Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап теоретического анализа проблемы готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками на основе традиций башкирской народной педагогики позволил сделать некоторые обобщения. Работа педагогического коллектива по формированию готовности будущего учителя физической культура к воспитательной работе со школьниками должна строится на традициях башкирской народной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ И ТРАДИЦИИ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 1. 1. Готовность выпускника техникума физической культуры к воспитательной работе со школьниками
    • 1. 2. Нравственные отношения и их формирование, пол и половой фактор в жизни человека как научная и психолого-педагогическая проблема
    • 1. 3. Традиции башкирской народной педагогики нравственного и физического воспитания молодежи
  • Выводы по первой главе. g
  • ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ж
  • ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К
  • ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА
  • ТРАДИЦИЯХ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 2. 1. Организация исследования и результаты экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержание подготовки будущих учителей физической культуры в техникуме физической культуры к воспитательной работе со школьниками на традициях народной башкирской педагогики
    • 2. 3. Итоги экспериментальной работы и обсуждение результатов исследования
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы. В последнее десятилетие произошли коренные изменения в общественном сознании человека и в жизни общества в целом. Иными стали ценностные и нравственные ориентации молодежи нового тысячелетия. Современное подрастающее поколение все больше отдает предпочтение легкому достижению успеха, практицизму, забывая о духовных ценностях. В связи с этим остро встает вопрос о поисках таких форм, средств воздействия на растущего человека, которые бы способствовали его нравственному и физическому здоровью. Физическое здоровье подрастающего поколения как актуальная проблема приобретает характер государственной значимости. В этом отношении необходимо ставить вопрос об обновлении системы физкультурного образо-вания (134, с. 63)*. Гуманизация образования предполагает решение общих воспитательных проблем духовного и физического совершенствования личности, воспитания потребности в этом, что находит отражение в трудах В. К. Бальсевича, В. И. Столярова, Н. И. Пономарева, В. П. Филина, Н. А. Фомина, Л. И. Лубышевой, П. А. Рожкова и др.

В фундаментальных исследованиях по проблеме воспитания школьников (В.А.Сухомлинский, В. В. Белорусова и др.) рекомендуется применять комплексный подход, что предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон воспитательного процесса. Особую значимость в работе со школьниками приобретает проблема творческого использования методов и приемов нравственного, эстетического, трудового, физического и других форм воспитания. В работах Н. И. Болдырева, Г. М. Щукиной и др. отмечается, что средства воспитания понимаются.

В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При сноске на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. как виды деятельности (познание, труд, игра, спорт, общение и др.), которые могут воспитательно воздействовать при соответствующих педагогических условиях.

Уроки физической культуры направлены не только на укрепление здоровья. При выборе соответствующих форм и средств физкультурные занятия способствуют решению педагогических проблем, то есть, направлены на решение воспитательных задач, среди которых выделяется аспект нравственного воспитания. Одной из важнейших задач нравственного воспитания является формирование нравственных отношений между юношами и девушками.

На основе анализа работ философов, социологов, психологов (Д.И.Азбукин, Н. А. Бердяев, А. Б. Залкинд, И. С. Кон, В. С. Соловьев и др.) выделяется проблема формирования нравственных отношений между людьми разного пола, так как это является одним из условий для прочной семейной жизни и успешного воспитания подрастающего поколения. В связи с этим перед учителем физической культуры стоят важные задачи, связанные с укреплением физического здоровья, воспитанием высоких нравственных качеств.

В трудах ряда исследователей О. А. Абдуллиной, Ю. П. Азарова, Н. В. Кузьминой, А. М. Кузьмина, А. А. Найна, В. А. Сластенина и др. отмечается необходимость высокой профессиональной подготовки будущего учителя.

Опора на народные истоки и традиции, как показано в трудах К. Ш. Ахиярова, В. И. Андреева, Н. А. Полковниковой, З. Г. Нигматова и др. в современных условиях приобретают важное значение, так как именно народный опыт отбирал, сохранял лучшее в человеческой культуре и передавал их из поколения в поколение, в частности передавались методы, формы и средства воспитания в семье, обществе, которые являются эффективными и в настоящее время. Народная башкирская педагогики и ее влияние на воспитание человека в современных условиях изучены наиболее полно в работах отечественных исследователей В. И. Баймурзиной, Д. Ж. Валеева, Г. Н. Волкова, А. М. Сафина и др.

Теоретический анализ и обобщение проблем воспитания выявил необходимость специального рассмотрения педагогических условий готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со # школьниками с опорой на традиции народа. В данном диссертационном исследовании акцентируется внимание на готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками с применением традиций башкирской народной педагогики в средних профессиональных учебных заведениях физкультурного профиля.

Очевидно, что в настоящее время не устранены существенные противоречия между растущими требованиями общества к учителю физической культуры, способному проводить воспитательную работу со школьниками, и недостаточным уровнем его профессиональной готовности;

— в современных условиях еще недостаточно осознана важность умений и навыков в организации воспитательной работы, которые приходят в конфликт с путями и формами их внедрения из-за отсутствия опыта работы;

— возникает необходимость практического использования различных средств, среди которых выделяем традиции башкирской народной педагогики в воспитательной работе со школьниками, что в свою очередь обнаруживает недостаточную разработанностью педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса в техникуме физической культуры.

Указанные противоречия определяют актуальность выбранной те* мы исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема обучения и воспитания, будущих учителей разных специальностей, нравственно-этическое и духовное развитие личности нашли отражение в трудах А. М. Дикунова, А. Я. Найна, А. Н. Двоеглазова Г. Н.Серикова и др. Эти исследования, явились основой для решения проблем подготовки студентов и управления процессом воспитания их в учебных заведениях. При значительном объеме теоретических и методических материалов недостаточно внимания уделено педагогическим условиям подготовки учителя физической культуры к многогранной воспитательной работе.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, ее социальная значимость и обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками» .

Исследование проблемы потребовало введения ограничений следующего характера: а) в опытной работе участвовали только студенты техникума физической культурыб) в работе с будущими учителями физической культуры обращалось внимание на формирование нравственных отношений между юношами и девушками, что осуществлялось на основе традиций башкирской народной педагогики.

Цель исследования. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками.

Объект исследования. Процесс подготовки учителя физической культуры к воспитательной деятельности в школе.

Предмет исследования. Педагогические условия готовности будущего учителя к воспитательной работе с учащимися.

В соответствии с целью, объектом и предметом была выдвинута следующая гипотеза исследования.

Готовность учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками будет протекать более успешно при соблюдении следующих условий: а) учебно-воспитательная деятельность преподавателей техникума по подготовке будущих специалистов физической культуры в течение учебы будет ориентирована на воспитательную работу с учащимисяб) педагогический коллектив техникума применяет средства, методы и педагогические приемы башкирской народной педагогикиtf в) учебно-воспитательный процесс базируется на авторском спецкурсе: «Воспитательная работа с учащимися по формированию нравственных отношений на традициях башкирской народной педагогики».

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние проблемы готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками на основе материалов народной педагогики в философских, психолого-педагогических трудах.

2. Разработать и экспериментально апробировать в учебном процессе педагогические условия, обеспечивающие подготовку будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками.

3. Разработать методические рекомендации по обновлению содержания учебно-воспитательного процесса в техникумах физической культуры и включить в них элементы, основанные на традициях башкирской народной педагогики.

Методологической основой исследования явились: философское учение о социальной сущности человека (С.Л.Рубинштейн) — о личности как субъекте собственной жизнедеятельности и отношений (К.Д.Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и «I ДР-) — основополагающие положения философии пола (Н.А.Бердяев) — философско-этические представления о нравственных нормах, определяющих взаимоотношения между полами (R.Borman, И.С.Кон) — концептуальные идеи управления профессиональной подготовкой кадров (В.А.Беликов, А. Г. Гостев, А. Я. Найн, В. А. Сластенин и др.) — общенаучные принципы деятельностного подхода к исследованию проблем развития физкультурного образования и теории деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, Р. А. Пилоян и др.) — теория педагогического исследования и управления педагогическими системами (Г.Н.Сериков, А. Г. Гостев, В. И. Загвязинский, М. Е. Дуранов, J1.M.Кустов и др.). Концепция гуманистической ценности спорта как элемента образа жизни людей (Н.И.Пономарев, Л. П. Матвеев, В.И.Столяров) — положения о национально-специфическом, национально-особенном в решении воспитательных задач, лежащие в основе башкирской народной педагогики (К.Ш.Ахияров, Д. Ж. Валеев, Р. Г. Кузеев и др.) — основы теории нравственного воспитания, целостного индивидуально-творческого и профессионально-деятельностного подходов в подготовке специалистов (А.М.Кузьмин, А.А.Найн) — концепция народного образования Республики Башкортостан, ориентированная на возрождение и интеграцию народных педагогик в системе образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс научно-педагогических методов:

— теоретические методы — анализ и синтез философской, психологической, педагогической исторической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение учебной документации техникумов физической культуры;

— эмпирические методы — ретроспективный анализ, наблюдение, беседы, опрос, обобщение независимых характеристик, оценивание, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки.

База исследования. Исследование осуществлялось с 1988 по 2001 год. Основной базой исследования был Стерлитамакский техникум физической культуры. На отдельных этапах опытно-экспериментальной работы использовалась база Стерлитамакского государственного педагогического института, Стерлитамакского педагогического колледжа,.

Альметьевского техникума физической культуры. В исследовании принимали участие директора, заместители директоров по учебной и воспитательной работе, учителя, классные руководители, учителя физической культуры, родители, учащиеся школ городов и селений Республики Башкортостан.

Методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментальной работы, которая проходила в три этапа.

На первом этапе (1988;1995 гг.) осуществлялся анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования. Изучалась философская, психологическая, педагогическая, историческая литература по теме исследования, проводился ее теоретический анализ, формировалась цель, задачи и рабочая гипотеза исследования, изучалось состояние полового воспитания студентов в практике работы техникумов физической культуры, изучалась учебно-учетная и отчетная документация, формировалась база для экспериментальной работы.

На втором этапе (1996;1999 гг.) продолжался анализ и изучение теоретических источников, уточнялись методологические и теоретические основы исследования, выявлялись противоречия, проблемы, проводилась экспериментальная работа.

На третьем, обобщающем, этапе (2000;2001 гг.) проводилась обработка полученных данных, оформлялись теоретические выводы и практические рекомендации, внедрялись в практику преподавания результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: определены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия подготовки учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками на традициях башкирской народной педагогики. Разработано содержание специального курса: «Воспитательная работа с учащимися по формированию нравственных отношений на традициях башкирской народной педагогики».

Теоретическая значимость работы. Представленный в диссертационном исследовании материал вносит вклад в разработку проблемы подготовки будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками на традициях башкирской народной педагогики. Разработаны педагогические условия подготовки учителей по данной проблеме.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложены методические рекомендации позволяющие использовать результаты исследования в подготовке будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками на основе башкирской народной педагогики в физкультурных образовательных учреждениях всех уровней. Разработаны и апробированы научно обоснованные практические рекомендации по изменению содержания подготовки учителей физической культуры с использованием традиций башкирской народной педагогики.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с проблематикой научного плана НИОКР ГКФТ РФ на 1996;2000 гг. (направление 04.01. — «Разработка новых и совершенствование имеющихся технологий и методов подготовки кадров по физической культуре и спорту»).

На защиту выносится следующие положения.

1. Педагогические условия, повышающие готовность учителя физической культуре к воспитательной деятельности в школе: а) содержание и формы учебно-воспитательной деятельности преподавателей техникума по подготовке будущих специалистов физической культурыб) возможность применения педагогическим коллективом техникума в учебно-воспитательном процессе традиций башкирской народной педагогики;

2. Авторский спецкурс: «Воспитательная работа с учащимися по формированию нравственных отношений на традициях башкирской народной педагогики», позволяющий более эффективно готовить учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась проведением исследования в контролируемых условиях, с опорой на методологию деятельностного подхода, с использо-р ванием совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих цели и задачам работы, репрезентативностью выборки испытуемых, экспериментальной проверкой теоретических положений, воспроизводимостью результатов, применением адекватных методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы в Стерлитамакском техникуме физической культуры (СТФК) — на заседании кафедры теории и методики борьбы Уральской государственной академии физической культурына заседаниях кафедры педагогики Стерлитамакского государственного педагогического институтакурсах повышения квалификации учителей физической культуры школ Республики Башкортостан, проводимых в 1991;2000 гг. Результаты исследования доложены на Международной научно-методической конференции «Современные проблемы гуманистической педагогики: опыт и перспективы развития» (Рязань, 1999) — на Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и Олимпийское образование» (Стерлитамак, 1997) — на Всероссийской научно-практической конференции «Формирование социально-активной личности в условиях суверенитета» (Стерлитамак, 2001) — на региональной научно-практической конференции «Спорт. Фи* зическая культура. Здоровье. Образование» (Уфа, 2000) — на научно-методических конференциях Стерлитамакского государственного педагогического института (1996;2000 г.). Основные положения диссертации нашли отражение в восьми работах автора. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась также в курсе лекций в студенческой аудитории, работе со студентами СТФК, на курсах повышения квалификации учителейна семинарах, в содержании докладов, консультаций и бесед с учителями и родителями школ из городской и сельской местности Республики Башкортостан.

Материалы исследования используются в Башкирском институте развития образования, а также рекомендуются при организации учебного процесса в системе образовательных учреждений физкультурного профиля (институты, техникумы, колледжи, училища).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы, приложений. Она иллюстрирована 19 таблицами, 6 диаграммами.

Список литературы

содержит 237 источников, из них 6 — на иностранном языке. Объем диссертации составляет 194 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Этап теоретического анализа проблемы готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками на основе традиций башкирской народной педагогики позволил сделать некоторые обобщения. Работа педагогического коллектива по формированию готовности будущего учителя физической культура к воспитательной работе со школьниками должна строится на традициях башкирской народной педагогики, поиска и совершенствования содержания преподавания психолого-педагогических, специально-теоретических и спортивно-педагогических дисциплин, введением специального курса. В процессе учебно-воспитательной работы со студентами техникума физической культуры необходимо учитывать все многообразие аудиторной, внеаудиторной, физкуль-турно-спортивной деятельности студентов, особенности национального состава семьи, социума, психологических, возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

На основе проведенных педагогических исследований и изучения состояния проблемы нами определены, теоретически обоснованы педагогические условия готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками на традициях башкирской народной педагогики. Этими условиями являются: учебно-воспитательная деятельность преподавателей техникума в течение всей учебы должна быть ориентирована на воспитательную работу с учащимися, педагогический коллектив применяет традиции башкирской народной педагогики, учебно-воспитательный процесс базируется на авторском спецкурсе.

Экспериментальный этап педагогического эксперимента, проведенный в Стерлитамакском техникуме физической культуры, убедительно показал, что определенные нами педагогические условия формирования готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками на идеях башкирской народной педагогики обеспечивает развитие всех компонентов готовности к данной деятельности в школе.

Итоги экспериментальной работы говорят об эффективности разработанных педагогических условий подготовки будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками на традициях народной педагогики. Это подтверждается самооценкой студентов и оценками экспертов. Под влиянием педагогических условий происходят изменения и в качествах личности, характеризующих уровень профессионального мастерства будущих учителей физической культуры.

Анализ проведенного педагогического эксперимента позволяет сделать вывод о возможности эффективного решения задач подготовки будущего учителя физической культуры в техникуме к воспитательной работе со школьниками при создании соответствующих условий.

В заключении подводятся итоги экспериментальной работы, что позволило сделать следующие выводы.

1. Проблема профессиональной готовности учителя к воспитательной работе со школьниками занимает одно из центральных мест в теории и практике педагогической науки. Формирование готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками в настоящее время особенно актуально. В философских, психолого-педагогических трудах широко освещены вопросы воспитания на примере народной педагогики. Традиции и обычаи башкирской народной педагогики могут способствовать формированию готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками.

2. В ходе эксперимента разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками на основе традиций башкирской народной педагогики. Среди этих условий особо выделяются:

Первое условие — учебно-воспитательная деятельность преподавателей техникума по подготовке будущих специалистов физической культуры в течение всей учебы должна быть ориентирована на воспитательную работу с учащимися. Второе условие — педагогический коллектив техникума будет применять традиции башкирской народной педагогики.

Третье условие — учебно-воспитательный процесс должен базироваться на авторском спецкурсе: «Воспитательная работа с учащимися по формированию нравственных отношений на традициях башкирской народной педагогики».

3. Педагогический эксперимент показал, что учебно-воспитательная работа со студентами техникума физической культуры, построенная на идеях башкирской народной педагогики, способствует становлению будущего учителя-воспитателя. Под влиянием предложенных педагогических условий подготовки происходят изменения в профессиональных качествах студентов, а это свидетельствует об эффективности этих условий. Предлагаемые и реализуемые на практике педагогические условия, основанные на технологиях средств физического воспитания, обеспечивают успех в воспитательной работе с опорой на традиции башкирской народной педагогики, эффективны и могут быть рекомендованы для практического применения.

4. В результате опытной работы предложены следующие методические рекомендации по обновлению содержания учебно-воспитательного процесса в техникумах физической культуры с включением в них элементов традиций этнопедагоги-ки:

— при подготовке будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками администрации техникума физической культуры необходимо ориентировать преподавателей на применение учебном процессе традиций народной педагогики;

— внести в рабочие программы изменения в дисциплины: «Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта», «Педагогика», «Психология», Т и МФК, выделив следующую тематику.

Традиции народного образования Башкортостана", «Конкурс национальных культур», «Возрастные проявления полового созревания, полового влечения старшеклассников», «Нравственное и физическое воспитание в башкирской народной педагогике», «Воспитательная работа с учащимися по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на основе башкирской народной педагогики» и т. д.;

— ввести специальный курс по означенной проблеме;

— на занятиях спортивно-педагогических дисциплин использовать башкирские народные игры, танцы, деловые игры с элементами праздников (сабантуй и др);

— внести соответствующие изменения в содержание педагогической практики студентов СТФК.

Результаты экспериментального исследования дают основание считать, что задачи, поставленные в работе, решены, а гипотеза доказана. Внедрение результатов исследования в практику работы средних профессиональных учебных заведений позволяет утверждать, что работа имеет реальную практическую ценность и теоретическую значимость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. Абульханова-Славская K.JI. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  4. Д.И. Половое воспитание и просвещение детей и подростков в школе. М.: Наркомздрав РСФСР, 1928. — 40 с.
  5. М. Стихотворения. Уфа: Башк. кн. изд., 1981. — 222 с. (на башк. яз.).
  6. Н.А., Аверина И. С., Аршавин Л. И. Экспресс-диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 108 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания / Избр. психол. тр. в 2 т.-М., 1980. Т.1.-С. 89.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
  9. Д.Л. Роза мира. М.: Товарищество «Калашников
  10. Комаров и К», 1992.- 282 с.
  11. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 223 с.
  12. P.M. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей // Проблемы управления общеобразовательной школой. Вып. II. — Уфа, 1994. — 16 с.
  13. У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Дис.. канд. пед. наук. Уфа: БГПИ, 1993. — 176 с.
  14. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитаниеподрастающего поколения. Уфа: Изд-во БГПИ, 1996. — 242 с.
  15. К.Ш. Этнопедагогика башкирского народа: становление и перспективы развития // Ядкяр, 1996. № 1. — С 81−86.
  16. В.И. Башкирская поэзия начала XX в.: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. Уфа, 1971. — 22 с.
  17. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 222 с.
  18. О.А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1991. — 462 с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение. 1982. — 192 с.
  20. Баймурзин Х-Х. Башкирские народные традиции воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 16 с.
  21. В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 18 с.
  22. В.И. Этнопедагогика башкирского народа: История и современность. Уфа: УНЦРАН, 1996.- 154 с.
  23. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990,1,-С. 22−26.
  24. В.К., Быховская и др. Методологическая основа современной концепции физического воспитания детей, подростков и юношества / Материалы межд. конф. «На пороге XXI века: образование, культура». М.: ГЦОЛИФК, 1996. — С. 10−14.
  25. В.П. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1987. — 16 с.
  26. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дис.. докт. пед. наук. Магнитогорск, 1995. — 351с.
  27. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию // Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. Ред. Банщиков В. М., Ломов Б. Ф. Материалы к симпозиуму. М.: БИ, 1975. — С. 777−798.
  28. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989. 205 с.
  29. В.В., Блинова З. В., Романова А. В. Изучение уровня воспитанности спортсменов как условие разработки программы воспитания / Сборник статец: нравственное воспитание спортсменов. Л.: ГДО-ИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1973. — 137 с.
  30. В.В., Макаров А. Г. Место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 12. — С. 11 — 14.
  31. Г. А. Формирование нравственной культуры личных отношений между юношами и девушками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1981.- 22 с.
  32. Е.В. Понятие и структура нравственных отношений: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Минск, 1988. — 18 с.
  33. И.Г. Использование средств физической культуры впроцессе воспитательной работы в студенческом общежитии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 16 с.
  34. Н.А. Метафизика пола и любви М.: Перевал, 1907. № 6.- 26 с.
  35. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.383 с.
  36. Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М.: МГПУ им. Ленина, 1989. — 323 с.
  37. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  38. Н.В. Башкиры: Краткий исторический справочник. -Уфа: УНЦРАН, 1995. 34 с.
  39. Е.В. Факторы развития активных форм физической культуры учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 23 с.
  40. А.Д. Личность и общение. М.: Знание, 1995. — 328 с.
  41. Р. Молодежь и любовь. М.: Прогресс, 1975. — 324 с.
  42. B.C. Теория и практика актуализации физического воспитания школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1999. -47 с.
  43. А.А. Направленность повышения квалификации учителясельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Курган: КГУ, 1998. — 176 с.
  44. Р.Х. Учет личностных характеристик девушек в физическом воспитании в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1989. — 16 с.
  45. Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. — 256 с.
  46. К. Любовь. М.: Прогресс, 1982. — 245 с.
  47. О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. Пер. с нем. М.: Форум XIX- XX- XXI, 1991. — 192 с.
  48. Л.Я. Супружеский долг. Л.: Педагогика, 1978. — 32 с.
  49. Э.Ф. Этнокультурное развитие школьников в процессе художественно-творческой деятельности: Дис.. канд. пед. наук.- Челябинск: УралГАФК, 1997. -169 с.
  50. М.Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М.: Высшая школа, 1989. — 158 с.
  51. Г. С. Народная педагогика. Иркутск: Вост.-Сиб. изд-во, 1926. — 175 с.
  52. Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  53. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд- во, 1974.- 376 с.
  54. Т.Н. Методика определения профпригодности у поступающих в педагогические ВУЗы // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1973. — Вып. 1. — С. 80−92.
  55. Л.С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926. — 348 с.
  56. Выготский J1.С. Развитие высших психологических функций. -М.: АПН РСФСР, 1960. 500 с.
  57. В.М. Введение в специальность. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 119 с.
  58. И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1977. — 178 с.
  59. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш. школа, 1986. — 200 с.
  60. С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Автореф. дис. .док-pa пед. наук. Казань, 1996. — 48 с.
  61. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с анг. Л. Н. Хайрусовой / Под ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  62. А.Г., Дуранов М. Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособ. Челябинск: Чел-ГУ, 1996. — 72 с.
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  64. И.Д. Формирование нравственных отношений школьников в многонациональной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб. 1991 — 19 с.
  65. А.Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов института физической культуры в условиях практической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1991. — 19 с.
  66. А.А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985. — 335 с.
  67. A.M. Структура педагогического мастерства // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 2. — С. 14−16.
  68. А. Руководство для немецких учителей. М., 1913.-200 с.
  69. М.Е., Чернецкий Ю. М. Общая педагогика: Курс лекций для студентов фак. физич. культ и спорта. Челябинск: ЮурГУ, 1999. -186 с.
  70. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  71. В.И. О творческой индивидуальности педагога // Творческие индивидуальность педагога. Тюмень, 1991. — С. 11−91.
  72. С.Н. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки (на примере учителя физической культуры): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1991. — 16 с.
  73. Закон РФ об образовании. М., 1992. — 57 с.
  74. А.Б. Половое воспитание. М.: Работник просвещения, 1930. — С. 387.
  75. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  76. А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика, 1992. — № J 1−12. — с. 22−25.
  77. О.Н. Подготовка студентов факультета спортивного педвуза к реализации воспитательных возможностей. Челябинск: Урал-ГАФК, 1999. — 178 с.
  78. Е.П. Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): Учеб. пособ. для студ. пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  79. К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  80. М.Т., Коган JI.H. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979.208 с.
  81. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Д.: Медицина, 1988. — 160 с.
  82. Р.Ф. Формирование позитивного отношения студентов к физической культуре средствами ценностных ориентаций: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996.- 21с.
  83. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  84. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  85. Е.П. Проблемы построения обобщенной модели специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. -1985. № 1. — С. 42−44.
  86. Карпиков В. Г- Нравственные основы полового воспитания старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 17 с.
  87. Ким Б. И. Педагогическое руководство формированием нравственных отношений в коллективе старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 18 с.
  88. П.И. Физическое воспитание в процессе формированиясоциально-активной личности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. 1988. -16 с.
  89. В.Н. О половом воспитании подрастающего поколения // Советская педагогика, 1964. № 3. — С. 18−30.
  90. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985. — 264 с.
  91. Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1980. — 190 с.
  92. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
  93. Кон И. С. Дружба: Этнопсихологический очерк. М.: Политиздат, 1980. — 350 с.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: просвещение, 1989.180 с.
  95. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.- 207 с.
  96. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  97. Л.В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Советская педагогика. 1984. -№ 5, С. 75−79.
  98. Т.Е. Особенности формирования отношений между подростками в коллективе. Ученые записки: Тез. докл. Л., 1968, — Т. 3. -С. 149.
  99. Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогике: Проблемы теории воспитания. М.: Педагогика, 1974. Ч. 1. — С. 209−222.
  100. Т.С. Избранные психологические труды /Под ред. Л. Н. Прокопенко. АПН СССР. М. Педагогика, 1988. — 301 с.
  101. Э.Г. Педагогические аспекты полового воспитания.
  102. Советская педагогика, 1964. № 7. — С. 34−57.
  103. Н.К. О подготовке педагога: доклад на педагогической секции ректорского совещания // Соб. соч. В 11 т. М.: 1957. — Т.З. — 402. с.
  104. Н.К. Об учителе. Избр. статьи и речи. М.: 1959. — 307 с.
  105. П. Письмо к П.П. Свиньину. Отечественные записки. М., 1826, ч. 35. С. 100−163.
  106. Ш. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. -Уфа: Башк. кн. изд-во, 1978. 363 с.
  107. B.C. Курс «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» как средство профессионально-творческой подготовки учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. — № п. — с. 18 — 19.
  108. A.M. О критериях профессиональной воспитанности студентов // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму: Сб. материалов. Челябинск, 2000. — С. 43−44.
  109. A.M. Основы педагогического мастерства специалиста физической культуры. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 156 с.
  110. Н.В. Очерки о психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967., — 183 с.
  111. Культура Башкирии: История и современность. Уфа: Изд-во БГУ, 1993.- 204 с.
  112. М.Ф. Педагогические условия формирования нравственных отношений между юношами и девушками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1984. — 18 с.
  113. О.Р. Научно-педагогические основы воспитания нравственных отношений между юношами и девушками в школе и семье: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань. — 1991. — 46 с.
  114. О.Р. Воспитание товарищеских дружеских отношений между мальчиками и девочками подростками в школе-интернате: Дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1968. — 350 с.
  115. JI.M. Профессионально-педагогическая диагностика: Введение. Основные подходы. Учеб. пособие. Челябинск: ЧФ ИПО, 1994, — 100 с.
  116. Л.М., Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога. Челябинск: ЧИРПО, 1998. — 276 с.
  117. Ю.З. Традиции башкирской народной педагогики. Стерлитамак, 1991. — 117 с.
  118. Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е, испр и доп. -М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  119. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1975. — 304 с.
  120. И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 г.г. СПб., 1771. — 538 с.
  121. И .Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1?78. — 45 с.
  122. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т. 1. М.: Физкультура и спорт, 1951. 441 с
  123. П.Ф. Собр. пед. соч. Т. 1, ч. 1. Изд. — М.: Физкультура и спорт, 1951. — 136 с.
  124. Лин-бей Н. П. Формирование готовности к освоению инновационных технологий физического воспитания у студентов средних специальных физкультурных учебных заведений // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 1. — С. 63.
  125. А.В., Штучная Е. Б. Исследование интереса к будущей профессии у студентов Сибирской академии физической культуры //
  126. Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 43 — 44.
  127. А.И. Методика полового просвещения молодежи. Л., 1927.- 212 с.
  128. М.Б. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам. Справочная книга Уфимской губернии. — Уфа, 1883, отд. V. — 375 с.
  129. Л.И. Концепция физкультурного образования: теория и методика // Теория и практика физической культуры, 1994. № 3. — С. 14−19.
  130. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа// Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 10−17.
  131. А.В. Быт, семья и половой вопрос. Трудовой путь. — Армавир, 1926, — С. 2.
  132. А.С. Книга для родителей. Соч. Т. 4. — М.: АПН РСФСР, 1957 — 1958. С.11−338.
  133. А.С. Мои педагогические воззрения // Соб. соч.: в 7 т. -М.: 1959. 5 т. — С. 277−309.
  134. А.С. Соч. в 7 т. 5 т. Изд. АПН РСФСР, 1958. С. 116.
  135. Макарская.Л. В. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1988. -18 с.
  136. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  137. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993. 142 с.
  138. A.M., Пукин A.M. Семейно-нравственное воспитание детей. Казань, 1985. — 48 с.
  139. B.C. Проблемы экспериментальной психологии // Учен, записки Пермского пединститута. Пермь, Т. 77. — 1970. — 312 с.
  140. А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического ВУЗа: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Киев, 1983. — 50 с.
  141. В.М. Анализ особенностей профессиональной деятельности учителя физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1981. — 22 с.
  142. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  143. М.Б. Управление развитием среднего специального образовательного учреждения физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001, — 24 с.
  144. С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1995. — 19 с.
  145. B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособ. к спецкурсу. М.: МГПИ, 1985. — 102 с.
  146. В.Н. Социальная психология и психология отношений / Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1966. — С. 279−282.
  147. А.А. Воспитание профессионально важных качеств личности обучающегося // Профессиональное образование, 1998. -№ 11−12. С. 13−15.
  148. А.А. Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов (на материалах спортивно-педагогических дисциплин): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Челябинск, 2001. 41 с.
  149. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ЧелИРО МОРФ, 1995.- 288 с.
  150. Нафиков 3. Социалистическая семья. Уфа: Башкирское книж. изд-во, 1971 — С. 142.
  151. Ф.Д. В горах и степях Башкирии // Русская мысль. СПб., 1882, № 2.-С. 210 233.
  152. З.Г. Плюралистический подход к этнопедагогическимисследованиям 11 Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8. -С. 22 — 23.
  153. Ю.З. Использование башкирских народных игр в процессе физического воспитания школьников. Уфа, 1944. — 28 с.
  154. Д.П. Башкиры: Этнографические и санитарно антропологические исследования. — СПб., 1898. — 377 с.
  155. Нравственное воспитание в семье / Состав. Г. Н. Ников. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. — 144 с.
  156. А.В. Проблема перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / /Вопросы психологии, 1988. № 1. — С. 16−26.
  157. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя // Педагогика, 1990. № И. — С. 64−69.
  158. П.С. Путешествие по разным местам российского государства. Ч. 2. — Кн. 2. — СПб., 1786. — 476 с.
  159. Педагогика. Учеб. пособие для студентов вуза. / Под общ. Ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996. — 602 с.
  160. Педагогическая диагностика в школе. / Под ред. А. И. Кочетова. Минск: Народная Асвета, 1987. — 223 с.
  161. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров и др., Т. 3. — М.^Советская энциклопедия, 1966. — 880 с.
  162. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. М.: Просвещение. — 110 с.
  163. О.Г. Подготовка будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 22 с.
  164. Р.А. Деятельностный подход при подготовке специалистов в сфере физической культуры// Теория и практика физической культуры. 1996,-№ 8. — С.5−9.
  165. Н.А. Раздельное обучение на занятиях физической культурой с учетом полового диморфизма // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 5. — С. 21.
  166. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физическая культура и спорт, 1974. — 223 с.
  167. Н.И. Философские основы физической культуры: Метод, указ. по подготовке к семинарским занятиям. J1.: ГДОИФК, 1982. -27 с.
  168. М.М. Педагогическое творчество. М.: Знание, 1998.- 189 с.
  169. П.А. От великой спортивной державы к здоровой России // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 1. — С. 3 — 5.
  170. В. Русский эрос или философия любви в России: М.: Прогресс, 1991. — 443 с.
  171. Рубинштейн C. J1. Отношение человека к человеку (мораль и этика) // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — С. 366−373.
  172. C.JI. Проблемы общей психологии. Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. — 616 с.
  173. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: МГУ, 1981. — 184 с.
  174. С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.- Л.: Изд. АН СССР, 1,955. 393 с.
  175. Н.Е. Проблемы полового воспитания с психологической точки зрения. СПб.: Варшава, 1914. — 60 с.
  176. С.Г. О поэтическом творчестве Уральских мусульман (татар, башкир и тяптярей), СПб., 1895. 40 с.
  177. П.И. История Оренбургская (1730−1750). Оренбург, 1896. — 95 с.
  178. A.M. Башкирское народное воспитание. Пермь: Урал Пресс, 1992. — 138 с.
  179. З.С. Физическое воспитание как средство нравственно-полового воспитания в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Одесса, 1974. — 30 с.
  180. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. -Курган: Изд-во Зауралье, 1997. 464 с.
  181. Т.М. Актуальность проблемы культуры нравственного самопознания будущих учителей // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи: Материалы регион, науч.-метод, конф. Челябинск, 1996. Вып. IV. С 16−19.
  182. Э.А. Факторы, влияющие на качество теоретической подготовки студентов физкультурных вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2001. — 23 с.
  183. Н.Ф. Особенности педагогической подготовки тренера в системе высшего физкультурного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 23 с.
  184. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  185. А.Ю. Формирование интереса к профессии учителя физической культуры у школьников 8−9-х классов (на примере Дальнего Востока): Автореф. дис.. канд. пед. наук, — Хабаровск, 1998, — 24 с.
  186. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 236 с.
  187. Ф.И. Введение в акмеологию учителя физической культуры: Монография. Шуя: Шуйский госуд. пед. ун-ет. 1998. — 239 с.
  188. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров A.M. М.: Сов. Энциклопедия, 1985. — 555 с.
  189. B.C. Сочинения в 2-х т. Т.2, — М., 1988, — 513 с.
  190. В.И. Гуманистическая ценность спорта как элемента образа жизни людей // Теория и практика физической культуры. 1977. -№ 6. — С. 10−13.
  191. В.И., Пономарев Н. И. Социальное значение физической культуры и спорта. М.: Высшая школа, 1983. — 146 с.
  192. В.А. Исследование готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных должностях сферы физической культуры и спорта // Теория и прак. физич. культ. 1985. — № 2. — С. 35−37.
  193. В.А. Как воспитать настоящего человека. -Минск: Народная Асвита, 1978. 283 с.
  194. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1981. — 382 с.
  195. Ю.А. Отражение вопросов физического развития человека в творчестве Л.Н.Толстого // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 52−59.
  196. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-ов физич. культуры / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х томах). Т. I. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 304 с.
  197. Л.Н. Крейцерова соната. Собр. соч. т. 12. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1960. — 346 с.
  198. С.В. Организационно-педагогические условия подготовки специалистов физической культуры средних профессионально-образовательных учреждениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 20 с.
  199. К.Д. Собр. Соч. в 2-х т., М.-Л., 1948. Т. 2. — 475 с.
  200. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.
  201. В. Башкирия и башкиры. Вестник Европы, п. 6, кн. 12. М.: 1874. -958 с.
  202. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. Произведений / Сост. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  203. Т.А. Полоролевое самосознание учителя как условие успешности его воспитательной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -Тюмень, 1998. 195 с.
  204. А.В. Воспитательные возможности народной педагогики // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму: Сб. материалов. Челябинск, 2000. — С. 22−24.
  205. А.В. Экологическое воспитание учащихся 6−7 классов на основе прогрессивных идеалов башкирской народной педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 21 с.
  206. Р.А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа. 1995. — 18 с.
  207. Г. И. Педагогическое мастерство учителя. М.: Высшая школа, 1998. — 166 с.
  208. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  209. Н.Г. Избранные педагогические высказывания. -М.: Учпедгиз, 1940, с. 75.
  210. Н.Г. Полное собр. соч. в 15-ти т., т.15. М.: 1950.- 152 с.
  211. С.А. Записки учителя физкультуры. М.: Физкультура и спорт. — 1982. — 112 с.
  212. С.В. Воспитание нравственных взаимоотношений мальчиков и девочек. М.: Педагогика, 1980. — С. 235.
  213. К.А., Шишкин А. Ф. О некоторых философских проблемах этики // Вопросы философии. 1965. — № 4. — С. 68−72.
  214. А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. -474 с.
  215. В.В. Формирование у будущих учителей умений диагностирования нравственной воспитанности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калуга, 1991. — 18 с.
  216. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. -Д.: Просвещение, 1967. 266 с.
  217. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  218. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1987. — 429 с.
  219. Д.Б. Избранные психологические труды. М. Про-свещеяие, 1989. — 560 с.
  220. B.C. Древние предания у башкирцев Чубиминской волости //Оренбургские губернские ведомости. 1848. — № 7. — С.45−48.
  221. И.М. Профессиональное самосознание педагога // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 79−83.
  222. Т.И. Проблемы формирования психологического пола ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. М., 1979. — С. 666−670.
  223. В.В. Народная физическая культура и нравственное воспитание. Методология и организация физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы: Тез. межрег. науч. коф. 29 марта, 2001 г. Екатеринбург, 2001 — С. 345−347.
  224. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. -1974. С. 64−77.
  225. Borman R. Jugend und Liebe. Urania — Verlag. Berlin, 1974. — 159 c.
  226. Grasseh H., Baer H. W. Beitrage zur Geschlechtziehung in der Schule. Materialen der Arbeitstfgung neber. «Stand und Formeder Geschlechtserziehung in der Schule» Universitat Rostok. 1952. — 209 c.
  227. Kraft R.E. Fitness tests are only for the fitness //The Physical Educator, 1989, v. 46. № 1. — P. 18−21.
  228. Money J. Psychosexual Differentiation // Sex Resecirch, New Developmens. N.Y., 1965. op. cit. p.12.
  229. R. «Ich bin der Baum. und ich der Wind» // Sport Pedagogic, 1991. № 3. — S. 45.
  230. Schmidt G. Albenteuer Spielsituation //Sportpraxis, 1992. № 5. — P. 257−263.
  231. Soehe W. Neue Sportlehrplane in de DDR //Sportunterrichte, 1988. -№ 17. S. 269−271.
Заполнить форму текущей работой