Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации
Диссертация
Научная новизна исследования состоит в следующем: показано положительное влияние благоприятных межличностных взаимоотношений в системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» на формирование и сохранение спортивной мотивации юных баскетболистоввыявлена взаимосвязь устойчивой спортивной мотивации баскетболистов с рядом их индивидуально-психологических особенностей: коллективистической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Мотивация как фактор активности личности в спорте
- 1. 2. Проблема мотивации в спорте
- 1. 3. Проблема управления формированием спортивной мотивацией
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульхано-ва-Славская. М.: Мысль, 1991.- 299 с.
- Агеев, B.C. Тип объяснения причин неудачи и эффективность спортивной деятельности / B.C. Агеев, Т. Ф. Дубова, Ю. Я. Рыжонкин //Вестник МГУ, серия 14. -Психология, 1987. -№ 3. с. 43−49.
- Анистратов, А.С. Психологический анализ эмоций спортивного возбуждения у баскетболистов во время игры и их регуляция: Автореф. дис. .канд. пед. наук / А. С. Анистратов. -М., 1974. 30 с.
- Асеев, В.Г. Проблемы мотивации и личность / В. Г. Асеев //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 122—144.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин. -Омск: ОГИФК, 1990.- 186 с.
- Бабушкин, Г. Д. Психологический практикум для специализации «Теория и методика вида спорта» / Г. Д. Бабушкин, И. А. Рогов //Учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1996. — 82 с.
- Бабушкин, Г. Д. Модификация опросника Томаса / Г. Д. Бабушкин //Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. — № 2. — С. 90−92.
- Бабушкин Г. Д. Психология спорту / Г. Д. Бабушкин, В.Н. Смо-ленцева. Омск: СибГАФК, 1997. — 86 с.
- Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. Омск: СибГАФК, 2000. — 179 с.
- Бабушкин, В.З. Исследование средств и методов повышения эффективности игровых действий юных баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. З. Бабушкин. Киев, 1971. — 18 с.
- Бабушкин, Г. Д. Методология психолого-педагогического исследования в спорте/ Г. Д. Бабушкин // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте/ Матер, регион, симпоз. по спорт, психол. -Омск, 2004. С. 3−7.
- Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности / Н. А. Батурин //Учебное пособие. Челябинск: ЧГИФК, 1988. -86 с.
- Башкин, С.Г. Динамика психических состояний в тренировке и соревновании как фактор управления деятельностью высококвалифицированных баскетболистов: Автореф. дис. .канд. пед. наук / С. Г. Башкин.-М., 1975.-23 с.
- Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта / Д. Я. Богданова, Е. М. Бранц. -М.: Физкультура и спорт, 1993. Т. 2. — 311 с.
- Бондарчук, Т.В. Использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии в методике воспитания физических качеств / Т. В. Бондарчук, Е. Ф. Орехов, С. В. Павлов //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 9. — С. 43.
- Бирах, А. Победа над бессонницей / А. Бирах. М.: Медицина, 1979.- 120с.
- Бир, Ст. Кибернетика и управление производством / Ст. Бир //Пер. с англ. В. Я. Атаева /Под ред. А. Б. Челюскина. М.: Физматгиз, 1963.275 с.
- Битянова, Н.Р. Психология личностного роста / Н. Р. Битянова. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 64 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Л. И. Божович //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.- М., 1978. С. 168−179.
- Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. — 228 с.
- Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблема мотивации. -В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология / В. К. Вилюнас. М.:МГУ, 1983.-С. 191−200.
- Волевые качества баскетболиста./ Науч.-метод. рекомендации студентам и преподавателям ин-та физ. культуры/. Сост. А. А. Лалаян и К. Н. Варданян. Ереван, 1972.-68 с.
- Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Доклад, представленный на соискание ученой степени д-ра пед. наук / П. Я. Гальперин. -М., 1965.-49с.
- Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе / А. Я. Гомельский. 2-е изд. доп. -М.: Физкультура и спорт, 1985. -160 с.
- Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. -М: Физкультура и спорт, 1986. 182 с.
- Горбунов, Г. Д. Психологические исследования пловцов / Г. Д. Горбунов, И. Г. Карасева //Научное обеспечение подготовки пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С .172−190.
- Горбунов, Г. Д. Развитие идей А.Ц. Пуни в разработке научно-педагогической проблемы психологической подготовки / Г. Д. Горбунов, А. В. Шлепков // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11/12.-С. 7.
- Горская, Г. Б. Особенности структуры мотивации, локуса контроля и личностного смысла успехов в спорте у гребцов-академистов разного пола / Г. Б. Горская, Т. Е. Лапко //Спортсмен как субъект деятельности
- Омск: ОГИФК, 1993. С. 4−5.
- Горская, Г. Б. Социально-психологические аспекты психологического обеспечения подготовки яхтсменов высокой квалификации / Г. Б. Горская //Экспериментальная и прикладная психология. 1994. — № I. — С. 22−29.
- Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская //Учебное пособие. Краснодар: КГИФК, 1995.-178 с.
- Психологический мониторинг в спорте высших достижений: теоретические основы и практическая эффективность //Материалы 2-го меж-дунар. конгр. по психологии спорта. -М., 1995. С. 15.
- Гошек, В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М. Ванек, С. Свобода //Психология и современный спорт. -М.: Физкультура и спорт, 1974. С. I00-I2I.
- Гошек, В. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения / В. Гошек, Е. А. Калинин // Вопросы спортивной психогигиены. М.: ВНИИФК, 1977. — С. 25−28.
- Григорьянц, И.А. Перспективы развития психологии спорта / И. А. Григорьянц // теория и практика физической культуры и спорта. -1998.-№ 5. -С. 12.
- Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
- Гримак, Л.П. Общение с собой / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1991.-320 с.
- Данилина, Л.Н. Лабораторный практикум по психологии / Л. Н. Данилина. М.: ГЦЛИФК, 1990. — 96 с.
- Дашкевич, О.В. Соотношение различных мотивов на определенном этапе развития учащихся / О. В. Дашкевич, В. А. Зобков //Спортсмен как субъект деятельности. Омск: ОГИФК, 1993. — С. 5−6.
- Дашкевич О.В. Управление психическим компонентом состояния готовности в легкоатлетическом юношеском спорте / О. В. Дашкевич, В. А. Зобков // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 3. — С. 24−26.
- Демин, В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Демин. М., 1974.-26 с.
- Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян //Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 148.
- Дуркин, П.К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом / П. К. Дуркин //Теория и практика физической культуры. 1995.-№ 11. — С. 49.
- Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности /О.П. Елисеев. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
- Ермолаева, М.В. Уровень строения личности и механизмы адаптации в спорте высших достижений /М.В. Ермолаева, А. В. Родионов, В. А. Романов, С. Д. Фролов //Спортсмен как субъект деятельности/Матер. Все-росс. симпоз. Омск, 1993. — С. 22−23.
- Енин, В.И. Развитие психологических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: Автореф. дис.. канд. психол. наук / В. И. Енин. М., 1986. — 20 с.
- Ефимов, О.М. Об упрочении мотивации занятий по плаванию с детьми младшего школьного возраста / О. М. Ефимов //Плавание: ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1981. — Вып. I. — С. 15−18.
- Жбанков, И.А. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления ими / И. А. Жбанков, Е. В. Толстой //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8. — С. 14. ¦
- Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
- Зобков, В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Зобков.- М., 1982.-20с.
- Зобков, В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. А. Зобков. М., 1993. — 30 с.
- Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П.
- Ильин. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
- Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. -М.: Просвещение, 1987. 287 с.
- Ильин, Е.П. Мотив и мотивация / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001.-426 с.
- Калинин, Е.А. Экспериментально-психологическое исследование мотивации и тревожности у спортсменов / Е. А. Калинин //Вопросы спортивной психогигиены. Вып. 2. — М.: ВНИИФК, 1973. — С. 15−20.
- Калмыков Е.В. Индивидуализация тактической подготовки боксеров применительно к особенностям психологических качеств, влияющих на тактическое мастерство: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Калмыков.-М., 1983. 23 с.
- Караваев, А.Ф. Формирование мотивации занятий художественной гимнастикой на первом году обучения / А. Ф. Караваев, J1.B. Лебедева, Т. С. Чахлова, О. Г. Филимонова //Спортсмен как субъект деятельности. -Омск: ОГИФК, 1993. С. 7−8.
- Кикнадзе, Д.А. Потребности как фактор поведения человека / Д. А. Кикнадзе // Вопросы философии. 1965. — № 12. — С. 31.
- Кикнадзе, Д.А. Система факторов действия и развития личности / Д. А. Кикнадзе. Тбилиси, 1982. — 227 с.
- Кимейша, Б.В. Мотивы занятий тяжелой атлетикой у спортсменов различной квалификации и возраста / Б. В. Кимейша //Психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. -С. 87−93.
- Кимейша, Б.В. Значение основных факторов массового спорта в становлении спортсмена на позицию субъекта спортивной деятельности / Б. В. Кимейша, А. К. Дементьев, А. Г. Караман //Спортсмен как субъект деятельности. Омск: ОГИФК, 1993. — С. 15−17.
- Ковалев, В.И. К проблеме мотивов / В. И. Ковалев // Психологический журнал.- 1981. Т. 2. — С. 29−43.
- Королева, Т.П. Возможности деятельностного подхода в психологической подготовке спортсмена / Т. П. Королева //Теория и практикафизической культуры. 1996. — № 8. — С. 40−42.
- Коровкин, А.Н. Мотив достижения: К вопросу об определении понятия и роли в регуляции деятельности / А. Н. Коровкин //Психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. -С. 81−87.
- Костикова, JI.B. Планирование спортивной тренировки и педагогический контроль в баскетболе: Метод, разраб. для студентов, специализирующихся по баскетболу / JI.B. Костикова.- М.: Б.и., 1980. 32 с.
- Кретти, Д.Б. Психология в современном спорте / Д. Б. Кретти. -М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с .
- Кроник, А.А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни личности / А. А. Кроник. Киев: Высшая школа, 1982. -С. 175.
- Лакин, Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1973.343 с.
- Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. -М.:МГУ, 1971.-39 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.: МГУ, 1981.-584 с.
- Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев //Психологическая наука и практика /Тезисы докладов науч. практ. конф. -Новосибирск: НГПИ, 1987. С. 43−44.
- Лернер, И.Я. Начала кибернетики / И. Я. Лернер. М.: Физматгиз, 1967. -С. 104−105.
- Линдеман, X. Аутогенная тренировка / X. Линдеман. М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 18.
- Ломов, Б.Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии / Б. Ф. Ломов //Вопросы философии. 1976. -№ 4. — С. 83−95.
- Лотфи, Мохамед Мохамед Таха. Эффективность средств психологической подготовки начинающих баскетболистов: Автореф. дис.. .канд. пед. наук / Таха Мохамед Мохамед Лофти.- М., 1981. -21 с.
- Лучшие психологические тесты /Под ред. А. Ф. Кудряшова. -Петрозаводск: Петроком, 1992. С. II2-II4.
- Львова, Ю.И. Баскетбол: Подготовка команды к соревнованию и руководство командой в ходе соревнований: Метод, разраб. для студентов IV курса, специализирующихся по баскетболу / Ю. И. Львова. -М.: Б.и., 1980.-13 с.
- Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Ма-рищук и др. М.: Просвещение, 1984. — 190 с.
- Марищук, В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса / В. Л. Марищук //Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 72−87.
- Марищук, В.Л. В чем сила сильных / В. Л. Марищук, Е.А. Пень-ковский. М.: ВЗПИ, 1992. — 187 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1983. — 116 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, Б. А. Орлов.- М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Мартузян, Я.Ц. Особенности мотивационной сферы студентов ИФК / Я. Ц. Мартузян //Теория и практика физической культуры. 1995. -№ 5/6. — С.44.
- Масальгин, Н.А. Математико-статистические методы в спорте / Н. А. Масальгин.- М.: Физкультура и спорт, 1974. 151 с.
- Маслов, С.А. Методика диагностики соревновательной мотивации спортсмена / С. А. Маслов, Е. П. Скворчук, Ю. Е. Чупина, Г. Д. Бабушкин //Спортсмен как субъект деятельности.- Омск: ОГИФК, 1993. С. 8−10.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие для инст-тов физ-й кул-ры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991 .- 543с.
- Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения умладших школьников / М. В. Матюхина. Волгоград: ВГПИ, 1983. — С. 85.
- Мильштейн, О.А. Советский олимпиец: социальный портрет / О. А. Мильштейн, К. А. Кулинкович.- М.: Физкультура и спорт, 1979.- 144 с.
- Московиченко, О.Н. Прогностическая значимость теста Люшера и мотивация / О. Н. Московиченко, А. А. Федоткина, А. В. Шумаков //Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера. Омск: СибГАФК, 1995. — С. 144−146.
- Найдиффер, P.M. Психология соревнующегося спортсмена / P.M. Найдиффер. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 224 с.
- Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. Книга 1. — М.: Владос, 1999.-С. 461−510.
- Никитин, Г. И. Роль значимости мотивов студентов, занимающихся боксом / Г. И. Никитин //Физическая культура и Олимпийское движение на Урале / Тезисы докл. науч. практ. конф. Ижевск: УГУ, 1996. — С. 120 122.
- Никитушкин, Б.Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / Б. Г. Никитушкин, П. В. Квещук //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 10. — С. 18.
- Нгуен, Ке Хао. Характер мотивации учебной деятельности в зависимости от типа обобщения учебного материала / Хао Ке Нгуен //Вопросы психологии. 1981. — № I. — С. 130−133.
- Ноткин, Е.А. Статистика в гигиенических исследованиях / Е. А. Ноткин. М.: Медицина, 1965. — 132 с.
- Общая психология: Учебник для пед. инс-тов /Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд-е. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Павлюк, 0.II. Эмоциональные компоненты мотивации / О. П. Павлюк //Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. М.: Просвещение, 1986. — 212 с.
- Палайма, Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки спортсмена / Ю. Ю. Палайма //Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1974. -С.86−100.
- Патяева, Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации / Е. Ю. Петяева //Вестник МГУ: Серия 14. Психология. — 1983. — № 4. — С. 23−32.
- Петков, А. Мотивация как системное качество личности / А. Петков //Актуальные вопросы психологии личности. М., 1988. — С. 33−47.
- Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пило-ян. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 112 с.
- Пилоян, Р.А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. М. :ГЦОЛИФК, 1988. — 27 с.
- Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 309 с.
- Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
- Поварницин, А.П. О генезисе побудительного механизма спортивной деятельности / А. П. Поварницин //Спортсмен как субъект спортивной деятельности Омск: ОГИФК, 1993. — С. 11−12.
- Портнов, Ю.М. Баскетбол / Ю. М. Портнов. М.: Физкультура и спорт, 1997.-479 с.
- Психологическая подготовка баскетболистов: (Метод, рек.) /сост. А. В. Родионов.- М.: Б.и., 1988. 28 с.
- Психология баскетболиста: Библиогр. указ. -Ереван: Б.и., 1982.44 с.
- Психология тактики баскетбола: (Учебно-вспомагательные материалы для студентов ин-та физ. культ.). Ереван: Б.и., 1972. — 56 с.
- Психология спорта высших достижений // Под ред. А. В. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 142 с.
- Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в слоте / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 69 с.
- Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с.
- Родионов, А.В. Психологические основы подготовки баскетболистов / А. В. Родионов, В. И. Воронова. Киев: Здоровья, 1989. — 136 с.
- Рубакин, Н.А. Психология читателя книги / Н. А. Рубакин. М.:1. Педагогика, 1977. С. 87.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — С. 365.
- Сальников, В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования: Дис. .д-ра пед. наук / В. А. Сальников.- Санкт-Петербург, 1994.- 406 с.
- Симонов, П.В. Эмоции и воспитание / П. В. Симонов //Вопросы философии. -1981. № 5. — С. 39−48.
- Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р. Н. Сингер. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 152 с.
- Соколов, В.А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Соколов. -Минск, 1973.-27 с.
- Сопов, В.Ф. Измерение мотивационного состояния спортсмена// Контроль как фактор управления тренировочным процессом / В. Ф. Сопов. Алма-Ата: КГИФК, 1986. — С. 88−94.
- Сусикова, Т.С. Мотивация занятий спортом учащихся спортивных школ / Т. С. Сусикова //Спортсмен как субъект деятельности. Омск: ОГИФК, 1993.-С. 11.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд-е / Н. Ф. Талызина. -М.: МГУ, 1984. — 343 с.
- Травина, А.П. Игровое взаимодействие в спортивных командах: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ А. П. Травина. -М., 1993. -24 с.
- Уляева, Л.Г. Динамика образа Я и мотивации в процессе занятий таэквон-до: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. Г. Уляева. М., 1999.-23 с.
- Файзуллаев, А. А. Мотивационная саморегуляция / А. А. Файзуллаев. Ташкент, 1987. — С. 115.
- Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 225 с.
- Фрейд, 3. Избранное / 3. Фрейд. М.: Внешнеторгиздат, 1990.448 с.
- Фураев, Г. П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотива достижения успеха в соревнованиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. П. Фураев. М., 1980. — 25 с.
- Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте /Ю.Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 209 с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М: Педагогика, 1986. — Т. I. — 407 е.- Т.2. — 391 с.
- Чашина, Г. А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. А. Чашина. JL, 1977. — 19 с.
- Черникова, М.Г. Коррекция мотивационных установок в психологической подготовке спортсменов-легкоатлетов / М. Г. Черникова, О. С. Кишев //Материалы 2-го междунар. конгр, психологов спорта. М., 1995. -С. 59.
- Черникова, О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 103 с.
- Шайхтдинов, Р.З. Исследование волевых усилий в связи с особенностями преодоления трудностей: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Р. З. Шайхтдинов. Тбилиси, 1979. — 18 с.
- Шайхтдинов, Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р. З. Шайхтдинов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 112 с.
- Шаблинский В.А. Психологическая подготовка баскетбольной команды: Учеб. пособие / В. А. Шаблинский, Б. М. Шербис. Киев: Б.и., 1974.-94 с.
- Щербаков, Е.П. Исследование интереса к спорту у школьников 4−10 классов и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е.П.
- Щербаков. Омск, 1970. — 22 с.
- Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли / Е. П. Щербаков.- Омск: ОГИФК, 1990.-234 с.
- Шилова, И.М. Мотивационный компонент психической готовности к соревнованиям у фехтовальщиков высокой квалификации / И. М. Шилова //Спортсмен как субъект деятельности.-Омск:ОГИФК, 1993.—С.40−42.
- Шумилин, А.П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук /А.П. Шумилин. Красноярск, 2003. — 20 с.
- Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. -М.: Просвещение, 1969. 316 с.
- Alschuler, A.S. Teaching achievement motivation / A.S. Alschuler, D. Tabar. Middle -town, Conn., 1970.-p.76.
- Arkes, H.P. Psychological theories of motivation / H.P. Arkes, I.P. Carske. Monterey, California, 1982.-P.450.
- Bowers, H.P. Situations in psychology: An analysis and a critigue / H.P. Bowers. -Psychological Review, 1973.-P.-80.
- Butt, D.S. Psychology of Sport / D.S. Butt // The behavior, motivation, personality and performance of athletes, 1987. N.-Y.Van Nostrand Reynald Company.
- Csikzentmihalyi, M. Emergent motivation and the evolution of the self .-In Advances in motivation and achievement / M. Csikzentmihalyi. V.4.-Iai.Press Ins., 1985.-P.93−119.
- Csikszentmihalyi, M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents.-In:Amesr., Ames R./Eds./.Research on motivation in education / M. Csikzentmihalyi .-V.3-N.Y.:Academic Press, 1989.-P.45−71.
- De Charms, R. Personal causation training in the schools / R. De Charms / -I. Of Applied Soc.Psychology., 1972.-V.2/2/.-P.95-l 13.
- De Charms, R. Motivation enhancement in education settings.-In: Amesr. R./Eds./.Research on motivation in education.-V.l.-N.Y.:Academic Press, 1984-P.275−310.
- Granman, C.F. Einfyhrund in dit Psychology. Pond: Motivation, Frankfurt / C.F. Granman.- M.-1960.-S.-78.
- Klinger, E. Structure and Functions of Fantasy / E. Klinger.-N.Y.1971.
- Klinger, E. Modes of normal Conscious flow.-In :KS Pole.J.L.Singers/eds./.The stream of Consciousness: Scienttific investigations into the Flow of Human Experience / E. Klinger.-N.Y., 1978.-P.48.
- Kohl, K. Uber Bedeutungsgehalte des Sportspiels / K. Kohl. -In:" Sportpsyhologie", Hoffman-Verlag, Schorndorf, 1972.S.125−136.
- Kunat, P. Changes in performance motivations relatihg to social conditions/ P. Kunat. Intern I. Of sport Psychology", Rome. K.l., 1974.-S.27−34.
- Locke, Edwin A. The Relationship of Instruction to Level of Performance/ E.A. Locke. Journal of Applied Psychology, 1966-N50.-P. 60−66.
- Magnusson, D. Persona lily atthe Crosroads: Current Isses in Interak-tional Psychology/ D. Magnusson, M. Endler. Hullstale-N.Y., 1977.-P.76.
- Maslow, A.H. Motivation and Personality/ A.H. Maslow. -N.Y.1954.
- Mauer, I. Bull New Thol /1. Mauer// Med. Cent., 1952.-S. 14−43.
- Mc Clelland, D. C. What is the effect of achievement motivation training in the schools// D.C. MC Clelland. -Teachers College Record, 1972.-V. 74/2/.-P.129−145.
- Nuttin, I. Motivation, planning and action. A relational theory of behavior dynamic/1. Nuttin. Leuven, Hillsdale, New Jersey.-1984.-251 p.
- Ogilwie, B. The Motivational Iventory/ B. Ogilwie, T. Tutke, L. Lion // In Sholastic Coach. San Lose., 1976.-S.-172.
- Overton, W.F. Models of development: Methodological implications/ W.F. Overton, H.W. Reese. -In: I.R. Nesselraade. H.W. Reese /eds./.Lifespan. Developmental Psychology: Methodological Issues.-N.Y.-1973.-P. 25−38.
- Ryan, R.M. A motivational analyses of self-determination and self-regulation in education / R.M. Ryan, I.P. Connell, E.L. Dici. In: Ames R. /Eds./. Research on motivation in education.-V.2.-N.Y.-.Academic Press, 1985.1. Р.13−49.
- Tutko, Thomas and Jact W. Richards. Psychology of Coachind, Boston/ T. Tutko. Mass. Allyn, Bacon, 1971 .-P. 49.
- Vounng, P.T. Motivation of Behavior. The Fundamental Determinants of human and animal activity/ P.T. Vounng.- Wiley .New York, 1986.-p. 135.
- Witte, W. 1st all das, was man umgangssprachlich Handeln nennt. Verhalten spezificher Art?/ W. Witte.- In: A. Thomas/Hg/. Psychologie der Handlung und Bewegung. Mesenheim.-1976.-S. 75−87.1. Анкета спортсмена
- Итак, в какой степени для Вас важно?1 .Благодаря занятиям спортом утвердить свою индивидуальность.
- Благодаря спорту полнее раскрыть свои возможности.
- Благодаря спорту полнее узнать свои возможности.
- Благодаря занятиям спортом повысить самоуважение к своей личности.
- Благодаря спортивным победам испытать ощущение превосходства над другими людьми.
- Благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны родных, близких.
- Благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны друзей, товарищей.
- Благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны тех, кто с Вами работает, учится.
- Благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны тех, кто руководит Вашей работой, учебой.
- Ю.Благодаря победам в спорте повысить уважение к себе со стороны товарищей по команде.
- Благодаря победам в спорте повысить уважение к себе со стороны спортивного руководства.
- В честь Вашей победы поднимают флаг, играют гимн.
- Возможность улучшить соотношение встреч с конкретным противником.
- Поднять известность Вашего вида спорта.
- Благодаря занятиям спортом завоевать признание в своем микрорайоне, на своей улице.
- Получать дополнительное питание.
- Получать спортивную форму.
- Завоевать лучший приз на соревнованиях.
- Попасть на соревнования за рубеж.20. Попасть в сборную страны.
- Занять призовое место на крупных соревнованиях.
- Благодаря успехам в спорте получить приличную работу.
- Благодаря успехам в спорте получить квартиру, машину и т. п.
- Присутствие тренера в зале.
- Наличие объективного судейства.
- Чтобы не было поддержки болельщиками Вашего соперника.
- Наличие семейного благополучия.
- Наличие хороших взаимоотношений с тренером.
- Благополучно устроить свою жизнь после занятий спортом.
- Присутствие в зале любимого человека.
- Благодаря спорту иметь широкие связи с деловыми людьми.
- Благодаря спорту общаться с великими людьми.
- Благодаря спорту получить всестороннее признание.
- Благодаря успехам в спорте добиться собственного благополучия.
- Иметь новинки в арсенале своих действий.
- Наличие у Вас тактического замысла на соревнования.
- Повысить надежность своих действий.
- Повысить эффективность соревновательных действий.
- Повысить надежность своих приемов на соревнованиях.
- Возможность вести состязания в различном темпе.
- Умение успешно выступать в различных ситуациях.
- Умение активно продолжать выступление в случае неудач.
- Успешно уходить из опасных положений.
- Повысить специальную выносливость.
- Повысить скоростные качества.
- Повысить силовые качества.47. Повысить гибкость.48. Повысить ловкость.
- Повысить эмоциональную устойчивость.
- Отсутствие простудных явлений в Вашем организме.51. Отсутствие головной боли.
- Отсутствие болей в области сердца.
- Отсутствие болей в области печени.54. Отсутствие у Вас травм.
- Отсутствие других болезней.
- Знать о способности противника мобилизоваться в ответственные моменты.
- Знать о том, какой тактики преимущественно придерживается Ваш противник.
- Знать о том, какими способами противник готовит свои «коронные» приемы.
- Знать о том, какие действия затрудняют выступление противника.
- Иметь сведения о физической силе противника.
- Знать о недостатках в технике противника.
- Знать цель противника во встрече с Вами.
- Знать о скоростных возможностях противника.
- Знать какими действиями хорошо владеет противник.
- Знать об уровне выносливости противника.
- Знать излюбленную тактику противника.67. Знать технику противника.
- Знать, как противник переносит неудачи.
- Знать, какими приемами владеет противник.
- Знать психологическую подготовку противника.71. Знать результаты последних выступлений противника.
- Отсутствие у Вас физического утомления перед соревнованием.
- Отсутствие чрезмерного волнения перед соревнованием.
- Наличие чувства уверенности перед соревнованием.
- Отсутствие безразличия перед соревнованием.
- Наличие чувства спортивной злости перед соревнованием.
- Знать результаты жеребьевки.
- Знать результаты последнего выступления противника.
- Иметь в прошлом победы над данным противником.
- Отсутствие болей перед соревнованием.1. О себе укажите следующее:1. Спортивный стаж.2. Спортивный разряд.
- Ваши лучшие спортивные достижения.1. Анкета спортсмена
- Если бы вам заново пришлось выбирать вид спорта, выбрали бы вы вновь этот вид ?1/ да 2/ не знаю 3/ нет, наверное
- Возникало ли у вас чувство разочарования в занятиях спортом? 1/ нет 2/ редко и не надолго 3/ часто и подолгу
- Что в большей мере повлияло на вас при выборе этого вида спорта? 1/ интерес к этому виду спорта2/подражание другим людям /спортсменам/, хотел стать таким же 3/ совет друзей, учителей, родителей
- От чего зависит достижение высоких результатов в вашем виде спорта?1/от соответствия способностей этому виду спорта 2/ от работы над собой, способности можно развить 3/от хорошей физической подготовки и от тренера
- Может ли каждый, выбравший ваш вид спорта, стать в будущем ведущим спортсменом?1/нет 2/ не знаю 3/ может
- В какой степени вы проявляете волевую активность в тренировках? 1/ возникшие трудности преодолеваю 2/ не всегда так 3/ редко
- Как часто вы добиваетесь выполнения своих планов? 1/ всегда 2/ иногда 3/ редко
- Как вы относитесь к посещению тренировок?1/ посещаю всегда 2/ иногда пропускаю 3/ пропускаю часто1291. Благодарим за работу!
- Опросник соревновательной мотивации
- В научно-популярных изданиях меня больше всего интересуют статьи о великих спортсменах, известных людях, новых открытиях.
- Можно сказать, что я живу по пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь».
- Стремление к достижению целей у меня выражено достаточно сильно.
- Вступая в игру (шахматы, теннис, бадминтон, футбол и т. п.) с сильным соперником, я заранее предвижу свое поражение.
- Неудачное начало в соревнованиях мобилизует меня на дальнейшие действия.
- При подготовке к соревнованию у меня возникают сомнения в достижении поставленной цели.
- Вступая в различные спортивные игры, я ориентируюсь на выигрыш незавьч.: ю от соперника.
- Я охотно пойду на лекцию о современных достижениях в спорте, науке и т. п.
- Неудачное начало на соревнованиях сковывает мои действия, снижает активность.
- Выполняя действие (например, подачу в волейболе), я почти всегда уверен в точности его выполнения.
- На результаты моих выступлений больше всего влияет боязнь поражения, проигрыша, опасение подвести команду, тренера.
- Спорт, он тем и хорош, что дает возможность стать известным, знаменитым.
- При выступлении в соревнованиях неудачные действия сохраняются надолго в моей памяти.
- Во время ходьбы по улице, в помещениях я смотрю вперед, и бывает из-за этого часто спотыкаюсь.
- Перед выполнением спортивных действий иногда появляется сомнение в правильном их исполнении.
- На результаты моих выступлений больше всего влияет нацеленность на успех.
- В случаях плохого настроения на соревнованиях я не уверен в успешном выступлении.
- Занятия спортом дают человеку возможность ощущать свой авторитет, признание, уважение окружающих.
- В случаях неудачного выступления на соревновании, я сильно расстраиваюсь, и это влияет на мои дальнейшие выступления.1. Ключ к опроснику:
- Подсчитайте количество ответов «да» в нечетных и четных утверждениях в отдельности.
- Нечетные утверждения характеризуют направленность спортивной мотивации «на достижение успеха», четные «на избегание неудачи».
- Опросник спортивной мотивации
- Инструкция: Внимательно прочитайте каждое суждение. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям к соревнованию и тренировкам, то напишите «да», если же оно неверно, то «нет».
- Мне нравится выступать на соревнованиях.
- В основном я тренируюсь ради личного здоровья, а не для участия в соревнованиях.
- Я планирую выступать на соревнованиях и занять призовое место.
- После тренировок у меня появляется чувство удовлетворения, которого нет после соревнований.
- С нетерпением жду соревнований, чтобы встретиться со своими соперниками.
- При занятиях спортом, выступления на соревнованиях для меня не самое главное.
- У меня есть стремление улучшить свои результаты на соревнованиях.
- Я легко справляюсь с большим объемом работы на тренировках.
- Я нередко выступаю на соревнованиях, имея недостаточную подготовленность.
- Мне доставляет удовольствие общение с ребятами по команде на тренировках и после них.
- Обычно на соревнованиях я настойчиво стремлюсь добиться поставленной цели.
- Чаще всего я участвую в соревнованиях по настоянию тренера, а не по собственной инициативе.
- У меня есть свои кумиры в спорте, и я хочу стать таким же.
- На тренировках мои результаты обычно выше, чем на соревнованиях.
- Выступление сильных соперников на соревнованиях вызывает у меня желание соревноваться с ними и выиграть у них.
- Неудачные выступления на соревнованиях вызывают у меня негативное отношение к ним.17. на тренировках я занимаюсь без особого энтузиазма, а к соревнованиям могу собраться и хорошо выступить.
- Я всегда выполняю тренировочные задания тренера.
- Я не люблю проигрывать на соревнованиях и, как правило, достигаю поставленных целей.
- Мне больше нравятся тренировочные занятия, чем выступления на соревнованиях.1. Ключ к опроснику:
- Ответы «да» на нечетные утверждения характеризуют направленность спортивной мотивации на соревнования, четные на тренировочные занятия.
- Ценностные ориентации Инструкция: Проранжируйте каждую ценность в силу ее значимости для вас по шкале: 1 высокая значимость, 2 — менее высокая и т. д.1. Стимульный материал
- Оценка привлекательности группы
- Инструкция: Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее точно соответствующих вашему мнению.1 .Как бы вы оценили свою принадлежность к команде?
- Чувствую себя членом команды, частью коллектива (5)
- Участвую в большинстве видов деятельности (4)
- Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (З)
- Не чувствую, что являюсь членом команды (2)
- Тренируюсь отдельно от других членов команды (1)
- Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
- Перешли бы вы тренироваться в другую команду, если бы представилась такая возможность?
- Да, очень хотел бы перейти (1)
- Скорее всего, перешел бы, чем остался (2)
- Не вижу никакой разницы (3)
- Скорее всего, остался бы в своей команде (4)
- Очень хотел бы остаться в своей команде (5)
- Не знаю, трудно сказать (1)
- Взаимоотношения между спортсменами в вашей команде А. На тренировках:
- Лучше, чем в большинстве команд (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве команд (2)
- Хуже, чем в большинстве команд (1)4. Не знаю (1)1. Б. На соревнованиях:
- Лучше, чем в большинстве команд (3)
- Примерно такие же, как и в других командах (2)
- Хуже, чем в большинстве команд (1)4. Не знаю (1)
- В. Вне тренировок и соревнований:
- Лучше, чем в большинстве команд (3)
- Примерно такие же, как и в других командах (2)
- Хуже, чем в других командах (1)4. Не знаю (1)
- Взаимоотношения спортсменов с тренером?
- Лучше, чем в большинстве команд (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве команд (2)
- Хуже, чем в большинстве команд (1)4. Не знаю (1)
- Отношение к делу на тренировках и соревнованиях
- Лучше, чем в большинстве команд (3)
- Примерно такое же, как и в большинстве команд (2)
- Хуже, чем в большинстве команд (1)4. Не знаю (1)
- Итоговые показатели анализируются, чтобы выделить спортсменов с крайними оценками, после этого рассматривается распределение ответов по каждому вопросу с целью выделения наиболее серьезных проблем в команде.
- Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсмена. Опрос проводится: до тренировки, после тренировки- до соревнования, после соревнования.
- Удовлетворенность соревновательным процессом1. До12 345 678 9 101. После0 123 456 789 10
- Удовлетворенность тренировочным процессом1. До12 345 678 9 101. После012 3 456 789 10
- Отношения с товарищами по команде1. До123 456 789 101. После123 456 789 108. Отношения с тренером1. До123 456 789 101. После12 345 678 9 10
- Готовность к соревнованиям1. До123 456 789 10. После123 456 789 10