Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке
Диссертация
Экспериментально доказать эффективность авторской методики при формировании знаний о здоровом образе жизни и стиля поведения учащихся, направленного на сохранение и повышение здоровья. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили теории, личностного подхода к анализу и раскрытию методических проблем (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), поэтапного формирования умственных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
- 1. 1. Развитие взглядов на значение образа жизни людей для формирования здорового поколения. 1.2. Методологические Основы понятия «здоровый образ жизни»
- 1. 3. Интеграция учебных дисциплин как одна из актуальных проблем современного образования
Список литературы
- Айзман Р.И., Абаскалова Н. П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Сборник научных трудов. — Липецк: ЛГПУ, 1996.-С.З-12.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188с.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. 63с.
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1998. — 148с.
- Андреева Н.Д. Использование экологического материала на уроках биологии в 9 классе. Методические рекомендации. С. Петербург. «Образование» 1994. — 9с.
- Андреева Н.Д., Понаморева И. Н., Соломин В. П. Развитие понятий экологии человека в разделе «Человек и его здоровье». Программа спецкурса. С Петербург «Образование». 1993.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -402с.
- Аветисов Э.С. и др. Физкультура при близорукости. М.: Знание, 1985. -64с.
- Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования валеологии//5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21−24 июня 1998 СПб: РИПМиВ, 1998. С.10−12.
- Апанасенко Г. Л. Валеология имеет ли она право на самостоятельное существование. \ Валеология.. 1996. -№ 2. С. 11 — 13.-14 411. Апанасенко Г. Jl. Физическое развитие детей и подростков. Киев. Здоровья. 1985. 79с.
- Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. 270с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. С. 67.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. — С.43
- Бажуков С М. Здоровье детей общая забота (организация физического воспитания школьников по месту жительства). — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 127с.
- Баршай В.М., Бондин В. Н., Каплиев В. А., Лысенко А. В. Валеодиагностика. Учебное пособие по валеологии для студентов всех специальностей педвузов. Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1999, — 100с.
- Березина Л.Ю. Графы и их применение // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 143с.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. 41. М.: Знание, 1970.-80с.
- Бестужев Лада И. В. Прогнозирование образа жизни // Проблемы социалистического образа жизни. М., 1997. -С. 221.
- Беляева А.П. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1979. — 224с.
- Биология: Человек, Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А. С. Батуева. М.: Просвещение, 1994. — 240с.
- Богданов Г. П. Школьникам здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре). — М.: Физкультура и спорт, 1998.-192с.
- Богорад И.В. Труд, возраст, здоровье (Как достигнуть активного долголетия). М.: Знание, 1985. — 96с.
- Бондин В.И., Баршай В. М. К вопросу о валеологическом образовании школьников//Валеология. 1997.-№ 1.-С.25−27.
- Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования: Методические рекомендации. Ростов н/Д: Изд-во пед. ун-та, 1998.
- Брейхман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. Л.: Наука. 1987
- Брейхман И.И. Валеология наука о здоровье. 2изд. М.: Физкультура и спорт. 1990.
- Бруновт Е.П. Методы научных исследований по методике биологии // Общие проблемы методики биологии как науки и учебной дисциплины/ АПН СССР, НИИООВ.-Л., 1971.-С.8−12
- Бутенко С.М. Новое в понимании здоровья // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 19−22.
- В Министерстве общего и профессионального образования РФ (обязательный минимум по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности от 14.07.98 № 1133/14−12 // Физкультура в школе. -1998. -№ 6.-С.8.
- Вайнер Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии// Валеология. 1997. — № 4 -С.5−7.
- Вайнер Э.Н. Предпосылки возникновения валеологии // Валеология. -1998-№ 3. С13−14.
- Валеология. Справочник школьника сост. С. Н. Заготова. Донецк: ПКФ и БАО, 1998.-448с.
- Виленский М.Я., Ильич В. И. Физическая культура работников умственного труда. М.: Знание, 1987. — 96 с.
- Валеология: Учебное пособие / Под общей редакцией В. П. Соломина, Ю Л. Варшамова. СПб.: Образование, 1995. — 205с.
- Васильева.В Е Демин Д. Ф. Врачебный контроль лечебная физкультура. -М. ФИС. 1968.
- Виленский.М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, — 1997. № 9. — С.9−11.
- Вишневская Е.Л., Барсукова Н. К., Широкова Т. И. Основы безопасности жизнедеятельности учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Москва «Русское слово» 1995. 62с.
- Войтенко В.П. Здоровье здоровых, введение в санологию. Киев. 1991. -248с.
- Воробьев В.И. Здоровье в твоих руках // Биология в школе. 1995. — № 2. -С. 9−13.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Опыты и наблюдения в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека // Биология в школе. 1980 — № 6 -С.39.
- Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи: В помощь лектору. М.: О-во «Знанием РСФСР, 1987.-40с.
- Воспитание гражданина в советской школе. (Под ред. Филонов-! Г. Н.). -М.: Педагогика, 1990. 176с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления «советской психологии / Под. ред. Е В. Шороховой. М. Наука, 1966. — 476с.
- Герд А.Я. Строение и жизнь человеческого тела. Руководство для школ второй ступени рабфаков, педтехникумов и самообразования. Изд.5-е. -Л.: Госуд изд-во, 1928. 224с.
- Голицина И.И., Карасева Т. В. Валеология. (учебно-методическое пособие для студентов ФФК и слушателей ФППК)., Шуя. 1995.
- Гольнева Д.П., Павлова В. И. Человек, его здоровье и окружающая среда: Пособие для учителей и студентов естественно-географических факультетов. Челябинск. Издательство ЧГПУ «Факел», 1997. — 120с.
- Горячев В.В. Здоровье детей категория педагогическая //Воспитание школьников. — 1999. — № 1. — С.8−13.
- Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 33 300 Безопасность жизнедеятельности. Квалификация учитель безопасности жизнедеятельности. Москва. 2000.
- Гоциридзе Т.Ш. Физкультура и физика. //Физкультура в школе. 1998,-№ 3, — С.17−18.
- Давиденко Д.Н. Основы здорового образа жизни человека //Вестник Балтийской академии. 1996. — Вып.9. — С. 15−23.
- Давиденко Д.Н., Петленко В. П. тематика лекционного курса по валеологии для студентов высших учебных заведений // Вестник Балтийской академии. 1996. — Вып.9 — С. 15−24.
- Донской Д.Д. Ходить и бегать для здоровья. М.: Знаний. 1985. — 64с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт" — № 6).
- Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. Мн.: Полымя, 1982- 143 с.
- Дятлова В.И. Валеология в школе // Валеология. 1997. — № 2. — С58−66.
- Еременко В.JI. Образ жизни и здоровье человека // Философские вопросы медицины и биологии. Киев. 1985. — Вып. 17. — С.54.
- Жизнь, здоровье, долголетие: Советы профессоров / Сост. ред. Е.А. Пресман- науч. ред. B.C. Улащик. — Мн.: Белорусская навука, 1998. -622с.58.3анков Л.Г. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.- 148 с.
- Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.:Акцидент, 1997. — 92 с.бО.Зарецкая И. И., Травников И. Интегративный урок в системе гуманитарного образования. //Школа. 1999. — № 2. — С. 24−27.
- Заянчковская Л.С. Формирование у учащихся практических умений по оказанию первой доврачебной помощи // Биология в школе. 1987. — № 4. — С.72.
- Зверев И.Д., Калашникова Н. И. Взаимосвязь курсов анатомии и физиологии человека и физической культуры. М. Изд — во Академии пед. наук РСФСР, 1959. — 35с.
- Информационно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России // Физкультура в школе. 1999. — № 2. — С.72.
- Исхаков В.И. Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники. Ташкент 1987. С 26−27.
- Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376с.
- Кабаян О.С. К вопросу о формировании знаний о здоровом образе жизни на основе интеграции учебных предметов // Образование города на пути к XXI веку. Проблемы, исследования, опыт, перспективы. Выпуск 1. Майкоп 2000. — С.227 — 231.
- Кабаян О.С. О проблемах валеологии научной дисциплины в области здоровья человека. // Международная научно-практическая конференция «Биосфера и человек»: (Материалы конференции). Группа авторов. -Майкоп: изд -во АГУ, 1999. — С.34 — 38.
- Кабаян О.С. Отражение элементов валеологических знаний в содержании школьной программы // Проблемы Северо-Запада: экология и образование: тезисы докладов научно-практической конференции. Санкт Петербург, 1999 г. — С.94 -95.
- Казначеев В.П. Некоторые проблемы хронических заболеваний //Вестн. АМН. СССР. 1975. № 10. — С.6−16.
- Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам ЗОЖ): пер с англ. М.: Медицина, 1990. — 140с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704с.
- Карасева Т.В., Голицина И. И., Толстов С. Н., Перевозчиков Е. В. Методические подходы к систематизации основных понятий теории валеологии и профилактической медицины. // Валеология. 1996. — № 2. — С.42−43.
- Качашкин В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. училищ. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1980. -304с.
- Келле В.Ж. Ковальзон М.Я Теория и история проблемы теории исторического процесса.М., 1981. — с 94.
- Кетао. Р. Б, Формирование физической культуры личности в условиях детско-юношестких комплексов физической подготовки.Туапсе. 1995
- Кирой В Н., Войнов В. Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. -№ 3. — С.43−47.
- Коротенко М. Основы здорового образа жизни // Основы безопасности жизни. 1998. — № 10. — С.46.
- Козлов А.А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М.: Политиздат, 1986. — 168с.
- Колбанов В. В, Зайцев Г. К. Валеология в школе Методическое пособие. -СПб.: СПбГУПМ, 1992−52с.
- Колбанов В.В. Методологические и организонные основы педагогической валеологии //Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сборник научных трудов. Липецк.: ЛГПУ, 1996. — С.55−61.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 6. — С.84−89.
- Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы // Биология в школе. -1989, — № 3. С. 13.
- Колесов Д.В. Здоровье через образование // Биология в школе. 2000. -№ 2. — С.21.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9−10 классов средней школы. М., 1989.
- Коломеец О.П. Формирование валеологических знаний и умений при обучении биологии в 9 классе. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1998 -171с.
- Комплексная программа физического воспитания уч-ся I XI классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение. 1985.
- Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1997. 448 с.
- Концепция (проект) образовательной области «основы безопасности жизнедеятельности» для 12-летнего общего среднего образования. // Основы безопасности жизни. 2000. — № 1. — С.6−14.
- Коробейников Н.К., Михеев А. А., Николаенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для ср. спец. учеб. Заведений. М.: Высш.шк., 1984. -336с.
- Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно -методическое пособие. Барнаул. Алт.кн. изд-во. 1990 — 160с.
- Костюк Н.Т. Интеграция современного научного знания. Киев. «Вища школа». 1984. С. 183.
- Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 415.
- Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. -Таллин: «Валгус», 1971. 227 с.
- Крысько В.Г., Саракуева Э. А. Введение в этнопсихологию: Учебно-метод. Пособие для студентов. М: Институт психологии, 1996. — 343 с.- 153 104. Кузьмин В. П. Гносеологические проблемы системного знания. М., 1983. — 196 с.
- Кулагин П.Г. Идея межпредметных связей в истории педагогики // Советская педагогика. 1964. — № 12. — С.87.
- Кураев С.К., СергеевС.К., Шленов Ю. В, Валеологическая сиситема сохранения здоровья населения России.// Валеология. 1996. — № 1. — С.9−17.
- Левченко В.Г. Мониторинг физического состояния школьников и подготовка будущих медицинских работников среднего звена к его проведению. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Майкоп, 1998. С. 20.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
- Лейко П.И., Лянге С. С. В школу за здоровьем. Учеб. метод. Пособие. — К.: Рад.шк., 1990. -64с.
- Лернер И.Я. Вопросы экологии в разделе «Человек и его здоровье» // Биология в школе. 1987. — № 3. — С.41.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. -М.:Физкультура и спорт, 1951. 444с.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. З. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Физкультура и спорт, 1956. -439 с.
- Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции, — М.: Медицина, 1992. 512с.- 154 115. Лисицин Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. -М.:Мысль, 1989. — 270с.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. -М: Просвещение, 1982.-192с.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры, 1997, № 6, С.26−37.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. Новосибирск: Наука, 1992. —120с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
- Малая медицинская энциклопедия. Т. 3., м., 1966. 1183с.
- Малеваный Ю.И., Рымаленко В. Е. Об интегральном уроке в школе //Новые исследования в педагогических науках. 1990. — № 2. — С.50−52.
- Малышева М.Ф. Валеология и безопасность жизнедеятельности: Курс лекций. М.: МГЭИ, 1997, — 216с.
- Мамгетов К.Ю., Попова С. А. Здоровье населения Республики Адыгея // Медико-социальные проблемы здоровья населения Северного Кавказа. Майкоп, 2000. — С.36−48.
- Матвеев А.П. Идти другим путем // Физкультура в школе. 1999. № 4. — С.75−76.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1991.-543с.
- Матвееев А.П., (ред.) Алексеев Н. И., Афанасьев В. З., Гавердовский Ю. К., Жареков С. М. и др. Физическая культура программа для уч-ся средних общеобразовательных школ (V IX кл.). // Физкультура в школе. 1999. — № 3. — С.2−4.
- Матрос Л. Г Философско-методологические проблемы формирования здорового образа жизни// Здоровье человека в условиях НТР.-Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. С.56−66.
- Маш Р.Д., Л. М. Сойбельман Л.М. О путях совершенствования преподавания раздела «Человек и его здоровье» // Биология в школе. -1988. -№ 1-С.19.
- Менькова С.В. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста. Монография/СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 1997.
- Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н. Е. Кузьминой / Л.: ЛГУ, 1980. 172с.
- Мицул Н. ОБЖ на всех уроках. // Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — Апрель. — С.23−24.
- Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. Изд-во «наука». М.: 1980. 288с.
- Муравов И.В. Возможности организма человека. М.: Знание, 1988. — 96с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт" — № 9).
- Никифорова Т.Ю. Анализ самооценки валеологической подготовленности и здоровья старшеклассников общеобразовательной школы. // Валеология. 1998. — № 3. — С.37−40.
- Николаев В.Р. Закаливание как средство укрепления здоровья школьников // Биология в школе. 1986. — № 1. — С. 16.
- Николаев В.Р. О факторах, укрепляющих здоровье, и факторах, ослабляющих его // Биология в школе. 1985. — № 4. — С.43.
- Николаев В.Р. Физкультура как фактор укрепления здоровья // Биология в школе. 1985. — № 5. — С.53.- 156 138. Николов П. Интегральный подход в педагогическом процессе. София, 1985. С.116−170.
- О преподавании биологии в 1998/99 учебном году //Вестник образования. 1998. — № 9. — С.76.
- О федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 -2000 годы (письмо Минобразования РФ от 05.01.97 № 1). // Вестник образования. 1997. -№ 5. С. 18.
- Овчаров Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения: Учебное пособие. -Нижневартовск: 1993−109с.
- Овчинникова И.В. Физическая культура и биология // Физкультура в школе. 1999. № 3. С.33−34.
- Ожеван Н.А. Здоровье как предмет теоретико-медицинского и философского исследования //Философские вопросы медицины и биологии. Киев. 1984, — Вып. 16, — С. 16.
- Олейник С.Ф. О терминологии // Вопросы санологии: Сб 3. Материалы Всесоюзной санологической конференции. М., 1969. С.3−5.
- Осик В.И. Валеология. Краснодар: Советская Кубань, 1997. -288с.
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования//Народное образование. 1997.-№ 8, — С.4−13.
- Основы безопасности жизнедеятельности Проб. учеб. для общеобразовательных учреждений 9 класс (Смирнов А.Т., Фролов М. П.,
- Литвинов Е.Н., Богоявленский И. Ф., Петров С. В. М.: Издательство АСТ1. ЛТД.- 1997−384с.
- Основы безопасности жизнедеятельности учебное пособие 5−11 классы под общей реакцией Полишко В. В. Смоленск. Вентана Гаф. 1995.-218с.
- Остроумов А.А. Избранные труды. М., 1950. 331с.
- Отвечаем на ваши вопросы: Сборник М.: Знание, 1987. — 96с. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт" — № 9).
- Отношение населения к здоровью / Под ред. И. В. Журавлевой. М.: ИСРАН, 1993. — 178с.
- Павленко С.М. Проблемы саногенеза в лечебной и профилактической медицине // Вопросы санологии: Вып. 2. Львов, 1968. -С.7−10.
- Пакулова В.М.(руководитель), Пасечник В. В., Латюшин В. В. Авторская программа по биологии для основной школы. М.: Просвещение, 1993. -С. 98
- Патологическая физиология. М., 1973. 530с.
- Петленко В.П. Валеология человека. Валеологический семинар в 5-ти томах. СПб.: Петроградский и К0, 1996.
- Петленко В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб: Балтийская педагогическая академия, 1998.- 120с.
- Петленко В.П., ЦарегородцевГ.И., Философия медицины. Киев: Здоровье, 1979−230 с.- 158 159. Пирогов Н. И. Об учреждении гимнастического института. Избранные педагогические сочинения./ Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок.- М.: Педагогика, 1985. 496с.
- Письмо Министерства общего и профессионального образования № 1883/29−11 «О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся».
- Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушениях прав детей на охрану жизни и здоровья». (12.08.96. № 1 ГП- 118−98).
- Планирование учебного материала. Раздел «Человек и его здоровье» IX класс // Биология в школе. 1996. — № 1. — С. 43.
- Плетников Ю.К., Шевченко В Н. Исследования в области исторического материализма // Вопросы философии. 1981. — № 1. -С. 34−35.
- Полесов Д.В. Методические рекомендации к антиалкогольному воспитанию школьников // Биология в школе. 1988. — № 2. — С.50.
- Пономарева И.Н. Общая экология. Книга для учителей и студентов педагогических вузов. Пермь, 1994. 177с.
- Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1979. — 87 с.
- Пономарев Н.И. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва. Радуга:-1982. 372 с.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) СПб.: Союз, 1998. — 256с.
- Программы восьмилетней и средней школы: Биология. М.: Просвещение, 1981.- 159 170. Профамма общеобразовательных учебных заведений физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: «Просвещение», 1993.
- Рашкова С. Межпредметные связи. София, 1977. С. 7.
- Райков Б.Е. Половое просвещение в школе. JI.: Изд-во «Ленинградская правда», 1927. 79с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство АН СССР, 1958. 147с.
- Рыбинцев П.Ф. О межпредметных связях на уроках «Человек и его здоровье»// Биология в школе. 1998.- № 3.-С.47.
- Сантулов X. Интегративный подход к формированию коммунистического мировоззрения: Пер. с болг. М.: Педагогика, 1990. -176с.
- Сапронов А.В. Некоторые аспекты глобальной безопасности человека// Основы безопасности жизнедеятельности. 1999. Июнь.- С. 4.
- Саулина О.П. Межпредметные связи на уроках в IX VIII классах// Физкультура в школе. 1984. — № 5. — С. 15.
- Сборник статей Здорового образа жизни. Социально-философские и медико-биолгические проблемы. Кишинев «Штиинца», 1991.
- Сахно А.В. Теоретико-методологические и медико-социальные проблемы общественного здоровья. Автореф. дисс. .док. мед. наук.-М, 1992.-25 с.
- Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С.81−83.
- Смирнов А.П., Вишневская E.JI., Волошинов A.M. и др. программа Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся Ы1 кл. общеобразовательной школы. М., 1997.
- Смирнов А., Жилов Ю. Поурочное планирование программы ОБЖ. Методические рекомендации по проведению уроков с учащимися по курсу ОБЖ // Основы безопасности жизни. 1998.
- Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. -208с.
- Симашко Н.А. Русская фауна или описание и изображение животных, водящихся в Империи Российской. Спб.: тип. К. Вингебера, 1980.-623с.
- Столяров В.И., Быховская И. Н., Лубышева Л. И. Концепция физической кульуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С. 11
- Степанов А.Д., Цуткин Д. А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. -№ 5. — С.6.
- Суравегина И.Т. Три урока о здоровом образе жизни//Биология в школе. 1998. — № 3. -С. 32−35.
- Тагдиси Д.Г., Мамедов Я. Д. Механизм выздоровления. М.: Знаний, 1984. -64с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 95с.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и К°, 1995. — 352с.
- Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей: К проблемам школьной валеологии. (Методическое пособие). СПб.: Б. И., 1993. — 116с.
- Татарникова Л.Г., Поздеева Н. В. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5−7 классов. СПб.: Петроградский и К°, 1997. — 288с.
- Типовая программа для средней (полной) школы (VI-XI кл.) по биологии. М.: «Просвещение» 1993.
- Толстых В.И. Образ жизни понятия, реальность.Проблемы. М.:1975.- С.29
- Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности Учеб. для учащихся 5−9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Просвещение», 1996- 158с.
- Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.: Учебник для учащихся 10−11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. — 126с.
- Топоров И.К. Авторская программа основы безопасности жизнедеятельности, учащихся 1−11 кл. общеобразовательной школы. -М&bdquo- 1997.
- Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ, под. Ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. -176с.
- Тюмасева З.И. Валеология и образование: проблемы и решения. 4.1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999 — 220с.
- Тюмасева З.И., Мошевич В. А. Умножить личность на время и время на личность (Учителю о современных проблемах школьного образования). — Челябинск: ЧИПКРО, 1994. — С.88−90.
- Урсул А.Д. Взаимодействие естественных, общественных и технических наук (философско- методические проблемы). София, 1985. -С.113.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 79с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. M-JL: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. — 776с.
- Физическая культура в школе. Методика уроков в IV VIII классах. Под. Ред. З. И. Кузнецовой. М., «Просвещение», 1972. — 352с.
- Физическая активность человека / Бальсевич В. К., Запорожанов В. К., К. Здоров'я, 1987. — 224 с.
- Формирование здорового образа жизни детей: комплексный межотраслевой подход/ Под ред. К. А. Тулебаева, Э. М. Курлеутовы,-Алма-Ата. Б.и., 1991. С. 21.
- Формирование социально-активной личности в подростковом и юношеском возрасте: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. 192с.
- Хакунов Н.Х. Физическая культура в системе образования М.: Советский спорт, 1994.
- Холодов Ж.К. Азбука движений. М.: Знание, 1990. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт" — № 1.)
- Хрипкова А.Г. Здоровье школьников // Биология в школе. 1997. -№ 2.-С.11.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 47с.
- Цеткин К. Из записной книжки. В. кн.: Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1970, Т.5. — С.45.
- Ципко А.С. Некоторые философские аспекты теории социализма. М&bdquo- 1983, — С. 179.
- Цузмер A.M., Петришина О. Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена: Учебник для 9 класса средней школы. М., 1991.
- Цузмер A.M., Петришина О. Л. Биология: Человек и его здоровье. Учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1994. — 240с.
- Чайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия: Пособие для педагогических и медицинских работников / Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, 1997. -84с.
- Чебышев Н., Коган В. Основа развития современной высшей школы. // Высшее образование в России. -1998. № 2. — С. 17−22.
- Чермит К.Д., Исаков О. И., Левченко В. Г. Высшее образование: смысл происходящего и контуры будущего // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп. 1998. — № 2. — С.11−14.
- Чепиков М.Г. Интеграция науки (философский очерк) 2-е изд. М.: Мысль, 1981. 276с.
- Чумаков Б.М. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агенство., 1997. 245с.
- Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Ростов на — Дону, издательство «Феникс», 1996. — 636с.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989,-136с.
- Эдокова Г. М. Методические пособия по экологии человека. Горно -Алтайск. 1994. 105с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1950. С.4
- Bennett. J.P., Mastad. D. Interdisciplinary Teaching // Journal of Physical Education and Recreatioon (YOPER), Febr. Vol 52, 1981. № 2. -p.23.
- Noack. H. Concepts of health and health promotion \ Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987. — p. 7−14.
- Анкета для учащихся школ Сообщите данные о себе:1. Школа, класс.2. Возраст, пол.
- Считаете ли вы себя здоровым человеком:001.да, 002 нет, 003-практически здоров, 004 часто плохо себя чувствую.
- Напишите, что такое здоровье, как вы его понимаете:5. От чего зависит здоровье:005 от состояния здоровья родителей, родных, 006 от состояния окружающей среды, 007 от достижений медицины, 008 от образа жизни человека. Напишите свой вариант ответа:
- Напишите, что вы понимаете под здоровым образом жизни, какие составляющие его вы знаете:
- Что включает в себя правильное питание:009 регулярное питание, в одно и то же время, 010 разнообразное, есть как можно больше фруктов, зелени, € 011 — не есть мяса, придерживаться диеты, 012. есть досыта и когда хочется.
- Укажите соотношение количества пищи за день, исходя из 100%:013 завтрак- 30%, обед — 50%, ужин — 15%014 завтрак — 10%, обед — 40%, ужин 50%015 завтрак — 25%, обед — 50%, полдник — 15%, ужин -10%.
- Как часто вы делаете утреннюю зарядку:016.ежедневно, 017−2-3 раза в неделю, 018 не делаю.10. Курите ли вы:019.да, 020-нет, 021-иногда балуюсь.
- Пробовали ли вы алкогольные напитки, наркотики: 022 да, 023 — нет, 024 — иногда балуюсь
- Что вы делаете, чтобы быть здоровым:030 занимаюсь физическими упражнениями, хожу в спортивную секцию, 031 закаляюсь, придерживаюсь рационального питания, 032-сплю 12 часов в день.033 ничего.
- Скажите, что мешает вам заниматься физкультурой, вести здоровый образ жизни:034 нет необходимости, т. к. я здоров, 035- нет времени, условий, 036 скептическое отношение со стороны сверстников, 037 мешает собственная лень,
- О чём вы думаете, когда видите человека, занимающегося бегом: 038 правильно делает, надо тоже заняться, 039. правильно, но лучше дома телевизор посмотреть, 040. наверное, ему делать нечего.
- Если вам предложат участвовать в соревновании за честь школы, вы:041 сразу откажитесь, 042 если заставят, соглашусь, 043 соглашусь сразу с радостью,
- Хотите ли вы знать о здоровье и здоровом образе жизни больше, чем знаете сейчас?044 да, 045 — нет.
- Анкета для учителей физической культуры
- Какой программой вы пользуетесь при провидении занятий в 9-х классах: а) общеобразовательной программой по физической культуре (1993), б) комплексной программой по физическому воспитанию (1985), в) свой вариант.
- Напишите, какие учебники и учебные пособия используете при подготовке к занятиям:
- Как вы преподаете теоретический материал учащимся по вопросам if, укрепления физического здоровья: а) на самостоятельное изучение, б) написание рефератов, подготовка докладов, в) свой вариант.
- Какие способы проверки теоретических знаний вы используете в своей работе. а) заполнение карточек, выполнение тестов, б) проведение письменных проверочных работ, в) устный опрос.
- Удовлетворены ли вы качеством знаний учащихся по вопросам укрепления и сохранения здоровья: а) да, б) нет.
- Назовите основные составляющие здорового образа жизни:
- Какой программой вы пользуетесь при изучении курса 9 класса: а) авторы: E. J1. Вишневская, В. Б. Волошинов, A.M. Глаголева, В. А. Кабачков, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов и др., б) автор И. К. Топоров, в) свой вариант (напишите какой).
- Как вы преподаете тему 2.2. Основы здорового образа жизни: а) частично на самостоятельное, б) вообще не преподаю,
- Перечислите, из каких компонентов складывается здоровье.
- Назовите основные составляющие здорового образа жизни:
- Какие формы организации учебной работы лучше использовать для формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни: а) изучение факультативных курсов, б) использование межпредметной интеграции с другими предметами (биологией, физической культурой).
- Анкета для учителей биологии
- Что, по вашему мнению, может сделать учитель для сохранения и укрепления здоровья школьников: а) проводить соответствующую работу с родителями, б) пропагандировать здоровый образ жизни учащимся на своем предмете, в) свой вариант
- Назовите основные составляющие здорового образа жизни:
- Анкета для учащихся после проведения эксперимента
- Используете ли вы дома комплексы физических упражнений, разученных на занятиях по физической культуре: д а) да, б) нет, в) иногда.
- Стали ли вы ходить в спортивную секцию после посещения экскурсий, ^ бесед с тренерами: а) я уже занимался (сь), б) да, начал ходить, в) нет.
- Как вы считаете, можно ли, изменив образ жизни, повысить уровень здоровья: а) да, б) нет, в) сомневаюсь.
- О чем вы думаете, когда видите человека, занимающегося бегом. fа) надо тоже заняться, б) правильно, но лучше дома телевизор посмотреть, в) наверное, ему делать нечего.
- Что вы сделаете, чтобы сбросить лишний вес: а) откажусь от еды, б) буду есть меньше сладкого и заниматься бегом, в) свой вариант.
- Если вам предложат участвовать в соревновании за честь школы, вы: а) сразу откажусь, б) если заставят, соглашусь, в) соглашусь сразу с радостью.
- План-конспект проведения обобщающих интегрированных уроков
- Интегрированный обобщающий урок «Вредные привычки и связанные с ними 4 чрезвычайные ситуации».
- Влияние вредных привычек на состояние систем организма-
- Чрезвычайные ситуации, возникающие из-за злоупотребления вредными Ф привычками-
- Занятия физическими упражнениями как средство борьбы с вредными привычками.
- Урок заканчивается обобщающей беседой, в ходе которой школьники предлагают способы противостояния пагубным привычкам. Вопросы для размышления:
- Почему наркомания проникает в молодежную среду?
- Продумайте и предложите свои методы борьбы с алкоголем и курением среди подростков. Почему вы считаете их эффективными?
- Интегрированный обобщающий урок «В поликлинике».
- Задачи: обобщить и углубить знания школьников о здоровом образе жизни- совершенствовать навыки приемов оказания первой помощи, транспортировки пострадавшего- развивать умения логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения.
- Опрос проводят сами учащиеся в форме игры, с демонстрацией практических и теоретических знаний, по заранее подготовленным заданиям: «Для больного»:
- Составить симптомы болезней гриппа, ангины, туберкулеза, описать признаки кровотечений, перелома.1. Для врача»:
- Поставить диагноз согласно жалобам больного, измерить давление, подсчитать пульс, сделать вывод о самочувствии «пациента». «Для медицинской сестры»: Ф 3. Умение оказать помощь при переломах, кровотечении, остановке дыхания. «Для фармацевта»:
- Рекомендовать больному траволечение, согласно его заболеванию (сердечнососудистой системы, дыхательной, болях в мышцах).
- В результате игры идет проверка не только знаний учащихся по предмету, но и совершенствование умений.
- Вторую часть урока рекомендуем провести в «ординаторской» и заслушать сообщения врачей по темам:
- Болезни цивилизации, связанные с нездоровым образом жизни.
- Загрязнение окружающей среды и ее влияние на здоровье.
- Здоровый образ жизни как основной путь сохранения и укрепленияздоровья.
- Игра заканчивается подведением итогов и выставлением оценок
- Работа врача Медсестры Фармацевта Оценка Сообщение итогобольного врача1