Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация психофизического состояния подростков сельских детских домов в процессе физкультурной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования особенностей воспитанников интернатных учреждений
    • 1. 1. Сущность процесса социальной адаптации детей и подростков
    • 1. 2. Характерные особенности воспитанников интернатных учреждений
    • 1. 3. Средства и методы педагогического воздействия, направленные на профилактику и коррекцию дезадаптивного поведения де
  • Г тей и подростков

Оптимизация психофизического состояния подростков сельских детских домов в процессе физкультурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к имущественному расслоению населения, что, в свою очередь, негативно отразилось на морально-нравственных стандартах и институте семьи. В молодежной среде стали распространенными такие явления, как: безработица, преступность, бродяжничество. Увеличивается число подростков, употребляющих алкоголь, наркотические и психотропные вещества.

За последние годы значительно выросло количество социальных сирот. Особенно много таких детей и подростков находится в детских домах и школах-интернатах (Е.И. Морозова, 2002; Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева, 2004; А. Ш. Шахманова, 2005 и др.).

Одной из основных причин социального сиротства является ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В результате роста разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. По данным Ж. К. Балкина (2001), в неполной семье воспитывается каждый седьмой российский ребенок.

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание (Н.П. Иванова, 1996; B.C. Мухина, А. А. Хвостов, 2000; A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, 2005 и др.).

Все эти факторы приводят к социальной дезадаптации и проявлению различных форм асоциального поведения детей и особенно подростков.

Решить указанные проблемы государство пытается за счет ряда программ, среди которых можно выделить Федеральную целевую программу.

Дети-сироты", предполагающую улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако большинство таких программ остаются формальными и нереализованными в силу финансовых затруднений.

В интернатных учреждениях осложняется процесс социальной адаптации подростков. Это связано с тем, что большинство из воспитанников продолжают находиться в условиях экстремальной ситуации разной формы и степени тяжести. У подростков данных учреждений выявляется задержка умственного развития, деформации свойств личности (высокая тревожность, агрессия, замкнутость и пр.), нарушение половой идентификации (Н.П. Иванова, 1996 и др.). Как отмечают А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых (2005), 40% выпускников «сиротских» заведений употребляют алкоголь, наркотические и психотропные вещества, 40% - совершают преступления, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и только 10% живут относительно нормально.

По данным ряда исследований (В.А. Ильин, 1992, В. А. Сиваков, 1993, С. В. Галицын, 1998, 1999 и др.), воспитанники детских домов уступают своим сверстникам, проживающим в домашних условиях по показателям физического развития, двигательной и функциональной подготовленности. Особенно очевидна разница в антропометрических данных (длина и масса тела).

Одним их эффективных способов преодоления отклонений в поведении подростков является целенаправленная физкулыурно-спортивная деятельность. Это доказано в исследованиях Ю. И. Зотова (1984), В. Е. Крылова (1993), Т. Н. Краснобаевой (1996), О. А. Борисовой (1999) и др., которые были проведены в общеобразовательных школах, профессиональных училищах, спортивных клубах. Однако направление, связанное с оптимизацией психофизического состояния подростков сельских детских домов в процессе занятий физическими упражнениями, является недостаточно разработанным.

Объект исследования: процесс физического воспитания подростков детских домов.

Предмет исследования: средства и методы развития физических качеств и психических свойств личности подростков сельских детских домов.

Цель: повышение эффективности процесса оптимизации психофизического состояния подростков сельских детских домов.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что поэтапное использование средств физического воспитания в сочетании с общепедагогическими методами позволит сформировать оптимальный уровень психофизического состояния подростков сельских детских домов, что, в целом, положительно повлияет на их социальную адаптированность.

Теоретико-методическую основу исследования составляют труды, посвященные:

— основам воспитания беспризорных детей и подростков (С.Т. Шацкий,.

A.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский и др.);

— особенностям развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях (B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.);

— проблемам социализации и социальной адаптации детей и молодежи (А.В. Мудрик, Н. Ф. Голованова и др.);

— вопросам психологии девиантного поведения (Я.И. Гилинский, Ю. А. Клейберг и др.);

— коррекции и профилактики признаков отклоняющегося поведения детей и подростков средствами физической культуры и спорта (А.И. Михеев,.

B.А. Кабачков и др.).

Научная новизна. Проведен сравнительный анализ состояния здоровья, показателей психофизического состояния подростков сельских и городских детских домов. Определены оптимальные уровни развития физических качеств и психических свойств личности воспитанников данных учреждений. Разработана технология формирования оптимального уровня психофизического состояния подростков сельских детских домов.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования дополняют положения теории физической культуры и спорта, социальной педагогики представлениями о возможности использования средств физического воспитания с целью оптимизации психофизического состояния подростков детских домов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе выводы позволяют научно обосновать выбор средств и методов, оказывающих положительное воздействие на психофизическое состояние подростков детских домов в процессе физкультурной деятельности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при организации физкультурной деятельности в сельских детских домах инструкторами физической культуры, воспитателями, психологами данных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены на Всероссийских научных конференциях, проходивших в Хабаровске (2004, 2005 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Подростки сельских детских домов имеют ряд отличительных особенностей от сверстников, проживающих в домашних условиях, которые проявляются в уровне психофизического состояния, здоровья, что необходимо учитывать при организации физкультурной деятельности с данным контингентом лиц.

2. Повысить эффективность процесса оптимизации психофизического состояния подростков сельских детских домов возможно путем поэтапного использования средств физического воспитания в сочетании с общепедагогическими методами.

129 ВЫВОДЫ.

1. Выявлено, что численность воспитанников интернатных учреждений в нашей стране ежегодно растет, и сегодня данный показатель превышает 700 тыс. детей и подростков. В Хабаровском крае отмечается тенденция, аналогичная общероссийской. Так, число детских домов с 1990 года по 2002 год увеличилось на 40%, а численность воспитанников за это время возросла почти в два раза (с 1197 до 2412 чел.).

2. В результате анализа показателей физического развития установлено, что подростки детских домов значительно уступают своим сверстникам, проживающим в семьях (Р<0,05), по величинам длины тела (4,9−5,9%), массы тела (21−33%), окружности грудной клетки (3,3−8,2%), жизненной емкости легких (14−35%).

У подростков городских детских домов достоверно меньше, чем у сельских воспитанников, показатели окружности грудной клетки (в 12−13 лет — на 3,5%), в 14−15 лет — на 4,5%), массы тела (в 12−13 лет — на 6,3%, в 14−15 лет — на 6,6%) и жизненной емкости легких (в 14−15 лет — на 5,1%).

3. Выявлено, что чаще всего воспитанники городских и сельских детских домов в своем анамнезе имеют заболевания костно-мышечной (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие) и нервной системы (невроз, задержка психического развития), желудочно-кишечного тракта (гастрит), социальные (туберкулез, тубинфицирование) и глазные болезни.

4. Большинство учащихся 12−15 лет, проживающих в домашних условиях, по показателям физической подготовленности можно отнести к среднему уровню развития, в то время как в городских и сельских детских домах таких подростков насчитывается соответственно 30,4% и 31,5%. С уровнем развития ниже среднего насчитывается 54% городских и 52,8% сельских воспитанников детских домов. Подростки данных учреждений в большей степени отстают в проявлении выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей.

Сельские воспитанники достоверно превосходят своих городских сверстников в показателях, характеризующих выносливость и силовые качества, а уступают в скоростно-силовых, скоростных и координационных способностях.

5. Сравнительный анализ свойств личности показал, что воспитанники детских домов уступают подросткам, проживающим в семьях (Р<0,05), в показателях самооценки (8,2−19%), общительности (10−24%), интеллекта (1213%), эмоциональной устойчивости (19−21%), а превосходят в проявлении агрессии (на 11,2−11,7%), тревожности (на 8,9−9,8%), напряженности (на 1011%).

В отличие от городских у сельских воспитанников ниже уровни самооценки (на 9,7%), общительности (на 12,6%), нормативности поведения (на 3,1%) и воображения (на 10,1%) (Р<0,05).

6. Большинство опрошенных воспитанников сельских детских домов имеют различные признаки отклоняющегося (девиантного) поведения. Выявлено, что табокурением занималось 77%, употребляли алкоголь и наркотические вещества, соответственно, 58% и 38%, совершали различного рода правонарушения 77%.

Многие из подростков положительно относятся к занятиям спортивными играми, легкой атлетикой, единоборствами. В этих мероприятиях воспитанников детских домов привлекает возможность развития физических качеств, тогда как интеллектуальные способности и морально-нравственные ценности они относят к разряду второстепенных.

7. Для оптимизации психофизического состояния подростков сельских детских домов была разработана технология, основанная на поэтапном (мо-тивационный, коррекционный, адаптационный этапы) использовании содержания трех базовых модулей (воспитывающего, обучающего, развивающего).

8. В результате применения разработанной технологии у испытуемых экспериментальной группы более значительно, чем у подростков контрольной группы, улучшились жизненная емкость легких — на 9,8%, силовые качества — на 29,5%, силовая выносливость — на 14,4%, скоростно-силовая выносливость — на 8,5%, общая выносливость — на 7,7%, скоростно-силовые качества — на 2,6%, координационные способности — на 2,4% (Р<0,05).

Свойства личности подростков экспериментальной группы также претерпели более существенные положительные изменения по факторам: МД-самооценка (на 16,6%), А-общительность (на 13,1%), В-интеллект (на 13%), С-эмоциональная устойчивость (на 14,7%), О-тревожность (на 14,7%), Q3-самоконтроль (на 16%), (^-напряженность (на 10%) (Р<0,05).

Выявленные изменения психофизического состояния воспитанников сельских детских домов свидетельствуют о том, что испытуемые экспериментальной группы, в отличие от подростков контрольной группы, по большинству показателей достигли оптимального уровня развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Коррекционно-профилактическую работу с воспитанниками сельских детских домов целесообразно начинать с мониторинга психофизического состояния, показателей заболеваемости. Выявив определенные отклонения от нормы в их развитии, следует подобрать определенные средства и методы, позволяющие оптимизировать данный процесс.

2. В рамках концепции всестороннего и гармоничного развития все коррекционно-профилактические средства желательно распределять по трем составляющим: морально-нравственное, физическое и умственное развитие.

3. Сочетание средств физического воспитания с общепедагогическими приемами позволяет достичь наибольшего результата в работе с подростками сельских домов. Для этого рекомендуем подобранные средства распределить по трем базовым модулям: воспитывающий, обучающий, развивающий, и поэтапно использовать их содержание.

4. Содержание физкультурной деятельности в условиях сельского детского дома целесообразно распределить по следующим ее видам: физкуль-турно-спортивная — 180 часовфизкультурно-оздоровительная — 100 часовфизкультурно-массовая — 30 часоввоспитательная — 90 часов.

5. Эффективным средством формирования мотивации воспитанников сельских детских домов являются: посещение спортивных соревнований, встречи и совместная деятельность со спортсменами, подготовка сообщений по видам спорта, физкультурные праздники, туристские походы и соревнования.

6. С целью коррекции морально-нравственных качеств целесообразно использовать олимпийское воспитание, которое состоит из блока олимпийских знаний, физкультурно-оздоровительного блока и художественно-эстетического блоков.

7. На начальном этапе занятий с подростками детских домов для снижения эмоциональной напряженности рекомендуем использовать спортивные и подвижные игры. Также для решения данного вопроса эффективным является метод чередования ролей (капитан команды, судья соревнования, проводящий игры и т. д.).

8. Использование бесконтактных упражнений (с партнером, соперником), методов перспектив и совместной деятельности (с тренером, со спортсменами, с детьми, проживающими в домашних условиях), создание «ситуации успеха» способствует оптимизации тревожного состояния воспитанников.

9. Для снижения агрессии целесообразно для таких подростков ставить сложные задачи и коллективно обсуждать результаты их решения, также положительно повлиять на данное свойство личности помогает большой объем упражнений аэробного характера, которые выполняются на фоне эмоционального возбуждения (спортивные игры) и проявления волевых качеств (элементы единоборств, бег на средние дистанции).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.06) /Аксенов Ю.М. М., 1999. — 24 с.
  2. , М.А. Воспитательная работа с подростками /М.А. Алемаскин. -М., 1979.-42 с.
  3. , Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних /Б.Н. Алмазов. Свердловск, 1986. — 234 с.
  4. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление /С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1998. — 138 с.
  5. , М.В. Олимпийское образование как фактор формирования общественного мнения: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) /Антипова М.В. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1998. — 24 с.
  6. , С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков /С.Д. Артемов //Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969. — 175 с.
  7. , С.Д. Роль образования в адаптации подростков на промышленном предприятии /С.Д. Артемов //Проблемы общего образования трудящихся промышленных предприятий на Урале. — Свердловск, 1969. С. 46.
  8. , С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего из промышленного предприятия /С.Д. Артемов //Молодежь и труд. М., 1970.-С. 46.
  9. , Т.В. Педагогические условия профилактики социальной дезадаптации подростков из неблагополучных семей: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / Атаниязова Т. В. М., 2001. — 24 с.
  10. Ю.Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании /Б.А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  11. , Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский. М., 1989.-292 с.
  12. , Е.А. Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков средствами физической культуры: Дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Байер Е. А. Тула, 2000. — 23 с.
  13. , И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /Байтингер И. Е. Челябинск, 2000. — 23 с.
  14. . М.Г. Обучене и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальных учреждениях профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.08) /Беленький М.Г. М., 1999. — 23 с.
  15. , С.А. Социально-психологические основы предупреждения несовершеннолетних. Автореф. дис. докт. пед. наук (13.00.01) / Беличива С.А.-М., 1989.-42 с.
  16. , С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охраннозащитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. М.: Социальное здоровье России, 1993. — С.62−84.
  17. , Ж.К. Как мы боремся с беспризорностью /Ж.К. Белкина // Итоги. -2001.- № 6.
  18. , В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие /В.И. Белов, Ф. Ф. Михайлович. М.: Недра Коммюникейшенс Лтд, 1999. — 664 с.
  19. , Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.В. Березин. Л., 1988. — 108 с.
  20. , Г. Л. Основы валеологии: Учебник /Г.Л. Билич, Л. В. Назарова. -Спб.: Водолей, 1998. 560 с.
  21. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Бо-жович. -М., 1968. 464 с.
  22. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская //Педагогика 1995- № 4 — С. 29−36.
  23. , О.А. Направленное использование средств физической культуры для целостного формирования личности педагогически запущенных подростков 10−11 лет: Дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Борисова О.А. -М., 1999.-23 с.
  24. , В.Г. Педагогика социальной работы /В.Г. Бочарова. М., 1994. -208 с.
  25. , И.И. Валеология наука о здоровье /И.И. Брехман. М.: 1990. -482 с.
  26. , Т.Т. От Яснополянского детского дома — к Яснополянскому центру «Детство» / Т. Т. Бурлакова // Тул. шк 1998 — № 2 — С. 37−40.
  27. , Т.Т. Мир памяти: Толстовские места Тульского края /Т.Т. Бурлакова.-Тула, 1999. 175 с.
  28. , Т.Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей JI.H. Толстого в практике Яснополянского детского дома /Т.Т. Бурлакова. Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001- 265 с.
  29. , Т.Т. Организация внеучебной деятельности детского дома по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей: Дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /Бурлакова Т. Т. Тула, 2002. — 184 с.
  30. , Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /Велиханова. Н.Ф. -Коломна, 2000.- 19 с.
  31. , В.Г. Физическая культура индийских йогов /В.Г. Верещагин. Мн.: Полымя, 1982. — 144 с.
  32. , В.В. Образование как фактор реаблитации детей и подростков в условиях приюта: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /Вершинина В.В. СПб., 1999. — 22 с.
  33. , А.А. Содержание воспитательной работы с педагогически запущенными детьми в условиях спортивного коллектива: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Виниченко А.А. М., 1993. — 19 с.
  34. , М.Д. О педагогическом наследии А.С. Макаренко /М.Д. Виноградова, Л. Ю. Гордин, А. А. Фролова. М., 1986. — С. 187.-210.
  35. , П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни /П.А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. М.: Советский спорт, 1996.-592 с.
  36. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия /Сост. B.C. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -624 с.
  37. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия /Под ред. Н. П. Ивановой. М.: АПО, 1996. — 104 с.
  38. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб,-метод. пособие /Под ред. М. И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 240 с.
  39. , Б.З. Семь парадоксов воспитания /Б.З. Вульфов. М., 1994. — 80 с.
  40. , Б.З. Основы педагогики / Б. З. Вульфов, В. Иванов. М., 1999. -356 с.
  41. , Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собрание сочинений /Л.С. Выготский. М., 1984. — т.4. — С. 5−220, с. 244−269.
  42. , Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) /Гайдук Т.А. КГАФК. Краснодар, 2001. — 23 с.
  43. , С.В. Дети с девиантным поведением /С.В. Галицын //Молодежь Востока России: Мозаика рубежа века Хабаровск, ДВАГС. 1999. — С. 5658.
  44. , С.В. Пути совершенствования физического воспитания подростков в детских домах: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Галицын С. В. Хабаровск, 1999. — 24 с.
  45. , С.В. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми детских домов в летнем оздоровительном лагере /С.В. Галицын, В. Ф. Лигута. -Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2003. 70 с.
  46. , Я. Девиантология: теория и реальность /Я. Гилинский // Ученые записки Российской таможенной академии (СПб филиал). 1998. -№ 5.- С. 181−186.
  47. , В.Е. Общие основы педагогики /В.Е. Гмурман. М.: Просвещение, 1967.-362 с.
  48. , А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика /А.В. Гоголева. М.: НПО МОДЭК, 2003. — 240 с.
  49. , Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений /Н.Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  50. , С.И. Психолого-педагогические основы социальной педагогики /С.И. Григорьев, Л. Д. Демина. Барнаул, 1996. — 173 с.
  51. , А.Т. Рыцарь суровой доброты //В.Н. Сорока-Росинский. Пед. соч. -М., 1991.-С. 15.
  52. , В.В. О новых формах организации обучения /В.В, Гузеев. М., 1998.-49 с.
  53. , В.Н. К вопросу о разработке модели социальных взаимодействий с семьей /В.Н. Гуров //Социальная работа в крае: опыт, проблемы, перспективы. Ставрополь, 1995. — С. 75.
  54. , Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей /Н.А. Гусева. СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  55. Дети и подростки Хабаровского края: 1992−2000 гг.: статистический сборник Хабаровского краевого комитета государственной статистики. -Хабаровск, 2001. 56 с.
  56. Дети и подростки Хабаровского края: 2000−2003 гг.: статистический сборник Хабаровского краевого комитета государственной статистики. -Хабаровск, 2004. 86 с.
  57. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/Под ред. Е. А. Стребелевой.-М., 1998.-350 с.
  58. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков /Под ред. С. А. Беличевой. М., 1999. — 182 с.
  59. , Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков-воспитанников детских домов: Автореф. дис.. канд. псих, наук (19.00.11) /Дьяконова Т.И. СПб, 2000. — 24 с.
  60. , Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие /Ю.И. Евсеев. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.-384 с.
  61. , И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики /И.В. Ежов Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 1997.- 128 с.
  62. , И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома /И.В. Ежов — Ясная Поляна, 1997 12 с.
  63. , И.Н. Социальная педагогика в школе /И.Н. Закатова. М., 1996. -70 с.
  64. , Ю.И. Воспитание подростка в спортивном коллективе /Ю.И. Зотов. М.: Физкультура и спорт, 1984. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  65. , Н.В. Педагогический смысл помощи и поддержки /Н.В. Иванова, Т. В. Фролова // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всерос. конф. / Под ред. О. С. Газмана М., 1996 — С. 32−36.
  66. , В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Автореф. дис.. канд.пед.наук (13.00.04) /Ильин В.А. М., 1992. — 20 с.
  67. , Р. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе /Р. Инглхарт. 1990.
  68. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учебное пособие /Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. — 544 с.
  69. , В.А. Проблема профилактики правонарушений средствами физической культуры // Спорт для всех и профилактика правонарушений: Тез. науч.- практ. конф. М., 1991. — С. 11.
  70. , В.А. Коррекция физического и психоэмоционального состояния педагогически запущенных подростков средствами физической культуры и спорта // Сб. науч. тр. ВНИИФК. М., 1996. — 194 с.
  71. , А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла /А.Н. Капустина. СПб.: Речь, 2001. — 112 с.
  72. , В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский.- М.: Творч. педагогика, 1993- 80 с.
  73. , Т.В. Содержание и методика занятий физическими упражнениями с девушками 15−16 лет, имеющими различную степень педагогической запущенности: Дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Карбышева Т.В. -М, 1995.-25 с.
  74. , Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям /Н.А. Катаева. Киров, 1997. — 165 с.
  75. , Ю.Е. Формирование навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста на уроках физической культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) /Клевцова Ю.Е. РГАФК. М., 1999. — 24 с.
  76. , Ю.А. Психология девиантного поведения /Ю.А. Клейберг М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 320 с.
  77. , Е.И. Формирование мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью у девочек 11−12 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) /Кокова Елена Ивановна- РГАФК. М., 1997. — 23 с.
  78. Кон, И. С. Социология личности /И.С. Кон М.: Наука, 1967- 269 с.
  79. , М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Дис.. канд. пед. наук (13.00.01) / М. Ю. Кондратьев. М., 1983. — 24 с.
  80. , Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире /Ц.П. Короленко. Т. А. Донских. Новосибирск, 1990. -182 с.
  81. , Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Я. Корчак М.: Политиздат, 1990.-493 с.
  82. , А.И. Перевоспитание подростка /А.И. Кочетков, Н.Н. Верцин-ская. М.: Педагогика, 1972. — 120 с.
  83. , Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01)/Кочкина Л.С. М., 1998 — 18 с.
  84. , Т.Н. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков 13−14 лет средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Краснобаева Т.Н. М., 1996. — 24 с.
  85. , В.Е. Содержание и организация внеклассной работы с трудными подростками путем направленного использования средств физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Крылов В.Е. М., 1993.-24 с.
  86. , Б.А. Системный подход к управлению социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов: Научно-методическое пособие /Б.А. Куган. Шадринск: ПО Исеть, 1997. — 76 с.
  87. , Л.Ф. Лицейское образование в школе адаптивного типа /Л.Ф. Лапшина, И. В. Шалыгина. Владимир, 2001. — 96 с.
  88. , В.Ф. Программа физкультурно-оздоровительных мероприятий в детских домах /В.Ф. Лигута, С. В. Галицын. — Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2003.-23 с.
  89. , М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И. Лисина. М., 1986. -186 с.
  90. , В.Т. О чем спорят страшеклассники /В.Т. Лисовский. М., 1990.- 189 с.
  91. , А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков /А.Н. Личко. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  92. , А.С. Некоторые проблемы теории и практики воспитания /А.С. Макаренко //Пед. соч. в 8 т. М., 1983. — Т. 1. — С. 82.
  93. , А.С. Очерк о работе Полтавской колонии им. М. Горького /А.С. Макаренко //Пед. соч. в 8 т. М., 1983. — Т. 1. — С. 47.
  94. , А.С. О работе детской трудовой колонии /А.С. Макаренко //Пед. соч. в 8 т. -М., 1983.-Т. 1.-С. 170.
  95. , В.А. Медицинское обслуживание детей, проживающих в интернатных учреждениях /В.А. Малова //Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов. М., 1995. — С. 121 — 125.
  96. , С.П. Актуальные проблемы современной педагогики /С.П. Манукян. СПб., 2003. — 24 с.
  97. , Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации. Подходы к изучению /Н.Н. Мельникова. М., 2002. — 56 с.
  98. , В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие /В.Д. Менделевич. М.: МЕДпресс, 2001. — 432 с.
  99. , И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /Милославова И.А. Л., 1974. — 18 с.
  100. , А.И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Михеев А.И. — М., 1969.-21 с.
  101. , Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям о ипекунам /Е.И. Морозова. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 56 с.
  102. , А.В. Социализация и «смутное время» /А.В. Мудрик. М., 1991.-80 с.
  103. , А.В. Введение в социальную педагогику /И.А. Мудрик М.: ИПП, 1997.-365 с.
  104. , B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск: Тез. науч.- практ. конф. -М., 1995. С. 29−29.
  105. , Г. И. Физкультурное образование: региональные проблемы: Монография /Т.И. Мызан. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996. — 76 с.
  106. Наш проблемный подросток: Учеб. пособ. /Под ред. А. А. Регуш. СПб.: Союз, 1999.- 144 с.
  107. , А.А. Социально-педагогическая адаптация личности /А.А. Началджян. Ереван, 1988. — 142 с.
  108. , И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников: Автореф. дис.. док. пед. наук (13.00.01) /Невский И.А. М., 1982.-53 с.
  109. , В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования: Уч. пособие /В .А. Нестеров. — Хабаровск: Изд-во Хаб. ГИФК, 1997.-74 с.
  110. , А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков как фактор их перевоспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /Никитин А.Ф. М., 1974. — 23 с.
  111. , Л.Е. Социально-педагогическая служба в школе: Методические рекомендации из опыта работы экспериментальной школы /Л.Е. Никитина.-М., 1997.-99 с.
  112. , Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Новиков.-М., 1959.
  113. , Л.И. Воспитание как педагогическая категория /Л.И. Новикова // Педагогика.- 2000.- № 6.- С. 28−35.
  114. , А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками /А.С. Новоселова. Пермь: 11 111И, 1988. — 78 с.
  115. , С.Г. Внешкольная воспитательная работа с педагогически запущенными детьми средствами физической культуры и спорта: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /С.Г. Нуржанов. М., 1985. — 24 с.
  116. Образование в России: Статистический сборник Госкомстата РФ. М., 2003.-420 с.
  117. , Е.А. Социально-педагогическая реабилитация подростков де-виантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /Обухова Е. А. Челябинск, 2000. -24 с.
  118. , Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте /Р.В. Овчарова. М., 1996. — 306 с.
  119. , Л .Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Академия, 2004. — 256 с.
  120. , Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) /Ольхова Т.Г. РГАФК. М., 2000. — 23 с.
  121. , В.В. Социологические аспекты профилактики негативных форм девиантного поведения подростков: Автореф. дис.. кан. пед. наук (22.00.04) /Павлова В. В. Ставрополь, 1999. — 24 с.
  122. , А.Т. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта /А.Т. Паршиков, П. А. Виноградов, В. П. Моченов, С. И. Изаак //Адаптивная физическая культуры. 2002. — № 3. — С. 2−7.
  123. , А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии /А.В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15 -30.
  124. , А.Г. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в условиях образовательного учреждения нового типа: Дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /Петрынин А.Г. -Хабаровск, 2000. 22 с.
  125. , A.M. Гуманистические принципы превентивной педагогики /A.M. Печенюк //Гуманистическая педагогика: Социально-психологическая адаптация детей в условиях образовательного учреждения. Хабаровск, 1999.-С. 17−19.
  126. , A.M. Теоретические основы гуманистически-ориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: Автореф. дис.. док. пед. наук (13.00.01) /Печенюк A.M. Хабаровск, 2000. — 44 с.
  127. , H.JI. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической запущенности: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01) /H.JI. Пономарев. — Пермь, 1999. 24 с^
  128. , С.П. Валеология в школе и дома /С.П. Попов. Спб.: Союз, 1997. -256 с.
  129. , А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений /А.А. Потапчук, М. Д. Дидур. СПб.: Речь, 2001.- 166 с.
  130. Практическая реабилитационная педагогика /Под ред. А. В. Гордеевой, В. В. Морозова. -М.: АПО, 1996. 64 с.
  131. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -256 с.
  132. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Г. Жедунова. Ярославль, 1997. — 101 с.
  133. , A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей /A.M. Прихожан // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. -С. 143- 149.
  134. , A.M. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) /A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  135. , A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе /A.M. Прихожан.- М.: ТЦ «Сфера», 2000 192 с.
  136. , A.M. Психология сиротства. 2-е изд. /A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  137. Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы /Под ред. А. Х. Пашиной. М.: Эслан, 2000. — 112 с.
  138. Психологические тесты /Под ред. А. А. Карелина. М.: Владос, 2000. -312 с.
  139. Психология современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987. -279 с.
  140. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской М.: Педагогика, 1990- 264 с.
  141. , А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14−15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Райзих А.А. М., 1997. -30 с.
  142. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. А. Б. Фоминой. — М.: Педагогическое сообщество России, 2003. 128 с.
  143. , В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Родионов В.А. М., 1996. — 23 с.
  144. , Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие /Н.А. Рычкова. М.: Изд-во ГНОМиД, 2001. — 96 с.
  145. , В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры: Автореф. дис. д-ра. пед. наук (13.00.04) /Салов Владимир Юрьевич- СПбАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 2001. — 55 с.
  146. , Г. А. Внешкольная и внеклассная физкультурно-спортивная работа как средство преодоления социальной неблагополучности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Селиванов Г. А. Малаховка, 1989.-24 с.
  147. , В.Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) /Сергеев В.Н. ВГАФК. Волгоград, 2000. — 24 с.
  148. , В.И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющих уровень тревожности, агрессивности (на примере школ-интернатов): Автореф. дис.. канд.пед.наук (13.00.04) /Сиваков В.И. -М., 1993.-25 с.
  149. , В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис.. док.пед.наук (13.00.04) /Сиваков В.И. М., 1998. — 36 с.
  150. , М.П. Формирование психофизической устойчивости дезадаптированных подростков 15−16 лет в процессе спортивной деятельности:
  151. Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Синякин М.П. М., 2000. — 24 с.
  152. , В., Педагогика: инновационная деятельность /В. Сластенин, Л. Подымова. М., 1997. — 221 с.
  153. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений /Авт. сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. -368 с.
  154. , Ф.А. Дом родной: Записки директора детского дома /Ф.А. Соколова-М.: Мол. гвардия, 1978.-303 с.
  155. Сорока-Росинский, В. Н. Детский дом: Пед. соч. /В.Н. Сорока-Росинский. -М., 1991.-С. 136−139.
  156. , Е.Н. Технология коррекции девиантного поведения подростков 11−14 лет в процессе туристко-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.08) /Сорокина Е.Н. М., 2005. — 24 с.
  157. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Академия, 2003. — 600 с.
  158. , В.Г. Психология трудных школьников /В.Г. Степанов. М., 1996.-320 с.
  159. , В.Г. Психология трудных детей: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.Г. Степанов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  160. , В.И. Спорт, духовность, искусство (спортивно-гуманистическое движение СССР и программа «СпАрт» для школьников) /В.И. Столяров //Физическая культура в школе. 1991. — № 4. — С. 43−45.
  161. , В.И. Проект «СпАрт» /В.И. Столяров //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4. — С. 10−14.
  162. , В.И. «Спартианская» программа реализации кубертеновского идеала олимпийского атлета /В.И. Столяров //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 10. — С. 16−27.
  163. , В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности /В.Н. Судаков. Свердловск, 1991. — 98 с.
  164. , Г. С. Коррекция поведения трудновоспитуемых подростков с рассогласованием отношений: Автореф. дис.. канд. пед. наук (19.00.07) /Тагирова Г. С. М., 1999. — 22 с.
  165. , А.Е. Педагогическая профилактика групповых правонарушений несовершеннолетних: Дис.. канд. пед. наук (13.00.01) / Тарас А. Е. М., 1979.-20 с.
  166. , Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис, Тенденции развития /Л.Г. Татарникова. СПб., Петрон, 1995.-416 с.
  167. , В.А. Общая педагогика (конспект лекций) /В.А. Титов. М.: Приор-издат, 2003. — 272 с.
  168. , В.А. Повышение психосоциальной адаптивности подростков специальными физическими упражнениями: Дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / Троек В. А. Краснодар, 1998. — 25 с.
  169. , Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте /Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988.- № 6. С. 77−80.
  170. , Д.И. Психология становления личности /Д.И. Фельдштейн.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
  171. , Л.Б. Технология установления контакта с дезаадаптированны-ми подростками в процессе их реабилитации /Л.Б. Филонов. М., 1994. -С. 124.
  172. , Г. Н. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденции развития /Т.Н. Филонов //Педагогика, 1997. № 6. — С. 18−22.
  173. Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Г. Ц. Царегородце-ва. М., 1975.-224 с.
  174. , И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов /И.А. Фурманов, А. А. Аладьин. Н. В. Фурманова. Мн.: ТЕСЕЙ, 1999. — 224 с.
  175. , Р.И. Психология трудного подростка: Учеб. пособие /Р.И. Цветкова Хабаровск, Изд-во ХПИ, 1990. — 80 с.
  176. , Н.Н. Исследование физической подготовленности школьников г. Хабаровска /Н.Н. Чекулаев, Г. И. Мызан // Физическое развитие и физическая подготовленность школьников Дальнего Востока. — Хабаровск, 1990-С. 20−23.
  177. , Т.В. Состояние здоровья детей 3−7 лет, воспитывающихся в дошкольных детских домах и пути его коррекции средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канл.пед.наук (13.00.04) /Чернова Т.В. М., 1990.-23 с.
  178. , М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. А. В. Мудрика. М.: Академия, 2004. — 272 с.
  179. , А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. С. А. Козловой. М.: Академия, 2005. — 192 с.
  180. , С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых»: Избр. пед. соч. /С.Т. Шацкий.-М., 1980.-Т. 1.-С.121−126.
  181. , Н.И. Развитие самосознания у подростков с девиантным поведением: Автореф. дис.. канд. пед. наук (19.00.07) /Швецова Н. И. Ставрополь, 2000.-22 с.
  182. , П.Т. Формирование гуманистической воспитательной системы «семейного типа» в условиях школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) /Ширяев П.Т. М., 1999.- 20 с.
  183. Becker, Н. Social Problems. A Modem Approach /Н. Becker. N.Y., 1987. -P. 70.
  184. Berhowitz, L. Social norms, feelings and other factors affecting helping behavior and altuizm. In: Andvances in Experimental Social Psychology /L. Ber-howitz. New York, 1972. P. 63 — 108.
  185. Dreitrel, H. P. Ghildood and Socialisation /Н.Р. Dreitrel. London, 1973. P. 50−67.
  186. Insvors M. Deprcvation of Maternal Carre: A Reasessment of its Effects. -Geneva, 1962.-P. 151−155.
  187. Kohen, A. Delinquents Boys. The Culture of the gang /А. Kohen. London, 1998.-P. 127.
  188. Mednich, S.A. The associative basis of the creative process /S.A. Mednich. -New York, 1982.-232 p.
Заполнить форму текущей работой