Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретико-методические основы формирования инновационного содержания программ физического воспитания дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время проведены многочисленные научные исследования, посвященные различным проблемам совершенствования физического воспитания дошкольников. В них исследованы проблемы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенности организации и методики физического воспитания в детском саду, повышения физической подготовленности, закаливание, развития физических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развивающее обучение в дошкольном воспитании
    • 1. 1. Физическое воспитание дошкольников на современном этапе
    • 1. 2. Научно-теоретические основы развивающего обучения
    • 1. 3. Взаимосвязь развития личности и игрового поведения

Теоретико-методические основы формирования инновационного содержания программ физического воспитания дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время проведены многочисленные научные исследования, посвященные различным проблемам совершенствования физического воспитания дошкольников. В них исследованы проблемы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенности организации и методики физического воспитания в детском саду, повышения физической подготовленности, закаливание, развития физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Вавилова Е.Н. 1971, Сендек Г. В. 1971, Изотов А. С. 1972, Прэбо О. Ю. 1972, Потехина Н. Ф. 1972, Лайзане С. Я. 1973, Дедовская Н. М. 1973, Сергееня И. И. 1973, Ермакова З. И. 1974, Пензулаева J1.M. 1974, Шалыгина Г. В. 1974, Карманова JI.B. 1975, Фонарев М. И. 1975, Боровик Г. А. 1976, Пустынникова JI.H. 1976, Рауцкис Ю. Ю. 1976, Тимофеева Е. А. 1976, Удалая А. Д. 1977, Фролов В. Г. 1977, Терехова Н. Т. 1978, Шышкина В. А. 1978, Пальнау Н. А. 1979, Змановский Ю. Ф. 1980, Касаткина Г. М. 1982, Русаков В. П. 1982, Жук Э. И. 1984, Мелиев Х. А. 1984, Новохатько В. Н. 1984, Панасюк Т. В. 1984, Королева М. Н. 1985, Давыденко Е. В. 1986, Шебеко В. Н. 1986, Яковлева Т. С. 1986, Демьяненко Ю. В. 1988, Майорова Л. П. 1988, Мальцева И. Г. 1988, Сагайдачная Е. А. 1988, Вильчковский Э. С. 1989, Логвина Т. Ю. 1991, Каддыбаева Т. Ж. 1991, Козлов И. М. 1993 г., Бальсевич В. К. 1996 г., Столяров В. И. 1996 г. и др.).

Однако, несмотря на большое количество проведенных исследований, пока не разработана научно обоснованная система воспитания, образования и оздоровления детей средствами физической культуры, которая отвечала бы требованиям в гуманизации педагогического процесса, была бы направлена на изменения стиля работы воспитателей, характера взаимоотношений педагогов, детей, повышению качества работы дошкольных учреждений по физическому и умственному развитию, укреплению здоровья ребенка, нравственной, эстетической, трудовой подготовке. На наш взгляд, активизировать, совершенствовать организацию физического воспитания можно с помощью двух весьма важных факторов:

1) изменения содержательного смысла программы по физическому воспитанию, в частности, направление ее содержания на ребенка, как на целостное существо;

2) совершенствование старых и создание новых методик воспитания и обучения (традиционных и нетрадиционных), отвечающих требованиям гуманизации и демократизации педагогического процесса.

Наше исследование обосновывает вывод о том, что решение проблем современного физического воспитания дошкольников должно непременно предполагать разработку различных направлений программы, по которым будет идти рационализация процесса оздоровления, воспитания и обучения детей и развитие методики, способной стимулировать организационные и управленческие аспекты физического образования и воспитания детей, придавать этой работе более целенаправленный характер. Эффективная методика оздоровления, воспитательных и образовательных действий в процессе физического воспитания есть одна из главных (если не самая главная) практических предпосылок развития физической культуры и в то же время важнейшее свидетельство правильности теоретических подтверждений практики.

Актуальность настоящей работы, на наш взгляд, заключается в необходимости нахождения оптимальных путей совершенствования процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях на основе эффективного управления этим процессом, который предполагает наличие логически исходного принципа в системе управления, обеспечивающего улучшении результатов у воспитуемых в их оздоровлении, воспитании и образовании.

В свете изложенного выше проблема разработки теоретико-методических основ совершенствования физического воспитания дошкольников в условиях реализации оздоровительных, воспитательных и образовательных направлений программы в системе занятий физической культурой представляется весьма актуальной, о решении необходимой совокуплености теоретических и экспериментальных аспектов этой проблемы — самостоятельным направлением теории и методики физического воспитания, что включено в специальность (13.00.04).

В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога — специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.) вместе с тем физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Они заключаются главным образом в том, что характеризуют прежде всего процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Поэтому нашей целью явилось, прежде всего, изучение процесса дошкольного физического воспитания и его основной формы физкультурных занятий, уточнение закономерностей этого процесса и, в конечном счете, обоснование теоретико-методической концепции физического воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит разработка основных направлений программы и создание определенных методик, а также раскрытие принципов развития педагогики в процессе обучения.

Гипотеза работы строилась на основе диалектических взаимосвязей между разнообразными процессами и явлениями в системе оздоровительных, воспитательных, образовательных направлений программы, выполнение которых образует структуру занятий физической культурой. Предполагается, что традиционная система воспитания и образования, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем, не обладает, на наш взгляд, адекватными возможностями целенаправленной его организации. На наш взгляд, эмпирическое мышление исключает успешное движение ребенка по пути к физическому совершенству — оптимальной мере общей физической подготовленности, гармоническому физическому развитию.

Мы считаем, что достаточно эффективно управлять образовательно-воспитательным процессом возможно лишь в том случае, если опираться не только на традиционные способы достижения цели, а разработать определяющие направления программы (оздоровительное, воспитательное, образовательное) и на их основе реализовать комплексный подход к разработке физического воспитания дошкольников.

В практике физического воспитания лишь в том случае удается достаточно эффективно управлять процессом двигательной деятельности детей и на этой основе целенаправленно развивать умения и способности личности ребенка, когда мы опираемся не только на имеющиеся средства, методы и принципы, а разрабатываем системы нетрадиционных средств, методов и принципов, применяемых в условиях направленного использования оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы.

Объектом нашего исследования была избрана двигательная деятельность дошкольников во всех ее наиболее существенных взаимосвязях и отношениях.

Непосредственно предметом исследования явились структура программирования двигательной деятельности, дидактические принципы, средства физического воспитания дошкольников в условиях реализации оздоровительных, воспитательных и образовательных направлений программы, определяющих систему занятий физической культурой.

В соответствии с проблемой, целью, гипотезой, предмета, исследования потребовалось решить следующие задачи:

1. Раскрыть основные факторы, способствующие совершенствованию физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Выявить и сформировать принципы и условия функционирования оздоровительных, образовательных и воспитательных направлений программы.

3. Разработать методическую концепцию программного обеспечения физического воспитания детей дошкольного возраста.

4. Разработать основные направления программы по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста.

5. Разработать основные аспекты содержания и методики системы гуманистического физического воспитания.

6. Определить эффективность вновь разработанных направлений программы, в которых реализуется система гуманистического воспитания.

В ходе исследования использовались общенаучные и собственно педагогические методы:

— метод анализа литературных источников был использован для изучения состояния разработки проблемы с целью ее современной постановки и разработки адекватных методов исследования;

— метод анализа документальных материалов, отражающих работу воспитателей: конспектов занятий, дневников и др.;

— беседы-интервью, в ходе которых проверялись рабочие гипотезы (было проведено 152 беседы-интервью с воспитателями дошкольных учреждений) — анкетирование с целью выяснения значимости основных методических положений (в работе использовался метод письменного опроса);

— метод экспертной оценки различных сторон деятельности детей в двигательной сфере (оценка производилась по трехбалльной системе);

— структурное наблюдение с целью изучения уровней развития в определенных направлениях программы (разработана специальная форма протокола структурного наблюдения, в котором перечислены основные признаки изучаемых качеств);

— педагогический эксперимент проводился в естественных условиях путем группового сравнения. Были отобраны группы одинаковой подготовленности. В течение трех лет контингент подразделялся на группы: контрольную и экспериментальную. Наша программа и методика использовались в экспериментальной группе;

— математико-статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием процентного отношения, критерия Фишера.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основании обобщения передовой педагогической практики в области физического воспитания дошкольников и анализа результатов собственных многолетних исследовании впервые решены следующие вопросы:

— изучены основные факторы, определяющие эффективность нетрадиционных способов оздоровления, обучения и воспитания детей дошкольного возраста в системе занятий физической культуройразработаны оздоровительные, воспитательные и образовательные направления программы физического воспитания детей дошкольного возрастаразработана методика проведения занятий, которая характеризуется наличием нестандартных приемов, выражающих идею гармонического развития ребенка гуманистическим путем;

— индивидуализировано содержание методов и форм обучения и воспитания с учетом разноуровневого по объективной и субъективной сложности усвоения знаний, умений и навыков в содержании программы с оздоровительной, воспитательной и образовательной направленностью;

— показаны реальные возможности личностных качеств воспитателя и соответствие его профессионального уровня новым требованиям, изложенным в программе.

Практическая значимость. Работа содержит рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, в которых средства, применяемые методы и формы управления используются с привлечением информации, имеющей познавательный интерес, обеспечивающей интеллектуально-эмоциональный фон и направленной на осуществление оздоровительного, образовательного и воспитательного характера программы.

Полученные в исследовании результаты, сформированные на их основе методические рекомендации, серия изданных учебно-методических пособий, в которых реализованы принципы построения оздоровительной, воспитательной и образовательной направлений программы, условия гуманистического воспитания уже нашли свое практическое применение в дошкольных учреждениях и дают существенный эффект в развитии физического совершенства личности ребенка. Особое внимание уделено специфическим принципам физического воспитания детей дошкольного возраста: синкретичности, фасцинации, творческой направленности. В ходе исследования было установлено, что в процессе физического воспитания для данного возраста руководствоваться указанными принципами необходимо. Они должны быть включены не только в содержание общего образования, но и представлять это содержание, причем его ядро.

Синкретизм (в психологии) от греч. synkretismos — соединение, объединение — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка согласно Л. С. Выготскому, имеет большое значение для развития детского мышления. В нашем исследовании в двигательной сфере устанавливались синкретические связи, с помощью которых ребенок постигал для себя истинное значение физических упражнений.

Принцип фасцинации (от англ. fascination — очарование) -специальное организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначался для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии различного рода сообщений детьми, за счет чего повышалась возможность ее на поведение детей, управление процессом занятий и достижением результативности во всех направлениях программы.

Принцип творческой направленности, результатом которой является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Таким образом, создана основа для дальнейшего, более широкого распространения системы гуманистического физического воспитания в массовой педагогической практике воспитателей дошкольных учреждений, что будет оказывать значительное влияние на совершенствование физического воспитания дошкольников. В социальном плане это чрезвычайно важно, так как именно творческий подход к делу в условиях современного развития личности является решающим фактором успеха в различных сферах человеческой деятельности, не исключая двигательную.

Теоретико-методологическими основаниями нашего исследования явились концепция теории развивающего обучения В. В. Давыдова, в основе которой находятся понятия деятельности, идеального, сознания и личности: концепция В. Н. Столярова об интегративном подходе и принципах гуманистической педагогики, предполагающей связь физической культуры с другими культурами и концепция В. К. Бальсевича о культурологическом смысле теории физического воспитания, в которой основным является персонализированное освоение ценностей физической и спортивной культуры.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования, на наш взгляд, обеспечена органическим соединением вновь разработанной теории гуманистического физического воспитания (с использованием оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности программы) с практикой работы в дошкольных учреждениях Южного Казахстана. Достоверность определяемых основных тенденций всестороннего развития ребенка в процессе его обучения и воспитания достигнуты путем качественного и количественного анализа и сравнения полученных практических результатов. Обоснованность сформированных принципов, правильность построения программы, эффективность в системы реализации ОВО направлений проверялись практикой дошкольных учреждений.

Организация исследования.

В исследовательской работе с некоторой степенью условности можно выделить три этапа.

На первом этапе (1992;1994 г. г.) в условиях поискового эксперимента на базе детских садов № 69, 95, 106, 127 г. Шымкента разрабатывались материалы для методических пособий и накапливался разнообразный эмпирический материал.

Второй этап исследования (1994;1996 г. г.) связан с теоретической разработкой предмета и гипотезы исследования. В этот период уточнялась проблема исследования, формировались его задачи. Были внедрены основные направления программы, ориентированные на соответствующую им направленность в реализации учебно-воспитательного процесса. Одновременно с теоретическим поиском при нашем непосредственном участии проводился педагогический эксперимент в дошкольных учреждениях № 69, 95, 106, 127 г. Шымкента. В контрольных группах среднего и старшего дошкольного возраста было 862 человека, в экспериментальных-924 человека.

На третьем этапе (1996;1998 г. г.) анализировались и обобщались результаты обучающего эксперимента, уточнялись теоретические положения, внедрялась система гуманистического физического воспитания (ненасильственного примера выполнения заданий в двигательной сфере).

Результаты исследования были обсуждены на Международной научно-теоретический и научно-методической конференции «Наука и образование — 97», посвященной 1500-летию г. Туркестана и 60-летию института (23−25 октября 1997 г.) в городе Шымкенте, на научно-практической конференции «Казахстан-2030″: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (31 октября — 1 ноября 1997 г.) в Таразском Государственном университете им. М. Х. Дулати, г. Тараз, на Международной научно-методической конференции «Образование на пороге XXI века: проблемы и перспективы» (8−9 октября 1998 г.) в Таразском Государственном университете им. М. Х. Дулати. Апробация программ физического воспитания дошкольников воспитательного образовательного и оздоровительного направления прошла на августовских педагогических чтениях Областного департамента образования г. Шымкента. Предложенные три программы физического воспитания выпущены методическими рекомендациями по использованию средств физической культуры, а так же опубликованы в «Методическом вестнике» N1 и N2 1998 г. областного учебно-методического центра г. Шымкента. Основные положения, проведенного исследования, докладывались на Международной научно-технической и учебно-методической конференции «Наука и образованиеэффективные рычаги реализации стратегии «Казахстан-2030» (21−23 октября 1998 г.) Южно-Казахстанском Государственном Университете им. М.Ауэзова.

Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы дошкольных учреждений Южно-Казахстанской области.

Внедрение. Разработанные направления программы и система гуманистического физического воспитания получили отражение в научных статьях и методических пособиях автора, которые используются настоящее время в дошкольных учреждениях в Республике, а также в процессе лекционных и семинарских занятий в ряде Университетов республики (г.г. Тараза, Кзыл-Орды, Шымкента). Пять методических пособий по применению нетрадиционных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста рекомендованы для слушателей курсов и факультетов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений.

— 15.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальное основы программного обеспечения содержания и методики физического воспитания дошкольников, которая включает в себя: а) понятийный аппарат (оздоровительные, воспитательные, образовательные направления программысистема гуманистического физического воспитания и т. д.) — б) систему гуманистического физического воспитания дошкольников.

2. Специфических принципов физического воспитания детей дошкольного возраста;

3. Система применения основных методических приемов и правил экспериментального метода в обучении, оздоровлении, воспитании;

4. Критерии оптимизации двигательной деятельности в условиях направленного использования программы.

5. Практические рекомендации по осуществлению комплексного подхода к оптимизации условий учебного, воспитательного, оздоровительного процессов в системе физического воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 4-х глав, выводов, списка использованной литературы (), 12 приложений, содержит 29 таблиц.

выводы.

1. Оздоровление, воспитание и образование дошкольников связано с Ь использованием содержания традиционных и нетрадиционнных форм, средств и методов физического воспитания, направленных на создание благоприятных условий для развития ребенка. При этом используется целостная система теории физической культуры, творчески обогащенная педагогическими коллективами и отдельными педагогами.

2. Существующая система научно-методического обеспечения физического воспитания дошкольников располагает достаточно аргументированными методиками. В процессе исследования определены инновационные методы и средства, позволяющие повысить эффективность учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях за счет специально разработанных оздоровительных, воспитательных и образовательных направлений программы.

3. Реализация указанных направлений программы имеет необходимое дидактическое обеспечение. Оздоровительное направление программы обеспечивается средствами физической культуры направленными на развитие компенсаторных функций детей, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к' неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. Воспитателъное-характеризуется социальным формированием личности. Образовательное-обеспечивает усвоение знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, интересов и потребности в физическом развитии.

4. Выделение оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы предполагает дифференициированный отбор для каждого из них содержания, средства, методов физического воспитания.

Реализация выделенных направлений программы базируется на принципах развивающего обучения.

5. Для каждого направления программы разработаны дидактические принципы отличающиеся содержательным своеобразием и в совокупности, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка. Разработанная концепция методического обеспечения программы физического воспитания детей дошкольного возраста определяет гуманистический подход к его реализации с учетом принципов синкретичности, фасцинации и творческой направленности педагогического процесса.

6. Технологическое обеспечение оздоровления детей предусматривает процесс обучения и воспитания как творческий, развивающий, гарантирующий сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его функциональных, адаптационных возможностей, двигательных способностей, качеств и свойств личности.

7. Экпериментально доказана эффективность разработанных направлений программы в системе гуманистического физического воспитания, учитывающего современные условия развития ребенка (экологические, экономические, социальные и т. п.).

8. Система гуманистического физического воспитания детей дошкольного возраста при реализации оздоровительного, воспитательного, образовательного направлений имеет существенные потенциальные возможности развития творческих способностей детей в двигательной сфере их деятельности, мотиващюкно-ценностного ее обеспечения, побуждения к их свободному и активному проявлению.

9. Подготовка педагогических кадров к физическому воспитанию дошкольников на основе инновационного подхода, требует указания их психолого-педагоческой, общенаучной и специальной подготовки, разработки спецкурсов, обеспесчивающих творческую и профессиональную готовность будующих специалистов к решению новых задач.

10. Комплексный подход к занятиям по решению задач в двигательной сфере, примениие нетрадиционных средств и методов, необычного инвентаря, оборудования, создают условия в которых определяется эффективность системы гуманистического физического воспитания в дошкольных учреждениях. По результатам процентного отношения уровней в оздоровлении, воспитании и образовании детей в контрольных и экспериментальных группах до проведения педагогического эксперимента ен было существенных различий (при Р > 0.05), в конце же экпериментальных исследований существенные различия имели место (при Р < 0,05).

Перспекитвным направлением наших исследований следует считать разработку теории и практики гуманистического, активного социального обучения и различных модификаций социальнопсихологического тренинга. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания спецкурсов в программах подготовки специалистов различного профиля для дошкольных учреждений на соответсвующих факультетах пединститутов, факультетах повышения квалификации педагогичесих кадров. Считаем целесообразным создание факультетов физического воспитания дошкольников в специализированных высших учебных заведениях физической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975, — 320 с.
  2. М.Н. Организация и методика проведения занятий по физической культуре на открытом воздухе с ослабленными детьми: Метод, пособие для воспит. детского сада.- Ашхабад, изд-во 1984, — 93 с.
  3. М.Н., Морозова В. И. Методика развития общей выносливости у дошкольников с ослабленным здоровьем // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. М., 1988, — С. 107−111.
  4. М.Н., Чернова Т. Н., Давиденко Е. В., Копылова О. В. Двигательный режим с повышенной физической нагрузкой для детей подготовительной группы детского сада // Медицинские проблемы физической культуры. -Киев. вып.8. 1982.- С. 59−63.
  5. Ш. А. Здравствуйте дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988, — 208 с.
  6. М.Н., Никитина Л. В., Воронцов Д. Д. Страна детства. М.: Знание, 1991-. 288 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2.: Изд. Казанского университета. 1998.309 с.
  8. О.Н., Захарова Н. А., Соколов В. А. Изменение отношения родителей к физической культуре ребенка в связи с началом обучения в школе // Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Могилев, 1988, — С. 180−181.
  9. В.Е., Платонов В. А., Попова Т. П. и др. Лечебная физкультура в комплексном этапном лечении, реабилитации профилактике заболеваний легких у детей. М.: Медицина, 1983.-170с.
  10. О.Г. Физическое развитие и подготовленность детей 4−7 лет в связи с особенностями режима двигательной активности // Мат. Всесоюн. науч. метод, конф. по пробл. физ. воспит. в детских учреждениях Крайнего Севера. Норильск, 1971, — С. 70−74.
  11. О.Г. Проведение ежедневных физических упражнений на воздухе. // Дошкольное воспитание. 1982. — № 2.- С. 40−42.
  12. Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания: Автореф.. докт. пед. наук, Тбилиси, 1985, — 51 с.
  13. И.М. Актуальные проблемы физиологии развития детей на современном этапе // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. П Всес. конф. «Физиология развития человека». М., 1987, — С. 7.
  14. В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости от условий их образования // Научн. конф. Харьковского пед. ин-та 1930, т.1.-С. 37−65.
  15. В.З. Экспериментальное обоснование применения специальных упражнений и закаливающих процедур в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1971, — 19 с.
  16. И.К. Экспериментальное обоснование выбора эффективных средств физического воспитания детей в дошкольных учреждениях // Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Могилев, 1988-. С. 169−170.
  17. К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду. -М.: Просвещение, 1978, — 96 с.
  18. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988, — 208 с.
  19. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996 — № 1- С. 23−25.
  20. А.С. Высшая нервная деятельность // Учеб. для вузов по спец. «Биология»,"Психология","Философия". М.: Высш. школа 1991.226 с.
  21. В.В. Воспитание в спорте. М.: ФИС, 1974.- 117 с.
  22. В.В. Качество выносливости и здоровье дошкольников // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. М., 1988, — С. 67−73.
  23. К.И. Преемственность методики закаливания детей 3−4 лет в семье и дошкольном учреждении: Дис. канд. пед. наук. М., 1991.172 с.
  24. Р.Н., Кривоносов М. П. Исследование выносливости в беге, моторной и школьной зрелости у детей подготовительных групп детских садов и общеобразовательных школ // Вопросы теории и практики физической культуры. Вып.12. — М., 1982, — С. 36−38.
  25. Бенджамин Jloy. Красота спорта: Пер. С англ.- 256 с.
  26. Я. Мама, папа, занимайтесь со мной: Пер. с чешек. -М.: Физкультура и спорт, 1990.- 104 с.
  27. Р. Развитие «Я» концепциии воспитания и воспитание: Пер. с англ.- М., 1986, — 369 с.
  28. Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников: Пособие для руководителей школ. М.: Просвещение, 1972.143 с.
  29. T.JI. Динамика некоторых функциональных показателей детей в дестком саду // Гигиена и санитария. 1976. — № 9, — С. 37−41.
  30. T.JI. Особенности функционального состояния здоровых и физически ослабленных детей в режиме дня детского сада, умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М., 1977.30 с.
  31. T.JI. Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. М.: Просвещение, 1987-. 95 с.
  32. Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982-. 288 с.
  33. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1983, — 45 с.
  34. Е.Я., Демьяненко Ю.В.- Структура физической подготовленности дошкольников // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. М., 1988, — С. 11−32.
  35. Е.А. Восприятие комического дошкольника. М.: Народная асвета, 1968, — 99 с.
  36. Е.А. О психическом развитии ребенка (Дошкольный возраст.) Мн: Народная асвета, 1974.- 128 с.
  37. Г. А. Влияние физических упражнений различной продолжительности на состояние сердечно-сосудистой системы детей третьего года жизни: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1976, — 17 с.
  38. Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987, — 96 с.
  39. П.П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразвиваюгциеупражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990, — 175 с.
  40. Л.В. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. М.: ФИС, 1974- 208 с.
  41. Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971.-21 с.
  42. Е.Н. Развитие двигательных качеств у детей 6−7 лет в процессе физического воспитания // Тез. докл. Науч. конф. по физич. воспит. Детей и подростков. -М., 1972.- С. 110−112.
  43. Е.Н. Зависимость скорости бега детей 7 лет от содержания работы по физической культуре в детском саду /Совершенствование физ. воспитания детей дошкольного возраста.-Волгоград, 1980- С. 39−41.
  44. Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1983, — 144 с.
  45. Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1986, — 128 с.
  46. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. -М.: Просвещение, 1991.- 64 с.
  47. В. Н. Чугунов B.C. Ваш физкультурный режим : Новое в жизни, науке, технике, физкультуры и спорта. М.: Знание, 1986, — № 2−64с.
  48. B.C. Обучение детей плаванию. М.: физкультура и спорт, 1989.- 96 с.
  49. А.И. Совершенствование обучения в детском саду. Мн.: Народная асвета, 1980. -95 с.
  50. Й., Достал Э., Вомачка В. Азбука тренировки легкоатлета: Пер. с чешек. Мн.: Полымя, 1986.- 136 с.
  51. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. -128 с.
  52. В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: Физкультура и спорт, 1989, — 109 с.
  53. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФИС, 1985.- 288 с.
  54. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФИС, 1988, — 331 с.
  55. Э.С. Исследование формирования основных двигательных навыков у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. Харьков, 1985, — 265 с.
  56. Э.С. Особенности развития выносливости у детей 3−7 лет // Тезисы докл. научн. конфер. Киев, 1978, — С. 119−123.
  57. Э.С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3−7 лет: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Киев, 1989.- 44 с.
  58. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве ВУЗа. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, — № 1- С. 27−32.
  59. Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М.: Просвещение, 1983, — 53 с.-27 762. Воробьев Э. И., Воробьев А. Н. Двигательный режим, как составная часть образа жизни современного человека. М., 1983, — С. 5−15.
  60. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. JI.A. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987, — 160 с.
  61. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста
  62. Под ред. Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. М.: Просвещение, 1987, — 158 с.
  63. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Г. А. Марковой. М., 1976, — 127 с.
  64. Воспитание и игровое обучение детей в средней группе детского сада. / Под общей ред. Р. Д. Коган, А. Д. Кареткой.-Алматы: МГП «Демеу», 1992, — 102 с.
  65. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста/Под ред. Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. М.: Просвещение, 1987, — 158 с.
  66. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. JI.A. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
  67. Воспитание детей в дошкольных учреждениях сада (в условиях разновозрастной группы). / Под ред. Р. А. Курбатовой. М.: Просвещение, 1989.- 158 с.
  68. Выготский JI.C. Проблемы психического развития ребенка
  69. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-С. 43.
  70. JI.C. Предисловие к русскому переводу книги Э.Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии»
  71. Собр. Соч. т. 1, М., 1982, — С. 195.
  72. JI.C. Собр. соч: в 6 т. т.4. — М.: Педагогика, Детская психология 1984−432 с.
  73. Т.П. Роль эмпатии в формировании нравственных мотивов -у. детей // Некоторые актуально психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976, — С. 127.
  74. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966.- С. 259 276.
  75. Геллер М.Е. О роли семьи в физическом воспитании детей
  76. Акуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Могилев, 1988.- С. 179−180.
  77. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В. И. Теленчи. М.: Просвещение, 1987.- 143 с.
  78. В.И. Содержание образования // Основы вузовской педагогики. JL: Изд. Ленинградского университета, 1972, — С. 38−57.
  79. Л.Д. Главная особенность воспитывающее обучение // Физическая культура в школе. — М., 1983. № 2, — С. 14−18.
  80. Л.Д. На пути к физическому совершенству. Мн.: Полымя, 1987.- 147 с.
  81. Л. Д. Алыко С.П., Белова Е. Д. и др. Интеллектуальная подготовка детей к школе в условиях активного отдыха // Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. -Могилев, 1988.- С. 157−159.
  82. Л.Д. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня детей дошкольного возраста (утренняя гигиеническая гимнастика для младших и средних групп). Мн., 1991.- 78 с.
  83. И.Г., Зубарев Ю. А., Шамардин А. И. Роль инноваций в спортивной педагогике. // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 4,-С 24.
  84. В.Д. Наука о физической культуре: на путях становления.//Теория и. практика физ. культуры.-1998,№ 4.- С. 43.
  85. Гуманитаризация образования и гуманизация знания: поиск взаимодействия //Межвузовский сборник научных трудов,-Н.Новгород: .изд. НГПУ, 1998−147с.
  86. JI.H. Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет.- М.: Просвещение, 1992.-143 с.
  87. ГоловановаН.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое. // Педагогика, — 1998, № 5. С. 42−46.
  88. М.П. Лыжи в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1972. — 96с.
  89. Н.Д., Малышева Г. С., Чернова В. И., Королева Л. А. Влияние режимов обучения и физического воспитания на физическую подготовленность детей 6-ти летнего возраста в условиях дошкольного учреждения // Педиатрия. 1987. № 3. — С. 57.
  90. М. Ф. Коробова Л.А. О критериях нормирования двигательных режимов // Гигиена массовой физ. культуры: Материалы Всес. научн. конф. М., 1982. — С. 26−27.
  91. Г. Г., Молчанов С. В. Двигательная активность и двигательные способности детей дошкольного возраста. Мн., 1988. — 30 с.
  92. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Мн.: Народная асвета, 1978. — 88 с.
  93. А.А. Сегодня и каждый день. М.: Физкультура и спорт, 1983 — 142 с.
  94. А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры: Труды ученых соц. стран / Сост. под общ. ред Л. П. Матвеева. М., 1984. — С. 211−224.
  95. А.А. Организация и методика проведения урока физической культуры в школе. Мн., 1990. — 50 с.
  96. В.А., Кравчук А. И. Методика физической подготовки детей дошкольного возраста. Омск, 1986. — 22 с.
  97. В.А. Методика физической подготовки детей 4-х лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1986 — 21 с.
  98. Е.В. Дифференцированное физическое воспитание в условиях детских учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1986.-22 с.
  99. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972 — 424 с.
  100. В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов./ Под ред. А. В. Петровского 2-ое изд. М.: Просвещение, 1979−288 с.
  101. В.В. Теория развивающего обучения. М.: изд. Педагогика, 1994 309 с. •
  102. Л.А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду. -Алма-Ата, 'Мектеп", 1975 120 с.
  103. Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. Киев: Радзян ска школа, 1983 — 112 с.
  104. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. С-Пб., 1995. 284 с.
  105. Дошкольное образование: / Теоретико-методологическая основа дошкольного образования. (Семипалатиский пед. инс-т им. Шакарима- сост. Калдыбаева Т.Ж.) Семипалатинск, 1992 — 51с.
  106. Единая программа физического воспитания населения. Основные исходные положения // Советский спорт. 1989. — № -12 сентября. — С. 2.
  107. А.П. Влияние физкультминуток на умственную работоспособность детей старшего дошкольного возраст на занятиях в детских садах // Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста. Волгоград, 1980. — С. 56−59.
  108. А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. М., 1980. — С. 74−83.
  109. Ермакова З. И, Изменение физического развития, физической подготовленности детей дошкольного возраста под влиянием различного двигательного режима. Мн.: Народная асвета, 1974. — 129 с.
  110. З. И. Шебенко В.Н. Занятия по физической культуре для детей младшей и средней групп детского сада. Мн.: Нар. асвета, 1979, — 159 с.
  111. З.И., Шебеко В. Н. Белорусские народные игры в детском саду. Мн.: Нар. асвета, 1987. — 79 с.
  112. З.И. Физическая подготовка детей шестилетнего возраста / Метод, пособие. Мн.: Унивреситетское, 1992. 237 с.
  113. Житников a JI.M. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
  114. Жук Э. И. Моторная зрелость детей и влияние на нее различных физических упражнений: Автореф.дис. канд. пед. наук. Мн., 1984. — 24 с.
  115. М.А. Пока организм формируется. -М.: Педагогика, 1985.-96 с.
  116. Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продленного дня № 710 Москвы / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1980. — 104 с.
  117. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968, — 168 с.
  118. О.В. Формирование социально-нравственных оценочных суждений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. кан. пед. наук. -Алматы, 1995. 26 с.
  119. Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры (в детском саду) // Дошкольное воспитание. 1989, № 5. — С. 31−40.
  120. Ю. Воспитываем детей здоровыми. // Дошк. воспитание. 1988, № 7, — С. 83−88.
  121. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. / Методические рекомендации Л. Д. Глазыриной. Мн., 199 174 с.
  122. А.В., Маркова Т. А. Воспитание и обучение в детском саду. М.: Педагогика, 1976. 189 с.
  123. В.М. и др. Биомеханика двигательного аппарата человека М.: Физкультура и спорт., 1981. 143 с.
  124. Д. Игра, обучение и развитие. Структурно-аналитическая реконструкция М., 1982. С. -155.
  125. Р. Обучение и память: Пер. с нем. М., 1984. — С. 9−55.
  126. Ю.Ф. Без движения не вырасти здоровым. М.: Советская Россия, 1976. — С. 52−66.
  127. К.А. Все начинается с учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. З. И. Равкина. М.: Просвещение, 1983. -175 с.
  128. С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М.: Медицина, 1983. — 399 с.
  129. Из опыта работы дошкольных учреждении по нравственному воспитанию: сб. Респб. Совет пед-го общества Каз. ССР Респб метод, каб. по дошкольному воспитанию Алма-Ата: Мектеп, 1981- 48 с.
  130. ТА. Учебные программы // Педагогика школы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. проф. И. Т. Огородникова. -М.: Просвещение, 1978. С. 37−40.
  131. Т.Ж. Социальная роль детских дошкольных учреждениях в современном Казахстане: Автореф. д-ра соц. наук Алматы, 1995.-40 с.
  132. Л.В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада / Метод, пособие. Мн.: Полымя, 1987. — 264 с.
  133. Л.В. Двигательная активность и пути ее повышения в детском саду // Лекции по дошкольной педагогике. Мн., 1986. С. 5−15.
  134. Л. В. Логвина Т.Ю. Детский сад и школа: Преемственность в работе по физическому воспитанию // Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. -Могилев, 1988. С. 161−163.
  135. Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет. Дис. канд. пед. наук. Л., 1982. — 212 с.
  136. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
  137. И.М. Проблема физического воспитания детей дошкольного возраста. // Материалы научно-методической конференции. С-Пб., 1993.-С. 102−104.
  138. М.Ю. Значение двигательной активности //Дошкольное воспитание, 1980. № 12 — с. 33−36
  139. Книга учителя физической культуры / Под общ. ред. В. С. Каюрова. М., 1973. — 333 с.
  140. Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
  141. Я.Л., Панъко Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  142. Н.Г. Язык как средство воспитания // Вопросы психологии. 1987. -№ 1. — С. 103−110.
  143. Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста / Методические рекомендации (Мин-во здравоохранения СССР). -М., 1982.-33 с.
  144. Кон И. С. Творцами быть. // Лит.газ.-1980, — № 52. — С. 8.
  145. М. М. Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. М., Гос. Учебно — педагогическое изд-во Мин-ва. просвещения РСФСР, 1957. — 152 с.
  146. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1989. № 9 — Просвещение. — С. 48−69.
  147. В.Н., Глазырина Л. Д., Паромчик Е. И., Крюкова А. А. Ребенок должен быть здоровым. Мн.: Полымя, 1988. — 94 с.
  148. М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук Омск, 1985.- 14 с.
  149. И.М. Активный досуг семьи // Здоровье, 1979.- № 4.31−33 с.
  150. Корчак Януш. Как любить детей.- Мн.: Нар. асвета, 1980. 80 с.
  151. Ф.П. Физическая культура и работоспособность.4″ П 1ЛП1 ?1. М.: Знсшис, jl? o:>. 04 с.
  152. Н.П. Физкультпаузы как средство повышения умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по родному языку // Пути активизации позновательной деятельности детей дошкольного возраста. Горький, 1981. — С 50−56.
  153. А.И., Гуляйкин В. А., Бикбулатова С. А. Особенности физического воспитания детей 4−7 лет // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. М., 1988. — С 65−67.
  154. А.А. Ян Амос Коменский. М.: Просвещение. 1953,323 с.
  155. Г. С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Кишинев, 1981. — 32 с.
  156. В.А., Некрасова Т. С., Ромаева А. Н. Оценка влияния повышенной двигательной активности на отдельные показатели здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста // Гигиены внешней и производственной среды. Харьков, 1984. — С. 56−57.
  157. В.Н., Ворсин Е. Н., Гужаловский А. А. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов. Мн., 1991.-52 с.
  158. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Часть I Дубна, 1995. — 170 с.
  159. С.Я. Физическая культура для малышей. М.: Просвещение, 1987. — 113 с.
  160. С.Я. Особенности формирования движений детей 2−3 летнего возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 1973. — 179 с.
  161. И.П. Двигательной режим в летний период как фактор совершенствования физической подготовленности детей дошкольного возраста // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. М&bdquo- 1988. — С. 91−96.
  162. Н.Т. основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф.дис. д-ра мед. наук.-Мн., 1973.-С. 451.
  163. Н.М. Обычная двигательная активность ребенка от 3 до 7 лет: Автореф.дис. канд. мед. наук. Саратов, 1973. — 18 с.
  164. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т.- Т.1 М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  165. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.- Т.2 М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  166. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  167. Т.Н., Буцинская П. П. Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
  168. Г., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольников // Дошкольное воспитание, 1989, № 10. С. 35−43.
  169. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ. / Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  170. Н.В. Индивидуально дифференцированный подход к старшим дошкольникам в воспитании трудовой активности.: Дис. канд. пед. наук. — М., 1990. — 204 с.
  171. Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста: Дис. канд. пед. наук. Мн., 1991.- 168 с.
  172. А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. -М., Просвещение, 1971. 415 с.
  173. Лях В. И. Координационные способностями школьников. Мн.: Полымя, 1989 .- 159 с.
  174. Макаренко А. С. Воспитание в семье. Т.4. — М.: АПН РСФСР, 1958, — С-.210−223.
  175. Л.П. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. канд. пед. наук. Омск, 1988. 19 с.
  176. И.Г. Роль физического воспитания в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Физическая культура в системе социалистического производства и потребления: Тезисы докл. К межведомств. Конфер. Омск, 1987. — С. 41−43.
  177. И.Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей шестилетнего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук Омск, 1988. — 22 с.
  178. С.М. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практ. врача-педиатара / Кн. для воспитателей дет. Сада и родителей. -М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  179. Мастера дошкольного воспитания: Из опыта работы дет. садов, отмечен. Медалями ВДНХ / В. Д. Дзюба, Н. М. Грачева, Д. К. Бабичение и др.- Сост. Н. А. Реуцкая. М.: Просвещение, 1989. — 64 с.
  180. Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в яслях садах / Гос. Ком. Каз. ССР по Ф и С Республиканский учебно-методический Каб., (Составит. Боркова Н. С., Жумагалиев Б.Ж.) — Алма-Аты., 1991 — 66 с.
  181. Медико педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста/Методические рекомендации. — М.- 1983.- 27 с.
  182. Х.А. Средства и методы совершенствования физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе повышения их двигательной активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1984−20 с.
  183. Х.Л. Физическое воспитание и развитие молодежи. -М., 1971.-С. 52.
  184. Н.А. Мышление в процессе обучения //Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — С. 354−387.
  185. В.В. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Проф. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1977. 528 с.
  186. Н.М. Обучение двигательным действиям. Л., 1980.30 с.
  187. С.В. О диагностике физического развития ребенка: Научное наследие JI.C. Выготского и актуальные проблемы обучения и воспитания // Сб. Материалов научно-практической конференции. Мн., 1988.-С. 108−113.
  188. С.В. О диалектике совершенствования физического воспитания дошкольников // Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Могилев, 1988. — С. 152−155.
  189. Г. Д. Движения великий смысл. — М.: Полымя, 1987.-64 с.
  190. А.Б. Научно-теоретические основы развивающего обучения. // Методический вестник, — 1998.- № 2, ЮКОУМЦ, Шымкент. -С.96−101.
  191. А.Б. Методологические проблемы совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста. //Методический вестник, — 1998, — № 2, ЮКОУМЦ, Шымкент. С. 102−107.
  192. В.Н. Диагностика физического состояния как основа эффективного педагогического руководства двигательным развитием детей 5−7 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1984. — 24 с.
  193. Нравственно трудовое воспитание детей в детском саду Под ред. Р. С. Буре. М.: Просвщение, 1987. — 135 с.
  194. Организация педагогического процесса в старший группе детского сада. / Ж. Ш. Баримбеков и др. Алматы: Рауан, 1994. — 128 с.
  195. Организация работы сельского сада: Условия организации дошкольного воспитания в сел. Местности / Под ред. Р. А. Курбатовой. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  196. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техник. Физической культуры / Под ред. А. А. Гужаловского. М.: физкультура и спорт, 1986. — гл.16. — С.209−219.
  197. Т.И., Тимофеева Е. А. Гимнастика в детском саду. М.: Просвещение, 1969. — 182 с.
  198. Т.И. Физическая культура в детском саду: Просвщение, 1986.-304 с.
  199. Т.И. Физическая культура в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1978. — 287 с.
  200. Т.И., Тимофеева Е. А., Турепина JI.C. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983. — 127 с.
  201. Н.А. Исследование взаимосвязи между двигательной активностью и функциональным состоянием кардио-респираторной системы школьников Северного Казахстана: Автореф. дис.. канд.биол. наук. -М., 1979. 18 с.
  202. Т.В. Телосложение и процессы роста детей дошкольного возраста при различных режимах: Автореф. Дис. канд. биол .наук, М: 1984. — 17 с.
  203. Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Дис. кан.пед.наук. М, 1974. — 143 с.
  204. Л.И. Физкультурные занятия с детьмиЗ-4- лет: Пособие для воспитателя дет.сада. М: Просвещение, 1983. — 95 с.
  205. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. М: Просвещение, 1988. — 143 с.
  206. С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. М: Просвещение, 1986.-96 с.
  207. . Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. -№ 6. — С.36−48.
  208. . Подражание, игра и мечта. М., 1969. С. 148−149.
  209. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М: Просвещение, 1983. — 94с.
  210. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л. А. Парамановой. М: Просвещение, 1989. — 176с.
  211. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 124с.
  212. Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. — 78с.
  213. Г. В., Петренко Г. Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей. Киев: Здоровья, 1980. — 143с.
  214. A.M. Развитие ориентировочной реакции у детей. М.: Педагогика, 1977. — 87с.
  215. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
  216. С.А. Растите малышей здоровыми: физическое воспитание детей от 3 до 6 лет. М.: Советский спорт, 1989. — 48 с.
  217. Н.Ф. Обучение основными движениям в подвижных играх детей 6−7 года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. -208 с.
  218. Практический критерий истины в науке // Сборник статей. Соцэкгиз, 1960. 463 с.
  219. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Нар. асвета, 1989. — 200 с.
  220. Программа воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 1982, — 160 с.
  221. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Управление дошкольного воспитания Министерства народного образования БССР. -Мн.: Нар. асвета, 1991. 152 с.
  222. О.Ю. Влияние разнообразных повышенных нагрузок при физическом воспитании на развитие дошкольников: Автореф. дис. канд.пед.наук. 1972. 19 с.
  223. Психология. Словарь / Под.общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  224. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990, — 264 с.
  225. Психология: Учебник для ин-тов физичес.культ. / Под ред. Рудика П. А. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 512 с.
  226. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырел. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.
  227. Л.Н. Коньки в детском саду: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1970. 80 с.
  228. Ю.Ю. Оптимизация занятий по обучения основными движениями детей старшего возраста: дис.канд.пед.наук. М., 1976. -186с.
  229. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. / Под. ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. -Дубна, 1995. 110 с.
  230. X. Игра и спортивная игра взаимосвязи. — М., 1981.1. С. 90.
  231. Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Пособие для воспитателей дет.сада. М.: Просвещение, 1982. — 48 с.
  232. К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты: Пер. С англ. -М., 1984. -289 с.
  233. С.Л. Проблемы общей психологии. Психологическая наука и дело воспитания. М.: Педагогика, 1976. — С.183−192.
  234. Е.А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1988. — 23 с.
  235. Э.Г. Природа и спорт: неожиданные, подчас парадоксальные аналоги и параллели. Мн.: Полымя, 1980. — 120 с.
  236. Д.Н. Комплексирование метода «круговой тренировки» с обычными занятиями физической культурой с детьми// Совершенствование физическое воспитание детей дошкольного возраста. -Волгоград, 1980. С.31−32.
  237. Г. В. Исследование оптимального двигательного режима в дошкольных учреждениях г.Норильска: Автореф. Дис.канд.пед.наук. -М&bdquo- 1971.-21 с.
  238. В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения. Мн.: Нар. асвета, 1976. 128 с.
  239. И.И. Развитие прыжковых форм движений у детей дошкольного возраста: Дис. канд.пед.наук. Мн., 1973. — 177 с.
  240. И.И. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. -М&bdquo- 1980.-С.14−17.
  241. О.П. Психическое развитие детей в дошкольном возрасте // Возрастные особенности психического развития и воспитания детей. Мн: 1961. С. 13−20.
  242. Т.В. Плавание в режиме дня дошкольников в условиях детского сада // Актуальные проблемы управления массовой физической культурой и спортом: Тез. Рес. Науч.конф. М., 1983. — С. 56−57.
  243. О.В. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего возраста в детском саду: дис. канд.пед.наук. М., 1982.
  244. П.З., Кабачков В. А. Профессионально -производственная направленность физического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  245. .А. Опыт исследования взаимосвязи между результатами двигательной деятельности детей и уровнем их физического развития: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1969. — 20 с.
  246. JI.A. Пути изучения и совершенствования двигательной активности детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. -Могилев, 1988. С. 181−182.
  247. Скородумова Г. А. Необходимость творческого подхода реализации требований программы физического развития дошкольников
  248. Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Могилев, 1988. — С. 163−164.
  249. В.П. Моя профессия- воспитатель детского сада/ Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы: М.: Просвещение, 1989. — 64 с.
  250. М.Н. Проблемы современной дидактики. М: Педагогика, 1980. — С. 13.
  251. Совершенствование умственного воспитания детей дошкольного возраста // Межведомственный сборник научных трудов. Челябинск, ЧГПИ РСФСР, 1984. — 169 с.
  252. Спортивная физиология: Учебник для ин-тов физ.культ. / Под ред. Л. М. Каца. М: Физкультура и спорт, 1986. — 240 с.
  253. Э.Я. Использование подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста / Педагогичес. Практ. Ст-ов по курсу «Теория и методика физич. Воспитания детей дошкольного возраста». М:, 1984. -С. 71−83.
  254. B.JI. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. -М: Медицина, 1987, — 237 с.
  255. В.И. Спартанские игры и клубы в системе образования, воспитания и организации досуга школьников (программа) // Ф.К.: воспитание, образование, тренировка.- 1997,-№ 1 С. 17−21.
  256. JI.A. Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках физкультуры. М.: 1984. — 42 с.
  257. П.А. Фундамент здоровья с детства-. Мн.: Полымя, 1989. 173 с.
  258. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. Гл. 2.
  259. М.С. Нетрадиционная физкультура. М.: Знание, 1986.-64 с.
  260. В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3−7 лет. М.: Просвещение, 1987. — 140 с.
  261. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ.культ. / Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова, Т.2.- М.: Физкультура и спорт, 1976. С. 89−106.
  262. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ.культ. / Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова, Т.2, — М.: Физкультура и спорт, 1976.-256с.
  263. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак.физ. воспитания пед. ин-тов/ Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1979. — 360 с.
  264. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. Уч-щ / Под ред. Б. М. Шияна. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  265. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 206 с.
  266. Н.Т. Особенности сна детей первого года жизни: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1966. 22 с.
  267. Н.Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Т. Тереховой. М., 1977. — С. 3−59.
  268. Н.Т. К вопросу о гармоничности физического развития детей 4−7 лет // Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста. Волгоград, 1980. — С.2−9.
  269. Н.Т. Определение показателей умственной работоспособности и утомления в плане комплексной оценки уровня физ. Тезвития детей 4−7 лет // Сб. науч. Трудов АПН СССР. М., 1988. — С.83−95.
  270. Е.А. Влияние подвижных игр на формирование основных движений детей // Физ. Воспитание детей дошкольного возраста. -М., 1978.-С. 26−47.
  271. Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста/ Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1979.-96 с.
  272. Е.А. Развитие основных движений детей младшего возраста в подвижных играх: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1976. -20 с.
  273. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие дляя воспитателей дет.сада. / Под ред. Ф. А. Сохина 5е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  274. Е.П. Воспитание выносливости у дошкольников с помощью спортивных упражнений // Тезисы пятой научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков М., 1972. С.217−218.
  275. А.Д. Формирование перекрестной координации в циклическом локомоторном акте у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. Дис .канд. пед. наук .- М., 1977.- 19 с.
  276. Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольнков. Мн.: Нар. асвета, 1976. — 129 с.
  277. У кран M.JI. Методика тренировки гимнастов. М.: Физическая культура и спорт, 1971. — 280 с.
  278. Физическое воспитание дошкольников (из опыта работы) / Сб. статей (Сост. И. В. Сисикова, JI.A. Ящугина). Мн.: Нар. асвета, 1980. — 95с.
  279. Физическая культура основа здорового образа жизни. // It-Всероссийская научно-практическая конференция. Доклады, тезисы, материалы. — Самара, 1996. — 210 с.
  280. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Из опыта работы / Сост. Л. И. Балаленкова, Л.В.Русакова- Под ред. А. И. Щустова. -М.: Просвещение, 1982. 159 с.
  281. Физическая культура шестилеток / Под. Ред. Н. Т. Лебедевой. -М.: Нар. асвета, 1987. 136 с.
  282. Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе: Из опыта работы / Под. Ред. А. В. Кенеман, Ю. М. Кистяковой, Т. Н. Осокиной. -М.: Просвещение, 1980. 63 с.
  283. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Сост. Ю. Ф. Луури. -М.: Просвещение, 1991. 63 с.
  284. Физическая культура в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи / Под.ред. Халеева А. Н., Гендина A.M., Сергеева М. И. Краноярск, КГПИ, 1987. — 160 с.
  285. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: / Сост. Л. И. Баканенкова, Л. В. Русакова. М.: Просвещение, 1982. — 159 с.
  286. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
  287. А. Игра обучение. Практика и интерпретация детской игры. -М&bdquo- 1982. -С. 52.
  288. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  289. A.M. развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Педагогика, 1977. — 87 с.
  290. A.M. Физиологические основы развития движений детей / Развитие движений ребенка-дошкольника. М., 1975. — С.5−13.
  291. В.Г. Возрастные особенности проявления общей выносливости у детей дошкольного возраста и методика ее воспитания в условиях детского сада: Дис. канд.пед.наук. М., 1977. — 185 с.
  292. В.Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  293. А.У., Терентьева Н. Н. Эффективность применения упражнений вестибулярной направленности на изменение пространственной ориентации у детей 2−4 лет. Харьков, 1985. — 128 с.
  294. Р. Моторика и развитие личности у детей в дошкольном возрасте. 1981. — С. 152−185.
  295. Н. Никитинские университеты: физическое воспитание детей в семье Никитиных // Спорт в СССР. 1981. № 3. — С.38−39.
  296. В.В. Физическое совершенствование человека. Мн.: Нар. асвета, 1983. — 112 с.
  297. С.Я. Физическое совершенствование человека. М.: ФИС, 1976. — 120 с.
  298. Что мы выберем? / Проект концепции развития физической культуры и народного спорта. Советский спорт. — 1989. — 23 августа. — С.З.
  299. Г. В. Исследование двигательной подготовленности детей дошкольного возраста города и села. Автореф.дис. канд.пед.наук. -М., 1977.-21 с.
  300. В.Н. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении движениями детей 4−5 лет в детском саду.* Дис. канд.пед.наук. -Мн., 1986. 184 с.
  301. И.В. Физическое совершенство духовное богатство. -Киев, 1982. 125 с.
  302. Г. Д., Годик М. А. Основы планирования и учета процесса физического воспитания // Теория и методика физического воспитани: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. Г. Д. Харабурги. М.: Физкультура и спорт, 1974. — С.195−206.
  303. В.А. Двигательная активность детей 2−3 летнего возраста и педагогическое руководство ею в процессе деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1978. — 20 с.
  304. В.А. Азбука движений малыша,— Мн.: Нар. асвета, 1988.-64 с.
  305. В.А. Движение + движения / Кн. Для воспитателя дет. Сада. Мн: Просвещение, 1992. — 96 с.
  306. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном пособие для студентов пед.ин-тов. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  307. . Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возраста // Психология личности. Тексты / Под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М.: Моск. ун-т, 1982. — С.172−181.
  308. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Тезисы докладов на II съездов общества психологов. Вып. 5. М.: АПН РСФСР, 1963. — С.57−62.
  309. Р. Современная психология развития. 1972. — С.224−309
  310. Т.П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова Э. С. Физическое воспитание раннего и дошкольного возраста. М.: Медицина, 1978.-247 с.
  311. Т.П. Уровень морфофункционального развития дошкольников в оценке влияния средств физического воспитания //Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок у детей и подростков.: Сб.статей. М., 1980. — 43 с.
  312. Г. П. Пути совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста .: Сб. научных трудов «Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников» / Под. ред. докт. пед. наук профессор Е. Я. Бондаревского. М., 1988. — С.4−10.
  313. Брген Хартманн, Харольд, Тоннеман. Современная силовая тренировка. Шпортфеланг — Берлин, 1988. — 333 с.
  314. П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958.432с.
  315. В.Г. Физическое воспитание детей в семье. М.: физкультура и спорт. — 1977. — 144 с.
  316. Т.С. Педагогические условия повышения умственной работоспособности детей 4−5- лет: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1986.23 с.
  317. Е.И. От трех до семи.- М.: Физкультура и спорт, 1964. 104 с.
  318. Decocg G. Applications de la ludotherapie comme technique de reeducation en traumatologie. Ann/Kinesither., 1974. — Vol.1.
  319. Einfluess der Tischnnissports auf das kardio-pulmonale Regulationsverhalten. Medizin und Sport, 1974, Bd 14 № 7, — S 208−211.
  320. Kind M. Stoke Mandeville Eindrucke. Rehabilitation, 1972, Bd. ll, № 1, — S 34−38.
  321. Lowe A.A., Johnston W.D. Tongue and jaw muscle activity in response to mandibular rotations in a sample of normal and anterior openbite subjects. Amer. J. Orthodont, 1979, vol. 76, -p. 565−576.
  322. Schute W. Elements of encounter. N.V., 1975. -p. 10−14.
  323. Roders C.R. Client centered therapy. Boston, 1951. -p. 110−120.
  324. Roders C.R. Psychotherapy and personalyty chahge. Chicago, 1954,-p. 21−30.
  325. Schwabe Chr. Musiktherapie bei Neurosen und funktionallen Storungen. Jenga: G Fischer Verl., 1972. -S. 34−43.
  326. Simpson M.N. Lip incompetence and its relationship to skeletal and dental morphologi. An electroyographic investigation. — Brit. J Orthodont, 1976, vol. 3, N 3 — p. 177−179.
  327. The play of children: current theory research. Eds. D.J. Pepler, K.H. Rubin. Basel- New York- 1982, -P. 158.
  328. Wolpe J. Behavior therapy for psychosomatic disorders Psychosomatics. 1980. Vol. 21, p. 379−385.
  329. Zborowski J. Proces nauki domowej ucznia. Warszawa, 1961.
  330. Zechowska B. Efetywnosc pracy nauczyciela. Wyznaczniki, tendencje, problemy. Katowice, 1992.
  331. Frenkta A.A. Uber die Enhalt von Geistigen und Physischen in der sozialischen kultur. Theorie und Praxis der Korperkultur, — 1975. № 4, — S. 339−349.
  332. МИНИСТЕРСТВ О ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ
  333. И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
  334. КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ Б1Л1М, МЭДЕНИЕТ ЖЭНЕ ДЕНСАУЛЫК, САК. ТАУ МИНИСТРЛШ
  335. К, ОРК, ЫТ АТА АТЫНДАРЫ К^ЫЗЫЛОРДА MEMJIEKETTIK УНИВЕРСИТЕТ!
  336. Проректор по учебно-методической ^—работе, д.т.н., профессор С И. Кошкаровлшкарова, Б. К. Карбозулы, Б. А. Сайлыбаева заверяю:1. Р.А. Аханова
  337. Информационно-вычислительный центр Кыэылординского государственного университета1. Б.К. Карбозулы1. Б. А Сайлыбаев3 Об —1. АКТвнедрения результатов научных исследованийв практику
  338. Мы, нижеподписавшиеся, начальник областного департамента образования Муслимов A.M., зав. детскими садами:
  339. N 13 «Ак Кайык» К.Н.Абдукаримова
  340. N 14 «Самал» Ж.Т.Батыршаева
  341. N 32 «Кулыншак» И.А.Сатанова
  342. Ф.И.О. автора Наименование предложений, рекомендаций и краткая характеристика Эффект внедрения
  343. При помощи этих методических программ и рекомендаций обучающего характера студенты 3 курса факультета ТМНО организованно и грамотно провели педагогическую практику в детских дошкольных учреждениях города Шымкента N 65, 95, 106, 127.
  344. Декан социально-гуманитарного факультета
  345. Зав. кафедрой Нач. учебной1. Г" 6—1. СИ^С- ^ ко
  346. К. Молдабек К. Городбин В.а ч иг^ Ь., 1. АКТвнедрения результатов научных исследований в практику
  347. Мы, нижеподписавшиеся, начальник городского департаментаобразования и здравоохранения г. Тлеубердиев Н. А., зав. детскими садами:
  348. N 69 «Светлячок» Аинабекова Г. К.
  349. N 95 «Родничок» Жунусова Р. И.
  350. Начальник департамента д-с N 69 «Светлячок» д-с N 95 «Родничок» (Ад-с N 106 «Красная шапочка» д-с N127 «Аистенок»
  351. Н. А. Аинабекова Г. К. Жунусова Р. И. алжанова Г.У.ова Г. Ж.N•Jl^^flU^Lт i1. У. 9 &>¦1. АКТзнедреыня результате®- научных. исследовании в практику
  352. Кравцов И"А. Лыезшгвэ II" В, Ж4уш'←*§ ек0аа О. Т. Кузнецова TLB, Уяе&аева ГЛС Мухзтзева ГЛ Лукина Л XL Иурбаехде Р. Е, Абшгаева И Санина ЛИ1. S-fO
  353. УТВЕРЖДАЮ" ректор ТарГУ нм.М. Х. Дулати член-корр. АН РК, академик BIIL Д-Т.н., профессор Ж-Бишимбаев 1998 г. вне древня результатов научных исследований б практику ^
  354. Декан педагогического факультета, д.п.н., профессор2 ав. ка uj е до о и «Пе д a i о гнка» д.п.н. прошессоо•заа.кафедрой «психологии социологии», д.п.н., профессох1. О. С:Оалнмоаеьг- й*. jisjc «2. cd1. V, а Si =6 .х .J
Заполнить форму текущей работой