Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физическая и морально-волевая допризывная подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах в процессе занятий борьбой дзюдо

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом аспекте богатым педагогическим инструментарием обладают физическая культура и спорт. Воспитательный, развивающий и оздоровительный потенциал этой сферы, ее возможности в социальной адаптации подростков и молодежи, в том числе, к службе в армии, трудно переоценить (В. А. Кавалерова, 1989; Г. И. Скворцов, 2001; Н. X. Хакунов, 2006 и др.). Вопросам влияния занятий физическими упражнениями… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОДГОТОВКУ ЮНОШЕЙ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЗЫВУ
    • 1. 1. Проблемы и содержание подготовки юношей к службе в Вооруженных силах Российской Федерации по призыву
      • 1. 1. 1. Подготовленность юношей к прохождению срочной службы в Вооруженных Силах РФ
      • 1. 1. 2. Содержание физической и морально-волевой подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах
        • 1. 1. 2. 1. Допризывная физическая подготовка
        • 1. 1. 2. 2. Морально-волевая подготовка
    • 1. 2. Развитие физических и морально-волевых качеств в процессе спортивной подготовки дзюдоистов
      • 1. 2. 1. Средства и методы развития физических качеств в процессе спортивной тренировки дзюдоистов
      • 1. 2. 2. Основы морально-волевой подготовки юношей в процессе спортивной тренировки
    • 1. 3. Содержание учебно-тренировочного процесса, направленного на подготовку юношей к службе в Вооруженных Силах по призыву

Физическая и морально-волевая допризывная подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах в процессе занятий борьбой дзюдо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. За последние десятилетия в России, наряду с социально-экономическими трудностями, обострилась и проблема комплектования Вооруженных Сил, особенно — рядовым составом. В то же время, в условиях расширения НАТО на восток, активизации международного и внутреннего терроризма, повысилась и актуальность сохранения боеспособности российской армии. Мощь армии в решающей степени зависит от ее кадров, большую часть которых составляют военнослужащие срочной службы. По данным статистики, более 60% призывников готовы уклониться от службы в армии, воспользовавшись для этого как законными, так и незаконными методами. Опросы лиц призывного и допризывного возраста, а также их родителей, свидетельствуют о том, что до 80% респондентов к необходимости прохождения срочной службы в рядах ВС РФ относятся резко отрицательно (123). Среди причин называются, в первую очередь, нежелание «тратить время», страх перед неуставными отношениями, опасение оказаться в зоне боевых действий, боязнь жить в режиме повышенных физических и психологических нагрузок. Помимо этого, работники военкоматов отмечают, что из призванных на военную службу юношей до 35% не соответствуют нормам по показателям здоровья, физической подготовленностимногие отличаются повышенным уровнем тревожности, депрессивным состоянием. То есть, подавляющее большинство призывников оказываются физически, психологически и нравственно не готовыми к исполнению своего конституционного долга (Щербович В. А., 2006). Поэтому, решить проблему комплектования ВС только методами государственного регулирования порядка призыва на срочную военную службу невозможно, необходим комплекс превентивных педагогических мер по физической и морально-волевой подготовке юношей. Как отмечает Д. А. Коряковская (2004), в последние годы служба стала сложнее, труднее и опаснее, и подготовка к ней должна быть чрезвычайно серьезной.

В настоящее время такая подготовка либо не проводится вообще, либо ее результаты крайне неудовлетворительны. Целостной системы, которая в комплексе решала бы проблему физической и морально-волевой подготовки, не существует. Даже на теоретическом уровне в общегосударственном масштабе система подготовки молодежи к военной службе не разработана. Действовавшая в период с 2001 по 2005 гг. «Программа патриотического воспитания молодежи РФ», реализация которой была направлена, в том числе и на укрепление обороноспособности страны, оказалась несостоятельной в контексте рассматриваемой нами проблемы. Следовательно, необходимо искать новые пути и способы, которые позволят как преодолеть негативное отношение молодежи к службе в армии, так и повысить уровень ее готовности к ней.

В этом аспекте богатым педагогическим инструментарием обладают физическая культура и спорт. Воспитательный, развивающий и оздоровительный потенциал этой сферы, ее возможности в социальной адаптации подростков и молодежи, в том числе, к службе в армии, трудно переоценить (В. А. Кавалерова, 1989; Г. И. Скворцов, 2001; Н. X. Хакунов, 2006 и др.). Вопросам влияния занятий физическими упражнениями и спортивных тренировок на развитие нравственно-волевой сферы личности посвящены работы таких ученых, как В. К. Бальсевич, 1988; В. В. Белорусова, 1974; М. Я. Ви-ленский, 1996; В. Н. Казанцев, 1997; В. В. Кузнецов, 1979; В. А. Пономарчук, 1991; В. И. Столяров, 1998; Н.X.Хакунов, 1994; и других. Воспитательные проблемы спорта, анализ спортивной тренировки и соревнований как средств воспитания физических и духовных качеств личности исследованы О. П. Андроновым, 1992; Ю. А. Киселевым, 1987; П. Кубертеном, 1966; Л. П. Матвеевым, 1991; А. А. Тер-Ованесяном, 1986 и другими.

О значении специальной (физической, духовной, волевой) допризывной подготовки юношей к службе в ВС свидетельствуют результаты исследований Д. А. Коряковской, 2004; А. Н. Подваленчука, 2004; В. А. Щербовича, 2006 и многих других. В большей степени соответствуют решению данной задачи именно тренировочные занятия по военно-прикладным видам спорта, способные оказать положительное влияние на повышение функциональных и физических возможностей организма человека, на моральные характеристики его личности и освоение специальных двигательных навыков.

К разряду военно-прикладных видов спорта относится и борьба дзюдо (Я. К. Коблев, 1995; Ю. А. Шулика, 2006; В. А. Щербович, 2006 и др.). В состав упражнений, используемых для усвоения необходимых для военной деятельности действий, входят и упражнения из технико-тактического арсенала борьбы дзюдо (Ю. А. Шулика, 2006; Я. К. Коблев, 2006; А. Е. Тарас, 2001 и др.). Регулярные занятия данным видом спорта способствуют развитию таких физических качеств, как выносливость, сила, гибкость, ловкость, важных для военной деятельности. Кроме того, дзюдо воспитывает ум, благородство, являясь искусством самосовершенствования, способствует развитию волевых качеств личности, дисциплинированности, ответственности, уважения к старшим, к партнерам и соперникам (Дзигаро Кано, С. Казеннов, 2006; Я. К. Коблев, 2006). Тем не менее, работ, посвященных использованию потенциала учебно-тренировочных занятий по борьбе дзюдо в целях всесторонней подготовки юношей к военной службе по призыву, нами не обнаружено.

Таким образом, констатируются противоречия между: необходимостью в специальной подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах по призыву и недостаточной теоретической и практической разработанностью этой проблемымежду богатыми потенциальными возможностями спортивной тренировки по борьбе дзюдо для физической и морально-волевой подготовки юношей к военной службе по призыву и отсутствием теоретико-методологического обоснования способов решения проблемы.

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, особое значение приобретает решение проблемы выявления организационно-содержательных основ допризывной морально-волевой и физической подготовки молодежи в процессе учебно-тренировочных занятий по борьбе дзюдо.

Цель исследования — выявить совокупность теоретико-методологических основ и содержания тренировочного процесса по борьбе дзюдо и разработать программу допризывной физической и морально-волевой подготовки юношей к обязательной службе в ВС.

Объект исследования — физическая и морально-волевая подготовка юношей к службе в ВС по призыву.

Предмет исследования — занятия борьбой дзюдо как средство подготовки юношей к военной службе по призыву.

Гипотеза исследования: подготовка юношей к службе в ВС по призыву будет эффективной, если: выявить необходимое содержание допризывной подготовки юношей и критерии физической и морально-волевой готовности к службе в ВС по призывувыявить и обосновать факторы, позволяющие оптимизировать данный процессосуществлять комплексное педагогическое воздействие на физическое (развитие физических качеств и освоение соответствующих двигательных действий) и нравственное (воспитание волевых качеств, дисциплинированности и ответственности) развитие личности, из числа занимающихся в процессе спортивной тренировки по борьбе дзюдоразработать и реализовать программу допризывной подготовки юношей на занятиях борьбой дзюдо.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) теоретически выявить и обосновать современные требования к содержанию допризывной подготовки юношей к службе в Российской Армии;

2) выявить совокупность средств и методов педагогики, физического воспитания и спортивной тренировки, направленных на физическую и морально-волевую подготовку юношей к службе в ВС по призыву;

3) определить требования к организации учебно-тренировочного процесса в секции по борьбе дзюдо с точки зрения допризывной подготовки юношей;

4) разработать программу учебно-тренировочного процесса по борьбе дзюдо, направленную на решение задач допризывной подготовки юношей к службе в ВС.

Методологическими ориентирами исследования стали философские положения о диалектическом единстве индивидуального и социального, физического и духовного, о детерминированности развития личности системой общественных отношений и социальным окружениемучения о единстве нравственного и физического воспитания, о воспитательных функциях спорта как социального феномена, о принципах и этапах построения тренировочного процесса в дзюдоидеи системного подхода в воспитании, концепции воспитания гражданственности как основы исполнения долга.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых: по проблемам подготовки молодежи к призыву на военную службу (А.И.Анохин, 1999; Ю. Бородин, 1996; А. Гавриленко, 2004; Н. Н. Грачев, 1998; П. П. Рогов, 1999; А. Ходосевич, 2004; А. Хроленко, 2004 и др.) — целостного развития личности в процессе физкультурно-спортив-ной деятельности (В. К. Бальсевич, 1998; В. В. Белорусов, 1974; М. Я. Вилен-ский, 1996; В. Н. Казанцев, 1996; В. В. Кузнецов, 1979; В. А. Пономарчук, 1991; В. И. Столяров, 1997; К. Д. Чермит, 1979) — совершенствования системы физического воспитания учащихся на основе использования различных спортивных технологий (В. К. Бальсевич, 1998; А. И. Лубышева, 1997 и др.) — труды по теории и методике физической культуры и спорта (Л.П.Матвеев, 1972; В. П. Филин, 1982; В. И. Платонов, 1986 и др.) — по теории и методике тренировки дзюдоистов (Я. К. Коблев, 2006; И. Д. Свищев, 2003; Г. С. Туманян, 1982; Ю. А. Шулика, 2006 и др.).

Методы, организация и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы: теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, законодательных актов, правительственных программ, статистических отчетов и др., моделирование целостного учебно-тренировочного процесса, теоретическое обобщение результатов исследованияэмпирические: беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический экспериментквалиметрические: метод экспертных оценок, метод самооценки, методы математической статистики.

Экспериментальное исследование проводилось на базе профессионального лицея № 3 в течении 2-х лет (2004;2005, 2005;2006 гг.) и охватывало в общей сложности 110 человек. Организация исследования включала 4 этапа.

Научная новизна заключается в том, что впервые: обоснованы организационно-методологические принципы построения учебно-тренировочного процесса в режиме работы секции по борьбе дзюдо, с точки зрения подготовки юношей к службе в армии по призывупредложена программа допризывной подготовки юношей к будущей военной службе в процессе занятий борьбой дзюдо.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе определено современное содержание допризывной физической и морально-волевой подготовки юношей к военной службе в ВС, а также расширены знания: о необходимости, проблемах и современных требованиях к допризывной подготовке юношей и о критериях их готовности к службе в ВСо реализации системного подхода к развитию личности в тренировочном процессе по борьбе дзюдо.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы физической и морально-волевой подготовки юношей к службе в ВС по призывуразработанная программа подготовки может быть использована в любой организационной структуре системы образования и в процессе занятий любым видом спортаобобщенный материал по проблеме допризывной подготовки юношей может быть включен в курс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, адекватной его задачам и логике, сочетанием качественного и количественного анализа результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной России актуальной является проблема призыва юношей на службу в Вооруженные Силы РФ, решение которой связано с оптимизацией системы допризывной подготовки. В содержании допризывной подготовки выделяются два взаимосвязанных компонента: физический и морально-волевой.

В соответствии с особенностями военной службы задачами физической подготовки являются следующие: развитие физических качеств (выносливости, силы, гибкости, ловкости) — овладение военно-прикладными двигательными умениями и навыкамиповышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных фактороворганизация занятий военно-прикладными видами спорта.

Допризывная морально-волевая подготовка направлена на решение следующих задач: воспитание у допризывников силы воли, дисциплинированности и гражданской ответственностиформирование уверенности в себепреодоление негативного отношения к службе по призыву и страха перед взаимоотношениями в армейском быту. Ее эффективное осуществление возможно в процессе спортивной тренировки в секции по борьбе дзюдо (как одного из военно-прикладных видов спорта).

2. Педагогическими условиями, способствующими решению задач допризывной подготовки юношей, являются: адекватная организация учебно-тренировочного процесса, предполагающая: выделение двух спортивных (учебно-тренировочных) и одного обще-развивающего занятия военно-прикладной направленности в неделюежемесячное проведение внеурочных воспитательных мероприятий: экскурсий, походов, военизированных игр и т. п.- целенаправленное использование средств и методов спортивной тренировки для развития у воспитанников физических качеств, овладения ими военно-прикладными умениями и навыками, совершенствования морально-волевых качеств юношейприменение в целостном учебно-тренировочном процессе общепедагогических методов воспитания (беседа, убеждение, стимулирование поведения, пример и т. д.) для решения задач допризывной морально-волевой подготовкиследование традиционным программам подготовки дзюдоистовварьирование содержания общеразвивающих занятий (в мезоцикле) и внеурочных мероприятий (в макроцикле) — осуществление систематического контроля за изменениями физических и морально-волевых характеристик воспитанников и коррекция на этой основе содержания учебно-тренировочного процесса.

3. Эффективной является разработанная программа допризывной подготовки юношей к военной службе, сущность которой заключается в создании педагогических условий для целенаправленного развития физических и морально-волевых качеств воспитанников в процессе занятий борьбой дзюдо в спортивной секции.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографии, приложений, актов внедрения. Она изложена на 174 страницах. В ней 9 таблиц. Литературные источники представлены в количестве 173 изданий, из них 3 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

Анализ результатов теоретического исследования и экспериментальной работы по реализации разработанной программы допризывной физической и морально-волевой подготовки юношей позволил сформулировать следующие выводы:

1. Теоретический анализ литературных источников, результатов социологических опросов и обследований состояния здоровья и уровня физической подготовленности призывников свидетельствует о наличии двух взаимосвязанных проблем призыва на военную службу: морально-волевого характера: неприятие службы по призыву как гражданской обязанностистрах (неуставных отношений, участия в боевых действиях, тяжелых физических нагрузок) — отсутствие уверенности в своих силах, в способности постоять за себянеприятие необходимости подчиняться дисциплине, нежелание прилагать усилия к освоению физически сложных видов деятельности и т. п.- физического характера: неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень физической подготовленности.

Следовательно, необходима оптимизация физических и морально-волевых характеристик современной молодежи в контексте будущей службы в ВС по призыву. Таким образом, физические и морально-волевые компоненты составляют основное содержание системы допризывной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах РФ.

2. Учет состояния здоровья, физической и морально-волевой подготовленности и достаточный уровень их развития является непременным условием комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Отсутствие целенаправленной допризывной подготовки не позволяет удовлетворительно решить государственно-важную задачу.

3. Содержание допризывной физической подготовки включает развитие физических качеств (выносливости, силы, гибкости, ловкости) — овладение военно-прикладными двигательными умениями и навыкамиповышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторовзанятия военно-прикладными видами спорта, одним из которых является борьба дзюдо.

Допризывная морально-волевая подготовка связана с воспитанием у юношей силы воли, дисциплинированности и гражданской ответственностиформированием уверенности в себепреодолением негативного отношения к службе по призыву и страха перед взаимоотношениями в армейском бытусодействие осознания воспитанниками обязательности военной службы по призыву.

4. Для эффективного и целостного решения задач допризывной подготовки юношей при организации педагогического процесса в секции по борьбе дзюдо целесообразно: выделить в микроциклах два учебно-тренировочных занятия, предназначенных для овладения воспитанниками базовой техникой дзюдо, и одно общеразвивающее занятие военно-прикладной направленностиварьировать в мезоциклах содержание занятий в соответствии с направленностью подготовительных военно-прикладных упражнений и их комплексов и развития, соответствующих морально-волевых качествварьировать в макроциклах содержание дополнительных занятий (в выходные дни или каникулы) на основе выбора конкретных внеурочных мероприятий (поход, экскурсия в воинскую часть, встреча с военнослужащими срочной службы и офицерами, соревнования по дзюдо и преодолению единой полосы препятствий, военизированные игры и эстафеты т. п.) — использовать в образовательном процессе совокупность средств и методов спортивной тренировки и воспитательной деятельности с целью совершенствования физических и морально-волевых качеств занимающихся.

5. Развитие физических качеств воспитанников осуществляется в целостном учебно-тренировочном процессе при выполнении общеразвивающих физических упражнений, освоении специальных спортивных и военно-прикладных двигательных действий.

Овладение военно-прикладными навыками осуществляется в процессе выполнения избирательно-направленных упражнений для преодоления полосы препятствий, акробатических упражнений, беговой подготовки.

Решению задач морально-волевой подготовки допризывников служит использование средств физического воспитания и спортивной тренировки (физических упражнений, выполнения ритуальных действий дзюдо, соревнований, изучения приемов самозащиты) и применение общепедагогических средств и методов воспитания, опосредованных в специально разработанных внеурочных мероприятиях: экскурсиях в воинскую часть и военкомат (с целью знакомства воспитанников с реальной жизнью воинских частей и общения с военнослужащими) — походах выходного дня воспитательной направленностивоенизированных играх.

6. Результаты внедрения экспериментальной программы свидетельствуют об ее эффективности: в экспериментальной группе значительно возросли показатели физической подготовленности, сформировались военно-прикладные навыки, в положительную сторону изменилось отношение к службе в ВС. Воспитанники ЭГ характеризовались более высоким, по сравнению с юношами контрольных групп, уровнем дисциплинированности и ответственности, более развитыми волевыми качествами, уважением к социальным нормам и требованиям. Таким образом, можно констатировать, что внедрение разработанной программы способствует оптимизации системы допризывной подготовки юношей к службе в ВС.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Рекомендации адресованы работникам военкоматов, средних и специальных учебных заведений.

1.Для достижения достоверных изменений в физической и морально-волевой подготовленности юношей допризывного периода целесообразно:

— выделить в программе подготовки два макроцикла (два этапа) от 1го до 2хлет;

— выделить в микроциклах два учебно-тренировочных занятия, предназначенных для овладения воспитанниками базовой техникой дзюдо, и одно общеразвивающее занятие военно-прикладной направленности;

— варьировать в мезоциклах содержание занятий в соответствии с направленностью подготовительных военно-прикладных упражнений и их комплексов и развивать, соответствующие морально-волевые качества;

— варьировать в макроциклах содержание дополнительных занятий (в выходные дни или каникулы) на основе выбора конкретных внеурочных мероприятий (поход, экскурсия в воинскую часть, встреча с военнослужащими срочной службы и офицерами, соревнования по дзюдо и преодолению единой полосы препятствий, военизированные игры и эстафеты).

2. В процессе обучения на этапе начальной подготовки по военно-прикладному разделу дзюдо необходимо:

— на первом этапе начальной подготовки по дзюдо изучать броски с малой амплитудой (ограничившись изучением простейших приемов в типовых исходных положениях);

— из положения стоя проводить броски с опорой на двух ногах;

— изучение основных приемов в партере (болевые, удушающие, удержания, перевороты, переходы).

3. На втором этапе допризывной подготовки юношей с использованием средств и методов дзюдо (базовой техники) целесообразно изучать:

— приемы с различными захватами в низкой, средней, высокой стойке;

— ударную и защитную технику в стойке и в партере;

— броски со стойки с переходом на болевые и удушающие приемы;

— изучение техники проводить в циклическом режиме с использованием приемов из разнонаправленного арсенала при разноименной и одноименной стойке.

4. Качественную сторону физической и морально-волевой подготовленности юношей можно повысить с использованием приемов самозащиты из военно-прикладного раздела дзюдо:

— на дополнительных занятиях;

— на внеклассных занятиях (турпоход, слет, соревнования);

— при самоподготовке: имитация бросков, защита от ударов, атака и контратака.

5. В качестве ориентиров уровня физического развития, физической и морально-волевой подготовленности юношей к службе в армии можно использовать экспериментальные данные нашего исследования, характеризующие оптимальный возраст активной подготовки с 15−18 лет.

6. Для расширения арсенала применяемых физических и военно-прикладных нагрузок необходимо привлечь к занятиям спортсменов высокой классификации, работников военкоматов, уволенных в запас военнослужащих, юношей, отслуживших в армии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования : автореф. дисканд. пед. наук / М. Адам. — М., 1982. — 23 с.
  2. , М. А. Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова — под ред. Е. Г. Трошихиной. — СПб.: Речь, 2006. —216 с.
  3. , В. М. Классификация техники дзюдо / В. М. Андреев, Г. С. Туманян // Теория и практика физ. культуры. — 1975. — № 12. — С. 13−17.
  4. , С. Е. Социальные функции физической культуры как составной части общей культуры / С. Е. Александров // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 11. — С. 51−55.
  5. , Ю. В. Культура как интегратор социума : автореф. дис.. д-ра филос. наук / Ю. В. Ананьев. — Н. Новгород, 1997. — 31 с.
  6. , О. П. Физическая культура как средство влияния на формирование личности / О. П. Андронов. — М.: Мир, 1992. — 130 с.
  7. , А. И. Воспитание патриота и будущего воина через систему РОСТО / А. И. Анохин // Материалы научно-практической конференции, Брянск, 21 апреля 1999 г. — Брянск: БИПКРО, 1999. — С. 45−48.
  8. , Л. И. Общественно-исторический характер телесного бытия человека / Л. И. Анцыферова // Биология человека и социальный прогресс: межвуз. сб. науч. тр. — Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1982. — С. 89−96.
  9. , М. А. О роли и характере ценностных ориентаций в спортивной деятельности / М. А. Арвисто // Общество и спорт: сб. научн. тр. — М.: ГЦОЛИФК, 1976. —С. 6−14.
  10. Армия и армейская служба: отчет Фонда «Общественное мнение». 2005.
  11. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.fom.ru, http://bd.fom.ru/ героИ/шар/рго]ес1з/Г1пй)/оГО507/оЮ50 704 17.02.05.
  12. , Б. А. Теория и методы физического воспитания : учеб. пособие для студентов факультетов физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин.
  13. М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
  14. , В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Баль-севич. — М.: ФиС, 1988. — 207 с.
  15. , В. М. Мониторинг отношения молодежи к здоровью и наркотикам в Южном федеральном округе / В. М. Баршай // Теория и практика физ. культуры. — 2004. — № 10. — С. 8−10.
  16. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. проф. Э. А. Аруста-мова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К0, 2002. — 496 с.
  17. , В. В. Воспитание в спорте / В. В. Белорусова. — М.: ФиС, 1974. —119 с.
  18. , Н. Р. Психология личностного роста : практ. пособие по проведению тренинга личного роста психологов, педагогов, соц. работников / Н. Р. Битянова. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 64 с.
  19. , Н. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей / Н. Р. Битянова. — Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. — 575 с.
  20. , Г. Н. Техника выполнения и методика обучения военнослужащих преодолению искусственных препятствий : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Блахин.—СПб, 1993.
  21. , Н. М. Особенности воспитательной работы с юными спортсменами / Н. М. Богатырев // Теория и практика физ. культуры. — 1966.6. —С. 2−5.
  22. , М. М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры / М. М. Боген // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 5. — С. 18−22.
  23. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Бо-жович. — М., 1968. — 464 с.
  24. , В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 378 с.
  25. , Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д, 1979. — 31 с.
  26. , Н. Н. Новое мышление, олимпизм и гуманистические ценности / Н. Н. Бугров // Новое мышление и олимпийское движение: сборник. — М.: Знание, 1990. — С. 3−22.
  27. , Л. П. Человек: деятельность и общение / JI. П. Буева. — М., 1987. — 216 с.
  28. , И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. — М., 1993. — 204 с.
  29. , И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Вачков. — М.: Ось-89,1999. — 223 с.
  30. , М. У. Чем сильна армия Электронный ресурс. / М. У. Виви-ченко // Военная история. — Режим доступа: http://militera.lib.ru.
  31. , Н. Н. Спорт и эстетическая деятельность / Н. Н. Визитейн. — Кишинев: Штиинца, 1982. —184 с.
  32. , М. Я. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика / М. Я. Виленский, В. Н. Казанцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. — № 1. — С. 34−37.
  33. , М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 27−32.
  34. , Н. Д. Привычка — основа нравственного воспитания / Н. Д. Виноградова // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 91−96.
  35. , В. И. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Вишневский. — М., 1987. — 23 с.
  36. Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. — М.: Совершенство, 1998. — 375 с.
  37. Военная психология: методология, теория, практика: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. — М., 1998. — 644 с.
  38. , Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. —1966. — № 6. — С. 15.
  39. , В. М. Культура, физическая культура, спорт / В. М. Выдрин // Спорт в современном обществе / под ред. В. М. Выдрина. — М.: ФиС, 1980. —С. 3−45.
  40. , В. М. Содержание, объем и структура понятия «физическая культура» / В. М. Выдрин, Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 1974. — № 9. — С. 8−10.
  41. , А. Растить патриотов / А. Гавриленко // Красная звезда. — 2004. — 27 февраля. — 3 с.
  42. , А. Г. Клинические разборы в психиатрической практике / А. Г. Гофман. — М.: МедПресс, 2006. — 704 с.
  43. , Н. К. Философско-культурологический анализ физической культуры / Н. К. Глотов, А. С. Игнатьев, А. В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 1. — С. 4−6.
  44. , М. А. О методике тестирования физического состояния детей / М. А. Годик, Т. А. Шанина, Г. Ф. Шитикова. — М.: Тренер, 1998. — 136 с.
  45. , Т. Т. Воспитание волевых качеств (решительности и смелости) у советских воинов средствами физической подготовки: автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Л., 1954. — 21 с.
  46. , Н. Н. Без мотива Отечеству не служат / Н. Н. Грачев // Независимое военное обозрение. — 2000. — № 21.
  47. , Н. Н. Формирование личности военнослужащего / Н. Н. Грачев // Основы безопасности жизни. — 1998. — № 8.
  48. , В. В. Нужна школа подготовки к жизни / В. В. Гришин // Физ. культура в школе. — 1997. — № 5. — С. 51.
  49. , Г. М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе / Г. М. Грузных. — Омск, 1978. — 34 с.
  50. , Н. М. Психогигиена спортивной деятельности / Н. М. Гуревич. — Киев: Виша школа, 1998.
  51. Дзюдо: система и борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю. А. Шулика и др. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 800 с.
  52. , А. В. Понятие «Физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / А. В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 3. — С. 40−41.
  53. , А. Г. Гуманизация, гуманитаризация и реалии спортивной субкультуры / А. Г. Егоров // Формирование гуманистического мировоззрения студентов: сб. науч. тр. — Смоленск, 1991. — С. 3−8.
  54. , Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 165 с.
  55. , В. С. Политологический анализ социализации личности военнослужащего кадрового состава войск и органов пограничной службы Российской Федерации: автореф. дис. д-ра полит, наук. — М., 2002. — 33 с.
  56. , Н. М. Формирование физической готовности молодежи допризывного и призывного возраста к военной службе : дис. канд. пед. наук / Н. М. Жиринов. — СПб, 1994. — 182 с.
  57. , Е. Л. Как спорт помогает оценивать себя / Е. Л. Захарова. — М., 1988. —34 с.
  58. , В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский.1. М. :ФиС, 1989. —200 с.
  59. , Н. В. Физиологические механизмы двигательных навыков / Н. В. Зимкин // Физиология человека. — 4-е изд. — М.: ФиС, 1975. — С. 376−390.
  60. , Л. Я. Самостоятельные занятия физическими упражнениями / Л. Я. Ивашенко, Н. П. Страпко. — Киев: Здоровье, 1988.
  61. Игры: обучение, тренинг, досуг: в 5 кн. / под ред. В. В. Петрусинского.
  62. М.: Новая школа, 1994. — 363 с.
  63. , В. А. Спорт как одно из эстетических средств формирования гармонически развитой личности : дис.. канд. филос. наук / В. А. Кавалерова. — М., 1989. — 179 с.
  64. , С. Гений дзюдо. О чем говорят спортивные пристрастия Владимира Путина Электронный ресурс. / С. Казеннов, В. Кумачев. — Режим доступа: http://www.v8mag.ru.
  65. , Ю. В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физической культуры (на примере учащейся молодежи Грузии): дис. канд. пед. наук / Ю. В. Кикнадзе. — Тбилиси, 1990.189 с.
  66. , Ю. Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Я. Киселёв. — М.: Знание, 1987. — 64 с.
  67. , Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климова. — М.: Воронеж, 1996.—400 с.
  68. , Я. К. Борьба дзюдо / Я. К. Коблев, К. Д. Чермит, М. Н. Рубанов.1. Майкоп, 1985. —160 с.
  69. , Я. К. Подготовка дзюдоистов / Я. К. Коблев, И. А. Письменский, К. Д. Чермит. — Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-ние, 1990. — 446 с.
  70. , Я. К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо : дис.. д-ра пед. наук / Якуб Камболето
  71. ВИЧ Коблев — ГЦОЛИФК. — М., 1990. — 496 с.
  72. , JI. Н. Цель и смысл жизни человека / JL Н. Коган. — М.: Мысль, 1984. —282 с.
  73. , Ю. И. Особенности подготовки молодых борцов / Ю. И. Колу-пов, В. И. Рудницкий // Спортивная борьба. — М.: ФиС, 1980. — 54 с.
  74. , Д. А. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе в условиях информационного терроризма : автореф. дис.. канд. полит, наук / Д. А. Коряковская. — М., 2004. — 21 с.
  75. , Л. Б. Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся / Л. Б. Кофман, В. П. Панаева, Е. А. Разумовский // Материалы к созданию автоматизированного банка данных «Здоровые дети Москвы». — М., 1994.
  76. , А. И. Педагогические основы самовоспитания / А. И. Кочетов. — М., 1974. — 64 с.
  77. Кравчик, 3. Проблема участия молодежи в культуре, физической культуре и спорте / 3. Кравчик // Спорт и образ жизни: сб. ст. / сост. В. И. Столяров, 3. Кравчик. — М.: ФиС, 1979. — С. 181−192.
  78. , В. В. Спорт — основной фактор научного познания резервных возможностей человека / В. В. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. — 1979. — № 3. — С. 458.
  79. , В. Б. Спорт как совокупность общественных отношений / В. Б, Кучевский // Теория и практика физической культуры. — 1972. — № 9. —С. 5−8.
  80. , Г. И. Воспитание и перевоспитание трудных подростков в процессе спортивной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Кушков. — М., 1977. — 23 с.
  81. , С. Ваше отношение к армии — данные социологического опроса Электронный ресурс. / С. Лапшов. — Режим доступа: http://gov.karelia. ru/Karelia/1101/15 .html.
  82. , Ю. А. Игровые структуры в системах социального действия /
  83. Ю. А. Левада // Системные исследования. Методологические проблемы: ежегодник. — М.: Наука, 1984. — С. 273−278.
  84. , П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. — М., 1988. —389 с.
  85. , Ю. П. Здоровье человека — социальная ценность / Ю. П. Лисицын, А. В. Сахно. — М.: Мысль, 1988. — 272 с.
  86. , Н. А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Н. А. Литвинова. — М.: Интел-синтез, 1997. — 400 с.
  87. , Б. Т. Общие проблемы воспитания / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1979. —168 с.
  88. , Б. Т. Проблема целостности в воспитании / Б. Т. Лихачев // Советская педагогика. — 1986. — № 5. — С. 59.
  89. , М. Т. Физическая подготовка и военно-профессиональная пригодность : учеб.-метод. пособие / М. Т. Лобжа, В. А. Щеголев. — Л., 1991.
  90. , Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6. — С. 10−15.
  91. , А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. — М., 1976. — 270 с.
  92. , М. Поиск и отбор персонала / М. Магура. — М.: Интел-синтез, 2001. —272 с.
  93. , Э. Основные проблемы педагогики спорта / Э. Майнберг. — М.: Асиент-пресс, 1995. — 317 с.
  94. , А. С. Воля, мужество, целеустремленность // А. С. Макаренко. т
  95. Сочинения: в 5 т. Т. V. — М., 1958. — С. 42425.
  96. , И. Ю. Показателя уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи республики Адыгея за 2005 год Электронный ресурс. / И. Ю. Манченко. — Режим доступа: http://www.adygnet.ru/konfer/ konfifk2006/soob/3/3Manchenko.htm.
  97. , Г. И. Методы моделирования и анализа ситуации в социальнопсихологическом тренинге / Г. И. Марасанов. — Киров, 1995.
  98. Марищук, В. JL Психолого-педагогические аспекты физической подготовки / В. JI. Миращук. — Л.: ВДКИФК, 1985. — 100 с.
  99. , Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. — М.: ГЦОЛИФК, 1977. —280 с.
  100. , Л. П. От теории спортивной тренировки — к общей теории спорта / Л. Матвеев // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. — М.: 1998. — Т. 1. — С. 5−6.
  101. , Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 7. — С. 42−47.
  102. , Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. — М., 1991. — 543 с.
  103. Материалы коллегии Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи. — Майкоп, 2002−2005 годы // Архив Комитета Республики Адыгея по физической культуре, спорту и делам молодежи.
  104. , Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  105. , Р. Ш. Социально-психологические аспекты девиантного поведения призывника: опыт типологического анализа / Р. Ш. Мустаев, И. В. Мкртумова // Журнал прикладной психологии. — 2002. — № 3. — С. 40−44.
  106. , С. В. Триединство физической культуры. — Минск: Полымя, 1991.—141с.
  107. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Муд-рик. — М.: Педагогика, 1984. — 143 с.
  108. , Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости. Опыт наших друзей / Р. Найгоф. — М.: Спорткомитет СССР, 1982. — 31 с.
  109. , Г. Г. Спорт как система ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения / Г. Г. Наталов // Олимпийский бюллетень. — 1994. — № 1. — С. 26−35.
  110. , JI. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / JI. Некашена, Л. Семушина. — М., 1989.
  111. , Л. И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории / Л. И. Новикова. — М., 1976. — 144 с.
  112. , С. И. Словарь русского языка: около 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
  113. , Н. Г. Развитие выносливости спортсмена / Н. Г. Озолин. — М.: ФиС, 1959. — 128 с.
  114. Ольшевский, 3. Содержание и последовательность преподавания базовой техники на тренерском факультете института физической культуры в Польской Народной Республике: автореф. дис.. канд. пед. наук / 3. Ольшевский. — М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 31 с.
  115. Определение физической подготовленности школьников / под ред. Б. В. Сермеева. — М.: Педагогика, 1993. — 104 с.
  116. Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации Электронный ресурс. // Аналитический комментарий. — Режим доступа: http://stat.edu.ru/CD/section4/s4al.htm.
  117. , Б. П. Спортивно-массовая работа среди подростков по месту жительства / Б. П. Панкратов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. — 86 с.
  118. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева,
  119. А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  120. Педагогика: учеб. пособие / под. ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1988. — 606 с.
  121. , JI. В. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / JI. В. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  122. , A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.
  123. , Р. Я. Мотивация спортивной деятельности / Р. Я. Пилоян. — М.: ФиС, 1984. —104 с.
  124. , И. А. Многолетняя подготовка дзюдоистов / И. А. Пись-менский, Я. К. Коблев, В. И. Сытник. — М.: ФиС, 1982. — 328 с.
  125. Планирование содержания уроков физической культуры I-XI классов / отв. ред. Л. Е. Курнешова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
  126. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986. —250 с.
  127. , А. Н. Армия хилых и больных? Электронный ресурс. /
  128. A. Н. Подваленчук. — Режим доступа: http://www.nnews.ru/2004/6/3/city.
  129. , С. А. Физкультура и профессия / С. А. Полиевский, И. Д. Старцева. — М.: ФиС, 1988. — 160 с.
  130. , В. А. Физическая культура и становление личности /
  131. B. А. Пономарчук, О. А. Аяшев. — М.: ФиС, 1991.
  132. , А. Л. Спортивная психология : учеб. пособие для спорт, вузов / А. Л. Попов. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 152 с.
  133. , А. А. Формирование у школьников умений и навыков / А. А. Поцелдем // Физкультура в школе. — 1992. — № 7. — С. 7.
  134. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы: гос. программа //Вестн. образования. — 2001. — № 23. — С. 45−51.
  135. , А. С. Трудное восхождение к себе: методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 140 с.
  136. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. — М.: ACT, 2001. — 480 с.
  137. , А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. — М.: ФиС, 1969. — 88 с.
  138. , В. В. Использование приемов непосредственного воздействия при обучении технике приемов / В. В. Пыжов, В. С. Портах // Спортивная борьба. — М.: ФиС, 1981.
  139. , Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учеб. пособие для вузов / Р. Т. Раевский, Г. А. Ямалетдинова // Теория и практика физ. культуры. — 1994. — №№ 3−4. —С. 25−27.
  140. , М. Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  141. , А. В. Психологические основы тактической деятельности в спорте / А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. — 1993. —№ 2. —С. 7−9.
  142. , П. П. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях / П. П. Рогов // Материалы научно-практической конференции, Брянск, 21 апреля 1999 г. — Брянск: БИПКРО, 1999.
  143. , В. Е. Методика обучения подростков технике спортивной борьбы / В. Е. Рублевский, Ю. Д. Кузьменко, А. И. Ахмедов // Спортивная борьба. — М.: ФиС, 1979.
  144. , Г. П. Физическое развитие школьников // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / Г. П. Сальников. — М.: Медицина, 1969. —С. 554−571.
  145. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. — JL, 1979. — 274 с.
  146. , И. Д. Дзюдо : учеб. пособие для спорт, школ / И. Д. Свищев. — М.: Сов. спорт, 2003. — 112 с.
  147. , Г. И. Педагогическая стратегия нравственного воспитания спортом Электронный ресурс. / Г. И. Скворцов. — Режим доступа: http://tisbi.ru/science/vestnik/2001.
  148. , К. А. Деятельность и психика личности / К. А. Славская. — М., 1980. — 183 с.
  149. , Г. В. Основы военно-патриотического воспитания : учеб. пособие / Г. В. Средин. — М.: ДОСААФ, 2003. — 53 с.
  150. , М. И. Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой: в помощь учителям физкультуры / М. И. Станкин. — М.: Просвещение, 1975. — 136 с.
  151. , JI. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / JI. Д. Сто-ляренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: МарТ, 2000. — 256 с.
  152. , В. И. Спортивные рекорды — смысл и значение : метод, разработка для студентов и слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа / В. И. Столяров. — М.: Б. и., 1988. — 19 с.
  153. , В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — 2-е изд. — М., 1975. —269 с.
  154. , Ю. В. Образование как труд / Ю. В. Табакаев. — М.: Прометей, 1996. — 180 с.
  155. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Ку-рамшина. — 2-е изд., испр. — М.: Сов. спорт, 2004. — 464 с.
  156. Тер-Ованесян, А. А. Педагогика спорта / А. А. Тер-Ованесян, И. А. Тер-Ованесян. — Киев: Здоров’я, 1986. — 208 с.
  157. , Г. С. Выносливость: как ее измерять? (экспериментальное исследование) / Г. С. Туманян, Я. К. Коблев // Теория и практика физ. культуры. — 1973. —№ 6. —С. 59−61.
  158. , Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Кн. 2. Кинезиология и психология: учеб. пособие: в 4 кн. / Г. С. Туманян. — М.: Сов. спорт, 1998. — 279 с.
  159. , С. М. Формирование у будущих специалистов готовности к профессиональной научно-исследовательской деятельности : дис.. канд. пед. наук / М. С. Тутарищева. — Майкоп, 2006. — 188 с.
  160. Управление социальными процессами в воинском коллективе: учеб. пособие / H. Н. Грачев, M. М. Барковский, А. В. Костин и др. — М.: ВИЦГУЛ: Менеджер, 1994. — 194 с.
  161. , В. Профессия — родину защищать Электронный ресурс. / В. Фатигаров // Кадровая политика. — 2003. — № 1. — Режим доступа: http://www.ruscadet.ru/kktoday/.htm.
  162. , В. А. Доклад Председателя Госкомспорта России об итогах работы ведомства и приоритетных направлениях деятельности Госкомспорта России / В. А. Фетисов // Сборник официальных документов и материалов. — М., 2003. — № 2. — С. 14.
  163. , В. А. С думой о здоровье нации / В. А. Фетисов // Российский спорт, 2005. — № 9. — С. 2−3.
  164. , В. П. Воспитательная работа с юными спортсменами / В. П. Филин // Основы управления подготовки юных спортсменов. — М., 1982. — С. 219−242.
  165. , Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся / Л. М. Фридман // Педагогика. —1997. — № 4. — С. 64.
  166. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. В. А. Коваленко. — М.: Изд-во АСВ, 2000. — 432 с.
  167. , H. X. Физическая культура в системе образования / H. X. Ха-кунов // Советский спорт. — 1994. — 134 с.
  168. , А. Всероссийский месячник оборонной работы: массовость, инициатива, мастерство / А. Ходосевич // Красная звезда. — 2004. — 28 февраля.
  169. , Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2000. — 144 с.
  170. , А. Кузница кадров для армии страны / А. Хроленко // Красная звезда. — 2004. — 28 февраля.
  171. , Ф. Правильная организация педагогического процесса как путь укрепления сознательной дисциплины в школе / Ф. Шамахов // Просвещение Сибири. — 1933. — №№ 3−4. — С. 70.
  172. , В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь — под общ. ред. В. Б. Шапаря. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 808 с.
  173. , Н. И. Основы психологической диагностики : учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 ч. Ч. 3 / Н. И. Шевандрин. — М.: ВЛАДОС, 2003. —336 с.
  174. , В. А. Физическая подготовка граждан, находящихся в запасе, к военной службе по контракту : дис.. канд. пед. наук / В. А. Щербович.—М., 2006. —134 с.
  175. Coubertin, P. The Olympic Idea: Discourses and Essays / P. Coubertin — rev. ed. eds. L. DIEM and O. ANDERSEN, translated from the French by J. G. Dixon. — Lausanne: Carl-Diem-Institut, Editions Internationales, 1966.
  176. Geesink, A. JUDO en evolution / A. Geesink. — Antverpen: A. W. Bruna Zoon Utrecht, 1977. — 160 p.
  177. Tanner, J. M. Wachstum und Reifung des Menschen / J. Tanner. — Stuttgart, 1962.
  178. Shephard, R. J. Exercise and Sport / R. J. Shephard, К. H. Sidney // Science Reviews. — 1975. — № 3. — P. 1−130.
Заполнить форму текущей работой