Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование способов решения двигательных задач в условиях поединка у дзюдоистов высших разрядов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, что экспериментальная методика формирования способов решения двигательных задач дзюдоистами высших разрядов в условиях эпизодов и пауз поединка достоверно не влияет на проявление различий в средних значениях показателей ЧСС эпизода и паузы поединка между экспериментальной (эпизод + пауза = 180,6±8,0 — до эксперимента и 176,2±9,1 — после его проведения) и контрольной группами (эпизод… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Особенности формирования двигательных и умственных действий в поединке борцов
    • 1. 2. Особенности организации мыслительных операций спортсменами в единоборствах
    • 1. 3. Особенности решения двигательных задач
    • 1. 4. Технико-тактическая подготовленность борцов
    • 1. 5. Тактика ведения поединка в спортивной борьбе
      • 1. 5. 1. Составление тактического плана поединка
      • 1. 5. 2. Реализация тактического плана
    • 1. 6. Конфликтное взаимодействие в спортивной борьбе
    • 1. 7. Модельные характеристики соревновательной деятельности

Формирование способов решения двигательных задач в условиях поединка у дзюдоистов высших разрядов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Успехи в различных видах спортивной борьбы в большей мере зависят от теоретических и экспериментальных исследовательских работ, посвященных тактике единоборства, от использования перспективных путей ее совершенствования.

В современной практике подготовки дзюдоистов значительное время уделяется изучению технических действий, подходов же к совершенствованию тактики ведения поединка значительно меньше [А.Н. Ленд, 1967; А. П. Купцов, 1978; В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев, 1986]. Одной из главных проблем подготовки дзюдоистов является обучение анализу соревновательного поединка, его моделированию в тренировочных условиях на основе формирования способов решения двигательных задач, позволяющих создавать благоприятные ситуации для выполнения технико-тактических действий.

Специалистами в области спортивной борьбы отмечено, что в спортивной практике единоборств существует возможность формировать последовательность мыслительных операций как в эпизодах, так и в паузах поединка, а в теории отсутствуют подходы к разработке теоретических и методических средств для их освоения.

Под решением двигательной задачи по Н. А. Бернштейну понимается поэтапное возникновение и реализация действия: 1) восприятие ситуации, её оценка, сравнение возможностей- 2) определение цели (это уже выявившаяся двигательная задача) — 3) программирование- 4) фактический процесс двигательного решения задачи.

Системообразующим фактором для функциональной системы является достижение полезного результата [Анохин П.К., 1962], который некоторое время существует в виде информационной модели потребного будущего [Бернштейн Н.А., 1965]. Испытуемый стоит перед необходимостью делать вероятностный прогноз, затем выбор, адекватный возмущающим воздействиям [Афанасьев В.Г., 1986].

Отсутствие методов выявления и формирования способов решения двигательных задач приводят к снижению эффективности ведения поединков. Решение этой задачи имеет важное значение и требует осмысления и системного раскрытия методики обучения дзюдоистов формированию способов решения двигательных задач с позиций освоения мыслительных операций, направленных на анализ, обобщение, принятие решения дзюдоистами в условиях ведения поединка.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— теория функциональных систем (П.К. Анохин);

— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин);

— теория деятельности (А.Н. Леонтьев);

— теоретико-концептуальный аппарат теории физической культуры и теории спорта (А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев).

Научным противоречием исследования явилось несоответствие между применяемыми в практике способами решения двигательных задач дзюдоистами и отсутствием частных методик их освоения в условиях поединка на основе формирования мыслительных операций (анализа, обобщения, принятия решения).

Объектом исследования явился процесс формирования способов решения двигательных задач дзюдоистов.

Предметом исследования явилась технико-тактическая подготовка дзюдоистов высших разрядов.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что обучение дзюдоистов высших разрядов мыслительным операциям в процессе формирования способов решения двигательных задач позволит повысить качество выполнения технико-тактических действий в поединке.

Научная новизна исследования заключалась в том, что:

— экспериментально доказана эффективность методики формирования способов решения двигательных задач дзюдоистами в поединке, на основе обучения мыслительным операциям, направленным на анализ, синтез, оценку обстановки, принятие решений;

— установлено, что эффективность выполнения тактико-технических действий в поединке дзюдоистов высших разрядов в 70% случаев имеет наибольшие величины в пульсовой зоне 170−190 уд/мин, при этом средние значения показателей ЧСС в эпизодах поединка меньше, чем в паузахэкспериментально апробирована технология формирования мыслительных операций, включающая 1) обучающую программу по формированию способов решения двигательных задач- 2) условия освоения обучающей программы- 3) методику освоения обучающей программы;

— определен подход к контролю функционального состояния головного мозга на основе методики когнитивных вызванных потенциалов мозга (Р300), в условиях обнаружения значимых стимулов после проведения поединка с инвариантными характеристиками, включающего 12 эпизодов и 11 пауз.

Практическая значимость работы состоит в том, что опираясь на разработанные нами подходы к формированию способов решения двигательных задач можно повысить эффективность выполнения технико-тактических действий дзюдоистов высших разрядов. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации, индивидуализации и управления учебно-тренировочным процессом подготовки дзюдоистов в ДЮСШ, сборных командах города Москвы по дзюдо, о чем свидетельствует акты внедрения.

Основные положения, выносимые на защиту:

— методика обучения формированию способов решения двигательных задач на основе освоения мыслительных операций (анализа, обобщения, принятия решения) для повышения эффективности выполнения атакующих действий;

— содержательно-временные модели поединка, способствующие формированию способов решения двигательных задач;

— процедура контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы и головного мозга при реализации двигательных задач у дзюдоистов высших разрядов.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа общим объемом 164 страницы машинописного текста, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического указателя и приложений. Результаты исследований иллюстрированы 21 таблицей и 24 рисунками. Проанализировано 214 работ отечественных и 12 работ зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. Разработанные подходы к формированию способов решения двигательных задач в условиях поединка позволяют повысить эффективность выполнения дзюдоистами высших разрядов атакующих действий.

2. В практике спортивных единоборств при формировании способов решения двигательных задач, в основном, используется метод анализа конкретных ситуаций, что не в полной мере позволяет реализовывать двигательные задачи.

3. Технологическая схема формирования способов решения двигательных задач в условиях поединка дзюдоистами высших разрядов включает: освоение обучающей программыиспользование содержательно-временных моделей поединковосвоение мыслительных операций по анализу, обобщению, планированию, принятию решения и их реализации.

4. Освоение дзюдоистами обучающей программы, содержащей 14 разделов по анализу, сравнению, планированию, принятию решения, укреплению уверенности в выполнении плана, подготовки к реализации и реализации плана в условиях эпизодов и пауз поединка, позволило расширить возможности реализации дзюдоистами двигательных задач. Средняя оценка освоения разделов обучающей программы спортсменами экспериментальной группы составила 4,4±0,2 балла.

5. При проведении модельных поединков, включающих по 12 эпизодов и 11 пауз, показатели активности, эффективности, результативности выполнения атакующих действий имели наибольшие величины при ЧСС в диапазоне от 170 до 190 уд/мин в 70% случаев (р< 0,05). Вместе с тем, зарегистрированы более низкие аналогичные показатели в диапазонах ЧСС до 170 уд/мин и свыше 190 уд/мин.

6. Выявлены модели микропоединков, содержащие свойства, присущие целостному поединку и состоящие из 3 эпизодов и 2 пауз с партнерами легкого, одинакового и тяжелого весов.

7. Основным условием формирования способов решения двигательных задач явилось выполнение тренировочных заданий, входящих в модели поединков, содержащих 12 эпизодов и 11 пауз с «обратной структурой», в которых длительность паузы больше длительности эпизода в 2 и 1,5 раза.

8. Эффективность экспериментальной методики определялась по контрольным показателям: 1) эффективности атакующих действий- 2) частоты сердечных сокращений (ЧСС) — 3) интегративного показателя изменения функционального состояния мозга.

9. Установлено, что использование экспериментальной методики формирования способов решения двигательных задач в условиях поединка у дзюдоистов высших разрядов способствует существенному повышению показателей эффективности выполнения атакующих действий в экспериментальной группе между исходными и конечными данными (на 12,7%) (р<0,05), по сравнению с аналогичными показателями контрольной группы, в которой зарегистрировано снижение среднегрупповых значений между исходными и конечными данными (на 0,4%) (р<0,05).

10. Выявлено, что экспериментальная методика формирования способов решения двигательных задач дзюдоистами высших разрядов в условиях эпизодов и пауз поединка достоверно не влияет на проявление различий в средних значениях показателей ЧСС эпизода и паузы поединка между экспериментальной (эпизод + пауза = 180,6±8,0 — до эксперимента и 176,2±9,1 — после его проведения) и контрольной группами (эпизод + пауза = 182,3±8,0 — до эксперимента и 175,6±4,8 — после его проведения) (Р<0,05).

11. Установлено, что при использовании методики формирования способов решения двигательных задач в условиях поединка в экспериментальной группе наблюдалось достоверно положительное влияние на динамику показателей латентности (РЗ) функционального состояния мозга испытуемых (счет + кнопка = 348,9±45,0 — до эксперимента и 335,5±10,7 — после его проведения) по сравнению с аналогичными показателями контрольной группы (счет + кнопка = 331,0±17,3 — до эксперимента и 344,7±41,0 — после его проведения) (р<0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Предлагаемые подходы к формированию способов решения двигательных задач дзюдоистами в условиях эпизодов и пауз поединка могут быть использованы в лекциях для студентов физкультурных учебных заведений и слушателей ФПК, ЦПК и ПК, в планировании тренировочного процесса дзюдоистов высших разрядов при подготовке к ответственным соревнованиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адам Марек. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1982. — 24 с.
  2. И.И. Моделирование // Техника и тактика вольной борьбы. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 299−302.
  3. Н.М. Алгоритмы разума. Киев, 1979.
  4. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. 640 с.
  5. П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии // Вопросы психологии. 1955. — № 6.-С. 16−38.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.
  7. П.К. Роль ориентировочно-исследовательской реакции в образовании условного рефлекса //Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 9−20.
  8. С.В. Современные тенденции в структуре средств технико-тактических действий в вольной борьбе и методика их совершенствования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 26 с.
  9. B.C. Эффективность построения тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке дзюдоистов 15−17-летнего возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. — 24 с.
  10. А.В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. — 24 с.
  11. Н.А. Новые линии развития в физиологии и их отношение к кибернетике // Вопросы философии. 1962. -№ 8. — С. 77−78.
  12. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255с.
  13. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  14. Н.А. Предисловие к книге // Математический аппарат биологической кибернетики. В. И. Черныш и А. В. Напалков. М. — 1964. — С. 3−30.
  15. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1968. — 44 с.
  16. В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 370 с.
  17. Н.П. Материальные физиологические основы эмоциональной и мыслительной деятельности //Биология и медицина: философские и социальные проблемы взаимодействия. М.: Наука. — 1985. -С. 114−115.
  18. А.Н. Средства и методы совершенствования соревновательной надежности борцов греко-римского стиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
  19. А.Н., Игуменова JI.A. Как повысить соревновательную надежность высококвалифицированных борцов // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 2. — С. 53−54.
  20. Ф.Е., Лейзерсон А., Хоорстедтер Л. Мозг, разум и поведение / Пер. с анг. М.: Мир. — 1988. — 248 с.
  21. С.В. Комплексная оценка состояния тренированности дзюдоистов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ташкент, 1984. — 26 с.
  22. Борьба дзюдо / Коблев Я. К., Рубанов М. Н., Невзоров В. М. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 160 с.
  23. А.В. Мышление и программирование. М., 1979.240 с.
  24. К.Х. Некоторые результаты исследований процесса формирования творческого мышления учащихся на уроке // Путиформирования творческого мышления школьников: Сб. науч. тр. Уфа, 1983.-С. 18−27.
  25. Ф.Г. Педагогический контроль силы и выносливости отдельных групп мышц борцов: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. -Ереван, 1984.-24 с.
  26. В.В. Моделирование основных структур взаимодействия дзюдоистов и обучение им: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. -24 с.
  27. М. Дзюдо. Основы тренировки. Минск: Полымя. — 1983.127 с.
  28. Н.Ю., Андреева Е. А. Наша точка зрения на механизм зрительно-моторной координации // Управление движениями / Под ред. А. А. Митькина, Г. Пика. М.: Наука, 1990. — С. 143−150.
  29. Ю.В. Прогнозирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  30. В.П. Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов-самбистов: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. -М., 1971.-24 с.
  31. В.П., Роднов B.C., Чумаков Е. М. Анализ технического мастерства самбистов // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1971.-С. 45−53.
  32. В.В. Методика технико-тактической подготовки борцов-самбистов в отделении спортивного совершенствования вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 26 с.
  33. JI.C. Собрание сочинений. М.: Педагогика. — 1982. -Том 1.-С. 137−138.
  34. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 150 с.
  35. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий: Автореф. дис.. .. д-ра психол. наук. М., 1965. — 50 с.
  36. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии: Сб. науч. тр. М., 1966. — С. 236−277.
  37. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т. 1. — С. 441−469.
  38. П.Я. Управление процессом усвоения //Новые исследования в педагогических науках: Науч. сб. М., 1965. — № 4. — С. 1520.
  39. П.Я., Кобылицкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 101 с.
  40. П.Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании //Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность: Сб. науч. тр. — М., 1958. -С. 322−328.
  41. П.Я., Сачко Н. Н. Формирование двигательных навыков // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968. — С. 3−71.
  42. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957. — № 1. — С. 28−44.
  43. И.М., Гурфинкель B.C., Цетлин M.JI. О тактиках управления сложными системами в связи с физиологией //Биологические аспекты кибернетики. М., АН СССР. — 1962. — С. 66−73.
  44. И.М., Цетлин M.J1. О математическом моделировании механизмов центральной нервной системы //Модели структурнофункциональной организации некоторых биологических систем /Под ред. И. М. Гельфанда и др. 1966. — С. 9−26.
  45. Ю.Б., Романов В. Я. Непроизвольные микронистагмы глаз и их связь с произвольной деятельностью человека //Управление движениями / Под ред. А. А. Митькина, Г. Пика. М., Наука, 1990. — С. 113 123.
  46. В.В., Шалманов Ан.А. Вариативность и двигательные способности. М.: МНПИ. — 1998. — 92 с.
  47. В.Н., Кочурко Е. И. Поединки на татами. Минск: Полымя, 1987.-207 с.
  48. JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.-120 с.
  49. Ю.С., Пилоян Р. А. Некоторые особенности тактико-технического арсенала борцов высокого класса // Теория и практика физ. культуры. 1976. — № 4. — С. 56−58.
  50. А.В. Эффективность применения нагрузок аэробной направленности для повышения работоспособности борцов разной квалификации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 26 с.
  51. B.C., Рукавицин Б. Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. Минск: Полымя, 1989. — 192 с.
  52. B.JI. Общие положения тактики поединка в спортивных единоборствах //Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквондо и дзюдо, основы тренировки. М.: ФОН, 1999.-Вып. 1.-С. 79−85.
  53. Дзуренда Владимир. Структура материала начальной технико-тактической подготовки дзюдоистов: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. — М., 1990.-24 с.
  54. Дзюдо (сокр. пер. с яп. В.И. Силина). М.: Физкультура и спорт, 1977.-103 с.
  55. P.M. Использование стандартных ситуаций в дзюдо // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 2. — С. 32−33.
  56. Д.Д. Законы движений в спорте (очерки по структурности движений). М.: ФиС. — 1968. — 175 с.
  57. К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления //Психология мышления. М.: Прогресс. — 1965. — С. 21−85.
  58. А.В. Разработка методологии индивидуальной спортивно-технической подготовки в дзюдо // Теория и практика физ. культуры. 1999. -№ 9. -С. 7−10.
  59. А.В. Управление тренировочным процессом повышения спортивного мастерства дзюдоистов: Автореф. дисс.. .. д-ра пед. наук. -Челябинск, 1999.-50 с.
  60. А.В., Миллер А. Е. Структура надежности защитных тактико- технических действий дзюдоистов высокой квалификации //Теория и практика физ. культуры. 2000 — № 4. — С. 31−32.
  61. В.Г. Формирование двигательных навыков при выполнении технико-тактических действий в борьбе самбо: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979.-24 с.
  62. С.В. Моделирование тактических действий при проведении бросков и их освоение дзюдоистками 14−17-летнего возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
  63. Д.А. Современная предсоревновательная подготовка борцов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 1998. — 26 с.
  64. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-428 с.
  65. С.М. Исследование объема и целесообразной последовательности обучения технике борьбы самбо подростков 14−15 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1966. — 24 с.
  66. В.М., Акопян А. О., Мамиашвили М. Н., Осотов М. В. Методика скоростно-силовой подготовки борцов //Актуальные проблемы спортивной борьбы: Сб. науч. тр. кафедры борьбы РГАФК. М.: ФОН, 1998. -С. 58−59.
  67. Ю.М. 8,90 феноменальный прыжок // Ж. Легкая атлетика. — 1981. -№ 6. — С. 24−27.
  68. М.М. Пути формирования тактико-технических действий борца в связи с меняющейся позой противника: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1977.-24 с.
  69. Ю.Б. Конфликтное взаимодействие таэквондистов при выполнении «степа» в атакующих тактико-технических структурах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1998. 24 с.
  70. Ю.Б. Тактическая структура схватки в таэквондо // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквондо и дзюдо, основы тренировки. М.: ФОН, 1999. — Вып. 1. — С. 4−9.
  71. А.Ф. Методология контроля спортивной техники высококвалифицированных борцов // Актуальные проблемы спортивной борьбы: Сб. науч. тр. кафедры борьбы РГАФК. М.: ФОН, 1998. — С. 79−83.
  72. В.А. Формирование состояния готовности к поединку в зависимости от индивидуальных особенностей квалифицированных кикбоксеров-юниоров: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. — 26 с.
  73. А.А. Тактика в спортивной борьбе // Спортивная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1972. — С. 33−36.
  74. Н.А. Особенности применения принципов программированного обучения в спортивной борьбе // Теория и практика физ. культуры. 1989. — № 1. — С. 49−52.
  75. Ким Чжон Кил. Начальное обучение двигательным действиям тхэквондистов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. -24 с.
  76. Я.К., Письменский И. А., Чермит К. Д. Подготовка дзюдоистов. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-ние, 1990. — 440 с.
  77. Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
  78. В.Б. Двигательные задачи в гимнастике и их решение. -Малаховка: МОГИФК. 1983.
  79. В.Б. Деятельностные аспекты спортивных двигательных задач // В сб.: Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК, ВНИИФК. М.: ФОН. — 2001. — С. 48−51.
  80. В.Б. Надежность исполнения в гимнастике. М.: ФиС.1970.
  81. В.Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 10. — С. 18−23.
  82. В.Б. Нетрадиционный взгляд на решение спортивных двигательных задач // Теория и практика физ. культуры. 1994. — № 11.
  83. В.Б. Решение задачи, умение, навык // Вопросы психологии. 1993. — № 2.
  84. В.Б. Спортивная двигательная ситуация // В кн.: На рубеже XXI века. Год 2000-й. Науч. альманах. Малаховка: МГАФК. — 2000.
  85. Э.Б., Турецкий Б. В. Особенности применения способов тактической подготовки в вольной борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник, -М., 1986.-С. 29−31.
  86. Е.М., Семкин А. А. Подготовка квалифицированных борцов. Минск: Вышейшая школа, 1984. — 97 с.
  87. О.В. Моделирование взаимодействий участников соревновательного боя боксеров высших разрядов: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. — М., 1999. — 24 с.
  88. Р.И. Принципы детерминации и деятельность мозга. -М.: Наука.- 1988.-224 с.
  89. Е.Я. Применение специализированных подвижных игр для совершенствования физической подготовленности и технико-тактического мастерства студентов-самбистов: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. М., 1998.-26 с.
  90. В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 192 с.
  91. Н.Г. Исследование эффективности вдыхания кислорода в перерывах между схватками на соревнованиях по борьбе // Актуальные проблемы спортивной борьбы: Сб. науч. тр. кафедры борьбы РГАФК. М.: ФОН, 1998.-С. 66−68.
  92. С.Н. Конфликтное взаимодействие борцов в схватке при различных стратегиях в греко-римской борьбе // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 2. — С. 22−26.
  93. А.Н. Основы построения комбинаций в борьбе и их разновидности // Пути совершенствования в спортивной борьбе. М., 1963. -С. 149−161.
  94. А.Н. Тактика в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1967.- 152 с.
  95. А.Н. Обучение как проблема психологии //Вопросы психологии. 1957.-№ 1.-С. 3−17.
  96. К.С. Мозг и интеллект. М.-Л. Гос. соц.-экономич. изд-во, 1933.
  97. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М., 1974.
  98. И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов. Монография. — Омск: СибГАФК. — 1997. — 240 с.
  99. А.А. Основные понятия и определения теории систем. Системные исследования. — М., 1980. — 86 с.
  100. С.В., Пашинцев В. Г. Реализация проблемных ситуаций тактико-технических задач с помощью технических средств обучения // Теория и практика физ. культуры. 2000. — № 2. — С. 46−50.
  101. О.Б. Основы тактики борьбы с позиции теории конфликтной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 2.-С. 45−50.
  102. О.Б. Структурное преодоление действий противника в конфликтном взаимодействии борцов в схватке // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквондо и дзюдо, основы тренировки. М.: ФОН, 1999. — Выпуск 1. — С. 85−90.
  103. О.Б. Теория конфликтного взаимодействия бойцов в соревновательных схватках в таэквондо // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквондо и дзюдо, основы тренировки. М.: ФОН, 1999. — Выпуск 1. — С. 54−74.
  104. О.Б., Дементьев B.J1. Обучение тренеров по самбо технологии моделирования конфликтного взаимодействия // Актуальные проблемы спортивной борьбы: Сб. науч. тр. кафедры борьбы РГАФК. М.: ФОН, 1998.-С. 122−130.
  105. М.Г. Индивидуализация предсоревновательной подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
  106. Э.Г., Новиков А. А., Моргунов Ю. А. Зависимость атакующих действий от морфологических особенностей борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1972. — С. 51−53.
  107. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
  108. Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 542 с.
  109. С.Ф. Тренировка в дзюдо. Киев: Здоровья, 1985. 90 с.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-208 с.
  111. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 240 с.
  112. А.В. Исследование двигательной памяти и определение рационального режима обучения новым гимнастическим движениям: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 18 с.
  113. Методические рекомендации по начальному обучению технико-тактическим действиям в дзюдо с использованием подвижно-ролевых игр / Под ред. В. А. Потребич, И. И. Тищенко. М.: Центросоюз СССР, 1988. — 35 с.
  114. В.Д. Рационализация действий атакующего борца на основе использования признаков, характеризующих позу противника: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
  115. А. А. Некоторые механизмы глазодвигательной активности. К проблеме иерархического управления движениями глаз //Управление движениями / Под ред. А. А. Митькина, Г. Пика. М.: Наука, 1990.-С. 97−104.
  116. Ю.А. Влияние длины тела противника на двигательную структуру атакующих действий в борьбе дзюдо // Теория и практика физ. культуры. 1980. — № 9. — С. 24−26.
  117. Ш. Т., Подливаев Б. А., Шахмурадов Ю. А. Основные направления технико-тактической и физической подготовки спортивного резерва по вольной борьбе. М.: ФОН, 1997. — 59 с.
  118. Г. П. Об объективной необходимости алгоритмизации учебной деятельности и возможной классификации ее алгоритмов. Сообщение 5. Ростов н/Д: Рост. гос. акад. строит-ва. — 1995. — 21 с.
  119. Г. П. Общие закономерности алгоритмизации действия в учебной деятельности и процесс создания алгоритма функционирования. Сообщение 6. Ростов н/Д: Рост. гос. акад. строит-ва. -1995.-47 с.
  120. Г. П. Общие свойства алгоритмов в учебной деятельности и их функции. Сообщение 8 Ростов н/Д: Рост. гос. акад. строит-ва, 1995.-21 с.
  121. С.В. Локальная силовая подготовка борцов для выполнения сложных технико-тактических действий: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. Минск, 1998. — 20 с.
  122. А. А. Научно-методические проблемы спортивных единоборств // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 9. — С. 50−56.
  123. А.А., Кузнецов В. В. Основы системы подготовки борцов высокого класса // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1971.-С. 3−15.
  124. А.А., Петров А. Н. Система успешной подготовки ближайшего спортивного резерва // Теория и практика физ. культуры. 1999. -№ 8. -С. 36−38.
  125. А. А., Пилоян Р. А. Методика применения кинотренажерного устройства // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1971. — С. 61−64.
  126. А.А., Пилоян Р. Я. Методика исследования способности борцов к использованию удобных ситуаций для проведения атакующих действий // Теория и практика физ. культуры. 1970. — № 7. — С. 5−7.
  127. А.А., Суряхин С. В. Анализ вариативности фазовой структуры контратакующих действий в борьбе дзюдо // Теория и практика физ. культуры. 1981. — № 7. — С. 8−11.
  128. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  129. М.В. Методика скоростно-силовой подготовки борцов на основе биомеханических критериев соответствия специальной двигательной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
  130. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — 474 с.
  131. И.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений // Полн. собр. соч. Т. 3., кн. 2. — М., Л., 1951. — С. 315−319.
  132. В.Г. Основы классического дзюдо. Пермь: Урал Пресс, 1993.-303 с.
  133. В.Г. Скоростно-силовая подготовка дзюдоистов при переходе из учебно-тренировочных групп в ГСС: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. М., 1995. — 26 с.
  134. Е.С. Повышение локальной мышечной работоспособности у квалифицированных борцов: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  135. Р. Дидактические проблемы подготовки тренеров по борьбе // Актуальные проблемы спортивной борьбы: Сб. науч. тр. кафедры борьбы РГАФК. М: ФОН, 1998. — С. 95−99.
  136. . Избранные психологические произведения. -М., 1969.
  137. Р.А. Контроль за тактико-технической подготовкой борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1971. -С. 125−134.
  138. Р.А. Совершенствование атакующих и контратакующих действий // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1972. — С. 49−51.
  139. Р. А. Экспериментальное исследование тактики проведения технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. М., 1971. — 24 с.
  140. Р.А., Джапаралиев В. Т. Совершенствование тактики ведения поединка // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1984. С. 54−57.
  141. М.М. Специальные средства восстановления работоспособности борцов в перерывах между соревновательными схватками: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983. — 26 с.
  142. .А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 2. — С. 55−57.
  143. .А., Багаев С. В. Некоторые аспекты повышения надежности технико-тактических действий в борьбе // Актуальные проблемы спортивной борьбы: Сб. науч. тр. кафедры борьбы РГАФК. М.: ФОН, 1998. -С. 56−57.
  144. Е.С. Современный словарь по педагогике. Мн.: Современное слово. — 2001. — 928 с.
  145. З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке // Вопросы психологии. 1956. — № 1. — С. 53−64.
  146. М.Н. Тактико-техническая характеристика соревновательной деятельности дзюдоистов: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. Майкоп, 1981. — 24 с.
  147. СЛ. Бытие и сознание. М., 1957. — С. 284.
  148. А. А. Научно-методические основы многолетней подготовки квалифицированных юных борцов: Автореф. дисс.. .. д-ра пед. наук. М., 1999.-32 с.
  149. А.С. Тактика соревновательной деятельности в связи с этнопсихологическими особенностями борцов вольного стиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Улан-Уде, 1998. — 26 с.
  150. .З. Групповые особенности физической подготовки борцов легких, средних и тяжелых весовых категорий: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. М., 1971. — 24 с.
  151. И.Д. Взаимодействие участников спортивного поединка дзюдоистов: теоретический аспект // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквондо и дзюдо, основы тренировки. М.: ФОН, 1999. — Выпуск 1. — С. 74−79.
  152. И.Д. Взаиморасположение дзюдоистов в поединке // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1978. — С. 43−46.
  153. И.Д. Интеграция науки и спортивной практики в совершенствовании профессиональной подготовки студентов физкультурных учебных заведений (на примере спортивной борьбы): Автореф. дисс.. .. д-ра пед. наук. М., 1998. — 52 с.
  154. И.Д. Моделирование технических действий и их поэтапное освоение дзюдоистами СДЮСШОР 14−15-летнего возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1986. — 24 с.
  155. И. Д. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки студентов ИФК, специализирующихся по видам борьбы и восточных единоборств // Теория и практика физ. культуры. 1999. -№ 2. — С. 11−15.
  156. И.Д., Гальцев А. И., Астахов Д. Б. Актуальные проблемы дзюдо // Методические рекомендации. М.: Академ Пресс. — 2002. — Выпуск 1.-62 с.
  157. И.Д., Курашкин А. И., Коновалов В. М., Жавберт С. А., Батюня Ж. В. Особенности соревновательного поединка в борьбе дзюдо // Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 12. — С. 37−41.
  158. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 646 с.
  159. О. А. Индивидуально-типологические особенности нервной системы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1971.-С. 101−106.
  160. О. А., Худадов Н. А. Исследование некоторых психофизиологических показателей у борцов //Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1971. — С. 106−114.
  161. Системные механизмы поведения / Под ред. К. В. Суздакова (СССР), М. Бомча (СФРЮ). М.: Медицина. — 1990. — 240 с.
  162. .Ф. Наука об обучении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом. М.: Высшая школа, 1968. — С. 32−46.
  163. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык. -1993.-740 с.
  164. В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи // Вестник Московского Университета. -1994.-№ 2.-С. 13−25.
  165. Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) // Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. Н. М. Галковского, А. З. Катулина. М.: Физкультура и спорт, 1968. — С. 538−543.
  166. А.Д. Современные тенденции в практике судейства соревнований и их влияние на методику подготовки квалифицированных борцов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
  167. А.А. Особенности соревновательной деятельности и их влияние на эффективность техники спортивной борьбы: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. М., 1997. — 26 с.
  168. С.Е. Эффективность выполнения технических действий на различных этапах подготовки борцов // Теория и практика физ. культуры. 1999. -№ 2. — С. 30−31.
  169. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 132 с.
  170. Н.Ф. Теория программированного обучения. М.: Знание, 1975. —51 с.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 343 с.
  172. .М. Психология. М., 1952. — С. 186−189.
  173. Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. -М.: Работник просвещения, 1930. 235 с.
  174. Г. С. Классификация и характеристика средств тренировки борцов. М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 33 с.
  175. Г. С. Методы и формы организации тренировки борцов: Метод, разработка. М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 20 с.
  176. Г. С., Дементьев В. Л. Поэтапное освоение технико-тактических действий в спортивной борьбе: Метод, разработки для слушателей ВШТ, ФПК и студентов ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1990. -С. 13−16.
  177. Г. С., Шулика Ю. А., Лысенко В. В., Пикуля В. Н. Вариативность приемов, выполняемых самбистами и дзюдоистами с различной длиной и пропорциями тела // Теория и практика физ. культуры. -1991.-№ 11.-С. 20−22.
  178. А.А. Собрание сочинений. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1950. -Том 1.-С.308.
  179. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. М.-Л., 1950. — Т. 8, кн. 1. — 776 с.
  180. В.И. Индивидуализация использования ударных микроциклов контрольно-подготовительного мезоцикла подготовки квалифицированных борцов: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. — Киев, 1998.-24 с.
  181. В.И., Петросян Э. А. О зависимости формирования двигательного навыка от времени подачи внешней корректирующей информации // Вопросы психологии. 1974. — № 2. — С. 65−76.
  182. И.Т. Жизнь и познание. М.: Мысль, 1981. — 210 с.
  183. А.А. Борьба самбо. М.: Физкультура и спорт, 1949.182 с.
  184. А.А. Борьба самбо. М.: Физкультура и спорт, 1964.388 с.
  185. А.А. Тактика борьбы самбо. М.: Физкультура и спорт, 1958. — 144 с.
  186. Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 103−111.
  187. Е.М. Масштабы соревновательной деятельности борца // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 2. — С. 16−20.
  188. Е.М. Тактика борца-самбиста. — М.: Физкультура и спорт, 1976.-224 с.
  189. А.А. Исследование вариативности спортивной техники (на примере толкания ядра): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1977. -26 с.
  190. Ю.А. Вольная борьба: Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. М.: Высшая школа, 1997.
  191. Ю.А. Методика обучения в спортивной борьбе // Актуальные проблемы спортивной борьбы: Сб. науч. тр. кафедры борьбы РГАФК. М.: ФОН, 1998. — С. 89−95.
  192. Ю.А., Суханов А. Д. Программирование средств и методов тренировочных воздействий в спортивной борьбе // Актуальные проблемы спортивной борьбы: Сб. науч. тр. кафедры борьбы РГАФК. М.: ФОН, 1998.-С. 30−33.
  193. В.Б. Принцип индивидуализации в системе физической подготовки дзюдоистов высшей квалификации: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. — 26 с.
  194. Е.Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях. М.: Медицина, 1986. — 210 с.
  195. И.В., Харламов В. И. Средства и методы совершенствования атакующих действий // Спортивная борьба: Ежегодник. -М.: Физкультура и спорт, 1971. С. 82−87.
  196. И.В., Харламов В. И. Средства и методы совершенствования атакующих действий // Теория и практика физ. культуры. 1976.-№ 6.
  197. В.В. Научные исследования в спортивной борьбе как способ совершенствования учебного материала при подготовке специалистов // Теория и практика физ. культуры. 1999. -№ 2. — С. 5−10.
  198. В.В. Особенности проявления технического мастерства борцов на фоне физического утомления специфической нагрузки // Методическая разработка для аспирантов, слушателей ВШТ и студентов Академии. М., 1997. — 58 с.
  199. В.В. Специальная выносливость дзюдоистов и средства ее развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 24 с.
  200. B.C. Машинная графика как средство синтеза наглядных моделей //Алгоритмы и системы автоматизации исследований и проектирования. М., 1980.-С. 129−134.
  201. В.Б. Исследование вариативности движений в сложном циклическом двигательном навыке: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. Киев, 1970. — 26 с.
  202. В.А. Проблемы методологии научного познания. М., Высшая школа, 1978.-С. 17−18.
  203. Г. П. Схема мыследеятельности и системно-структурного строения. Смысл и содержание // Ежегодник. Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1986. — С. 20−24.
  204. Ю.А. Специальная силовая подготовка дзюдоистов высокой квалификации в предсоревновательном периоде: Автореф. дисс.. .. канд. пед. наук. Киев, 1998. — 24 с.
  205. М.Г. Специфика детерминации психических процессов // Вопросы философии. 1972. — № 1. — С. 95−108.
  206. Evarts E.V. Feedback and corollary discharge: a merging of the concepts // Neurosciences Research Program Bulletin. 1971. V. 9. P. 86−112.
  207. Festinger L., Easton A.M. Inferences about the efferent system based on a perceptual illusion produced by eye movements // Psychol. Rev. 1974, V. 81. P. 44−58.
  208. Fischman M.G., Schneider T. Skill level, vision and proprioception in a simple one-hand catching // J. Motor Behaviour. 1985. V. 17. P. 219−229.
  209. Goodwin G.M., McCloskey D.T., Matthews P.B.C. The contribution of muscle afferents to kinesthesia shown by vibration induced illusions of movement and by effects of paralyzing joint afferents // Brain. 1972. V. 95. P. 705−748.
  210. Marteniuk R.G. Information processing in motor skill. New York. HOLT, Rinchart and Winsten. 1976.
  211. Mattausch W. D. Zu einigen Problemen der Begrifflichen Fixierung der konditionellen und koordinativen Fahigkeiten // Theorie und Praxix der Korperkultur. — 1973. — № 9. — S. 849−856.
  212. Schmidt R.A. Motor control and learning. Human Kinetics Publishers, Inc. Champaign, Illinois. 1988. 578 p.
  213. Sheridan M.R. Response programming, response production and fractionated reaction time // Psychol. Res. 1984. V. 46. P. 33−47.
  214. Teuber H.L. Unity and diversity of frontal lobe functions // Acta Neurobiologica Experimentalls. 1972. V. 32. P. 615−656.
  215. Traub E. Movement in nonhuman primates deprived of somatosensory feedback // Exercise and Sport Sciences Revews. 1974. V. 4. P. 335−374.
  216. Traub E., Berman A.J. Movement and learning in the absence of sensory feedback // The neuropsychology of spatially oriented behavior / Ed. S.J. Feedman. Dorsey, Illinois: Homewood. 1968. P. 172−192.
  217. Woodworth R.S. The accuracy of voluntary movement // Psycol. Rev. (Monogr. Supplement). 1899. V. 3. P. 1−114.
Заполнить форму текущей работой