Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процессуальный блок модели определяет особенности структуры педагогического процесса, направленного на формирование профессиональной педагогической компетентности педагогов по физической культуре в области туризма. Он предусматривает этапность формирования профессиональной компетентности и содержит объединенные координационными связями следующие структурные компоненты педагогического процесса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
    • 1. 1. Туризм как социальное явление
    • 1. 2. Туризм в системе физической культуры
    • 1. 3. Туризм в системе профессионального и непрофессионального физкультурного образования
    • 1. 4. Формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности в области туризма

Формирование профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Туризм является составной частью системы физического воспитания. Как учебный курс он предусмотрен ГОС ВПО по специальности 33 100 — «Физическая культура». Вместе с тем, развитию туризма среди молодежи в настоящее время не уделяется должного внимания.

Качество организации и методики проведения мероприятий спортивно-оздоровительного туризма в системе общего среднего, среднего и высшего профессионального образования не отвечает современным требования, что существенным образом отражается на снижении их воспитательного, оздоровительного и образовательного эффекта (Ю.С. Константинов, 2002; В. В. Кузин, С. А. Гониянц, И. Исмаилов, В. Г. Щербаков, 2003).

Одной из причин такого положения дел с развитием туризма является низкий уровень подготовленности специалистов по физической культуре к работе по спортивно-оздоровительному туризму среди учащейся молодежи.

Существующая общественная система подготовки кадров в самодеятельном туризме направлена на подготовку инструкторов и не нацелена на формирование у слушателей профессиональной педагогической компетентности в области туризма. Государственная же система подготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму пока находится на стадии становления.

В настоящее время проблема компетентности в области туризма педагога по физической культуре, а также подходы к ее формированию у будущих педагогов в сфере физической культуры специальному исследованию не подвергались.

Высокая значимость и большие возможности туризма в решении задач воспитания, оздоровления и развития современной молодежи, отсутствие специально подготовленных специалистов, способных успешно решать эти задачи, а также недостаточный вклад физкультурного образования в дело формирования у будущих педагогов профессиональной компетентности в области туризма — все это обусловило актуальность настоящего диссертационного исследования.

Таким образом, возросшая потребность в специалистах по спортивно-оздоровительному туризму, способных расширить масштабы и обеспечить качество туристской работы в образовательных учреждениях различного уровня и профиля, в центрах досуга по месту жительства, обусловили необходимость обоснования нового подхода к проблеме формирования профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре.

Гипотеза исследования: учитывая возможности туризма в физкультурном образовании, в удовлетворении возрастающих потребностей учащейся молодежи в рекреационных и спортивных занятиях, понимая необходимость привлечения молодежи к активным занятиям по физической культуре, предполагалось, что направленное формирование профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре должно базироваться на освоении содержания физкультурно-спортивной деятельности и создании ценностно-ориентировочной основы профессиональной деятельности в спортивно-оздоровительном туризме.

Объект исследования: профессиональная подготовка педагога по физической культуре.

Предмет исследования: профессиональная компетентность педагога по физической культуре в области туризма.

Цель исследования: обосновать пути формирования профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать профессиональную компетентность педагога по физической культуре в области туризма.

2. Рассмотреть состояние и реальные условия реализации спортивно-оздоровительного туризма в системе физкультурного образования в Вологодской области.

3. Обосновать модель формирования профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре.

4. Экспериментально проверить модель в реальных региональных условиях подготовки специалистов по физической культуре на основе разработанных программ.

Методологическую основу исследования составили основные положения о системном подходе в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Теоретическими основами исследования явились результаты исследований по проблемам туризма как системного объекта изучения (А.Ю.Александрова, В.А.Квартальнов) — по проблемам спортивно-оздоровительного туризма (А.М.Ахмедшин, А. А. Константинов, А. А. Остапец, А.А.Федякин) — по проблемам профессионального образования в области физической культуры (Ю.Д.Железняк, Г. Н.Пономарев) — профессионального развития и профессиональной компетентности учителя (А.К.Маркова, Л. М. Митина, А.В.Райцев), а также положения теории физической культуры (В.К.Бальсевич, Ю. Ф. Курамшин, Л. И. Лубышева, Л.П.Матвеев).

Научная новизна исследования. Определена сущность туризма как средства формирования физической культуры личности и профессиональной компетентности у будущих педагогов по физической культуре в области туризма.

Выявлены состояние и реальные условия реализации спортивно-оздоровительного туризма в системе физкультурного образования в Вологодской области.

Разработана и обоснована модель формирования профессиональной компетентности будущих педагогов по физической культуре в области спортивно-оздоровительного туризма.

Модель базируется на формировании у студентов ценностно-ориентировочной основы профессиональной деятельности и освоении содержания спортивно-оздоровительного туризма.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущность спортивно-оздоровительного туризма и его место в системе формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов по физической культуре.

Определены основные направления формирования профессиональной компетентности у студентов факультетов физической культуры в области туризма.

Модель формирования компетентности будущих педагогов по физической культуре в области туризма расширяет представление и обогащает опыт организации и проведения учебно-методической работы по спортивно-оздоровительному туризму на факультетах физической культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что модель формирования компетентности будущих педагогов по физической культуре в области спортивно-оздоровительного туризма внедрена в практику их подготовки на факультете физической культуры Вологодского государственного педагогического университета.

Разработана и внедрена в учебный процесс программа курса «Спортивно-оздоровительный туризм» для студентов факультета физической культуры.

Внедрение результатов исследования в практику подготовки специалистов по физической культуре способствовало успешному выступлению команды Вологодского государственного педагогического университета на всероссийских соревнованиях по туристскому многоборью в 2004 — 2005 гг.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы при подготовке педагогов по физической культуре и специалистов в области туризма для образовательных учреждений различного уровня и профиля.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В системе профессионального физкультурного образования имеются большие возможности для целенаправленного формирования профессиональной компетентности педагогов по физической культуре в области туризма:

— согласно новой редакции ГОС ВПО по специальности 33 100 (2005 г.) в рамках дисциплины «Физическая культура» предусмотрено освоение спортивно-оздоровительного туризма, а в рамках «Базовых и новых физкультурно-спортивных видов» — курса «Туризм»;

— сформированные у будущих специалистов по физической культуре педагогические знания, умения и навыки могут составлять основу их компетентности в области туризма;

— туризм в системе вуза рассматривается как эффективное средство воспитания учащейся молодежи и малобюджетная форма организации досуга среди студентов.

2. Модель формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов по физической культуре в области туризма представляет собой иерархическую структуру, представленную целевым, содержательным, процессуальным и результирующим блоками.

Целевой блок отражает направленность модели на формирование профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре.

Содержательный блок модели отражает структуру и специфику профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре.

Процессуальный блок модели определяет особенности структуры педагогического процесса, направленного на формирование профессиональной педагогической компетентности педагогов по физической культуре в области туризма. Он предусматривает этапность формирования профессиональной компетентности и содержит объединенные координационными связями следующие структурные компоненты педагогического процесса: принципы, цель, задачи, содержание, преобладающие виды деятельности, методы, формы организации, функционирование которых осуществляется на основе принципов профессиональной, личностно-ориентированной и культурологической направленности образовательного процесса и межпредметности.

Результирующий блок отражает конечный результат процесса формирования профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре.

3. Экспериментальная проверка модели формирования профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре в процессе подготовки физкультурных кадров показала высокую эффективность реализации спортивно-оздоровительного туризма в образовательном процессе профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждаются методологической и теоретической основой, логикой научного исследованияадекватностью использованных методов исследования поставленным задачамрепрезентативностью выборкикорректностью проведенных анализов и интерпретацией полученных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе всего периода исследования на факультете физической культуры Вологодского государственного педагогического университета. Материалы диссертации доложены: на IV Межвузовской конференции молодых ученых (г. Череповец, 2003) — на научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета физической культуры ВГПУ (г. Вологда, 2003) — на заседаниях кафедры теоретических основ физического воспитания и спортивных дисциплин и ученого совета факультета физической культуры ВГПУ (г. Вологда, 2001— 2005) — на заседаниях кафедры теории и методики физической культуры РГГТУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, 2002;2005).

Результаты исследования внедрены в практику подготовки студентов на факультете физической культуры Вологодского государственного педагогического университета. Основные аспекты исследования отражены в пяти опубликованных научных работах автора.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 153 страницах и содержит 23 таблицы, 14 рисунков. Список использованной литературы насчитывает 183 источника, из них 6 работ на иностранном языке.

выводы

1. Установлено, что составляющими профессиональной педагогической компетентности педагога по физической культуре в области туризма являются: деятельностная, коммуникативная и личностная компетентность. Мотивационно-ориентационное звено профессиональной компетентности обеспечивает ценностно-ориентационные установки профессиональной деятельности педагога по физической культуре на использование всех возможностей спортивно-оздоровительного туризма в формировании физической культуры личности человека, на общение с другими людьми в ходе совместной туристской деятельности, на всестороннее развитие собственной личности и личности учащихся. Операционное звено компетентности предполагает освоенность педагогом содержания предметной области спортивно-оздоровительного туризма, операционных компонентов общения и саморазвития. Контрольно-оценочное звено компетентности предполагает диагностику результатов образовательной, коммуникативной деятельности, процессов профессионального личностного саморазвития в спортивно-оздоровительном туризме и их последующую корректировку.

2. Выявлено, что в системе физкультурного образования, осуществляемого в учреждениях различного профиля, реализация спортивно-оздоровительного туризма недостаточна и имеет различные особенности: в дошкольных учреждениях возможности спортивно-оздоровительного туризма в физкультурном образовании не реализуются, что обусловлено в большей мере, неготовностью педагогов проводить занятия туристского содержания с данным контингентом занимающихся, низким материально-техническим обеспечением дошкольных учреждений и их удаленностью от парковых зон;

— в общеобразовательных школах спортивно-оздоровительный туризм реализуется недостаточно, в основном во внеурочных формах занятий рекреативной и спортивной направленности, что обусловлено низким уровнем туристской подготовленности педагогов по физической культуре;

— в средних профессиональных учебных заведениях спортивно-оздоровительный туризм реализуется недостаточно, в основном как средство ППФП в системе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Это также обусловлено низким уровнем туристской подготовленности педагогов по физической культуре и ориентированностью туристской деятельности на подготовку к военной службе и как следствие подчиненностью организуемых мероприятий по туризму подготовке к соревнованиям комплексных военизированных мероприятий «Зарница» и «Школа безопасностив высших учебных заведениях возможности спортивно-оздоровительного туризма в физкультурном образовании не реализуются, что обусловлено отсутствием ценностно-ориентационных установок у педагогов по физической культуре вузов на его использование в непрофессиональном физкультурном образовании студентовв учреждениях дополнительного образования спортивно-оздоровительный туризм востребован и используется как действенное средство физического воспитания, физической рекреации и физической спортизации подрастающего поколения. Однако уровень профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования является недостаточным для осуществления полноценного процесса физкультурного образования;

— в системе подготовки педагогов по физической культуре спортивно-оздоровительный туризм реализуется в процессе освоения курса учебной дисциплины «Туризм». При этом отмечается: инструкторская направленность процесса обучения и его соответствие устоявшимся традициям системы подготовки общественных инструкторских кадров для самодеятельного туризманесоответствие структуры учебной дисциплины «Туризм» общепринятой структуре учебных курсов «Базовых физкультурно-спортивных видов" — наличие большого спектра теоретических аспектов общей туристской подготовки, предусмотренных программой курса и не обеспечивающих глубины их раскрытияналичие относительно малого удельного веса практических занятий, не способных обеспечить надежность, стабильность и автоматизм сформированных у будущих педагогов туристских умений.

3. Модель формирования профессиональной компетентности в области туризма будущих педагогов по физической культуре предполагает:

— иерархическую структурированность, основными элементами которой являются: целевой, содержательный, процессуальный и результирующий блок;

— организацию образовательного процесса на основе принципов, профессиональной, личностно-ориентированной, культурологической направленности и межпредметности;

— координационные связи основных составляющих образовательного процесса по формированию профессиональной компетентности в области туризма (целевых установок, содержания, форм, методов, основных видов деятельности) на каждом уровне подготовки;

— соответствие структуры учебного курса «Спортивно оздоровительный туризм» общепринятой логике построения учебного процесса по дисциплинам предметной подготовки, направленным на освоение базовых физкультурно-спортивных видов деятельности, с учетом его специфики;

— комплексное использование самодеятельных форм организации туристской деятельности студентов различной физкультурной направленности, обеспечивающих их педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование;

— наличие прямых и обратных связей между предусмотренными У уровнями подготовки, позволяющими расширить рамки включенности будущих педагогов в процесс освоения профессиональной деятельности в предметной области спортивно-оздоровительного туризма.

4. Проверка эффективности функционирования модели формирования профессиональной компетентности в области туризма у будущих педагогов по физической культуре основанная на экспериментальном исследовании разработанных программ, реализуемых на базовом, углубленном и специализированном уровне модели, показала ее высокую эффективность.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. При организации практических занятий придерживаться общепринятой структуры урочных форм занятий по физической культуре, предусматривая подготовительную, основную и заключительную части. По возможности проводить часть практических и семинарских занятий на базовых стоянках, подкрепляя обсуждаемые теоретические вопросы туристкой подготовки конкретными практическими примерами.

2. При изучении технических приемов акцентировать внимание студентов на межпредметные связи активной двигательной деятельности во время путешествия с двигательными действиями, которые осваиваются на других учебных дисциплинах (лыжная подготовка, гимнастика, легкая атлетика, плавание) и строить обучение на решении проблемных ситуаций. Оно позволяет студенту увидеть изменения в технике двигательных действий при преодолении различных препятствий и построить методику обучения с их учетом, а также позволяет выбирать наиболее оптимальные способы преодоления локальных препятствий.

3. На занятиях не ограничиваться знакомством с организацией и проведением походов, а рассматривать все существующее многообразие туристских мероприятий (соревнования по туристскому многоборью, турслеты, фестивали, учебные и тренировочные занятия на искусственных и естественных формах рельефа), привлекая тем самым студентов к туристской деятельности различной направленности.

4. Уделять большое внимание самостоятельной подготовке, обеспечивающей знакомство с родным краем, стимулирующей развитие творческих способностей студентов.

5. При организации учебной полевой практики «Поход» планировать прохождение каждой группой нового маршрута. Желательно чтобы в выборе полигона учебного похода активное участие принимали студенты. Маршрут должен предусматривать знакомство с природными, историческими, архитектурными достопримечательностями в посещаемом районе. Отчет о совершенном походе выполняется студентами с учетом всех требований к отчетной походной документации.

6. Процесс освоения содержания спортивно-оздоровительного туризма не должен ограничиваться обязательной для всех студентов 1 -2 курса учебной дисциплиной. Сформированные туристские и педагогические знания, умения и навыки должны реализовываться в самодеятельных формах физкультур-но-спортивной деятельности студентов на протяжении всего срока обучения, обеспечивая их педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование при непосредственной материально-технической поддержке администрации учебного заведения.

7. Освоение технологии педагогической деятельности в спортивно-оздоровительном туризме обеспечивается интеграцией знаний, умений и навыков, формируемых на занятиях всех учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Международный туризм: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002. — 470 с.
  2. А.И. Физическая тренировка в туризме: Метод, рекомендации. М.: ЦРиБ «Турист», 1988. — 64 с.
  3. А.И. Психоэмоциональное регулирование в туризме. М.: ЦСПТиЭ ВЦСПС- Институт повышения квалификации работников ТЭО, 1989.-78 с.
  4. А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. -М.: ЦРиБ «Турист», 1990. 148 с.
  5. В.Г. О системном подходе в воспитании // Советская педагогика. 1991. -№ 2. — С.77−80.
  6. A.M. Туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностями: Дис. .канд. социол. наук. -М., 2004. 113 с.
  7. A.M. Фестиваль спортивного туризма людей с ограниченными жизненными возможностями // Адаптивная физическая культура. 2005. -№ 1 (21). С. 20−21.
  8. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. -С. 22−26.
  9. В.К., Лубышева Л. И. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры // Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи. Тула, 1994. — С. 3−10.
  10. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 21−22.
  11. В.К., Лубышева Л. И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 3. — С. 19−23.
  12. В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования // Сб. научных трудов: ГосНИИ семьи и воспитания. -М., 1999.-С. 34−39.
  13. В.А. Дополнительное образование как основа творческого развития и самоопределения ребенка // Материалы конференции «Образование и творчество». М., 1998. — С. 25−29.
  14. М. Б. Введение в туризм. СПб.: Невский Фонд- Гер да, 2000.-192 с.
  15. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 6−8.
  16. Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод, рекомендации М.: ЦДЮТ РФ, 1992. — 44 с.
  17. Т.Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 69.
  18. И.А., Голицын С. М., Куликов В. М. Рябов Е.Г. Туризм в школе. -М.: Физкультура в школе, 1983. 160 с.
  19. М.Я. Студент как субъект физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1999. -№ 10. — С. 2−5.
  20. И.А. Программа занятий кружка «Мир вокруг нас» для подготовительных групп детского сада // Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. Омск: обл. ЦДЮТ, 1996. — С. 23−25.
  21. Волков H. J1.Спортивные походы в горах. М.: Физкультура и спорт, 1974.- 160 с.
  22. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: ПОИКПРО, 1997. -421 с.
  23. И.Е. Спортивный туризм вчера, сегодня, завтра // Путник. 1995.-№ 0. — С.6−8.
  24. И.Е., Силкин А. В. Программа развития самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в России // Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998 2000 гг. — Вып. 2. — М.: ТССР, 1998. — С. 13−46.
  25. И.Е., Силкин А. В. Подготовка туристских кадров // Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998−2000 гг. Вып. 2. -М.: ТССР, 1998. — С. 230.
  26. В.М. Перестройка в области физической культуры (проблемы и пути) // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 8. -С.22−24.
  27. В.М., Джумаев А. Д. Физическая рекреация вид физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 3. -С.2−3.
  28. Вяткии JLA. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  29. JI.A. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Доп. и перераб.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. 212 с.
  30. Л.А., Сидорчук Е. В. Программы педагогических университетов и институтов: Программа курса «Туризм». М., 1996. — 14 с.
  31. .Х. Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования по профилю спортивно-оздоровительного туризма: Ав-тореф. дис.. канд.пед.наук. М., 2001. — 23 с.
  32. В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода: Метод, рекомендации. М.: Центр рекламно-информационного бюро «Турист», 1986. — 70 с.
  33. В.И., Безносиков Е. Я. и др. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1987. 240 с.
  34. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  35. Ю.Л., Вейцман С. С., Шимановский В. Н. Горный туризм. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 112 с.
  36. В.Н. Подготовка туристов-водников. М.: Центр рекламно-информационного бюро «Турист», 1975.-28 с.
  37. .А. Свободное время: Величина. Структура. Проблемы. Перспективы. М.: Правда, 1966. — 48 с.
  38. .А. Свободное время: Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967.- 175 с.
  39. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987. 368 с.
  40. Г. С. Век российского туризма: 1895−1995 // Вестник детско-юношеского туризма. 1997. — № 3. — С. 18−22.
  41. К., Теплы 3. Искусство отдыхать. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 112 с.
  42. JI. В., Луговер Д. А. Методика судейства соревнований на лучшее туристское путешествие. М.: Центр рекламно-информационного бюро «Турист», 1975. — 31 с.
  43. С.П. Туризм и здоровье. М.: Знание, 1984. — 96 с.
  44. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  45. С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: Реалии и перспективы: Монография / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. — 246 с.
  46. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 264 с.
  47. В.И., Квартальное В. А. Основы менеджмента в спорте и туризме: Социально-педагогические основы: Учебник. М.: Советский спорт, 2002.-184 с.
  48. В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме: Технология и техника управления: Учебник. М.: Советский спорт, 2003. — 240 с.
  49. Т.П. Теория и практика физической культуры. 1998. № 4. — С. 54−62.
  50. .И. Физическая культура: Учебник для профессионально-технических учебных заведений. М.: Высшая школа, 1984. — 288 с.
  51. А.И. Концепты туризма. Опыт структурно-семантического анализа // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 11.- С. 14−18.
  52. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования. -М.: Советский спорт, 2001. -259 .с.
  53. И.В., Квартальное В.А.Туристский терминологический словарь: Справочно-метод. пособие. -М.: Советский спорт, 1999. 664 с,
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика, 1988.-№ 1.-С. 12−15.
  55. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Просвещение, 1987.-134 с.
  56. И.В., Каверина Т. П., Квартальное В. А., Ильина Е.Н и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.
  57. Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000. — 256 с.
  58. В.И. О некоторых аспектах формирования современных взглядов на систему спорта // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 4.-С. 60−61.
  59. Канн-Калик. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 232 с.
  60. В.А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие М.: Советский спорт, 1998. — 246 с.
  61. В.А. Педагогика и туризм: Учебник для вузов туристского профиля. М.: Советский спорт, 2000. — 334 с.
  62. В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений туристского профиля. М.: Финансы и статистика, 2001. — 314 с.
  63. В.А. Современные особенности туризма как научного познания и исследований // Теория и практика физической культуры. 2002. — № И.-С. 2−8.
  64. Ким В.В., Латыпов М. М., Линькова Н. А., Хан Г. С. О разделении спорта и оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 3. — С. 17−21.
  65. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993.-98 с.
  66. И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2 — С. 12−15.
  67. В.М. Российский туризм: перспективы развития // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 8. — С. 2713.
  68. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии. СПб: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
  69. Л.И. Совместное проектирование образовательного процесса педагогического колледжа как фактор развития профессиональной компетентности его преподавателей.
  70. Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие, М., 2000. С. 47−54.
  71. Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования. М.: ЦДЮТиК, 2001. — 180 с.
  72. Ю.С. О проблемах развития туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 11. — С.40−42.
  73. И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002.-60 с.
  74. Е.А. К столетию туризма в России // Путник. 1995. — № 0. — С.2−4.
  75. В.М. Туризм // Большая советская энциклопедия. М.: 1977.-Т. 26.-С. 332−335.
  76. В.В., Гониянц С. А., Исмаилов И., Щербаков В. Г. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» // Теория и практика физической культуры. 2003. -№ 5. -С.47−49.
  77. Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 11−16.
  78. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1967. 183 с.
  79. В.М. Школьный туризм // Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997. — № 3. — С. 16−24.
  80. В.М., Ротштейн JI.M. Школа туристских вожаков. М.: ВЛАДОС, — 1999. — 86 с.
  81. Ю.Ф. Акмеология спортивных достижений: Теоретические и прикладные аспекты: Автореф. дис. .докт. пед. наук. СПб., 2002. -42 с.
  82. В. И. Туризм: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическая культура» и № 2115 «Нач. воен. обучение и физ. воспитание». М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  83. И. Дети-инвалиды и туризм // Народное образование. -2002.-№ 3.-С. 192−194.
  84. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  85. Д. А. Организация и проведение чемпионатов по туризму: Учебное пособие. М.: Центр рекламно-информационного бюро «Турист», 1984.-56 с.
  86. П.И. Методические рекомендации по подготовке туристов-лыжников: Техника и тактика. М.: Центр рекламно-информационного бюро «Турист», 1979. — 149 с.
  87. П.И. Зимние спортивные походы. М.: Советский спорт, 1988. — 190 с.
  88. В.В. Олимпийское движение и профессиональный спорт // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 7. — С. 30−31.
  89. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Программа с направленным развитием двигательных способностей учащихся I-XI классов. М.: Просвещение, 1993. -64 с.
  90. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-X1 классов. М.: Просвещение, 1996. — 68 с.
  91. Л.С. Подготовка специалистов историко-краеведческого профиля для сферы туризма в региональной системе образования: Дис. .канд. пед. наук. Сходня, 2000. — 176 с.
  92. А. Победа на лыжне // Турист. 1995. — № 1. — С.7−8.
  93. A.M. Внутренняя структура спорта (постановка проблемы) // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. М.: Физкультура, образование и наука, 1998. — Т.5. — С.85−91.
  94. . Проблемы безопасности в горах. М.: Физкультура и спорт, 1981.-207 с.
  95. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 193 с.
  96. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  97. А.Г., Константинов Ю. С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования. М.: МТО-ХОЛДИНГ, 2001.-96 с.
  98. А.Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. Модели деятельности летних профильных лагерей для детей и подростков: Метод. Пособие. М.: ОЦДЮТур РФ, 1997. — 120 с.
  99. Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
  100. .А., Федотов Ю. Н. Профессионально-прикладной туризм. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. — 112 с.
  101. Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности. Дис. .канд. пед. наук. М., 1997−225 с.
  102. Мун Вон Бэ. Организационно-структурные закономерности и тенденции развития туризма в сфере досуга населения Республики Корея: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 35 с.
  103. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. — М.: Физическая культура и спорт, 1998. 496 с.
  104. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: Монография. СПб., 1998. — 322 с.
  105. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 ФЗ // Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998−2000 гг. — Вып. 2. — М.: ТССР, 1998. — С. 7−12.
  106. А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  107. А.А. Концептуальные положения программы «Школа -окружающий мир» // Краеведо-туристская работа с дошкольниками: Матер, науч.- практ. конф. М., 1995. — С. 7−9.
  108. Остапец-Свешников А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. — 96 с.
  109. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А. К. Бруднова. — М.:ВЛАДОС, 2000. — 156 с.
  110. В.И. Центр творчества детей и юношества как субъект развивающегося образования. М., 1997. — 64 с.
  111. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. А. Кошкаров, И. П. Кравцевич и др.// Под ред. Ю. Д. Железняка. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  112. JI.A. Компетентность в общении. М.: Мысль, 1989.216 с.
  113. В. С. Туризм как общественное явление // Спутник туриста. 1983. — с. 6- 15.
  114. Н.П. Педагогические и гуманистические основы профессиональной подготовки менеджеров туризма. Дис.. канд. пед .наук. -М., 1998 -123 с.
  115. Г. Н. Высшее профессиональное образование в области физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 262 с.
  116. Понятийно-терминологический словарь для педагогов дополнительного образования / Сост.: М. Б. Коваль, В. В. Белова, М. П. Чумакова. М., 1997.-156 с.
  117. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Просвещение, 1987. — 156 с.
  118. В.П. Педагогические основы семейного туризма в системе дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. Сходня, 1999 -126 с.
  119. Программы педагогических институтов // Для специальностей № 2114 «Физическое воспитание» и № 2115 «Начальное военное обучение и физическое воспитание» / Сост.: Б. А. Ашмарин, Ю. Д. Железняк, А. П. Матвеев, Б. А. Петров. М.: Просвещение, 1987. -120 с.
  120. Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров. Социально-педагогические и психологические аспекты. / Сост. С. Г. Вершловский, Г. С. Сухобская. СПб.: ИОВ РАО, 1994. — 133с.
  121. В.И. Содержание туристских походов в горах с целью оздоровления: Дис. канд. пед. наук. -М. 2000 -134 с.
  122. Разрядные требования // Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998−2000 гг. Вып. 2. -М.: ТССР, 1998. — С. 79−86.
  123. Разрядные требования // Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001−2004 гг. Вып. 7. -М.: ТССР, 2001.-С. 56−74.
  124. А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе вуза. М.: Изд-во международной педагогической академии, 2002. — 295 с.
  125. Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2001. — 80 с.
  126. Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: Учеб. пособие к спецкурсу. СПб.: Изд-во РГГТУ им. А. И. Герцена, 1997.
  127. Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «физическая рекреация» // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 55−57.
  128. Ю.Е. Физическая рекреация в сфере досуга человека // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 7. — С. 17−19.
  129. Л.Г. Физическая рекреация молодежи средствами самодеятельного туризма: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 22 с.
  130. Л.Г. Физическая рекреация молодежи средствами самодеятельного туризма: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 173 с.
  131. К.С. Социальный туризм путь развития в России // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 11. — с. 9−10.
  132. М.Я. Профессионализация спорта и спортивная этика // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 7. — С. 32−33.
  133. Г. Р. Восхождение на шихан Юрактау // Адаптивная физическая культура. 2005. — № 1 (21). — С. 22−24.
  134. А.Е. Педагогические условия реализации муниципальной модели непрерывного профессионального туристского образовании: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 178 с.
  135. B.C. Введение в туризм: Учеб. для гимназий, лицеев, колледжей и высш. учеб. заведений. -М.: Бизнес, 1993. 104 с.
  136. А.И. Структура и содержание профессионального туристского образования // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 11.- С. 19−24.
  137. Силкин А. Действовать по-новому // Путник. 1995. — № 2. — С.4−6.
  138. В.И. Туристические походы выходного дня. М.: Советская Россия, 1984. — 128 с.
  139. Г. Юный турист // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 6.-С. 61−64.
  140. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — с. 256.
  141. Д.В. Влияние спортивного похода на учебную деятельность старших школьников // Теория и практика физической культуры. 2000. -№ 8. — С.27−43.
  142. Д.В. Программы дополнительного образования детей: Вып. 5: Спортивный туризм: туристское многоборье: В 2 ч. 4.1. Базовая, начальная и учебно-тренировочная туристско-спортивная подготовка. М.: Советский спорт, 2003. — 128 с.
  143. Спортивный туризм: Учеб. пособие / Под ред. Евсеева С. П., Федотова Ю. Н. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. — 214 с.
  144. В.И., Быховская В. И., Лубышева Л. И. Концепции физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 5. — С. 11−15.
  145. В.И. Философские и концептуальные основы неклассической теории спорта // Физическая культура, образование и наука. 1998. — Т. 1.-С. 13−14.
  146. Ф.П., С.М. Вайцеховский. Толковый словарь спортивных терминов. -М.: Физкультура и спорт, 1993. -351 с.
  147. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / Под ред. С. О. Филипповой, Т. Н. Пономарева. СПб.: ВВМ, 2004. — 514 с.
  148. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2002. — 448 с.
  149. О.В. Индустрия досуга в США: Экономическое исследование. М.: Наука, 1983. — 176 с.
  150. Туризм и краеведение: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. -М.: Просвещение, 1982. -352 с.
  151. С.В. Должностная структура кадров по видам спортивно-оздоровительного туризма // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 11. — С.43−44.
  152. Н.Г. Методические рекомендации по круглогодичной подготовке туриста-водника. М.: ЦРиБ «Турист», 1982. — 88 с.
  153. Ю.Н. и др. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРиБ «Турист», 1985. -96 с.
  154. Ю.Н. и др. Организация и проведение соревнований по горному туризму. М.: ЦРиБ «Турист», 1989. — 112 с.
  155. Ю.Н., Востоков И. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2002. — 364 с.
  156. А.А. Теоретико-методологические основы оздоровительного туризма: Дис.. докт. пед. наук. Майкоп, 2001. — 317 с.
  157. С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 2002. -40 с.
  158. Т. Туризм как одно из важнейших средств и методов физического воспитания учащейся молодежи. Дис. канд. пед. наук. JI., 1989. -202 с.
  159. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.
  160. А.Н. Карманная энциклопедия туриста. М.: Вече, 2000. -464 с.
  161. JI.B. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2001. — 152 с.
  162. Г. Ф. История туризма: Пособие для вузов по экономическим специальностям. М.: Экоперспектива, 1999. — 303 с.
  163. С.Б., Федоров А. И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С. 50−54.
  164. В.Ф. Аварийность в горах // Путник. 1995. — № 2. -С.16−17.
  165. С.П. Самодеятельному спортивно-оздоровительному туризму государственную поддержку // Путник. 1995. — № 0. — С.5.
  166. Ю.А. Охрана природы и туризм. М.: Физкультура и спорт, 1974.-102 с.
  167. Ю.А. Карманный справочник туриста. М.: Профиздат, 1982.-224 с.
  168. Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 143 с.
  169. В.А. Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров. Дис.. канд. пед. наук.- М., 2000. -172 с.
  170. Bull A. The Economics of Travel and Tourism. Melbourne, 1991.1. P. 10.
  171. Davidson R. Tourism. London, 1990. — P. 19−18.
  172. Py P. Le tourism: Un phenomene economiques. Paris, 1992. — P. 32.
  173. Vellas F., Becherel L. International Tourism. An Economic Perspective. -Chippenham, 1995.-P. 111−112.
  174. Milgram R.M., Milgram N.A. Self-concept differences in student teachers in primary and special education // Psychology in school. 1976. — P. 439 441.
  175. B.I., ГНчугш Б.В., Федченко Ю.1. Як вивчати свш край. -Киев.: Радянська школа, 1981. 60 с.
Заполнить форму текущей работой