Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей
Диссертация
Однако существующие программы не решают всего спектра задач специального дошкольного воспитания глухих детей. Занижено значение физического воспитания как средства всестороннего развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями слуха и речи. Не учитывается, что пластичность мозга ребенка в сенситивные периоды физического и психомоторного развития, формирования интеллекта, речи определяют большие… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
- 1. 1. Особенности сенсорного развития и социальной приспособленности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
- 1. 2. Анализ физического состояния глухих детей
- 1. 3. Особенности развития координационных способностей у глухих детей
- 1. 4. Анализ средств и методов физического воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха
- Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
- 2. 1. Цель исследования
- 2. 2. Задачи исследования
- 2. 3. Методы исследования
- 2. 4. Организация исследования
- Глава 3. Характеристика физического состояния глухих и слышащих детей 5−7 лет
- 3. 1. Сравнительный анализ физического развития, физической подготовленности и уровня координационной подготовленности глухих и слышащих детей 5−7 лет
- 3. 2. Основные закономерности развития координационных способностей у глухих детей старшего дошкольного возраста
- Глава 4. Методика развития координационных способностей у глухих детей старшего дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры
- 4. 1. Основные принципы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха в системе физического воспитания
- 4. 2. Характеристика средств, развивающих координационные способности у глухих детей старшего дошкольного возраста
- 4. 3. Основные организационно-методические подходы в развитии координационных способностей глухих детей
- Глава 5. Экспериментальное обоснование эффективности применения средств и методов преимущественного развития координационных способностей у глухих детей 5−7 лет
- 5. 1. Анализ результатов оценки координационных способностей в период проведения эксперимента
- 5. 2. Исследование эффективности влияния целенаправленного развития координационных способностей на физическую подготовленность и физическое развитие детей
- 5. 3. Исследование социальной приспособленности глухих детей в период педагогического эксперимента
- Выводы
Список литературы
- Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. Й. Адашкявичене. -М.: Просвещение, 1992. 159 с.
- Аксенова, Л.А. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / Л. А. Аксенова // Дошкольное воспитание. 1990. -№ 8. — С. 62−65.
- Алехина, В.Т. Развитие двигательных качеств у глухих школьников на уроках физической культуры / В. Т. Алехина // Проблемы физ. воспитания аномальных детей: Матер, конф., пров. 4−5 июня 1986 г. в г. Горьком. М., 1987. — С. 23−26.Ф
- Антонюк, С.Д. Особенности морфофункционального статуса детей 4−6лет, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья /
- С.Д.Антонюк, С. А. Королев, А. А. Черных, М. А. Шуть // РоссийскиеIморфологические ведомости. 2000. — № 1−2.- С. 193−197.
- Антонюк, С.Д. Воспитание координационных способностей у детей с1.особенностями психического развития / С. Д. Антонюк // Адаптивнаяфизическая культура. 2001. — № 3. — С. 22 -23.
- Астафьева, В.М. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на ^ основе верботонального метода / В. М. Астафьва. М.: АПК и ПРО, 2000. 100 с.
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований вIфизическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и препод. ' ин-тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. М.: «Физкультура и спорт», 1978.-223с.
- Бабенкова, Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихсявспомогательной школы // Дефектология. 1980. — № 5. — С. 37−39.
- Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физическая культура и спорт, 1988. — 208с.
- Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих /Н.Г. Байкина, Б. В. Сермеев. М.: Советский спорт, 1991.-64с.
- Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. М.: АСГ, 1997. — 392с.
- Белова, А.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации: Руководство для врачей и научных работников / А. Н. Белова, О. Н. Щепетова. М.: Антидор, 2002. — 440с.
- Бессарабов, Н.С. Возрастные изменения психомоторных функций у глухих школьников / Н. С. Бессарабов // Проблемы физического воспитания аномальных детей: Матер, конф., пров. 4−5 июня 1986 г. в г. Горьком.-М., 1987.-С. 12−14.
- Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. М., 1963. -317с.
- Бонев, JI. Руководство по кинезитерапии / J1. Бонев, П. Слычев, С. Балков. София: Медицина и физкультура, 1978. — 357с.
- Бондаревский, Е.Я. Структура, методы и оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов: Учебное пособие / Е. Я. Бондаревский, Б. А. Нариманов. М.: ГЦОЛИФК, 1981. — 56с.
- Брянчина, Е.В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / Брянчина Е.В.- РГАФК. М., 1997. — 22с.
- Бычкова, Н.В. О воспитании координационных способностей у глухонемых детей / Н. В. Бычкова // Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: Сб. научных трудов. Омск: Изд-во СибГАФК, 1996. — С. 10−12.
- Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателей детского сада / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1981. — 96с.
- Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1983. -144с.
- Варданян, Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» ребенка / Г. А. Варданян. М.: Просвещение, 1981. — 240с.
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. -М.: Просвещение, 1987. 191с.
- Венгер, J1. Достижения в изучении психического развития ребенка / JI. Венгер // Дошкольное воспитание. 1987. — № 11. — С. 56−60.
- Велитченко, В.К. Физическая культура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. М., 1986. — 25с.
- Ветошкина, Э.В. Ритмическая гимнастика как средство социальной реабилитации глухих и слабослышащих людей /Э.В.Ветошкина // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. 1996. -№ 26.-С. 107−110.
- Вильчковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э. С. Вильчковский. Киев: Здоровье, 1983. — 223с.
- Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений- Авт. сост. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. — М.: Просвещение, 1991. — 120с.
- Выгодская, Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г. Л. Выгодская. М., 1975. — 173с.
- Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре: Пособие для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. М.: Просвещение, 1984. — 175с.
- Галкина, В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов / В. Б. Галкина, Н. Ю. Холутова // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 50−54.
- Гербцова, Г. И. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физ-ре для детей с нарушением интеллекта 1−4 класса / Г. И. Гербцова. СПб.: Образование, 1994. -41с.
- Гилевич, И.М. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / И. М. Гилевич, Е. А. Забара. М.: Аквариум, 1997. — 128с.
- Глазырина, Л.Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений / Л. Д. Глазырина. Мн.: Бетспринт, 1996. — 38с.
- Глазырина, Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания / Л. Д. Глазырина. Мн.: НМ центр, 1995. -240с.
- Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с.
- Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.-144с.
- Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-304с.
- Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. Мн. -Омск: СибГАФК, 2000. — 212 с.
- Горская, И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья: Автореф. дис. докт. пед. наук (13.00.04) / Горская Инесса Юрьевна- СибГАФК. Омск, 2001.-46с.
- Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями / Л. П. Григорьева // Дефектология. 2002. — № 1. — С. 3−13.
- Гуровец, Г. В. Методика реабилитации психомоторных нарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК // Дефектология. -1999. -№ 1.- С. 31−35.
- Демирчоглян, Г. Г. Школа здоровья глаз / Г. Г. Демирчоглян. СПб.: ИК «Комплект», 1996. — 264с.
- Дзержинская, Л.Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04.) / Дзержинская Л.Б.- ВГАФК. Волгоград, 1997.-23с.
- Дмитриев, А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания / А. А. Дмитриев. Красноярск, 1987. — 152с.
- Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие / А. А. Дмитриев. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -176с.
- Дорошенко, А.С. Методика оценки физического развития и физической подготовленности дошкольников: Учеб. метод, пособие / А. С. Дорошенко, Г. А. Решетнева, О. С. Шнейдер. — Хабаровск: ДВГАФК, 2000. — 24с.
- Дубровский, В.И. Движения для здоровья / В. И. Дубровский // Физкультура и спорт. 1989. — № 2. — С. 3−94.
- Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В. П. Дудьев // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 5054.
- Ермаков, В.П. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. М.: Просвещение, 1990. — 222с.
- Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. -М.: Медицина, 1989. 128с.
- Иванов, Ю.И. Домашний стадион / Ю. И. Иванов, Э. И. Михайлова. -М.: Московская правда, 1986. 94с.
- Ильина, М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. СПб.: «Дельта», 1987. — 384с.
- Каданцева, Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дис.канд. пед. наук (13.00.14) / Каданцева Галия Абдулловна- РГАФК. -М., 1994.-27с.
- Карпова, Н.В. Совершенствование координационных способностей у детей 7−8 лет с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / Карпова Наталья Владимировна- СибГАФК. -Омск, 1997.-21с.
- Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. кн. / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 1985.-271с.
- Кистяковская, М.Ю. Значение двигательной активности / М. Ю. Кистяковская // Дошкольное воспитание. 1980. — № 12. — С. 33−36.
- Коваленко, Е.А. Гипокинезия / Е. А. Ковленко, Н. Н. Гуровский. М.: Медицина, 1980.-318с.
- Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка / М. М. Кольцова. М., 1973. — 144с.
- Коржова, А.А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха / А. А. Коржова. М.: Просвещение, 1993. — 224с.
- Красноперова, Н.А. Зрительная работоспособность у детей с нарушением слуха / Н. А. Красноперова // Дефектология. 2001. — № 1. -С. 11−16.
- Кравчук, А.И. Научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания: Автореф. дис.докт. пед. наук (13.00.14) / Кравчук Анатолий Иосифович- СибГАФК. Омск, 1999. — 68с.
- Криворучко, Т.С. Особенности физического развития детей и подростков / Т. С. Криворучко. Кишинев: «Штиинца», 1976. — 95с.
- Кручинин, В.А. О формировании чувства ритма у аномальных детей / В. А. Кручинин // Физическое воспитание детей в специальных школах: Сб. науч. статей. Горький: ГГПИ, 1983. — С.49.
- Кручинин, В.А. Проблемы физического воспитания аномальных детей / В. А. Кручинин. М., 1987. — 117с.
- Кураев, Г. А. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций ребенка / Г. А. Кураев, М. И. Леднова, Г. И. Морозова // Валеология. 2001. — № 4. — С. 31−34.
- Латохина, Л.И. Хатха-йога для детей / Л. И. Латохина. М.: Просвещение, 1993.- 160с.
- Лескова, Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Г. П. Лескова, П. П. Буцунская, В. И. Васюкова. М.: Просвещение, 1981. -159с.
- Лифанов, В.Л. Если ребенок плохо слышит / В. Л. Лифанов, Л. С. Лебедева. Киев: «Здоро я», 1984. — 38с.
- Логинов, А.В. Физиология с основами анатомии человека / А. В. Логинов. М.: Медицина, 1983. -494с.
- Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии / И. Д. Ловейко. М.: Медицина, 1982. — 144с.
- Лопина, Н.Г. Как определить уровень развития координационных способностей у дошкольников: Методические рекомендации / Н. Г. Лопина. Омск: Сиб ГАФК, 2000. — 14с.
- Лях, В. П. Понятие «координационные способности» и «ловкость» /
- B.П. Лях // Теория и практика физ. культуры. 1983. — № 8. — С. 44−46.
- Лях, В. И. Методы и критерии оценки координационных способностей школьников /В.И. Лях // Физическая культура в школе. 1988. — № 6.1. C. 11−14.
- Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. — Минск: Полымя, 1989. 159с.
- Лях, В. И. Средства и методы развития координационных способностей / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1997. — № 6. — С. 22−25.
- Майорова Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / Майорова Любовь Теодосьевна- СибГАФК.- Омск, 1988.- 19с.
- Майорова, Л.Т. Воспитание координационных способностей у детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л. Т. Майорова, Н. Г. Лопина.- Омск: Сиб ГАФК, 2000. 56с.
- Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1987. — № 3. -С. 46.
- Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. — 95с.
- Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. М.: Владос, 1997.- 304с.
- Максимова, С.Ю. Методика физического воспитания на основе ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности для старших дошкольников с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук (13.00.04) /
- Максимова Светлана Юрьевна- Рос, гос. акад. физ. культуры. М., 2002. — 24с.
- Мастюшонок, М.Т. Гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников / М. Т. Мастюшонок. Минск, 1967. -60с.
- Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособ. для практ. раб. дет. дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. М.: АРКТИ, 1998. -88с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. J1.B. Русскова). -М.: Просвещение, 1986. 400с.
- Миронова, Э.В. Современные проблемы реабилитации детей с нарушением слуха / Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко // Дефектология -1999. № 5.-С. 80−83.
- Мирошников, А.А. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности мальчиков 3−6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / Мирошников Алексей Алексеевич- Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2000. — 24с.
- Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В. П. Назаров. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 32с.
- Назарова, Л.П. Игровые упражнения для развития слухового восприятия слабослышащих детей в период обучения грамоте / Л. П. Назарова. СПб.: Образование, 1993. — 55с.
- Нестеров, В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования: Учебное пособие / В. А. Нестеров. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997. — 74с.
- Новикова, Н.Л. Нейросенсорные нарушения слуха у детей / Н. Л. Новикова, В. А. Рыбалко. М.: Педагогика, 1987. — 127с.
- Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н. А. Ноткина. СПб.: Образование, 1993. — 36с.
- Обухова, Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка / Т. И. Обухова. М.: Просвещение, 1993. — 224с.
- Осокина, Т.И. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Т. И. Осокина. М.: Просвещение, 1985. -143с.
- Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. -М.: Просвещение, 1986. -304с.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста (сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н.Н. Бойнович). СПб.: Акцент, 1995. — 36с.
- Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников / В. Петшак // Дефектология. 1989. — № 6. -С. 26−30.
- Пеганов, Ю.А. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих школьников / Ю. А. Пеганов // Дефектология. 1998. — № 2. — С. 37−49.
- Пинский, Б.М. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б. М. Пинский. М.: Педагогика, 1977. — 61с.
- Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. -СПб.: Речь, 2001.- 166с.
- Пузанова, Б.П. Коррекционная педагогика / Б. П. Пузанова. М.: Академия, 1998.- 144с.
- Радченко, Т.В. Физиологические основы тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед. наук (13.00.04) / Радченко Татьяна Вениаминовна- Кубан. ГАФК. Краснодар, 1998. — 24с.
- Решетнева, Г. А. Основы теории физической культуры: Учеб. пособие для самостоятельной подготовки студентов институтов и академий физ. культуры / Г. А. Решетнева. Хабаровск: ХГИФК, 1997. — 60с.
- Решетнева, Г. А. Региональные стандарты физического воспитания и физической подготовленности дошкольников (г. Хабаровск): Учебно-метод. пособие / Г. А. Решетнева, О. С. Шнейдер, А. С. Дорошенко, Г. И. Минеева. Хабаровск: ДВГАФК, 2000. — 16с.
- Руденко, С.А. Развитие способности к равновесию у детей 6−7 лет: Автор, дис. канд. пед. наук (13.00.04) / Руденко Сергей Александрович- СПб ГАФК. СПб., 1999. — 25с.
- Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр / М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин. -СПб.: Кристал, 1997. 331с.
- Рузина, М.С. Поиграем? / М. С. Рузина // Дошкольное воспитание. -1997.-№ 5.-С. 73−75.
- Рузина, М.С. Возможности пальчикового игротренинга / М. С. Рузина // Журнал практического психолога. 1997. — № 2. — С. 118−123.
- Сапожников, Ю.Р. Проблемы физического воспитания глухих школьников / Ю. Р. Сапожников // проблемы физ. воспитания аномальных детей: Матер, конф., пров. 4−5 июня 1986 г. в г. Горьком. -М., 1987.-С. 34−40.
- Савенков, А.Б. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников / А. Б. Савенков // Дошкольное воспитание. 1998. -№ 10.-С. 18−35.
- ПЗ.Сермеев, Б. В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей / Б. В. Сермеев. Горький: ГГПИ, 1976. — 120с.
- Солдатов, И.Б. Вестибулярная дисфункция / И. Б. Солдатов. М.: Медицина, 1980. — 288с.
- Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр. «Академия», 2001.-400с.
- Степанкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степанкова. М.: Академия, 2001. — 368с.
- Стеркина, Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения / Р. Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. -1996. № 6.-С. 2−14с.
- Страковская, В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей / В. Л. Страковская. М.: Медицина, 1987. — 238с.
- Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей / В. Л. Страковская. М.: Новая школа, 1994. — 286с.
- Страковская, В.Л. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни. Оздоравливающие и развивающие подвижные игры для детей от 1,5 до 7 лет: Метод, пособие / В. Л. Страковская. М.: Терра- Спорт, 2000. -112с.
- Стребелева, Е.С. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей / Е. С. Стребелева // дошкольное воспитание. 1998. — № 1. — С. 70−73.
- Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция / И. И. Сулейманов. Омск: ОГИФК, 1986. — 21с.
- Сухарева, А.Г. Двигательная активность глухих детей дошкольников / А. Г. Сухарева, И. А. Лаптева // Гигиена и санитария. 1984. — № 2. — С. 81−82.
- Суянгулова, Л.А. Совершенствование координационных способностей рук у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / Суянгулова Лия Александровна- СибГАФК. Омск, 1996.- 19с.
- Тигранова, Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха / Л. И. Тигранова. М.: Просвещение, 1991. — 161с.
- Толбанова, А.А. Пальцы помогают говорить / А. А. Толбанова // Дошкольное воспитание. 1989. — № 10. — С. 94−96.
- Трофимова, Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха: Пособие для воспитателей / Г. В. Трофимова. М.: Просвещение, 1979. — 112с.
- Фарфель, B.C. Развитие движений у детей школьного возраста / B.C. Фарфель. М., 1959. — 65с.
- Федорова, Г. С. Лечебная физическая культура при вестибулярных нарушениях / Г. С. Федорова. М.: Медицина, 1973. — 73с.
- Фомин, М.А. Физиология человека: Учеб. пособие для пед. институтов / М. А. Фомин. М.: Просвещение, 1992. — 351с.
- Фонарев, A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей / A.M. Фонарев. М.: Педагогика, 1977. — 87с.
- Фуряева, Т.В. ФРГ: о совместном воспитании детей, имеющих различия в психическом и физическом развитии / Т. В. Фуряева // Дошкольное воспитание. 1999. — № 9. — С. 153−157.
- Харитонова, Л.Г. Программа развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста: Метод, рекомендации / Л. Г. Харитонова, Л. А. Суянгулова. Омск: Сиб ГАФК, 1996. — 32с.
- Харитонова, Л.Г. Учебно-оздоровительная программа дыхательной гимнастики для младших школьников с различным уровнем здоровья: Метод, пособие / Л. Г. Харитонова, В. П. Гогольчева. Омск: Сиб ГАФК, НИИ ДЭУ, 1999. — 54с.
- Хода, Л.Д. Физическая реабилитация глухих детей 4−7 лет Республики Саха (Якутия): Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / Хода Людмила Дмитриевна- ДВГАФК. Хабаровск, 1999. — 18с.
- Хода, Л.Д. Физическая реабилитация глухих детей 4−7 лет Республики Саха (Якутия): Учеб. пособие / Л. Д. Хода, В. К. Звездин. Якутск: изд-во Якутского ун-та, 2001. — 158с.
- Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем звуки получаем: Пособие для родителей / В. В. Цвынтарный. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001.-64с.
- Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. — 32с.
- Шапкова, Jl.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Л. В. Шапкова. СПб.: Изд-во СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 45с.
- Шапкова, Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Л. В. Шапкова. СПб.: Изд-во СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.-82с.
- Шарманова, С.Б. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учеб. пособие / С. Б. Шарманова. Челябинск: Урал ГАФК, 1999.- 112с.
- Шипицына, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л. М. Шипицына. СПб.: Образование, 1995. — 80с.
- Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику / В. А. Шишкина, М. В. Мащенко. М.: Просвещение, 1998. — 78с.
- Швец, Л.Д. Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями: Метод, указания / Л. Д. Швец. Хабаровск: Изд-во Хабаровской ГИФК, 1994. -13с.
- Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит. / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. М.: Просвещение, 1995. — 126с.
- Щебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. 2-е изд. / В. Н. Щебеко. — М.: Академия, 1997. — 192с.
- Щуплецова, Т.С. Особенности развития мышечной силы у глухих школьников / Т. С. Щуплецова // Теория и практика физ. культуры. -1990. № 8.-С. 28.
- Юрко, Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возрата / Г. П. Юрко, В. П. Спирина. М.: Медицина, 1978. — 248с.
- Янанис, Е.В. Еще раз о ловкости и ее разновидностях / Е. В. Янанис // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 7. — С. 21−23.
- Яхнина, Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов: Учеб. пособие для учителей / Е. З. Яхнина. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. — 222с.
- Ярмаченко, Н.Д. Проблема компенсации глухоты / Н. Д. Ярмаченко. -Киев: Ряданьска школа, 1976. 165с.
- Floiochnan Е.А. The structure and measurement of Physical Fitness. Prentice Hall, Inc Englewood Cliffs, 1964 — 120 p.
- Hebbelinsk M., Borms J On the metodology of establishing norms calls of physical fitness tests in children//J. of Sports Med. And Rhys. Fitness, 1974. V. 3, № 4. P. 184−187-
- Ioshida F., Ishico I., Muraoka I. Effect of Endurance Training on Cardiorespiratory functions of 5-year-old children // International J. of Sports Med., 1980. V. 1 № 2. P, 91−94.
- Jonson T. Inclusive education. Interregional programme for disabled people. United Nations Development Programme, 1994 — 180 p.
- Loughorn F I. A sensory Curriculum for very special // A practical approach to Curriculum planning // Human horizons Series, London: A condor book, Souvenir Press, 1995, 246 p.
- Montgomery P.C., Connolly B.H. Norm-referenced and criterion-referenced tests. Use in pediatrics and application to task analysis of motor scill // Phys. Ther, 1987. V. 67, № 12. P. 1873−1876.
- Ohmiira M. et, al. Influence of the inclined floor on the stepping test//Acta Belg. Med. Phys., 1988. V. 11. № 2. P. 99−104.
- Susanne С. Genetic and Environmental factors during growth period // Ed. C. Susanne. -N.J., London, 1984. P. 61−79.