Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика формирования толерантности к неблагоприятным факторам учебной и спортивной деятельности студенток: На материале волейбола

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К факторам, обеспечивающим толерантность к неблагоприятным условиям учебной и соревновательной деятельности, относятся: знания о психофункциональных изменениях в организме в результате влияния умственных и психофизических нагрузок, умение управлять своим психофизическим состоянием в стрессовых условиях учебной и соревновательной деятельностиволейбол как средство повышения двигательной активности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблемы формирования толерантности к неблаго* приятным факторам внешней среды у студенток-спортсменок
    • 1. 1. Студент — как субъект учебной и спортивной деятельности
    • 1. 2. Адаптационные процессы в учебной и тренировочной деятельности студентов-спортсменов
    • 1. 3. Оценка эффективности адаптации на чрезмерные воздействия
    • 1. 4. Толерантность — как одна из форм адаптации
    • 1. 5. Основные факторы, влияющие на эффективность учебной, тренировочной и соревновательной деятельности. 1.6. Использование волейбола как средства повышения адаптационных возможностей студенток
    • 1. 7. Специальная тренировка волейболиста для формирования толерантности к неблагоприятным факторам учебно-профессиональной среды
  • ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация и общий объем исследования
  • ГЛАВА 3. Методические основы учебно-тренировочного процесса волейболисток в экспериментальном исследовании
    • 3. 1. Методика проведения занятий в группе 2 (контрольная)
    • 3. 2. Методика проведения занятий в группе 1 (экспериментальная)
    • 3. 3. Методика проведения занятий в группе 3 (экспериментальная)
  • ГЛАВА 4. Моделирование толерантности к неблагоприя т-ным факторам игровой деятельности
    • 4. 1. Характеристика модели толерантности
    • 4. 2. Динамика подготовленности студенток-волейболисток в процессе экспериментального исследования
      • 4. 2. 1. Исходный уровень подготовленн ости
      • 4. 2. 2. Динамика физической подготовленности
      • 4. 2. 3. Динамика функциональной подготовленности
      • 4. 2. 4. Динамика психологической подготовленности
      • 4. 2. 5. Динамика эффективности технико-тактических действий
      • 4. 2. 6. Динамика эффективности учебной деятельности
    • 4. 3. Взаимное влияние факторов, обусловливающих развитие и поддержание спортивной формы студенток-волейболисток
    • 4. 4. Анализ основных компонентов тренировочного процесса для вы работки толерантности к неблагоприятным факторам игровой деятельности

Методика формирования толерантности к неблагоприятным факторам учебной и спортивной деятельности студенток: На материале волейбола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Динамика общества начала XXI века характеризуется новациями, взламывающими и перестраивающими его традиции, что, естественно затрудняет процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. На фоне изменений социальной и природной среды идет стремительное разрушение биологических характеристик человека, его соматического и психического здоровья. Недостаточность теоретических познаний закономерностей и тенденций развития человека в обществе, в котором он самореализуется, способствует обострению противоречий, разрушает здоровье в процессе его образовательных маршрутов.

Образование личности в процессе профессиональной подготовки студентов вузов представляет собой сложный процесс, требующий значительных интеллектуальных усилий, длительных нервных напряжений связанных с переработкой большого потока разнообразной информации и доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. При этом процесс обучения происходит в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

— необходимость освоения большого объема учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение;

— объективно текущие постепенные, многолетние процессы становления социальной зрелости будущего специалиста, желание как можно быстрее самоутвердится и проявить себя;

— стремление к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Возникающие противоречия, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы в сочетании с малоподвижным образом жизни, нередко приводят к функциональным и психическим срывам, что является провоцирующим фактором нарушения здоровья современного студента. При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения функционального состояния мозга и сенсорных систем. Снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу органов чувств (слух, равновесие, вкус и др.) и ведущих жизненно важных функций (дыхания, кровообращения, пищеварения). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, повышенная утомляемость, крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпеливость, утрата способности к длительному умственному и физическому напряжению, что в совокупности не способствует самостоятельности, активности в освоении профессии, а наоборот формирует инфантилизм, провоцирует возникновение различных заболеваний (19, 30, 31, 58, 65, 79, 99, 106, 128, 151 и др.).

Многочисленные исследования (12, 36, 39, 44, 54, 63, 77, 96, 108, 129, 158 и др.) и накопленный педагогический опыт выделяют здоровье и культуру человека как основную ценность, важнейшее условие и результат развития общества. Психическое и соматическое здоровье, физическая подготовленность и физическое развитие оказывают влияние на создание имиджа будущего специалиста, ускоряют и усиливают действие факторов, определяющих благополучие жизни, учебно-профессиональной деятельности студента, способствуют переводу наличного опыта из ряда ограничений в ряд возможностей, обеспечивают устойчивую работоспособность. При этом отмечается, что в современном обществе уже нет других средств укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности людей кроме физической культуры и спорта. Средства физической культуры выступают наиболее действенной альтернативой нервных напряжений и гиподинамии в современных условиях (11, 33, 38, 45, 55, 64, 78, 92, 101,114, 154, 177 и др.).

Спортивная направленность практических занятий по физической культуре может не только изменить двигательную активность студентов, но и в целом привить спортивный стиль повседневной жизнедеятельности. Сама спортивная жизнь, как среда окружения, является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период его становления. Победа над собой и над другими — это звенья одной и той же цепи, ведущей к достижению истинной цели — накоплению двигательного опыта, самоутверждению, переживанию чувства удовлетворенного честолюбия, своей компетентности, значимости (74, 114, 115, 121, 141, 153, 155, 175, 181, 191, 199, 201 и др.).

В процессе учебно-профессиональной деятельности, специализированных тренировок и соревнований студенты — спортсмены постепенно осваивают предельные физические и психические нагрузки, значительно расширяя границы функционирования специфических систем организма. При такой напряженной умственной работе и мышечной деятельности основное внимание сосредотачивается на результатах деятельности, но не учитывается «цена» приспособления организма к таким нагрузкам. Совокупность различных неблагоприятных факторов учебной и тренировочной деятельности может привести к психофизическому перенапряжению, которое способствует появлению отклонений в состоянии здоровья, умственным перегрузкам, снижению уровня работоспособности учебной и спортивной деятельности.

Забота о сохранении здоровья и увеличении эффективности учебно-производственного труда, снижения нервно-эмоционального и физического напряжения в спортивной деятельности ставят перед педагогической наукой ряд новых фундаментальных теоретических и практических задач. Интенсификация подготовки студентов — спортсменов и значительное повышение уровня тренировочных и соревновательных нагрузок в вузах остро требует разработки и внедрения технологий, обеспечивающих оптимизацию учебно-профессионального труда и тренировочного процесса без существенного увеличения объема и интенсивности физических нагрузок.

Спортивная деятельность, в частности занятия волейболом — весьма эмоциональное и эффективное средство физического воспитания в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи (47, 59, 74, 75, 83, 86, 87, 103, 119, 124, 139, 161, 173, 182 и др.). Студенты, постоянно занимающиеся волейболом, отличаются повышенной устойчивостью к различного рода перегрузкам, сбивающим факторам внешней среды. В волейболе спортсмен постоянно сталкивается с преодолением условий, различных по степени тяжести, что помогает вырабатывать взрывную силу, резкость, быстроту реакции и точность координации — качеств, столь необходимых для формирования прикладных умений и навыков представителей различных профессий. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных факторов учебно-профессионального труда и занятий волейболом, накладываясь одно на другое, могут усугубить течение негативных процессов в организме студентов и, в конечном счете, ввиду первичности интеллектуального труда по отношению к спортивной деятельности, привести к снижению спортивных результатов или отказу от занятий волейболом.

Поэтому решение вопросов формирования толерантности к неблагоприятным факторам учебной и тренировочно-соревновательной деятельности является чрезвычайно актуальным для подготовки студенток-волейболистов на протяжении их активной учебной и спортивной деятельности. Необходимо чтобы все звенья общей цепи физиологических и психологических процессов функционировали в оптимальном режиме разнообразно, во взаимодействии и толерантно к неблагоприятным факторам внешней среды. Все это послужило основанием для постановки специального исследования, заключенного в использовании специальной двигательной подготовки волейболистов, обеспечивающей толерантность к совокупности неблагоприятных условий учебно-производственного труда, тренировочной и соревновательной деятельности студенток-волейболисток.

Исходя из выявленного противоречия между возрастающими интеллектуальными, психическими и физическими перегрузками, возникающими в процессе обучения в вузе, была сформулирована проблема исследования: какова совокупность психолого-педагогических условий и факторов, обеспечивающих формирование толерантности к условиям спортивной деятельности и их оптимальное взаимодействие с учебно-профессиональной подготовкой студенток-волейболисток.

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние специальной психофизической подготовки студентокволейболисток на эффективность их соревновательной и учебной деятельности.

Объект исследования. Процесс учебной и спортивной деятельности студенток педагогических вузов.

Предмет исследования. Специальная психофизическая подготовка студенток-волейболисток для выработки толерантности к неблагоприятным условиям учебной и соревновательной деятельности.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что определенная организация и содержание учебно-тренировочного процессаранятий по волейболу позволят управлять психофизическим состоянием студентов, что приведет к устойчивости организма студентов к неблагоприятным факторам тренировочно-соревновательной деятельности и продуктивности учебного труда, сохранит здоровье и социальную активность в учебно-профессиональной деятельности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные научные представления об общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности (44, 56, 64, 81, 89, 94, 109, 134, 149, 157, 188, 200 и др.), о единстве умственного, нравственного и физического воспитания (44, 125, 135, 151, 166, 169, 177 и др.), теории адаптации человека (135, 146 и др.), концепции физической активности человека (34, 41, 54, 72, 105, 114, 176, 200 и др.), теории оптимального функционирования системы спортивной подготовки (19, 23, 51, 62, 74, 80, 90, 102, 107, 127, 130, 161 и др.), педагогических и психологических методах воздействия (88, 94, 131, 147, 150, 158, 159, 175, 177 и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов, обогащающих и дополняющих друг друга, в частности: методы теоретического анализа (изучение учебно-нормативных документов и литературных источников по философским, социальным, психологическим, педагогическим и медикобиологическим аспектам избранной темы) — опрос (анкетирование, беседы) — педагогическое наблюдение (стенографирование) — обобщение передового опыта (выбор средств и методов физической и психологической подготовки), моделирование, диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик), праксиметрические методы (оценка психологического состояния, оценка успеваемости), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проведено в 1997;2002 годах на базе Орловского государственного университета и ДЮСШ «Виктория» по волейболу в четыре этапа. Педагогический эксперимент был проведен в шесть этапов.

На первом этапе (1997;1998 г. г.) проанализирована научно-методическая литература по учебной и спортивной деятельности студентов, изучались проблемы адаптации организма студенток к мышечной работе и учебной нагрузке, основные закономерности и механизмы психофизической подготовки.

На втором этапе (1998;1999г.г.) выполнены подбор специальных упражнений и разработка рекомендаций по управлению состоянием студенток в процессе игровой деятельности в волейболе. Проведен отбор испытуемых для участия в педагогическом эксперименте.

На третьем этапе (2000;2001 г. г.) осуществлена экспериментальная проверка эффективности разработанной методики спортивной тренировки по волейболу в вузе, направленной на выработку толерантности к неблагоприятным факторам игровой деятельности.

На четвертом этапе (2001;2002 г. г.) дан анализ результатов экспериментального исследования. Обобщены, систематизированы и оформлены полученные данные опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в разработке методики психофизической тренировки, обеспечивающей толерантность к неблагоприятным факторам учебной и спортивной деятельности студенток-волейболисток.

Экспериментально обоснованная методика включения специальных психофизических упражнений в учебный и тренировочный процесс студенток-волейболисток способствует формированию толерантности к неблагоприятным условиям соревновательной деятельности и профессиональной подготовки студенток.

Выявлены психолого-педагогические факторы, условия и критерии, обеспечивающие эффективность реализации разработанной модели толерантности.

Теоретическая значимость. Выполненное исследование углубляет и дополняет представления о социально-профессиональной обусловленности изменений психофизического состояния студенток-волейболисток в тренировочно-соревновательной деятельности без повышения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, что способствует повышению эффективности их профессионального образования.

Практическая значимость. Разработана и проверена на практике система педагогических воздействий и самовоздействий, обеспечивающая эффективность использования специальной психофизической тренировки в сохранении устойчивости к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, в частности учебной и спортивной деятельности Это позволяет выработать толерантность к неблагоприятным факторам, влияющим на психофизическое состояние и эффективность технико-тактической подготовки студенток-волейболисток, способствует повышению умственной и физической работоспособности, улучшению спортивных результатов в условиях соревнований.

Достоверность результатов исследования определяется корректной и обоснованной постановкой задач работы, применением широкого круга объективных методов исследования, соблюдением требований, предъявляемых к педагогическим и психологическим исследованиям, включением в исследование необходимого количества испытуемых, тщательной обработкой экспериментального материала с использованием методов математической статистики, логичностью сделанных выводов.

Основные положения, выносимые на защиту:

— характер учебной и спортивной деятельности в вузе предъявляет повышенные требования к развитию психофизических качеств и психофункциональных состояний студенток-спортсменок;

— разработанная модель содержания и организации учебно-тренировочного процесса, включающая ряд взаимосвязанных компонентов повышает толерантность к неблагоприятным факторам внешней среды, позволяет обеспечить эффективность умственной и физической работоспособности студенток-волейболисток;

— соблюдение режима дня с включением спортивной подготовки (волейбол) в комплексе с психофизической тренировкой, оптимальное соотношение умственных и физических нагрузок уровню здоровья, организация общения и взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений способствует выработке толерантности студенток к условиям учебной и тренировочно-соревновательной деятельности.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 208 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ состояния проблемы показал, что в процессе обучения в вузе успехи, полнота общения, физическое и психическое здоровье студенток в существенной мере зависят от устойчивости их личностных качеств, способности психики приходить в определенное, адекватное и необходимое для учебной и спортивной деятельности состояние. Суммарное влияние на организм нескольких факторов (внешних и внутренних), негативно воздействующих на организм спортсменок, при определенных условиях способствует появлению стрессовых состояний, что увеличивает риск появления заболеваний. Использование сбалансированного характера педагогических воздействий и самовоздействий на уровень подготовленности студенток в процессе занятий по волейболу способствует повышению физической, функциональной и психической работоспособности. Совокупность положительных изменений подготовленности студенток-волейболисток создает предпосылки для выработки толерантности к неблагоприятным факторам соревновательной и учебной деятельности и сохранения их здоровья.

2. Неопределенность результатов учебной деятельности в совокупности со сложностями борьбы соревновательной деятельности создает условия возникновения состояния психической напряженности. Наличие этого состояния значительно снижает качество, результативность деятельности, проявления интереса к ней. Модель толерантности с включением в тренировочный процесс студенток-волейболисток комплекса упражнений на координацию движений, гибкости и психофизической тренировки, способствуют снижению чувствительности к негативному воздействию неблагоприятных факторов учебного труда и соревновательной деятельности.

В результате исследования определено, что толерантность представляет собой сложную, гибкую систему, сложившуюся в результате взаимодействия физической, функциональной и психологической готовности студентки-волейболистки к условиям учебной и тренировочно-соревновательной деятельности, обеспечивая успешность обучения в вузе, активность личности и ее социальную адаптированность.

3. Включение в тренировочный процесс первой экспериментальной группы упражнений на развитие выносливости и комплекса статических упражнений «Хатха-Йога» способствовали незначительному увеличению всех показателей подготовленности (от 2 до 5%). Включение данных упражнений не является характерным для соревновательной деятельности волейболистов.

4. Занятия, основанные на включении в тренировочный процесс упражнений на развитие координации движений, гибкости и психофизической тренировки (третья экспериментальная группа), способствовали повышению: уровня физической подготовленности, которая оказалась в среднем лучше на 18%, чем в первой экспериментальной, и на 19% лучше, чем в контрольнойфункциональной подготовленности студенток, которая оказалась на 14% лучше, чем в первой и на 17% лучше, чем в контрольной группах. Общий уровень психологической подготовленности в третьей группе повысился на 22%. Положительная динамика наблюдалась в эффективности технико-тактических действий и результатах соревновательной деятельности. Команда дважды заняла первое место в соревнованиях различного ранга.

5. Существенные сдвиги произошли в показателях успеваемости: она выше (4,4), чем в целом средний балл по университету (4,1), что свидетельствует о повышении умственной работоспособности студенток-волейболисток в результате сбалансированного соотношения учебной и тренировочно-соревновательной деятельности.

6. С применением корреляционного анализа доказана взаимосвязь между различными видами подготовленности и критериями внутри них (гот 0,6 до 0,9). С помощью регрессионного анализа выделены основные критерии повышения эффективности игровых приемов волейбола, позволяющие оптимизировать тренировочный процесс, обеспечивать толерантность студентки к негативным влияниям без увеличения объема и интенсивности физических нагрузок. Включение волейбола и дополнительных средств физкультурно-спортивной деятельности в режим дня студенток способствует повышению умственной и физической работоспособности, более полной их самореализации в любом виде деятельности, стабильности их психофизического состояния.

7. Определены основные факторы и психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели толерантности.

К факторам, обеспечивающим толерантность к неблагоприятным условиям учебной и соревновательной деятельности, относятся: знания о психофункциональных изменениях в организме в результате влияния умственных и психофизических нагрузок, умение управлять своим психофизическим состоянием в стрессовых условиях учебной и соревновательной деятельностиволейбол как средство повышения двигательной активности и адаптации к стрессовым условиям современной жизниупражнения на развитие физических качеств координации движений и гибкости, которые способствуют межмышечной координации, их эластичности, увеличению двигательных возможностей и на их основе приобретению двигательного опытапсихофизическая тренировка (двигательные упражнения и психическая регуляция), способствующая формированию устойчивости нервно-психического состояния и здоровья студенток, повышению уровня их подготовленности.

К психолого-педагогическим условиям реализации управления психофизическим состоянием студенток следует отнести: рациональный распорядок дня с обязательным включением занятий спортомзанятия волейболом, выступающие как специальный тренинг выработки толерантности и способствующие в комплексе с дополнительными средствами тренировки совершенствованию уровня подготовленности, повышению физической и психической работоспособности, более полной самореализации студенток в избранном виде деятельностиоптимальное соответствие умственных и физических нагрузок уровню здоровья и психофункциональным возможностям организма студентокснижение эмоционального возбуждения в процессе воздействия негативных факторов внешней среды в сочетании с сознательным управлением эмоциональным состояниеморганизация общения и взаимодействия тренера и студентки, построенные на субъект-субъективных отношениях, повышающие эффективность информации между участниками тренировочного процесса.

Выполненные исследования открывают реальные перспективы для дальнейшей разработки проблемы толерантности современного студента к негативным воздействиям внешней среды средствами физкультурно-спортивной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основании анализа литературных источников и обобщения результатов экспериментальной программы в учебно-тренировочный процесс студенток-волейболисток можно сформулировать некоторые основные практические рекомендации по организации специализированных занятий волейболом:

1. Необходимо специально включать в тренировочный процесс упражнения на гибкость и координацию движений, так как первые способствуют повышению эластичности мышечно-суставных образований, а вторые расширяют психофизические возможности студенток, что в целом обеспечивает повышение физических качеств, ускоряет освоение сложных технико-тактических действий, активизирует интеллектуальные процессы.

2. Психофизическую тренировку следует рассматривать в качестве дополнительного средства тренировочного процесса, который:

— ускоряет скорость протекания психических процессов и восстановления работоспособности в заданном лимите времени;

— обеспечивает необходимые резервные физические и функциональные возможности организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды, объему и интенсивности учебной и тренировочно-соревновательной деятельности;

— стимулирует мотивацию на достижение цели. 3. В процессе подготовки студенток-волейболисток рекомендуется использовать разработанные и апробированные нами комплексы эффективных и доступных для тренеров критериев, наиболее чувствительных в оценке эффективности технико-тактической подготовки волейболисток, оптимальный уровень развития которых способствует формированию толерантности к неблагоприятным влияниям учебного и спортивного труда студенток-волейболисток.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Актуальные психические состояния у спортсменов и их регуляция в соревновательной деятельности: Автореф. дис. .канд. псих. наук — Л., 1990.— 23с.
  2. Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС, 1983. -176с.
  3. А.А., Максимов А. А. Адаптация человека к экстремальным условиям. — JL: Наука, 1988. 125с.
  4. Айрапетьянц J1.P., Годик М. А. Спортивные игры. Ташкент: Изд-во им. Ибн-Сины, 1991. — 156с.
  5. М.А. Методика оценки соревновательной деятельности в волейболе: Методические рекомендации. М.: ВНИИФК, 1989. — 24с.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ФиС, 1987.-64 с.
  7. Н.М., Бэндет Я. А. О количественной оценке и градациях физического состояния больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. // Кардиология. 1975. — Т. 15. — № 9. — С. 19−26.
  8. .Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. // Вестник высшей школы. 1972. — № 7. — С. 46−51.
  9. Ю.М. Двигательная деятельность как объект системного анализа теории физической культуры. //Теория и практика физической культуры. 1978. — № 11. — С. 52−56.
  10. Ю.Андрюшин И. Ф., Щербакова Н. А. Управление командой в волейболе с помощью методов психорегуляции. //Психологическое обеспечение подготовки спортсменов: Сб. науч. тр. Алма-ата, 1987. С.80−86.
  11. П.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.- 477с.
  12. Г. Л., Попова JI.A. Медицинская валеология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 248 с.
  13. Е.А. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса гимнасток с использованием метода саморегуляции: Автореф. дис. канд. пед. наук Екатеринбург, 2001. — 22 с.
  14. Атлетизм //Научно-методический реферативный сборник: Инспорт. -Малаховка: МОГИФК. 1990. — № 10. -31 с.
  15. И.В. Как определить тренированность спортсмена. М.: ФиС, 1977.- 102 с.
  16. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 192с.
  17. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: ФиС, 1978. -223 с.
  18. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. 235с.
  19. P.M., Берсенева А. П., Палеев Н. Р. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях. М.: ВНИИМИ, 1987. — 19с.
  20. В.В. Психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте: Дисс. д-ра пед. наук Санкт-Петербург, 2000. — 341с.
  21. В.И., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Прогнозирование в спорте. М.: ФиС, 1986. — 192 с.
  22. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровья, 1987. 224с.
  23. А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: Автореф. дис.. д-ра псих. наук Санкт-петербург, 2002. — 43 с.
  24. Н.Н. Мышечная деятельность, адаптация, тренированность. -Кишинев: Штиинца, 1989. 100 с.
  25. А.Г. Психологические условия регуляции спортивной деятельности (на материале волейбола): Дис.канд. псих, наук Тверь, 2001.- 118 с.
  26. Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях. — М., 1988.-48 с.
  27. А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: ФиС, 1983. — 128 с.
  28. А.В. Игровые упражнения как средство развития физических качеств волейболистов. — М.:ФОН, 1996. — 38с.
  29. Г. Ф., Жданов О. И. О стилях поведения в экстремальных условиях деятельности. // Психологический журнал. — Т. 13. № 2. -1992.-С. 42−47.
  30. Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Сов. Россия, 1988. — 216с.
  31. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. — 495с.
  32. К.И., Плахтиенко В. И. Психодиагностика в спорте. М.: ФиС, 1984.- 126 с.
  33. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. — 248с.
  34. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 1985. — 117 с.
  35. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1983.-315 с.
  36. В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности. JL: ЛГУ, 1982. — 187с.
  37. М.С. Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., 1987. — 25с.
  38. Ю.Т. Методы и средства управления физической подготовкой студентов ВУЗов: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1995.-24с.
  39. Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки. //Теория и практика физической культуры. -1998.-№ 7.-С. 41−54.
  40. Ю.В. Основы специальной двигательной подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988.- 331 с.
  41. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: «ФиС», 1985. — 176 с.
  42. Взаимосвязь физиологических функций в процессе физической тренировки: Сб. науч. тр. ИФК. М.: ФиС, 1967. — 160 с.
  43. М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование. М.: Сов. спорт, 1996. — С. 14−21.
  44. М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: Учебное пособие. М.: Изд-во Прометей МПГУ им. Ленина, 1993.- 156с.
  45. М.И. Физиология трудовых процессов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958.-461 с.
  46. А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. Л.: Наука, 1981.-376с.
  47. А.А., Кырге П. К. Гормоны и спортивная работоспособность. -М.: ФиС, 1983.- 159 с.
  48. A.M. За массовый студенческий спорт. М., 1958.- 166с.
  49. Волейбол: Учебник для студентов ИФК. 2-е изд., перераб. / Под ред. А. Г. Айриянца. — М.: ФиС, 1976. — 230 с.
  50. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина, 1987, — 176с.
  51. В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: ФиС, 1977. -144 с.
  52. А.Н. Тяжелоатлетический спорт: Очерки по физиологии и спортивной тренировке. 2-е изд. — М.: ФиС, 1977.- 255 с.
  53. .А. Психический стресс и управление им в спортивных соревнованиях. М.: ФиС, 1981. — 152 с.
  54. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС, 1978.- 135 с.
  55. Г. В. Влияние спортивной специализации на развитие физических качеств студентов. //Вопросы физического воспитания студентов. ЛГУ, 1978.-Т. 12.-С. 100−103.
  56. З.Ж. Формирование активного отношения студентов к физической деятельности: Дис.. кан-да пед. наук М., 1992. — 165с.
  57. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов-на Дону: Ростовский ун-т, 1977.-109с.
  58. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. 2-е изд., доп. Ростов-на Дону: Ростовский ун-т, 1979.- 128с.
  59. И.А. Формирование физической культуры и ЗОЖ у студентов высших учебных заведений на основе их личностной самооценки: Автореф. дис.. кан-да пед. наук М., 2000 — 19 с.
  60. Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: ФиС, 1990.- 192 с.
  61. Н.М. Организационно-методические условия физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентами медицинских вузов (на примере волейбола): Дис.канд. пед. наук Тюмень, 2001. — 154с.
  62. В.В., Забельский С. Ю., Сивакова Н. Н., Краснов Ю. П. Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической культуры. Ставрополь: Изд-во СГМА, 2002. — 31 с.
  63. В.А. и др. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. 111 с.
  64. Горбу нов Л. Д. Психопедагогика спорта. (Наука спорту- Психология). -М.:ФиС, 1986.-208 с.
  65. В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности студентов средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности: Автореф. дис.канд.пед.наук М., 1995.-25 с.
  66. Е.В. Возможности реализации принципа индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в вузе: Автореф. дис.. кан-да пед. наук Хабаровск, 2000 — 25 с.
  67. Л.Н., Плахтиенко В. А. Проблема психической надежности в спорте. Учебное пособие для институтов физической культуры. М.: изд-во Редакционно-издательского отдела ГЦОЛИФКа, 1980.-58с.
  68. А.Г. «Основные принципы врачебного наблюдения за физкультурниками и спортсменами различного пола и возраста. Л.,^ 1983.- 134с.
  69. Ю.К. Основные приемы математической обработки и интеграции результатов исследований по физической культуре и спорту.-Л., 1972.- 115 с.
  70. Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис. .док. псих, наук М., 2002. — 49 с.
  71. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека. (Методологические и социальные аспекты). М.: Медицина, 1976 — 184 с.
  72. С.В. Основы теории решения двигательных задач: Методологические аспекты. Л.:ЛГПИ им. Герцена, 1988. — 345 с.
  73. А.С. Повышение работоспособности и эффективности деятельности спортсменов комплексными методиками личностной психофизиологической регуляции: Дис. .канд.пед.наук Майкоп, 2001.-231 с.
  74. И.М. Поддержание оптимального психического состояния средствами физической подготовки у курсантов в процессе обучения: Автореф. дис. канд.пед. наук. Санкт-Петербург, 2001 — 25 с.
  75. Д.Е. Аэробные упражнения как средство психологической регуляции. //Современные технологии обучения в школе: Материалы конференции. Хабаровск, 1998. — С. 267.
  76. Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: Автореф. дис.. кан-да пед. наук- Хабаровск, 2000. 27 с.
  77. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для педагогических вузов. М., 2001. — 263 с.
  78. Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: ФиС, 1978. — 224 с.
  79. Ю.Д. Юный волейболист: Учебное пособие для тренеров. М.: ФиС, 1988.- 192 с.
  80. Ю.Д., Шулятьев В. М. Волейбол (Учебная программа для ДЮСШОР). М., 1994. — 48 с.
  81. Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. М., 1991. — 195 с.
  82. Г. Д. Активизация учебно-воспитательного процесса в вузах формами и средствами физического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. Алма-ата, 1991. — 190 с.
  83. В.Я., Алико С. Н., Россо Г. Н., Гулюк Т. П. Уроки по волейболу. Минск, 1990. -34 с.
  84. А.В. Волейбол для всех. М.: ФиС, 1987. — 32с.
  85. А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. М.: ФиС, 1981. — 152 с.
  86. А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена. М.: ФиС, 1986.- 108 с.
  87. А.Б. Оценка личности и соревновательной готовности спортсменов разной специализации и квалификации: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 2002. — 26 с.
  88. Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния. М.: Просвещение, 1980. -199 с.
  89. В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО «Аспект Пресс», 1995. — 144 с. — (Программа: Обновление гуманит. Образования в России)
  90. Ф.А. Оценка специальной работоспособности спортсменов разных видов спорта. //Сборник научных трудов. Москва, 1993.- С. 167−169.
  91. Ф.А. Физическая культура и спорт в жизни женщины. М.: Советский спорт, 1995. — 327 с.
  92. Ф.А., Карполь Н. В. Значение функциональной подготовки в процессе тренировки высококвалифицированных волейболисток. // Теория и практика физической культуры. 1995. № 2.- С. 16−21.
  93. Н.П. Помехоустойчивость человека в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис.. кан-да псих.н. Ленинград, 1977.-23 с.
  94. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974.-95 с.
  95. А.Б. Физическая работоспособность как интегральный показатель уровня здоровья. // Проблемы оценкифункциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья: Тез. докладов всесоюзн. конференции. М., 1985. — С. 310.
  96. Г. Ф. Формирование управленческих способностей у студентов средствами физического воспитания. Дисс.. канд. пед.н.-Чебоксары, 1999- 170 с.
  97. Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  98. Ю.Н., Тюрин В. А., Фураев Ю. П. Тактическая подготовка волейболистов. М.: Ф и С, 1968. — 120 с.
  99. Ю.Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. М.: Ф и С, 1979.-231 с.
  100. М.П. Организация и методика повышения уровня физического статуса студентов гуманитарного вуза на основе использования волейбола: Дис.. канд.пед.наук — Краснодар, 2001. -145 с.
  101. Е.А. Повышенбие уровня физического состояния работников железнодорожного транспорта средствами физической культуры. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Хабаровск, 2001. — 24 с.
  102. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. — 256 с.
  103. М.В. Активность как основа повышения надежности соревновательных действий квалифицированных волейболистов: Дисс.канд.пед.наук Москва, 1998. — 156 с.
  104. Краткая энциклопедия для женщин. (Пер. с немец.).- М.: Мысль, 1993.-С. 9−13.
  105. А. А. Влияние позы и мышечных усилий на эффективность умственной работоспособности. — Рига, 1973. — 128 с.
  106. Крефф А.-Ф., Каню М.-Ф. Женщина и спорт. Пер. с франц. -М.: ФиС, 1986.- 143 с.
  107. О.Н. Методика коррекции телосложения студенток педагогического вуза на занятиях по физическому воспитанию: Дис. канд.пед.наук. Москва, 1998. — 176 с.
  108. И.А., Королев Ю. Н. Средства для поддержания физического состояния человека. JI., 1990. — 84 с.
  109. Куликов J1.M. Индивидуальные различия потребности в движении и их значение для оптимизации двигательной активности: Автореф.дис.д-ра мед.наук. Томск, 1991. — 37 с.
  110. JI.M. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. — Челябинск, 1996. — 389 с.
  111. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: ФиС, 1987.- 192 с.
  112. Р. Теория стресса и психофизиологическое исследование. // Эмоциональный стресс. Л.: ЛНИИФК, 1975. — 187 с.
  113. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988 — 432 с.
  114. А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. — М.: Ф и С, 1984.- 112 с.
  115. А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: Дис.. док-pa пед.н. Воронеж, 1998 — 361 с.
  116. А.В. Эффективность средств и методов повышения физической работоспособности студентов.: Дис.. канд.пед.наук. -Л., 1981.-263 с.
  117. А.В., Стеблецов Е. А. Молодежь и физическая культура. М.: ФОН, 1997 — 317 с.
  118. В.В. Основные аспекты синтеза психофизической подготовки в спорте высших достижений. // Теория и практика физической культуры 1996-№ 9- С. 62.
  119. В.А. Профессионально-личностное развитие учителя в процессе физического воспитания: Монография. Орел, 2002. — 295 с.
  120. А.Р. О некоторых особенностях взаимосвязи квалификации волейболистов со степенью развития их психофизиологических функций. //Тезисы докладов Всемирного симпозиума. Дилижан, 1978. -Ч. 1 — С. 47.
  121. Е.Н. Коррекция психофизического статуса детей 12−13 лет с нарушениями интеллекта в процессе занятий волейболом: Автореф. дис. .канд.пед. наук Хабаровск, 2002. -26 с.
  122. В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: Автореф. дис.. д-ра пед. наук Краснодар, 2002. — 99 с.
  123. B.JI., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова JI.K. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. 2-е изд. М., 1990 — 389 с.
  124. К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: Автореф. дис.. док-pa пед.н. Москва, 2001 — 50 с.
  125. Л.П. Введение в теорию физической культуры. — М.: ФиС, 1993.-221 с.
  126. Г. С. Влияние физической нагрузки на психическую сферу и умственную работоспособность человека. Физическое воспитание в вузе. М: МГУ, 1974. — С. 113−114.
  127. Махмуд Аль Видиан. Совершенствование методики преподавания курса «Волейбол» в специальных вузах с использованием комплекса тренажерных устройств: Дис. .канд.пед.наук, Москва, 1997. 146 с.
  128. Я. и др. Волейбол: путь к победе. Пер. с яп. //Мацудайра Я., Икеда Н., Сайто М.- предисл. Железняка Ю. Д. М.: ФиС, 1983.- 104 с.
  129. В.В. Психологическая подготовка волейболиста. М., 1980.-32 с.
  130. В.И. и др. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984.-111 с.
  131. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.- 104 с.
  132. Е.С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: Диссерт.. кан-да пед.н. Санкт-Петербург, 1998 — 148 с.
  133. Медицинский справочник тренера. Изд. 2-е, доп. и перераб. Сост. В. А. Геселевич. -М.: Ф и С, 1981. 271 с.
  134. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  135. Методы организации и проведения военно-научных исследований по физической культуре и спорту. /Сост. Щеголев В. А., Лобжа М. Т. Ленинград, 1991 — 145 с.
  136. В.Э. Типология свойств личности спортсменов относительно психической надежности. //Спорт, психофизическое развитие и генетика. М., 1976. — С. 122−143.
  137. В.Э. О некоторых методах изучения индивидуально-психологических различий, влияющих на поведение в стрессовой ситуации. //Вопросы психологии. 1968. — № 2 — С. 17−21.
  138. В.Э. Свойства личности в спортивной деятельности. // Воспитание, обучение и физическое развитие. М.: АПН СССР, 1977. -С.48−53.
  139. В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988 — 216 с.
  140. А.Н. Динамика врабатываемости и адаптации некоторых функциональных систем у студентов -первокурсников при регулярной физической нагрузки. /Теория и практика физической культуры. 1997 — № 8. — С.25.
  141. Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Автореф. дис.. док-pa псих.н. Москва, 1999 -40 с.
  142. С.А., Старцева М. Д. Физкультура и профессия. М.: ФиС, 1988.-160 с.
  143. АЛ. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. М.: Флинта — Наука, 2002. — 336 с.
  144. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/ Под ред. Райгородского Д. Я. Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1998.-627 с.
  145. Проблемы резервных возможностей человека. Сборник научных трудов. Под общей редакцией профессора В. В. Кузнецова. М.: ВНИИФК, 1982.-с. 14−24.
  146. Программирование учебно-тренировочного процесса в спортивных играх: Сборник научных трудов /ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1988. — 77 с.
  147. Психология и педагогика: Учебное пособие /Николаенко В.М., Залесов Г. М., Андрюшина Т. В. и др. М.: ИНФРА-М, 2000. — 175 с.
  148. Психолого-педагогические особенности физического воспитания и спорта женщин. Смоленск: СГИФК, 1986. — 132 с.
  149. Т.И., Волкова С. М., Воронова М.С. Влияние занятий по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов
  150. Е.А. Средства и методы совершенствования спортивно-значимых качеств волейболистов при подготовке к соревнованиям: Автореф.дисс.канд.пед.наук.- Ленинград, 1986. 22 с.
  151. Н.И. Психическая напряженность. М.:МГУ, 1976.-166 с.
  152. С.Д., Черемисов В. Н. Влияние тренировочных нагрузок, выполняемых с разной частотой сердечных сокращений, на изменение показателей работоспособности спортсменов. /Теория и практика физической культуры. — 1972. № 11. -С. 40−43.
  153. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 — 512 с.
  154. .А. Состояние специфических функций женского организма при занятиях спортом. //Теория и практика физической культуры. 1984 — № 3 — С. 27−29.
  155. В.П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: Штиинца, 1983.-140 с.
  156. И.В. Методика физического воспитания студентов основного отделения вузов на основе спортивно-ориентированной проблемно-модульной технологии обучения: Автореф. дисс. .канд.пед.наук Волгоград, 2002. — 25 с.
  157. Основы волейбола. / Сост. О. Чехов М.: Ф и С, 1979. — 168 с.
  158. С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка. / Теория и практика физической культуры № 8 — 1999 — С. 12−17
  159. Д.Ф. Основы управления профессионально-прикладной физической подготовки курсантов-слушателей образовательных учереждений МВД России. Смоленск, 1998 — 156 с.
  160. Е.А. Здоровье как количественная характеристика функциональных резервов организма. //Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья: Тез. докладов Всесоюз. конферен. М., 1985. — С. 340.
  161. О.Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД и пути ее совершенствования. Автореф. дис. канд. псих, наук Москва, 1990. — 22 с.
  162. М.Ф., Ионова Т. В. Значение физической работоспособности в оценке неспецифической резистентности организма. // Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья: Тез. докладов Всесоюз. конферен. -М., 1985.-С. 382.
  163. А.А. Комплексное использование средств физической культуры и психорегуляции в труде и спорте. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Москва, 1993. — 32 с.
  164. В.Н., Мякинченко Е. Б., Тураев В. Т. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов. / Теория и практика физической культуры 1993 — № 7 — С. 29−33.
  165. В.Н., Шестаков М. П., Космина И. П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. — М.: СпортАкадемПресс, 2001.- 184 с.
  166. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124 с.
  167. Слупский J1.M., Ивойлов А. В. Мысль плюс скорость. //Спортивные игры 1969 — № 8.- С. 16.
  168. Ю.И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности: Автореф. дис. .докт.пед.наук. М., 1991.-37 с.
  169. Н.В. Психорегуляция в спорте. //Теория и практика физической культуры 2000- № 5.-С. 19−22.
  170. В.А. Занятия волейболом как фактор сохранения и укрепления ресурсов здоровья женщин зрелого возраста (36−55 лет): Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1998 — 177 с.
  171. Стресс и тревога в спорте.// Международный сб. научных статей. Сост. Ю. Л. Ханин. М.: ФиС, 1983. -288 с.вузов. // Проблемы физического воспитания и спортивной подготовки студенческой молодежи: Тезисы докл. Всесоюз. науч. конф. Гомель, 1983.-С. 156−158.
  172. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М.:ФиС, 1969. — 88 с.
  173. Я.П. Возрастно-половые стандарты аэробной способности человека : Автореф. дис.. док-ра.мед.наук. — Тарту, 1982.-43 с.
  174. Э.Н. Готовность студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед.н. — Москва, 1992.-23 с.
  175. JI.A. Педагогическое управление развитием студенческого спорта в университетах России: Автореф.дисс.док-ра пед.наук. Екатеринбург, 2002. — 47 с.
  176. А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Ф и С, 1983. — 112 с.
  177. А.В. Психодиагностика спортивных способностей. -М.: ФиС, 1973.-216 с.
  178. А.В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995.-64 с.
  179. В.И. Влияние занятий волейболом на физическое развитие и работоспособность людей разного возраста: Дис.. к^нд. пед. наук, Краснодар, 1991 159 с.
  180. В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры: Автореф.дисс.докт.пед.наук. -Санкт-Петербург, 2001. 55 с.
  181. Сами Аль-Баштави. Физическая подготовка квалифицированных волейболистов в годичном цикле: Дисс.канд.пед.наук. Москва, 1998. — 156 с.
  182. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1976. — 133 с.
  183. А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций: Автореф.дис.док-ра.пед.наук. Санкт-Петербург, 2002. — 46 с.
  184. Тайр Хрейс. Факторная структура личности волейболистов различного амплуа. // Теория и практика физической культуры. № 9. -1996.-С. 48.
  185. В.П. Структура двигательной активности и ее совершенствование в процессе обучения в вузе. Автореф.дис.канд.пед.наук. Москва, 1993. —24 с.
  186. Т.К. Формирование готовности студентов ВУЗа к физическому самовоспитанию. Автореф. дис.. кан-да пед.н. -Москва, 2000 22 с.
  187. О.П. Исследование соотношения стабильности и вариативности некоторых технических приемов волейбола: Дис. канд. пед. наук М., 1968. — 165 с.
  188. О.П., Алиханов С. И., Романов П. В. Исследование ударного движения в волейболе методами электрогониометрии и электромиографии. //Теория и практика физической культуры. № 6 -1976-С. 14−16.
  189. А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Автореф.дисс. .д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 39 с.
  190. Н.М. Структура психофизической подготовленности человека: Автореф. дис.. док-pa пед.н. Москва, 1998. — 48 с.
  191. Физическая культура женщины. //Под. ред. В. Е. Рыжковой. М.: ФиС, 1963.-305 с.
  192. Физическое воспитание: Учебное пособие/ Под. ред. Г. И. Мокеева. Уфа, 1997. — 82 с.
  193. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.:Ф и С, 1980.-225 с.
  194. Е.В. Структура специальной физической подготовленности юных волейболистов. //Теория и практика физической культуры. № 7- 1987 — С. ЗЗ — 34.
  195. А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. изд. 2-е, испр., доп. — М.: ФиС, 1982. — 104 с.
  196. А.Г. Студенческий волейбол. Минск: Вышэйшая школа, 1983.- 175 с.
  197. А.Г., Болдырев Д. М. Волейбол. М.: ФиС, 1983. — 144 с.
  198. Х.Б. Факторы готовности игровиков к соревновательной деятельности в волейболе: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1986. -25 с.
  199. В.Е., Белоус В. Н. Волейбол. Киев: Радянска жинка, 1988. — 113 с.
  200. В.Е., Маслов В. Н. Совершенствование мастерства волейболистов. Киев: Здоровья, 1990. — 124с.
  201. Л.И. Роль физического воспитания в адаптации студентов к условиям вуза: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1980 — 175 с.
  202. С.В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. М.: ФиС, 1982.-157 с.
  203. А.В. Взаимосвязь специальной физической и тактической подготовки волейболистов 15−17 лет в процессе тренировки: Дис.. канд. пед.н. Москва, 1998 — 159 с.
  204. О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. -Москва, 1969.-88 с.
  205. Л.Я. Волейбол как средство физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза: Дис.канд.пед.наук- Красноярск, 2000. — 165 с.
  206. А.В. Развитие профессиональных качеств педагога физической культуры посредством нетрадиционных методик: Автореф. дис.. канд. пед.н. Томск, 2000. — 23 с.
  207. Ю.В. Оптимизиция тактических действий волейболисток в защите на основе математического моделирования: Дисс.канд.пед.наук Санкт-Петербург, 1995. — 222 с.
  208. В.М., Железняк Ю. Д. Структура соревновательной игровой деятельности как основа построения тренировочного процесса волейболистов. //Теория и практика физической культуры. № 6 — 1988- С. 32 -34.
  209. М.Н. Исследование динамики физической подготовленности и психических качеств студентов: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1970. — 20 с.
  210. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 320 с.
  211. Юссеф бен Хеди Грира. Игровые роли волейболистов. //Теория и практика физической культуры № 2 — 1996. — С. 24,37.
  212. В.Н. Современный мир и проблема толерантности. /Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -№ 1.- 1996.-С. 65−69.
  213. Е.Р. Статистические методы в спортивно-педагогических исследованиях: Метод.пособ. для студентов ин-тов физической культуры. Ленинград, 1971. — 25 с.
  214. Decker R. Sportunterricht in West-Europa \ Sportunterricht, Schorndorf. 1992 — № 12. — P. 507−518.
  215. Emery C.K. Modern volleyball. № 5, 1986. P.280.
  216. Fillenbaum G. Assessment of health and functional status: A world view. Oxford, 1990. — P. 69−90.
  217. Frohner В., Radle K., Doring F. Volleyball. Sportverlag. — Berlin, 1982.- 159 s.
  218. Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping pgocess. New York: McGraw Hill, 1966. — 178 s.
  219. Muller E. La methode d’esetignement du volley-ball'd la Spitzer'. -Spots documents. 1975. -№ 7 — P. 66−77.
  220. Rome S. Aerobic: Bewegungstraining das SpaB macht. Munchen: Mosaik, 1983.-150 p.
  221. Selye H. Neuropeptides and stress. New York, 1989. 163 s.
  222. Volleyball gees mare diction. Dr. Marianne Firder. Sportverlag. -Berlin, 1975. — 248 s.
  223. Анкета психической надежности
  224. В каких случаях вы успешнее выступаете в ответственных соревнованиях или отвечаете на экзаменах? а) Находясь в спокойном состоянии, практически не волнуясь-б) находясь в состоянии повышенного возбуждения-в) в состоянии сильного возбуждения.
  225. Сильно ли вы обычно волнуетесь на соревнованиях и экзаменах? а) да- б) иногда- в) нет.
  226. Вы обычно точно оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний во время соревнований и экзаменов? а) Обычно не задумываюсь над этим- б) иногда- в) да.
  227. Нравится ли вам выступать в прикидках, в контрольных упражнениях на результат? а) Да- б) не могу сказать определенно- в) нет.
  228. Можете ли вы в течение наиболее важного периода, сезона поддерживать стабильный уровень результатов и знаний? а) Да- б) бывают колебания- в) нет.
  229. Стабильна ли ваша техника и ваши знания? а) Да- б) бывают колебания- в) нет.
  230. Сильно ли вас сбивают неожиданные помехи? а) Да- б) иногда- в) нет.
  231. Мешает ли вам волнение на экзаменах и соревнованиях выступить наилучшим образом? а) Да- б) иногда- в) нет.
  232. Вы полностью выкладываетесь на экзаменах и соревнованиях? а) Да- б) не всегда- в) нет.
  233. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки? а) Да- б) не всегда- в) нет.
  234. Сильно ли действуют на вас неудачи? а) Да сильно расстраивают- б) быстро забываются- в) не придаю большого значения.
  235. В каких случаях вы достигаете лучшего результата?
  236. А) При строгом сознательном контроле своих действий- б) при автоматическом выполнении- в) нечто среднее.
  237. Бывают ли у вас во время экзаменов и соревнований серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на результат выступлений?
  238. А) Да- б) иногда- в) практически не бывает.
  239. Возникает ли у вас при удачном течении спортивной борьбы чувство, что «дело сделано», «скорее бы все заканчивалось»?а) Да- б) иногда- в) нет.
  240. Когда вы обычно начинаете испытывать волнение перед экзаменами или соревнованиями? а) За несколько дней до соревнований- б) накануне соревнований- в) непосредственно перед выступлением.
  241. Трудно ли вам отключаться от мыслей о предстоящем экзамене или соревновании? а) Да- б) нет- в) могу отключиться, но ненадолго.
  242. Можете ли вы, если считаете это нужным, быстро переключаться с одного вида настройки на другой? а) Нет- б) обычно не испытываю в этом необходимости- в) да.
  243. Можете ли вы в ходе борьбы (на экзамене или соревновании) при необходимости заставить себя быстро успокоиться? а) Нет- б) не всегда- в) как правило, могу.
  244. Пользуетесь ли вы для этих целей словесными приказами самому себе? а) Нет- б) обычно не чувствую в этом необходимости- в) да.
  245. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в учебе и спорте? а) Да, могу отказаться от многих жизненных благ- б) этой проблемы передо мной не возникало- в) нет.
  246. Каково ваше отношение к соревнованиям? а) Соревнование это трудный экзамен- б) соревнование — это праздник- в) и то и другое.
Заполнить форму текущей работой