Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6-10 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что различные аспекты спортивной ориентации широко освещены в научно-методической литературе, в то же время недостаточное внимание уделяется вопросам формирования у ребенка готовности к сознательному выбору вида спортивной деятельности. Необходимость изучения данной проблемы продиктована также тем, что в настоящее время в частности, слабо изучена сущность и структура готовности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ, а .^т
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Понятия: спортивная ориентация, спортивный отбор, выбор спортивной специализации
    • 1. 1.2. Характеристика готовности к деятельности
      • 1. 3. Роль субъективных факторов в процессе формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности
        • 1. 3. 1. Факторы, влияющие на развитие самосознания. 1.3.2. Самооценка как отражение самосознания
        • 1. 3. 3. Самооценка деятельности у детей 6−10 лет
      • 1. 4. Проблема формирования готовности детей к выбору предмета спортивной специализации в системе физкулыурно-спортивной ориентации
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИС
  • СЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель, задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ВИДА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАКТОРЫ, ОБУ
  • СЛОВЛИВАЮЩИЕ ЕЕ
    • 3. 1. Структура готовности к выбору вида спортивной деятельности
  • А
    • 3. 2. Факторы, влияющие на выбор вида спортивной деятельности
    • 3. 3. Мотивы и интерес к спортивной деятельности
    • 3. 4. Привлекательность отдельных видов спорта
    • 3. 5. Субъективная и объективная оценка двигательных способностей детей
      • 3. 5. 1. Самооценка двигательных способностей детьми
      • 3. 5. 2. Объективная оценка уровня развития двигательных способностей у детей 6−10 лет
    • 3. 6. Адекватность самооценки двигательных способностей
    • 3. 7. Роль средств массовой информации при выборе спортивной специализации
    • 3. 8. Взаимосвязь выбора вида спортивной деятельности с исследуемыми факторами
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ВИДА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6−10 ЛЕТ
    • 4. 1. Теоретическое обоснование методики формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности
    • 4. 2. Организация, содержание и методика проведения педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ .'

Формирование готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6-10 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика спорта показывает, что недостаточная эффективность работы детско-юношеских спортивных школ и учебно-спортивных подразделений в большинстве случаев является следствием неправильного выбора ребенком вида спортивной деятельности для углубленных занятий. В результате происходит большой по количеству и длительный по времени отсев детей, вызванный отсутствием роста их индивидуальных спортивных достижений.

Ошибочный выбор вида спортивной деятельности травмирует психику ребят, приводит к большим потерям потенциального контингента занимающихся или к прекращению занятий вообще, не позволяет повысить качество спортивной подготовки значительной массы юных спортсменов (С.Г. Антонов, 1997; Н. Ж. Булгакова, 1984; М. С. Бриль, 1980; В. М. Волков, ВтП. Филин, 1982; Л. В. Волков, 1981; С. С. Грошенков, 1969; A.A. Гужаловский, 1986; Ю. Ф. Курам шин, Н. Е. Латышева, 1993; П. В. Осташев, 1982; П. З. Сирис, П. М. Гайдарска, К.И. Ра-чев, 1983; Г. С. Туманян, 1984; В. П. Филин, 1975; А. П. Шамин, 1984 и др.).

Как известно, выбор каждым человеком вида спортивной деятельности, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.

Успешность ее проведения на начальных этапах спортивной подготовки во многом зависит от сформированной готовности к выбору вида спортивной деятельности. Поэтому она должна органично входить в структуру спортивной ориентации.

Несмотря на то, что различные аспекты спортивной ориентации широко освещены в научно-методической литературе, в то же время недостаточное внимание уделяется вопросам формирования у ребенка готовности к сознательному выбору вида спортивной деятельности. Необходимость изучения данной проблемы продиктована также тем, что в настоящее время в частности, слабо изучена сущность и структура готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей, критерии ее оценки, пути и условия формирования.

В связи с этим данная проблема является весьма актуальной и представь ляет определенный научно-познавательный и практический интерес.

Гипотеза исследования: предполагалось, что определение содержания, структуры и специфики готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6−10 лет позволит обосновать пути направленного ее формирования на этапах предварительной подготовки и начальной специализации и на этой основе повысить эффективность системы спортивной ориентации и отбора.

Объект исследования — процесс формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6−10 лет.

Предмет исследования — готовность к выбору вида спортивной деятельности на начальном этапе подготовки как один из элементов спортивной ориентации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определено содержание и структура готовности к выбору вида спортивной деятельностивыявлены факторы, обеспечивающие ее формирование. Получены новые теоретические и эмпирические данные, позволяющие диагностировать и прогнозировать этапы и уровни развития готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей.

Готовность к выбору вида спортивной деятельности представлена в исследовании как специфическое, динамичное личностное образование ребенка, а также как цель и один из конечных результатов процесса ее формирования. Дано научное обоснование процессу формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6−10 лет, включающее условия, средства и каналы формирования готовности к выбору.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке методики формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей на этапах предварительной спортивной подготовки и начальной спортивной специализации, позволяющей повысить эффективность ориентационной работы и качество учебно-тренировочного процесса юныщ| спортсменов.

Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы по спортивной ориентации детей в общеобразовательных и детских спортивных школах Приморского края и в учебный процесс факультета физической культуры и спорта Уссурийского педагогического института.

Основные положения работы были доложены на научно-методических конференциях: в Приморской Государственной Сельскохозяйственной Академии на кафедре физического воспитания г. Уссурийска (1996) — на межрегиональных научно-методических и научно-практической конференциях в городах Владивосток, Уссурийск, Хабаровск (1996, 1996, 1998, Т999, 2000) — на международной научно-практической конференции вузов Дальнего Востока, Китая и Кореи (1997).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Готовность детей 6−10 лет к Выбору вида спортивной деятельности представляет собой сложное и многоуровневое личностное образование, характеризующее ориентированность ребенка в сфере спорта, его избирательное отношение к спортивным занятиям и потенциальные возможности в той или иной спортивной дисциплине, избранной в качестве предмета специализации.

2. Готовность к выбору вида спортивной деятельности у детей имеет определенную структуру, включающую мотивационный, информационный и дея-тельностный компоненты. Процесс ее формирования должен строиться с учетом необходимости развития указанных компонентов в соответствии с уровнями становления готовности как качества личности будущего спортсмена, показателя его общей и физической культуры.

3. Формирование готовности к выбору вида спортивной деятельности обеспечивается оптимальным сочетанием мероприятий образовательно-воспитательного и организационно-педагогического характера и использованием разнообразных средств и методов агитации и пропаганды. .

4. Эффективность формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6−10 лет может быть достигнута при условии поэтапного вооружения детей знаниями о видах спорта, учета личных намерений и уровня развития двигательных способностей.

Работа выполнена в соответствии с Координационным планом научных разработок для институтов физической культуры (начиная с 1991 года): направление 2, тема 2.4.5.

ВЫВОДЫ:

1. Для успешного выбора вида спортивной деятельности необходима сформированная готовность к выбору, которую необходимо рассматривать как специфическое, динамическое личностное образование, как устойчивую ее характеристику. Готовность к выбору вида спортивной деятельности — это личностная устремленность применить знание, опыт, двигательные способности в области избранного вида спортивной деятельности. Готовность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач спортивной деятельности и налйчие интересов, идеалов, установок и взглядов.

2. Готовность к выбору вида спорта у детей характеризуется совокупностью деятельностного, мотивационного и информационного компонентов как подструктур готовности:

— деятельностный компонент предусматривает овладение всеми необходимыми умениями и навыками в спортивной деятельности, определенный уровень развития двигательных способностей, наиболее полно соответствующий конкретному виду спорта;

— мотивационный компонент характеризуется отношением ребенка к собственной спортивной деятельности и определяется совокупностью разнопорядковых мотивов. Наиболее устойчивым в иерархии мотивов явился мотив «самоутверждения», который является одним из наиболее важных для формирования мотивационной сферы детей при первоначальных занятиях спортом;

— информационный компонент предусматривает наличие определенной совокупности знаний, необходимых для сознательного и правильного выбора вида спортивной деятельности.

3. В ходе исследования была разработана концептуальная структурно-функциональная модель готовности к выбору вида спорта у детей 6−10 лет, предполагающая 3 основных канала ее формирования при выборе предмета спортивной специализации: социальный («Я знаю»), личностно-мотивационный («Я хочу»), личностно-деятельностный («Я могу»). Согласно данной модели процесс сформирования готовности при проведении ориентационной работы включает и 3 этапа: первый этап — выявление и формирование мотивов занятий спортом, второй этап — выявление склонностей к каким-либо видам спорта, третий — диагностика двигательных способностей детей, при этом оценка готовности может проводиться к родственно-схожим видам спорта, к выбору отдельного вида спорта и выбору конкретной специализации в отдельном виде спортивной деятельности.

4. Материалы исследования позволили выявить ряд факторов, влияющих на готовность детей к выбору предмета спортивной специализации. Среди них наиболее действенны: воздействие средств массовой информации на спортивное самоопределение детей (К=0,81) — наличие соответствующих мотивов и интересов занятий спортом (К=0,77) — привлекательность видов спорта (К=0,67) — адекватность самооценки детьми своих двигательных способностей (К=0,52). Установлено, что уровень двигательных способностей детей на выбор вида спортивной специализации существенного влияния не оказывает (К=0,41).

5. На основе модели готовности к выбору вида спортивной деятельности и предварительного эксперимента была разработана, теоретически обоснована и апробирована методика формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6−10 лет с учетом группы выше указанных факторов.

6. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность разработанной методики:

— в экспериментальной группе 80% детей приступили к систематическим занятиям спортом против 34% детей контрольной группы;

— число детей, систематически посещающих занятия в спортивных секциях спустя год после педагогического эксперимента, составило.

68% - в экспериментальной и 16% - в контрольной группахв экспериментальной группе 10 детей выполнили спортивные юношеские разряды, что составило 20%- в контрольной группе разрядники отсутствуютадекватность выбора ребенком вида спортивной деятельности, по мнению тренеров в контрольной группе составила 5060%, а в экспериментальной — 75−85%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Процесс формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности на начальном этапе спортивной подготовки позволяет научно обоснованно решать проблему спортивной ориентации и отбора для каждого ребенка. На основании анализа научно-методической литературы и проведенного нами исследования можно дать некоторые практические рекомендации в плане реального выбора предмета спортивной специализации:

1. Учитывая сложность решения задач спортивной ориентации, целесообразно использовать разработанную нами методику формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей, в которой на первый план выходят предпосылки личностные и общественные.

Необходимо учитывать, в первую очередь, интерес детей, направленность, наличие задатков к спортивной деятельности, принадлежность к спортивной семье, материально-техническую базу, кадры, потребность в кандидатах в конкретных видах спорта и т. д.

2. Следует использовать наиболее распространенные способы набора детей в спортивные секции такие, как афиширование, приглашение, массовый просмотр, конкурсный набор, консультации специалистов, педагогические, психологические, медико-биологические обследования и др.

3. Для того, чтобы убедить детей в необходимости и целесообразности спортивной деятельности, следует использовать широкую сеть каналов формирования готовности к выбору: школу, семью, медицинских работников, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, ближайшее социальное окружение и др.

4. Важной проблемой в процессе формирования готовности к выбору спортивной специализации у детей является вооружение их информацией о ситуациях выбора, о своих двигательных способностях и возможностях, об особенностях и требованиях спортивной деятельности. С этой целью рекомендуем широко и квалифицированно организовывать агитационно-пропагандистскую работу:

— наглядную агитацию в виде плакатов, портретов лучших спортсменов, таблиц первенств страны и крупнейших международных соревнований, кинограмм;

— лекционную пропаганду, выступление знаменитых спортсменов и тренеров, лекторов;

— показательные выступления спортсменов с комментариями специалиста.

5. Необходимо увеличивать количество факторов, влияющих на выбор спортивной деятельности, и учитывать их влияние на реальный выбор (см. рис.4). Полученные в ходе исследования результаты определения взаимосвязи между выбором вида спорта и исследуемыми факторами рекомендуем использовать в работе с детьми в различных звеньях физкультурного движения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Б. Зависимость самооценки от интраличного и интерличного сравнения детеМВопросы психологии.-1975.-№ 5.-С. 138−142.
  2. О.Э. Информационно-пропагандистское воздействие на школьников как фактор приобщения их к физкультурно-спортивной деятельности: Автореф.дис. канд. пед.наук.-СПб, 1996.-24с.
  3. Ш. А. В школу с шести лет. М.: Педагогика, 1986.-176с.
  4. .Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. псих. труды/Под ред. A.A. Бодалева.-М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж, 1996,-384с.
  5. С.Г. Формирование выбора спортивной специализации в единоборствах.-ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- СПб, 1997.-146с.
  6. Н.М. Формирование у студентов ИФК умений воспитывать коллективные отношения у школьников: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -Л., 1989.-20с.
  7. A.C. Особенности самооценки студентами своей профессиональной готовности/Юсновы проф. мастерства учителей ФК.: Тезисы докл. всесоюзной научной конференции/Ред. кол.. О. В. Петунии, отв. ред. Ульяновск: Ульян, пед. ин-т, 1976.-С.52−54.
  8. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977.-С.166−169.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности,— М.: Мысль, 1976.-158с.
  10. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.150с.
  11. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/Учебник для вузов, — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  12. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании//Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры. М.: ФиС, 1978.-223с.
  13. В.И. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к общению с учащимися на уроке: Авто-реф. дис. .канд.пед.наук.-СПб, 1991 .-20с.
  14. В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации//Теория и практика физической культу-ры.-1980.-№ 1.-С.31−33.
  15. И.Э. Подготовка спортивных резервов в педагогической деятельности В.И. Алексеева: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-СПб, 1992.-22с.
  16. Ю.Ф., Лисовский А. Ф. Об информативности тестов отбора в детском горнолыжном спорте//Теория и практика физической культуры.-1986.-№ 1.-С.30.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1986.-420с.
  18. В.А. Самооценка и некоторые вопросы измерения в социальной психологии//Кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга.-Краснодар, 1977 .-С.56−60.
  19. Е.В. Факторы развития активных форм физической культуры учащейся молодежи: Автореф.дис.. канд.пед.наук, — СПб, 1997.-20с.
  20. Л.И. Проблемы формирования личности: избран, псих. труды/Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995 .-352с.
  21. Л.И. Избранные псих, труды: Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна, — М.: Междунар. Пед. Акад., 1995.-209с.
  22. Л.И., Морозова И. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов у современных школьников//Известия АПН РСФСР.-1981.-Вып.36.-С. 138−144 .
  23. JI.И. Особенности самосознания у подростков //Вопросы психологии.-1955.-№ 1.-С.98−107.
  24. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1976, — № 6.-С.34−44.
  25. О. Физическое воспитание детей в семье. М.: Знание, 1985.-64с./ Серия «Физкультура и спорт».-№ 5.
  26. И.И. Теоретические вопросы самосознания. Киев: Вища школа, 1980.-С.5−14.
  27. Л.В. Что такое самооценка// Психологический журнал.-1992.-№ 4.-С.99−100.
  28. Дж. Кретти. Психология в современном спорте. Перевод с англ.- М. :ФиС, 1978.-224с.
  29. М.С. Отбор в спортивных играх. М.: ФиС, 1980.-127с.
  30. М.С., Филин В. П. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов//Теория и практика физической культуры.-1982.-№ 8.-С.30−32.
  31. Н.Ж. Время упреждения, надежность и точность как критерии оценки методов прогнозирования спортивной перспективно-сти//Теория и практика физической культуры.-1984.-№ 5.-С.20−22.
  32. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов.-М.:ФиС, 1978,158с.
  33. М.Я., Сафин P.C. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб. пособие для пед. специальностей вузов.-М.: Высшая школа, 1989.-158с.
  34. A.M. Мотивация спортивной деятельности школьников и студентов//Республиканская научно-метод. конференция по современным проблемам физкультурного образования учащейся молодежи: Тез. докл.-Уральск, 1993, — С. 32.
  35. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: ФиС, 1983.-176с.
  36. В.М. К проблеме спортивных способностей// Теория и практика физической культуры.-1982.-№ 5.-С.46−48.
  37. А.В. Формирование профессионально-этических качеств у студентов младших курсов ИФК в учебном процессе: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-Л., 1989.-21с.
  38. В.М. Молодым преподавателям по адаптации к профессиональной деятельности //Методические указания Новосибирск,!981.-21с.
  39. В.М., Пономарев Н. И., Евстафьев Б. В. и др. К вопросу определения понятий в теории физической культуры//Теория и практика физической культуры.-1987.-№ 2.-С.23−25.
  40. Г. В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов//Вопросы психологии.-1985.-№ 6,-С.131−138.
  41. ГН., Кутман М. М. Оценка степени предрасположенности учеников 9−15 лет к скоростно-силовым видам легкой атлетики//Теория и практика физической культуры.-1995.-№ 5−6.-С.52.
  42. Ф. Основные направления научно-исследовательской работы по психологии спорта в Болгарии//Теория и практика физической культуры.-1969.-№ 2.-С.7−9.
  43. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: ФиС, 1971.-137с.
  44. И.В. К оценке двигательных способностей юных гимнастов на разных этапах подготовки//Теория и практика физической культуры.-1983.-№ 6.-С.27.
  45. Л.В. Содержание и организация самостоятельной деятельности студентов на занятиях по физической культуре: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-СПб, 1993 .-22с.
  46. С.С. Вопросы теории спортивной ориентации//Теория и практика физической культуры.-1969.-№ 12.-С.44−47.
  47. A.A. Проблема критических периодов онтогенеза для теории и практики физического воспитания/Ючерки по теории и практике физической культуры. М.: ФиС, 1984.-С.211−214.
  48. A.A. Проблемы теории спортивного отбора/ЛГеория и практика физической культуры.-1986.-№ 8.- С. 24.
  49. A.A., Исаев A.A. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981.-375с.
  50. A.A., Исаев A.A. Творчество тренера,— М.: ФиС, 1982.-239с.
  51. A.A., Исаев A.A. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-ов пед. ин-ов.-М.: Просвещение, 1985.-335с.
  52. Детская энциклопедия/Быстрее! Выше! Сильнее! М.: Аргументы и факты,-1998.-№ 7−64с.
  53. До донов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельно-сти//Вопросы психологии.-1984.-№ 4. -С. 5 8−61.
  54. И.В. Формирование личности в переходный период/Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М. Д987.-С.20−25.
  55. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф.дис.. д-ра пед.наук. -М., 1983.-32с.
  56. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-175с.
  57. .В. О природе физических способностей и их соотношении с физической культурой личности//Теория и практика физической культуры.-1986.-№ 4.-С .49−52.
  58. H.B. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М.: Изд-во МГУД991.-109с.
  59. В.А. Готовность к обучению и ее объективизация в физическом воспитании студентов//Теория и практика физической культуры.-1993,-№ 5−6.-С.27−28.
  60. JI.E. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у будущего социального работника//Сб. науч. тр,-СП6Д993.-С.111−114.
  61. Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: ФиС, 1978.-С.204 219.
  62. А.Н., Насипкалиев K.M. Сущность и требования к профессиональной подготовке педагогических кадров//Респуб. научно-метод. конф. по современным проблемам физкультурного образования учащейся молодежи: Тез. докл.- Уральск, 1993.-С.59.
  63. Н., Скородумова А. Влияние семьи на формирование физкультурных и спортивных интересов детей// Теория и практика физической культуры. -1969. -№ 12. -С .40−43.
  64. A.B., Андрюшенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии.-1980.-№ 4.-С.90−99.
  65. A.B. Структурно-динамическая модель самооцен-ки//Вопросы психологии.-1989.-№ 1.-С.5−14.
  66. В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1970.-200с.
  67. К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980.439с.
  68. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для пед. ин-ов, — М. Просвещение, 1987.-287с.
  69. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности: Учеб. пособие для пед. ин-ов,-М.: Просвещение, 1983.-223с.
  70. М.Н. Становление самооценки пед. мастерства студентов факультетов ФВ // Дис.. канд псих.наук. Л., 1988.-165с.
  71. С.М. Человеческая деятельность. М.: Просвещение, 1974,177с.
  72. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для уч-ся ст. классов средней школы.-2-е изд., доп. и дораб.-М.: Просвещение, 1990,-159с.
  73. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для уч-ся.-М.: Просве-щение, 1984.-160с.
  74. А.Г. Воспитание характера.-Минск: Народна асвета, 1976.126с.
  75. А.Г. Психология семейного воспитания.-Минск: Народна асвета, 1980.-256с.
  76. В.И. Мотивы поведения в деятельности. М.: Наука, 1988.192с.
  77. C.B. Психология семьи. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.-208с.
  78. М.Г. Подросток о себе и сверстниках// Проф.-тех. обр-ие,-1977.-№ 8.-С.44−46.
  79. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис.. канд.псих.наук.-Л., 1980.-14с.
  80. Н.И. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М.: Новая школа, 1993.-327с.
  81. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М.: Просвещение, 1988.-С.7−16,104−111.
  82. Кон И. С. Открытие «Я», — М.: Политиздат, 1978.-367с.
  83. В.П. Модель педагогической готовности будущего учителя-предметника к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе//Теория и практика физической культуры.-1995.-№ 5−6.-С.43.
  84. Л.В. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие для пед. ин-ов.-М.: ПросвещениеД987.-142с.
  85. В.А. Основы педагогической психологии.-М.: Просвещение, 1972.-255с.
  86. В.А. Психология: Учеб. для уч-ся пед. училищ.-2-е изд. М.: Просвещение, 1986.-336с.
  87. Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания, — Киев, 1999.-230с.
  88. Т.В. Психология творческого мышления,-М. :Просвещение, 1975 .-С.24−26.
  89. З.В. Исследование самооценки в условиях успеха и не-удачи//Личность в психологическом эксперименте: Сб. трудов/Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1973.
  90. Н.В. Очерки психологического труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-127с.
  91. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-114с.
  92. И.Ю. Отношение к учебной работе у отстающих в учении школьников//Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития.-М.: Просвещение,! 986.-С. 124−142.
  93. В.И. К вопросу о самооценке подростка//Ученые записки ЛГУ, — Серия психологических наук.-Вып.2:Экспериментальная и прикладная психология. № 352.-Л.:ЛГУ.-1970.-С.62−68.
  94. Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: теория и технология применения: Учебное пособие для ст-ов ин-ов физической культуры/СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта,-СПб., 1998.-76с.
  95. Ю.Ф. Прогнозирование спортивных способностей в системе спортивной ориентации с детьми и подростками по месту жительства. -Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1985.-84с.
  96. Ю.Ф., Поповский В. М. Найдите свой талант. -Л.-.ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988.-78с.
  97. Г. Ф. Биометрия//Учебное пособие для биол. спец. вузов. Изд.4-е.- М.: Высшая школа, 1990.-352с.
  98. Н.Е. Формирование профессионально-педагогических умений по проведению спортивной ориентации детей и подростков у студентов ИФК в системе непрерывной педагогической практики: Автореф.дис.. канд.пед.наук. СПб, 1995.-24с.
  99. К. Топология и теория поля: Пер. с англ.// Хрестоматия по истории психологии, — М.: Просвещение, 1980.-С.128−130.
  100. В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспита-нии//Советская психология.-1973.-№ 6.-С.97−108.
  101. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педаго-гикаД988.-398с.
  102. П.Ф. Избранные труды.-М.:ФиСД987.-358с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304С.
  104. А.Н. Избранные психологические произведения. в 2-х т. — М.: Педагогика, 1983.-320с.
  105. А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности//Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.-С. 135−136.
  106. А.И. Самооценка школьника. -М.: Знание, 1976.-64c.
  107. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии/АПН СССР.-М. .Педагогика, 1991 .-295с.
  108. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-448С.
  109. М., Скорлуповская Е., Снетова Г. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся.-М., 1996.-448с.
  110. B.C. Психологические исследования объективности самооценок и оценок студентов: Автореф.дис.. канд.псих.наук.-Л., 1977.-22с.
  111. Малая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия,-1960,т.6.-С.968.
  112. Р.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к руководству гигиеническим самовоспитанием школьников: Автореф.дис.. канд.пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989.-19с.
  113. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2 т.- М.: Педагогика, 1978, — т.1−544с.- т.2−488с.
  114. Я.Ц. Особенности мотивационной сферы студентов института физической культуры//Теория и практика физической культуры,-1995. -№ 5−6.-С.44−45.
  115. А. Самоактуализация: Пер. с англ.//Пси-хология личности: Тексты.-М.Д982.-176с.
  116. Массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с детьми по месту жительства//Методические рекомендации.-Л.: Изд-во ГДО-ИФК, 1985.-67с.
  117. Л.П. Теория и методика физической культуры // Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991.-543с.
  118. Н.К. Труд и спорт//Теоретические основы. Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛПГУД987.-78с.
  119. Методика физического воспитания школьников/ Д. А. Аросьев, Л. В. Бавина, Г. А. Баранчукова и др.- Под редакцией Г. Б. Мейксона, Л.Е. Любомир-ского. М.: ПросвещениеД989.-143с.
  120. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед.институтов./В.Л. Мартцук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова.-2-е изд. М.: ПросвещениеД990.-256с.
  121. .Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников//Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989,-222с.
  122. P.E., Налбандян М. А. Новые методические подходы к выявлению генетически обусловленных параметров в системе спортивного отбора//Теория и практика физической культуры.-1984.-№ 12.-С.24−25.
  123. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б. Кофмана- автор-составитель Г. И. Погадаев.-М.:ФиС, 1998.-496с.
  124. Наука в образовательном процессе вуза: Сб. научных тру-дов//Материалы международной научно-методической конференции. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1997.-212с.
  125. Научные исследования и разработки в спорте. Вестник аспиранту-ры/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта-1996.-143с.
  126. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет // НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. М.: Педагогика, 1992,-160с.
  127. В.А., Воротилкина И. М., Могилев В. Е. Мотивационно-эмоциональный аспект двигательной активности детей дошкольного возраста/Учебное пособие. Хабаровск: Изд-во ДГАФК, 1998.-68с.
  128. В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования/Учебное пособие.-Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997.-74с.
  129. Нестерова 3. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6−7 лет//Дошкольное воспитание.-1986.-№ 2.-С.34−37.
  130. А., Параносич В. Отбор в баскетболе. Перевод с сербскохорватского. -М.: ФиС, 1984.-144с.
  131. Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста//Вопросы психологии. -1986. -№ 4. -С .43−50.
  132. Организация и методика работы по спортивной ориентации детей и подростков//Методические рекомендации. -Л.: Изд-во ГДОИФК, 1988.-52с.
  133. Основы педагогического мастерства//Учебное пособие под ред. И. А. Зязюна.-Киев: Вища школа, 1987.-200с.
  134. Основы теории физического воспитания. -/Г.И. Мызан, И. В. Касаткина, А. М. Колесников, В. П. Каргаполов. Учебное пособие. — X: Изд-во ХГПУ, 1995.-114с.
  135. П.В. Прогнозирование способностей футболиста. М.: ФиС, 1982.-96с.
  136. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия,! 966.-т. 3.-С. 345.
  137. .В. Формирование готовности к использованию иностранного языка в процессе подготовки специалиста по физической культуре: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб, 1997.-17с.
  138. A.B. Психология о каждом из нас.-М.: Изд-во РОУ, 1992.-332с.
  139. A.B. Психология о каждом и каждомуо психологии. -М.: Изд-во РОУ, 1996.-327с.
  140. . Избранные психологические труды: Перевод с франц. -М.: Педагогика-пресс, 1969. -С.243−289.
  141. P.A. Мотивация в спортивной деятельности.-М.:ФиС, 1984,104с.
  142. P.A., Фураев Г. П. Подготовка спортсменов с учетом особенностей их мотивации//Теория и практика физической культуры.-1988.-№ 3,-С.34.
  143. К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972.-312с.
  144. К.К. Психологический практикум. М.: Высшая школа, 1980.-165с.
  145. H.A. Биометрия: Учеб. пособие для ст-ов биол. специ-альн. ун-ов/ 2-е изд.- М.: Изд-во Моск. ун-таД 970.-367с.
  146. В.M. Организация и методика работы по спортивной ориентации детей и подростков. Л.: Изд-во ГДОИФК, 1988.-68с.
  147. Практические занятия по психологии/Учебное пособие для институтов физической культуры/Под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. М.: Фис, 1989.-159с.
  148. А.Ц. Практические занятия по психологии.- М.: ФиС, 1977,165с.
  149. Рекомендации к проведению мероприятий по спортивной ориентации в системе непрерывной педагогической практики студентов ИФК.-Л.: Изд-во ГДОИФК, 1989.-61с.
  150. Е.Ю. В сб.: Гимнастика. М: ФиС, 1979.- вып. 1.-С. 19−25.
  151. С.Л. Бытие и сознание. М.: АюПН СССР.-1957.-308с.
  152. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-т.1.-485с.-т.2.-321с.
  153. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982.-142с.
  154. E.H. Оценка и самооценка как мотив поведения школьников разного возрастаУ/Вопросы психологии.-1964.-№ 4.-С.101−116.
  155. A.A. Формирование общественной активности юных спортсменов в ДЮСШ: Автореф.дис.. канд. пед. наук.-Л., 1988.-21с.
  156. П.З., Гайдарска П. М., Рачев К. И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. М.: ФиС, 1983.-103с.
  157. В.А. Профессиональная подготовка учащихся в системе высшего педагогического образования//Межвузовский сб. науч. трудов. М.: Изд-во МГПИ, 1982.-180с.
  158. Словарь русского языка/Под ред. С. И. Ожегова.- М.: Русский язык, 1988.-750с.
  159. Современные проблемы совершенствования системы физкультурного образования/УМатериалы международной научной конференции: В 2 т,-Кишинев, 1993.
  160. Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сб. науч. трудов/Под ред. В. И. Григорьева.-СПГАФК, 1997.-140с.
  161. Современные проблемы физкультурного образования учащейся молодежи//Материалы республиканской научно-метод. конф.: В 2 ч,-Уральск, 1993.
  162. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972,303с.
  163. М.И. Идеал критерий оценки действий спортсме-на//Теория и практика физической культуры. — 1980.-№ 4.-С.29−32.
  164. В.В. Самосознание личности,— М.: Просвещение, 1983.-С.16,149−151.
  165. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подрост-ков.-М.: Медицина, 1991.-272с.
  166. Теоретические и методологические аспекты определения спортивной одаренности: Сб. науч. тр./Омский гос. ин-т физической культуры,-Омск, 1989.-81с.
  167. Теория и методики физического воспитания// Учебник для студентов факультета физической культуры пед. институтов/Б.А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.- Под редакцией Б. А. Ашмарина.-М.: Просвеще-ние, 1990.-287с.
  168. С.Г. Мотивация активного и пассивного отношения моряков к занятиям физической культурой//Теория и практика физической култу-ры.-1986.-№ 1.-С.37−38.
  169. Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. М.: ФиС, 1984.-144с.
  170. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969.-213с.
  171. B.C. Двигательные способности//Теория и практика физической культуры.-1977.-№ 12.-С. 17−19.
  172. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей// Программы общеобразовательных учебных заведений. Учебное издание. — М.: Просвещение, 1993.-64с.
  173. Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя//Сборник научных трудов. Под ред. М.Я. Вилен-ского. -М., 1983.-102с.
  174. Физическая культура, спорт и здоровье на Дальнем Восто-кеЯМатериалы межрегиональной научно-практ. конференции.- Сб.науч.трудов. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1996.-91с.
  175. Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока// Материалы V межрегиональной научной конференции. Сб. науч. трудов. -Хабаровск: изд-во ХГИФК, 1997.-139с.
  176. Физические способности как вид способностей человека //Материалы к лекциям. Д.: ГИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1987.-53с.
  177. Физкультура для всей семьи.-М.:ФиС, 1989.-459с.-(Б-ка для родителей).
  178. В.П., Исмоилов А. Субъективные и объективные показатели как критерии отбора юных футболистов//Теория и практика физической куль-туры.-1978.-№ 5.-С.41−45.
  179. Филин В.П.//Материалы международного симпозиума по проблеме «Система отбора и спортивной ориентации юных спортсменов».-М.: ФиС, 1975.-87с.
  180. В.П. Становление научных и методических основ детско-юношеского спорта//Теория и практика физической культуры.-1977.-№ 11.-С.46.
  181. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,! 983.-839с.
  182. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.-288с.
  183. A.B., Набатникова М. Я. Перспективы исследований проблем юношеского спорта//Теория и практика физической культуры.-1978.-№ 7,-С.28−30.
  184. Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/Учебник для учащихся дошкольных отделений педагогических училищ. Изд.2-е.- М.: Просвещение, 1976.-239с.
  185. Ю.А. Изучение зависимости самооценки способностей от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвузовский сбор. науч. трудов/Отв. ред. Е. П. Ильин -Л.: ЛГПИД981/.
  186. Дж. Готовность к школе: Перевод с англ. -М.: Педагогика-пресс, 1992.-128с.
  187. С.Н., Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. М.: Педагогика, 1987.-159с.
  188. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. -М.: Знание, 1990.-80с.
  189. Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. М.: ФиС, 1987.-1 Юс.
  190. И.И. Особенности формирования интереса к занятиям физической культурой у трудящихся//Теория и практика физической культуры.-1987.-№ 3.-С.5−6.
  191. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: в 3-х т.-М.: ФиС, 1971−1983.
  192. В.А. Личность как предмет изучения //В кн. Социальная пси-хология.-Л.: ЛГУ, 1987.-238с.
  193. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Спорт/под ред. В.И. Мало-ва.-М.: ООО Фирма изд-во ACT, ООО Астроль, 1999.-448с.
  194. Н. Подбор и взъпитание на спортистате, — София, 1976,-199с.
  195. Atkinso J., Raynor J. Personality, motivation and achievment.- Washington, London, 1978.-173p.
  196. Bryant J. Cratty Psychology in contemporary sport.- Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, USA, 1978.-224p.
  197. Maslow A. H. Motivation and Personality (2nd ed.). New York: Harper and Row Publishers, Inc., 1970.-168p.
  198. Piaget J. Biology and knowledge.- Chicago.-1971.- XII, 384 p.
  199. Welles L., Marwelle G. Sellesteem. Its conceptualization and measurement. L. 1976.-248p.1. АНКЕТА № 1
  200. Смотришь ли ты телевизионные спортивные передачи? да нет иногда
  201. Слушаешь ли ты лекции и беседы о спорте?1. Да нет иногда
  202. Занимаешься ли ты физической культурой и спортом в учебных заведениях?
  203. Имеет ли место пример товарищей и друзей?
  204. Советуют ли тебе родители заниматься спортом?
  205. Ходишь ли ты на различные спортивно-массовые зрелища?
  206. Посещаешь ли ты спортивные соревнования в качестве зрителя?
  207. Занимаешься ли ты физическими упражнениями? если да, то где: дома, на уроках, в спортивных секциях.
  208. Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? да нет иногда
  209. Шггкптпе гчтагт/гсгк 1а ппллптттт. я и, а гттпй р ас/лтп11Ь>11 I Ч^А IX* ЧУ ч^П ¦ ¦ * I у ¦ у * ш «8 «м хЗ иных х ** «УУ II/-1. АНКЕТА № 2 (для детей)1. Фамилия, имя
  210. Возраст (сколько тебе лет)
  211. Занимаешься ли ты физической культурой и спортом?41. Занимаюсь
  212. Какие виды спорта тебе больше всего нравятся? Перечисли:
  213. Какими бы видами спорта ты хотел бы заниматься? Перечисли:
  214. На какого знаменитого спортсмена ты хотел бы быть похожим ?
  215. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ В НАШЕЙ РАБОТЕ!
  216. АНКЕТА № 3 Самооценка двигательных способностей1. Дорогой друг!
  217. Эта анкета поможет нам узнать, как ты оцениваешь свои способности применительно к определенному виду спорта. А это в дальнейшем позволит с большей точностью определить виды спорта, в которых ты сможешь достигнуть значительных успехов.
  218. Внимательно прочитай вопросы, подчеркни выбранные ответы. От искренности твоих ответов будет зависеть правильность наших выводов и рекомендаций.1. Фамилия, имя
  219. Возраст (сколько тебе лет)
  220. Занимаешься ли ты каким-либо видом спорта?- занимаюсь (укажи, каким видом спорта) — не занимаюсь
  221. Как ты считаешь, к какому виду спорта у тебя больше способности (укажи вид спорта)
  222. Как ты считаешь, в какой степени у тебя развиты координационные способности, обеспечивающие успех для занятия этим видом спорта. Оцени степень развития координационных способностей по 5-балльной шкале. Выбранную оценку подчеркни:1 2 3 4 5
  223. Как ты считаешь, в какой степени у тебя развита выносливость, необходимая для занятий этим видом спорта. Оцени степень развития выносливости по 5-балльной шкале. Выбранную оценку подчеркни.1 234 5
  224. Как ты считаешь, в какой степени у тебя развиты силовые способности, обеспечивающие успех для занятий в избранном виде спорта. Оцени степень развития силовых способностей по 5-балльной шкале. Выбранную оценку подчеркни.1 2345
  225. Как ты считаешь, в какой степени у тебя развиты скоростные способности, обеспечивающие успех для занятий в избранном виде спорта. Оцени степень развития скоростных способностей по 5-балльной шкале. Выбранную оценку подчеркни.1 234 5
  226. Как ты считаешь, в какой степени у тебя развита гибкость, необходимая для успешных занятий названным видом спорта. Оцени степень развития гибкости по 5-балльной шкале. Выбранную оценку подчеркни.1 234 5
  227. Как ты считаешь, в какой степени у тебя развиты скоростно-силовые способности, обеспечивающие успех для занятий в избранном виде спорта. Оцени степень развития скоростно-силовых способностей по 5-балльной шкале. Выбранную оценку подчеркни.1 2345
  228. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ В НАШЕЙ РАБОТЕ! и? о
Заполнить форму текущей работой