Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-методические условия оптимизации физического воспитания в образовательной структуре «гимназия»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечиваются комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературымоделированиеэмпирические анкетирование, опрос, наблюдение и беседа с учащимися и преподавателямиинструктажизучение учебно-методической документацииэкспериментальные — констатирующий, формирующий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-социальные аспекты возрождения гимназий как инновационных учебных заведений
    • 1. 1. Роль гимназии в истории становления отечественного образования и его развития на современном этапе
    • 1. 2. Анализ концепций обучения и воспитания одаренных детей
    • 1. 3. Проблема здоровья и его коррекция с использованием средств физического воспитания в учебной деятельности гимназистов
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация педагогических экспериментов
  • Глава 3. Проектирование учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в образовательной структуре «Гимназия»
    • 3. 1. Организация образовательного процесса в гимназии гор. Новомосковска
    • 3. 2. Состояние здоровья учащихся гимназии и мероприятия по его сохранению и укреплению
    • 3. 3. Педагогическая сущность, требования и принципы оздоровительной работы с гимназистами в процессе физического воспитания
  • Глава 4. Применение дифференцированных программ физического воспитания для укрепления здоровья, повышения двигательной и физической подготовленности гимназистов
    • 4. 1. Содержание экспериментальной учебной программы по физическому воспитанию и условия ее реализации в работе с одаренными детьми
    • 4. 2. Динамика умственной и физической работоспособности гимназистов в ходе применения экспериментальной учебной программы по физическому воспитанию
  • Выводы

Организационно-методические условия оптимизации физического воспитания в образовательной структуре «гимназия» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Важным этапом реформирования российского образования является переход на позиции вариативности образовательных программ и многообразия типов учебных заведений. Тем самым каждой семье, каждому ребенку была предоставлена возможность выбора типа учебного заведения, уровня и характера образовательной программы, динамики обучения. В первую очередь это относится к выбору учебных заведений повышенного типа — лицеев, гимназий, колледжей.

Повышенный уровень обучения по базовым характеристикам значительно сложнее, чем обучение в обычной школе, что обусловлено либо расширенной подготовкой учащихся по определенному направлению (гуманитарное, естественнонаучное и т. п.), либо углубленным изучением дисциплин по определенному профилю (химия, математика и т. д.), либо их комплексным сочетанием. Поэтому обучению в них, как правило, предшествует отбор детей на основе психолого-педагогической диагностики их способностей и дарований [64, 83, 167, 198].

Вместе с несомненно положительными результатами в развитии гимназического образования многие авторы отмечают резкое снижение числа здоровых детей к моменту окончания гимназии, а также значительное увеличение среди них хронических заболеваний, что вызвано учебной перегрузкой и прогрессирующей гиподинамией в сочетании с влиянием неблагоприятной экологической среды [8, 109]. Особо следует отметить, что при повышенном уровне обучения организация физического воспитания в гимназии ничем не отличается от организации в типичной школе. Поэтому, как считают В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский и другие, невысок его вклад в продуктивность учебно-познавательной деятельности гимназистов, в сохранение и укрепление их здоровья, в подготовку к осуществлению здорового образа жизни.

Вместе с тем органическое взаимодействие обучения, воспитания и развития в жизнедеятельности гимназистов, реальная зависимость качества учебно-познавательной деятельности от состояния здоровья, преобладание в ней учебных действий, требующих постоянного проявления повышенной работоспособности, выводит физическое воспитание в гимназии на новый уровень осмысления, проектирования и реализации.

Актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между тенденцией ухудшения здоровья детей, обучающихся в образовательной структуре «Гимназия», и отсутствием научно обоснованных организационно-педагогических условий и методики физического воспитания, направленных на сохранение и укрепление здоровья гимназистов.

Цель работы: выявление принципов построения программы и обоснование организационно-педагогических условий повышения качества оздоровительной работы в гимназии средствами физической культуры.

Объект исследования: процесс физического воспитания в образовательной структуре «Гимназия» .

Предмет исследования: организационно-методические условия оптимизации физического воспитания учащихся гимназии.

Гипотеза. Основу гипотезы исследования составляют теоретические положения гуманистической психологии о создании адекватных условий для всего процесса развития человека. Мы предположили, что эффективность оздоровительной физической культуры в гимназии можно существенно повысить, если:

— обеспечивается психолого-педагогическая диагностика мотивацион-ной сферы и двигательных достижений учащихся с определением биологически оправданного и предпочитаемого вида физической активности;

— реализуется методика направленной тренировки в предпочитаемом виде физической активности в условиях учебной деятельности;

— оценка двигательной и физической подготовленности конкретизирует напряженность тренировочного процесса.

Задачи исследования:

1. Определить сущность, содержание и структуру организации физического воспитания в образовательной структуре «Гимназия» .

2. Выявить особенности физического воспитания детей, обучаемых в условиях гимназии.

3. Выявить организационно-методические условия и определить средства физического воспитания, способствующие оптимизации физкультурно-оздоровительной работы в гимназии.

4. Разработать и экспериментально обосновать методику физического воспитания учащихся гимназии на основе применения на уроке физической культуры и на большой перемене дифференцированных двигательных заданий в предпочитаемом виде физической активности.

Методологическую основу исследования составляет философское учение о человеке как высшей ценности общественного и индивидуального развитияоб общественно-исторической и социокультурной обусловленности ведущей роли деятельности в формировании личности. В качестве методологии использован деятельностный подход к обучению и воспитанию человека.

Теоретическую основу исследования составили: теория и методика физического воспитания (Л.П. Матвеев, В. К. Бальсевич, Ж.К. Холодов) — идеи дифференцированного и индивидуального подходов к организации физического воспитания (Б.А. Ашмарин, В. А. Ермаков, В.А. Сальников) — теория и методология научных исследований педагогического процесса (М.Я. Вилен-ский, В. И. Загвязинский, В.А. Сластенин) — закономерности формирования человеческого организма в условиях природной и социальной среды (П.К. Анохин, И. А. Аршавский, Н. А. Берннггейн и другие).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечиваются комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературымоделированиеэмпирические анкетирование, опрос, наблюдение и беседа с учащимися и преподавателямиинструктажизучение учебно-методической документацииэкспериментальные — констатирующий, формирующий экспериментыколичественный и качественный анализ результатов исследования.

Опытно экспериментальная база включала 400 испытуемых из числа учащихся гимназии г. Новомосковска, Тульской области. В педагогическом эксперименте по проверке эффективности разработанного способа оптимизации оздоровительной работы приняли участие учащиеся 5−7 классов в количестве 152 чел.

Научная новизна:

— впервые ставится проблема организации физического воспитания умственно одаренных детей в образовательной структуре «Гимназия», обосновано физкультурно-оздоровительное направление, выявлены наиболее эффективные организационно-педагогические условия и методика направленной тренировки двигательных способностей;

— получены новые данные по проектированию учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в образовательной структуре «Гимназия» .

Теоретическая и практическая значимость работы заключается:

— в обосновании содержания, форм и методов оздоровительной работы в процессе физического воспитания умственно одаренных детей;

— в возможности использования предложенных и отработанных в экспериментальной практике новых организационно-методических решений для повышения эффективности физического воспитания;

— в отработанной методике направленного развития двигательных способностей в интересах повышения качества физкультурно-оздоровительной работы с умственно одаренными детьми.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечены совокупностью теоретических и методических положений, позволяющих реализовать научный подход к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезуиспользованием методов, адекватных предмету, целям и задачам, а также экспериментальной проверкой эффективности разработанной методики физкультурно-оздоровительной работы с умственно одаренными детьми.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Повышение уровня состояния здоровья, двигательной подготовленности и физической работоспособности умственно одаренных детей может быть достигнуто при реализации дифференцированного подхода к организации и содержанию физического воспитания в образовательной структуре «Гимназия» .

2. Апробированные в педагогическом эксперименте организационные формы физкультурно-оздоровительной работы с направленным развитием двигательных способностей в предпочитаемом виде физической активности обеспечивают расширение возможностей использования средств физической культуры для оздоровления умственно одаренных детей.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования доложены на юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ВНИИФК «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России» (Москва, 2003 г.) — научно-практических конференциях и семинарах молодых ученых и аспирантов ТГПУ им. JI.H. Толстого в 2002;2004 гг.

Результаты исследования используются в расширенном курсе по теории и методике физического воспитания для студентов факультета физической культуры Тульского госпедуниверситета им JI.H. Толстого.

Разработанная технология внедрена в учебный процесс ряда образовательных учреждений Тульской области.

ВЫВОДЫ.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и опыта практической работы выявлены специфика и основные направления учебно-воспитательного процесса в образовательной структуре «Гимназия», режимы учебной деятельности гимназистов в недельном цикле занятий. Установлена недостаточность традиционной формы организации физического воспитания для профилактики учебной перегрузки и устранения дефицита двигательной активности гимназистов.

Показано, что перспективным направлением в модернизации физического воспитания гимназистов является применение технологии индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

2. В констатирующем педагогическом эксперименте определены основные организационно-педагогические условия проектирования индивидуально-дифференцированных программ физического воспитания гимназистов:

— психолого-педагогическая диагностика мотивационной и двигательной сферы для конкретизации отбора средств подготовки;

— построение учебно-воспитательного процесса на основе учета единства биологической предрасположенности организма к решению двигательных задач определенного класса и предпочитаемого вида физической активности;

— режим трехразовых обязательных занятий в неделю с применением двигательных заданий для непрерывного развития ведущих физических качеств;

— преемственность и последовательность физических нагрузок при освоении основного и дополнительного содержания физического воспитания;

— коррекция содержания двигательных заданий в зависимости от динамики результатов в показателях ведущих физических качеств.

3. Выявлены критерии оценки эффективности применения индивидуально-дифференцированных программ физического воспитания гимназистов:

— критерий развития физических качеств, основанный на учете несоответствия уровней индивидуальных результатов физической подготовленности учащихся уровню доминантного признаниямера несоответствия позволяет выбирать содержание физической подготовки, разрабатывать режимы нагрузки и отдыха и корректировать их в недельном цикле занятий;

— критерий оздоровления, основанный на учете благоприятных изменений в состоянии здоровья гимназистовего применение позволяет проектировать опережающую физическую и двигательную подготовку для профилактики учебной перегрузки и дефицита двигательной активности.

4. В формирующем эксперименте подтверждено, что эффективность модернизированной версии физического воспитания гимназистов зависит: от создания рефлексивной ситуации в обучении, способствующей обращению обучаемых к анализу своих достижений и недостатковот реализации ими мотивов и потребностей в двигательной деятельности при занятиях предпочитаемым видом спортаот осознания оздоровительной ценности физической тренировки.

5. Опытно-экспериментальная работа позволила констатировать успешность применения индивидуально-дифференцированных программ физического воспитания. Концентрированные тренировочные воздействия обеспечили сбалансированное приспособление организма занимающихся к повторяющимся однородным нагрузкам. Достигнуты положительные сдвиги в показателях физической подготовленности (t=2,20.8,80- Р<0,05.0,001) — снижение количества учебных дней, пропущенных по болезни, на 40%- повышение активности на уроках физической культуры у 37% испытуемых экспериментальных классов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты проведенного эксперимента позволяют предложить ряд рекомендаций для внедрения в практику организации физического воспитания детей, обучающихся в гимназии.

1. Процесс воспитания гимназистов целесообразно строить в соответствии с учетом их интересов, склонностей и задатков.

2. На этапах организации физического воспитания целесообразно приобщать гимназистов к регламентированным по содержанию, форме и учебной нагрузке двигательным заданиям. Режим тренировочных занятий следует устанавливать в соответствии с принципами спортивной тренировки: однородность тренирующих воздействий, минимизация состава тренирующих воздействий, необходимость и достаточность тренирующих воздействий.

3. Для развития психомоторных способностей предлагается использовать:

— в скоростно-силовом отделении — беговые упражнения (челночный бег, бег по точкам), прыжковые упражнения, эстафеты, спортивные игры;

— в отделении координации — беговые упражнения, ползания, лазания, элементы акробатики, спортивных танцев, упражнения в равновесии.

В отделении выносливости занятия целесообразно строить по принципу круговой тренировки, а также предлагается применять кроссовый бег, прыжки со скакалкой, занятия в тренажерном зале, плавание, спортивные игры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Ступаков Г. П., Ушаков И. Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни (Очерки системного анализа). Астрахань: АГМА, 1996. -260 с.
  2. В. Старейшая гимназия Москвы // Нар. образование. -1991.-№ 2.-С. 176−179.
  3. Л., Новгородская Б., Перченкова Е. Воспитательные аспекты дифференцированного обучения // Воспитание школьников. 1994. — № 4.
  4. Н.М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения М., 1982.
  5. .Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962. — С. 15−32.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
  7. К. Учителя и инновации / Пер. с македонского. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  8. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся // Здравоохр. РФ. 1997. — № 3. — С. 29−33.
  9. К.Д. Ушинского: В 4-х тт. / Под ред. В. Я. Струминского. М.- Л., 1952−1962.
  10. .А., Завьялов Л. К., Курамшин Ю. Ф. Педагогика физической культуры. СПб.: Изд-во ЛГОУ им А. С. Пушкина, 1999. — 353 с.
  11. А. Измерение умственных способностей. СПб., 1999. — 430 с.
  12. В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальнойфизической и спортивной культуры: Актовая речь. М.: Изд-во РГАФК, 2002.-30 с.
  13. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников // Спорт, духовные личности, культура. Вып. 7. М., 1997. — С. 232−237.
  14. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 24−25.
  15. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.: ФиС, 1989. 189 с.
  16. Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1997, -40 с.
  17. А. Учитель и ученики: Стиль отношений // Воспитание школьников. — 1996. -№ 1.
  18. А.В., Ермаков В. А. Портативный электронный динамометр // Теор. и практ. физич. культуры. 1995. — № 2. — С. 54−55.
  19. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  20. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. — 173 с.
  21. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  22. В.П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. -1993.-№ 4.-С. 3−15.
  23. Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия. 1994. — № 4. — С. 77−80.
  24. Е.В., Исаев А. П., Ненашева А. В. и др. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Проблемы физического воспитания. 2003. — № 7. — С. 51−54.
  25. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Academia, 2001. — 319 с.
  26. Ю.Г. Физические упражнения основа профилактики ожирения у детей. — Киев, 1981. — 139 с.
  27. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. -239 с.
  28. И.П. Много ли в школе талантов. М.: Прогресс, 1986.
  29. Ю. Методические проблемы массифицирования и структурирования инноваций: Тезисы семинара «Инновации и эксперимент» // Проблемы инноватики и экспериментатики. Таллин, 1981. — С. 5−14.
  30. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.
  31. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985.
  32. С.В. Когда учение становится привлекательным // Педагогика. -1993. -№ 2.
  33. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под. ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. — С. 433−456.
  34. Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  35. Ю.З., Гарнец О. Н., Кробко C.JI. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990. — № 4.
  36. Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования: Учеб. пособие. М., 1992. — 127 с.
  37. Э.А. Дифференцированный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. — № 4. — С. 75−76.
  38. Э.А. Индивидуальные способности памяти человека. М., 1980.-151 с.
  39. Э.А. Комплексное исследование способностей / К 90-летию со дня рождения Б. М. Теплова // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 18−30.
  40. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. 1980. -№ 4.-С. 23−37.
  41. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. — 302 с.
  42. Л.Г. Психолого-акмеологический подход в проектировании гимназического образования: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 2004.
  43. Л.Г. Интегрированный курс «Культурологическая штудия»: Программно-метод. материалы. Тула, 2001. — 55 с.
  44. В. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта // Теор. и практ. физич. культуры. Тренер: Журнал в журнале. 2000. — № 9. — С. 28−31.
  45. П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М.: Олимп- ООО «Фирма" — изд-во ACT, 1999. — 528 с.
  46. Г. А. Особенности содержания в личностно-ориентиро-ванном обучении // Новая педагогическая технология и обучение по способностям: Тез. докл. краевой науч. конф. Красноярск, 1994.
  47. .И., Вавилова В. П., Коба В. И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания // Здравоохр. РФ.-1992.-№ 9.-С. 17−19.
  48. М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
  49. Н.П., Булаева К. С. Популяционно-генетический подход к изучению индивидуально-психологических различий / Индивидуальные особенности психического развития и их роль в упражнении деятельностью человека. Пермь, 1982. — С. 41.
  50. Н.П., Булаева К. В. Образование и проблемы биологического и социального в человеке // Сов. педагогика. 1979. — № 4.
  51. B.C. Инновационное обучение // Инновационная деятельность в образовании. Красноярск. — 1994. — № 2.
  52. О., Булычева А. Возможности образовательной работы с умственно одаренными школьниками // Дошк. воспитание. 1995. -№ 3.
  53. Е.Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. // Педагогика. 1995. — № 5.
  54. В.А. Дифференцированное физическое воспитание. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1996. — 131 с.
  55. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1992. -С. 5−14.
  56. Е.Н. Соотношение творческой и специальной одаренности в различных возрастных группах учащихся музыкальной школы // Новые ис-след. в педагогике и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1991.
  57. Закон Российской федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996.-64 с.
  58. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 486 с.
  59. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. Просвещение, 1987. — 287 с.
  60. ИнгелькампК. Педагогическая диагностика. -М.: Педагогика, 1991.
  61. Как быть со средним образованием? // Педагогика. 1991. — № 2 -С. 43−49.
  62. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.
  63. П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  64. П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. — 1994. -№ 3. С. 59−72.
  65. П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1995. -№ 1.-С. 95−103.
  66. П.Ф. Об основах реформы средней школы // Школа и жизнь. 1911. -№ 8. — С. 22.
  67. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
  68. Е.А., Туровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980. -320 с.
  69. К.К. К развитию умственных способностей младших школьников // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Педагогика, 1980. — С. 213.
  70. А.Г., Лубышева Л. И. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 1. — С. 40−46.
  71. М.А. Отечественная гимназия: Исторический опыт и современные проблемы // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 75−83.
  72. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года. № 1507-р.
  73. В.В. Прогностическая функция дидактики // Прогнозирование развития школы и педагогической науки. М.: Педагогика, 1971.
  74. Краткая медицинская энциклопедия (для средн. мед. персонала) Т. 1. / Отв. ред. А. Н. Шебанов. М.: Сов. энциклопедия, 1972. — 584 с.
  75. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985.
  76. Н.В. Педагогическая задача и критерии ее успешного решения / Методы системного педагогического исследования. JL: Изд-во ЛГУ, 1980.-С. 20.
  77. Н.И. Нововведения // Социология: Словарь справочник. Том 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. — С. 63−66.
  78. С.Е., Кацкова Г. Б., Рахимова И. К. Распространенность и структура артериальных гипертензий в популяции детей 6−15 лет // Педиатрия. 1992. — № 4−6. — С. 77−78.
  79. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психологического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 196−211.
  80. Н.С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-214 с.
  81. Н.С. Одаренные дети // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. — С. 54−63.
  82. Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии.1990.-№ 4.-С. 155−158.
  83. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1974. -80 с.
  84. Н.С. Способности, труд, талант. М., 1961. — 32 с.
  85. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 179 с.
  86. А.А. Деятельность. Создание. Личность. М., 1977. — 304 с.
  87. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 214 с.
  88. И.Я. Базовое содержание общего образования // Педагогика.1991.-№ 11.-С. 15−21.
  89. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.
  90. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теор. и практ. физич. культуры. 1996. — № 1. — С. 7−11.
  91. Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка 2002.- № 3- С. 2−6.
  92. Лук А. Н. Мышление и творчество. М. Политиздат, 1976.
  93. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теор. и практ. физич. культуры. 1998. — № 4.
  94. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы // Теор. и практ. физич. культуры. 1998. — № 9. — С. 49−51.
  95. Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1997.
  96. Мануэла да Сильва. Практические указания для родителей и учителей одаренных детей. // Междунар. «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Красноярск: Изд-во КГУ, 1996.
  97. Л.П. Теория и методика физического воспитания. М.: ФиС, 1991.-543 с.
  98. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -1989. -№ 6.
  99. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 1. — С. 9−17.
  100. A.M. Проблема способности в советской психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 88−98.
  101. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-178 с.
  102. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 17.
  103. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1984. — С. 18−24.
  104. A.M. Ранние выявления талантов и их развитие // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 166−167.
  105. А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюз. науч. конф. «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. — С. 149−159.
  106. A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети. // Вопросы психологии. 1989. — № 6.
  107. М.И. Проблемное обучение М., 1975.
  108. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  109. В.В. Обоснование рационального двигательного режима людей умственного труда // Теория и практика физической культуры. 1981 № 8. с. 32−34.
  110. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — 110 с.
  111. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физическая культура» / B.JI. Марищук, Ю. М. Блудов,
  112. B.А. Плахтиенко, JI.K. Серова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990.-256 с.
  113. К.Н. Эффективность обучения и развитие аналитических способностей учащихся // Педагогика. 1994. — № 3.
  114. М.И. Дети душа нации // Педагогика. — 1995. — № 5.1. C. 3−7.
  115. В., Сафронов С. Формула Салахова // Учит. газ. 3 ноября 1992.-№ 46−47.-С. 8−9.
  116. В.А. Психология творчества и подход к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 95.
  117. В.М. Тенденция развития содержания среднего образования // Сов. педагогика. 1990. — № 2. — С. 17−21.
  118. М. Обучение одаренных // Междунар. проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Вып. 2. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1994.
  119. С.В. Психологические условия формирования педагогических способностей у будущих учителей труда: Автореф.. дис. канд. пед. наук. М., 1984.-16 с.
  120. . Одаренность и педагогика // Междунар. проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Вып. 3. — Ч. 1. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1995.
  121. Обучение и развитие / Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975.
  122. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бургенской, В. М Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-380 с.
  123. В.П. Психологические основы работы с одаренными учениками.-М., 2001.-С. 115.
  124. Н.Г., Рахматшаева В. А. Проблемы функционирования педагогических инноваций // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1992.-С. 49−58.
  125. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.
  126. В.И., Савельев Д. С. Гимназия вид общеобразовательной школы // Педагогика. — 1990. — № 8. — С. 57−62.
  127. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-496 с.
  128. М.Н., Пахомова С. Е. Становление институтов сферы обслуживания // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 3−7.
  129. JI.B. Виды одаренности и подходы к их диагностике в современной американской психологии // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюз. науч. конф. М., 1991. — С. 168 175.
  130. М.М. Не вдохновением единым // Нар. образование. -1995.-№ 1.-С. 38−44.
  131. А.И. Инновации и препятствия. М.: Политиздат, 1989. -270 с.
  132. Г. Н., Ковалевская Е. Н. Экспериментальная программа школы совместной деятельности. Томск, 1992.
  133. М.В., Катрин К. В. Педагогическая позиция преподавателя физической культуры в учебных заведениях нового типа // Региональные проблемы физической культуры и спорта: Материалы науч.-практ. конф. -Омск, 1993. С. 52−55.
  134. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. -М., 1991. 181 с.
  135. В.В. Сумерки просвещения / Сост. и автор очерков о Розанове В. Н. Щербаков. М: Педагогика, 1990. — 620 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В. Д. Давыдов. М: Большая Рос. энциклопедия, 1993. — 608 с.
  137. В.Е. Анализ подходов к педагогическому проектированию школ нового типа JL: ЛГПИ, 1990.
  138. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
  139. М. Как Бартонская открытая школа содействует одаренным и талантливым. // Междунар. проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Вып. 3. — Ч. 2. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1995.
  140. Н.А. Частные школы и формирование правящей элиты // США: Экономика, политика, идеология. 1989. — № 10. — С. 28−35.
  141. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
  142. В.Д. Педагогика среды в условиях развитого социализма. -Свердловск: Изд-во Свердловск, ун-та, 1980.
  143. Д.В. Взаимодействия школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986.
  144. Н.И. Обучение одаренных в школах Великобритании // Педагогика. -1990. -№ 6.
  145. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5.
  146. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 4.-С. 17.
  147. Г. И., Румянцев Г. И., Новиков С. М. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения // Гигиена и санитария. 1998. — № 4. — С. 3−8.
  148. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984-
  149. М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М., 1971.
  150. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.
  151. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  152. С. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Нар. образование. 1992. — № 1−2. — С. 19−24.
  153. Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз М.: Наука, 1991.- 294 с.
  154. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 260 с.
  155. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989. — 200 с.
  156. Сравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России. Вып. 2. — М.: TIMSS, 1996.
  157. В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теор. и практ. физич. культуры 1998. — № 5. — С.11−15.
  158. В.М. Избранные педагогические сочинения / Сост. Г. Р. Са-венок. М.: Педагогика, 1991 — 368 с.
  159. К.В. Физиология. Функциональные системы: Курс лекций. — М.: Медицина, 2000. 784 с.
  160. М.Ф. Роль двигательной активности организма в условиях экологического неблагополучия // Теория и практика физической культуры. 1989.- № 6 -с.35−36.
  161. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  162. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  163. .М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  164. .Н. Избранные труды: В 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1985.
  165. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  166. Е.Г. Развитие системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993.-17 с.
  167. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / Под ред. В.Я. Стру-минского. М.- Л., 1948−1952.
  168. Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа для вузов. -М., 1991.-448 с.
  169. Т.В. Современный зарубежный детский сад. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1994.
  170. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2003. — 479 с.
  171. О.Г. Инновация в практике обучения // Педагогика. -1993.-№ 2.
  172. А.В. Развитие одаренности школьников. М.: Владос, 2000.-319 с.
  173. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
  174. М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989.
  175. М.И. Проблемы перестройки школы // Педагогика. 1992. -№ 7−8.-С. 19−23.
  176. В.А., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание // Педагогика и психология. 1990. — № 12. — С. 70.
  177. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1987.
  178. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. — Т. 4. — № 5. — С. 3−10.
  179. Н.Б. Возраст вопросов. М. Знание, 1990. — 250 с.
  180. В.Б., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. -М: Изд. Центр, 2000. 288 с.
  181. Н.Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1991. — 167 с.
  182. Г. И. Активизация познавательной деятельности. М.: Просвещение, 1979.
  183. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
  184. В. Воспитание против одаренности // Семья и школа. -1995 -№ 2.
  185. В. Другая одаренность // Семья и школа. 1995. — № 9.
  186. B.C. Изучение общей одаренности за рубежом // Вопросы психологии. 1971. -№ 4. — С. 154−168.
  187. Ф.Г. Национальные гимназии России: концептуальные модели / Монография. М., 2001.
  188. Е.А. Уроки с открытым финалом // Семья и школа. 1995. -№ 7.
  189. Clark В. Education for the gifted A.D. 2000 // Gifted Child Today. 1989. -V. 12, N3.-P. 5−8.
  190. Education and the American dream / Ed. By Holtg. H.e.a. Cranly, Mas.: Bergin a. Garvey Publishers, Inc., 1989. — 246 p.
  191. Gardner H. Art. Mind and Brain. N.Y., 1986.
  192. K.A., Feldhusen G.F. (ed.). Identifying and Nurturing the Gifted: An international perspective. Toronto — N.Y. — Bern — Stuttgart, 1986.
  193. Miller J.A. Physiology. New York: McGraw Hill, 1983.
  194. Mayer W. and Dusek J. Child psychology, a developmental perspective. -Lexington MA: D.C. Heath, 1979.
  195. Renzulli J.S., Reis S.M. The reform movement and the quiet crisis in gifted education // Gifted Child Quarterly. 1991. — V. 35, N 1. — P. 26−35.
  196. Renzulli J.S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented. Gifted Child quarterly, 1976.
  197. Renzulli J.S. What makes giftedness? Reexamining a definition. Phi Delta Kapan, 1978.
  198. Renzulli J.S., Reis S. The revolving good model: a new way of identifying the gifted. — Phi Delta Kapan, 1981.
  199. Sumtion M.R., Luecking E.M. Education of the gifted. N.Y.: Ronald Press Co., 1960.-449 p.
  200. Torrans E.P. Educational and creativity // Creativity: Progress and potential.-N.Y., 1964.
  201. Torrans E.P. Changing reactions of preadolescent girls to tasks regrinding creative scientific thinking // J. of genetic psychology. 1963. — V. 10. — № 2.
Заполнить форму текущей работой