Организационно-методические условия оптимизации физического воспитания в образовательной структуре «гимназия»
Диссертация
Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечиваются комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературымоделированиеэмпирические анкетирование, опрос, наблюдение и беседа с учащимися и преподавателямиинструктажизучение учебно-методической документацииэкспериментальные — констатирующий, формирующий… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историко-социальные аспекты возрождения гимназий как инновационных учебных заведений
- 1. 1. Роль гимназии в истории становления отечественного образования и его развития на современном этапе
- 1. 2. Анализ концепций обучения и воспитания одаренных детей
- 1. 3. Проблема здоровья и его коррекция с использованием средств физического воспитания в учебной деятельности гимназистов
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Организация педагогических экспериментов
- Глава 3. Проектирование учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в образовательной структуре «Гимназия»
- 3. 1. Организация образовательного процесса в гимназии гор. Новомосковска
- 3. 2. Состояние здоровья учащихся гимназии и мероприятия по его сохранению и укреплению
- 3. 3. Педагогическая сущность, требования и принципы оздоровительной работы с гимназистами в процессе физического воспитания
- Глава 4. Применение дифференцированных программ физического воспитания для укрепления здоровья, повышения двигательной и физической подготовленности гимназистов
- 4. 1. Содержание экспериментальной учебной программы по физическому воспитанию и условия ее реализации в работе с одаренными детьми
- 4. 2. Динамика умственной и физической работоспособности гимназистов в ходе применения экспериментальной учебной программы по физическому воспитанию
- Выводы
Список литературы
- Агаджанян Н.А., Ступаков Г. П., Ушаков И. Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни (Очерки системного анализа). Астрахань: АГМА, 1996. -260 с.
- Александрова В. Старейшая гимназия Москвы // Нар. образование. -1991.-№ 2.-С. 176−179.
- Алексеева Л., Новгородская Б., Перченкова Е. Воспитательные аспекты дифференцированного обучения // Воспитание школьников. 1994. — № 4.
- Амосов Н.М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения М., 1982.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962. — С. 15−32.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации / Пер. с македонского. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся // Здравоохр. РФ. 1997. — № 3. — С. 29−33.
- Архив К.Д. Ушинского: В 4-х тт. / Под ред. В. Я. Струминского. М.- Л., 1952−1962.
- Ашмарин Б.А., Завьялов Л. К., Курамшин Ю. Ф. Педагогика физической культуры. СПб.: Изд-во ЛГОУ им А. С. Пушкина, 1999. — 353 с.
- Бине А. Измерение умственных способностей. СПб., 1999. — 430 с.
- Бальсевич В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальнойфизической и спортивной культуры: Актовая речь. М.: Изд-во РГАФК, 2002.-30 с.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников // Спорт, духовные личности, культура. Вып. 7. М., 1997. — С. 232−237.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 24−25.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.: ФиС, 1989. 189 с.
- Барышева Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1997, -40 с.
- Белкин А. Учитель и ученики: Стиль отношений // Воспитание школьников. — 1996. -№ 1.
- Бирюк А.В., Ермаков В. А. Портативный электронный динамометр // Теор. и практ. физич. культуры. 1995. — № 2. — С. 54−55.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. — 173 с.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Борисенков В.П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. -1993.-№ 4.-С. 3−15.
- Бородкина Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия. 1994. — № 4. — С. 77−80.
- Быков Е.В., Исаев А. П., Ненашева А. В. и др. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Проблемы физического воспитания. 2003. — № 7. — С. 51−54.
- Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Academia, 2001. — 319 с.
- Васин Ю.Г. Физические упражнения основа профилактики ожирения у детей. — Киев, 1981. — 139 с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. -239 с.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов. М.: Прогресс, 1986.
- Воогланд Ю. Методические проблемы массифицирования и структурирования инноваций: Тезисы семинара «Инновации и эксперимент» // Проблемы инноватики и экспериментатики. Таллин, 1981. — С. 5−14.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным // Педагогика. -1993. -№ 2.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под. ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. — С. 433−456.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. — 79 с.
- Гильбух Ю.З., Гарнец О. Н., Кробко C.JI. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990. — № 4.
- Глотова Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования: Учеб. пособие. М., 1992. — 127 с.
- Голубева Э.А. Дифференцированный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. — № 4. — С. 75−76.
- Голубева Э.А. Индивидуальные способности памяти человека. М., 1980.-151 с.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей / К 90-летию со дня рождения Б. М. Теплова // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 18−30.
- Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. 1980. -№ 4.-С. 23−37.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. — 302 с.
- Грибенюк Л.Г. Психолого-акмеологический подход в проектировании гимназического образования: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 2004.
- Грибенюк Л.Г. Интегрированный курс «Культурологическая штудия»: Программно-метод. материалы. Тула, 2001. — 55 с.
- Губа В. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта // Теор. и практ. физич. культуры. Тренер: Журнал в журнале. 2000. — № 9. — С. 28−31.
- Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М.: Олимп- ООО «Фирма" — изд-во ACT, 1999. — 528 с.
- Гуртовенко Г. А. Особенности содержания в личностно-ориентиро-ванном обучении // Новая педагогическая технология и обучение по способностям: Тез. докл. краевой науч. конф. Красноярск, 1994.
- Давыдов Б.И., Вавилова В. П., Коба В. И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания // Здравоохр. РФ.-1992.-№ 9.-С. 17−19.
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
- Дубинин Н.П., Булаева К. С. Популяционно-генетический подход к изучению индивидуально-психологических различий / Индивидуальные особенности психического развития и их роль в упражнении деятельностью человека. Пермь, 1982. — С. 41.
- Дубинин Н.П., Булаева К. В. Образование и проблемы биологического и социального в человеке // Сов. педагогика. 1979. — № 4.
- Дудченко B.C. Инновационное обучение // Инновационная деятельность в образовании. Красноярск. — 1994. — № 2.
- Дьяченко О., Булычева А. Возможности образовательной работы с умственно одаренными школьниками // Дошк. воспитание. 1995. -№ 3.
- Евладова Е.Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. // Педагогика. 1995. — № 5.
- Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1996. — 131 с.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1992. -С. 5−14.
- Задорина Е.Н. Соотношение творческой и специальной одаренности в различных возрастных группах учащихся музыкальной школы // Новые ис-след. в педагогике и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1991.
- Закон Российской федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996.-64 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 486 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. Просвещение, 1987. — 287 с.
- ИнгелькампК. Педагогическая диагностика. -М.: Педагогика, 1991.
- Как быть со средним образованием? // Педагогика. 1991. — № 2 -С. 43−49.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.
- Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. — 1994. -№ 3. С. 59−72.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1995. -№ 1.-С. 95−103.
- Каптерев П.Ф. Об основах реформы средней школы // Школа и жизнь. 1911. -№ 8. — С. 22.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
- Коваленко Е.А., Туровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980. -320 с.
- Коларик К.К. К развитию умственных способностей младших школьников // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Педагогика, 1980. — С. 213.
- Комков А.Г., Лубышева Л. И. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 1. — С. 40−46.
- Кондратьева М.А. Отечественная гимназия: Исторический опыт и современные проблемы // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 75−83.
- Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года. № 1507-р.
- Краевский В.В. Прогностическая функция дидактики // Прогнозирование развития школы и педагогической науки. М.: Педагогика, 1971.
- Краткая медицинская энциклопедия (для средн. мед. персонала) Т. 1. / Отв. ред. А. Н. Шебанов. М.: Сов. энциклопедия, 1972. — 584 с.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985.
- Кузьмина Н.В. Педагогическая задача и критерии ее успешного решения / Методы системного педагогического исследования. JL: Изд-во ЛГУ, 1980.-С. 20.
- Лажин Н.И. Нововведения // Социология: Словарь справочник. Том 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. — С. 63−66.
- Лебедькова С.Е., Кацкова Г. Б., Рахимова И. К. Распространенность и структура артериальных гипертензий в популяции детей 6−15 лет // Педиатрия. 1992. — № 4−6. — С. 77−78.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психологического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 196−211.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-214 с.
- Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. — С. 54−63.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии.1990.-№ 4.-С. 155−158.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1974. -80 с.
- Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М., 1961. — 32 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 179 с.
- Леонтьев А.А. Деятельность. Создание. Личность. М., 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 214 с.
- Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования // Педагогика.1991.-№ 11.-С. 15−21.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.
- Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теор. и практ. физич. культуры. 1996. — № 1. — С. 7−11.
- Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка 2002.- № 3- С. 2−6.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М. Политиздат, 1976.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теор. и практ. физич. культуры. 1998. — № 4.
- Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы // Теор. и практ. физич. культуры. 1998. — № 9. — С. 49−51.
- Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1997.
- Мануэла да Сильва. Практические указания для родителей и учителей одаренных детей. // Междунар. «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Красноярск: Изд-во КГУ, 1996.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. М.: ФиС, 1991.-543 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -1989. -№ 6.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 1. — С. 9−17.
- Матюшкин A.M. Проблема способности в советской психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 88−98.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-178 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 17.
- Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1984. — С. 18−24.
- Матюшкин A.M. Ранние выявления талантов и их развитие // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 166−167.
- Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюз. науч. конф. «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. — С. 149−159.
- Матюшкин A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети. // Вопросы психологии. 1989. — № 6.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение М., 1975.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
- Митрохина В.В. Обоснование рационального двигательного режима людей умственного труда // Теория и практика физической культуры. 1981 № 8. с. 32−34.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — 110 с.
- Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физическая культура» / B.JI. Марищук, Ю. М. Блудов,
- B.А. Плахтиенко, JI.K. Серова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990.-256 с.
- Мешалкина К.Н. Эффективность обучения и развитие аналитических способностей учащихся // Педагогика. 1994. — № 3.
- Мещерякова М.И. Дети душа нации // Педагогика. — 1995. — № 5.1. C. 3−7.
- Молодцова В., Сафронов С. Формула Салахова // Учит. газ. 3 ноября 1992.-№ 46−47.-С. 8−9.
- Моляко В.А. Психология творчества и подход к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 95.
- Монахов В.М. Тенденция развития содержания среднего образования // Сов. педагогика. 1990. — № 2. — С. 17−21.
- Моранд М. Обучение одаренных // Междунар. проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Вып. 2. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1994.
- Недбаева С.В. Психологические условия формирования педагогических способностей у будущих учителей труда: Автореф.. дис. канд. пед. наук. М., 1984.-16 с.
- Николо Ж. Одаренность и педагогика // Междунар. проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Вып. 3. — Ч. 1. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1995.
- Обучение и развитие / Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975.
- Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бургенской, В. М Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-380 с.
- Озеров В.П. Психологические основы работы с одаренными учениками.-М., 2001.-С. 115.
- Осухова Н.Г., Рахматшаева В. А. Проблемы функционирования педагогических инноваций // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1992.-С. 49−58.
- Пидкасисгый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.
- Пирогов В.И., Савельев Д. С. Гимназия вид общеобразовательной школы // Педагогика. — 1990. — № 8. — С. 57−62.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-496 с.
- Поволяева М.Н., Пахомова С. Е. Становление институтов сферы обслуживания // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 3−7.
- Попова JI.B. Виды одаренности и подходы к их диагностике в современной американской психологии // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюз. науч. конф. М., 1991. — С. 168 175.
- Поташник М.М. Не вдохновением единым // Нар. образование. -1995.-№ 1.-С. 38−44.
- Пригожин А.И. Инновации и препятствия. М.: Политиздат, 1989. -270 с.
- Прозументова Г. Н., Ковалевская Е. Н. Экспериментальная программа школы совместной деятельности. Томск, 1992.
- Прохорова М.В., Катрин К. В. Педагогическая позиция преподавателя физической культуры в учебных заведениях нового типа // Региональные проблемы физической культуры и спорта: Материалы науч.-практ. конф. -Омск, 1993. С. 52−55.
- Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. -М., 1991. 181 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. и автор очерков о Розанове В. Н. Щербаков. М: Педагогика, 1990. — 620 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В. Д. Давыдов. М: Большая Рос. энциклопедия, 1993. — 608 с.
- Родионов В.Е. Анализ подходов к педагогическому проектированию школ нового типа JL: ЛГПИ, 1990.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
- Савьяно М. Как Бартонская открытая школа содействует одаренным и талантливым. // Междунар. проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Вып. 3. — Ч. 2. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1995.
- Сахаров Н.А. Частные школы и формирование правящей элиты // США: Экономика, политика, идеология. 1989. — № 10. — С. 28−35.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
- Семенов В.Д. Педагогика среды в условиях развитого социализма. -Свердловск: Изд-во Свердловск, ун-та, 1980.
- Семенов Д.В. Взаимодействия школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986.
- Сергеева Н.И. Обучение одаренных в школах Великобритании // Педагогика. -1990. -№ 6.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 4.-С. 17.
- Сидоренко Г. И., Румянцев Г. И., Новиков С. М. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения // Гигиена и санитария. 1998. — № 4. — С. 3−8.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984-
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М., 1971.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
- Смирнов С. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Нар. образование. 1992. — № 1−2. — С. 19−24.
- Соколов Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз М.: Наука, 1991.- 294 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 260 с.
- Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989. — 200 с.
- Сравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России. Вып. 2. — М.: TIMSS, 1996.
- Столяров В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теор. и практ. физич. культуры 1998. — № 5. — С.11−15.
- Стоюнин В.М. Избранные педагогические сочинения / Сост. Г. Р. Са-венок. М.: Педагогика, 1991 — 368 с.
- Судаков К.В. Физиология. Функциональные системы: Курс лекций. — М.: Медицина, 2000. 784 с.
- Сауткин М.Ф. Роль двигательной активности организма в условиях экологического неблагополучия // Теория и практика физической культуры. 1989.- № 6 -с.35−36.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Теплов Б.Н. Избранные труды: В 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1985.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Тишенко Е.Г. Развитие системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993.-17 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / Под ред. В.Я. Стру-минского. М.- Л., 1948−1952.
- Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа для вузов. -М., 1991.-448 с.
- Фуряева Т.В. Современный зарубежный детский сад. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1994.
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2003. — 479 с.
- Хомерики О.Г. Инновация в практике обучения // Педагогика. -1993.-№ 2.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. М.: Владос, 2000.-319 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
- Чернодшек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989.
- Чинаева М.И. Проблемы перестройки школы // Педагогика. 1992. -№ 7−8.-С. 19−23.
- Чудновский В.А., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание // Педагогика и психология. 1990. — № 12. — С. 70.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1987.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. — Т. 4. — № 5. — С. 3−10.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М. Знание, 1990. — 250 с.
- Шиянов В.Б., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. -М: Изд. Центр, 2000. 288 с.
- Шумакова Н.Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1991. — 167 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности. М.: Просвещение, 1979.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
- Юркевич В. Воспитание против одаренности // Семья и школа. -1995 -№ 2.
- Юркевич В. Другая одаренность // Семья и школа. 1995. — № 9.
- Юркевич B.C. Изучение общей одаренности за рубежом // Вопросы психологии. 1971. -№ 4. — С. 154−168.
- Ялалов Ф.Г. Национальные гимназии России: концептуальные модели / Монография. М., 2001.
- Ямбург Е.А. Уроки с открытым финалом // Семья и школа. 1995. -№ 7.
- Clark В. Education for the gifted A.D. 2000 // Gifted Child Today. 1989. -V. 12, N3.-P. 5−8.
- Education and the American dream / Ed. By Holtg. H.e.a. Cranly, Mas.: Bergin a. Garvey Publishers, Inc., 1989. — 246 p.
- Gardner H. Art. Mind and Brain. N.Y., 1986.
- Heller K.A., Feldhusen G.F. (ed.). Identifying and Nurturing the Gifted: An international perspective. Toronto — N.Y. — Bern — Stuttgart, 1986.
- Miller J.A. Physiology. New York: McGraw Hill, 1983.
- Mayer W. and Dusek J. Child psychology, a developmental perspective. -Lexington MA: D.C. Heath, 1979.
- Renzulli J.S., Reis S.M. The reform movement and the quiet crisis in gifted education // Gifted Child Quarterly. 1991. — V. 35, N 1. — P. 26−35.
- Renzulli J.S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented. Gifted Child quarterly, 1976.
- Renzulli J.S. What makes giftedness? Reexamining a definition. Phi Delta Kapan, 1978.
- Renzulli J.S., Reis S. The revolving good model: a new way of identifying the gifted. — Phi Delta Kapan, 1981.
- Sumtion M.R., Luecking E.M. Education of the gifted. N.Y.: Ronald Press Co., 1960.-449 p.
- Torrans E.P. Educational and creativity // Creativity: Progress and potential.-N.Y., 1964.
- Torrans E.P. Changing reactions of preadolescent girls to tasks regrinding creative scientific thinking // J. of genetic psychology. 1963. — V. 10. — № 2.