Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность в соревновательном процессе и методика подготовки судьи по волейболу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. Современный спорт характеризуется возрастанием сложности и напряженности борьбы в процессе соревнований. В этом случае все более значимой становится роль судьи, в особенности в видах спорта с субъективной оценкой деятельности спортсменов. К числу таких видов относятся спортивные игры и, в том числе — волейбол. В настоящее время как на международной спортивной арене, так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современные представления по проблеме деятельности судьи по волейболу в игровом процессе
    • 1. 1. Развитие волейбола в правилах игры (исторический аспект)
    • 1. 2. Основы ведения игрового процесса
    • 1. 3. Деятельность волейболистов в соревновательном процессе, как объект спортивного арбитража
    • 1. 4. Особенности организации и проведения соревнований по волейболу
    • 1. 5. Спортивный арбитраж как фактор управления соревновательной деятельностью в волейболе
    • I. 6. Организационно-методическая подготовка судей по волейболу

Деятельность в соревновательном процессе и методика подготовки судьи по волейболу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современный спорт характеризуется возрастанием сложности и напряженности борьбы в процессе соревнований. В этом случае все более значимой становится роль судьи, в особенности в видах спорта с субъективной оценкой деятельности спортсменов. К числу таких видов относятся спортивные игры и, в том числе — волейбол. В настоящее время как на международной спортивной арене, так и на внутренних соревнованиях резко обострилась спортивная конкуренция, поединки волейбольных команд становятся все более длительными и напряженными. Отмечено, что уровни физической, технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команд в целом постепенно сближаются, что определяет остроту борьбы соперников. Соревнования, в которых спортсмены и тренеры проверяют и оценивают качество совместной тренировочной работы, являются важным фактором развития волейбола. Судья, как лицо обеспечивающее четкое проведение соревнований, активно включен как в игровой процесс, так и оценку подготовленности игроков и команды. Таким образом, развитие волейбола, как вида спорта, определяется триадой: «спортсмен-тренер-судья» .

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в настоящее время изучены физические качества, техника и тактика игры, проблемы организации и деятельности команды, педагогический процесс подготовки игроков и т. д. — все это относится к деятельности спортсменов. В последние годы предпринят ряд попыток освещения деятельности судьи в спортивных играх: баскетболе (напр. 52, 60 и др), футболе (напр. 14, 93 и др.), хоккее (напр. 28 и др.). Однако, в волейболе имеется лишь одна работа (55), которая относится к 1976 г. В настоящее время дважды изменились правила игры, изменилась структура игрового процесса (перенос рук при блоке, увеличена зона подачи, разрешено касание мячом всех частей тела, введен игроклиберо и т. д.). Как и ранее, не определены слагаемые мастерства судьи: качества и структура личности, механизм регуляции деятельности и т. д., обеспечивающие эффективность его деятельности в игровом процессе.

Деятельность судьи при проведении соревнований можно рассматривать как педагогический процесс управления двумя спортивными командами, оспаривающих свое преимущество в тактико-технической и физической подготовленности. В этой связи представляется важным исследование факторов, обуславливающих успешность деятельности судьи в условиях проведения соревнований. Решение этой проблемы позволит разработать систему педагогических приемов, направленных на совершенствование подготовки и переподготовки судей различной квалификации.

Гипотеза. Выбор настоящей темы исследований основан на предположении, что:

1. Структура игрового процесса в волейболе, как поле деятельности судьи, определяет его действия по объему и объектам регулирования этого процесса.

2. Эффективность деятельности судьи по волейболу в игровом процессе может определятся рядом условий, как то: уровнем его профессионального мастерства, определенным механизмом регуляции деятельности, факторной структурой личности, закономерностями информационного обеспечения и принятия решений по оценке ситуаций игры и т. д.

3. Квалификация судьи по волейболу определяется уровнем его теоретической и практической подготовленности, реализуемой в занятиях по подготовке и переподготовке судейпри этом, ныне действующая программа такой подготовки, построенная, в основном, на изучении и трактовке правил игры, может быть значительно дополнена за счет внесения данных анализа структуры игрового процесса и психофизических характеристик деятельности судьи, определяющих ее эффективность.

Новым в постановке и проведении исследований, а также полученных результатах является то, что впервые:

1.Ha базе проведенного исследования структуры игрового процесса в волейболе выявлен объем действий судьи в этом процессеа также исследовано регулирование игрового процесса, включающего отклонение от правил (ошибки) в технике и тактике действий игроков.

2. Выявлены свойства, характеризующие профессиональное мастерство в деятельности судьи по волейболу: объективность, принципиальность, ответственность, помехоустойчивость, компетентность и т. д.

3. Определен механизм регуляции деятельности судьи по волейболу в игровом процессе на основе анализа свойств личности: переработки информации, внимания, оперативной памяти, объема поля зрения, сенсорного реагирования и т. д.

4. Выявлены закономерности информационного обеспечения деятельности судьи по волейболу в игровом процессе и принятия решений по оценке игровых ситуаций.

5. Проведен анализ выдвижения судей на соревнования и разработаны принципы назначения судей на конкретные соревнования (или отдельные матчи).

Практическое значение состоит в том, что проведенные исследования позволили разработать принципиально новую программу подготовки и ежегодной переподготовки судей по волейболу и дать практике научно-обоснованные рекомендации, направленные на оптимизацию деятельности судьи в игровом процессе.

Таким образом, предметом настоящего исследования является структура и содержание процесса подготовки и переподготовки судей по волейболу, а объектом исследования — деятельность судьи в игровом процессе.

На защиту выносятся:

1. Характеристика игрового процесса в волейболе как поля деятельности судьи.

2. Факторы успешной деятельности судьи по волейболу в игровом процессе.

3. Реализация деятельности судьи по волейболу в игровом процессе.

4. Педагогические аспекты подготовки судей по волейболу и их отбора к участию в соревнованиях различного масштаба.

Результаты работы неоднократно докладывались на заседаниях МГКС по волейболу, научных конференциях кафедры теории и методики волейбола РГАФК, они внедрены в работу Московской Городской Коллегии Судей (МГКС) по волейболу.

Выводы.

1. Объем деятельности судьи по волейболу в игровом процессе, в среднем, включает: а) в матче команд соревнований крупного масштаба (например, Чемпионата РФ) — 195,2 эпизода или 1387, 6 индивидуальных действий игроков в составе этих эпизодовв отдельно взятой партии такие показатели составляют 45,4 и 322,7. б) в матче команд соревнований среднего масштаба (например, первенства г. Москвы, как региона РФ) — 154,7 эпизода или 1057,9 индивидуальных действий игроковв отдельно взятой партии такие показатели соответственно составляют 40,7 и 278,4.

2. Основой деятельности судьи по регулированию игрового процесса в волейболе является выявление и оценка отклонений действий игроков от правил игры (т.н. «ошибки»). В работе детально описаны ошибки в технике выполнения приемов игры (33) и тактических действиях (13) отдельных игроков и команды в целом, фиксируемые судьей.

3. Деятельность судьи в игровом процессе регулируются определенным психологическим механизмом, формируемым на основе индивидуальных свойств личности: переработки информации, внимания, оперативной памяти, двигательной активности и т. д.- при этом, с ростом квалификации судьи механизм регуляции совершенствуется по всем психологическим показателям с их улучшением от 9 до 60%.

4. Факторная структура личности судей определяется их квалификацией, так: а) судьям «высокой» квалификации присущи факторы мобилизации (вклад 28,7%) и информативности (вклад 21,5%), характеризующие максимальную мобилизацию к действиюб) судьям «низкой» квалификации присущи факторы информативности вклад28,0%) и адекватности (вклад 21,4%), характеризующие возможности адаптации к игровым условиям.

5. Для судьи по волейболу основой информационного обеспечения деятельности в игровом процессе является наглядно-образный способ мышления (выбирается чаще аналитического на 59,3%), дающий выигрыш во времени решения игровых задач (на 43,3% лучше аналитического). Восприятие информации судьей основано на распознавании образов действий игроков, сличение этих образов с памятью и последующей оценкепри этом, судьи «высокой» квалификации раньше судей «низкой» квалификации определяют ошибку в действиях игроков (по технике — на 15%, по тактике — на 9,6%), прогнозируя ее появление по ранним признакам.

6. Наиболее значимыми сбивающими факторами деятельности судьи по волейболу в игровом процессе выступают: активное проявление антипатии зрителей к одной из команд или к судье (5,9 батлов), повышенная активность «болельщиков» по ходу игры (5,6 батла) — по 7-и батьной социометрической пшатев обоих случаях — значение оценивается как «высокое».

7. Перед началом матча в предстартовом состоянии у судей по волейболу отмечается: спокойствие (11%), общее напряженное состояние (45%), эмоциональное напряжение (30%), другие негативные признаки (14%) — в связи с этим, уверенность в положительных результатах своих действий при судействе испытывают лишь 50% судей.

8. Деятельность судьи по волейболу в отдельно взятой партии матча с одной стороны характеризуется высоким уровнем напряженноститак, пульс достигает 160 уд/минс другой стороны такая деятельность характеризуется высоким уровнем мобилизационной готовноститак при наличии и осознании совершенной ошибки в оценке действии игроков, чувство уверенности в своих возможностях при стремлении исключить дальнейшие ошибки, сохраняет большинство судей — 58%.

9. Общими условиями оптимальной подготовки и переподготовки судей по волейболу являются: содержательность учебного материала (6 баллов) по 7-мибальной социометрической шкале, значение «очень высокое»), круглогодичность с наличием трех этапов — общей, теоретической, соревновательной подготовки (5,2 балла, значение «высокое») — паспортизация судьи (4,9 балла, значение «высокое»).

10. Анализ ныне действующих учебного плана и программы семинаров, как основной формы подготовки и переподготовки судей по волейболу, выявил ряд существенных пробелов, имеющих важное значение для деятельности судьи в соревновательном процессе. Опираясь на полученные экспериментальные данные, разработаны принципиально новые учебный план и программа семинара, базовая структура которого составляет.

32 учебных часа и включает: лекции -14 часов (43,8%), методические занятия — 6 часа (18,7%), практические занятия — 10 часов (31,3%) и зачет — 2 часа (6,2%). Настоящий план и программа внедрены в практику работы МГКС и показали высокую эффективность.

11. Определен и дополнен рядом организационных положений порядок выдвижения судей на соревнования определенного масштаба, а также сформированы базовые принципы назначения судей на конкретные соревнования, как-то: компетентности, конкурсности, игровой ориентации, лидирования, нейтральности, прогрессирования, объективной достаточности, предварительного назначения.

Методические рекомендации.

Для решения задачи повышения эффективности деятельности судьи по волейболу в игровом процессе необходимо провести ряд мероприятий:

Для организаторов.

1. Круглогодичное проведение семинаров по подготовке и переподготовке судей с использованием разработанных нами учебного плана и программы.

2. При назначении судей на конкретные соревнования руководствоваться разработанными нами принципами.

Для судей.

1. Реализовать свойства, характерные для профессионального мастерства: объективность, принципиальность, ответственность и др.

2. Формировать и стабилизировать свойства, необходимые для оптимальной деятельности, как-то: помехоустойчивость к внешним сбивающим факторам (в частности, к реакциям зрителей), регуляции своего состояния перед начатом матча и в процессе игры команд, особенно при наличии своих ошибочных действий или решений.

3. Обеспечить профессиональную компетентность глубоким знанием правил игры, особенностей соревнующихся команд, современного состояния развития игры.

4. Устанавливать оптимальные деловые отношения с членами судейской бригады, тренерами соревнующихся команд, зрителями.

5. Стремиться к накоплению практического опыта судейства соревнований различного масштаба для формирования образов действий игроков в памяти и раннего распознавания возможных ошибок в их действиях.

6. Регулярно и ежегодно проходить обучение на занятиях по подготовке и переподготовке судей.

Заключение

.

В результате проведенных исследований:

1. Определен состав судейского корпуса РФ и одного из крупнейших регионов — г. Москвы, выявлены пути совершенствования структуры этого корпуса: совершенствование «Регламента» соревнований (36,8% судейреспондентов) и переход судейства на профессиональную основупрофессионализация (54,4% респондентов), при этом, переход на профессиональную основу судейства считает необходимым 75% судей и более 50% игрокови тренеров команд.

2. Выявлено, что общими условиями оптимальной подготовки судей по волейболу являются: содержательность материала (6 баллов по 7-ми бальной социометрической шкале, значение «очень высокое»), круглогодичность (5,2 балла, значение «скорее высокое»), введение «паспорта судьи» -паспортизация (4,9 балла, значение «высокое»).

3. Показано, что при круглогодичной подготовке су пей целесообразна реализация идеи периодизации такой подготовки с наличием определенных этапов: общей подготовки, теоретической подготовки, соревновательной подготовки. На каждом этапе решаются определенные частные задачи (подробно описанные в работе), которые способствуют становлению квалификации судьи по волейболу на основе модельных характеристик по типу «судьи международной категории».

4. По аналогии с компонентами структурной деятельности педагога-тренера, разработан определенный стандарт уровня подготовленности судьи по волейболу, реализованный в перечне знаний и умений, который определяет содержание программы подготовки судей.

5. Анализ ныне действующего учебного плана и программы семинаров подготовки судей по волейболу на8, 16, 24, 32 часа выявил наличие ряда пробелов, имеющих важное значение для деятельности судьи, как-то: отсутствие знаний о структуре и содержании игрового процессаописания объектов регулирования деятельности сторон в игровом процессеописание факторов и рекомендаций по регуляции успешной деятельности судьи в игровом процессе, порядка выдвижения и назначения судей на соревнования и др.

6. Опираясь на экспериментальные данные, разработан принципиально новый учебный план и программа подготовки судей по волейболу на проводимых семинарах, базовая структура которых составляет^' учебных часа и включает: лекции — 14 часов (#3,6%), методические занятия — 6 часов практические занятия -10 часов (31,3%) и зачет — 2 часа (6,3%).

7. Для оптимизации управления подготовкой судей по волейболу рассмотрены некоторые проблемы планирования этого процесса по содержанию, основным показаниям, контролю и коррекции выполнения планов.

8. Выявлен и дополнен рядом организационных положений порядок выдвижения судей, а также определены базовые принципы назначения судей на соревнования различного масштаба, как-то: компетентности, конкурсности, игровой ориентации, лидирования, нейтральности, прогрессирования, объективной достаточности, предварительного назначения.

9. Проведен анализ методов оценки деятельности судьи квалификационной просмотровой комиссией ВКСопределено, что такая оценка должна' использоваться при реализации принципа компетентности при последующих назначениях судьи на соревнования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А л, а т о р ц е в В. .А. Готовность спортсмена к соревнованиям.- М. ВНИИФК, 1969, — С. 184
  2. Ал ександроваГ. В. Модельные характеристики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов. Автореф. дисс.канд. пед. наук.- Киев., 1983 22 с.
  3. А л ь-Г, а з и. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика ее совершенствования. Автореф. дисс.канд. пед. наук.- М., 1995 — 25 с.
  4. Альманах «Волейбол», Изд. Всероссийской Федерации волейбола-2002 № 2 -., Тера-Спорт — С. 87 .
  5. Альманах «Волейбол», Изд. Всероссийской Федерации волейбола -2002 № 3 -., Тера-Спорт — С. 84.
  6. А м, а л и н М. Е. Исследование вопроса тактической подготовки волейболистов мастеров. Автореф. дисс.канд. пед.наук.- Тарту, 1973 — 23с
  7. Н.В., Го л и ц и н Г.А. О причинах решений в ситуациях выбора. Вопросы психологии № 1.-1971. С.55−70.
  8. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Педагогика, 1986 — 200 с.
  9. А у н и н Х. К. Об оценке соревновательной ситуации и ее последствиях у волейболистов. Автореф. дисс.канд. пед.наук.- Тарту., 1969. -40с.
  10. А.Г. Экспериментальное обоснование средств и методов развития быстроты и точности ситуативной ориентировки спортсменов. Автореф. дисс.канд. пед.наук. Тарту., 1987 — 25 с.
  11. Г. А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в игровом процессе. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1986 — 23с
  12. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., ФиС., 1976 — 223 с
  13. В.И., Б л у д о в Ю .М. и др.,. Прогнозирвание в спорте. М: ФиС. 1972. — 88 с
  14. Т.Б. Судья показывает на центр. М.: ФиС, 197 288 с
  15. Б е л и ц-Г е й м, а н С. П. Принцип передовой тактики.// Спортивные игры. 1972. -№ 12. С. 25
  16. Б е л я е в А. В. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1977. — 29с.
  17. .С., Зинченко В. П. Исследование информационного поиска. В кн. Проблемы инженерной технологии.- М.: Наука., 1977. С.90−117
  18. Б е р ж К. Общая теория игр нес? кольких лиц. М.: Физматгиз. 1961 — С. 226
  19. Б е л я е в С.Д., Г р у в и ч Ф. Г. Экспертные оценки.- М.: Статистика. 1979 -159 с
  20. Б л о к В. Уровни бодрствования внимания. В кн. Экспериментальная психология.-М. :Наука. 1980- С. 55−78
  21. Б о й к о Е. Н. Время реакции человека М.: Медицина 1974. — 440с
  22. Е.Я. Информативность тестов. //Теория и практика ФК. 1983 — № 3. — С. 23
  23. С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора. // Психологический журнал. -1981.- № 3 т.2, С. 10−11
  24. Б р у м е р И. Семинары по подготовке судей по отдельным видам спорта. // Подготовка общественных физкультурных кадров. М.: 1961. — С. 134−136.
  25. A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Наука- 1979−232 с.
  26. Б р я н к и н С. В. Структура и функции современного спорта. М.: ФиС.- 1983−70 с.
  27. Б р я н к и н С.В., Воробьев А. Н. О конкуренции в спорте. // Теория и практика Ф.К. -1983. № 5-. С. 41−43.
  28. Л.В. Методика специальной физической подготовки судей высокой квалификации по хоккею с шайбой Автореф. дисс.канд. пед.наук. -М., 1996.-23 с.
  29. В о л е й б о л. Программа для ДЮСШ. М.: ФиС. 1998 — 135 с.
  30. В о л е й б о л. Учебник для институтов и академий физической культуры. М.: ФОН. 2000. — 367с
  31. Волейбол. Сборник статей. М.: ЗАО «Принт» ВФВ. 2000 — 144с
  32. В.М. Зрительная память и модели переработки информации человекам. // Вопросы психологии № 6. 1977. — С. 50−61
  33. Е.В. Методика исследований в области физического воспитания. М.: ФиС. — 1987 — 202 с.
  34. Виноградов В. А, Т и м о х и н А.В., и др. Методическое пособие для проведения региональных семинаров по подготовке и совершенствованию судей. -СПб.: ЗАО «Берега» 1988 44 с.
  35. В о л к о в Н. И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности и способы повышения работоспособности спортсменов. Автореф. дисс.докт. биол.наук. М., 1990−38с.
  36. JI.П. Исследование чувства ритма в повышении технического мастерства спортсменов. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1996−23 с.
  37. В р ж невский И.В., Парфенов В. А. Организация и методика научных исследований в области физической культуры и спорта. -- Киев.: Высшая школа. 1960 184 с
  38. .А. Управление психологическим стрессом в соревновании. М. ФиС. 1981 — 112 с.
  39. А.Д. К вопросу о взаимосвязи структурных компонентов состояния готовности к соревнованиям. //. Сборник научно-технических работ. -Л: 1973 132 с.
  40. Г е н к и н А.А., Медведев В. В., и др. Некоторые принципы построения корректурных таблиц для определения скорости переработки информации. // Вопросы психологии. 1969 № 1 — С. 27−31.
  41. Г е н о в Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена М.: Фис. 1971—201 с.
  42. Г е р о н Э. Проявление индивидуальных особенностей человека в темпе его движений. // Вопросы психологии № 2. 1981 С. 66−75.
  43. Г ж и б А. Групповые тактические действия волейболистов в защите и методике их совершенствования. Автореф. дисс.канд. пед.наук. -М, 1989−24 с.
  44. ГласД, Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс. 1979 — 596 с.
  45. М., Петровская X. Проблемы темпераментов в спорте.// Спорт за рубежом. № 12. -1973 .С. 7
  46. Г л е з е р В.Д., Невская А. А. и др. Об опознании образов в зрительной системе. //. Биологические аспекты кибернетики. М. :АН СССР 1972- С. 164−172.
  47. Г о д и к М. А. Шанина Г. А. О методике тестирования. // Теория и практика ФК№ 8. -1973. С. 32−35.
  48. Г о д и к М. А. Контроль соревновательных и тренировочных нагрузок. М.: ФиС. — 1980 136 с.
  49. М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок. Автореф. дисс.докт. пед.наук. М., 1981 — 48 с.
  50. Г о д и к М. А. Спортивная метрология. М.: ФиС .1988. С.21−36.
  51. ГригорьевМ, ДавыдовМ. Настольная книга судьи. М. :1997. — Т.К. РФБ — 39 с.
  52. ГригорьевМ. Давыдов М. Философия судейства. М.: 1995. Т.К. РФБ-17 с.
  53. М., Давыдов М. Механика судейства. М.: 1998 Т.К. РФБ-23 с.
  54. Горбач ев А. И. Факторы, обуславливающие успешность деятельности судьи в условиях соревнований (на примере волейбола) Автореф. дисс.канд. пед.наук. Л., 1976 — 22 с.
  55. Г о р д е е в, а Н.Д., Девишвили В. М., и др. Многоструктурный анализ исполнительной деятельности. М.: Наука. 1975 -374 с.
  56. B.C. Регуляция двигательной активности как проблема дифференциальной психологии. // Вопросы психологии № 2. 1987 С. 52−53.
  57. В. С. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления. Вопросы психологии № 4. 1981 .С. 132−136.
  58. Г у б е н к о Л. Я. Организация и судейство соревнований по волейболу.-М.: ФиС. -1988−89 с.
  59. Д, а в ы д о в М. А. Судейство в баскетболе. М.: ФиС. 1983 — 127 с.
  60. М.А. Отбор и специальная физическая подготовка судей спортивных игр. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1986 — 22 с.
  61. Д о н с к о й Д. Д. Управление перестройкой системы движений. // Теория и практика физической культуры № 9.-1971. С. 18−21.
  62. А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал т. 1 № 6. 1980 -С. 119−133.
  63. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск. БГУ. — 1986 139 с.
  64. С. Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Автореф. дисс.канд. пед.наук. -М.: 2002 17 с.
  65. Желе з няк Ю.Д. К мастерству в волейболе. -М.: ФиС 1 978 224 с. 67. 3 а й к е л ь т Ф. Психологическая подготовка арбитра.// Спорт за рубежом № 3.-1977. С.12−14.
  66. А.В., Зинченко В. П. Восприятие и действиеМ.: Просвещение. 1977 -323 с.
  67. В.М. Основы спортивной метрологии. -М.:ФиС. 1979−152 с. 70. 3 е н о в и ч А. Организация и проведение соревнований по волейболу. Ростов-на-Дону, 1999. — 42 с.
  68. Зинчен ко В.П., Гордон В. М. Методологические проблему психологического анализа деятельности.//. Системные исследования.- М.: Наука.-1976. С. 202−205.
  69. И в, а нова Е.Ф. О соотношении типов мышления и способов запоминания.// Вопросы психологии № 3. 1976, С. 54−58.
  70. И в о й о в А.В., Герм, а н К.Б., и др. Волейбол (техника, тактика, тренировка). Минск. Высшая школа. -1972 — 288 с.
  71. И л ь и н Е. П. Влияние темпов движения на их точность. //Физиологический журнал СССР № 9. -1961. т.47, С. 1178−1181
  72. К, а л и н и н Е.А. Экспериментально-психологическое исследование мотивации и тревожности у спортсменов. // Вопросы спортивной психологии. Вып.И. -М: ВНИИФК. -1973. С. 30−37.
  73. С. Командные тактические действия волейболистов в защите и методике их совершенствования. Автореф. дисс. канд. пед.наук. М., 1993 — 26 с.
  74. К е л л е р B.C. Рефлексивные управления в тактике единоборств и игр. // Теория и практика физической культуры № 8 -1976. С. 9−11.
  75. К е л л е р B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. Киев. Здоровье. -1977. С. 181.
  76. К е н д е л л М. Ранговые корреляции. М:.Статистика. -1975 -213 с.
  77. К и м М. Я. Индивидуализация игровой подготовки волейболистов сучетом особенностей решения оперативных задач. ю Автореф. дисс.канд. пед.наук. М, 1994- 24 с.
  78. О.В. Влияние различных предстартовых состояний шахматиста на спортивный результат. Автореф. дисс.канд. пед.наук. -М., 2000−23 с.
  79. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука. 1980 -256 с.
  80. К о с о в Б. Б. Информационные основы технико-тактического мастерства спортсменов. //. Познавательные процессы у спортсменов. М. Спорткомитет СССР и ВНИИФК .1973 -С.7−38.
  81. КотабринскийТ. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика. 1975−270 с.
  82. К л е щ е в Ю.Н., Ф у р, а е в Ю. П. Тактическая подготовка волейболистов. М.: ФиС. 1968 — 120 с.
  83. Н.Н., Волейбол. История развития, методика организации и проведения судейства Нижневартовск. Приобье.- 1999. -104 с.
  84. Н.Н. Основы. суДейсгва волейбола. -Нижневартовск. НГПИ 2000 — 93 с.
  85. К р е т и Б. Д. Психология в современном спорте. М.: ФиС. 1 978 222 с.
  86. К р о г и у с Н. В. Личность в конфликте. -Саратов. СГУ. -1976. С144.
  87. К у л, а г и н Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. -М.: Медицина. 1984−215 с.
  88. В. А. Пособие по подготовке судей по волейболу. -М. :ВФВ. 2001−24 с.
  89. А.И. Самооценка личности спортсмена как фактор готовности к соревновательной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1997 — 26 с.
  90. Л, а т ы ш е в Н. На повестке дня — судейство.// Спортивные игры № 6. 1983. сб-7.
  91. А.Н. Гиппен рейтер Ю.Б. Практикум по психологии. М. :МГУ 1972 -164 с.
  92. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. :Наука 1975- С. 304.
  93. Л е р н е р И .Я. Начала кибернетики. М.: Наука, 1967 — С. 400.
  94. Л е р н е р И.Я., С к, а т к и н М.Н. О методах обучения.// Советская педагогика № 3., 1975 С. 22−25.
  95. Л е ф е в р В. А. Конфликтующие структуры. -М. :Высшая школа. 1967- С. 234.
  96. Л о м о в Б. Ф. Человек и техника. М. :Советское радио. 1976 — 302с.
  97. С.В. Динамика внимания в зависимости от сложности спортивной деятельности // Материал III съезда общества психологов СССР. т.Ш. вып.2 М. :1962. С.89−90.
  98. С. В. Психологический анализ характера решений, принимаемых при игре в водное поло. // Теория и практика физической культуры № 8 .-1972. СС. 18−20.
  99. С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М.: ФиС. 1981 — 190 с.
  100. ЮЗ.Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. -М.: ФиС. 1976−150 с.
  101. М, а с лов В. В. Повышение эффективности индивидуальной тактической подготовки волейболистов в атакующих действиях. Автореф. дисс.канд. пед.наук. -М., 1986−23 с.
  102. М, а р к о в А.к. Психологтя профессионализма. М.: Просвещение. 1998. вып.2 — 139 с.
  103. М е е р с о н Ф.З., Пшеничникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина. 1988- 253 с.
  104. М е р л и н B.C. Проблемы теории темперамента. Пермь. 1983.213 с.
  105. М и л ь м, а н В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. М. :Наука. 1974 -370 с.
  106. О. Д. Особенности вероятностного прогнозирования и выбора решения у фехтовальщиков. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1972−22 с.
  107. МоррисонС. Качество судейства. Спортивные игры № 6. 1982 С. 20−21
  108. Ш. Мухамедалиев A.M. Динамика внимания в зависимости от сложности спортивной деятельности. XXI Съезд психологов СССР. т.З. вып2. -М.: 1968. С. 89−92.
  109. Н, а е н к о Н. И. Психическая напряженность.- М.: МГУ, 1 976 112с.
  110. Насулен о В. Н. Динамика процесса совместной оценки сигналов.// Психологический журнал № 6. 1990 т. 1. С. 71 -79.
  111. А. А. Исследование пропускной способности зрительной системы человека.// Проблемы космической биологии. М.: 1965 т.4. С. 60−63.
  112. Овчар ек A.M. Экспериментальное обоснование методики совершенствования групповых нападающих действий в волейболе. Полиевский С. А., Костикова J1 .В., Ерофеев С. Д., 1987 24 с.
  113. О у э н Г. Теория игр. М.: Мир. 1971 — С. 220.
  114. С.Б., Кончугова Т. В. Стресс и иммунитет.- М. :Крон-пресс., 1996 -165 с.
  115. П е с н я В. Переворот в волейболе. // Спорт-экспресс. 30.10.1998.1. С. 6.
  116. A.M. Связь интеллектуальных и творческих способностей с экстраверсией интраверсией.// Вопросы психологии № 6 1981 — С. 111−115.
  117. В.Н. Теория спорта. -Киев. Высшая школа., 1987 —423 с.
  118. Поли ванова Н.Н. О некоторых структурных и функциональных особенностях наглядно-интуитивных компонентов решения задач.// Вопросы психологии № 4. -1974, С. 41−51.
  119. С.А., Костикова Л. В., и др. Критерии отбора и функциональной подготовки баскетбольного арбитра.// Теория и практика Физической культуры № 11. -2001 С. 53−55.
  120. С.А., Костикова Л. В., и др. .Методическая база определения профессиональной пригодности баскетбольного арбитра.
  121. Современные проблемы физической культуры и спорта.// Сборник научно-методических трудов. Вып.8. М. МГЛУ. 2001 С. 37−38.
  122. Понома рев Н. Н. Сущность спортивного соревнования. // Спорт за рубежом № 7., 1974 С. 14−15.
  123. Правила официального волейбола 2001−2004 г. г. М. Тера-Спорт. 2001 -42г.
  124. Преоб раженский И. Н. Проблема лидера команды. // Спорт за рубежом № 11., 1974- С. 10−12.
  125. П у н и А.Ц. О состоянии психологической готовности к соревнованиям.// Теория и практика физической культуры. 1976- С. 18−19.128. «Регламент» соревнований по волейболу. М. ВФВ. 2001 38с
  126. А.В. Психология спортивного поединка. М.: ФиС 1968−168 с.
  127. А.В. Психодиагностика спортивных способностей. -М: ФиС, 1973 -215 с.
  128. А.В. Спортсмен прогнозирующий решения. -М.: ФиС. 1973 -215 с.
  129. А.в. Влияние психологических факторов на спортивный результат. -М.: ФиС. 1981. С. 10−12.
  130. Рокицкий. Биологическая статистика. Минск. Высшая школа. 1964−326 с.
  131. Сель е Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Просвещение. 1960 -212 с.
  132. СкородумоваА., НаумкоА. Высокая готовность. // Спортивные игры № 9.- 1982 С. 20−21.135.1. Спортивные игры. Журнал М.: ФиС. 1975 — 1990.
  133. O.K. Информационная и психологическая теория мышления.// Вопросы психологии № 1., 1974 С. 40−48.
  134. Т о п ы ш е в О. П. Соотношение стабильности и вариативности в структуре технических приемов волейбола. Автореф. дисс.канд. пед.наук. -М., 1968−24 с.
  135. О.П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта. Автореф. дисс.докт. пед.наук. М., 1989 — 42 с.
  136. Л.Э. Психологические проблемы спорта.// Теория и практика физической культуры № 3., 1988 С. 14−16.
  137. Ф р о л о в О. П. Некоторые особенности распознавания специфических ситуаций боксерами разной квалификации. // Познавательные процессы у спортсменов. -М.: Спорткомитет СССР, 1973 -С. 104−113.
  138. X, а н и н Ю. Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС. 1 980 205 с.
  139. Ч, а н ад и А. Футбол. Стратегия. М.: ФиС. 1981- 208 с.
  140. О. А. Соперничество, риск, самообладание. М.: ФиС, 1980−104 с.
  141. Ч е р н о в Ю. Н. Взаимодействие игроков при организации групповых тактических действий в волейболе. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1983 -24 с.
  142. В. Д. Деятельность и способность. М.: «Логос», 1994−315 с.
  143. В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. -М.: ФиС. 1984−159 с.
  144. Школа современного арбитра по волейболу. МГКС.// Спортивные игры № 6. 1982- С. 14−15.
  145. Ю д и н. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности.-М:.наука. 1978- С. 392.
  146. Atkinson RC. S h I f r I n R .M. Human memory: a proposed system and control process. In: K.W. Spense (eds) psychology of learning and motivations advances in reach theory. N.V. 1988 n. 2., pp. 127−139.
  147. В r a s I 1. F. Wheelchair sport: a new perspective on integration «Adapted Physical Activity Quartery». 1990. vol. 7. nl. p 3−11.
  148. С о n n о r D. Introduction to the Philosophy of Education. Routleadge: A. Kegan Paul. 1987 -. p. 129.
  149. D e u t с h M. The resolution of conflict constructive and destructive process. New Haren and London. 1983. 325 p.
  150. E m e r g GK. Modern volleyball. N.Y. 1976 -. pp 130−150.
  151. F у s en с к H. Hanbook of Abnormal Psychology. London 1960. p165.
  152. F I d 1 e r F.E. The effect of inlergroup. Competition on group-member adjustment. Pers. Psychology. 1987. -p217.
  153. H о 11 a d e r E. Leaders, groups and influense. N.Y. 1987. — p217.
  154. J о n e s W. Psychischen Factors. «Fear. und. Prax lur Korpercultur» -1977. -n5. pp 18−20.
  155. L e s t e r G. The technical side of volleyball. -Chicago. 1988. -pl23.
  156. M a s к R. Snyder R. The Analysis of Social Conflict Toward and overview and Synthesis.J.Conflict Resol., 1977. -V.I. n2, pp. 212−248.
  157. S с a t e s A. Winning Volleyball: Fundamentals teachings strategy. Boston. Allyn and Bacon. 1984. p. 164.
  158. Scknner BF. The science of learning and art of teaching «Harvard Education Renew», 1984- n2. pp .86−97.
  159. S с h u b e r t F. The role of ability to anticipate in the athletics action control. Sport Psychology. 1981 — n2, pp .117−130.
  160. S t о w n K. The handbook of training. London. 1989. — C. 266.
  161. T h о m a s C. By the book. N.Y. 1981 — p 118.
  162. Т, а у 1 о г D. Properties of reaction time distributions. XVIII International Congress of Psychology, 1966 P 4−17.
  163. T, а у 1 о r D. Training of volleyball. Journal of Athletics. -N.Y. 1981. -pp. 22−24.
  164. Ж e л e з н я к Ю.Д., К унянский В. А., Массовый волейбол -Ташкент, ИПОИбнСино, 1994-С. 34.168Ж е л е з н я к Ю.Д., К у н я н с к ийВ.А. У истоков мастерства. -М.: И.Д. «Гранд», 1998-С. 48.
  165. В. А. О судьях и судействе.- М.: СпортАкадем П ресс, 2002.- С. 87.
  166. Спортивные игры. Журнал, -М.:.ФиС, 1975−1990.
Заполнить форму текущей работой