Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование точности выполнения двигательных действий у старших дошкольников средствами физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. Получены данные, характеризующие возрастно-половые и индивидуальные особенности проявления способности точно воспроизводить пространственные, временные и силовые параметры движений детьми 5−6 летвыявлены положительные изменения в развитии точности воспроизведения основных параметров изучаемых движений под влиянием воздействий средствами физического воспитаниядоказана взаимосвязь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Литературный обзор состояния вопроса развития точности выполнения двигательных действий
    • 1. 1. Сущность представлений об управлении движениями
    • 1. 2. Современная трактовка понятия «точность движений»
    • 1. 3. Особенности выполнения двигательных действий детьми
  • Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
    • 11. 1. Цель и задачи исследования
    • 11. 2. Методы исследования
    • 11. 3. Организация исследования
  • Глава III. Особенности развития точности выполнения двигательных действий у детей 5−6 лет
    • III. 1. Оценка точности выполнения двигательных действий по основным параметрам
    • III. 2. Возрастные характеристики проявления точности выполнения двигательных действий
  • Глава IV. Анализ результатов эксперимента по формированию точности выполнения двигательных действий
    • IV. 1. Динамика показателей точности выполнения движений и физической подготовленности детей 5 и 6 лет.64 IV.2. Взаимосвязь показателей точности выполнения движений и физической подготовленности

Формирование точности выполнения двигательных действий у старших дошкольников средствами физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важнейшим условием всестороннего развития детской личности и творческой реализации ее возможностей является овладение движениями, которые имеют различную структуру и смысловое значение. Мышечная активность входит в контекст не только физического, но и психического развития ребенка-дошкольника (12,55,89,186, 242).

Теория физического воспитания занимается проблемой формирования произвольных движений, которые И. М. Сеченов и И. Г. Павлов объясняли на основе теории рефлекторной деятельности, считая, что движение осуществляется в результате взаимодействия двигательного анализатора и других анализаторных систем — зрительной, звуко-речевой, вестибулярной, тактильной (177,208). Мышечная деятельность определяет степень развития двигательного аппарата и способность к созданию новых форм движений. В дошкольном возрасте усваивается большое количество разнообразных движений, которые связаны с перемещениями в пространстве, с выполнением игровых функций, трудовых и бытовых заданий, а также непосредственно с овладением физическими упражнениями. Уровень овладения данными движениями определяет возможность удовлетворения потребностей, связанных с ориентацией в пространстве и времени. В условиях современной цивилизации, когда подготовка к выбору профессии начинается практически с выбора школы в зависимости от направленности ее деятельности, существенное значение приобретает формирование у детей точных дифференцировок, овладение точными и экономичными движениями. Первоначальные умения управления движениями формируются в дошкольном возрасте (105, 241, 244). В связи с этим изучение особенностей построения движений у детей дошкольного возраста, поиск эффективных средств педагогического воздействия на точность выполнения двигательного действия являются актуальными задачами современной теории и методики физического воспитания. Хотя накоплен определенный научный материал по различным вопросам, связанным с управлением движениями детей (27,151,170,212 и др.), еще недостаточно изучена возможность эффективного овладения умениями точно оценивать и воспроизводить пространственные, временные и силовые характеристики движений детьми дошкольного возраста. Данная проблема требует пристального внимания, т.к. ее положительное разрешение способствовало бы сознательному овладению детьми двигательными действиями уже в дошкольном возрасте, повышению двигательной культуры, улучшению качества обучения движениям на занятиях в детском саду.

Объект исследования. Процесс формирования точности выполнения двигательных действий у старших дошкольников средствами физического воспитания.

Предмет исследования. Эффективность воздействия средств физического воспитания на формирование точности выполнения двигательных действий детьми 5−6 летнего возраста.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что систематическое применение определенной группы физических упражнений, направленных на осознанное выполнение заданий и на точное их воспроизведение, позволит улучшить качество усвоения движений и будет способствовать совершенствованию процессов управления ими, что положительно отразится на уровне физической подготовленности старших дошкольников.

Научная новизна. Получены данные, характеризующие возрастно-половые и индивидуальные особенности проявления способности точно воспроизводить пространственные, временные и силовые параметры движений детьми 5−6 летвыявлены положительные изменения в развитии точности воспроизведения основных параметров изучаемых движений под влиянием воздействий средствами физического воспитаниядоказана взаимосвязь уровня физической подготовленности и точности выполняемых движений.

Теоретическая значимость. Обоснованы новое содержание и методика обучения старших дошкольников выполнению движений, которые оказывают положительное влияние на их формирование и уровень физической подготовленности детей, что вносит определенный вклад в соответствующие разделы теории и методики физического воспитания.

Практическая значимость. На основе разработанных комплексов упражнений для формирования точности выполнения двигательных действий подготовлены методические рекомендации для воспитателей детских садов, направленные на повышение качества выполнения движенийопределены упражнения, которые необходимо включить в программу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста для формирования точности выполнения двигательных действий.

Достоверность выводов обеспечена большим фактическим материалом, достаточной продолжительностью эксперимента, корректным использованием соответствующих методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Методика формирования точности выполнения двигательных действий у старших дошкольников должна включать специальные учебные задания, направленные на повышение умений управлять собственными движениями в процессе освоения материала программы по физическому воспитанию.

2.Между отдельными показателями точности выполнения двигательных действий и физической подготовленности старших дошкольников имеется положительная связь.

3.В результате экспериментальных исследований определены возможности старших дошкольников воспроизводить заданные движения с определенной степенью точности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы из 295 источников, приложений.

Выводы.

1. Результаты, полученные в ходе исследования, соответствуют известному положению о разновременности и неравномерности развития двигательных функций в период дошкольного детства. При воспроизводстве мышечных усилий, временного и пространственного показателей точности более выраженные изменения выявлены у детей шести лет.

2. По всем контрольным заданиям достоверных различий между показателями мальчиков и девочек не обнаружено (Р>0,05), поэтому при формировании точности движений у детей 5−6 лет необходимости дифференциации по половому признаку нет.

3. Между результатами в тестах, характеризующих различные проявления точности выполнения двигательных действий обнаружена слабая корреляционная связь. Это указывает на специфичность различных проявлений точности и требует избирательного подхода в определении средств, методов и форм при их совершенствовании.

4. При специальном обучении на занятиях физической культурой достижение высокой точности выполняемых движений доступно детям 5 -6 — лет.

5. Формирование умения воспроизводить пространственные, временные характеристики движения, дифференцировать мышечные усилия побуждает детей 5−6 лет к анализу и самоконтролю точности выполнения упражнений, повышает активность детей и осознанность их действий.

6. Комплекс педагогических условий: четкость постановки и последовательности усложнения заданий в виде физических упражнений, мобилизация двигательного опыта и физических возможностей, активизация умственной деятельности детей, положительное отношение детей к занятиям — определяет успешность решения задачи по формированию точности выполнения движений.

7. Предлагаемые содержание и методика формирования точности движений у детей являются эффективными, что доказывается значительным приростом показателей, характеризующих ее, а так же повышением уровня физической подготовленности детей из экспериментальных групп по сравнению с контрольными.

Практические рекомендации.

1. При обучении основным движениям детей средних, старших и подготовительных к школе групп в процессе физического воспитания следует применять специальные учебные задания, направленные на формирование пространственной точности, точности различия временных интервалов и прилагаемых усилий.

2. Начиная с пятого года жизни (средняя группа) процесс целенаправленного развития данных способностей должен протекать непрерывно.

3. При проведении занятий следует использовать контрастные и сближаемые задания, зрительные и звуковые ориентиры, срочную информацию и взаимоконтроль, игровые и соревновательные задания, варьирование способов и условия выполнения упражнений, выключение зрительного контроля и повторное выполнение заданий, применение сюжетно-образных заданий и разнообразных упражнений с предметами (мячи, кубики, палки, скакалки, обручи и т. д.), музыкальное сопровождение.

4. В процессе развития точности движений в данном возрасте нет необходимости проводить работу отдельно с мальчиками и девочками.

5. Осенью и весной каждого года следует проводить итоговые занятия с использованием контрольных заданий.

6. Физические упражнения в основных движениях и игры, соответствующие программному содержанию, составляют основу формирования точности движений.

7. Предлагаемая последовательность ознакомления детей с основными понятиями и характеристиками пространственного, временного и силового параметров движений такова:

— по направлению — вправо, влево, вперед, назад вверх, вниз, в стороны, в обход, змейкой;

— по степени прилагаемых усилий — в полную силу, в полсилы, широким шагом, длинным шагом, далеко, близко, ниже, выше, недопрыгнул, перепрыгнул, прыгнул точно;

— по продолжительности движения — быстро, медленно.

8. По различению временных характеристик последовательность такова:

— ознакомить с работой секундомера и единицей измерениясекундой;

— ознакомить с режимами работы метронома;

— закрепить понятия «быстрый темп» и «медленный темп» при выполнении заданий;

— научить коллективному подсчету;

— научить совпадению движений с установленным темпом;

— подключать ребят к оценке указанных темпов движений.

9. При обучении детей дошкольного возраста умениям оценивать величину прилагаемых усилий целесообразно выполнять упражнения в «полсилы» и в полную силу, т. е. в двух режимах работы.

10. Количество упражнений, направленных на формирование точности движений — 3−4 за одно занятие, количество повторений — не более 5 раз, каждый комплекс повторять в течении двух недель. Время проведения упражнений не более 25% от общего времени, к следующему комплексу следует переходить тогда, когда более 90% детей владеют предыдущим.

11. Следует использовать домашние задания, индивидуальные дополнительные занятия с неуспевающими.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агасьева НА, Якубсон J1.X., Барановская Е. Н. Об изменении точности проприорецепции пространства у детей, занимающихся в спортивных секциях // Материалы X науч. конф. по возрастной морфологии и биохимии.-М., 1971.С.7−9.
  2. Э.И. Формирование двигательных действий у старших дошкольников (на примере обучения действиям с мячом): Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1977.-17 с.
  3. М.А., Аконазий А. А. Некоторые закономерности управления точными циклическими движениями человека // Управление движениями. Л.: Наука, 1970. С. 17−38.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-С. 348−350.
  5. Е.А., Косилов С. А. К вопросу об использовании средств физической культуры и спорта в целях подготовки школьников к труду //Теория и практика физической культуры. -1986. № 9. — С. 10−12.
  6. Е.А. Влияние трудовой деятельности и спортивной тренировки на точность дифференцирования мышечных усилий //Теория и практика физической культуры. -1974. № 3. — С. 55−58.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1976. — 448 с.
  8. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука 1980.-198 с.
  9. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — 251 с.
  10. О.Г. Об организации и проведении ежедневных занятий по развитию движений у детей дошкольного возраста // Материалы Ш научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1966. — С. 3638.
  11. Аркин ЕА Ребенок в дошкольные годы /Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давьщова. М.: Просвещение, 1968. -445 с.
  12. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-476 с.
  13. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978 — 224 с.
  14. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  15. Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культ J Под ред. Ю. М. Портнова. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 288 с.
  16. А.С. Общие принципы конструкции сенсорных систем //Физиология сенсорных систем. JL: Медицина, 1976. — С. 12.
  17. В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1958.-262 с.
  18. В.В. Об упражнениях на внимание, точность и координацию движений в производственной гимнастике //Теория и практика физической культуры. -1960. -Т. 22. Вып. 11. — С. 24−28.
  19. А.С. Сравнительная оценка факторов, определяющих точность движений спортсменов в специальных заданиях и экспериментальное обоснование их совершенствования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1972. 21 с.
  20. Бережная Е. К, О роли зрительной обратной связи в точностных движениях // Управление движениями. Л., Наука, 1970. С. 71−82.
  21. Н.А. О построении движений. -М.: Медгиз, 1947 225 с.
  22. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. -349 с.
  23. НА. О ловкости и ее развитии. -М.: Физкультура и спорт, 1991.-287 с.
  24. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.495 с.
  25. Т.Г., Дубровинская А. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. -М.: Наука, 1977. -177 с.
  26. Н.В. О методических подходах измерения точности воспроизведения пространственных параметров движений //Психомоторика: Сб. науч. тр. Л., 1976. — С. 69−77.
  27. Бишаева А. А Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных возможностей двигательных функций: Автореф. дис. канд.пед.наук. М, 1976. -19 с.
  28. Бишаева А. А Проявление функциональной асимметрии при занятиях различными видами двигательной активности // Тезисы докл. IV науч-практ. конф.: Человек, здоровье, физич. культура в изменяющемся мире. Коломна, 1994. -С. 9.
  29. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкулыура и спорт, 1985.-192 с.
  30. Ю.П., Лукьяненко В. П. Применение кинематометрики для исследования пространственной точности у детей и подростков // Методы исследования функций организма в онтогенезе. -М., 1975. С. 204−205
  31. Е.И. Время реакции человека, М.: Медицина, 1964. -440 с.
  32. Н.В. Развитие и совершенствование пространственной ориентации у школьников 8−16 лет на занятиях акробатикой: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1971. -24 с.
  33. Бондаревский ЕЯ, Пензулаева Л. И. Экспериментальная проверка методов оценки физической подготовленности дошкольников //Материалы итоговой научной сессии за 1968 г. М., 1970. — С. 36−38.
  34. X., Фак Г., Штюбжер X., Трогг Ф. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и спорт, 1983.238 с.
  35. Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7−17 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1955. -13 с.
  36. Д.П., Косилов С. А., Тамбиева АЛ. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков.- М.: Педагогика, 1975.-160 с.
  37. .И. О соотношении оптимальных и максимальных усилий, при овладении спортивными движениями: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1962.-20 с.
  38. А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям //Пособие для воспитателей детского сада. -М.: Учпедгиз, 1961. -152 с.
  39. Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость //Пособие для воспитателей дет. сада. -М., Просвещение, 1981. -96 с.
  40. Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать //Пособие для воспитателей дет. сада -М.: Просвещение, 1983. -144 с.
  41. А.И. Изменение пространственной оценки движений у детей дошкольного возраста //Труды П науч. конф. по вопросам возрастной морфологии и физиологии. -М., 1955. С 279−288.
  42. А.И. Исследование точности направления полета в зависимости от позы метателя и различных условий рецепции //Возрастная морфология и физиология. -М., 1959. С. 256−259.
  43. Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1977.-15 с.
  44. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -М., Физкультура и спорт, 1985. -С. 154.
  45. Э.С. Развитие двигательной функции у детей. -Киев, Здоровье, 1983.-208 с.
  46. А.В. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11 и 12 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1993. -25 с.
  47. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ивойлова А. В. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -239 с.
  48. В.М. Физиологические особенности детей и подростков. -Киев: Здоровья, 1981.-134 с.
  49. Л.Г., Громыко Н. М., Коновалов В. Ф. Формирование и хранение неосознанной и осознанных следовых процессов у детей //Журнал высшей нервной деятельности. -1971. Т. 21. — Вып. 4. — С. 667.
  50. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебно-методич. пособие Лен. пед. мед. ин-т. -Л., 1986. -48 с.
  51. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.-600 с.
  52. JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии, 1972, № 2. С. 114−123.
  53. Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6-ти т. Т. 4 /Под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  54. Г. М. Значение установки на точность и установки на дальность метания при выработке навыка метания //Учебные записи ГДОИФК. -1949.-Вып. 4. -С. 85−86.
  55. С.И. Физиологические особенности детей: Пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1965. -243 с.
  56. С.Г. 'Чувство времени" и скорость двигательной реакции. -М.: Медгиз, 1958. -148 с.
  57. Генезис сенсорных способностей /Под ред JI.A. Венгера. -М.: Педагогика, 1976. -256 с.
  58. П. Физическая культура в системе политехнического образования //Физкультура в школе. -1930. № 10−11. С. 6−9.
  59. М.А. Спортивная метрология. -М.: Физкультура и спорт, 1988.192 с.
  60. С.В. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения: Автореф. дис. канд.пед.наук, М., 1973. -30 с.
  61. В.А. Исследование формирования точности движений и трудовых умений у школьников в связи с занятиями спортом: Автореф. дис.. канд. пед.наук. -М., 1968. -25 с.
  62. А.П. О формировании умения младших школьников ориентироваться в пространстве //Теория и практика физической культуры. -1965. -№> 9. -С. 32−35.
  63. ВБ. Физические упражнения, соответствующие данному возрасту. -М.: Физкультура и спорт, 1951. ТЛ. -167 с.
  64. Р. Основы регуляции движений. -М.: Мир, 1973. 368 с.
  65. К.Х. О направленности и содержали учебной работы по физическому воспитанию в школе //Физическая культура в школе. -1959. № 5. -С. 7−11.
  66. А.А. Структура двигательной подготовленности школьников //Теория и практика физической культуры. -1974. № 5. — С. 37−38.
  67. А.А. Физическая подготовка школьника. Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1980. -148 с.
  68. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. -Минск: Народная Асвета, 1978. -88 с.
  69. А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. д-ра пед.наук. 1979. -26 с.
  70. Гук Е.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка на уроках: Юноши IX-X классов //Физическая культура в школе. -1986. № 10. — С. 20−22.
  71. В.А. Методика физической подготовки детей 4−6 лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: Автореф. дис. пед.наук. -Омск, 1986. -21 с.
  72. И.А. Методы совершенствования быстроты и точности уколов фехтовальщика //Применение технических средств и программированного обучения в средней и специальной школе. Минск, 1965. — С. 286−293.
  73. Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. -М.: Медицина, 1974. -255 с.
  74. А.Г. Исследование вопросов обучения детей младшего школьного возраста умениям оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1977. -22 с.
  75. Р. Бегай, ползай, прыгай /Пер. с нем.-М.: Физкультура и спорт, 1972.-39 с.
  76. Демидов Н. Н Определение характера запоминания движений и методических приемов рационального освоения упражнений юными гимнастами: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Киев, 1973. -26 с.
  77. А.М. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1972. -24 с.
  78. Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. Киев: Радянська школа, 1983. -112 с.
  79. AM., Федякина JI.K., Доронина Н. В., Кириченко Р. В. Уровень развития мелкой моторики кости у школьников младших классов //Матер, межд. науч.-пракг. конф.: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта. -Майкоп, 1997. -С.
  80. Г. С. О некоторых показателях уровня координации движений у детей в возрастном аспекте //Матер, науч. конф.: Возрастная физиология. -М., 1965. -С. 94−96.
  81. Ю.А., Бродов В. П. Методы оценки параметров двигательной деятельности, связанных с точностью их выполнения //Вопросы физического воспитания студентов. -JL, 1977. С. 58−63.
  82. А.С. Критерии определения координационных способностей у детей //Теория и практика физической культуры. -1968. -№ 7. -С. 51−52.
  83. М.С. Воспроизведение быстрого и точного движения //Журнал высшей нервной деятельности. -1966. вып. 6. -Т. 16. С. 965−973.
  84. А.В., Венгер JI.A., Зинченко В. П. и др. Восприятие действия. -М.: Просвещение, 1967. -323 с.
  85. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. -Т. П. -М.: Педагогика, 1986. -296 с.
  86. А.В. Развитие произвольных движений. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430 с.
  87. В.М. Основы спортивной метрологии. -М.: Физкультура и спорт, 1979.-152 с.
  88. В.М. Точность в перемещающих движениях //Биомеханика. -М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 205−206.
  89. В.М. Перенос тренированности одна из центральных проблем теории и практики физического воспитания //Теория и практика физической культуры. -1960. -№ 9. -С. 652−658.
  90. В.М. Физические качества спортсмена. -М.: Физкультура и спорт. 1970. -1970. С. 159−161.
  91. В.М. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей //Теория и методика физического воспитания /Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М., 1975. — С. 190−203.
  92. Л.С. Развитие дифференцировки пространства у детей при обучении метанию в цель //Труды 5-й науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М., 1962. С. 226−229.
  93. Л.С. Развитие у школьников пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1966.-14 с.
  94. Е.П. Структура психомоторных способностей //Психомоторика. -Л., 1976. -С. 4−22.
  95. Е.П. Психофизиология физического воспитания. -М, 1980. -С46
  96. Е.П. Ловкость миф или реальность /Яеория и практика физической культуры. -1982. -№ 3. — С 51−53.
  97. Г. В. Исследование методов срочной информации о длительности движений при обучении гимнастике: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -21 с.
  98. А.Н., Васютина А. И. О возрастном развитии зрительно-двигательной ориентировки при метании //Возрастная физиология и морфология. -М., 1963. -Вып. 127.-С. 93−118.
  99. С.М. Улучшение воспроизведения действия при формировании двигательных навыков у юношей //Теория и практика физической кулыура. -1976. -№ 1. -С. 34−37.
  100. Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. -Минск: Народная асвета, 1980. -127 с.
  101. Н.Н. 80 игр для детского сада. -2-е изд. испр. -М.: Просвещение, 1968. -88 с.
  102. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. -М.: Педагогика, 1970. -222 с.
  103. Л.М. Дидактические условия формирования у дошкольников представлений о физических явлениях (на материале механики): Автореф. дис. кад.пед.наук. -М., 1988. -21 с.
  104. А.И. Возрастные особенности развития координации движений у детей школьного возраста и пути ее совершенствования в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед.наук. -М., 1964. -21 с.
  105. А.Н. Возрастные особенности формирования координации движения рук и ног у детей 7−17 лет //Материалы 6-й науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1968. С. 369−370.
  106. И.М. Особенности координации мышечной деятельности у детей и подростков //Детская спортивная медицина. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. -Гл. 6. — С. 72−86.
  107. Кольцова М. М Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1973.
  108. В.А. Способность детей к пространственной точности движений //Развитие двигательных способностей у детей. -М.: АПН СССР, 1976. -С. 81−83.
  109. М.М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. -3-е изд. -М.: Учпедгиз, 1961.-146 с.
  110. В.Б. Мини-справочник по статистике. Учебное пособие. /Московская государственная академия физической культуры. Малаховка: МГАФК, 1996. -20 с.
  111. А.В. и др. Физическая культура людей разного возраста (биологические основы). -М.: Физкультура и спорт, 1962 -372 с.
  112. Е.П. Развитие «чувства времени» у юных лыжников //Физическое воспитание в школе. -М.: Просвещение, 1964. -С. 96−122.
  113. С.А. О кортикальной регуляции кинестетического анализа //Физиологический журнал СССР. -1979. -№ Ю. -С. 1369−1376.
  114. А.И. Особенности управления детьми 6−7 лет пространственной точностью своих движений //Пути управления технической подготовкой спортсменов: Сб. научлр. /Омский ин-т физ. культры. -Омск, 1980. -С. 15−17.
  115. Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. -Л.: Медгиз, Ленингр. от-ние, 1958. -320 с.
  116. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. -М.: Физкультура и спорт, 1951.532 с.
  117. Кручинин В А. Чувство ритма //Определение физической подготовленности. М., 1973. -С. 53−61.
  118. А.А., Абрамчук Т. В. Особенности моторики исследования физиологических параметров у детей и подростков //Гиг. и сан. -1984. -№ 10. -73 с.
  119. З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников //Физическая культура в школе. -1975. -№ 1. -С 7−9.
  120. З.И., Мартовский А. Н., Сагалаков J1.H. Особенности развития пространственной точности движений в различных суставах тела у мальчиков школьного возраста //Методы исследований функций организма в онтогенезе. -М., 1975. -С. 216−218.
  121. СЛ. Физическая культура для малышей. -М.: Просвещение.157 с.
  122. Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для студентов биол. специальностей вузов. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1990. -296 с.
  123. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. -М.: АПН РСФСР, 1955.-168 с.
  124. Г., Лахман И. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста /Сокр. пер. с нем. В. П. Милютина. 2-е изд. -М.: Физкультура и спорт, 1977. -102 с.
  125. А.А. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -584 с.
  126. П.Ф. Избранные труды /Сост. И. Н. Решетень. -М.: Физкультура и спорт, 1987. -С. 22−203.
  127. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт, 1951. -Т. I. 441 с.
  128. Г. П., Буцинская П.П, Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1981. -160 с.
  129. Г. П. Осознавание детьми 6−7 лет характера и качества своих движений в процессе обучения прыжкам //Дошкольная педагогика: Ученые записи ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1967. С. 70−88.
  130. Г. П. Подготовка детей к школе. //Ученые записи ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л.:ЛГПИ им. Герцена, 1967.-С. 90−92.
  131. А.В. Активизация процесса обучения сложным физическим упражнениям детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1979. 26 с.
  132. В.П. Применение упражнений с отягощением с целью . формирования точности движений при обучении детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1980. -18 с.
  133. В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение /ЛГеория и практика физической культуры. -1991. -№ 11. -С. 2−9.
  134. А.Р. Мозг человека и психические процессы. -М.: Педагогика, 1970. -495 с.
  135. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1979. -96 с.
  136. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1974. -232 с.
  137. Лях В. И. Исследование ловкости детей и подростков в подвижных играх: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1976.
  138. Лях В. И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» //Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 1. -С. 48−50.
  139. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования //Теория и практика физической культуры. 1996. -№ 1. -С. 16−23.
  140. Лях В. И. Критерии определения координационных способностей //Теория и практика физической культуры. 1991.-№ 11. -С. 17−20.
  141. Лях В.И. О классификации координационных способностей //Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 7. -С. 28−30.
  142. Лях В. И. Общий спортивно-двигательный тест //Физкультура в школе. -1992. №−2,3,4.-С. 47−53.
  143. Лях В. И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н. А. Бренштейна //Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 7. -С. 21−25.
  144. Лях В. И. Понятие «координационные способности» и ловкость //Теория и практика физической культуры. -1983. -№ 8. -С. 44−47.
  145. Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте //Теория и практика физической культуры. -1990.-№−3.-С. 15−18.
  146. Лях В. И. Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой системы управления произвольными движениями //Теория и практика физической культуры. 1979. -№ 5. -С. 51−53.
  147. Лях В. И. Координационные способности школьников. -Минск- Полымя, 1989. -159 с.
  148. Л .Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дис. канд.пед. наук. -Омск, 1988.-21 с.
  149. Л.Т., Бальсевич В. К., Королева М. Н. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет //Теория и практика физической культуры. 1986.-№ 10.-С. 11−13.
  150. А.Н., Сагалаков Л. Н. Зависимость между уровнем развития мышечной силы и пространственной точностью движений у мальчиков 8−18 лет //Пятая науч. конф. по физическому воспитанию детей и подростков. -М., 1972.-С. 165.
  151. С.К. Методика обучения учащихся 4−6 классов оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1985. -16 с.
  152. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 159−177.
  153. Л.П. Закономерности развития двигательных навыков и физических качеств //Теория и практика физического воспитания /Под ред. Л. П. Матвеева. -.-М.: Физкультура и спорт, 1959. -143 с.
  154. Г. Б. Произвольное запоминание школьниками основных параметров движений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1968. -18 с.
  155. Меньщиков В Л. Исследование развития способности дифференцировать мышечное пространство и время у юных гимнастов: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1966. -18 с.
  156. В.П. Обусловленность точности движений силой нервной системы и трудностью ситуации //Психологический стресс в спорте: Материалы Всесоюз. симп. -Пермь, 1973. -С. 86−87.
  157. Методика определения физического состояния школьников: Методич. указания /К.Д. Чермит, К. Ю. Мамгетов и др.- ред. К. Д. Чермит. -Майкоп, 1996. -С. 16−17.
  158. М.А. Исследование координации мышечных напряжений при дозировке усилия: Автореф. дис. канд.биол.наук. -М., 1964. -18 с.
  159. Назаров АЛ Координация элементарных движений рук у детей и ее развитие //Тезисы докл. 5-й науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М., 1962. -216 с.
  160. А.И. Перспективы применения ручных движений в психофизических экспериментах //Вестник Моск. Ун-та, серия 14. Психология. 1983, № 4. С. 33−45.
  161. В.П. Координация движений рук и ее совершенствование у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -38 с.
  162. В.П. Координационные способности у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт, 1969. -32 с.
  163. В.П. О применении направленных упражнений для совершенствования мышечных ощущений //Теория и практика физического воспитания детей. Я, 1971. -С. 4−16.
  164. В.П., Холодов Ж. К. Формирование кинематических и динамических характеристик движения у мальчиков 11−14 лет //Развитие двигательных способностей. М., 1976. -С. 132−133.
  165. О.Б. Формирование точности движений средствами и методами физического воспитания у юношей и девушек 15−17 лет (на примере операторов ПЭВМ): Автореф. дис. канд.пед.наук. -Майкоп, 1999. -23 с.
  166. А.В. Развитие точности движений у младших школьников в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1967.-16 с.
  167. Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -JL, 1980. -17 с.
  168. Н.З. Точность воспроизведения суставного угла при различных напряжениях мышц у человека //Журнал высшей нервной деятельности, 1977. Т. 16. Вып. 5. -С. 908−913.
  169. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков /Под ред. А А. Маркосяна. -М., Медицина, 1969. -575 с.
  170. Основы математической статистики: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под ред. B.C. Иванова. -М.: Физкультура и спорт, 1990. -176 с.
  171. Т.И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. -М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  172. Т.И. Развитие функции равновесия //Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) /Под ред. М. Ю. Кистяковской. -М.: Педагогика, 1978. -С. 66−92.
  173. Т.И. Физическая культура в детском саду. 2-е изд. перераб. -М.: Просвещение, 1986. -304 с.
  174. И.П. Избранные произведения. -М.: Изд-во АН СССР, 1949.639 с.
  175. М.В. О способностях юных гимнастов оценивать движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий //Теория и практика физической культуры. 1970. -№ 10. -С. 42−44.
  176. И.Ю. Педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М, 1990. -18 с.
  177. Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1973. -20 с.
  178. B.C. Развитие способности школьников VII-VIII классов управлять двигательными действиями как фактор повышения эффективности уроков физической культуры: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1985. -24 с.
  179. А.А. Возрастная динамика управления движениями по параметрам пространства, времени, усилия //Развитие двигательных способностей у детей.-М., 1976.-144 с.
  180. М.В. Способность юных гимнасток к управлению основными параметрами движений // Тез. докл. восьмой конф. молодых ученых ГЦОЛИФКа. -М., 1970. -С. 159−163.
  181. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1986. -С. 138−142.
  182. Л.А., Низовой В. И. Об управлении движениями при выполнении приемов игры начинающими гандболистками //Теория и практика физической культуры. 1977. -№ 4. -С. 63−66.
  183. H.H. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 1977. -270 с.
  184. Н.В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования //Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе /Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковский, Т. И. Осокиной. -М.: Просвещение, 1980.-С. 32−48.
  185. Программа воспитания в детском саду, — 9-е изд. испр. -М.: Просвещение, 1981. -160 с.
  186. А.П. К вопросу о формировании представлений о движениях //Вопросы психологии. -1960. № 5. -С. 17−30.
  187. Л.Н. Формирование навыков катания на коньках у детей 6−7 лет в процессе обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1977. -15 с.
  188. Ю.П. Значение дифференцировки пространства и времени в обучении спортивному бегу: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1961. -18 с.
  189. Развитие двигательных качеств у школьников. (Развитие быстроты, выносливости, силы и равновесия) /Под ред. З.И. Кузнецовой-М.: Педагогика, 1967.-203 с.
  190. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. -М.: Педагогика, 1986. -174 с.
  191. Ю.Ю. Оптимизация занятий по обучению основным движениям детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кандлед.наук. -М., 1976.-23 с.
  192. Н.П. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Л., 1960. -24 с.
  193. А.С. Воспитание чувства пространства у младших школьников при обучении прыжкам в длину с разбега //Физкультура в школе. -1959. -№ 5. -С. 14−17.
  194. А.С. Выработка дифференцировок пространства у младших школьников на уроках физической кулыуры //Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1960, №−1.-С. 97−99.
  195. А.С. Влияние целенаправленного развития двигательных способностей на формирование двигательных навыков у юношей //Развитие двигательных способностей у детей. -М., 1976. -С. 152−153.
  196. М.А. Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1988. -24 с.
  197. Ю.А. Методика развития способности диффренцировать время, пространство и степень мышечных напряжений у школьников IV-VI классов на уроках физической культуры //Физическое воспитание и спорт. -М., 1972.-С. 205−211.
  198. Е.А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1988. -23 с.
  199. JI.H. Способность к точному воспроизведению движений в разных суставах у школьников 8−16 лет //Развитие двигательных способностей у детей. М.: АПН СССР, 1976. -С. 159−160.
  200. А.А. Формирование правильной ходьбы у детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1983. -23 с.
  201. М.И. Динамика развития дифференцировок в двигательном анализаторе у школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -18 с.
  202. И.И. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Республ. межвед. сб. -Минск, 1985. -вып. 15. -С. 14−17.
  203. И.М. Избранные произведения. -T.I. -АН СССР, 1952. -С. 512 514.
  204. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-100 с.
  205. И.М. Очерки рабочих движений человека.-М., 1901.-139с.
  206. В.А. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии координационных способностей //Ломоносовские чтения. Тез. науч. конф. -Архангельск, 1990. -С. 152−153.
  207. Л.К., Арпошенко А. Ф. Возрастные особенности развития моторики, как основа совершенствования физического воспитания детей //Сборник научных трудов /Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека. -М., 1983. -С. 153−157.
  208. Э.Я. Пространственная ориентировка в подвижных играх //Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе /Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной-М.: Просвещение, 1980. С. 32−48.
  209. ЭЛ. Формирование ориентировки в пространстве у детей шестого и седьмого года жизни в подвижных играх и упражнениях: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1973. -25 с.
  210. В.Г. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора человека: Автореф. дис. д-ра биол.наук. -Л., 1971. -32 с.
  211. Н.В. Подвижность нервных процессов в двигательном анализаторе у детей дошкольного возраста //Высшая нервная деятельность. -Вып. 9. -№ 5. -С. 411.
  212. Н.В. Исследование точности движений и ее совершенствование путем использования физических упражнений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -19 с.
  213. А.П. Возрастное развитие и способность дифференцирования силы мышц кисти у детей 5−7 лет //Материалы пятой науч. конф. по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М., 1961. -С. 246−251.
  214. А.П. Дифференцирование мышечного напряжения школьниками 8−13 лет //Материалы четвертой науч. конф. по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М.: АПН РСФСР, 1959. С. 321.
  215. Ф.М. Исследование физиологического механизма точности воспроизведения пространственной и силовой характеристики движений: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1964. -19 с.
  216. Е.А. Развитие основных движений детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1976.-18 с.
  217. Г. А. О средствах срочной информации //Теория и практика физической культуры. 1970. -№ 8. -С. 23−25.
  218. Точность двигательных действий: Учебное пособие для студентов ин-тов физ. культуры /Сост. С. В. Голомазов, В. М. Зациорский. -М.- ГЦОЛИФК, 1979. 26 с.
  219. В.М. Возрастные изменения работоспособности при выполнении упражнений на силу у девочек школьного возраста //Мышечнаядеятельность детей в норме и патологии: Сб. научн. трудов. -Горький, 1974. -С. 2325.
  220. В.М. Ловкость как комплекс психических и моторных процессов: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1980. -20 с.
  221. А.Д. Формирование перекрестной координации //Физическое воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. М. Ю. Кисляковской. -М.: Педагогика, 1978. -С. 92−120.
  222. В.П. О развитии быстроты, ловкости, равновесия у детей дошкольного возраста//Материалы 3-й конф. по физическому воспитанию детей и подростков. -М., 1966. -С. 219−220.
  223. А.А. Собр. соч. Изд-во ЛГУ, 1950. -T.I. -С. 232−235.
  224. К.Д. Человек как предмет воспитания. -М. -Л., Изд-во АПН РСФСР.-Т. I.-C. 125.
  225. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. -М.: Изд-во АПН РСФСР. -1959. -67 с.
  226. B.C. Роль сознания в управлении движениями //Физиологические основы управления движениями: Материалы Всесоюз. конф. -М, 1975.-С. 143−144.
  227. B.C. Управление движениями в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1975.-208 с.
  228. Физиология развития ребенка /Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер -НИИ физиологии детей и подростков Акад. пед наук СССР. -М.: Педагогика, 1983. -296 с.
  229. Физическая культура в детском саду: Типовая программа. -М.: Физкультура и спорт, 1984. -48 с.
  230. В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. докг.пед.наук. -М., 1970. -50 с.
  231. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1980. -255 с.
  232. В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости //Теория и практика физической культуры. 1980. -№ 2. -С. 49−52.
  233. В.И. Особенности возрастного развития основных нервных процессов у подростков //Геор. и практ. физ. культ., 1959. -№ 11. -С. 848 852.
  234. В.И. Двигательная ловкость //Легкая атлетика 1980. -№ 7.-С. 10−12.
  235. В.И. Развитие двигательной функции детей (дошкольного и школьного возраста) в процессе физического воспитания //Советская педагогика. -1967. -№ 3. -С. 23−30.
  236. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -С. 24−25.
  237. А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготов. к школе группы. -2-е изд. дораб. -М.: Просвещение, 1984. -159 с.
  238. А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. -М: Педагогика, 1977. -87 с.
  239. И.С. Ознакомление дошкольников с некоторыми элементами перемещения тел в пространстве //Умственное воспитание дошкольников/Под ред. Н. Н. Подцьякова. -М.: Педагогика, 1972. -С. 153−180.
  240. В.Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1983.-191 с.
  241. Т.П. Движения ребенка и электрическая активность мозга. -М.: Педагогика, 1973. -187 с.
  242. К.К. Особенности проявления точности движений и ее совершенствование у мальчиков 11−14 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1975.-С. 17.
  243. А.Г. Возрастная физиология. -М.: Просвещение, 1978. -366с.
  244. Д.В. О формировании двигательных навьжов у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1953. -24 с.
  245. М.А. Наглядность в обучении учащихся движениям //Советская педагогика. -1956. -№ 10. -С. 6−8.
  246. Ю.А. Вопросы развития и оценки двигательных способностей у детей школьного возраста //Сборник научных трудов /Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека -М., 1983. -С. 140−143.
  247. JI.B. Об управлении движениями человека-М.: Физкультура и спорт, 1970. -136 с.
  248. В.А. Двигательная активность детей 2−3 летнего возраста и педагогическое руководство ею в процессе деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1979. -16 с.
  249. А.М. Исследование процесса формирования двигательной функции у детей и подростков (на материале гимнастики) //Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1968. -28 с.
  250. AM., Дежников А. Г. Формирование временных и пространственных представлений у учеников П классов //Физическая культура в школе. -1978. -№ 2. -С. 22−23.
  251. Н.М. Задачи воспитания детей в яслях. Необходимость воспитания детей с первых месяцев жизни //Воспитание детей в яслях /Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. -Изд. 2-е. -М.: Медгиз, 1949. -343 с.
  252. Д.Г. Восприятие времени. -М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР, 1962.-311 с.
  253. Эльконинова JI Особенности предвидения изменений предметов и явлений у дошкольников: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1986. -24 с.
  254. С.В. Еще раз о ловкости и ее разновидностях //Теория и практика физической культуры. 1985. -№ 7. -С. 21−23.
  255. Arud Y.J. Interessante Ubungen mit dem Ball sur Auspragung und Vervollkommnung koordinativer Tatigkeiten //Korpererziehung 1982. № П. -s. 529 532.
  256. Agarval G.C., Berman C.M., Stark L. Studies in postural control systems. Part 1. Torque disturbance input//IEEE Trans. Syst Cubern., 1976, v. 6. P. 116−121.
  257. Annet M. A classification of hand preference by association analisis //Brit. J. of Psychol., 1970. -v. 61.
  258. Boyd I.A., Roberts T.D.M. Proprioceptive discharges from stetch-receptors in the knee-joint of the cat//J. Phisiol. -1953. -V. 122. -P. 38−58.
  259. Browene K., Lee J., Ring P.A. The sensation of passive movement at the metatarso-phalangeal joint of the great toe in man //J. Physiol. 1954. -V. 126. -P. 448−548.
  260. Buser P., Ascher P. Mise en jeu reflexe du systeme pyramidal chez ie chat //Arch. Ital. Biol. -1960. -V. 98. -S. 123−164.
  261. Buser P., Ascher P., Bruner J., Jassik-Gerschenfeld d., Sindberg R Aspects of sensorimotor reverberation to acoustic and visial stimuli //Braian Mechanisms. -Amsterdam: Elsevier. -1963. -P. 294−324.
  262. Blume D.D. Winige aktualle Probleme des Diagnostizierens koordinativer motorischer Tests //Theorie und Praxia der Korperkultur. -1984. № 2. s. 122−124.
  263. Blume D.D. Grundsatze und metodische Masnahmen zur Schulung koordinativer //Korpereriziehing. -1978. -n 2. -503−510.
  264. Blume D.D. Su einigen Webenilichen theoretischen Grunditionen fur die Untersuchung der koordinativen iatigkeiten Theorie und Praxis der Korperkultur. -1978. -Nl.-s.29
  265. Dietrich W. Perchtzeitige Vervollkommnung koordinetiver tigkeiten //Korpererziehung. 1983. -N 4. -s. 151−155.
  266. Denny-Brown D. The Cerebral Control of Movement //Sherrington Lectures. Liverpool: Liverpool University Press. -1966.
  267. Gelfan S., Carter S. Muscle sense in man //Exp. Neurol. -1967. -V. 18. -P. 469−473.
  268. Gelhorn E., Hyde J. Influence of proprioception on map of cortical responses //J. Physiol. 1953. -V. 122. -P. 371−385
  269. Goldscheider A. Untersuchungen ber denn Muskelsinn //Arch. Anat. Phisiol. -Lpz.-1989.-V. 13.-S. 369−502.
  270. Hirtz P. Stuktur und Entwicklung koordinativer Zeitungsvoraussetzungen bei Schulkindem //Theorie und Praxis der Korperkultur. -1977. N 7. -s. 503−510.
  271. Hirtz P., Tomas S. Theor. und Prax. der Korperkult. -1977, № 3. -s. 219 222.
  272. Hirtz P. Struktur und Entwicklung koordinativer Zei^gsvoraussaizungen bei Schulkidern //Theorie und Praxis der perkultur. -1977. N 7. -s. 603−610.
  273. Jakob H. Zielgerechte Vervollkommnung der koordinati- Fahigkeiten ein wichtiger Aspekt bei der Realisierung des rtabzeichenprogramms der DDR //Theorie und Praxis der Korjmltur. -1983. -n 12. -s. 918−922.
  274. Lassek A.M. The Pramidal Tract. Its Status in Medicine. Springfield: Thomas. -1954.
  275. Ludvig G, m Hirts P. Verbeserung der motorischen Lenfahigkeit durch breite koordinative Befahigung //Koipererziehung. -1981. -N 7. -s. 317.
  276. Mokota K. Teatbatterie zur Diagnostik koordinativer Fagihkeiten //Theorie und Praxie der Korperkuitur. -1984. -N 2. -s. 118−122
  277. Merton P.A. Human position sense and sense of effort //Soc. exp. Biol. -1964.-V18.-P. 387−400.
  278. Nonie M. Measurement of kinaesthetic sensitivity by joint angle reproducction and theshold for lifted //Research quarterly of the American Association for health, phisical education and recreation -1967. V. 38(3). P. 469−473.
  279. Piaget J. Die Bildung deb Zeitgriffbeim Kinde, Zurich, 1955.
  280. Patton H.D., Amassian V.E. The pyramidal tract: its excitation and functions //Handbook of Phisiology. Washington: American Physiological Society. -1960. -V. 2. -P. 837−861.
  281. Penfield W., Rasmussen Th. The Cerebral Cortex of Man. -New York: Macmillan. -1950.
  282. Phillips C.G. Changing concepts of the precental motor area //Brain and Conscious Experience. -Berlin: Springer Verlag. -1966. -P. 386−421.
  283. Phillips C.G. Motor apparatus of the baboon’s hand //The Ferrier Lecture: В.: Proc. Roy. Soc. -1969. -V. 173. P. 141−174.
  284. ProchazkaV. Teor. aprax. telesnevychovy. -1971 -№ 1. -s. 4045.
  285. Provins K.A. The effect of peripheral nerve block on the apprecietion and execution of finger movements //J. Physiol. -1958. -V. 143. -P. 55−67.
  286. Skoglund S. Anatomical and physiological studies of knee joint innervation in the cat //Acta physiol. scand. -1956. -V. 36. -P. 124.
  287. Wolsey C.N. Organization of somatic sensory and motor areas of cerebral cortex //Biological and biochemical bases of behaviour -Madison. Univ. Wis. Press. -1958.-P. 63−81.
  288. Willert J. Zup vervollkommnung des kinasthetisch-motorischen Analysators bei Schulkidern//Theorie und Praxis der Korperkuitur. -1977. -N 7 -s. 521−523.
  289. Winter R. Zum Problem der sesilen Phasen im Kindesund Jugendalter //Korpereraehung. -1984. -N 8/9. -s. 342−358.
  290. Zimmermann K. Zu spezifischen Merkmalen des Traininge ordinativer Fahigkeiten und Sporttechnischer Fertigkeiten // eorie und Praxis der Korperkultur. -1986. -N3.-s.211- 15
Заполнить форму текущей работой