Образовательная модель профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта
Важнейшим звеном в профилактике наркомании должны стать образовательные учреждения (школы, вузы, колледжи), которые, к сожалению, пока принимают в этой работе недостаточное участие. Необходимо внести существенные коррективы в систему подготовки специалистов физической культуры и ориентировать их на активную работу по профилактике наркомании среди подростков и молодежи. Как показали исследования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗ-КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
- 1. 1. Социально-педагогические условия распространенности наркомании среди подростков и молодежи
- 1. 2. Физическая культура и спорт — эффективные средства профилактики наркомании и преступности в подростковой и молодежной среде
- 1. 3. Реализация программных мероприятий по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи
- ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 2. Организация исследования
- ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
- 3. 1. Развитие физической культуры и спорта в Волгоградском регионе как база для реализации педагогической модели профилактики наркомании
- 3. 2. Потребностно-мотивационные характеристики физической культуры школьников как компоненты профилактики наркомании
- 3. 3. Социологические исследования физкультурно-спортивных интересов студентов вуза физической культуры и учащихся училища олимпийского резерва и их отношения к употреблению наркотиков
3.4. Теоретико-методические основы образовательной модели профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта на основе реализации идей олимпизма. 3.5. Программно-методическое обеспечение системы физического воспитания подрастающего поколения с элементами наркопрофилактики
3.6. Студенческие «лекторские десанты» как эффективная форма профилактики наркомании учащейся молодежи.
ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
4.1. Экспериментальная программа антинаркотической профилактики подростковой наркомании.
4.2. Характеристика распространенности вредных привычек у участников педагогического эксперимента.
4.3. Сравнительная характеристика морфофункционального развития и показателей физической подготовленности учащихся.
4.4. Динамика физического состояния и состояния здоровья школьников за период исследования.
4.5. Характеристика сформированности навыка здорового образа жизни школьников.
Список литературы
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1987. -64с.
- Ананьев В.А., Евсеев С. П., Давиденко Д. Н., Петленко В. П. Здоровье, образ жизни и наркотики: Учеб. пособие. СПб., 2003. — 120 с.
- Анашкина А.П. Подходы к формированию знаний об основах здорового образа жизни // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 203−204.
- Анохин П.К. Теория функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-134с.
- Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здо-ров'я, 1985. — 79 с.
- Ахметов С.М. Методика физической подготовленности школьников в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1996. — 24 с.
- Ахромова А.Г., Погребной А. И., Якобашвили В. А. Образовательные технологии профилактики наркомании // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф. Смоленск: СГИФК, 2004. — С. 129−131.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Ю.Бабаян Э. А., Гонопольсикй М. Х. Наркология: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: Медицина, 1990. — 204 с.
- П.Бакулин B.C., Грецкая И. Б., Хмелева С. Н. Валеология: Учебное пособие. Волгоград, 1996. — 69 с.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 23−25.
- Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. -С. 32−36.
- Баранов А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников. Красноярск: КГУ, 1989.- 184 с.
- Барышева Н.В. Основы физической культуры старшеклассников. Самара: СГУ, 1995.-251 с.
- Барышева Н.В., Виноградов П. А., Жолдак В. И. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учебное пособие. Самара, 1997. — 256 с.
- Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб.: Невский Диалект — Бином, 1998. — 128 с.
- Березин С.В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. Самара: СГПУ, 2000. — 64 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 192 с.
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 144 с.
- Бруннер Д. Процесс обучения (Пер. с англ). М.: Физкультура и спорт, 1962.- 138 с.
- Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1987. -44 с.
- Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. — 367 с.
- Бундзен П.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6.-С. 6−12.
- Бурханов А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 12−14.
- Бурханов А.И., Барышева Н. В., Муценко Т. А. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков. Самара: СГПУ, 1996. — 120 с.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
- Верещагин В.А. Здоровый образ жизни как способ борьбы с потреблением наркотиков // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф. Смоленск: СГИФК, 2004. — С. 89−90.
- Виленский М.Я., Литвинов Е. М. Физической воспитание школьников: Вопросы перестройки // Физическая культура в школе. 1990. — № 12. -С.2−7.
- Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций детей. Киев: Здо-ров'я, 1983. — 142 с.
- Виноградов П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996.- 588 с.
- Виноградов П.А., Жолдак В. И., Моченов В. П., Паршикова Н. В. Бой за будущее: физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодежи. М.: Советский спорт, 2003. — 184 с.
- Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. Киев: Здоров’я, 1981.-117 с.
- Выдрин В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегра-тивной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории //Теория и практика физической культуры. — 1996.- № 5. С.59−62.
- Голощапов Б.Р. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне // Физическая культура в школе. 1998.- № 5. С. 2−6.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальности. -М: Прометей, 1993.- 142 с.
- Горбунов Г. И. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 20 с.
- Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КубГАФК, 1995. — 68 с.
- Гречко А.С., Хромин В. Г., Соколов Г .Я. Программы по физической культуре для 9−11 классов: Базовая часть // Физической образование Сибири. 1997. — № 2 (6). — С. 128−137.
- Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. М: Спорт Академ Пресс, 2000. — 120 с.
- Губа В.П., Никитушкин В. Г., Квашук П. В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. Смоленск: СГИФК, 1997. — 220 с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств. Минск: Народная асвета, 1978. — 105 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука, 1987. -227 с.
- Дворкин JI.C., Хабаров А. А. Силовая подготовка школьников. Краснодар: КГАФК, 1997. — 236 с.
- Добровольский С.С., Тютюков В. Г. Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и совершенствования вшколе // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 4. -С. 10−11.
- Добрыдии Л.Н. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 23 с.
- Донской Д.Д., Дмитриев С. В. Основы антропоцентрической биомеханики (методика, теория, практика). Нижний Новгород, 1993. — 145 с.
- Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
- Дорохов Н.Р. Развитие силовых способностей школьников 7−11 классов различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 26 с.
- Дружинин В.Н. Современная психофизиология. М.: ИНФРА, 1999. -186 с.
- Евсеев С.П. Роль и место физической культуры в борьбе с наркоманией // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 96−98.
- Ермаков В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1996.-48 с.
- Здоровый образ жизни или наркотики твой выбор: Программа и методические указания по организации и проведению конкурса среди школьников / Под ред. А. А. Сучилина. — Волгоград: ВГАФК, 2003. -37 с.
- Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. 1997. — № 4. — С. 4−11.
- Иванов В.В. Комплексный контроль в спорте. М.: ВНИИФК, 1991. — 200 с.
- Изаак С.И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательный возможностей детей и молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
- Ильин Е.П. От культуры физической к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. — 1994. -№ 7. — С. 46−48.
- Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека.- М.: Школа-Пресс, 1995. 64 с.
- Истомин М.Г. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов НУД, 1997. -31 с.
- Кабаян О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Майкоп. 2001.- 19 с.
- Казначеев В.П., Спирин Е. А. Феномен человека: комплекс социопри-родных свойств // Вопросы философии. 1988. — № 7. — С. 11−23.
- Катаева Р.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности II Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубюГАФК, 2002. — С. 221−224.
- Кобзев В.А. Возрастные морфофункциональные модели 9−18-летних спортсменов, адаптированных к физическим нагрузкам максимальной, субмаксимальной и большой мощности: Автореф. дис.. докт. мед. наук. С-Пб., 1997.-36 с.
- Коваленко Н.В. Непрерывное физическое воспитание и его роль в развитии школьников и сохранения их здоровья: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. — 21 с.
- Козин A.M. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 22 с.
- Комков А.Г. Повышение уровня физической активности школьников как средства профилактики наркомании // Спорт против наркотиков: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. М.: Советский спорт, 2002.- С. 69−75.
- Концепция антинаркотической физкультурно-профилактической работы среди молодежи в Волгоградском регионе / Под ред. А. А. Сучилина.- Волгоград: ВГАФК, 2002. 27 с.
- Короткова Е.А., Сулейманов И. И. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной школы: Учебн. пособие. Тюмень: ТГУ, 1997.-48 с.
- Корчагина Г. А., Евсеев С. П. Критерии эффективности профилактических мероприятий наркоманий в сфере физической культуры и спорта: Методическое пособие. СПб: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. -48 с.
- Краснодарская краевая программа «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодежи» / Разработчики В. А. Якобашвили, А. И. Погребной. Краснодар: КубГАФК, 2002. — 11 с.
- Критерии эффективности применения различных моделей профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта в подростковой и молодежной среде: Методическое пособие / Под ред. А. А. Кудинова, В. Н. Сергеева. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 34 е.-
- Кузин В.В., Никитюк Б. А. Интегративная педагогическая антропология. -М.: ФОН, 1996.- 181 с.
- Кузнецова Т.Д. Возрастные особенности движений детей и подростков. -М.: Медицина, 1986. 127 с.
- Куликов В.П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности: Моногр. -М.: ИЦ Академия, 1998. 185 с.
- Курдиков Б.Ф. Некоторые педагогические аспекты совершенствоваг-ния процесса обучения в общеобразовательных школах // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9. — С. 10−14.
- Курек Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболеваний наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений // Вопросы наркологии. 1993. — № 1. — С. 54−59.
- Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 9−17.
- Лекарева В Л. Современная стратегия социального воспитания// Спорт против наркотиков: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. М.: Советский спорт, 2002. — С. 89−91.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- ЮО.Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 2. — С. 12−16.
- Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. 2001. — № 2. — С. 55−57.
- Лысенко В. В. Долгов В.А. Математическая статистика в физическом воспитании: Метод, пособие. Краснодар: КубГАФК, 1995. — 126 с.
- Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1979. 94 с.
- Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
- Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. -1998.- № 9.- С. 49−51.
- Ю7.Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. -М.: Просвещение, 1984. -191 с.
- Ю8.Маркосян А. А. Вопросы возрастной психологии и физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 271 с.
- Ю9.Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 149 с.
- Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1997. -70 с.
- Матвеев А.П. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней образовательной школы (1−11 классов). М.: Радио и связь, 1995.-216 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 331 с.
- Медведев В.А. Оздоровительные технологии физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — С. 20−24.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 266 с.
- Меры предупреждения, средства и методы борьбы с наркоманией среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта: Программа спецкурса для студентов физкультурных вузов / Под ред. А. А. Сучилина-Волгоград: ВГАФК, 2002. 18 с.
- Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов: Пособие для учителя / Под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 1997.- 125с.
- Методы исследований в спорте / Под общ. ред. В. П. Филина Харьков: Основа, 1992.-149 с.
- Михайлина Т.М., Лысенко В. В. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихся общеобразовательных школ // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 11. — С. 17.
- Моднов И.С. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф.- Смоленск: СГИФК, 2004. С. 183−184.
- Мотылев А.В. Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одаренности детей и их значение при выборе спортивной специализации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -С-Пб., 1998. -23 с.
- Ш. Моченов В. П. Спорт против наркотиков // Физическая культура. -1999.-№ 3−4.-С. 61−63.
- Мочёнова А.В. Проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи // Спорт против наркотиков: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. -М.: Советский спорт, 2002. С. 107−110.
- Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровья, 1989. — 272 с.
- Никиткж Б.А. Адаптация, конституция и моторика // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 1. — С. 44−46.
- Никишин И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. 24 с.
- Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. -1997.-№ 6.-С. 2−10.
- Николаев Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 7. — С. 2−7.
- Олимпийский идеал здоровья: Программа факультатива для учащихся пятых классов общеобразовательных школ / Под ред. А. А. Сучилина. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 10 с.
- Организация наркопрофилактической спортивно-массовой работы силами студентов физкультурных вузов в период педагогической практики: Методические рекомендации / Под ред. В. Н. Сергеева. -Волгоград: ВГАФК, 2004. 48 с.
- Паршиков А.Т., Виноградов П. А., Моченов В. П., Изаак С. И. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры. М.: ООО «Монтэс Инвест», 2002. -24 с.
- Паршикова Н.В. Направленная физическая культура в процессе становления ребенка как личности // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Все-рос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 7−9.
- Петракова Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2000. — 170 с.
- Петровский В.В., Круцевич Т. Ю. Проблемы дифференцированного развития в средней школе // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 5.-С. 47−50.
- Петрухин В.Г. Спортивная морфология: Учеб. пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1985.-60 с.
- Петухов С.Н. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2001. — 24 с.
- Пилоян Р.А. Физкультура и спорт: пути перестройки // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 3−7.
- Позднякова М.Е., Чекинева Т. В. К вопросу организации досуга как важному фактору в профилактике наркомании // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ. науч.-практ. конф. Смоленск: СГИФК, 2004. — С. 38−39.
- Поляков М.И. Индивидуализация контроля: Тесты физической подготовленности ученика // Физическая культура в школе. 1994. -№ 1. -С.22−24.
- Проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий с антинаркотической идейно-смысловой направленностью: Методические разработки / Под ред. В. Н. Сергеева. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 46 с.
- Прогонюк JI.M. Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — С. 12−15.
- Программа по профилактике употребления наркотиков, алкоголя и допингов среди спортсменов и учащихся для тренеров и учителей физической культуры / Под ред. А.А.Тер-Ованесяна, В. П. Моченова. М.: Советский спорт, 2001. — 39 с.
- Профилактика наркомании в подростковой среде средствами физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Сучилина. -Волгоград: ВГАФК, 2002. 150 с.
- Психологические особенности наркоманов периода взросления: Опыт комплексного экспериментально-психологического исследования / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисицкого. Самара: Самарский университет, 1998.- 148 с.
- Психологический аспект профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков: Метод, пособие. К.: 1СДО, 1995. — С. 118−122.
- Пятницкая И.Н. Наркомания как социальная и общемедицинская проблема // Российский медицинский журнал. 1996. — № 4. — С. 5−10.
- Рабинский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1975. 174 с.
- Ратов И.П. Двигательные возможности человека. Минск, 1994. -124 с.
- Родителям о наркотиках и наркомании / Авторы-составители: Г. Ананьева, Т. Андреева, В.Ловчев. Казань: Изд-во Казанского уни-верситетата, 1999. — 28 с.
- Рожков П.А. Развитие физкультуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 1. — С. 2−8.
- Рожков А.А., Федотов В. А., Корыткин А. С. Здоровый образ жизни -главный ресурс общества// Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 56−58.
- Ромашова JI.T. Педагогический контроль за процессом физического воспитания в общеобразовательной школе: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК, 1995. — 37 с.
- Руссу О.Н. Оптимизация педагогического процесса по физическому воспитанию учащихся средних классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1998. — 32 с.
- Сабадаш Я.Г., Тостикова Я. Г. Здоровые дети здоровая нация // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 59−60.
- Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре интенсивных и критических периодов развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 17−21.
- Сергеев В.Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 24 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сидоренко А.П. Массовая физическая культура как средства профилактики наркомании // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 60−63.
- Скачков И.Г. Новый вариант школьного урока // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 5−6. — С. 35−36.
- Скребец В.А. Физическая культура и мотивы здоровья в среде современных городских школьников // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10.-С. 10−12.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 10−14.
- Современные технологии профилактики наркомании и популяризации здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: ВГАФК, 2003. -176 с.
- Соловьев Л.А. Проблемы наркомании одна из актуальных проблем современности // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф. — Смоленск: СГИФК, 2004. — С. 39−40.
- Солодков А.С., Симоненко Н. П., Чусляева Е. Е. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: Учеб.-методич. пособие. С-Пб.: СПбГАФК, 1997. — 47 с.
- Соломина Т.В. Возрастные особенности обмена веществ и особенности методики физического воспитания детей и подростков: Лекция. -Челябинск: УГИФК, 1996. 23 с.
- Сонысин В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: Автореф. дис.. докт. биологич. наук. -М., 1990. 50 с.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В. Возрастная динамика физических возможностей школьников // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 9.-С. 26−29.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В., Маслов Г. М. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 1. — С. 47−48.
- Спорт и здоровый образ жизни: Матер. II облает, конф. учащейся молодежи / Под. ред. А. А. Сучилина, К. В. Гаврикова. Волгоград: ВГАФК, 2002. — 123 с.
- Спорт и здоровый образ жизни: Матер, облает, конф. студенческой молодежи. Волгоград: ВГАФК, 2002. — 166 с.
- Спорт и здоровый образ жизни: Матер. III облает, конф. учащейся молодежи. Волгоград: ВГАФК, 2004. — 137 с.
- Спорт против наркотиков: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. -М.: Советский спорт, 2002. 152 с.
- Спортивная метрология / Под общ. ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
- Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Тапоненко Е.В. Физическая подготовка школьниц старших классов на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. — 22 с.
- Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И. А. Обучение в спорте. М.: Советский спорт, 1992. — 192 с.
- Титлов А.Ю. Факторная структура работоспособности школьников в зависимости от уровня физической активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-23 с.
- Тристан В.Г., Глухих Ю. Н. Спортивная антропология и морфология: Учеб. пособие. Омск: СибГАФК, 2000. — 112 с.
- Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Майкоп, 2000. — 39 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 137 с.
- Физическая культура и спорт: технологии и модели профилактики наркомании / Под общ. ред. П. А. Виноградова, А. Т. Паршикова. М.: Терра-спорт, 2003. — 272 с.
- Физкультурно-спортивные технологии наркопрофилактики в подростковой среде: Программа семинара для студентов физкультурных вузов / Под ред. А. А. Сучилина. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 14 с.-
- Филатов О.М. Морфофункциональные особенности организма юношей различных соматипов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1993.-24 с.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 128 с.
- Филин В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 224 с.
- Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995.-23 с.
- Фомин Ю.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
- Фридман Л.С., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Г., Хайман С. Е. Наркология. Пер. с англ. — М.-СПб.: Бином — Невский Диалект, 1998. — 318 с.
- Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Краснодар, 1995.-33 с.
- Харитонова Л.Г. Комплексные исследования процессов адаптации организма детей подростков к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 12. — С. 18−22.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. -М.: Просвещение, 1991. 319 с.
- Цицирко Л.Ю. Физическая подготовленность учащихся 16−19 лет и пути её совершенствования с учетом типологических различий проявления двигательных качеств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. С-Пб., 2000. -20 с.
- Черноусов Н.Г. Социальные корни российской наркомании и фактор её обуславливающие // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф. -Смоленск: СГИФК, 2004. С. 49−52.
- Чтецов В.П. Конституция человека // Морфология человека и животных. -М., 1974.-С. 71−99.
- Шаханова А.В. Влияние расширенного двигательного режима на он-тогентическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков: Автореф. дис.. докт. биол. наук. -М., 1998. 50 с.
- Янкаускас Й.М. Возрастные и половые особенности развития двигательной функции человека и влияние на неё физических упражнений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 26 с.
- Яруллин Р.Х. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в проявление его физических качеств // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 34−41.
- Bertalanffy L.V. General system theory. Foundations, development, applications. -N.Y., 1969. 346 p.
- Davis R. B. Drug and alcohol use in the former Soviet Union: selected factors and future consideration (Review) // International Journal of the Addictions. — 1994 — Vol. 29. № 3. — P. 303−323.
- Drogenpolitische Leitlinien der Stadt Leipzig (L). — Leipzig, 1998. — 66 s.
- Goldstein A. Addiction. From Biology to Drug Policy. — N.Y.: M.D.W.H. Freeman and Company, 1994. — 321p.
- Hartnoll R. L. Opiates: prevalence and demographic factors // Addiction. — 1994. —Vol. 89.-№ 11. —P. 1377−1383.
- Hughes P. H. Rieche 0. Heroin epidemics revisited (Review) // Epidemiologic Reviews.— 1995. — Vol. 17. № 1— P. 66−73.
- Kozel N. G., Adams E. H. Epidemiology of drug abuse // Science. — 1986.— Vol. 234. № 47. — P. 970−974.
- Kreuzer A.- Stock J. Verfolgung nach Belieben // Die Zeit. — 1998. -S. 15−17.
- Leune J. Das Gliick ist kauflich — Drogen im Alltag Jugendlicher // Ge-sundheit regional, Heft 1. — 1998. — S. 10−16.
- Parsons T. The social system. Glencoe, 1957. — 347 p.
- PetermannH., MullerH., KerschB., RohrM. Erwachsenwerden ohne Drogen. Ergebnisse schulischer Drogenpravention. — Weinheim/Mtinchen, 1997. 130 s.
- Spode H. «Der Charakter des Rausches hatte sich total verandert». Histori-sche Voraussetzungen der Alkoholismuspravention: Deutsches Reich, Bun-desrepublik und DDR // S. Roefiiger, H. Merk (Hrsg.) / Hauptsache gesund!
- Gesundheitsaufklarung zwischen Disziplinierung und Emanzipation.— Marburg, 1998. —S. 103−119.
- Valderrama J. C. et al. Evolution de los habitos de salud en la juventud de Valencia. — Valencia: Ajuntament de Valencia, PMD, Universitat de Valencia, 1997. S. 52−56.
- Weber G., Schneider W. Herauswachsen aus der Sucht illegaler Drogen. Selbstausstieg, lcontrollierter Gebrauch und therapiegestiitzter Ausstieg. — Berlin, 1997.- 125 s.