Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образовательная модель профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим звеном в профилактике наркомании должны стать образовательные учреждения (школы, вузы, колледжи), которые, к сожалению, пока принимают в этой работе недостаточное участие. Необходимо внести существенные коррективы в систему подготовки специалистов физической культуры и ориентировать их на активную работу по профилактике наркомании среди подростков и молодежи. Как показали исследования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗ-КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Социально-педагогические условия распространенности наркомании среди подростков и молодежи
    • 1. 2. Физическая культура и спорт — эффективные средства профилактики наркомании и преступности в подростковой и молодежной среде
    • 1. 3. Реализация программных мероприятий по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
    • 3. 1. Развитие физической культуры и спорта в Волгоградском регионе как база для реализации педагогической модели профилактики наркомании
    • 3. 2. Потребностно-мотивационные характеристики физической культуры школьников как компоненты профилактики наркомании
    • 3. 3. Социологические исследования физкультурно-спортивных интересов студентов вуза физической культуры и учащихся училища олимпийского резерва и их отношения к употреблению наркотиков

    3.4. Теоретико-методические основы образовательной модели профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта на основе реализации идей олимпизма. 3.5. Программно-методическое обеспечение системы физического воспитания подрастающего поколения с элементами наркопрофилактики

    3.6. Студенческие «лекторские десанты» как эффективная форма профилактики наркомании учащейся молодежи.

    ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.

    4.1. Экспериментальная программа антинаркотической профилактики подростковой наркомании.

    4.2. Характеристика распространенности вредных привычек у участников педагогического эксперимента.

    4.3. Сравнительная характеристика морфофункционального развития и показателей физической подготовленности учащихся.

    4.4. Динамика физического состояния и состояния здоровья школьников за период исследования.

    4.5. Характеристика сформированности навыка здорового образа жизни школьников.

Образовательная модель профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Значительную опасность для стран мирового сообщества представляет сегодня распространение наркомании в подростковой и молодежной среде. Решение данной проблемы становится для России важнейшей государственной задачей [21, 33, 129]. Распространение наркомании как угрозы будущему страны усугубляется продолжающимся общим системным кризисом общества, глубинными социально-экономическими преобразованиями.

Обеспечить такую переориентацию возможно только путем реализации комплекса мероприятий, включающих в себя: антинаркотическое воспитание подростков и молодежи через обучение их навыкам здорового образа жизницеленаправленное формирование общественного мнения, мобилизацию усилий общественности в профилактической деятельностисистематическую подготовку и повышение квалификации специалистов, занимающихся проблемами подростков и молодежиповышение статуса воспитательной и социально-педагогической работы в образовательной средеширокое распространение в образовательном процессе специализированных учебных программ антинаркотической профилактической направленности [52, 60, 80,193].

В стратегии, направленной на снижение спроса на наркотики, важнейшее место занимает приобщение подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, всестороннее вовлечение их в сферу физкультурно-спортивной профилактической деятельности [85, 135, 164, 184].

В настоящее время в борьбе с наркоманией основной упор должен делаться на меры ранней профилактики использования наркотических и токсических психотропных веществ [135]. В этой связи специалисты видят необходимость развивать профилактическую антинаркотическую работу по следующим направлениям:

— наращивание информационного воздействия на подростков и молодежь [97];

— культивирование здорового образа жизни, создание моды на него [33, 83 184];

— активное вовлечение молодых людей в физкультурно-спортивную деятельность [38, 70, 76, 85];

— внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни [8, 52, 60, 185].

Важнейшим звеном в профилактике наркомании должны стать образовательные учреждения (школы, вузы, колледжи), которые, к сожалению, пока принимают в этой работе недостаточное участие. Необходимо внести существенные коррективы в систему подготовки специалистов физической культуры и ориентировать их на активную работу по профилактике наркомании среди подростков и молодежи. Как показали исследования, убедительные аргументы в антинаркотической пропаганде до сих пор не найдены. В антинаркотической работе в школе плохо учитывается психология подростков. Все это обусловливает актуальность и необходимость разработки данной задачи в специальном научном исследовании.

Объект исследования: процесс формирования физической культуры учащейся и студенческой молодежи.

Предмет исследования: средства, методы, формы, условия и факторы профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.

Цель исследования — разработать и экспериментально апробировать содержание образовательной модели профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.

Гипотеза исследования. Образовательная модель профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта будет целесообразной и эффективной, если в основу ее проектирования заложить идею единства образовательной, пропагандистской и практической деятельности по распространению идеалов и принципов олим-пизма, а главным содержанием образования сделать процесс формирования у школьников и студентов позитивного имиджа здорового человека в обществе и установок на сохранение здоровья, повышение уровня информированности учащейся молодежи путем использования различных форм и методов профилактической работы, развитие поведенческих навыков, способствующих сохранению здоровья, использование современных здо-ровьесберегающих технологий.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить основные недостатки в организации и методике преподавания физической культуры в средних образовательных учебных заведениях, изучить наиболее значимые факторы, определяющие интерес и отношение учащихся к урокам физической культуры.

2. Определить эффективные направления профилактики наркомании у «трудных» подростков средствами физической культуры и спорта. Изучить особенности их здоровья и физического состояния, выявить типичные поведенческие реакции.

3. Разработать образовательную модель профилактики наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта.

4. Экспериментально апробировать эффективность разработанной модели профилактики наркомании.

Методологическую базу исследования составили: системный подход (Л. фон Берталанфи, В. Г. Афанасьев, Т. Парсонс и др.) — теория функциональных систем П. К. Анохинадеятельностный подход (А.Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн и др.) — фундаментальные положения теории физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Ю. Ф. Курамшин, Л. П. Матвеев, В.Н. Платонов) — концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков и др.) — концепция индивидуализации физического воспитания и спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, В. Д. Сонькин, Л. И. Лубышева, В.П. Черкашин) — идея необходимости разработки здоровьесберегающих педагогических технологий (И.В. Муравов, В. К. Бальсевич, И. И. Брехман,.

A.Г. Трушкин), теоретические положения развития физкультурно-спортивной деятельности, направленные на профилактику асоциального поведения подростков и молодежи (П.А. Виноградов, Н. В. Паршикова,.

B.А. Кабачков, А. А. Сучилин, С. П. Евсеев, А. И. Погребной, В. А. Якобашвили и др.).

Достоверность и обоснованность положений и выводов диссертации обеспечена методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью методов задачам исследования, репрезентативностью эмпирического материала, корректной обработкой экспериментальных данных, использованием программно-технических средств.

Научная новизна диссертации состоит в выявлении основных недостатков в организации и методике преподавания физической культуры в средних образовательных учебных заведениях, а также в раскрытии наиболее значимых факторов, определяющих интерес и отношение учащихся к урокам физической культуры. Впервые определены эффективные направления работы с «трудными» подростками средствами физической культуры и спорта. Раскрыты особенности состояния здоровья, уровней физического развития и физической подготовленности, выявлены типичные недостатки поведения и поведенческие реакции «трудных» подростков. Разработана и экспериментально обоснована инновационная образовательная модель профилактики наркомании среди подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.

Теоретическая значимость результатов диссертационной работы заключается в том, что положения и выводы диссертации дополняют теорию и методику оздоровительной физической культуры:

— определением критериев эффективности реализации образовательной модели профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта;

— обоснованием содержания учебных занятий по программе спецкурса для студентов физкультурных вузов «Меры предупреждения, средства и методы борьбы с наркоманией среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта»;

— описанием проблемных областей знаний в профилактическом и физкультурно-оздоровительном направлениях.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что использование разработанной автором диссертации образовательной модели профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта повышает эффективность учебного процесса, формирует мотивацию к здоровому образу жизни, обеспечивает готовность подростка противостоять факторам риска. В работе представлены практические рекомендации по использованию средств и методов физической культуры и спорта в системе профилактики наркомании в подростковой среде.

Полученные результаты могут применяться в практике работы спортивных учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, колледжей и лицеев, в процессе подготовки студентов вузов физической культуры, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки школьных учителей физической культуры, тренеров по видам спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Образовательная модель профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта формирует знания о негативном влиянии вредных привычек на организм молодых людей, позитивно изменяет структуру ценностных ориентаций и отношений подростков и молодежи к наркотикам, способствует самосовершенствованию и самореализации, обеспечивает развитие социально-нормативного жизненного стиля с доминированием здорового образа жизни.

2. Формирование знаний и личностных ресурсов, достижение социального престижа и повышения статуса, самосовершенствование и повышение самооценки вырабатывают у подростков и молодежи психологические установки и ценностные ориентации, позволяющие противостоять приобщению к среде наркоманов и сохранять стойкое отрицательное отношение к табакокурению и алкоголизму.

3. Ценностно-ориентированная физическая культура на основе идей олимпизма способствует развитию самосознания и формированию мировоззрения, обеспечивающих сформированность навыков здорового образа жизни, духовное и нравственное воспитание, поведенческие модели, которые исключают тягу к наркотикам.

4. Образовательный компонент школьной учебной программы с профилактической антинаркотической направленностью, ориентированный на физкультурно-спортивную деятельность, оказывает комплексное воздействие на молодой организм и активно формирует нормативные качества личности подростка.

Апробация результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на международной (Волгоград, 2006), всероссийской (Волгоград, 2005) и вузовской (Волгоград, 2005) конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории физической культуры и спорта Волгоградской государственной академии физической культуры. Результаты отражены в пяти печатных работах.

Структура и объем текста диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Она изложена на 156 страницах машинописного текста, иллюстрирована 6 рисунками и 4 таблицами.

Список литературы

состоит из 227 наименований, из которых 14 — иностранных.

ВЫВОДЫ.

1. Основные недостатки, по мнению учителей физической культуры, в организации и методике преподавания физической культуры в средних образовательных учреждениях: недостаточный объем двигательной активности, связанный с двумя уроками физической культуры в течение учебной недели — 70,6%- консервативные авторитарно-групповые методы организации и устаревшие, малоэффективные методики физического воспитания учащихся — 52,9%- негативное (безразличное) отношение учащихся и их родителей к предмету «Физическая культура» — 47,1%- недостатки в организации и содержании внешкольных форм физического воспитания -35,3%. Наиболее частыми причинами негативного (безразличного) отношения подростков к урокам физической культуры являются: неинтересное содержание уроков — 61,1%, плохая организация учебного процесса -38,1% и слабая материально-техническая база школы — 35,3%.

2. Привлекательность и авторитет учебной дисциплины «Физическая культура» повышают следующие факторы: возможность заниматься любимым видом спорта — 74,2%, музыкальное сопровождение урока — 47,6%. Наиболее значимые факторы, определяющие интерес подростков к урокам физической культуры: разнообразие средств и методов тренировки (56,0%), снижение усталости и повышение работоспособности (37,7%), всестороннее физическое развитие (35,7%).

3. Особенности работы с подростками групп социального риска средствами физической культуры и спорта: учебно-воспитательный процесс носит оздоровительно-профилактическую направленность, формирование интереса к занятиям физическими упражнениямиподбор средств и методов физического воспитания, адекватных личностным особенностям занимающихся, отвечать их интересам и потребностям, способствовать формированию психофизической устойчивости, положительной самооценки, самодисциплины. Наиболее эффективны личностно ориентированные формы организации занятий физическими упражнениями с использованием технологии индивидуально-дифференцированного подхода.

4. У большинства «трудных» подростков показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности значительно ниже нормы. У них отмечается низкая толерантность к физической нагрузке и замедленный период восстановления. Типичные недостатки поведения таких подростков — грубость, невыдержанность, отрицательное отношение к учебе, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими, потребление наркотических веществ. 25,2% «трудных» детей росли избалованными, 17,8% респондентов жили в нездоровой атмосфере семьи, 16,1% детей чувствовали себя отверженными.

5. Типичные поведенческие реакции «трудных» подростков: группирование со сверстниками, эмансипация, чувство протеста и оппозиции, копирование поведения взрослых без должной критичности к отдельным его проявлениям. Наиболее часто встречаются: истероидный тип акцентуаций — 37,2%, гипертим — 25,6% и гипотим — 20,5%.

6. Основные блоки образовательной модели профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта: программно-методическое обеспечение системы физического воспитания молодого поколения с элементами антинаркотической профилактикиинновационные формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, нацеленные на формирование здорового образа жизни в структуре личностных ценностей подростковметодическое обеспечение образовательной и информационно-пропагандистской деятельности по распространению идеалов и принципов олимпизма среди подростков как мощного стимула к формированию здорового образа жизни, интереса к занятиям физической культурой и спортом, действенного средства профилактики наркомании и асоциального поведениярабочие программы и методическое обеспечение профессиональной деятельности учителей физической культуры, направленные на овладение практическими навыками антинаркотической профилактической работы.

7. Образовательная модель профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта способствовала повышению уровня здоровья (3,0%, р<0,05), физической подготовленности и психоэмоционального состояния школьников. Сформировала у них здоровый поведенческий стиль, повысила устойчивость к различным негативным социальным явлениям, обеспечила адаптацию учащихся к реальной жизни. Увеличила число испытуемых с положительным отношением к воспитательным мероприятиям (с 23,2 до 55,4%) и учебной деятельности (с 16,1 до 48,2%), способствовала привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложившиеся в нашем обществе воспитательные аспекты досуга потеряли свою ценность, что привело к поискам неформальных способов реализации свободного времени. В его структуре стали преобладать ре-продуктивно-развлекательные виды деятельности. Тяготение к ним стало объективной реальностью. Серьезные занятия, требуемые для развития личности, вытесняются из свободного времени и стали рассматриваться как обременительные. Преобразовательные виды досуговой деятельности потеряли популярность. Часто мы сталкиваемся с тем, что подростки из всех форм реализации свободного времени выбирают те, которые рассчитаны на бездумную развлекательность.

Социальное поведение неформальных групп, формирующихся, как правило, по месту жительства отличает ориентация на совместное проведение свободного времени, конформизм, демонстративность поведения, агрессивность. На первое место члены этих групп ставят совместное общение, приверженность к тому или иному музыкальному направлению и т. п. Концентрация внимания на каком-то одном виде деятельности (металлисты, рокеры, футбольные фанаты) требует более эмоционального переживания для своего любимого занятия. Для этой цели служат наркотики, токсические вещества, алкоголь.

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что наименьшей популярностью у молодежи пользуются неформальные объединения, занятые какой-либо созидательной деятельностью: общественные и спортивные клубы, движения за охрану и восстановление культурно-исторических памятников истории и архитектуры, экологические группы.

Одним из приоритетных направлений государственной политики, осуществляемой Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является профилактика наркомании и наркопреступности на основе координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, и взаимодействия с общественными объединениями и средствами массовой информации. Основные звенья профилактики: семья — учебные заведенияучреждения культурыСМИ.

Вопросы укрепления здоровья населения имеют приоритетное значение в определении и реализации социальной политики любого социального государства. Однако решение данной проблемы на уровне отдельных ведомств, специалистов, локальных программ не обеспечивает желаемого результата. Ежегодные данные официальной статистики свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья различных групп населения, об увеличении случаев саморазрушающего поведения.

В России идет становление образовательной деятельности учащихся в сфере физической культуры и спорта. В русле этой тенденции решаются и вопросы здорового образа жизни подрастающего поколения. Здоровый образ жизни, как решающий фактор укрепления здоровья, является не только условием социального благополучия, социальной мобильности, социальной успешности, но и критерием социальной защищенности человека. Однако в настоящее время в вопросах формирования здорового образа жизни населения образовательная деятельность играет второстепенную роль.

Проблема наркомании современного общества особенно остро проявляется в последние годы. Многими учеными и практическими работниками давно уже активизируется внимание на необходимости принятия комплексных мер противодействия распространения наркомании и растущего количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в качестве направлений политики государства. Меры противодействия с этим заболеванием должны быть комплексными и единовременными, осуществляемыми государственными и общественными органами и организациями на всех уровнях.

Борьба с наркоманией — это не только борьба с одной из опаснейших вредных привычек, это борьба за сохранение здоровья народа, более тогоэто борьба за его существование. Остановить этот процесс можно, только изменив менталитет человека. А для этого необходимо в течение длительного срока вести целенаправленное гигиеническое воспитание, формируя здоровый образ жизни, повышая образовательные аспекты сферы физической культуры и спорта.

Устранить сегодня в полном объеме все названные причины невозможно. Но принимать меры для их устранения надо безотлагательно. Начинать надо с физического воспитания, конечной целью которого должен быть здоровый образ жизни, позволяющий воспитывать физически крепкого, высоконравственного и духовно развитого гражданина.

Решение поставленных задач возможно при условии:

• обеспечения межведомственного и многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, способствующих формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт;

• создания постоянно действующей информационно — пропагандисткой и просветительно-образовательной системы, направленной на формирование здорового образа жизни и потребности у детей в активных занятиях физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

• консолидации действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан на разработку и реализацию комплексных программ, направленных на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, с учетом интересов граждан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1987. -64с.
  2. В.А., Евсеев С. П., Давиденко Д. Н., Петленко В. П. Здоровье, образ жизни и наркотики: Учеб. пособие. СПб., 2003. — 120 с.
  3. А.П. Подходы к формированию знаний об основах здорового образа жизни // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 203−204.
  4. П.К. Теория функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-134с.
  5. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здо-ров'я, 1985. — 79 с.
  6. С.М. Методика физической подготовленности школьников в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1996. — 24 с.
  7. А.Г., Погребной А. И., Якобашвили В. А. Образовательные технологии профилактики наркомании // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф. Смоленск: СГИФК, 2004. — С. 129−131.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  9. Ю.Бабаян Э. А., Гонопольсикй М. Х. Наркология: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: Медицина, 1990. — 204 с.
  10. П.Бакулин B.C., Грецкая И. Б., Хмелева С. Н. Валеология: Учебное пособие. Волгоград, 1996. — 69 с.
  11. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 23−25.
  12. В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  13. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. -С. 32−36.
  14. А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников. Красноярск: КГУ, 1989.- 184 с.
  15. Н.В. Основы физической культуры старшеклассников. Самара: СГУ, 1995.-251 с.
  16. Н.В., Виноградов П. А., Жолдак В. И. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учебное пособие. Самара, 1997. — 256 с.
  17. С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб.: Невский Диалект — Бином, 1998. — 128 с.
  18. С.В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. Самара: СГПУ, 2000. — 64 с.
  19. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 192 с.
  20. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 144 с.
  21. Д. Процесс обучения (Пер. с англ). М.: Физкультура и спорт, 1962.- 138 с.
  22. В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1987. -44 с.
  23. В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. — 367 с.
  24. П.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6.-С. 6−12.
  25. А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 12−14.
  26. А.И., Барышева Н. В., Муценко Т. А. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков. Самара: СГПУ, 1996. — 120 с.
  27. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  28. В.А. Здоровый образ жизни как способ борьбы с потреблением наркотиков // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф. Смоленск: СГИФК, 2004. — С. 89−90.
  29. М.Я., Литвинов Е. М. Физической воспитание школьников: Вопросы перестройки // Физическая культура в школе. 1990. — № 12. -С.2−7.
  30. Э.С. Развитие двигательных функций детей. Киев: Здо-ров'я, 1983. — 142 с.
  31. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996.- 588 с.
  32. П.А., Жолдак В. И., Моченов В. П., Паршикова Н. В. Бой за будущее: физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодежи. М.: Советский спорт, 2003. — 184 с.
  33. Л.В. Физические способности детей и подростков. Киев: Здоров’я, 1981.-117 с.
  34. В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегра-тивной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории //Теория и практика физической культуры. — 1996.- № 5. С.59−62.
  35. .Р. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне // Физическая культура в школе. 1998.- № 5. С. 2−6.
  36. Э.А. Способности и индивидуальности. -М: Прометей, 1993.- 142 с.
  37. Г. И. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 20 с.
  38. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КубГАФК, 1995. — 68 с.
  39. А.С., Хромин В. Г., Соколов Г .Я. Программы по физической культуре для 9−11 классов: Базовая часть // Физической образование Сибири. 1997. — № 2 (6). — С. 128−137.
  40. В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. М: Спорт Академ Пресс, 2000. — 120 с.
  41. В.П., Никитушкин В. Г., Квашук П. В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. Смоленск: СГИФК, 1997. — 220 с.
  42. А.А. Развитие двигательных качеств. Минск: Народная асвета, 1978. — 105 с.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука, 1987. -227 с.
  44. JI.C., Хабаров А. А. Силовая подготовка школьников. Краснодар: КГАФК, 1997. — 236 с.
  45. С.С., Тютюков В. Г. Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и совершенствования вшколе // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 4. -С. 10−11.
  46. Л.Н. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 23 с.
  47. Д.Д., Дмитриев С. В. Основы антропоцентрической биомеханики (методика, теория, практика). Нижний Новгород, 1993. — 145 с.
  48. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  49. Н.Р. Развитие силовых способностей школьников 7−11 классов различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 26 с.
  50. В.Н. Современная психофизиология. М.: ИНФРА, 1999. -186 с.
  51. С.П. Роль и место физической культуры в борьбе с наркоманией // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 96−98.
  52. В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1996.-48 с.
  53. Здоровый образ жизни или наркотики твой выбор: Программа и методические указания по организации и проведению конкурса среди школьников / Под ред. А. А. Сучилина. — Волгоград: ВГАФК, 2003. -37 с.
  54. Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. 1997. — № 4. — С. 4−11.
  55. В.В. Комплексный контроль в спорте. М.: ВНИИФК, 1991. — 200 с.
  56. С.И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательный возможностей детей и молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
  57. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. — 1994. -№ 7. — С. 46−48.
  58. Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека.- М.: Школа-Пресс, 1995. 64 с.
  59. М.Г. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов НУД, 1997. -31 с.
  60. О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Майкоп. 2001.- 19 с.
  61. В.П., Спирин Е. А. Феномен человека: комплекс социопри-родных свойств // Вопросы философии. 1988. — № 7. — С. 11−23.
  62. Р.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности II Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубюГАФК, 2002. — С. 221−224.
  63. В.А. Возрастные морфофункциональные модели 9−18-летних спортсменов, адаптированных к физическим нагрузкам максимальной, субмаксимальной и большой мощности: Автореф. дис.. докт. мед. наук. С-Пб., 1997.-36 с.
  64. Н.В. Непрерывное физическое воспитание и его роль в развитии школьников и сохранения их здоровья: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. — 21 с.
  65. A.M. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 22 с.
  66. А.Г. Повышение уровня физической активности школьников как средства профилактики наркомании // Спорт против наркотиков: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. М.: Советский спорт, 2002.- С. 69−75.
  67. Концепция антинаркотической физкультурно-профилактической работы среди молодежи в Волгоградском регионе / Под ред. А. А. Сучилина.- Волгоград: ВГАФК, 2002. 27 с.
  68. Е.А., Сулейманов И. И. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной школы: Учебн. пособие. Тюмень: ТГУ, 1997.-48 с.
  69. Г. А., Евсеев С. П. Критерии эффективности профилактических мероприятий наркоманий в сфере физической культуры и спорта: Методическое пособие. СПб: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. -48 с.
  70. Краснодарская краевая программа «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодежи» / Разработчики В. А. Якобашвили, А. И. Погребной. Краснодар: КубГАФК, 2002. — 11 с.
  71. Критерии эффективности применения различных моделей профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта в подростковой и молодежной среде: Методическое пособие / Под ред. А. А. Кудинова, В. Н. Сергеева. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 34 е.-
  72. В.В., Никитюк Б. А. Интегративная педагогическая антропология. -М.: ФОН, 1996.- 181 с.
  73. Т.Д. Возрастные особенности движений детей и подростков. -М.: Медицина, 1986. 127 с.
  74. В.П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности: Моногр. -М.: ИЦ Академия, 1998. 185 с.
  75. .Ф. Некоторые педагогические аспекты совершенствоваг-ния процесса обучения в общеобразовательных школах // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9. — С. 10−14.
  76. Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболеваний наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений // Вопросы наркологии. 1993. — № 1. — С. 54−59.
  77. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 9−17.
  78. Лекарева В Л. Современная стратегия социального воспитания// Спорт против наркотиков: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. М.: Советский спорт, 2002. — С. 89−91.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  80. ЮО.Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 2. — С. 12−16.
  81. В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. 2001. — № 2. — С. 55−57.
  82. В. В. Долгов В.А. Математическая статистика в физическом воспитании: Метод, пособие. Краснодар: КубГАФК, 1995. — 126 с.
  83. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1979. 94 с.
  84. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
  85. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. -1998.- № 9.- С. 49−51.
  86. Ю7.Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. -М.: Просвещение, 1984. -191 с.
  87. Ю8.Маркосян А. А. Вопросы возрастной психологии и физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 271 с.
  88. Ю9.Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 149 с.
  89. А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1997. -70 с.
  90. А.П. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней образовательной школы (1−11 классов). М.: Радио и связь, 1995.-216 с.
  91. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 331 с.
  92. В.А. Оздоровительные технологии физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — С. 20−24.
  93. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 266 с.
  94. Меры предупреждения, средства и методы борьбы с наркоманией среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта: Программа спецкурса для студентов физкультурных вузов / Под ред. А. А. Сучилина-Волгоград: ВГАФК, 2002. 18 с.
  95. Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов: Пособие для учителя / Под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 1997.- 125с.
  96. Методы исследований в спорте / Под общ. ред. В. П. Филина Харьков: Основа, 1992.-149 с.
  97. Т.М., Лысенко В. В. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихся общеобразовательных школ // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 11. — С. 17.
  98. И.С. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф.- Смоленск: СГИФК, 2004. С. 183−184.
  99. А.В. Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одаренности детей и их значение при выборе спортивной специализации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -С-Пб., 1998. -23 с.
  100. Ш. Моченов В. П. Спорт против наркотиков // Физическая культура. -1999.-№ 3−4.-С. 61−63.
  101. А.В. Проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи // Спорт против наркотиков: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. -М.: Советский спорт, 2002. С. 107−110.
  102. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровья, 1989. — 272 с.
  103. .А. Адаптация, конституция и моторика // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 1. — С. 44−46.
  104. И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. 24 с.
  105. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. -1997.-№ 6.-С. 2−10.
  106. Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 7. — С. 2−7.
  107. Олимпийский идеал здоровья: Программа факультатива для учащихся пятых классов общеобразовательных школ / Под ред. А. А. Сучилина. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 10 с.
  108. Организация наркопрофилактической спортивно-массовой работы силами студентов физкультурных вузов в период педагогической практики: Методические рекомендации / Под ред. В. Н. Сергеева. -Волгоград: ВГАФК, 2004. 48 с.
  109. А.Т., Виноградов П. А., Моченов В. П., Изаак С. И. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры. М.: ООО «Монтэс Инвест», 2002. -24 с.
  110. Н.В. Направленная физическая культура в процессе становления ребенка как личности // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Все-рос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 7−9.
  111. Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2000. — 170 с.
  112. В.В., Круцевич Т. Ю. Проблемы дифференцированного развития в средней школе // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 5.-С. 47−50.
  113. В.Г. Спортивная морфология: Учеб. пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1985.-60 с.
  114. С.Н. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2001. — 24 с.
  115. Р.А. Физкультура и спорт: пути перестройки // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 3−7.
  116. М.Е., Чекинева Т. В. К вопросу организации досуга как важному фактору в профилактике наркомании // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ. науч.-практ. конф. Смоленск: СГИФК, 2004. — С. 38−39.
  117. М.И. Индивидуализация контроля: Тесты физической подготовленности ученика // Физическая культура в школе. 1994. -№ 1. -С.22−24.
  118. Проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий с антинаркотической идейно-смысловой направленностью: Методические разработки / Под ред. В. Н. Сергеева. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 46 с.
  119. JI.M. Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — С. 12−15.
  120. Программа по профилактике употребления наркотиков, алкоголя и допингов среди спортсменов и учащихся для тренеров и учителей физической культуры / Под ред. А.А.Тер-Ованесяна, В. П. Моченова. М.: Советский спорт, 2001. — 39 с.
  121. Профилактика наркомании в подростковой среде средствами физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Сучилина. -Волгоград: ВГАФК, 2002. 150 с.
  122. Психологические особенности наркоманов периода взросления: Опыт комплексного экспериментально-психологического исследования / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисицкого. Самара: Самарский университет, 1998.- 148 с.
  123. Психологический аспект профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков: Метод, пособие. К.: 1СДО, 1995. — С. 118−122.
  124. И.Н. Наркомания как социальная и общемедицинская проблема // Российский медицинский журнал. 1996. — № 4. — С. 5−10.
  125. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1975. 174 с.
  126. И.П. Двигательные возможности человека. Минск, 1994. -124 с.
  127. Родителям о наркотиках и наркомании / Авторы-составители: Г. Ананьева, Т. Андреева, В.Ловчев. Казань: Изд-во Казанского уни-верситетата, 1999. — 28 с.
  128. П.А. Развитие физкультуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 1. — С. 2−8.
  129. А.А., Федотов В. А., Корыткин А. С. Здоровый образ жизни -главный ресурс общества// Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 56−58.
  130. JI.T. Педагогический контроль за процессом физического воспитания в общеобразовательной школе: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК, 1995. — 37 с.
  131. О.Н. Оптимизация педагогического процесса по физическому воспитанию учащихся средних классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1998. — 32 с.
  132. Я.Г., Тостикова Я. Г. Здоровые дети здоровая нация // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 59−60.
  133. В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре интенсивных и критических периодов развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 17−21.
  134. В.Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 24 с.
  135. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  136. А.П. Массовая физическая культура как средства профилактики наркомании // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАФК, 2002. — С. 60−63.
  137. И.Г. Новый вариант школьного урока // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 5−6. — С. 35−36.
  138. В.А. Физическая культура и мотивы здоровья в среде современных городских школьников // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10.-С. 10−12.
  139. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 10−14.
  140. Современные технологии профилактики наркомании и популяризации здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: ВГАФК, 2003. -176 с.
  141. Л.А. Проблемы наркомании одна из актуальных проблем современности // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф. — Смоленск: СГИФК, 2004. — С. 39−40.
  142. А.С., Симоненко Н. П., Чусляева Е. Е. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: Учеб.-методич. пособие. С-Пб.: СПбГАФК, 1997. — 47 с.
  143. Т.В. Возрастные особенности обмена веществ и особенности методики физического воспитания детей и подростков: Лекция. -Челябинск: УГИФК, 1996. 23 с.
  144. В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: Автореф. дис.. докт. биологич. наук. -М., 1990. 50 с.
  145. В.Д., Зайцева В. В. Возрастная динамика физических возможностей школьников // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 9.-С. 26−29.
  146. В.Д., Зайцева В. В., Маслов Г. М. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 1. — С. 47−48.
  147. Спорт и здоровый образ жизни: Матер. II облает, конф. учащейся молодежи / Под. ред. А. А. Сучилина, К. В. Гаврикова. Волгоград: ВГАФК, 2002. — 123 с.
  148. Спорт и здоровый образ жизни: Матер, облает, конф. студенческой молодежи. Волгоград: ВГАФК, 2002. — 166 с.
  149. Спорт и здоровый образ жизни: Матер. III облает, конф. учащейся молодежи. Волгоград: ВГАФК, 2004. — 137 с.
  150. Спорт против наркотиков: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. -М.: Советский спорт, 2002. 152 с.
  151. Спортивная метрология / Под общ. ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  152. М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  153. Е.В. Физическая подготовка школьниц старших классов на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. — 22 с.
  154. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И. А. Обучение в спорте. М.: Советский спорт, 1992. — 192 с.
  155. А.Ю. Факторная структура работоспособности школьников в зависимости от уровня физической активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-23 с.
  156. В.Г., Глухих Ю. Н. Спортивная антропология и морфология: Учеб. пособие. Омск: СибГАФК, 2000. — 112 с.
  157. А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Майкоп, 2000. — 39 с.
  158. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 137 с.
  159. Физическая культура и спорт: технологии и модели профилактики наркомании / Под общ. ред. П. А. Виноградова, А. Т. Паршикова. М.: Терра-спорт, 2003. — 272 с.
  160. Физкультурно-спортивные технологии наркопрофилактики в подростковой среде: Программа семинара для студентов физкультурных вузов / Под ред. А. А. Сучилина. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 14 с.-
  161. О.М. Морфофункциональные особенности организма юношей различных соматипов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1993.-24 с.
  162. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 128 с.
  163. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 224 с.
  164. Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995.-23 с.
  165. Ю.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
  166. Л.С., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Г., Хайман С. Е. Наркология. Пер. с англ. — М.-СПб.: Бином — Невский Диалект, 1998. — 318 с.
  167. Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Краснодар, 1995.-33 с.
  168. Л.Г. Комплексные исследования процессов адаптации организма детей подростков к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 12. — С. 18−22.
  169. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. -М.: Просвещение, 1991. 319 с.
  170. Л.Ю. Физическая подготовленность учащихся 16−19 лет и пути её совершенствования с учетом типологических различий проявления двигательных качеств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. С-Пб., 2000. -20 с.
  171. Н.Г. Социальные корни российской наркомании и фактор её обуславливающие // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: Матер. Международ, науч.-практ. конф. -Смоленск: СГИФК, 2004. С. 49−52.
  172. В.П. Конституция человека // Морфология человека и животных. -М., 1974.-С. 71−99.
  173. А.В. Влияние расширенного двигательного режима на он-тогентическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков: Автореф. дис.. докт. биол. наук. -М., 1998. 50 с.
  174. Й.М. Возрастные и половые особенности развития двигательной функции человека и влияние на неё физических упражнений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 26 с.
  175. Р.Х. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в проявление его физических качеств // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 34−41.
  176. Bertalanffy L.V. General system theory. Foundations, development, applications. -N.Y., 1969. 346 p.
  177. Davis R. B. Drug and alcohol use in the former Soviet Union: selected factors and future consideration (Review) // International Journal of the Addictions. — 1994 — Vol. 29. № 3. — P. 303−323.
  178. Drogenpolitische Leitlinien der Stadt Leipzig (L). — Leipzig, 1998. — 66 s.
  179. Goldstein A. Addiction. From Biology to Drug Policy. — N.Y.: M.D.W.H. Freeman and Company, 1994. — 321p.
  180. Hartnoll R. L. Opiates: prevalence and demographic factors // Addiction. — 1994. —Vol. 89.-№ 11. —P. 1377−1383.
  181. Hughes P. H. Rieche 0. Heroin epidemics revisited (Review) // Epidemiologic Reviews.— 1995. — Vol. 17. № 1— P. 66−73.
  182. Kozel N. G., Adams E. H. Epidemiology of drug abuse // Science. — 1986.— Vol. 234. № 47. — P. 970−974.
  183. Kreuzer A.- Stock J. Verfolgung nach Belieben // Die Zeit. — 1998. -S. 15−17.
  184. Leune J. Das Gliick ist kauflich — Drogen im Alltag Jugendlicher // Ge-sundheit regional, Heft 1. — 1998. — S. 10−16.
  185. Parsons T. The social system. Glencoe, 1957. — 347 p.
  186. PetermannH., MullerH., KerschB., RohrM. Erwachsenwerden ohne Drogen. Ergebnisse schulischer Drogenpravention. — Weinheim/Mtinchen, 1997. 130 s.
  187. H. «Der Charakter des Rausches hatte sich total verandert». Histori-sche Voraussetzungen der Alkoholismuspravention: Deutsches Reich, Bun-desrepublik und DDR // S. Roefiiger, H. Merk (Hrsg.) / Hauptsache gesund!
  188. Gesundheitsaufklarung zwischen Disziplinierung und Emanzipation.— Marburg, 1998. —S. 103−119.
  189. Valderrama J. C. et al. Evolution de los habitos de salud en la juventud de Valencia. — Valencia: Ajuntament de Valencia, PMD, Universitat de Valencia, 1997. S. 52−56.
  190. Weber G., Schneider W. Herauswachsen aus der Sucht illegaler Drogen. Selbstausstieg, lcontrollierter Gebrauch und therapiegestiitzter Ausstieg. — Berlin, 1997.- 125 s.
Заполнить форму текущей работой