Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование русских народных игр в физическом воспитании младших школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные в ходе эксперимента данные показали, что использование русских народных игр в вариативной части программы физического воспитания влияет на межличностные отношения младших школьников. В экспериментальной группе выявлены следующие изменения социометрических данных, при р < 0,05: из социометрической группы «отверженных», которая составляла 15% от общей численности учащихся (250 человек… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Основные направления развития школьного образования
      • 1. 1. 1. Гуманизация современного образовательного процесса
      • 1. 1. 2. Сельская школа в общеобразовательном социуме
    • 1. 2. Концептуальные подходы к формированию школьного физического воспитания с учетом гуманизации образования
    • 1. 3. Анализ учебных программ физического воспитания в школе
    • 1. 4. Педагогический анализ классификаций национальных игр
    • 1. 5. Применение национальных игр на уроках физического воспитания

Использование русских народных игр в физическом воспитании младших школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в России происходит изменение политической стратегии [155], смена социально-экономических условий [130], преобразования в области культуры [154]. На эти изменения реагирует система образования, готовя заранее своих выпускников к созидательной деятельности в изменяющемся мире. Главная цель сегодняшней системы образования — это воспитание свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.

Анализ современных проблем российского образования со всей остротой ставит перед школой задачи общегуманистического значения. Эта новая функция школы, нашедшая выражение в содержании школьного образования как основного средства обучения, воспитания и развития личности ребенка, введена в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе Российской Федерации «Об образовании» [53].

В.И. Столяров[139], Н.И. Пономарев[125], Л. И. Лубышева [97], С. В. Барбашов [12], М. Д. Кудрявцев [82] считают, что и физическое воспитание в контексте модернизации образования должно ориентироваться на личность учащегося. А. П. Матвеевым [108], В. И. Ляхом, А. А. Зданевичем [101] и другими [33] разрабатываются концепции, модели образовательного процесса с учетом гуманистического подхода к школьникам, так как образование, организованное с учетом особенностей учащихся создает условия для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса [21, 168].

В условиях сельской образовательной среды всегда проявлялся интерес к отдельно взятой личности, всегда на виду у сельского сообщества были ее истинные ценности, ее связи с социумом. В образовательном пространстве России сельская школа занимает весомое место, составляя 70,4% от общего числа общеобразовательных школ, в которых обучается 28,8% учащихся страны [151].

В процессе становления и развития народных культур, в том числе и физической культуры, у различных народов, этносов и наций прослеживаются общие тенденции и закономерности, что позволяет переносить многие методические рекомендации и научно — практические разработки, создаваемые для одного этноса на другие [84].

Анализируя активное внедрение национальной культуры в физическое воспитание [3, 6, 7, 85 и др.], мы считаем использование русских народных игр на уроках физической культуры актуальным направлением гуманизации процесса обучения школьников. Учитывая, что в современной России русские составляют 81,5% населения, применение русских народных игр, забав, развлечений в школах России этнически обосновано. Использование русских народных игр в образовательном процессе позволяет реализовать двигательный компонент, представленный в физическом воспитании, познавательный компонент, основанный на знаниях о русской народной культуре, и эмоциональный компонент, связанный с сюжетной основой национальных игр.

Таким образом, физическое воспитание при взаимосвязи с русской народной культурой обретает ярко выраженную гуманистическую направленность, так как «физическая культура» — школьный предмет, а народная культура — область человеческой деятельности. Их взаимообогащенный синтез обладает интегративностыо, многофункциональностью и вариативностью, что делает возможным их объединение в рамках нашего исследования.

Создавшееся противоречие между пониманием социальной необходимости формирования физической культуры, основанной на гуманистических подходах, и недостаточно разработанной технологией реализации этого процесса во многом предопределило проблему, характерную для современной системы физического воспитания школьников, когда не в полной мере реализуется ее огромный культурный потенциал.

Решение этой проблемы заключается в разработке и обосновании аспектов гуманизации процесса физического воспитания младших школьников с использованием элементов русской народной культуры.

Исследование проведено согласно направлению НИР Сибирского государственного университета физической культуры и спорта на 2006 год 01. «Повышение эффективности использования средств физической культуры и спорта в решении социально-экономических проблем, формировании здорового образа жизни».

Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников с использованием русских народных игр.

Предмет исследования: русские народные игры как средство гуманизации процесса физического воспитания.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование влияния русских народных игр на процесс гуманизации физического воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагалось, что введение в вариативную часть программы физического воспитания русских народных игр позволит гуманизировать учебно-воспитательный процесс младших школьников, улучшит их физическую подготовленность, повысит педагогическую и методическую эффективность занятий по сравнению с традиционным подходом.

Научная новизна:

— результаты исследования позволили уточнить и обосновать характер отношений младших школьников к традициям и обычаям русского народа в сфере физической культуры;

— проведены педагогический анализ и систематизация русских народных игр по классификационным признакам, учитывающим возрастное влияние физической культуры на детей, качество освоения ими двигательных действий, отношение младших школьников к русским народным играм;

— научно обосновано использование русских народных игр в программе физического воспитания на основе гуманистической направленности занятий школьников;

— показано положительное влияние уроков физического воспитания с использованием русских народных игр на физическую подготовленность младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании вариативной части программы физического воспитания младших школьников с использованием русских народных игр.

Практическая значимость:

— разработана вариативная часть программы физического воспитания младших школьников с использованием русских народных игр;

— определены двигательные тесты вариативной части программы;

— доказано положительное влияние русских народных игр на интерес младших школьников к физической культуре, динамику их межличностных отношений и физическую подготовленность.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гуманизация физического воспитания школьников основывается на усилении культурологического ядра в содержании образования, приобщении учащихся к культурному наследию народа, к гуманистическим идеалам, что повышает интерес школьников к физической культуре;

2. Использование русских народных игр в школьном физическом воспитании позволяет социализировать учебно-воспитательный процесс, создавая условия для оптимизации межличностного общения школьников путем самореализации личности в обществе;

3. Уроки вариативной части программы физического воспитания, принципиальным отличием которых является использование русских народных игр как основного средства физического воспитания, позволяют повысить физическую подготовленность младших школьников в скоростных, скоростно-силовых способностях, выносливости и координации.

выводы.

1. Современная ситуация смены образовательных приоритетов, повышающихся требований к качеству школьного образования определяет необходимость использования гуманистического аспекта в учебно-воспитательном процессе школы, в том числе и физическом воспитании. Содержательным компонентом гуманизации физического воспитания является использование в вариативной части программы русских народных игр.

2. При анализе использования русских народных игр в процессе физического воспитания школьников определены их следующие классификационные признаки:

— национальная принадлежность;

— моторная плотность;

— характер двигательной деятельности;

— особенности взаимодействия в игре;

— возрастные особенности;

— тип организации игр;

— преимущественно развиваемые физические качества,.

— использование игр по частям урока.

Систематизация русских народных игр по классификационным признакам позволяет планировать учебный процесс по физическому воспитанию в теоретико-практическом виде блоками в соответствии с базовыми разделами программы.

3. Для определения эффективности вариативной части программы по физическому воспитанию применялись тесты, основанные на элементах движений в русских народных играх:

— метание малого мяча на дальность, м;

— броски малого мяча на точность (для 1−2-го классов), кол — во раз;

— передача — ловля мяча в стену за 30 секунд (для 3−4-го классов), кол — во раз;

— удары битой по мячу, кол — во раз;

— челночный бег (1 класс — 2×15 метров, 2 класс — 2×20 метров,.

3 класс — 2×25 метров, 4 класс — 2×30 метров), с.

4. При использовании русских народных игр в учебном процессе у школьников с первого по четвертый классы повысилисыпознавательный интерес к русской народной культуре в экспериментальной группе в среднем с 1,9 балла до 3,1 балла (по пятибалльной шкале), деятельност-ное с 2,8 балла до 3,9 баллов и эмоциональное с 2,8 балла до 3,6 баллов восприятие русских народных игр, при р < 0,05. В контрольной группе достоверных изменений не выявлено.

5. Планирование вариативной части программы физического воспитания с использованием русских народных игр происходило с учетом дифференцированного подхода, что позволило повысить уровень физической подготовленности младших школьников экспериментальной группы в скоростных способностях в среднем с 6,9 с до 6,1 с, в скоростно-силовых в среднем со 132 см до 147 см, координационных в среднем с 10,5 с до 9,5 с и выносливости в среднем с 752 м до 842 м, при р < 0,05.

6. Полученные в ходе эксперимента данные показали, что использование русских народных игр в вариативной части программы физического воспитания влияет на межличностные отношения младших школьников. В экспериментальной группе выявлены следующие изменения социометрических данных, при р < 0,05: из социометрической группы «отверженных», которая составляла 15% от общей численности учащихся (250 человек), в группу «принятых» перешло 7%, в группу «предпочитаемых» 4%. В контрольной группе достоверных изменений в межличностных отношениях младших школьников не выявлено, количественный состав социометрической группы «отверженных» остался на уровне 13% от общей численности учащихся контрольной группы (253 человека).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В качестве гуманистического аспекта учебно-воспитательного процесса школы нами предлагается использовать в вариативной части программы физического воспитания русские народные игры, объединяющие в себе средства народной и физической культур.

2. Вариативную часть программы по физическому воспитанию с использованием русских народных игр рекомендуется планировать в теоретико-практическом виде блоками в соответствии с базовыми разделами программы. Первый блок — 15 уроков (с 18 по 32) включает теоретические сведения о русских народных играх, русские народные состязания, русские народные танцы, элементы техники русских народных игр. Второй блок — 19 уроков (с 72 по 90) включает зимние забавы, традиционные игры на русских народных праздниках, элементы тактики русских народных игр.

3. При оценке двигательных качеств в вариативной части использовать тесты, основанные на элементах русских народных игр.

4. Вариативная часть программы с использованием русских народных игр, применяемая при трех уроках физической культуры в неделю, может применяться в программе с двумя уроками физической культуры в неделю.

5. Разработанная вариативная часть программы физического воспитания с использованием русских народных игр рекомендована к применению как в сельских, так и в городских школах.

6. Популярность таких русских народных игр, как «лапта», «городки», «салки», «чижик», «кашевары», «народный мяч», «невод», «охотники и утки», «бабки», «кошки-мышки», «горелки», «хоровод», должна использоваться как средство привлечения школьников к регулярным занятиям физической культурой, способствовать сохранению культурного наследия русского народа.

7. Проводить с учителями физической культуры теоретические и практические семинары по вопросам планирования, организации и проведения вариативной части программы по физическому воспитанию с использованием русских народных игр.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Г. Исследование опыта применения азербайджанских народных подвижных игр в школах Азербайджана: автореферат дис.. канд. пед. наук/ Г. Г. Агаев. Л., 1969. -16 с. — /ГЦОЛИФК/
  2. Аг-Оол, Е. М. Классификация тувинских народных игр, танцев и национальных видов спорта/ Е.М. Аг-Оол // материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Омск, 1998.-С.З
  3. , И.П. Проблемы сельской школы/ И. П. Аистов // Вечерняя средняя школа.- 1995.- № 2.- С.9−10.
  4. , Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики/ Ш. А. Амонашвили, — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.- 75с.
  5. Аслаханов, С.-А.М. Народные подвижные игры и физические упражнения как средства повышения эффективности уроков физической культуры/ С.-А.М. Аслаханов // Теория и практика физической культуры,-1991.- № 12, — С.43−45.
  6. , М.П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореферат дис.. канд. пед. наук/ М. П. Асташина, — Омск, 1997.- 19с.
  7. , А.К. Исследование эффективности применения элементов народных игр и специальных упражнений для развития физических качеств школьников в школах Узбекистана: автореферат дис.. канд. пед. наук/ А. К. Атаев.-Л., 1969. -20 с.
  8. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин. -М.: Физкультура и спорт, 1978. С. 160−178.
  9. , Г. Н. Исследование народных физических упражнений в учебной работе по физической культуре в школе (на примере киргизских школ): автореферат дис.. канд. пед. наук/ Г. Н. Бабовская.- Фрунзе, 1967.-23с.
  10. , В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания)/ В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры, — 1991.- № 7.- С.37−41.
  11. , С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: дис. д-ра пед. наук/ С. В. Барбашов.- Омск, 2000, — 389с.
  12. Т. Игры на воздухе/ Сост. Т.Барышникова.- СПб.: Кристалл, КОРОНА, 1998.- 288с.
  13. , А.А. Культурология. Антропологические теории культур/
  14. A.А.Белик.- М.: Российский гос. гуманитарный университет, 1998.- 241с.
  15. , В.П. Не пора ли менять стратегию образования?/
  16. B.П.Беспалько // Педагогика.- 2001.- № 9, — С.87−95.
  17. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации/ Б.М.Бим-Бад, А. В. Петровский //Педагогика, — 1995.- № 1.-С.21.
  18. , Г. П. Школьникам здоровый образ жизни: (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре)/ Г. П. Богданов. — М.: Физкультура и спорт, 1989, — 192с.
  19. , Р.С. Культура будущей России/ Р. С. Бозиев // Педагогика, — 1999.-№ 3.- С. 26.
  20. , Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях/ Т. В. Болотина.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 46с.
  21. , Е.Я. О школьных программах по физической культуре/ Е. Я. Бондаревский, А. В. Кадетова, Л. В. Левчук // Физическая культура в школе.- 1987.- № 3- С.31−35- № 4, — с.32−39
  22. , Е.В. Концепция сельской школы/ Е. В. Бондаревская // Сельская школа.-1998.- № 3.- С.68−82.
  23. , Е. О традициях воспитания в русской крестьянской семье/ Е. Борисова // Народное образование.- 1998, — № 9.- С. 74.
  24. , О. Русская удалая: Лапта / О. Бура, В. Горбунов.- М.: Физкультура и спорт, 1961.- 40с.
  25. , В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакас-сии/В.Я.Бутаносов, А. А. Верник.- Абакан: б.и., 1995−55с.
  26. , Н.И. Избранные произведения/Н.И.Бухарин.- М.: Политиздат, 1988.-497с.
  27. Л.В. Игры народов СССР/Сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев.-М.: Физкультура и спорт, 1985, — 269с.
  28. , Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания/ Ю. Н. Вавилов // Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 10.- С.2−9.
  29. , Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников/ Я. С. Вайнбаум.- М.: Просвещение, 1991, — 64с.
  30. , А.Д. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков/ А. Д. Викулов, Ю. В. Пузанов, Н. А. Мариничев //Состояние и перспективы совершенствования физ. культуры в системе образования: матер, науч. конф, — Омск: СибГАФК, 1996.- С.54−55.
  31. , М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки/ М. Я. Виленский, Е.Н.Литвинов// Физическая культура в школе.- 1990, — № 3- С.2−4.
  32. , Я.Р. Белорусские народные игры второй половины 19- начала 20 века: автореферат дис. канд. истор. наук/ Я. Р. Вилькин.- Минск, 1971, — 18с.
  33. , В.Б. Пора играть в свои игры/ В. Б. Виноградов // Физическая культура в школе.- 2001.- № 2.- С. 57.
  34. , A.M. Примерные программы начального общего образова-ния/Сост. А. М. Водянский, И. А. Петрова.- 4-е изд. стереотип, — М.: Дрофа, 2001.- 64с.
  35. Временный государственный образовательный стандарт// Физическая культура в школе.- 1993.- № 6- С.4−9.
  36. , JI.C. Собрание сочинений в 6 томах/ JI.C. Выготский.- М., 1981−1984.-Т.2.-1982, — С. 96.
  37. , О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования/ О. С. Газман. М., 1995.- Вып.2.- С.ЗЗ.
  38. , М.В. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ М. В. Гамезо.- М.: Просвещение, 1986.- 272с.
  39. , М.А. О методике тестирования физического состояния детей/ М. А. Годик // Теория и практика физической культуры, — 1973.- № 8.-С.32−34.
  40. , И. Новая школа России: какой ей быть?/ И. Гончаров //Воспитание школьников.- 1998.- № 1.- С. 2.
  41. , И.Ф. Педагогический анализ личностно-ориентированного подхода/ И. Ф. Горелик // Завуч.- 2001.- № 3.- С. 115.
  42. , В.М. Играйте в лапту/ В. М. Григорьев.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 31с.
  43. , А.А. Этапность развития физических качеств: автореферат дис. докт. пед. наук/ А. А. Гужаловский, — М., 1979.- 26с.
  44. , Л.Г. Лапта в школе/ Л. Г. Гусев, А. Ю. Костарев //Физическая культура «Олимпийское образование»: материалы Всероссийской на-учно-практ. Конференции: УралГАФК.- Стерлитамак, 1997- С. 39.
  45. , В.В. Теория развивающего обучения/ В. В. Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.- 542с.
  46. , А.И. Понятие и понимание русской национальной школы/ А. И. Данилюк.- М.: Педагогика, 1997.- № 1, — С. 68.
  47. , М.А. Народные средства физического воспитания народов Нагорного Дагестана и их педагогическое значение: автореферат дис. канд. пед. наук/М.А.Дибиров.- JI, 1971.- 23с.
  48. , В.Н. Игры на открытом воздухе/ В. Н. Дмитриев.- М.: Изд. Дом МСП, 1998.- 240с.: ил.
  49. , О.В. Очерки по философии образования/ О. В. Долженко.-М.: Медиа, 1995.- 240с.
  50. , И.И. Планирование содержания уроков физической культуры 1−11 классы/ И. И. Должиков // Физическая культура в школе.- 1997.-№ 4- 58с.
  51. Дорофеев, Ю. Русский праздничный народный костюм/Ред.-сост. Ю.Дорофеев.- М.: Мозаика-Синтез, 2001.- 16с.
  52. , А.Е. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Науч-исследов. ин-т проблем физической культуры и спорта Ку-бан.ГАФК/под ред. В. А. Якобашвили, А. И. Погребного.- Краснодар: б.и., 1999.- Т.2.- С.62−68.
  53. , В.А. Будет жить школа будет жить село/В.А. Ермолаева // Народное образование. -1991.- № 8.- С. 14−19.
  54. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестник образования.- 1992.-№ 1.- С.2−59.
  55. , Р. Обсуждает межрегиональная конференция. Сельская школа в новых социально-экономических условиях/ Р. Захаренкова, П. Лузан, С. Пузин. // Сельская школа.- 1998.- № 3.- С. 16.
  56. , Т.Г. Каким быть содержанию образования/ Т.Г. Зенкова// Физическая культура в школе, — 2002.- № 5.- С. 6.
  57. , В.Н. Физическая культура в жизни коренных народностей Севера/ В. Н. Зуев, П. Г. Койносов //Материалы научной конференции.- Омск, 1996.- С. 26.
  58. , А.И. Городки в спортивном зале/ Игнатьев, А.И. // Физическая культура в школе.- 2001.- № 1.- С.ЗЗ.
  59. , Е.П. Психология физического воспитания.: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Е. П. Ильин.- М.: Просвещение, 1987.- 287с.
  60. , Ю. Психолого-педагогическая культура сельской школы/ Ю. Исаев // Народное образование.- 1999.- № 7.- С. 70.
  61. , П.С. Нетрадиционным методом обучения/ П.С.Канарченко// Физическая культура в школе.- 1993.- № 1- С.38−39.
  62. , П. О детских народных играх и развлечениях/ П. Каптерев // Народное образование, — 1990.- № 10.- С.228−240.
  63. , В.Г. Исследование эффективности применения народных игр в школах Осетии: автореферат дис.. канд. пед. наук/ В. Г. Кароев.- JL, 1969.- 19с.
  64. , Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: учебное пособие для студентов, аспирантов и слушателей факультетов повыш. квалификации/ Н. А. Карпушко, — М.: ГЦОЛИФК, 1992.-61с.
  65. , Г. Г. Воспитательное значение и пути использования народно-национальных подвижных игр и физических упражнений школьников (на материалах горных районов Грузии): автореферат дис. канд. пед. наук/ Г. Г. Кахидзе.- Киев, 1986.- 23с.
  66. , А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада/ Под. ред. Т. И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1988.- 239с.: ил.
  67. Ким, В. В. Концепция становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири: автореферат дис. канд. пед. наук/ В. В. Ким.- М, 1998, — 24с.
  68. , В.З. Физическая культура и спорт в Китае/ В. З. Клепиков // Физическая культура в школе.- 2002.- № 3.- с. 67.
  69. , О.Н. Летние игры для больших и маленьких/ О. Н. Козак.- СПб.: Союз, 1997.- 144с.
  70. . Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений/Я.Л.Коломинский.- Минск.: Народная асвета, 1984.-239с.
  71. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов: Программа общеобразовательных учреждений./М-во образования РФ.- М.: Просвещение, 1996.- 204с.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, — М: АПК и ПРО, 2002.- 24с.
  73. , Ю.А. Разработать славянский национально-региональный компонент учебного предмета/ Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. -2003.- № 3.- С.43−44.
  74. А.Н. Культура русского населения Сибири в 17−18 вв./ Копылов А. Н. Новосибирск: Наука, 1968 -124с.
  75. , В.Н. Внеклассная работа по физическому воспитанию. Метод, пособие для учителей физ. воспитания в школе/ В. Н. Короновский.- М.: Просвещение, 1953, — 221с.
  76. , Е.А. Концепция технологии дифференцированного образования школьников/ Е. А. Короткова, И. И. Сулейманов.- Тюмень: Вектор Бук, 1999.-24с.
  77. Костадинова-Якимова, М. Сравнительное изучение эффективности проблемных подходов на уроках физической культуры/ М. Костадинова-Якимова.- М.: ЦООНТИ. Физкультура и спорт, 1991.-Вып.6.- С.35−39.
  78. , В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук/ В. П. Кочнев, — М., 1998.- 92с.
  79. , Т.Ф. Структура концепции воспитания школы русской культуры/ Т. Ф. Круглова //Завуч.- 2002.- № 1.- С. 37.
  80. , Н.К. Избранные произведения/ Н. К. Крупская. М.: Политиздат, 1988.- 430с.
  81. , B.C. Исследование эффективности взаимосвязи в преподавании физической культуры и физики в средней школе: автореферат дис. канд. пед. наук/ В. С. Кубышкин, — J1, 1970.- 20с.
  82. , М.Д. О концепции обучения младших школьников / М. Д. Кудрявцев // Физкультура в школе, — 2003, — № 6,7, — С. 15.
  83. , Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени.- 2-е изд./ Ф. А. Кузин.- М.:Ось-89, 1998.-208с.
  84. , Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды, — 2-е изд./ Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина.- М.: Школьная Пресса, 2001.- 144с.
  85. , З.М. Народные игры на уроках физической культуры/ З. М. Кузнецова.-Набережные Челны, 1996.- 160с.
  86. , С.И. Истоки развития физической культуры и спорта в Хакасии/ С. И. Куликов //Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Омск, 1997.- С. 14.
  87. Куприна, Н. К, Применение Адыгейских национальных игр в системе физического воспитания школьников среднего возраста: автореферат дис,., канд. пед. наук/ Н. К. Куприна.- М, 1993.- 23с.
  88. , Г. М. Обучая лапте/ Г. М.Кучерова// Физическая культура в школе.- 1998-№ 4.- С. 29.
  89. , A.M. Педагогика иностранного языка/ А. М. Кушнир //Школьные технологии.-1998.- № 6.- С. 46.
  90. , Л.Н. Гуманистическая система воспитания. Гуманизация воспитательного процесса/ Л. Н. Лазутина.- Калуга: Издательство Н. Ф. Бочкаревой, 1997.-143с.
  91. , B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры / В. С. Леднев.- М., 1980, — 121с.
  92. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев.- М., 1975.-С.46.
  93. , Т.Н. Программа по физической культуре для учащихся 1−11 классов малокомплектных сельских школ/ Т.Н.Леонтьева// Физическая культура в школе, — 1998.- № 3- С.23−29.
  94. , В.А. Лапта и обучение бегу/ В.А.Лепешкин// Физическая культура в школе.- 1997, — № 3- С. 12- 1998.- № 3.- С. 35.
  95. , П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста/ П. Ф. Лесгафт.- М.: Физкультура и спорт, 1951.- Т.1.-С.121−124.
  96. , Е.Н. Программа физического воспитания учащихся начальной школы: 1−4 классы./ Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Н. Я. Виленский.-М.: Шк. Пресса, 2004, — 14с.
  97. , Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации/ Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 1.- с.5−11.
  98. , А.В. Мир обновляется/ А. В. Луначарский.- М.: Молодая гвардия, 1989.- 237с.
  99. Лях, В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах Западной Европы: состояние и перспективы/ В.И.Лях// Физическая культура в школе.- 1995, — № 5,6- С.55−59.
  100. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков /В.И.Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.-№ 1.-С.5−10.
  101. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя/ В. И. Лях, — М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.- 272с.
  102. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов/ В. И. Лях, А. А. Зданевич //Физическая культура в школе, 2004.- № 1−8.- С. 36.
  103. Ю2.Маанда, Н. Здесь истоки народов/ Н. Маанда// Народное образование.1997.- № 2.- С.96−98.
  104. , А.С. О воспитании/ А. С. Макаренко.- М.: Политиздат, 1988.- 256с.
  105. , В.Н. Акмеология школьного образования/
  106. B.Н.Максимова.- Спб., 2000, — с.5−7.
  107. , Е.М. Не обижен, а надут/ Е. М. Маркова //Начальная школа, 1998.- № 2, — С. 58.
  108. Юб.Мартиросов, Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии/ Э. Г. Мартиросов.- М.: Физкультура и спорт, 1982, — С. 46.
  109. , А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для общеобразовательных школ/ А.П.Матвеев// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 1- С. 19−22.
  110. , А.П. Учебная программа по физической культуре для 1−11 классов/ А. П. Матвеев // Физическая культура в школе, — 2003, — № 1−3.1. C.43.
  111. , А.П. Физическая культура: Программа для общеобразовательных учреждений: Тематическое планирование: 1−11 классы./ Авт.-сост.: А. П. Матвеев, Т. В. Петрова.- М.: Дрофа, 2003. -96с.
  112. Мишин, Б. И, Положение о спортивно-оздоровительных состязаниях школьников России «Президентские состязания» / сост. Б. И. Мишин // Настольная книга учителя физической культуры: справочно-методическое пособие, — М.: О.О. О. Издательство ACT, 2003-С.395.
  113. , А.А. Теоретико-методические основы формирования физической культуры подростка в сельской школе: автореферат дис. канд. пед. наук/А.А.Мкртчан.-М, 1997.- 18с.
  114. И2.Мунгалова, А. А. Этнопедагогические приемы воспитания детей у коренных народов Крайнего Севера/ А.А.Мунгалова// Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Омск, 1998, — С. 8.
  115. ИЗ.Мызан, Г. И. Физкультурное образование: региональные проблемы/ Г. И. Мызан. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996.- 76с.
  116. И4.Некбахтшоев, О. Таджикские национальные подвижные игры (на уроках физкультуры)/ О. Некбахтшоев // Физическая культура в школе.-1991- № 3- С.49−50.
  117. И5.Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.- 4-е изд/ Р. С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Кн. 3: Психодиагностика.- 640с.
  118. , В.А. Формирование и оптимизация физического состояния человека в условиях Дальнего Востока России: автореферат дис. докт. пед. наук/ В. А. Нестеров.- Омск, 1999, — 42с.
  119. Образование и школа// 3авуч.-2003, — № 8.- С.47−51.118.0вчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе/ Р. В. Овчарова.- М.: ТЦ «Сфера», 1996, — 240с.
  120. , Г. Караси и щука: подвижная игра для младших классов/ Г. Павлов // Спорт в школе.- 1996, — № 10.- С. 5.
  121. Пеганова, 10. Как играли наши деды: (Подвижные игры для детей)/ Ю. Пеганова //Спорт в школе.- 1995.- № 5,6, — С. 6.
  122. , Г. И. Анализ современных направлений физического воспитания/ Г. И. Погадаев. М., 2001.- С. 67.
  123. , Л.Г. Особенности управления развитием гимназией «Русский дом»/ Л.Г. Погудина// Завуч.- 2002.-№ 1.-с.24.
  124. , Е.А. Детские игры, преимущественно русские/ Е. А. Покровский.- СПб., 1994.-523с.
  125. , Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека/ Н. И. Пономарев.- СПб: С-ПГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996.-284с.
  126. , В.В. Региональный подход к программному обеспечению физического воспитания школьников в условиях Крайнего Севера: автореферат дис. канд. пед. наук/В.В.Пономарев.- Омск, 1993.- 19с.
  127. , Л.Н. Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе: (на примере физического воспитания) — автореферат дис. канд. пед. наук/ Л. Н. Прогонюк, — М., 1998.- 23с.
  128. Программа «Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей»: программа общеобразовательных учреждений/Министерство образования РФ, — М.: Просвещение, 1993.- 83с.
  129. Программа физического воспитания учащихся, основанная на одном из видов спорта (баскетбол): программа общеобразовательных учреждений// Министерство образования РФ.- М.: Просвещение, 1992, — 75с.
  130. , В.Т. Россия накануне 21 века: поиск новой парадигмы развития общества/ В. Т. Пуляев //Социально-политический журнал.- 1996.-№ 1.- с.4−16.
  131. , С.И. Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста/ С. И. Пушкина.- М.: Школьная Пресса, 2001.- 160с.
  132. , Н.В. Подвижные игры на уроках физической культуры/ Н. В. Рекутина //Физическая культура в школе.- 1988-№ 1-С.15.
  133. , И.А. Педагогические условия усвоения знаний по предмету «Физическая культура» (на примере старшеклассников): автореферат дис. канд. пед. наук/ И. А. Рыбакова.- Челябинск, 1997.- 27с.
  134. , С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: автореферат дис. канд. пед. наук/ С. А. Сергеева.- Омск, 1996, — 24с.
  135. , А.Д. Национальная культура и подросток/ А.Д. Солда-тенков, О. В. Лебедева.- М.-.Педагогика, 1993.- № 1.- С. 38.
  136. Н.В. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспита-ния/Сост. Н. Б. Стамбулова Л.: б.и., 1998.- 40с.
  137. , Е.Н. Воспитательная система сельской школы// Под ред. Е. Н. Степанова.- Псков, 1997.- С. 148.
  138. , В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход)/ В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры.- 1998.- № 5.-С.11−15.
  139. МО.Татьянченко, Д. В. Приоритеты образования в муниципальных средних общеобразовательных школах/ Д. В. Татьянченко // Завуч.- 2003.- № 2,-С.18.
  140. , Л.Н. Что такое искусство/ Л. Н. Толстой.- М.: Современник, 1985.- 592с.
  141. , А.А. Ориентирование на местности/ А.А.Тронь// Физическая культура в школе.- 1994- № 5- С.53−55.
  142. МЗ.Турсунов, Н. Н. Таджикские национальные подвижные игры: учебное пособие для студентов/ Н.Н.Турсунов- Душанбе: б.и., 1981.- 83с.
  143. , Г. М. Национальные народные игры средство межнационального общения и оздоровления трудящихся сельской местности/ Г. М. Урукова, Ф. В. Мамычкин // Теория и практика физической культуры.- 1989.- № 12, — С. 41.
  144. , Т.С. Подвижные игры детей Узбекистана/ Т.С.Усманходжаев// Физическая культура в школе.- 1994- № 3- С.26−27.
  145. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного и среднего (полного) общего образова-ния/Сост. В. Н. Шаулин и др.// Физическая культура в школе.- 1997-№ 1- С.2−6.
  146. , Н.С. Подвижные игры дома и в школе/ Н. С. Филитис. М., 1920.- Изд.5.- С. 74.
  147. , JI.M. Наглядность и моделирование в обучении/ Л. М. Фридман.- М.: Знание, 1984.- 85с.
  148. , Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях различного типа: автореферат дис. канд. пед. наук/ Н. Х. Хакунов, — Краснодар, 1995.- 33с.
  149. , З.А. Миссия сельской школы. Сельская школа как культурно-образовательный центр/ под ред. канд. пед. наук З. А. Халюта.- Омск: ООИПКРО, 2001.- 324с.
  150. , Ш. Х. Педагогические особенности физического воспитания учащихся в регионах с жарким климатом: автореферат дис. док. пед. наук/Ш.Х.Ханкельдиев.-М., 1991, — Юс.
  151. , С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. 2-ое изд./ С. В. Хрущев.- М.: Медицина, 1980.- 224с.
  152. , А.В. О культуре физической и духовной. Гигиена физкультурника/А.В.Царик. М.: Знание, 1989.- 189с.: ил.
  153. , Е.П. Современная культура России: проблемы развития/ Е.П.Челышев// Москва.- 1996.- № 1.- С.3−10.
  154. , П.И. На уроке лапта: методика проведения игры/ П. И. Чижов // Физическая культура в школе.- 1988- № 9- С. 25.
  155. , Э.Ч. Первоначальные этапы развития киргизских народных игр и физических упражнений: методические рекомендации/сост. Э. Ч. Чирикбаев.- Фрунзе: б.и., 1981.-22с.
  156. , А.А. На пути к культуре физического воспитания в общеобразовательной школе/ А. А. Чунаев // Теория и практика физической культуры.- 1990, — № 9.- С.9−11.
  157. , Е.В. Использование малых форм фольклора в обучении математики/ Е. В. Шаталова // Начальная школа.- 1998, — № 1.- С. 48.
  158. , В.Н. Физическое воспитание учащихся: Стратегические и тактические задачи/ В. Н. Шаулин, Е.Н.Литвинов//Физическая культура в школе.- 1993.-№ 4.- С.3−5.
  159. , Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии/ Н. И. Шевандрин.- М.: ВЛАДОС, 1995, — 544с.: ил.
  160. , В.Ф. Электронные измерители времени/ В.Ф. Шилов// Физическая культура в школе.- 2003.- № 3.- С. 37.
  161. , С.А. Игры учащихся феномен культуры/ С. А. Шмаков.- М.: Новая школа, 1994.-73с.
  162. , Г. Фольклорные игры для школьников/ Г. Шосталь//Воспитание школьников.- 1993.- № 3, — с.50−54.
  163. , П.Ш. Методика повышения эффективности подготовки учащихся сельских школ по первой ступени комплекса ГТО с использованием национальных подвижных игр.: автореферат дис. канд. пед. наук/ П. Ш. Шылманов.- М., 1982.- 24с.
  164. , В.И. Игры средства физического воспитания/ В.И. Эла-швили // Теория и практика физической культуры.- 1986.- № 10, — С. 1314.
  165. , В.Г. Подвижные игры в 1−4 классах/ В. Г. Яковлев.- Минск.: Народная Асвета, 1970.- 56с.
  166. , И.С. Личностио-ориентированное обучение в современной школе/ И. С. Якиманская.- М.: Сентябрь, 1996- 96с.
  167. , Г. А. Особенности учебно-воспитательного процесса в лично-стно-ориентированном образовательном пространстве школы/ Г. А. Яшина, А. С. Сиденко // Завуч.- 2001.- № 4.- С. 55.
  168. Dolf-Dietram В. Zu einigen wesentlichen theoretischen Grundpositionen fur die Untersuchung der koordinativen Fachigkeiten/ B. Dolf-Dietram //T u PKK.- 1978.- № 1.- S.29−36.
  169. Hirtz, P. Koordinative Fachigkeiten im Schulsport/ P.Hirtz. Berlin.: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1985.- 276s.
  170. Kraft, R.E. Fitness tests ore only for the fitness/ R.E.Kraft.// The Phisikal educator.- 1989.-v.46.-№l.- P. 18−21
  171. Merota K. Testbatterie zur Diagnostik koordinativen Pohigkeiten/ K. Merota //Theorie und Praxis der Korperkultur.- 1984, — № 2.- S. l 18−122.
  172. Peter H. Struktur und Entwiklung koordinativen Leistungsvoraussetzungen bei schulkindern/ H. Peter //T u PKK.- 1972.-№ 7.- S.503−510.
  173. Schreiberhuber, I. Leibesubungen and Volksschulen heute/ I. Schreiber-huber// Leibesubungen- Leibeserzienung.-1992.-V.46.- № 3, — Ps. 15−20.
Заполнить форму текущей работой