Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комплексный контроль физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время, в связи со значительным расширением задач при диагностике состояний спортсменов различного возраста и квалификации, возникает необходимость использования новых, современных методов и технологий комплексного тестирования, позволяющих вооружить тренеров и спортсменов разносторонней и объективной информацией по оценке уровня подготовленности спортсменов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния проблемы научно-методического обеспечения спорта глухих
    • 1. 1. Научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов с нарушениями слуха
      • 1. 1. 1. Причины нарушения слуха и их влияние на спортивную карьеру
    • 1. 2. Специфика спортивной тренировки высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха
      • 1. 2. 1. Физические качества глухонемых бегунов
      • 1. 2. 2. Психологические особенности
    • 1. 3. Методики контроля физической работоспособности в спортивной практике
    • 1. 4. Медико-биологический контроль
    • 1. 5. Педагогический контроль
    • 1. 6. Психологический контроль
  • Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Изучение и обобщение научно-методической литературы
      • 2. 2. 2. Педагогическое наблюдение
      • 2. 2. 3. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 4. Математический анализ полученных данных
      • 2. 2. 5. Методы функциональной диагностики
      • 2. 2. 6. Методы тестирования уровня развития физических качеств
      • 2. 2. 7. Методы мониторинга состояния сердечно-сосудистой системы
      • 2. 2. 8. Методы определения морфологического статуса спортсменов
      • 2. 2. 9. Методы исследования психологического статуса
    • 2. 3. Характеристика исследуемого контингента
    • 2. 4. Организация исследования
  • Глава 3. Комплексный контроль физической подготовленности на разных этапах годичного цикла подготовки
    • 3. 1. Структура комплексного контроля физической подготовленности в годичном тренировочном цикле
      • 3. 1. 1. Оперативный контроль
      • 3. 1. 2. Текущее обследование
      • 3. 1. 3. Этапный контроль
      • 3. 1. 4. Обследование соревновательной деятельности
  • Глава 4. Результаты исследования
    • 4. 1. Анализ полученных данных и их интерпретация
    • 4. 2. Планирование тренировочной нагрузки в годичном цикле на основе данных о физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха
    • 4. 3. Планирование содержания этапа непосредственной предсоревновательной подготовки на основе комплексного контроля
      • 4. 3. 1. Содержание и структура мезоциклов подготовки на этапе непосредственной соревновательной подготовки
      • 4. 3. 2. Содержание и структура микроциклов подготовки на этапе непосредственной соревновательной подготовки

Комплексный контроль физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время, в связи со значительным расширением задач при диагностике состояний спортсменов различного возраста и квалификации, возникает необходимость использования новых, современных методов и технологий комплексного тестирования, позволяющих вооружить тренеров и спортсменов разносторонней и объективной информацией по оценке уровня подготовленности спортсменов. Широкое использование различных методов, привлечение к научным исследованиям специалистов физиологии, биохимии, спортивной медицины, морфологии, а вместе с тем оснащение научных центров и лабораторий, аккредитованных для решения задач спортивной подготовки, новейшей инструментальной диагностической аппаратурой, предопределят необходимость повышенного внимания к проблемам комплексного контроля, требует единого педагогического понимания логики и стратегии использования исследовательских процедур, определяет данную процессию как важнейший раздел в принятии управленческих решений, предусматривает в научных исследованиях новый виток изучения и технологической разработки научно-методических вопросов контроля. Методология комплексного контроля достаточно широко разработана в олимпийском спорте высших достижений (М.А. Годик, 1985) в юношеском спорте (В.Г. Никитушкин, 2011), в видах спорта в легкой атлетике (В.П. Губа, 1999, H.H. Чесноков, 2004).

Вместе с тем, в практической деятельности проведение исследовательских процедур тренерами и спортсменами в своей спортивной управленческой деятельности объективно не реализуются, а иногда и просто игнорируется, что нарушает комплексное целевое планирование в виде спорта и процесс подготовки к главным стартам сезона. Из-за постоянно увеличивающегося объема тренировочной работы, связанной непосредственно с бегом, а также объема высокоинтенсивных форм тренировки (упражнения с отягощениями, в условиях естественного рельефа местности и т. д.) важным становится предупредить состояние, когда наступает перетренированность, срыв адаптации к нагрузкам. И здесь прерогативой становится получение срочной информации о показателях организма спортсмена в данный момент.

Возникает противоречие между объективными возможностями научной информации, которую предоставляет комплексный контроль, и практическими управленческими действиями тренеров и спортсменов, опирающихся на свой собственный опыт и тренерскую интуицию. В связи с этим возникает научная необходимость определить место комплексного контроля в управленческой деятельности тренера и спортсмена как инструмента сличения реального и прогнозируемого процесса подготовки спортсмена в достижении наивысших спортивных результатов.

Комплексность в контроле реализуются с помощью педагогических, биологических, психологических, социологических и других методов и тестовых процедур, где регистрация показателей физического и психического состояния, уровня технико-тактического мастерства, характеристик соревновательной деятельности является неотъемлемой составляющей. Только в этом случае, сопоставив динамику спортивных результатов с ростом показателей различных сторон подготовленности, можно установить причинно-следственные связи, определить значение параметров объема и интенсивности для роста спортивных результатов. После такого сопоставления и анализа следует внести коррективы в уже имеющиеся документы тренировки и личного календаря соревнований.

Проблемам комплексного контроля различных сторон подготовленности спортсменов-инвалидов по слуху уделялось пристальное внимание в разные годы (В.И. Воронкин, 1969, В. А. Чешихин, 2012). В легкой атлетике, применительно к здоровым спортсменам, давно разработана и успешно реализуется методология комплексного контроля (В.Г. Никитушкин, 2011). Вместе с тем, сколь-нибудь развернутой системы контроля за уровнем развития физических качеств, динамикой функциональных показателей, оценкой критериев технического мастерства у спортсменов с нарушением слуха на данный момент не создано.

Подготовка высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха строится с учетом того, что эти спортсмены имеют солидный опыт участия в соревнованиях, высокий уровень общей и специальной физической подготовленности, психологической устойчивости и надежности, владеют эффективной техникой бега, демонстрируют высокие спортивные результаты на соревнованиях различного уровня. Вместе с тем, разработка процедур и этапов комплексного контроля по оценке подготовленности глухих спортсменов-легкоатлетов, обеспечение тренеров и методистов своевременной и объективной информацией о состоянии спортсмена и уровне его оперативной готовности, становится актуальной научной задачей в спортивной тренировке глухих спортсменов.

Значимость проведения данных процедур в сурдлимпийском спорте неоспорима, поскольку возможность проследить малейшие отклонения от нормы в физическом состоянии спортсмена, зафиксировать ухудшение каких-либо показателей его состояния, в конечном счете, позволяет предупредить дезадаптацию и оптимизировать процесс годичной и этапной подготовки. НМО дает возможность объединить результаты всех проводимых обследований в системное целое и интерпретировать уровень текущей подготовленности спортсмена, а вместе с тем и моделировать и прогнозировать подготовленность спортсмена к условиям будущих соревнований.

Именно поэтому, появляется острая необходимость в изучении передового опыта в области применения современных методов контроля, их применения в системе подготовки глухих спортсменов. Кроме того, крайне важно разработать унифицированную программу контроля, позволяющую комплексно оценивать физическую, функциональную, технико-тактическую, психологическую стороны подготовленности спортсменов, что будет способствовать оптимизации спортивной подготовки глухих легкоатлетов и достижению целевых спортивных результатов.

Цель исследования — разработка системы комплексного контроля физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха, специализирующихся в беге на кроткие и средние дистанции, на основе объективных данных о функциональном состоянии, психологическом статусе, уровне технической подготовки.

Объект исследования — управление подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов с нарушением слуха, специализирующихся в беге на короткие и средние дистанции в спортивно-тренировочном процессе.

Предмет исследования — методики педагогического, медико-биологического, психологического контроля, распределенные на этапах годичного цикла тренировки бегунов на короткие и средние дистанции с недостатками слуха в систему последовательных обследований.

Задачи исследования:

1. Определить систему применения исследовательских методов и инструментальных методик, форм комплексного контроля в рамках последовательного включения тестовых процедур в научно-методическое обеспечение подготовки сборных команд по сурдлимпийским дисциплинам и соотношение педагогических и медико-биологических методов в комплексном исследовании.

2. Установить уровень физической, технической, психологической подготовленности и функционального состояния высококвалифицированных легкоатлетов-бегунов на короткие и средние дистанции, членов сборной команды России по сурдлимпийским дисциплинам, установить особенности их соревновательной деятельности.

3. Выявить роль комплексных обследований как высокоэффективных действий в управленческой деятельности тренера. при формировании научно-методического обеспечения подготовки сборных команд.

4. Обосновать эффективность управления тренировочным процессом в экспериментальной практике на основе объективизации данных о состоянии здоровья спортсменов-инвалидов по слуху и уровне их подготовленности, при составлении индивидуально-ориентированных методических рекомендаций по контролю и коррекции процесса подготовки бегунов на средние и короткие дистанции.

Научная новизна. Разработано и обосновано содержание комплексного контроля физической подготовленности бегунов на короткие и средние дистанции с нарушением слуха высокой квалификации, обеспечивающее получение объективных данных о текущем функциональном состоянии организма спортсменов и его изменении под воздействием тренировочной нагрузки в годичном тренировочном цикле.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что комплексность контроля будет обеспечена системой оптимального соотношения последовательных педагогических, медико-биологических, психо-физиологических обследований, которые будут способствовать качественной и точной оценке функционального состояния, текущей спортивной подготовленности, объективной оценке резервных возможностей организма спортсменов, процессу оптимального вхождения в состояние спортивной формы, что позволит создать условия полноценной тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов данной нозологической группы. Применение оперативного, текущего и этапного контроля позволит вносить объективные управленческие решения в тренировочный процесс, и тем самым удерживать высокий уровень физической работоспособности бегунов нарушением слуха, управлять физической, технической и психологической подготовленностью на различных этапах годичного цикла, а обследование соревновательной деятельности будет содействовать принятию мер к улучшению результативных показателей в состязаниях самого высокого ранга и показу наивысших спортивных результатов.

Теоретическая и методологическая база исследования: представлена современными теоретическими концепциями адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (С.П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, Л. В. Шапкова, И.О. Рубцова), знаниями об общих закономерностях и принципах построения многолетней подготовки (Л.П. Матвеев, В. Н. Платонов, В. И. Воронкин, Ю. В. Верхошанский, В. К. Бальсевич, Н. Ж Булгакова), управлении, контроле, моделировании и прогнозировании в спорте (Суслов Ф.П., В. М. Зациорский, В. А. Запорожанов,.

В.Г. Никитушкин, Б.Н. Шустин), о медико-биологических основах в подготовке спортсменов (B.JI. Карпман, Н. Д. Граевская, A.B. Смоленский, А. Я. Корх, Г. А. Макарова), рациональном подходе к обоснованию физической подготовки (В.Н. Селуянов, H.H. Чесноков, С. М. Гордон, Е. Б. Мякинченко, А. П. Бондарчук, В. Б. Иссурин, С. И. Вовк, Т. Bomba).

Теоретическая значимость — состоит в формировании теоретико-методических представлений о научно-методическом обеспечении адаптивного спорта в целом и разработанной системе комплексного контроля физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции на различных этапах тренировочного процесса в годичном цикле.

Практическая значимость — состоит в научно-обоснованной реализации комплексного контроля физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха в годичном тренировочном цикле и внедрению его в процесс, путем представления методических рекомендаций по качественной и точной оценке функционального состояния, текущей спортивной формы, объективной оценке резервных возможностей организма спортсменов-инвалидов по слуху.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Единство педагогической и биологической составляющей в комплексном контроле подготовленности спортсмена и приоритетность методик и методов педагогического контроля как тактических систем оперативного управления текущим состоянием высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха в годичной подготовке спортсменов должно рассматриваться в стратегическом аспекте перспективного целевого управления.

2. Разработанные блоки инструментальных методик, технологии последовательных обследований и разновидности форм комплексного контроля на различных этапах тренировки высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха, позволяют своевременно отслеживать изменения, происходящие в организме спортсменов-инвалидов под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок.

3. Комплексный контроль физической подготовленности и мониторинг функционального состояния сборной команды России по легкой атлетике среди глухих в рамках научно-методического обеспечения позволяет в максимальной степени оптимизировать тренировочную деятельность спортсменов с нарушениями слуха, содействовать прогрессирующему становлению спортивной формы и дальнейшему росту результатов в беговых дисциплинах.

4. Внедрение на постоянной основе в тренировочный процесс подготовки бегунов высокой квалификации с нарушением слуха, членов сборной команды России по сурдлимпийским дисциплинам, процедуры комплексного контроля, проводимого с определенной этапностыо, в период подготовки и во время основных соревнований, в разных географических зонах, позволило утвердить роль комплексных обследований как высокоэффективных действий в управленческой деятельности тренера при формировании научно-методического обеспечения подготовки сборных команд.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Проведены анализ выступления спортсменов сурдлимпийской сборной страны на летних и зимних чемпионатах России в г. Саранске (2012), г. Чебоксары (2011, 2012), зимнем чемпионате Европы в г. Таллин (2012), чемпионате мира в г. Торонто (2012). Осуществлено проведение текущих обследований в период 2010;2012 гг., этапных комплексных обследований (2011, 2012).

Результаты исследования доложены на 3 всероссийских научно-практических конференциях (Всероссийские форумы «Молодые ученые» 2010, 2011, 2012 гг.), и внедрены в тренировочный процесс основного состава сборной команды России в беге на короткие и средние дистанции по легкой атлетике (спорт глухих). По теме исследования опубликовано 16 работ.

Выводы.

1. Реализация эффективного управления тренировочным процессом высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха в годичном цикле обеспечивается при соблюдении следующих положений:

— планирование тренировочной нагрузки должно осуществляться только на основании учета объективных данных о текущем состоянии физической подготовленности и уровня функционального развития;

— совокупность педагогических, медико-биологических, психологических компонентов обеспечивает формирование полиструктурной системы, все звенья которой являются неотъемлемой составляющей комплексного контроля;

— применение блоков методик мониторинга спортивной формы должно отвечать принятым стандартам для каждой процедуры.

2. Комплексный контроль и оценка функциональных показателей, с помощью применения новейших инструментальных методик, позволяет в высокой степени определять достигнутый уровень физической подготовленности в конкретном периоде тренировочной деятельности, проследить изменения состояния здоровья, и учитывать индивидуальные особенности, осуществлять коррекцию недостатков технической стороны подготовки и тренировочного плана в целом для каждого спортсмена, что в совокупности делает планирование нагрузками более гибким и увеличивает эффективность управления тренировочным процессом.

3. Применение представленных блоков методик предложенной структуры позволило обеспечить повышение результатов в тренировочном процессе в среднем на 0,3% на каждом этапе подготовки для представителей бега на короткие дистанции, и на 0,4% для представителей бега на средние дистанции;

4. Соревновательная деятельность высококвалифицированных бегунов на короткие и средние дистанции строится по принципу двухпикового макроцикла, с участием в небольшом количестве соревнований — два чемпионата России, зимний и летний, и один основной старт (чемпионат Европы, мира или Сурдлимпийские игры), в соответствии с чем система подготовки предполагает большое внимание к подготовительному периоду и к этапу непосредственной предсоревновательной подготовки.

5. Совокупность анализа физической, технической, психологической подготовленности и уровня функционального состояния спортсменов экспериментальной группы показали следующее:

— динамика морфофункциональных показателей (масса и компонентный состав тела, длиннотные и обхватные параметры) в течение годичного тренировочного цикла у высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха изменяется в следующих пределах: в спринтерских дисциплинах — 7−8% у мужчин и 5−6% у женщин, в группе средних дистанций — 2,5−3% у мужчин и женщин. динамика результатов исследования анаэробных возможностей обнаружила достоверный прирост результатов в экспериментальной группе на 1,5%. В контрольной группе тоже наблюдался прирост результатов, однако с менее выраженными сдвигами (на 1,3%).

— динамика результатов исследования физических качеств в подгруппе ЭГ-1 обнаруживают высокие показатели прироста (р<0,05). повышение положительного психологического настроя в экспериментальной группе составил +13% против +6% у контрольной группы.

— статистически достоверное (р<0,05) улучшение показателей в подгруппах ЭГ-1 и КГ-1 в сравнении с подгруппами ЭГ-2 и КГ-2 было получено при обследовании уровня кинематических характеристик, прежде всего снижения показателей времени торможения и времени опоры, в подгруппе ЭГ-1 на 1,1% (короткие дистанции) и 0,4% (средние дистанции), в подгруппе КГ-1 на 0,6% (короткие дистанции) и 0,16% (средние дистанции), подгруппах ЭГ-2 и КГ-2 прирост составил — в подгруппе ЭГ-2 на 0,5% (короткие дистанции) и 0,2% (средние дистанции), в подгруппе КГ-2 на 0,4% (короткие дистанции) и 0,1% (средние дистанции).

6. Обоснование содержания системы комплексного контроля физической подготовленности и ее апробация в тренировочном процессе позволило установить, что варьирование объемов тренировочной нагрузки на каждом этапе для бегунов с нарушением слуха не должно превышать следующих пределов: в спринтерских дисциплинах — увеличение не более чем на 15% для мужчин и 12% для женщин, на средних дистанциях — не более 10% для мужчин и 7−8% для женщин.

7. Внедрение комплексного контроля физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции способствовало успешности выступления сборной команды России на ряде крупнейших международных соревнований, в том числе на XXIV Сурдлимпийских играх, двух чемпионатах мира и трех чемпионатах Европы, повышению спортивного звания у испытуемых входящих в состав экспериментальной группы — звание МСМК получили 4 спортсмена в подгруппе ЭГ-1 и 2 спортсмена в подгруппе КГ-1, кроме того в подгруппе ЭГ-1 2 спортсмена стали Заслуженными мастерами спорта России.

Практические рекомендации.

Полученные в результате проведенного исследования данные позволили разработать не только определенное соотношение последовательных обследований, составляющих содержание системы комплексного контроля, но также на основе объективных данных представить методические рекомендации для повышения эффективности управления тренировочным процессом.

В научно-методической литературе по вопросам регулирования нагрузки с учетом индивидуального состояния тренированности [39, 68, 84] есть два типа рекомендаций: с указанием определенной величины нагрузки на очередной тренировочный день и цикл;

— в виде предписания направленности корректирующих команд (например, «необходимо повысить нагрузки за счет выполнения комбинаций», «увеличить долю СФП», «проделать более продолжительную рациональную разминку», «снизить нагрузку от средней до малой» и т. д.).

Причем, по литературным данным, эффективны могут оба варианта [1, 27, 44]. Полученные в результате исследования экспериментальные данные дают основание сделать следующие практические рекомендации, которые будут способствовать повышению спортивных результатов высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха:

1. Для представителей бега на короткие дистанции:

Для совершенствования анаэробных возможностей у бегунов с высоким уровнем показателей в тесте максимальной анаэробной мощности (МАМ) необходимо:

— Длительность выполнения специальных упражнений должна быть таковой, чтобы запасы креатинфосфата в мышце были использованы не менее чем на половину, то есть нагрузка должна продлиться не менее 7-ми секунд. В тоже время работу желательно прекращать до активации гликолиза, так как накопление молочной кислоты в мышцах приводит к замедлению темпов восстановления.

АТФ и креатинфосфата. Соответственно, стремится к полному отказу мышц не следует, и нагрузка не должна длиться дольше 15 секунд. Рекомендуемое количество повторений в подходе составит 4−6 раз.

— Отдых между подходами должен быть около 3−5минут, что необходимо для обеспечения сверх восстановления уровня креатинфосфата.

— Количество подходов должно составлять от 5 до 10.

При организации двигательной активности рекомендуется также использование следующих упражнений, способствующих развитию максимальных анаэробных возможностей:

1) бег (бег с ускорением на расстояние от 30 до 100 м с высокого и низкого старта, челночный бег, бег в гору по 15—25 м, бег с отягощением (пояса, жилеты, манжеты различного веса));

2) прыжковые упражнения (прыжки с места и с разбега в длину и высотупрыжки в глубину и на возвышенное место, прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед);

3) различные варианты метаний (метание набивного мячатолкание ядра);

При коррекции выявленных недостатков в уровне анаэробных или аэробных возможностей целесообразно использовать в тренировке следующих упражнений:

— При недостаточном уровне анаэробных возможностей, необходимо применять специальные упражнения, наиболее соответствующие по своим характеристикам соревновательным упражнениям по структуре и воздействию на функциональные системы организма. Кроме этого требуется использовать комплексы упражнений или отдельные упражнения, позволяющие повышать уровень анаэробных способностей, имеющих длительность работы 10−15 с, при максимально возможной индивидуальной интенсивности. Упражнения используются повторным методом выполнения: бег с ускорением на расстояние от 30 до 100 м с, выпрыгивание из глубокого приседа, прыжки на одной ноге с продвижением вперед по 15 — 30 м на каждой ноге, многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания, прыжки на одной ноге, другая на возвышенности, прыжки толчком одновременно двух ног, с последующим сгибанием и подтягиванием их к груди (с продвижение вперёд).

— Комплексы упражнений и (или) отдельные упражнения, позволяющих обеспечивать повышение уровня анаэробных возможностей организма, прежде всего алактатных и лактатных, имеют длительность 15−30 с, при интенсивности 90−100% от индивидуального максимума (бег в гору по 100−200 м, бег с отягощением — пояса, жилеты, манжеты различного веса, переменный бег 5−10 повторений по 60−100 м через 60−100 м трусцой).

— Комплексы упражнений и (или) отдельные упражнения, влияющих на повышение скоростных возможностей, имеют продолжительность 30−60 с, интенсивность 85−90% от индивидуального максимума.

— Для воспитания скоростной выносливости с учетом присущей определенному виду характеристики двигательной деятельности (бег на короткие, средние или длинные дистанции) увеличивают продолжительность основных упражнений, повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха.

2. Для представителей бега на средние дистанции:

— Необходимо использовать в тренировочном микроцикле интегральные тренировки (сочетание упражнений на скорость и выносливость). Ряд тренировок должен состоять из структурированного комплекса аэробных и анаэробных беговых нагрузок, индивидуально расставленных в занятии для каждого спортсмена. Такие тренировки позволяют увеличивать уровень специальной физической подготовленности, особенно в аспектах тренировки специальной выносливости и скоростно-силовой подготовки. Постоянно используя данные комплексы, бегуны могут поддерживать спортивную форму как зимой, так и летом, т. е. круглогодично, чего требует сегодня спортивный календарь.

— Планирование каждого тренировочного занятия должно строиться согласно логике включения в работу физиологических механизмов. Например, после проведения разминочной части не рекомендуется сразу включать бег на максимальный результат. В данном случае происходит резкое повышение уровня кислородного долга, образования повышенной концентрации лактата, что затрудняет выполнение всей дальнейшей работы. В то же время использование работы аэробного характера средней интенсивности позволит активизировать обменные процессы и приступить к выполнению основных объемов без форсирования производительности сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

— Увеличение аэробной работоспособности возможно в первую очередь за счет увеличения силы окислительных мышечных волокон (силовая тренировка в статодинамическом режиме), увеличения аэробных возможностей мышц (аэробная интервальная тренировка).

— При развитии выносливости как общей, так и специальной, необходимо обеспечивать постепенность повышения объемов нагрузки, особенно на общеподготовительном и специально-подготовительном этапах. Для этого требуется включать в тренировочный процесс комплексы упражнений на переключение двигательной деятельности (упражнения на естественном покрытии — трава, песок, грунт, упражнения с набивным мячом). Кроме того должно осуществляться применение отдельных тренировочных занятий, либо контрольных тренировок, проходящих в условиях полностью имитирующих соревнования.

Общие рекомендации для высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха, при подготовке к основным стартам сезона:

— В начале подготовительного периода для развития уровня силовых способностей необходимо применять упражнения с небольшим весом, выполняемые в среднем темпе, с максимально возможным количеством повторений. Оценка состояния должна осуществляться на самоощущениях, в случае необходимости спортсмен должен вовремя прекратить тренировку, чтобы не возникло состояния перенапряжения или травмы (Е. Cafarelli, J. Sim, В. Caralan);

— При определении индивидуальной величины отягощения, количества подходов и повторений в одном подходе, в каждом индивидуальном случае следует руководствоваться анализом тренировочных нагрузок предшествующего периода — при выполнении больших объемов следует применять малые отягощения, упражнения выполнять в высоком и среднем темпе, при небольших объемах силовой работы, выполняемых с требуется применять комплексы упражнений на локальные группы мышц;

— Интервалы отдыха между сериями упражнений, подходами необходимо соблюдать согласно индивидуальным особенностям организма спортсмена, и в зависимости от этого применять либо активный отдых (ходьба, легкие пробежки, упражнения на расслабление и растягивания), либо пассивный (с обязательными комплексами дыхательных упражнений);

— После выполнения тренировочной работы высокой интенсивности, либо большой продолжительности, необходимо провести контроль основных функциональных показателей, для определения резервных возможностей организма. Также следует применить упражнения на расслабление, с обязательным выполнением глубокого вдоха, задерживанием дыхания на 5−6 с, затем выполняет медленный выдох, расслабляя мышцы. Упражнение выполняется 5−6 раз, при этом с каждым разом расслабление будет увеличиваться, способствуя снижению повышенного тонуса.

— Для эффективной тренировки быстроты движений необходимо включать в тренировочный процесс комплексы упражнений направленных на расслабление мышц-антагонистов, не вовлеченных в данный момент в активную работу. Большую роль здесь играет сочетание упражнений на расслабление и растягивание мышц, проводимых в среднем темпе с заданной периодичностью. Кроме того, рационально подобранная дозировка упражнений на быстроту движений, позволяет в высокой степени гарантировать результативность скоростных тренировок и успешность реализации достигнутого уровня на соревнованиях. Упражнения, требующие достижения максимальной скорости, должны применяться в небольшом объеме, преимущественно на контрольных тренировках и в ударных микроциклах подготовительного периода.

— Отдых между повторными выполнениями упражнений на развитие быстроты должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая качественных характеристик выполнения движения, и прежде всего скорости его выполнения, что требует небольшого интервала отдыха между повторами. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, которая при длительном отдыхе снижается, вызывая и естественное уменьшение быстроты.

— При работе над совершенствованием скоростно-силовых способностей, помимо выполнения упражнений с максимальной интенсивностью, рекомендуется также применять комплексы упражнений на растягивание и расслабление, для способствования улучшению эластичности суставо-связочного аппарата и снижению степени закисления организма. Ввиду того, что продолжительность эффективного выполнения скоростно-силовых упражнений не превышает 15 с, не должно возникнуть ситуации, когда запасы креатинфосфата и АТФ в мышцах были бы использованы менее чем на половину, то есть нагрузка должна продлиться не менее 7-ми секунд. Количество применяемых в тренировке скоростно-силовых упражнений должно обеспечивать своевременное восстановление уровня АТФ и креатинфосфата, без длительного нахождения организма в условиях, когда наблюдается избыток содержания молочной кислоты. Рекомендуемое количество повторений в серии составляет 8−10 раз, количество серий — 2−3. Отдых между сериями не должен быть менее 3-х минут, интервалы отдыха между подходами — 2−3 с. Для увеличения уровня скоростно-силовых способностей, преимущественно воздействующих на анаэробный компонент, рекомендуется применять следующие упражнения:

1) Пробегание дистанции 60−100 м с высокого и низкого старта, с акцентированным ускорением на определенном отрезке, бег со ступенчато повышающимся или снижающимся расстоянием (пример — 10 м — 20 м — 30 м — 60 м — 40 м — 10 м), бег в горку, с углом 5−18 градусов, на расстояние 30−100 м, бег и упражнения с отягощением (пояса, жилеты, манжеты различного веса);

2) прыжки — выпрыгивания из выпада вверх со сменой ног в воздухе, прыжки из положения полу приседа вперед, 20−30 м, выпрыгивания из приседа вверх, на двух ногах или на одной, прыжки на тумбочку высотой 70−90 см с одновременным отскоком вверх, скачки с продвижением вперед по 30 м на каждой ноге;

— Наряду с упражнениями динамического характера в подготовительном периоде необходимо применять и статические упражнения, как с предметами (различного рода отягощения, жгуты) так без них. Выполнение изометрических упражнений может осуществляться на заданное время, количество повторений, сохранение определенного положения, с акцентом на определенную группу мышц. Наиболее эффективно такое напряжение в течение 10 с, с повторением 1012 раз, на протяжении 3−5 серий.

— Высокий уровень развития мышечной силы во многом определяет достижения в беге, прежде всего на короткие дистанции. Для развития умения проявлять значительную мышечную силу применяются методы больших и максимальных усилий. Силовые упражнения необходимо чередовать с бегом и прыжками для достижения максимального эффекта. Физиологическое воздействие силовых упражнений проявляется в усилении капилляризации мышц, повышении функционального обмена, более глубокому кожному дыханию.

Оптимально подобранное чередование силовых упражнений динамического и статического характера позволяет предотвращать резкие болевые ощущения в мышцах и суставах, снижать риск травматизма и перенапряжения. Для этого необходимо варьировать применение комплексов разнонаправленных по своему характеру упражнений, их дозировку и интенсивность.

— При совершенствовании силовых качеств необходимо руководствоваться параметрами индивидуально подобранных отягощений, строго регламентировать нагрузку, связанную с направленностью воздействия конкретного упражнения. Оптимальные характеристики отягощения для развития силовой выносливости составляют порядка 30−40% от повторного максимума, взрывной силы — 30−50%.

— Применение субмаксимальных и максимальных отягощений в процессе подготовки (особенно у бегунов на короткие дистанции) необходимо регулировать очень осторожно — подобная работа может ухудшить показатели быстроты и скоростной выносливости, привести к излишней закрепощенности мышц. Наиболее эффективно применять легкую штангу не чаще 2х раз в неделю на скорость толчка или рывка. Также необходимо применять использовать различные статические упражнения — висы, пресс на шведской стенке, с медленным подниманием ног и т. д.

— На этапе предсоревновательной подготовки в качестве дополнительных средств развития силовых способностей необходимо включить в тренировочный процесс тренажеры комплексного характера, позволяющих целенаправленно воздействовать на определенные группы мышц. Величина отягощений не должна превышать 50% от максимального возможного, количество повторений в одном подходе должно составлять 8−10, количество серий 3−5.

— Постоянный учет факторов внешней среды должен выражаться в приведении тренировочных объемов в соответствии с климато-географическими условиями проведения УТС и соревнований. Время, необходимое для акклиматизации в конкретных условиях сильно разниться у каждого спортсмена, что требует заблаговременного изменения в индивидуальном плане подготовки, особенно перед главными стартами.

— Анализ воздействия тренировочных нагрузок подразумевает постоянный анализ адаптационных возможностей организма, прежде всего женского, связанного с овариально-менструальными циклами, должен проводиться систематически. Влияние данного фактора на эффективность используемых методов фактически обуславливает успешность выступления на соревнованиях.

Примеры индивидуальных рекомендаций для представителей бега на средние дистанции могут выглядеть так:

— для устранения сохранившейся напряженности корпуса во время бега, во время тренировочной работы акцентировать внимание на работе рук и корпуса во время бега, чаще включать в тренировочные занятия упражнения на месте на расслабление верхнего плечевого пояса и мышц спины (висы, наклоны вперед и назад в среднем темпе, сведение и разведение лопаток, наклоны вперед прогнувшись количество повторений — 20).

— тренировочную работу для развития быстроты следует заканчивать, как только субъективные ощущения спортсмена или показания секундомера скажут об уменьшении установленной или максимальной быстроты.

— количество тренировок сократить до 5-ти в микроцикл, протяженность тренировочных дистанций увеличить до 800−1000 м, количество повторений до -5−6 раз, уменьшить объем беговых упражнений на 400 м.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. В. Исследование ритмо-скоростной структуры движений бегуна-спринтера и возможностей ее совершенствования с использованием тренажерных устройств : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04/Абросимов В. В.-Кишинев, 1977.-24 с.
  2. , A.B. Основные направления и результаты решения проблемы индивидуализации скоростно-силовой подготовки девушек-легкоатлеток : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Алабин А. В. М.: ГЦОЛИФК, 1982. — 24 с.
  3. , П. К. Очерки физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
  4. , В. Н. Исследование средств и методов текущего контроля в гимнастике (на примере тренировки спортсменов высших разрядов): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Афонин В. Н.-М., 1975.-25 с.
  5. , С. В. Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежек : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Бажанова С. В. Челябинск, 1998. — 26 с.
  6. , В. Г. Состояние вестибулярной функции у глухих и слабослышащих (по данным обследования членов Украинского общества глухих) / В. Г. Базаров, Л. А. Савчук // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. -1984.-№ 2.-С. 1−4.
  7. , Ю. В. Динамика функционального состояния организма спортсмена как физиологическая основа оптимизации тренировочного процесса : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 /Басов Ю. В. Киев, 1980.-24 с.
  8. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  9. , В. М. Спортивный резерв: модернизация научно-методического обеспечения / В. М. Болотов // Молодые ученые 2011: материалы Всеросийсского форума. — М.: Физическая культура, 2011. — С. 76.
  10. , А. П. Построение системы физической подготовки в скоростно-силовых видах легкой атлетики / А. П. Бондарчук. Киев: Здоров’я, 1981.- 124 с.
  11. , С. М. Оперативное управление процессом спортивной тренировки / С. М. Вайцеховский // Теория и практика физической культуры. -1979.-№ 1.-С. 47−50.
  12. , С. М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским играм : автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.04/ С. М. Вайцеховский. М., 1985. — 52 с.
  13. , Ю. В. Моделирование тренировки в годичном цикле / Ю. В. Верхошанский, И. Н. Мироненко // Научно спортивный вестник. — 1979. -№ 5.-С. 9- 13.
  14. , Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 2. — 24 — 31.
  15. , Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 176 с.
  16. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 330 с.
  17. , В. Ф. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие / В. Ф. Воробьев и др. Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004. -148 с.
  18. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учебное пособие / под ред. д.м.н. С. Ф. Курдыбайло. М.: Советский спорт, 2004. — 184 с.
  19. , С. А. Психомоторная организация человека при выполнении двигательных действий: монография / С. А. Гальцев Г. Я. Галимов, И. И. Плотникова, Р. Ф. Проходовская. Иркутск: ГОУ ВПО ИГУ, 2007. — 366 с.
  20. Глухих.нет— Информационно-развлекательный портал для людей с проблемами слуха Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www. deafworld .ru/
  21. , М. А. Контроль тренировочной и соревновательной нагрузок / М. А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
  22. , Н. Д. Аспекты моделирования с позиции врачебного контроля / Н. Д. Граевская, Г. Е. Калугина, Г. А. Гончарова // Научно-спортивный вестник. 1979. — № 5. — С. 26 — 28.
  23. , В. П. Резервные возможности спортсменов : монография / В. П. Губа, Н. Н. Чесноков. М.: Физическая культура, 2009. — 140 с.
  24. , А. А. Физическое состояние спортсмена и его оценка / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 3. — С. 70 — 72.
  25. , Е. В. Развитие опыта творческой деятельности учителя на основе эвристических приемов решения педагогических задач : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Дамианова Елена Васильевна Ставрополь, 2006. — 24 с.
  26. , А. А. Организационно-методические аспекты занятий по физическому воспитанию глухих школьников // Проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы науч. конф. Хабаровск: Дальневост. гос. акад. физ. культуры, 2002. — С. 101 — 104.
  27. , Л. А. Адаптивная физическая культура глухих дошкольников на основе развития координационных способностей : автореф. дис.. канд. пед. наук / Добрынина Л. А. Хабаровск, 2002. — 24 с.
  28. Драун Амор Бен Хабиб. Управление тренировочным процессом с учетом показателей текущего функционального состояния гимнастов Туниса: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Драун Амор Бен Хабиб. Киев, 1980. -18 с.
  29. Г. В. Медико-социальный потенциал инвалидного спорта : автореф. дис.. канд. социол. наук / Дудкин Г. В. Волгоград: Волгогр. гос. мед. ун-т, 2006. — 26 с.
  30. , А. И. Индивидуальное обучение взрослых глухонемых / А. И. Дьячков, И. Ф. Гейльман. М.: Просвещение, 1966. — 139 с.
  31. , В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 232 с.
  32. , С. П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. М., 2000. — 240 е.- ил.
  33. , С. П. Спорт инвалидов: перспективы развития / С. П. Евсеев. -М. :Владос, 2001.- 168 с.
  34. , Ц. Теория и методика на спортната тренировка : учебник за студентите от ВИФ г. Димитров / Ц. Желязков 2-е изд. — София: Медицина и физкультура, 1986. — 307 с.
  35. , М. Контроль за адаптацией к нагрузкам / М. Залеский, Л. Вознесенский, И. Анкуцинова // Легкая атлетика. 1980. — № 9. — С. 8 — 9.-
  36. , В.А. Основы педагогического контроля в легкой атлетике : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Запорожанов В. А. М., 1978.-32 с.
  37. , В. М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте / В. М. Зациорский, В. А. Запорожанов, И. А. Тер-Ованесян // Теория и практика физической культуры. 1971. — № 4. — С. 59 — 63.
  38. , В. М. Содержание педагогического контроля в практике современного спорта / В. М. Зациорский, В. А. Запорожанов, И. А. Тер-Ованесян // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 6. — С. 34.
  39. , В. М. Определение состояния тренированности: педагогические аспекты / В. М. Зациорский // Легкая атлетика. 1971. — № 10. — С. 13 — 15.
  40. , А. С. Развитие выносливости : проблемы, эволюция, методы: учебное пособие / А. С. Земсков. Самара: СГПУ, 2001. — 120 с.
  41. , В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / В. В. Иванов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 265 с.
  42. История глухих Электронный ресурс. Режим доступа: http://archives.gallaudet.edu/Timeline.htm.
  43. История спорта глухих Электронный ресурс. М.: Сурдлимпийский комитет России, 2009. — Режим доступа: http://www.deafsport.ru/ru/rubric. sportshistory.html.
  44. , Л. В. Научные исследования в физической культуре: учебное пособие / Л. В. Капилевич Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. — 145 с.
  45. , Л. В. Физиологические методы контроля в спорте : учебное пособие / Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова и др. / Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. — 160 с.
  46. , Е. Н. Современные направления организации адаптивной физической культуры для учащихся с нарушением слуха / Е. Н. Капустин, А. В. Плешкань // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2004. — № ¼. — С. 88 — 94.
  47. Карпман, В. JL Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. JI. Карпман, 3. Б. Белоцерковский, М. А. Гудков. М.: Физическая культура и спорт, 1974. — 94 с.
  48. Клуб «Ай Деф» для глухих, слабослышащих и всех Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.i-deaf.ru.
  49. , А. И. Проблемы подготовки спортсменов высшей квалификации в видах спорта с циклической структурой движения: методические рекомендации / А. И. Колесов, Е. А. Разумовский. М.: ОКР, 2003. — 80 с.
  50. , В. Г. Основы выборочного метода исследования: учебное пособие / В. Г. Конюхов, Г. П. Конюхова. М.: РИО РГУФК, 2005. — 43 с.
  51. , Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. X. Ланда. Казань: ФОРТ-ДИАЛОГ, 2000. — 76 с.
  52. , О. О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений ОДА у юных спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 2001. — № 4. — С. 10−12.
  53. , Е. А. Комплексная реабилитация больных, имеющих алкогольную зависимость, при термических поражениях нижних конечностей: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Макова Елена Александровна М., 2010.-24 с.
  54. Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека : монография / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. М.: Наука, 2006. — 248 с.
  55. , Э. Г. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе : монография / Э. Г. Мартиросов, С. Г. Руднев, Д. В. Николаев. -М.: Физическая культура, 2010. 128 е., ил.
  56. , Л. П. Теория и практика физической культуры / Л. П. Матвеев 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физическая культура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. — 544 е., ил.
  57. , Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 271 с.
  58. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации» 17−20 мая 2011 / под ред. В. В. Ермакова, Л. Ф. Кобзевой, А. В. Гурского -Смоленск: СГАФКСТ, 2011. 295 с.
  59. Материалы международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений «Спортмед-2007». -М.: Физическая культура, 2007. 253 с.
  60. Материалы международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений «Спортмед-2009». М., 2009. — 276 с.
  61. , С. А. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих мальчиков 9−12 лет средствами плавания : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Мясищев, Сергей Александрович Краснодар, 2003. — 24 с.
  62. Научно-методическая деятельность: учебное пособие / В. Н. Селуянов, И. П. Космина, М. П. Шестаков. М.: Физическая культура, 2005. -280 с.
  63. , В. Г. ' Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография / В. Г. Никитушкин. М.: Физическая культура, 2011.- 208 с.
  64. , Е. В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации неслышащих детей 8−11 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Новичихина Е. В. Хабаровск, 2005. — 24 с.
  65. , A. JI. Управление подготовкой квалифицированныхлегкоатлетов-прыгунов: монография / А. Л. Оганджанов. М.: Физическая культура, 2005. — 265 с.
  66. , Е. А. Адаптивное физическое воспитание в системе профессиональной адаптации глухих учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: автореф. дис.. канд. пед. наук / Осколкова Е. А. М.: ООО «Фирма Блок», 2008. — 24 с.
  67. , Дж. Л. Томпсон. Введение в теорию тренировки: методическое пособие / Питер Дж. Л. Томпсон. М.: Проспект, 2010. — 224 с.
  68. , В. Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов: методическое пособие / В. Б. Попов. М., 2000. — 201 с.
  69. Потребление кислорода в беге на 1500 метров / К. Ханой, Д. М. Левик, Л. Вивиер, С. Томас // Легкоатлетический вестник ИААФ. № 1. — 2007. — С. 15 -22.
  70. , Е. А. Адаптация спортсменов высшей квалификации к климато-географическим условиям г. Сиднея / Е. А. Разумовский. М.: ОКР, «Сидней-2000», 1999.-С. 12−14.
  71. , Е. А. Планирование подготовки спортсменов высшей квалификации / Е. А. Разумовский // Концепция подготовки спортсменов России к Играм XXVII Олимпиады 2000 года в Сиднее (Австралия). М.: ОКР, 1995. — С. 25 — 27.
  72. , В. П. Оценка уровня физической подготовленности хоккейных вратарей 15−16 лет и его динамики в подготовительном периоде: методическая разработка для студентов РГУФК / В. П. Савин, Г. Г. Удилов, В. В. Крутских.
  73. М.: Физическая культура, 2006. 24 с.
  74. , В. Н. Контроль и физическая подготовка горнолыжников: методическое пособие / В. Н. Селуянов, В. А. Рыбаков, М. П. Шестаков. М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 79 с.
  75. , В. Н. Современные подходы в системе физической подготовки: монография / В. Н. Селуянов. М.: ACT, 2010. — 254 с.
  76. , А. В. Организация наблюдения и контроля состояния спортсменов с перенапряжением сердечно-сосудистой системы: методические рекомендации для врачей и тренеров сборных команд / А. В. Смоленский и др. -2010.-44 с.
  77. , В. Р. Критерии индивидуализации и построение многолетней тренировки в спортивном плавании : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Соломатин В. Р. М., 2010. — 48 с.
  78. Специальная педагогика: учебное пособие / под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000. — 519 с.
  79. Сурдлимпийский спорт Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=524 159.htm.
  80. , Ф. П. Соревновательная подготовка и календарь состязаний в видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости / Ф. П. Суслов // Сб. трудов ВНИИФК. 1988. — С. 13 — 22.
  81. , Ю. Г. Методы контроля за тренировкой бегунов на короткие дистанции / Ю. Г. Травин, JI. А. Кошелева, X. Рахманов. М.: ГЦОЛИФК, 1981. -135 с.
  82. , В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 156 с.
  83. Физиологические методы контроля в спорте: учебное пособие / Томский политехнический университет. Томск: Издательство ТПУ, 2009. — 160 с.
  84. , Т. Г. Совершенствование силовой и технической подготовленности пловцов различных возрастных групп / Т. Г. Фомиченко. М. :
  85. СпортАкадемПресс, 2001. 104 с.
  86. Формирование тренированности лыжников-гонщиков в процессе многолетней подготовки / Е. П. Мелехина, С. Г. Сорокин // Научные труды. Ежегодник за 2004 год. Омск: Издательство СибГУФК, 2004. — Т. 2 — С. 91.
  87. , Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2003. — 480 с.
  88. , В. В. Адаптивная физическая культура и спорт: социальные проблемы реабилитации: автореф. дис.. д-ра мед. наук: 14.00.52 / Храмов Владимир Владимирович. Волгоград, 2008. — 48 с.
  89. , Г. Г. Методика базовой подготовки юных баскетболистов с ограниченными возможностями : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. Г. Худяков. Челябинск: УралГУФК, 2000. — 24 с.
  90. JI. Д. Сравнительная эколого-физиологическая характеристика адаптивных реакций организма обследованных разных этнических групп: автореф. дис.. д-ра мед. наук: 03.00.13 / Цатурян Людмила Дмитриевна. М.: ГОУ ВПО РУДН, 2009. — 48 с.
  91. , К. Л. Теория индивидуального управления процессом спортивной подготовки / К. Л. Чернов, Ю. Ф. Юдин, С. В. Брянкин. Смоленск -М., 1980.- 129 с.
  92. , А. В. Техническая подготовка студенток нефизкультурных вузов в беге на средние дистанции на основе совершенствования двигательного ритма : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Чернышева А. В. Ульяновск: УлГу, 2011. — 24 с.
  93. , А. И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Шамардин А. И. Волгоград, 2000. — 56 с.
  94. , О. А. Отбор спортсменов и ориентация их подготовки в процессе многолетнего совершенствования (на материале олимпийских видов спорта): автореф. дис.. д-ра пед. наук / Шинкарук О. А. Киев: НУФВиС, 2011.-48 с.
  95. Almarwaey, О. A. Maximal lactate steady state in fatescent runners / O. A. Almarwaey, M. T. Jones // Journal of Sports Sciences. 22. — pp. 215 — 225.
  96. Babineau, C. Physiological response of 5/1 intermittent aerobic exerciseand its relationship to 5 km endurance performance / C. Babineau, L. Leger. 38. -2006.-pp. 329 — 333.
  97. Bickham, D. C. VO2 is attenuated above the lactate threshold in endurance-trained runners / D. C. Bickham, C. Gibbons, P. F. Le Rossignol // Medicine and Science in Sports and Exercise. Indianapolis. — 36 (February 2004). — pp. 297 — 301.
  98. Bulbulian, R. Anaerobic contribution to distance mm performance of trained cross-country / R. Bulbulian, A B. Darabos, Ft. Wilcox // Medicine and Science in Sports and Exercise. Madison. — 1986. — 18. — p. 107 — 113.
  99. Capelli, C. Physiological factors affecting running performance / C. Capelli, P. E. Prampero // Running & science -in an disciplinary perspective. Institute of Exercise and Sport Sciences, University of Copenhagen. — Copenhagen. — 2001. — pp. 67−83.
  100. Effects of a training taper on tissue damage indices, seram antioxidant capacity and hatf-marathon running performance International Journal of Sports Medicine, Stuttgart, 21, (2000), 5, pp. 325 331.
  101. Eisenmann, J. C. Age- and sex-associated variation in neuro-muscular capacities of adolescent distance runners / J. C. Eisenmann // Journal of Sports Sciences. London. -21 (Juty2003). — pp. 551 — 557.
  102. Currell, K. Pseudoephedrine enhances performance in 1500-m runners / K. Currell, B. Hamilton, A. E. Jeukendnip // Medicine and Science in Sports and Exercise. Madison.
  103. Horwill, F. Improving V02 max and lactate threshold // The Coach,
  104. Peterborough. July/August 2003. — 17. — pp. 50 — 52.
  105. Larsen H.B. Running & sci-i Interdisciplinary perspective / H.B. Larsen. -Institute of Exercise and Sport pretty of Copenhagen. 2001. H 87−16−12 349−9 I.
  106. Middle distances: Contemporary tfieay, technique ami training // Mountain View. Tatnews Press. — Calif. — 2002. — pp. 57 — 60-
  107. Japer, S. B. The oxygen uptake response of sprint wish endurance trained runners to severe intensity running / S. B. Japer, D. M. Wood // Journal of Science and Medicine in Sport. -Belconnen. 8. — June, 2005. — pp. 233 — 343.
  108. Jones, A. M. A five year physiological case study of an Olympic runner / A. M. Jones // British Journal of Sports Medicine. Loughborough. — 32. — March, 1998. -pp. 39−43.
  109. Katae, T. Effects of summer camp endurance training on non-specific immunity in long-distance runners / T. Katae, K. Yamasaki, K. W. Ishiza // International Journal of Sports Medicine. Stuttgart. — 20. — 1999. — pp. 390 — 395.
  110. Lambert, M. I. Heart rate during training and. competition for long-distance running / M. I. Lambert, Z. I-I. Mbambo, A. Gibson, // Journal of Sports Sciences. -London. -16. 1998. — pp. 85 — 90.
  111. Leddy, J. Effect of a high or a low fat diet on cardiovascular risk factors in male and female runners / J. Leddy, P. Horvath, J. Rowland, D. Pendergast // Medicine and Science in Sports and Exercise. Madison (Wise), 29. — 1997. — pp. 17−25.
  112. Paavolainen, L. Neuromuscular characteristics and fatigue during 10 km running / L. Paavolainen, A. Nummela, H. Rusko, K. Haekkinen. 1999. — 8. — pp. 516 -521.
  113. , J. (Ed.). Middle distances: Contemporary theory, technique and training (5th ed.) / J. Jarver // Mountain View. Tafnews Press. — Calif. — 1997. — pp. 31 -36.
  114. Reiss V. Oxygen uptake at submaximal running in humans / V. Reiss, J.D. Rouillon, L. Vivier // J. Sports Med. (GB) 1992. — v. 4. — P. 10 — 21.
  115. Seller, S. The impact of rest duration on work intensity and RPE during interval training / S. Seller, K. J. Hetlelid // Medicine and Science in Sports and Exercise. Indianapolis (Ind.). — 37 (September 2005). — pp. 1601 — 1607.
  116. Sherman, C. Physiological testing An important factor in the training of junior middle distance athletes technique ana twining (5th ed.) / C. Sherman, S. Selig // Mountain Viuw. — Calif. Tafnews Press. — 1997. — pp. 50 — 52.
  117. Sinnett, A. M. The relationship between field tests of anaerobic power and 10-km run performance // Journal of Strength and Conditioning Research. Colorado Springs (Col.). — 15, (November 2001). — pp. 405 — 412.
  118. Taylor, A. W. The effects of endurance training on muscle fibre types and enzyme activities / A. W. Taylor, L. Bachman. Canadian Journal of Applied
  119. Physiology. Champaign. — 1999. — 24. — 1, pp. 41 — 53.
Заполнить форму текущей работой