Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально доказать эффективность авторской методики при формировании знаний о здоровом образе жизни и стиля поведения учащихся, направленного на сохранение и повышение здоровья. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили теории, личностного подхода к анализу и раскрытию методических проблем (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), поэтапного формирования умственных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
    • 1. 1. Развитие взглядов на значение образа жизни людей для формирования здорового поколения. 1.2. Методологические Основы понятия «здоровый образ жизни»
    • 1. 3. Интеграция учебных дисциплин как одна из актуальных проблем современного образования

Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время под влиянием многочисленных факторов политического, экономического, социально-психологического, экологического характера здоровье населения России, особенно детей и подростков, ухудшилось. По данным Госкомстата Республики Адыгея за 1999 год лишь 18% детей являются практически здоровыми, 50% имеют.

• функциональные отклонения и 30−35% - хронические заболевания.

К моменту окончания школы каждый четвертый выпускник Республики Адыгея имеет патологию органов зрения и нарушение осанки,.

Г' каждый третий пострадал из-за получения травм и отравлений (К.Ю. Мамгетов, С. А. Попова, 2000).

В такой ситуации система физического воспитания и формирования здорового образа жизни должны стать надежной защитой, способной помочь детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, актуализирует необходимость формирования у детей и молодежи ценностных ориентаций и мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования.

Сложившийся момент остро требует появления новых методик преподавания, учета и восстановления психофизиологического потенциала ребенка.

В этой связи принципиально важными являются два фактора: в поддержании и укреплении здоровья важнейшую роль играет самостоятельная деятельность человека, основанная на знании закономерностей организации здорового образа жизнивозможности реализации задач школы экстенсивными формами практически исчерпаны и введение новых учебных дисциплин невозможно. Очевидно, что от степени сформированности у учащихся модели поведения будет зависеть последующая их деятельность по поддержанию и укреплению личного здоровья.

Возникшее противоречие между потребностью в формировании гармонично развитой личности, ориентированной на ценностное отношение к здоровью, и отсутствием возможности введения новой учебной дисциплины, обучающей основам здорового образа жизни, можно разрешить лишь путем внедрения междисциплинарного подхода при организации учебного процесса. Это в свою очередь требует интеграции содержания обучения, учебно-познавательной и практической деятельности.

Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке является актуальной. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Различные аспекты поднимаемой проблемы достаточно широко обсуждались в научной и научно-методической литературе и исследовались многими учеными.

Так, социально-философской проблематикой, связанной со здоровым образом жизни, занимались И.В. Бестужев-Лада, В. Л. Еременко, Ю. П. Лисицын, Л. Г. Матрос, Н. А. Ожеван, В. П. Петленко, А. В. Сахно, И. Н. Смирнов, В. А. Троянский, А. Г. Щедрина, Г. И. Царегородцев и другие.

Поиску и обоснованию технологий физического воспитания и обучения способам сохранения здоровья детей посвящены труды известных ученых: Г. Л. Апанасенко, В. К. Бальсевич, И. В. Богорад, М. Я .Виленский, Д. Д. Донской, К. Динейка, Л. И. Лубышева, И. В Муравов, В. И. Столярова, Н. Х. Хакунов, Ж. К. Холодов, К. Д. Чермит и других.

Эколого-гигиеническому аспекту здорового образа жизни посвящены публикации методистов-биологов: Н. Д. Андреевой, Е. П. Бруновт, И. Д. Зверева, О. П. Коломеец, Д. В. Колесова, И. Н. Пономаревой, И.И. Соковня-Семеновой, И. Т. Суравегиной, Л. Г. Татарниковой, З. И. Тюмасевой. А. Г. Хрипковой.

В последнее десятилетие проблема формирования здорового образа жизни широко рассматривается в работах специалистов по основам безопасности жизнедеятельности: Н. К. Барсуковой, E. J1. Вишневской, В. Б. Волошинова, А. М. Глаголева, В. А. Кабачкова, Е. Н. Литвинова. М. Ф. Малышевой А.Т. Смирнова, В. Сапронова, И. К. Топорова, Т. И. Широковой.

Вопросу интеграции учебных дисциплин посвящены работы многих психологов, педагогов, методистов: П. К. Кулагина, Д. В. Колесова. Н. Т. Костюк А, Ю. И. Малеванного, В. М. Максимовой, Э. М. Мирского, С В. Меньковой, С. Рашковой, В. Е. Рымаленко, П. Николова, М. Г. Чепикова, А Д. Урсула. Благодаря трудам этих ученых сформулированы основные цели, задачи, определены структурные компоненты интеграции учебных дисциплин в школе, предложена классификация интегрированных уроков. В литературе встречаются отдельные специальные исследования И. Д. Зверева, Н. И. Калашниковой, И. В. Овчинниковой ориентированные на обеспечение взаимосвязи школьных предметов физической культуры и биологии ддя формирования у учащихся элементарных навыков ведения здорового образа жизни. Но эта проблема недостаточно конкретизирована в той ее части, которая касается развития представлений и понятий о здоровом образе жизни.

Таким образом фундаментальных исследований вопроса интеграции содержания учебных предметов физической культуры, биологии, основ безопасности жизнедеятельности с целью приобщения школьников к здоровому образу жизни не проводилось.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Формирование целостного представления о здоровом образе жизни и соответствующего стиля поведения у школьников на основе интеграции учебных дисциплин.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Технология формирования информационного и деятельностного компонентов здорового образа жизни у учащихся школ за счет интеграции учебных дисциплин.

ГИПОТЕЗА. Состояние здоровья человека в значительной степени является производным образования и воспитания, а основную угрозу здоровью представляют условия и образ жизни. Систематические занятия физическими упражнениями и соблюдение принципов здорового образа жизни позволяют оказывать позитивное влияние на состояние здоровья. Известно, что соблюдение принципов здорового образа жизни человеком связано с его информированностью и сформированностью соответствующего стиля поведения, т. е с проявлениями таких черт личности, формирование которых невозможно только за счет какого либо одного конкретного предмета.

Предполагалось, что формирование целостного представления о здоровом образе жизни и соответствующего стиля поведения учащихся будет эффективным при интеграции содержания учебных дисциплин: «физическая культура», «биология», «основы безопасности жизнедеятельности».

Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были определены следующие ЗАДАЧИ:

1. На основе анализа содержания литературы по теме диссертации разработать систему понятий о здоровом образе жизни как теоретическую основу, обеспечивающую формирование мотивированного подхода к занятиям физическими упражнениями.

2. Разработать методические условия и принципы формирования здорового образа жизни на основе интеграции содержания учебных предметов.

3. Экспериментально доказать эффективность авторской методики при формировании знаний о здоровом образе жизни и стиля поведения учащихся, направленного на сохранение и повышение здоровья. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили теории, личностного подхода к анализу и раскрытию методических проблем (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер), интегрального воздействия физических упражнений на личность (В.К. Бальсевич, Л И. Лубышева, Л.П. Матвеев), а также положения о возможности сохранения и укрепления состояния здоровья человека средствами физического воспитания (Г. Л. Апанасенко, М. Я. Виленский, А. В. Сахно, Н.Х. Хакунов).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Настоящее исследование вносит новые данные в содержание и методику формирования физической культуры личности учащихся общеобразовательных школ. Существенными элементами научной новизны являются:

• определенные за счет системного анализа составляющие понятия «здоровый образ жизни» и методики диагностики их сформированности у учащихся и учителей;

• обоснованные методические условия и принципы формирования информированности учащихся о здоровом образе жизни и здравосберегающего стиля поведения на основе интеграции учебных дисциплин;

• авторская методика обеспечения информированности и формирования деятельностного подхода учащихся к здоровому образу жизни.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования заключается в обосновании новых принципов и новых подходов к решению проблемы формирования здорового образа жизни и физической культуры личности школьников на основе реализации идеи интегрирования учебных дисциплин, позволяющих расширить теоретическую базу физического воспитания положениями организационного, содержательного и технологического плана.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что разработанная и апробированная методика формирования физической культуры личности школьников на основе интеграции учебных предметов способствует взаимодействию учителей-предметников, активизирует познавательную, прогностическую, самостоятельную деятельность учащихся, формирует целостное представление о проблеме здоровья, развивает интерес к занятиям физической культурой. Результаты исследований имеют перспективу дальнейшего применения в образовательном процессе в школе, при профессионально-методической подготовке специалистов в области физической культуры, биологии, безопасности жизнедеятельности, в системе повышения квалификации учителей-предметников. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Низкий уровень двигательной активности, и ухудшение состояния здоровья учащихся школ во многом определяется недостаточной компетентностью самих учащихся и учителей в вопросах, связанных со здоровым образом жизни и физической культурой личности.

2. Система понятий о здоровом образе жизни является теоретической основой интеграции учебных предметов: «физическая культура», «основы безопасности жизнедеятельности», «биология», и обеспечивает системное формирование знаний и последующее их развитие в умения поддержания здоровья средствами физической культуры.

3. Предложенные теоретические и организационно-методические подходы формирования здорового образа жизни на основе интеграции содержания учебных предметов обеспечивают качественное повышение уровня знаний, способствуют позитивному изменению стиля поведения учащихся и развитию интереса к занятиям физическими упражнениями. ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных результатов обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, применением достаточной представленности выборки (проанализировано более 1000 письменных работ учащихся, 190 анкет учителей-предметников, 125 протоколов анализа уроков по физической культуре, биологии и основам безопасности жизнедеятельности). АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов работы осуществлялась в процессе экспериментального обучения в школах № 5, 6, школе-лицее № 19 г. Майкопа, на факультете естествознания АТУ, в выступлениях перед учителями физической культуры, биологии, основ безопасности жизнедеятельности г. Майкопа и сельских школ Красногвардейского и Гиагинского районов, в докладах на международных научно-практических конференциях «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (г. Сочи, 1999 г.), «Биосфера и человек» (г. Майкоп, 1999 г.), на Герценовских чтениях в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (г. СанктПетербург, 1998;2000г.), «Современные проблемы развития физической культуры и биомеханики спорта» (г. Майкоп, 2001 г.) на 5-ой СевероКавказской региональной научно-практической конференции (г.Кропоткин, 2000 г.), на XIX региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г.Ростов, 2000 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков и молодежи» (г. Майкоп, 2000 г.). По результатам исследования опубликовано 11 научных работ. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, практических.

выводы.

1. Самооценка состояния здоровья учащихся значительно отличается от данных объективных исследований. Вполне здоровыми считают себя 62% учащихся 14−15 летнего возраста, 25% отмечают наличие проблем с умственной и физической работоспособностью, 10% считают себя хронически больными. Завышенная самооценка и, как следствие, неадекватное отношение к своему здоровью являются одной из причин недостаточного внимания школьников к здоровому образу жизни.

2. Определяется низкая компетентность учащихся 9-х классов и фрагментарность знаний в вопросах:

— влияние окружающей среды на состояние здоровья;

— определение содержания понятия «здоровый образ жизни»;

— влияние вредных привычек на здоровье;

— состав и методика применения средств физического воспитания.

3. Практика преподавания предмета «физическая культура» отличается недостаточным вниманием к проблемам теоретической подготовки учащихся и формированию потребности в активизации двигательной деятельности. Учителя биологии и основ безопасности жизнедеятельности уделяют основное внимание формированию знаний по конкретным темам, не обеспечивая межпредметную и межтемную связь. Изучение раздела «Основы здорового образа жизни» 46% преподавателей ОБЖ выносят на самостоятельное изучение, 33% рассматривают в форме лекций и 10% не рассматривают совсем. Подавляющее большинство учителей (77%) считают наиболее удачным способом формирования знаний о здоровом образе жизни обобщающие или интегрированные уроки.

4. Из числа выделенных умений здорового образа жизни в процессе реализации программы по физическому воспитанию формируются преимущественно аналитико-оценочные, оздоровительные, физиометрические и умения по обеспечению собственной безопасности, но при этом познавательные и прогностические умения практически не развиваются. Программы по «основам безопасности жизнедеятельности» и по «биологии» акцентируют внимание на познавательные, аналитико-оценочные и прогностические умения, а также на умения обеспечения собственной безопасности, но не предусматривают возможности влияния на физические свойства человека и реализации оздоровительных задач.

Из числа выделенных понятий, раскрывающих суть «здорового образа жизни», биология предполагает изучение качества, стиля, стандарта и уровня жизни. Из перечисленных понятий предмет «физическая культура» не предполагает изучение «качества жизни», а «основы безопасности жизнедеятельности» не раскрывают сути «стандарта жизни».

Таким образом, проведенный контент — анализ содержания программ, учебников и учебных пособий, подтверждает необходимость интеграции данных дисциплин для формирования понятий, умений и навыков соблюдения принципов здорового образа жизни. Такой подход позволяет преодолеть предметную разобщенность, избежать дублирования в содержании тем, разделов, а также экономит учебное время и способствует пониманию проблемы.

5. Для успешной реализации задачи формирования информационного и деятельностного компонентов здорового образа жизни за счет интеграции учебных дисциплин «физическая культура», «биология», «основы безопасности жизнедеятельности» следует придерживаться следующих принципов: системности при выборе содержания и направления воздействия, научности при отборе содержания интегрированного курса, комплексности решения задач с акцентом внимания на формирование деятельностного компонента, индивидуализации, а также других дидактических принципов.

Методика воспитания позитивного отношения к здоровому образу жизни на основе интеграции содержания школьных предметов «физическая культура», «биология» и «основы безопасности жизнедеятельности» предусматривает соблюдение следующих основных методических условий:

• овладение знаниями и умениями о здоровом образе жизни на основе разработанной системы понятия «здоровый образ жизни»;

• системное и систематическое развитие знаний о здоровом образе жизни во взаимосвязи с другими понятиями, изучаемыми на интегрированных курсах;

• создание устойчивой мотивационной среды обучения средствами интегрируемых курсов;

• обеспечение личностно-ценностного подхода при формировании здорового образа жизни;

• комплексное использование словесных, наглядных и практических методов обучения, их осознанный выбор и оптимальное сочетание;

• применение комплексов физических упражнений, способствующих активизации самостоятельной деятельности учащихся;

• использование различных типов уроков, в том числе и интегрированных, а также внеурочных мероприятий;

• выполнение разработанного комплекса упражнений, адекватного полученным знаниям в подготовительной части уроков физической культуры;

• объяснение значения на уроках ОБЖ и биологии и комплексное применение на занятиях физической культурой физических упражнений, противодействующих появлению и развитию «школьных патологий» (нарушение осанки, нарушение зрения, гиподинамия, ожирение и др.);

• обучение детей способам объективной самооценки физического состояния.

— 1406. Применение предложенной методики позволяет эффективно формировать у учащихся комплекс знаний о здоровом образе жизни и составных ее компонентах: «качество жизни», «стиль жизни», «уровень жизни». Так, коэффициент эффективности овладения учащимися экспериментальной группы знаний о двигательной активности и рациональном питании составляет 0,69, а в контрольной — 0,4, по способам и методике закаливания — 0,57 и 0,28 соответственно (различия достоверны Р<0,05).

Подавляющее большинство участников эксперимента попадают в группы с более высоким уровнем знаний (IV и III) по всем составным понятия «стиль жизни» (двигательная активность и ее значение для здоровья, рациональное питание, закаливание как компонент здорового образа жизни, режим дня, безопасное поведение, отказ от вредных привычек, половое просвещение), тогда как участники контрольной группы попадают в группы усвоивших хуже (II, I и О). Аналогичное соотношение знаний проявляется и по составляющим понятия «качество жизни».

7. До начала эксперимента подавляющее большинство учащихся (от 51 до 82%) имели низкий уровень сформированности умений вести здоровый образ жизни по всем составляющим, за исключением умений обеспечения безопасности (здесь 42% имели низкий, 36% средний и 22% высокий уровень). В результате применения экспериментальной методики достигли высокого уровня владения познавательными умениями 89%, аналитико-оценочными — 47%, прогностическими — 52%, оздоровительными — 87%, физиометрическими — 80%, умениями по обеспечению безопасности — 54%. Кроме того, наблюдается резкое уменьшение наполняемости группы с низким уровнем сформированности умений.

8. Усвоение знаний и формирование умений вести здоровый образ жизни позволяет сформировать готовность и убежденность в необходимости деятельностного отношения к своему здоровью у учащихся 9 классов. Установлено повышение ранга занятий физическими упражнениями и соблюдения принципов здорового образа жизни в свободное время. В результате эксперимента 65% учащихся контрольной группы систематически ведут дневник самонаблюдений и выполняют задания учителя физической культуры, а 30% стали активно участвовать в работе спортивных секций в школе и вне ее.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Интерес к занятиям физическими упражнениями развивают:

• системный подход к формированию знаний о здоровом образе жизни на основе интеграции содержания учебных предметов: «физическая культура», «биология», «основы безопасности жизнедеятельности»;

• включение и объяснение материала о значимости физической культуры для сохранения здоровья в содержание интегрируемых курсов;

• мотивированное раскрытие глобальных и региональных проблем здоровья в современном обществе.

2. Потребность к здоровому образу жизни будет реализована, при соблюдении следующих условий:

• в качестве теоретической основы развития знаний о здоровом образе жизни использовать предлагаемую систему понятий;

• проводить поэтапное изложение содержания материала на занятиях физической культуры, ОБЖ, биологии и практически реализовывать теоретические знания на уроках физической культуры;

• формировать знания и умения здорового образа жизни на основе интеграции содержания учебных предметов физической культуры, биологии и основ безопасности жизнедеятельности;

3. В состав средств физического воспитания, применяемых на уроках физической культуры, следует включить комплексы физических упражнений, противодействующие появлению и развитию так называемых школьных патологий". Эти же упражнения должны составить основу домашних заданий. К проверке домашних заданий целесообразно подключение родителей, что требует соответствующей разъяснительной работы.

4. Для обеспечения мотивированного и деятельностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих следует обратить особое внимание на следующие моменты .

• проведение обобщающих интегрированных уроков в форме ролевых игр, диспутов, конференций, соревнований;

• создание условий и ситуаций, воздействующих на сознание и эмоциональную сферу учащихся;

• актуализацию значимых для школьников мотивов;

• систематический контроль за ходом выполнения домашних заданий как на уроках, так и вне школы;

• введение в практику ситуаций самоконтроля и самоанализа учащимися своего поведения и самочувствия, в первую очередь, за счет «дневника самоконтроля».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И., Абаскалова Н. П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Сборник научных трудов. — Липецк: ЛГПУ, 1996.-С.З-12.
  2. А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188с.
  3. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. 63с.
  4. В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1998. — 148с.
  5. Н.Д. Использование экологического материала на уроках биологии в 9 классе. Методические рекомендации. С. Петербург. «Образование» 1994. — 9с.
  6. Н.Д., Понаморева И. Н., Соломин В. П. Развитие понятий экологии человека в разделе «Человек и его здоровье». Программа спецкурса. С Петербург «Образование». 1993.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -402с.
  8. Э.С. и др. Физкультура при близорукости. М.: Знание, 1985. -64с.
  9. Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования валеологии//5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21−24 июня 1998 СПб: РИПМиВ, 1998. С.10−12.
  10. Г. Л. Валеология имеет ли она право на самостоятельное существование. \ Валеология.. 1996. -№ 2. С. 11 — 13.-14 411. Апанасенко Г. Jl. Физическое развитие детей и подростков. Киев. Здоровья. 1985. 79с.
  11. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. 270с.
  12. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. С. 67.
  13. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. — С.43
  14. Бажуков С М. Здоровье детей общая забота (организация физического воспитания школьников по месту жительства). — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 127с.
  15. В.М., Бондин В. Н., Каплиев В. А., Лысенко А. В. Валеодиагностика. Учебное пособие по валеологии для студентов всех специальностей педвузов. Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1999, — 100с.
  16. Л.Ю. Графы и их применение // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 143с.
  17. В.П. Элементы теории управления процессом обучения. 41. М.: Знание, 1970.-80с.
  18. Бестужев Лада И. В. Прогнозирование образа жизни // Проблемы социалистического образа жизни. М., 1997. -С. 221.
  19. А.П. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1979. — 224с.
  20. Биология: Человек, Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А. С. Батуева. М.: Просвещение, 1994. — 240с.
  21. Г. П. Школьникам здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре). — М.: Физкультура и спорт, 1998.-192с.
  22. И.В. Труд, возраст, здоровье (Как достигнуть активного долголетия). М.: Знание, 1985. — 96с.
  23. В.И., Баршай В. М. К вопросу о валеологическом образовании школьников//Валеология. 1997.-№ 1.-С.25−27.
  24. В.И. Концептуальные основы валеологического образования: Методические рекомендации. Ростов н/Д: Изд-во пед. ун-та, 1998.
  25. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. Л.: Наука. 1987
  26. И.И. Валеология наука о здоровье. 2изд. М.: Физкультура и спорт. 1990.
  27. Е.П. Методы научных исследований по методике биологии // Общие проблемы методики биологии как науки и учебной дисциплины/ АПН СССР, НИИООВ.-Л., 1971.-С.8−12
  28. С.М. Новое в понимании здоровья // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 19−22.
  29. В Министерстве общего и профессионального образования РФ (обязательный минимум по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности от 14.07.98 № 1133/14−12 // Физкультура в школе. -1998. -№ 6.-С.8.
  30. Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии// Валеология. 1997. — № 4 -С.5−7.
  31. Э.Н. Предпосылки возникновения валеологии // Валеология. -1998-№ 3. С13−14.
  32. Валеология. Справочник школьника сост. С. Н. Заготова. Донецк: ПКФ и БАО, 1998.-448с.
  33. М.Я., Ильич В. И. Физическая культура работников умственного труда. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  34. Валеология: Учебное пособие / Под общей редакцией В. П. Соломина, Ю Л. Варшамова. СПб.: Образование, 1995. — 205с.
  35. Васильева.В Е Демин Д. Ф. Врачебный контроль лечебная физкультура. -М. ФИС. 1968.
  36. Виленский.М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, — 1997. № 9. — С.9−11.
  37. Е.Л., Барсукова Н. К., Широкова Т. И. Основы безопасности жизнедеятельности учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Москва «Русское слово» 1995. 62с.
  38. В.П. Здоровье здоровых, введение в санологию. Киев. 1991. -248с.
  39. В.И. Здоровье в твоих руках // Биология в школе. 1995. — № 2. -С. 9−13.
  40. Л.Г., Маш Р.Д. Опыты и наблюдения в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека // Биология в школе. 1980 — № 6 -С.39.
  41. .А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи: В помощь лектору. М.: О-во «Знанием РСФСР, 1987.-40с.
  42. Воспитание гражданина в советской школе. (Под ред. Филонов-! Г. Н.). -М.: Педагогика, 1990. 176с.
  43. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления «советской психологии / Под. ред. Е В. Шороховой. М. Наука, 1966. — 476с.
  44. А.Я. Строение и жизнь человеческого тела. Руководство для школ второй ступени рабфаков, педтехникумов и самообразования. Изд.5-е. -Л.: Госуд изд-во, 1928. 224с.
  45. И.И., Карасева Т. В. Валеология. (учебно-методическое пособие для студентов ФФК и слушателей ФППК)., Шуя. 1995.
  46. Д.П., Павлова В. И. Человек, его здоровье и окружающая среда: Пособие для учителей и студентов естественно-географических факультетов. Челябинск. Издательство ЧГПУ «Факел», 1997. — 120с.
  47. В.В. Здоровье детей категория педагогическая //Воспитание школьников. — 1999. — № 1. — С.8−13.
  48. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 33 300 Безопасность жизнедеятельности. Квалификация учитель безопасности жизнедеятельности. Москва. 2000.
  49. Т.Ш. Физкультура и физика. //Физкультура в школе. 1998,-№ 3, — С.17−18.
  50. Д.Н. Основы здорового образа жизни человека //Вестник Балтийской академии. 1996. — Вып.9. — С. 15−23.
  51. Д.Н., Петленко В. П. тематика лекционного курса по валеологии для студентов высших учебных заведений // Вестник Балтийской академии. 1996. — Вып.9 — С. 15−24.
  52. Д.Д. Ходить и бегать для здоровья. М.: Знаний. 1985. — 64с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт" — № 6).
  53. К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. Мн.: Полымя, 1982- 143 с.
  54. В.И. Валеология в школе // Валеология. 1997. — № 2. — С58−66.
  55. В.JI. Образ жизни и здоровье человека // Философские вопросы медицины и биологии. Киев. 1985. — Вып. 17. — С.54.
  56. Жизнь, здоровье, долголетие: Советы профессоров / Сост. ред. Е.А. Пресман- науч. ред. B.C. Улащик. — Мн.: Белорусская навука, 1998. -622с.58.3анков Л.Г. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.- 148 с.
  57. Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.:Акцидент, 1997. — 92 с.бО.Зарецкая И. И., Травников И. Интегративный урок в системе гуманитарного образования. //Школа. 1999. — № 2. — С. 24−27.
  58. Л.С. Формирование у учащихся практических умений по оказанию первой доврачебной помощи // Биология в школе. 1987. — № 4. — С.72.
  59. И.Д., Калашникова Н. И. Взаимосвязь курсов анатомии и физиологии человека и физической культуры. М. Изд — во Академии пед. наук РСФСР, 1959. — 35с.
  60. Информационно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России // Физкультура в школе. 1999. — № 2. — С.72.
  61. В.И. Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники. Ташкент 1987. С 26−27.
  62. Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376с.
  63. О.С. К вопросу о формировании знаний о здоровом образе жизни на основе интеграции учебных предметов // Образование города на пути к XXI веку. Проблемы, исследования, опыт, перспективы. Выпуск 1. Майкоп 2000. — С.227 — 231.
  64. О.С. О проблемах валеологии научной дисциплины в области здоровья человека. // Международная научно-практическая конференция «Биосфера и человек»: (Материалы конференции). Группа авторов. -Майкоп: изд -во АГУ, 1999. — С.34 — 38.
  65. О.С. Отражение элементов валеологических знаний в содержании школьной программы // Проблемы Северо-Запада: экология и образование: тезисы докладов научно-практической конференции. Санкт Петербург, 1999 г. — С.94 -95.
  66. В.П. Некоторые проблемы хронических заболеваний //Вестн. АМН. СССР. 1975. № 10. — С.6−16.
  67. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам ЗОЖ): пер с англ. М.: Медицина, 1990. — 140с.
  68. П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704с.
  69. Т.В., Голицина И. И., Толстов С. Н., Перевозчиков Е. В. Методические подходы к систематизации основных понятий теории валеологии и профилактической медицины. // Валеология. 1996. — № 2. — С.42−43.
  70. В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. училищ. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1980. -304с.
  71. В.Ж. Ковальзон М.Я Теория и история проблемы теории исторического процесса.М., 1981. — с 94.
  72. Кетао. Р. Б, Формирование физической культуры личности в условиях детско-юношестких комплексов физической подготовки.Туапсе. 1995
  73. Кирой В Н., Войнов В. Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. -№ 3. — С.43−47.
  74. М. Основы здорового образа жизни // Основы безопасности жизни. 1998. — № 10. — С.46.
  75. А.А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М.: Политиздат, 1986. — 168с.
  76. Колбанов В. В, Зайцев Г. К. Валеология в школе Методическое пособие. -СПб.: СПбГУПМ, 1992−52с.
  77. В.В. Методологические и организонные основы педагогической валеологии //Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сборник научных трудов. Липецк.: ЛГПУ, 1996. — С.55−61.
  78. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 6. — С.84−89.
  79. Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы // Биология в школе. -1989, — № 3. С. 13.
  80. Д.В. Здоровье через образование // Биология в школе. 2000. -№ 2. — С.21.
  81. Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9−10 классов средней школы. М., 1989.
  82. О.П. Формирование валеологических знаний и умений при обучении биологии в 9 классе. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1998 -171с.
  83. Комплексная программа физического воспитания уч-ся I XI классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение. 1985.
  84. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1997. 448 с.
  85. Концепция (проект) образовательной области «основы безопасности жизнедеятельности» для 12-летнего общего среднего образования. // Основы безопасности жизни. 2000. — № 1. — С.6−14.
  86. Н.К., Михеев А. А., Николаенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для ср. спец. учеб. Заведений. М.: Высш.шк., 1984. -336с.
  87. П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно -методическое пособие. Барнаул. Алт.кн. изд-во. 1990 — 160с.
  88. Н.Т. Интеграция современного научного знания. Киев. «Вища школа». 1984. С. 183.
  89. Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 415.
  90. А.А. Вопросы методики педагогических исследований. -Таллин: «Валгус», 1971. 227 с.
  91. В.Г., Саракуева Э. А. Введение в этнопсихологию: Учебно-метод. Пособие для студентов. М: Институт психологии, 1996. — 343 с.- 153 104. Кузьмин В. П. Гносеологические проблемы системного знания. М., 1983. — 196 с.
  92. П.Г. Идея межпредметных связей в истории педагогики // Советская педагогика. 1964. — № 12. — С.87.
  93. С.К., СергеевС.К., Шленов Ю. В, Валеологическая сиситема сохранения здоровья населения России.// Валеология. 1996. — № 1. — С.9−17.
  94. В.Г. Мониторинг физического состояния школьников и подготовка будущих медицинских работников среднего звена к его проведению. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Майкоп, 1998. С. 20.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  96. П.И., Лянге С. С. В школу за здоровьем. Учеб. метод. Пособие. — К.: Рад.шк., 1990. -64с.
  97. И.Я. Вопросы экологии в разделе «Человек и его здоровье» // Биология в школе. 1987. — № 3. — С.41.
  98. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.
  99. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. -М.:Физкультура и спорт, 1951. 444с.
  100. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. З. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Физкультура и спорт, 1956. -439 с.
  101. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции, — М.: Медицина, 1992. 512с.- 154 115. Лисицин Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. -М.:Мысль, 1989. — 270с.
  102. .Т. Воспитательные аспекты обучения. -М: Просвещение, 1982.-192с.
  103. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры, 1997, № 6, С.26−37.
  104. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. Новосибирск: Наука, 1992. —120с.
  105. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  106. Малая медицинская энциклопедия. Т. 3., м., 1966. 1183с.
  107. Ю.И., Рымаленко В. Е. Об интегральном уроке в школе //Новые исследования в педагогических науках. 1990. — № 2. — С.50−52.
  108. М.Ф. Валеология и безопасность жизнедеятельности: Курс лекций. М.: МГЭИ, 1997, — 216с.
  109. К.Ю., Попова С. А. Здоровье населения Республики Адыгея // Медико-социальные проблемы здоровья населения Северного Кавказа. Майкоп, 2000. — С.36−48.
  110. А.П. Идти другим путем // Физкультура в школе. 1999. № 4. — С.75−76.
  111. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1991.-543с.
  112. А.П., (ред.) Алексеев Н. И., Афанасьев В. З., Гавердовский Ю. К., Жареков С. М. и др. Физическая культура программа для уч-ся средних общеобразовательных школ (V IX кл.). // Физкультура в школе. 1999. — № 3. — С.2−4.
  113. Матрос Л. Г Философско-методологические проблемы формирования здорового образа жизни// Здоровье человека в условиях НТР.-Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. С.56−66.
  114. Маш Р.Д., Л. М. Сойбельман Л.М. О путях совершенствования преподавания раздела «Человек и его здоровье» // Биология в школе. -1988. -№ 1-С.19.
  115. С.В. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста. Монография/СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 1997.
  116. Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н. Е. Кузьминой / Л.: ЛГУ, 1980. 172с.
  117. Н. ОБЖ на всех уроках. // Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — Апрель. — С.23−24.
  118. Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. Изд-во «наука». М.: 1980. 288с.
  119. И.В. Возможности организма человека. М.: Знание, 1988. — 96с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт" — № 9).
  120. Т.Ю. Анализ самооценки валеологической подготовленности и здоровья старшеклассников общеобразовательной школы. // Валеология. 1998. — № 3. — С.37−40.
  121. В.Р. Закаливание как средство укрепления здоровья школьников // Биология в школе. 1986. — № 1. — С. 16.
  122. В.Р. О факторах, укрепляющих здоровье, и факторах, ослабляющих его // Биология в школе. 1985. — № 4. — С.43.
  123. В.Р. Физкультура как фактор укрепления здоровья // Биология в школе. 1985. — № 5. — С.53.- 156 138. Николов П. Интегральный подход в педагогическом процессе. София, 1985. С.116−170.
  124. О преподавании биологии в 1998/99 учебном году //Вестник образования. 1998. — № 9. — С.76.
  125. О федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 -2000 годы (письмо Минобразования РФ от 05.01.97 № 1). // Вестник образования. 1997. -№ 5. С. 18.
  126. Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения: Учебное пособие. -Нижневартовск: 1993−109с.
  127. И.В. Физическая культура и биология // Физкультура в школе. 1999. № 3. С.33−34.
  128. Н.А. Здоровье как предмет теоретико-медицинского и философского исследования //Философские вопросы медицины и биологии. Киев. 1984, — Вып. 16, — С. 16.
  129. С.Ф. О терминологии // Вопросы санологии: Сб 3. Материалы Всесоюзной санологической конференции. М., 1969. С.3−5.
  130. В.И. Валеология. Краснодар: Советская Кубань, 1997. -288с.
  131. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования//Народное образование. 1997.-№ 8, — С.4−13.
  132. Основы безопасности жизнедеятельности Проб. учеб. для общеобразовательных учреждений 9 класс (Смирнов А.Т., Фролов М. П.,
  133. Е.Н., Богоявленский И. Ф., Петров С. В. М.: Издательство АСТ1. ЛТД.- 1997−384с.
  134. Основы безопасности жизнедеятельности учебное пособие 5−11 классы под общей реакцией Полишко В. В. Смоленск. Вентана Гаф. 1995.-218с.
  135. А.А. Избранные труды. М., 1950. 331с.
  136. Отвечаем на ваши вопросы: Сборник М.: Знание, 1987. — 96с. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт" — № 9).
  137. Отношение населения к здоровью / Под ред. И. В. Журавлевой. М.: ИСРАН, 1993. — 178с.
  138. С.М. Проблемы саногенеза в лечебной и профилактической медицине // Вопросы санологии: Вып. 2. Львов, 1968. -С.7−10.
  139. Пакулова В.М.(руководитель), Пасечник В. В., Латюшин В. В. Авторская программа по биологии для основной школы. М.: Просвещение, 1993. -С. 98
  140. Патологическая физиология. М., 1973. 530с.
  141. В.П. Валеология человека. Валеологический семинар в 5-ти томах. СПб.: Петроградский и К0, 1996.
  142. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб: Балтийская педагогическая академия, 1998.- 120с.
  143. В.П., ЦарегородцевГ.И., Философия медицины. Киев: Здоровье, 1979−230 с.- 158 159. Пирогов Н. И. Об учреждении гимнастического института. Избранные педагогические сочинения./ Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок.- М.: Педагогика, 1985. 496с.
  144. Письмо Министерства общего и профессионального образования № 1883/29−11 «О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся».
  145. Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушениях прав детей на охрану жизни и здоровья». (12.08.96. № 1 ГП- 118−98).
  146. Планирование учебного материала. Раздел «Человек и его здоровье» IX класс // Биология в школе. 1996. — № 1. — С. 43.
  147. Ю.К., Шевченко В Н. Исследования в области исторического материализма // Вопросы философии. 1981. — № 1. -С. 34−35.
  148. Д.В. Методические рекомендации к антиалкогольному воспитанию школьников // Биология в школе. 1988. — № 2. — С.50.
  149. И.Н. Общая экология. Книга для учителей и студентов педагогических вузов. Пермь, 1994. 177с.
  150. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1979. — 87 с.
  151. Н.И. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва. Радуга:-1982. 372 с.
  152. С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) СПб.: Союз, 1998. — 256с.
  153. Программы восьмилетней и средней школы: Биология. М.: Просвещение, 1981.- 159 170. Профамма общеобразовательных учебных заведений физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: «Просвещение», 1993.
  154. С. Межпредметные связи. София, 1977. С. 7.
  155. .Е. Половое просвещение в школе. JI.: Изд-во «Ленинградская правда», 1927. 79с.
  156. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство АН СССР, 1958. 147с.
  157. П.Ф. О межпредметных связях на уроках «Человек и его здоровье»// Биология в школе. 1998.- № 3.-С.47.
  158. X. Интегративный подход к формированию коммунистического мировоззрения: Пер. с болг. М.: Педагогика, 1990. -176с.
  159. А.В. Некоторые аспекты глобальной безопасности человека// Основы безопасности жизнедеятельности. 1999. Июнь.- С. 4.
  160. О.П. Межпредметные связи на уроках в IX VIII классах// Физкультура в школе. 1984. — № 5. — С. 15.
  161. Сборник статей Здорового образа жизни. Социально-философские и медико-биолгические проблемы. Кишинев «Штиинца», 1991.
  162. А.В. Теоретико-методологические и медико-социальные проблемы общественного здоровья. Автореф. дисс. .док. мед. наук.-М, 1992.-25 с.
  163. И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С.81−83.
  164. А.П., Вишневская E.JI., Волошинов A.M. и др. программа Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся Ы1 кл. общеобразовательной школы. М., 1997.
  165. А., Жилов Ю. Поурочное планирование программы ОБЖ. Методические рекомендации по проведению уроков с учащимися по курсу ОБЖ // Основы безопасности жизни. 1998.
  166. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. -208с.
  167. Н.А. Русская фауна или описание и изображение животных, водящихся в Империи Российской. Спб.: тип. К. Вингебера, 1980.-623с.
  168. В.И., Быховская И. Н., Лубышева Л. И. Концепция физической кульуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С. 11
  169. А.Д., Цуткин Д. А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. -№ 5. — С.6.
  170. И.Т. Три урока о здоровом образе жизни//Биология в школе. 1998. — № 3. -С. 32−35.
  171. Д.Г., Мамедов Я. Д. Механизм выздоровления. М.: Знаний, 1984. -64с.
  172. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 95с.
  173. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и К°, 1995. — 352с.
  174. Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей: К проблемам школьной валеологии. (Методическое пособие). СПб.: Б. И., 1993. — 116с.
  175. Л.Г., Поздеева Н. В. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5−7 классов. СПб.: Петроградский и К°, 1997. — 288с.
  176. Типовая программа для средней (полной) школы (VI-XI кл.) по биологии. М.: «Просвещение» 1993.
  177. В.И. Образ жизни понятия, реальность.Проблемы. М.:1975.- С.29
  178. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности Учеб. для учащихся 5−9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Просвещение», 1996- 158с.
  179. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.: Учебник для учащихся 10−11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. — 126с.
  180. И.К. Авторская программа основы безопасности жизнедеятельности, учащихся 1−11 кл. общеобразовательной школы. -М&bdquo- 1997.
  181. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ, под. Ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. -176с.
  182. З.И. Валеология и образование: проблемы и решения. 4.1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999 — 220с.
  183. З.И., Мошевич В. А. Умножить личность на время и время на личность (Учителю о современных проблемах школьного образования). — Челябинск: ЧИПКРО, 1994. — С.88−90.
  184. А.Д. Взаимодействие естественных, общественных и технических наук (философско- методические проблемы). София, 1985. -С.113.
  185. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 79с.
  186. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112с.
  187. К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. M-JL: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. — 776с.
  188. Физическая культура в школе. Методика уроков в IV VIII классах. Под. Ред. З. И. Кузнецовой. М., «Просвещение», 1972. — 352с.
  189. Физическая активность человека / Бальсевич В. К., Запорожанов В. К., К. Здоров'я, 1987. — 224 с.
  190. Формирование здорового образа жизни детей: комплексный межотраслевой подход/ Под ред. К. А. Тулебаева, Э. М. Курлеутовы,-Алма-Ата. Б.и., 1991. С. 21.
  191. Формирование социально-активной личности в подростковом и юношеском возрасте: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. 192с.
  192. Н.Х. Физическая культура в системе образования М.: Советский спорт, 1994.
  193. .К. Азбука движений. М.: Знание, 1990. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт" — № 1.)
  194. А.Г. Здоровье школьников // Биология в школе. 1997. -№ 2.-С.11.
  195. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 47с.
  196. К. Из записной книжки. В. кн.: Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1970, Т.5. — С.45.
  197. А.С. Некоторые философские аспекты теории социализма. М&bdquo- 1983, — С. 179.
  198. A.M., Петришина О. Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена: Учебник для 9 класса средней школы. М., 1991.
  199. A.M., Петришина О. Л. Биология: Человек и его здоровье. Учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1994. — 240с.
  200. В.Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия: Пособие для педагогических и медицинских работников / Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, 1997. -84с.
  201. Н., Коган В. Основа развития современной высшей школы. // Высшее образование в России. -1998. № 2. — С. 17−22.
  202. К.Д., Исаков О. И., Левченко В. Г. Высшее образование: смысл происходящего и контуры будущего // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп. 1998. — № 2. — С.11−14.
  203. М.Г. Интеграция науки (философский очерк) 2-е изд. М.: Мысль, 1981. 276с.
  204. .М. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агенство., 1997. 245с.
  205. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Ростов на — Дону, издательство «Феникс», 1996. — 636с.
  206. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989,-136с.
  207. Г. М. Методические пособия по экологии человека. Горно -Алтайск. 1994. 105с.
  208. Ф. Диалектика природы. М., 1950. С.4
  209. Bennett. J.P., Mastad. D. Interdisciplinary Teaching // Journal of Physical Education and Recreatioon (YOPER), Febr. Vol 52, 1981. № 2. -p.23.
  210. Noack. H. Concepts of health and health promotion \ Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987. — p. 7−14.
  211. Анкета для учащихся школ Сообщите данные о себе:1. Школа, класс.2. Возраст, пол.
  212. Считаете ли вы себя здоровым человеком:001.да, 002 нет, 003-практически здоров, 004 часто плохо себя чувствую.
  213. Напишите, что такое здоровье, как вы его понимаете:5. От чего зависит здоровье:005 от состояния здоровья родителей, родных, 006 от состояния окружающей среды, 007 от достижений медицины, 008 от образа жизни человека. Напишите свой вариант ответа:
  214. Напишите, что вы понимаете под здоровым образом жизни, какие составляющие его вы знаете:
  215. Что включает в себя правильное питание:009 регулярное питание, в одно и то же время, 010 разнообразное, есть как можно больше фруктов, зелени, € 011 — не есть мяса, придерживаться диеты, 012. есть досыта и когда хочется.
  216. Укажите соотношение количества пищи за день, исходя из 100%:013 завтрак- 30%, обед — 50%, ужин — 15%014 завтрак — 10%, обед — 40%, ужин 50%015 завтрак — 25%, обед — 50%, полдник — 15%, ужин -10%.
  217. Как часто вы делаете утреннюю зарядку:016.ежедневно, 017−2-3 раза в неделю, 018 не делаю.10. Курите ли вы:019.да, 020-нет, 021-иногда балуюсь.
  218. Пробовали ли вы алкогольные напитки, наркотики: 022 да, 023 — нет, 024 — иногда балуюсь
  219. Что вы делаете, чтобы быть здоровым:030 занимаюсь физическими упражнениями, хожу в спортивную секцию, 031 закаляюсь, придерживаюсь рационального питания, 032-сплю 12 часов в день.033 ничего.
  220. Скажите, что мешает вам заниматься физкультурой, вести здоровый образ жизни:034 нет необходимости, т. к. я здоров, 035- нет времени, условий, 036 скептическое отношение со стороны сверстников, 037 мешает собственная лень,
  221. О чём вы думаете, когда видите человека, занимающегося бегом: 038 правильно делает, надо тоже заняться, 039. правильно, но лучше дома телевизор посмотреть, 040. наверное, ему делать нечего.
  222. Если вам предложат участвовать в соревновании за честь школы, вы:041 сразу откажитесь, 042 если заставят, соглашусь, 043 соглашусь сразу с радостью,
  223. Хотите ли вы знать о здоровье и здоровом образе жизни больше, чем знаете сейчас?044 да, 045 — нет.
  224. Анкета для учителей физической культуры
  225. Какой программой вы пользуетесь при провидении занятий в 9-х классах: а) общеобразовательной программой по физической культуре (1993), б) комплексной программой по физическому воспитанию (1985), в) свой вариант.
  226. Напишите, какие учебники и учебные пособия используете при подготовке к занятиям:
  227. Как вы преподаете теоретический материал учащимся по вопросам if, укрепления физического здоровья: а) на самостоятельное изучение, б) написание рефератов, подготовка докладов, в) свой вариант.
  228. Какие способы проверки теоретических знаний вы используете в своей работе. а) заполнение карточек, выполнение тестов, б) проведение письменных проверочных работ, в) устный опрос.
  229. Удовлетворены ли вы качеством знаний учащихся по вопросам укрепления и сохранения здоровья: а) да, б) нет.
  230. Назовите основные составляющие здорового образа жизни:
  231. Какой программой вы пользуетесь при изучении курса 9 класса: а) авторы: E. J1. Вишневская, В. Б. Волошинов, A.M. Глаголева, В. А. Кабачков, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов и др., б) автор И. К. Топоров, в) свой вариант (напишите какой).
  232. Как вы преподаете тему 2.2. Основы здорового образа жизни: а) частично на самостоятельное, б) вообще не преподаю,
  233. Перечислите, из каких компонентов складывается здоровье.
  234. Назовите основные составляющие здорового образа жизни:
  235. Какие формы организации учебной работы лучше использовать для формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни: а) изучение факультативных курсов, б) использование межпредметной интеграции с другими предметами (биологией, физической культурой).
  236. Анкета для учителей биологии
  237. Что, по вашему мнению, может сделать учитель для сохранения и укрепления здоровья школьников: а) проводить соответствующую работу с родителями, б) пропагандировать здоровый образ жизни учащимся на своем предмете, в) свой вариант
  238. Назовите основные составляющие здорового образа жизни:
  239. Анкета для учащихся после проведения эксперимента
  240. Используете ли вы дома комплексы физических упражнений, разученных на занятиях по физической культуре: д а) да, б) нет, в) иногда.
  241. Стали ли вы ходить в спортивную секцию после посещения экскурсий, ^ бесед с тренерами: а) я уже занимался (сь), б) да, начал ходить, в) нет.
  242. Как вы считаете, можно ли, изменив образ жизни, повысить уровень здоровья: а) да, б) нет, в) сомневаюсь.
  243. О чем вы думаете, когда видите человека, занимающегося бегом. fа) надо тоже заняться, б) правильно, но лучше дома телевизор посмотреть, в) наверное, ему делать нечего.
  244. Что вы сделаете, чтобы сбросить лишний вес: а) откажусь от еды, б) буду есть меньше сладкого и заниматься бегом, в) свой вариант.
  245. Если вам предложат участвовать в соревновании за честь школы, вы: а) сразу откажусь, б) если заставят, соглашусь, в) соглашусь сразу с радостью.
  246. План-конспект проведения обобщающих интегрированных уроков
  247. Интегрированный обобщающий урок «Вредные привычки и связанные с ними 4 чрезвычайные ситуации».
  248. Влияние вредных привычек на состояние систем организма-
  249. Чрезвычайные ситуации, возникающие из-за злоупотребления вредными Ф привычками-
  250. Занятия физическими упражнениями как средство борьбы с вредными привычками.
  251. Урок заканчивается обобщающей беседой, в ходе которой школьники предлагают способы противостояния пагубным привычкам. Вопросы для размышления:
  252. Почему наркомания проникает в молодежную среду?
  253. Продумайте и предложите свои методы борьбы с алкоголем и курением среди подростков. Почему вы считаете их эффективными?
  254. Интегрированный обобщающий урок «В поликлинике».
  255. Задачи: обобщить и углубить знания школьников о здоровом образе жизни- совершенствовать навыки приемов оказания первой помощи, транспортировки пострадавшего- развивать умения логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения.
  256. Опрос проводят сами учащиеся в форме игры, с демонстрацией практических и теоретических знаний, по заранее подготовленным заданиям: «Для больного»:
  257. Составить симптомы болезней гриппа, ангины, туберкулеза, описать признаки кровотечений, перелома.1. Для врача»:
  258. Поставить диагноз согласно жалобам больного, измерить давление, подсчитать пульс, сделать вывод о самочувствии «пациента». «Для медицинской сестры»: Ф 3. Умение оказать помощь при переломах, кровотечении, остановке дыхания. «Для фармацевта»:
  259. Рекомендовать больному траволечение, согласно его заболеванию (сердечнососудистой системы, дыхательной, болях в мышцах).
  260. В результате игры идет проверка не только знаний учащихся по предмету, но и совершенствование умений.
  261. Вторую часть урока рекомендуем провести в «ординаторской» и заслушать сообщения врачей по темам:
  262. Болезни цивилизации, связанные с нездоровым образом жизни.
  263. Загрязнение окружающей среды и ее влияние на здоровье.
  264. Здоровый образ жизни как основной путь сохранения и укрепленияздоровья.
  265. Игра заканчивается подведением итогов и выставлением оценок
  266. Работа врача Медсестры Фармацевта Оценка Сообщение итогобольного врача1
Заполнить форму текущей работой