Формирование точности выполнения двигательных действий у старших дошкольников средствами физического воспитания
Диссертация
Научная новизна. Получены данные, характеризующие возрастно-половые и индивидуальные особенности проявления способности точно воспроизводить пространственные, временные и силовые параметры движений детьми 5−6 летвыявлены положительные изменения в развитии точности воспроизведения основных параметров изучаемых движений под влиянием воздействий средствами физического воспитаниядоказана взаимосвязь… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Литературный обзор состояния вопроса развития точности выполнения двигательных действий
- 1. 1. Сущность представлений об управлении движениями
- 1. 2. Современная трактовка понятия «точность движений»
- 1. 3. Особенности выполнения двигательных действий детьми
- Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
- 11. 1. Цель и задачи исследования
- 11. 2. Методы исследования
- 11. 3. Организация исследования
- Глава III. Особенности развития точности выполнения двигательных действий у детей 5−6 лет
- III. 1. Оценка точности выполнения двигательных действий по основным параметрам
- III. 2. Возрастные характеристики проявления точности выполнения двигательных действий
- Глава IV. Анализ результатов эксперимента по формированию точности выполнения двигательных действий
- IV. 1. Динамика показателей точности выполнения движений и физической подготовленности детей 5 и 6 лет.64 IV.2. Взаимосвязь показателей точности выполнения движений и физической подготовленности
Список литературы
- Агасьева НА, Якубсон J1.X., Барановская Е. Н. Об изменении точности проприорецепции пространства у детей, занимающихся в спортивных секциях // Материалы X науч. конф. по возрастной морфологии и биохимии.-М., 1971.С.7−9.
- Адашкявичене Э.И. Формирование двигательных действий у старших дошкольников (на примере обучения действиям с мячом): Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1977.-17 с.
- Алексеев М.А., Аконазий А. А. Некоторые закономерности управления точными циклическими движениями человека // Управление движениями. Л.: Наука, 1970. С. 17−38.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-С. 348−350.
- Анисимов Е.А., Косилов С. А. К вопросу об использовании средств физической культуры и спорта в целях подготовки школьников к труду //Теория и практика физической культуры. -1986. № 9. — С. 10−12.
- Анисин Е.А. Влияние трудовой деятельности и спортивной тренировки на точность дифференцирования мышечных усилий //Теория и практика физической культуры. -1974. № 3. — С. 55−58.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1976. — 448 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука 1980.-198 с.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — 251 с.
- Аракалян О.Г. Об организации и проведении ежедневных занятий по развитию движений у детей дошкольного возраста // Материалы Ш научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1966. — С. 3638.
- Аркин ЕА Ребенок в дошкольные годы /Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давьщова. М.: Просвещение, 1968. -445 с.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-476 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978 — 224 с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
- Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культ J Под ред. Ю. М. Портнова. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 288 с.
- Батуев А.С. Общие принципы конструкции сенсорных систем //Физиология сенсорных систем. JL: Медицина, 1976. — С. 12.
- Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1958.-262 с.
- Белинович В.В. Об упражнениях на внимание, точность и координацию движений в производственной гимнастике //Теория и практика физической культуры. -1960. -Т. 22. Вып. 11. — С. 24−28.
- Белов А.С. Сравнительная оценка факторов, определяющих точность движений спортсменов в специальных заданиях и экспериментальное обоснование их совершенствования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1972. 21 с.
- Бережная Е. К, О роли зрительной обратной связи в точностных движениях // Управление движениями. Л., Наука, 1970. С. 71−82.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. -М.: Медгиз, 1947 225 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. -349 с.
- Бернштейн НА. О ловкости и ее развитии. -М.: Физкультура и спорт, 1991.-287 с.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.495 с.
- Бетелева Т.Г., Дубровинская А. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. -М.: Наука, 1977. -177 с.
- Бирюкова Н.В. О методических подходах измерения точности воспроизведения пространственных параметров движений //Психомоторика: Сб. науч. тр. Л., 1976. — С. 69−77.
- Бишаева А. А Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных возможностей двигательных функций: Автореф. дис. канд.пед.наук. М, 1976. -19 с.
- Бишаева А. А Проявление функциональной асимметрии при занятиях различными видами двигательной активности // Тезисы докл. IV науч-практ. конф.: Человек, здоровье, физич. культура в изменяющемся мире. Коломна, 1994. -С. 9.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкулыура и спорт, 1985.-192 с.
- Бобылев Ю.П., Лукьяненко В. П. Применение кинематометрики для исследования пространственной точности у детей и подростков // Методы исследования функций организма в онтогенезе. -М., 1975. С. 204−205
- Бойко Е.И. Время реакции человека, М.: Медицина, 1964. -440 с.
- Болобан Н.В. Развитие и совершенствование пространственной ориентации у школьников 8−16 лет на занятиях акробатикой: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1971. -24 с.
- Бондаревский ЕЯ, Пензулаева Л. И. Экспериментальная проверка методов оценки физической подготовленности дошкольников //Материалы итоговой научной сессии за 1968 г. М., 1970. — С. 36−38.
- Бубе X., Фак Г., Штюбжер X., Трогг Ф. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и спорт, 1983.238 с.
- Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7−17 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1955. -13 с.
- Букреева Д.П., Косилов С. А., Тамбиева АЛ. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков.- М.: Педагогика, 1975.-160 с.
- Бутенко Б.И. О соотношении оптимальных и максимальных усилий, при овладении спортивными движениями: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1962.-20 с.
- Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям //Пособие для воспитателей детского сада. -М.: Учпедгиз, 1961. -152 с.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость //Пособие для воспитателей дет. сада. -М., Просвещение, 1981. -96 с.
- Вивилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать //Пособие для воспитателей дет. сада -М.: Просвещение, 1983. -144 с.
- Васютина А.И. Изменение пространственной оценки движений у детей дошкольного возраста //Труды П науч. конф. по вопросам возрастной морфологии и физиологии. -М., 1955. С 279−288.
- Васютина А.И. Исследование точности направления полета в зависимости от позы метателя и различных условий рецепции //Возрастная морфология и физиология. -М., 1959. С. 256−259.
- Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1977.-15 с.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -М., Физкультура и спорт, 1985. -С. 154.
- Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. -Киев, Здоровье, 1983.-208 с.
- Вишняков А.В. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11 и 12 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1993. -25 с.
- Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ивойлова А. В. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -239 с.
- Волков В.М. Физиологические особенности детей и подростков. -Киев: Здоровья, 1981.-134 с.
- Воронин Л.Г., Громыко Н. М., Коновалов В. Ф. Формирование и хранение неосознанной и осознанных следовых процессов у детей //Журнал высшей нервной деятельности. -1971. Т. 21. — Вып. 4. — С. 667.
- Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебно-методич. пособие Лен. пед. мед. ин-т. -Л., 1986. -48 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.-600 с.
- Выготский JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии, 1972, № 2. С. 114−123.
- Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6-ти т. Т. 4 /Под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Гагаева Г. М. Значение установки на точность и установки на дальность метания при выработке навыка метания //Учебные записи ГДОИФК. -1949.-Вып. 4. -С. 85−86.
- Гальперин С.И. Физиологические особенности детей: Пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1965. -243 с.
- Геллерштейн С.Г. 'Чувство времени" и скорость двигательной реакции. -М.: Медгиз, 1958. -148 с.
- Генезис сенсорных способностей /Под ред JI.A. Венгера. -М.: Педагогика, 1976. -256 с.
- Герасимов П. Физическая культура в системе политехнического образования //Физкультура в школе. -1930. № 10−11. С. 6−9.
- Годик М.А. Спортивная метрология. -М.: Физкультура и спорт, 1988.192 с.
- Голомазов С.В. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения: Автореф. дис. канд.пед.наук, М., 1973. -30 с.
- Гончаров В.А. Исследование формирования точности движений и трудовых умений у школьников в связи с занятиями спортом: Автореф. дис.. канд. пед.наук. -М., 1968. -25 с.
- Горбань А.П. О формировании умения младших школьников ориентироваться в пространстве //Теория и практика физической культуры. -1965. -№> 9. -С. 32−35.
- Гориневский ВБ. Физические упражнения, соответствующие данному возрасту. -М.: Физкультура и спорт, 1951. ТЛ. -167 с.
- Гранит Р. Основы регуляции движений. -М.: Мир, 1973. 368 с.
- Грантынь К.Х. О направленности и содержали учебной работы по физическому воспитанию в школе //Физическая культура в школе. -1959. № 5. -С. 7−11.
- Гужаловский А.А. Структура двигательной подготовленности школьников //Теория и практика физической культуры. -1974. № 5. — С. 37−38.
- Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника. Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1980. -148 с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. -Минск: Народная Асвета, 1978. -88 с.
- Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. д-ра пед.наук. 1979. -26 с.
- Гук Е.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка на уроках: Юноши IX-X классов //Физическая культура в школе. -1986. № 10. — С. 20−22.
- Гуляйкин В.А. Методика физической подготовки детей 4−6 лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: Автореф. дис. пед.наук. -Омск, 1986. -21 с.
- Гусев И.А. Методы совершенствования быстроты и точности уколов фехтовальщика //Применение технических средств и программированного обучения в средней и специальной школе. Минск, 1965. — С. 286−293.
- Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. -М.: Медицина, 1974. -255 с.
- Дежников А.Г. Исследование вопросов обучения детей младшего школьного возраста умениям оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1977. -22 с.
- Деметр Р. Бегай, ползай, прыгай /Пер. с нем.-М.: Физкультура и спорт, 1972.-39 с.
- Демидов Н. Н Определение характера запоминания движений и методических приемов рационального освоения упражнений юными гимнастами: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Киев, 1973. -26 с.
- Дикунов А.М. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1972. -24 с.
- Дмитриенко Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. Киев: Радянська школа, 1983. -112 с.
- Доронин AM., Федякина JI.K., Доронина Н. В., Кириченко Р. В. Уровень развития мелкой моторики кости у школьников младших классов //Матер, межд. науч.-пракг. конф.: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта. -Майкоп, 1997. -С.
- Жигалин Г. С. О некоторых показателях уровня координации движений у детей в возрастном аспекте //Матер, науч. конф.: Возрастная физиология. -М., 1965. -С. 94−96.
- Жигалов Ю.А., Бродов В. П. Методы оценки параметров двигательной деятельности, связанных с точностью их выполнения //Вопросы физического воспитания студентов. -JL, 1977. С. 58−63.
- Жуков А.С. Критерии определения координационных способностей у детей //Теория и практика физической культуры. -1968. -№ 7. -С. 51−52.
- Залкинд М.С. Воспроизведение быстрого и точного движения //Журнал высшей нервной деятельности. -1966. вып. 6. -Т. 16. С. 965−973.
- Запорожец А.В., Венгер JI.A., Зинченко В. П. и др. Восприятие действия. -М.: Просвещение, 1967. -323 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. -Т. П. -М.: Педагогика, 1986. -296 с.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430 с.
- Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. -М.: Физкультура и спорт, 1979.-152 с.
- Зациорский В.М. Точность в перемещающих движениях //Биомеханика. -М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 205−206.
- Зациорский В.М. Перенос тренированности одна из центральных проблем теории и практики физического воспитания //Теория и практика физической культуры. -1960. -№ 9. -С. 652−658.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. -М.: Физкультура и спорт. 1970. -1970. С. 159−161.
- Зациорский В.М. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей //Теория и методика физического воспитания /Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М., 1975. — С. 190−203.
- Иванова Л.С. Развитие дифференцировки пространства у детей при обучении метанию в цель //Труды 5-й науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М., 1962. С. 226−229.
- Иванова Л.С. Развитие у школьников пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1966.-14 с.
- Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей //Психомоторика. -Л., 1976. -С. 4−22.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. -М, 1980. -С46
- Ильин Е.П. Ловкость миф или реальность /Яеория и практика физической культуры. -1982. -№ 3. — С 51−53.
- Индлер Г. В. Исследование методов срочной информации о длительности движений при обучении гимнастике: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -21 с.
- Кабанов А.Н., Васютина А. И. О возрастном развитии зрительно-двигательной ориентировки при метании //Возрастная физиология и морфология. -М., 1963. -Вып. 127.-С. 93−118.
- Канишевский С.М. Улучшение воспроизведения действия при формировании двигательных навыков у юношей //Теория и практика физической кулыура. -1976. -№ 1. -С. 34−37.
- Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. -Минск: Народная асвета, 1980. -127 с.
- Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. -2-е изд. испр. -М.: Просвещение, 1968. -88 с.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. -М.: Педагогика, 1970. -222 с.
- Кларина Л.М. Дидактические условия формирования у дошкольников представлений о физических явлениях (на материале механики): Автореф. дис. кад.пед.наук. -М., 1988. -21 с.
- Козлов А.И. Возрастные особенности развития координации движений у детей школьного возраста и пути ее совершенствования в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед.наук. -М., 1964. -21 с.
- Козлов А.Н. Возрастные особенности формирования координации движения рук и ног у детей 7−17 лет //Материалы 6-й науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1968. С. 369−370.
- Козлов И.М. Особенности координации мышечной деятельности у детей и подростков //Детская спортивная медицина. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. -Гл. 6. — С. 72−86.
- Кольцова М. М Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1973.
- Комаров В.А. Способность детей к пространственной точности движений //Развитие двигательных способностей у детей. -М.: АПН СССР, 1976. -С. 81−83.
- Конторович М.М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. -3-е изд. -М.: Учпедгиз, 1961.-146 с.
- Коренберг В.Б. Мини-справочник по статистике. Учебное пособие. /Московская государственная академия физической культуры. Малаховка: МГАФК, 1996. -20 с.
- Колобков А.В. и др. Физическая культура людей разного возраста (биологические основы). -М.: Физкультура и спорт, 1962 -372 с.
- Корытников Е.П. Развитие «чувства времени» у юных лыжников //Физическое воспитание в школе. -М.: Просвещение, 1964. -С. 96−122.
- Косилов С.А. О кортикальной регуляции кинестетического анализа //Физиологический журнал СССР. -1979. -№ Ю. -С. 1369−1376.
- Кравчук А.И. Особенности управления детьми 6−7 лет пространственной точностью своих движений //Пути управления технической подготовкой спортсменов: Сб. научлр. /Омский ин-т физ. культры. -Омск, 1980. -С. 15−17.
- Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. -Л.: Медгиз, Ленингр. от-ние, 1958. -320 с.
- Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. -М.: Физкультура и спорт, 1951.532 с.
- Кручинин В А. Чувство ритма //Определение физической подготовленности. М., 1973. -С. 53−61.
- Крюкова А.А., Абрамчук Т. В. Особенности моторики исследования физиологических параметров у детей и подростков //Гиг. и сан. -1984. -№ 10. -73 с.
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников //Физическая культура в школе. -1975. -№ 1. -С 7−9.
- Кузнецова З.И., Мартовский А. Н., Сагалаков J1.H. Особенности развития пространственной точности движений в различных суставах тела у мальчиков школьного возраста //Методы исследований функций организма в онтогенезе. -М., 1975. -С. 216−218.
- Лайзане СЛ. Физическая культура для малышей. -М.: Просвещение.157 с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для студентов биол. специальностей вузов. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1990. -296 с.
- Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. -М.: АПН РСФСР, 1955.-168 с.
- Ленерт Г., Лахман И. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста /Сокр. пер. с нем. В. П. Милютина. 2-е изд. -М.: Физкультура и спорт, 1977. -102 с.
- Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -584 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные труды /Сост. И. Н. Решетень. -М.: Физкультура и спорт, 1987. -С. 22−203.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт, 1951. -Т. I. 441 с.
- Лескова Г. П., Буцинская П.П, Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1981. -160 с.
- Лескова Г. П. Осознавание детьми 6−7 лет характера и качества своих движений в процессе обучения прыжкам //Дошкольная педагогика: Ученые записи ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1967. С. 70−88.
- Лескова Г. П. Подготовка детей к школе. //Ученые записи ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л.:ЛГПИ им. Герцена, 1967.-С. 90−92.
- Листенева А.В. Активизация процесса обучения сложным физическим упражнениям детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1979. 26 с.
- Лукьяненко В.П. Применение упражнений с отягощением с целью . формирования точности движений при обучении детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1980. -18 с.
- Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение /ЛГеория и практика физической культуры. -1991. -№ 11. -С. 2−9.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. -М.: Педагогика, 1970. -495 с.
- Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1979. -96 с.
- Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1974. -232 с.
- Лях В. И. Исследование ловкости детей и подростков в подвижных играх: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1976.
- Лях В. И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» //Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 1. -С. 48−50.
- Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования //Теория и практика физической культуры. 1996. -№ 1. -С. 16−23.
- Лях В. И. Критерии определения координационных способностей //Теория и практика физической культуры. 1991.-№ 11. -С. 17−20.
- Лях В.И. О классификации координационных способностей //Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 7. -С. 28−30.
- Лях В. И. Общий спортивно-двигательный тест //Физкультура в школе. -1992. №−2,3,4.-С. 47−53.
- Лях В. И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н. А. Бренштейна //Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 7. -С. 21−25.
- Лях В. И. Понятие «координационные способности» и ловкость //Теория и практика физической культуры. -1983. -№ 8. -С. 44−47.
- Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте //Теория и практика физической культуры. -1990.-№−3.-С. 15−18.
- Лях В. И. Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой системы управления произвольными движениями //Теория и практика физической культуры. 1979. -№ 5. -С. 51−53.
- Лях В. И. Координационные способности школьников. -Минск- Полымя, 1989. -159 с.
- Майорова Л .Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис. канд.пед. наук. -Омск, 1988.-21 с.
- Майорова Л.Т., Бальсевич В. К., Королева М. Н. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет //Теория и практика физической культуры. 1986.-№ 10.-С. 11−13.
- Мартовский А.Н., Сагалаков Л. Н. Зависимость между уровнем развития мышечной силы и пространственной точностью движений у мальчиков 8−18 лет //Пятая науч. конф. по физическому воспитанию детей и подростков. -М., 1972.-С. 165.
- Марьясов С.К. Методика обучения учащихся 4−6 классов оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1985. -16 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 159−177.
- Матвеев Л.П. Закономерности развития двигательных навыков и физических качеств //Теория и практика физического воспитания /Под ред. Л. П. Матвеева. -.-М.: Физкультура и спорт, 1959. -143 с.
- Мейксон Г. Б. Произвольное запоминание школьниками основных параметров движений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1968. -18 с.
- Меньщиков В Л. Исследование развития способности дифференцировать мышечное пространство и время у юных гимнастов: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1966. -18 с.
- Мерзликин В.П. Обусловленность точности движений силой нервной системы и трудностью ситуации //Психологический стресс в спорте: Материалы Всесоюз. симп. -Пермь, 1973. -С. 86−87.
- Методика определения физического состояния школьников: Методич. указания /К.Д. Чермит, К. Ю. Мамгетов и др.- ред. К. Д. Чермит. -Майкоп, 1996. -С. 16−17.
- Мирский М.А. Исследование координации мышечных напряжений при дозировке усилия: Автореф. дис. канд.биол.наук. -М., 1964. -18 с.
- Назаров АЛ Координация элементарных движений рук у детей и ее развитие //Тезисы докл. 5-й науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М., 1962. -216 с.
- Назаров А.И. Перспективы применения ручных движений в психофизических экспериментах //Вестник Моск. Ун-та, серия 14. Психология. 1983, № 4. С. 33−45.
- Назаров В.П. Координация движений рук и ее совершенствование у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -38 с.
- Назаров В.П. Координационные способности у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт, 1969. -32 с.
- Назаров В.П. О применении направленных упражнений для совершенствования мышечных ощущений //Теория и практика физического воспитания детей. Я, 1971. -С. 4−16.
- Назаров В.П., Холодов Ж. К. Формирование кинематических и динамических характеристик движения у мальчиков 11−14 лет //Развитие двигательных способностей. М., 1976. -С. 132−133.
- Немцев О.Б. Формирование точности движений средствами и методами физического воспитания у юношей и девушек 15−17 лет (на примере операторов ПЭВМ): Автореф. дис. канд.пед.наук. -Майкоп, 1999. -23 с.
- Николаенко А.В. Развитие точности движений у младших школьников в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1967.-16 с.
- Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -JL, 1980. -17 с.
- Обухова Н.З. Точность воспроизведения суставного угла при различных напряжениях мышц у человека //Журнал высшей нервной деятельности, 1977. Т. 16. Вып. 5. -С. 908−913.
- Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков /Под ред. А А. Маркосяна. -М., Медицина, 1969. -575 с.
- Основы математической статистики: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под ред. B.C. Иванова. -М.: Физкультура и спорт, 1990. -176 с.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. -М.: Просвещение, 1991. -159 с.
- Осокина Т.И. Развитие функции равновесия //Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) /Под ред. М. Ю. Кистяковской. -М.: Педагогика, 1978. -С. 66−92.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. 2-е изд. перераб. -М.: Просвещение, 1986. -304 с.
- Павлов И.П. Избранные произведения. -М.: Изд-во АН СССР, 1949.639 с.
- Паукова М.В. О способностях юных гимнастов оценивать движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий //Теория и практика физической культуры. 1970. -№ 10. -С. 42−44.
- Пашелите И.Ю. Педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М, 1990. -18 с.
- Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1973. -20 с.
- Переверзев B.C. Развитие способности школьников VII-VIII классов управлять двигательными действиями как фактор повышения эффективности уроков физической культуры: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1985. -24 с.
- Петров А.А. Возрастная динамика управления движениями по параметрам пространства, времени, усилия //Развитие двигательных способностей у детей.-М., 1976.-144 с.
- Пилипповская М.В. Способность юных гимнасток к управлению основными параметрами движений // Тез. докл. восьмой конф. молодых ученых ГЦОЛИФКа. -М., 1970. -С. 159−163.
- Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1986. -С. 138−142.
- Погребняк Л.А., Низовой В. И. Об управлении движениями при выполнении приемов игры начинающими гандболистками //Теория и практика физической культуры. 1977. -№ 4. -С. 63−66.
- Подьяков H.H. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 1977. -270 с.
- Потехина Н.В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования //Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе /Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковский, Т. И. Осокиной. -М.: Просвещение, 1980.-С. 32−48.
- Программа воспитания в детском саду, — 9-е изд. испр. -М.: Просвещение, 1981. -160 с.
- Пуни А.П. К вопросу о формировании представлений о движениях //Вопросы психологии. -1960. № 5. -С. 17−30.
- Пустынникова Л.Н. Формирование навыков катания на коньках у детей 6−7 лет в процессе обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1977. -15 с.
- Пьянков Ю.П. Значение дифференцировки пространства и времени в обучении спортивному бегу: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1961. -18 с.
- Развитие двигательных качеств у школьников. (Развитие быстроты, выносливости, силы и равновесия) /Под ред. З.И. Кузнецовой-М.: Педагогика, 1967.-203 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. -М.: Педагогика, 1986. -174 с.
- Рауцкис Ю.Ю. Оптимизация занятий по обучению основным движениям детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кандлед.наук. -М., 1976.-23 с.
- Реброва Н.П. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Л., 1960. -24 с.
- Ревзон А.С. Воспитание чувства пространства у младших школьников при обучении прыжкам в длину с разбега //Физкультура в школе. -1959. -№ 5. -С. 14−17.
- Ревзон А.С. Выработка дифференцировок пространства у младших школьников на уроках физической кулыуры //Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1960, №−1.-С. 97−99.
- Ровный А.С. Влияние целенаправленного развития двигательных способностей на формирование двигательных навыков у юношей //Развитие двигательных способностей у детей. -М., 1976. -С. 152−153.
- Рунова М.А. Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1988. -24 с.
- Сабров Ю.А. Методика развития способности диффренцировать время, пространство и степень мышечных напряжений у школьников IV-VI классов на уроках физической культуры //Физическое воспитание и спорт. -М., 1972.-С. 205−211.
- Сагайдачная Е.А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1988. -23 с.
- Сагалаков JI.H. Способность к точному воспроизведению движений в разных суставах у школьников 8−16 лет //Развитие двигательных способностей у детей. М.: АПН СССР, 1976. -С. 159−160.
- Саркисян А.А. Формирование правильной ходьбы у детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1983. -23 с.
- Семенов М.И. Динамика развития дифференцировок в двигательном анализаторе у школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -18 с.
- Сергееня И.И. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Республ. межвед. сб. -Минск, 1985. -вып. 15. -С. 14−17.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. -T.I. -АН СССР, 1952. -С. 512 514.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-100 с.
- Сеченов И.М. Очерки рабочих движений человека.-М., 1901.-139с.
- Соколкина В.А. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии координационных способностей //Ломоносовские чтения. Тез. науч. конф. -Архангельск, 1990. -С. 152−153.
- Солоха Л.К., Арпошенко А. Ф. Возрастные особенности развития моторики, как основа совершенствования физического воспитания детей //Сборник научных трудов /Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека. -М., 1983. -С. 153−157.
- Степаненкова Э.Я. Пространственная ориентировка в подвижных играх //Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе /Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной-М.: Просвещение, 1980. С. 32−48.
- Степаненкова ЭЛ. Формирование ориентировки в пространстве у детей шестого и седьмого года жизни в подвижных играх и упражнениях: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1973. -25 с.
- Стрелец В.Г. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора человека: Автореф. дис. д-ра биол.наук. -Л., 1971. -32 с.
- Суханова Н.В. Подвижность нервных процессов в двигательном анализаторе у детей дошкольного возраста //Высшая нервная деятельность. -Вып. 9. -№ 5. -С. 411.
- Сысоев Н.В. Исследование точности движений и ее совершенствование путем использования физических упражнений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -19 с.
- Тамбиева А.П. Возрастное развитие и способность дифференцирования силы мышц кисти у детей 5−7 лет //Материалы пятой науч. конф. по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М., 1961. -С. 246−251.
- Тамбиева А.П. Дифференцирование мышечного напряжения школьниками 8−13 лет //Материалы четвертой науч. конф. по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М.: АПН РСФСР, 1959. С. 321.
- Талышев Ф.М. Исследование физиологического механизма точности воспроизведения пространственной и силовой характеристики движений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -19 с.
- Тюменева Е.А. Развитие основных движений детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1976.-18 с.
- Торхауер Г. А. О средствах срочной информации //Теория и практика физической культуры. 1970. -№ 8. -С. 23−25.
- Точность двигательных действий: Учебное пособие для студентов ин-тов физ. культуры /Сост. С. В. Голомазов, В. М. Зациорский. -М.- ГЦОЛИФК, 1979. 26 с.
- Туманцев В.М. Возрастные изменения работоспособности при выполнении упражнений на силу у девочек школьного возраста //Мышечнаядеятельность детей в норме и патологии: Сб. научн. трудов. -Горький, 1974. -С. 2325.
- Туманцев В.М. Ловкость как комплекс психических и моторных процессов: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1980. -20 с.
- Удалая А.Д. Формирование перекрестной координации //Физическое воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. М. Ю. Кисляковской. -М.: Педагогика, 1978. -С. 92−120.
- Урицкая В.П. О развитии быстроты, ловкости, равновесия у детей дошкольного возраста//Материалы 3-й конф. по физическому воспитанию детей и подростков. -М., 1966. -С. 219−220.
- Ухтомский А.А. Собр. соч. Изд-во ЛГУ, 1950. -T.I. -С. 232−235.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. -М. -Л., Изд-во АПН РСФСР.-Т. I.-C. 125.
- Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. -М.: Изд-во АПН РСФСР. -1959. -67 с.
- Фарфель B.C. Роль сознания в управлении движениями //Физиологические основы управления движениями: Материалы Всесоюз. конф. -М, 1975.-С. 143−144.
- Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1975.-208 с.
- Физиология развития ребенка /Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер -НИИ физиологии детей и подростков Акад. пед наук СССР. -М.: Педагогика, 1983. -296 с.
- Физическая культура в детском саду: Типовая программа. -М.: Физкультура и спорт, 1984. -48 с.
- Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. докг.пед.наук. -М., 1970. -50 с.
- Филин В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1980. -255 с.
- Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости //Теория и практика физической культуры. 1980. -№ 2. -С. 49−52.
- Филиппович В.И. Особенности возрастного развития основных нервных процессов у подростков //Геор. и практ. физ. культ., 1959. -№ 11. -С. 848 852.
- Филиппович В.И. Двигательная ловкость //Легкая атлетика 1980. -№ 7.-С. 10−12.
- Филиппович В.И. Развитие двигательной функции детей (дошкольного и школьного возраста) в процессе физического воспитания //Советская педагогика. -1967. -№ 3. -С. 23−30.
- Фомин Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -С. 24−25.
- Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготов. к школе группы. -2-е изд. дораб. -М.: Просвещение, 1984. -159 с.
- Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. -М: Педагогика, 1977. -87 с.
- Фрейдкин И.С. Ознакомление дошкольников с некоторыми элементами перемещения тел в пространстве //Умственное воспитание дошкольников/Под ред. Н. Н. Подцьякова. -М.: Педагогика, 1972. -С. 153−180.
- Фролов В.Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1983.-191 с.
- Хризман Т.П. Движения ребенка и электрическая активность мозга. -М.: Педагогика, 1973. -187 с.
- Холодов К.К. Особенности проявления точности движений и ее совершенствование у мальчиков 11−14 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1975.-С. 17.
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. -М.: Просвещение, 1978. -366с.
- Хухлаева Д.В. О формировании двигательных навьжов у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1953. -24 с.
- Черевков М.А. Наглядность в обучении учащихся движениям //Советская педагогика. -1956. -№ 10. -С. 6−8.
- Чернов Ю.А. Вопросы развития и оценки двигательных способностей у детей школьного возраста //Сборник научных трудов /Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека -М., 1983. -С. 140−143.
- Чхаидзе JI.B. Об управлении движениями человека-М.: Физкультура и спорт, 1970. -136 с.
- Шишкина В.А. Двигательная активность детей 2−3 летнего возраста и педагогическое руководство ею в процессе деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1979. -16 с.
- Шлемин А.М. Исследование процесса формирования двигательной функции у детей и подростков (на материале гимнастики) //Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1968. -28 с.
- Шлемин AM., Дежников А. Г. Формирование временных и пространственных представлений у учеников П классов //Физическая культура в школе. -1978. -№ 2. -С. 22−23.
- Щелованов Н.М. Задачи воспитания детей в яслях. Необходимость воспитания детей с первых месяцев жизни //Воспитание детей в яслях /Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. -Изд. 2-е. -М.: Медгиз, 1949. -343 с.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. -М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР, 1962.-311 с.
- Эльконинова JI Особенности предвидения изменений предметов и явлений у дошкольников: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1986. -24 с.
- Янанис С.В. Еще раз о ловкости и ее разновидностях //Теория и практика физической культуры. 1985. -№ 7. -С. 21−23.
- Arud Y.J. Interessante Ubungen mit dem Ball sur Auspragung und Vervollkommnung koordinativer Tatigkeiten //Korpererziehung 1982. № П. -s. 529 532.
- Agarval G.C., Berman C.M., Stark L. Studies in postural control systems. Part 1. Torque disturbance input//IEEE Trans. Syst Cubern., 1976, v. 6. P. 116−121.
- Annet M. A classification of hand preference by association analisis //Brit. J. of Psychol., 1970. -v. 61.
- Boyd I.A., Roberts T.D.M. Proprioceptive discharges from stetch-receptors in the knee-joint of the cat//J. Phisiol. -1953. -V. 122. -P. 38−58.
- Browene K., Lee J., Ring P.A. The sensation of passive movement at the metatarso-phalangeal joint of the great toe in man //J. Physiol. 1954. -V. 126. -P. 448−548.
- Buser P., Ascher P. Mise en jeu reflexe du systeme pyramidal chez ie chat //Arch. Ital. Biol. -1960. -V. 98. -S. 123−164.
- Buser P., Ascher P., Bruner J., Jassik-Gerschenfeld d., Sindberg R Aspects of sensorimotor reverberation to acoustic and visial stimuli //Braian Mechanisms. -Amsterdam: Elsevier. -1963. -P. 294−324.
- Blume D.D. Winige aktualle Probleme des Diagnostizierens koordinativer motorischer Tests //Theorie und Praxia der Korperkultur. -1984. № 2. s. 122−124.
- Blume D.D. Grundsatze und metodische Masnahmen zur Schulung koordinativer //Korpereriziehing. -1978. -n 2. -503−510.
- Blume D.D. Su einigen Webenilichen theoretischen Grunditionen fur die Untersuchung der koordinativen iatigkeiten Theorie und Praxis der Korperkultur. -1978. -Nl.-s.29
- Dietrich W. Perchtzeitige Vervollkommnung koordinetiver tigkeiten //Korpererziehung. 1983. -N 4. -s. 151−155.
- Denny-Brown D. The Cerebral Control of Movement //Sherrington Lectures. Liverpool: Liverpool University Press. -1966.
- Gelfan S., Carter S. Muscle sense in man //Exp. Neurol. -1967. -V. 18. -P. 469−473.
- Gelhorn E., Hyde J. Influence of proprioception on map of cortical responses //J. Physiol. 1953. -V. 122. -P. 371−385
- Goldscheider A. Untersuchungen ber denn Muskelsinn //Arch. Anat. Phisiol. -Lpz.-1989.-V. 13.-S. 369−502.
- Hirtz P. Stuktur und Entwicklung koordinativer Zeitungsvoraussetzungen bei Schulkindem //Theorie und Praxis der Korperkultur. -1977. N 7. -s. 503−510.
- Hirtz P., Tomas S. Theor. und Prax. der Korperkult. -1977, № 3. -s. 219 222.
- Hirtz P. Struktur und Entwicklung koordinativer Zei^gsvoraussaizungen bei Schulkidern //Theorie und Praxis der perkultur. -1977. N 7. -s. 603−610.
- Jakob H. Zielgerechte Vervollkommnung der koordinati- Fahigkeiten ein wichtiger Aspekt bei der Realisierung des rtabzeichenprogramms der DDR //Theorie und Praxis der Korjmltur. -1983. -n 12. -s. 918−922.
- Lassek A.M. The Pramidal Tract. Its Status in Medicine. Springfield: Thomas. -1954.
- Ludvig G, m Hirts P. Verbeserung der motorischen Lenfahigkeit durch breite koordinative Befahigung //Koipererziehung. -1981. -N 7. -s. 317.
- Mokota K. Teatbatterie zur Diagnostik koordinativer Fagihkeiten //Theorie und Praxie der Korperkuitur. -1984. -N 2. -s. 118−122
- Merton P.A. Human position sense and sense of effort //Soc. exp. Biol. -1964.-V18.-P. 387−400.
- Nonie M. Measurement of kinaesthetic sensitivity by joint angle reproducction and theshold for lifted //Research quarterly of the American Association for health, phisical education and recreation -1967. V. 38(3). P. 469−473.
- Piaget J. Die Bildung deb Zeitgriffbeim Kinde, Zurich, 1955.
- Patton H.D., Amassian V.E. The pyramidal tract: its excitation and functions //Handbook of Phisiology. Washington: American Physiological Society. -1960. -V. 2. -P. 837−861.
- Penfield W., Rasmussen Th. The Cerebral Cortex of Man. -New York: Macmillan. -1950.
- Phillips C.G. Changing concepts of the precental motor area //Brain and Conscious Experience. -Berlin: Springer Verlag. -1966. -P. 386−421.
- Phillips C.G. Motor apparatus of the baboon’s hand //The Ferrier Lecture: В.: Proc. Roy. Soc. -1969. -V. 173. P. 141−174.
- ProchazkaV. Teor. aprax. telesnevychovy. -1971 -№ 1. -s. 4045.
- Provins K.A. The effect of peripheral nerve block on the apprecietion and execution of finger movements //J. Physiol. -1958. -V. 143. -P. 55−67.
- Skoglund S. Anatomical and physiological studies of knee joint innervation in the cat //Acta physiol. scand. -1956. -V. 36. -P. 124.
- Wolsey C.N. Organization of somatic sensory and motor areas of cerebral cortex //Biological and biochemical bases of behaviour -Madison. Univ. Wis. Press. -1958.-P. 63−81.
- Willert J. Zup vervollkommnung des kinasthetisch-motorischen Analysators bei Schulkidern//Theorie und Praxis der Korperkuitur. -1977. -N 7 -s. 521−523.
- Winter R. Zum Problem der sesilen Phasen im Kindesund Jugendalter //Korpereraehung. -1984. -N 8/9. -s. 342−358.
- Zimmermann K. Zu spezifischen Merkmalen des Traininge ordinativer Fahigkeiten und Sporttechnischer Fertigkeiten // eorie und Praxis der Korperkultur. -1986. -N3.-s.211- 15