Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7-8 лет к обучению в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения, к высоким умственным нагрузкам, к новым… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Физическое воспитание как фактор повышения эффективности адаптации детей к обучению в школе
    • 1. 1. Ретроспективный анализ школьных программ по физическому воспитанию
    • 1. 2. Проблема адаптации учащихся младших классов к ф1) обучению в школе
    • 1. 3. Роль физического воспитания в процессе адаптации детей к школе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа в процессе адаптации детей к школьному обучению -¦
    • 2. 1. Исследование физического состояния детей 6−8 лет
    • 2. 2. Методика проведения уроков физической культуры, направленная на улучшение адаптации детей семи лет к началу обучения в школе.&bdquo
  • Выводы по второй главе. р
  • ГЛАВА 3. Оценка эффективности разработанной методики физического воспитания детей 7−8 лет
    • 3. 1. Критерии оценки методики физического воспитания учащихся первых классов
    • 3. 2. Обоснование эффективности экспериментальной методики физического воспитания детей 7−8 лет
  • Выводы по третьей главе

Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7-8 лет к обучению в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе реформирования общего образования целевым ориентиром является направленность педагогического процесса на личность ребенка. В процессе формирования личности человека детство обоснованно считается одним из наиболее важных периодов. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивное развитие различного рода способностей, нравственных качеств, вырабатываются черты характера, укрепляется фундамент здоровья. Идет активное развитие физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою оче редь, создает условия для активного и направленного формирования психических функций и интеллектуальных способностей ребенка (94, с. 52−53)1.

С точки зрения современных представлений исторический генезис человека как социального существа есть процесс становления его как субъекта предметно-практической деятельности. Другими словами, процесс социализации, формирования личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. На начальных этапах человеческой истории деятельность была представлена, прежде всего, в различных формах двигательной активности, практическая реализация которой существенно зависит от состояния и развития физических качеств человека. Как известно, онтогенез каждого человека в определенной степени повторяет историческую логику процесса формирования родовых качеств человечества.

1 — В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страница). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. — мыслительных, личностных). Именно этим можно объяснить приоритетную роль физической культуры в первые десять лет жизни ребенка. Роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного) выполняет в этот период жизни двигательная активность, постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.

Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения, к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и ко многому другому, что составляет понятие «обучение в школе» (80- 127- 203). Начало школьной жизни позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно-значимой учебной деятельности. Но изменение образа жизни, социального статуса, учебный труд, продолжительность уроков требует от детей, поступивших в первый класс, большого психофизического напряжения, с которым не всем удается справиться одинаково успешно.

В отечественной научной литературе адаптация рассматривается на биологическом, психическом, социальном и педагогическом уровнях. Работы Н. А. Агоджаняна, П. К. Анохина, М. В. Антроповой, Р. М. Баевского, М. Я. Виленского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Р. Лурии, Ф.З. Меерсо-на, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомского и других ученых явились научно-методической базой обоснования адаптации как психологического и общебиологического свойства живых организмов. ——— —- —— —.

Психологические аспекты изучения адаптации представлены в исследованиях И. С. Кона, Р. В. Овчаровой, А. В. Петровского, Е. И. Рогова, Б. М. Теплова и других. Принцип единства физического и психического в развитии человека обосновывают В. К. Бальсевич, П. Ф. Лесгафт, М. Р. Могендович, К. Д. Ушинский.

Адаптацию первоклассника следует рассматривать как сложный многофакторный процесс, связанный с освоением личностью школьной среды, включением ее в систему поведения, в духовный мир, потребности, психологию и жизнедеятельность ученика. Происходящие изменения связаны с преодолением трудностей объективного и субъективного характера, в том числе отсутствием навыков саморегулирования (неумением управлять собой, отсутствием самоорганизованности и т. д.)тт>бу с лов ленных социальной незрелостью, утратой привычных связей с дошкольным образовательным учреждением. К числу детей, плохо адаптирующихся к обучению, относят детей, не готовых к обучению физически и психологически, с несформированной произвольной деятельностью, пониженной работоспособностью и повышенной утомляемостью, с личными проблемами, с повышенным уровнем тревожности, с эмоциональными расстройствами.

Многие первоклассники имеют относительно низкий уровень психической, физической и интеллектуальной готовности к школьному обучению, что приводит к излишнему нервному напряжению, повышенной усталости, беспокойству, снижению активности, ослаблению внимания, мышления, памяти (79- 80). По данным Н. Ю. Соболевой, 45−75% детей, поступающих в школу, обладают недостаточно устойчивым вниманием, а 25−26% из них совершенно не способны к сосредоточению внимания. На недостатки в подготовке детей к школьному обучению указывают учителя младших классов: это медлительность и некоординированность движений, неустойчивость внимания, неприученность к учебному труду (190, с. З).

Многие из отмеченных недостатков могут быть устранены в процессе занятий физическими упражнениями. Необходимость связи задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания обосновывал еще П. Ф. Лесгафт (122). Однако, несмотря на традиционное декларирование принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной практике работы уделяется недостаточное внимание.

Современная школа предъявляет повышенные требования, связанные с необходимостью ускоренного развития и расширения познавательных способностей ребенка (65- 101- 190). В досуге детей также преобладают занятия, не связанные с двигательной активностью (5- 42- 43- 67- 68- 87). Вынужденное ограничение двигательной активности у детей сопровождается столь серьезными нарушениями со стороны сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, снижением его защитных сил, что требует специальных мер восстановления (69- 86- 93- 116- 134- 181). Два обязательных еженедельных урока физической культуры не обеспечивают рекомендуемый гигиенистами двигательный режим (23, с. 22−26). Кроме того, среди поступивших в школу детей многие имеют функциональные отклонения и хронические заболевания (66- 214- 215- 216). В то же время, большинство из них отнесены к основной медицинской группе, следовательно, программные требования по физической культуре они должны освоить в полном объеме. Однако программа по физическому воспитанию ориентирована, главным образом, на здоровых детей (108- 196- 210). Вследствие этого школьники с ослабленным здоровьем и пониженными функциональными возможностями, не справляясь с программными нормативами, попадают в число «отстающих», теряют интерес к урокам физкультуры (91- 92- 109- 196).

Необходимость приспособления к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм ребенка за свои успехи в учебе, определяют целесообразность тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватному приспособлению (68- 70- 110- 127). Сложность школьной адаптации усугубляется все возрастающим противоречием между постоянным ухудшением уровня здоровья и повышением требований в обучении.

Вместе с тем, в физическом воспитании школьников проблема адаптации первоклассников еще не получила должного внимания и научного обоснования.

Выявленные противоречия позволяют констатировать особую актуальность педагогического исследования по теме «Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе» .

Объект исследования: физическое воспитание учащихся младших классов на современном этапе реформирования начальной школы.

Предмет исследования: процесс адаптации детей 7−8 лет к обучению в общеобразовательной школе.

Цель исследования: обоснование методики физического воспитания учащихся первых классов, способствующей адаптации к началу обучения в общеобразовательной школе.

Анализ специальной литературы, практики педагогической работы и данных комплексных обследований детей позволили выдвинуть гипотезу исследования. Процесс адаптации учащихся первого класса к обучению в школе проходит более успешно при выполнении следующих условий: — — ~ - — — — — — а) приоритетного развития физических качеств, наиболее значимых для здоровья детейб) воспитания устойчивого активного интереса к занятиям физическими упражнениямив) гибкого регулирования содержания, объема и интенсивности нагрузок с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить динамику показателей физического состояния детей на протяжении первых лет обучения в школе.

2. Выявить физические качества, наиболее тесно связанные с состоянием здоровья детей и обусловливающие успешность освоения ими школьной программы.

3. Определить оптимальное соотношение физических упражнений различной направленности, обеспечивающее положительную динамику физического состояния.

4. Экспериментально оценить эффективность предлагаемой методики физического воспитания.

Методологическую основу исследования составляли: теории функциональных систем и системогенеза П. К. Анохинатеории адаптационного синдрома и адаптации Г. Селье, Ф. З. Меерсонаидеи Я.А.Каменского и П. Ф. Лесгафта о связи физического и умственного воспитания.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в три этапа, в период с 1994 по 1999 год. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования. ~ — ¦ - — — ———-—.

На первом, теоретико-поисковом, этапе (1994;1997 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в научно-исследовательских работах психолого-педагогической и медико-биологической направленностиоценивались показатели физического состояния детей 6−9 летвыявлялась эффективность воздействия различных упражнений на развитие физических качествбыли отобраны наиболее информативные тесты для оценки уровня физической подготовленности. Определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировались гипотеза и задачи диссертационного изыскания. Была разработана экспериментальная методика проведения уроков физической культуры, направленная на улучшение адаптации первоклассников к обучению в школе. Констатирующий эксперимент и предварительные поисковые исследования проводились на базе МДОУ № 350, №-473 г. Челябинска, (п=100 чел), и МОУ средних школ № 44, 135, 121, 30 г. Челябинска, (п=350 чел).

Основные методы, используемые на первом этапе: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследованияизучение и обобщение передового опыта в отечественной и зарубежной практике физического воспитания младших школьникованкетный опрос родителей первоклассниковантропометриясоматоскопияпедагогическое тестированиепедагогическое наблюдениепедагогический эксперимент (констатирующий) — разрабатывались критерии эффективности предложенной методикипроводились обобщение и обработка исследовательских материалов.

На втором, экспериментальном, этапе (1997;1998 гг.) проводился формирующий педагогический эксперимент в соответствии с научно-методическими положениями экспериментальной работы (16- 82- 156;

— 10 230). Исследования проводились на базе МОУ средней школы № 30 г. Челябинска, (п=85).

Основные методы: педагогический эксперимент (формирующий) — педагогическое тестированиепедагогическое наблюдениеметод экспертных оценокхронометрированиепульсометрияпсиходиагностические методы (бланковые методики корректурных проб и самооценки) — опрос в форме беседыанализ заболеваемости школьниковантропометриясоматоскопияоценка функционального состояния организма по характеристикам математического анализа сердечного ритма при помощи «комплекса автоматизированного медицинского освидетельствования» (КАМО).

На третьем, аналитическом, этапе (1998;1999 гг.) проводились статистическая обработка и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работыобобщение, систематизация полученного материала, его интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендацийоформление диссертационного исследования.

Основные методы данного этапа: анализ теоретических положенийструктурирование эмпирических данныхлогический и математический анализ.

Научная новизна исследования заключается в:

— выявлении особенностей динамики показателей физического состояния детей 6−8 лет в процессе адаптации к учебной деятельности;

— определении эффективности методики физического воспитания, способствующей адаптации к обучению в школе;

— установлении положительной обусловленности успешности учебной деятельности первоклассников от направленного применения средств физического воспитания.

Теоретическая значимость исследования выражена в:

— углублении понимания динамики изменений, происходящих в организме детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к обучению в школе;

— дополнении представлений о возможностях направленного использования средств физического воспитания, с целью улучшения адаптации детей к обучению в школе;

— конкретизации теоретических положений о регулировании содержания, объема и интенсивности нагрузок с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Практическая значимость работы состоит в разработке методики физического воспитания учащихся первых классов общеобразовательной школы, способствующей улучшению их адаптации к обучению и положительной динамике показателей физического состояния детей, а также воспитанию устойчивого активного интереса к занятиям физическими упражнениями.

Полученные результаты могут быть применены при проведении уроков физической культуры в начальной школе, в процессе обучения студентов педагогических вузов и вузов физической культуры и повышения квалификации специалистов в области физического воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается ретроспективным анализом и опорой на научную методологиюприменением комплекса методов, адекватных цели и задачам изысканиярепрезентативностью полученных экспериментальных данных и корректностью их статистической обработкиразвернутой качественной интерпретацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Физическое воспитание учащихся первых классов, направленное на развитие наиболее тесно связанных с состоянием здоровья физических качеств, оказывает положительное влияние на динамику показателей физического состояния детей и успешность освоения ими школьной программы.

2. Методика физического воспитания детей 7−8 лет, предполагающая гибкое регулирование содержания, объема и интенсивности физических упражнений с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, обеспечивает нагрузку, адекватную физическому состоянию детей.

3. Оптимальное соотношение физических упражнений различной направленности обеспечивает положительную динамику показателей физического состояния детей и способствует улучшению адаптации к обучению в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах и региональных научно-методических конференциях межкафедральной «Школы педагога-исследователя» УралГАФК (руководители — проф. А. Я. Найн и проф. O.A.Сиротин) (Челябинск, 1996;1998 гг.) — на конкурсе педагогического мастерства «Учитель года» (Челябинск, 1998) — на научно-методических конференциях Всероссийского, регионального и внут-ривузовского уровней (1996;1999гг.).

Результаты исследований внедрены в практику работы образовательных учреждений МОУ № 30 и № 44 г. Челябинска, в учебный процесс студентов кафедры методики физического воспитания УралГАФК.

По теме исследования опубликовано 8 работ.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

При проведении анализа результатов экспериментально-исследовательской работы были решены следующие задачи:

1. Выделены структурные компоненты оценки эффективности экспериментальной программы и использованы валидные методики изучения: а) динамики показателей физической подготовленностиб) изменений показателей физического развития детейв) состояния опорно-двигательного аппаратаг) вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системыд) сдвигов самооценочных показателейе) индексов физической работоспособностиж) уровня внимания и умственной работоспособности.

2. Выполнен анализ изменений, произошедших в характеристиках структурных компонентов адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе, выявленных в процессе проведения уроков физической культуры в первых классах по традиционной и экспериментальной методике.

3. Осуществлена научная интерпретация полученных результатов.

Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что разработанная методика физического воспитания оказала положительное влияние на протекание процесса адаптации к школьному обучению у младших школьников. У детей экспериментальной группы выявлены статистически достоверные положительные изменения показателей всех исследуемых характеристик.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Важнейшим условием обеспечения эффективности уроков физического воспитания, способствующих адаптации к началу обучения в школе, является учет физического состояния занимающихся при планировании нагрузки (рассчитывая ее в зависимости от состояния здоровья, физической подготовленности, пола, интересов детей) и обеспечение содержательного аспекта уроков (т.е. с помощью каких средств будут решаться задачи урока, чем обусловливается интерес детей к занятиям физическими упражнениями).

Для гибкого регулирования нагрузки, повышения моторной плотности и тренирующего эффекта уроков, а также воспитания потребности и устойчивого интереса к физическим упражнениям следует учитывать индивидуальные особенности детей, используя для этого:

— организацию на уроках игр и соревнований, объединяя детей в группы с учетом их физического состояния, самочувствия, тренированности, пола и других индивидуальных особенностей, в зависимости от поставленных задач;

— строгое дозирование нагрузок, направленных на развитие общей и силовой выносливости в зависимости от пола, физической подготовленности, состояния здоровья (детям, относящимся к II-III группам здоровья объем этих упражнений возможно снизить на 10−15%);

— практику самостоятельной двигательной активности по 3−8 минут в течение урока (преимущественно у детей с хорошей физической подготовкой, высокой двигательной активностью);

— проведение упражнений на развитие общей выносливости в виде игр, внося в них элементы разнообразия, мотивируя детей к выполнению задания. На начальном этапе обучения дистанцию увеличивать постепенно, лучше определить для групп детей с разным физическим состоянием, отклонениями в состоянии здоровья отдельные дистанции, предусмотрев маршруты и возможные промежуточные задания;

— длительный бег по кругу, границы которого не очерчены резко, дав возможность более выносливым детям бежать быстрее по внешней стороне, увеличивая пробегаемое расстояние. А менее выносливые бегут по внутренней стороне, уменьшая длину дистанции. Строй при такой установке сохраняется;

— контроль внешних проявлений состояний, возникающих при выполнении упражнений (т.е., контроль дыхания, непроизвольного мышечного напряжения, мимики и т. д.) — учитель физической культуры сам наблюдает за учащимися и обучает детей основам самоконтроля.

В решении задач оздоровительной направленности значимым средством являются дыхательные упражнения. Pix можно выполнять во время движения, после бега, в заключительной части урока, количество повторений 4−8 раз. Следует акцентировать выполнение выдоха за счет движения рук вниз, в стороны и наклона туловища вперед. Для выполнения физических упражнений, особенно аэробного характера, детей следует приучить к дыханию через нос и сочетанию дыхания с движением.

Направленность физических упражнений соответствует разделам программы физического воспитания школьников. Целенаправленное воздействие на развитие коммуникативных способностей детей предусмотрено в начале учебного года (в период знакомства детей между собой и с учителем), психорегулирующие упражнения и упражнения на внимание включены в подготовительную и заключительную части урока в течение всего учебного года.

С целью предупреждения монотонности и повышения интереса детей к занятиям предполагается выполнение различных методических приемов. Это могут быть разные варианты одного и того же упражненияигры на развитие коммуникативных способностей, в сочетании с различными заданиями (например, на быстроту реагирования, силовую выносливость, внимание) — выполнение предлагаемых упражнений в различных построениях (в парах, колоннах, шеренгах, в кругу, с гимнастическими скамейками («на шлюпках») и т. д.).

Упражнения на расслабление, этюды психогимнастики применяют в заключительной части урока физической культуры, для успокоения организма учащихся, совершенствования памяти, внимания и содействия переключению с двигательной активности к умственной деятельности.

Для решения воспитательных задач в педагогическом процессе важным является формирование у школьников адекватной самооценки с учетом общего эмоционального состояния.

Для повышения эффективности предлагаемой методики рекомендуется научить детей самостоятельно или под руководством кого-либо применять предлагаемые игры на переменах, в группе продленного дня, в свободное время во внешкольной обстановке. Некоторые упражнения могут быть рекомендованы детям и их родителям в качестве домашнего задания («Зеркало», «Волшебное животное», «Надувная кукла», «Знакомство», комплекс утренней гигиенической гимнастики «Близнецы»), способствуя общению ребенка с родителями. Также это поможет привлечь внимание родителей к физическому воспитанию детей.

Каждое упражнение дает представление об индивидуальных особенностях, поведенческих характеристиках и стилях взаимоотношений детей. Поэтому педагогу необходимо фиксировать результаты наблюдений и применять их в дальнейшей работе с группой.

— 126.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Адаптация и резервы организма. — М.:Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  2. A.B. Обучение методам саморегуляции в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям: Дис.. канд. пед. наук в форме науч. докл. — М.: ВНИИФК. 1987. — 24 с.
  3. A.B. Себя преодолеть! — 2-е изд. доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт. 1982. — 192 с.
  4. Т.В. Возрастные особенности адаптации сердечнососудистой системы к локальной мышечной деятельности: Автореф. дис.. д-ра биол.наук.- М., 1990. 42 с.
  5. И.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. -1993.-№−5.-С. 19−24.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М., 1975.- 470 с.
  7. П.К. Системогеноз, как общая закономерность эволюционного процесса. —Бюл. эксперим. биологии и медицины. М.: Медгиз. — 1948. — Т.26, Вып.2 — С.81—94.
  8. М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. 1983. — Т. 9, № 12. — С. 18−24
  9. М.В., Бардина Г. В., Кузнецова JI.M. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по разным педагогическим системам // Физиология человека. 1998. — Т.24, № 5. — С. 80−84.
  10. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова J1.M. Морфофунк-циональные особенности и состояние здоровья учащихся 90-х гг. всвязи с факторами риска, представленными в действующих системах обучения // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 1. -С.9−10.
  11. Г. Л., Мигулова В. Г., Дубогай А. Д., Шаповалова В. А. Функциональная и двигательная готовность к сдаче норм ГТО как показатель динамического здоровья детей 7−9 лет // Гигиена и санитария. 1981.- № 7.- С.27−30.
  12. Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград: ВГАФК, 1996. — 22 с.
  13. И.А. К физиологическому обоснованию системы физического воспитания детей в различные возрастные периоды. М.: ГЦОЛИФК, 1991. 64 с.
  14. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории онтогенеза. — М.: Наука, 1982.- 270 с.
  15. .А. О тестах и тестировании: (Педагогический контроль на уроках физической культуры) // Физическая культура в школе. 1985. — № 3 — С. 58—60.
  16. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК. — М.: Физкультура и спорт, 1978. —223 с.
  17. Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1972. — 316 с.
  18. P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР. 1989. -№ 8. — С. 73—79.
  19. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина. — 1979.- 220 с.
  20. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе.- М.: Наука, 1984.-221 с.
  21. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 3−9.
  22. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  23. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990.- № 1.- С. 22−26.
  24. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. —1995. № 4. — С.2−7.
  25. Э. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1998.-20 с.
  26. Ц. Некоторые результаты по использованию аэробики в уроке по гимнастике с учениками 5 класса //Вопросы физкультуры Болгарии. 1991.- № 11— С. 45—49.
  27. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста: Учебник для мед. уч-щ. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Медицина, 1973. — 221 с.
  28. П. К теории тестирования двигательных способностей: Сокр. пер. с чешек. — М.: Физкультура и спорт, 1982. 165 с.
  29. Т.Г., Карпилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагенство, 1994. — 68с.
  30. М. Идеальная школа XX века- почему не получилось? // Мир образования. 1996. -№−1.-С.14−15.
  31. А.Ф., Виноградов П. А. Каками будут наши внуки. -М.: Вагриус, 1994. 245 с.
  32. В.И. Концептуальные основы валеологического образования // Валеология. 1997. — № 1. — С. 7−8.
  33. Е.М. Психологическая диагностика в школе // Школа здоровья. — 1994. — Т. 1, № 1. — С. 19.
  34. H.H., Красикова О. Б. Изменения опорно-двигательного апарата у юношей, занимающихся усиленной физической подготовкой // Адаптация детей и подростков к учебной и физическим нагрузкам. М., 1979. — С. 70−71.
  35. А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 12−14.
  36. Н.П., Евдокимова О. М. Здоровье и физическое воспитание детей младшего школьного возраста Санкт-Петербурга // Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: Межвузовский сб. науч. тр. СПб.: СПбНИИФК, 1996. — С. 215−224.
  37. М.А. Значение адаптационных реакций организма для оценки влияния холодовых и закаливающих процедур // Теория и практика физической культуры.- 1984. -№ 11. С. 30−32.
  38. Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 10. -С. 2−9.
  39. Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. — 1993. — № 2. — С.59—64
  40. Г. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния (на примере групп ОФП): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб, 1995. — 17 с.
  41. .В. Школа семейной физкультуры: Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы // Физическая культура в школе. — 1990. № 8, — С. 55—57.
  42. В.К. Физкультура без травм. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
  43. В.К. Физкультура для ослабленных детей. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 80 с.
  44. В.К., Рипа М. Д. и др. Занятия физическойкультурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. — М., 1988. 95 с.
  45. М.Я., Горшков А. Г. Физическое воспитание в процессе адаптации студентов к условиям обучения: Вопросы теории // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 12. — С.38−40.
  46. П.А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта. Пенза: ВНИИФК- Пензинский гос. пед. ин-т им. В. Г. Белинского. — 1995. — 352 с.
  47. П.А., Окуньков Ю. В., Лащинский В. Н. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 22−23.
  48. Возрастная педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.-268 с.
  49. В.М., Жило Ж. Взаимосвязь процессов утомления и восстановления // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. во время Игр Доброй Воли (СПб., 27 июля 1995). С-Пб.: СПбНИИФК, 1994. — С. 49—51.
  50. В.Н., Исаев А. П., Куликов JI.M. Тренированность: в 2-х ч Челябинск: ЧГИФК, 1994 — Ч. 2. — 195 с.
  51. Временной государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Физическая культура./ В. И. Лях, В. П. Шаулин, E.H. Литвинов, Г. Б. Мейксон. -М.: ВНИК «Российский образовательный стандарт», 1993. 28 с.
  52. Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические рекомендации психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  53. Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Минск, 1992. — 41с.
  54. М.А., Файз Сайд и др. Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания в школах // Теория и практика физической культуры. 1990.- № 9. — С. 15 — 17.
  55. Л.Л., Копылов Ю. А. Физиологические эффекты тренировки выносливости детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7.- С. 12−16.
  56. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.-207 с.
  57. Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 58 с.
  58. Е.А. Межпредметные связи в формировании физической культуры школьника: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -М., 1991.-21 с.
  59. Н.П. Физиолого-гигиенические особенности адаптации школьников первых классов к обучению // Гигиена и санитария. 1985. -№ 12. -С. 24−27.
  60. Э. и др. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса // Гигиена и санитария. 1983. -№ 10.-С. 33−36.
  61. Э. и др. Особенности динамики некоторых вегетативных функций у младших школьников в процессе учебного года // Физиология человека. 1978. — Т.4, № 4 — С. 708−715.
  62. Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека. 1990. — Т.16, № 1. — С.88−93.
  63. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 22−23.
  64. В.В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 5−14.
  65. В.В., Кудряшова В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
  66. П.С. Особенности физического воспитания школьников 7—9 лет, проживающих в зоне повышенной радиоактивности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 20 с.
  67. А.Г., Земцовский Э. В., Фролов Б. А. Эхокардиогра-фия и корреляционная ритмография в оценке функционального состояния спортсменов: Учеб. пособие. Д.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1979. — 60 с.
  68. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 26 с.
  69. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. — 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Медицина, 1991. — 558 с.
  70. К., Эндрюс Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 1. — С.46−48.
  71. Диагностика готовности детей к обучению в школе: Прогр. и метод, указания / Челяб. гос. пед. ин-т- Магнитогорский гос. пед. ин-т. — Челябинск, 1989. — 51 с.
  72. Диагностика школьной дезадаптации: Науч.-метод, пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С. А. Беличевой. — М.: Ред.- изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 126 с.
  73. К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: Физическая культура и спорт, 1986. — 64 с.
  74. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
  75. П.К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятия спортом // Теория и практика физической культуры. -1995. № 1. — С.49−50.
  76. К.А. Обоснование стандартной тестовой тренировочной программы для оценки оптимального уровня развития быстроты у детей 4—6 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 23 с.
  77. М.Н. Формирование потребности в физическом совершенствовании у учащихся 6−8 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1972. — 19 с.
  78. Жданова J1.A. Адаптация первоклассников к началу систематического обучения в школе // Педиатрия. 1984. — № 1.- С.47−51.
  79. Ю.Д., Бондаренко C.B. Развитие статической выносливости как фактор улучшения адаптабельности детей 6−7 лет к учебному труду // Теория и практика физической культуры. 1990. -№−10.-С. 32−34.
  80. В.И., Коратаев Н. В. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — Малаховка: МОГИФК, 1994.-296 с.
  81. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1993. —432 с.
  82. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 1992. — 60 с.
  83. В.А. Формирование активно-положительного отношения младших школьников к физической культуре: Науч.-метод, рекомендации для учителей. — Набережные Челны, 1991. — 44 с.
  84. В.А. Психология младших школьников с различными типами отношения к физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С.16—18.
  85. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-300 с.
  86. Е.П. От культуры физической —к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 46−47.
  87. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 287с.
  88. Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1—11 классов // Теория и практика физической культуры. — 1996. -№ 1. С. 17−19.
  89. Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 11−12. — С. 40−41.
  90. Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 27 с.
  91. В. П. Белоцерковский З.Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  92. И.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учеб. пособие для студентов, аспирантов, слушателей ФПР. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 61 с.
  93. Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры. — 1994. № 5−6 — С. 34−36.
  94. А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. -1998.-№−6.-С.2−7.
  95. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. М., 1992. — 111с.
  96. Г. П. Сборник игровых сюжетных уроков для учащихся 1—2 классов: Метод, указ. — Смоленск: Смоленский ГИФК, 1993. —32 с.
  97. Г. П. Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе: Учеб. пособие. Смоленск: Смоленский ГИФК, 1993. — 32с.
  98. А.О. Стрессовые нагрузки в спорте и проблемы адаптации: Метод, рекомендации и выводы. — Минск, 1992. 11 с.
  99. Н.В., Мельникова Н. Ю. Программа и организация конкретного социологического исследования в сфере физическойкультуры и спорта: Лекции для студентов, аспирантов и слушателей Высш. шк. тренеров Акад. М.: РГАФК, 1993. — 33 с.
  100. М.А., Рабинович И. М. Лечебная физкультура в домашних условиях. Л.:Лениздат, 1990. — 142 с
  101. Л.М. Управление спортивной тренировкой: систе-ность, адаптация, здоровье. -М.: Физкультура, образование, наука. -1995.-395 с.
  102. Т.Н., Батищева H.A., Тамбиев А. Э. Анализ состояния здоровья учащихся городской школы // Валеология. 1997. -№−2.-С. 36−38.
  103. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. -М.: Радуга, 1982. -400 с.
  104. И.В. Психолого-педагогические особенности обучения элементам йоги и индийского танца в физической рекреации: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1996. 23 с.
  105. И.Л. Психовегетативные нарушения у детей // Валеология. 1997. — № 2. — С. 46−49.
  106. С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М.: Знание, 1980. — № 11.- 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»).
  107. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 280 с.-139 122. Лесгафт П. Ф. Избранные.труды. М.: Физкультура и спорт, 1987.-358 с.
  108. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -М.: Педагогика, 1991. 174 с.
  109. М.Е. Статистические исследования показателей регуляции сердечного ритма // Физиология человека. 1987. — Т. 13, № 6. — С.965−970.
  110. Н., Шевлякова И., Глямбоцкая Б. Как живешь, малыш? (Психологическое изучение развития детей в условиях непрерывного обучения)// Народное образование. 1994. — № 4. — С. 1−2.
  111. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
  112. Лях В. И. Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. — 1994. — № 4. С. 26—28.
  113. Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С.15−17.
  114. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Протченко Т. А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С.49−52.
  115. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Оценка успеваемости по физической культуре // Физическая культура в школе. 1991. -№ 11.-С. 3−5.
  116. Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1988. — 19 с.
  117. Н.Д. Оздоровление детей государственная проблема // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997.-№ 3. — С. 11−13.
  118. В., Воронов Ю. Подросток в «стае»// Воспитание школьника. 1994. — № 6. — С. 41−44.
  119. А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А. К. Маркова, Г. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.-243 с.
  120. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития ребенка в школьном и дошкольном возрасте — Петрозаводск, 1992. — 180 с.
  121. Мартене, Райнер. Социальная психология и спорт. — М.:Физкультура и спорт, 1979. — 176 с.
  122. Л.П. Идти другим путем // Физическая культура в школе. 1998. — № 4. — С. 5.
  123. Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) // Теория и практика физической культуры. -1999.-№−1.-С. 1−11.
  124. Л.П. Теория и методика физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  125. М.А. Взаимосвязь характеристик психомоторики и познавательных способностей у школьников-подростков //Теория и практика физической культуры. — 1988. № 9. — С. 22−24.
  126. М.В. Мотивация учения младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. —144 с.
  127. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.: Медицина, 1973. — 230 с.
  128. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. 375 с.
  129. Г. Б., Копылов Ю. А. Основы будущего закладываются сегодня //Физическая культура в школе. 1994. — № 6. — С. 3−8.
  130. А.К. Физиологические основы спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Учеб. пособие для студентов РГАФК.- М.: РГАФК, 1993. — 97 с.
  131. Е.В. Праздник у индейцев // Физическая культура в школе. 1995. — № 4. — С. 59−61.
  132. О.В. Успех в разнообразии форм и занятий // Физическая культура в школе. 1991. -№ 5. — С.41−43.
  133. Морфофункциональные, психофизиологические показатели и двигательные качества детей 7−10-летнего возраста разных типов конституций. — Волгоград: Волгоградский ГИФК, 1994. — 33 с.
  134. Ш. К. Влияние подвижных игр на некоторые психофизиологические особенности детей шестилетнего возраста // Теория и практика физической культуры. — 1996. № 3. — С. 54—55.
  135. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144с.
  136. А.Я., Гостев А. Г. Психолого-педагогические тесты: Учеб. пособие. —Челябинск: ЧГПИ., Ч.П. 1993. — 120 с.
  137. Ю.Б. Психорегуляцию в практику физическо го воспитания школьников // Физическая культура в школе. — 1991. -№ 9. — С.52−55- № 10. — С. 54−57.
  138. А.Б. Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности // Вопросы психологии. 1989. -№−1.-С. 39−45.
  139. Г. В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьного возраста с учетом особенностей физического развития: Автореф дис.. канд.пед. наук. М., 1997. — 21 с.
  140. Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. — М.: Таволга, 1995. — 357 с.
  141. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.
  142. В.Б. Практическая психология для учителей. -М.: Омега, 1994.-272 с.
  143. В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 23 с.
  144. И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста: Автореф дис.. канд. пед. наук. -Омск, 1997.-22 с.
  145. Е.А., Калинин В. М. Допустимые величины физических нагрузок для программ оздоровительной физической тренировки // Теория и практика физической культуры. — 1985. № 5. — С.20−24.
  146. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.- 304 с.
  147. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: Владос, 1996. — 529 с.
  148. Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Тула, 1998.-24 с.
  149. Н.О. Психолого-педагогический статус (ППС). Методы оценки возможностей и перспектив развития аномального ребенка. М.: РГАФК, 1995. — 20 с.
  150. И.А. Педагогические условия усвоения знаний по предмету «физическая культура» (на примере старшеклассников): Дис.. канд. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 173 с.
  151. C.B. Выбор средств физической подготовки школьников на основе учета их оздоровительной эффективности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 1996. — 18 с.
  152. Л.Н. Методика профилактики нарушений осанки и укрепления свода стопы у детей школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 20 с.
  153. В.П. Что есть физическая культура?//Теория и практика физической культуры. 1994. — № 10. — С. 46−47.
  154. O.A. Сопряженное развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям школьников в процессе игровой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997.-22 с.
  155. Г. Н., Баранов A.A. Современные проблемыгигиены детей и подростков//Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. — T.I. — С.24−26.
  156. В.А., Велитченко В. К., Лазарева И. А. Применение шейпинга в оздоровительных целях // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Материалы Всерос. на-уч.-практ. конф.-М.: ВНИИФК, 1994.- С. 90−93.
  157. O.A., Шарманова С. Б., Пигалова Л. В. Контроль за физической подготовленностью дошкольников: Метод, рекомендации. Челябинск: ЧГИФК, 1995. — 20 с.
  158. В.К. Обоснование критериев и показателей планирования развития физической культуры и спорта в общеобразовательных школах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973. -24с.
  159. Н.Ю. Использование средств художественной гимнастики в системе физических упражнений с целью подготовки детей к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 19 с.
  160. Е.Б., Алфимов H.H. Давиденко Д. Н. Комплексная вероятностная оценка функциональной подготовленности спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 53−55.
  161. В.Д., Зайцева В. В., Маслова Г. М. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. №−2.-С. 2−5.
  162. В.Д., Зайцева В. В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. —1993. № 8. — С. 7−11.
  163. Г. Д. Воспитание у детей инвалидов интереса к физическим упражнениям (на примере реабилитационной работы): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 23 с.
  164. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. -№−6.-С. 2−14.
  165. В.В. История физической культуры: Учеб. для судентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, — 1989. — 288с.
  166. В.И., Кудрявцева Н. В. Новые формы физкуль-турно-спортивной работы с учащейся молодежью//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1998. № 1.- С.21−26.
  167. B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 287с.
  168. Г. П. Формирование готовности дошкольников к обучению в образовательном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 22 с.
  169. Е.А. Дети и школа // Мир образования. 1996. -№ 1. — С.4−5.
  170. Д.Н. Психологические исследования. М.: МГУ, 1966.-302 с.
  171. И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск.: Беларусь, 1994. — 446 с.
  172. В.Н., Иванова Д. А. Различные подходы к определению комплексной оценки базовой физической подготовленности при проведении массовых обследований населения. // Научное обеспечение развития массовой физической культуры. —JL, 1989. С. 34−38.
  173. A.A. Доминанта. M.-JL: Наука., 1966. — 408 с.
  174. A.A. Собрание сочинений. Д., 1961.- т.З. -260 с.
  175. H.A. Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.-416 с.
  176. H.A., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 176 с.
  177. H.A., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству: Адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам. М.: Физкультура и спорт. — 1986. — 159 с.
  178. А.Г. Методы оценки физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы вмедицине и физиологии. Челябинск: Форум-издат, 1993. — 90 с.
  179. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. —М.: Педагогика, 1982. — 220с.
  180. C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. — 216 с.
  181. C.B. Физкультура в режиме продленного дня школы.-М., 1986.-290 с.
  182. В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. К.: Осв1та, 1992. — 220 с.
  183. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.
  184. Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по дошкольному физическому воспитанию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. -С. 52−57.
  185. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. -М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  186. Е.А., Марунина Г. М. Изменение показателей дыхания и работоспособности во время учебных занятий детей семилетнего возраста в детском саду и школе // Гигиена и санитария. -1975.- № 3. С. 50−53.
  187. С.Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гинастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 89 с.
  188. С.Б. Особенности использования средств ритической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольноговозраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 17 с.
  189. С.Б., Новоселова O.A., Федоров А. И. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы физической культуры и спорта. Спб.: СПбНИИФК, 1998. — С.72−77.
  190. Н.И., Загуменова М. В., Выдрич З. В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовегетативных сдвигов у школьников с дефектами осанки // Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 11.- С.34−36.
  191. Г. А., Мутовкина Т. Г., Тарасова Т. А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Материалы науч.-метод, конф. Челябинск: ЧГИФК, 1994.1. С.85−87.
  192. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. -С.31−42.
  193. Arakawa К. Hypertension and exercise: (Pap.) It WHO /ISH Symp. Hypertens. and Cardiovasc. Disease, Paris, March 28, 1993 // Clin, and Exp. Hypertens.- 1993.- № 6.-P. 171−175.
  194. Corbin S. Physical Fitness in the K-12 curriculum. Some defensible solutions to perenial problems // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. 1988. — № 7.- P. 56−69.
  195. Embrey L., Garnaut J. Fit for Life // Pitman Life Skills Series, 1983.- № 4. P.8−12.
  196. Findley M.J., Cooper H.M. Locus of control and academic achivement: A literature review // J.Personal. Soc. Psychol.- 1983.- V.44. -P. 419−427.
  197. Hickman J. A Focus on Health in Primary School, Physical Education BAALPE Annual Congress Report 1989 // Physical Education in the New Era. BAAPLE, 1990. — P. 67−71.
  198. Johncock C. The development of fitness programme at Reynelia East High School // Achper National Journal. 1988. — № 12. — P. 31−34.
  199. Kelly L. A university pyblik school coorperactive model for designung a district wide elementary curriculum // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. 1988. — № 6. — P. 26−32.
  200. Owen H., Lanning W. The effect of three treatment methods upon anxiety and inapropriate atten- high school athletes // Int. J. of Sport Psychology. 1982. -V.13, № 3. -P. 154—159.
  201. Peyren Y. Physical education for school children // China sports. 1985. — № 7. — P. 22−24.
  202. Sabetti S. The wholeness principle exploring Life Energy Process. Sherman Oaks: Life Energy Media, 1986. — 86 p.
  203. Schreiberhuber J. Leibesubungen und Volksschulen heute // Leibesubungen. Leibeserziehung, 1992. — V.46, № 3. — P. 15−20.
  204. Skinner E.A. What causes success and failure in school friendship? Dewelopmental Differentiation of childhood // Inter. J. Behav. Devel. 1990.-V. 13.-P. 157−176.
  205. Sleap K., Warbweuton P. Physical activity patterns of primary school children. Happy heart project. Healt education authority, Tomas Nelson and sons LTD, 1990. — 60 p.
  206. Soehe W. Neue Sportlehrplan in der DDR // Sportunterrichte. -1988.- № 17.- S. 269−271.
  207. Solomon H. The Exercise Myth, USA 1984 //. London: Angus and Robertson, 1985. — 120 p.
  208. Stipek D.J., Weisz J.R. Perceived personal control and academic achievement // Rev. Educat. Res.- 1981. V.51. — P. 101−137.
  209. Wright J. Letter to Observer Newspaper dated 31.10.89, in response to an article by Peter Corrigan on 29th October // BAALPE Neusletter. 1990. — № 20. — P. 12−13.
Заполнить форму текущей работой