической подготовленности, педагогический эксперимент, самооценка, прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона, аутогенная тренировка, самовнушения, идеомоторная тренировка с применением самоприказовпаузы психорегуляции, психофизиологический метод оперативного контроля психической работоспособностиквазистационарный потенциал коры головного мозга, количественный и качественный анализ полученной информации.

База исследования. Исследование проводилось на базе СДЮШОР «Спартак» по спортивной гимнастике г. Белгорода. В исследовании приняли участие юные гимнастки 8−9 лет учебно-тренировочных групп 1 -го года обучения, тренирующиеся по 1-му юношескому разряду на этапе начальной спортивной подготовки, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 12 человек в каждой.

Основные этапы исследования:

1 этап: поисково-теоретический (1994;1995 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, были определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования.

Выявлялся уровень психической работоспособности юных гимнасток в учебно-тренировочном процессе и состояние их специальной физической и спортивно-технической подготовленности при традиционной системе подготовки. Разрабатывалась методика обучения юных гимнасток методам саморегуляции.

2 этап: опытно-экспериментальный (1996;1997 гг.). На данном этапе исследования проходил процесс уточнения гипотезы исследования, создавался план опытно-экспериментальной работы, проводилось обучение юных гимнасток методам саморегуляции, осуществлялась оценка успешности обучения им и введение их в учебно-тренировочный процесс, выявлялось влияние методов саморегуляции на эффективность учебно-тренировочного процесса юных гимнасток.

3 этап: обобщающий (1998;2001 гг.) Это этап теоретического осмысления результатов опытно-экспериментальной работы, где осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна. Результаты исследования вносят ряд новых положений в систему спортивной подготовки юных гимнасток:

— при использовании методов саморегуляции существенно повышается эффективность учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8−9 лет.

— разработанная методика обучения юных гимнасток 8−9 лет методам саморегуляции повышает их психическую работоспособность и стабилизирует ее в учебно-тренировочном процессе в оптимальных пределах;

— обосновано и экспериментально подтверждено положительное воздействие методов саморегуляции на рост спортивно-технических результатов юных гимнасток;

— в качестве оперативного и объективного контроля за психической работоспособностью юных гимнасток применялись показатели квазистацио нарного потенциала коры головного мозга.

Теоретическая значимость исследования:

— раскрыто психолого-педагогическое значение и дано определение понятия «психическая саморегуляция в спорте»;

— выводы диссертации по использованию методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8−9 лет расширяют познания и возможности влияния методов саморегуляции на детский организм, что существенно обогащает теорию и методику спортивной тренировки, в том числе в юношеском спорте.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении методов саморегуляции в учебно-тренировочный процесс юных гимнасток, что позволяет им объективно оценивать свое психоэмоциональное состояние во время спортивной деятельности. Освоение юными гимнастками методов саморегуляции значительно повышает рост спортивно-технических результатов. Дана экспериментально обоснованная методика применения пауз психорегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток. Даны практические рекомендации по оперативной диагностике психической работоспособности юных гимнасток.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на Всесоюзном научном симпозиуме «Проблемы психических состояний в спорте» (г. Ереван, 1987), на международных научно-практических конференциях: «Современные проблемы физичеФ ской культуры и спорта» (г. Белгород, 1997), «Физическое воспитание в системе гармонического развития личности» (г. Воронеж, 1998), межрегиональных научных конференциях: «Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и формирования здорового образа жизни» (г. Екатеринбург, 2000), «Методология и организация физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы (г. Екатеринбург, 2001), обсуждались с тренерами СДЮШОР «Спартак» г. Белгорода. Результаты исследований внедрены в практику учебно-тренировочного процесса высококвалифицированных и юных гимнасток СДЮШОР «Спартак» г. Белгородав учебный процесс для студентов факультета физической культуры и спорта Белгородского государственного университета внедрена программа по дисциплине «Психическая саморегуляция и дыхательная гимнастика» по специализации «Физическая реабилитация», что подтверждается актами внедрения.

Основные положения диссертационной работы отражены в 11 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование методов саморегуляции юными гимнастками 8−9 лет повышает эффективность учебно-тренировочного процесса.

2. Методы саморегуляции, используемые в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток, способствуют повышению их психической работоспособности и стабилизации ее в учебно-тренировочном процессе в оптимальных пределах.

3. Использование методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8−9 лет на этапе начальной спортивной подготовки способствует росту их спортивно-технических результатов.

4. Показатели квазистационарного потенциала коры головного мозга адекватно отражают уровень психической работоспособности юных гимнасток.

120 ВЫВОДЫ:

1. Использование методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8−9 лет способствует оптимизации психоэмоционального состояния юных гимнасток, повышению их психической работоспособности и стабилизации ее в учебно-тренировочном процессе в оптимальных пределах, что позволяет более эффективно строить этот процесс и создает дополнительные резервы для роста спортивно-технических результатов.

2. Юные гимнастки 8−9 лет при обучении успешно осваивают такие методы саморегуляции, как мышечная релаксация Э. Джекобсона, аутогенная тренировка, самовнушения, идеомоторная тренировка с применением самоприказов и паузы психорегуляции. Более рациональной формой использования навыков саморегуляции в работе с юными гимнастками являются паузы психорегуляции, которые являются действенным средством управления психическим состоянием юных гимнасток в процессе тренировок.

3. Разработанная нами методика обучения юных гимнасток 8−9 лет методам саморегуляции способствует постепенному, последовательному и успешному обучению методам саморегуляции, которая эффективно влияет на целенаправленную настройку исполнения упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья, ускоряет автоматизацию технических навыков, снижает количество срывов и восстанавливает работоспособность.

4. Экспериментально установлено, что для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8−9 лет целесообразно проводить перед выполнением упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья паузу психорегуляции с идеомоторным компонентом, а после тренировки во время 5-минутного восстановления — паузу психорегуляции с восстановительным компонентом.

5. Использование методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8−9 лет значительно повышает субъективную оценку уровня психической работоспособности, вплотную приблизив ее к объективной, что говорит об адекватности субъективной оценки объективным показателям квазистационарного потенциала коры головного мозга и о способности юных гимнасток к самоанализу своего психического состояния.

6. Разработаны и внедрены в учебно-тренировочный процесс юных гимнасток практические рекомендации по использованию методов саморегуляции на этапе начальной спортивной подготовки.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Юным гимнасткам учебно-тренировочных групп первого года обучения для оптимизации психоэмоционального состояния в учебно-тренировочном процессе необходимо, наряду с методами убеждения, поощрения, наказания и другими, применять и методы саморегуляции.

2. Обучение должно осуществляться в течение года. Первые четыре месяца в начале тренировки обучают четырем базовым методам саморегуляции. Обучение начинается с наиболее доступного для детей данного возраста метода саморегуляции — прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсо-на, которая осваивается ими в течение месяца. В следующем месяце юные гимнастки овладевают аутогенной тренировкой. Третий месяц посвящается обучению самовнушениям, четвертый — идеомоторной тренировке с применением самоприказов. Только после овладения этими методами можно приступать к обучению основным методам саморегуляции — паузам психорегуляции: с восстановительным и идеомоторным компонентами, обучение которым проводится в последующие два месяца. Сначала юные гимнастки в течение месяца обучаются паузе психорегуляции с восстановительным компонентом, затем — с идеомоторным компонентом. В последующие шесть месяцев паузы психорегуляции вводятся в учебно-тренировочный процесс как его составная часть. 1 -2 раза в неделю проводят проверку усвоения, закрепления и совершенствования навыков саморегуляции.

3. Положительное действие имеет постоянное использование методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток. Полученные результаты дают основание рекомендовать перед исполнением упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья применять паузу психорегуляции с идеомоторным компонентом, а после тренировки во время 5-минутного восстановления — паузу психорегуляции с восстановительным компонентом. Это позволяет стабилизировать психическую работоспособность юных гимнасток в учебно-тренировочном процессе в оптимальных пределах, что дает дополнительные возможности для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и роста спортивно технических результатов.

4. В учебно-тренировочном процессе юных гимнасток положительный эффект дает индивидуальная подготовка к выполнению упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья. Для этой цели целесообразно перед выполнением упражнения в течение 5 минут проводить при сниженном уровне бодрствования паузу психорегуляции с идеомоторным компонентом. Это помогает юным гимнасткам целенаправленно настроиться на выполнение предстоящей комбинации. При этом внимание гимнасток во время идеомоторного воспроизведения упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья надо направлять не на переживание «слабых мест» комбинации и боязнь их выполнения, а на мышечно-двигательное представление основных действий элементов, от чего зависит само их выполнение. Вместе с этим следует стремиться сместить у юных гимнасток акцент с победы над другими на победу над собой, на преодоление собственных слабостей, недостатков и раскрытие всех своих способностей, побуждающих человека к совершенству.

5. После тренировки во время 5-минутного восстановления полезно использовать паузу психорегуляции с восстановительным компонентом для ускоренного восстановления работоспособности.

6. Для оценки эффективности саморегуляции у юных гимнасток необходимо применять самооценку уровня состояния психической работоспособности и метод оперативного контроля психической работоспособности — квазистационарный потенциал коры головного мозга.

Дальнейшие исследования проблемы, на наш взгляд, могут быть сосредоточены на разработке комплексного использования методов саморегуляции для спортсменов разных возрастных групп и уровня спортивной квалификации, а также на более глубоком изучении использования их не только в тренировочной, но и соревновательной деятельности в целях развития личности спортсмена и повышения его духовно-деятельностного потенциала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. В. Психомышечная тренировка. — М., 1979. — 28 с.
  2. А. В. Себя преодолеть. М.: ФиС, 1985. Вып. 3. — 192 с.
  3. И. Г., Васильева О. Н., Леонова Л. А., Филина И. С. Особенности организации простого точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1978. — № 2. — С. 109−110.
  4. П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968. 547 с.
  5. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.
  6. Л. К. Опорные прыжки // Гимнастическое многоборье: Женские виды. 2-е изд., перераб. / Под ред. Ю. К. Гавердовского М.: ФиС, 1986.-С. 5−46 с.
  7. Л. Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): Дис.. канд. пед. наук (в виде научного доклада). -СПб.-1994.-43 с.
  8. Д. А. Специальные состояния основа профессиональной психотехники в спорте // Психология спортивной деятельности: Сб. науч. тр. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. — С. 161−169.
  9. Е. А. Применение методов психорегуляции в тренировочном процессе юных гимнасток // Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1997. С.-199−202.
  10. Е. А., Солнцева Л. С., Прокопенко В. И. Обучение юных гимнасток методам саморегуляции: Метод, пособие. Белгород: Изд-во Бел-гор. гос. ун-та, 1998. — 103 с.
  11. Э. И., Розанова В. Д. Физиология и физкультура: О физиологических основах физического воспитания в различные возрастные периоды. М.: Знание, 1968. — 79 с.
  12. И. А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967.389 с.
  13. И. В. Определение физической работоспособности в клинике испорте. М.: Медицина, 1979. — 192 с.
  14. В. Н. Исследование средств и методов текущего контроля в гимнастике (на примере тренировки спортсменов высших разрядов): Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1975. 25 с.
  15. В. И. Фрустрационная толерантность спортсменов и возможности ее коррекции ментальной тренировкой // Материалы 2-го международ. конгр. по спортивной психологии. М., 1995. — С. 69.
  16. В. И., Бундзен П. В. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 22−26- 39−40.
  17. В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988.-208 с.
  18. А. А. Исследование эффективности метода идеомоторной подготовки в тренировочном процессе гимнастов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1968. — 22 с.
  19. А. А. Идеомоторная подготовка в спорте. — М.: ФиС, 1983.128 с.
  20. И. А. О построении движений. М., 1947. — 254 с.
  21. И. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  22. А. А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций (исследование на детях 5−10 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1976.-20 с.
  23. Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность и спорт. М.: Сов. Россия, 1987.- 160 с.
  24. А. И., Сергина С. И. Измерение ловкости у младших школьников // Физкультура в школе. 1973. — № 6. — С. 6−8.
  25. А. П. Каракашьянц К. С., Козлов Е. Г. Психологическая подготовка гимнастов. М.: ФиС, 1974. — 80 с.
  26. М. С. Отбор в спортивных играх. М.: ФиС, 1980. — 127 с.
  27. А. И. «Чувство времени» как средство саморегуляции сложно-координационных действий (на примере спортивной гимнастики): Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1984. -24 с.
  28. Ю. Ф. Кураншена Ю. Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ. М.: ФиС, 1981. — 192 с.
  29. П. В., Бендюков М. А., Кирюшин А. И. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг» // Вестник спортивной медицины России. 1994. -№ 1−2. — С. 35−38.
  30. П. В., Унесталь Л.-Э. Теоретико-экспериментальные основания развития технологии ментального тренинга // Бюллетень Балтийской педагогической академии. Спб., 1997. — С. 7−15.
  31. X. В. Об информативности различных тестов при оценке двигательной координации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1972. — 40 с.
  32. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  33. А. И. Развитие пространственной ориентации при движениях у детей и влияние на нее специальной тренировки // Труды института физического воспитания и школьной гигиены. М.: Изд-во АПН ФСФСР, 1963.-Вып. 127.-260 с.
  34. Э. С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоров’я, 1983. 208 с.
  35. В. Г. Акселерация роста и развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1976.-229 с.
  36. В. М. Психорегулирующая тренировка в подготовке спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1981. — № 6. — С. 9−15.
  37. Н. К. Динамика предстартового эмоционального состояния у борцов и методика его регуляции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1976.-25 с.
  38. . А. Организация психической саморегуляции спортсменов с учетом особенностей темперамента при подготовке к стартам на XX летних олимпийских играх в Мюнхене // Психическая саморегуляция: Сб. науч. тр. -Алма-Ата, 1973. С 295−296.
  39. . А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях: Учеб. пособие. Пермь, 1974. — 57 с.
  40. . А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС, 1978.-134 с.
  41. . А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС, 1981. — 112 с.
  42. . А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях // Стресс и тревога в спорте: Сб. ст. / Сост. Ю. Л. Ханин. М.: ФиС, 1983. — С. 56.
  43. Ю. К. Структура гимнастических упражнений // Спортивная гимнастика: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Ю. К. Га-вердовского, В. М. Смолевского. М.: ФиС, 1979. — С. 67−73.
  44. Ю. К. Двигательные представления гимнаста // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1984. — Вып. 2. — С. 16.
  45. Ю. К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 33 с.
  46. Ю. К., Боген М. М. Как найти «петушиное словцо»? (О деятельностном подходе к обучению движениям) // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1986. — Вып. 1. — С. 32−40.
  47. А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. — М.: ФИС, 1970. — С. 103−118.
  48. А. Д. Актуальные вопросы психологии гимнастики // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1978. — Вып. 1. — С. 40.
  49. Л. Д. Психорегулирующая тренировка (дополнение к первой части). Метод, письмо. М., 1969. — 101 с.
  50. Е. С. Контроль за состоянием психической готовности спортсмена стрелка к соревнованиям // Психолого-педагогические проблемы высшего спортивного мастерства. — Минск: Изд-во «Стайки», 1980. -С. 49−50.
  51. Ю. В. Эмоции риска и их саморегуляция в спорте // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Всесоюз. симп. Днепропетровск, 1981. — С. 4−5.
  52. А. П. О формировании умения младших школьников ориентироваться в пространстве // Теория и практика физ. культуры. 1965. -№ 9.- С. 32−35.
  53. Г. Д. Учитесь управлять собой. М.: Знание, 1976. — 32 с.
  54. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. — 208 с.
  55. Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф. дис.докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1994. 58 с.
  56. В. В. Пути и методы изучения процессов развития ребенка и подростка. Избр. соч. М., 1951. — Т. 1. — С. 279−288.
  57. И. Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 7−14 лет с различным типом телосложения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1993. — 20 с.
  58. Н. А., Бабаян О. А. К вопросу оценки эффективности психорегуляции // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Всесоюз. симп. Днепропетровск, 1981. — С. 22.
  59. Н. А., Ставицкий К. Р. Метод оперативного контроля работоспособности человека // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1985. — № 2. — С. 22−25.
  60. Л. П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности: Автореф. дис.. канд психол. наук. Л., 1987.-23 с.
  61. И. А., Козлов Е. Г. О типичных переживаниях гимнасток на соревнованиях // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1974.-Вып. 2.-С. 30.
  62. И. А. Исследование особенностей и путей совершенствования регуляции внимания в связи с выполнением соревновательных действий в спортивной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. -19 с.
  63. И. А. Содержание и методика общей психологической подготовки гимнастов. Метод, разработка для студентов ГЦОЛИФК. М.: 1991.-26 с.
  64. Э. А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола, занятий спортом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1986.-28 с.
  65. Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — С. 105.
  66. А. А. Развитие двигательных способностей у детей. -М., 1976.-С. 47−48.
  67. А. В. Повышение технического мастерства гимнасток наф 132брусьях разной высоты путем совершенствования представлений о временных характеристиках двигательных действий. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1975. — 24 с.
  68. Н. И. Возрастные особенности роста различных сегментов опорно-двигательного аппарата детей от 6 до 9 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1978. — № 2. — С. 77−78.
  69. О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 24 с.
  70. А. Г. Исследование вопросов обучения детей младшего школьного возраста умениям оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977.-22 с.
  71. Д. В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1974. — 24 с.
  72. А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981.-98 с.
  73. К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  74. Р. Н., Кравцова Г. А. Становление двигательных способностей у детей и подростков в период от 4 до 17 лет // Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976. — С. 52−53.
  75. А. С. О регулирующих влияниях сознания спортсмена при мышечной работе на выносливость: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1963.-20 с.
  76. А. И. Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных гимнастов на основе самоконтроля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1993. — 24с.
  77. Р. М. Исследование психических состояний, возникающих в связи со значимой деятельностью в спорте. (На материале бокса). Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1972. — 18 с.
  78. В. В., Козлов В. Г., Быстрое В. Н., Бундзен П. В. Донозо-логическая диагностика состояния здоровья с помощью прибора «Зодиак-94» // Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине: Матер. I Междунар. конгр. Спб., 1997. — С. 164.
  79. А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JL: Медицина, 1982.-215 с.
  80. Р. Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1993. — 25 с.
  81. JI. Н. Индивидуальные особенности саморегуляции неблагоприятных психических состояний спортсменов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1992.- 15с.
  82. Г. Г., Чернышов С. В., Некрасова Н. JI. Формирование навыков саморегуляции у спортсменов с разным типом нервной системы // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Все-союз. симп. Днепропетровск, 1981. — С. 8−9.
  83. Е. П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния). Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  84. В. А. Об одном подходе к оценке психической нагрузки в гимнастике // Тез. докл. на VIII Всесоюз. конф. по психологии спорта. М., 1976.-С. 30.
  85. С. Г. Основы формирования двигательного навыка при выполнении сложных гимнастических упражнений у детей групп начальнойподготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998.-23 с.
  86. Р. Ж. Тенденции изменения методов и средств психорегуляции в подготовке спортсменов различных видов спорта (теоретико-педагогический аспект): Автореф. дисс. .канд. пед. нак. -М.: РГАФК, 1995. -24с.
  87. Д. С. Саморегуляция спортивных достижений // Зарубежные научные исследования. Психология спорта. Воспитание в спорте: Экспресс-информация. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1988. — Вып. 8. — С. 3−9.
  88. Классификационная программа по спортивной гимнастике для девушек (3, 2, 1-й юношеские разряды и III, II, I разряды) на 1996 2000 годы / Сост. Е. Ю. Розин. — М.: ФОН, 1996. — 22 с.
  89. А. П. Психогигиена спортивной деятельности. Киев: Здоровье, 1985.- 125 с.
  90. А. И. Координация движений и пути ее развития у детей младшего школьного возраста // Физическое воспитание в школе: Сб. ст. -М, 1964. Вып. 2. — С. 67- 95.
  91. Е. Г. Анализ готовности гимнастов высокой квалификации к соревнованиям: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 22 с.
  92. Е. Г. Проблема готовности к соревнованию в спорте // Теория и практика физ. культуры 1978. — № 5. — С. 23−24.
  93. Комплексные методы психорегуляции для восстановления психической работоспособности: Метод, рекомендации / В. П. Некрасов, Л. С. Солнцева, Н. А. Государев и др. М.: ВНИИФК, 1984. — 20 с.
  94. О. А. Психические механизмы регуляции деятельности.t 135-M., 1980.-255 с.
  95. В. Б. Надежность исполнения в гимнастике. М.: ФиС, 1970. -192 с.
  96. В. Б. Психологический ракурс гимнастики // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М: ФиС, 1977. — Вып. 2. — С. 35.
  97. В. Б. Упражнения на бревне // Гимнастическое многоборье: Женские виды. 2-е изд., перераб. / Под ред. Ю. К. Гавердовского М.: ФиС, 1986.-С. 191−254.
  98. М. В. Подготовка школьников 3−4 классов к трудовому обучению средствами подвижных игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990.-24 с.
  99. Коц Я. М., Коряк Ю. А., Кузнецов С. П. Комплексный метод определения свойств и состояния нервно-мышечного аппарата у спортсменов: Метод, разработки для студентов, аспирантов и преподавателей. М., 1983. -300 с.
  100. А. П. Исследование способности управлять своими движениями у детей 4−7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности // Пути управления технической подготовкой спортсменов. -Омск: ОГИФК, 1980. С. 18−19.
  101. Э. А. Особенности сенсорной деятельности при вращательных движениях. (Экспериментальное исследование на материале прыжков в воду): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 22 е.
  102. Э. А., Бассиюни М., Черникова О. А. Психическая саморегуляция как средство повышения спортивного мастерства юных гимнастов // Теория и практика физ. культуры. 1980. — № 2. — С. 31−34.
  103. Э. А. Приемы саморегуляции в спорте: Метод, разраб. для студентов и слушателей ВШТ. М., 1991. — 23 с.
  104. Т. Г. Эффективные методы воспитания черт характера у юных пловцов (1−2-го годов обучения в учебно-тренировочных группах): Лвтореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1990. — 21 с.
  105. А. А. Психологическая подготовка спортсмена. — Ереван: Айастан, 1985.-168 с.
  106. Н. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-С. 20.
  107. ИЗ. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981.-330 с.
  108. X. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности / Пер. с нем. 2-е изд. — М.: ФиС, 1985. — 133 с.
  109. В. С., Решетников М. П. Аутогенная тренировка / Справочное пособие для врачей. Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
  110. Ю. Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей и состояния гимнастов с целью повышения эффективности их деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1979 — 21 с.
  111. Л. Е. Возрастные особенности движения у детей и подростков. М., 1979. — 96 с.
  112. Лях В. И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физ. культуры. 1983. — № 8. — С. 44−46.
  113. Лях В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. 1987. — № 5. — С. 25−28.
  114. Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 3. — С. 31 -36.
  115. Лях В. И. Психологические проблемы юношеского спорта в странах Западной Европы // Всемирные юношеские игры под патронажем Международного олимпийского комитета: Международный форум «Молодежь
  116. Наука Олимпизм» под патронажем Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки 14−18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. — М.: Советский спорт, 1998.-С. 151−153.
  117. В. И. Исследование проявлений волевых качеств (смелости и решительности) у юных гимнастов 9−14 лет: Автореф. дис.. канд пед. наук. М., 1972. — 19 с.
  118. В. И., Дмитриева Е. А. Применение метода идеомотор-ной подготовки юными гимнастками 10−12 лет // Гимнастика: Сб. ст. / Сост.
  119. B. М. Смолевский. М: ФиС, 1983. — Вып. 1. — С. 38−39.
  120. В. Л. Об использовании взаимосвязи внешних проявлений эмоций с устойчивостью психических процессов в целях психической саморегуляции // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2.1. C. 288−289.
  121. Марищук В. J1. К вопросу о диагностике и прогнозе состояния напряженности в спорте // Тез. докл. на VIII Всесоюз. конф. по психол. спорта. -М., 1976.-С. 193.
  122. Марищук В. JL, Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. М.: ФиС, 1983. — 111 с.
  123. А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.-135 с.
  124. М. Т. Анатомия, физиология и гигиена младшего школьника. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1968. — 172 с.
  125. Н. А. Математико-статистические методы в спорте. -М.: ФиС, 1974.- 151 с.
  126. И. Б., Баньков С. Д. Реабилитация при повреждениях руки. -София, 1981.-225 с.
  127. В. В., Родионов А. В., Худадов Н. А. О психических состояниях в спортивной деятельности // Психология и современный спорт: Сб.науч. работ психологов спорта социалистических стран. М.: ФиС, 1973. -С. 217−241.
  128. В. М. Точность пространственных восприятий гимнастов // Теория и практика физ. культуры. 1966. — № 9. — С. 20.
  129. В. М. Экспериментальное исследование точности восприятий основных параметров движения и представлений о них как показателя состояния спортивной формы гимнастов: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психол.). М., 1968. — 18 с.
  130. Ю. В. Силовая подготовка гимнастов. М.: ФиС, 196 287 с.
  131. Методики психодиагностики в спорте: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  132. Методические указания для контроля психической работоспособности спортсменов / Сост. Л. С. Солнцева, К. Р. Ставицкий, А. Г. Дрижика и др. Новочеркасск: НПИ, 1986. — 11 с.
  133. Н. А., Чебураев В. С., Ляссотович С. И., Чунихин С. Г. Методы отбора юных гимнастов в ДЮСШ и СДЮШОР // Метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1985. — 43 С.
  134. Т. Ю. Возрастная динамика свойств ВНД как предпосылка, определяющая направленность физического воспитания и спортивной тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1974. — 30 с.
  135. В. И. Управление воспитательной работой в спортивных коллективах: Учеб. пособие. Минск: Гос. комитет БелССР., 1987. — 33 с.
  136. В. Н. Психологические особенности человека. Л., 1957. -С. 134.
  137. В. П. Координация движений рук у детей школьного возраста. М.: ФиС, 1969. — 32 с.
  138. Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.-224 с.
  139. Т. Психорегуляция как метод повышения эффективности тренировочной деятельности юных шахматистов: Дис. канд. пед. наук. -М.: РГАФК, 1997. 124 с.
  140. В. П., Государев Н. А., Ставицкий К. Р. Комплексная психорегуляция стрессовых состояний игровых команд // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Всесоюз. симп. Днепропетровск, 1981.-С. 15−16.
  141. В. П. Некоторые вопросы спортивной диагностики в свете теории функциональной системы // Психология и современный спорт. -М.: ФиС, 1982.-С. 75−79.
  142. В. П. Психофизиологические аспекты реализации резервных возможностей спортсменов // Проблемы резервных возможностей человека. М.: ВНИИФК, 1982. — С. 116−127.
  143. В. П., Государев Н. А., Никифоров Ю. Б., Солнцева Л. С. и др. Методы контроля и восстановления психической работоспособности спортсменов: Метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1983. — 20 с.
  144. В. П. Простейшие методы саморегуляции: Метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1984. 20 с.
  145. В. П. Психофизиологические механизмы психорегуляции // Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. М.: ФиС, 1985.-С. 9−35 с.
  146. В. П., Худадов Н. А. Комплексное применение методов психорегуляции // Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. -М.: ФиС, 1985.-108−125.
  147. О. С., Ганюшкин А. Д. Исследование личной и реактивной тревожности у гимнастов // Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики: Материалы Всесоюз. симп. (Смоленск, 1−3 декабря 1976 г.). Смоленск, 1977.-С. 17−18.
  148. . А., Дарская С. С. Современное состояние учения о конституции детей и подростков // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975. — С. 13−29.
  149. Г. Г. Психологические основы самоконтроля (в системах «человек-машина»). Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1978. — 53 с.
  150. А. В. Комплексная методика исследования точности движений у детей // Тренировка юных спортсменов / Под общ. ред. В. П. Филина. М.: ФиС, 1965. — С. 298.
  151. H. И. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1969. — С. 223−225.
  152. И. М. Формирование двигательных представлений в процессе усвоения акробатических упражнений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1954. — 15с.
  153. Организация и содержание работы по психорегуляции в спортивных командах: Метод, рекомендации / В. П. Некрасов, К. Р. Ставицкий, Л. С. Солнцева и др. М.: ВНИИФК, 1986. — 26 с.
  154. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М. Я. Набатниковой. М.: ФиС, 1982. — 279 с.
  155. Оя С. М. Психологические вопросы предстартовых состояний // Психология и современный спорт: Сб. науч. работ психологов спорта социалистических стран. — М.: ФиС, 1973. — С. 206−217.
  156. Оя. С. М., Оя А. А., Федосова О. П. Результаты исследования распределения внимания у спортсменов, занимающихся разными видами спорта // Тез. докл. на VIII Всесоюз. конф. по психол. спорта. М., 1976. — С. 48.
  157. И. П. Полн. собр. соч. 2-е изд. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.-Т. 3. Кн. 2.-С. 187−188.
  158. В. И. Особенности самооценки спортивного мастерства гимнасток // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. -М.: ВНИИФК, 1986. С. 155.
  159. В. И. Влияние особенностей личности и успешности деятельности на самооценку спортивного мастерства гимнасток: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1987. 160 с.
  160. В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: ФиС, 1986.-286с.
  161. В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учеб. для студентов вузов физ. воспитания и спорта. Киев:
  162. В. Д., Блудов Ю. М., Соколов В. С. Психическая саморегуляция как один из факторов повышения надежности спортсмена // Психическая саморегуляция в спорте. Алма-Ата, 1977. — С. 43−46.
  163. Е. Ф. К психологии конфликтной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М.: Наука, 1976. — С. 270−298.
  164. В. И. Морфофункциональные изменения стопы детей 9−12 лет при занятиях физическими упражнениями: Автореф. канд. биол. наук. Свердловск, 1974. — 22 с.
  165. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. М.: ФиС, 1985.-176 с.
  166. А. Ц. Об активной роли представлений в процессе овладения двигательными навыками // Теория и практика физ. культуры. 1947. — № 9. -С. 18−23.
  167. А. Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсмена // Теория и практика физ. культуры. 1949. — № 7. -С. 519−526.
  168. А. Ц. Роль представлений в формировании двигательных навыков: Лекции по психологии спорта. Л., 1957. — 32 с.
  169. А. Ц. Очерки психологии спорта. М.: ФиС, 1959. — 121 с.
  170. А. Ц. О состоянии психической готовности спортсмена к соревнованию // Теория и практика физ. культуры. 1967. — № 4. — С. 27−29.
  171. А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте.fr 143-M.: ФиС, 1969.-88 с.
  172. А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: Учеб. пособие. Л., 1977. — 18 с.
  173. А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевой подготовки в спорте // Психология и современный спорт: Сб. науч. тр. М., 1983. -С. 144−162.
  174. А. Ц. Психология: Учеб. пособие. М.: ФиС, 1984. — 255 с.
  175. И. П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. M.: ГЦОЛИФК, 1972. — 45 с.
  176. И. П. Исследование структурных особенностей мышечной электроактивности при представлении о движениях // Проблемы физиологии спорта. Вып. 1.-М.: ВНИИФК, 1972.-С. 69−86.
  177. M. М. Аутогенная тренировка. Харьков, 1981. — 46 с.
  178. А. В. Психодиагностика спортивных способностей. -М.: ФиС, 1973.-216 с.
  179. А. В. Структура и динамика психических состояний спортсменов в тренировке и соревновании // Спорт в современном обществе: Сб. науч. тез. Всемир. науч. конгр. М.: ФиС, 1974. — С. 34−35.
  180. А. В. Психологические факторы эффективного решения оперативных задач в спорте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976. -39 с.
  181. А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: ФиС, 1983. — 112 с.
  182. А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1990, 48 с.
  183. Л. В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 2. — С. 7−8.
  184. А. В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995.-64 с.
  185. А. Н. Сравнительное исследование предстартовых состояний спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1977. — № 10. -С. 22−24.
  186. Е. В., Гройсман A. JI. Задачи построения системы пси-хорегулирующих воздействий в спорте // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез. докл. Все-союз. науч.-практ. конф. М., 1986. — С. 64−65.
  187. П. А. Идеомоторные представления и их значение в спортивной тренировке // Психологические вопросы спортивной тренировки: Сб. тр.-М.: ФиС, 1967.-С. 101−111.
  188. П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1970. — № 5. — С. 61−64.
  189. Л. И. Формирование и регуляция предстартовых состояний спортсменов: (На материалах спорта высш. достижений): Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1993. — 13с.
  190. Г. П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968. — 158 с.
  191. M. Н. Регуляция тренировочных нагрузок пловцов на основании психофизиологических показателей // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ.конф. М., 1986. — С. 85−86.
  192. М. В. Самооценка и саморегуляция деятельности фигуриста как факторы эффективности и надежности спортивного результата: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: ГЦОЛИФК, 1984. -21 с.
  193. М. В. Психическая готовность фигуриста к соревнованию и некоторые пути ее оптимизации // Теория и практика, физ. культуры. 1983. -№ 10.-С. 30−31.
  194. А. А. Комплексное использование средств физической культуры и психорегуляции в труде и спорте: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1993.-32 с.
  195. В. И. Исследование тренирующего действия представления движения у гимнастов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1968. — 18 с.
  196. Г. Стресс без дистрессов. Рига: Виеда, 1992. — 109 с.
  197. Е. В. Повышение стартовой готовности спортсменов средствами направленных педагогических и психологических воздействий: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 262 с.
  198. В. И. Об управлении психическим состоянием гимнастов перед соревнованиями и в процессе их проведения // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М: ФиС, 1971. — Вып. 1. — С. 12.
  199. Р. Психологические факторы и искусство самоконтроля в спорте // Психология и современный спорт: Междунар. сб. науч. работ по психологии спорта. М.: ФиС, 1982. — С. 58−66.
  200. С. М., Знаменская Е. Г. Приемы психической саморегуляции в спортивной практике: Метод, рекомендации для тренеров и спортсменов. М.: ВНИИФК, 1987. — 12 с.
  201. И. В. Психологические особенности гимнастов и успешность их выступлений // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1973.-Вып. 1.-С.39.
  202. Л. С., Ставицкий К. Р. Методика контроля психической работоспособности спортсменов. Инструкция. М., 1984. 12 с.
  203. Л. С. Оценка эффективности и восстановления психической работоспособности спортсменов // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез. докл. Все-союз. науч.-практ. конф. М., 1986. — С. 113−114.
  204. Л. С., Ставицкий К. Р., Государев Н. А. Применение пауз психорегуляции на производстве // Научные основы физкультурно-оздоровительной работы среди населения: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. Таллин, 1986. С. 136−167.
  205. Л. С., Сальникова М. Н. Применение комплекса восстановительных мероприятий в подготовке пловцов высокого класса // Проблемы психических состояний в спорте: Тез. науч. симп. Ереван, 1987. -С. 148−149.
  206. Л. С., Ставицкий К. Р. Контроль психической работоспособности и нервно-психической напряженности человека: Метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1989. — 15 с.
  207. Ю. Чжин Оценка характерологических особенностей гимнастов и ее применение в практике подготовки спортсменов: Дис.. канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1996. — 199 с.
  208. В. Ф. Полиструктура психической регуляции в спорте высших достижений // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Всесоюз. симп. Днепропетровск, 1981. — С. 28−29.
  209. В. Ф. Теоретические предпосылки создания формализованной модели динамики психических состояний в спортивной деятельности // Совершенствование специальной подготовки спортсменов высокой квалификации / Сб. науч. ст. Алма-Ата, 1990. С 20−25.
  210. Спортивная гимнастика (девушки): Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Сост. Е. Ю. Розин М., 1986. — 187 с.
  211. А. Б., Арон Д. Н. Методика исследований физического развития детей и подростков. М., 1959. — С. 16−18.
  212. К. Р., Некрасов В. П. Комплексный контроль идеомо-торной тренировки высококвалифицированных конькобежцев // Проблемы комплексного контроля в спорте высших достижений: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. М.: ВНИИФК, 1983. — С. 84−85.
  213. К. Р., Государев Н. А. Методы контроля психической работоспособности и эмоциональной активности // Гигиена и санитария. -1984. -№ П. -С 48−49.
  214. К. Р., Государев Н. А. Работа по психорегуляции в сборных командах СССР по конькобежному спорту и легкой атлетике // Научно-спортивный вестник. 1985. — № 2. — С. 14−17.
  215. К. Р. Система вербальных и аппаратурных воздействий с целью оптимизации психического состояния спортсменов // Психолого- педагогические воздействия в спорт, деятельности: Сб. науч. ст. Алма-Ата: Каз. ин-т физ. культуры, 1988. — С 121−125.
  216. К. Р. Оперативная психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям // Тез. докл. XI Всесоюз. науч.-практ. конф. психологов спорта. Минск, 1990. — 192−195.
  217. К. Р. Применение психорегуляции в подготовке спортивных команд // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 2. — С. — 30−32.
  218. Н. В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8−12 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л., 1978.-19 с.
  219. Е. Н., Пуни А. Ц., Захарьянц Ю. 3. Электромиографические исследования представления движений при овладении гимнастическими упражнениями // Вопросы психологии. 1961. — № 4. — С. 87−92.
  220. Е. Н. Психомоторика спортсмена. М.: ФиС, 1984. — 126 с.
  221. А. П. Дифференцирование темпа движений детьми школьного возраста // Тр. 2-й науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1955. — С. 274.
  222. Теория и практика аутогенной тренировки / А. Г. Панов, Г. С. Беляев, В. С. Лобзин и др. М.: Медицина, 1980. — 271 с.
  223. Тер-Ованесян А. А., Тер-Ованесян И. А. Педагогика спорта. Киев.: Здоров’я, 1986. — 208 с. ф 149
  224. Унесталь, Л.-Э., Файнер Б. Основы психомышечной тренировки // Зарубежные научные исследования. Психология спорта. Воспитание в спорте: Экспресс-информация. Вып. 5. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986. — С. 3−12.
  225. Унесталь, Л.-Э. Психические навыки для спорта и жизни // Спорт и здоровье. СПб., 1992. — С. 29−36.
  226. А. А. Собр. соч. Физиология двигательного аппарата. -Т.З. 1952. Л.: ЛГУ. — 165 с.
  227. С. Г. Предупреждение неврозов у детей. М.: Медицина, 1978.-88 с.
  228. А. Т. Аутогенная тренировка. Киев: Здоров’я, 1987.126 с.
  229. В. П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1970. — 50 с.
  230. В. П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры. М.: ФиС, 1987. — 128 с.
  231. Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 1972. — 256 с.
  232. Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  233. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
  234. Р., Некрасов В. П. Методы саморегуляции в спорте // Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. М.: ФиС, 1985. -С. 71−108.
  235. Д. Учение о тренировке (пер. с нем.). М.: ФиС, 1971. — 328 с.
  236. Д. В., Харрис Б. Л. Целеполагание как средство регуляциимотивации // Зарубежные научные исследования. Психология спорта. Воспитание в спорте. Экспресс-информация. Вып. 9. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1987. -С. 16−30.
  237. Т. П. Движения ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973. — 192 с.
  238. А. Г. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов небиологических спец. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1978. — 287 с.
  239. Н. А. Вопросы психологической готовности спортсменов высшей квалификации к ответственным соревнованиям: Обзорная информация. -М., 1985.-17 с.
  240. Н. А. О контроле и оптимизации состояния психической надежности в процессе круглогодичной подготовки спортсменов // Проблемы психических состояний в спорте: Тез. науч. симп. Ереван, 1987. — С. 28−30.
  241. А. Г. Физическое развитие детей и подростков. М.: Медгиз, 1963.-204 с.
  242. С. Б. Особенности реализации принципа обратной связи в обучении саморегуляции психических состояний: Дис.. канд. пси-хол. наук: 19.00.07. Ростов н/Д, 1994. — 154 с.
  243. Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.:ФиС, 1988.- 272 с.
  244. Г. А. Психологическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления: Автореф. дис. канд. психол. наук.-Jl., 1977.-22с.
  245. В. С. Исследование способностей гимнастов управлять движениями в пространстве и пути совершенствования этих способностей: Дис. канд. пед. наук. -М., 1965. 132 с.
  246. А. Я. Особенности эмоциональной устойчивости спортсменов и психологические средства ее формирования. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 25 с.
  247. О. А., Дашкевич О. В. Аутогенная тренировка: Метод, письмо / Под ред. П. А. Рудика. М.: ГЦОЛИФК, 1967. — 52 с.
  248. О. А. Эмоции и их значение в спортивной деятельности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1970. — 34 с.
  249. О. А., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М.: ФиС, 1971. — 45 с.
  250. О. А. Психологические особенности спортивных эмоций // Психология и современный спорт: Сб. ст. М.: ФиС, 1973. — С. 190 206.
  251. М. Д. Анатомо-физиологические и психические особенности возрастных школьных групп // Теория и практика физ. культуры. 1946. — Т. 9. — Вып. 11−12. — С. 578−590.
  252. В. Т. Исследование возрастных изменений силы различных мышечных групп и обоснование средств и методов ее развития у девочек школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед наук. Тарту, 1969. — 21 с.
  253. А. В. Физическое развитие и опорно-двигательный аппарат // Спортивная медицина (Руководство для врачей) / Под ред. A.B. Чоговадзе, J1.A. Бутченко. М.: Медицина, 1984. — 384 с.
  254. В. В. Об управлении движениями человека. М.: ФиС, 1970.- 136 с.
  255. Ю. Н. Методы регуляции эмоционального состояниястрелков из лука высокой квалификации в период предсоревновательнойподготовки и выступлений: Автореф. дис.канд. пед наук. М.: ВНИИФК, 1984.-21 с.
  256. Ю. М., Беспалов Ю. Ф. Соколов Н. Н. Оптимизация психических состояний пловцов при выполнении тренировочных занятий различной преимущественной направленности // Проблемы психических состояний в спорте: Сб. науч. тр. Ереван, 1987. — С. 144−145.
  257. А. М., Дежников А. Г. Вырабатывать пространственные представления // Физкультура в школе. 1976. — № 4. — С. 26−27.
  258. А. Т. Психологические особенности формирования произвольности действий у младших школьников: Дисс. .канд. психол. наук. -Киев, 1987.-С. 61.
  259. Т. И. Возрастные особенности волевых качеств школьников и их формирование в процессе физического воспитания: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1986. — 34 с.
  260. И. Г. Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 1985. — 31 с.
  261. В. К. Двигательные возможности в соотношении с морфологическими показателями детей 7−11 лет // Материалы IV науч. конф. по физ. воспитанию детей и подростков. М., 1968. — С. 303−305.
  262. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  263. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Под ред. А. Т. Филатова. Киев: Здоров’я, 1982. — 295 с.
  264. И. М. Некоторые данные о возрастном развитии силы у школьников // Теория и практика физ. культуры. 1948. — Т. 11. -Вып. 10.-С. 451−456.
  265. И. М. О моторике детей школьного возраста: Труды ЦНИИФК. М.: ФиС, 1949. — Т. 8. — Вып. 1. — С. 63−96.
  266. В. С. Функциональная анатомия лучезапястного суставачеловека в разные возрастные периоды: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -1975.-21 с.
  267. С. В. Еще раз о ловкости и ее разновидностях // Теория и практика физ. культуры. 1985. — № 7 — С. 21−23.
  268. X. Т. Interessanten Ubung vor Ball fur Ausbildungen und ver vollkommung koordinativen Fahingkeiten // Korpererzienhung. Berlin, 1982. -№ 11.- S. 15−16.
  269. Burton D. Do anxious swimmers swim slower? Reexamining the elusive anxiety-performance relationship // J. Sport. Exerc. Psychol. 1988. — № 10. -P. 45−61.
  270. Fazey J., Hardy L. The Inverted-U Hypothesis: A Catastrophe for Sport Psychology // Bass Monograph. 1988. — № 1. — P. 20.
  271. Gould D., Krane V. The Arousal-Athletic Performance Relationship // Horn T.S. (ed.). Advances in Sport Psychology, 1992. P. 119 — 143.
  272. Hardy L. A catastrophe model of performance in sport // Jones J.G., Hardy L. (eds). Stress and performance in sport. Chichester, England: Wilev, 1990.-P. 81−106.
  273. Hirtz P., Ludvig G, Wellnitz I. Enturiklung koordinativen Fahigkeiten: za, aben, wie? // Korpererziehung, 1982. № 8/9. — S. 386−391.
  274. Ibara C. New means of psycho-motor research witn direct practical value in the training process // 3 rd world congress of the intern, sosciety of sport psychol. Madrid, 1973.
  275. Jacobson, E. Progressive relaxation. Chicago: University of Chicago Press, 1938.
  276. Martens R. Coaches Guide to Sport Psycholog. Champaign Human Kinetics, 1987.-P. 100.
  277. Martens R., Vealey R. S., Burton D. Competitive anxiety in sport. -Champaign: Human Kinetics, 1990.
  278. Morgan W. P., O’Connor P. J., Elickson K. A., Bradley P. W. Personality structure, mood states and performance in elite male distance runners // Int. J. Sport Psychol. 1988. — № 19. — P. 247−263.
  279. Orlick T. In Pursuit of Excellnae. Canada, 1997 (Audio Edition).
  280. Shenebel G. Die koordinativen Fahingkeiten und das Problemm der Gervandheit // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1973. — № 3. — S. 263−269.
  281. Unestahl L.-E. Integrated Mental Training. — Veje, Sweden, 1996.236 p.
  282. Weinberg R. S. Anxiety and motor performance: Where to go from here? // Anxiety Research. 1990. — № 2. — P. 227−242.
  283. Wellnitz J. Wirklung eines pedagogishen Experiments zur ausbildungen koordinativen Fahigkeiten // Korpererziehung. 1982. — № 2. — S. 117−128.
Заполнить форму текущей работой