Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профилактика и коррекция соматических нарушений (плоскостопия и дефектов осанки) средствами физической культуры в санаторно-курортных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, что занятия физическими упражнениями, построенные на основе комплексного использования локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, на основные мышечные группы с использованием технических устройств способствуют коррекции соматических показателей. Педагогический эксперимент показал высокую эффективность комплексного использования локальных силовых упражнений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методические предпосылки проведения исследования. jt 1.1. Условия, определяющие возникновение соматических нарушений у человека
    • 1. 2. Факторы биомеханического порядка и их влияние на опорно-двигательный аппарат человека
    • 1. 3. Методики профилактики и коррекции нарушения осанки и ^ плоскостопия

Профилактика и коррекция соматических нарушений (плоскостопия и дефектов осанки) средствами физической культуры в санаторно-курортных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В научно-методической литературе в последнее время отмечается тенденция увеличения числа людей, имеющих нарушения осанки. За последние 30 лет в три раза возросло число людей, имеющих различные виды нарушения осанки (60% студенческой молодежи, по данным Ю. Войнар, 2000), страдающих от постоянных или временных болей в области поясницы (до 60−80% взрослого населения, по данным Я. Ю. Попелянского, 1974, 1983; И. П. Антонова, Г. Г. Шанько, 1989 и др.). Распространенность плоскостопия среди населения составляет сегодня более 40%, что также в три раза больше, чем в 60-е годы (В.Г. Стрелец, П. В. Подгорный, 1991; Е. В. Брянгина, 1997; А. А. Потапчук, М. Д. Дидур, 2001 и др.).

Среди причин столь плачевного положения выделяют родовые травмы, нарушения экологии, не сбалансированное питание, информационные перегрузки, снижение двигательной активности и т. д. Однако главной и основной причиной нарушения осанки является, по данным многих авторов (Я.Ю. Попелянский, 1974, 1983; И. П. Антонов, Г. Г. Шанько, 1989; В. Г. Стрелец, П. В. Подгорный, 1991; А. А. Потапчук, М. Д. Дидур, 2001 и др.), слабость мышечно-связочного аппарата, возникающая вследствие недостаточной двигательной активности.

Физические упражнения, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета», снижают риск появления дефектов осанки, плоскостопия и т. д. В настоящее время специалистами в области адаптивной и оздоровительной физической культуры применяется большое количество упражнений и комплексов, специально разработанных, именно, в профилактических целях. Однако представляется необходимым обратить внимание специалистов на недостаточно изученные аспекты данной проблемы, а именно:

1) вопросы подбора физических упражнений, режимов их выполнения и определение оптимальной величины нагрузки;

2) оценку эффективности применения тех или иных режимов выполнения упражнений для коррекции и профилактики нарушений состояния свода стоп и осанки;

3) разработку технических устройств, позволяющих повысить эффективность выполнения физических упражнений.

Таким образом, констатируется противоречие между объективной потребностью в совершенствовании методики профилактики и коррекции нарушений свода стоп и осанки и наличным уровнем научных знаний о сущности данного процесса. Указанное противоречие педагогической теории и практики побудили нас к выбору темы исследования, поиску путей совершенствования методики, выявлению условий, оказывающих существенное влияние на успешность применения различных режимов выполнения физических упражнений.

Следует отметить, что проблема исследования заключается в поисках оптимальной системы педагогических воздействий в условиях санаторно-курортного отдыха. Проблема состоит в том, как эффективно осуществлять физическую подготовку отдыхающих, как сделать этот процесс целостным и ориентированным на проблемы, связанные с нарушениями свода стоп и осанки.

По замыслу работы объектом исследования является технология применения физических упражнений отдыхающими, направленная на профилактику и коррекцию нарушений состояния свода стоп и осанки, а предметом исследования — динамика соматических показателей в результате использования экспериментальной программы.

Цель работы — разработка технологии применения квазиизотонического (статодинамического) режима выполнения физических упражнений для предупреждения и коррекции дефектов осанки и плоскостопия у лиц молодого и среднего возраста на основе комплексного использования технических устройств в сочетании с другими видами физических упражнений.

В основу рабочей гипотезы диссертационного исследования положено предположение о том, что включение в занятия с лицами, имеющими соматические нарушения (плоскостопие и осанки), значительного объема локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, позволит нормализовать и будет способствовать предотвращению развития выявленных отклонений в санаторно-курортных условиях.

В соответствии с целью и рабочей гипотезой перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и оценить соматоскопические показатели и уровень физической подготовленности отдыхающих, выявить степень их взаимосвязи.

2. Исследовать влияние силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, на соматоскопические показатели отдыхающих.

3. Разработать программу занятий для профилактики и коррекции выявленных нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной технологии коррекции нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата.

Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи и концептуальные положения отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методики физического воспитания, адаптивной и оздоровительной физической культуры.

Научная новизна работы характеризуется совокупностью впервые полученных экспериментальных материалов, обосновывающих новую технологию комплексной коррекции дефектов осанки и плоскостопия в санаторно-курортных условиях, включающую силовые упражнения, выполняемые в квазиизотоническом режиме. Выявлен эффект применения разработанных нами технических устройств на состояние свода стоп. Изучена взаимосвязь состояния свода стоп, уровня физической подготовленности и показателей осанки. Доказана целесообразность комплексного применения локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, и технических устройств для реабилитации и коррекции соматических нарушений.

Теоретическое значение работы заключается в том, что теория и методика адаптивной и оздоровительной физической культуры дополняется новыми данными о воздействии и возможности комплексного использования локальных силовых упражнений и технических устройств с целью реабилитации и коррекции соматических нарушений. Полученные результаты исследования дополняют и расширяют знания по проблеме использования физических упражнений в санаторно-курортных условиях в реабилитационных целях.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что:

— получены данные об эффективности локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме. Они имеют большое значение для практики реабилитационных и оздоровительных занятий с отдыхающими молодого и среднего возраста, так как они физиологически доступны для лиц любого уровня подготовленности. Вследствие этого, они могут быть включены в любые физкультурно-оздоровительные программы, а также использоваться самостоятельно в целях укрепления сводов стопы и создания мышечного корсета;

— использование материалов диссертации позволяет значительно повысить оздоровительный эффект отдыха на курорте. Отдыхающие, занимающиеся по предлагаемой методике, смогли целенаправленно корректировать соматические нарушения, повысили уровень физической подготовленности. Разработаны рекомендации по использованию локальных силовых упражнений в санаторно-курортных условиях.

Результаты исследования внедрены в практику работы школы здоровья «Надежда», в практику проведения занятий по лечебной физической культуре с отдыхающими в санаториях, в практику занятий специальных медицинских групп в вузе и школе, что подтверждено актами внедрения.

Основные положения, выносимые на защиту:

— данные о воздействии на форму стопы локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, с использованием технического устройства, а также результаты восстановления сводов стопы в зависимости от длительности применения;

— обоснование целесообразности применения локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, с использованием технических устройств в связи с эффективностью их использования для укрепления опорно-двигательного аппарата (в частности, стопы) и коррекции нарушений осанки;

— выявленные взаимосвязи между соматическими нарушениями (состояния свода стоп, осанки) и уровнем физической подготовленности.

Структура диссертационной работы.

Диссертация изложена на 133 страницах машинописного текста. Состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций,.

выводы.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ научно-методической литературы и собственные данные подтверждают, что в последние годы значительно увеличилось число людей, имеющих соматические нарушения (уплощение свода стоп, увеличение поясничного лордоза и угла наклона таза).

2. В ходе настоящего исследования установлены, взаимосвязи различной силы между показателями, характеризующими состояние свода стоп, и показателями, характеризующими состояние осанки, уровень физической подготовленности:

• степень взаимосвязи между индексом Чижина, характеризующим состояние свода стоп и величиной поясничного лордоза у мужчин и женщин — rs=0,68;

• степень взаимосвязи между индексом Чижина и углом наклона таза у мужчин — rs=0,68, у женщин rs=0,67;

• степень взаимосвязи между индексом Чижина и индексом Кетле — у мужчин rs=0,58, у женщин rs=0,63;

• степень взаимосвязи между индексом Чижина и функциональным состоянием мышц брюшного пресса у мужчин — rs=0,55, у женщин rs=0,59;

• степень взаимосвязи между индексом Чижина и статической силовой выносливостью мышц спины у мужчин — rs=0,61, у женщин rs=0,65;

• примерно такая же степень взаимосвязи выявлена и с другими показателями, которые были использованы в работе. Нарушения состояния свода стоп (уплощение) в большинстве случаев связано со снижением работоспособности, ухудшением общего самочувствия, болями в поясничном отделе позвоночника.

3. Использование в санаторно-курортных условиях, разработанных технических устройств для укрепления мышц подошвенных сгибателей стопы способствует нормализации состояния свода стопы, что характеризуется положительной динамикой индексов И. М. Чижина и В. А. Штрихтера.

4. Разработана программа комплексного использования локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, на основные мышечные группы с использованием разработанных технических устройств в санаторно-курортных условиях.

5. Выявлено, что занятия физическими упражнениями, построенные на основе комплексного использования локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, на основные мышечные группы с использованием технических устройств способствуют коррекции соматических показателей. Педагогический эксперимент показал высокую эффективность комплексного использования локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, в сочетании с использованием разработанных технических устройств. Положительный результат эксперимента выразился в достоверном улучшении (р< 0,05) соматических показателей, имевших нарушения, улучшении физической подготовленности участников эксперимента.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Практические рекомендации предназначены для применения инструкторами, проводящими занятия оздоровительными формами физических упражнений в санаторно-курортных условиях. Могут быть использованными при проведении занятий по физической культуре специальных медицинских групп со студентами вузов, школ и т. д.

1). В системе факторов адаптивной физической культуры для коррекции и профилактики соматических нарушений (уплощения свода стоп, нарушения осанки и т. д.) в санаторно-курортных условиях целесообразно практиковать специальные формы занятий физическими упражнениями. Согласно экспериментальным данным, оправданным двигательным содержанием занятий с лицами, имеющими соматические нарушения, с невысоким уровнем физической подготовленности и букетом других заболеваний, может быть:

— в первой части (5—6 минут) необходимо добиться расширения артерий и артериол с помощью разминки. В этом случае снижается периферическое сопротивление, облегчается работа левого желудочка сердца, нормализуется кровообращения в области малого таза и нижних конечностей. В положении стоя сердце должно нагнетать давление крови в артериях и артериолах до такой степени, чтобы преодолеть вес и вязкое сопротивление крови, находящейся в венозной системе, поднять кровь на уровень сердца. Поэтому надо отдавать предпочтение упражнениям, выполняющимся в положении лежа. Рекомендуется выполнять до 6—8 упражнений, выполняемых преимущественно в положении сидя и лежа.

— в основной части при выполнении силовых упражнений следует задействовать минимальное количество мышц, особенно в том случае, если они работают в квазиизотоническом режиме. При выполнении силовых упражнений, когда темп медленный роль мышечного насоса сводится к минимуму, а при активности большой массы мышц, при окклюзии сосудов, работа сердца затрудняется. Чередовать упражнения для относительно больших по массе мышц с тренировкой мышц с малой массой. При построении комплекса упражнений часто приходится активировать большую массу мышц, что создает условия для роста артериального давления. Поэтому выполнение следующего упражнения для мышц с малой массой снимаются возможные проблемы с ростом артериального давления.

После каждого силового упражнения или серии выполнять стретчинг. Стретчинг не предъявляет к сердечно-сосудистой особых сложностей, поэтому имеется 10−40 с. для снижения активности деятельности сердечнососудистой системы. Растяжение мышц, как известно, стимулирует пластические процессы в мышце. Для указанного контингента здесь пригодны, в частности, повороты, вращения и наклоны туловища в различных исходных положениях, сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, а также движения, вовлекающие в активную работу мышцы живота и спины, приводящие и отводящие мышцы верхних и нижних конечностей.

— в заключительной части (4—5 минут) массаж в различных его формах (самомассаж, вибромассаж, массаж с помощью специальных роликовых приспособлений и др.) — здесь могут быть представлены и индивидуально назначаемые неинтенсивные упражнения коррегирующего и профилактического характера.

2) Оздоровительная эффективность средств физической культуры значительно возрастает при комплексном применении упражнений с различной направленностью. В качестве комплекса предлагается использовать занятия локальными силовыми упражнениями, выполняемыми в квазиизотоническом режиме и применение с целью коррекции и профилактики, разработанных технических устройств.

3). При выполнении локальных силовых упражнений величина нагрузки регулируется следующим:

— изменением числа звеньев тела одновременно участвующих в работе;

— изменением амплитуды движений, т. е. величиной перемещения центра масс отдельных звеньев;

— изменением амплитуды перемещения о.ц.м. тела в вертикальной и горизонтальной плоскости;

— изменением момента сил в суставе (изменение «рычага») — -изменением темпа (частоты движений в минуту);

— интенсивностью выполнения физических упражнений, которая должна повышаться постепенно до мощности анаэробного порога;

— продолжительностью выполнения упражнений;

— интервалом отдыха. Интервалы отдыха между повторениями 2−10 минут, что вполне достаточно для устранения возможного закисления организма;

— количеством повторений упражнения;

— интервалом отдыха до следующего упражнения.

4) Выполнение локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме должно предусматривать чередование упражнений направленных на укрепление мышц разгибателей и мышц сгибателей по дням занятий, а так же в обоснованном чередование режимов развития быстрых и медленных мышечных волокон.

5) Выполнение физических упражнений приводит к активизации различных тканей, усилению в них процессов анаболизма и катаболизма. В зависимости от режима питания можно направить ход адаптационных процессов в желаемое русло, как правило, необходимо уменьшить массу жировой ткани. В санаторно-курортных условиях это наиболее просто организовать, за счет снижения в рационе нормы углеводов и жиров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агашин М. Ф, Кахидзе А. С., Ткачук А. П. Биомеханические тренажеры универсальные технические средства для оздоровления, тренировки и реабилитации // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. — М.: Физкультура, образование, наука, 1998. — С. 176−187.
  2. Аль-Гирибави Хатьма-х-Абуд. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста с использованием морфологических критериев оценки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. -22 с.
  3. Л.Н. Плоскостопие, его диагностика и лечение. Курск, 1958.
  4. Е.Е., Никитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта / Спортинформ. М.: ГЦОЛИФК, 1990. — Ч. 1.-С. 62−63,117−121.
  5. А.С. К вопросу о плоскостопии у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1964. — № 7. — С. 42.
  6. А.С. Биомеханические основы создания предметной среды человека // Теория и практика физической культуры. -1991. № 1. — С. 5−7.
  7. А.С., Актов А. В., Корецкий А. В. Демпфирование ударных нагрузок при локомоциях // Медицинская биомеханика. Рига, 1986. — Т. 3. -С. 32−37.
  8. А.С., Зациорский В. М. Определение рессорных свойств стопы // Ортопедия, травматология и протезирование. 1978. — № 6. — С. 85−88.
  9. А.С., Зациорский В. М. Эргономическая биомеханика физической культуры и спорта: Лекции для студентов ГЦОЛИФКа. М., 1985. -27 с.
  10. А.С., Зациорский В. М. Эргономическая биомеханика ходьбы и бега. М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 52 с.
  11. И. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: М.: Физическая культура и спорт, 1978. — 224 с.
  12. В.К., Запорожанов В. К. Физическая активность человека К.: Здоровье, 1987.
  13. Н.А. Лечебная физкультура и массаж. М.: Советский спорт, 2001.-272 с.
  14. Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1968.-16 с.
  15. А. Б. Обучать мягкому приземлению // Физическая культура в школе. 1983. — № 10. — С. 52.
  16. В.Н. К возрастной характеристике стоп учащихся.1950.
  17. М.В. Методика райттерапии для коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  18. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1983.-45 с.
  19. В.Е. К вопросу о понятии феномена «физическая работоспособность» 11 Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9−10. -С. 18−19.
  20. В.Е. Организационные и методические принципы системы «аэрофитнесс» // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8.-С. 18−19.
  21. П. Разработка и обоснование конструктивных параметров низа обуви для активного отдыха: Автореф. дис. канд. технических наук. -М., 1989. 18 с.
  22. Е.В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.-.РГАФК, 1997.-20 с.
  23. В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. — 368с.
  24. Е.В., Михалаш B.JI. Основы возрастной морфологии человека. М., 1983. — С. 7−8, 27−31.
  25. P.M. Биомеханика взаимодействия с опорой у юных баскетболистов (13−15 лет) с разным морфотипом нижних конечностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 21 с.
  26. Г. А. Важнейшая педагогическая задача гимнастики в школе // Физическая культура в школе. 1983. — № 10. — С. 13.
  27. Волков J1.B. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис. докт. пед. наук. Киев, 1988. — 297 с.
  28. Г. П. Профилактика и лечение травм у легкоатлетов в связи с появлением синтетических покрытий. М.: ЦИТО, 1980. — С. 48−50.
  29. Г. П. Стопа и спорт. Упражнения для укрепления стопы // Легкая атлетика, 1965. № 10. — С. 13.
  30. Ю.П. Влияние специальной спортивной тренировки на величину сводов и подвижности стоп юных легкоатлетов // Стопа и вопро-/ сы построения рациональной обуви: Сб.науч.ст. М.: ЦИТО, 1972. — с.89.
  31. Ю.П. Изменения сводов и подвижности стопы подростков и взрослых в процессе занятий легкой атлетикой и методика предупреждения плоскостопия: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 15 с.
  32. С. И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1965. — 243 с.
  33. Т.Н., Павлычева Л. А. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. М.: ГЦОЛИФК, 1991.-22 с.
  34. Гимнастика при плоскостопии // Сб. методич. и нормат. документов: В помощь физкульт. работникам и активу. М., 1989. — Вып. VI. — С. 2526.
  35. А.А., Чеботарева И. В., Арестов М. Ю. Анатомо-антропометрическая характеристика стопы у высококвалифицированных пловцов // Вопросы антропологии. Тарту, 1985. — С. 129.
  36. В.И., Колосовская JI.A. Влияние экспериментального двигательного режима на формирование двигательных качеств и здоровье учащихся 1−11 классов // Вопросы теории и практики физической культуры -Минск: Полымя, 1990. С. 31−34.
  37. М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1982.-48 с.
  38. М.А., Озолин Э. С., Шустин Б. Н. О корректности измерительных и вычислительных процедур в спортивно-педагогических исследованиях // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 4. — С. 56−58.
  39. С.Ф., Чернина Н. П., Потиханова Г. Г. Инструкция по определению продольного плоскостопия // Протезирование и протезостроение. М.: ЦНИИПП, 1960. — 71 с.
  40. В.Е., Кульнинов К. И., Зыбин Ю. П. Исследование распределения давления по плантарной поверхности стопы в обуви // Технология легкой промышленности, 1970. № 2. — С. 86−91.
  41. .И. Колебания, свода стопы // Сб. науч. работ слушателей Военно-медицинского факультета при Куйбышевском мед. ин-те.1956.-С. 55−58.
  42. Ю.В. Оценка состояния сводов стоп у высококвалифицированных спортсменов методом плантографии. Винница, 1980. — Т. 1. — С. 42.
  43. В.П., Татаринов Я. С. Оценка физического развития детей по данным морфологических наблюдений // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 3. — С. 32−33.
  44. А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 211−224.
  45. А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. -Минск: Народная асвета, 1976. 112 с.
  46. А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития // Теория и практика физической культуры. 1977. -№ 7. — С. 37−39.
  47. А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1978. — 26 с.
  48. Н.М. Основная гимнастика как средство физического воспитания внеурочных занятий младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1990.-21 с.
  49. Гуморально-гормональные механизмы регуляции функций при спортивной деятельности. М.: Наука, 1978.-303 с.
  50. Н.И. Плоскостопие и меры борьбы с ним. М.: ЦИТО, 1960. 157с.
  51. М.В. Лечебная гимнастика при поясничном остеохондрозе. СПб.: Лениздат- «Союз», 2001.-189 с.
  52. Джафаров М. А, Столяров В. А. Треугольник ориентации тела человека / Механико-математическое моделирование спортивной техники. -М., 1982.-С. 16.
  53. Р.Д., Синельникова Э. М. Физкультура, возраст, здоровье. -М.: Физкультура и спорт, 1985.
  54. Д.Д., Зациорский В. М. Биомеханика. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 264.
  55. Р.Н., Чернова Г.П, Смирнова Р. И. Взаимосвязь между силой мышц и соматическим статусом детей и подростков / Под общ. ред. Б.А. Ники-тюка. М., 1979. — С. 85−87.
  56. А.Д. Исследование содержания двигательных режимов и уроков физической культуры, способствующих исправлению нарушений осанки школьников младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1978.-24 с.
  57. Л.С. Физические упражнения специальной направленности как средство профилактики остеохондроза шейного отдела позвоночника у спортсменов // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. М.: Физкультура, образование, наука, 1998. — Т 2. — С. 161−168.
  58. В.М. Проблема надежности двигательных тестов // Спортивная метрология. М., 1978. — 19 с.
  59. В.М., Аруин А. С. Способ исследования стопы: А.С. № 584 842 СССР: МКИ, А 61 в 5/00.
  60. В.М., Аруин А. С., Селуянов В. Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: Физкультура и спорт, 1981. — С. 143.
  61. Ю.П., Ключникова В. М., Кочеткова Т. С., Фукин В. А. Конструирование изделий из кожи. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.-С. 264.
  62. М.Ф. О постановке стоп при выполнении некоторых физических упражнений. 1949. — С. 3,15−20.
  63. М.Ф. Анатомия человека. М.: Физкультура и спорт, 1985.-С. 264.
  64. С.М. Методика физического воспитания 6-летних детей, обучающихся в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 23 с.
  65. В. П. Плоскостопие // Лечебная физическая культура /Под общ. ред. проф. С. Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 214 220.
  66. В. Тренировка на песке (из опыта подготовки бегунов) // Легкая атлетика. 1966. — № 4. — С. 7.
  67. В.П., Баевский P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина, 1980.
  68. . К. Развитие организма человека и возможности моторики // Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека. Алма-Ата: КазИФК, 1988. — С. 3−6.
  69. В.П. Исследование взаимосвязи показателей двигательнойфункции в связи с возрастом и изменение ее под влиянием занятий различной направленности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 23 с.
  70. А.И., Сергеев Ю. С. Структура /соматотип/ и функциональные особенности организма // Современная морфология. JL, 1987. — С. 131−132.
  71. А.И. Влияние спортивной специализации на изменение пропорций стопы // Закономерности морфогенеза опорных структур позвоночника и конечностей на различных этапах онтогенеза / Под ред. проф. А. И. Боршевича. Ярославль: ЯГУ, 1986. — С. 92−97.
  72. А.И. Данные плантографии и муаровой фотографии как критерий оценки состояния стопы детей // Естественные науки на службе здравоохранения. Пермь, 1985. — С. 47−48.
  73. Т.Д. Организация подвижной перемены в младших классах // Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека. Алма-Ата: КазИФК, 1988. — С. 80−83.
  74. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1985. — 46 с.
  75. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-IY классов общеобразовательной школы. М., 1992.
  76. Ю.А., Головина JI.JI. Скоростные свойства мышц в различные периоды человека // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М1/5//АПН СССР Сост.В. А. Шустер, Г. М. Маслова, Т. С. Пронина. — М.: Педагогика, 1991. — С. 106−108.
  77. Косилов С. А Очерки физиологии труда. М., 1965.
  78. В.М. Закономерности роста стопы // Рост и развитие ребенка. М.: МГУ, 1983. — С. 89.
  79. В.И. //Физ.культура в школе. 1988. — № 2. — С. 8−11.
  80. И.Д., Сулимо-Самуйлло З.К., Филатов А. И. Механические ударные нагрузки и перегрузки как фактор экологии. Л.: Наука, 1980. — 96 с.
  81. З.И. Когда и чему / /Физическая культура в школе. -1975.-№−1.-С. 7−9.
  82. З.И. Критические периоды развития силы, быстроты и выносливости детей школьного возраста. М., 1976. — С. 3−11.
  83. Е.В. Формы организации массовых занятий физическими упражнениями и спортом детей младшего школьного возраста в условиях жилищного микрорайона крупнейшего города: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
  84. М.И. Плоскостопие // Военно-медицинский журнал. -1931. -№−2,4.-С. 389−414.
  85. А.Б., Матвеев А. П. Помогите ребенку стать сильным и ловким. М., 1994. — С. 6,10,22, 35.
  86. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  87. Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников // Гигиенические основы физ.воспитания. Минск: Народная асвета, 1979. — 80 с.
  88. Н.Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис. д-ра мед. наук.1. Минск, 1973.-42 с.
  89. Г. Практическая физиология труда. М., 1967.
  90. Н.Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М.: Просвещение, 1976.
  91. С.П., Мотылянская Р. Е. Материалы к обоснованию развития выносливости // Теория и практика физической культуры. -1971. № 1. -С. 28−33.
  92. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. Физкультура и спорт, 1982. — С. 100−104
  93. Л.П. Воспитание силовых и скоростных способностей. -М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 187.
  94. Г. Б. Совершенствование методов физического воспитания в связи с развитием массовых форм физической культуры // Вопросы физического воспитания школьников. М., 1983. — С. 15−21.
  95. Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  96. Н.Н., Соловьева B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. М.: ТГУ, 1988. — 182 с.
  97. Р.Е., Иерусалимский Л. А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт, 1980.
  98. Р.Е., Налбондян М. Н. Новые методические подходы к выявлению генетически обусловленных параметров в системе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 12. — С. 2425.
  99. ЮЗ.Никитюк Б. А. Методологические аспекты адаптации организма к физическим нагрузкам // Вопросы спортивной морфологии. 1986. — С. 10.
  100. .А. Оценка физического развития и работоспособности школьников при комплектовании групп начальной спортивной подготовки. -М., 1986.-40 с.
  101. .А. Типы адаптации организма к физическим нагрузкам и возможности их прогнозирования // Вопросы морфофункциональной адаптации опорно-двигательного аппарата. Омск: ОГИФК, 1986. — С. 4−6.
  102. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организмаю М.: Наука, 1978.
  103. .А., Гладышева А. А. Анатомия и спортивная морфология (практикум). М.: Физкультура и спорт, 1989. — 176 с.
  104. .А., Коган Б. И. Адаптация скелета спортсмена. Киев: Здоровья, 1989. — С. 26−31.
  105. .А., Саркисян А. Х. Реакция костей на механическую нагрузку как критерий отбора в спорте. М., 1978.
  106. И. М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста // Организация ухода за детьми и их питание. М.: Медгиз., 1963.-231 с.
  107. А.А. Как жить с плоскостопием. М.: Советский спорт, 2000. — 96 с.
  108. В.В. Сам себе костоправ. М.: Физкультура и спорт, 2000.-157 с.
  109. ИЗ.Палько А. Как предупредить плоскостопие? Спортивная жизнь России. — 1984. — № 4. — С. 29.
  110. Т.В., Тамбовцева Р. В. Конституциональные особенности формирования и коррекции осанки у младших школьников // Сборник трудов ученых РГАФК. 1999 г. -М.: Физкультура, образование, наука, 1999. -С. 206−208.
  111. А.Г. Влияние занятий спортом на подвижность стопы и сводчатость стопы и строения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1956. -15 с.
  112. В.И. К вопросу об адаптационной перестройке стопы под воздействием направленной нагрузки // Некоторые вопросы экологии и морфологии животных. Киев: Наука, 1973. — С. 42−44.
  113. Е.А. Совершенствование физического состояния человека. Киев: Здоровье, 1989.
  114. Е.А., Иващенко Л. Я., Страбко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 1986.
  115. Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ // Сб. инструкт. метод, материалов по физ.воспитанию. М., 1982. — С. 7−15.
  116. Г. Ф. Морфологические и функциональные особенности стопы у детей, подростков и юных спортсменов // Тез. докладов конф. по итогам науч.-исслед. работы за 1966 г. Минск, 1967. — С. 58−60.
  117. А.А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. -СПб.: Речь, 2001.-166 с.
  118. Практические занятия по врачебному контролю / под общ ред. А. Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт. 1976. — 128 с.
  119. .И. Уступающий режим активности мышц при локо-моциях человека: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1990. — С. 130,164.
  120. В.Н. Морфофункциональные изменения стопы детей 9−12 лет при занятиях физическими упражнениями: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Свердловск, 1974. — 21 с.
  121. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков /
  122. H.Т. Лебедева и др. // Теория и практика физической культуры. 1986. — №−1.-С. 28−31.
  123. С.А. Типология телосложения как элемент взаимопонимания педагогов и антропологов. Ереван-Цахкадзор. — М., 1982, с. 122 123.
  124. В.В. Прыжки со скакалкой задание на дом //Физ.культура в школе. — 1977. — № 5. — с. 17.
  125. В.В. Исследование сводчатости стопы у детей школьного возраста и юных гимнасток: М.: ГЦОЛИФК. — Вып.2. — 1974. — С. 115 116.
  126. В.В. Учет анатомо-физиологических особенностей призанятиях гимнастикой с детьми школьного возраста: Метод, разработка для студентов ГЦОЛИФКа /Под общ, ред. А. А. Гладышевой. М., 1992. -50с.
  127. В.М. Плоская стопа у детей и подростков и ее профилактика // Вестник современной медицины. 1929. — № 9. — С. 489−493.
  128. Г. И. Результаты исследования стоп населения г.Донецка // Ортопедия, травматология и протезирование. Киев, 1971. — № 1. — С. 1419.
  129. Ю.И. Методика развития функции мышц стопы у школьников / Физическая культура в школе. 1975. — № 7. — С. 8−10.
  130. В.Н. Принципы построения физической подготовки в оздоровительной физической культуре // Тезисы докладов Международного Конгресса «Человек в мире спорта». М.: Физкультура, образование, наука, 1998. С. 536- 537.
  131. В.Н., Мякинченко Е. Б. Основы теории оздоровительной физической культуры. М.: РГАФК, 1994. — 35 с.
  132. В.Н., Федякин А. А. Биологические основы оздоровительного туризма // М.: СпортАкадемПресс, 2000. 123 с.
  133. Л.К., Шумейко Н. С. Морфофункциональные особенности стопы детей и подростков от 6 до 14 лет // Закон морфогенеза опорных структур позвоночника и конечностей. Ярославль, 1980. — С. 60.
  134. С.М. Изучение свода стопы и профилактика плоскостопия у юных спортсменов средствами физической культуры / Сб. трудов молодых ученых. Л., 1971. — С. 88−92.
  135. С.М., Ананьев В. В. Изменение сводов стопы подвлиянием занятий художественной гимнастикой // Теория и практика физической культуры, 1967. № 2. — С. 51.
  136. .В. Ходьба и бег как средство лечебной физкультуры // Естественные локомоции циклического характера как средство лечебной физкультуры. Кисловодск, 1971.
  137. Силин J1.JI. Деформация стоп // Травматология и ортопедия / Под общ. ред. Г. С. Юмашева. М.: Медицина, 1990. — Гл.12. — С. 559−567.
  138. Система «позвоночный столб нижние конечности» спортсмена / Н. Н. Сак и др. // Современная морфология — физической культуре и спорту. -Л., 1987.-С. 52.
  139. Словарь физиологических терминов. М.: Наука, 1987. — 447 с.
  140. .И. Педагогический контроль //Советская система физ.воспитания. М.: ФиС, 1975. — с.490−501.
  141. П.Н. Функциональные особенности строения губчатого вещества костей стопы человека // Известия академии пед. наук РСФСР. -1957.-Вып. 84.-С. 99−110.
  142. Л.И. Эффективность комплексной реабилитации больных с нарушением опорно-двигательного аппарата // Медицинские проблемы физической культуры. Киев, 1990. — Вып.2. — С. 85−87.
  143. Т.В. Возрастные особенности обмена веществ и особенности методики физ.аоспитания детей и подростков: Лекция для студентов ИФК /ОГИФК, ЧКИФК. Омск, Челябинск, 1990. — с.2.
  144. Сопостовление и должные нормы морфофункциональной подготовленности детей младшего школьного возраста: Метод, рекомендации /Смоленский гос. ин-т физ.культуры. Смоленск, 1987. — 14с.
  145. А.П. Механизмы формирования плоской стопы и профилактика // Вопросы морфофункциональной адаптации опорно-двигательного аппарата. Омск, 1986. — С. 19−23.
  146. Спортивная физиология / Под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1986.-240 с.
  147. В.Г., Подгорный П. В. Современные проблемы плоскостопия в спорте // Теория и практика физической культуры. -1991. № 10. -С. 51−53.
  148. Ф.В. Адаптация костной системы к физической деятельности одна из предпосылок спортивного мастерства. / Под общ. ред. Б. А. Никитюка. — М., 1979. — С. 55−63.
  149. Ф.В. Особенности минерализации костной системы спортсменов различного соматотипа. Л.: ГДОИФК, 1986. — С. 7−10.
  150. А.Г. Здоровье школьника (метод, материалы в помощь лектору). М., 1984. — 49с.
  151. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Л.П.
  152. , А.Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. 1. — С. 144 146.
  153. В.Г. Современные концепции управления движениями // Киев: КГИФК, 1986. 18 с.
  154. Ю.Г., Юдин В. В. Исследование максимальной силы и статической выносливости у школьников в зависимости от возраста и занятий спортом //V науч. конф. по физ. воспитанию детей и подростков. М., 1972.-с.218.
  155. Г. И. О плоской и вальгусной стопе // Советская хирургия, 1926.-№−1.-С. 5−6.
  156. Т.Е. Комплекс физических упражнений для устранения сутулости и плоскостопия у детей дошкольного возраста // Пед. и медико-биол. аспекты физ. воспитания и спорт, тренировки в Киргизии. Фрунзе, 1988.-С. 209−210.
  157. В.Л., Заикин В. А., Зимина О. В. Энергетическая и пульсовая стоимость общеразвивающих гимнастических упражнений //Теория и практика физ.кулътуры. 1987. — № 9. -с.45−47.
  158. В.Л., Зайцева В. В., Александров А. А. Возрастные особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности-человека. Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. — № 1. — с.43−47.
  159. Физическая реабилитация / Под общ. ред. С. Н. Попова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 608 с.
  160. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 1972. — 176с.
  161. М.И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая кулыура при детских заболеваниях. Л.: Медицина, 1981. — С. 259−264.
  162. В., Пономарев Н. Рациональная осанка основополагающий фактор физического развития // Тезисы докладов Международного Конгресса «Человек в мире спорта». — М.: Физкультура, образование, наука, 1998. С.537- 539.
  163. С.В. Врачебный контроль за физическим состоянием школьников. М.: Медицина. 1977. — 216 с.
  164. А.А. Анатомо-физиологические особенности стопы в норме и патологии // Материалы к заключению годичной научн. конф. Кемерово, 1960.-С. 12−13.
  165. В.А. Применение оздоровительной физической культуры при профилактике остеохондроза позвоночника в зависимости от периодов онтогенетического развития // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. -М.: Физкультура, образование, наука, 1999. С. 233−235.
  166. К.И. Стопа и рациональная обувь. М., 1967.
  167. Л.Я. Метод исследования взаимодействия спортсмена с упругой опорой при локомоциях. М.: ЦНИИ, 1964.
  168. А.В. Влияние различных физических нагрузок на формирование макроморфологических и функциональных признаков у занимающихся физкультурой и спортом: Автореф.дис. д-ра мед. наук. Казань, 1970.-39с.
  169. А.В. Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия у школьников. М.: Медгиз, 1962. — 112 с.
  170. А.В., Бахрах И. И., Дорохов Р. Н. Физическое развитие детей и подростков, исследование и оценка // Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1980. — С. 159 162.
  171. Ал.А., Шалманов Ан.А. Биомеханика взаимодействия с опорой в прыжковых упражнениях. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — С. 31−57.
  172. Ал.А., Шалманов Ан.А. Основные механизмы взаимодействия с опорой в прыжковых упражнениях. М., 1990.
  173. Т.В. Особенности влияния занятий гимнастикой, плаванием и легкой атлетикой на формирование морфологического статуса детей, подростков 11−15 лет: Дис. канд.пед.наук. Омск, 1988. — 177с.
  174. В.Б., Хрущев С. В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора, М.: ФиО, 1984.
  175. В.Г., Островский А. Д. Схемы диагностики конституциональных типов. М-Л.:Госмедиздат., 1929.
  176. Н.С. Влияние различных режимов обучения на возрастные особенности стопы детей // Новые исследования по возрастной физиологии. 1976. — № 1. — С. 64−67.
  177. Н.С. Морфофункциональные особенности стопы детей и подростков // Современная морфология физической культуре и спорту. -Л., 1987.-С. 109.
  178. Г. С. Травматология и ортопедия. М.: Медицина, 1977.
  179. Е.И. Осанка и плоскостопие // Профилактика и коррекция нарушений осанки, деформаций позвоночника и плоскостопия у детей школьного возраста. М.: Медгиз, 1956.
  180. Asmussen Е., Hansen 0., Lammert 0. The relation between isometricand dynamic muscle strength in man. In: Communicftions from the Testing and
  181. Observation Institute of the Danish Nat. Association for Infantile Paralysis 20 (1965), 3−11.
  182. Bames R.A., Smith P.D. The role of footwear in minimizing lowerlimb injury. Jornal of Sports Science, 1994, Vol. 4, № 12, pp. 341−353.
  183. Bates В., Osteming L., Mason В., James S. Zu extremity function during the support phase of running // Biomechanics VI-B/Asmussen E., Jorgensen K. eds. Baltimore, MD: University Park Press. — 1978. — p. 30−39.
  184. Baumann. W. Zu einigen Problemen der Biomechanik des Sports. In: Sportwissenschaft 10(1980), 3, 240−251.
  185. Braun S., Basquin L., Mery C. Considerations sur Passise du pied normal. Etude statistique. Revue de Rhumatisme, 1980,47(12), p. 127:133.
  186. Bruggemann P., Nissinen M. Geratoptimierung im Kunsttumen aus der Sicht der Biomechnik, Stuttgart 1980,100−113.
  187. Cavanagh P.R. The running shoe book. Mountain View, С A: Anderson World Inc. — 1980. — 206 p.
  188. Cavanagh P., Lafbrtune M.J. Biomechnics, 1980, № 13, p. 397−406.
  189. Clarke Т., Frederick E., Hamill C. The effect of shoe disign upon rearfbot control in running // Med. Sci. Sports Exerc. 1983. — V. 15. — p. 376−381.
  190. Clarke Т., Frederick E., Hamill C. The study ofrearfoot movement in running surfaces / Frederics E., ed. Champaign, II.: Human Kinetics Publishers. — 1984.-p. 166−189.
  191. Clarke Т., Frederick E., Hiavac n. The effects of a soft orthotic upon rearfbot movement in running // J.Am. Acad. Podiatr. Sports Med. 1983. -p. 112−116.
  192. H. (Hrsg). Die Belastungstoleranz des Bewegungsapparates. Stuttgart, 1980.
  193. Cratt B.J. Perctptual and Motor Developmental in Infants and Children. University of Californie. Los Angeles, 1970.
  194. Diebschlag W. Die Druckverteilung an der Fussohle des Menschen in stehen und Gehen, barfuss und im Schuh. Zeitschrift fur Orth. und ihre Grenzgeb., 1982,120, s. 761−884.
  195. Dolto B.J. Traite de podologie Paris — 1982, pp. 17, 23, 166, 172−173.
  196. Ekblom B. Effect of physical training of oxygen transport system in man //Acta physiol. scand. 1969. — Suppl. 328. p. 45.
  197. Feytek J. Rozvoj pohybovych schopnosti. Sportovnimodemi gumnas-tika, 1987.-№ 5,6, 8.
  198. Fischer 0. Uber Drehungssmoment ein und mehrgelekinder Muskein, Arch. Anat. Physiob. (1984), s. 101−114.
  199. Goldcher A. Podologie Paris — 1987, pp. 17−20, 50−54,109−112.
  200. Haberkom-Butendeich E. Die Kraft des Musculus Triceps Brachii, Diss. Saarbrucken 197−3.
  201. Harald R. Sportpadagogische Erkentnisse zur Fuhrung trainierender Kinder im Fruhen Schulalter // Theorie und Praxis der Korperkultur. Berlin, 1990.-JSo3.-s. 165−173.
  202. Hollmann W. Hettinger T. Sportmedizin. Arbeits und Traininfsgrund-lagen. Stuttgart, New York, 1976.
  203. Hughson R. Children in competitive sports a multidisciplinapy approach // Canadian Journal of Applied Sports Sciences. — № 4. — 1986. — p. 162 172.
  204. Huizinga J., Vetten A.L.De. Preliminary study of the foot of the dogon. «Proc. Koninkl. nederi. akad. wot.», 1967, c. 70, № 1, 97−109.
  205. Kapandji A. Schemes commentes de mechanique articulaire. // Press. Med., 1966, vol. 74. No. 18, pp. 929−934.
  206. Keogh J.F. A Rhythmical Hopping Task as an Assesament of Motor Deficiency. Paper reported at the 2nd international Congress of Sports Psychology, Washington, D.C., 1967.
  207. Komi P. Faktoren der Muskelkraft und Prinzipien des Krafttrainings. In: Leistungssport 5(1975), 3−16.
  208. Kondo S., Shimamura A. An X-ray study on the longitudinal arch of the foot. Process of the development of the arch and deformation caused by wearing shoes, I. Anthropol. Soc. Nippon, 1958, 66, № 3,101−111.
  209. Kovas R. Vicestuphovy clunkony beh na vzdalenost zo metru // Teorie a praxe telesne vychovy. Rok 1990. Rocnik 38. — № 6. — s. 350−358.
  210. Kurniewicz-Witczakowa R. Ksztaltowanie sie budowy stopy na tie analizy metodjej badania u dzieci i miodziezy warszawskiej, prace i materialy naukowe IMD, torn VIII, Rok 1966.
  211. Labitzke PL, Vogt M. Die Anpassungsfahigkeit des kindlichen Organ-ismus an Sportliche Beleistungen. Medizin und Sport, 1976, № 4, 5, 6. -s. 151 154.
  212. Mareckova E., Marvrovava Z., Vlasakova N. Rozvoj funkcnich, pohy-bovych a psychickych dovednosti Gaz 8 letych d$veJat // Trener. — № 2. — 1990. -P. 87−108.
  213. Nigg B. Biomechanical aspects of sport ahoes and playing Cayl R.C.: Sport dress and shoess scientific American, Vol. 254, No. 3, March, 1986.
  214. Pliquett F. Fine Methode zur Messung der Druckverteilung aufeiner
  215. Fkache // Z. Orthop. 1961, Bd.94, H.2, S. 327−328.
  216. Radin E.L., Orr R.B., Kelman J.L.et.al. The effect of hard and soft surface walking on sheep knee // Abstracts 3th Ann. conference Am. Soc. of Bio-mech. The Penn. State Umv., 1979, p. 25.
  217. M. Ruzickova a kol. Diouholety vyvoj svalove sily u gumnastek -zakyn // Teorie a Praxe teleshe vychovy. ROK 1988, ROCNIK 36. — № 4. — 236 238.
  218. Schmidtbleicher D. Innervationsverhalten bei Landungen auf unter-schidlich harten Matten. In: Verletzungsrisiken und. Belastungen im Kunstturnen. Tubingen 1980. s. 39−48.
  219. Singh M., Karpovich P. Isotonic and isometric forces of forearm flexors and extmsors. In: Journal of Applied Physiologi 21 (1966), 1434−1437.
  220. Smahel Z. Effects of body weight on the configuration of the plantar arch (planimetric study). Hum. BioL, 1980, 52, № 3, p. 447−457.
  221. Unold E., Nigg В., Luethi S. Bewegungsanalysen beim Laufschuh. Sportwissenschaft, 1980,10 Ihg. № 3. — s. 309−320.
Заполнить форму текущей работой