Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рациональное планирование подготовки борцов с учетом их индивидуальных особенностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе освещается состояние вопроса по данным научной и научно-методической литературы. Во второй главе приводятся задачи, описываются методы и организация исследования. В третьей и четвертой главах излагаются результаты экспериментальных исследований, в пятой — проводится их обсуждение. Выводы и практические рекомендации завершают диссертацию. Библиография содержит 267 источников… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ ."
  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
    • 1. 1. Двигательные качества человека
    • 1. 2. Основные положения индивидуального подхода
    • 1. 3. Планирование многолетней подготовки спортсменов
    • 1. 4. Особенности физической подготовки борцов
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЗШЖО-ТАКТИ ЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БОРЦОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
    • 3. 1. Особенности соревновательной деятельности борцов различной квалификации
      • 3. 1. 1. Данные педагогических наблюдений
      • 3. 1. 2. Результаты анкетирования тренеров и спортсменов
    • 3. 2. Особенности двигательного аппарата борцов различной квалификации
      • 3. 2. 1. Двигательные качества борцов
      • 3. 2. 2. Состав скелетно-мышечных волокон борцов
    • 3. 3. Исследование корреляционных связей состава скелетно-мышечных волокон, с результатами педагогических тестов и показателями соревновательной деятельности
    • 3. 4. Разработка неинвазивного метода оценки состава скелетно-мышечных волокон у борцов вольного стиля
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
    • 4. 1. Средства и методы дифференцированной на основании индивидуальной предрасположенности подготовки борцов
    • 4. 2. Педагогический эксперимент
      • 4. 2. 1. Первый этап педагогического эксперимента
      • 4. 2. 2. Второй этап педагогического эксперимента
    • 4. 3. Результаты педагогического эксперимента III
      • 4. 3. 1. Результаты первого этапа педагогического эксперимента
      • 4. 3. 2. Результаты второго этапа педагогического эксперимента
  • ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССВДОВАНИЙИ
  • ВЫВОДЫ

Рациональное планирование подготовки борцов с учетом их индивидуальных особенностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Советские борцы занимают ведущее положение в мире, они неоднократно побеждали на Олимпийских играх, первенствах мира, Европы и других международных соревнованиях. Однако конкуренция в современном спорте настолько высока, что для дальнейшего прогресса необходимо непрерывно совершенствовать систему спортивной подготовки. Одной из основных задач в этом направлении является поиск новых путей индивидуализации структуры подготовки высококвалифицированных борцов.

Наблюдения за сильнейшими борцами показывают, что среди них нет спортсменов с одинаковым уровнем проявления физических данных: одни побеждают за счет превосходства в силе, другие — выносливости, третьи — с помощью высокой скорости. Таким образом, ведущие борцы эффективно используют в соревновательной деятельности свои сугубо индивидуальные физические особенности, которые в значительной степени детерминированы генетически.

Как показывает изучение специальной литературы, проблема оптимизации подготовки борцов изучена недостаточно, а в теории и методике спортивной борьбы слабо разработаны методические подходы к индивидуализации тренировки борцов с учетом уровня развития их физических качеств.

Перечисленные факты говорят о важности изучения индивидуальных особенностей спортсменов и о необходимости их учета при отборе, ориентации и планировании тренировки на этапе углубленного совершенствования. Решение данных вопросов позволит целенаправленно строить индивидуальные планы с учетом генетически обусловленной предрасположенности к развитию отдельных физических качеств.

Цель настоящей работы — совершенствование планирования подготовки борцов на основе выявления и учета индивидуальных особенностей к развитию отдельных физических качеств.

Рабочая гипотеза: предполагалось, что выявление у борцов способности к преимущественному проявлению быстроты, силы и выносливости позволит наиболее эффективно реализовать индивидуальное планирование структуры средств и методов тренировки с целью акцентированного развития ведущих качеств. Формирование ярко выраженного индивидуального стиля борьбы позволяет в минимальные сроки значительно повысить спортивное мастерство.

Научная новизна. Впервые показана необходимость учитывать при индивидуальном планировании подготовки борцов генетически детерминированный уровень развития физических качеств.

Выдвинут и экспериментально обоснован принцип ориентации подготовки борцов на преимущественное совершенствование ведущих физических качеств, определяющих индивидуальный стиль соревновательной деятельности.

Практическая значимость. Полученные результаты, основанные на изучении уровня физической подготовленности и биологических особенностей мыщц спортсменов, позволяют дифференцированно, с учетом генетически детерминированных способностей, планировать их тренировку, а также тактику выступления в соревнованиях.

Метод непрямой оценки состава волокон смешанных скелетных мышц путем применения батареи педагогических тестов дает возможность выявлять потенциальные двигательные способности борца и затем корректировать его подготовку с учетом возможностей совершенствования этих способностей. Предлагаемый метод позволяет с высокой точностью определить предрасположенность к развитию отдельных физических качеств борца и в значительной степени сократить сроки достижения намеченных спортивных результатов. Принцип, использованный при разработке этого метода, может быть с успехом применен и в других видах спорта.

Апробация работы: Основные положения и материалы диссертации были доложены на следующих семинарах, совещаниях, конференциях:

— расширенном заседании отдела единоборств ЕНИИФК /Москва, 1982/;

— Всесоюзном семинаре тренеров по вольной и классической борьбе /Минск, спортивная база Спорткомитета СССР «Стайки», 1981/;

— X научной конференции профессорско-преподавательского состава КЕМФК /Краснодар, 1981/;

— Всесоюзном семинаре тренеров по вольной и классической борьбе /Москва, БЕИИФК, 1982/;

— расширенном заседании кафедры борьбы КГИФК /Краснодар, 1983/;

— краевом семинаре тренеров /Краснодар, 1982/.

Основные положения, выносимые на защиту:

— принцип разделения борцов на группы по уровню проявления физических качеств для реализации индивидуального подхода;

— принцип ориентации борцов на использование ведущего физического качества /или качеств/ как основного и преимущественное его совершенствование в процессе подготовки;

— неинвазивный метод оценки состава волокон скелетных мышц борцов.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования явились частные разделы проблемы совершенствования подготовки борцов различной квалификации по индивидуализации структуры средств и методов физической подготовки в соответствии с морфологическими особенностями скелетных мышц.

Объектом исследования были борцы вольного стиля /спортивная квалификация от П разряда до Заслуженных мастеров спорта/, тренирующихся в сборных командах СССР, Краснодарского института физической культуры, Краснодарского края.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложения.

Во введении раскрывается актуальность, научная новизна и практическая значимость диссертационной работы, рабочая гипотеза и ставится цель исследования, приводятся основные положения. диссертации, которые выносятся на защиту.

В первой главе освещается состояние вопроса по данным научной и научно-методической литературы. Во второй главе приводятся задачи, описываются методы и организация исследования. В третьей и четвертой главах излагаются результаты экспериментальных исследований, в пятой — проводится их обсуждение. Выводы и практические рекомендации завершают диссертацию. Библиография содержит 267 источников на русском языке и 45 на иностранных. В приложении приведены акты внедрения результатов исследования в практику.

ВЫВОДЫ.

1. Борцов высшей квалификации (ЗМС, МСМК) по уровню проявления физических качеств можно разделить на три различных типа: а) способных к проявлению высокого уровня выносливости, но не обладающих значительными скоростно-силовыми качествамиб) тлеющих высокие скоростно-силовые качества, но относительно низкий уровень выносливостив) «универсальные» .

Такое же деление правомерно и для спортсменов более низких разрядов.

2. Уровень проявления отдельных физических качеств у борцов вольного стиля тесно связан с генетически обусловленной структурой мышечных волокон всех типов (МВ от 39 до 73 $, ПВ от 15 до.

51 $ и БВ от I до 38 $).

3. Состав скелетно-мышечных волокон борцов вольного стиля высшей квалификации соответствует таковому у спортсменов циклических видов спорта с длительностью работы около трех минут, что свидетельствует о необходимости учета этих особенностей при формировании групп спортивного совершенствования.

4. Борцы, имеющие высокий процент медленных волокон в составе скелетных мышц, являются более выносливыми и используют это качество как ведущее. В соревновательных поединках они проявляют большую активность, что подтверждается достоверными величинами коэффициентов корреляции между содержанием МВ и активностью (0,735) и между содержанием БВ и активностью (-0,592).

5. Для педагогической (косвенной) оценки состава скелетно-мышечных волокон в мышцах борцов разработан комплексный критерий, основанный на использовании батареи тестов, имеющих тесную корреляционную связь с тем или иным типом мышечных волокон и дающий точность измерений МВ ± 3,9 $, БВ + 4,7 $.

6. При планировании многолетней подготовки борцов высших разрядов необходимо учитывать индивидуальную предрасположенность двигательных качеств с целью наиболее рациональной разработки подходов к структуре средств и методов тренировки, а также тактики ведения соревновательных поединков.

7. Акцентирование внимание в тренировочном процессе на развитии отстающих^физических качеств борцов нецелесообразно, так как это может привести к снижению ведущих и воспитанию «универсальной» посредственности.

8. Эффективность рекомендуемой системы средств и методов специальной подготовки была проведена в педагогическом эксперименте и способствовала повышению генетически обусловленных ведущих физических качеств, что в конечном итоге значительно повысило результативность соревновательных схваток.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой