Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптация студентов факультета физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует мнение, что адаптация студента заканчивается к концу третьего курса в области вузовского обучения, учебную деятельность студента мы вправе считать ведущей (37- 76- 78- 228). Если разделить период обучения в вузе на конкретные этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности (начальный, основной, заключительный), можно выделить и три самостоятельные вида учебной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Концептуальные подходы к изучению процесса адаптации
    • 1. 2. Особенности процесса адаптации с позиций существующих теорий развития личности
    • 1. 3. Адаптивные характеристики личности в механизме «преодолевающего поведения»
    • 1. 4. Адаптация студентов педагогических вузов в контексте проблемы соотношения адаптации и успешности обучения
    • 1. 5. Тренинги профессионального и личностного роста, как методы психологического воздействия
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
    • 2. 1. Технологическая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Адаптационный тренинг в процессе обучения студентов в педагогическом вузе на факультете физического воспитания и спорта
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
    • 3. 1. Свойства личности, содействующие социально-психологической адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе
    • 3. 2. Экспериментальная проверка эффективности адаптационного тренинга
  • Выводы по третьей главе

Адаптация студентов факультета физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В широком смысле актуальность проблемы изучения процесса адаптации в вузе можно объяснить глубокими социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизни от целей до ценностей, требующих от каждого студента определенных изменений.

Неотъемлемым компонентом адаптации является новая социальная ситуация развития и процесс «вживления» в конкретную среду, который отягощается занимаемой в данный момент маргинальной позицией личности студента, т. е. кардинально изменяется учебная ситуация: новый коллектив, другая иерархическая система учебных отношений, иная социальная роль и конечно новый вид ведущей деятельности (42, с. 34−39) Изменившаяся учебная ситуация нередко меняет определенные аспекты психологической структуры личности, так как изменяется сложившаяся жизнедеятельность человека (1- 6- 14- 15- 21- 23- 39).

На этапе адаптации происходит реализация личностного интереса и приобретенных знаний, умений и навыков в избранной будущей профессиональной деятельности, а также и приспособление к организационным, физическим и социально-психологическим условиям, в которых протекает деятельность. Готовность человека к успешным действиям в учебной деятельности складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации (13- 30- 32). Это доказывают и данные социологического исследования, проведенного нами в течение последних двух лет среди студентов четвертых курсов Башкирского государственного педагогического университета, Челябинского государственного педагогического университета факультетов физической культуры и спорта и молодых учителей физической культуры республики Башкортостан.

1 В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в списке использованной литературы. Первая цифра в скобках означает порядковый номер, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу) — При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

Из 242 опрошенных, одна треть молодых людей испытывает затруднения в социально-психологической адаптации к существующим социальным условиям в учебной деятельности в вузе.

Существует мнение, что адаптация студента заканчивается к концу третьего курса в области вузовского обучения, учебную деятельность студента мы вправе считать ведущей (37- 76- 78- 228). Если разделить период обучения в вузе на конкретные этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности (начальный, основной, заключительный), можно выделить и три самостоятельные вида учебной деятельности: учебно — познавательная, учебноисследовательская, учебно — профессиональная. Следовательно, процесс социально-психологической адаптации будет сопровождать весь период обучения студентов в вузе. Таким образом, успешность обучения студентов в вузе, с одной стороны, отражает степень адаптированности к соответствующим условиям, с другой стороны, сама адаптация служит предпосылкой успешного обучения в вузе и дальнейшего личностного развития студента. Логика такой взаимосвязи вытекает из понятия и успешность обучения и, которая определяется таким понятием, как обучаемость. А одной из составляющих понятия «обучаемость», является адаптивность личности (приспосабливаемость).

Адаптация студентов к условиям обучения в вузе в нашем исследовании определяется как индивидуальный процесс непрерывной адаптации к учебной деятельности, выработку новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей и личностную самореализацию.

Актуальность исследования обусловлена наличием существенных противоречий между: а) возрастающей потребностью школы в педагоге, эффективно адаптирующегося в социальной среде (компетентного, социально — устойчивого, способного к самореализации) и реальной слабой подготовленностью студента в этом направленииб) требованиями, предъявляемыми к специалисту по физической культуре и спорту, умеющему управлять процессом адаптации и недостаточной разработанностью содержания и отсутствием единого понимания феномена адаптации, механизмов, стадиальности его протекания, а также методик педагогического содействия социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе.

Возникшие противоречия усугубляются несоответствием образовательного процесса в высшей и средней школе, требующего коррекции со стороны вузазнаний о конкретных свойствах личности, способствующих адаптации студентов к условиям обучения в вузе и способствующие их личностному ростунеобходимости изучения на практике процесса адаптации и дезадаптации и отсутствием психодиагностических методик, определяющих уровень адаптированное&tradeстудента к условиям конкретной деятельности.

На основе выявленных противоречий, существующих в данной проблеме, следует заключить, что социально-психологическая адаптация является одновременно целью, средством, механизмом и фактором успешности обучения студентов в вузе, и что в настоящее время без эффективного ее решения невозможно избежать проблем, которые непосредственно сопровождают процесс обучения в высшей школе. Как пройдет процесс адаптации, от этого в прямой зависимости находится качество обучения, и уровень подготовленности будущего специалиста.

В связи с вышеупомянутым, процесс адаптации к учебной деятельности у студентов будет проходить более эффективно, если в течение всего обучения изучается динамика процесса адаптации студентов и особенности взаимосвязи ее основных компонентов, а психолого—педагогические воздействия на процесс адаптации осуществляются непрерывно, в ходе всего периода обучения в вузе. Кроме того, учет индивидуально-психологических особенностей студентов дает возможность более эффективно использовать методы направленного педагогического воздействия.

Накопленный материал, выделенная совокупность противоречий позволяют сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в методологическом и теоретическом обосновании педагогических условий адаптации студентов к обучению в вузе.

На основании отмеченной проблемы была выбрана тема диссертационного исследования — «Адаптация студентов факультета физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе».

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к обучению в вузе.

Объект исследования: процесс обучения студентов в вузе.

Предмет исследования: методика педагогического содействия социально-психологической адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой можно полагать, что социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе будет происходить эффективнее, если:

— в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе используются данные педагогического мониторинга личностного развития студентов;

— осуществляется акцентированное педагогическое воздействие на те свойства личности студентов факультетов физической культуры и спорта, которые обеспечивают процесс адаптации к условиям обучения в вузе;

— адаптация студентов к условиям обучения в вузе осуществляется путем использования адаптационного тренинга.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи.

1. Изучить психолого-педагогические основы адаптации личности студента к условиям обучения в вузе.

2. Выявить свойства личности, содействующие социально-психологической адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе.

3. Обосновать педагогические условия повышения эффективности процесса адаптации студентов к обучению в вузе.

4. Оценить эффективность использования обоснованных педагогических условий адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к процессу обучения в вузе в педагогическом эксперименте.

Методологической и теоретической основой исследования являются: гуманистическая парадигма развития самореализации А. Маслоу, К. Роджерсаразработанные в отечественной психологии положения о ведущей деятельности, ее механизмах А. Г. Асмоловым, Л. С. Выготским, A.A. Бодалевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, A.B. Петровским.

Организация и методы исследования. База исследования. Предварительные поисковые исследования, а также педагогический эксперимент проводились на базах Башкирского государственного педагогического университета, факультет физической культуры и спортаУральской государственной академии физической культуры.

Избранная методологическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику, этапизацию и методы теоретико-экспериментального изыскания. Исследование выполнялось в три этапа в течение 1997;2002 г. г.

Первый этап — поисково-теоретический этап (1997;1998 г. г.). На данном этапе осуществлялся анализ теоретических основ адаптации личности в исследованиях отечественной и зарубежной науки и особенностей адаптации студентов в контексте проблемы соотношения адаптации и успешности обучения, разработана концепция исследования, в результате чего была сформулирована гипотеза исследования. Суть ее заключалась в существовании педагогических условий эффективной адаптации студентов к условиям обучения в педагогическом вузе на факультетах физического воспитания и спорта. Помимо этого, на данном этапе было проведено констатирующее исследование, позволившее определить свойства личности студентов, способствующие адаптации к условиям обучения в вузе. Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогические наблюдения.

Второй этап — экспериментально — аналитический (1999;2000 г. г.). Основное внимание на данном этапе уделялось проведению формирующего педагогического эксперимента. В результате работы на указанном этапе сформировалось мнение, что разработка конкретной методологии опытно-экспериментальной работы, разработка адаптационного тренинга, позволит повысить адаптированность студентов к условиям обучения их в вузе. Был разработан адаптационный тренинг и проведено экспериментальное его апробирование в естественных условиях баз исследования. Методы: моделирование, педагогический эксперимент, анализ адаптированности студентов к условиям обучения в педагогическом вузе на факультетах физического воспитания и спорта.

Третий этап — заключительно-оценочный (2001;2002 г. г.). Он был связан со статистической обработкой полученных экспериментальных данных, их анализом и интерпретацией, формулированием общих выводов и заключения, оформление диссертационного исследования. Методы: анализ результатов педагогического экспериментастатистическая обработка результатов опытной работы.

Научная новизна исследования

1. Уточнено понятие «адаптация студентов к условиям обучения в вузе» с точки зрения его содержания и функциональной роли, которое определяется как индивидуальный процесс непрерывной адаптации к учебной деятельности, выработку новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей и личностную самореализацию.

2. Выявлены свойства личности, способствующие адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе и способствующие их личностному росту: интеллектуальная активность, рефлексия, гибкость мышления, реактивная тревога, самооценка, сензитивность, эмпатия, стрессоустойчивость, самостоятельность, саморегуляция, мотивация достижения.

3. Определены педагогические условия, необходимые и достаточные для организации эффективного процесса адаптации студентов к обучению в вузе: использование данных педагогического мониторинга личностного развития студентовосуществление акцентированного педагогического воздействия на те свойства личности студентов факультетов физической культуры и спорта, которые обеспечивают процесс психической адаптации к условиям обучения в вузеиспользование адаптационного тренинга, содействующего социально-психологической адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе.

4. Показано, что индивидуализация педагогического процесса приводит к статистически достоверному повышению эффективности методики социально-психологической адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к обучению в вузе.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что обобщены теоретические данные и осуществлена дальнейшая разработка методологических вопросов понятий «адаптация», «адаптированность», которые позволяет рассмотреть концептуальную модель адаптации студентов к обучению в вузе как основу структурно-функционального подходаопределены свойства личности, способствующие успешной адаптации студентов педагогических вузов факультетов физической культуры и спорта, обеспечивающие процесс эффективной адаптации в вузеполученные результаты теоретического исследования могут быть использованы в разработке проблем управления процессом адаптации студентов в вузерезультаты исследования позволяют расширить подходы к проблеме адаптации студентов к условиям обучения в педагогическом вузе и могут послужить научно-теоретической базой для разработки инновационных методик совершенствования процесса обучения студентов.

Практическая значимость. Совокупность положений и выводов, полученных в диссертации, может быть использована в работе, направленной на совершенствование процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузерезультаты исследования могут лечь в основу разработки программы адаптационного тренинга на учебных сборах студентов по проблеме адаптации первокурсника. Это в свою очередь обеспечит успешную адаптацию студентов в вузе, увеличит вероятность использования студентами полученных научно — обоснованных знаний и практических умений в учебно — воспитательном процессе с учащимися в школе, а также в разрешении собственных жизненных ситуаций. Выводы и рекомендации изыскания могут быть включены в спецкурсы для студентов педагогических институтов и колледжей, а также слушателей факультетов повышения квалификации вузов. Разработанные педагогические условия для организации эффективного процесса адаптации студентов к условиям вуза носят неспецифический характер и могут быть использованы в работе со студентами различных вузов.

На защиту выносятся следующие положения

1. Комплекс свойств личности, содействующих адаптации студентов к условиям обучения в вузе, наиболее адекватно может быть определен с помощью методологии психологической теории деятельности.

2. Эффективность методики социально-психологической адаптации может быть повышена за счет систематического учета в педагогическом процессе психологических особенностей, обеспечивающих процесс адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе.

3. Наиболее существенным педагогическим условием эффективности процесса, направленного на адаптацию студентов факультетов физической культуры и спорта к обучению в вузе является индивидуализация педагогического процесса в вузе.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается: проведением исследования с опорой на структурно-функциональную теорию адаптации личностипсихологическую теорию деятельностивыбором методов исследования, соответствующих целям и уровню решения проблемы, теоретическому и практическому уровням познаниястатистической значимостью полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на внутривузовских научно-методических конференциях (Челябинск, УрапГАФК, 2000, 2001) — международном научном симпозиуме (Бишкек, Кыргызскии ГИФК, 2001) — региональном семинаре (Челябинск, ЮУрГУ, 2002).

По проблеме исследования автором опубликовано девять работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из ввеДения> тРех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

содержит 240 источников, в том числе девять — на иностранном языке. Работа иллюстрирована десятью таблицами, четырьмя рисунками, одной схемой, одной диаграммой.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

1. Выявлены следующие сущностные характеристики адаптации: а) в процессуальном плане, как процесс развития во времени, при котором организм, постепенно накапливая его элементы, приспосабливается к новой средеб) в содержательном плане, как отношение равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средойв) в результативном плане, как итог развития приспособительного процесса, качественный его этап, имеющий наблюдаемые признаки, который называется адаптирован-ность.

В системном подходе адаптация представляет одновременно процесс уравновешивания между организмом и средой, результатом которого является новое появление системного качества. Несмотря на большое разнообразие понятия адаптация, общими во всех определениях остаются следующие моменты: процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектоввзаимодействие разворачивается в особых условиях дисбаланса, несогласованности между системамиосновной целью взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьировать в достаточно широких пределахдостижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих объектах.

Психолого-педагогический анализ основ адаптации личности студента позволил уточнить понятие «адаптация студентов к условиям обучения в вузе» с точки зрения его содержания и функциональной роли, которое определяется как индивидуальный процесс непрерывной адаптации к учебной деятельности, выработку новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей и личностную самореализацию.

2. В рамках реализации личностного подхода при решении проблемы адаптации, выявлены свойства личности, содействующие социально-психологической адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе: интеллектуальная активность, рефлексия, гибкость мышления, самооценка, сензитивность, эмпатия, стрессоустойчи-вость, самостоятельность, саморегуляция, мотивация достижения.

3. Разработанные и обоснованные педагогические условия повышения эффективности процесса адаптации студентов к обучению в вузе включали в себя: использование данных педагогического мониторинга личностного развития студентовосуществление акцентированного педагогического воздействия на те свойства личности студентов факультетов физической культуры и спорта, которые обеспечивают процесс психической адаптации к условиям обучения в вузеиспользование адаптационного тренинга, содействующего психической адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе.

4. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанных педагогических условий социально-психологической адаптации студентов факультетов физической культуры и спорта к процессу обучения в вузе. В процессе педагогического эксперимента статистически достоверно улучшились такие показатели, как реактивная тревога, самооценка, мотивация достижения. Личностное развитие, наблюдавшееся у студентов, принявших участие в разработанном адаптационном тренинге, привел к повышению интеллектуальной активности, рефлексии, гибкости мышления, сензитивности, эмпатии, стрессоустойчивости, саморегуляции на статистически достоверном уровне.

Таким образом, основные положения, выводы и результаты диссертации дают основание считать, что цель диссертационного исследования достигнута, поставленные задачи решены. Внедрение разработанного адаптационного тренинга и методических рекомендаций в практику работы кафедр физического воспитания Башкирского государственного педагогического университета и Челябинского государственного педагогического университета факультетов физической культуры дают основание утверждать, что работа имеет реальную практическую ценность и значимость.

Полученные позитивные результаты диссертационного исследования определили перспективы дальнейшего изучения проблемы. Интересным, на наш взгляд, может быть психолого-педагогическое исследование процесса индивидуализации адаптации спортивных педагогов с различными возрастно-квалификационными особенностями. Детальный анализ разработанных педагогических условий повышения эффективности процесса адаптации студентов факультетов физической культуры к обучению в педагогическом вузе позволяет предположить возможное повышение эффективности процесса обучения студентов различных вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Н.А. Адаптация и резервы организма. — М.: Физкультура испорт, 1983.-176 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Канон, 1993.-286 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. — 341 с.
  5. Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1980. — 375 с.
  6. Г. М. Социальная психология: Учебник — М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
  7. М.А. Методы исследования межличностного восприятия.М.: МГУ, 1984.-141 с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.:Медицина, 1975. — 448 с.
  9. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы:Избранные труды. — М.: Наука, 1978. — 400 с.
  10. Л.И. Системный подход к изучению функционированияи развития личности: Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982. — 188 с.
  11. Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1986. — 16 с.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.:Мысль, 1976.- 158 с.
  13. А.Г. Культурно — историческая психология и конструирование миров. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
  14. Л. Профессиональная адаптация преподавателя // Высшееобразование в России. — 1998. — № 4. — 67 — 72.
  15. В.Г. Человек в управлении обш, еством. — М.: Политиздат, 1977.-348 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-331 с.
  17. М.О. Развитие рефлексивных умений учителя в процессепрофессиональной адаптации: Автореф.. дис. канд. пед. наук. — Курган: КГПИ, 1998.-22 с.
  18. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности//Вопр. психологии.- 1989. -№ 1.-С. 92−101.
  19. В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практическиеприложения // Теория и практика физической культуры.-19%.-№ 11.-C. 15−20.
  20. А. Тренинг личности. — Лондон: ДВС, 1996. — 240 с.
  21. А.В. Педагогическая система преемственности обучения вобщеобразовательной и профессиональной школе. — СПб.: РАО, 1996. — 90 с.
  22. Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учениястудентов младших курсов педагогических вузов: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, ЧГПУ, 1999. — 156с.
  23. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация: Дисс… канд. пед. наук. — Челябинск: ЧГПИ, 1988.- 157 с.
  24. Р.Д., Блажене И. М. Динамика психологического и социального состояний в процессе адаптации студентов в Вузе // Вестник ЛГУ. — 1986.№ 2. — С. 107−109.
  25. И.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947. — 252 с.
  26. А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельностиучителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1993. — 20 с.
  27. М.Р. Психология личностного роста: Практическое пособиепо проведению тренинга личностного роста учителей, педагогов, социальных работников. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64с.
  28. А.А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком.М.:МГУ, 1982.-199 с.
  29. А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  30. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. — 1994.-№ 1.-С. 122−127.
  31. А.А. Психология общения. -Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.- 2 5 6 с.
  32. Е.М., Логинова Л. П. Индивидуальность и профессия. — М.:Знание, 1991.-79 с.
  33. Д.А. Социально — педагогическая адаптация: Дисс.. канд.пед. наук. — Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 156 с.
  34. В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза.- М.: НИИВШ, 1975.-36 с.
  35. Васьковская С В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Киев, 1987. — 17 с.
  36. И.В. Психологические условия развития профессиональногосамосознания учителя: Дисс. канд. псхол. наук. — М., 1995. — 180 с.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход. — М.: МГУ, 1993. — 153с.
  38. К.В., Кондратьева СВ. Психология труда и личности учителя: Учеб. пособие. — Минск-Гродно, 1991.-81 с.
  39. А.А. Механизмы общей адаптации // Успехи физиологическихнаук.-1980.-№ 4. — С 27−46 .
  40. А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопр. психологии. — 1995 — .№ 1.- 25 — 33.
  41. Е.В. Социально — психологические факторы адаптации ксоциальным и культурным изменениям: Дисс.. канд. псих, наук.- СПб., 1994. — 1 4 7 с.
  42. Л.С. Собрание сочинений. — М.: Наука, 1983. -XI.-487с.
  43. П.Я. Введение в психологию. — М.: ПросБеш, ение, 1976.127 с.
  44. В.И. Основы теоретической педагогики. — Спб.: Лань, 1992.-231с.
  45. Е.И. Структура групповой деятельности: Социальнопсихологический анализ. — Киев: Наук, думка, 1979. — 139 с.
  46. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев: Политиздат, 1989. — 187 с.
  47. Гусева А. С, Жданова О. И., Яблокова Е. А. Технология адаптации человека к экстремальным условиям // Банковское дело. — 1996.- № 11. — 28−31.
  48. СВ. Педагогическое общение как фактор адаптации студентов к профессионально — педагогической деятельности: Автореф.. дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 22 с.
  49. Л.К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптациистудентов младших курсов /Психолого — педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев: Штинца, 1990.- 3−17.
  50. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессеобучения // Психологический журнал. — 1994. — Т.15. — № 3. — 131 — 135.
  51. Е.Д. Управление адаптацией учащихся младших классов кобучению в общеобразовательной школе: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Курган, 1999.-24 с.
  52. П.С. Философия культуры. — М.: АП, 1995. — 286 с. и
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-214с.
  54. М.А., Малинин В. М. Структурно-системные исследованияявлений и процессов // Сов. педагогика, 1971. -№ 1. — 73−95.
  55. О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям //Вестник СПбГУ, серия «Психология». — 1997. — Вып.4.-С. 80−93.
  56. А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства: Дис. канд. пед. наук. — М., 1972.-242 с.
  57. Ч. О выраженности ощущений у человека и животных. — 3-еизд. — М.: Генезис, 1997. — 192 с.
  58. Л.А. Профессионально — направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Автореф.. дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск: МГПИ, 2000.- 21с.
  59. А.А., Исаев А. А. Творчество тренера. — М.: Физкультура испорт, 1982.-С. 41 -42.
  60. А.Н., Попова И. П. Способы адаптации безработных в труднойжизненной ситуации // Социос- 2000. — № 5.- 35−46
  61. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека(методологические и социальные аспекты).- М.: Наука, 1997. — 184 с.
  62. М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать: Трансакционныйанализ с гештальтупражнениями. — М.: Прогресс: Универс, 1993. — 332 с.
  63. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.М.: Просвещение, 1987. — 198 с.
  64. А.Б. Общение: Наука и искусство. — М.: Яуза, 1996- - 254 с.
  65. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб., и доп. — Минск: БГУ, 1981. — 338 с.
  66. ТА. Тренинг общения (Игры для интенсивного обучения).Омск:ОГПУ, 1992.-43 с.
  67. СБ. Основы профессионального самовоспитания будущегоучителя. — М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  68. Ю.М. Эффективность делового общения. — М.: Знание, 1988.64 с.
  69. А.Л. Стиль руководства для управления социальнопсихологическим климатом производственного коллектива: Социальнопсихологический климат коллектива. — М.: Наука, 1979. — 236 с.
  70. А.Л. Стиль руководства и организация соревнований: Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. — М.: Наука, 1977.-217 с.
  71. А.Л., Рубахин В. Ф. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: МГУ, 1976. — 97 с.
  72. А.Л., Рубахин В. Ф., Шорин В.Г Индивидуальный стильруководства производственным коллективом. — М.: ИУНХ, 1976. — 123 с.
  73. М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия учителей //Психологическая наука и образование. 2000.-№ 1.-С. 22−29.
  74. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. — Екатеринбург: УГПУ, 1997.-243 с.
  75. О.И., Кряжева Н. К. Некоторые аспекты социально — психологической адаптации личности /Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.- 219 — 232.
  76. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов-наДону: Феникс, 1997. — 480 с.
  77. ТА. Системно-структурный подход к организации обучения.- М.: Знание, 1972.-72 с. И
  78. И.И. Структура и процесс учения.- М.: Педагогика, 1986.183с.
  79. Т.С. Методы психологического воздействия: Учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 544 с.
  80. А.Г. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал. — 1989. — № 1. — Т. 10. 127−136.
  81. Кан — Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  82. Кан — Калик В. А., Никандрова Н. Д. Педагогическое творчество. — М.:Педагогика, 1990. — 141 с.
  83. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. — 224 с.
  84. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости оттипологических свойств нервной системы. — Казань: КГУ, 1969. — 148 с.
  85. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. — М.: Знание, 1986. — 79 с.
  86. Л.В. Психологические аспекты учебной и профессиональной адаптации студентов- медиков /Актуальные проблемы в области психологии: Сб. тез. межвуз. науч. конф. — Ярославль, ЯГПУ, 1997. — 53−54.
  87. Е., Кукушкин В. Как помочь абитуриенту? К проблеме постановки профессорско- психологической консультации в Вузе // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — 112−116.
  88. Г. С. Соотношение личного и профессионального самоопределения учителей (мотивационный аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1993.-20 с.
  89. В.И. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Л., 1980. — 14 с. # ||^ 90. Колесников Л. Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск: Наука, 1985.-263 с.
  90. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М.:Физкультура и спорт, 1984. — 165 с.
  91. Ю.А. Исследование влияния межличностных отношенийна эффективность спортивной деятельности. — М.: Физкультура и спорт, 1973. 124 с.
  92. Кон И. С. Социология личности. — М: Политиздат, 1967. — 383 с.
  93. Ю.А. Система. Урок. Анализ. — Псков: ПОИПКРО, 1996.-440 с.
  94. Кондратьева С В. Учитель-ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 156 с.
  95. СВ., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивноговзаимодействия с подростками. — М.: Генезис, 1997. — 192 с.
  96. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990.-204 с.
  97. Р. А. Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: МГУ, 1991. — 207 с.
  98. Л.В. Психолого — педагогические аспекты адаптациистудентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев: КГУ, 1990. — 80 с.
  99. А.А. Межличностное отношение в малых группах. — Киев: Наукова Думка, 1982. — 157 с.
  100. Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: ЛГУ, 1967.- 1 8 3 с.
  101. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.Л.: ЛГУ, 1989.- 186 с.
  102. Н.В. Способности, одарённость и талант учителя. — Л.:Знание, 1985. — 32 с.
  103. Ю.Н. Индивидуально-психологические особенностимыслительной деятельности // Развитие психических функций взрослых людей: Сб. науч. тр. — М., 1972. — 207−226.
  104. А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 48 с.
  105. В.И. Личность в экстремальных ситуациях. — М.: Политиздат, 1989.-304 с.
  106. К. Типы конфликтов // Психология личности: Тексты / Ред.Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1982. — 93−96.
  107. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно- воспитательного процесса с первокурсниками. — М.: НИИВО, 1991. — 48 с.
  108. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.-144 с.
  109. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. — Л.: ЛГУ, 1974.- 184с.
  110. В.И. Личность в экстремальных ситуациях. — М.: Политиздат, 1989.-304 с.
  111. .Ф. Системность в психологии. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 384 с.
  112. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов — психологов //Вестник МГУ, серия «Психология». — 2000. -№ 1.- 48−55.
  113. А.Н. Как вести за собой / Под ред. Б. З. Вульфова. — 3-еизд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 206 с.
  114. Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 3 6 5 с.
  115. А.С. Полное собрание сочинений. — М.: АПН РСФСР, 1959.-Т. 7. -426 с. ^ 117. Марищук В. Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 111 с.
  116. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 1 9 2 с.
  117. А.К., Матис ТА., Орлов А. Б. Формирование мотивацииучения. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  118. Е.К. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. — Минск: БГПИ, 1976. — 158с.
  119. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Просвещение, 1986. — 2 1 2 с.
  120. B.C. Своеобразие условий реакций в структуре волевогоакта // Учёные записки Казанского гос. ун-та. — 1953. — Т. 113. — 218 с.
  121. Н.Н. Основные тенденции развития понятия адаптации //Материалы конф. преподавателей фак. психологии. — Челябинск: Юур^ ГУ, 1999.-С. 4−5.
  122. Методы практической психологии общения: Учеб. Пособие / Подред.В. П. Захарова, Е. В. Сидоренко. — Д.: ЛГУ, 1990. — 60 с.
  123. Л.М. Психологические аспекты труда учителя. — Тула: ТГПИ, 1991.-178 с.
  124. Л.М. Психология профессионального развития учителя.М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200с.
  125. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М.: Дело, 1994. — 216 с. i 130. Михалевская Г. И. Профессионализм общения (Учителю о коммуникативных умениях). — СПб: Феникс, 1993. — 56 с.
  126. И.И. Психолого — педагогические факторы академическойуспеваемости. — Саранск: Мордовский гос. университет, 1991. — 84с.
  127. Л.В. Методы социально-психологической диагностикиличности: Учеб. пособие. — Л.: ЛГУ, 1990. — 70 с.
  128. Г. Психология и учитель. — М.: Совершенство, 1997.- 3 2 0 с.
  129. В.Н. Проблемы отношения человека и его личности впсихологии. — Л.: ЛГУ, 1960. — 232 с.
  130. В.Н. Социально-психологические и лингвистические хаЩ' рактеристики форм общения и развития контактов между людьми. — Л.: ЛГУ, 1970.-205 с.
  131. А.А. Социально — психологическая адаптация личности(формы, механизмы, стратегии).- Ереван: АГПИ, 1988. — 246 с.
  132. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — 2-е. изд. — М.: Наука, 1978. — 336 с.
  133. Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе.Т. XIX. — 1994. -№ 3. -с. 32−44. f 139. Немов Р. С. Психология. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576 с.
  134. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. Педагогика.- 1990.-№ 9. — 158 с.
  135. А.Я. Психологические особенности индивидуальногостиля педагогической деятельности учителя: Автореф. дис. канд. психол. нау к. — М. , 1986.-19 с.
  136. И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. — М.: Педагогика, 1972. -214 с.
  137. Д. Как научить студента быть студентом //Высшее образование в России. — 1998. — № 3. — .С. 70−72.
  138. Осенников В. Я Социально — педагогическая адаптация подростковв условиях оздоровительного, образовательного учреждения: Автореф.. дис. канд. пед. наук. — Челябинск: ЧГПУ, 1999. -19 с.
  139. А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. — М.: Нальчик, Эльфа, 1996. — 124 с.
  140. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М.: МГУ, 1987. — 302 с.
  141. В.Б. Конспекты лекций по воспитательной работе для тренеров и преподавателей физвоспитания. — Челябинск: ЧГИФК, 1993. -186 с.
  142. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991.-356 с.
  143. Е.Б. Коммуникативные умения в структуре деятельностистудента в период педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. — Иваново, 1987.- 190 с.
  144. А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.
  145. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения ВИД(поведения) животных, 7-е изд. — М.: Медицина, 1951. — 506 с.
  146. И.П. Избранные труды. — М.: АНП РСФСР, 1951. -Т.2.-592 с.
  147. А. Проблема адаптации и успешность обучения впед. ВУЗе //Методика вузовского преподавания: Материалы 4-ой межвузовской науч.-метод, конф. — М.: МГУ, 2000. — 243−244.
  148. Н.Ю. Адаптация студентов к учебному процессу в вузе вусловиях инновационного обучения /Методика вузовского преподавания: Тез. конф. — Челябинск: ЧГПУ, 1999.-С. 19−21. #
  149. .А. Метод и стиль творческого мышления: Логикогносеологические исследования категориальной структуры мышления. — Киев: Радяньска школа, 1980. — 345 с.
  150. .Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-воВ.А. Михайлова, 1999. — 301 с.
  151. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.:Мысль, 1971.-351 с.
  152. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  153. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. — Казань: КГУ, 1977. — 281 с.
  154. Ф. Внутри и вне помойного ведра. — СПб.: Петербург XXIвек, 1997.-448с.
  155. Л.А. Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг — М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  156. П.И., Фридман Л. М., Гарупов М. Г. Психолого — дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Пед. об-во России, 1999.-354 с.
  157. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1987. — 255 с.
  158. Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. — М.: Наука, 1982. — 289 с.
  159. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов /Ред. СИ. Самыгин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-526 с.
  160. Плотников в .в, Вязовец Н. В. Психологические аспекты вузовскогообучения. — М.: НИИВШ, 1986.-40 с.
  161. . Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.-419 с.
  162. К.К. Психологический практикум. — М.: Высшая школа, 1980.-247 с.
  163. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарьсправочник. — М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  164. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельностиначинающих учителей. — М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  165. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов /Ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 1996. — 336 с.
  166. Д. Психологические основы оптимизации учебно — познавательного процесса в вузе. — Казань: КГУ, 1998. — 87 с.
  167. Психология: Словарь /Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский.М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  168. А.В. Психологические аспекты проблемного обучения.М.: Педагогика, 1983. — 234 с.
  169. Х. Эстетика общения. Культура поведения школьника //Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Педагогика, 1983. 219с.
  170. В.А. Грамматика общения. Школа для родителей.М.: Семья и школа, 1995. — 188 с.
  171. А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб.:Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 288 с.
  172. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопр. психол., 1990. — № 2. — 23−25с.
  173. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопр. психол., 1997. -№ 1. -С. 12−15.
  174. А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  175. Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститутов // Вопр. психол., 1985. — № 1. — 164 с. i^
  176. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  177. Е.И. Психология общения. — М.: ВЛАДОС, 2001.-336 с.
  178. Е.И. Учитель как объект психологического исследования.М.: ВЛАДОС, 1998.-496 с.
  179. К., Даймонт Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: МГУ, 1994.-175 с.
  180. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем//Семья и школа, 1987. -№ 10. -С. 16−21.
  181. Л. Основы общей психологии: — Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  182. К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.-368с.
  183. И.И. Основы педагогики общения. — Минск.: Беларускаянаука, 1998.-319 с.
  184. В.П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя: Автореф. дне. канд. психол. наук. — Л., 1986. — 16 с.
  185. В.И. Основания общей теории систем. Логикометодологический анализ. — М.: Наука, 1974. — 276с.
  186. Н.А. Социальная адаптация личности в коллективеУ //Социальные исследования. — 1980. — № 3. — 44−52.
  187. Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982. -124 с.
  188. И.М. Избранные произведения. — М.: Учпедгиз, 1953.-333 с.
  189. В.П. Управление процессом педагогической адаптации молодых педагогов: Автореф.. дис. канд. псих. наук. — Казань: КГУ, 1984.- 15 с.
  190. Социально — психологическая адаптация: Работа с кадрами: психологический аспект/Ред. А. В. Филлипов. — М.: Экономика, 1999. — 168 с.
  191. Л.В. Волевая организация личности и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению: Автореф.. дис. канд. псих. наук. — Иркутск, 1998.- 18 с. $•
  192. Д. Педагогика и психология высшего образования: отдеятельности к личности. — М.: Аспект — Пресс, 1995. — 270 с.
  193. Ч.Д. Шкала самооценки: Рабочая книга практическогопсихолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). — М.: Красная площадь, 1996. 400 с.
  194. А.В. Информационный подход к психической адаптациичеловека: педагогический и этнические аспекты //Журнал прикладной психологии. — 1998.-№ 5. — 4−14.
  195. В.И. Адаптация личности: Философско — социологическийанализ. — Свердловск.: УрГПУ, 1993. — 183 с.
  196. .М. Избранные труды. — В 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1.-328 с.
  197. В.В. К проблеме адаптации студента в педагогическомвузе /Психологические вопросы оптимизации учебно — воспитательного проll^ цесса. — Алма-Ата: Казахский ин-т им. Абая, 1990. — 88 с.
  198. Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация)//Вопр. философии. — 1998. — № 12. — 21−37.
  199. В.М., Овсянников В. И. Ценностные ориентации студентовпедагогического вуза // Педагогика, 1998. — № 5. — 70 — 72.
  200. А.А. Учение о доминанте. Собр. сочинений. — Л.: Наука, 1950.-382 с. ir
  201. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.:Просвещение, 1989. — 447 с.
  202. Л.М., Калугина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  203. М.И. Социально-психологические аспекты эффективногоруководства спортивным коллективом. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 158 с.
  204. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.-447 с.
  205. Ю.Л. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура испорт, 1980.-208 с.
  206. Л.А. Психологический анализ способа решения коммуникативных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения: Автореф.. канд. дис. психол. наук. — Тбилиси, 1982. — 22с.
  207. X. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986.- 3 9 8 с.
  208. Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер Пресс, 1997.608 с.
  209. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — М.:Физкультура и спорт, 1985. — 160 с.
  210. В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников//Психологическая наука и образование. — 1998. — № 3−4.- 31 — 37.
  211. М. Добровольные и вынужденные адаптации // Свободная мысль. — 1998. — № 1. — 35−45
  212. Т. Социальная психология /Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  213. Е.Г. Эмоциональная неустойчивость, как ведущий факторформирования дезадаптированного поведения студентов: Дисс.. канд. псих, наук.- М., 1998.- 154с.
  214. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебнойдеятельности в младшем школьном возрасте / Вопросы психологии обучения и воспитания: Тез. докл. — Киев: НИИ психологии УССР, 1961. — 56−58.
  215. Э.Г. Некоторые особенности развития системных исследований // Системные исследования: Ежегодник, 1980. — М.: Наука, 1981. — 294 с.
  216. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.-260 с.
  217. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994. — 135 с.
  218. В.А. Обучение как процесс управления. — Л.: Лениздат, 1988.-202 с.
  219. В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. — Л.: Лань, 1990. — 187 с.
  220. Я. Коммуникация трёх участников совместной деятельности // Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981. — С. 169−170.
  221. Т. е. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. — Киев: Освена, 1993. — 207 с.
  222. Adler А. The science of living. — N.Y., 1929. — 128 p.
  223. Adler A. Understanding hmnan nature. — N.Y., 1927. — 234 p.
  224. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation, — N.Y., 1937.-158 p.
  225. Erikson E.H. The life cycle completed. -New York: Norton, 1982. — 312P
  226. Eysenk H.J. The place of theory in psychology // H. Eysenk (Eds.) Experiments in Personality, 1960. — № 2. — P. 303−315.
  227. Maslow A. Self-actualizing and beyond Challenges of Humanistic Psychology. — N. Y, 1967.-240 p.
  228. Moirier Н. La psychologic des styles. — Geneve, 1959. — P. 68−75.
  229. Thomas A, Chess S. Temperament and Development. — New Yoik: Brunner/ZMazel, 1977. — P. 211−213.
  230. Tolman E. C. Behavior and psychological man. — Los-Angelos, 1958.245 p. ^
Заполнить форму текущей работой