Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей на основе интеграции современных технологий физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы исследования. Результаты исследования ряда авторов (Д.В. Бондарев, 2009; Н. В. Бурень, 2001) выявили, что средствами физической культуры, направленными на совершенствование профессионально-прикладных физических качеств студентов экономических специальностей, являются упражнения, психофизиологическая характеристика которых моделирует профессиональную деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Физкультурно-оздоровительные занятия в процессе физического воспитания студентов
    • 1. 2. Программы профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в системе физического воспитания
    • 1. 3. Коррекция интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений разной направленности
    • 1. 4. Функциональное состояние организма в студенческом возрасте
    • 1. 5. Профессионально-прикладная особенность процесса физического воспитания студентов экономических специальностей
  • Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава 3. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 3. 1. Морфологическая характеристика организма студентов экономических специальностей
      • 3. 1. 1. Тотальные размеры тела студентов экономических специальностей
      • 3. 1. 2. Конституционная характеристика физического развития студентов экономических специальностей
      • 3. 1. 3. Динамика анатомической изменчивости организма студентов экономических специальностей
    • 3. 2. Функциональное состояние организма студентов экономических специальностей
    • 3. 3. Физическая подготовленность студентов экономического вуза
    • 3. 4. Физическое состояние организма студентов экономических специальностей
  • Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • ГЛАВА 5. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 5. 1. Изменение антропометрических показателей у студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
    • 5. 2. Изменение показателей функционального состояния организма студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
    • 5. 3. Изменение показателей силовой подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
    • 5. 4. Изменение показателей скоростно-силовой подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
    • 5. 5. Изменение показателей выносливости студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
    • 5. 6. Изменение показателей координационных способностей студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
    • 5. 7. Изменение показателей гибкости у студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей на основе интеграции современных технологий физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях реформ системы образования в России физическая культура является важным элементом формирования у студенческой молодежи здорового образа жизни, способствует успешной профессиональной адаптации. В этом контексте актуальной проблемой является совершенствование содержания, форм и методов физического воспитания студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Современное состояние здоровья, физической и функциональной подготовленности студентов экономических специальностей, будущих работников производства, не отвечает специфическим требованиям и условиям труда избранной профессии, что порождает противоречие между существующими программами и методиками физического воспитания студенчества и целевыми установками системы физического воспитания, предусматривающими всестороннее гармоническое развитие личности, физическое совершенствование при решении задач профессионально-прикладной подготовки, оздоровительную направленность физического воспитания, повышение физической и психофизиологической подготовленности к выполнению своих профессиональных обязанностей. Необходим новый подход, обеспечивающий подготовку компетентных специалистов, способствующий не только поддержанию и совершенствованию жизненно важных умений и навыков, но и направленный на развитие специальных способностей, оказывающих непосредственное влияние на эффективность дальнейшей профессиональной деятельности (В.К. Бальсевич, 2006; В. И. Загвязинский, 2005; И. В. Манжелей, 2010; В .И. Столяров, 2007; С. И. Филимонова, 2004 и др.).

Степень разработанности темы исследования. Результаты исследования ряда авторов (Д.В. Бондарев, 2009; Н. В. Бурень, 2001) выявили, что средствами физической культуры, направленными на совершенствование профессионально-прикладных физических качеств студентов экономических специальностей, являются упражнения, психофизиологическая характеристика которых моделирует профессиональную деятельность. Исследование профессиографических особенностей трудовой деятельности работников экономических специальностей, проведенное В. Н. Платоновым (1997), А. А. Памазаном (2002), показало, что к числу приоритетных двигательных способностей, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности, относят координацию — способность субъекта к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, способность к сохранению устойчивости позы, чувство ритма, показатели психомоторики — быстрота одиночных движений, антиципирующие реакции, своевременное различение стимулов различной модальности, а также свойства внимания, памяти, оперативного мышления.

Несмотря на широкий спектр научных направлений, в исследованиях не получили достаточного экспериментального обоснования вопросы комплексного повышения профессиональной подготовки студентов экономических специальностей, где одним из важнейших методических направлений может рассматриваться эффективное физическое воспитание на основе интеграции современных технологий физической подготовки, спортивно-ориентированного обучения и воспитания, сочетаемое с высоким психофизиологическим уровнем здоровья и социальной адаптации.

В связи с вышесказанным становится очевидным противоречие между необходимостью совершенствования системы физического воспитания студентов экономических вузов, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью вопросов развития и совершенствования специальных психофизических способностей у студентов на занятиях по физической культуре, с другой стороны. На фоне данного противоречия возникает проблема, которая заключается в поиске особенностей и научно обоснованных путей инновационного преобразования системы физического воспитания на основе принципиально нового подхода к организации занятий по физической культуре. На основании сказанного возникает необходимость разработки программы повышения физической подготовленности студентов экономических специальностей, которая будет включать в себя воздействие не только на собственно физические способности обучающихся, но и на психофизическую сферу, что будет способствовать росту продуктивности профессионального труда.

Объект исследования — процесс физического воспитания студентов экономических специальностей.

Предмет исследования — технологии повышения физической подготовленности студентов средствами физической культуры.

В научной гипотезе высказано предположение, что для совершенствования физической подготовленности и оптимизации психофизического состояния студентов следует применить комплексный подход, базирующийся на интеграции современных технологий физического воспитания и предусматривающий разработку инновационной программы профессиональной физической подготовки, которая бы способствовала:

— развитию основных профессиональных физических качеств: общей выносливости, силы и скоростно-силовых возможностей основных мышечных групп, координационных способностей;

— развитию психофизических качеств, скорости восприятия зрительной информации, ее переработки и запоминания;

— повышению специальной статической выносливости, способствовала бы коррекции слаборазвитых физических качеств и могла бы ориентировать студентов на самостоятельные занятия, формируя мотивации к самостоятельным занятиям и, таким образом, к внедрению здорового образа жизни в повседневный студенческий быт.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать программу повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов экономических специальностей.

Задачи исследования:

1. Определить динамику функциональной работоспособности работников экономического труда в течение рабочего дня, недели, соотнести с условиями выполнения рабочих операций.

2. Изучить уровень физической подготовленности, здоровья и психофизического состояния студентов экономических специальностей в условиях учебной деятельности.

3. Разработать критерии интенсивности физических нагрузок при выполнении упражнений спортивно-ориентированной направленности студентами экономических специальностей (на примере настольного тенниса).

4. Разработать программу физической подготовки студентов экономических специальностей на основе интеграции современных технологий физического воспитания и экспериментально проверить ее эффективность.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— на основе инструментальных методик определена динамика функциональной работоспособности работников экономического труда в течение рабочего дня, недели по данным мониторинга ЧСС, соотнесенная с условиями выполнения рабочих операций;

— выявлены состояние здоровья, психофизическая подготовленность студентов экономических специальностей в период их обучения в вузе, а также динамика роста физических качеств при реализации существующих учебных программ физического воспитания студентов;

— определены приоритетные стороны и факторы физической подготовленности студентов, содействующие повышению эффективности трудовой деятельности в будущей профессии, а также установлена направленность тренировочных нагрузок при решении задач физической подготовки;

— установлена эффективность комплексного подхода в профессиональной подготовке студентов экономических специальностей, базирующегося на интеграции технологий физического воспитания, где в числе оздоровительно-развивающих средств и видов спорта предусмотрены игровые, циклические виды движений и силовые методики воспитания физических качеств;

— теоретически обоснована, разработана и апробирована на практике программа повышения физической подготовленности студентов экономических специальностей, включающая в себя воздействие на психофизическую сферу и собственно физические способности обучающихся, содействующая росту продуктивности профессионального труда.

Теоретическая значимость исследования обоснована получением новых знаний о методике физической подготовки студентов экономических специальностей, основанной на программе комплексного сопряженного развития приоритетных профессиональных физических качеств, коррекции слаборазвитых физических качеств, оптимизации психофизического состояния обучающихся и формировании мотивации к самостоятельным занятиям и, таким образом, к внедрению здорового образа жизни в повседневный студенческий быт.

Значение полученных результатов для практики подтверждается возможностью использования разработанного комплексного подхода в практической деятельности преподавателей кафедры физического воспитания, а также включением полученных исследовательских данных, представляющих различную долю задействованных средств и нагрузок в обучении студентов, в научно-методические разработки и материал повышения квалификации педагогов, а вместе с тем и в работу самостоятельного характера студентов. Результаты исследований используются в практической работе, о чем свидетельствуют акты внедрения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— теория функциональных систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков);

— теория и методика физической культуры (Л.П. Матвеев, В. Н. Платонов, Ю. Ф. Курамшин, A.M. Максименко, Ж. К. Холодов, В. К. Бальсевич, Л.И. Лубыше-ва, A.A. Горелов, Г. Г. Наталов, Ю. М. Николаев и др.);

— теория и методика профессиональной физической культуры (В.И. Жолдак, В. А. Кабачков, A.A. Бишаева, В. П. Жидких, С. С. Коровин, A.M. Кузьмин, В. М. Менщиков, В. И. Собянин и др.);

— теория и методика физического воспитания студентов (В.И. Ильинич, Л. Н. Акулова, О. Ю. Давыдов, Ю. И. Евсеев, А. О. Егорычев, В. Ю. Карпов, Ю. П. Кобяков, Л. Ф. Колокатова, A.B. Лейфа, A.B. Лотоненко, Л. И. Лубышева, О. В. Петунин, В. В. Черняев, М. М. Чубаров, В. Г. Шилько, М. М. Эбзеев, B.C. Яки-мович и др.);

— научные исследования по проблемам здорового образа жизни (Г.Л. Апана-сенко, В. К. Бальсевич, В.П. Петленко).

Методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературысоциологическое исследованиепедагогическое наблюдениепедагогическое тестированиепедагогический экспериментметоды определения уровня физического развития и функционального состоянияметоды оценки уровня физической подготовленностиметоды математико-статистической обработки результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционное содержание физкультурно-спортивных занятий студентов экономических специальностей не способствует решению задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

2. Комплексное применение упражнений на выносливость, координацию движений, упражнений силовой и скоростно-силовой направленности увеличивает темпы роста показателей физической подготовленности студентов.

3. Применение настольного тенниса на занятиях по физической культуре студентов экономических специальностей способствует формированию профессионально важных психофизических качеств.

4. Экспериментальная программа физической подготовки студентов экономических специальностей обеспечивает повышение уровня физической подготовленности и рост функциональной работоспособности студентов и способствует формированию положительной мотивации к самостоятельному участию в физкультурно-спортивных занятиях.

Организация исследования. На первом этапе (сентябрь 2008 г. — январь 2009 г.) была проанализирована научно-методическая литература по проблемам и особенностям физического воспитания студентов, методологии составления оздоровительных программ для студентовэто дало возможность определить цель и задачу исследования, разработать его программу.

Второй этап исследования (сентябрь 2009 г. — январь 2010 г.) предусматривал проведение констатирующего эксперимента, целью которого был анализ фии зического состояния студентов экономического вуза. В нем приняли участие 564 студента мужского пола основной группы 2007;2009 гг. поступления. Определялся уровень физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов разных лет рождения.

Цель третьего этапа (сентябрь 2010 г. — май 2011 г.) заключалась в проведении предварительного педагогического эксперимента. Разрабатывались параметры физической нагрузки при выполнении упражнений, направленных на развитие двигательных способностей студентов.

На четвертом этапе (сентябрь 2011 г. — май 2012 г.) был проведен педагогический эксперимент для оценки экспериментальной программы подготовленности студентов экономических специальностей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены методологией диалектико-материалистического познания и системного похода, принятой базой научно-теоретических знаний, соблюдением логики научного исследования, использованием адекватных методов исследования, репрезентативностью экспериментального материала, проверкой основных положений в условиях реальных программных занятий, математико-статическими методами обработки материалов исследования.

Конкретное личное участие автора заключается в определении и выявлении проблемы исследования, формулировании научной гипотезы, постановке цели и задач исследования, определении предмета и объекта исследований, осмыслении технологических решений поставленной проблемы, непосредственном выполнении экспериментальной части работы, анализе, обобщении и интерпретации полученных результатов. Автором самостоятельно сформулированы положения, выносимые на защиту, проведены заключения по исследуемой проблеме, представлены выводы диссертационного исследования, разработаны научно-практические рекомендации по использованию результатов научного исследования в практической деятельности, осуществлялось их публичное представление в научно-методических работах и выступлениях на научных конференциях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: XI Международной конференции «Физическая культура, спорт и здоровье» (Харьков, 2011) — I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки: свежий взгляд и новые подходы» (Йошкар-Ола, 2012) — IV Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт — основа здорового образа жизни» (Тамбов, 2012) — VI Международной научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики» (Орел, 2013).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и выводов, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Методологической основой содержания целевой модели будущего специалиста должен стать системный подход, где особое значение в процессе формирования его профессиональной подготовленности приобретает процесс физического воспитания, реализуемый в первую очередь в период обучения в высших учебных заведениях. Целенаправленное использование средств физической культуры позволяет формировать профессионально значимые двигательные способности у студентов. Поэтому содержание физкультурно-оздоровительных технологий студентов экономических специальностей должно базироваться на комплексном подходе при формировании целевого компонента профессионально-прикладной физической подготовки. При этом следует учитывать, что эффект зависит от адекватности средств и методов физической культуры текущему состоянию молодого человека, уровню его здоровья, функциональной работоспособности, слабым и сильным проявлениям его кондиционных способностей.

2. Изучение специфики трудовых операций работников экономических специальностей — бухгалтеров, экономистов, аудиторов — и динамики функциональной работоспособности работников экономического труда в течение рабочего дня, недели показывает, что процесс труда характеризуется малоподвижным образом деятельности, долгим нахождением в стандартных рабочих позах, предъявляющих высокие требования к мышечной выносливости, координационным проявлениям — способности субъекта к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, способности к сохранению устойчивости позы, показателям психомоторики — быстроте одиночных движений, антиципирующим реакциям, своевременному различению стимулов различной модальности, а также свойствам внимания, памяти, оперативного мышления. Так, мониторинг ЧСС и хронометрирование рабочего дня бухгалтеров (средние данные) показали, что максимальная ЧСС в течение отдельного дня достигала 163 уд/мин, минимальная — 72 уд/мин, средняя — 97 уд/минработа в I зоне интенсивности при ЧСС от 60 до 120 уд/мин заняла 71% рабочего времени, во II зоне интенсивности при ЧСС от 121 до 135 уд/мин — 19% рабочего времени, в III зоне интенсивности при ЧСС 136−155 ударов — 8% рабочего времени и IV зоне интенсивности при ЧСС 156−180 уд/мин — 2% времени для. Если считать, что укрепляющими и развивающими в физическом воспитании являются нагрузки III и IV зоны интенсивности, то можно констатировать, что трудовые операции работников экономических специальностей не содействуют сохранению здоровья, формированию высокой положительной работоспособности, чреваты возникновением заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, мышечной систем организма.

3. Результаты предварительного эксперимента показали, что физическое развитие студентов экономических специальностей в своём большинстве соответствует «среднему» уровню. Динамические изменения массы и морфометрических размеров тела имеют тенденцию к увеличению, при этом направленность и величина изменений определяются типом конституции тела. Величина изменений физического развития зависит от соматотипа и более выражена у студентов с гипер-стеническими признаками физического развития. Результаты функциональных тестов и проб, а также изменения физиологических показателей в течение учебного дня свидетельствуют о сниженных возможностях организма студентов противостоять утомлению, что в целом позволяет оценить уровень функционального состояния как «средний» и «ниже среднего».

Анализ исследовательских данных свидетельствует, что за период учебы у студентов происходит снижение показателей уровня здоровья, обусловленное рядом факторов: периодом адаптации к обучению в вузе, прогрессирующей гиподинамией, влиянием значительных учебных нагрузок, малоподвижным образом жизни и нахождением в течение длительного времени за компьютером, нарушением режима питания и режима дня, нерациональным расписанием учебных занятий, трудовой занятостью во внеурочное время, вредными привычками, отсутствием валеологических знаний. Все это способствует снижению показателей физического состояния организма студентов.

4. В структуре физических проявлений студентов экономических специальностей выделены три основных фактора, вклад которых в общую дисперсию составил 72,6%. На первом факторе — 43,6% - сгруппировались показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также показатели физической подготовленности — скоростно-силовые и координационные способности. На втором факторе — 15,7% - наибольшие факторные нагрузки получили показатели физического развития. В третий фактор — 14,3% - вошли показатели аэробных возможностей организма и устойчивости к гипоксии. Сообразно выделенной факторной структуре значимых физических проявлений у студентов-экономистов в состав экспериментальной программы были введены физические нагрузки комплексного характера, где в числе оздоровительно-развивающих средств и видов спорта предусмотрены игровые, циклические виды движений и силовые методики воспитания физических качеств.

5. Внедрение программы интегративной профессиональной подготовки студентов при выполнении упражнений комплексной направленности в процесс физического воспитания студентов экономических специальностей способствовало достоверно значимым изменениям показателей функционального состояния. Наблюдается снижение показателей ЧСС в покое у студентов контрольной группы на 4,3%- у студентов экспериментальной группы — на 7,3%). Улучшение реакции на стандартную физическую нагрузку проявилось в снижении индекса Руфье в контрольной группе на 1,0 балла (15,5%), в экспериментальной группе — на 3 балла (25,6%). После эксперимента результаты пробы Штанге в контрольной группе увеличились на 5,0 с {1,1%), в экспериментальной группе — на 8,2 с (12,5%).

6. После внедрения разработанной программы профессиональной подготовки студентов наблюдаются достоверные изменения уровня физической подготовленности студентов экспериментальной группы. Так, у студентов экспериментальной группы по результатам теста «Бег на 3000 м» положительный сдвиг с уменьшением времени бега составил 31,1±3,5 с (38,5%). У студентов с уровнем развития выносливости «ниже среднего» прирост составил 5,2%- с уровнем развития «средний» — 4,2%- с «высоким» уровнем развития — 1,5%. У студентов контрольной группы изменения по результатам теста «Бег на 3000 м» составили 1,4±0,3 с (1,3%) — с уровнем развития выносливости «ниже среднего» прирост составил 3,5%- с уровнем подготовленности «средний» — 8,1%- с «высоким» уровнем подготовленности — 1,9%. Прирост показателя подвижности в суставах: по тесту «Наклон вперед из положения сидя» составил в экспериментальной группе 2,4 см (45,2%>) — в контрольной группе — 2,2 см (41,8%). Прирост показателей скоростных способностей студентов по тесту «Бег на 100 м» составил в экспериментальной группе 0,5 с (3,5%) — в контрольной группе — 0,1 с (0,7%). Все межгрупповые различия достоверны при Р<0.05−0.01.

7. Применение средств настольного тенниса способствовало развитию психофизических способностей у студентов экспериментальной группы. Частота движений в теппинг-тесте увеличилась у студентов экспериментальной группы на 23,8%), у студентов контрольной группы — на 1,1%. Оценки скорости действий студентов после эксперимента свидетельствуют, что время реакции на движущийся предмет (по результатам простой зрительно-моторной реакции) в экспериментальной группе сократилось на 3,6±0,2 см (34,3%), в контрольной группе прирост составил 0,6±0,2 см (11,5%). Улучшение способности воспроизводить заданное динамическое усилие в экспериментальной группе проявилось в уменьшении ошибки на динамометре до 2,5±0,2 кг (51,1%), в контрольной — до 6,8±0,2 кг (19,1%). После эксперимента улучшение способности к оценке и регуляции пространственно-временных параметров движений в экспериментальной группе по тесту «Чувство времени» «7 с» составило 58,6%- в контрольной группе — 13,8%. Улучшение способности к оценке интервала «49 с» в экспериментальной группе составило 7,5%- в контрольной группе — 2,3%. Применение упражнений настольного тенниса с разным уровнем координационной сложности способствовало улучшению функций внимания (распределение и удержание) в экспериментальной группе на 43,2%, в контрольной — на 8,3%. Анализ результатов после эксперимента показал, что наибольший прирост психофизических способностей у студентов экспериментальной группы наблюдался в показателях пространственно-временных параметров движений (оценка временного интервала «7 с» (58,6%), показателях переключения и распределения внимания (56,2%) и в оценке точности воспроизведения пространственно-силовых параметров движений (воспроизведение заданного динамического усилия) (51,1%).

Перспектива последующих исследований заключается в разработке и обосновании методических подходов к современным средствам и методам физического воспитания, адекватным индивидуальным особенностям студентов экономических вузов с учетом их физического состояния.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Современная профессиональная деятельность работников экономических специальностей выдвигает высокие требования к психофизиологической и психофизической подготовленности. По данным опроса руководителей предприятий, уровень физической надежности выпускников специальных вузов не отвечает этим требованиям.

Специальные исследования показывают, что наиболее эффективным решением этой проблемы для работников экономических специальностей является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), которая осуществляется в период обучения студентов в вузе.

Реализация программы ППФП студентов экономических специальностей должна проводиться на протяжении всего периода обучения в вузе в процессе учебных занятий и факультативов.

На I курсе ППФП необходимо отводить 30%, на П-м — 40%, на Ш-м — 50%, на 1У-м — 60% и на пятом курсе — 70%.

Теоретическая подготовка должна проводиться на учебных занятиях в виде лекций, бесед, методических занятий и в процессе самостоятельной работы студентов.

Необходимая тематика теоретических сведений ППФП:

— представление о ППФП работников экономических специальностей, требования к психофизической и психофизиологической подготовленности;

— цель, задачи, критерии ППФП студентов экономических вузов и специалистов экономической сферы;

— средства и методы ППФП работников экономических специальностей;

— теоретические основы формирования профессионально важных качеств и навыков;

— реализация ППФП в вузе и производственной деятельности;

— оценка эффективности ППФП;

— индивидуальные особенности и их развитие в ППФП.

Алгоритм теоретической подготовки:

— изложение теоретического материала преподавателем на учебном занятии;

— самостоятельное углубление знаний студентами;

— сопоставление теоретических сведений ППФП с практической реализацией.

Методическая подготовка осуществляется главным образом на занятиях в форме семинаров, бесед, самостоятельной подготовки по заданиям преподавателя.

Примерная тематика методической подготовки:

— определение требований к физической подготовке;

— подбор средств ППФП;

— разработка индивидуальных программ ППФП;

— использование здорового способа жизни с целью ППФП.

Алгоритм методической подготовки:

— объявление темы занятия, выдача индивидуальных теоретических заданий, объяснение способов их выполнения;

— практическое выполнение заданий под контролем преподавателя;

— анализ преподавателем результатов выполнения заданий.

Практическая подготовка проводится на учебных занятиях и во внеурочное время. Для реализации ППФП во внеурочное время применяются:

— самостоятельные занятия физическими упражнениями;

— занятия профильными видами спорта;

— утренняя гимнастика;

— физические упражнения на тренажерах;

— реализация ППФП в основном наиболее успешно осуществляется на занятиях легкой атлетикой и спортивными играми.

Предлагаем перечень упражнений, направленных на развитие физиологических функций и профессионально важных качеств.

Упражнения для развития сердечно-сосудистой, дыхательной системы и общей выносливости:

— быстрая ходьба до 3 км;

— непрерывный бег 4−6 км на пульсе 130−160 уд/мин;

— повторный бег на отрезках до 300 м на пульсе 160−180 уд/мин;

— кроссовый бег;

— ходьба и бег с задержкой дыхания до 20−30 с.

Упражнения для развития мозгового кровообращения и вестибулярной устойчивости:

— наклоны, маятниковые движения головой, туловищем;

— наклоны туловища вперед и назад;

— круговые движения туловищем влево и вправо;

— упражнения с задержкой дыхания. Упражнения для развития устойчивости к гипоксии:

— повторный бег 4−5×30−60 м в полную силу с интервалами 2-Змин.;

— бег в гору по песку с задержкой дыхания;

— повторный бег 3—4×150−200 м 90−95% от максимального результата, отдых 5−8 мин.;

— бег на 200, 300, 400 м;

— ходьба с дозированным дыханием. С 6 шагов — вдох- 6 шагов — задержка дыхания- 6 шагов — выдох.

Упражнения для развития быстроты движений и реакции:

— бег с низкого старта по команде (звуковой сигнал, зрительный);

— старты из разных положений;

— ходьба и бег с выполнением заданий на звуковой и зрительный сигнал;

— эстафеты с непредвиденными препятствиями. Упражнения для развития внимания:

— ходьба и бег по линии, ограниченной опоре;

— упражнения с одновременным восприятием нескольких объектов (спортивные и подвижные игры);

— упражнения настольного тенниса;

— прыжки со скакалкой;

— движения с изменением направления и выполнением сопутствующих двигательных задач.

Упражнения для оперативного мышления:

— эстафеты с преодолением препятствий;

— бег под гору с закрытым маршрутом;

— подвижные игры: «салки», «челнок», «вызов»;

— упражнения настольного тенниса;

— легкоатлетические эстафеты;

— быстрое ориентирование по времени. Упражнения для развития эмоциональной устойчивости:

— прыжки через препятствия;

— ходьба и бег с закрытыми глазами;

— выполнение упражнений соревновательного характера;

— участие в соревнованиях по настольному теннису.

Для контроля ППФП необходимо применять государственные тесты и нормативные оценки физической подготовленности, рекомендованные Министерством образования для студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.Ю. Некоторые аспекты наращивания физического потенциала студентов // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2000. — С. 4−5.
  2. , Г. Р. Физическое воспитание студентов вузов в различные периоды учебного процесса: дис.. канд. пед. наук / Авсарагов Г. Р. Набережные Челны, 2010. — 137 с.
  3. , H.A. Здоровье молодежи: эколого-физиологические и социальные проблемы / H.A. Агаджанян, М. М. Бариев, Н. В. Ермакова // MAN-спорт (специальный выпуск). Казань, 2002. — С. 17−19.
  4. , Б.И. Метод вычисления малого отклонения показателя надежности оператора / Б. И. Адасовский // Кибернетика и вычислительная техника. -1984. -№ 63. С. 50−54.
  5. , К.Ю. АКСМ: Тренировочные занятия с частотой два раза в неделю на величину МПК не влияют. Так ли это? / К. Ю. Ажицкий // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. — С. 54−57.
  6. , К. Ю. Об оценке общей физической работоспособности по уровню максимального потребления кислорода / К. Ю. Ажицкий, В.А. Гальчинс-кий // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 12. — С. 30.
  7. , Н.И. Методологизация содержания и процесса обучения / Н. И. Алексеев // Вопросы философии. 1995. — № 11. — С. 15−16.
  8. , Ю.Н. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура»: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Н. Аллянов. Смоленск, 2007. — 27 с.
  9. , С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъективного опыта студентов: автореф. дис.. канд пед. наук / С. Ю. Алькова. М., 2002. — 24 с.
  10. , Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.
  11. , Л.Б. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» в вузе / Л. Б. Андрющенко. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2006. — 84 с.
  12. , Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 55−58.
  13. , Г. Л. Валеология на рубеже веков / Г. Л. Апанасенко // Наука в олимпийском спорте (специальный выпуск). К., 2000. — С. 14−20.
  14. , А.Б. Организация физического воспитания в МИИТе / А. Б. Артемов, А. И. Качурин, И. Г. Кремнева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 5. — С. 20−22.
  15. , Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л. Б. Атрощенко // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. — С. 47−54.
  16. , Е.Э. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Э. Афанасенко. М., 2006. — 25 с.
  17. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патало-гии / P.M. Баевский. -М.: Медицина, 1979. 168 с.
  18. , Ю.П. Основы настольного тенниса / Ю. П. Байгулов, А. Н. Романин. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 160 с.
  19. , Н.В. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега: монографя / Н. В. Балышева, О. Г. Румба, A.A. Горелов. Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010.- 172 с.
  20. , А.И. Исследование бюджета времени студентов ДВГАФК / А. И. Бакшина // Физическая культура и спорт в современном обществе: матер. Всерос. науч. конференции / отв. ред. В. Ф. Лигута. Хабаровск: ДВГАФК, 2003. — С. 5−7.
  21. , В.В. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольятинского государственного университета / В. В. Балашова // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 3. — С. 43−45.
  22. , В.К. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 1. — С. 50−56.
  23. , В.К. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. 2004. — № 2 (4). — С. 3−7.
  24. , В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006, — 112 с.
  25. , В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. К., 1987. — 202 с.
  26. , Н.В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н. В. Белкина // Теория и практика физической культуры. -2006,-№ 2.-С. 7−11.
  27. , Г. Л. Учись играть в настольный теннис / Г. JI. Барчукова. — М., 1989.-47 с.
  28. , Н.Е. Психогигиена умственного труда учащейся молодежи / Н. Е. Бачериков, М. П. Воронцов, Э. И. Добромиль. К., 1988. — 186 с.
  29. , Г. Ф. К методике оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов / Г. Ф. Беренштейн, Д. А. Полевой, М.Н. Ну-рбаева // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 11. — С. 29−31.
  30. , H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. М., 1947.-С. 190−195.
  31. , Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бондарева Елена Владимировна- Волгогр. гос. пед. ун-т. -Волгоград, 2005. — 30 с.
  32. , Е.В. Формирование позитивного самоотношения студентов в процессе физического воспитания: на примере экономического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Боченкова Евгения Викторовна. Краснодар, 2000. — 25 с.
  33. , B.B. Антропометрия / B.B. Бунак. М., 1941. — 270 с.
  34. , Н.В. Настольный тенис эффективное средство ППФП студентов технических вузов: метод, указания для преподавателей и студентов / Н. В. Бурень. — СевНТУ, 2003. — С. 47.
  35. , Б.И. Новое в понимании о здоровье / Б. И. Бутейко // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 7. — С. 19−22.
  36. , И.Х. Функциональные показатели сердца спортсменов, занимающихся атлетической гимнастикой / И. Х. Вахитов // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8. — С. 44−45.
  37. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М., 1988. — 45 с.
  38. , М.Я. Мотивационно-целостное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования / М. Я. Виленский, Г. К. Карповский // Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 10.-С. 39−42.
  39. , Д. Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры / Д. Войнер // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10. — С. 23−27.
  40. , М.Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности / М. Я. Виленский, Б. Н. Минаев // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 3. — С. 60−64.
  41. , В.Ю. Физическая культура студентов: курс дистанционного обучения Электронный ресурс. / В. Ю. Волков, J1.M. Волкова. СПб., 2003. -610МЬ.
  42. , В.Ю. Физическая культура: учеб. пособие / В. Ю. Волков, J1. М. Волкова. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2008. — 323 с.
  43. , Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л. В. Волков. -К., 1984.- 103 с.
  44. , В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1989. -№. 3.-С.2−4.
  45. , Д.М. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов / Д. М. Гилязитдинов, Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 12−13.
  46. , В.И. Механизмы социокультурной интеграции содержания и организации неспециального физкультурного образования студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 10. — С. 2—7.
  47. , А.Ю. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Григорьев Александр Юрьевич- Место защиты: Тул. гос. ун-т. Тула, 2011.-20 с.
  48. , В.А. Обеспечение здоровья студентов в процессе их учебно-трудовой деятельности / В. А. Грибков, А. И. Бурханов // материалы Всерос. научн-практ. конф. «Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века». М, 1994, — С. 27−28.
  49. , Л.С. Интенсивная силовая подготовка студентов: методические указания для преподавателей и студентов / Л. С. Дворкин / Уральский педагогический институт. Свердловск: УПИ, 1990. — 54 с.
  50. , А.Ц. Автоматизированные диагностические комплексы и коррекция профессионально важных качеств / А. Ц. Деминский, Р. Н. Макаров. -М.: МНАПЧАК, 2001. 214 с.
  51. , В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. -М.: КЕТОШКА, 2001.-560 с.
  52. , Ф.Л. Пути повышения эффективности физического воспитания в вузе / Ф. Л. Доленко, С. И. Резцов, Ф. И. Молостова // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 9. — С. 380.
  53. , С.А. Спортивно-видовой подход в физическом воспитании студентов в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Дорошенко Сергей Анатольевич- Место защиты: Моск. гос. акад. физ. культуры. Малаховка, 2011.-23 с.
  54. , В.В. Формирование физической культуры студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Евсеев Владимир Владимирович- С.-Петерб. гос. политехи, ун-т. СПб., 2004. — 18 с.
  55. , Ю.А. Стилевая саморегуляция психических состояний квалифицированных теннисистов: дис.. канд. наук з физ. вих. I спорту / Ю. А. Емшанова. К., 2007. — 212 с.
  56. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
  57. Ю.Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -264 с.
  58. , Ю.Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю. Д. Железняк, A.B. Лейфа // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 12. — С. 46−47.
  59. , Ф. П. Теория и смысл исследования / Ф. П. Женгра // Социологические исследования. 1995. -№ 11. -С.141−153.
  60. , Г. К. Стратегия понимания физического воспитания студентов / Г. К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 26−28.
  61. , O.A. Роль физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Заплатина Ольга Алексеевна- Место защиты: Кемеров. гос. ун-т.- Кемерово, 2007. 24 с.
  62. , В.М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский.- М.: Физкультура и спорт, 1979. 152 с.
  63. , В.А. К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях / В. А. Зобков // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 7. — С. 15−17.
  64. , В.П. Валеология: проблемы, воспитание и образование студентов в техническом вузе / В. П. Зайцев // Теория и практика физической культуры.- 1998.-№ 9.-С. 10−14.
  65. , А.Д. Проблема и исследование функциональной подготовленности студенческой молодежи / А. Д. Захаров, Ю. В. Полухин // Физическая культура личности студента: сборник статей- под ред. Б. И. Новикова. М.: МГУ, 1991,-Вып. 7.-С.63−68.
  66. , В.М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. -М.: Физ. и спорт, 1979. 78 с.
  67. , З.М. Руководство по физиологии труда / З. М. Золина. М.: Медицина, 1983. — 326 с.
  68. , У.И. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность и успеваемость студентов / У. И. Ибрагимов, Д. Т. Ташпулатов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 36−37.
  69. , С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура / С. М. Иванов. М.: Медицина, 1970. — 472 с.
  70. , B.C. Основы математической статистики / B.C. Иванова // М., 1990.- 176 с.
  71. , Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. М., 1983.-223 с.
  72. , В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В. И. Ильинич. -М.: Гардарики, 2008. -366 е.: ил.
  73. , С.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов экономического факультета: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Кириченко Сергей Иванович. Майкоп, 1999. — 22 с.
  74. , И.А. Оздоровительный потенциал физической нагрузки // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: материалы международной конференции. Часть 1. Ростов н/Д, 2002. — С. 183−187.
  75. , В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. JL: Медицина, 1980. — 162 с.
  76. , О.И. Теоретико-методические основы многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков / О. И. Камаев. X.: ХГИФК, 1999. — 172 с.
  77. , Д.К. Применение опросника социальной группы / Д.К. Ка-рабекян, М. Б. Осипянц // материалы Республиканской научно-методической конференции «Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов». —Ереван: ЕГПИ, 1990.— 65 с.
  78. , B.JI. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 28 с.
  79. , Ю.П. Проектирование и реализация здоровьеразвивающей технологии физического воспитания студентов вузов: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Кобяков Юрий Павлович- Пед. акад. последипломного образования. М., 2006. — 40 с.
  80. , И.И. Использование тренажеров для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО / И. И. Комаров, E.H. Кораблева // Теория и практика физической культуры. -1981.-№ 2.- С. 41−44.
  81. , В.П. Гармонизация умственных и физических нагрузок как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов / В. П. Копаев // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 5. — С. 22- 24.
  82. Курс лекций по спортивной медицине: учебное пособие / под ред.
  83. A.B. Смоленского. М.: Физическая культура, 2011. — 280 с.
  84. , К.Г. Аэробика для хорошего самочуствия / К. Г. Купер / пер. с англ. С. Б. Шенкман, В. Н. Фоминых. М.: Физ. и спорт, 1989. — 224 с.
  85. , В.М. Влияние функционального состояния на модельные характеристики деятельности оператора АСУ / В. М. Лабскир, С. Т. Омельченко // Проблемы бионики, 1983.-№ 30.-С. 109−111.
  86. , В.М. Метод оценки физической подготовленности /
  87. B.М. Лабскир, А. И. Любиев, З. А. Близнецова // Теория и практика физической культуры. 1986.- № 2. — С. 48−50.
  88. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1968.284 с.
  89. , А.Н. Атлетическая гимнастика / А. Н. Лапутин. К.: Здоро-в'я, 1990.-С. 52−64.
  90. , А.Н. Методика распределения дополнительных масс на теле человека / А. Н. Лапутин, Е. С. Щербина // материалы VI Всесоюзной конференции «Биомеханика спорта». Чернигов, 1989. — С. 114−115.
  91. , Г. Г. Особенности физического состояния студенток гуманитарного факультета /Г.Г. Лапшина // Теория и практика физической культуры. 1989,-№ 4.-С. 18−20.
  92. Лечебная физическая культура: учебник для студентов высших учебных заведений / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасеева и др.- под ред. С. Н. Попова. 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 416 с.
  93. , Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л. И. Лубышева. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
  94. , Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 11−14.
  95. , С.И. Измерение физической активности и поведения, связанного со здоровьем студентов Сибирского Севера / С. И. Логинов // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. — С. 43−46.
  96. Лях, В. И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 3.-С. 31−36.
  97. , А. В. Новые подходы к формированию здорового образа жизни студентов в вузах различного профиля / A.B. Ляхович // Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: социально-гигиенические аспекты. М., 1990. — Вып. № 7. — С. 84−85.
  98. , В.В. Диспансерное наблюдение за физкультурниками / В. В. Макареня. К.: Здоров’я, 1987. — 128 е., ил., табл.
  99. , Э. В. Формирование здорового стиля жизни студентов в процессе физического воспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Мануйленко Элеонора Владимировна- Место защиты: Адыг. гос. ун-т. Майкоп, 2009. — 26 с.
  100. , Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 199 е., ил., табл.
  101. , Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 543с., ил., табл.
  102. , Л.Е. Формирование положительного отношения студентов к самостоятельным занятиям физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Е. Матузов. Тюмень, 2003. — 24 с.
  103. , В.И. Физиология трудовой деятельности / В. И. Медведев, B.C. Аверьянов. СПб.: Наука, 1993. — 122 с.
  104. , Б. Г. Анализ качественных признаков и структур / Б.Г. Ми-ркин.-М., 1980.-320 с.
  105. , A.M. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студентов вузов / A.M. Митяева. М.: Академия, 2008. — 144 с.
  106. , В.В. Сравнительный анализ соревновательной деятельности на различных дистанциях лыжных гонок / В. В. Мулик, Г. Г. Хохлов // Наука в олимпийском спорте: сб. наук. тр. К., 2004. — Вып. 1.-С. 31−38.
  107. , Б.А. Морфология человека / Б. А. Никитюк, В. П. Чтецов. -М, 1990.-341 с.
  108. , А.О. Физиология и гигиена умственного труда / А. О. Навакатикян, В. В. Крыжановская, В. В. Кальниш. К.: «Здоров'я», 1987. -152 с.
  109. , Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 240 с.
  110. , Л.Н. Проблема двигательной активности человека в системе профессионального обучения и производства / Л. Н. Нифонтова, В. А. Кабачков // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 11. — С. 54—57.
  111. , М.О. Теоретичш та методичш основи формування рухово1 функци у молод1 гид час занять ф1зичною культурою та спортом: дис.. докт. пед. наук 13.00.09. / М. О. Носко. Чершпв: ЧДПУ ¡-меш Т. Г. Шевченка, 2003. -225 с.
  112. , Л.Т. Современный настольный теннис / Л. Т. Ормаи. М.:1985.- 174 с.
  113. , И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных: полн. собр. соч. / И. П. Павлов. 2-е изд. -М., 1951.-392 с.
  114. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. О. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  115. , В.В. Основные методики развития двигательных качеств человека в процессе физического воспитания /В.В. Петровский. К.: КГИФК, 1986, — 16 с.
  116. , Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страпко. К.: Здоров’я, 1986.- 120 с.
  117. , В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / И. Н. Платонов. К., 2004. — 807 с.
  118. , Б.П. Клиническая велоэргометрия / Б. П. Преварский, Г. А. Буткевич. К.: «Здоров"я», 1985. — С. 32.
  119. , В.Н. Особенности мышечной работоспособности студентов при выполнении физических упражнений скоростного характера /
  120. B.Н. Пристинский, И. Н. Мельник, Т. Н. Пристанская // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми ф1зичного виховання i спорту: зб. наук, пр.- пщ ред.
  121. C.С. Ермакова. Харюв: ХДАДМ (ХХГП), 2002. — Вип. 10. — С. 64−69.
  122. , И.О. Режим труда и отдыха студентов / И.О. Проманен-ко // Физическая культура, образование, здоровье: междунар. сб. ст. науч.-практ. конф. ВЛГИФК / под ред. A.A. Петрова, Б. П. Яковлева. Великие Луки: ВЛГИФК, 2002. — С. 177−182.
  123. , А.И. Оздоровительная физическая культура: учеб.-метод, пособие / А. И. Пустозеров, А. Г. Гостев. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. -85 с.
  124. , C.B. Физическое воспитание студентов нефизкультурных вузов на основе спортивно-ориентированных технологий / C.B. Радаева. Красноярск, 2008. — 24 с.
  125. , Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учебное пособие / Р. Т. Раевский. М.: Высш. шк., 1985.- 136 с.
  126. , Л.А. Спорт в вузе: проблемы организации / Л. А. Рапопорт // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 8. — С. 16−18.
  127. Режимы оздоровительных тренировок и функциональные адаптации организма человека На правах рукописи. / сост. К. Ю. Ажицкий. Севастополь: Изд. СНТУ, 1994.-256 с.
  128. , Н.В. Физическая культура: учеб. пособие для студентов спец. учебных заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. М.: Изд. центр «Академия», 1998.-160 с.
  129. , Р.В. Професшно-прикладна ф1зична шдготовка учив професш-но-техшчних училищ за профшем радютехшка: автореф. дис. на здобуття наук, ступеня канд. наук з ф1з. виховання i спорту: 24.00.02 / Роман Васильович Римик. Льв1 В, 2006. — 23 с.
  130. , A.C. Сенсорш мехашзми управлшня точнюними руха-ми людини / A.C. Ровний. Харюв: ХДАФК, 2001. — 220 с.
  131. , В.А. Диагностика двигательных споабностей: учебное пособие / В. А. Романенко. Донецк, 2005. — 290 с.
  132. , C.K. Настольный теннис в системе физического воспитания студенток технического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Рябинина Светлана Кадамбаевна- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2004. — 25 с.
  133. , Е.С. Пути решения оздоровительных задач в процессе физического воспитания в вузе / Е. С. Садовников // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 11. — С. 38−39.
  134. , С.С. Динамика физического развития и физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе / С. С. Семашко, В. И. Невзоров // Физическая культура личности студента. М.: МГУ, 1991. — С. 123.
  135. , В.Н. Зависимость показателей здоровья и физической подготовленности студентов от их двигательной деятельности / В. Н. Сергеев, H.H. Ананьев // Гигиена и санит. 1988. — № 7. — С. 29−33.
  136. , Л.П. Спортивна метролопя: теор1я i практичш аспекта: ni-дручник / Л. П. Серпенко. К.: КТН, 2010. — 776 с.
  137. , А.Ф. Самоконтроль физкультурника / А. Ф. Синяков. М.: Знание, 1987.-96 с.
  138. , В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений / В.Д. Сонь-кин // Теория и практика физ. культ. 1991. — № 2. — С. 32−39.
  139. Спортивная медицина: учебник для институтов физической культуры / под ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1980. — С. 23.
  140. Спортивная физиология: учеб. для институтов физ. культ. / под ред. Я. М. Коца. М.: «Физкультура и спорт», 1986. — 240 с.
  141. , JI.А. Некоторые показатели диспансеризации студентов / Л. А. Чернова, В. В. Сергеева, С. Н. Родионова // Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины: тез. док. Всес. научн.-практ. конф. -М, 1989. -4.1. — С. 180−181.
  142. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developingand maintaining cardioresperatory and muscular fitness in healthy adults // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1990. — 22. -P. 265−274.
  143. Astrand, P. Textbook of Word Physiology / P. Astrand, K. Rodahl. -N. Y, 1970.
  144. Barany, R. Acta-Otolangology / R. Barany, 1925. Vol. 8. — P. 3−15.
  145. Beuker, F. Dit Beeinflussung der Lebensfuhrung durch sport-liehes Training bei Prophylaktischtn Ruren / F. Beuker, H. Kapinos // Med. und Sport. 1975. -Vol. 5.-P. 150−154.
  146. Biddle, S. Exercise and psychosocial health. Research Quartely for Exercise and Short / S. Biddle, 1995. Vol. 66. — P. 292−297.
  147. Boldin, E.M. Comparative aerobic training effects of arm wheelchair-ergometry / E.M. Boldin, H. L. Lundegren. Med. S. S. Ex., 1985. — Vol. 17. — P. 288.
  148. Borg, P. Hassmen, M. Lagestrom. Perceived exertion related to heart rate and blood lactate during arm and leg exercise / P. Hassmen Borg, M. Lagestrom // J. Appl. Phisiol. 1987. — V. 56. — P. 679−685.
  149. Bosko, C. Physiological Considereration of Strendth and Explosive Power and Jumpig Drills / C. Bosko // Conference 82 Proceedings Planning for Elite Perfo-mance, Aug. 1 — 5, 1982. — Ottawa, Canada: CTFA. — S. 20−34.
  150. Bubb, W.J. Predicting oxygen uptake during level walking at speeds of 80 to 130 meters per minute / W.J. Bubb, A.D. Martin., E.T. Howley // Jornal of Cardiac Rehabilitation. 1985. — 5(10). — P. 46265.
  151. Cavanagh, P. R. Mechanical and muscular factors affecting the efficiency of human movement / P.R. Cavanagh, R. Kram // Medicine and Science in Sports and Ehercise, 17.- 1985.-P. 326−331.
  152. Cecil, M. Colwin Swimming into the 21st century / M. Cecil. Champaign Illinais: Human Kinetics Pyblishers, 1992. — 255 p.
  153. Clancen, J. Central and peripheral circulatory changes afte traning at the arms or legs / J. Clancen, K. Klansen at all // American j. Phisiology. 1973. — № 3.— P. 675−682.
  154. Davis, J.A. Anaerobic threshold and maximal aerobic power for three modes of exercise / J. A. Davis, P. Vodak at all. J. Appl. Phisiol. — 1976. — V. 41,4. — P. 544−550.
  155. Fagard, R. Habitual, phisical activity, training and blood pressure in normo -and hypertension / R. Fagard // Int. J. Sports Med. 1985. — V.6. — № 2. — P. 54−57.
  156. Fox, E.L. at all Frequency and duration of interval training programs and changes in aerobic power / E.L. Fox at all // J Appl Phisiolo. 1975. — V. 38.
  157. Franklin, B.A. Exercise, testing, training and arm ergometry / B.A. Franklin // Sport Medicine. 1995. — Vol. 2. — P. 100−119.
  158. Gleser, M.A.Endurance capacity for prolonged exercise on the bicicle ergometer / M.A. Gleser, J.A. Vogel // J Appl Physiol. 1973. — Vol. 34.
  159. Hartley, L.H. Cardias function and endurance / L.H. Hartley // Endurance in Sport. Oxford: Blackwell Scientific Publikations, 1987. — P. 72 — 79.
  160. Heberden, W. Some account of a disorder of the breast / W. Heberden // Med. Tranws. Roy. Coll. Physicans. 1972. — Vol. 2. — P. 59.
  161. Hickson, R.C. at all Reduced training intensities and loss of aerobic power, endurance and cardia growth / R.C. Hickson at all // J. Appl. Phisiol. — 1985.— Vol. 58.
  162. Hollmann, W. Sportmedizin Arbeiteund Trainingsgrundladen / W. Hollmann, T. Hettinger. Stuttgart — New York, 1980. — P. 773.
  163. Human, Kinetics Neuromuscular aspects of fatigue / Human Kinetics, H. I. Green // Canadian Journal of Sport Sciences, 12 (Suppl.). 1987. — P. 75−195.
  164. Johnson, B.I. A comprasion of concentric muscle training / B.I. Johnson, J.W. Adamczyk, K.O. Pennoe at all. // Medicin and Science in Sports. 1976. — 8 (1). -P. 35−38.
  165. Jon, R. Magel Metabolik and cardiovascular anjusment to arm training / Jon R. Magel, W.D. McArdle // EFAP. 1994. — 1−2. P. 213−214.
  166. Karvonen, M.J. Physical activity and health / M.J. Karvonen // Finnish Sports Exercise Med. 1983. — Vol. 2. — P. 4−9.
  167. Laputin, A.M. Didactic biomechanics: problems and solutions / A.M. La-putin // XII Intern. Symp. in Sports. Budapest: Siofok, Hungary, July 2 — 6, 1994. Abstracts. — P. 49.
  168. Leger, L. Regressions between V02max and running perfomance on distances ranging from 0.2 to 42.2 km / L. Leger, D. Mercier, L. Gauvin // Olympic Scientific Congress, Oregon, 1984.
  169. Mc Kenzie, E.L. Specificity of metabolic and circulatory responses to arm or leg interval training / E.L. Mc Kenzie, E.L. Fox, K. Cohen EFAP, 1978. 4, 39. -P. 241−248.
  170. Moffatt, M.O. Effect of high intensity aerobic training on maximal oxygen uptake capacity and field test performance / M.O. Moffatt //J. Sports Med. Phys. Fitness, 1977.-Vol. 17.
  171. Hendel, P. Van Central circulatory adaptation to physical training / P. Van Hendel, D. Costill, L. Getchel // Res. Quart. 1976, Vol. 47. — № 4. — P. 815−823.
  172. Pendergast, D. Aerobic and glicolytic metabolism in arm exercise / D. Pendergast, P. Ceretell, D.W. Rennie // EFAP. 1987. — 56. — Vol. 6. — P. 679−685.
  173. McConnell, R. Basic Ventilatory Responses to different Exercise Modalities / R. McConnell // In Clin. Sp. Med. ed R. Santu, 1984. P. 115−127.
  174. Reshetyuk, A. L. The Working ability of againg workers. Geragogics: European research / A.L. Reshetyuk // The Haworth Press. 1992. — P. 91−102.
  175. Sedlok, D.A. P.I. Fitzgerald the effects of arm crank training on the physiological responses to submaximal wheelchair ergometry / D.A. Sedlok, R.G. Knowlton // EFAP, 1988. Vol. 57. — P. 55−59.
  176. Sheridan, T.B. Measuring, modeling and augmenting reliability of man-machine systems / T.B. Sheridan // Anal., Des. and Eval. Man-Mach. Syst. Proc. IFAC/IFIP/IFORS/IEA Conf. Baden-Baden, 27−29 Sept. 1982, Oxford e.a., 1983. -P. 337−346.
  177. Terano, T. Human reliability and safety evaluation of man-machine systems / T. Terano, Y. Murayama, N. Akiyama // Anal., Des. and Eval. Man-Mach. Syst. Proc. IFAC/IFIP/IFORS/IEA Conf. Baden-Baden, 1982. Oxford e.a., 1983, P. 347 -354. 27−29 Sept.
  178. Tokmakidis, S.P. New approaches to predict V02 max and endurance from running performances / S.P. Tokmakidis, L. Leger, D. Mercier at all. // J. Sport Med. Phys. Fitness, 1987. Vol. 27. — P. 401−409.
  179. Wilmore, J.H. Physiology of sport and Exercise / J.H. Wilmore, D.L. Costill. Champaign: Numan Kinetics, 1994. — P. 549.
Заполнить форму текущей работой