Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия социализации учащихся школ высшего спортивного мастерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в реализации конкретных рекомендаций, позволяющих спортсменам высокого класса адаптироваться к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности и формировать учащегося как личность. На основе комплекса педагогических условий разработана образовательная программа ШВСМ, использование которой повысило эффективность обучения, уровень… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Методический и методологический анализ работы по социализации спортсменов
    • 1. 1. Формирования личности спортсмена
    • 1. 2. Анализ деятельности образовательных учреждений спортсменов высокого класса
    • 1. 3. Педагогическое управление в физкультурном образовании как фактор социализации личности спортсмена
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Результаты исследования педагогических условий социализации учащихся школ высшего спортивного мастерства
    • 2. 1. Разработка подходов к формированию личности спортсменов высокого класса
    • 2. 2. Социально-педагогическая оценка работы школ высшего спортивного мастерства
    • 2. 3. Обоснование педагогических условий социализации учащихся школ высшего спортивного мастерства
    • 2. 4. Разработка образовательной программы социализации учащихся школ высшего спортивного мастерства

Педагогические условия социализации учащихся школ высшего спортивного мастерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс социализации личности включает усвоение и активное воспроизводство человеком социального опыта, различного рода отношений в обществе, социальных норм поведения, необходимых для продуктивного взаимодействия между людьми.

Нужно подчеркнуть, что спорт представляет собой модель общественного пространства, где отдельные взаимоотношения достигают высочайших уровней.

В последнее время обострилось разрешение научного противоречия между устойчивой благополучной жизнедеятельностью спортсмена во время его высоких спортивных результатов и активных тренировок. А с другой стороны, после активных выступлений спортсмен остается один на один со своими проблемами: когда нет любимой работы, не хватает денежных средств, а главное — известные и выдающиеся спортсмены не чувствуют прежнего внимания к себе.

В таких ситуациях возможен кризис личности, так как спортсмен не готов к жизни в обществе и не имеет базовых знаний и навыков социализации и социальной ориентации в современной жизнедеятельности.

Известны положительные примеры социализации известных спортсменов: это — Александр Карелин, Герой России, четырехкратный чемпион мира, трехкратный чемпион олимпийских игр по греко-римской борьбе, который после активных выступлений работает полковником налоговой службы, депутат Государственной ДумыЛуиза Носкова — олимпийская чемпионка по биатлону, заслуженный мастер спорта, а в настоящее время ведет активную преподавательскую деятельность, являясь и.о.порофессора кафедры лыжного спорта и биатлона факультета физической культуры Тюменского государственного университетаМихаил Сизиков — двукратный серебряный призер молодежного первенства мира, мастер спорта международного класса, а в настоящее время — работник ФСБ.

Примером неудачных процессов социализации личности могут служить спортивные карьеры известных тюменцев: А. Нигмаджанова, мастера спорта, победителя молодежного первенства СССР по лыжным гонкам, который после активных выступлений пристрастился к наркотикам, а затем рано ушел из жизниС. Панафидин — мастер спорта, двукратный победитель молодежного чемпионата СССР по велоспорту, который, закончив спортивную карьеру, встал на путь преступлений, совершил кражу и отбыл срок наказания за правонарушение.

Такие примеры ярко показывают, что в обществе налицо проблема социализации спортсменов высокого класса.

Одной из тенденций спорта в современных условиях является использование перспективных технологий, формирующих педагогические личностные характеристики учащихся школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Образовательное пространство ШВСМ интегрирует педагогический процесс и спорт высоких достижений. Социализация студентов институтов и факультетов физической культуры, характеризуется сегодня не только высокой спортивно-профессиональной компетенцией, мобильностью, но также и предприимчивостью спортивных педагогов, и конкурентоспособностью спортсменов (Ю. В. Верхошанский, В. Н. Платонов, Л. П. Матвеев И. И. Су-лейманов и соавт., В. Н. Зуев, С. А. Кабанов, А. П. Исаев) и социально-жизненной ориентацией (В. И. Жолдак, В. Г. Камалетдинов).

Современное развитие общества, включая конкурентоспособность в спорте высоких достижений и на рынке труда ставит перед учащимися школ высшего спортивного мастерства жизненную проблему социальной адаптации в жестких условиях рыночных отношений. Однако в известной литературе (Л. П. Матвеев, В. И. Жолдак, Ю. В. Верхошанский, В. Н. Платонов) недостаточно раскрываются конкретные пути социализации и социальной ориентации спортсменов высокого класса, и в частности учащихся ШВСМ. В учебно-тренировочном процессе школ высшего спортивного мастерства недостаточно разработаны педагогические условия социализации, в образовательном процессе отсутствуют целенаправленные программы социализации и социальной ориентации спортсменов высокого класса.

Возникает острая необходимость поиска путей, средств и методов социализации и социальной ориентации, направленных на гармоничное воспитание личности спортсменов высокого класса.

Данные вопросы послужили основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия социализации личности учащихся ШВСМ».

Тема входит в план инициативных исследований кафедры управления Ураль ской государственной академии физической культуры г. Челябинска.

Объект исследования — образовательный процесс в школе высшего спортивного мастерства.

Предмет исследования — педагогические условия, способствующие социализации учащихся школы высшего спортивного мастерства.

Цель исследования — поиск оптимальных путей и способов социализации и социальной ориентации учащихся ШВСМ.

Анализ теоретических источников, практический опыт работы автора с учащимися школы высшего спортивного мастерства позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования. Процесс социализации учащихся ШВСМ происходит более эффективно, если: а) в содержании образовательного процесса значительное место занимают вопросы социальной ориентацииб) личностно-ориентированный образовательный процесс учитывает внутренние и внешние условия социальной средыв) использована образовательная программа для социализации учащихся, направленная на гармоничное развитие личности.

Задачи исследования.

1. Изучить проблему социализации и социальной ориентации учащихся ШВСМ.

2. Определить содержание, средства и методы социализации учащихся ШВСМ.

3. Обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию личности учащихся ШВСМ.

4. Экспериментально проверить эффективность образовательной программы для социализации учащихся, направленной на гармоничное становление личности.

Методологической основой исследования явились общенаучные теории и концепции человековедения (А. И. Субетто, В. П. Казначеев), теория деятельности (Л. С. Выготский. А. Н. Леонтьев, В .В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), методология и теория педагогического управления (А. Я. Найн, В. П. Беспалько Г. Н. Сериков, М. Е. Дуранов,), теория и методология спорта и непрерывного физкультурного образования (А. М. Дикунов, И. И. Сулейманов, В. У. Агеевец, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов), информацион-но-потребностная теория личности (П. В. Симонов). В работе основное внимание уделено интегративному подходу к обозначенным концепциям.

Исследование проводилось на базе школ высшего спортивного мастерства и спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Тюменской, Свердловской, Омской и Челябинской областей с 1995;1999 г. г. в три этапа. В число испытуемых вошли учащиеся и тренеры ШВСМ и СДЮШОР: 286 человек, среди которых 200 учащихся, из них -4 заслуженных мастеров спорта (ЗМС) — 14 мастеров спорта международного класса (МСМК) — 48 мастеров спорта (МС). Контингент 86 тренеров состоял из 2 заслуженных работников физической культуры РФ, 19 заслуженных тренеров РФ (ЗТР), 43 тренеров высшей категории.

Организация и основные этапы исследования.

Первый этап (1995;1996 гг.). Проведен анализ состояния решения проблемы в теории и в практике спортивно-педагогической деятельности. Намечены теоретические предпосылки разрешения проблемы, определены рабочий вариант темы, цель, задачи, объект и предмет исследования. Разработаны этапы, определены участники, методы и содержание проведения констатирующего эксперимента. Определена методика обработки данных. Использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, аналогии, моделирование, системноструктурный и функциональный подходы.

Второй этап (1997;1998 гг.). В этот период проведены констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы, в ходе которой уточнялись формулировка темы, цель, гипотезы, объект, предмет, а также содержание методов и подходов к проблеме социализации учащихся ШВСМ в новых социально-экономических условиях. Использовались методы исследования: наблюдение, анкетирование, изучение учебной документации, результатов спортивной, учебной и досуговой деятельности учащихся ШВСМизучение и обобщение учебно-тренировочной деятельности тренеров, экспертные оценки, педагогическое тестирование.

Третий этап (1999;2000 гг.). В этот период осуществлялось внедрение и экспериментальная проверка образовательной программы, направленной на социализацию учащихся ШВСМ, проведена обработка данных, полученных в ходе второго и третьего этапов исследования, оформлены результаты исследования, создана модель образовательного процесса и внедрена в учебный процесс образовательная программа социализации учащихся ШВСМ, подведены итоги педагогического эксперимента. Использовались методы экспертной оценки, математико-статистической обработки полученных результатов, моделирования, сопоставления планируемых и полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: дан историко-педагогический анализ решения проблемы социализации спортсменов высокого классавыявлены и проанализированы особенности качеств личности спортсменов высокого класса, формирование которых, на наш взгляд, необходимо в образовательном учрежденииуточнено содержание понятия «общественно-ценные качества личности спортсмена», куда входят компоненты спортивной, учебной, общественной и досуговой деятельностиопределены особенности и факторы образовательного процесса и работы ШВСМ, влияющих на процесс социализации учащихся, а именно: профессиональный уровень педагогов — наставников, функциональная, физическая и техническая подготовка учащихся, их общий образовательный уровень, качество проведения теоретических и практических занятийразработана модель образовательной системы учащихся ШВСМ, состоящей из нескольких ступеней, повышающих профессиональный уровень образования, начиная с массовых разрядов до спортсменов высокого классавыявлены и обоснованы педагогические условия социализации учащихся ШВСМ, которые включают в себя: социальную ориентацию, проявление деятельности, взаимодействие с партнерами, социальную дееспособностьв учебный процесс внедрена учебная программа, направленная на социализацию учащихсяподтверждены необходимость и возможность социализации и социальной ориентации учащихся ШВСМ на раннем этапе спортивной специализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на семинаре тренеров Тюменской и Челябинской областей, на межрегиональных конференциях по проблеме среднего физкультурного образования в городах Орле, Москве, Челябинске (1998, 1999 гг.), научных конференциях Южно-Уральского (ЮУрГУ) и Тюменского государственных университетов (ТГУ). Результаты исследования были внедрены в практику деятельности ШВСМ городов Красноярска, Омска, Челябинска, Екатеринбурга, Тюмени и др. Материалы диссертации используются для переподготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Практическая значимость исследования заключается в реализации конкретных рекомендаций, позволяющих спортсменам высокого класса адаптироваться к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности и формировать учащегося как личность. На основе комплекса педагогических условий разработана образовательная программа ШВСМ, использование которой повысило эффективность обучения, уровень формирования социально-педагогических личностных характеристик спортсменов высокого класса. Методические материалы могут быть использованы для осуществления образовательной деятельности учащихся ШВСМ и тренеров по различным видам спорта.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются применением комплекса социально-педагогических, диагностических и математических методов исследования, достаточным объемом выборки, продолжительностью педагогического эксперимента, корректной статистической обработкой полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

• система и совокупность, особенности содержания процесса образования учащихся ШВСМ, с теоретической и практической реализации которых начинается процесс социализации спортсменов высокого класса;

• комплекс педагогических условий, влияющих на процесс социализации спортсменов;

• образовательная программа социализации спортсменов высокого класса.

ВЫВОДЫ.

1. Выполненное исследование носит опытно-экспериментальный характер и направлено на решение одной из актуальных проблем социализации и социальной ориентации спортсменов высокого класса — учащихся школ высшего спортивного мастерства.

2. Уточнено содержание понятие «общественно-ценные качества личности спортсмена», куда входят четыре основных раздела: спортивная, учебная, общественная и досуговая деятельность. На основе социологического опроса по данным разделам были выделены компоненты, характеризующие лич-ностно-социальные качества.

3. Определены особенности и факторы образовательного процесса и работы школы высшего спортивного мастерства, влияющие на процесс социализации учащихся, а именно: профессиональный уровень педагогов-наставниковфункциональная, физическая и техническая подготовка учащихс я, их общий образовательный уровень, качество проведения теоретических и практических занятий.

4. Разработана модель образовательной системы школы высшего спортивного мастерства, состоящая из нескольких ступеней, повышающих профессиональный уровень образования, начиная от массовых разрядов до спортсменов высокого класса.

5. Выявлены и обоснованы педагогические условия социализации учащихся ШВСМ, которые включают: социальная ориентацию, проявление деятельности и взаимодействия с партнерами, социальную дееспособность.

6. В учебный процесс внедрена образовательная программа социализации спортсменов высокого класса, направленная на гармоничное развитие личности.

7. Педагогический эксперимент по реализации комплекса педагогических условий показал эффективность социализации учащихся в образовательном процессе школ высшего спортивного мастерства. Подтверждены необходимость и возможность социализации и социальной ориентации учащихся ШВСМ на раннем этапе спортивной специализации. Данные положения внедрены в учебный процесс и способствуют гармоничному воспитанию личности.

Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что гипотеза исследования была подтверждена результатами эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследованиях установлено, что уровень знаний учащихся не соответствовал требованиям предъявляемым спортсменам высокой квалификации. Около половины (47,3%) не владели глубокими знаниями о способах определения тренированности, критериев состояния организма, видов комплексного контроля и т. д. Внедрение модели образовательного процесса учащихся ШВСМ повысило уровень знаний в области теории спорта — педагогических, психологических и медико-биологических (87,2%). Повысилась мотивация учащихся к самоконтролю (с 52 до 76%). Самореализация через самопознание также повысилась (с 69,1 до 88,3%). Существенно изменилась самооценка спортсменками успеха и неудачи в соревнованиях.

В целом результаты исследования подтвердили возможность применения интегративных педагогических технологий информационного образовательного пространства ШВСМ (теория, демонстрационные занятия, работа с компьютером, самостоятельные занятия, консультации авторитетных специалистов).

Сравнение, проведенное с требованиями модели многоуровневого образования через систему ШВСМ имеют много общих черт в сфере их общекультурного и психолого-педагогического образования (наличие адекватных блоков).

Общепредметный блок педагогического образования в ШВСМ включает шесть направлений: естествознание, гуманитарные знания, социально-экологические знания, допрофессиональное и профессиональное обучение, педагогика, этика и искусство.

Предложенная нами и реализованная образовательная программа социализации учащихся Школы высшего спортивного мастерства подтвердила гипотезу о повышении эффективности процесса социализации и его влиянии на гармоничное развитие личности.

Важность уровня образованности (готовность к решению творческих задач, понятие внутреннего мира человека, потребности к самореализации).

Важность формирования личности как спортсмена высокого класса и субъекта образовательного процесса показано нами в системе модели и вектора личностного развития.

Резюмируя полученные данные следует отметить, что предлагаемая модель прогрессивна, но она не исчерпывает всех аспектов проблемы.

Разработанные педагогические условия социализации учащихся ШВСМ позволили выделить главное направление в деятельности педагогов и тренеров, а именно: социальная направленность, проявление деятельности и взаимодействие с партнерами, социальная дееспособность.

Выделенные и обоснованные педагогические условия легли в основу образовательной программы социализации спортсменов высокого класса, направленной на гармоничное развитие личности. Проведенный педагогический эксперимент показал правильность выбранного направления.

В ШВСМ г. Тюмени уровень спортивной квалификации 70 учащихся при поступлении и по окончании занятий в ШВСМ значительно повысился: так, в 1995/96 учебном году повысили свои спортивные разряды (KMC и МС) с 78,4 до 90%- в 1996/97 учебном году — с 54 человек (79,3%) до 64 человек (91,9%). В 1997/98 — уровень разрядников увеличился с 54 человек (79,2%) до 68 чело-век (96,7%) — в 1998/99 учебном году с 56 человек (80,1%) до 69 человек (97,2%).

Данные исследования указывают на эффективность разработанных мероприятий по подготовке спортсменов на уровне МСМК. Это подтверждается стабильными статистическими данными подготовки МСМК и ЗМС с 1995 по 1999 г. г.

В ШВСМ облспорткомитета подготовлены: в 1995 г. — 1 чемпион мира и 6 призеровв 1996 г. — 1 призер чемпионата мира, 2 победителя первенства мира, 2 призера чемпионата Мира, 1 чемпион Европыв 1997 г. — 1 чемпион мира, 1 победитель и 2 призера молодежного первенства мира, 4 призера чемпионатов мира- 1998 г. — 1 олимпийский чемпион, 3 призера олимпийских игр, 3 победителя и призера параолимпийских игр, 2 чемпиона Мира- 1999 г. -2 чемпиона мира, 2 призера чемпионата мира, 2 победителя и призера Всемирной студенческой Универсиады. Как видно из данных показателей шесть спортсменов Тюмени участвовали в летних и зимних олимпийских играх-1996 и 1998 гг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Вла-дос, 1994.-336 с.
  2. В.У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности // Спорт в современном обществе / Под ред. В. М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980.-С. 110−123.
  3. В.П. Становление человечества. М.: Полит, издат., 1984. — 462 с.
  4. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 258 с.
  5. .Г. Психология педагогической оценки // Труды института мозга им. В. М. Бехтерева. Т. IV. — Л., 1935. — 146 с.
  6. А. Психологическое тестирование: Книга 1: Пер. с анг. / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  7. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: основы негативной теории онтогенеза. М.: Наука, 1982.-270 с.
  8. В.В. Организационно-методические основы совершенствования учебного процесса в училищах Олимпийского резерва: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1997. — 29 с.
  9. В.Г. Мотивации поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1986. — 158 с.
  10. .В., Исаев А. П., Кабанов С. А. Самоорганизующаяся система образования и спорта. Социокультурные, витагенные и валеологические особенности человековедения. -Екатеринбург: НУДО «Межотраслевой региональный центр», 2000. 134 с.
  11. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. 1981. — № 8. — С. 78−89.
  12. H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности: Автореф. дис. канд. биол. наук. Л., 1979.-23 с.
  13. H.A. Оценочная функция психики. -М.: Из-во Института психологии РАН. 1997. -306 с.
  14. H.A. Оценочная функция психики: Дис. доктора психол. наук. СПб. СпбГУ, 1998. — 385 с.
  15. H.A. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 3. — С. 87−93.
  16. A.C. Теория и практика витагенного обучения с голографи-ческим методом проекций. Екатеринбург, 1987. — 131 с.
  17. Ф.В., Роханец Р. В. Особенности личности студента // Вопросы спортивной психологии: Сб. науч. трудов. М., 1973. Вып. 2. -С. 46−51.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.-59 с.
  19. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-312 с.
  20. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 135 с.
  21. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987.- 125 с.
  22. В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсмена. Л., 1984. — 319 с.
  23. Р., Ричардсон Д. Агрессия (мастера психологии). СПб. Изд-во Питер, 1998.-330 с.
  24. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 327 с.
  25. П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / Составители В. И. Жолдак, В. Г. Камалетдинов. Челябинск: УралГАФК, 1987.-С. 15−35.
  26. П.А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Социально-педагогические аспекты здорового образа жизни: Учеб. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 80 с.
  27. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Методические аспекты. В 2-х томах / Под ред. Исаева JI.K. Т. 1. М.: ПАИМС, 1997.-512 с.
  28. В.Н., Исаев А. П., Юсупов Х. М. Иммунология спорта. Челябинск, 1996.-338 с.
  29. А. Спорт и качество жизни // Спорт и образ жизни: Сб. ст. / Сост. В. И. Столяров, 3. Кравчик. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 22−35.
  30. A.A. Тренинг и интеллект. М.: Физкультура и спорт, 1987.-39 с.
  31. А.Н. Тяжелоатлетический спорт: очерки по физиологии и спортивной тренировке. -2-е изд. перебот. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1977. -255 с.
  32. Ю. Фон. Некоторые современные вопросы психологии обучения. Когнитивная психология // Матер, финско-советсткого симпозиума. -М.: Наука, 1986. С. 21−26.
  33. Врихт Ю.Фон. Никоторые современные вопросы психологии обучения. Канитивная психология, материалы финско-советского симпозиума. -М.: Наука, 1986.-С. 21−26.
  34. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
  35. Г. В. Философия истории / Ред. Петрова Ю. В., Сергеева К. А. и соавт. Спб.: Наука, 1993. — 479 с.
  36. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1971. — С. 179−181.
  37. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. — 171 с.
  38. Л.Д. Опыт психодиагностического исследования личности спортсмена // Вопросы спортивной психологии: Сб. науч. трудов. М.: Физкультура и спорт, 1973. — С. 15−22.
  39. Л.Д., Мирошников М. П. Некоторые принципиальные положения в исследовании психологических особенностей спортсмена // Вопросы спортивной психогигиены. М.: Физкультура и спорт, 1973. Вып. 2. — С. 7−15.
  40. Л.Д., Мухина С. И. Изучение особенностей личности спортсменов с помощью многофакторных методов // Вопросы спортивной психогигиены. Вып. З.-М., 1973.-С. 147−158.
  41. K.M. О надежности психофизиологических показателей. -В сб.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Просвещение, 1969. T. VI.-С. 39−42.
  42. М.В. Проблема причинности в медицине. М.: Медицина, 1976. — 187 с.
  43. Дику11ов A.M. Перспективы модульной технологии педагогического контроля // Теория и практика физической культуры. 1997. № 12. — С. 24−26.
  44. М.Е., Кабиров Р. Ф., Лешер О. В. и др. Педагогика управления физическим образованием молодежи: Учеб. пособие. -Магнитогорск: МГТУ, 1998.- 191 с.
  45. М.Е., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее развитие: учеб. пособие. -Челябинск: ЧГПУ, 1997. 158 с.
  46. A.B. Индивидуализация подготовки дзюдоистов на основе самооценки соревновательной деятельности: Учеб. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 56 с.
  47. В.И. Современные проблемы управления в сфере физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / Составители В. И. Жолдак, В. Г. Камалетдинов. -Челябинск: УралГАФК, 1997. С. 96−113.
  48. Ф.М., Никонов A.M. Игра и социальная свобода личности // Проблемы человека в историческом процессе: Ученые записки. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. — С. 45−49.
  49. В.Н. Управление системой спортивного соревнования: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук. ОМСК: Сиб. ГАФК, 1999. — 55 с.
  50. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 256 с. (Наука — спорту- основы тренировки).
  51. A.A. Основание логики оценок. М.: МГУ, 1970. — 230 с.
  52. А.П. Механизмы долговременной адаптации и дисрегуляции функций спортсменов к нагрузкам олимпийского цикла подготовки: Дис. докт. биол. наук. Челябинск, 1993. — 482 с.
  53. А.П., Кубицкий С. И., Мишаров А. З. Психофизиологический потенциал и физическое состояние человека в современных образовательных учреждениях (экология, валеология, педагогический менеджмент). Челябинск: ЧСЭА, 1998.-97 с.
  54. А.П., Чернецкий Ю. М., Яркова Г. С. и др. Образовательный проект «Валеологический лагерь» (лагерь здоровья). Челябинск: ЧИРПО, 1999.-77 с.
  55. А.П., Шорин Г. А., Кабанов С. А. Сидром хронической усталости: лечение и профилактика. Челябинск: Версия, 1997. — 112 с.
  56. С.А. Программирование тренировочного процесса дзюдоистов высших разрядов: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 1996.- 172 с.
  57. С.А., Исаев А. П. Двигательный гомеостаз борцов: Совершенствование системы многолетней подготовки. Челябинск: ЧСЭА, 1999. -224 с.
  58. С.А., Исаев А. П. Информационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и спорта. Челябинск: ЮурГУ, 1999.-289 с.
  59. В.П. Проблемы человековедения // Науч. ред. и послесловие А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 352 с.
  60. В.П. Феномен человека. Новосибирск: Новое, кн. изд-во, 1991.-128 с.
  61. В.Г. Информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и туризма // Физическая культура: состояние, перепективы, проблемы: Сб. науч. трудов / Под ред. В. Г. Камалетдинова. Челябинск: УралГАФК, 1999. — С. 18−21.
  62. В.Г. Организационные и методические формы и методы физической культуры в производственном коллективе: Дис. канд. пед. наук. Малаховка: МОГИФК, 1988. — 213 с.
  63. В.Г. Физкультурно-спортивное движение, управление и пути совершенствования // Теория и практика физической культуры. -1999.-№ 4.-С. 19−20.
  64. В.Г., Малышкин В. В., Кабанов С. А., Косенок С. М., Исаев А. П. Физическое воспитание как фактор адаптации в условиях районов крайнего Севера // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. -С. 19−23.
  65. М.С. Кадровый потенциал вуза: Программы, концепции, методика, инструментарий исследования / Отв. ред. Л .Я. Рубина. Екатеринбург: Екатеринб. гос. ун-т., 1995. — 49 с.
  66. Ф.В. Психогигиенический аспект исследования личности спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1971. — С. 55−64.
  67. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 279 с.
  68. Ф.П. Функциональное состояние спортсменов // Подготовка и отбор спортсменов высокой квалификации. М., 1980. — С. 4452.
  69. Д. И др. Факторы определяющие решение задач: В кн.: Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. -М.: Педагогика, 1981.-С. 189−197.
  70. К. и др. Уровень притязаний // Психология личности. Тесты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. — С. 86−92.
  71. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  72. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969.187 с.
  73. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  74. В.А., Мостков Е. В. Технология повышения личного здоровья / Под ред. В. И. Покровского. -М.: Медицина, 1999. 320 с.
  75. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал.- 1981.-№ 1.-Т. 2.-С. 3−17.
  76. B.C. Психологическое исследование объективных оценок и самооценок у студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1977. — 19 с.
  77. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Методы психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 190 с.
  78. А. Психология бытия / Пер. с англ. -М.: Рефл.-бук, 1997.304 с.
  79. Л.П. Теория спорта как наука и учебный предмет // Проблемы теории спорта: Тез. Всесоюз. науч. конф. Хабаровск, 1982. — С. 3−6.
  80. М.П. Диагностическое значение психомоторики и ее исследование с помощью миокинетического теста // Проблемы психологии спорта: Сб. науч. трудов. -М., 1971. Вып. 1. — С. 15−17.
  81. H.H. Современный рационализм. М.: МГВП КОКС, 1995. — 376 с.
  82. В.Р. Влияние спортивной деятельности на формирование характера личности спортсмена // Психология и современный спорт. — М.: ФиС, 1973.-С. 17−18.
  83. Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии. М., 1979. — С. 20−106.
  84. В.П. Валеология человека: Здоровье любовь — красота. В 5-ти томах. — Т. 3. — Физическое и психическое здоровье. — СПб.: Изд-во «Петроградский и К», Минск: ООО «Оракул», 1996. — 350 с.
  85. В.П., Давыденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб: Балт. пед. акад., 1998. — 120 с.
  86. В.В. Организация спортивной тренировки. Киев.: Здоровья, 1978−92 с.
  87. В.Н. Адаптация в спорте. Киев.: Здоровья, 1988. — 214 с.
  88. В.Н. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта. В.кн.: Основы управления тренировочным процессом спортсменов. -Киев.: Высшая школа, КГИФК, 1982. — С. 5−26.
  89. A.A. Система рейтинга при проведении личного первенства в командных видах спорта без изменения структуры игры (на примере мини-футбола): дис.. канд. пед. наук. Тюмень: ТГУ, 1999. — 183 с.
  90. Н.И. Спорт и социальные проблемы общества // Спорт в современном обществе / Под ред. В. М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980.-С. 46−82.
  91. A.M. Цели, принципы и конкретные управленческие технологии // Жизнь и безопасность. 1998. — № 1. — С. 467−482.
  92. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с анг. / Общ. ред. В. И. Аршанова, Ю. Л. Климантовича. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  93. А.Н. Введение в теорию содержания общего образования. Екатеринбург, 1990. — С. 115.
  94. П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности // Психология и современный спорт: Сб. науч. работ. М.: Физкультура и спорт, 1973.-С. 14−39.
  95. А.Н. Главные направления эволюционного процесса: Морфо-биологическая теория эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 202 с.
  96. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье». — 1997. — 464 с.
  97. Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. Екатеринбург — Челябинск.: изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.
  98. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. -197 с.
  99. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Екатеринбург: УГПУ, 1999. — 38 с.
  100. O.A. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. Челябинск: УралГАФК, 1996. -315 с.
  101. Л.Н., Дмитриев A.B. Исследование лиичостных особенностей боксеров высокой квалификации // Вопросы спортивной психологии. -М., 1976. Вып. IV. С. 33−44.
  102. A.C. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 5. — С. 3−5.
  103. A.C. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. Лекции. Л.: гос. ком. РСФСР по физической культуре и спорту. -Гос. ин-т физ. культура им. П. Ф. Лесгафта, 1988. — 36 с.
  104. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  105. А.И. Идеи Панкреатора в современной науке // Вестник психотерапии. СПб. — 1994. — № 1 (6). — С. 126−132.
  106. А.И. Общественный интеллект: социгенетические механизмы развития и выживания / Дис. в форме науч. докл. на соик. уч. степени д.ф.н. Н.: Новгород, 1995. — 57 с.
  107. А.И. От квалиметрии человека к квалиметрии образования (генезис). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 242 с.
  108. А.И. Системологические основы образовательных систем. Ч. I. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-284 с.
  109. К.В. Основы физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1983.-272 с.
  110. И.И. Основы спортивной конфликтологии: Моногр. -Омск: СибГАФК, 1997. 344 с.
  111. И.И., Михалев В. И., Шнайдер В. Х. и др. Общее физкультурное образование: Учебник. Т. I. — Школьное физкультурное образование. — Омск: СибГАФК, 1998. — 268 с.
  112. Г. С., Харацидис С. Профессия тренер // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 1. — С. 28−29.
  113. H.A. Психофизиология Челябинск: Изд-во Лурье, 1998.392 с.
  114. Г. Синергетика. -М.: Мир, 1980. 167 с.
  115. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.-208 с.
  116. Ю.Л. Психология общения в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с.
  117. Г. Ф. Основы физики биосферы. Л., 1966. — 49 с.
  118. Ю.М. Олимпизм в системе образования и воспитания. -Челябинск.: «Полиграф-мастер», 2000. 242 с.
  119. И.И. Проблема самопознания в психологии. ~ М.: Наука, 1977.- 144 с.
  120. В.И. Изучение факторной структуры субъективного компонента функциональных состояний // Проблема диагностики и управления состоянием человека оператора: Тез. науч. сообщений Всесоюз. конф. — М., 1984.-С. 327−328.
  121. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»: Мат. финско-советсткого симпозиума. М.: 1986. — С. 35−43.
  122. A.C. Стратегии обучения в высшей школе И Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 15. — Омск: ОГПУ, 1996. -С. 37−40.
  123. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  124. A.M. Взаимодействие личности и общества в системе социального контроля // Социальная психология личности. М., 1979. -С. 138−164.
  125. B.C. Образовательные стандарты высшей школы. Me- ' тодологические основы, разработка и приспособление. Омск: ОГПУ, 1994. -76 с.
  126. Bonchev D. Information indices for atoms and molecules // Match. 1979. N7. P. 65−113.
  127. Few J. D. Endocrin., 1974, 62, P. 341−353.
  128. Gollnick P. D., Hermansen L. Biochemical Adaptation to Exercise: Anaerobic Metabolism in J. H. Wilmore (ed). Exercise and Sport Sciences Reviews. Vol. I. New York, Academic Press Ins. 1973. 127−132.
  129. Holloszy J. O., Booth F. W. Biochemical adaptations to endurance exercise in musele 11 Ann. Rew. Physol. 1976. V. 38. — P. 273−291.
  130. Mead G. N. Mind, Self and society. Chicago, 1934. — P. 15−17.
  131. Sutton J.R. Med. Sci. In Sports. 1978. — V. 10. — P. 1−6.
Заполнить форму текущей работой