Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8-9 лет с использованием методов саморегуляции
Диссертация
В учебно-тренировочном процессе юных гимнасток положительный эффект дает индивидуальная подготовка к выполнению упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья. Для этой цели целесообразно перед выполнением упражнения в течение 5 минут проводить при сниженном уровне бодрствования паузу психорегуляции с идеомоторным компонентом. Это помогает юным гимнасткам целенаправленно настроиться… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В
- СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Психические состояния как фактор, определяющий эффективность спортивной деятельности
- 1. 2. Психорегуляция в спортивной деятельности высококвалифицированных спортсменов
- 1. 3. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата и психики детей 7−10 лет
- 1. 4. Использование методов саморегуляции в детском спорте
- Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 2. Организация исследования
- Глава 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ГИМНАСТОК
- 3. 1. Оценка уровня психической работоспособности юных гимнасток
- 3. 2. Обучение юных гимнасток методам саморегуляции
- 3. 3. Изменение оценки уровня психической работоспособности юных гимнасток под влиянием пауз психорегуляции
- 3. 4. Влияние методов саморегуляции на эффективность учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8−9 лет
- Выводы
Список литературы
- Алексеев А. В. Психомышечная тренировка. — М., 1979. — 28 с.
- Алексеев А. В. Себя преодолеть. М.: ФиС, 1985. Вып. 3. — 192 с.
- Андреева И. Г., Васильева О. Н., Леонова Л. А., Филина И. С. Особенности организации простого точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1978. — № 2. — С. 109−110.
- Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968. 547 с.
- Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.
- Антонов Л. К. Опорные прыжки // Гимнастическое многоборье: Женские виды. 2-е изд., перераб. / Под ред. Ю. К. Гавердовского М.: ФиС, 1986.-С. 5−46 с.
- Аркаев Л. Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): Дис.. канд. пед. наук (в виде научного доклада). -СПб.-1994.-43 с.
- Аросьев Д. А. Специальные состояния основа профессиональной психотехники в спорте // Психология спортивной деятельности: Сб. науч. тр. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. — С. 161−169.
- Арсеенко Е. А. Применение методов психорегуляции в тренировочном процессе юных гимнасток // Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1997. С.-199−202.
- Арсеенко Е. А., Солнцева Л. С., Прокопенко В. И. Обучение юных гимнасток методам саморегуляции: Метод, пособие. Белгород: Изд-во Бел-гор. гос. ун-та, 1998. — 103 с.
- Аршавская Э. И., Розанова В. Д. Физиология и физкультура: О физиологических основах физического воспитания в различные возрастные периоды. М.: Знание, 1968. — 79 с.
- Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967.389 с.
- Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике испорте. М.: Медицина, 1979. — 192 с.
- Афонин В. Н. Исследование средств и методов текущего контроля в гимнастике (на примере тренировки спортсменов высших разрядов): Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1975. 25 с.
- Баландин В. И. Фрустрационная толерантность спортсменов и возможности ее коррекции ментальной тренировкой // Материалы 2-го международ. конгр. по спортивной психологии. М., 1995. — С. 69.
- Баландин В. И., Бундзен П. В. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 22−26- 39−40.
- Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988.-208 с.
- Белкин А. А. Исследование эффективности метода идеомоторной подготовки в тренировочном процессе гимнастов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1968. — 22 с.
- Белкин А. А. Идеомоторная подготовка в спорте. — М.: ФиС, 1983.128 с.
- Бернштейн И. А. О построении движений. М., 1947. — 254 с.
- Бернштейн И. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Бишаева А. А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций (исследование на детях 5−10 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1976.-20 с.
- Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность и спорт. М.: Сов. Россия, 1987.- 160 с.
- Бобкин А. И., Сергина С. И. Измерение ловкости у младших школьников // Физкультура в школе. 1973. — № 6. — С. 6−8.
- Богомолов А. П. Каракашьянц К. С., Козлов Е. Г. Психологическая подготовка гимнастов. М.: ФиС, 1974. — 80 с.
- Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. М.: ФиС, 1980. — 127 с.
- Бузюн А. И. «Чувство времени» как средство саморегуляции сложно-координационных действий (на примере спортивной гимнастики): Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1984. -24 с.
- Буйлина Ю. Ф. Кураншена Ю. Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ. М.: ФиС, 1981. — 192 с.
- Бундзен П. В., Бендюков М. А., Кирюшин А. И. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг» // Вестник спортивной медицины России. 1994. -№ 1−2. — С. 35−38.
- Бундзен П. В., Унесталь Л.-Э. Теоретико-экспериментальные основания развития технологии ментального тренинга // Бюллетень Балтийской педагогической академии. Спб., 1997. — С. 7−15.
- Валгмаа X. В. Об информативности различных тестов при оценке двигательной координации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1972. — 40 с.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
- Васютина А. И. Развитие пространственной ориентации при движениях у детей и влияние на нее специальной тренировки // Труды института физического воспитания и школьной гигиены. М.: Изд-во АПН ФСФСР, 1963.-Вып. 127.-260 с.
- Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоров’я, 1983. 208 с.
- Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1976.-229 с.
- Волков В. М. Психорегулирующая тренировка в подготовке спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1981. — № 6. — С. 9−15.
- Волков Н. К. Динамика предстартового эмоционального состояния у борцов и методика его регуляции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1976.-25 с.
- Вяткин Б. А. Организация психической саморегуляции спортсменов с учетом особенностей темперамента при подготовке к стартам на XX летних олимпийских играх в Мюнхене // Психическая саморегуляция: Сб. науч. тр. -Алма-Ата, 1973. С 295−296.
- Вяткин Б. А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях: Учеб. пособие. Пермь, 1974. — 57 с.
- Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС, 1978.-134 с.
- Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС, 1981. — 112 с.
- Вяткин Б. А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях // Стресс и тревога в спорте: Сб. ст. / Сост. Ю. Л. Ханин. М.: ФиС, 1983. — С. 56.
- Гавердовский Ю. К. Структура гимнастических упражнений // Спортивная гимнастика: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Ю. К. Га-вердовского, В. М. Смолевского. М.: ФиС, 1979. — С. 67−73.
- Гавердовский Ю. К. Двигательные представления гимнаста // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1984. — Вып. 2. — С. 16.
- Гавердовский Ю. К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 33 с.
- Гавердовский Ю. К., Боген М. М. Как найти «петушиное словцо»? (О деятельностном подходе к обучению движениям) // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1986. — Вып. 1. — С. 32−40.
- Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. — М.: ФИС, 1970. — С. 103−118.
- Ганюшкин А. Д. Актуальные вопросы психологии гимнастики // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1978. — Вып. 1. — С. 40.
- Гиссен Л. Д. Психорегулирующая тренировка (дополнение к первой части). Метод, письмо. М., 1969. — 101 с.
- Гладышева Е. С. Контроль за состоянием психической готовности спортсмена стрелка к соревнованиям // Психолого-педагогические проблемы высшего спортивного мастерства. — Минск: Изд-во «Стайки», 1980. -С. 49−50.
- Голубев Ю. В. Эмоции риска и их саморегуляция в спорте // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Всесоюз. симп. Днепропетровск, 1981. — С. 4−5.
- Горбань А. П. О формировании умения младших школьников ориентироваться в пространстве // Теория и практика физ. культуры. 1965. -№ 9.- С. 32−35.
- Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. М.: Знание, 1976. — 32 с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. — 208 с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф. дис.докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1994. 58 с.
- Гориневский В. В. Пути и методы изучения процессов развития ребенка и подростка. Избр. соч. М., 1951. — Т. 1. — С. 279−288.
- Горская И. Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 7−14 лет с различным типом телосложения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1993. — 20 с.
- Государев Н. А., Бабаян О. А. К вопросу оценки эффективности психорегуляции // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Всесоюз. симп. Днепропетровск, 1981. — С. 22.
- Государев Н. А., Ставицкий К. Р. Метод оперативного контроля работоспособности человека // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1985. — № 2. — С. 22−25.
- Грибкова Л. П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности: Автореф. дис.. канд психол. наук. Л., 1987.-23 с.
- Григорьянц И. А., Козлов Е. Г. О типичных переживаниях гимнасток на соревнованиях // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1974.-Вып. 2.-С. 30.
- Григорьянц И. А. Исследование особенностей и путей совершенствования регуляции внимания в связи с выполнением соревновательных действий в спортивной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. -19 с.
- Григорьянц И. А. Содержание и методика общей психологической подготовки гимнастов. Метод, разработка для студентов ГЦОЛИФК. М.: 1991.-26 с.
- Григорян Э. А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола, занятий спортом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1986.-28 с.
- Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — С. 105.
- Гужаловский А. А. Развитие двигательных способностей у детей. -М., 1976.-С. 47−48.
- Гукасян А. В. Повышение технического мастерства гимнасток наф 132брусьях разной высоты путем совершенствования представлений о временных характеристиках двигательных действий. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1975. — 24 с.
- Гурова Н. И. Возрастные особенности роста различных сегментов опорно-двигательного аппарата детей от 6 до 9 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1978. — № 2. — С. 77−78.
- Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 24 с.
- Дежников А. Г. Исследование вопросов обучения детей младшего школьного возраста умениям оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977.-22 с.
- Демин Д. В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1974. — 24 с.
- Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981.-98 с.
- Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
- Дорохов Р. Н., Кравцова Г. А. Становление двигательных способностей у детей и подростков в период от 4 до 17 лет // Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976. — С. 52−53.
- Егоров А. С. О регулирующих влияниях сознания спортсмена при мышечной работе на выносливость: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1963.-20 с.
- Ефименко А. И. Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных гимнастов на основе самоконтроля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1993. — 24с.
- Загайнов Р. М. Исследование психических состояний, возникающих в связи со значимой деятельностью в спорте. (На материале бокса). Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1972. — 18 с.
- Загранцев В. В., Козлов В. Г., Быстрое В. Н., Бундзен П. В. Донозо-логическая диагностика состояния здоровья с помощью прибора «Зодиак-94» // Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине: Матер. I Междунар. конгр. Спб., 1997. — С. 164.
- Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JL: Медицина, 1982.-215 с.
- Зимницкая Р. Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1993. — 25 с.
- Игнатенко JI. Н. Индивидуальные особенности саморегуляции неблагоприятных психических состояний спортсменов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1992.- 15с.
- Илларионов Г. Г., Чернышов С. В., Некрасова Н. JI. Формирование навыков саморегуляции у спортсменов с разным типом нервной системы // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Все-союз. симп. Днепропетровск, 1981. — С. 8−9.
- Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния). Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
- Кадыров В. А. Об одном подходе к оценке психической нагрузки в гимнастике // Тез. докл. на VIII Всесоюз. конф. по психологии спорта. М., 1976.-С. 30.
- Каурцева С. Г. Основы формирования двигательного навыка при выполнении сложных гимнастических упражнений у детей групп начальнойподготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998.-23 с.
- Керовбян Р. Ж. Тенденции изменения методов и средств психорегуляции в подготовке спортсменов различных видов спорта (теоретико-педагогический аспект): Автореф. дисс. .канд. пед. нак. -М.: РГАФК, 1995. -24с.
- Киршенбаум Д. С. Саморегуляция спортивных достижений // Зарубежные научные исследования. Психология спорта. Воспитание в спорте: Экспресс-информация. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1988. — Вып. 8. — С. 3−9.
- Классификационная программа по спортивной гимнастике для девушек (3, 2, 1-й юношеские разряды и III, II, I разряды) на 1996 2000 годы / Сост. Е. Ю. Розин. — М.: ФОН, 1996. — 22 с.
- Козин А. П. Психогигиена спортивной деятельности. Киев: Здоровье, 1985.- 125 с.
- Козлов А. И. Координация движений и пути ее развития у детей младшего школьного возраста // Физическое воспитание в школе: Сб. ст. -М, 1964. Вып. 2. — С. 67- 95.
- Козлов Е. Г. Анализ готовности гимнастов высокой квалификации к соревнованиям: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 22 с.
- Козлов Е. Г. Проблема готовности к соревнованию в спорте // Теория и практика физ. культуры 1978. — № 5. — С. 23−24.
- Комплексные методы психорегуляции для восстановления психической работоспособности: Метод, рекомендации / В. П. Некрасов, Л. С. Солнцева, Н. А. Государев и др. М.: ВНИИФК, 1984. — 20 с.
- Конопкин О. А. Психические механизмы регуляции деятельности.t 135-M., 1980.-255 с.
- Коренберг В. Б. Надежность исполнения в гимнастике. М.: ФиС, 1970. -192 с.
- Коренберг В. Б. Психологический ракурс гимнастики // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М: ФиС, 1977. — Вып. 2. — С. 35.
- Коренберг В. Б. Упражнения на бревне // Гимнастическое многоборье: Женские виды. 2-е изд., перераб. / Под ред. Ю. К. Гавердовского М.: ФиС, 1986.-С. 191−254.
- Кофман М. В. Подготовка школьников 3−4 классов к трудовому обучению средствами подвижных игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990.-24 с.
- Коц Я. М., Коряк Ю. А., Кузнецов С. П. Комплексный метод определения свойств и состояния нервно-мышечного аппарата у спортсменов: Метод, разработки для студентов, аспирантов и преподавателей. М., 1983. -300 с.
- Кравчук А. П. Исследование способности управлять своими движениями у детей 4−7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности // Пути управления технической подготовкой спортсменов. -Омск: ОГИФК, 1980. С. 18−19.
- Кулакова Э. А. Особенности сенсорной деятельности при вращательных движениях. (Экспериментальное исследование на материале прыжков в воду): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 22 е.
- Кулакова Э. А., Бассиюни М., Черникова О. А. Психическая саморегуляция как средство повышения спортивного мастерства юных гимнастов // Теория и практика физ. культуры. 1980. — № 2. — С. 31−34.
- Кулакова Э. А. Приемы саморегуляции в спорте: Метод, разраб. для студентов и слушателей ВШТ. М., 1991. — 23 с.
- Лагунавичюс Т. Г. Эффективные методы воспитания черт характера у юных пловцов (1−2-го годов обучения в учебно-тренировочных группах): Лвтореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1990. — 21 с.
- Лапаян А. А. Психологическая подготовка спортсмена. — Ереван: Айастан, 1985.-168 с.
- Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-С. 20.
- ИЗ. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981.-330 с.
- Линдеман X. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности / Пер. с нем. 2-е изд. — М.: ФиС, 1985. — 133 с.
- Лобзин В. С., Решетников М. П. Аутогенная тренировка / Справочное пособие для врачей. Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
- Лысенко Ю. Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей и состояния гимнастов с целью повышения эффективности их деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1979 — 21 с.
- Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движения у детей и подростков. М., 1979. — 96 с.
- Лях В. И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физ. культуры. 1983. — № 8. — С. 44−46.
- Лях В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. 1987. — № 5. — С. 25−28.
- Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 3. — С. 31 -36.
- Лях В. И. Психологические проблемы юношеского спорта в странах Западной Европы // Всемирные юношеские игры под патронажем Международного олимпийского комитета: Международный форум «Молодежь
- Наука Олимпизм» под патронажем Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки 14−18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. — М.: Советский спорт, 1998.-С. 151−153.
- Макарова В. И. Исследование проявлений волевых качеств (смелости и решительности) у юных гимнастов 9−14 лет: Автореф. дис.. канд пед. наук. М., 1972. — 19 с.
- Макарова В. И., Дмитриева Е. А. Применение метода идеомотор-ной подготовки юными гимнастками 10−12 лет // Гимнастика: Сб. ст. / Сост.
- B. М. Смолевский. М: ФиС, 1983. — Вып. 1. — С. 38−39.
- Марищук В. Л. Об использовании взаимосвязи внешних проявлений эмоций с устойчивостью психических процессов в целях психической саморегуляции // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2.1. C. 288−289.
- Марищук В. J1. К вопросу о диагностике и прогнозе состояния напряженности в спорте // Тез. докл. на VIII Всесоюз. конф. по психол. спорта. -М., 1976.-С. 193.
- Марищук В. JL, Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. М.: ФиС, 1983. — 111 с.
- Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.-135 с.
- Мартюшонок М. Т. Анатомия, физиология и гигиена младшего школьника. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1968. — 172 с.
- Масапьгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. -М.: ФиС, 1974.- 151 с.
- Матев И. Б., Баньков С. Д. Реабилитация при повреждениях руки. -София, 1981.-225 с.
- Медведев В. В., Родионов А. В., Худадов Н. А. О психических состояниях в спортивной деятельности // Психология и современный спорт: Сб.науч. работ психологов спорта социалистических стран. М.: ФиС, 1973. -С. 217−241.
- Мельников В. М. Точность пространственных восприятий гимнастов // Теория и практика физ. культуры. 1966. — № 9. — С. 20.
- Мельников В. М. Экспериментальное исследование точности восприятий основных параметров движения и представлений о них как показателя состояния спортивной формы гимнастов: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психол.). М., 1968. — 18 с.
- Менхин Ю. В. Силовая подготовка гимнастов. М.: ФиС, 196 287 с.
- Методики психодиагностики в спорте: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
- Методические указания для контроля психической работоспособности спортсменов / Сост. Л. С. Солнцева, К. Р. Ставицкий, А. Г. Дрижика и др. Новочеркасск: НПИ, 1986. — 11 с.
- Минаева Н. А., Чебураев В. С., Ляссотович С. И., Чунихин С. Г. Методы отбора юных гимнастов в ДЮСШ и СДЮШОР // Метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1985. — 43 С.
- Моисеева Т. Ю. Возрастная динамика свойств ВНД как предпосылка, определяющая направленность физического воспитания и спортивной тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1974. — 30 с.
- Морозов В. И. Управление воспитательной работой в спортивных коллективах: Учеб. пособие. Минск: Гос. комитет БелССР., 1987. — 33 с.
- Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л., 1957. -С. 134.
- Назаров В. П. Координация движений рук у детей школьного возраста. М.: ФиС, 1969. — 32 с.
- Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.-224 с.
- Найдоски Т. Психорегуляция как метод повышения эффективности тренировочной деятельности юных шахматистов: Дис. канд. пед. наук. -М.: РГАФК, 1997. 124 с.
- Некрасов В. П., Государев Н. А., Ставицкий К. Р. Комплексная психорегуляция стрессовых состояний игровых команд // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Всесоюз. симп. Днепропетровск, 1981.-С. 15−16.
- Некрасов В. П. Некоторые вопросы спортивной диагностики в свете теории функциональной системы // Психология и современный спорт. -М.: ФиС, 1982.-С. 75−79.
- Некрасов В. П. Психофизиологические аспекты реализации резервных возможностей спортсменов // Проблемы резервных возможностей человека. М.: ВНИИФК, 1982. — С. 116−127.
- Некрасов В. П., Государев Н. А., Никифоров Ю. Б., Солнцева Л. С. и др. Методы контроля и восстановления психической работоспособности спортсменов: Метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1983. — 20 с.
- Некрасов В. П. Простейшие методы саморегуляции: Метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1984. 20 с.
- Некрасов В. П. Психофизиологические механизмы психорегуляции // Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. М.: ФиС, 1985.-С. 9−35 с.
- Некрасов В. П., Худадов Н. А. Комплексное применение методов психорегуляции // Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. -М.: ФиС, 1985.-108−125.
- Никитина О. С., Ганюшкин А. Д. Исследование личной и реактивной тревожности у гимнастов // Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики: Материалы Всесоюз. симп. (Смоленск, 1−3 декабря 1976 г.). Смоленск, 1977.-С. 17−18.
- Никитюк Б. А., Дарская С. С. Современное состояние учения о конституции детей и подростков // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975. — С. 13−29.
- Никифоров Г. Г. Психологические основы самоконтроля (в системах «человек-машина»). Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1978. — 53 с.
- Николаенко А. В. Комплексная методика исследования точности движений у детей // Тренировка юных спортсменов / Под общ. ред. В. П. Филина. М.: ФиС, 1965. — С. 298.
- Новиков H. И. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1969. — С. 223−225.
- Онищеико И. М. Формирование двигательных представлений в процессе усвоения акробатических упражнений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1954. — 15с.
- Организация и содержание работы по психорегуляции в спортивных командах: Метод, рекомендации / В. П. Некрасов, К. Р. Ставицкий, Л. С. Солнцева и др. М.: ВНИИФК, 1986. — 26 с.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М. Я. Набатниковой. М.: ФиС, 1982. — 279 с.
- Оя С. М. Психологические вопросы предстартовых состояний // Психология и современный спорт: Сб. науч. работ психологов спорта социалистических стран. — М.: ФиС, 1973. — С. 206−217.
- Оя. С. М., Оя А. А., Федосова О. П. Результаты исследования распределения внимания у спортсменов, занимающихся разными видами спорта // Тез. докл. на VIII Всесоюз. конф. по психол. спорта. М., 1976. — С. 48.
- Павлов И. П. Полн. собр. соч. 2-е изд. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.-Т. 3. Кн. 2.-С. 187−188.
- Палий В. И. Особенности самооценки спортивного мастерства гимнасток // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. -М.: ВНИИФК, 1986. С. 155.
- Палий В. И. Влияние особенностей личности и успешности деятельности на самооценку спортивного мастерства гимнасток: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1987. 160 с.
- Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: ФиС, 1986.-286с.
- Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учеб. для студентов вузов физ. воспитания и спорта. Киев:
- Плахтиенко В. Д., Блудов Ю. М., Соколов В. С. Психическая саморегуляция как один из факторов повышения надежности спортсмена // Психическая саморегуляция в спорте. Алма-Ата, 1977. — С. 43−46.
- Полежаев Е. Ф. К психологии конфликтной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М.: Наука, 1976. — С. 270−298.
- Прокопенко В. И. Морфофункциональные изменения стопы детей 9−12 лет при занятиях физическими упражнениями: Автореф. канд. биол. наук. Свердловск, 1974. — 22 с.
- Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. М.: ФиС, 1985.-176 с.
- Пуни А. Ц. Об активной роли представлений в процессе овладения двигательными навыками // Теория и практика физ. культуры. 1947. — № 9. -С. 18−23.
- Пуни А. Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсмена // Теория и практика физ. культуры. 1949. — № 7. -С. 519−526.
- Пуни А. Ц. Роль представлений в формировании двигательных навыков: Лекции по психологии спорта. Л., 1957. — 32 с.
- Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М.: ФиС, 1959. — 121 с.
- Пуни А. Ц. О состоянии психической готовности спортсмена к соревнованию // Теория и практика физ. культуры. 1967. — № 4. — С. 27−29.
- Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте.fr 143-M.: ФиС, 1969.-88 с.
- Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: Учеб. пособие. Л., 1977. — 18 с.
- Пуни А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевой подготовки в спорте // Психология и современный спорт: Сб. науч. тр. М., 1983. -С. 144−162.
- Пуни А. Ц. Психология: Учеб. пособие. М.: ФиС, 1984. — 255 с.
- Ратов И. П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. M.: ГЦОЛИФК, 1972. — 45 с.
- Ратов И. П. Исследование структурных особенностей мышечной электроактивности при представлении о движениях // Проблемы физиологии спорта. Вып. 1.-М.: ВНИИФК, 1972.-С. 69−86.
- Решетников M. М. Аутогенная тренировка. Харьков, 1981. — 46 с.
- Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей. -М.: ФиС, 1973.-216 с.
- Родионов А. В. Структура и динамика психических состояний спортсменов в тренировке и соревновании // Спорт в современном обществе: Сб. науч. тез. Всемир. науч. конгр. М.: ФиС, 1974. — С. 34−35.
- Родионов А. В. Психологические факторы эффективного решения оперативных задач в спорте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976. -39 с.
- Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: ФиС, 1983. — 112 с.
- Родионов А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1990, 48 с.
- Родионов Л. В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 2. — С. 7−8.
- Родионов А. В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995.-64 с.
- Романин А. Н. Сравнительное исследование предстартовых состояний спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1977. — № 10. -С. 22−24.
- Романина Е. В., Гройсман A. JI. Задачи построения системы пси-хорегулирующих воздействий в спорте // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез. докл. Все-союз. науч.-практ. конф. М., 1986. — С. 64−65.
- Рудик П. А. Идеомоторные представления и их значение в спортивной тренировке // Психологические вопросы спортивной тренировки: Сб. тр.-М.: ФиС, 1967.-С. 101−111.
- Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1970. — № 5. — С. 61−64.
- Рябухов Л. И. Формирование и регуляция предстартовых состояний спортсменов: (На материалах спорта высш. достижений): Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1993. — 13с.
- Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968. — 158 с.
- Сальникова M. Н. Регуляция тренировочных нагрузок пловцов на основании психофизиологических показателей // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ.конф. М., 1986. — С. 85−86.
- Саная М. В. Самооценка и саморегуляция деятельности фигуриста как факторы эффективности и надежности спортивного результата: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: ГЦОЛИФК, 1984. -21 с.
- Саная М. В. Психическая готовность фигуриста к соревнованию и некоторые пути ее оптимизации // Теория и практика, физ. культуры. 1983. -№ 10.-С. 30−31.
- Сеймук А. А. Комплексное использование средств физической культуры и психорегуляции в труде и спорте: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1993.-32 с.
- Секун В. И. Исследование тренирующего действия представления движения у гимнастов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1968. — 18 с.
- Селье Г. Стресс без дистрессов. Рига: Виеда, 1992. — 109 с.
- Сидорчук Е. В. Повышение стартовой готовности спортсменов средствами направленных педагогических и психологических воздействий: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 262 с.
- Силин В. И. Об управлении психическим состоянием гимнастов перед соревнованиями и в процессе их проведения // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М: ФиС, 1971. — Вып. 1. — С. 12.
- Сингер Р. Психологические факторы и искусство самоконтроля в спорте // Психология и современный спорт: Междунар. сб. науч. работ по психологии спорта. М.: ФиС, 1982. — С. 58−66.
- Слобунов С. М., Знаменская Е. Г. Приемы психической саморегуляции в спортивной практике: Метод, рекомендации для тренеров и спортсменов. М.: ВНИИФК, 1987. — 12 с.
- Соколова И. В. Психологические особенности гимнастов и успешность их выступлений // Гимнастика: Сб. ст. / Сост. В. М. Смолевский. М.: ФиС, 1973.-Вып. 1.-С.39.
- Солнцева Л. С., Ставицкий К. Р. Методика контроля психической работоспособности спортсменов. Инструкция. М., 1984. 12 с.
- Солнцева Л. С. Оценка эффективности и восстановления психической работоспособности спортсменов // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез. докл. Все-союз. науч.-практ. конф. М., 1986. — С. 113−114.
- Солнцева Л. С., Ставицкий К. Р., Государев Н. А. Применение пауз психорегуляции на производстве // Научные основы физкультурно-оздоровительной работы среди населения: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. Таллин, 1986. С. 136−167.
- Солнцева Л. С., Сальникова М. Н. Применение комплекса восстановительных мероприятий в подготовке пловцов высокого класса // Проблемы психических состояний в спорте: Тез. науч. симп. Ереван, 1987. -С. 148−149.
- Солнцева Л. С., Ставицкий К. Р. Контроль психической работоспособности и нервно-психической напряженности человека: Метод, рекомендации. М.: ВНИИФК, 1989. — 15 с.
- Сонг Ю. Чжин Оценка характерологических особенностей гимнастов и ее применение в практике подготовки спортсменов: Дис.. канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1996. — 199 с.
- Сопов В. Ф. Полиструктура психической регуляции в спорте высших достижений // Теория и методика самоконтроля и саморегуляции в спорте: Тез. докл. Всесоюз. симп. Днепропетровск, 1981. — С. 28−29.
- Сопов В. Ф. Теоретические предпосылки создания формализованной модели динамики психических состояний в спортивной деятельности // Совершенствование специальной подготовки спортсменов высокой квалификации / Сб. науч. ст. Алма-Ата, 1990. С 20−25.
- Спортивная гимнастика (девушки): Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Сост. Е. Ю. Розин М., 1986. — 187 с.
- Ставицкая А. Б., Арон Д. Н. Методика исследований физического развития детей и подростков. М., 1959. — С. 16−18.
- Ставицкий К. Р., Некрасов В. П. Комплексный контроль идеомо-торной тренировки высококвалифицированных конькобежцев // Проблемы комплексного контроля в спорте высших достижений: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. М.: ВНИИФК, 1983. — С. 84−85.
- Ставицкий К. Р., Государев Н. А. Методы контроля психической работоспособности и эмоциональной активности // Гигиена и санитария. -1984. -№ П. -С 48−49.
- Ставицкий К. Р., Государев Н. А. Работа по психорегуляции в сборных командах СССР по конькобежному спорту и легкой атлетике // Научно-спортивный вестник. 1985. — № 2. — С. 14−17.
- Ставицкий К. Р. Система вербальных и аппаратурных воздействий с целью оптимизации психического состояния спортсменов // Психолого- педагогические воздействия в спорт, деятельности: Сб. науч. ст. Алма-Ата: Каз. ин-т физ. культуры, 1988. — С 121−125.
- Ставицкий К. Р. Оперативная психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям // Тез. докл. XI Всесоюз. науч.-практ. конф. психологов спорта. Минск, 1990. — 192−195.
- Ставицкий К. Р. Применение психорегуляции в подготовке спортивных команд // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 2. — С. — 30−32.
- Стамбулова Н. В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8−12 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л., 1978.-19 с.
- Сурков Е. Н., Пуни А. Ц., Захарьянц Ю. 3. Электромиографические исследования представления движений при овладении гимнастическими упражнениями // Вопросы психологии. 1961. — № 4. — С. 87−92.
- Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена. М.: ФиС, 1984. — 126 с.
- Тамбиева А. П. Дифференцирование темпа движений детьми школьного возраста // Тр. 2-й науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1955. — С. 274.
- Теория и практика аутогенной тренировки / А. Г. Панов, Г. С. Беляев, В. С. Лобзин и др. М.: Медицина, 1980. — 271 с.
- Тер-Ованесян А. А., Тер-Ованесян И. А. Педагогика спорта. Киев.: Здоров’я, 1986. — 208 с. ф 149
- Унесталь, Л.-Э., Файнер Б. Основы психомышечной тренировки // Зарубежные научные исследования. Психология спорта. Воспитание в спорте: Экспресс-информация. Вып. 5. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986. — С. 3−12.
- Унесталь, Л.-Э. Психические навыки для спорта и жизни // Спорт и здоровье. СПб., 1992. — С. 29−36.
- Ухтомский А. А. Собр. соч. Физиология двигательного аппарата. -Т.З. 1952. Л.: ЛГУ. — 165 с.
- Файберг С. Г. Предупреждение неврозов у детей. М.: Медицина, 1978.-88 с.
- Филатов А. Т. Аутогенная тренировка. Киев: Здоров’я, 1987.126 с.
- Филин В. П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1970. — 50 с.
- Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры. М.: ФиС, 1987. — 128 с.
- Фомин Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 1972. — 256 с.
- Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
- Фрестер Р., Некрасов В. П. Методы саморегуляции в спорте // Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. М.: ФиС, 1985. -С. 71−108.
- Харре Д. Учение о тренировке (пер. с нем.). М.: ФиС, 1971. — 328 с.
- Харрис Д. В., Харрис Б. Л. Целеполагание как средство регуляциимотивации // Зарубежные научные исследования. Психология спорта. Воспитание в спорте. Экспресс-информация. Вып. 9. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1987. -С. 16−30.
- Хризман Т. П. Движения ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973. — 192 с.
- Хрипкова А. Г. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов небиологических спец. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1978. — 287 с.
- Худадов Н. А. Вопросы психологической готовности спортсменов высшей квалификации к ответственным соревнованиям: Обзорная информация. -М., 1985.-17 с.
- Худадов Н. А. О контроле и оптимизации состояния психической надежности в процессе круглогодичной подготовки спортсменов // Проблемы психических состояний в спорте: Тез. науч. симп. Ереван, 1987. — С. 28−30.
- Цейтлин А. Г. Физическое развитие детей и подростков. М.: Медгиз, 1963.-204 с.
- Целиковский С. Б. Особенности реализации принципа обратной связи в обучении саморегуляции психических состояний: Дис.. канд. пси-хол. наук: 19.00.07. Ростов н/Д, 1994. — 154 с.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.:ФиС, 1988.- 272 с.
- Машина Г. А. Психологическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления: Автореф. дис. канд. психол. наук.-Jl., 1977.-22с.
- Чебураев В. С. Исследование способностей гимнастов управлять движениями в пространстве и пути совершенствования этих способностей: Дис. канд. пед. наук. -М., 1965. 132 с.
- Чебыкин А. Я. Особенности эмоциональной устойчивости спортсменов и психологические средства ее формирования. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 25 с.
- Черникова О. А., Дашкевич О. В. Аутогенная тренировка: Метод, письмо / Под ред. П. А. Рудика. М.: ГЦОЛИФК, 1967. — 52 с.
- Черникова О. А. Эмоции и их значение в спортивной деятельности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1970. — 34 с.
- Черникова О. А., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М.: ФиС, 1971. — 45 с.
- Черникова О. А. Психологические особенности спортивных эмоций // Психология и современный спорт: Сб. ст. М.: ФиС, 1973. — С. 190 206.
- Чиркин М. Д. Анатомо-физиологические и психические особенности возрастных школьных групп // Теория и практика физ. культуры. 1946. — Т. 9. — Вып. 11−12. — С. 578−590.
- Чичикин В. Т. Исследование возрастных изменений силы различных мышечных групп и обоснование средств и методов ее развития у девочек школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед наук. Тарту, 1969. — 21 с.
- Чоговадзе А. В. Физическое развитие и опорно-двигательный аппарат // Спортивная медицина (Руководство для врачей) / Под ред. A.B. Чоговадзе, J1.A. Бутченко. М.: Медицина, 1984. — 384 с.
- Чхаидзе В. В. Об управлении движениями человека. М.: ФиС, 1970.- 136 с.
- Шилин Ю. Н. Методы регуляции эмоционального состояниястрелков из лука высокой квалификации в период предсоревновательнойподготовки и выступлений: Автореф. дис.канд. пед наук. М.: ВНИИФК, 1984.-21 с.
- Шкребтий Ю. М., Беспалов Ю. Ф. Соколов Н. Н. Оптимизация психических состояний пловцов при выполнении тренировочных занятий различной преимущественной направленности // Проблемы психических состояний в спорте: Сб. науч. тр. Ереван, 1987. — С. 144−145.
- Шлемин А. М., Дежников А. Г. Вырабатывать пространственные представления // Физкультура в школе. 1976. — № 4. — С. 26−27.
- Штука А. Т. Психологические особенности формирования произвольности действий у младших школьников: Дисс. .канд. психол. наук. -Киев, 1987.-С. 61.
- Шульга Т. И. Возрастные особенности волевых качеств школьников и их формирование в процессе физического воспитания: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1986. — 34 с.
- Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 1985. — 31 с.
- Шурухина В. К. Двигательные возможности в соотношении с морфологическими показателями детей 7−11 лет // Материалы IV науч. конф. по физ. воспитанию детей и подростков. М., 1968. — С. 303−305.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Под ред. А. Т. Филатова. Киев: Здоров’я, 1982. — 295 с.
- Яблоновский И. М. Некоторые данные о возрастном развитии силы у школьников // Теория и практика физ. культуры. 1948. — Т. 11. -Вып. 10.-С. 451−456.
- Яблоновский И. М. О моторике детей школьного возраста: Труды ЦНИИФК. М.: ФиС, 1949. — Т. 8. — Вып. 1. — С. 63−96.
- Якубов В. С. Функциональная анатомия лучезапястного суставачеловека в разные возрастные периоды: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -1975.-21 с.
- Янанис С. В. Еще раз о ловкости и ее разновидностях // Теория и практика физ. культуры. 1985. — № 7 — С. 21−23.
- Arndt X. Т. Interessanten Ubung vor Ball fur Ausbildungen und ver vollkommung koordinativen Fahingkeiten // Korpererzienhung. Berlin, 1982. -№ 11.- S. 15−16.
- Burton D. Do anxious swimmers swim slower? Reexamining the elusive anxiety-performance relationship // J. Sport. Exerc. Psychol. 1988. — № 10. -P. 45−61.
- Fazey J., Hardy L. The Inverted-U Hypothesis: A Catastrophe for Sport Psychology // Bass Monograph. 1988. — № 1. — P. 20.
- Gould D., Krane V. The Arousal-Athletic Performance Relationship // Horn T.S. (ed.). Advances in Sport Psychology, 1992. P. 119 — 143.
- Hardy L. A catastrophe model of performance in sport // Jones J.G., Hardy L. (eds). Stress and performance in sport. Chichester, England: Wilev, 1990.-P. 81−106.
- Hirtz P., Ludvig G, Wellnitz I. Enturiklung koordinativen Fahigkeiten: za, aben, wie? // Korpererziehung, 1982. № 8/9. — S. 386−391.
- Ibara C. New means of psycho-motor research witn direct practical value in the training process // 3 rd world congress of the intern, sosciety of sport psychol. Madrid, 1973.
- Jacobson, E. Progressive relaxation. Chicago: University of Chicago Press, 1938.
- Martens R. Coaches Guide to Sport Psycholog. Champaign Human Kinetics, 1987.-P. 100.
- Martens R., Vealey R. S., Burton D. Competitive anxiety in sport. -Champaign: Human Kinetics, 1990.
- Morgan W. P., O’Connor P. J., Elickson K. A., Bradley P. W. Personality structure, mood states and performance in elite male distance runners // Int. J. Sport Psychol. 1988. — № 19. — P. 247−263.
- Orlick T. In Pursuit of Excellnae. Canada, 1997 (Audio Edition).
- Shenebel G. Die koordinativen Fahingkeiten und das Problemm der Gervandheit // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1973. — № 3. — S. 263−269.
- Unestahl L.-E. Integrated Mental Training. — Veje, Sweden, 1996.236 p.
- Weinberg R. S. Anxiety and motor performance: Where to go from here? // Anxiety Research. 1990. — № 2. — P. 227−242.
- Wellnitz J. Wirklung eines pedagogishen Experiments zur ausbildungen koordinativen Fahigkeiten // Korpererziehung. 1982. — № 2. — S. 117−128.