Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика обучения младших школьников метанию малого мяча на основе целостности техники метательного движения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результативность экспериментальной методики заключается: в более полной реализации естественных возможностей учащихсяо чем свидетельствует достоверная корреляционная связь (Р<0,05) результата в метании на точность с антропометрическими показателями (у мальчиков г = 0,64 у девочек г = 0,43) — I в учете уровня развития двигательных качеств младших школьников и содействии дальнейшему их развитию… Читать ещё >

Содержание

  • рведение
  • Глава 1. Проблема обучения метанию младших школьников
    • 1. 1. Характеристика метаний
      • 1. 1. 1. История развития метаний
      • 1. 1. 2. Основы техники метаний
      • 1. 1. 3. Метание малого мяча
    • I. * 1.2. Возрастные особенности младших школьников (6−10 лет)
      • 1. 2. 1. Физическое развитие детей младшего 28 школьного возраста
      • 1. 2. 2. Психологические особенности детей 32 младшего школьного возраста
      • 1. 2. 3. Развитие физических качеств в 38 младшем школьном возрасте
      • 1. 3. Анализ учебных программ по физическому воспитанию и планированию содержания обучения для учащихся 1−4 классов
      • 1. 4. Методики обучения метанию
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Методика обучения младших школьников метанию малого мяча на основе целостности техники метательного движения
    • 3. 1. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения метанию младших школьников
    • 3. 2. Основные положения экспериментальной методики обучения метанию малого маяча младших школьников
  • Глава 4. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения младших школьников метанию
    • 4. 1. Изучение мнения учителей физической н культуры об организации обучения младших школьников метанию
    • 4. 2. Зависимость результатов метания младших школьников от различных параметров техники броска
    • 4. 3. Систематизация типичных ошибок, возникающих при обучении техники метания малого мяча
    • 4. 4. Экспериментальная проверка разработанной методики обучения метанию малого мяча
  • Выводы

Методика обучения младших школьников метанию малого мяча на основе целостности техники метательного движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложные условия экономического кризиса, реформирование государственных структур, недостаточное финансирование сферы образования и здравоохранения послужили причиной ухудшения социальных условий проживания населения, снижения прожиточного минимума населения, роста наркомании, алкоголизма и табакокурения, что привело к ухудшению здоровья населения, в том числе школьников.

Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1−4% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки в Санкт-Петербурге за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, от 60−80%. Распространенность плоскостопия составляет сегодня 40%, что также в 3 раза больше, чем в начале 60 годов. В 2−3 раза увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, остеопороз). Более половины подростков Санкт-Петербурга страдают хронической патологией, каждый четвертый ребенок имеет третью группу здоровья (АЛ. Потапчук, М. Д. Дидур, 2001).

Наряду с этим в системе школьного образования имеет место увеличение количества часов на изучение предметов гуманитарного цикла, и снижение роли физической культуры. Резко сократилось время на внеклассную спортивную и физкультурно-оздоровительную работу. Система дополнительного образования в области физической культуры почти полностью перешла на коммерческую основу и стала не всем доступной. Все это привело к увеличению числа учащихся с низким уровнем физического развития, снижению двигательной активности (гипокинезией) и, как следствие, росту числа заболеваний среди школьников.

За время обучения в начальной школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения, в 4 раза — нарушение осанки, в 3 раза патологии органов пищеварения. Приходя в первый класс школы, ребенок вынужденно, в силу организации режима школьной жизни в 2 раза снижает свою двигательную активность. (А.А. Потапчук, М. Д. Дидур, 2001). Так если в детском дошкольном учреждении на занятия по физической культуре отводится минимум 20% от всего времени, предусмотренного da занятия, то в 1-классе всего 10%, что в 2 раза меньше. И чем старше школьники, тем количество времени, предусмотренное программой на занятия физической культуры уменьшается, при увеличении учебной нагрузки в целом (за счет предметов гуманитарного цикла).

В этих условиях возникает проблема поиска оптимальных подходов, средств, методов физического воспитания школьников (В.В. Бля-хов, 1971; О. И. Александров, 2003).

Базовый компонент программы по физическому воспитанию учащихся 1−4 классов средней школы включает следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры с элементами спортивных. В раздел легкая атлетика, наряду с ходьбой, бегом и прыжками входят метания и являются обязательным двигательным действием для изучения школьниками.

Метания, как вид спорта и средство физического развития представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе выполнения которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, необходимы согласованность в их движении и соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию.

Часто метаниям, в связи с их координационной сложностью, нехваткой инвентаря, отсутствием оборудованных мест занятий, сложностью организации большого числа учащихся и по ряду других причин, уделяется недостаточно времени и внимания на уроках физической культуры в школе. Хотя упражнения с мячом и само метание способствуют развитию всех видов координации (внутримышечной, межмышечной, сенсорно-мышечной) (В.И. Лях, 1987). Мяч, находится в непосредственном контакте с пальцами рук, развивает кисть, как «познавательный орган» (форма, объем предмета, плотность, температура), так же способствует развитию мелкой моторики рук, которая в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития умственных способностей (Л.Г. Харитонова, 1999). Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует развитию телесной ловкости, формированию «схемы тела», что является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма. Как указывают B.C. Гурфинкель и Ю. С. Левик (1979) «схема тела» или «модель тела» это — функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвеньевой биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Таким образом, роль метания, как средства физического развития детей, особенно младшего школьного возраста, очевидна (А.И. Васюткина, 1955; Л. П. Матвеев, 1959; Л. Е. Любомирский, 1979; Е. М. Лутковский, 1996).

Изучение методической и научной литературы показало, что в настоящее время в практике существуют преимущественно два подхода к последовательности обучения метанию: один из них широко используется в тренировке метателей-спортсменов (В.Н. Тутевич, 1960; А. Л. Сулиев, 1961, 1982; B.C. Фарфель, 1975; В. Клименко, Л. Литвиненко, 1976 и др.) При данном подходе обучение осуществляется в следующей последовательности: вначале обучение движениям ног, затем туловища и метающей руки. Здесь отмечается следующая последовательность работы мышц, наиболее полно использующая их силу и обеспечивающая наилучший результат в метании: в начале сокращаются более сильные мышцы, обеспечивающие медленные движения крупных звеньев тела, затем менее сильные и к концу усилия — мышцы дисталь-ных звеньев тела. Другой подход — общепринятая методика обучения метанию в школе (А.Н. Макаров, 1974 [60]- А. В. Бондарчук, К. И. Буханцев, 1984; И. В. Лазарев, В. С. Кузнецов, 1999 и др.) В ней представлена обратная последовательность обучения: движения метающей руки, туловища, затем ног. Большое внимание уделяется именно движениям метающей руки — хлестообразное движение кисти, с него и начинается обучение. А работа ног часто отражена только в исходном положении, принимаемом перед выполнением метания. Преимущественно используется метод обучения по частям, что так же не соответствует структуре целостного движения. В итоге, на практике мы имеем низкие результаты в метании у школьников, явно не соответствующие их физическим возможностям. Следовательно, причиной таких показателей является низкий уровень технической подготовленности учащихся, которая в свою очередь обусловлена неэффективностью применяемой методики обучения. (В.М. Кинль, 1979; Э. С. Вильчковский, 1983).

В связи с этим актуальность работы заключается:

— в увеличении количества учащихся с низким уровнем физического развития и двигательной активности;

— в недостаточном количестве учебного времени, отводимом на занятия физической культурой школьников;

— в значимости метания, как средства физического развития детей младшего школьного возраста;

— в отсутствии единых подходов к методике обучения метанию младших школьников;

— низкие результаты в метании у учащихся;

— в необходимости разработки эффективных средств и методов обучения метанию младших школьников.

Гипотеза исследования. Предполагается, что внедрение в учебный процесс физического воспитания младших школьников методики обучения метанию малого мяча, учитывающей целостность техники метательного движения и предусматривающей организацию ориентировочной основы деятельности обучаемых, что ускорит процесс овладения детьми техникой метательного движения.

Объект исследования — процесс физического воспитания младших школьников.

Предмет исследования — методика обучения метанию малого мяча младших школьников.

Цель исследования — совершенствование методики обучения метанию малого мяча младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить место и роль метания в физическом воспитании младших школьников и выявить наиболее рациональные подходы в обучении.

2. Определить зависимость результата в метании малого мяча у младших школьников от особенностей проявления параметров техники (амплитуда замахаритм выполнения броскаколичество, участвующих в броске, биозвеньев тела).

3. Теоретически обосновать методику обучения младших школьников метанию малого мяча на основе целостности техники метательного движения.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Теоретические основы исследования базируются на научных положениях следующих теорий и концепций:

— построения движений (Н.Н.Бернштейн, 1947,1973).

— функциональных систем (П.К.Анохин, 1970, 1972,1973).

— теория поэтапного формирования действий (З.А.Решетова, 1958; А. Н. Леонтьев, 1964; П. Я. Гальперин, 1964; Н. Ф. Талызина, 1988).

Научная новизна проведенного исследования состоит в обосновании и экспериментальной проверке методики обучения, позволяющей rf краткие сроки обучить метанию младших. школьников с учетом их возрастных особенностей и структуры самого метательного движения.

В ходе работы доказана целесообразность создания ориентировочной основы деятельности при обучении метанию младших школьников, что облегчает процесс формирования навыка метания и делает его более эффективным.

В исследовании определена доля влияния различных параметров техники метания, таких как: амплитуда замаха, ритм движения, количество включенных в движение биозвеньев тела на результат броска.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что получены результаты, дополняющие систему знаний в области физического воспитания младших школьников:

— выявлено, что подбор подготовительных и подводящих упражнений с учетом особенностей техники выполнения метательного движения ведет к оптимизации процесса его освоения;

— подтверждено, что формирование двигательного навыка при создании ориентировочной основы деятельности протекает быстрее и качественнее;

— определены возможные пути оптимизации методики обучения метанию малого мяча в рамках программы по физическому воспитанию младших школьников;

— систематизированы типичные ошибки, возникающие в процессе обучения, подобраны корректирующие задания.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании методики обучения метанию младших школьников и возможности ее использования в учебном процессе по физическому воспитанию в условиях общеобразовательной школы. Таблицы по типичным ошибкам, возникающим в процессе обучения, могут использоваться на всех этапах обучения двигательному действию, как с целью ликвидации возникших ошибок, так и во избежание таковых.

Предложенные в работе игры и комплексы упражнений с мячами разного диаметра и веса могут применяться, как дополнительные средства для подготовки к метаниям и развития необходимых физических качеств, так и на этапе совершенствования двигательного действия.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Представленную методику обучения технике метания малого мяча рекомендуется использовать в занятиях с младшими школьниками на уроках физической культуры в общеобразовательных школах, а так же при подготовке специалистов по физической культуре в педагогических колледжах и ВУЗах.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Использование традиционной методики в обучении младших школьников метанию малого мяча, предполагающей разучивание двигательного действия по частям и дискретный подход к формированию двигательного навыка, не позволяет в полной мере реализовать двигательные возможности детей младшего школьного возраста.

2. Результативность метания малого мяча у младших школьников определяется как параметрами техники (амплитуда, ритм, количество биозвеньев тела, участвующих в броске), так и особенностями их физического развития.

3. Обучение младших школьников метанию малого мяча на основе целостности техники метательного движения и создания ориентировочной основы деятельности повышает его эффективность. i I.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается:

— опорой на основы теории и методики физической культуры детей школьного возраста;

— соответствием программам по физическому воспитанию, которые являются нормативным документом;

— комплексным подходом к выбору средств и методов, рекомендуемых в экспериментальной методике;

— применением математического анализа в обработке полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения экспериментальной методики обучение, ход эксперимента, его результаты и выводы докладывались и обсуждались на научно-методических конференциях (1996,1998) и на «Герценовских чтениях» (2001).

Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс школ № 328 Невского района, № 84 и № 91 Петроградского района, а так же использовались в учебном процессе факультета физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена при подготовке студентов, обучаю-1Дихся по специальности 33 100 — «Педагог по физической культуре».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложено на 146 страницах машинописного текста. Работа содержит 18 рисунков, 22 таблицы, 7 приложений.

Список литературы

насчитывает 130 источник отечественных и зарубежных авторов. .

выводы.

1. Анализ учебных программ по физическому воспитанию показал, что в зависимости от их направленности метанию отводится соответствующая роль и место: в комплексной программе метание рассматривается, как самостоятельное двигательное действие, подлежащее изучениюв программе с направленным развитием двигательных способностей метание — это средство развития координационных способностейв программе, основанной на одном из видов спорта (баскетболе) метания выступают как средство общей физической подготовки, так и специальной подготовки для игры в баскетбол. Содержание упражнений по метанию и контрольные тесты в разных программах также различны. Но, как показал анализ программ, материал по метанию включен во все рассмотренные программы, входит в их базовую часть и является обязательным для изучения в школе.

2. Целостность техники метательного движения не учитывается в традиционной методике обучения, используемой в школе, где основной метод обучения — разучивание двигательного действия по частям, что противоречит структуре метательного движения. Рекомендуемая последовательность обучения: от хлестообразного движения кисти в момент броска до исходного положения перед началом разбегане соответствует последовательности включения в работу звеньев тела в фазе финального усилия. Неоправданная растянутость обучения по годам замедляет процесс обучения, делает его менее эффективным.

3. Различия в технике выполнения броска у мальчиков и девочек незначительны. Бросок на дальность, как у мальчиков так и у девочек имеет достоверную корреляционную связь (Р < 0,05) с броском, выполняемым с максимальной амплитудой замаха в заданном ритме (г = 0,739 у мальчиков, г = 0,673 у девочек). У девочек, в отличие от мальчиков, выявлена достоверная корреляционная связь (Р < 0,05) с броском, выполняемым со средней амплитудой замаха в индивидуальном ритме (г = 0,613) и с броском, выполняемым из низкого исходного положения (сед ноги врозь) (г = 0,815). Это объясняется более высоким уровнем развития у девочек такого двигательного качества, как гибкость и более старательным отношением к выполнению задания. Таким образом, обучение технике метания малого мяча молено проводить по единой методике (с акцентом на развитие гибкости у мальчиков). В исследовании экспериментально выявлена значимость следующих параметров техники метания на результат броска (Р < 0,05): амплитуда замаха (должна быть близка к максимальной г = 0,739) — ритм выполнения необходимо задавать, особенно на этапе начального обучения, г = 0,721) — количество биозвеньев тела, участвующих в броске (чем больше задействованы мышцы ног в броске, тем выше результат). Экспериментальная методика обучения метанию малого мяча младших школьников основывается на следующих положениях: До начала обучения технике необходимо создать базу формирования навыка метания (развивать подвижность в плечевом и луче — запястном суставах, гибкость, силу мышц, координационные способности и т. д.).

Подбор подводящих упражнений должен осуществляться с учетом целостности техники изучаемого двигательного действия. То есть методика обучения направлена на формирование двигательного действия в целом, а не на изучение отдельных его элементов, что соответствует динамической структуре метательного движения.

В процессе обучения необходимо создавать ориентировочную основу деятельности (посредством задания ориентиров: зрительных, слуховых, тактильных) с целью исключения ряда типичных ошибок и осуществления самоконтроля за выполнением задания. Заниматься техникой метания систематически, то есть, включая метание и его элементы на протяжении всего учебного года в уроки разной направленности.

Результативность экспериментальной методики заключается: в более полной реализации естественных возможностей учащихсяо чем свидетельствует достоверная корреляционная связь (Р<0,05) результата в метании на точность с антропометрическими показателями (у мальчиков г = 0,64 у девочек г = 0,43) — I в учете уровня развития двигательных качеств младших школьников и содействии дальнейшему их развитию по ходу освоения метательным движением, свидетельствует высокая корреляционная связь результата в метании на точность с показателями уровня развития двигательных качеств (координационных способностей у мальчиков г = 0,65 у девочек г = 0,50, при Р<0,05) — в эффективности использования учебного времени, так как двигательное действие освоено за более короткие сроки (с 1-го по 3-й класс, а не с 1-го по 11-й класс) — в приросте среднего показателя точности попадания в цель. Улучшение результата в броске малого мяча на точность попадания в цель в 1 — м классе — 6,8%, во 2 — м — 12% и в 3 -ем — 14% экспериментальных классах, что выше, чем в 1 — м (0,8%), 2 — м (7%) и 3 -ем (10%) контрольных классах.

Практические рекомендации.

1. Обучение новым элементам техники метания лучше планировать в начале основной части урока на 10 — 15 минут. t.

2. При постановке задач следует учитывать ограниченность объема внимания у детей младшего школьного возраста (2−3 объекта). В связи с этим в структуре движений необходимо выделять то, что, прежде всего надо усвоить детям на данном уроке.

3. Школьников младших классов целесообразно обучать способу отведению снаряда по дуге «вперед-вниз-назад», как наиболее эффективному.

4. Для формирования навыка необходимо выполнять правильное движение с повторением не менее 8−10 раз, а при закреплении уже изученного движения 25 — 30 раз.

5. В организации учащихся преимущественно использовать фронтальный или групповой способ.

6. Для повышения моторной плотности урока рекомендуется использовать имитационные упражнения без снаряда и со снарядом. А при выполнении бросков — сетку-занавес поперек спортивного зала.

7. С целью включения в движение крупных мышечных групп, рационально широко использовать утяжелённые снаряды (мешочки с песком), упражнения в бросках набивного мяча весом — 1 кг.

8. Во все части урока желательно включать упражнения, требующие согласованных движений различными частями тела (туловища и руктуловища и ногног, туловища и рук), что будет способствовать формированию структуры целостного метательного движения, а не отдельных его частей. Необходимо давать упражнения сопряженного воздействия, направленные как на изучения техники, так и на дальнейшее развитие физических качеств. I.

9. В процессе обучения метанию следует преимущественно использовать метод разучивания в целом и по мере необходимости сочетать его с методом разучивания по частям.

10. Для создания ориентировочной основы’деятельности целесообразно применять различные ориентиры: звуковые, зрительные, двигательные, что ускоряет процесс формирования двигательного 1 навыка (разметкаподсчётвыключение зрительного анализатора).

11. Поддержание интереса детей к процессу овладения метательным навыком возможно через расширение арсенала средств обучения: изменения исходного положения и пространственных границ выполнения упражненияширокого применения игр и эстафет с мячомварьирования темпа и скорости выполнения упражненийиспользования снарядов разного веса и формы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков: Монография. -СПб., 1994. -78 с.
  2. О.И. Азбука тренировки легкоатлета: Пособие-для учителей, 2003 134 с.
  3. О.И. Подвижные игры в физической подготовке школьника: Метод, пособие. СПб, 1994. — 50 с.
  4. С.А. Сюжетное программирование учебного процесса на уроках физкультуры в начальных классах общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1993.- 183 с.
  5. М. С бросков начиная. М.: Школа-Пресс, 1968. -С 15−17.
  6. В.В. Монолог детского тренера. Техника и методика // Легкая атлетика, 1995. № 7. — С. 20−21.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональной системы. М.: Медицина, 1970.
  8. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. —М.: Наука, 1975.
  9. .А. Особенности методики исследования детей школьного возраста. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.
  10. .А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ии-тов по спец.03.03 «Физ. культура» / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  11. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -314с.
  12. Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — С. 299−310.
  13. В.П. Обучение технике легкоатлетических метаний на основе учета этапов возрастного развития регуляции движений спортсменов: Автореф. Дис. д-ра пед. Наук. Киев, 1995.-47 с.
  14. В.П., Кожевников В. Е. Средства срочной информации в процессе подготовки легкоатлетов-метателей //100 лег современного олимпийского движения. Харьков, 1994. — С. 57.
  15. Г. Н. Дозирование тренировочных нагрузок в метании гранат на точность: Тезисы докладов конференции 1984 г. — Л.: ВДКИФК, 1985.
  16. В.В. Обучение метательным движениям и их совершенствование у подростков на уроках физического воспитания.: Автореф. дис. канд. пед. наук, Л, 1971. — 35 с.
  17. Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников. М.: Просвещение, 1972. — С. 21−22.
  18. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 1985.- 192 с.
  19. А.В., Буханцев К. И. Легкоатлетические мегания. — Киев: Здоровье, 1984. 168с.
  20. В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта. СПб: Изд-во СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996.-С. 17.
  21. В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры, 1997. № 3. С. 44−46. •
  22. Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1981. С. 53−54.
  23. С.М. Книга тренера. М.: ФиС, 1971. — 226 с.
  24. А.И. Изменение пространственной оценки движений у дегей // Тр. II науч. конференции по возрастной морфологии и физиологии. М: АПН РСФСР, 1955. — С. 18−21.
  25. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсмена. М.: ФиС, 1988. — 210 с.
  26. Э.С. Развитие двигательной функции у детей. -Киев: Здоровье, 1983. С. 154.
  27. JI.C. Проблемы психического развития ребенка. М., 1956. -С. 438−452.
  28. В.М. Системный подход в исследовании физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1978. -№ 6.
  29. Гальперин П. Я Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // Программированное обучение. М., 1964.
  30. П.Я. К теории программированного обучения. -М.: Знание, 1967. -44 с.
  31. А.А. Проблемы теории спортивного отбора // Теория и практика физической культуры, 1986. № 8. — С. 24 -25.
  32. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Народная Асвета, 1978. — 88 с.
  33. И.А. 300 соревновательных заданий по физическому>«'воспитанию: Практич. пособ. / 2-е изд., стереотип. Минск: i
  34. Высшая школа, 1994. С. 43,64,67,73.
  35. B.C., Левик Ю. С. Сенсорные комплексы и сенсо-моторная организация // Физиология человека, 1979, Т.5, № 3, -С. 399−414.
  36. И.И. Планирование содержания уроков физической культуры (1−11 классы) // Физическая культура в школе, 1997.4,114с.
  37. Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. -М.: ФиС, 1971. С. 245−250,253−255:
  38. В.М., Черняев Г. Ч. О взаимосвязи силы мышц, ско-ростно-силовых показателей, техники движений и их влияния на результаты у прыгунов в высоту с разбега. М., 1963. -13 с.
  39. Ю.А. Возрастная периодизация.: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 1985. — 384 с.
  40. С.Н. Некоторые вопросы изучения хозяйства в эпоху палеолита. ТИЭ, т.54,1960.
  41. В.М. Физические качества спортсмена / 2-е издание. М.: ФиС, 1970. — С. 159−165.
  42. А.А. У младших школьников метание в цель // Физическая культура в школе, 1995. № 1. — С. 13−16.
  43. Зигфрид Раухмауль. 100 маленьких игр. М.: ФиС, 1973. -С. 23,25−27.
  44. Н.В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости (быстроты) движений, выносливости и ловкости // Физиология человека: Учеб. пособие для ИФК. М.: ФиС, 1970.-С. 400−419.
  45. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  46. В.М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1978.-207 с.
  47. А.В., Осокина Т. Н. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1984. — 52 с.
  48. В.М. Содержание и методика начального обучения младших школьников основам метательных движений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Jl., 1979. — 15 с.
  49. В., Литвиненко Л. Функциональная память // Легкая атлетика, 1976. № 8. — С. 12−13.
  50. В.Б. Теория двигательных ошибок, 1994.
  51. А.В. Развитие и эволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дис. д-ра биол. наук. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафга, 1958. — 42 с.
  52. И. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: ФиС, 1971.-С. 80.
  53. А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Омск, 1999. — 51 с.
  54. Я.Х. Гимнастика и состязания у эллинов. Лейпциг, 1855., Т. 1. -.487 с.
  55. В.Н. Исследования динамики переноса тренированности в процессе терировки: Автореф. дис. кан. пед. наук. М, 1969.-19 с.
  56. И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г. А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. — С. 132−138.
  57. Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координации по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры, 2003. № 8. — С. 19−21.
  58. Легкая атлетика и методика преподавания: Учеб. для ин-тов физ.культ. / Под ред. О. В. Колодия, Е. М. Лутковского, В. В. Ухова. М: ФиС, 1985. — С. 214−226.
  59. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ.культ. / Под ред. А. Н. Макарова М.: Просвещение, 1974 — 304 с.
  60. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ.культ. / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина. М.: ФиС, 1979. — С. 484−513.
  61. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Теория и практика физической культуры, 1977. № 9.
  62. А.Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика, 1964, № 10.
  63. А.Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика, 1964. -№ Ю.
  64. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / 3-е изд. С-Петербургъ: Типография А. Бенке, 1912. — 384 с.
  65. Н.Ф. Военное троеборье / 2-е изд., перераб. М.: Воениздат, 1988. — С. 80−106.
  66. В. Бег, прыжки, метания. М., 1985, 150с.
  67. В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1−10 классах. Минск: Народная асвета, 1980.-С. 23−26.
  68. Е.М. Педагогические основы технической подгоIтовки в легкоатлетических метаниях: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 1996. — 64 с.
  69. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М.: Педагогика, 1979. — 143 с.
  70. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы // Физическая культура в школе, 1987. № 6. — С. 25−60.
  71. Лях В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физическая культура в школе, 1987. № 6. -С. 21−25.
  72. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программаIфизического воспитания учащихся 1−11 классов.- М., 1996.
  73. В. Метание копья. М.: ФиС, 1967. — 64 с.
  74. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов и уч-ся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  75. Л.П. Закономерности развития двигательных навыков и физических качеств // Теория и практика физического воспитания / Под ред. А. Д. Новикова, Л. П. Матвеева. М.: ФиС, 1959.-143 с.
  76. Ю.В. О главном принципе специальной физической подготовленности гимнастов // Теория и практика физической культуры, 1977. № 4. — С. 20−24.
  77. Н.К. О совершенствовании координации у курсантов-летчиков. Л., 1957. — С. 89−106.
  78. В.П. Типологические особенности формирования начальных навыков спортсменов-акробатов // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. -М.: ФиС, 1969. I
  79. Н.А., Михайлова Л. И., Быкова А. И. Обучение детей дошкольного возраста движениям. М.: Учпедгиз, 1962. -146 с.
  80. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г. Б. Мейксона, Л. Е. Любомирского. М.: Просвещение, 1989. -143 с.
  81. В.В. Пути интенсификации процесса формирования методических навыков по физической подготовленности военнослужащих. -Л.: СКМО СССР, 1990. С. 189−198.
  82. В.П. Координация движений у детей школьного возраста. М.: ФиС, 1969. — С. 6,8−9.
  83. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. М.: ФиС, 1998.-496 с.
  84. О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств // Теория и практика физической культуры, 2003. -№ 8.-С. 22−25.
  85. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблем. -М.- Тивола, 1995.-360 с.
  86. Л.А. О механизме перестройки координации / Избр. тр. изд-ния Академии наук. М.-Л., 1961, Том 1. — С. 193−202.
  87. М.К. Направленная предварительная подготовка детей 7−8 летнего возраста с целью отбора для занятий метанием копья: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л: ИФК им П. Ф. Лесгафта, 1983. — 15 с. i
  88. Н.И. Возникновение и первоначальное развитиефизического воспитания. М.: ФиС, 1970 — С. 56 — 58,248.
  89. А.А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. -СПб.: Речь, 2001 -166 с.
  90. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей /
  91. B.И. Лях, Г. Б. Мейксон. 1993.
  92. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) / Е. Н. Литвинов М.Я. Виленский, Б. И. Туркунов. 1996.
  93. А.Ц. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1984.-254 с.
  94. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. СПб.: Дельта, 1998.-С. 48,75−76.
  95. И.П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениям и реализация дидактических принципов // Теория и практика физической культуры, 1983. № 7.1. C. 40−44.
  96. З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке // Вопросы психологии, 1956. № 1.
  97. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-С. 183−192.
  98. Н.Н., Гальперин П. Я. Формирование двигательных навыков // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд -во МГУ, 1968.-С. 3−71.
  99. И.М. Рефлексы головного мозга: Избранные произведения. М.: Издательство АН СССР, 1952, Том 1. — С. 7−128.
  100. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 288 с.
  101. А.Л. Повышение эффективности обучения метанию копья: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л, 1982. — 18 с.
  102. Л.Г. Метание копья. М.: ФиС, 1961. — 254 с.
  103. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
  104. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., 1975.-75 с.
  105. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988- 175 с.
  106. Теория и практика физического воспитания / Под ред. А. Д. Новикова, Л. П. Матвеева. М.: ФиС, 1959. — 143 с.
  107. С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. Л.: Знание, 1988. — С. 7−10.
  108. В.Н. Теория спортивных метаний. М.: ФиС, 1969. -С. 165−167.
  109. К.Д. Собрание сочинений. М., 1949.- Том 6. — 294 с.
  110. К.Д. Собрание сочинений. М., 1952. — Том 6. -252 с.
  111. B.C. Управление движениями в спорте. М.: ФиС, 1975.-208 с.
  112. Физическая культура: общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Н. И. Алексеев, В. З. Афанасьев, А. И. Бессудиев, под ред. А. П. Матвеева. -М., 1995.
  113. Физическая культура: Практич. пособие / Под ред. Б. И. Загорского. М.: Высш.шк., 1989. — С. 193−197.I
  114. В.П. Проблемы совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.- 1971.-49 с.
  115. Е.М. Экспериментальное обоснование приемов обучения детей и подростков двигательным действиям в связи с особенностями запоминания движений: Автореф. дис. канд. пед. наук., Л.: ГДОИФК им П. Ф. Лесгафта, 1979. -13 с.
  116. Г. Ю. Уроки легкой атлетики в начальной школе // Физическая культура в школе, 2000. № 4. — С. 13−18.
  117. Г. Ю. Уроки легкой атлетики в начальной школе //
  118. Физическая культура в школе, 2000. № 4. — С. 13−18, 2001. -№ 1. — С. 43−48, № 5. — С. 9 — 15,2002. — № 1. — С. 4−11, № 5. -С. 10−17,2003. — № 1. — С. 13−20, № 5. С. 8−15.
  119. Л.Г. Возрастные особенности развития функциональных способностей рук у школьников 7−15 // Физическая культура в школе, 1999. № 3−4. — С. 16−20.
  120. .К., Кузнецов B.C., Колодницкий Г. А. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1993.-С. 81−115.
  121. В.М. Психологические основы формирования двигательного навыка. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978. -С. 22−36.
  122. В.М. Типологические различия в формировании некоторых спортивных навыков при обеспеченной обратной связи // Вопросы психологии, 1967. № 3.
  123. В.Н. Метание мяча на дальность // Физическая культура в школе, 1987. № 6. — С. 21.
  124. Я.Ф. Преемственность содержания физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук., СПб, 1992. -17 с.
  125. В.Г., Ратников В. П. Подвижные игры: Учебн. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. — С. 68,73−78. '
  126. С.В. Еще раз о ловкости и ее разновидностях // Теория и практика физической культуры, 1985. № 7. — С. 21−23.
  127. Е.И. От трех до семи. М.: ФиС, 1977. — 86 с.
  128. Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. -М.: ФиС, 1999.-С. 117−120.
  129. Einar Brynemo. Lop, hopp, kast: Friidrettsskole for barn 7−12 ar.-Universitetsforlaget, 1982. 79 pp.
  130. Lohmann W. Lauf, spring, wurf. Berlin: sportverlag, 1974. -150 pp.
Заполнить форму текущей работой