Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста: кроль на груди, кроль на спине

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После создания правильного представления об изучаемых способах плавания выполняются подготовительные упражнения для освоения с водой, для обучения горизонтальному положению тела при скольжении в воде, осваиваются упражнения для создания опорного положения в воде, особенно с помощью рук. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста рекомендуется начинать с выработки привычки опускать в воду… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
    • 1. 1. Современные представления о технике передвижения в воде
    • 1. 2. Возрастные особенности и развитие физических качеств детей, обучающихся плаванию
    • 1. 3. Характеристика современных методик обучения плаванию детей различного возраста
    • 1. 4. Применения технических средств в целях рационализации процесса обучения технике плавания
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 3. 1. Научно — методические основы ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста
    • 3. 2. Результаты предварительного исследования
    • 3. 3. Основные положения разработанной методики ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста
    • 3. 4. Обсуждение результатов
  • ВЫВОДЫ

Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста: кроль на груди, кроль на спине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.

Плавание — единственно возможный вид физических упражнений, рекомендуемый людям, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.), а также при реабилитации ампутантов, слепых, больных церебральным параличом и др.

Данные ЮНЕСКО свидетельствуют о том, что более 350 тысяч человек ежегодно терпят бедствия на воде, а из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, ежегодно тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные навыку плавания. Таким образом, каждый не умеющий плавать или держаться на поверхности воды, оказавшись на берегу водоема или в воде, подвергает опасности свою жизнь. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Поэтому умение плавать — жизненно важный для каждого человека навык. Для того чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного. Однако быстрее всех осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста.

Поэтому квалифицированное обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

Данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать [75, 149, 164], объясняется тем, что общепринятая методика обучения, малоизме-нившаяся за последние десятилетия, недостаточно учитывает современные научные идеи и разработки ведущих ученых и специалистов в области плавания: Т. М. Абсалямова [1, 2], Н. Ж. Булгаковой [25, 30], H.A. Бутовича [36], С. М. Вайцеховского [38], A.A. Гужаловского [70], В. Б. Иссурина [94], Д.Е. Каунсил-мена [95], З. П. Фирсова [190] и других авторов. Весьма полезными оказались практические разработки тренеров, обеспечивавших успешное выступление национальных команд пловцов в соревнованиях самого высокого уровня: С. М. Вайцеховского, Е. И. Иванченко, Б. Д. Зенова, И. М. Кошкина, М. С. Фарафонова, Г. В. Яроцкого и многих других.

Несмотря на сведения, идеи и разработки, изложенные в трудах ведущих ученых — физиологов, биологов, анатомов, гигиенистов, врачей, психологов, педагогов по теоретическому и практическому обеспечению учебно-тренировочного процесса, включая профессионально прикладную направленность его проведения: H.A. Бернштейна [14], М. М. Богена [17, 18], Н. И. Волкова [50], Д. Д, Донского [74], В. М. Зациорского [81], B.C. Фарфеля [185, 186], и многих других, которые внесли определенный вклад в теорию и методику преподавания, а также поиск наиболее эффективных средств и методов, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания.

Все вышеизложенное определило необходимость проведения настоящего исследования.

Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать технологию ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста, позволяющую повысить эффективность учебного процесса.

Объект исследования — процесс обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста по программе ДЮСШ.

Задачи исследования:

1. Изучить традиционные методики обучения плаванию различных кон-тингентов занимающихся.

2. Разработать систему педагогического контроля эффективности процесса формирования технических навыков спортивного плавания на основе количественной оценки основных элементов техники по специально разработанной шкале.

3. Разработать методику ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

4. Экспериментально обосновать эффективность методики ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

Рабочая гипотеза: предполагалось, что разработанная методика ускоренного обучения плаванию, использующая разнообразные целенаправленные физические упражнение в воде, расширяющие диапазон координационных способностей и обеспечивающие позитивный перенос физических качеств и элементарных координационных навыков на специальную плавательную подготовленность детей, будет содействовать ускоренному формированию структуры плавательных движений и установлению стойкого двигательного навыка.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана система педагогического контроля эффективности процесса формирования технических навыков спортивного плавания, на основе количественной оценки основных элементов техники по специально разработанной шкале.

— разработана методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

— составлены две поурочные учебные программы ускоренного (кроль на грудикроль на спине) обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

— экспериментально обоснована эффективность методики ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста, подкрепленная экспертными оценками техники плавания.

— показано, что общепринятая методика обучения плаванию не обеспечивает формирование, основных элементов техники плавания стилями кроль на груди, кроль на спине, в должной мере, у детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на фундаментальных положениях теории обучения двигательным действиям (H.A. БернштейнП.А. ГальперинД.Д. ДонскойМ.М. БогенА.И. Погребной), оптимизации обучения плаванию (Г.Ф. ПолевойИ.Ю. Кистяковский), совершенствования техники спортивного плавания (Т.М. АбсалямовЛ.П. МакаренкоВ.А. Аикин), теории оптимального функционирования системы спортивной подготовки (Л.П. МатвеевA.A. НовиковВ.Н. Платонов, С. М. Вайцеховский;

A.И. ПолунинВ.Д. СячинФ.П. СусловC.B. МалиновскийH.H. Чесноков;

B.К. БальсевичН.Ж. БулгаковаЕ.А. ШирковецБ.Н. ШустинО.И. Попов;

C.Ю. Тюленьков), современной теории управления подготовкой спортивного резерва (М.Я. НабатниковаВ.П.ФилинТ.С.Тимакова), основополагающих установок по индивидуализации процесса подготовки юных спортсменов (В.П. ГубаП.В. КвашукВ.Г. Никитушкин).

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании эффективной программы ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста, не умеющих плавать. Инновационность программы базируется на разработке методики ускоренного обучения плавания (кроль на грудикроль на спине), что имеет определенный интерес в дальнейшем обосновании и изучении технологий обучения плаванию.

Методология разработанной программы основана на ускоренном обучении плаванию детей младшего школьного возраста, с использованием вспомогательных плавательных средств, таких как: плавательная доска, ласты, «пояс из пенопласта», «поводок».

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Результаты исследования внедрены в практику через совершенствование программ по обучению плаванию на занятиях в детско-юношеской спортивной школе. Предложенная программа ускоренного обучения плаванию позволяет совершенствовать воспитательный и учебный процесс в детских садах (старшие группы), в общеобразовательных школах (начальные классы), где имеются плавательные бассейны, при начальной подготовке и обучении в ДЮСШ (секция плавания), а так же использовать данную программу в летне-оздоровительных лагерях. Занятия по разработанной программе формируют у детей потребность в продолжении регулярных занятий плаванием, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья.

Полученные результаты дают возможность рекомендовать разработанную методику ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста с использованием поддерживающих средств для внедрения в практику работы ДЮСШ, массового обучения плаванию детей школьного возраста в условиях не только бассейна, но и открытых водоемах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция ускоренного обучения детей младшего школьного возраста может реализовываться на принципе обучения занимающихся, технике одного спортивного стиля плавания с применением целостно-раздельного метода. Выделение при этом приоритетных элементов техники плавания позволяет сформировать качественную систему специфически устойчивых двигательных навыков, реализуемых в условиях водной среды.

2. Объективная оценка результатов педагогического процесса определяется с использованием шкалы экспертных оценок техники, разработанных при мониторинге спортивных способов плавания.

3. Разработанная методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста, с использованием вспомогательных плавательных средств в различных модификациях, приводит к более качественному освоению техники плавания и сокращению сроков начального обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные этапы исследования освещались на следующих конференциях: «Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании» Тамбов, 2004 г.- «Современные проблемы развития физической культуры и спорта на Тамбовщине» Тамбов, 2004 г.- «X Державинские чтения» Тамбов, 2005 г.- «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» Тамбов, 2005 г.- «Современные проблемы физической культуры и спорта молодежи в ВУЗах России» Тамбов, 2005 г.- «Физическая культура и спорт — основа здорового образа жизни» Тамбов, 2006 г.- «X Царскосельские чтения» «Вузовская наука России для повышения качества жизни человека» С.-Петербург, 2006 г., а также в статьях и тезисах по теме.

Программа апробирована и внедрена в учебно-тренировочный процесс ДЮСШ № 6 г. Тамбова, что привело к достоверному приросту спортивных достижений.

Общий объем диссертации 141 страниц. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, приложений.

Список литературы

включает 209 наименования, из них 10 на иностранных языках.

выводы.

1. Анализ результатов педагогического исследования показало ряд недостатков в традиционной методике обучения детей младшего школьного возраста, относительное однообразие используемых средств и методов, низкая общая и двигательная плотность занятий, низкая точность воспроизведения сложных координационных движений в воде, относительно высокая (7,14 — 9,52%) доля детей, не овладевающих навыками плавания в течение курса обучения. Все это послужило поводом для разработки и экспериментального обоснования методики ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

2. В разработанной методике ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста применяется оптимальная последовательность решения задач. На первом этапе происходит ознакомление и освоение с водной средой, элементарные передвижения в воде, на втором этапе изучаются погружение, всплывание, лежание и скольжение, прыжки и кувырки. Третий этап направлен на обучение дыханию (при обучении стилю кроль на спине дыхание не изучается), работе ног, работе рук. На четвертом этапе происходит согласование работы ног с работой рук, при задержке дыхания. Пятый этап направлен на согласование дыхания, работы рук и работы ног, плавание в полной координации. Новая разработанная методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста, характеризуется сокращенным периодом применения упражнений для освоения с водой (только на 2 — х первых уроках) — применением упражнений, выполняемых на задержке дыхания, большое количество упражнений с вспомогательными плавательными средствами. Длительность процесса обучения каждым стилем плавания занимает всего 12 занятий по 1,5 часа.

3. Овладение спортивными способами плавания (кроль на груди и кроль на спине) детально конкретизировано в предлагаемых практических разработках. Оно позволяет в кратчайшие сроки надежно сформировать у школьников специальные умения и навыки. Рекомендуемое поурочное распределение практического раздела представлено: наименованием занятия с выделением его направленности, постановкой задач и дальнейшим их решением при дозированной физической нагрузке для занимающихся и выполнение конкретных домашних заданий.

4. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста основана на концентрированном обучении одного стиля плавания (кроль на груди, кроль на спине), с применением целостно-раздельного метода и освоением базовых элементов техники спортивного плавания. Ускоренное обучение плаванию обладает преимуществом за счет увеличения общей (до 97 — 98%) и двигательной плотности (до 78 — 80%) каждого занятия, а также увеличения за курс обучения на 40 — 46% применяемых технических упражнений.

5. В разработанной методике ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста значительная часть упражнений выполняется с помощью вспомогательных плавательных средств таких как: ласты, доска для плавания, «поводок», «пояс из пенопласта». Использование вспомогательных плавательных средств способствует более быстрому освоению техники плавания при фиксированном положении тела в воде, уменьшению чувства водобоязни, лучшей организации урока плавания.

Простота поддерживающего устройства «пояс из пенопласта», возможность сделать его усилиями родителей обучающихся в достаточном количестве для всей группы, неумеющих плавать, позволяет широко применять его в обучении плаванию детей и подростков в глубоких и мелких бассейнах, а также в открытых водоемах летних — оздоровительных лагерей.

6. Для контроля технической подготовленности детей младшего школьного возраста в спортивном плавании применялась экспериментально проверенная шкала экспертных оценок, которая подтвердила преимущества в освоении юными пловцами экспериментальных групп техники изученного спортивного способа плавания. У испытуемых экспериментальных групп итоговая оценка техники плавания стилем кроль на груди составила 4,07±0,022 балла, а у школьников контрольных групп всего — 3,55±0,021 балла. Выявлено преимущество юных пловцов экспериментальных групп в освоении техники плавания стилем кроль на спине, у которых итоговая оценка элементов техники составила 4,08±0,024 балла, а в контрольных группах — 3,63±0,038 балла.

7. У детей экспериментальной и контрольной групп после эксперимента статистически достоверный прирост выявлен по всем элементам оцениваемой техники. Между экспериментальными и контрольными группами обнаружены достоверные различия в пользу экспериментальной (при плавании стилем кроль на груди и кроль на спине) по положению туловища, положению головы, движение рук при гребке, движению ног, проносу руки над водой, при (Р < 0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Положительный опыт использования разработанной и апробированной нами методики ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста, может с успехом использоваться в детских садах (старшие группы) — в школах — на уроках физической культуры (начальные классы) — в летне-оздоровительных лагерях. Результаты исследования подтвердили целесообразность проведения занятий по плаванию с детьми младшего школьного возраста не менее трех раз в неделю. При организации учебного процесса по плаванию необходимо придерживаться общедидактических и частных принципов. Общая плотность каждого практического занятия для юных пловцов составляет 97−98%, а двигательная плотность — 78−80%.

В процессе изучения техники одного спортивного стиля плавания (кроль на груди или кроль на спине) для качественной технической подготовки, дети младшего школьного возраста должны выполнять большое количество различных упражнений в воде (быстрее формируется школа движений пловца), оказывающих прямое или косвенное воздействие на систему движений занимающихся. Вместе с тем, эффективным средством для быстрого и качественного освоения техники является выполнение упражнений для создания опорного положения в воде, для формирования умения удерживаться на поверхности воды путем выполнения в основном различных гребковых движений руками.

Техника каждого спортивного способа плавания для создания правильного представления о ней должна подробно рассматриваться по следующей схеме: а) общие положения о способе плаванияб) исходное положение занимающихсяв) движение ногамиг) движения руками и дыханиед) согласование движений (сначала на задержке дыхания, затем с дыханием).

После создания правильного представления об изучаемых способах плавания выполняются подготовительные упражнения для освоения с водой, для обучения горизонтальному положению тела при скольжении в воде, осваиваются упражнения для создания опорного положения в воде, особенно с помощью рук. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста рекомендуется начинать с выработки привычки опускать в воду лицо, что поможет избавиться от панического желания «тянуть шею» из воды от боязни, что вода зальет уши, нос. Следует выработать сразу же и умение смотреть под водой, что важно для психологической стабильности, безопасности и прикладных целей. С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой осуществляется формирование кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных рефлексов, которые являются основой правильного поведения юных пловцов в водной среде. Происходит, в конечном счете, освоение рабочей позы пловца, воспитание чувства опоры о воду, овладение навыком создания упора в воде, выдоха в воду, что является подготовкой к освоению навыка спортивного плавания.

Значительные трудности в спортивном плавании представляет формирование дыхательного акта, который органически включен в биомеханику плавательного цикла. Дыхание в плавании требует от школьников новой системы управления, построенной на подавлении «наземного» дыхательного навыка. Рекомендуется трехактный цикл дыхания: вдох, задержка, выдох. Задержка дыхания на вдохе улучшает плавучесть, позволяет усилить гребок рукой, так как при фиксированной грудной клетке мышцам плечевого пояса обеспечивается большая мощность сокращения.

В спортивном плавании вдохи и выдохи координируются с движениями руками. Дети младшего школьного возраста опускают лицо в воду и делают выдох, а для вдоха поворачивают голову в сторону, чтобы рот оказался над водой (кроль на груди). Рекомендуется выполнять вдох через рот, что быстрее и правильнее, так как вода, попавшая в нос, вызовет раздражение дыхательных путей и нарушит ритм дыхания и всего плавательного движения.

Общая продолжительность курса обучения — 1 месяц, из расчета три занятия в неделю, продолжительность одного занятия — 90 минут. При обучении необходимо уделять внимание изучению техники и устранению ошибок в технике плавания в целом. Ошибки устраняются сразу после выполнения плавательного упражнения: сначала грубые, искажающие основную структуру движений, затем типичные для каждого способа плавания, далее взаимосвязанные, вызывающие одна другую, и, наконец, локальные, не отражающиеся на остальных деталях техники. Ошибки следует исправлять быстро и тщательно, не допуская образования их автоматизации.

Рекомендуется в конце курса обучения плаванию использовать разработанную нами шкалу экспертных оценок для оценки техники плавания спортивными способами.

Особенности физической подготовленности являются предпосылкой к успешной обучаемости технике конкретного способа плавания, соответствующего индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста. Необходимо уделять внимание развитию гибкости и прежде всего подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах (домашнее задание).

Общеизвестно, что плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления занимающихся. Рекомендуется детям младшего школьного возраста для повышения физического развития и развития физических качеств, повышения двигательной активности, профилактики различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, дальнейшего развития гибкости и подвижности в суставах, снижения простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания, развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем — словом, для укрепления здоровья — систематически и регулярно заниматься плаванием, посещая бассейн не реже двух занятий в неделю (оптимально 3−5 раз, продолжительностью 60−90 минут каждое).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. М., Белов, Е.С., Дмитренко, E.H. Устройство для измерения силы мышц плечевого пояса у гимнастов и пловцов //Теория и практика физ. культуры. 1973. — № 5. — С. 70−72.
  2. , Т.М. Динамометрическое исследование тяговых усилий в кроле на груди // На голубых дорожках / Под ред. В. Г. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1966.-С. 91−96.
  3. , В.А. Гетерохронность формирования элементов движений как основа возрастной дифференцировки упражнений в процессе обучения и совершенствования техники пловца: Учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1998. — 44 с.
  4. , В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. Омск: ОГИФК, 1988. — 52 с.
  5. , H.A. Организация обучения плаванию в пионерских лагерях //Физ. культура в школе. 1979. — № 4. — С. 41−44.
  6. , В.З. Экспериментальное обоснование применения специальных упражнений и закаливающих процедур в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. -19 с.
  7. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1978. — 223 с, ил.
  8. , В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4. — С.21−23.
  9. , К.И. Обучение плаванию студентов, страдающих водобоязнью: Методические разработки в помощь преподавателям физического воспитания вузов. Томск, 1983. — 6 с.
  10. , В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет. 2-е изд. -М.: Химия, 1994.-400 с.
  11. , В.В. Художественное плавание. М.: Физкультура и спорт, 1990.-112 с.
  12. , А.Н. Плавание в комплексе общеразвивающих упражнений для внеурочных занятий со школьниками 10−12-летнего возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 1992.-255 с.
  13. , Н.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев., 1987. — 24 с.
  14. , H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.
  15. , Д.А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ:Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 23 с.
  16. , В.А., Гурфинкель, B.C. Биомеханика локомоций человека //Физиология движений: Руководство по физиологии. J1.: Наука, 1976. — С. 276−315.
  17. , М.М. Обучение двигательным действиям. М., 1985. — 193 с.
  18. , М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1989. — 52 с.
  19. , В.Ф. Учитесь плавать брассом. Изд. 2-е. — М.: Физкультура и спорт, 1970.-48 с.
  20. , Л.А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков / J1.A. Бородич, Р. Д. Назарова. М., 1988. — 77 с.
  21. , М.М., Сахновский, К.П. Плавание для здоров’я. Киев: Здо-ров'я, 1988.- 136 с, ил.
  22. , И.М. Плавание в пионерском лагере. Изд. 3-е, перераб. и доп. -Минск: Полымя, 1988.- 126 с.
  23. , И.М. Плавание от рождения до школы. Минск: Полымя, 1991.-106 с.
  24. , И.М., Петрович, Г.И. Научите меня плавать. Мн.: Полымя, 1983.-63 с, ил.
  25. , Н.Ж. (ред.) Спортивное плавание: Учебник для вузов ФК. -М.: Физкультура, образование и наука, 1996. 430 с.
  26. , Н.Ж. Время упреждения, надежность и точность как критерии оценки методов прогнозирования спортивной перспективности / Н. Ж. Булгакова, А. Р. Воронцов, В. З. Дырко, А. Ю. Черкасов // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 5. — С.20.
  27. , Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М.: Просвещение, 1974.- 192 с.
  28. , Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 191 с.
  29. , Н.Ж. Плавание в пионерском лагере. М.: Физкультура и спорт, 1989.- 128 с.
  30. , Н.Ж. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 160 с.
  31. , Н.Ж. Поурочный план курса специализации (раздел обучения плаванию). М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 25 с.
  32. , Н.Ж. Теоретические основы отбора и подготовки спортивного резерва в плавании //Теория и практика физической культуры. -1980.-№ 12.-С. 33−35.
  33. , Н.Ж. Учите детей плавать. М.: Физкультура и спорт, 1977.48 с.
  34. , Н.Ж. Физическая подготовка пловца / Н. Ж. Булгакова, A.M. Карпова // Обучение и тренировка юного пловца. М., 1963. — С.49−89.
  35. , H.A. Кроль быстрейший способ плавания / Н. А. Бутович, В. И. Чудовский. — М.: Физкультура и спорт, 1968. — 128 с.
  36. , В.А. Исследование влияния различных вариантов отдыха в процессе тренировочных занятий по плаванию // Матер. III научн.-метод. конф. СГИФК. Смоленск, 1970. — С.85−87.
  37. , С.М. Оперативное управление процессом спортивной тренировки (на примере плавания) // Теория и практика физической культуры. -1979. -№ 1, — С.47−50.
  38. , С.М. Физическая подготовка пловца. Изд. 2-е, перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1976. 142 с, ил.
  39. , A.A. Учитесь плавать кролем на спине. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 40 с, ил.
  40. , Ж.С. Обучение технике спортивных способов плавания: Учебное пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 84 с.
  41. , B.C. Обучение детей плаванию / B.C. Васильев, Б. Н. Никитский. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 240 с.
  42. , B.C. Обучение детей плаванию. М.: Физкультура и спорт, 1989.-96 с.
  43. , B.C. Процесс становления навыка плавания у детей 5−7 лет и обоснование методики обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963. -19 с.
  44. , Ф.В. Эффективный способ рационализации двигательных действий пловца//Плавание: Ежегодник. 1984. — С. 31−34.
  45. , А.Д. Плавание: Учебник для студентов пед. ун-тов и ин-тов. -Ярославль, 1999.- 159 с.
  46. Вильке Курт. Плавание для начинающих: Пер. с нем. М.: Знание, 1991. — № 4. — С. 86−190.
  47. , В.П. Ускоренное обучение плаванию молодежи // Плавание: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С.50−54.
  48. , И.П. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональные показатели организма и физическое развитие детей: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Минск, 1994. — 38 с.
  49. , Н.И. Исследования по физиологии плавания / Н. И. Волков, С. М. Гордон, Е. А. Ширковец // Теория и практика физической культуры. 1968. -№ 4. — С.29−33.
  50. , Е.К. Плавание как средство подготовки детей 6−7 лет к обучению в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — С.3−14.
  51. , А.Р. Определение спортивной одаренности в плавании на основе динамических наблюдений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. -20 с.
  52. , И.Л. К обоснованию критериев оценки воздействия физической нагрузки при плавании. Могилев, 1985. — С.24−26.
  53. , И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учебник для ст-тов пед. ин-тов. Минск, 1998. — 350 с.
  54. , Л.В. Начальное обучение плаванию на глубокой воде (по опыту ГДР) // Плавание: Сб. ст. М.: Физкультура и спорт, 1971. — Вып.2. — С.34−36.
  55. , В.Н. Методика начального обучения плаванию детей в условиях глубокого бассейна / В. Н. Гольцев, Л. В. Трубицына // Плавание: Ежегодник. -М.: Физкультура и спорт, 1984. С.50−51.
  56. , Г. Д., Медяников, В.В. Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям //Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1971. — Вып. 1. — С. 10−12.
  57. , СМ. Техника спортивного плавания. М.: Физкультура и спорт, 1968.-200 с.
  58. , Э.А. Приспособительные реакции физиологических систем в оценке функциональных резервов организма //Теория и практика физической культуры. 2000. — № 9. — С.8−9.
  59. , В.Т. Экспериментальное исследование эффективности гребка, методики оценки и совершенствования техники спортивного плавания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 22 с.
  60. , В.Т., Погребной, А.И., Костюк, Ю.И., Звягинцева, Т. М. Биомеханические основы обучения плаванию: Учебное пособие. Краснодар, 1990.-82 с.
  61. , В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различных видах спорта: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1997.-270 с.
  62. , В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов: Учебное пособие / В. П. Губа, В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук. Смоленск: Информ. — Ком. агентство, 1997. — 224 с.
  63. , В.П. К вопросу об определении индивидуальных двигательных возможностей // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 4. — С.34−36.
  64. , В.П. Технология процесса ускоренного обучения спортивным двигательным действиям (на примере плавания) / В. П. Губа, В. А. Быков // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 9. — С.28−30.
  65. , В.П. Эффективность метода освоения основных спортивных умений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 21 с.
  66. , A.A. Многолетняя динамика абсолютной силы тяги на суше и в воде //Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10. — С. 25.
  67. , A.A. Экспериментальное обоснование методики сетевого планирования процесса обучения плаванию //Теория и практика физ. культуры. -1974.-№ 1.-С. 49−52.
  68. , A.A., Фомиченко, Б.М. Уровень развития физических качеств и результативность в плавании кролистов-спринтеров //Теория и практика физ. культуры. -1971. № 7. — С. 5−6.
  69. , В.Ю. Плавание в оздоровительном лагере: Учебно-методическое пособие. Волгоград, 1995. — 97 с.
  70. , P.A. Уроки плавания в IV классе. Мн.: Народная асвета, 1971.-88 с, ил.
  71. , ДД. Законы движений в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1968.-175 с.
  72. , Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Дис. д-ра мед. наук. М., 1984. — 340 с.
  73. , В.В., Костюк, Ю.И. Тренажер для обучения плаванию способом брасс //Теория и практика физ. культуры. 1985. — № 4. — С. 56−58.
  74. , В.В. Особенности методики обучения плаванию в Суворовских и Нахимовских училищах (в условиях лагерного сбора): Автореф. дис. канд. пед. наук J11951. — 7 с.
  75. , Т. В. Методика начального обучения плаванию учащихся младших классов общеобразовательных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. J1., 1983, — 18 с.
  76. , Н.В. Критерии обучаемости в системе отбора перспективных пловцов в учебно-тренировочные группы спортивных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.-21 с.
  77. Ерофеев, J1.M. Учитесь плавать. Изд. 2-е. — Л., 1978. — 87 с.
  78. , P.C. Возрастная дифференцировка упражнений в процессе обучения плаванию школьников 9−17 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 1995.- 19 с.
  79. Е.С. Возрастная дифференцировка средств обучения технике плавания школьниц 7−17 лет: Дис. канд. пед. наук. Омск, 1990. — 188 с.
  80. , О.Т. Научитесь плавать (в помощь начинающим). М.: Физкультура и спорт, 1964. — 80 с, ил.
  81. , В.М. Биомеханика плавания. М.: Физкультура и спорт, 1981.-135 с.
  82. , В.М. (ред.) Биомеханика плавания (зарубежные исследования) / Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1981. 135 с.
  83. , Т.М. Биомеханические основы техники гребковых движений в синхронном плавании: Учебное пособие. Краснодар, 1994. — 64 с.
  84. , Е.В., Щухардин, И.О., Крылов, А. И. Особенности техники движений у юных пловцов //Совершенствование двигательных действий спортсменов водных видов спорта: Сб. науч. труд. Л., 1989. — С. 30−36.
  85. , C.B. Методика обучения неумеющих плавать спортивным способам плавания: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1957. — 23 с.
  86. , C.B. О методике обучения неумеющих плавать //Теория и практика физ. культуры. 1954. — T. XVII. — Вып. 4. — С. 264−271.
  87. , В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1978. -144 с.
  88. , К.А. Плавание: Метод, пособие для преподав, и ст-ов вузов. М.: Высшая школа, 1978. — 183 с.
  89. , Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников //Вопросы психологии., 1984. № 2. — С. 59−60.
  90. , В. Б. Исследование особенностей проявления и совершенствования двигательных качеств пловца: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1972.-21 с.
  91. , В.Б. Формирование спортивно-технического мастерства в водных циклических видах спорта: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.-45 с.
  92. , Д. Спортивное плавание. М: Физкультура и спорт, 1982. -208 с.
  93. , А.А. Организационно-методические основы массового обучения детей и подростков плаванию: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1989.- 24 с.
  94. , И.Ю. Рекомендации по методике обучения детей плаванию // Плавание: Сб. ст. М.: Физкультура и спорт, 1976. — Вып.1. — С.46−52- Вып.2. — С.47−55.
  95. , Т.С. Организационные и педагогические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. JI., 1989. -22 с.
  96. , А.В., Мусихина, А.Т. Фазность межмышечной координации при гребке как критерий мастерства пловцов //Совершенствование двигательных действий спортсменов водных видов спорта: Сб. научных трудов ГДОИФК. Л., 1989.-С. 11−14.
  97. , C.B. Повышение уровня технической подготовленностипловцов высших разрядов на основе применения средств оперативного контроля: Дис. канд. пед. наук. JL, 1982. — 204 с.
  98. , C.B. Влияние водной среды на точность воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движения у подростков //Материалы 5-й науч. конф. по физич. воспит. М., 1972. — С. 133−134.
  99. , C.B. Особенности обучения детей плаванию в период адаптации к водной среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. — 27 с.
  100. , Л.Г. Методика обучения плаванию детей школьного возраста, основанная на комплексной оценке приобретаемых навыков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990. — 24 с.
  101. , П.П. Обучение плаванию. М.: Воениздат, 1961. — 93 с.
  102. , A.B. Особенности координации в водной среде / А. В. Коробков, Ф. М. Талышев // Теория и практика физической культуры. 1969. -№ 10. -С.35−37.
  103. , Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методические разработки. М., 1989. -110 с.
  104. , Ю.И. Совершенствование спортивно-технического мастерства в плавании на основе анализа движений пловцов и переноса навыка: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1981.-21 с.
  105. , А.Д. Дифференцирование средств обучения технике плавания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1989.- 19 с.
  106. Коц, М.Я. (ред.) Физиология мышечной деятельности: Учебник для МФК. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 347 с.
  107. Коц, М. Я. Физиология плавания: Метод, разработки для ст-тов, аспирантов, преподавателей. М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 41 с.
  108. , B.JI. Управление техническим мастерством юных пловцов на основе применения тренажерных устройств: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 1985.-21 с.
  109. , И.Г. Рациональное соотношение средств общей и специальной физической подготовки пловцов на этапе начальной специализации: Автореф. дис. канд. пед наук М 1983, -21с.
  110. , В.А. Методические приемы управления освоением эффективной техники плавания в процессе начального обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986.-21 с.
  111. , Ю.М. Совершенствование техники плавания на основе оценки специальных физических качеств, проявляющихся в гребковых движениях пловцов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1984. — 23 с.
  112. , В.И. Обучение плаванию в 4 классе //Физ.культура в школе. -1981.-№ 3.-С. 13−20.
  113. , В.И. Учите школьников плавать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  114. , Г. Плавайте с малышами /Пер. с нем. P.A. Домбровской. Мн.: Полымя, 1981.- 144 с, ил.
  115. , A.A., Ивченко, Е.В., Федчин, В. М. Азбука плавания: для детей и родителей, бабушек и дедушек. С.-Пб.: Фолиант, 1995. — 96 с, ил.
  116. , О.И. О выборе способа плавания для начального обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1952. -16 с.
  117. , В.Я. Новые измерительные и тренажерные устройства для плавания: Метод, разработка для преподавателей, аспирантов и слушателей ФПК. М.: ГЦОЛИФК, 1991.-56 с.
  118. Лях, В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989.-159 с.
  119. , Л.П. Техническое мастерство пловца. М.: Физкультура и спорт, 1975.-224 с.
  120. , Л.П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию //Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 27−38.
  121. , Л.П. Юный пловец. М.: Физкультура и спорт, 1983. -288 с.
  122. , Э.Ю. Применение специальных методов и техническихсредств при массовом обучении и совершенствовании в спортивном плавании //Теория и практика физ.культуры. -1982. № 6. — С. 41−42.
  123. , Е.Г. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста на основе опорного гребка и двигательных представлений: Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1998.- 156 с.
  124. , В.И. Начальное обучение плаванию. Изд.2-е, испр. и доп. -М., 1969.-199 с.
  125. , А.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  126. , В.В. К вопросу интенсификации начального обучения плаванию / В. В. Медяников, Ю. И. Радыгин // Плавание: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1985. — С.38−40.
  127. , В.В. Пути повышения эффективности формирования двигательных навыков в процессе обучения технике плавания способом брасс: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1983, — 24 с.
  128. , К.К. Организация занятий по плаванию в пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях / К. К. Молинский, А. А. Смирнов, Е. С. Борисова. Л.: ГДОИФК, 1986. — 40 с.
  129. , Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания): Автореф. дис. докт. пед. наук. -С.-Петербург, 1992.-40 с.
  130. , В.Н. Радыгин, Ю.И. Плавание здоровье детей. — Киев: Здо-ров'я, 1988.-64с, ил.
  131. , М.Я. Некоторые вопросы тренировки пловцов в подготовительном периоде //Теория и практика физической культуры. 1955. — Т.ХУШ. — Вып.7. — С.501−506.
  132. , И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.-C.3−11.
  133. Никитский, Б, Н. Плавание. М.: Просвещение, 1981. — 304 с.
  134. , Б.Н. Плавание: Учебник для ст-тов фак-тов физ. Воспитания пед. ин-тов / Б. Н. Никитский, К. А. Инясевский, В. С. Васильев, С. М. Гордон. -М.: Просвещение, 1967. 296 с.
  135. , Н.С. Технология дифференцированного обучения плаванию для учащихся 5−9 классов: Учебное пособие / Н. С. Ниясова, Ю. А. Мельникова,
  136. B.В. Брысин, A.B.Новик. Омск, 1997. — 32 с.
  137. , Н.Г. Двигательные представления в обучении спортивной технике // Теория и практика физической культуры. -1958. Т.21. — Вып.6. — С.405−411.
  138. , Н.Г. О методике обучения в спорте//Теория и практика физической культуры. 1975. — № 7. — С.8−10.
  139. , Б.И. Влияние антропометрических данных на гидродинамику пловца // Теория и практика физической культуры. -1967. № 4. — С.34−37.
  140. , Б.И. Учите детей плавать. М.: Физкультура и спорт, 1969.-48 с.
  141. Оноприенко, Б. Н. Биомеханика плавания. Киев: Здоров’я, 1981. -192 с.
  142. , Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада. Изд. З-е, дораб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 80 с.
  143. , Т.И. Обучение плаванию в детском саду /Т.И.Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  144. , Б.Г. Устройство для обучения плаванию на суше //Теория и практика физ. культуры. 1985. — № 4. — С. 44.
  145. , Г. А. Методика обучения плаванию новичков, страдающих водобоязнью //Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1980. — Вып. 2. — С. 23−25.
  146. , В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М: Физкультура и спорт, 1986. — 286 с.
  147. , В.Н. Тренировка пловцов высокого класса /В.Н.Платонов,
  148. C.М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 256 с.
  149. , А.И. Биомеханические и психолого-педагогические основы обучения школьников плаванию // Теория и практика физической культуры.1997. № 5. — С.45−46.
  150. , А.И. Научно-педагогичские основы начального обучения плаванию в школьном возрасте.: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Краснодар, 1997,-37 с.
  151. , А.И. Некоторые биомеханические и психолого-педагогические аспекты обучения плаванию школьников / А. И. Погребной, М. А. Васильченко, Е. Г. Маряничева // Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 11. С.19−22.
  152. , А.И. О некоторых принципах обучения плаванию /А.И.Погребной, Е. Г. Маряничева // Теория и практика физической культуры. -1999.-№ 3. -С.59−63.
  153. , А.И., Погорова, Е.Г. Как учить плавать в пионерском лагере //Спортивная жизнь России, 1988. № 4. — С. 8.
  154. , А.И., Приходько, В.В. Исследование параметров управления движениями в процессе обучения плаванию // Комплексная оценка эффективности тренировочного процесса в циклических видах спорта: Сб. науч. трудов. -Волгоград, 1984.-С. 68−74.
  155. , Г. Ф. Метод одновременного обучения спортивным способам плавания // Теория и практика физической культуры. 1958. — T.XXI. — Вып.6. -С.412−415.
  156. , Г. И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. — 48 с.
  157. Программа обучения и воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1987.-192 с.
  158. Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: Просвещение, 1993. — 65 с.
  159. , Т.А. Обучение плаванию школьников ГДР // Физическая культура в школе. 1980. — № 4. — С. 63−64.
  160. , Т.А. Методическое пособие по обучению плаванию школьников 3−4 классов на уроках физической культуры(программа на 16 18 занятий).-М., 1990.-54 с, ил.
  161. , Т.А. Повышение эффективности обучения плаванию школьников 1−3 классов на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1987.- 18 с.
  162. , Т.А. Совершенствование методики начального обучения плаванию младших школьников // Плавание. Сб.ст. М.: Физкультура и спорт, 1981.-Вып.1.-С.18−19.
  163. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. М: Педагогика. -1990. -160 с.
  164. , В.В. Профессионально-образная речь и «язык жестов» преподавателя (тренера) плавания // Плавание: Сб. ст. М.: Физкультура и спорт, 1977.-Вып. 1.- С.50−53.
  165. , В.В. Методика преподавания при массовом обучении плаванию (на материале пионерских лагерей УССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1971.-21 с.
  166. , И.П. Пограничные проблемы биомеханики, психологии и теории обучения движениям //Психология и современный спорт. М., 1982. -С. 42−51.
  167. , З.М. Обучение плаванию детей // Теория и практика физической культуры. 1954. — T.XVII. — Вып.4. — С.272−274.
  168. , Ю.М. Преподавание курса плавания в ИФК для студентов, специализирующихся в разных видах спорта: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987.- 16 с.
  169. , A.B. Формирование двигательной готовности при обучении спортивной технике плавания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1992.-23 с.
  170. , Ю.А. Навык плавания каждому (из опыта программированного обучения плаванию). — М.: Физкультура и спорт, 1983. -144 с.
  171. , Ю.А. Обучение прикладному плаванию. М.: Высшая школа, 1990.-192 с.
  172. , A.A. Физиологическая характеристика различных по структуре движений видов спорта (механизмы адаптации). Минск: Полымя, 1992. -190 с.
  173. , Б.В. Физиологическая и морфологическая характеристика развития подвижности в суставах человека в связи с возрастом и физической тренировкой: Автореф. дис. д-ра биол. наук. Пермь, 1972. — 32 с.
  174. , И.М. О характере дыхания пловца // Теория и практика физической культуры. -1959. T.XXI. — Вып.9. — С.693−695.
  175. , Т.В. О проведении занятий по плаванию с дошкольниками в условиях крытого малоразмерного бассейна при детском саде //Плавание: Ежегодник, 1981.-С. 18.
  176. , Б.Л. Массовое обучение спортивному плаванию на основе учета переноса навыков //Теория и практика физ. культуры. 1958. — T. XXI. -Вып.4.-С. 271−278.
  177. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры /Под ред. Н. Ж. Булгаковой. М.: Физкультура, образование, наука, 1996. — 430 с. (146)
  178. , JI.B. Методика обучения прикладному плаванию учащихся младших классов (8−10 лет): Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 170 с.(149)
  179. , Н.С. Формирование адекватных установок в процессе обучения двигательным действиям: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 22 с.
  180. , З.С. Формирование волевых качеств у подростков при начальном обучении плаванию: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975. — 29 с.
  181. , A.A. О возможностях индивидуализации начального обучения плаванию в возрасте 16−18 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1975. — 22 с.
  182. , Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты). М.: Физкультура и спорт, 1985. — 145 с.
  183. , С.Ю. Технология преподавания физической культуры в вузах / С. Ю. Тюленьков, С. Н. Зуев, JI.M. Крылов // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 5. — С.50−54.
  184. , B.C. Значение исследования двигательных способностей детей для отбора в ДЮСШ по плаванию / B.C. Фарфель, Б. В. Рышняк // Плавание: Сб. ст. М: Физкультура и спорт, 1978. — Вып.2. — С.31−33.
  185. , B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-206 с.
  186. , В.В. Программированное обучение технике спортивных способов плавания детей младшего школьного возраста (на примере способа плавания кроль на спине): Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1981.-22 с.
  187. , И.А. Нормирование нагрузок учебных занятий по плаванию в технических вузах с целью повышения работоспособности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 24 с.
  188. , В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. д-ра пед. паук. М., 1970. — С.4−26.
  189. , З.П. Плавать раньше, чем ходить: обоснование методики обучения детей грудного возраста в домашней ванне. М.: Знание, 1982. — 65 с.
  190. , Р., Тамп, Т., Каал, Р. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: Учебный материал. Таллин, 1986.-99 с.
  191. , H.H. Методика массового обучения плаванию на основе выделения его базовых навыков и элементов / H.H. Чаплинский, Ю. И. Радыгин, Н. И. Карзов // Актуальные вопросы спортивного плавания: Сб. науч. тр. Омск, 1985.-С.102−105.
  192. , Э.Г., Чепелев, В.И. Как научить детей плавать: Альбом. Киев: Рад. школа 1987. — 76 с, ил.
  193. , Е.А. Система оперативного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995.-285 с.
  194. , Л.И. Эффективность массового обучения плаванию в зависимости от последовательности изучаемых способов, возраста и предварительной подготовки учащихся младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Минск, 1990.-24 с.
  195. , Ю.Н. Влияние свойств темперамента на эффективность обучения плаванию студентов вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. J1., 1988.-22 с.
  196. , Б.Н. Анализ модельных характеристик соревновательной деятельности сильнейших спортсменов в различных видах спорта //Совершенствование системы подготовки спортсменов. М.: ВНИИФК, 1979. -С. 111.
  197. , С.П. Возрастные особенности совершенствования техники движений у юных пловцов-кролистов // Вопросы биомеханики физических упражнений: Сб. науч. трудов. Омск, 1993. — С. 88−95.
  198. , С.П. Проблемные вопросы эффективности методики обучения технике спортивных способов плавания //Актуальные вопросы спортивного плавания: Сб. науч. труд. ОГИФК. Омск, 1985. — С. 105−107.
  199. Alley L. Analysis of Waer Resistance and Propulsion in Swimming Grawe Stroke. Res. Quart, 1952. — Vol. 23. — P. 253−270.
  200. American Red Cross safety training for swim coaches: manual //Washington, D.C. .: American Red Cross. 1988. — 88 p.
  201. Bergen P. Close to the Breast //Swimming Technique. 1985. — Vol. 22.-№L-P. 8−14.
  202. Biomechanics and Medicine in Swimming: Swimming Science /Ed. By Maclaren D., Reilly Т., Lees A. London e.a.: E FN Spon. — 1992. — 406 p.
  203. Bory E. Teach your child to swim: an instructional quide to the basics of swimming. New York. — 1993. — 142 p.
  204. Campbeil W.J., Allen Garyl. Experimentally assessed learning rate as a determinant of performance under self-paced and instructor-paced instruction //"J. Phsy-chol.".- 1988.-Vol. 122. -№ 1. P. 69−87.
  205. Counsilman J.E. The new science of swimming. Englewood Cliffs, NJ. -1994.
  206. Csaig A., Boomer W. Testing your swimmers: stroke rate-velocity-distanceper stroke //Swimming World. 1982. — № 4. — P. 23−25.
  207. Essick R. Basic considerations in swimming strokes //International swimmer. -1969. Vol. 5. -№ 11. — P. 6.
  208. Lewin G.(red.) u. a. Shwimmsport: Ein Lehrbuch for Trainer, Ubbngsleiter und Sportlehrer. Berlin: Sportverlag, 1982. — 271 s., ill.
Заполнить форму текущей работой