Педагогическое мастерство тренеров в их профессиональной адаптации
Диссертация
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены его задачи, связанные с: 1) изучением особенности адаптивно важных качеств тренеров, стратегий их адаптации к специфике и условиям учебно-тренировочных занятий, а также с установлением характер их взаимосвязей- 2) определением уровня адаптированности тренеров к специфике и условиям деятельности по объективному и субъективном… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И
- МАСТЕРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА
- ЕЕ Составляющие профессиональной адаптации тренера
- ЕЕЕ Определение основных понятий
- 1. 1. 2. 11рофессиональная адаптация тренера
- 1. 1. 3. Профессиональная адаптивность тренера
- 1. 1. 4. Профессиональная адаптированность тренера
- 1. 2. Составляющие педагогической деятельности тренера
- 1. 2. 1. Педагогические аспекты деятельности тренера
- 1. 2. 2. Требования к личности и деятельности тренера
- 1. 2. 3. Педагогическое мастерство тренера
- 1. 2. 4. Условия деятельности тренера по спорту
- ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи и организация исследования
- 2. 2. Методы и методики исследования
- 2. 3. Перечень экспериментально исследуемых показателей
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМ11ИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 3.1. Стратегии профессиональной адаптации тренеров в зависимости от их адаптивно важных качеств
- I. 3.1.1. Стратегии профессиональной адаптации тренеров
- 3. 1. 2. Адаптивно важные качества тренеров
- 3. 1. 3. Особенности взаимосвязи адаптивно важных качеств и стратегий адаптации
- 3. 2. Педагогическое мастерство тренеров в зависимости стратегий их профессиональной адаптации
- 3. 2. 1. Составляющие педагогического мастерства и их взаимосвязи
- 3. 2. 2. Педагогическое мастерство тренеров в зависимости от их адаптивности
- 3. 2. 3. Стратегии адаптации и педагогическое мастерство тренера
- 3. 3. Адаптированность тренеров в зависимости ог их адаптивности и стратегий адаптации
- 3. 3. 1. Составляющие адаптированности и их взаимосвязи
- 3. 3. 2. Стратегии адаптации и адаптированность тренеров
- 3. 3. 3. Адаптированность тренеров в зависимости от их адаптивно важных качеств
- 3. 4. Результаты апробации методики развития педагогического мастерства
- 3. 4. 1. Особенности взаимосвязи показателей педагогического мастерства и адаптированности тренеров
- 3. 4. 2. Характер изменений показателей педагогического мастерства у тренеров, прошедших специальную подготовку
- I. 3.1.1. Стратегии профессиональной адаптации тренеров
Список литературы
- Ллдашека J1.А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах. Автореф.. дисс. канд. нсихол. наук. -Л., 1984. — 16 с.
- Алексеем В. Маленькие спортсмены и большие нагрузки. // Физкулычра и с пор I, 1955,№ 10, с. 8−10.
- Амбрумова А.Г., Тихоненко В. А., Ьергельсон JI.JI. Социально-психоло! ическая дезадаптация личности и профилактика суицида. // Вопросы психологии, 1981, № 4, с. 91 -102.
- Арефьев СЛ. Изучение процесса профессиональной адаптации психолог, а в промышленности. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. -Л., 1978.- 17 с.
- Ьаев H.H. Деятельность преподавателя-тренера технического вуза в воспитательной работе со студентами. Автореф.. дисс. канд. пед. наук. Л., 1986. — 21 с.
- Ьаева И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. Л., 1985.- 21 с.
- Батурин H.A. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: Учебное пособие. Омск: Ol ИФК, 1988. — 50 с.
- Ьерезин Ф.Ь. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
- Ю.Ьерман Ь. Волевые качества в деятельности тренера. / Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 27-й научной конференции. / Под ред. А. П. Николаева. СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Jleci афта, 2000. — с. 17−19.
- Ьодалсв A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Нау ка, 1998. — 168 с.
- Борисова М.А. Психология оценочных отношений в системе «учитель ученик». Автореф.. дисе. канд. психол. наук. — JI., 1986. -24 с.
- Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение. / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 1991. — с. 3−23.
- Будякипа М.П., Руеалинова A.A. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на предприятиях. / Социальная психология и социальное планирование. / Под ред. Е. С. Кузьмина, A.A. Бодалева. Л.: Наука, 1973. — с. 92−98.
- Варфоломеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры. Автореф.. дисс. докт. психол. нау к. CI16., 1999. — 40 с.
- Волков И.11. Очерки спортивной акмеологии. СПб.: Издательство БИЛ, 1998.- 126 с.
- Горб нов Г. Д. Психопедагогика физическою воспит ания и спорта. А в I орсф.nice. докт. пел. наук. О 16., 1994. — 58 с. 24.1ревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
- Данилов М.С. Свойства темперамента в деятельности тренера по футболу. ' 11сихоло! ические основы обучения и воспитания: Материалы 26-й наччной конференции. / Под ред. А. Н. Николаева. СПб.: СПб ГЛФК им. П. Ф. Лее! афта, 2000. — с. 71−73.
- Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адашации. / Психологическое обеспечение профессиональной деятельное! и. ' Под ред. IX. Никифорова. СПб.: С116ГУ, 1991. — с. 43−60.
- Нделева Г. Г. Отношение учащихся разного возраста к учебному предмету и рокам физической культуры в средней школы. Ав-тореф.шее. канд. психол. наук. JI., 1989. — 22 с.
- Гделева Г. Г. Восприятие учащимися, удовлетворенными и неудовлетворенными уроками физической культуры, личности учителя. / Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. — с.75−82.
- Гнин В.И. Развитие психических свойеж личности подростков в процессе заняшй спортом. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. -Л., 1986.- 16 с.
- ЗГГршова H.I. Педагогические условия активизации процесса адаптации civ дешов-первокуреников к учебной деятельности в ИФК. Автореф.тисе. канд. пел. наук. СПб., 1998. — 21 с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Автореф.тсс. канд. психол. наук. JI., 1989. — 15 с.
- Завьялова I .К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально личностный аспект). Автореф.тсс. докт. психол. на> к. — С116., 1998. — 40 с.
- Захаров В.II. Удовлетворенность трудом. / Личность и деятельность: Межву зовский сборник. Л.: ЛГУ, 1982. — с. 47−50.
- Иванов С.В. Психологические особенности профессионально- педагогического общения на уроках физической культуры. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. Л., 1990. — 17 с.
- Иванова u.M. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
- Иванова С.II. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированною полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде. Автореф.. дисс. докт. психол. наук. СПб., 2000. — 35 с.
- Ильин Г. II. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности. / Личность и деятельность: Межвузовский сборник. Л.: ЛГУ, 1982. — с. 74−84.
- Ильин Г. П. Психофизиология физическою воспитания: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
- Ильин Г. II. Психология физическою воспитания. М.: Просвещение, 1987 — 287 с.
- Исанов Р.Ф. Социальные ожидания как факгор профессиональной дезадаптации педагогов общеобразовательных школ. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. Самара, 1999. — 19 с.
- Кандыбович Л.В. Становление профессионального самосознания молодог о учителя. Автореф.. дисс. канд. исихол. наук. М., 1999.-27 с.
- Капустина А.П. Социально-психологическая диагностикапрофессионально-важных качеств личности. Автореф.дисс. канд.исихол. нак. Л. 1985. — 16 с.
- Касаткина 11.1:. Психологические факторы профессионального самоопределения. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000. 15 с.
- Каранодов 1−3.11. Социальная модель преподавателя по физической культуре и спорту. Автореф.. дисс. канд. пед. наук. Л., 1981.-26 с.
- Карелина И.М. Личностные факторы сохранения адаптиро-ванности к профессиональной деятельности работников культурно-просветительных учреждений. Авгореф.. дисс. канд. психол. наук. -СПб., 1999.-22 с.
- Кваснкж Л.Я. Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1997.- 17 с.
- Кирьянова 13.11. Психолог ия формирования личности профессионала. //11сихоло1 ический журнал, 1995, № 4, с. 147−148.
- Ковалев В.И., Сырникова H.A. Moi ивы труда и адаптация рабочих. /7 I Icuxojioi ичеекий журнал, 1985, Л1″ 6, е. 49−59.
- Корнеева J1.H. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. /7 Вестник ЛГУ, 1989, вып. 4, № 27, с. 25−30.
- Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: Учебное пособие. М.: Терра-Спорт, 2000. — 120 с.
- Креп и Ь. Д. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
- Кудашев А.Р. Управленческая адаптация: личностно-ролевой подход. Лвтореф. дисс. докт. психол. наук. CI 16., 1999. — 35 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. -119с.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: СПб акмеологи-ческая академия, 1995. — 24 с.
- Лихачев Л.В. Удовлетворенность занятиями физической культу рой и спортом как фактор повышения эффективности учебнопедагогическою процесса. Автореф.тисс. канд. нед. наук. М., 1982.-4 с.
- Максаков Л. К). Стили педагогического общения тренеров детских команд и их оптимизация. Авгореф.. дисс. канд. психол. наук.-Л., 1990, — 15 с.
- Марищук В Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Авгореф.. дисс. докт. психол. наук. Л., 1982.- 51 с.
- Момот Д.А. Самосознание и пелаюгичсское мастерство тренеров: акмеологический аспект (па ма1сриалах дестко-юношеского спорта). Авторе"}).. дисс. канд. психол. нау к. СПб., 1998. — 17 с.
- Момот Д.А. Самооценка тренеров в зависимости от роста их педагогическою мастерства. / Психологические основы учебновоспитательной работы: Материалы межвузовской научной конференции. 11од рел. А. Н. Николаева. CI16.: Ы IA, 1998. — е. 38−39.
- Нагаров В.И. Адаптивность и ее развитие у студентов в процессе совмещения производственно-учебной деятельности. Автореф.. дисс. канд. психол. наук Л., 1988. — 16 с.
- Никитина A.A. Формирование физкультурного тезауруса у студенток специального учебного отделения вуза. Автореф.. дисс. канд. пел. на к. CI16., 1999. — 29 с.
- Николаев А.Н. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности. Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1984. -226 с.
- Николаев А.Н. Фиксированные формы поведения и способности к тренерской деятельности. /' Психологические основы физическою воспитания: Материалы 22 научной конференции. / Под ред. А. Н. Николаева.-СПб.: СПб I АФК им. 11.Ф. Jleci афта, 1996. -с.20−21.
- Пет росян В. О. Влияние темперамента на деятельность тренеров. / Психология и педагог ика новый синтез: Материалы 24-й научной конференции ' Пол ред. Л. П. Николаева. СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. — с. 61.
- Пиняева С.Г., Андреев П. В. Личностное и профессиональное развит ие в период зрелост и. / Вопросы психологии, 1998, № 2, с.3−9.
- Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие. М.: МСПП Флинта, 1999. — 152 с. 98.11опов Д. В. Акмеологические аспекты изу чения психических состояний тренера. / Вестник Ы 1А, вып. 35. / Под ред. И.II. Волкова. -СПб., 2000. с. 29−3 1.
- Попов Д.В. Особенности влияния психических состояний тренера на предстартовые состояния спортсмена. / Психологические основы педагогической деятельности. / Под ред. А. Н. Николаева. -СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. с. 133−134.
- Попов Д.В. Особенности прелсоревнователыюго эмоционального напряжения тренеров по спорту. /' Психологические основы обучения и воспитания. / Под ред. А. Н. Николаева. СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Леи афта, 2000. — с. 95.
- Прокофьева В.Д. Личностные аспекты полбора и адаптации персонала страховых компаний. Автореф.. дисс. канд. нсихол. наук. СПб., 1997. — 16 с.
- Прохоров В.Н. 11олиф> нкциона.п.носч'ь деятельности тренера ДЮСШ. Автореф.тсс. канд. пед. наук. — Л., 1982. — 16 с.
- Пырьев Г. А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. -СПб., 1993. 19 с.
- Руйбите J1.M. Зависимость успешности соревновательной деятельности от особенностей межличностного восприятия и психологическою климата в спортивных командах. Автореф.. дисс. канд. психол. нау к. Л., 1984. — 21 с.
- П9.Руфова H.JI. Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда (на примере психолого-педагогических профессий). Автореф.. дисс. канд. психол. наук. -М., 1999.- 18 с.
- Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореф.тисе. канд. психол. наук. Л., 1974. — 24 с.
- Смищенко О.П. Формирование гуманистической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту. Автореф.. дисс. канд. психол. нау к. СПб., 1998. — 23 с.
- Соловьев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженною конфликта. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
- Стамбулова Н.Ь. Психология спортивной карьеры. Автореф.. дисс. докт. психол. наук. 016., 1999. — 40 с.
- Стамбулова Н.Ь. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. 016.: Издательство «11,ентр карьеры», 1999. — 368 с.
- Станиславская И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности. Автореф.. дисс. канд. психол. нау к. СПб., 1994. -15с.
- Станиславская И.Г. Психологический портрет преуспевающего тренера. / Психологические основы воспитания и обучения: Материалы 23-й научной конференции. / Под ред. А. П. Николаева. -СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.-е. 15−16.
- Томашсвская С).В. Формирование педагогической позиции у будущих специалистов по физической клыуре. Автореф.. дисс. канд. пед. на к. 016., 1999. — 25 с.
- Фонарев Л.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации. И Вопросы психоло! ии, 1997, № 2, с. 88−93.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, 1994, № 6, с. 57−64.
- Холодкова О.В. Влияние ценноешых ориентаций спортсмена на причины ухода из спорта. / Психологические основы обучения и воспитания: Материалы 26-й научной конференции. / Под ред. А. Н. Николаева. СПб.: С116 ГАФК им. П. Ф. Лес! афта, 2000. — с. 112−113.
- Шишиг ина Т. Р. Психолог ическая подг отовка студентов к будущей профессиональной дея тельное г и в процессе обучения в вузе. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. Тверь, 1993. — 23 с.
- Щербинин В.В. Психолого-педагогические проблемы профессиональной адаптации выпускников средних общеобразовательных iiiKo.i на произволеnie. Лвтореф.. лисе. кайл, психол. наук. -Тбилиси, 1988. 23 с.