Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика использования восстановительных мероприятий в предсоревновательной подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании методики применения восстановительных мероприятий в предсоревновательной подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования. Впервые экспериментально подтверждено повышение эффективности восстановления в предсоревно-вательном периоде юных баскетболистов при рациональном распределении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Проблемы подготовки баскетболистов к соревновательной деятельности при переходе в группы спортивного совершенствования
    • 1. 2. Педагогические и психофизиологические механизмы обеспечения целевой точности технико-тактических действий в игровых видах спорта
    • 1. 3. Стресс-факторы соревновательной деятельности и их влияние на успешность выполнения игровых действий
    • 1. 4. Особенности протекания процессов восстановления спортсменов после физических нагрузок
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР ВЫЯВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
    • 3. 1. Характеристика двигательной деятельности и воспитания физических качеств баскетболистов
    • 3. 2. Особенности подготовки юношей к соревновательным нагрузкам на этапе спортивного совершенствова- 63 ния
    • 3. 3. Анализ показателей соревновательной деятельности баскетболистов группы спортивного совершенствования
  • ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 4. 1. Разработка экспериментальной программы дополнительных тренировочных мероприятий
    • 4. 2. Влияние экспериментальной программы на функциональное состояние организма и эффективность тренировочного процесса и соревновательной деятельности баскетболистов

Методика использования восстановительных мероприятий в предсоревновательной подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Изучение научно-практических основ обеспечения эффективности соревновательной деятельности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства показало, что среди наиболее значимых ее факторов довольно высокое место отводится проблеме восстановления функциональных систем организма молодых спортсменов после высоких и предельных физических и психоэмоциональных нагрузок [В.Н. Платонов, 1997; С. Н. Кучкин, 1998; А. И. Шамардин, 2000; С. Е. Шутова, 2000; JLB. Костикова 2001; А. Лаптев, 2001; В. И. Тхоревский, 2001; И. Ф. Межман, 2004; А. А. Полозов и др., 2005].

В настоящее время практика спортивной тренировки показала, что невозможно эффективно решать свои основные задачи по восстановлению организма после физических нагрузок без разработки и обоснования приемов воздействия на организм, которые выступают в качестве дополнительных тренирующих факторов. По мнению многих исследователей [В.И. Лях, 1991; В. М. Волков, 1994; А. Я. Гомельский, 1997; В. А. Кобзев, 1997; А. А. Сучилин, А. П. Лаптев, 1997; К. В. Багмет, 2000 и др.], в видах спорта, которым присущи высокий уровень психоэмоционального напряжения, быстрота двигательной реакции и наличие сложнокоординацион-ных двигательных действий, необходимо более пристально изучить индивидуальные изменения функционального состояния спортсменов и возможности применения различных вариантов педагогических, медико-биологических и психофизиологических средств и методов с целью его коррекции [В.Б. Чесноков, 1993; Ю. М. Портнов, 1997; В. В. Кузин, С. А. Полиевский, 1999; Д. В. Губа, 2003].

Проведенный анализ научно-методической литературы показал недостаточность разработок по вопросу применения восстановительных мероприятий и обнаружил противоречия в рекомендациях к использованию физических средств восстановления в процессе подготовки спортсменов к соревновательной деятельности в ациклических видах спорта. В частности, в ряде исследований рассматривается вопрос восстановления спортсменов после тренировочных нагрузок [А.И. Бондарь, 1993; С. И. Изаак 1997; С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова, 2000; А. И. Шамардин и др., 2000; А. А. Миронов, 2001; С.Н. Елевич/2004; Л. П. Черапкина, 2006; С. В. Чернов, 2006]. Но в то же время практически отсутствуют научные и научно-методические работы, позволяющие комплексно решить проблему планирования тренировочных нагрузок с учетом этапа тренировок и использования восстановительных мероприятий.

В связи с вышеизложенным, возникает необходимость поиска оптимальных форм и методов восстановления спортсменов после тренировочных нагрузок в игровых видах спорта на ответственном периоде предсо-ревновательной подготовки. На этом основании представляются весьма актуальными разработка и обоснование комплексной методики предсорев-новательной подготовки баскетболистов на этапе спортивного совершенствования с использованием дополнительных тренировочных и восстановительных мероприятий.

Объект исследования — предсоревновательная подготовка баскетболистов на этапе спортивного совершенствования.

Предмет исследования — средства, методы и организационные формы использования восстановительных мероприятий в предсоревнователь-ной подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования.

Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать комплексную методику использования восстановительных мероприятий в предсоревновательной подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования.

Рабочая гипотеза: методика использования в предсоревновательной подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования воестановительных мероприятий будет педагогически целесообразной и эффективной, если в ее основу положить:

— рациональное планирование тренировочных нагрузок с учетом принципов комплексности, преемственности и вариативности;

— использование в паузах отдыха во время тренировки направленных дыхательных упражнений, элементов йоги и аутотренинга;

— применение в паузах отдыха между тренировками эффективных средств и методов восстановления (ручной массаж, гидро-, виброи термовоздействия).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась непротиворечивой методологической базой, логической последовательностью всей процедуры научного исследования, адекватностью методов исследования задачам работы, достаточным объёмом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных экспериментальных данных с применением современных информационных технологий.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании методики применения восстановительных мероприятий в предсоревновательной подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования. Впервые экспериментально подтверждено повышение эффективности восстановления в предсоревно-вательном периоде юных баскетболистов при рациональном распределении педагогических и психорегулирующих средств в учебно-тренировочном процессе: оптимизации планирования тренировочных нагрузок с учетом этапа тренировки (по микроциклам) и обязательном соблюдении принципов комплексности, преемственности и вариативностивключении в тренировку дыхательных упражнений, элементов йоги и аутотренинга с целью снижения уровня реактивной тревожности у баскетболистовсоблюдении технологических режимов применения медикобиологических средств восстановления, обеспечивающих соответствующую направленность воздействия и своевременность их сочетания в режиме дня.

Теоретическая значимость заключается в дополнении теории и методики спортивной тренировки баскетболистов положениями и выводами диссертации, в которых объясняется механизм сочетания педагогических, медико-биологических и психофизиологических средств в процессе подготовки баскетболистов группы спортивного совершенствования к соревновательной деятельностиуглубляется понимание технологии использования средств и методов восстановления в предсоревновательном периоде в сочетании с традиционными средствам и методами тренировки баскетболистов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в более высокой эффективности соревновательной деятельности баскетболистов, обеспечиваемой применением разработанной методики восстановительных мероприятий на этапе предсоревновательной подготовки.

Полученные результаты могут быть использованы в тренировочном процессе в других игровых видах спорта, в обучении студентов физкультурных и педагогических вузов, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки тренеров по игровым видам спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Баскетболисты на этапе спортивного совершенствования успешнее адаптируются к физическим, чем к психическим нагрузкам, что выражается в снижении эффективности игровой деятельности в экстремальных условиях игры. Поэтому наиболее целесообразно в этих условиях увеличивать нагрузку за счет упражнений, выполняемых в аэробном режиме, включение в тренировочный процесс направленных дыхательных упражнений и проведение восстановительных мероприятий.

2. Планирование тренирующих воздействий с учетом этапа многолетней тренировки и в сочетании с использованием комплекса восстановительных средств и мероприятий обеспечивает более рациональные действия баскетболистов в вероятностных условиях спортивного противоборства, характерных для баскетбола.

3. Применение авторской методики, включающей направленное тренировочное воздействие и восстановительные процедуры в учебно-тренировочном процессе баскетболистов, способствует эффективному протеканию восстановительных процессов и более качественной подготовке к соревновательной деятельности баскетболистов на этапе спортивного совершенствования, сохранению здоровья и спортивной формы у баскетболистов.

Методологическую основу исследования составили: системный подход (JI. фон Берталанфи, Н. В. Блауберг, Э.Г. Юдин) — понятие функциональных систем (П.К. Анохин) — деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) — основополагающие идеи теории развивающего обучения (В.В. Давыдов) — концепция уровневого построения движений (Н.А. Бернштейн), концепция оптимального функционирования систем физического воспитания на разных этапах онтогенеза (С.Н. Кучкин, И. Н. Солопов, Л. П. Матвеев, В. К. Бальсевич, В. П. Филин, В. Н. Платонов, В. Г. Никитушкин, и др.) — теоретические положения о развитии физических способностей человека (Ю.В. Верхошанский, В. П. Филин, В. И. Лях и др.) — теоретические концепции управления спортивной тренировкой баскетболистов (Ю.Д. Железняк, А. Я. Гомельский, К. В. Багмет и др.).

Апробация работы. Результаты исследований докладывались и обсуждались на республиканских научно-практических конференциях (г. Пушкин, 2007, 2008) — международной конференции (г. Санкт-Петербург, 2008).

Объем и структура диссертации. Диссертация, общим объемом 150 страниц, состоит из введения, обзора литературы, описания методов и организации исследования, результатов исследования, их обсуждения, заключения, выводов, списка литературы, включающего 210 источников, в том числе 183 отечественных и 27 — зарубежных авторов, и приложений. Диссертация иллюстрирована 18 таблицами и 7 рисунками.

2. Результаты исследования соревновательной деятельности показали, что к физическим нагрузкам молодые игроки адаптируются успешнее, чем к психическим как в процессе срочной, так и долгосрочной адаптации. Основная причина заключается в том, что юные баскетболисты значительно реже участвуют в экстремальных эпизодах игры, а именно, в ситуациях при разнице счета от 0 до ± 3 очка — практически не участвуютв интервале от ± 4 до ± 9 очков — на 36,9% (t = 5,6- Р < 0,001).

3. Анализ данных исследования показал, что реакция «динамических» характеристик центральной нервной системы на соревновательную нагрузку была следующей: время двигательной реакции до нагрузки -0,417 с, после нагрузки — 0,441 сколичество точных реакций — соответственно 4,10 и 2,07 раз, количество преждевременных реакций — 11,02 и 9,68 раза и количество запаздывающих реакций — 9,7 и 12,7 раза, что отразилось на снижении точности и скорости выполнения технико-тактических действий.

4. Установлено, что на фоне высокого уровня общего состояния центральной нервной системы (у 89,9% обследуемых), жизненной емкости легких (63,8%), МВД (42,6%) и хорошего уровня работоспособности (по показателям PWCno — 61,6% и МГЖ — 71,4%) у юных баскетболистов наблюдаются: психологический дискомфорт (79,6%) и высокая степень психологического утомления (33,4%). Для нормализации состояния спортсменов эффективными оказались дыхательные упражнения, а также нагрузки аэробного характера и восстановительные мероприятия.

5. Разработанная автором методика использования восстановительных мероприятий включает в себя педагогические, медико-биологические и психорегулирующие средства, применяемые автором в различных частях тренировки. В учебно-тренировочном процессе использовались педагогические средства (рациональное чередование по объему и интенсивности нагрузки и отдыха), в паузах отдыха во время тренировки — направленные дыхательные упражнения. В подготовительной, основной и заключительной частях тренировки спортсменам предлагались дыхательные упражнения активирующего, нагрузочного и восстанавливающего характерадалее — упражнения йоги и элементы аутотренинга, направленные на снижение уровня тревожности молодых баскетболистовв паузах отдыха между соревнованиями широко применялись: ручной массаж, гидро-термои вибровоздействия.

6. Доказано, что включение методики восстановительных мероприятий в учебно-тренировочный процесс предсоревновательной подготовки баскетболистов оказывает положительное влияние на функциональные системы организма участников исследования. В частности, показатель относительной жизненной емкости легких достоверно (Р < 0,05) увеличился на 20% по сравнению с исходнойв контрольной группе этот показатель вырос на 7,7%. Под влиянием экспериментальной методики значительно возрос процент точных реакций в экспериментальной группе (+0,91), в то время как в контрольной группе он снизился на 1,39. В экспериментальной группе наблюдалось снижение преждевременных (-0,98) и запаздывающих (-0,39) реакций. В контрольной группе эти показатели по сравнению с исходными остались практически неизменными.

7. Существенно повысилась эффективность соревновательной деятельности баскетболистов, осуществляющих предсоревновательную подготовку по авторской методике. Анализ результатов позволил отметить, что из пятнадцати контролируемых показателей, характеризующих уровень реализации технико-тактической, физической и психологической подготовленности баскетболистов в экспериментальной группе, достоверные приросты получены по всем исследуемым показателям (процент прироста общего количества атак — 29,6%, позиционных атак — 30,6%, атак с быстрого прорыва — 27,3%- эффективность дальних, средних, ближних и штрафных бросков увеличилась соответственно на 38,9%, 16,9%, 26,7 и 19,2%). Эффективность позиционных атак юных баскетболистов повысилась на 21,5%, в быстром прорыве — на 14,1%. Отмечен значительный прирост коэффициента полезности игроков в экспериментальной группе -147,3%. В контрольной группе достоверные приросты получены только по восьми исследуемым показателям.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Выполнение задач, поставленных перед тренерами по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятийобязательное выполнение учебного плана, приемных, выпускных и переводных контрольных нормативоврегулярное участие в соревнованиях и проведение контрольных игросуществление восстановительно-профилактических мероприятийпросмотр видеозаписей соревнований квалифицированных баскетболистов и анализ их технико-тактических действийорганизация систематической воспитательной работы, привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективучеткую организацию учебно-воспитательного процесса, использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств учащихся.

Разработанная комплексная программа предполагала использование педагогических и психорегулирующих средств. В различных частях тренировки юношам предлагались дыхательные упражнения активирующего, нагрузочного и восстанавливающего характера. В блок психорегуляции включены направленные дыхательные упражнения, элементы йоги и аутотренинга.

Комплексная программа, направлена на совершенствование процесса подготовки юных баскетболистов к соревновательным нагрузкам на основе целенаправленных воздействий на функциональное состояние сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной системы. Она может быть использована:

— в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов для повышения технико-тактического мастерства в целом;

— в тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов и других игровых видах спорта, которые характеризуются повышенными требованиями к уровню целевой точности;

— для снятия избыточного нервно-психического напряжения, развивающегося в процессе соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов;

— в практике работы оздоровительных групп для оптимизации восстановительных процессов, функционального состояния, снятия избыточного психоэмоционального напряжения и активизации работы центральной нервной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абзалов Р. А, Павлова О. И., Сальникова В. О. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6−11 классов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 3. — С. 50−55.
  2. Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 285 с.
  3. Алексеева JL, Львова Ю. Сборной надежный резерв! //Спортивные игры. 1994. — № 1. — С. 12−13.
  4. Р.Ф. Возрастная динамика специальной подготовленности баскетболисток: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1990. — 23 с.
  5. Л.Б. Специальная подготовка юных баскетболисток к соревновательной деятельности в командах высшей лиги в группах спортивного мастерства: Автореф. дисс. кан. пед. наук. М., 1988. — С. 29−32.
  6. С.Н. Методика обучения техники игры в баскетбол. -М., 1991.-56 с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975. 402 с.
  8. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Киев: Здоровье, 2000. — 248 с.
  9. Э.А. Очерки по физиологии условных рефлексов. М.: Наука, 1970. — 163 с.
  10. Ю.Б. Некоторые общие основания эволюционной значимости адаптации //Общая биология. 1980. — № 5. — С. 741−753.
  11. К.В. Применение современных средств восстановления и повышения работоспособности баскеьболистов в различных климатических условиях. М.: РГАФК, 2000. — 162 с.
  12. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2−8.
  13. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры //Под. ред. Ю. М. Портнова. М.: Физкультура и Спорт, 1997. — 480 с.
  14. С.Г. Уроки по баскетболу. М.: Физкультура и спорт, 1996.-142 с.
  15. Н.А. О построении движений //Биомеханика и физиология движений /Под ред. В. П. Зинченко. М.: Издательство «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-223 с.
  16. А.И. Теоретико-методические основы повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Минск, 1993. — 74 с.
  17. Т.А. Особенности скоростно-силовой подготовленности квалифицированных баскетболисток разных игровых амплуа: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. М., 1990. — 23 с.
  18. М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореферат дис.. д-ра пед. наук. К., 1996. — 50 с.
  19. А.Ф. Проблема надежности спортсмена в психологическом аспекте //Теория и практика физической культуры", 1974. № 2. — С. 53−54.
  20. Ю.В. Закономерность функциональной специализации организма в ходе становления мастерства // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 6. — С. 10−13.
  21. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  22. А.Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. -Ярославль: ЯШУ, 1996. 96 с.
  23. Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. — Ростов н/Дону: Феникс, 2006. — 256 с.
  24. П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1996. — 189 с.
  25. П.А., Жолдак В. И. Основы физической культуры. -Челябинск: УралГАФК, 1997. 80 с.
  26. A.M. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12−15 лет: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М, 2004. — 20 с.
  27. Г. М. Управление игровым процессом в баскетболе с использованием ЭВМ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. ГЦОЛИФК -М., 1992.-95 с.
  28. A.M. С учетом возможностей учащегося //Физическая культура в школе. — 1998. № 1. — С. 36−38.
  29. В.М. Физиологические механизмы восстановления работоспособности в спорте //Средства восстановления в спорте. — Смоленск: Смядынь, 1994. С. 5−24.
  30. Е.П., Аль Кхатиб Ахмад, Москвичев Ю.Н. Специфика формирования скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов //ВГАФК.
  31. Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры: Материалы итоговой научно-методической сессии преподавателей и сотрудников за 1999 год. — Волгоград, 2000. Выпуск 6.-С. 54−57.
  32. JI.B. Спортивная подготовка детей и подростков. К.: Вежа, 1998. — 190 с.
  33. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981. — 112 с.
  34. Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М., 1990.-96 с.
  35. М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека //Теория и практика физической культуры. — 1994. № 5−6. — С.24.
  36. Э.А. Способности и индивидуальности. — М.: Прометей, 1993. 142 с.
  37. А .Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. М., 1997. — 112 с.
  38. С.М. Спортивная тренировка: науч.-метод. пособие. -М.: Физическая культура, 2008. 256 с.
  39. В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. М: СпортАкадемПресс, 2000. — 120 с.
  40. В.П., Никитушкин В. Г., Квашук П. В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. Смоленск, 1997. — 219 с.
  41. Д.В. Дифференцированный подход при развитии специальных физических качеств и оздоровлении подростков 12−14 лет, занимающихся в секциях по баскетболу //Автореф. дис. .канд.пед.наук. — М., 2003. — 22 с.
  42. С.И., Зотов А. П. Физическое воспитание в школах США //Физическая культура в школе. 2002. — № 2. — С. 69−73.
  43. В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе: Атореф.дис.доктора пед. наук. — М., 1996. 43 с.
  44. JI.C., Хабаров А. А. Силовая подготовка школьников. — Краснодар: КГАФК, 1997.-236 с.
  45. B.JI. Основы теории и методики физического воспитания. Краснодар: КГАФК, 1999. — 230 с.
  46. М.В. Динамика двигательных функций баскетболисток в процессе становления спортивного мастерства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. С.-Пб, 1995. — С. 15−16.
  47. В.М. О сенсорной основе технико-тактического мастерства спортсменов /Дьячков В.М., Ротанова Т. А. //Теория и практика физической культуры. 1975. — № 7. — С. 77−78.
  48. Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студ. вузов. 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 382 с.
  49. Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студ. вузов /Ю.И. Евсеев. 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 378 с.
  50. Единая Всероссийская спортивная классификация 2001−2005 г.: Баскетбол //Физическая культура в школе. 2002. — № 8. — С.70−72.
  51. С.Н. Динамика специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04. М., 2004.
  52. В.Н., Шляпин А. В. Правила эффективности упражнений в тренировке баскетболистов высокой квалификации //Сборник научных работ ФФК УГТУ-УПИ. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2002. — С. 14−17.
  53. Ю.Д., Хаупшев М. Х. Развитие точностных двигательных действий у юных волейболистов 13−16 лет с учетом индивидуальных особенностей //Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. -С. 32 -34.
  54. К. Время собирать камни //Спортивная жизнь России. — 2002.-№ 3.-С. 13−14.
  55. В.М. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1982.-256 с.
  56. Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956. — 205 с.
  57. Н.В. Качественные стороны двигательной деятельности. В кн.: физиология мышечной деятельности, труда и спорта. Л.: Наука, 1969.-С. 385−386.
  58. Ф.Н. Валеология: Учебное пособие. Курган: КРУ, 1998.-56 с.
  59. С.В. Формирование основ техники игры в баскетбол на этапе начальной подготовки: Автореф. дис... .канд. пед. наук. М., 2006. — 20 с.
  60. В.А. Натуральная медицина. Саранск: Красный Октябр, 1999. — 292 с.
  61. Л.Я. Прогнозирование величин нагрузок в оздоровительной тренировке у лиц разного возраста и уровня физической подготовленности //Теория и практика физической культуры. 1984. — № 10. — С. 3638.
  62. Л.Я., Крущевич Т. Ю. Методика физкультурно-оздоровительных занятий. Киев: УГУФВС, 1994. — 126 с.
  63. А.В. Помехоустойчивость движений спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 146 с.
  64. С.И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
  65. Е.П., Киселев Ю. Я. Психология спорта: современные направления в психологии. Л., 1989. — 208 с.
  66. А.И., Солопов И. Н., Шамардин А. И. Психофункциональная подготовка спортсменов. Учебное пособие. — Волгоград: ВГАФК, 2001.-116 с.
  67. А.В. Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тобольский гос. педагог, ин-т им. Д. И. Менделеева. — Тюмень, 2005. — 24 с.
  68. А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа. Омск: СибГАФК, 1998. — 322 с.
  69. B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. Киев: Здоров’я, 1977. — 96 с.
  70. B.C., Платонов В. Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. — Львов: Украинская спортивная ассоциация, 1993. — 270 с.
  71. В.А. Возрастные морфофункциональные модели 9−18-летних спортсменов, адаптированных к физическим нагрузкам максимальной, субмаксимальной и большой мощности: Автореф. дис.. докт. мед.наук. С-Пб., 1997. — 36 с.
  72. JI.A. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тула, 2004.-22 с.
  73. В.М. Особенности структуры тренировочного процесса баскетболистов высокой квалификации в годичном цикле подготовки к соревнованиям туровым способом: Автореф. дисс. д. пед. наук. — М., 1994. -26 с.
  74. А.Г. Организация и методика проведения соревнований по оценке двигательной подготовленности школьников Санкт-Петербурга //Внешкольник. 1999. — № 8. — С. 12−14.
  75. JI.B. Комплексная оценка двигательных способностей в процессе начального отбора детей для специализированных занятий спортивными играми (на примере баскетбола): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -С-Петербург, 2002. 22 с.
  76. В.Б. Спортивная метрология: учеб. для студ. вузов, ¦ обучающихся по спец. 32 101 Физ. культура и спорт /В.Б. Коренберг. -М.: Физическая культура, 2008. — 368 с.
  77. Р.А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии её оценки //Теория и практика физической культуры. 2004. — № 3. — С. 48−50.
  78. Р.А. Организация атлетической подготовки квалифицированных баскетболистов на этапах макроцикла: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04. Малаховка, 2004. — 24 с.
  79. В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1994. -48 с.
  80. JI.B. Инновационная деятельность Российской Федерации баскетбола по повышению квалификации //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 12. — С. 33−35.
  81. Коц Я. М. Физиологические основы выносливости. Спортивная физиология: Учебн. для ИФК, 1986. С. 70−98.
  82. А.В. Использование сопряженного метода в подготовке юных баскетболистов 11−13 лет: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Минск, 1992.-24 с.
  83. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград, 1999.-124 с.
  84. А.Б. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок: Метод, разработка для студентов ГЦОЛИФКа. М., 1992. — С. 18−22.
  85. В.В., Полиевский С. А. Баскетбол. Начальный этап обучения. М.: Физкультура и спорт, 1999. — 133 с.
  86. Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. М.: ФОН, 1995. — 395 с.
  87. Ю.Ф., Двейрина О. А. Координационные способно-' сти и методика их развития //Теория и методика физ. культуры (курс лекций): Учеб. пособие /Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В.И. Попова- СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. С-Пб., 1999.
  88. С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре: Монография. Волгоград: ВГАФК, 1998. — 155 с.
  89. С.Н., Ченегин В. М. Методы исследования в возрастной физиологии физических упражнений и спорта. Волгоград, 1998. — 86 с.
  90. Лях В. И. Координационные способности школьников. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 132 с.
  91. Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей идвигательных навыков: теоретический аспект //Теория и практика физической культуры. 1991. — № 3. — С. 31−36.
  92. Г. А. Спортивная медицина: учеб. для вузов по направлению 521 900 Физическая культура и специальности 22 300 — Физическая культура и спорт. — М.: Советский спорт, 2004. — 480 с.
  93. В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. Екатеринбург, 2001. — 204 с.
  94. Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. —331 с.
  95. Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 182 с.
  96. И.Ф. Медико-биологические особенности адаптации организма юных баскетболисток к соревновательной деятельности на этапе перехода в группы высшего спортивного мастерства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2004. — 22 с.
  97. В.Е. Стресс и личные факторы регуляции деятельности //Стресс и тревога в спорте. М., 1983. — С. 24−46.
  98. А.А. Новые виды тренажеров для баскетбола //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 8. — С. 46.
  99. А.А. Усталостные эффекты и восстановительные процессы при тренировках и соревнованиях баскетболистов различных уровней подготовленности //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 11.— С. 59−60.
  100. Р.В., Потапова Н. М., Кудряшов В. А. Начальное обучение баскетболу. Волгоград, 1994. — 35 с.
  101. Е.А. Интегральная подготовка баскетболистов 17−19 лет при переходе у команды суперлиги: дис. канд. с физ. воспитания и спорта: 24.00.01 /Харьковская держ. академия физической культуры. X., 2004.
  102. М.Я., Филин В. П. Спортивная подготовка как многолетний процесс //Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995.-С. 351−389.
  103. Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости. Опыт наших друзей. М.: Спорткомитет СССР, 1982. — 31 с.
  104. Э. Б. Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 154 с.
  105. Н.А. Специальная подготовка футболистов 15−16 лет с учетом координационной сложности нагрузок: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1998.-22 с.
  106. В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования: Учебое пособие. Хабаровск: ХГИФК, 1997. — 74 с.
  107. Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.
  108. Д.И., Железняк Ю. Д. На уроках баскетбола //Физическая культура в школе. -1991. —№ 2. — С. 27−30.
  109. В.Г., Губа В. П. Методы отбора в игровые виды спорта. М.: ИКА, 1998. — 182 с.
  110. В.Г., Квашук П. В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 10. — С. 19−22.
  111. .А. Интегрально-антропометрические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1998. — № 2. — С. 6−8.
  112. Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология:учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 410 с.
  113. Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 128 с.
  114. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. -М.: Физкультура и спорт, 1970. 479 с.
  115. В.И., Фролов Н. Д., Чирвина Н. В. Физическая активность в онтогенезе: Учебное пособие. Краснодар: КГАФК, 2003. — 58 с.
  116. В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 210 с.
  117. Ю.М. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры. М.: «Астра-Семь», 1997.-476 с.
  118. А.И. Курс лекций по физиологии физических упражнений и спорта. Челябинск, 2008. — 56 с.
  119. С. Высокие проблемы высокорослых. Последний сигнал «SOS» волгоградского баскетбола //Спортивный стиль. 2004. — № 3. — С. 3637.
  120. Развитие двигательной и функциональной подготовленности школьников: Сборник научных трудов /Под ред. Воробьева А. Г. Свердловск: СГПИ, 1990. 104 с.
  121. И.П. Двигательные возможности человека: Нетрадиционные методы их развития и восстановления. — Минск: Минсктиппроект, 1994.-116 с.
  122. Н.В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура. М.: Академия, 2001. — 152 с.
  123. А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. Махачкала, 2002. — 152 с.
  124. А.Б. Специальная физическая подготовленность высокорослых баскетболисток высокой квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 2002. — 25 с.
  125. А.Б., Костикова Л. В. Особенности специальной подготовленности высококвалифицированных высокорослых баскетболистов //Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. — С. 36−37.
  126. В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования: Автореф. дисс. д. пед. наук. С.-Пб., 1994. — С. 21−24.
  127. М.Б. Обучаем баскетболу: Методические рекомендации //Спорт в школе. 2000. — № 2. — С. 23−24.
  128. Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 122 с.
  129. Н.Н. Направленная релаксация организма при напряженной мышечной деятельности человека. Монография. Волгоград, 2004. — 142 с.
  130. Н.Н., Солопов И. Н. Физиология центральной нервной системы. Учебное пособие. — Волгоград: ВГАФК, 2004. — 32 с.
  131. Н.Н., Солопов И. Н., Камчатников А. Г., Серединцева Н. В., Дубровский CJB. Оптимизация функциональной подготовленности высококвалифицированных спортсменов: Монография. — Волгоград, 2004. — 106 с.
  132. Э.М. Основы неврологического контроля в спорте. М., 1984. — С. 22−26.
  133. Н.В. Возрастная динамика становления целевой точности у школьников и юных баскетболистов 10−16 лет и условия её совершенствования: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. — М., 1999. 22 с.
  134. Н.В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 1. — С. 2−3.
  135. Ю.И., Зулаев И. И. Методы оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена /Уч. пос. М.: МГАФК, 1995.
  136. Современная система спортивной тренировки /Под общ. ред. B.JI. Сыча, А. С. Хоменкова и Б. Н. Шустина. М.: СААМ, 1994. — 446 с.
  137. И.Г. Подвижные игры на занятиях баскетболом: Методическая разработка //Спорт в школе. — 2003. № 21. — С. 2−4.
  138. И.Н., Сентябрев Н. Н., Горбанева Е. П., Тяглова Е. В., Камчатников А. Г., Суслина И. В. Общая физиология: Рабочая тетрадь. -Волгоград: ВГАФК, 2007. 102 с.
  139. И.Н., Сентябрев Н. Н., Горбанева Е. П., Камчатников А. Г. Спортивная физиология: Рабочая тетрадь. Волгоград: ВГАФК, 2007. -54 с.
  140. Спортивная морфология: Учеб. пособие для вузов по направл. 32 100 -«Физкультура» и спец. 32 101 -«Физкультура и спорт» /Т.Д. Алекса-нянц и др. М.: Советский спорт, 2005. — 92 с.
  141. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для студентов институтов физической культуры /Под ред. Портнова Ю. М. М., 1987. -319 с.
  142. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Ю. Д. Железняк идр.- Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 546 с.
  143. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для вузов по спец. 33 100 -Физкультура /Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. 2-е изд, стер. — М.: Академия, 2004. — 520 с.
  144. А.А., Лаптев А. П. Разработка системы комплексного контроля за подготовкой юных футболистов //Волгоград, 1998. С. 14−17.
  145. А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: Монография — Волгоград: ВГАФК, 1997.-237 с.
  146. Тер-Ованесян А. А. Совершенствование спортивного мастерства. М.: СААМ, 1995. — С. 124−135.
  147. О.В. Соотношение объёмов физических нагрузок различной интенсивности в занятиях с мужчинами среднего возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — С. 6−8.
  148. А.П. Игровое взаимопонимание в командно-игровых видах спорта: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983. — 22 с.
  149. И.Ш. Формирование, совершенствование и проявление индивидуального стиля игровой деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1999. — 64 с.
  150. В.И. Физиология человека. Физкультура и спорт, 2001.-492 с.
  151. С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой высококвалифицированных футболистов: Автореф. дисс. д. пед. наук.-М., 1996.-С. 9−11.
  152. B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.
  153. Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов / Под ред. С. Н. Кучкина, С. А. Бакулина, В. М. Ченегина. М.: Физкультура, образование и наука, 2001. — 492 с.
  154. В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс //Современная система спортивной подготовки. М.: СААМ, 1995. — С. 351 389.
  155. В.П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследований в спорте. — М.: Основа, 1994. — 132 с.
  156. Е.В. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. пособие /Е.В. Фомина. Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. — 132 с.
  157. Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие /Под ред. Ю. В. Гусева. М.: Омега. — JL, 2008. — 367 с.
  158. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Академия, 2000. — 480 с.
  159. . А. Техническая подготовка баскетболистов на основе индивидуализации процесса обучения: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1999.-20 с.
  160. С.С. Возрастная динамика становления и совершенствования техники дистанционных бросков в баскетболе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 25 с.
  161. Л.П. Физиология спорта: (на примере хоккея): учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Л.П. Черапкина, В. Г. Тристан. Омск: Издательство СибГУФК, 2006. — 80 с.
  162. В.П. Теория и методика спортивных игр //Сборник лекций. Вып. IV. — Часть 1. — Малаховка, 2006. — 86 с.
  163. С.В. Инновационные технологии подготовки профессиональных спортивно-игровых команд //Теория и практика физической культуры. 2006. — № 3. — С. 56−59.
  164. С.В. Применение принципа программирования в подготовке баскетболистов высшей квалификации //Вестник спортивной науки. 2005. -№ 3. — С. 8−11.
  165. Ю.С., Чудиновских А. В. Оптимизация начального обучения технике баскетбола //Вестник УГТУ-УПИ, 2003. № 10 (30).- -Серия «Образование и воспитание». — Вып. 2. — С. 127−134.
  166. В.Б. Психологические составляющие факторов успешности спортивной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. С.-Пб. -1993. — 23с.
  167. А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: Монография. — Волгоград, 2000. 276 с.
  168. А.И., Солопов И. Н., Комаров А. П., Серединцева Н. В., Герасименко А. П. Оптимизация восстановительных процессов в футболе. Учебно-методическое пособие. — Волгоград: ВГАФК, 2000. — 50 с.
  169. А.А. с соавт. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие. -Омск, 1991.-60 с.
  170. М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1992.-44 с.
  171. В.Н. Методологический аспект проблемы срочной адаптации в спорте //Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта. Л., 1981. — С. 57−59.
  172. З.М. Подготовка баскетболистов высокой квалификации в микроциклах соревновательного периода: Дис. канд. пед. наук: 24.00.01 /Украинский гос. ун- т физического воспитания и спорта. К., 1997. -176 с.
  173. С.Н. Использование физических средств восстановления в соревновательном периоде подготовки спортсменов: Монография /С.Н. Якименко. Омск: Издательство СубГУФК, 2006. — 227 с.
  174. Baranowski Т. Assessment, prevalence, and cardiovascular benefits of physical activity and fitness in youth //Medicine and Science in Sport and Ex-ercice. 2002. — 24 (6). — P. 237−247.
  175. Baranowski T. Validity and reliability of self-report of physical activity: an information processing perspective. Research Quarterly. 1998. — 59(4). -P. 314−327.
  176. Bauckaert J., Vrijens J., Paunier J. Effect Special Test Procedures on Plasma Lactate Concentration and Peox Oxygen Uptakein Endurance Athletes //The Journal of Sports medicine and Physical Fitness, 1990. V. 30. — № 1. — P. 13−18.
  177. Beck M. The party of the center of Crafty during running in boys Grades one to six: Unpublished doctorate dissertation. Madison, 1996. — 206 p.
  178. Bertalanffy L.V. General system theory. Foundations, development, applications. -N.Y., 1999. 346 p.
  179. Blair S.N. et al. Exercise and Fitness in Childhood: Implication for a Lifetime of Health // Perspectives in Exercise and Sport Medicine. Vol. 2. -Youth, Exercise and Sport. — 1999. — P. 401−430.'
  180. Cale I. Monitoring physical activity in children. PhD thesis. Loughborough University of Technology. 2003. — 290 p.
  181. Cale L. Self-report measures of children’s physical activity: recommendations for future development and a new alternative measure //Health Education Journal. 2004/- 53. — P. 439−453.
  182. Deshon D., Helson R. A cinematographies' analysis of sprint running //Res. Quart. 2006. — № 7. — P. 124−127.
  183. Dillman C. A kinetic analysis of the recovery leg during sprint running //Biomechanics. 2003. — Vol. 8. — № 1. — P. 27−30.
  184. Eric R. Kandel, J.H. Schwartz & T.M. Jessell. Principles of neural science. 3rd edn. Elsevier, 1991.
  185. Fenn C. Frictional and kinetic factors and work of sprint running //Biomechanics. 2004. — Vol. 6. — P. 77−85.
  186. Hoffmann K. Stride length and frequency of female sprinters //Track technique. 2002. — Vol. 48. — P. 1522−1524.
  187. Hoshikava Т., Miyashita M. The relationship between step-length, step-frequency and the speed of running: Review of Researches: Texts doc. conference. -Nagoya: Dept. Phys. Educ. University, 1999. — P. 68−69.
  188. Kukkonen-Harjula K., Olja P., Nieminen R. Die Physiologische Be-lastung bei Sportlichen Massenveranstaltungen in den Sportarten Radfahren Rud-ern, Lauf und Skilanglauf. Medizin und Sport, 1987. — № 2. — P. 44−45.
  189. Merton R. Social theory and social structure. Glencoe, 1957.286 p.
  190. Osterhoundt R. A cinematographic analysis of selected aspects of the running stride of experienced Track athletes at Rations speeds and on differentslopes // Review of our Researches: Unpublished masters thesis. Pennsylvania, 2003.-P. 233−240.
  191. Parsons T. The social system. Glencoe, 1957. — 347 p.
  192. Rompotti K. A study of stride length in running //Track and field. — 2006. Vol. 7. — № 7. — P. 249−256.
  193. Sallis J., Owen N. Physical activity and behavioral medicine. Sage Publications. — 2000. — 210 p.
  194. Sallis J.F. Self-report measures of children’s physical activity. Journal of School Health. 2001: 61(5). — P. 215−219.
  195. Sinning W. Lower-limb action while running at different velocities //Med. Sci. Sports. 2000. — Vol. 7. — № 10. — P. 177−180.
  196. Tsusino A. The kick in sprint running an analysis of forces acting to the foot. — Кове: Med. Sci., 1999. — 111 p.
  197. Wasserman K. McJIroy M. Detecting the Threshold of Anaerobic Metabolism in Cardiac Patients During Exercise //Am. Jour. Cardial, 1964. № 14. — P. 844.
  198. Wilson P.W. et al. Assessment methods for physical activity and physical fitness in population studies: Report of a NHLBI workshop. American Heart Journal. 2003: 11(6). — P. 1177−1192.
  199. Wold B. Lifestyles and Physical Activity: A theoretical and empirical analysis of sociolization among children and adolessents. Dr. Psych, thesis. -University of Bergen. 2004. — 310 p.
Заполнить форму текущей работой