Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности технологии подготовки спортсменов при занятиях атлетической гимнастикой в условиях больших тепловых нагрузок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Б процессе тренировок необходимо систематически применять гипотермические паузы (короткие перерывы в 7−10 мин во врег^я тренировки). Зто эффективное педагогическое средство при тренировках в условиях высокой температуры внешне: средь: обеспечивает нор-1уализацию теплового обмена спортсмена за счет уменьшения теплопродукции и увеличения теплоотдачи организмом. Зо время гипотер-мических пауз… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Особенности адалтации организма спортсменов при подготовке в экологических условиях жаркого климата
    • 1. 2. Современные аспекты применения средств восстановления и повышения работоспособности при подготовке спортсменов
    • 1. 3. Основные направления оптимизации тренировочного процесса спортсменов при занятиях атлетической гимнастикой
  • ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТО/р
  • ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Цель, гипотеза и задачи исследований
    • 2. 2. Организация исследований
    • 2. 3. Методы исследований
      • 2. 3. 1. Теоретический анализ и обобщение
      • 2. 3. 2. Педагогические наблюдения
      • 2. 3. 3. Методы исследования психофизиологических функций
        • 2. 3. 3. 1. Методика исследования максимальной силы мышечных групп
        • 2. 3. 3. 2. Методика исследования скоростно-силовых качеств
        • 2. 3. 3. 3. Методика исследования максимальной частоты движений
        • 2. 3. 3. 4. Методика исследования времени двигательных реакций
        • 2. 3. 3. 5. Методика исследования тремора мышц рук
        • 2. 3. 3. 6. Методика исследования функций внимания
      • 2. 3. 4. Исследование динамики силовых показателей спортсменов
      • 2. 3. 5. Педагогические эксперименты
      • 2. 3. 6. Программы тестирования спортсменов
      • 2. 3. 7. Методы математической статистики анализа результатов исследований
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • I. этап — Исследование суточной динамики психофизиологических функций у спортсменов
    • 1. серия — Изучение изменений психофизиологических функции у спортсменов на протяжении суток с учетом тепловых нагрузок
  • П этап — Разработка и апробация тренировочных программ
    • 2. серия — Нормирование тренировочных программ для недельных микроциклов
    • 3. серия — Исследование динамики процессов утомления и восстановления у спортсменов в I недельном микроцикле без применения восстановительных средств

    4 серия — Исследование динамики процессов утомления и восстановления у спортсменов во П недельном микроцикле без применения восстановительных средств 67 111 этап — Разработка технологии комплексного применения средств для оптимизации подготовки спортсменов у-

    5 серия — нормирование специальных комплексов средств восстановления и повышения спортивной работоспособности. у- и этап — Исследование эффективности применения разработан-специальных комплексов для оптимизации подгч гл готовки спортсменов.

    6 серия — Исследование эффективности применения I специального комплекса в недельном микроцикле

    7 серия — Исследование эффективности применения I специального комплекса в I мезоцикле.

    8 серия — Исследование эффективности применения 2 специального комплекса в недельном микроцикле 68 9 серия — Исследование эффективности применения 2 специального комплекса во П мезоцикле.

    У этап — Разработка научно -практических рекомендаций по комплексному применению педагогических* гигиенических, медико-биологических и психологических средств для оптимизации занятий атлетической гимнастикой в условиях жаркого климата

    ГЛАВА 1У. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. вывода.

Особенности технологии подготовки спортсменов при занятиях атлетической гимнастикой в условиях больших тепловых нагрузок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки тесно связана с проблемой оптимизации тренировочного процесса при подготовке спортсменов в сложных экологических условиях /В.К.Вальсевич (16), Н. И. Волков (42), В. В. Кузин, А. П. Лаптев (97), Л. П. Матвеев (181), В. Н. Платонов (152), А. В. Родионов (166), В. П. Филин (191), Б.Н.%стин (199)/.

В настоящее время особой популярностью у молодежи пользуется занятия атлетической гимнастикой. Во многих видах спорта занятия атлетической гимнастикой широко применяются для развития мышечных групп у спортсменов. Установлено, что силовые упражнения — основа совершенствования в любом виде спорта /Д.Вейдер (33), А. А. Воробьев (36), Л. П. Матвеев (131), А. С. Медведев (133), Ю. В. Менхнн (137), В. Н. Платонов (152), Е. А. Разумовский (161), В. П. Филин (191), А. Шварценеггер, В. Доббинс (196)/.

В литературе фактически отсутствуют научные данные и практические рекомендации об особенностях технологии подготовки спортсменов при занятиях атлетической гимнастикой в экологических условиях жаркого климата. Однако, эта проблема является весьма актуальной для спортсменов, прожмвавдмх в этих условиях, а также для оптимального планирования подготовки спортсменов при значительных тепловых нагрузках. В связи с этим нами были проведены экспериментальные исследования в этом направлении.

Диссертационная работа выполнялась в соответствии с темой сводного плана научно-исследовательских работ Российской государственной академии физической культуры «Современные технологии стимуляционно-восстановителышх средств в процессе физического воспитания и спортивной тренировки в разных экологических условиях» .

Цель исследования — при занятиях спортсменов (18−19 лет) атлетической гимнастикой в экологических условиях жаркого климата Иордании разработать и апробировать тренировочные программы и специальные комплексы для оптимизации тренировочного процесса.

Научная гипотеза исследования — предполагалось, что применение разработанных тренировочных программ и специальных комплексов позволит оптимизировать тренировочный процесс спортсменов при занятиях атлетической гимнастикой в экологических условиях жаркого климата Иордании за счет интенсификации восстанови тельных процессов и положительного влияния на тепловой обмен, функциональное состояние и работоспособность спортсменов.

Объект исследования — система тренировок и восстановления спортсменов при занятиях атлетической гимнастикой в экологических условиях жаркого климата Иордании.

Предмет исследования — разработка и применение тренировочных программ и специальных комплексов для оптимизации тренировочного процесса спортсменов при занятиях атлетической гимнасти кой в экологических условиях жаркого климата Иордании.

Задачи исследований:

I. Исследовать суточную динамику психофизиологических функ ций у спортсменов и на основании этих данных разработать рациональный суточный режим и определить оптимальное время для трени ровок с учетом тепловой нагрузки в течение дня.

2. Изучить особенности развития процессов утомления и восстановления у спортсменов в предложенных микроциклях без применения восстановительных средств и на основании этих экспериментальных данных разработать необходимые комплексы восстановительных средств.

3. Провести экспериментальную проверку, а также выявить особенности применения разработанных комплексов восстановительных средств для различных недельных микроциклов при занятиях спортсменов атлетической гимнастикой в условиях больших тепловых нагрузок.

4. Разработать няучно-практические рекомендации по комплексному ггоименению педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств для оптимизации тренировочного процесса спортсменов в условиях жаркого климата.

Научная новизна исследований обуславливается тем, что в процессе педагогических экспериментов при занятиях спортсменов атлетической гимнастикой в условиях жаркого климата были получены новые научные данные в следующих направлениях: определена структура и содержание трех исследовательских комплексов для изучения динамики функционального состояния и работоспособности спортсменов при тренировках в условиях высокой температуры внеш ней среды: установлены наиболее оптимальные периоды, связанные наименьшими тепловыми нагрузками для тренировок спортсменовсформированы и экспериментально проведены тренировочные прогр^м мы для различных недельных микроцикловустановлены фазовые изменения суточной и недельной динамики процессов утомления и восстановления у спортсменов в разработанных недельных микроцик лахв соответствии с дашоши о динамике процессов утомления и восстановления у спортсменов в различных недельных никроцкклах разработаны специальные комплексы, включающие педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства восстановления и повышения работоспособностив процессе педагогических экспериментов установлено положительное влияние предложенных специальных комплексов на тепловой обмен, функциональное состояние и работоспособность спортсменоввыявлено, что использование разработанных специальных комплексов дает возможность повысить эффективность тренировочного процесса спортсменов в условиях высокой температуры окружающей средырезультаты исследований показали целесообразность использования предложенных комплексов исследовательских методик для оперативного педагогического контроля в тренировочном процессе спортсменов со значительными тепловыми воздействиями.

Теоретическое значение исследований заключается в том, что впервые были научно обоснованы следующие положения: педагогические аспекты особенностей технологии подготовки спортсменов при занятиях атлетичесхой гимнастикой в условиях жаркого климатакомплексное применение различных средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов при значительных тренировочных и тепловых нагрузкахразработка специальных комплексов для оптимизации тренировочного процесса на основании данных динамики процессов утомления и восстановления у спортсменов при значительных тренировочных и тепловых нагрузках.

Практическая значимость исследований состоит в том, что основные положения и выводы диссертации, отражающие разработанные особенности технологии подготовки спортсменов при занятиях атлетической гимнастикой в условиях жаркого климата могут быть использованы в следующих основных направлениях: результаты исследований суточной динамики психофизиологических функций могут быть применены в целях выбора оптимальных периодов для тренировок, разработки рационального режима дня, а также целенаправленного программирования тренировок с учетом тепловых нагрузокразработанные и экспериментально проверенные тренировочные программы для недельных микроциклов позволяют оптимизировать тренировочный процессполученные данные об особенностях развертывания процессов утомления и восстановления у спортсменов при значительных тренировочных и тепловых нагрузках дают возможность более целенаправленно планировать тренировочный процесс и аффективно формировать специальные комплексы для нормализации теплового обмена и повышения работоспособности спортсменовпредложенные и апробированные специальные комплексы, содержащие педагогические, гигиенические, медико-биоло-гическне и психологические средства восстановления и повышения работоспособности могут применяться в тренерской практике для оптимизации тренировочного процесса спортсменовапробированные средства (белковый коктейль, комплексный поливитаминно-мянераль-ный препарат «Штрум Суперстрессп) могут использоваться для коррекции пищевых рационов спортсменовпостоянное применение сформированных комплексов исследовательских методик позволяет обеспечить оперативный педагогический контроль за воздействием на организм спортсменов тренировочных и тепловых нагрузок, а также различ ных восстановительных средствразработанные научно-практические рекомендации дают возможность более эффективно и комплексно применять различные средства восстановления и повышения работоспособности при подготовке спортсменов в условиях высокой температуры внешней среды.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Технология применения восстановительных средств при занятиях атлетической гимнастикой в жарком климате предусматривает комплексное применение гидропроцедур, банных процедур, спортивного массажа, приема белкового коктейля, пскхоыышечной тренировки.

2. Применение гипотермических пауз во время тренировок способствует нормализации теплового обмена и ускорению воост&новите-льных процессов у спортсменов.

3. Интенсификация восстановительных процессов у спортсменов в жарком климате зависит от структуры и содержания разработанных комплексов восстановительных средств.

Достоверность результатов исследований и степень обоснованности научных положений и выводов, содержащихся в диссертации обеспечивается: применением современных приборовиспользованием комплексов достоверных и валидных методик, адекватных поставленным научным задачам и отвечающим метрологическим требованиямлогической схемой и правильной постановкой экспериментальных исследований (сравнительные последовательные и параллельные педагогические эксперименты) — корректной математико-статистической обработкой экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследований. Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку у специалистов на совместном заседании кафедр: гигиены, экологии и спорт-сооруженийпедагогикилечебной физкультуры, массажа и физической реабилитации естественных дисциплин Российской государственной академии физической культуры (1999 г.). Результаты исследований, разработанные специальные комплексы восстановительных средств к практические рекомендации используются при подготовке спортсменов в Иордании. Материалы диссертации включены в учебные программы курсов «Гигиена» и спецкурса «Режим и восстановление спортсменов» .

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, который содержит 204 источника на русском языке и 16 источников на иностранных языках. Материал диссертации изложен на 155 страницах машинописного текста и включает II сводных таблиц и 5 рисунков.

ВЫВОДЫ.

1. Выявлены особенности суточной динамики восьми показателей психофизиологических функций у спортсменов под влиянием тепловых нагрузок. Суточный диапазон наиболее важных показателей характеризовался следующими величинами: максимальная сила мышц кисти и спины соответственно — 14% и 13%- высота прыжка — 15%- время простой и сложной двигательной реакции соответственно -9% и 12%- максимальная частота движений — 15%- тремор мышц рук в статическом и динамическом режимах соответственно — 13% и 15%. На основании полученных данных определены наиболее оптимальные периоды для тренировок, а также составлен рациональный суточный режим спортсменов.

2. При тренировках спортсменов в разработанных недельных микроциклах без применения восстановительных средств были выявлены фазовые изменения процессов утомления и восстановления, которые были тесно связаны с суммарным воздействием тренировочных и тепловых нагрузок. По мере нарастания утомления у спортсменов в последние дни недельного микроциклов отмечалось снижение уровня психофизиологических функций и ухудшение процессов восстановления. Так, во П недельном микроцикле (пятница, суббота) у спортсменов непосредственно после тренировок отмечалось уменьшение показателей максимальной силы мышц кисти на 23% и на 31%, максимальной силы мышц спины на 25% и на 29%, высоты прыжка на 24% и на 30%.

3. В целях оптимизации подготовки спортсменов в соответствии с полученными данными о суточной и недельной динамике психофизиологических функций у спортсменов были разработаны и экспериментально проверены специальные комплексы, которые включали педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства восстановления и повышения работоспособности.

4. Для каждого недельного микроцикла были сформированы и апробированы специальные комплексы гигиенических средств восстановления: гидропроцедуры — прохладный душ, теплый душ, горячий душ, контрастный душ, восстановительное плаваниеразличные виды спортивного массажа — общий восстановительный массаж, кратковременный восстановительный массаж, гидромассаж, самомассаж, предварительный разминочны" массажразличные методики приема банных процедур — баня с парением, кратковременная баня, баня с контрастными водными процедурами. Вместе с этим спортсмены применяли белковый коктейль и поливитаминно-минеральный комплекс «Вит-рум Суперстресс» (США) и использовали психомышечную тренировку.

— успокаивающая часть.

5. Результаты сравнительных последовательных педагогических экспериментов, проведенных в разработанных недельных микроциклах показали, что применение специальных комплексов обеспечивало нормализацию теплового обмена спортсменов, стимулирующее влияние на восстановительные процессы и способствовало повышению спортивной работоспособности как на протяжении тренировочного дня, так и на протяжении всего недельного микроцикла.

6. Выявлена эффективность разработанной технологии применения гипотермических пауз, которые способствовали нормализации теп лового обмена у спортсменов за счет снижения теплопродукции и уси ления теплоотдачи, а также интенсификации у них восстановительных процессов.

7. В процессе сравнительных параллельных педагогических экспериментов, проведенных на протяжении двух мезоциклов была установлена высокая эффективность применения специальных комплексов для оптимизации тренировочного процесса. У спортсменов опытных групп, применявших специальные комплексы отмечались более высокие темпы повышения уровня психофизиологических функций и показателей контрольных упражнений. Так, при заключительном обследовании во 2 мезоцикле у спортсменов опытной группы были отмечены следующие показатели (в скобках указаны данные контрольной группы): максимальная сила мышц кисти и спины увеличилась соответственно на 27% (17%) и на 29% (20%) — высота прыжка повысилась на 30% (21%) — максимальная частота движений увеличилась на 22% (13%).

ПРАКТЬГЧЕСЖЕ РЕКОМЕНДУЙ.

В соответствии с результатами проведенных экспериментальных исследований для тренеров и спортсменов подготовлена и опубликована брошюра «Методические особенности технологии подготовки спортсменов при занятиях атлетической гимнастикой в условиях жаркого климата» (научно-практические рекомендации) — М., РГА^К, 1999 г. Основные положения этих научно-практических рекомендаций в кратком виде излагаются ниже.

I. 3 жаркое время года спортсмен подвергается действию высокой температурьи влажности воздуха, интенсивной, солнечной радиации и тепла, отраженного от стен и покрытий. В этих условиях происходит значительное напряжение теплорегуляционных механизмов в связи с ухудшением условий отдачи тепла, поступлением экзогенного тепла из внешней среды. При интенсивной мышечной деятельности, когда теплопродукция резко возрастает, это состояние еще более усугубляется. Высокая тепловая нагрузка прежде всего отрицательно влияет. на тепловоГ обмен и функции организма: ухудшается быстрота, точность VI координация движений, появляется апатия, затрудняется деятельность сердечно-сосудистой системы и т. п. Все ото вызывает ухудшение самочувствия, замедление восстановктелькгл процессов, снижение спортивной работоспособности, которое развивается в основном за счет трех факторов: перегревание организма, быстрой дегидротации (потери воды организмом), ухудшениемкислородно-транспортных возможностей сердечно-сосудистой системы.

При тренировках и участии в соревнованиях по атлетической гимнастике в условиях высокой температуры внешней средьважное значение приобретает комплексное применение педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов. Целенаправленное и комплексное применение этих средств способствует нормализации теплового обмена, стимулирует восстановительные процессы, способствует улучшению функционального состояния и повышению работоспособности спортсменов, обеспечивает профилактику явлении переутомления, перетренировки, спортивных травм. Вместе с этим повышается оздоровительный эффект тренировочных занятии.

3. Тренировочный процесс должен программироваться с учетом задач данного этапа подготовки, метеорологических условий, индивидуальных особенностей спортсменов и их устойчивости к высоко? внешне? температуре.

4. Разработка тренировочных программ должна осуществляться с учетом суммарного влияния тренировочных и тепловых нагругзок. При этом, в первую очередь, необходимо учитывать педагогические и тренировочные средства данного этапа подготовки, уровень подготовленности и функциональное состояние спортаенов, индивидуальную устойчивость к тепловым нагрузкам и другие факторы.

5. Структура и содержание тренировочных программ долгим обеспечивать постепенную адаптацию спортсменов к сум.'эрноъу воздействию тренировочных и тепловых нагрузок, сто обеспечивается зз счет постепенного повышения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, а также рационального программирования напраЕленьссли тренировочных нагрузок, структуры недельных микроциклов и с-удельный тренировок.

6. Целесообразно широко варьировать тренировочные нагрузки с учетом результатов педагогических, врачебно-педагогических наблюдение, данных о динаьике показателей психофизиологических функций и данных о самочувствии спортсменов. Все это обеспечивает интенсификацию восстановительных процессов у спортсменов.

7. Для снижения тепловых нагрузок на организм спортсменов специализированную зарядку рекомендуется проводить с б.30 до 7.10 чесов, дневную тренировку с 9.00 до 11.00 часов, вечернюю тренировку с 18.00 до 20.30 часов.

8. Б процессе тренировок необходимо систематически применять гипотермические паузы (короткие перерывы в 7−10 мин во врег^я тренировки). Зто эффективное педагогическое средство при тренировках в условиях высокой температуры внешне: средь: обеспечивает нор-1уализацию теплового обмена спортсмена за счет уменьшения теплопродукции и увеличения теплоотдачи организмом. Зо время гипотер-мических пауз спортсмены должны находиться в затененных местах с использованием мощных вентиляторов. Количество и продолжительность гипотермических пауз должно варьировать в зависимости от тренировочных и тепловых нагрузок, а также от способности спортсменов восстанавливать температуру тела во время гипотермических пауз. Рекомендуется проводить гипотермические паузы через 25−30 мин тренировочной работы. Для эффективного определения индивидуальной продолжительности гипотермических пауз целесообразно применять контроль за ьастотой пульса и самочувствием спортсменов.

9. Б процессе занятий атлетическоГ гимнастикой необходимо постоянно использовать основные гигиенические восстановительные средства: рациональный суточный режим, длительны:'- и полноценный сон, сбалансированное питание, оптимальные гигиенические условия быта и тренировки, личная гигиена, закаливание и другие.

10. Применение дополнительных гигиенических восстановительных средств целесообразно осуществлять ь ви^с сксц^глььп > комплексов, го’тсрлс долг: н!: разрабатываться с уш••'•(•-. сблего кьгрг пления тренировочного процессе и особенностей гсггстсвхг (стр^лура недельного нпкроцикл&I. трекирогогпого дня, направленность, с^ьем и интенсивность тренировочных нагрузок) — динамики процессов утомления и восстановления у спортсменовэкологической обстановки, условии тренировок и бытаиндивидуальных особенностей спортсменов и т. п.

11. В комплексы гигиенических восстановительных средств целесообразно включать наиболее эффективные и доступные длг тренеров и спортсменов средства восстановления, которые не требуют сложного и дорогостоящего оборудования и могут применяться в различных условиях тренировочного процесса (в спортивном зале, на стадионе, в сауне и т. п.). С учетом указанных голожений в комплексы рекомендуется включать следующие гигиенические восстановительные средства: гидропроцедуры — теплый душ (ТД), горячи:', душ (ГД), контрастный душ (КД), прохладный душ (ПД), восстановительное плавание (ВП) — различные виды спортивного массажа — общин восстановительный массаж (ОВМ), кратковременный восстановительный ассаж (КВМ), иастны1/ восстановительный массаж (ЧЗМ), гидромассах (ГЫ), самомассаж (СЮ, предварительны" разминочныГ массаж (1Л, 1) — различные методики приема банных процедур в сухо воздушной бане — баня с парением (ЬП), кратковременная баня (КБ), баня с контрастными водными процедурами (БВХП). При этот/ рекомендуется использовать основные положения различных методик применения восстановительных средств, предложенных профессором А. А. Бирюковым в его учебнике «Массаж» (1988 г.).

12. Медико-биологические средства рекомендуется использовать в виде приема белкового коктейля и приема комплекса поливитаминов и минеральных веществ «Витрум Суперстресс» (СМ).

13. Белковый коктейль (БК) готовится по следующей методике: обезжиренный творог — 100 г, ягодный сок — 100 г, сахар — 15 г, яичны? белок — 20 г. Перемешать творог с соком в миксере, добавить сахар и яичный белок и вновь все перемешать. Этот белковый коктейль принимается спортсменами после специализированной зарядки, после тренировок и перед сном. Белковый коктейль восполняет потребности организма спортсменов в белках, которые необходимы для увеличения мышечной массы при занятиях атлетической гимнастикой.

14. Комплекс поливитаминов и минеральных веществ «Витрум Суперстресс» (США). Одна таблетка которого содержит 13 витаминов и 17 минеральных веществ принимается для компенсации дефицита витаминов к минеральных веществ, который возникает у спортсменов при обильном выделении пота, а также с целью интенсификации восстановительных процессов и повышения спортивно!' работоспособности. Дозировка — одна таблетка в день.

15. Психологические средства восстановления рекомендуется систематически применять в процессе подготовки спортсменов, а также путем использования психомышечноГ тренировки (ШТ) — успокаивающая ^асть.

16. При использовании недельного гикрошкла с четырьмя тренировочными дня? и (I, 3, 4, 6 дни недели) рекомендуется хрип/снять разработанный и апробированный наг и I специальный комплекс (таблица 6).

17. При использовании недельного микроцикла с пятью • ?^.—ч-чс-всчныьи днями рекомендуется применять разработаннк^' и апробированный нами 2 специальны" комплекс (таблица 7).

18. При занятиях спортсменов атлетической гимнастике,. в условиях высокой температуры окружающей среды рекомендуется систематически проводить оперативных педагогический и врачебный контроль за динаьикой функционального состояния и работоспособностью спортсменов. При этом должна собираться и анализироваться информация о динамике основных параметров тренировочных нагрузок, показателях функционального состояния спортсменов и данных субъективных оценок самочувствия. Поэтому необходимо систематически осуществлять педагогические наблюдения, определение показателей психофизиологических пункций, а также проводить анализ данным о субъективной оценке переносимости спортсменами тренировочных и тепловых нагрузок и восстановительных мероприятий.

15. В целях систематических наблюдений за динамиков показателей функционального состояния спортсменов рекогендуется использовать разработанные и апробированные нами комплексы эффективных и доступных для тренеров методик определения показателей психофизиологических функций. Эти комплексы не требуют сложного и дорогостоящего оборудования к г. огут применяться в различных условиях тренировок, на стадионе, в спортивных: залах, а также при проведении восстановительных процедур* Они могут применяться при проведении педагогических наблюдение на различных этапах подготовки и включать в себя регистрацию и определение следующих показателе:'-: максимальная сила мышц кисти и спины, высота прыжка, максимальная частоты движений., время просто: и сложной двигательной реакгпна светово'" сигнал, уровень тремора мышц рук в статическом и динамическом режимах, интенсивность внимания при корректурной пробе, число ошибок в корректурной' пробе, эффективность рабств на внимание в корректурной пробе.

X. Исследование динамики силовых показателей спортом-енсв целесообразно проводить с помощью контрольных упражнений, характеризующих силовую подготовленность спортсменов. В качестве контрольных упражнеши. рекомендуется применять следующие: подтягивание на перекладине (кол-во ¡—аз), отнимай е на брусья (кол-во р-з), подъем переворотом на переклад! не (кол-то ¡-.аз), подн ч мято ног г перок/адпне (1 о л-во ргз).

21. Г заиксигостг гт структура недельных гг'.крцгклг.г: трменяемых с rei: тестирования сгортсмеков iо*:" тс яспользоватъ ботанные и апробированные nai и различные комплексы псследсллс^'ль-ских методик: комплекс Г 2 г комплекс ." 2.

22. Собираемые в результате систематических наблюдеиг". данные о динамгке психофизиологических функций у спортсменов необходимо подвергать индивидуально-сравнительному анализу и использова ть в комплексно-" оценке с другими показателями, полученныг и в про цессе педагогических наблюдений и изучении субъективных данных спортсменов о переносимости тренировочных нагрузок и воздействия различных восстановительных средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аль-Кади-Гассан. Система восстановительных и гигиенических мероприятий в учебно-тренировочном процессе студентов ИФК, специализирующихся по тяжелой атлетике: Автореф. дис. канд биол.наук. М., 1992. — 17 с.
  2. А. Психология тестирования. М: Просвещение, 1982- 283 с.
  3. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М.: Медицина, 1980. 197 с.
  4. Н.К. Нетрадиционные средства повышения физической работоспособности спортсменов//Вестник спортивной медицины России. 1995. — № 3−4. — С.112.
  5. И.А. Как определить тренированность спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1977. 102 с.
  6. В.А. Теория и методика педагогических исследований, в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978.- 221 с.
  7. К.В. Исследование применения комплексов восстановительных средств при подготовке юных баскетболистов с большими тренировочными нагрузками: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1996. — 24 с.
  8. В.К. физическая культура для всех и каждого. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  9. В.К., Зипорошанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987. — 223 с.
  10. В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания/Деория и практика физ.культуры. 1999. — № 4. — С.21−25.
  11. A.A. Массаж. -М.: Физкультура и спорт, 1988. -148 с.
  12. A.A. Баня и массаж. Минск: Долшя, 1980. — 168 с.
  13. A.A. Самомассаж. -М.: Физкультура и спорт, 1984. -85 с.
  14. A.A. Массаж. М.: Физкультура и спорт, 1988. -148 с.
  15. A.A. Эта волшебница баня. -М.: Советский спорт, 199I. 76 с.
  16. A.A., Кафаров К. А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1981.- 165 с.
  17. A.A., Буровых А. Н. Практикум по спортивному массажу. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 132 с.
  18. Ю.Г., Виноградов В. М. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности, В кн.: Фармакологическая регуляция процессов утомления/Под ред. Ю. Г. Бобкова. — М., 1982. — 133 с.
  19. A.A. Научно-методические основы обучения аутогенной тренировки спортсменов в единоборствах: Автореф. дис. канд. пед.наук. СПб, 1998. — 24 с.
  20. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 89 с.
  21. В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности. Л., 1982. — 76 с.
  22. X., Фек Г., Штютнер. Тесты в спортивной практике. -М.: Физкультура и спорт, 1968. 138 с.
  23. А.П., Ромашин Ю. А. Тренировка силы и силовой выносливости/Методика подготовки военнослужащих в упражнении с гирями. МО СССР, 1989. — 126 с.
  24. А.Н. Методика комплексного подхода к использованию средств восстановления спортивной работоспособности. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 44 с.
  25. . Рациональное соотношение общеподготовительных и специальных нагрузок тяжелоатлетов массовых разрядов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1990. — 17 е.
  26. В.И. Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991. — 175 с.
  27. Вейдер Джо. Строительство тела по системе Джо Вейдера. -М.: Физкультура и спорт, 1991. III с.
  28. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 1261с,
  29. Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки//Теория и практика физ. культЛы" -1998. № 7. — С.43. 1
  30. A.A. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. -I.: Наука, 1981. 108 с.
  31. В.И. Восстановительные процессы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 24 с.
  32. А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация.- М.: Физкультура и спорт, 1989. 271 с&diams-
  33. A.B. Физические способности детей и подростков. -К.- Здоров"я, 198I. 116 с.
  34. Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф. дис. д-ра биол.наук. М., 1990. — 101 с.
  35. Н.И., Карасев A.A., Хосни М. Теория и практика интервальной тренировки в спорте: Военная Академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995, 211 с.
  36. Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке//Геория и практика физ.культуры. 1998. — № 5. — С.21−23.
  37. Ге Н. Д. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1991. — 17 с.
  38. Гигиена детей и подростков/Учебник под ред. В. Н. Карддаенко.- 2-е изд. М.: Медицина, 1988. — С.512.
  39. А.Д. Психология и психогигиена. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 168 с.
  40. М.А. Педагогические основы нормирования и контроль соревновательных нагрузок: Автореф. дис. д-ра пед.наук.- М., 1982. 48 с.
  41. М.А. Комплексный контроль//Юный футболист. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С.183−204.
  42. М.А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спбрт, 1988. — 193 с.
  43. П.И., Дубровский В. И. Спортсменам о восстановлении,— М.: Физкультура и спорт, 1981. 123 с.
  44. Н.А. Использование гидромассажа как средства восстановления работоспособности спортсменов (циклические виды спорта//Вестник спортивной медицины России. 1995. -134. — С. И7.
  45. Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: Автореф. дис. д-ра пед. наук- М., 1992. 28 с.
  46. Л.С. Силовые виды единоборств. Краснодар: Кубан ГУ, 1997. — 365 с.
  47. В.И., Зиновьева А. А. Как стать сильным. М.: Знание 1990. — 83 с.
  48. К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 86 с.
  49. Е.А. Применение гигиенических восстановительных средств в подготовке юных волейболистов в условиях высокой температуры внешней среды: Автореф. дис. канд.биол.наук.- М., 1996. 28 с.
  50. И.Л., Плахтиенко В. А. Как стать сильным, смелым и ловким. М.: Воениздат, 1975. — 138 с.
  51. В.И. Массаж: поддержание и восстановление спортивной работоспособности. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 208 с.
  52. В.И. Реабилитация в спорте. М.: Физкультура и спорт, 199I. — 203 с.
  53. В.И. Основы сегментарно-рефлекторного массажа. -М., 1982. 123 с.
  54. В.И. Точечный массаж. М.: Медицина, 1986. -88 с.
  55. В.И. Все виды массажа. М.: Молодая гвардия, 1993. — 429 с.
  56. В.М. Гигиенический массаж и русская баня. М.: Изд-во «Шаг». — 1993. — 63 с.
  57. С.А. Восстановительные процессы в спорте и повышение специальной работоспособности: компьютерный мониторинг и уп-равление//Проблемы восстановления и повышения работоспособности спортсменов. М., 1985. — С.30−31.
  58. С.А., Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я. Самоконтроль физического состояния. Киев: Здоров’я, 1980. — 134 с.
  59. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1993. — 432 с.
  60. В.А. Комплексный контроль в современном спорте //Теория и практика физ.культуры. 1982. — № 2. — С.41−43.
  61. E.H., Карасев A.B., Сафонов A.A. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994. — 368 с.
  62. Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990. — 76 с.
  63. В.П. Спортивный массаж. Киев: Здоров’я, 1987. -198 с.
  64. В.П. Восстановление работоспособности в спорте. -Киев: Здоров’я, 1990. 149 с.
  65. B.C. Точечный массаж. М.: Медицина, 1984. -98 с.
  66. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1987. 86 с.
  67. О.А. Формула красоты. М.: Советский спорт, 1990.- 96 с.
  68. В.П. Применение восстановительных средств в подготовке боксеров (юниоры) при высокой температуре внешней среда: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1996. — 22 с.
  69. В.П., Лаптев А. П., Савин Г. И. Восстановительные средства при подготовке боксеров в условиях высокой температуры внешней среды в г.Атланте. М., РГАФК, 1996. — С.4−5.
  70. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 296 с.
  71. Искусство быть здоровым. Часть 3 /Авт.-сост. С. В. Шенкман. -М.: Физкультура и спорт, 1990. 138 с.
  72. Л.А. Физические методы восстановления. Рига, 1976.- 86 с.
  73. Каббара Мохамед Абдул-Мажид Зафер. Обоснование средств и методов повышения эффективности учебно-тренировочной деятельности студентов институтов физической культуры.: Автореф. дис. канд.биол.наук. М., 1989. — 23 с.
  74. М.И., Пшендин А.й. Рациональное питание спортсменов. К.: Здоров’я, 1985. — 128 с.
  75. P.M., Нестеров A.A., Щеголев В. А. Оздоровительная физическая тренировка/Учебно-методическое пособие для офицеров. М.: МО СССР, 1989. — 128 с.
  76. В.Л. Спортивная медицина,-М.: Физкультура и спорт, 1987. 242 с.
  77. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 98 с.
  78. К.А. Влияние условий финской суховоздушной бани на некоторые физиологические показатели у спортсменов: Автореф. дис. канд.мед.наук. M., 1969. — 25 с.
  79. К.А. Методические рекомендации по применению сухо-воздушной бани при занятиях спортом и физкультурой. М.: МЗ СССР, 1974. — 28 с.
  80. К.А., Бирюков A.A. Бани и здоровье. М.: Медицина, 198I. — 62 с.
  81. B.C., Платонов В. Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. Львов, 1993. — 270 с.
  82. C.B. Методы исследования физической работоспособности в условиях гипертермии//Теория и практика физ.культуры. M., 1984. — № 8. — С.12−14.
  83. А.П. Психогигиена спортивной деятельности. Киев: Здоров’я, 1985. — 86 с.
  84. B.C., Кузнец Е. И. Физиология и гигиена защиты человека в условиях высоких температур. М.: Медицина, 1986.- 254 с.
  85. Е.А. Физические упражнения йогов. М.: Знание, 1991. — 96 с.
  86. Дж. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 158 с.
  87. В.В., Никитюк Б. А. Природное и духовное: мозг разум- дух в связи с физическим совершенствованием человека// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998. № I. — С.2−7.
  88. В.В., Лаптев А. П. Спортивный режим и повышение эффективности тренировочного процесса. М., РГАФК, 1999. — 14 с.
  89. В.В., Лаптев А. П. Особенности спортивного режима в различных климато-географических условиях. М., РГАФК, 1999.- 23 с.
  90. В.В., Лаптев А. П. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности. М., РГАФК, 1999. — 31 с.
  91. Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. М.: ФОН, 1995. — 395 с.
  92. К. Новая аэробика. М.: Физкультура и спорт, 1979.- 136 с.
  93. К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1987. 128 с.
  94. А.П. Основные рекомендации по режиму спортсменов в жаркое время года (для тренеров и спортсменов сборных команд СССР при подготовке к Олимпийским играм I960 г.) М.: Спорткомитет СССР, I960. — 42 с.
  95. А.П. Гигиеническое исследование влияния различныхфакторов на психофизиологические функции, связанные с двигательной деятельностью: Автореф. дис. д-ра мед.наук. -М., 1970. 42 с.
  96. А.П. 0 системе гигиенического обеспечения спортивной подготовки//Теория и практика физ.культуры. 1975. — № 3.- С.71−73.
  97. А.П. Гигиена физкультурника. М.: Знание, 1989. -76 с. ш
  98. А.П. Режим футболиста. 2-е изд., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 80 с.
  99. А.П. Гигиена физических упражнений и здорового образа жизни//Спортивная медищна и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1993. — С.210−229.
  100. А.П. Актуальная проблема современного спорта//Вос-становительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., РГАФК, 1994. — С.2−3.
  101. А.П. Современная система восстановления и повышения работоспособности спортсменов//Дрименение восстановительных средств для оптимизации тренировочного процесса. М., РГАФК, 1996. С.2−5.
  102. ПО, Лаптев А. П. Разработка и внедрение новых технологий для повышения эффективности подготовки спортсменов//Современные технологии оптимизации тренировочного процесса спортсменов.- М., РГАФК, 1997. С.3−7.
  103. I. Лаптев А. П., Ильинич В. И. Рекомендации по режиму спортсменов на заключительном этапе подготовки и в период выступления на Олимпийских играх в г. Токио. М.: Спорткомитет СССР, 1964. — 52 с.
  104. Лечебная физкультура (под общей ред. С.Н.Попова) М.: Физкультура и спорт, 1988. — 283 с.
  105. Линдеман Ханнес. Аутогенная тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 158 с.
  106. Т.Н., Циценко Г. В. Климатические условия и тепловое состояние человека. Л.: Гидрометеоиздат, 1971. — 151 с.
  107. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986. — 200 с.
  108. В.П. Восстановительные процессы после мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 123 с.
  109. В.В. Основные аспекты психофизической подготовкив спорте высших достижений//Теория и практика физ.культуры.- 1996. № 9. — С.62.
  110. В.В. Совершенствование тренировочного процесса на основе экспресс-контроля за функциональным состоянием нервно-мышечного аппарата тяжелоатлетов: Автореф. дис. канд. пед.наук. Малаховка, 1984. — 26 с.
  111. Е.В. Тепловой гомеостаз//Гомеостаз. М., 1981. -С.491−520.
  112. М.В., Мазуренко С. А. Атлетическая гимнастика для женщин. М.: Знание, 1990. — III с.
  113. В.А. Эрготермичеекая устойчивость организма, -Киев: Здоровья, 1985. 128 с.
  114. В.Д. Методы текущего контроля за специальной физической подготовленностью тяжелоатлетов высокой квалификации: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 24 с.
  115. М.С. Эффективность оптимизации тренировочного процесса юных спортсменов при занятиях таэквон-до в условиях жаркого и влажного климата: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1998. 24 с.
  116. B.C., Хоменков Л. С. Теоретические и научно-методические аспекты современного спорта//ВНИИФК: Сборник научн. трудов. М., 1993. — С.78−83.
  117. В.В., Дворкин Л. С., Рогозян В. Н. Анализ силовой подготовки тяжелоатлетов в нескольких макроциклах//Теория и практика физ.культуры. 1998. — № 8. — С.18−22.
  118. A.A. Гимнастика ушу: реальность через призму мифов.- М.: Знание, 1990. 76 с.
  119. A.A. Гимнастика цигун. М.: Знание, 1992. — 68 с.
  120. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 286 с.
  121. Л.П. Общая теория спорта. М.: ФОН, 1997. — 305 с.
  122. A.C. Перспективное программирование и коррекция основных параметров тренировочной нагрузки в тяжелоатлетичес ких упражнениях: Автореф. дис. д-ра пед. наук в форме научн. доклада. М., 1985. — 45 с.
  123. A.C. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 272 с.
  124. В.И. Устойчивость физиологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 103 с.
  125. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 198I. — 278 с.
  126. Ф.З., Лшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 253 с,
  127. Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 112 с.
  128. A.A. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта— М.: Медицина, 1980. 387 с.
  129. В.Д. Утомление в спорте. Киев: Здоровье, 1986.- 120 с.
  130. М.Я. Основы управления юных спортсменов. М.- Физкультура и спорт, 1982. — 78 с.
  131. C.B. Математическая статистика в спорте. Киев: Здоровья, 1978. — 126 с.
  132. Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. М.: Советский спорт, 1989. — 106 с.
  133. Л.А., Шубов В. М. Атлетическая гимнастика. М.: Знание, 1986. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия: Физкультура и спорт, № 12).
  134. В.М. Совершенствование подготовки гиревиков на эта пе начальной спортивной специализации: Автореф. дис. канд.пед.наук. Омск, 1994. — 20 с.
  135. В.К. Богатырские забавы. М.: Знание, 1992. — 86 с
  136. В.К. Грация и сила. М.: Советский спорт, 1989. -112 с.
  137. Е.А. Совершенствование физического состояния чело века. Киев: Здоров’я, 1989. — 136 с.
  138. Е.А., Иващенко Л. Я., Страпко H.H. Влияние физичес ких упражнений на работоспособность и здоровье человека.
  139. Киев: Здоров*я, 1986. 146 с.
  140. В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев: Здоровье, 1980. — 336 с.
  141. В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. -Киев: Здоровья, 1984. 363 с.
  142. В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровья, 1988.- 216 с.
  143. H.A. Биометрия. М.: Московский университет, 1970. — ПО с.
  144. .Е. Исследование методики тренировки юных штангистов 15−17 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1963.- 15 с.
  145. С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи// Гигиенические аспекты. М.: Медицина, 1989. — 176 с.
  146. В.Н. Возьми в спутники силу. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 96 с.
  147. В.А., Воропаев В. И. Гиревый спорт, Метод.пособие.- М.: Физкультура и спорт, 1988. 116 с.
  148. Практические занятия по психологии. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 161 с.
  149. Ю.М. Определение работоспособности учащихся. -М.: Медицина, 1985. 128 с.
  150. Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской.- М.: СССР- Гельница (ГДР) М.: Медицина, 1985. — 224 с.
  151. Е.А. Как стать сильным и выносливым. М.: Знание, 1984. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия: Физкультура и спорт, — № 3).
  152. Роберте Клод Энзо. Использование метода «сухой» иммерсии для ускорения процессов восстановления тяжелоатлетов в целях интенсификации тренировочного процесса: Автореф. дис. канд. пед.наук. Киев, 1991. — 23 с.
  153. В.А. Питание в спорте//Мат.Всерое.научно-практ.конф. «Тенденции развития спорта высших достижений и стратегии подготовки высококвалифицированных спортсменов в 1997—2000 гг." — М., 1997. С.300−309.
  154. A.B. Психология спорта высших достижений. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 141 с.
  155. A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с.
  156. A.B. Психолого-педагогические методы повышения эффективности спортивной деятельности в спорте: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1990. — 44 с.
  157. A.B. Психофизическая подготовка. М.: «Шаг», 1996.- 64 с.
  158. В.В. Утомление//Руководство по физиологии труда. -М., 1983. С.227−250.
  159. И.А., Новиков B.C. Неспецифические механизмы адаптации человека. Л.: Наука, 1984. — 146 с.
  160. Р.Д. Новые комбинированные адаптогены, повышающие работоспособность спортсменов высокой квалификации//Теория и практика физ.культуры. 1998. — № 3. — С.46−50.
  161. В.Ф. Объемы нагрузки (с отягощением 70%) в основных группах упражнений у сильнейших тяжелоатлетов мира 80-х гг. в зависимости от массы тела и этапа подготовки: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1995. — 21 с.
  162. И.Е. К вопросу об использовании нетрадиционных средств восстановления в спортивной медицине // Вестник спортивной медицины России. 1995. — № 3−4. — С.118.
  163. Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной под-готовленностиДчебное пособие. Малаховка, 1987. — 47 с.
  164. A.C. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. Л.: ГДОИФК, 1988. — 13 с.
  165. A.C. Физическая работоспособность спортсмена. -СПб., ГАФК, 1995. 15 с.
  166. A.C., Судзановский Ф. В. Адаптивные морфо-функцио-нальные перестройки в организме спортсмена//Теория и практика физ.культуры. 1996. — № 7. — С.23−25.
  167. С.Ф., Якушев В. П., Кобзаренко Б. Г. Некоторые медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов// Вестник спортивной медицины России. 1996. — № 3−4. — С.107.
  168. E.H. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 126 с.
  169. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 293 с.
  170. И.В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возрастов: Метод. пособие для ПТУ.- М.: Высшая школа, 1990. 126 с.
  171. М.В. Применение средств восстановления при управлении предсоревновательной подготовкой борцов/Деория и практика физ.культуры. 1999. — № 4. — С.10.
  172. Теория и практика аутогенной тренировки/Под ред. В.С.Лобзи-на. Л.: Медицина, 1980. — 186 с.
  173. A.M., Васичкин В. И. Техника массажа. Л.: Медицина, 1986. — 108 с.
  174. Тяжелая атлетика: Учебник для институтов физ.культуры. -Изд. 4-е перераб., доп./Под ред. А. Н. Воробьева. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 246 с.
  175. В.Ю. Статистический анализ в биологических исследованиях. М.: Медицина, 1975. — 208 с.
  176. Фам Зань Тан. Повышение эффективности тренировочного процесса путем применения педагогических средств восстановления работоспособности тяжелоатлетов: Автореф. дис. канд.пед. наук. Киев, 1983. — 20 с.
  177. Физиология подростка. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  178. Физиология терморегуляции. Киев: Здоровья, 1987. — 128 с.
  179. А.Т. Аутогенная тренировка. Киев: Здоров*я, 1987.- 128 с.
  180. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 286 с.
  181. В.П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследований в спорте. Харьков: Основа, 1994. — 131 с.
  182. В.Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 134 с.
  183. Ш. К. Предупреждение тепловой патологии при занятиях физическими упражнениями//Теория и практика физ. культуры- М., 1991. № 8. — С.53−54.
  184. Ю., Тюннеман X. Современная силовая тренировка. -Берлин: Шпортфераг, 1988. 156 с.
  185. А., Доббинс Б. Энциклопедия современного бодибилдинга. Т.1 /Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1993. — 286 с.
  186. Ю.В. Построение тренировочного процесса тяжелоатлетов в связи с суточной динамикой некоторых двигательных качеств: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1983. — 23 с.
  187. В.В. Повышение эффективности тренировки бегунов-стайеров в условиях жаркого климата с помощью средств локального охлаждения: Автореф.дне. канд.пед.наук. М., 1987. — 22 с.
  188. .Н. Тенденции развития спортивных достижений//Матер. Всерос. научно-практ.конф. «Тенденции развития спорта высших достижений и стратегия спортсменов в 1997—2000 гг.» М., 1997.
  189. К.Ф. Развитие силовой выносливости культуристов 16−18 лет с учетом их морфологических особенностей: Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб., 1998. — 22 с.
  190. Т.Т. Пути оптимизации тренировочного прццееса в условиях жаркого климата//Проблема теории и спорта. Всесоюзн. научн.конф. — Хабаровск, 1988. — С. ПО-Ш.
  191. И.Ю. Особенности методики тренировки юных бегунов в условиях жаркого климата//Теория и практика физ.культуры. -М., 1977. № 2. — С.34−35.
  192. О.П. Система управляющих воздействий на структуру подготовленности квалифицированных борцов: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1994. — 38 с.
  193. В.Б. Пути повышения эффективности тренировочного процесса тяжелоатлетов с применением метода электрической стимуляции мышц: Автореф. дис. канд.пед.наук. Малаховка, 1982. — 23 с.
  194. Astrand P.-O., Rodahl K. Textbook of work physiology-McGraw-Hill, New-York, 1986−476 p.
  195. Berger J, Minow H.J. .3er mikrozyklus in der training-methodik// Theor. Prax. Koerporcult., Berlin 33, 1984, z s.-p. 133−140.
  196. Costill D.L., Saltin B. Factors limiting gastric emptying during rest and exercise // Appl. Physiol.— 1974.—V. 37.—P. 678—683
  197. Danoff. The integrated electro miogram related — to angula velocity. Neiro-physiology. 1979., vol. 19, N. 1−2, 165−174.
  198. Dicke E., Schliak H., WolflA. Bindegewebsmassage. Stuttgart, 1979.-137p
  199. Fink W., Costill D.L., Van Handel P., Getehell L. Leg muscle metabolism during exercise in the heat and cold. European Yournal of Applied Physiology, 1975.-№ 34.-P. 183−190.
  200. Fox E.L. Sport physiology. Philadelphia. W.S. Saunders, 1979, 241 p.
  201. Haymes E.M. Physiological responses of female athletes to heat stress: A review // Physician and Sportsmed.— 1984.— № 12.—P. 45−59.
  202. Kleminer E.T. Time uncertainty in simple reaction time. J.Bxp. Psychology.1976, v.51— 3 p.
  203. Kleminer E.T. Simple reaction time as a function of time uncertainty. J.Exp. Psychology. 1977, v. 54,4 p.
  204. Laptev A., MUJ.A. Higiene de la cultura fisica y el deporte. Manual. La Havana, 1987. 245 p.
  205. Laptev A. The system of improvement of working ability and. recovery ofboxers. Symposium «Olympic Boxing today» Moscow, 1989. 42−44 p.
  206. Laptev A. To live a long and Healthy life. Moscow. 1991 -55 P.
  207. Lehmann G. Praktische Arbeitsphysiolojie. Stuttgart, 1983. 568 p.
  208. Nadel E.R. Limits imposed on exercise in a hot environment.- Gatorade Sports Sei. Exch.- 1990.- 3.- P.27.
  209. Nadel E.R. New ideas rehydration during and after exerc in hot weathers.-Gatorade Sports Sei. Exch-1988- № I.- P.3.
  210. Neinelk, Schnebel G. Sch. Bewegunslehre spormotorik. Berlin, 1987. 514 p.
  211. Nielsen B. Diet, Vitamins and Fluids: Intake Before and After Prolonged Exercise // Endurance in Sport. Blackwell scientific Publications.- 1992.- P. 297 311.
  212. Prokop L Sportphysioligie. Wien, 1957. 567p.
  213. Senay L.C. Effects of exercise in the heat on body fluid distribution // Med. Sei. Sports.-1979, — № II.- P. 42−48.
  214. Serisana K., Massage. The oriental method. Japan pubL Tokyo San Francisco, 1974. — 283p.
  215. Sutton J. R Exercise and the environment. In: Exercise, Fitness and Health.— Champaign: Human Kinetics Books, 1990.— P. 165—183.
  216. Wilmore J.H. Cjstill D.L. Phesiology of sport and exercise.- Human Kinetics.-1994, — P.548.
  217. Wyndham C.H. The physiology of exercise under heat stress. Annual Review of Phesiology.- 1973.-№ 35.-P. 193−220.
Заполнить форму текущей работой