Использование русских народных игр в физическом воспитании младших школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы
Диссертация
Полученные в ходе эксперимента данные показали, что использование русских народных игр в вариативной части программы физического воспитания влияет на межличностные отношения младших школьников. В экспериментальной группе выявлены следующие изменения социометрических данных, при р < 0,05: из социометрической группы «отверженных», которая составляла 15% от общей численности учащихся (250 человек… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Основные направления развития школьного образования
- 1. 1. 1. Гуманизация современного образовательного процесса
- 1. 1. 2. Сельская школа в общеобразовательном социуме
- 1. 2. Концептуальные подходы к формированию школьного физического воспитания с учетом гуманизации образования
- 1. 3. Анализ учебных программ физического воспитания в школе
- 1. 4. Педагогический анализ классификаций национальных игр
- 1. 5. Применение национальных игр на уроках физического воспитания
- 1. 1. Основные направления развития школьного образования
Список литературы
- Агаев, Г. Г. Исследование опыта применения азербайджанских народных подвижных игр в школах Азербайджана: автореферат дис.. канд. пед. наук/ Г. Г. Агаев. Л., 1969. -16 с. — /ГЦОЛИФК/
- Аг-Оол, Е. М. Классификация тувинских народных игр, танцев и национальных видов спорта/ Е.М. Аг-Оол // материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Омск, 1998.-С.З
- Аистов, И.П. Проблемы сельской школы/ И. П. Аистов // Вечерняя средняя школа.- 1995.- № 2.- С.9−10.
- Амонашвили, Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики/ Ш. А. Амонашвили, — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.- 75с.
- Аслаханов, С.-А.М. Народные подвижные игры и физические упражнения как средства повышения эффективности уроков физической культуры/ С.-А.М. Аслаханов // Теория и практика физической культуры,-1991.- № 12, — С.43−45.
- Асташина, М.П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореферат дис.. канд. пед. наук/ М. П. Асташина, — Омск, 1997.- 19с.
- Атаев, А.К. Исследование эффективности применения элементов народных игр и специальных упражнений для развития физических качеств школьников в школах Узбекистана: автореферат дис.. канд. пед. наук/ А. К. Атаев.-Л., 1969. -20 с.
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин. -М.: Физкультура и спорт, 1978. С. 160−178.
- Бабовская, Г. Н. Исследование народных физических упражнений в учебной работе по физической культуре в школе (на примере киргизских школ): автореферат дис.. канд. пед. наук/ Г. Н. Бабовская.- Фрунзе, 1967.-23с.
- Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания)/ В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры, — 1991.- № 7.- С.37−41.
- Барбашов, С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: дис. д-ра пед. наук/ С. В. Барбашов.- Омск, 2000, — 389с.
- Барышникова Т. Игры на воздухе/ Сост. Т.Барышникова.- СПб.: Кристалл, КОРОНА, 1998.- 288с.
- Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур/
- A.А.Белик.- М.: Российский гос. гуманитарный университет, 1998.- 241с.
- Беспалько, В.П. Не пора ли менять стратегию образования?/
- B.П.Беспалько // Педагогика.- 2001.- № 9, — С.87−95.
- Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации/ Б.М.Бим-Бад, А. В. Петровский //Педагогика, — 1995.- № 1.-С.21.
- Богданов, Г. П. Школьникам здоровый образ жизни: (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре)/ Г. П. Богданов. — М.: Физкультура и спорт, 1989, — 192с.
- Бозиев, Р.С. Культура будущей России/ Р. С. Бозиев // Педагогика, — 1999.-№ 3.- С. 26.
- Болотина, Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях/ Т. В. Болотина.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 46с.
- Бондаревский, Е.Я. О школьных программах по физической культуре/ Е. Я. Бондаревский, А. В. Кадетова, Л. В. Левчук // Физическая культура в школе.- 1987.- № 3- С.31−35- № 4, — с.32−39
- Бондаревская, Е.В. Концепция сельской школы/ Е. В. Бондаревская // Сельская школа.-1998.- № 3.- С.68−82.
- Борисова, Е. О традициях воспитания в русской крестьянской семье/ Е. Борисова // Народное образование.- 1998, — № 9.- С. 74.
- Бура, О. Русская удалая: Лапта / О. Бура, В. Горбунов.- М.: Физкультура и спорт, 1961.- 40с.
- Бутаносов, В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакас-сии/В.Я.Бутаносов, А. А. Верник.- Абакан: б.и., 1995−55с.
- Бухарин, Н.И. Избранные произведения/Н.И.Бухарин.- М.: Политиздат, 1988.-497с.
- Былеева Л.В. Игры народов СССР/Сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев.-М.: Физкультура и спорт, 1985, — 269с.
- Вавилов, Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания/ Ю. Н. Вавилов // Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 10.- С.2−9.
- Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников/ Я. С. Вайнбаум.- М.: Просвещение, 1991, — 64с.
- Викулов, А.Д. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков/ А. Д. Викулов, Ю. В. Пузанов, Н. А. Мариничев //Состояние и перспективы совершенствования физ. культуры в системе образования: матер, науч. конф, — Омск: СибГАФК, 1996.- С.54−55.
- Виленский, М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки/ М. Я. Виленский, Е.Н.Литвинов// Физическая культура в школе.- 1990, — № 3- С.2−4.
- Вилькин, Я.Р. Белорусские народные игры второй половины 19- начала 20 века: автореферат дис. канд. истор. наук/ Я. Р. Вилькин.- Минск, 1971, — 18с.
- Виноградов, В.Б. Пора играть в свои игры/ В. Б. Виноградов // Физическая культура в школе.- 2001.- № 2.- С. 57.
- Водянский, A.M. Примерные программы начального общего образова-ния/Сост. А. М. Водянский, И. А. Петрова.- 4-е изд. стереотип, — М.: Дрофа, 2001.- 64с.
- Временный государственный образовательный стандарт// Физическая культура в школе.- 1993.- № 6- С.4−9.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений в 6 томах/ JI.C. Выготский.- М., 1981−1984.-Т.2.-1982, — С. 96.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования/ О. С. Газман. М., 1995.- Вып.2.- С.ЗЗ.
- Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ М. В. Гамезо.- М.: Просвещение, 1986.- 272с.
- Годик, М.А. О методике тестирования физического состояния детей/ М. А. Годик // Теория и практика физической культуры, — 1973.- № 8.-С.32−34.
- Гончаров, И. Новая школа России: какой ей быть?/ И. Гончаров //Воспитание школьников.- 1998.- № 1.- С. 2.
- Горелик, И.Ф. Педагогический анализ личностно-ориентированного подхода/ И. Ф. Горелик // Завуч.- 2001.- № 3.- С. 115.
- Григорьев, В.М. Играйте в лапту/ В. М. Григорьев.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 31с.
- Гужаловский, А.А. Этапность развития физических качеств: автореферат дис. докт. пед. наук/ А. А. Гужаловский, — М., 1979.- 26с.
- Гусев, Л.Г. Лапта в школе/ Л. Г. Гусев, А. Ю. Костарев //Физическая культура «Олимпийское образование»: материалы Всероссийской на-учно-практ. Конференции: УралГАФК.- Стерлитамак, 1997- С. 39.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В. В. Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.- 542с.
- Данилюк, А.И. Понятие и понимание русской национальной школы/ А. И. Данилюк.- М.: Педагогика, 1997.- № 1, — С. 68.
- Дибиров, М.А. Народные средства физического воспитания народов Нагорного Дагестана и их педагогическое значение: автореферат дис. канд. пед. наук/М.А.Дибиров.- JI, 1971.- 23с.
- Дмитриев, В.Н. Игры на открытом воздухе/ В. Н. Дмитриев.- М.: Изд. Дом МСП, 1998.- 240с.: ил.
- Долженко, О.В. Очерки по философии образования/ О. В. Долженко.-М.: Медиа, 1995.- 240с.
- Должиков, И.И. Планирование содержания уроков физической культуры 1−11 классы/ И. И. Должиков // Физическая культура в школе.- 1997.-№ 4- 58с.
- Дорофеев, Ю. Русский праздничный народный костюм/Ред.-сост. Ю.Дорофеев.- М.: Мозаика-Синтез, 2001.- 16с.
- Дубовой, А.Е. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Науч-исследов. ин-т проблем физической культуры и спорта Ку-бан.ГАФК/под ред. В. А. Якобашвили, А. И. Погребного.- Краснодар: б.и., 1999.- Т.2.- С.62−68.
- Ермолаева, В.А. Будет жить школа будет жить село/В.А. Ермолаева // Народное образование. -1991.- № 8.- С. 14−19.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестник образования.- 1992.-№ 1.- С.2−59.
- Захаренкова, Р. Обсуждает межрегиональная конференция. Сельская школа в новых социально-экономических условиях/ Р. Захаренкова, П. Лузан, С. Пузин. // Сельская школа.- 1998.- № 3.- С. 16.
- Зенкова, Т.Г. Каким быть содержанию образования/ Т.Г. Зенкова// Физическая культура в школе, — 2002.- № 5.- С. 6.
- Зуев, В.Н. Физическая культура в жизни коренных народностей Севера/ В. Н. Зуев, П. Г. Койносов //Материалы научной конференции.- Омск, 1996.- С. 26.
- Игнатьев, А.И. Городки в спортивном зале/ Игнатьев, А.И. // Физическая культура в школе.- 2001.- № 1.- С.ЗЗ.
- Ильин, Е.П. Психология физического воспитания.: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Е. П. Ильин.- М.: Просвещение, 1987.- 287с.
- Исаев, Ю. Психолого-педагогическая культура сельской школы/ Ю. Исаев // Народное образование.- 1999.- № 7.- С. 70.
- Канарченко, П.С. Нетрадиционным методом обучения/ П.С.Канарченко// Физическая культура в школе.- 1993.- № 1- С.38−39.
- Каптерев, П. О детских народных играх и развлечениях/ П. Каптерев // Народное образование, — 1990.- № 10.- С.228−240.
- Кароев, В.Г. Исследование эффективности применения народных игр в школах Осетии: автореферат дис.. канд. пед. наук/ В. Г. Кароев.- JL, 1969.- 19с.
- Карпушко, Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: учебное пособие для студентов, аспирантов и слушателей факультетов повыш. квалификации/ Н. А. Карпушко, — М.: ГЦОЛИФК, 1992.-61с.
- Кахидзе, Г. Г. Воспитательное значение и пути использования народно-национальных подвижных игр и физических упражнений школьников (на материалах горных районов Грузии): автореферат дис. канд. пед. наук/ Г. Г. Кахидзе.- Киев, 1986.- 23с.
- Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада/ Под. ред. Т. И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1988.- 239с.: ил.
- Ким, В. В. Концепция становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири: автореферат дис. канд. пед. наук/ В. В. Ким.- М, 1998, — 24с.
- Клепиков, В.З. Физическая культура и спорт в Китае/ В. З. Клепиков // Физическая культура в школе.- 2002.- № 3.- с. 67.
- Козак, О.Н. Летние игры для больших и маленьких/ О. Н. Козак.- СПб.: Союз, 1997.- 144с.
- Коломинский. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений/Я.Л.Коломинский.- Минск.: Народная асвета, 1984.-239с.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов: Программа общеобразовательных учреждений./М-во образования РФ.- М.: Просвещение, 1996.- 204с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, — М: АПК и ПРО, 2002.- 24с.
- Копылов, Ю.А. Разработать славянский национально-региональный компонент учебного предмета/ Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. -2003.- № 3.- С.43−44.
- Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в 17−18 вв./ Копылов А. Н. Новосибирск: Наука, 1968 -124с.
- Короновский, В.Н. Внеклассная работа по физическому воспитанию. Метод, пособие для учителей физ. воспитания в школе/ В. Н. Короновский.- М.: Просвещение, 1953, — 221с.
- Короткова, Е.А. Концепция технологии дифференцированного образования школьников/ Е. А. Короткова, И. И. Сулейманов.- Тюмень: Вектор Бук, 1999.-24с.
- Костадинова-Якимова, М. Сравнительное изучение эффективности проблемных подходов на уроках физической культуры/ М. Костадинова-Якимова.- М.: ЦООНТИ. Физкультура и спорт, 1991.-Вып.6.- С.35−39.
- Кочнев, В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук/ В. П. Кочнев, — М., 1998.- 92с.
- Круглова, Т.Ф. Структура концепции воспитания школы русской культуры/ Т. Ф. Круглова //Завуч.- 2002.- № 1.- С. 37.
- Крупская, Н.К. Избранные произведения/ Н. К. Крупская. М.: Политиздат, 1988.- 430с.
- Кубышкин, B.C. Исследование эффективности взаимосвязи в преподавании физической культуры и физики в средней школе: автореферат дис. канд. пед. наук/ В. С. Кубышкин, — J1, 1970.- 20с.
- Кудрявцев, М.Д. О концепции обучения младших школьников / М. Д. Кудрявцев // Физкультура в школе, — 2003, — № 6,7, — С. 15.
- Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени.- 2-е изд./ Ф. А. Кузин.- М.:Ось-89, 1998.-208с.
- Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды, — 2-е изд./ Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина.- М.: Школьная Пресса, 2001.- 144с.
- Кузнецова, З.М. Народные игры на уроках физической культуры/ З. М. Кузнецова.-Набережные Челны, 1996.- 160с.
- Куликов, С.И. Истоки развития физической культуры и спорта в Хакасии/ С. И. Куликов //Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Омск, 1997.- С. 14.
- Куприна, Н. К, Применение Адыгейских национальных игр в системе физического воспитания школьников среднего возраста: автореферат дис,., канд. пед. наук/ Н. К. Куприна.- М, 1993.- 23с.
- Кучерова, Г. М. Обучая лапте/ Г. М.Кучерова// Физическая культура в школе.- 1998-№ 4.- С. 29.
- Кушнир, A.M. Педагогика иностранного языка/ А. М. Кушнир //Школьные технологии.-1998.- № 6.- С. 46.
- Лазутина, Л.Н. Гуманистическая система воспитания. Гуманизация воспитательного процесса/ Л. Н. Лазутина.- Калуга: Издательство Н. Ф. Бочкаревой, 1997.-143с.
- Леднев, B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры / В. С. Леднев.- М., 1980, — 121с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев.- М., 1975.-С.46.
- Леонтьева, Т.Н. Программа по физической культуре для учащихся 1−11 классов малокомплектных сельских школ/ Т.Н.Леонтьева// Физическая культура в школе, — 1998.- № 3- С.23−29.
- Лепешкин, В.А. Лапта и обучение бегу/ В.А.Лепешкин// Физическая культура в школе.- 1997, — № 3- С. 12- 1998.- № 3.- С. 35.
- Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста/ П. Ф. Лесгафт.- М.: Физкультура и спорт, 1951.- Т.1.-С.121−124.
- Литвинов, Е.Н. Программа физического воспитания учащихся начальной школы: 1−4 классы./ Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Н. Я. Виленский.-М.: Шк. Пресса, 2004, — 14с.
- Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации/ Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 1.- с.5−11.
- Луначарский, А.В. Мир обновляется/ А. В. Луначарский.- М.: Молодая гвардия, 1989.- 237с.
- Лях, В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах Западной Европы: состояние и перспективы/ В.И.Лях// Физическая культура в школе.- 1995, — № 5,6- С.55−59.
- Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков /В.И.Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.-№ 1.-С.5−10.
- Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя/ В. И. Лях, — М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.- 272с.
- Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов/ В. И. Лях, А. А. Зданевич //Физическая культура в школе, 2004.- № 1−8.- С. 36.
- Ю2.Маанда, Н. Здесь истоки народов/ Н. Маанда// Народное образование.1997.- № 2.- С.96−98.
- Макаренко, А.С. О воспитании/ А. С. Макаренко.- М.: Политиздат, 1988.- 256с.
- Максимова, В.Н. Акмеология школьного образования/
- B.Н.Максимова.- Спб., 2000, — с.5−7.
- Маркова, Е.М. Не обижен, а надут/ Е. М. Маркова //Начальная школа, 1998.- № 2, — С. 58.
- Юб.Мартиросов, Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии/ Э. Г. Мартиросов.- М.: Физкультура и спорт, 1982, — С. 46.
- Матвеев, А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для общеобразовательных школ/ А.П.Матвеев// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 1- С. 19−22.
- Матвеев, А.П. Учебная программа по физической культуре для 1−11 классов/ А. П. Матвеев // Физическая культура в школе, — 2003, — № 1−3.1. C.43.
- Матвеев, А.П. Физическая культура: Программа для общеобразовательных учреждений: Тематическое планирование: 1−11 классы./ Авт.-сост.: А. П. Матвеев, Т. В. Петрова.- М.: Дрофа, 2003. -96с.
- Мишин, Б. И, Положение о спортивно-оздоровительных состязаниях школьников России «Президентские состязания» / сост. Б. И. Мишин // Настольная книга учителя физической культуры: справочно-методическое пособие, — М.: О.О. О. Издательство ACT, 2003-С.395.
- Мкртчан, А.А. Теоретико-методические основы формирования физической культуры подростка в сельской школе: автореферат дис. канд. пед. наук/А.А.Мкртчан.-М, 1997.- 18с.
- И2.Мунгалова, А. А. Этнопедагогические приемы воспитания детей у коренных народов Крайнего Севера/ А.А.Мунгалова// Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Омск, 1998, — С. 8.
- ИЗ.Мызан, Г. И. Физкультурное образование: региональные проблемы/ Г. И. Мызан. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996.- 76с.
- И4.Некбахтшоев, О. Таджикские национальные подвижные игры (на уроках физкультуры)/ О. Некбахтшоев // Физическая культура в школе.-1991- № 3- С.49−50.
- И5.Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.- 4-е изд/ Р. С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Кн. 3: Психодиагностика.- 640с.
- Нестеров, В.А. Формирование и оптимизация физического состояния человека в условиях Дальнего Востока России: автореферат дис. докт. пед. наук/ В. А. Нестеров.- Омск, 1999, — 42с.
- Образование и школа// 3авуч.-2003, — № 8.- С.47−51.118.0вчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе/ Р. В. Овчарова.- М.: ТЦ «Сфера», 1996, — 240с.
- Павлов, Г. Караси и щука: подвижная игра для младших классов/ Г. Павлов // Спорт в школе.- 1996, — № 10.- С. 5.
- Пеганова, 10. Как играли наши деды: (Подвижные игры для детей)/ Ю. Пеганова //Спорт в школе.- 1995.- № 5,6, — С. 6.
- Погадаев, Г. И. Анализ современных направлений физического воспитания/ Г. И. Погадаев. М., 2001.- С. 67.
- Погудина, Л.Г. Особенности управления развитием гимназией «Русский дом»/ Л.Г. Погудина// Завуч.- 2002.-№ 1.-с.24.
- Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские/ Е. А. Покровский.- СПб., 1994.-523с.
- Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека/ Н. И. Пономарев.- СПб: С-ПГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996.-284с.
- Пономарев, В.В. Региональный подход к программному обеспечению физического воспитания школьников в условиях Крайнего Севера: автореферат дис. канд. пед. наук/В.В.Пономарев.- Омск, 1993.- 19с.
- Прогошок, Л.Н. Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе: (на примере физического воспитания) — автореферат дис. канд. пед. наук/ Л. Н. Прогонюк, — М., 1998.- 23с.
- Программа «Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей»: программа общеобразовательных учреждений/Министерство образования РФ, — М.: Просвещение, 1993.- 83с.
- Программа физического воспитания учащихся, основанная на одном из видов спорта (баскетбол): программа общеобразовательных учреждений// Министерство образования РФ.- М.: Просвещение, 1992, — 75с.
- Пуляев, В.Т. Россия накануне 21 века: поиск новой парадигмы развития общества/ В. Т. Пуляев //Социально-политический журнал.- 1996.-№ 1.- с.4−16.
- Пушкина, С.И. Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста/ С. И. Пушкина.- М.: Школьная Пресса, 2001.- 160с.
- Рекутина, Н.В. Подвижные игры на уроках физической культуры/ Н. В. Рекутина //Физическая культура в школе.- 1988-№ 1-С.15.
- Рыбакова, И.А. Педагогические условия усвоения знаний по предмету «Физическая культура» (на примере старшеклассников): автореферат дис. канд. пед. наук/ И. А. Рыбакова.- Челябинск, 1997.- 27с.
- Сергеева, С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: автореферат дис. канд. пед. наук/ С. А. Сергеева.- Омск, 1996, — 24с.
- Солдатенков, А.Д. Национальная культура и подросток/ А.Д. Солда-тенков, О. В. Лебедева.- М.-.Педагогика, 1993.- № 1.- С. 38.
- Стамбуловал Н.В. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспита-ния/Сост. Н. Б. Стамбулова Л.: б.и., 1998.- 40с.
- Степанов, Е.Н. Воспитательная система сельской школы// Под ред. Е. Н. Степанова.- Псков, 1997.- С. 148.
- Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход)/ В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры.- 1998.- № 5.-С.11−15.
- МО.Татьянченко, Д. В. Приоритеты образования в муниципальных средних общеобразовательных школах/ Д. В. Татьянченко // Завуч.- 2003.- № 2,-С.18.
- Толстой, Л.Н. Что такое искусство/ Л. Н. Толстой.- М.: Современник, 1985.- 592с.
- Тронь, А.А. Ориентирование на местности/ А.А.Тронь// Физическая культура в школе.- 1994- № 5- С.53−55.
- МЗ.Турсунов, Н. Н. Таджикские национальные подвижные игры: учебное пособие для студентов/ Н.Н.Турсунов- Душанбе: б.и., 1981.- 83с.
- Урукова, Г. М. Национальные народные игры средство межнационального общения и оздоровления трудящихся сельской местности/ Г. М. Урукова, Ф. В. Мамычкин // Теория и практика физической культуры.- 1989.- № 12, — С. 41.
- Усманходжаев, Т.С. Подвижные игры детей Узбекистана/ Т.С.Усманходжаев// Физическая культура в школе.- 1994- № 3- С.26−27.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного и среднего (полного) общего образова-ния/Сост. В. Н. Шаулин и др.// Физическая культура в школе.- 1997-№ 1- С.2−6.
- Филитис, Н.С. Подвижные игры дома и в школе/ Н. С. Филитис. М., 1920.- Изд.5.- С. 74.
- Фридман, JI.M. Наглядность и моделирование в обучении/ Л. М. Фридман.- М.: Знание, 1984.- 85с.
- Хакунов, Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях различного типа: автореферат дис. канд. пед. наук/ Н. Х. Хакунов, — Краснодар, 1995.- 33с.
- Халюта, З.А. Миссия сельской школы. Сельская школа как культурно-образовательный центр/ под ред. канд. пед. наук З. А. Халюта.- Омск: ООИПКРО, 2001.- 324с.
- Ханкельдиев, Ш. Х. Педагогические особенности физического воспитания учащихся в регионах с жарким климатом: автореферат дис. док. пед. наук/Ш.Х.Ханкельдиев.-М., 1991, — Юс.
- Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. 2-ое изд./ С. В. Хрущев.- М.: Медицина, 1980.- 224с.
- Царик, А.В. О культуре физической и духовной. Гигиена физкультурника/А.В.Царик. М.: Знание, 1989.- 189с.: ил.
- Челышев, Е.П. Современная культура России: проблемы развития/ Е.П.Челышев// Москва.- 1996.- № 1.- С.3−10.
- Чижов, П.И. На уроке лапта: методика проведения игры/ П. И. Чижов // Физическая культура в школе.- 1988- № 9- С. 25.
- Чирикбаев, Э.Ч. Первоначальные этапы развития киргизских народных игр и физических упражнений: методические рекомендации/сост. Э. Ч. Чирикбаев.- Фрунзе: б.и., 1981.-22с.
- Чунаев, А.А. На пути к культуре физического воспитания в общеобразовательной школе/ А. А. Чунаев // Теория и практика физической культуры.- 1990, — № 9.- С.9−11.
- Шаталова, Е.В. Использование малых форм фольклора в обучении математики/ Е. В. Шаталова // Начальная школа.- 1998, — № 1.- С. 48.
- Шаулин, В.Н. Физическое воспитание учащихся: Стратегические и тактические задачи/ В. Н. Шаулин, Е.Н.Литвинов//Физическая культура в школе.- 1993.-№ 4.- С.3−5.
- Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии/ Н. И. Шевандрин.- М.: ВЛАДОС, 1995, — 544с.: ил.
- Шилов, В.Ф. Электронные измерители времени/ В.Ф. Шилов// Физическая культура в школе.- 2003.- № 3.- С. 37.
- Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры/ С. А. Шмаков.- М.: Новая школа, 1994.-73с.
- Шосталь, Г. Фольклорные игры для школьников/ Г. Шосталь//Воспитание школьников.- 1993.- № 3, — с.50−54.
- Шылманов, П.Ш. Методика повышения эффективности подготовки учащихся сельских школ по первой ступени комплекса ГТО с использованием национальных подвижных игр.: автореферат дис. канд. пед. наук/ П. Ш. Шылманов.- М., 1982.- 24с.
- Элашвили, В.И. Игры средства физического воспитания/ В.И. Эла-швили // Теория и практика физической культуры.- 1986.- № 10, — С. 1314.
- Яковлев, В.Г. Подвижные игры в 1−4 классах/ В. Г. Яковлев.- Минск.: Народная Асвета, 1970.- 56с.
- Якиманская, И.С. Личностио-ориентированное обучение в современной школе/ И. С. Якиманская.- М.: Сентябрь, 1996- 96с.
- Яшина, Г. А. Особенности учебно-воспитательного процесса в лично-стно-ориентированном образовательном пространстве школы/ Г. А. Яшина, А. С. Сиденко // Завуч.- 2001.- № 4.- С. 55.
- Dolf-Dietram В. Zu einigen wesentlichen theoretischen Grundpositionen fur die Untersuchung der koordinativen Fachigkeiten/ B. Dolf-Dietram //T u PKK.- 1978.- № 1.- S.29−36.
- Hirtz, P. Koordinative Fachigkeiten im Schulsport/ P.Hirtz. Berlin.: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1985.- 276s.
- Kraft, R.E. Fitness tests ore only for the fitness/ R.E.Kraft.// The Phisikal educator.- 1989.-v.46.-№l.- P. 18−21
- Merota K. Testbatterie zur Diagnostik koordinativen Pohigkeiten/ K. Merota //Theorie und Praxis der Korperkultur.- 1984, — № 2.- S. l 18−122.
- Peter H. Struktur und Entwiklung koordinativen Leistungsvoraussetzungen bei schulkindern/ H. Peter //T u PKK.- 1972.-№ 7.- S.503−510.
- Schreiberhuber, I. Leibesubungen and Volksschulen heute/ I. Schreiber-huber// Leibesubungen- Leibeserzienung.-1992.-V.46.- № 3, — Ps. 15−20.