Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация эмоционального состояния учащихся младших классов как условие повышения эффективности урока физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества привело к тому, что физическая культура как социальное явление, развиваясь в парадигме, по мнению А. П. Матвеева (1998) «не физическая культура для человека, а человек для физической культуры» (100, с. 10)1, становится, по сути, и по определению, бессубъектной. Наблюдаемое в связи с этим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОПТИМИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Эмоциональное состояние учащихся младших классов в структуре учебной деятельности
    • 1. 2. Педагогические условия влияния эмоционального состояния на двигательную активность учащихся
    • 1. 3. Педагогические приемы регуляции эмоциональным состоянием учащихся.,
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Технологическая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Оптимизация эмоционального состояния учащихся младших классов как условие повышения эффективности урока физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества привело к тому, что физическая культура как социальное явление, развиваясь в парадигме, по мнению А. П. Матвеева (1998) «не физическая культура для человека, а человек для физической культуры» (100, с. 10)1, становится, по сути, и по определению, бессубъектной. Наблюдаемое в связи с этим практическое отчуждение физической культуры от самого человека, от его индивидуальных мотивов и потребностей и, следовательно, от активного отношения к своей физической природе, от возможностей полноценно овладевать и в последующем использовать предметно-ценностное ее содержание, предопределило в обществе пассивное отношение к физической культуре как явлению культуры. Исследования ученых показывают, что в настоящее время отсутствует устойчивая мотивация к сохранению здорового образа жизни, извращены жизненные приоритеты (А.П.Матвеев, 1998; Ю. М. Чернецкий, А. П. Исаев, Ю. Н. Вавилов, С. А. Кабанов, 1998; А. И. Салтыкова, 1998; Е. А. Ярыш, 1998; Т. А. Губарева, 1999; З. В. Надьярная, 1999; Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, 1998 и другие).

Удовлетворяя естественную потребность ребенка в движении, физические упражнения предоставляют школьникам возможность проявить себя как личность, вызывая яркие эмоциональные переживания. Физическое воспитание — один из самых любимых предметов учащихся. Но несмотря на это, около 20% учащихся ходят на урок физической культуры без особого желания и не испытывают к ним положительных.

1 В скобках дана ссылка на источник, подробное описание которого указано в нашей библиографии, первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, вторая цифра указывает место в источнике. При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. эмоций. В результате для этой части учеников процесс физического воспитания становится безрадостным, утомительным, а, следовательно, Ш и малоэффективным. В настоящее время, согласно данным научной литературы, уроки физической культуры не решают полностью проблему дефицита двигательной активности школьников. В результате процент заболеваемости детей и подростков довольно высокий, в то время как уровень гармонического развития низкий. Нынешние уроки физической культуры не выполняют возложенной на них функции физической подготовки детей. Так, к окончанию школы большинство из них приобретают большое количество физических недостатков, болезни, теряют потребность двигаться (Е.А.Ярыш, 1998; Р. А. Фатыхов, 1994; Ю. Н. Вавилов, 1994, 1998; Н. А. Фомин, 1995; Т. А. Губарева, 1999; А. И. Салтыкова, 1998; И. А. Аршавский, 1982; Т. В. Попова, Н. Б. Пястолова, А. А. Удалов, 1998 и другие). Неудовлетворительный уровень физической подготовленности юных россиян во многом объясняется отсутствием серьезных стимулов для освоения подрастающим поколением физкультурных ценностей. Регламентированное школьными программами физическое воспитание не решает проблемы формирования у детей мотивов и потребностей в регулярной физической активности как важнейшем элементе здорового стиля жизни (В.К.Бальсевич, Л. М. Куликов, Л. И. Лубышева, 1998; З. В. Надьярная, 1999; Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, 1998; М. Н. Комлева, 1999; В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман, I* 1996; Е. В. Быков, А. П. Исаев, В. И. Харитонов, 1998 и другие). Одной из основных причин этого является монотонность занятий, отбивающая у подрастающего поколения естественный интерес к занятиям физической культурой и спортом (Ю.Г.Коджаспиров, 1987; Ю. Н. Вавилов, 1994, Ц. Я. Кравцова, 1995; Е. А. Ярыш, 1998; А. Н. Гриднев, 1979; Н. И. Гуткина, 1984; Р. П. Гунасян, Б. А. Мирзоян, 1974; В. Д. Гончаров, 1978 и другие). Около 30% детей 7−11 лет не любят подвижные игры, пассивно участвуют в уроках физической культуры, у них остаются неразвитыми функциональные возможности организма, в результате дети часто боЛ леют, отстают в физическом развитии, хуже учатся. В то время как, практически всеми педагогами — практиками отмечается, что эмоциональная сфера ребенка представляет собой достаточно мощный резерв повышения эффективности обучения и воспитания. Использование этого резерва, установление закономерностей его накопления и реализация — важная задача педагогической науки (Н.Т.Лебедева, 1979; А. Н. Лутошкин, 1988; А. И. Салтыкова, 1998; Г. И. Щукина, 1972; Л. П. Матвеев, 1991; Т. В. Попова, Н. Б. Пястолова, А. А. Удалов, 1998 и другие).

Эффективность воздействия физических упражнений во многом зависит от содержания учебных занятий, их организации, взаимоотношений учащихся, личностных качеств учителя, эмоционального состояния школьников на уроке физической культуры. Для того чтобы предотвратить дальнейшее падение привлекательности и эффективности занятий, необходимы конкретные качественные методики по созданию и поддержанию в процессе урока физической культуры положительных эмоций на необходимом уровне. Соотнесение потребностей, желаний и интересов детей в учебном процессе и стремлений педагогов как носителей требований и интересов общества, диктуемые объективными условиями быта, является одной из проблем педагогики. Разрешение данного противоречия заложено в самой природе интереса. Качество и эффективность урока физической культуры во многом зависят от эмоционального климата во время занятий, от педагогической техники учителя. Эмоциональное состояние школьников оказывает непосредственное влияние на эффективность урока физической культуры. В зависимости от того, каким будет психическое состояние школьников, эффективность урока физической культуры будет разной. Необходимый педагогический эффект достигается при сравнительно меньшем волевом напряжении в процессе занятия, на котором достигнуто в соответствии с задачами урока положительное эмоциональное состояние. Однако согласно данным многих авторов (Ю.Г.Коджаспиров, 1987; В. В. Войтенко, 1991; Ф. П. Ведяев, 1983; Ю. Н. Вавилов, 1994; Л. Я. Кравцова, 1995; В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 1995; Э. В. Плаксунова, 1998 и другие) проблема создания и планомерного поддержания положительных эмоций на уроках физической культуры разработана недостаточно и требует дальнейших исследований. Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью повысить эффективность урока физической культуры у младших школьников с одной стороны, и пассивным, а часто и негативным отношением детей к этим урокам, с другой стороны.

Необходимо выявить количественные и качественные параметры эмоционального состояния детей, при которых повышается их активность на уроках физической культуры и, как следствие, эффективность последних.

На основании отмеченной проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Оптимизация эмоционального состояния учащихся младших классов как условие повышения эффективности урока физической культуры» .

Цель исследования: Разработать и экспериментально обосновать средства и методы оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов на уроках физической культуры для повышения их эффективности.

Объектом исследования является физическое воспитание учащихся младших классов.

Предмет исследования, оптимизация эмоционального состояния учащихся с целью повышения эффективности урока физической культуры.

Анализ состояния проблемы в теории и практике физического воспитания учащихся позволили выдвинуть следующую гипотезу. Эффективность урока физической культуры учащихся младших классов можно повысить, если будут выполнены следующие условия:

• эмоциональное состояние учащихся младших классов будет поддерживаться на оптимальном эмоциональном уровне учителем физической культуры на протяжении всего урока;

• эмоциональное единство учителя с учащимися будет достигну-ф то в момент прихода детей в спортивный зал;

• во время проведения основной части урока физической культуры учителем будет осуществляться активное управление эмоциональным состоянием учащихся.

Исходя из поставленной цели исследования, были определены следующие задачи.

1. Выявить состояние проблемы оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры.

2. Разработать методику оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов.

3. Проверить экспериментальным путем эффективность методики оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов.

Изучая проблему оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов, мы-опирались на следующие концептуальные положения: выделение ведущей идеи исследованияопределение ведущих принципов научного исследованияопределение ведущих способов познания. л Методологической основой нашего исследования явились информационная теория эмоций П. В. Симонова, основные принципы теории познавательного интереса Г. И. Щукиной, принцип единства деятельности и сознания С. Л. Рубинштейна, идея В. А. Сухомлинского о потенциальных силах, заложенных в эмоциональных состояниях и о роли эмоциогенных ситуаций, современные представления о содержании, средствах и методах физического образования (Б.А.Ашмарин, Л. П. Матвеев, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткин и другие). Мы исходим из того, что в эмоциональных состояниях свернуто отражается мир челоФ веческих потребностей, отношение к окружающим людям, к существующим нравственным ценностям. Компенсируя недостаток сведений, эмоции обеспечивают продолжение действий, тем самым, повышая надежность живой системы. Они отражают отношения между мотивами и успехом или возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций, и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мот тивации).

Эмоциональная сфера ребенка представляет собой достаточно мощный резерв повышения эффективности обучения и воспитания, в эмоциональных состояниях заложены потенциальные силы человека. Для достижения воспитательных целей необходимо пробудить у воспитанника то или иное необходимое эмоциональное состояние при помощи эмоциогенных, специально создаваемых ситуаций. Использование этого резерва, установление закономерностей его накопления и реализации — важная задача педагогической науки. у Методологическая основа определила основное направление нашего исследования: оптимизируя эмоциональное состояние учащихся младших классов повысить эффективность урока физической культуры.

Методы исследования: для решения поставленных задач мы использовали следующие группы методов:

1. Педагогические: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы, учебной документации, метод экспертных оценок, тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент.

2. Психологические: диагностика эмоциональных состояний по эмоционально-цветовой аналогии разработанной А. Н. Лутошкиным, при помощи экспресс-оценки предложенной Ю. Я. Киселевым.

3. Социологические: анкетирование учителей.

4. Логический и математический анализ: расчет статистики, вычисление статистической достоверности различий по Т-критерию Стьюдента.

Все исследование проводилось нами в течение пяти лет. Условно в работе можно выделить три этапа, на каждом из которых применялись свои методы в зависимости от конкретных задач исследования.

Первый этап охватывал 1994 — 1996 гг. Он был связан с анализом состояния проблемы в педагогической науке и практике, разработкой концепции исследования.

В результате изучения и анализа центральной и региональной литературы, а, также использования методов наблюдения, анализа, беседы с учителями, была сформулирована рабочая гипотеза. Суть данной гипотезы заключается в определении количественных и качественных параметров эмоционального состояния учащихся, при которых повышается эффективность урока физической культуры и, как следствие, эффективность последних.

Второй этап исследования охватывал 1996 — 1997 гг. Он включал в себя углубленное изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента. В результате практической деятельности мы пришли к выводу, что без конкретной качественной методики по созданию и поддержанию в процессе урока физической культуры положительных эмоций на необходимом уровне предотвратить дальнейшее падение привлекательности и эффективности занятий чрезвычайно сложно. Поэтому наша гипотеза связана с факторным подходом к эмоциональному состоянию как движущей силой формирования интереса у учащихся к урокам физической культуры, так как под влиянием эмоций у учащихся может, как многократно увеличиться энергия, так и наоборот подавляться их активность. Основное внимание мы сосредоточили на разработке методики оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры и организации педагогического эксперимента с целью проверки эффективности разработанной методики.

Третий этап исследования охватывает 1997 — 1999 гг. Данный этап был связан с проведением педагогического эксперимента, статистической обработкой полученных материалов, написанием и оформлением диссертации.

Научная новизна работы состоит в следующем.

1. Выявлено оптимальное эмоциональное состояние учащихся младших классов, необходимое для повышения эффективности урока физической культуры.

2. Разработана методика оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры.

Л Теоретическая значимости результатов исследования заключается в разработке теоретической основы оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры, повышающего его эффективность.

Практическая значимость исследования заключается в повышении эффективности урока физической культуры путем использования разработанной методики оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается:

• проведением исследования с опорой на теорию познания, аксиологию, как учение о ценностях, на теорию общения, как одного из видов человеческой деятельности, проявляющегося в учебном процессе в виде взаимодействия учителя и учащихся;

• выбором методов исследования, адекватных целям и уровню решения проблемы: теоретическому, методическому и практическому уровню познания;

• апробацией исследования в аудитории научных работников, внедрением методических рекомендаций в практику школ города Челябинска.

Апробация и внедрение результатов исследования.

На основании теоретических положений и результатов исследования, разработаны методические рекомендации по оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры, внедрение которых в работе образовательного учреждения позволяет сделать вывод об их применимости и эффективности в целях повышения эффективности урока физической культуры.

Основные результаты исследования опубликованы в научных статьях, на научно-практических конференциях УралГАФК, внедрены в практику школы № 122 г. Челябинска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность урока физической культуры младших школьников можно повысить путем улучшения эмоционального состояния детей.

2. Улучшение эмоционального состояния учащихся младших классов на уроке физической культуры позволяет повысить функциональные возможности детей.

3. Улучшение эмоционального состояния учащихся младших классов с помощью разработанной методики позволяет повысить эффективность урока физической культуры.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, вывода после каждой главы, заключения по диссертации, библиографии и приложений. Библиография включает в себя 271 источник, из них 14 на иностранных языках. Диссертационная работа иллюстрируется семью таблицами, одним рисунком.

Выводы по второй главе.

Обучение является двусторонним процессом, в котором в сложном диалектическом взаимодействии выступает учение, преподавание, содержание учебного материала и организационно-педагогические условия. Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Обучаемым и воспитуемым он становится не с момента поступления в школу, а именно на уроках, где он непосредственно вовлекается в педагогический процесс. То, с чем при* ходит ребенок в школу, является достаточно прочным фундаментом для прогрессирующего развития и формирования положительного познавательного отношения к учению, возникновения и упрочнения мотивов учебной и познавательной деятельности. Все будет зависеть от характера обучения как ведущей формирующей и воспитывающей среды.

Анализ проведенного исследования показал необходимость оптимизации учебно-педагогического процесса на уроках физической культуры.

Результаты статистического анализа полученных в ходе исследования данных, свидетельствуют о том, что выявлены достоверные различия между экспериментальным и контрольным классами при Т-критерии Стьюдента на 5% уровне значимости. Полученные показатели дают основание утверждать о действенности педагогических приемов оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры.

Данные исследования свидетельствуют о существовании зависимости эффективности урока физической культуры от эмоционального состояния школьников в процессе урока.

Использование методики оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры способствует созданию благоприятной атмосферы, на фоне которой процесс обучения протекаетболее эффективноуменьшаются педагогически неоправданные затраты времени, учащиеся активнее включаются в процесс обучения, у них возникает естественный интерес к занятиям физической культурой и спортом.

В результате достижения эмоционального единства учителя с учащимися, в начальный период взаимодействия, дети заинтересованы, вовлечены в процесс обучения. И хотя дальше урок построен традиционно, благодаря данному приему, учащиеся более осознанно, увлечено подходят к процессу обучения, так как у них создается впечатление, что они сами как будто участвуют в построении урока. Таким образом, если брать психологическую сторону (моральную), то учащиеся в этом плане готовы к выполнению основной части урока физической культуры не после подготовительной, а уже в самом начале, то есть подготовительная часть урока проводится более плодотворно, с большим эффектом.

Дальнейшее поддержание с помощью педагогических приемов соответствующего эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе основной часто урока физической культуры способствует более успешному решению поставленных задач. В результате оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры эффективность урока каждого в отдельности, а в результате и всего процесса обучения в целом, повышается. Благодаря успешному решению задач физического воспитания, отмечается более высокий уровень работоспособности учащихся, а также их физической подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассматривая теоретико-практический анализ роли и функций эмоций в обучении, их диалектическую связь с мышлением и рассмотрение на этой основе разнообразных приемов и средств реализации единства эмоционального и рационального при обучении младших школьников, хотелось бы еще раз отметить, что, выполняя функции оценки, побуждения, эмоционального синтезирования, «эмоции образуют мотивационную систему человека» (Изард К., 1980), влияют на восприятие, память, мышление, воображение человека. Организация в процессе обучения положительной эмоциональной обстановки, в которой создается общее приподнятое настроение, желание делать общее дело, взаимодействовать, общаться в процессе этого дела, способствуют успешному решению учебных задач.

Физическое воспитание — один из самых любимых предметов учащихся. Но несмотря на это, как было указано ранее, около 20% учащихся ходят на урок физической культуры без особого желания и не испытывают к ним положительных эмоций. В результате для этой части учеников процесс физического воспитания становится безрадостным, утомительным, а, следовательно, и малоэффективным. В настоящее время, согласно данным литературы, уроки физической культуры не решают полностью проблему дефицита двигательной активности школьников. В результате процент заболеваемости детей и подростков довольно высокий, в то время как уровень гармонического развития низкий. Нынешние уроки физической культуры не выполняют возложенной на них функции физической подготовки детей. При этом одной из основных причин являются монотонность занятий. Массовое неумение вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения физкультурных и спортивных занятий становится подлинным бич’о’м нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к занятиям физической культурой и спортом. В то время как, практически всеми педагогами — практиками отмечается, что эмоциональная сфера ребенка представляет собой — достаточно мощный резерв повышения эффективности обучения и воспитания. В эмоциональных состояниях свернуто отражается мир человеческих потребностей, отношение к окружающим людям, к существующим нравственным ценностям.

Главная педагогическая задача урока — создать условия, при которых ученик займет позицию соавтора учителя, его сотрудника. Образование нельзя дать, его можно только взять. Творческий замысел урока учитель начинает реализовывать, прежде всего, выбирая приемы движения к познанию материала вместе с детьми. Это главное в эффективности урока.

При планировании проведения урока физической культуры, необходимо учитывать, что источник эмоциональных переживаний может лежать и за пределами процесса обучения. Поэтому необходимо не только целенаправленно поддерживать оптимальное эмоциональное состояние учащихся младших классов в процессе урокаважно достигнуть эмоционального единства с учащимися в начальный период взаимодействия, что позволит уменьшить педагогически неоправданные затраты времени.

Во время планирования урока, необходимо представить психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение, основанное на знании класса, поможет выбрать наиболее правильные средства обучения в конкретном классе, так как даже если взять параллельные классы одной конкретной школы, то в психологическом аспекте они все будут разные. И то, что с успехом пройдет в одном классе, может оказаться неприемлемым в другом. В связи с этим, те варианты начала урока, которые приводятся в диссертации, не являются обязательными для точного воспроизведения. Они приводятся в качестве примера, чтобы показать, как можно начать урок физической культуры, что конкретно имеется в виду в первом пункте разработанной методики оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов.

Учитывая, что урок физического воспитания оказывает преимущественное воздействие не только на двигательную, но и на эмоциональную сферу ребенкав процессе урока дети испытывают как физические, так и эмоциональные нагрузки, которые требуют весьма значительного напряжения их пока еще слабо развитых функциональных возможностей, не следует требовать от детей повышенного внимания в процессе всей продолжительности урока физической культуры, а также высокой интенсивности выражения эмоционального состояния. Это приводит к переутомлению учащихся, они хуже усваивают учебный материал, повышается риск травматизма, так как внимание становится рассеянным. В результате проделанной теоретико-практической работы, было выявлено, что в подготовительной части урока требуется повышенное внимание, в основной части (в зависимости от характера выполняемого вида деятельности) уровень внимания носит волнообразный характер, а в заключительной части урока нежелательно требовать повышенного внимания, соответственно, в ней не проводятся сильно эмоциональные подвижные игры.

Данные проведенного теоретико-практического исследования свидетельствуют о существовании зависимости эффективности урока физической культуры от эмоционального состояния учащихся младших классов. В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования определены количественные и качественные параметры эмоционального состояния детей, при которых повышается их активность на уроках физической культурыразработана методика оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока, использование которой повышает эффективность урока физической культуры.

Результаты педагогического эксперимента показали, что использование разработанной методики оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры способствует созданию благоприятной атмосферы в классе в процессе урока физической культуры, что оказывает в свою очередь положительное воздействие на физическое и функциональное состояние организма учащихся младших классов, способствует более быстрому росту физических качеств.

В результате проделанной опытно-экспериментальной работы и анализа полученных результатов были сформулированы следующие выводы.

1 .Разработана методика оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов на уроке физической культуры. Сущность методики заключается, во-первых, в диагностике эмоционального состояния в процессе урока физической культурыво-вторых, в достижении эмоционального единства учителя с учащимися в начале урокав третьих, в поддержании необходимого эмоционального состояния учащихся на протяжении всего урока.

2.Разработанная методика позволяет улучшить эмоциональное состояние учащихся. На статистически значимом уровне улучшается средний балл эмоционального состояния.

3.В результате использования разработанной методики улучшились показатели функционального состояния учащихся. Показатели Гарвадского степ-теста повысились на статистически значимом уровне.

4.Улучшение эмоционального состояния учащихся младших классов с помощью разработанной методики позволило повысить эффективность урока физической культуры. У школьников статистически достоверно улучшились показатели скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей и выносливости.

Таким образом, в результате оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов, учитель менее подвержен неблагоприятным воздействиям окружающей среды, создавая в процессе урока физической культуры соответствующий эмоциональный настрой учащихся, который способствует успешному решению учебных задач. В результате повышается эффективность урока физической культуры и, как следствие этого, повышается эффективность процесса обучения в целом.

Экспериментальная проверка предложенной методики оптимизации эмоционального состояния учащихся младших классов в процессе урока физической культуры показала ее эффективность. В педагогическом исследовании выявленд статистическая достоверность различий динамики изучаемых показателей.

В тоже время необходимо отметить, что проблема оптимизации эмоционального состояния учащихся в школьной практике требует дальнейшего изучения. Она является достаточно актуальной и в то же время недостаточно изученной.

Полученные замечания в адрес работы будут восприняты нами с благодарностью. Они будут учтены при дальнейшем изучении данной проблемы. Это позволит повысить качество ее исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.В. Физическая культура и советский образ жизни. -М.: Физкультура и спорт, 1982. — 238 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова и др.- под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. С.Н. Влияние соотношения различных методов упражнения на процесс формирования интереса школьников к урокам физической культуры: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 150 с.
  4. С.Н. Интерес как решение противоречия между желаемым и необходимым в содержании школьного учебного процесса /У Материалы П-й региональной конференции: Сб. / Под ред. В.С.Быкова- Челябинск, 1998. С. 60−61.
  5. С.Н. Исследование возрастной динамики интереса школьников к уроку физической культуры // Материалы П-й региональной конференции: Сб. / Под ред. В. С. Быкова. Челябинск, 1998. -С. 61−62.
  6. Амонашвили III.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  7. Н.А. Физиология человека: Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Просвещение: Владос, 1995. 416 с.
  8. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Медицина, 1968. С. 1−26.
  9. Н.Н. Особенности формирования умственного образа у шестилетнего ребенка в учебной деятельности // Гносеологическоеобоснование методов начального обучения: Сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1984. — С. 24−32.
  10. Ю.Аракелова Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.
  11. П.Арвисто М. А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности. М.: Мысль, 1971. — 169 с.
  12. Д.А., Жоров П. А., Назарова И. Г. Как увлечь физической культурой школьников // Физическая культура в школе. 1987. -№ 4. — С. 6−10- № 5. — С. 8−12.
  13. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
  15. А.И. Воспитание творчеством // Физическая культура в школе. 1994. — № 2. — С. 34−38.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1982, — 192 с.
  17. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1.- С. 23−25.
  18. БальсевичВ.К., КуликовЛ.М., Лубышева Л. И. «Президентские состязания в динамике» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 3. — С. 16−17.
  19. Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно ориентированного взаимодействия участников обучения: Дис.. канд. пед. наук / УралГАФК. Челябинск, 1998. — 175 с.
  20. С.Г. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1981. 143 с.
  21. К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 1 12 с.
  22. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  23. A.M. Теория и методика физического воспитания учащихся начальных классов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1982. — 104 с.
  24. .Н. Человек. Пути формирования новой личности. -М, 1990. 301 с.
  25. Биохимические критерии физической работоспособности: Метод. рек. для студентов фак. физ. культуры / Сост.: Г. Г. Осипова, Т. В. Соломатина. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. — 36 с.
  26. П.П. Развитие мышления школьника. М.: Педагогика, 1995, — 128 с.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологическое исследование. М., 1968. — 316 с.
  28. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МГУ, 1995. — 349 с.
  29. Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти т. J АМН СССР. / Гл. ред. Б. В. Петровский. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. -1981. — Т.15. МЕЛАНОМА — МУДРОВ. — 576 с.
  30. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.- 140 с.
  31. Е.В., Исаев А. П., Харитонов В. И. Проблема коррекции физического состояния учащихся в рамках программы «Президентские состязания» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 3. — С. 6−9.
  32. Ю.Н. Состязания президентов // Физическая культура в школе. 1994. № 2. — С. 63−65.
  33. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников.- М.: Просвещение, 1991. 64 с.
  34. Ф.П. Мозг, эмоции, здоровье. М.: Знание, 1983. — 64 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Медицина" — № 8).
  35. JI.A. О диагностике умственного развития детей, поступающих в школу // Дошкольное воспитание. 1977. № 6. — С. 83−84.
  36. Веселая физкультура: Учеб. для учащихся 1 кл. четырехлет. нач. шк. / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. -М.: Просвещение, 1996. 64 с.
  37. М.Я. Лабиринт методологии // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 7. — С. 40−44.
  38. В.К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. О. В. Овчинниковой. М.: МГУ, 1976. — 142 с.
  39. Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. — 71 с.
  40. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979, — 288 с.
  41. A.M. Характер отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и пути воспитания интереса к ним // Материалы научно-методической конференции Прибалтийских республик. Тарту, 1971. — С. 11−13.
  42. .Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. — 191 с.
  43. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  44. JT.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 74−78.
  45. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1979. — 74 с.
  46. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 7).
  47. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ -метод. пособие к курсу «Психология человека». М.: Рос. пед. агенст-во, 1998. — 272 с.
  48. Е.М. Игры на переменах для школьников 7−8 классов. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 48 с.
  49. Гносеологическое обоснование методов начального обучения: Сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1984. — 122 с.
  50. Головина J1.JI., Копылов Ю. А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 17−19.
  51. В.Д. Человек в мире спорта. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 96 с.
  52. Г. Д. Психопедагогика в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 207 с.
  53. Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф. дис.. докт. пед. наук / ГАФК СПб. СПб, 1994. — 58 с.
  54. Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  55. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя, — М.: Просвещение, 1990. 144 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  56. Гриднев, А Н. О выявлении интереса к спорту у молодежи // Вопросы совершенствования физического воспитания учащейся молодежи. М., 1979. — С. 54.
  57. Д.М., Прокопенко В. И. Учитель, улыбнись! (Юмор в школьном воспитании) // Советская педагогика. 1989. — № 11. — С. 82−85.
  58. С.Д. Пути совершенствования организации внеклассной работы по физическому воспитанию школьной молодежи НРБ: Дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 127 с.
  59. А.А. Уроки физической культуры в I III классах: В помощь учителю. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  60. А.А. Физическая подготовка школьника. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980. — 151 с.
  61. Н.М. Узоры на стадионе. М.: Физкультура и спорт. 1987. — 128 с.
  62. Р.П., Мирзоян Б. А. Отношение учащихся к физической культуре и спорту. Ереван: АГПИ, 1974. — 30 с.
  63. И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. 2-е изд., стер. — Минск: Вы-шэйшая школа, 1994. — 351 с.
  64. Ш. З. Физкультурные праздники и вечера в школе. М.: Просвещение, 1965. — 100 с.
  65. С.И. Физическое воспитание в школах США // Физическая культура в школе. 1995. — № 2. — С. 69−73.
  66. А.А. Уроки физической культуры в I-III классах: В помощь учителю. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  67. Н.Д. Педагог и воспитанники. М.: Педагогика, 1976.80 с.
  68. Детская спортивная медицина: Рук. для врачей / Под. ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Медицина. — 1991. — 560 с.
  69. З.Д. Формирование интереса к оздоровительной культуре и спорту у школьников // Развитие массовых форм физической культуры и спорта в свете решений XXVI съезда КПСС: Тез. докл. -Красноярск, 1982. С. 47−49.
  70. З.Д., Петров Б. А. Пути формирования физкультурно-спортивных интересов у сельских школьников // Педагогические и медико-биологические проблемы физического совершенствования школьников: Межвуз. сб. науч. тр. Ленинград, 1983. — 164 с.
  71. Н.Ф. Интерес и внимание: Учеб. зап. МГПИ. М.: МГПИ, 1941, — Т. VIII. Вып. III. — 136 с.
  72. Н.Ф. Проблема значимости в психологии // Материалы совещания по психологии. М., 1957. — С. 46.
  73. О.Г. Проблема ценностей и марксистская философия // Вопросы философии. 1966. — № 7. — С. 33 — 44.
  74. С.А. и др. Тренировочные программы для здоровья / С. А. Душанин, J1 .Я.Иващенко, Е. А. Пирогова. Киев: Здоров’я, 1985. -32 с.
  75. М.И. Формирование потребности в физическом совершенствовании у учащихся 6−8 классов: Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1972. 255 с.
  76. Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя // Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  77. В. Как оформить спортзал? // СКДА: спортивное обозрение. 1990. — № 1. — С. 19.
  78. К.Е. Эмоции человека / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С Егоровой. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.
  79. Е.К. Отношение детей школьного возраста к различным формам занятий физическими, упражнениями // Актуальные проблемы детско-юношеского спорта: Сб. науч. тр. Алма-Ата, 1981, — С. 3−8.
  80. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991. — 136 с. — (Б-ка учителя и воспитателя).
  81. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  82. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие, — М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  83. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  84. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: МГУ, 1968. — 240 с.
  85. Н.Г., Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы): Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
  86. В.Н., Спирин Е. Н. Феномен человека: комплекс со-циоприродных свойств // Вопросы философии. 1988. — № 7. — С.29−37.
  87. Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников М., 1980. — С. 1−18.
  88. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  89. В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с. — (Наука спорту). — (Спортивная медицина).
  90. В.М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  91. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / И. Я. Лернер, Л. Я. Зорина, Г. И. Батурина и др. / Ред. М. А. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  92. X. Я наслаждаюсь йогой // Физическая культура в школе.- 1996. № 3. — С. 39−42.
  93. О.Г. Развитие двигательных качеств средствами ритмической гимнастики младших школьников кольского Заполярья // Здоровье, спорт, наука, образ жизни: Сб. науч. ст. Йошкар-Ола, 1998. — С. 24−25.
  94. Ю.Я. Контроль за эмоциональным состоянием и психической активностью в процессе занятий физической кульутрой и спортом. Л.: Знание, 1987. — 16 с.
  95. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. М.: Просвещение, 1957. — 139 с.
  96. Ю.Г. Функциональная музыка на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. 1986. — № 11. — С. 56−59- № 12. — С. 17−19- 1987. — № 1. — С. 28−29- № 2. — С. 28−29- № 4. -С. 22- 25.
  97. ЮЗ.Койносов В. В. Формирование потребности в физической культуре у учащихся младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук.- Омск, 1992. 206 с.
  98. М.Н. К вопросу о повышении эффективности занятий физической культурой // Физическая культура и олимпийское движение на Урале: Сб. тез. докл. / Под ред. Л. А. Семенова, Л. А. Рапопорта, А. В. Чудиновских, И. В. Брызгалова. Екатеринбург, 1999. С. 29−32.
  99. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов общеобразовательной школы. М.: Фемида, 1992. — 111 с.
  100. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. — 84 с.
  101. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. -М.: Знание, 1966. 48 с.
  102. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 224 с.
  103. Ю.А. Классификация и анализ раздела «Основы знаний» программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы // Физическое воспитание и школьная гигиена: Тез. докл. IV Всесоюз. конф. М., 1991. — Ч. I. — С. 77.
  104. Ю.А. На уроках элементы психорегуляции // Физическая культура в школе. 1995. — № 3. — С. 32 — 34.
  105. И.М. Подвижные игры в школе: В помощь учителям физ. культуры. М.: Просвещение, 1979. — 190 с.
  106. Л.Я. Нравится девушкам аэробика // Физическая культура в школе. 1995. — № 1. — С. 56−59.
  107. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель: Практ. психология для педагогов. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. — 480 с.
  108. В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика / В. Н. Кряж, Э. В. Ветошкина, Н. А. Боровская Минск: Полымя, 1987. — 175 с.
  109. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1981. 96 с.
  110. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. 3-е изд. — М.:Изд-во УРАО, 1997.- 176 с.
  111. Г. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986, — 357 с.
  112. М.Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом: Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 270 с.
  113. М.Е. Физическая культура и спорт в образе жизни школьников // Развитие массовых форм физической культуры и спорта в свете решений XXVI съезда КПСС. Красноярск, 1982. — С. 57−59.
  114. Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биолог, специальностей вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. -352 с.
  115. Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников (Гигиенические основы физического воспитания).- Минск: Народная асвета, 1979. 80 с.
  116. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — Т. 29 Философские тетради. — 782 с.
  117. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — Т.42 Ноябрь 1920 — март 1921. — 606 с.
  118. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979,48 с.
  119. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / Деятельность, сознание, личность: Сб. М., 1975. — 358 с.
  120. И.Я. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1974.236 с.
  121. В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.
  122. А.С. Маленькие секреты обучения волейболу // Физическая культура в школе. 1994. — № 2. — С. 67.
  123. .Т. Эстетика воспитания. М.: Просвещение, 1972.159 с.
  124. Л.И. Концепция физкультурного образования: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 11−17.
  125. Лук А. Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972. — 80 с. (Сер. «Нар. ун-т». Пед. фак.).
  126. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива: Мо-ногр. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  127. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
  128. В. Для самостоятельных занятий // Физическая культура в школе. 1995. — № 2. — С. 58.
  129. А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  130. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
  131. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.5−10.
  132. .Т. Человеческая личность и ее проявления. М., 1964. — 130 с.
  133. А.К. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой: НИИ общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  134. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  135. А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 10−12.
  136. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  137. Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  138. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1983. — 72 с.
  139. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учеб. пособие. Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, 1971. — 120 с.
  140. Методика физического воспитания школьников / Д. А. Аросьев, Л. В. Бавина, Г. А. Баранчукова и др.- Под ред. Г. Б. Мейксона, Л. Е. Любомирского. М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  141. .Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
  142. Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  143. Н.Г. Структура деятельности, вызывающей интерес и формирующей эмоционально-познавательную направленность личности. / Проблема деятельности в советской психологии: Сб. М., 1977. -С. 125.
  144. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  145. Р.Е., Якубовская А. Р. Антистрессовая пластическая гимнастика // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 5. — С. 10−15.
  146. В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева- Вступ. ст. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — 356с.
  147. И.Н. Роль субъективного фактора в обучении и воспитании школьников // Начальная школа. 1986. — № 3. — С. 13−16.
  148. Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: Просвещение: Владос, — 1995. — 376 с.
  149. А.Б. Особенности сопереживания сверстниками у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1984. — № 4. — С.7−1 1.
  150. Г. В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьного возраста с учетом особенностей физического развития: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 21 с.
  151. Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  152. Обучение в первом классе: Кн. для учителя / Сост. и отв. ред. В. Г. Горецкий. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 464 с.
  153. Общая психология. Учеб. пособие / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  154. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. М.: Педагогика, 1973. — 104 с.
  155. Определение физической работоспособности спортсмена в степ-тесте: Метод, указания. Челябинск: ЧГИФК, 1990. — 17 с.
  156. Основы физиологии: Учеб. для ВУЗов / Под ред. Б. И. Ткаченко. -СПб: Междунар. фонд истории науки, 1994. -Т. 2. 413 с.
  157. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л.Венгера- НИИ общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. — 136 с. — (Педагогическая наука — реформе школы).
  158. И.П. Полное собрание сочинений. М., Изд-во АН СССР, 1951. — Т.111. Кн. 1. — 375 с.
  159. Педагогика и психология. Вып. X. Вопросы организации обучения в малокомплектной школе / Редколл. Л. Н. Дрозд (гл. ред.) и др. -Минск: Нар. Асвета», 1977. 95 с.
  160. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин, науч. ред. Е. А. Кротков. М.: Изд-во «Центр», 1996. — 336 с.
  161. Педагогический словарь: В 2-х томах / Глав. ред. И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Н. Д. Казьмин, Ф. Ф. Королев, А. И. Маркушевич, А. А. Смирнов. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. — Т.1 — 775 е.- Т.2 -765 с.
  162. В.И. Социум как объект познания и самосовершенствования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1998. № з. — С. 44−46.
  163. А.В. Введение в психологию. М: Изд. центр «Академия», 1995. — 496 с.
  164. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  165. Э.В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 59 -60.
  166. В.А. Исследование динамики отношений молодежи к физической культуре и спорту и пути ее спортивной активности: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 24 с.
  167. В.А. Исследование причин текучести и снижения активности в массовом спорте // Теория и практика физической культуры. 1978. — № 5. — С. 52−55.
  168. Т.В., Пястолова Н. Б., Удалов А. А. Особенности физического развития детей с нарушениями зрения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 3. — С. 47−49.
  169. Проблема физического воспитания учащихся в начальных классах. Ученые записки, № 408 / С. Г. Тамбиев (отв. ред.), Ш. З. Гусак, С. Г. Щукин, З А. Суровягина. М., 1971. — 105 с.
  170. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдыревой. М.: Педагогика, 1971. -350 с.
  171. Т.А., Полянская Н. В., Малыхина М. В. Не скудеет Россия талантами // Физическая культура в школе. 1996. — № 5. — С. 2−5.
  172. А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. 1990. -№ 6. — С. 68−74.
  173. Психологические вопросы физического воспитания в школе / Под ред. П. А. Рудика и др. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 168 с.
  174. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского- НИИ общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  175. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  176. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. В. М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 367 с.
  177. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер- Под ред. В. П. Некрасова. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с. — (Наука — спорту, психологии).
  178. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 308 с.
  179. Развитие школьников в процессе обучения / Под ред. Л. В. Занкова. М. Просвещение, 1967. — 175 с.
  180. Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. В.К.Вилюнаса- Под общей ред. О. В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
  181. А.С. О некоторых психологических условиях воспитания правильных взаимоотношений учащихся в коллективе // Вопросы психологии. 1970. — № 5. — С. 19−24.
  182. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  183. К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред.
  184. B.Н. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. — С. 235−237.
  185. А.В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995.- 64 с.
  186. Т.Н. Некоторые особенности детского организма // Проблемы физического воспитания учащихся в начальных классах: Ученые записки, № 408. / Отв. ред. С. Г. Тамбиев, редакторы Ш. З. Гусак,
  187. C.Г.Щукин, З. А. Суровягина. М., 1971. — С. 6−14.
  188. С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие / АН СССР. Ин-т философии. 2-е изд. — М.:Учпедгиз, 1946. — 704с.
  189. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959. — 354 с.
  190. А.И. Без здорового сегодня не будет здорового завтра! // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1998. № 3. — С. 10−11.
  191. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. -Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  192. В.П. Игра как средство физического воспитания, развития познавательной активности школьников в образовательномпространстве малого города // Здоровье, спорт, наука, образ жизни: Сб. науч. ст. Йошкар-Ола, 1998. — 92 с.
  193. В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: Моногр. / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: Факел, 1998. — 149 с.
  194. В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук / ВНИИФК. М., 1998. — 36 с.
  195. П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 96 с.
  196. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность.- М.: Наука, 1984. 161 с.
  197. Н.М. Эффективность организации внеклассной физкультурно-спортивной работы среди сельских школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 183 с.
  198. В.А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1972. — 20 с.
  199. В.А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1972. — 196 с.
  200. В.Г. Интерактивная физическая культура в условиях школьного образовательного процесса / Здоровье, спорт, наука, образ жизни: Сб. науч. ст. Йошкар-Ола, 1998. — 92 с.
  201. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. — 1 18 с.
  202. А.Г. Внеурочные занятия по физическому воспитанию в средних школах США // Теория и практика физической культуры.- 1990. № 3. — С. 60−62.
  203. М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  204. Я. Роль темперамента в психическом развитии / Пер. с пол. В. Н. Поруса. М.: Прогресс, 1982. — 232 с.
  205. Сухарева Е С. Единство эмоционального и рационального в обучении // Формирование познавательной активности младших школьников: Сб. науч. тр. Владимир, 1983. — С. 34−49.
  206. Н.С. Формирование адекватных установок в процессе обучения двигательным действиям: Автореф. дис.. канд. пед. наук / СПб ГАК. СПб, 1996. — 22 с.
  207. В.А. Рождение гражданина. М., 1971. — 335 с.
  208. В.М., Вавилов Ю. Н. Опыт организации спортивно-массовой оздоровительной программы «Президентские состязания» в Челябинске // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 3. — С. 18−23.
  209. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры: В 2-х т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. -Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 559 с.
  210. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.- Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
  211. Н.Т. Пути совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста // Всесоюзная конференция «Спорт -науке, наука спорту»: Тез. докл. — Новосибирск, 1984. — Ч. I. — С. 8−9.
  212. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 206 с.
  213. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т 4 / Под ред. Д.Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. — 752 с.
  214. Jl.Г. Активизация самостоятельной работы учащихся начальных классов: Учеб. пособие. Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1984. -90 с.
  215. Ура, физкультура!: Учеб. для учащихся 2 4 кл. четырехлет. нач. шк. / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. -М.: Просвещение, 1996. — 95 с.
  216. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2. Вопросы обучения / Под ред. В. Я. Струминского. — М.: Учпедгиз, 1954. — 735 с.
  217. Физиология человека: В 4-х т.: Пер. с англ. / Под ред. П. Г. Костюка. М.: Мир, 1985. — Т. I. — 272 с.
  218. Физиология человека: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. Н. В. Зимкина. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 496 с.
  219. Физическая культура: Практ. пособие / Б. И. Загорский, И. П. Залетаев, Ю. П. Пузырь и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. -383 с.
  220. Физическое воспитание в I-IV классах общеобразовательной школы: Для шк. с белорус, и рус. яз. обучения. / Е. Н. Ворсин, А.А. Гу-жаловский, Л. Д. Глазырина и др.- Под ред. Е. Н. Ворсина. Мн.: ПКИП «Асар», 1995. — 176 с.
  221. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя / С. А. Баранцев, Г. В. Береуцин, Г. И. Довгаль, И.Н. Столяк- Под ред. A.M. Шлемина. М.: Просвещение, 1988, — 144 с.
  222. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Ф. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с. 231 .Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 839с.
  223. Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 401 с.
  224. В.И. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодежи. (Нормативные требования по оценке физической подготовленности): Учеб. пособие для студентов ИФК. -Челябинск, 1994. 40 с.
  225. В. Уроки здоровья. Опыт США // Наука и жизнь. -1991. № 2. — С. 136−139.
  226. А.Г. Возрастная физиология: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1978. — 287 с.
  227. А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990, — 319 с.
  228. B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание, 1984. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 1).
  229. Д. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 128 с.
  230. М.Н. Уроки без звонков. М.: Знание, 1982. — 96 с. (Нар. Ун-т. Пед. фак.- № 12).
  231. Ю.М., Исаев А. П., Вавилов Ю. Н. Основные концепции методологии и методики «Президентских состязаний» и олимпийского образования населения Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.- № 3.- С. 2−5.
  232. Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  233. Г. М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1987. — 19 с.
  234. Ш. М. Проблемы формирования социогенных потребностей. / Под ред. Ш. М. Чхартишвили и др. Тбилиси: Мецне-ерва, 1981. — 354 с.
  235. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
  236. С.Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Федорова. -Челябинск: УралГАФК, 1996. 89 с.
  237. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие Ч 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  238. С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. 175 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  239. В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы с учащимися } III классов. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — 78 с.
  240. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 160 с.
  241. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  242. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. — 176 с.
  243. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике,— М.: Педагогика, 1971. 352 с.
  244. Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  245. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10).
  246. Ю. Двигательные тесты в зарубежных странах // Физическая культура в школе. 1991. № 6. — С.53−54.
  247. Е.А. Национальный Банк информации технологическая основа программы «Президентские состязания» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1998. — № 3. — С. 24−26.
  248. Barnes R.M. Motion and time study. Design and measurement of work. J. Willey and Sons, INC, NEW York and London, 1964. 739 p.
  249. Callaway C.R., Twitschell R. Jornal of Phusical E ucation, Recreation and Bance. 1987. — Vol. 58. — № 2. — P. 52−53.
  250. Conrad R. Adaptation to time in a sensory-motor skill // J. Exp. Psychol. Vol.49 — 1955. — P.115−121.
  251. Dewey J. Human nature and conduct. An introduction to social psychology. N.Y., 1930. P.11.
  252. Dishman R.K. Health psychology and exercise andherence // Quest. 1981. — V. 33. — P. 166−180.
  253. Gelger К. Fighting for the Future of America’s Children // Handbook. 1991−1992. Washington, 1991. P. 7−19.
  254. Kau M.L., Fischer J. Self-modification of exercise behavior // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psyhiatry. 1974. — V. 5. — P. 213−214.
  255. Kessel W. Zu einigen Bedingungen der sozial-individuellen Bezie-hungen zwischen Schulern und Lernen // Jugendforschung.: Veb deutscher verlag der Wissenschaften. Berlin, 1968. — № 6. — S. 24−36.
  256. Michaelis K. Leistungsstreben und Freude zeichneten diese Stunde aus // Korpererziehung, 1983. № 6 — S. 270−275.
  257. Muller Ch. Singspiele und Tanze im Gumnastikunterricht der Klas-sen 1 bis 3 // Korpererziehung, 1990. № 2/3 — S. 95−96.
  258. Priebe H. Den Interessen der Schuler entgegenkommen // Korpererziehung, 1983. № 7 — S. 308−31 1.
  259. Schroder H. Lehrerpersonlichkeit und Erziehungswirksamkeit. -Volk und Wissen Volkseigener Verlag. Berlin. 1979. -276 s.
  260. Simons Morton B.G., СГНага H.M., Simons Morton P.C., Pancel C. S. Children and Fitness: A Public Health Perspectiwe // Rerearch Quarterly for Exercise and Sport. — 1987. — № 58. — S. 259−302.
  261. Sullivan K. The Unfitness Boom // Sports Illustrated. 1989. -Vol. 70. — № 11. — P. 13.
Заполнить форму текущей работой