Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дифференцированный подход к организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми заболеваниями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап исследования (2008 — 2010 гг.) — анализ, обобщение данных научной литературы, в которой освещались проблемы физического воспитания в системе высшего образования и пути их решения, а также опыт применения различных средств и методов физического воспитания. На этом этапе был проведен констатирующий педагогический эксперимент, позволивший выявить проблему диссертационной работы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЛЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ ФВ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 1. 1. Отклонения в состоянии здоровья студенческой молодежи и пути их восстановления
    • 1. 2. Физиологическое обоснование выбора физических нагрузок для студентов СМГ
    • 1. 3. Средства и методы физической подготовки, используемые в занятиях со студентами с нарушениями сердечно-сосудистой системы
    • 1. 4. Влияние циклических аэробных нагрузок на организм человека
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Изучение и анализ данных специальной литературы
      • 2. 3. 2. Анкетирование
      • 2. 3. 3. Методы исследования сердечно-сосудистой системы
      • 2. 3. 4. Методы педагогического тестирования
      • 2. 3. 5. Психофизиологическое тестирование
    • 2. 4. Педагогический эксперимент
    • 2. 5. Методы математической статистики
  • ГЛАВА 3. УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТУЛГУ
    • 3. 1. Уровень физической подготовленности студенток ТулГУ и его динамика в зависимости от уровня здоровья
    • 3. 2. Социально-психологические характеристики студентов с разной динамикой АД по данным программы «Allonic.net 4.3»
    • 3. 3. Особенности переносимости физических нагрузок студентами лечебного факультета с разным уровнем и динамикой АД в течение первого года обучения
    • 3. 4. Тендерные особенности динамики АД в течение первого года обучения в вузе и их влияние на академическую успеваемость
    • 3. 5. Личностно-ориентированный подход к профилактике синдрома вегетативной дисфункции у лиц молодого возраста

Дифференцированный подход к организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми заболеваниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Увеличение потока информации, необходимость ее переработки в короткие сроки, применение разнообразных технических средств обучения влекут за собой постоянную интенсификацию учебного процесса в вузах (Бароненко В.А., Рапопорт Л. А., 2009; Рудева Г. В., 2006; Auron D.J., 2007).

Чрезмерно напряженная умственная деятельность и прогрессирующая с каждым годом гиподинамия приводят к тому, что показатели функционального состояния систем организма и физической работоспособности студентов существенно снижаются от младших курсов к старшим. Данная ситуация еще более осложняется и тем, что в рейтинге ценностей у студентов здоровье занимает весьма скромное место (Антикова В.А., 1995; Доленко Ф. Л., 1995; Кушманова В. П., 2006).

Эти проблемы особенно характерны для многочисленного (более 200 тысяч человек) контингента студентов медицинских вузов. Занятость учебными делами у них превышает занятость студентов в вузах других профилей (Приходько В.В., 1998 и соавт.- Колпаков В. В., Бабакин Е. А., Ананьин Е. Ю., Семенов В. В., 2010). Вместе с тем, в медицинские вузы поступают юноши и девушки, имеющие более низкий уровень функциональной и физической подготовленности, чем во многие другие, при этом уровень этих показателей за последние 20 лет постоянно снижается (Шаповал A.M., Гугучкина Л. М., 2011; Митрохина В. В., Султанов O.A., 1998; Kirk D, 1989; Tucker L.A., 1989).

Известно, что наиболее частым проявлением стресса и нарушений в центральной нервной системе (ЦНС) у молодых людей является повышение артериального давления (АД), при этом результаты ряда исследований, появившихся в последние годы, указывают на актуальность проблемы артериальной гипертензии (АГ) уже в подростковом возрасте (Кисляк O.A., 2007; Леонтьева И. В., 2006).

В сложившейся структуре физического воспитания оптимальная двигательная активность, соответствующая функциональным возможностям организма, является достаточно мощным средством повышения уровня адаптации, студентов с нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу и АГ (Кушнир С.М., 1998). Показано, что наибольшая эффективность занятий со студентами, имеющими нарушения в деятельности сердечнососудистой системы (ССС), достигается при комплексировании средств в одном занятии (Мареков M. J1, Гуревич Е. Б., 2007). К рекомендуемым средствам относят основную, корригирующую, художественную гимнастику, дыхательные упражнения, прыжковые упражнения, в том числе со скакалкой, элементы спортивных игр (большой теннис, волейбол), а также аэробные нагрузки — бег, лыжи, плавание.

Вместе с тем, важнейшим средством оздоровительной физической культуры при АГ являются упражнения именно циклического характера (Апанасенко Г. Л., Волков В. В., Науменко Р. Г., 2007; Гандельсман А. Б., Евдокимова Т. А., Хитрова В. И., 2006; Шалупня A.C., Гайнетдинов Н. М., 2009). Их лечебное воздействие обусловлено благотворным тонизирующим влиянием на ЦНС. С этой целью занятия предлагают разделить на три этапа, состоящие из динамических упражнений аэробного характера, композиций статических поз и сеанса психофизической саморегуляции в состоянии релаксации (Хрущев C.B. с соавт., 2010).

Условия применения индивидуализированных средств и методов в целом дифференцированного подхода на когнитивные функции и психомоторику, тесно связанные с академической успеваемостью студентов разработаны недостаточно.

Таким образом, все более отчетливо проявляются имеющиеся устойчивые противоречия между:

— необходимостью улучшения адаптационных способностей студентов СМГ и отсутствием соответствующих технологий;

— необходимостью использования средств физической культуры для улучшения функциональных резервов организма и недостаточной разработанностью программ по физическому воспитанию, направленных на нормирование физической нагрузки для студентов с отклонениями в сердечно-сосудистой системе.

Отмеченные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы организация, содержание и нормирование физической нагрузки в процессе физического воспитания студентов СМГ с отклонениями в сердечнососудистой системе?

Актуальность и нерешенность данной проблемы обусловили выбор темы исследования «Дифференцированный подход к организации физического воспитания студентов СМГ с сердечно-сосудистыми заболеваниями».

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов вуза.

Предмет исследования: условия проектирования дифференцированного подхода к организации подбора средств и методов физического воспитания для студентов СМГ.

Целью исследования явилось содержание дифференцированного подхода к организации физического воспитания, отбору содержания учебного материала и нормированию нагрузки для студентов СМГ.

Гипотеза: физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с повышенным АД, будет более эффективным, если:

— установить уровень и динамику развития основных двигательных качеств в процессе обучения, а также переносимость нагрузок разной модальности у студентов с ослабленным здоровьем;

— выявить субъективные (физиологические и психологические) факторы, отрицательно влияющие на процесс адаптации студентов к учебному процессу в вузе;

— на основе полученных данных разработать педагогическую технологию коррекции функционального состояния студентов с повышенным или неустойчивым АД, способствующую улучшению уровня здоровья, когнитивных функций и академической успеваемости.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ уровня развития основных двигательных качеств и их динамики у молодых людей обоего пола с различными отклонениями в состоянии здоровья;

2. Выявить особенности динамики артериального давления у студентов при обучении на 1−2 курсе специальности «Лечебное дело» и факторы, способствующие снижению адаптации к учебному процессу;

3. Разработать экспериментальную методику физического воспитания студентов с отклонениями в сердечно-сосудистой системе;

4. Оценить эффективность использования разработанной методики, в том числе ее влияние на когнитивные и психомоторные функции.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: теория и методика физической культуры (Матвеев Л.П., 1991; Горбунов Н. П., 2005; Ермаков В. А., 2011; Лях В. И., 1998; Железняк Ю. Д., 2003; Чермит К. Д., 2005) — теория и методика физического воспитания студентов (Коджешау М.Х., 1996; Курпан Ю. И., 1997; Михайлов В. В., 1996; Фомин B.C., 1985; Григорович Е. С., 2008) — теория и методика лечебной физической культуры (Булич Э.Г., 1986; Артамонова Л. Л., 2010; Белая H.A., 2001; Дембо А. Г., 1980; Дубровский В. И., 2004; Епифанов В. А., 2006; Попов С. Н., 1988; Хрущев С. В., 2010) — положения оздоровительной физической культуры (Апанасенко Г. Л., 1995; Селуянов В. Н., 2001; Артамонов В. Н., 1981; Баранов В. М., 2007; Тазиев P.A., 2003; Коц Я. М., 1992) — теории здорового образа жизни (Лубышева Л. И, 1993; Бальсевич В. К., 1988; Веневцева Ю. Л., 2006; Волков В. Ю., 2007; Ларионова H.H., 1998; Железняк Ю. Д., 2003; Ким В. В., 2003) — методические рекомендации по применению упражнений аэробной направленности (Виру A.A., 1988; Купер К., 1991;

Травин Ю.Г., 2009; Мильнер Е. Г., 2009; Донской Д. Д., 1995; Зациорский В. М., 1996; Дивайн Д. Г., 2009), методические рекомендации по применению аутогенной тренировки (Вейн A.M., 2003; Карелин A.A., 2001; Нежкина H.H., 2010; Собчик Л. Н., 1990; Шульц И. Г., 1985; Епифанов В. А., 2006).

Методы исследования: изучение и анализ данных специальной и научной литературы, определение и оценка состояния здоровья, физического развития и функционального состояния студентов, контрольно-педагогические испытания (тесты), психофизиологические, физиологические методики, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов работы обеспечены исходной теоретико-методологической базой исследования, обоснованным выбором комплекса научных методов, адекватных объекту, задачам и логике исследованияпредставительностью объема выборки и продолжительностью исследования, а также корректной обработкой фактического материала с помощью современного статистического программного обеспечения.

Организация исследования.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа в течение 2008 по 2012 гг. на учебно-спортивной базе кафедры ФВиС и в лаборатории мониторинга здоровья при кафедре пропедевтики внутренних болезней ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», в нем приняли участие 270 студентов ТулГУ.

Первый этап исследования (2008 — 2010 гг.) — анализ, обобщение данных научной литературы, в которой освещались проблемы физического воспитания в системе высшего образования и пути их решения, а также опыт применения различных средств и методов физического воспитания. На этом этапе был проведен констатирующий педагогический эксперимент, позволивший выявить проблему диссертационной работы, определить гипотезу, цели и задачи исследованияпроизвести выбор объекта, предмета и методов исследованияразработать содержание методики физического воспитания.

Программа констатирующего педагогического эксперимента включала лонгитюдное исследование динамики АД у 40 студентов и 96 студенток 1 курса специальности «Лечебное дело» с период с 01.09.2009 по 01.12.2010 года (в течение трех семестров). Кроме того, проводился анализ психофизиологических данных, полученных с помощью программы «Allonic.net 4.3» (Веневцева Ю.Л., Мельников А. Х., Самсонова Г. О., Саулин A.A., 2003;2005) и академической успеваемости. Одновременно в подгруппе юношей изучалась переносимость физических нагрузок путем анкетирования преподавателей физвоспитания.

В эти же сроки проводилось лонгитюдное исследование физической подготовленности 36 студенток основной и 80 — специальной медицинской группы (СМГ), занимающихся на отделении гимнастики с проведением стандартных контрольно-педагогических испытаний (тестов). На этом этапе были выявлены особенности физического развития и динамики основных физических качеств, которые затем были положены в основу разработанной экспериментальной методики занятий со студентами СМГ.

На втором этапе исследования (2010 — 2011 гг.) был организован и проведен формирующий педагогический эксперимент. Критерием отбора в экспериментальную группу послужили неустойчивые данные АД в диапазоне предгипертензии или АГ при лонгитюдном наблюдении, а также жалобы на состояние здоровья, полученные путем анкетирования. По этим критериям было отобрано 78 из 102 студентов, из них в эксперименте согласились участвовать 34 студента 2 курса лечебного факультета. В весеннем семестре из-за академической неуспеваемости прекратили обучение на данном курсе 6 студенток из 34, их данные были исключены из анализа.

Сформированная группа из 28 студентов (22 девушки и 6 юношей), занималась по разработанной методике, направленной на оптимизацию АД и развитие физических качеств, сниженных у студентов СМГ (аэробной выносливости, координационных способностей, силовой выносливости мышц брюшного пресса).

В начале и в конце семестра (в начале февраля и в конце мая 2011 года) всем студенты прошли комплексное инструментальное обследование, позволившее изучить динамику психо-физиологических показателей. Для выявления вегетативной дисфункции использовали опросник A.M. Вейна (Вейн A.M., 1981).

Третий этап исследования (2011 — 2012 гг.) — обсуждение и анализ результатов исследованиянаписание и оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования основывается на следующих положениях:

— установлены индивидуально — типические особенности развития основных двигательных качеств и выполнения физических нагрузок у студентов с отклонениями в состоянии здоровья: у юношей с неудовлетворительной адаптацией к учебному процессу в вузе, проявляющейся повышением АД, снижена переносимость аэробных нагрузок и качество выполнения сложно-координационных упражнений, а у девушек снижена гибкость в суставах позвоночника и силовая выносливость мышц брюшного пресса по сравнению со студентками основной группы;

— выявлена положительная динамика в развитии основных двигательных качеств у студенток СМГ при обучении на 1−2 курсах (гибкости, ловкости, силовой выносливости мышц верхних конечностей и плечевого пояса, а также скоростно-силовой выносливости мышц спины) — - определены особенности развития основных двигательных качеств у студенток СМГ в зависимости от характера имеющихся отклонений в состоянии здоровья;

— доказано положительное влияние занятий по экспериментальной методике с преимущественным использованием нагрузок аэробной направленности в сочетании с психорегуляцией на когнитивные функции зрительная память, внимание), вегетативный баланс и психометрические характеристики у студентов с неустойчивым повышением АД.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и углублении представлений о дифференцированном влиянии характера отклонений в состоянии здоровья, явившихся основанием для назначения СМГ, на развитие основных двигательных качеств и их динамику в процессе занятий по физическому воспитанию в вузе. Это обосновывает возможность индивидуализированного подхода к двигательному режиму студентов, направленному на повышение как уровня адаптации к образовательному процессу, так и академической успеваемости.

Практическая значимость. Разработанная методика физического воспитания студентов с неустойчивым АД и синдромом вегетативной дистонии показала свою эффективность в оптимизации уровня АД и нормализации вегетативного статуса у студентов лечебного факультета, что положительно сказалось на скоростных способностях и зрительно-моторной координации по данным психометрических тестов.

Измерение АД у студентов основной и СМГ, проводимое не реже 1−2 раз в семестр, дает возможность выделения групп риска неудовлетворительной адаптации к учебному процессу и своевременного принятия управленческих решений по коррекции физической нагрузки.

Обнаруженное отрицательное влияние снижения уровня двигательной активности у юношей во время обучения на 1 курсе на процесс адаптации к обучению в вузе указывает на необходимость активного проведения разъяснительной работы.

Разработанная экспериментальная методика может использоваться в учебно-воспитательном процессе, лекционных курсах для студентов физкультурных вузов, на курсах повышения квалификации и в практической работе преподавателей по программам оздоровления и укрепления здоровья студенческой молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выявлены особенности развития основных двигательных качеств у студентов с ослабленным здоровьем (у юношей с повышением АД — ниже аэробные и координационные способности, у девушек специальной медицинской группы — гибкость и силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса и брюшного пресса). Характер имеющихся отклонений в состоянии здоровья влияет на развитие таких двигательных качеств, как аэробная выносливость, гибкость, силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса, спины и брюшного пресса, и не влияет на развитие ловкости.

2. Особенностями разработанной методики для коррекции нарушений в сердечно-сосудистой системе у студентов СМГ являются: увеличение объема аэробных нагрузок, выполняемых на велоэргометре или тредбане, координационных и силовых упражнений в сочетании с аутогенной тренировкой.

3. Занятия по разработанной программе оказали положительное влияние на уровень АД, вегетативный статус, скоростные и психомоторные характеристики, а также на когнитивные функции (зрительную память и логическое мышление), что оптимизировало адаптационные возможности студентов в процессе учебной деятельности и способствовало академической успеваемости.

Личное участие автора заключалось в разработке общего экспериментального замысла исследования, проектировании экспериментальной методики, проведении педагогического эксперимента, обработке и обсуждении большого массива полученных научных результатов, публикации основных материалов исследования.

Апробация работы: материалы диссертации обсуждены на 8 конференциях, проходивших в 2009;2013 гг. (Милан, Италия, 2011; Москва, 2009, 2011, 2012, 2013; Тула, 2011, 2012).

По материалам диссертации опубликовано 14 работ. Результаты исследования внедрены в образовательный процесс ТулГУ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа, объёмом 180 страниц, состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложения, иллюстрирована 30 таблицами (в т.ч. 2 — в приложении) и 6 рисунками.

Список литературы

включает 271 источник, в том числе 21 на иностранном языке.

выводы.

1. Юноши с повышением АД в процессе обучения имеют, по данным анкетирования преподавателей физкультуры, сниженные аэробные (7,2±0,2 и 6,1±0,6 балла при Р<0,01) и координационные возможности организма (7,8±0,2 и 6,3±0,3 баллаР=0,004).

Сравнительный анализ уровня развития двигательных качеств и его динамики в процессе обучения выявил снижение гибкости в суставах позвоночника (7,6±0,3 и 8,4±0,3 балла, Р<0,05) и силовой выносливости мышц брюшного пресса (22,1±0,6 и 25,1±0,4 разР<0,01) у девушек с отклонениями в состоянии здоровья по сравнению с основной группой.

Через год занятий по типовой программе наблюдалась тенденция к улучшению гибкости (Р=0,08), достоверно повысилась силовая выносливость мышц верхних конечностей и плечевого пояса (17,8±0,4 и 19,2±0,5 разр=0,02) и, особенно, скоростно-силовая выносливость мышц спины (32,3±0,5 и 34,9±0,6 раз, Р<0,001). Кроме того, существенно улучшилась ловкость (передача мяча — 31,8±0,3 и 34,8±0,5 раз, Р<0,001). Не найдено динамики в развитии аэробных способностей и силовой выносливости мышц брюшного пресса.

2. Обнаружены особенности развития двигательных качеств у студенток в зависимости от имеющихся отклонений в состоянии здоровья:

— в группе с синдромом вегетативной дисфункции по гипертоническому типу была снижена аэробная выносливость (тест 12 минутной ходьбы), гибкость и силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса при хорошей скоростно-силовой выносливости мышц брюшного прессау студенток с ВСД по гипотоническому типу отмечалась удовлетворительная общая выносливость и сниженная силовая выносливость мышц спины;

— у студенток с малыми аномалиями развития сердца и пролапсом митрального клапана выявлена удовлетворительная общая выносливость, хорошая силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса и спины и сниженная — мышц брюшного прессастудентки с миопией характеризовались сниженной силовой выносливостью мышц брюшного пресса и хорошей — мышц верхнего плечевого пояса, а также удовлетворительной общей выносливостью;

— у студенток с патологией опорно-двигательного аппарата отмечена удовлетворительная гибкость и сниженная силовая выносливость мышц спины.

3. В течение первого и второго года обучения на лечебном факультете отрицательная динамика уровня адаптации с повышением АД наблюдалось у 57,7% из 40 юношей. Адекватная адаптация к учебному процессу отмечена только у 35,6% из 96 девушек, в то время как у 23,1% студенток АД повысилось, у 20,0% - снизилось до гипотензии и у 21,3% наблюдалась его повышенная вариабельность.

Социально-психологическими факторами, снижающими уровень индивидуальной адаптации студентов к образовательному процессу являются сложности в межличностных отношениях (повышение индекса теста М. Люшера), а у юношей — также и резкое изменение уровня двигательной активности (занятия спортом в средней школе и их прекращение во время обучения в вузе), неудовлетворенность своим физическим обликом, нарушения сна и пищеварительной системы и утренний пик работоспособности.

4. Экспериментальная программа физического воспитания, основанная на выявленных особенностях развития двигательных качеств у студентов с патологией сердечно-сосудистой системы, характеризуется: повышенным объемом нагрузок аэробной направленности и постепенным его увеличением с 16,6% до 54,7%, выполняемых на тредбане или велоэргометре под музыкальное сопровождение;

— увеличением объема упражнений, направленных на развитие силовой выносливости мышц плечевого пояса и верхних конечностей с 4,2% до 5,0%;

— увеличением объема упражнений для развития координационных способностей с 9,4% до 10,0%;

— включением аутогенной тренировки в заключительную часть занятия.

5. Разработанная экспериментальная программа оказалась эффективной в улучшении функционального состояния студентов с отрицательными тенденциями в показателях АД:

— в результате занятий достоверно снизилась ЧСС с 87,1±2,3 и 79,9±1,4 уд/мин (Р<0,05) и АД (систолическое АД с 132,5±0,8 и 115,9±1,1 мм рт.ст.- Р<0,01- диастолическое АД с 77,1±1,4 до 71,5±1,2 мм рт.ст., Р<0,05), однако у 14,3% занимающихся сохранились повышенные цифры АД;

— наблюдалась достоверная положительная динамика вегетативной реактивности в стрессовых ситуациях по данным опросника A.M. Вейна и показателях спектрального анализа вариабельности сердечного ритма (нормализация общей мощности спектра сердечного ритма с 5139±671 до 3324±381 мс2- Р<0,05);

— снизился риск развития заболеваний по данным диагностической системы «АМСАТ»;

— отмечена тенденция к повышению функции зрительной памяти, эффективности выполнения теста «Исключение понятий» и стабильности выполнения теста на зрительно-моторную координацию (реакция на движущийся объект);

— достоверно возросла стартовая скорость (в первые 0−4 и 4−8 с выполнения теппинг-теста с 17,5±0,7 до 19,3±0,8 и с 17,9±0,4 до 19,2±0,6 движений, Р<0,05) и показатели динамической координациометрии (по профилю).

Тенденция к увеличению средней частоты мелких движений кисти в теппинг-тесте (5,78±0,17 и 6,14±0,21 Гц) указывает на улучшение скоростной выносливости и нейромышечной координации, что является косвенным признаком снижения уровня стресса.

6. Обнаружены следующие тендерные особенности в динамике функционального состояния после курса занятий по экспериментальной методике, с более выраженным положительным эффектом у девушек:

— у юношей достоверно снизилось систолическое и диастолическое АД при отсутствии динамики в частоте сердечных сокращенийнормализовалась повышенная общая мощность спектра вариабельности сердечного ритма и мощность вазомоторных волн, однако время простой двигательной реакции возросло, отсутствовала положительная динамика в психологическом статусе;

— у девушек снизилось как АД, так и частота сердечных сокращений, умеренно снизилась (в диапазоне зоны нормы) мощность дыхательных волн при спектральном анализе сердечного ритма, а также выраженность гиперфункциональных отклонений в диагностической системе «AMCAT». Вместе с тем, возросло число ошибок в первой и второй трети корректурной пробы, что свидетельствует об удлинении переходного периода врабатывания при выполнении умственной нагрузки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Использованный в работе кафедры ФВиС ТулГУ комплекс контрольно-педагогических испытаний (тестов) информативен в оценке уровня развития основных двигательных качеств как у студентов основной, так и специальной медицинской группы, и должен широко использоваться в практической работе.

2. В процессе физического воспитания в вузе для мониторинга и управления уровнем адаптации студентов с использованием физических упражнений целесообразно измерять артериальное давление у студентов с отклонениями в состоянии здоровья не реже 1−2 раза в семестр.

У юношей с повышением случайного АД свыше 135/80 мм рт.ст. и девушек со снижением АД ниже 100/60 мм рт.ст. необходимо проводить измерения не реже 1 раза в неделю в течение 2 недель, и, при отсутствии положительной динамики, пересмотреть двигательный режим, рекомендовать соблюдение режима труда и отдыха и, при необходимости, консультацию врача.

3. При начале обучения на кафедре ФВиС целесообразно выяснить уровень двигательной активности студентов в средней школе и проводить широкую разъяснительную работу по продолжению занятий в спортивных секциях или самостоятельно в объеме не менее 150 минут в неделю, особенно у студентов с большим объемом учебной нагрузки (специальности медицинского и гуманитарного профиля).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , P.A. Развивающееся сердце и двигательный режим / P.A. Абзалов, Ф. Г. Ситдиков // Казань: КГПУ, 1998 — 98 с.
  2. , С. А. Уроки физического воспитания для старшеклассников специальной медицинской группы: методические рекомендации / под ред. В. В. Зайцевой. М., 2002. — 80 с.
  3. , В.У. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / В. У. Агеевец, Т. В. Састамойнен // Теория и практика физической культуры. М., 2004. — № 5. — С.47
  4. , М.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие / М. Н. Алиев, В. П. Аксенов // Тула: Изд-во Тульского пединститута, 1993. — 189 с.
  5. Амосов, Н М. Сердце и физические упражнения / Н. М. Амосов, И. В. Муравов. -М.: Знание, 1982.-63 с.
  6. , Ю.А. Три кита здоровья. / Ю. А. Андреев М.: Физкультура и спорт, 1991.-335 с.
  7. , Л.Б. Педагогическая система формирования готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов: Автореф. дис. докт. пед. наук / Л. Б. Андрющенко. Волгоград, 2006. — 49 с
  8. , Г. Л. ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. / Г. Л. Апанасенко, В. В. Волков, Р. Г. Науменко Киев: Здоровья, 1987. — 120 с.
  9. , В.Н. Роль оздоровительного бега в снижении фактора риска развития патологии сердечно-сосудистой системы: Метод, разработка для студентов и слушателей ФПК РГАФК. / В. Н. Артамонов, P.E. Мотылянская -М&bdquo- 1995.-55 с.
  10. , В.Н. Особенности проведения занятий физическими упражнениями со студентами специальной медицинской группы, имеющими отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы: Метод, разработка / В. Н. Артамонов М.: ГЦОЛИФК, 1981. — 23 с.
  11. , В.Н. Особенности двигательного режима у студентов спецмедгрупп при нейроциркуляторной дистонии: Метод, рекомендации для студентов и слушателей ФПК ГЦОЛИФК. / В. Н. Артамонов, И. П. Данченко -М., 1985.-26 с.
  12. Артериальная гипертензия и риск развития сердечно-сосудистых заболеваний./ Потешкина Н.Г.//Российский кардиологический журнал № 3 2011. С. 87−95.
  13. , Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентками: Автореф.дис.. канд. пед. наук. (13.00.04) / Е. А. Астраханцев М.: ГЦОЛИФК, 1991. -21 с.
  14. , Е.Э. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студенток специальной медицинской группы: автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / Е. Э. Афанасенко. М., 2006. — 25 с.
  15. , P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский, О. И. Кириллов, 3. Клецкин. М.: Наука, 1984. — 220 с.
  16. , P.M. Оценка адаптивных возможностей и риск развития заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. — 236 с
  17. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский М.: Медицина, 1979. — 294 с.
  18. , Н.Ф. Применение теста М. Люшера в системе профессионального отбора летчиков корабельной авиации / Н. Ф. Балыбин, B.C. Медведь // Морской медицинский журнал. 1994. — № 2−3. — С. 37−39.
  19. , В.В. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета / В. В. Балашова // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 3.
  20. , В.К. Физическая культура для всех и каждого. / В. К. Бальсевич -М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  21. , B.K. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995:-№ 4:-с 2−7
  22. , В. К. Онтокинезиология человека. / Г. В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. М.: 2000- -.275 с
  23. , В.М. В мире оздоровительной физической культуры. Киев: Здоровья, 2007. — 133 с.
  24. , В.А. Здоровье и физическая культура студента. / В. А. Бараненко, Л. А. Рапопорт М.: Альфа-М, 2009. — 418 с.
  25. , H.A. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. М.: Советский спорт, 2001. — 272 с.
  26. , Н.В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза /Н.В. Белкина // Теория и практика физической культуры. 2006.-№ 2. -С. 7- 11.
  27. , В. И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки: Автореф. дис.. д-ра пед. наук (13.00.04) / В. И. Белов. М:. 1996. — 47 с.
  28. , В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у занимающихся оздоровительной тренировкой // Теория и практика физической культуры 2009, — № 3. — С. 6−9.
  29. , В.И. Психология здоровья / В. И. Белов СПб: Респекс, 1994. — 272 с.
  30. , В.М. Предпочтение цвета в тесте Люшера и функциональное состояние вегетативной нервной системы / В. М. Блейхер, С. И. Боков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. -1994 № 2. — С. 99−102.
  31. , А.Ф. А вы любите бег? Изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 160 с.
  32. , A.C. Формирование интереса к физкультурно-спортвной деятельности, у студентов специальных медицинских групп: Автореф. дис.канд. пед. наук (13.00.04) / A.C. Болдов Москва, 2006, — 21с.
  33. , Е.Я. Физическая подготовленность: средства и методы оздоровления физической культурой // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тезисы докладов Всесоюзной научно- практической конференции. М., 1990. — С. 15.
  34. С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий- Учебно-методическое пособие.- Ульяновск, 2007. — 156.
  35. , И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: ФиС, 2000.
  36. , А.Н. Современная классификация артериальной гипертонии и ее применение при вторичной профилактике / А. Н. Бриттов // Кардиология.2006.-№ 8.-С. 86−93.
  37. , В.Г. Система применения двигательных нагрузок циклического характера в физическом воспитании студентов специальных медицинских отделений: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / В. Г. Булатэ. Рига-2007.-24 с.
  38. , Э.Г. Физическое воспитание в специальной медицинской группе: -М: Высшая школа, 1986. 254 с.
  39. , A.M. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. М.: Медицинское информационное агентство, 2000. С. 52−108.
  40. , Ю.Л. Комплексный мониторинг психофизиологического состояния студентов в период экзаменационной сессии с системных позиций / Ю. Л. Веневцева и др. // Вестник новых медицинских технологий. 2006. -T.XIII, № 3. — с. 134−137.
  41. , Ю.Л. Уровень здоровья студентов: реальность и перспективы. -Медико-биологические аспекты мультифакториальной патологии / Ю.Л.
  42. Веневцева и др. // Сборник материалов Российской научной конференции с международным участием. Курск, 25−27 января 2006. — т. I, с. 101−105.
  43. , Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1995. — 176 с.
  44. , A.M. Синдром вегетативной дистонии / A.M. Вейн //Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991. — С. 90−101.
  45. Вегетативные расстройства: клиника диагностика лечение / под ред. A.M. Вейна. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. — 752 с.
  46. , Д.В. Развитие мотивации здоровье-сбережения у студентов ВУЗов (педагогический аспект): Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / Д. В. Викторов Омск, 2006: — 24 с.
  47. , A.A. Аэробные упражнения / A.A. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с.
  48. , Т.Н. Программа реабилитации лиц среднего возраста сишемической болезнью сердца 1−2 функциональных классов на основекомплексного использования элементов йоги и дозированной ходьбы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 2008.-25 с.
  49. , В.Ю., Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры / В. Ю. Волков, Л. М. Волкова // Учебное пособие. Санкт-Петербург: СПб. Гос. Технич. Унив-т, 1998. -97с. 106.
  50. , В.М. Человек и бег: Медико-биологические основы оздоровительного бега / В. М. Волков, Е. Г. Мильнер М.: Физкультура и спорт, 2007.-145 с.
  51. , В.Н. Вас приглашает КЛБ. / В. Н. Воробьёв, А. К. Шедченко М.: Физкультура и спорт, 1994. — 96 с.
  52. , Б.А. Экспериментальное обоснование физиологических критериев адаптации студенток специальной медицинской группы к физической нагрузке: Дис.. канд. биол. наук (13.00.04) / Б. А. Вьюжанин -Челябинск, 2008. 176 с.
  53. , Д.Н. Нормирование физических нагрузок в занятиях оздоровительной направленности по уровню аэробной выносливости: Автореф. дис. канд. пед. наук. (13.00.04) / Д. Н. Гаврилов СПб, 2005, — 21 с.
  54. , А.Р. Использование анализа вариабельности сердечного ритма при оптимизации двигательной активности / А. Р. Галлеев, Э. М. Казин, J1.H. Игишева // Валеология 2001. — № 2 — С. 24−28.
  55. , А.Б. Физическая культура и здоровье (физические упражнения при гипертонической болезни) / А. Б. Гандельсман, Т. А. Евдокимова, В. И. Хитрова Д.: Знамя, 1986. — 32 с.
  56. , Г. Бег ради жизни: пер. с англ. / Г. Гилмор М.:Физкультура и спорт, 2000−112 с.
  57. , М.М. Ожирение и метаболический синдром, влияние на состояние здоровья, профилактика и лечение / М. М. Гинсбург, Г. С. Козупица, H.H. Крюков М.: Парус, 2000. — 160 с.
  58. , Г. А. Артериальная гипертония / Г. А. Глейзер, М. Г. Глейзер М.: Авиценна, Издательское объединение Юнити, 1996. — 216 с.
  59. , Е.В. Цветовой тест Люшера для выявления адаптивных возможностей больных бронхиальной астмой / Е. В. Гнездилова, В. М. Сухов // Актуальные проблемы фтизиатрии и пульмонологии. Самара, 1994.-С. 94−101.
  60. , Ф.Д. Биохимическая адаптация: анаэробный метаболизм / Ф. Д. Голлник, Л. Германсен //Наука и спорт. М.: Прогресс, 1992, — С. 14−59.
  61. , Н.П. Эффективность силовых упражнений в процессе физического воспитания студенток, отнесенных к специальной медицинской группе / Н. П. Горбунов, Г. А. Гавронина // Теория и практика физической культуры 2005. — № 1. — С 52−54.
  62. , Н.Д. Проблемы здоровья человека / В кн. Ю. В. Менхина, A.B. Менхина «Оздоровительная гимнастика: теория и методика». Ростов-на-Д: Феникс, 2002.-С. 5−11.
  63. , Е.С. Физическая культура в жизни студента. Учебно-методическое пособие / Е. С. Григорович, В. А. Переверзев, A.M. Трофименко -Мн. МГМИ, 2008,34 с.
  64. , С.А. Эффективность средств и методов развития выносливости студентов в учебном процессе по физическому воспитанию: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / С. А. Гудыма М.: ГЦОЛИФК, 2001.-23 с.
  65. , H.A. Особенности методики лечебной гимнастики у больных вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу // Материалы 2 съезда по ЛФК и спортивной медицине Грузинской ССР. Тбилиси, 1996. -С. 61−63.
  66. , И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. 3-е изд. перераб. и доп./ И. А. Гуревич — Мн.: Выш. шк., 1985. — 256 с.
  67. , А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины / А. Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт. — 1980. — 295 с.
  68. Дивайн, Джоун Г. Программа действий при повышенном артериальном давлении / Джоун Г. Дивайн- пер. с англ. Г. С. Гончаренко. — К.: Олимп, л-ра, 2009. —160 с
  69. , Ф.Л. Аспекты гипокинезии / Доленко Ф. Л. // Теория и практика физ. культуры. 1995 — N 7. — С. 17−18.
  70. , Д.Д. Ходить и бегать для здоровья./ Д. Д. Донской М.: Знание, 1995. — 64 с.
  71. , Д.Д. Осваиваем упругий шаг // Легкая атлетика 1986, — № 3, — С. 17−18.
  72. , О.Ф. Руководство по использованию восмицветового теста Люшера / О. Ф. Дубровская. М.: Фолиум, 1995. — 64 с.
  73. , В.И. Лечебная физическая культура / В. И. Дубровский. М. -Владос, 2004.-624 с.
  74. , Е.И. Комплексная система в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп по нозологическим типам заболеваний: Учебно методическое пособие / Е. И. Едешко, Т. Н. Садовская // - Гродно: ГрГУ, 2002, — 62 с.
  75. , В.А. Лечебная физическая культура как метод восстановительной терапии при заболеваниях и повреждениях нервной системы / В. А. Епифанов // Журнал неврологии и психиатрии. 2003. — № 6. -С. 18−21.
  76. , В. А. Лечебная физическая культура / В. А. Епифанов // Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. — 560 с.
  77. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: Справочник / В. А. Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева М.: Медицина, 1987. — 528 с.
  78. , А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство для врачей / А. И. Журавлева, Н. Д. Граевская М.: Медицина, 2003.-432 с.
  79. , В.П. Формирование оздоровительной культуры в специальном учебном отделении: Монография / В. П. Зайцев, С. И. Крамской. Белгород: Изд-во Бел ГТАСМ, 2003. — 232 с.
  80. , Н.Г. Методика ежедневных круглогодичных занятий по физическому воспитанию со студентами специального медицинского отделения: Автореф дис.. канд. пед. наук.(13.00.04) / Н. Г. Захарова М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 2001. -12 с.
  81. В.М. Двигательная активность как фактор антириска ишемической болезни сердца (обзор) / В. М. Зациорский //Теор. и практ. физ. культ. 1996. — № 9. — С. 44−53.
  82. , Э.В. Функциональная диагностика состояния вегетативной нервной системы / Э. В. Земцовский и др. СПб.: Инкарт, 2004. — 80 с.
  83. , Н.В. О взаимосвязи двигательной и вегетативной функций при мышечной работе. / Н. В. Зимкин Л., 1956. — С. 45−48.
  84. , Ю.Ф. К здоровью без лекарств / Ю. Ф. Змановский М.: Советский спорт, 1990. — 60 с
  85. , В.А. Секреты вашей бодрости. Минск: Высшая школа, 2007. -253 с
  86. , Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1980.
  87. , Т.Д. Дифференцированная методика физического воспитания для студентов специальной медицинской группы, как средство профессионально-прикладной физической подготовки: Дис. канд. пед. наук (13.00.04) / Т. Д. Ильницкая М.: РГАФК, 1993.- 152 с.
  88. , Д.П. Бег во всех измерениях. / Сост. A.M. Кондратов Л.: Лениздат, 1984. — 80 с.
  89. Искусство быть здоровым. Часть 2 / Авт.-сост. A.M. Чайковский, С. Б. Шенкман. — М.: Физкультура и спорт, 2005. — 96 с.
  90. , Г. М. Проблемы здоровья студентов / Г. М. Казантинова // Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в ВУЗах: Материалы междунар. науч.-практич. конф. — Волгоград, 2004. С. 70.
  91. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, H.A. Литвинова // М: Гумм. Изд. Центр Владос, 2000.-192 с.
  92. , A.A. Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина: в 2 т. М.: ВЛАДОС, 2001. — Т.1. — 312 с.
  93. , O.A. Артериальная гипертензия в подростковом возрасте / O.A. Кисляк. М.: Миклош. 2007. 288с.
  94. , Ж.Д. Секреты артериальной гипертонии: ответы на ваши вопросы. / Ж. Д. Кобалава, K.M. Гудкова М., 2004- с. 172.
  95. , М.Х. Факторы, определяющие физкультурно-спортивную активность студентов / М. Х. Коджешау // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 3. — С. 56−57.
  96. , В.И. Прогрессирование дефицита двигательной активности у студенток и выбор средств его компенсации: Дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / В. И. Козлов М.: МОГИФК, 2005. — 156 с.
  97. , В.В. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у лиц молодого возраста / В. В. Колпаков, Е. А. Бабакин, Е. Ю. Ананьин, В. В. Семенов // Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы X Межд. Симп.-Москва, 2010.-С 239−240.
  98. , H.JI. Нормирование нагрузок в оздоровительном беге у студенток вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / H.JI. Кондратьева М.: ГЦОЛИФК, 2007. — 131 с.
  99. , В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры 1996, — № 7, — С. 2−5.
  100. , A.M. Беги навстречу утру. М.: Советская Россия, 1994 -144 с.
  101. , Г. И. Уйдем от инфаркта. / Г. И. Косицкий, Г. В. Кушнарева М.: Знание, 2006.
  102. , В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный: Учеб. пособие. -СПб: СПбГАФК, 2004. 123 с.
  103. , Ю.В. Артериальная гипертония: новые цели терапии / Ю. В. Котовская, Ж. Д. Кобалава // Эффективная фармакотерапия в кардиологии и ангиологии. № 1. — Март 2010. — С. 7.
  104. , В.Д. Комплексная методика оздоровления: Метод, рекомендации по проведению «Школы здоровья» / В. Д. Кряжев, О. В. Павлова М.: ВНИИФК, 1992. — 29 с.
  105. , A.B. Дефицит двигательной активности у студентов-математиков и средства его компенсации: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / A.B. Кудрявцев М.: МОГИФК, 2006. — 18 с.
  106. , К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. / К. Купер -М.: Физкультура и спорт, 1991. 192 с.
  107. , Ю.И. Организация и методика занятий по физическому воспитанию со студентами спецмедгрупп: Методические рекомендации для слушателей ФПК и студентов-заочников института физической культуры / Ю. И. Курпан М., 1997. — 27 с.
  108. , С.М. Физическая реабилитация подростков, больных нейроциркуляторной дистонией / Сб.научн.тр. «Роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи». Смоленск. 1998. с.116−117.
  109. , H.H. Отношение студентов к здоровому образу жизни / H.H. Ларионова // Физическое воспитание в системе гармонического развития личности: Материалы междунар. науч.-практич. конф. Воронеж: ВГПУ, 1998. — Т. 2.-С. 95−97.
  110. , С.П. Физическая подготовка школьников 7−17 лет, имеющих разные типы телосложения: Монография / С. П. Левушкин Ульяновск, 2006.-232 с.
  111. , И.В. Проблема артериальной гипертензии у детей и подростков. // Рос. вестн. перинатол. и педиат. 2006, — № 5. — с.7−18.
  112. Лечебная физическая культура: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. С. Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 271 с.
  113. , А. Бег с Лидьярдом: Пер. с англ. / А. Лидьярд, Г. Гилмор М.: Физкультура и спорт, 2002. — 256 с.
  114. , Т.С. Аэробика на все вкусы / Т. С. Лисицкая. М.: Просвещение.- Владос, 1994. 96 с.
  115. , Т.С. Принципы оздоровительной тренировки / Т. С. Лисицкая // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 8. — С. 6−14.
  116. , Т.С. Ритмическая гимнастика / Т. С. Лисицкая. М.: Физ культура и спорт. — 1985. — 96 с.
  117. , П.Ф. Патофизиология: Учебник / П. Ф. Литвицкий. М., 2005. Т. 1.- С.24−26
  118. , A.B. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / A.B. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 21−24.
  119. , A.B. Физическая рекреация в физкультурно-оздоровитеьной деятельности: Учебное пособие / A.B. Лотоненко, B.C. Зыков, A.C. Косицин.- Воронеж: ВГПУ, 1996. 36 с.
  120. , Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов /Л.И. Лубышева // Теория, и практика физической культуры. -1993. № 3. С. — 19−20
  121. Лях, В. И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодёжи: попытка анализа в свете концепции H.A. Бернштейна / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1996. — № И. — С. 20−25.
  122. Лях, В. И. Выносливость: основы измерения и методики развития / В. И. Лях //Физическая культура в школе. 1998. — № 1. — С. 7−14.
  123. , М.Л. Опыт применения лечебной физкультуры у студентов с начальными формами нарушений сердечно-сосудистой системы (в процессе обучения в институте): Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / М. Л. Мареков М.: ГЦОЛИФК, 1971. — 28 с.
  124. , А.Л. Физическое воспитание специальных медицинских групп / А.Л. Маринченко// мор. гор. Совет физкультуры и спорта организации «Юность». М., 1992. — 35 с.
  125. Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин -тов физ. культ. /Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 542 с.
  126. , А.Х. Очерки интегральной диагностики / А. Х. Мельников. -Тула, 1997.- 177 с.
  127. Методические разработки к первичной и вторичной профилактике заболеваний средствами физической культуры и спорта / Сост. В. П. Голубь и др. Киев: КТИЛП, 1991. — 20 с.
  128. , Е.Г. Формула жизни / Е. Г. Мильнер М.: ФиС, 1991.
  129. , Е.Г. Выбираю бег! / Е. Г. Мильнер М.: Физкультура и спорт, 1985. -63с
  130. , Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки / Е. Г. Мильнер // Теория и практика физ. культуры. 2009. № 9.-С. 35−43.
  131. , Е.Г. Медико-биологические аспекты оздоровительного бега / Е.Г. Мильнер// Теория и практика физической культуры 2006, — № 3 -С 3335.
  132. , Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е. Г. Мильнер М.: Физкультура и спорт, 2001.- 112 с.
  133. , П. Холл Терапевтическая музыка Пифагора: Классики «Будь здоров!» / П. Холл Менли // Теория и практика физической культуры 2010, № 4. — С. 94 — 95.
  134. , В.В. Физическая работоспособность студентов-медиков / В. В. Митрохина, O.A. Султанова, Н. Б. Янгулова и др. // Здоровье студентов: сб. тез. междунар. науч.-практ. конф. -М., 1999 С. 136- 137
  135. , В.М. Диагностические возможности аппаратно-программных комплексов компании Нейрософт в спортивной медицине / В. М. Михайлов электронный ресурс. Иваново, 2006. — Режим доступа: http://www.neurosoft.ru/rus/notice/2002/20 020 827/index.aspx
  136. , В.В. Физическое воспитание: в медицинском вузе: Учебное пособие / В. В. Михайлов, В.Б. Раптов- М.М. Рыжак// — М.: Центр учебных и информационных технологий, 1996. 172 с.
  137. , М.Р. Физиологические основы лечебной физической культуры / М. Р. Могендович, И. Б. Тёмкин:// Ижевск: Удмуртия 1975.- 199 с.
  138. , Н.И. Структура биоритмов как один из критериев возможностей физиологической адаптации организма / Н. И. Моисеева // Физиологический журнал СССР.- 1979.-Т. 4.-№ 11.-С. 1632−1640
  139. , О.В. Нетрадиционная физическая культура студентов специальных медицинских групп /О.В. Морозова // Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в ВУЗах: материалы Междунар. науч-практич. конф.- Волгоград, 2004. С. 95−96.
  140. , И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта /И.В. Муравов Киев: Здоровья, 2005. — 272 с.
  141. , В.В. Организация и методика комплексной оздоровительной тренировки легкоатлетической направленности студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / В.В. Мякотных- Омск: ОГИФК, 2006.-С. 19 -21.
  142. Мясников, A. J1. Сущность и происхождение гипертонической болезни/ Академик A.JI. Мясников // Пограничная психиатрия (антология отечественной медицины). 2010.-№ 2.- С.78
  143. Назаренко, Л Д. Оздоровительные основы физических упражнений / JI. Д. Назаренко- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 240 с.
  144. , П.А. Прогноз некоторых затрат времени студенческой молодежи к 2000 году / П. А. Назаренко // Теория и практика физической культуры -1994,-№Ц,-С. 59
  145. , H.H. Психофизическая тренировка основа вариативных программ по физическому воспитанию детей в учреждениях образования: Учебно-методическое пособие / H.H. Нежкина, Л. А. Жданова, М. К. Майорова, И. Е. Бобошко. — Иваново: ИПК и ППК, 2010. — 48 с.
  146. , H.H. Новые программы физического воспитания детей с синдромом вегетативной дистонии / H.H. Нежкина, М. К. Майорова, О. В. Кулигин, Н. В. Киселёва, Ю. В. Чистяков // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации.-2010.-№ 1(32).-С. 48−54
  147. , В.Н. Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов / И. В. Никишин, В. Д. Сонькин // Физическая культура индивида: сборник научных трудов. М., 2000. — С. 81−96.
  148. , И.М. Физическая подготовка девушек специальных медицинских групп среднего учебного заведения на основе учёта оздоровительной эффективности нагрузок: Дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / И. М. Николаичева М.: МОГИФК, 1997. — 158 с.
  149. , Н.К. Физические тренировки как средство немедикаментозной коррекции повышенного артериального давления / Н. К. Новиков, A.M. Кочаров // Теория и практика физической культуры 1996, — № 2, — С. 9−12.
  150. , С.С. Индивидуализация самостоятельных занятий по физическому воспитанию студенток: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / С. С. Огородников Мн., 1988. — 22 с.
  151. Организация и методика проведения занятий оздоровительным бегом: Метод, рекомендации / Под ред. Е. Г. Мильнера. Смоленск, 1984.-39 с.
  152. Основы врачебного контроля при занятиях массовой физической культурой: Метод, реком. / Под ред. В. В. Матова, JI. А. Ланцберга. М.: ВНИИФК, 1996. — 42 с.
  153. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  154. Остеохондроз. Лечение, реабилитация, профилактика средствами и методами физической культуры: Учебно-метод. пособие / Каф. реабилитациии нетрадиционных методов оздоровления / Под ред. А. И. Геруса. Минск, 2003. — 147 с.
  155. , В.А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека / В. А. Орлов, H.A. Фудин М.: Изд. группа «АРиНА», 1996. — 72 с.
  156. , Т.Р. Мягкая и умеренная артериальная гипертензия / Т. Р. Петрова, Ю. Ю. Даугов Майкоп, 2007. — С. 61 — 70.
  157. , С.С. Внутренние органы при физических нагрузках / С. С. Полтырев, В. Я. Русин М.: Медицина, 1997. — 273 с.
  158. , А.И. Бег для всех: Зарубежный опыт / А. И. Полунин М.: Советский спорт, 1992. — 285 с.
  159. , Т.Д. Упражнения ведущий естественно- биологический фактор реабилитации и оздоровления / Т. Д. Полякова // Вестник спортивной Беларуси, — Спец. выпуск, — 1995, — С. 44−46.
  160. , A.A. Физическая культура студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья / A.A. Померанцев // Учебное пособие. Ульяновск, 2006.- 100 с.
  161. , В.В. Физическая реабилитация студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем: Дис. докт. мед. наук (13.00.04) / В. В. Пономарёва М., 1990 — 343 с.
  162. , В. А. Адаптационно развивающая физическая подготовка / В. А. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005.-№ 2. -С. 53−54.
  163. Постановка работы со студентами МИИТа, имеющими специальную медицинскую группу и группу ЛФК: Методические рекомендации / Под ред. М. В. Протасовой. М.: МИИТ, 1989.-26 с.
  164. , Г. Н. Через века. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 192 с.
  165. , М.Д. Некоторые подходы к конструированию моделей процесса реабилитации больных и ослабленных школьников и студентов /М. Д. Рипа // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004.-№ 4(8). — С. 914.
  166. , П.А. Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства / П. А. Рожков // Теория и практика физической культуры.- 2002. — № 1. — С. 2−5.
  167. , Г. В. Здоровый образ жизни студенческой молодежи / Г. В. Рудева, В. И. Перунов, С. Ф. Бойченко // Актуальные проблемы культуры здоровья: материалы науч.-практ. конф, — Воронеж, 2006 С. 77- 80.
  168. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М., Прогресс, 1982.- 128 с.
  169. , В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. -М.: Спорт Академ Пресс, 2001. — 172 с.
  170. , В.Н. Основы оздоровительной физической культуры: Учеб. пособие для инструкторов оздоровит, физ. культуры / В. Н. Селуянов, Е. Б. Мякинченко М.: РГАФК, 1994. — 35 с.
  171. , JI.A. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ / JI.A. Семенов, П. В. Шлыков // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 1. — С. 43−46
  172. , М.А. Основы физической культуры. Методика и организация проведения самостоятельных занятий по физической культуре / М.А. Семенова// М., МГУИЭ, 2007, — 90 с.
  173. , В.А. Рецепты для здоровья / В. А. Синяков М.: Физкультура и спорт, 1986.-64 с.
  174. , А.П. Физическая реабилитация больных нейро-циркуляторной дистонией / А. П. Сидоров, В. А. Силуянова // Вестник спортивной медицины России 1997, — № 2 (15). — С. 94−95.
  175. , JI.H. Методы психологической диагностики. Вып.2. / J1.H. Собчик. -М.: 1990.-87 с.
  176. , JI.A. Клинико-гемодинамическая характеристика лиц с начальными стадиями гипертонической болезни / JI.A. Соколова, Б. Б. Бондаренко, А. Г. Барт // Кардиология. 2009. Т. 31, № 6. — С. 11 — 13.
  177. , JI.C. Контроль психической работоспособности и нервно-психической напряженности человека: Методические рекомендации / JI.C. Солнцева, K.P. Савицкий М., 1989. — 15 с.
  178. , М.П. Бег для здоровья /М.П. Сотникова М.: Физкультура и спорт, 1984. — 31 с.
  179. , В.К. Индивидуальный подход к оценке состояния здоровья / В. К. Спирин // Теория и практика физической культуры. М. — 2005. — № 9-С 3537.
  180. Справочные материалы для любителей оздоровительного бега и ходьбы / Харьковский политехи, ин-т. Харьков, 1990. — 45 с.
  181. , B.B. Воспитание профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтов инженерного профиля: Дис. канд. пед. наук (13.00.04) / В. В. Стулова. Тула 2005 — 207с.
  182. , O.A. Анализ состояния здоровья студентов младших и старших курсов ММА им. И. М. Сеченова / O.A. Султанова, Э. В. Буланова, Т. В. Кокурина, Н. П. Базарова // Здоровье студентов: сб. тез. междунар. науч.-практ. конф.-М., 1999-С. 116.
  183. , Р.В. Методические рекомендации по использованию лечебной физкультуры в: занятиях специальных- медицинских групп / Р. В. Тазиев, Г. И. Плеханова, P.A. Нурмухаметова и др. Казань, Минздрав РТ, 2003 -62 с.
  184. , С.И. Психологическое значение антропометрии: в студенческом возрасте // Проблемы современной антропометрии Ред. Б. А. Никипок, Л. И. Тагако Минск: Наука и техника,. 1986. — С. 119−120.
  185. , Ю.В. Методические особенности физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья /Ю.В. Тельнов, Г. Ю. Козина //Учебно-методическое пособие- Пенза, 2003.- 72 с.
  186. , О.Н. Совершенствование физической подготовки студенток специального медицинского отделения вуза на основе расширенного использования дозированной ходьбы и бега: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / О. Н. Токмакова. М. 1999. — 23 с.
  187. , Ю.Г. Бег для развития выносливости и укрепления здоровья / Ю. Г. Травин, A.B. Карасёв, Л. Г. Карасёва М.: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 2007. — 224 с .
  188. , Ю.Г. Динамика физического развития и функциональное состояние студенток, занимающихся оздоровительным бегом и ритмической гимнастикой / Ю. Г. Травин, Е. А. Астраханцев, К. В. Никитин // Теория и практика физической культуры. 2009. — № 5. — С. 63.
  189. , Ю.Г. Лёгкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий: Метод, рекомендации / Ю. Г. Травин, С. И. Филатов, O.A. Устинов М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 44 с.
  190. , Ю.Г. Применение регулярных беговых нагрузок в системе всесторонней физической подготовки студентов: Метод. Рекомендации / Ю. Г. Травин, И. Н. Маломужев М.: ГЦОЛИФК, 1998. — 28 с.
  191. , Ю.Г. Организация и методика занятий лёгкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками: Учеб. пособие.-М.: РГАФК, 1995.-90 с.
  192. , А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук (13.00.04) / А. Г. Трушкин. Майкоп, 2000. — 39 с.
  193. , В.И. Критерии нормирования физического здоровья человека / В. И. Тхоревский // Вестник спортивной медицины России 1997, — № 2 (15), — С. 37−38.
  194. , М.Г. Найти здоровье / М. Г. Фадеева Мн.: Полымя, 1990. — 159 с.
  195. Физиология мышечной деятельности: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. ЯМ. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 347 с
  196. , В.П. О беге почти все / В. П. Филин, В. В. Матов М.: ФиС, 2006. -136 с.
  197. , Ю.И. Экспресс-диагностика расстройств в психофизиологическом состоянии цветовым набором М. Люшера / Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев // Вестник гипнологии и психотерапии. 1992. — № 2. — С. 73−74.
  198. , H.A. Физиологические основы двигательной активности / H.A. Фомин, Ю. Н. Вавилов М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  199. , B.C. Функциональная подготовленность как основной критерий эффективности физического воспитания студентов / C.B. Фомин // Итоги научно-методической работы вузов по физическому воспитанию студентов. -Тула: ТулПИ, 1985. С. 68−69.
  200. , Н.Р. Показатели суточного мониторинга артериального давления у больных эссенциальной гипертензией с различными эффектами антигипертензивной терапии / Н. Р. Хасанов // Казанский медицинский журнал. -2011.- Т. 92.- № 2. С. 163−167.
  201. Хатха-йога: Чудеса без чудес / Авт.-сост. С. Н. Лебедев. М.: Советский спорт, 1992. — 56 с.
  202. , К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы / К. Д. Чермит: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005. — 270 с.
  203. , A.B. Фундаментальная книга о здоровье человека / A.B. Чоговадзе // Теория и практика физической культуры. — 2005. № 1. — С. 6263.
  204. , A.B. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Учеб. пособие для студентов вузов / A.B. Чоговадзе,
  205. В.Д. Прошляков, М. Г. Мацук // Под ред. A.B. Чоговадзе. М.: Высшая школа, 1986. — 144 с.
  206. , A.C. Медленный бег в комплексном лечении больных гипертонической болезнью / A.C. Шалупня, Н. М. Гайнетдинов // Теория и практика физической культуры 2009, — № 6, — С. 45−46.
  207. , С.А. Распространенность артериальной гипертонии в России: информированность, лечение, контроль / С. А. Шальнова, А. Д. Деев, О. В. Вихирева // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2007. 2.-С. 3−7
  208. , A.M. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. / A.M. Шаповал, JI.M. Гугучкина М.: Физкультура и спорт, 2011−151с.
  209. , И.Г. Аутогенная тренировка: Пер. с нем. / И. Г. Шульц — М.: Медицина, 1985, 32 с.
  210. , А.И. Оценка отрицательных практических состояний человека-оператора на основе данных теста Люшера / А. И. Юрьев // Проблемы инженерной психологии. Л., 1984. -Вып. 2. — 239.
  211. , В.И. Пути совершенствования физической подготовки студенток основного учебного отделения вуза: Дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / В. И. Юшков Л.: ГДОИФК, 1991. — 239 с.
  212. , В.П. Психологическая нагрузка и здоровье человека / В. П. Яковлев // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 6. — С. 50−53.
  213. , P.A. Применение интервально-кругового метода в занятиях со студентами специального медицинского отделения вуза / P.A. Янсоне, И. Г. Эглите, П. П. Озолинь // Теория и практика физической культуры 1985, -№ 3, — С. 44−46.
  214. , Л.Н. Роль музыки в поддержании здоровья студентов / Л. Н. Яцковская // Непрерывное экономическое образование и экологические проблемы: материалы Всероссийской науч.-практич. конф.- Красноярск: СибГТУ, 2004. С. 138−140.
  215. Astrand, P.O. Effects of sport on the cardiovascular system and repercussions on the practice of the health of the masses / P.O. Astrand // «Sehweizerische medizinische» Bern, 104(2009). — P. 1538−1542.
  216. Astrand, P.O. Health and Fitness / P.O. Astrand New York, 2007. — P. 17−53.
  217. Astrand, I. Aerobic Work capacity in men and women. / Astrand I. Stockholm, 2005.-P. 112−118.
  218. Auron, D.J. Physical activity, adolescence, and health: an epidemiological perspective / D.J. Aaron, R.E. Laporte // Exerc.Sport.Sci.Rev.-2007.-N25.-P.391−405.
  219. Brown, M. J. Science, medicine, and the future: Hypertension / M. J. Brown // BMJ. 2008. -Vol. 314.-P. 1258.
  220. Butts, N.K. Energy costs of walking on a dual-action treadmill in men and women. / N.K. Butts // Medicine & Science in Sports & Exercise" 2005, — № 1 ,-P. 121−126.
  221. Carr, J. Physiotherapy in disorders of the brain / J. Carr, R. Shepherd. Butterworth — Hememann Ltd, 2009. — 408 p.
  222. Cava, G.L. The role of sport in therapy // «The Journal of Sports Medicine & Physical Fitness». Torino. — 2006 Vol.7, № 2. — P. 57−60.
  223. Fagard, R. Habitual physical activity, training and blood pressure in normo- and hypertension // «The Journal of Sports Medicine & Physical Fitness» 2006. — v.6. — P. 57−67.
  224. Fagard, R.H. Impact of different sports and training on cardiac structure and function / R.H. Fagard // Cardiol. Clin. 2009. Vol.15, N3.-P. 397−412.
  225. Harry, J. Johnson. Creative Walking for Physical Fitness. New York: Grosset & Dunlap, 2007. — 95 p
  226. Howley, E.T. Bassett D.R., Welch H.G. Criteria for maximal oxygen uptake: Review and commentary // «Medicine & Science in Sports & Exercise», 2008, -№ 9, — P. 1292−1299.
  227. Karvonen, M.G. Physical activity and health // «Finnish Sports Exercise Medicine» 2005. — v.2. — P. 4−9.
  228. Kwarrel, G. Long terg term effect of intensity of upper and lower limb training after strore / G. K warrel, B. J. Kollen, R. C. Wagenaar // J: Neurol. Neurosurg. Psychiatry, 2002. 72. P. 473−479.
  229. Moore, R.A. Sports and Mental Health. Springfield, Illinois, USA, 2006. — P. 75−89.
  230. Murray, Ch. G. L. The global Burden of disease // Ch G.L. Murray, A.D. Lorez. WHO, Geneva. 1996. Nagle F.J. Physiological assesment of maximal performance.// «Exercise and sport sciences reviews» — Vol.1,2003. — P. 313−332.
  231. Shephard, R.G. The value of physical fitness in preventive medicine. London: Ciba Found, 2004. — P. 164−182.
  232. Simon, S.R., Peters A.S., Christiansen C.L., Fletcher R.H. The effect of medical student teaching on patient satisfaction in a managed care setting. Journal of general internal medicine 2008, 15 (7):457−61.
  233. Terry, J. W. Physical Activity for All Ages: Concepts of High-Level Wellness. -Dubuque, Iova, 2008. P. 119−136.
  234. Woldag, H. Evidence-based physiotherapeutic concepts for improving art and hand function in strore patients / H. Woldag, H. Hummelsheim // J. Neurol. -2007.-249.-P. 518−528.
  235. Опросник для выявления признаков вегетативных изменений (подчеркните «да» или «нет» и нужные слова в тексте)1. ШймтЁ1. отмечали ли Вы (при любом волнении) склонность к: а) покраснению лица б) побледнению лица? ^ Да Да Нет Нет 3 3
  236. Бывает ли у Вас онемение или похолодание: а) пальцев кистей, стоп- б) целиком кистей, стоп? Да Да Нет Нет 3 4
  237. Бывает ли у Вас изменение окраски (побледнение, покраснение, синюшность): а) пальцев кистей, стоп- б) целиком кистей, стоп? Да Да Нет Нет 5 5
  238. Характерно ли для Вас нарушение функции желудочно-кишечного тракта: Склонность к запорам, поносам, «вздутиям» живота, боли? Да Нет 6
  239. Отмечаете ли Вы нарушение сна? В случае ответа «Да» уточните: а) трудность засыпания- б) поверхностный, неглубокий сон, с частыми пробуждениями- в) чувство невыспанности, усталости при пробуждении утром Да Нет 5
  240. План-конспект круговой тренировки ЭГ
  241. Задачи занятия: развитие силы основных мышечных групп, общей выносливости, гибкости, координации-
  242. Инвентарь: гимнастические коврики-1
  243. Часть занятия Содержание дозировка Метод, указания1. Подготовите построение льная 10−15 расчёт по порядку номеров 2 минмин. подсчёт пульса — ОРУ на месте 10 сек 12 мин
  244. Основная 1 Станция: И.п. лежа на животе 3 круга Руки и ноги при30.35 мин руки вверх 1 прогнуться, поднимая руки и погибе прямые, дыхание неноги вверх назад 30 сек. задерживать-2 и.п. рабаты,
  245. Станция: И.п. лежа на спине 30 сек. Коснутьсяруки вдоль туловища отдыха носками пола, 1 поднимание прямых ног с руки в упоре-касанием за головой 2 и.п.
  246. Станция: И.п. ноги врозь, Движенияруки в сторону плавные с
  247. Круговые движения руками постепеннымвперед и назад. увеличением
  248. Станция: И.п. упор сидя руки скорости-сзади Голова при1 прогнуть туловище с прогибе смотритодновременным подниманием в сторонуправой руки вверх стоящей руки-2.и.п. 3 то же с другой руки-
  249. Станция: И.п. упор присев Нога прямая, 1 встать на одной ноге сохраняя голова смотритравновесие руки в сторону вперед-2 и.п.
  250. Станция: И.п. сед на коленях, Корпус прямой, руки в сторону не прогибаться1 сед на бедро в правую сторону, назад-руки вправо 2 и.п. 3 -то же в левую сторону 4 -и.п.
  251. Заключитель ная 10−15 минут 1) руки через стороны вверх -вдох, сбросить вниз выдох 2) аутогенная тренировка 3) подсчет пульса 4) построение подведение итогов 6−8 12 мин 10 сек 2 мин Вдох — через нос, выдох через рот Принять удобную позу
  252. Типовой план-конспект занятия Задачи занятия: развития мышц брюшного пресса и общей выносливости- Инвентарь: гимнастические коврики-
  253. Часть Содержание Дозировка Метод. занятия указания1. Подготовите построение льная 20−25 расчёт по порядку номеров 5 минмин подсчёт пульса — ОРУ в движении:
  254. И.п. руки в стороны, кисти 6−8 Темп среднийсжаты в кулак 1.4 круговые движения кистями вперёд 5−8 назад
  255. И.п. руки в замок перед 6−8 Амплитудагрудью 1−4 круговые движения полнаякистями вправо 5.8 — влево 6−8
  256. И.п. правая рука вверх Руки прямые1.2 пружинящие отведения рук назад 6−83.4 смена положения рук Локти не
  257. И.п. руки согнуты перед опускатьгрудью 1.2 пружинящие отведения назад 6−8согнутыми руками 3.4 прямыми Развести локти
  258. И.п. руки к плечам вдох, свести1 свести локти вперёд, округлить 6−8 выдохспину 2 развести локти, свести лопатки
  259. И.п. руки в замок вверх 6−8 Отводить руки1 -4 пружинящие отведения дальше назадпрямых рук назад на каждый счёт
  260. И.п. руки за голову 6−8 Поворот дальше1 шаг правой, поворот вправо вправо и влево2 шаг левой поворот влево 6−8
  261. И.п. руки в замок за спиной Руки отводить1.4 пружинящие отведения рук дальше вверхвверх Нога прямая,
  262. Основная 1) И.п. сед, руки сзади, ноги 6−8 Темп низкий40.45 мин прямые 1 согнуть колени, подтянуть ноги к груди — выдох 2 — И.п., вдох
  263. И.п. лёжа на спине, руки вверх 6−8 Обхватить- вдох голень руками, 1 сед, группировка — выдох голову
  264. И.п. — вдох наклонить вниз
  265. И.п. лёжа на спине, руки в 6−8стороны, правя дога вперёд Нога прямая, 1 положить ногу вправо дыхание не2. И.п. задерживать3.4 то же в др. сторону
  266. И.п. лёжа на спине, руки вниз, 6−8ноги врозь, согнуты, стопы стоят Теми средний, 1 вывести таз вверх -выдох опора на шею и2 И.п. — вдох плечи
  267. И.п. — лёжа на животе, рукисогнуты в локтях с боку 1 выпрямить руки, прогнуться — вдох 2−4 —2 сед на пятках медленный3 «проползти» вперёд выдох4 И.п. 6−810. И.п. то же 1 выпрямить руки, согнуть ноги в коленях вдох 2 И.п. — выдох • 6−8
  268. И.п. то же, левая отведенавверх на 45 Поднимать ногу1 подъём правой ноги к лавой 6−8 до касания2 и.п.
  269. И.п. сед, ноги врозь, согнутыв коленях, стопы параллельны Удержатьдруг другу, руки в упоре сзади положение1.3 вывести таз вверх — выдох 6−84.и.п. вдох
  270. И.п. сед, ноги врозь, руки напояс Наклон ниже1 наклон к правой 2 в середину 3 к левой 6−84.и.п.
  271. И.п. стоя в упоре на коленях Нога прямая, 1 мах правой назад мах2 и.п. 6−8 раз выше3.4 то же с другой ноги 17. И.п. то же 1. прогнуться, округлить спину Свести лопаткивдох 6−82 прогнуться — выдох
  272. И.п. сед на пятках, руки напятках выдох Руки от пяток1. встать на колени прогнуться невдох 3−4 отрывать2.и.п.
  273. И.п. лёжа на спине руки 3−4вверх Носки оттянуть1.8 потянуться верх
  274. И.п. то же лёжа на животе То же21. Работа по карточкам
  275. Заключитель 1) руки через стороны вверх 3−4 Вдох — черезная вдох, нос, выдох15.20 мин сбросить вниз выдох 6−8 через рот
  276. И.п. руки на пояс Дыхание1 прыжком ноги врозь, хлопок произвольноенад головой 6−82 и.п. То же3. И.п. o.e. 1 хлопок над головой 6−82 прыжком ноги врозь, руки вниз Сохранять
  277. И.п. o.e., руки в стороны равновесие1 -4 отвести ногу вперёд 5.8 в сторону 109.12-назад За
  278. Упражнение на внимание: давать неправильноеразличные команды, не выполнять выполнение команду «руки к плечам» шаг назад
  279. Содержание разделов программы по физическому воспитанию в группах
  280. СМО в основном педагогическом эксперименте
  281. Разделы программы Экспериментальная группа Контрольная группаи их содержание Время, час */** % Время, час %
  282. Теоретико методический раздел 4 5,9 4 5,9
  283. Методико практический раздел, в т. ч.: 4 5,9 2 2,921 .Комплекс упражнений направленных на стабилизацию работы 2 2,9 1 1,51. ССС и дыхательной.
  284. Развитие основных двигательныхспособностей (планирование самостоятельных занятий) 2 2,9 1 1,51. Итого: 8 11,7 6 8,8
  285. Учебно-тренировочный раздел: 54 79,4 60 88,2
  286. Совершенствование общей выносливости- 11,3/24,6 16,6/54,7 6,7 9,8
  287. Совершенствование гибкости 4/2,4 5,9/3,5 6 8,8
  288. Совершенствование координационных способностей- 6,4/6,8 9,4/10 4 5,9
  289. Упражнения на расслабление и дыхательные упражнения 3,2 4,7 6,7 9,8
  290. Аутогенная тренировка 9,6 14,1
  291. Отдых 9,¾ 13,7/5,9 13,3 19,65. Обследование: 4 5,8 — в начале эксперимента- 2 2,9 — в конце эксперимента- 2 2,9
  292. Контрольный раздел 2 2,9 2 2,91. Итого: 68 100 68 100
  293. Примечание: время в программе указано в академических часах * затраченное время в начале эксперимента ** - затраченное время в конце эксперимента
Заполнить форму текущей работой