Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология применения круговой тренировки на учебных занятиях для развития специальных двигательных способностей у студентов различных специализаций колледжа физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим заслуживает внимания программно управляемое обучение в организации педагогических воздействий, которое развивает у учащихся инициативу и стремление к совершенствованию. Одной из таких организационно-методических форм является круговая тренировка, получившая широкое распространение и признание как у нас в стране, так и за рубежом (М.Шолих, 1966; Ю. К. Гавердовский, В. Н. Лисицкий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
    • 1. 1. Особенности физического развития юношей 16−18 лет
    • 1. 2. Методы развития и совершенствования двигательных качеств у юношей 16−18 лет
    • 1. 3. Особенности физического воспитания при проведении занятий со студентами средних учебных заведений
    • 1. 4. Применение метода круговой тренировки на учебно-тренировочных занятиях в различных видах спорта

Технология применения круговой тренировки на учебных занятиях для развития специальных двигательных способностей у студентов различных специализаций колледжа физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные тенденции спорта, в которых особая роль отводится эффективности учебно-тренировочного процесса, определяют необходимость экспериментального обоснования системы многолетнего тренировочного процесса квалифицированных спортсменов в различных видах спорта, одной из основ которой должна быть специальная учебно-тренировочная деятельность — специализированная школа, колледж, высшее учебное заведение.

Ряд вопросов теории и методики юношеского спорта, касающихся непосредственно периода обучения в специальных средних учебных заведениях, достаточно хорошо изучен и представлен во многих работах (В.П.Филин, 1970, 1987; В. К. Бальсевич, 1971, 2000; Н. Ж. Булгакова, 1975, 1998; А. А. Гужаловский, 1979, 1983; В. Г. Никитушкин, 1984, 1995; В. П. Губа, 1985, 1997; Т. С. Тимакова, 1987, 1999). Однако исследований по изучению спортивной деятельности студентов различных специализаций в условиях колледжа физической культуры, совершенствования их профессионального мастерства студентов, практически нет.

В связи с этим заслуживает внимания программно управляемое обучение в организации педагогических воздействий, которое развивает у учащихся инициативу и стремление к совершенствованию. Одной из таких организационно-методических форм является круговая тренировка, получившая широкое распространение и признание как у нас в стране, так и за рубежом (М.Шолих, 1966; Ю. К. Гавердовский, В. Н. Лисицкий, 1981; В. Н. Кряж, 1982; И. А. Гуревич, 1983, 1985). Исследования, подтверждающие эффективность ее применения в учебно-тренировочном процессе, направленность ее обучающих и тренирующих воздействий, остаются актуальными и сегодня.

Поэтому большое значение имеет дальнейшая разработка используемых средств и методов учебно-тренировочного процесса непосредственно в период проведения учебных занятий. Решая поставленные задачи по оптимизации учебно-тренировочного процесса, тренеры-педагоги получат конструктивные подходы для проведения занятий в режиме специальной тренировки по избранному виду спорта, что, естественно, приведет к улучшению • спортивного результата.

Цель исследования — совершенствование процесса физического воспитания студентов колледжа физической культуры по развитию двигательных способностей путем приоритетного использования метода круговой тренировки.

Объект исследования — система физического воспитания студентов различных специализаций в колледже физической культуры.

Предмет исследования — динамика морфофункциональных показате-^ лей и уровня двигательной подготовленности студентов колледжа физической культуры различных специализаций в результате использования дифференцированной программы занятий с применением круговой тренировки.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что включение в учебные занятия общего курса по легкой атлетике разработанных комплексов специальных упражнений, проводимых в основной части занятия методом круговой тренировки, позволит дифференцированно подойти к объему и интенсивности выполняемых нагрузок, что будет способствовать рациональному использованию учебного времени, положительной динамике морфофункциональных показателей занимающихся, а также приведет к повышению двигательных способностей студентов и росту спортивных результатов.

Научная новизна:

— определены индивидуальные (в зависимости от вида спорта) морфофункциональные особенности и уровень двигательной подготовленности студентов колледжа физической культуры различных специализаций;

— разработана и экспериментально обоснована дифференцированная методика воспитания двигательных способностей у студентов колледжа, основанная на применении метода круговой тренировки;

— обоснована тренирующая направленность выполняемой нагрузки в течение одного учебного занятия (интенсивность, объем);

— предложен разработанный и экспериментально апробированный комплекс упражнений круговой тренировки, способствующий эффективному развитию двигательных качеств у студентов различных специализаций.

Теоретическая значимость.

Результаты исследования расширяют теоретические знания в обосновании приоритетных путей использования круговой тренировки в учебных занятиях с юношами 16−18 лет, имеющими различную спортивную специализацию, для повышения двигательных способностей и роста спортивных результатов. Вкладом в теорию и практику является разработка комплексов специальных упражнений круговой тренировки для развития специальных двигательных качеств у занимающихся в избранных видах спорта.

Практическая значимость.

Внедрение в тренировочный процесс спортсменов различных специализаций разработанной методики воспитания физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей с использованием метода круговой тренировки способствует улучшению общей и специальной подготовленности занимающихся и повышению их спортивной квалификации. Результаты исследования могут применяться в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ, колледжей и институтов физической культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

— динамика морфофункциональных показателей и двигательных способностей студентов колледжа физической культуры зависит от избранного вида спорта и отражает высокий тренировочный эффект предлагаемой методики комплексного развития двигательных способностей у студентов на основе использования дифференцированной программы занятий с применением круговой тренировки;

— методика проведения учебных занятий, основанная на использовании разработанного комплекса специальных упражнений с применением круговой тренировки, предусматривает для студентов, занимающихся различными видами спорта, дифференцированный объем и интенсивность выполняемой нагрузки и приводит к выраженному улучшению показателей развития их двигательных способностей;

— рациональное построение учебно-тренировочных занятий со студентами различных специализаций, основанное на дифференцированном подходе к конкретному виду спорта и применении метода круговой тренировки, позволит повысить уровень их физической и специальной подготовленности .

ВЫВОДЫ.

1. Экспериментальное обоснование системы подготовки спортсменов на этапе углублённой тренировки, в период учебы в колледжах физической культуры, обусловлено недостаточным анализом данных вопросов в отечественной и зарубежной научно-методической литературе, а также практическим опытом известных специалистов-тренеров, свидетельствующих о том, что повышение результатов ведущих спортсменов может быть обеспечено при условии рационализации тренировочного процесса в юношеские годы. В связи с этим, разработка таких вопросов, как выбор средств, форм и методов физического воспитания на различных этапах подготовки, повышения эффективности использования учебно-тренировочного времени, разработка практических рекомендаций с целью внедрения в практику различных учебных заведений нуждается в современных исследованиях и уточнениях.

2. Студенты, обучающиеся в колледже физической культуры, специализирующиеся в легкой атлетике, волейболе и баскетболе, имеют различные морфофункциональные характеристики, отражающие темпы их физического развития. Юноши, занимающиеся игровыми видами спорта, отличаются большими значениями длины и массы тела (Р<0,01), длины кисти, стопы, окружности грудной клетки и ЖЕЛ (Р<0,05). У спортсменов, специализирующихся в легкой атлетике, существенно выше значения экскурсии грудной клетки (Р<0,05) и показатели общей работоспособности, оцениваемые при помощи индекса Гарвардского степ-теста (Р<0,01).

3. В показателях общей физической подготовленности студентов, специализирующихся в легкой атлетике, волейболе и баскетболе, не выявлено достоверных различий. Установлено, что уровень физической подготовленности 56% студентов находится на удовлетворительном уровне, 31% - на хорошем, 13% - на отличном, что является недостаточным для этапа углубленной специализации.

4. Комплексы упражнений, выполняемые на учебно-тренировочных занятиях общего курса по легкой атлетике методом круговой тренировки, должны составляться с учетом избранного вида спорта и иметь следующую направленность:

— для легкоатлетов: быстрота — 10%- скоростно-силовые способности — 25%- скоростная выносливость — 40%- силовая выносливость — 25%.

— для волейболистов: быстрота — 5%- скоростно-силовые способности -55%- скоростная выносливость — 10%- силовая выносливость — 30%.

— для баскетболистов: быстрота — 5%- скоростно-силовые способности -45%- скоростная выносливость — 15%- силовая выносливость — 35%.

5. За период педагогического эксперимента, проводимого в течение годичного тренировочного цикла, отмечена положительная динамика морфо-функциональных показателей у студентов колледжа, которая происходила под влиянием как естественного биологического развития, так и под воздействием допустимых для данного контингента занимающихся тренировочных нагрузок. Интенсивность роста окружности и экскурсии грудной клетки, ЖЕЛ и ИГСТ у юношей экспериментальных групп значительно (Р<0,05) выше, чем у участников контрольной группы.

6. В ходе педагогического эксперимента установлена положительная динамика в воспитании основных физических качеств у учащихся колледжа физической культуры. У студентов экспериментальной группы, занимающихся легкой атлетикой, отмечено преимущество по сравнению со сверстниками из контрольной группы в уровне развития силы (Р<0,01), выносливости (Р<0,05) и скоростно-силовых способностей (Р<0,01). тия силы и скоростно-силовых качеств (Р<0,05). Темпы прироста результатов в контрольных упражнениях у волейболистов и баскетболистов были меньше, чем у легкоатлетов.

7. Рост спортивной квалификации студентов различных специализаций подтвердил целесообразность использования методов круговой тренировки в учебном процессе. В течение одного годичного тренировочного цикла спортивная квалификация у 88,9% студентов экспериментальной группы, специализирующихся в легкой атлетике, повысилась на один разряд, в то время как в соответствующей контрольной группе спортивный разряд повысили только 15% студентов. Среди студентов, специализирующихся в игровых видах спорта, не имеющих спортивных разрядов в начале обучения, в экспериментальной группе 87,9% испытуемых был присвоен третий разряд, 9,1% -второй разряд. В соответствующей контрольной группе повышение квалификации на 1 разряд произошло у 17,6% участников эксперимента.

Обобщение экспериментальных данных позволяет сделать ряд практических рекомендаций об условиях применения вариантов круговой тренировки на этапе углубленной тренировки спортсменов, специализирующихся в видах легкой атлетики, волейболе, баскетболе.

Направленность тренировочного процесса юных спортсменов на этапе углубленной тренировки должна носить характер комплексной общей и специальной физической подготовки. Это диктуется стратегией построения тренировочных нагрузок в процессе многолетней тренировки. Резкое увеличение суммарных объемов работы, как одно из направлений развития методики спортивной тренировки, фактически исчерпало свои возможности, планировать объемы тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо, исходя из уровня развития физических качеств и функционального состояния юных спортсменов, обеспечивая должную преемственность в величинах тренировочных нагрузок.

Занятия по легкой атлетике, проводимые в колледжах физической культуры по учебному плану, должны быть направлены на развитие основных физических качеств у студентов, в то же время необходимо учитывать специфику избранного вида спорта занимающихся.

Для повышения эффективности проведения учебно-тренировочных занятий целесообразно использовать метод круговой тренировки. Комплексы круговой тренировки необходимо составлять с учетом требований, предъявляемых видом спорта к уровню развития различных физических качеств. Комплексы включаются в основную часть занятия, время выполнения каждого упражнения должно составлять 30 с, интервал отдыха — 30−90 с. Комплексы упражнений должны меняться ежемесячно для избежания снижения эффективности тренировки по мере адаптации организма.

При проведении круговой тренировки необходимо соблюдать следующие методические принципы:

— комплекс упражнений должен составляться с учетом избранного вида спорта, морфофункциональных особенностей, уровня физической подготовленности занимающихся;

— комплексы круговой тренировки включаются в основную часть занятия;

— необходимо воспитывать у занимающихся сознательное отношение к круговой тренировке;

— обеспечить наглядность при проведении круговой тренировки, которая способствует сокращению времени объяснения содержания комплекса, обеспечивает технически правильное выполнение упражнений;

— правильно определить величину нагрузки, которая не должна приводить к перетренированности, но должна быть достаточной, чтобы вызвать прирост показателей общей и специальной работоспособности. Примерными ориентирами оценки доступности нагрузки могут быть симптомы утомления, регистрируемые визуально или полученные путем опроса. Желательно дополнять эти наблюдения данными оперативного контроля по ЧСС, максимальной величине поднятого веса, количеству повторений упражнения в заданное время, времени выполнения работы на станциях и другими показателями;

— систематическое повышение тренировочной нагрузки по мере адаптации функциональных систем организма.

Система подготовки юных спортсменов может быть эффективной и управляемой только при использовании информативных и доступных для тренера педагогических методов контроля за уровнем применяемых нагрузок. Проведенные исследования показали, что оценка степени воздействия на организм занимающихся лёгкой атлетикой и спортивными играми различных тренировочных и соревновательных нагрузок может быть дана на основе использования педагогических тестов, отражающих состояние нервномышечного аппарата и сердечнососудистой системы. Такими экспериментально обоснованными тестами являются:

— для бегунов на средние дистанции — бег на 20 и 30 м и тройной прыжок;

— для волейболистов — бег на 20 м, бег «елочкой», прыжок вверх с места, бросок набивного мяча, передачи мяча сверху, верхняя прямая подача, нападающий удар;

— для баскетболистов — бег 20 м, бег «елочкой», прыжок вверх с места, передачи мяча, ведение с броском, штрафные и трехочковые броски.

Анализ динамики данных тестирования спортсменов позволяет оценить величину выполненной тренировочной или соревновательной нагрузки, а также диагностировать течение восстановительных процессов у занимающихся в любой из дней микроцикла тренировки.

Заключение

.

Проведенные исследования позволили установить, что рост спортивных результатов в легкой атлетике, волейболе и баскетболе на этапе углубленной специализации существенно зависит от развития основных физических качеств и совершенствования уровня специальной подготовленности спортсменов.

Оценивая в целом рост спортивных достижений, можно сказать о том, что он обусловлен комплексным влиянием морфологических, педагогических, психологических факторов. Одним из определяющих факторов является направленность тренировочных воздействий, рациональное сочетание общей и специальной физической подготовки, роль которой с ростом спортивного мастерства повышается, являясь ценной базой для высоких спортивных достижений [8, 35, 46, 71, 82, 128].

Проведенный сравнительный анализ роста показателей спортивной квалификации у участников педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах является подтверждением эффективности применения в учебном процессе метода круговой тренировки с чередующимися, в зависимости от поставленных задач, комплексами упражнений (рис. 8−11).

Так, в течение одного учебного года из 40 участвующих в эксперименте легкоатлетов контрольной группы четверо повысили свою спортивную квалификацию на один разряд, 6 студентам, не имеющим разрядов был присвоен III разряд.

Среди 45 участников экспериментальной группы, специализирующихся в легкой атлетике, спортивная квалификация повысилась у сорока студентов.

2,5%-| 7,5%.

2,6% 3−6% 3.

8,1% ^.

90,0%.

11 разряд III! разряд II разряд? без разряда.

Рис. 8. Спортивная квалификация студентов контрольной группы, специализирующихся в легкой атлетике, до (А) и после (Б) педагогического эксперимента.

8,9%.

2,2% 8,9%.

91,1%.

88,9%.

II разряд ИИ разряд I III разряд Пбез разряда.

Рис. 9. Спортивная квалификация студентов экспериментальной группы, специализирующихся в легкой атлетике, до (А) и после (Б) педагогического эксперимента.

100% 1 разряд ¦ II разряд III разряд? без разряда.

82,4%.

Рис. 10. Спортивная квалификация студентов контрольной группы, специализирующихся в спортивных играх, до (А) и после (Б) педагогического эксперимента.

12,1% 9−1%.

100%.

78,8%.

11 разряд ¦ II разряд I III разряд Пбез разряда.

Рис. 11. Спортивная квалификация студентов экспериментальной группы, специализирующихся в спортивных играх, до (А) и после (Б) педагогического эксперимента.

До педагогического эксперимента студенты игровых видов спорта, участвующие в эксперименте, не имели спортивных разрядов.

По окончании педэксперимента среди 34 студентов контрольной группы шестеро получили третий разряд, в то время как в экспериментальной группе из 33 человек трое достигли уровня II разряда, 26 студентам был присвоен третий спортивный разряд.

Таким образом, проведение учебных занятий в КФК с применением метода круговой тренировки способствует повышению функциональных возможностей организма юношей 16−18 лет, уровня общей и специальной подготовленности занимающихся, улучшает динамику развития физических качеств у студентов специализированного колледжа, а именно, быстроты, силы, скоростно-силовых способностей, являясь основой для роста спортивных результатов на этапах углубленной тренировки и становления спортивного мастерства.

ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Система подготовки юных спортсменов имеет целевую направленность к высшему спортивному мастерству, в то же время, каждый этап многолетнего тренировочного цикла обладает своей спецификой [12, 39, 99, 110, 165, 174].

Рассматриваемый в наших исследованиях учебно-тренировочный этап имеет особую значимость в связи со следующими факторами, трактуемыми неоднозначно в целом ряде исследований: а) необходимостью обеспечения преемственности по отношению к предыдущему этапу и подготовкой организма спортсменов к выполнению максимальных нагрузок на этапе спортивного совершенствованияб) этап углублённой тренировки приходится на возрастной период, завершающий формирование основных систем организма юных спортсменов [10, 64, 90, 164, 122, 165].

Анализируемые нами конкретные условия тренировочного процесса в специализированном учебном заведении нуждаются в дополнительном уточнении, что свидетельствует о необходимости разработки основополагающих положений системы подготовки юных спортсменов на этапе углублённой тренировки.

Изучение и анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что вопросы среднего специального физкультурного образования практически не изучены, а в имеющихся учебных пособиях и рекомендациях по спортивной тренировке указывается на важность и необходимость изучения индивидуальных особенностей юных и квалифицированных спортсменов и индивидуализации тренировочного процесса в целом в условиях ДЮСШ и ДЮСШОР [21,35, 106, 147, 156].

Исследуемый нами подход к занимающимся базируется на двух основополагающих принципах: а) на глубоком изучении их морфофункциональных особенностей, в частности, тотальных размеров тела, показателей внешнего дыхания, уровня работоспособностиб) педагогическом эксперименте, состоящем из констатирующего эксперимента, в котором выявлено, что студенты колледжа, специализирующиеся в легкой атлетике, волейболе и баскетболе, имеют различные морфологические характеристики, формирующего, в ходе которого определена различная динамика специальных характеристик.

Установлено, что наибольшие значения продольных размеров и массы тела имеют баскетболисты, наименьшие — легкоатлеты. Между представителями этих специализаций выявлены достоверные различия по всем исследуемым морфологическим и функциональным показателям. Однако, если по морфологическим показателям выявлено преимущество представителей игровых видов спорта, то студенты, занимающиеся легкой атлетикой, имеют наибольшее значение экскурсии грудной клетки и ИГСТ.

Морфологические показатели легкоатлетов находятся в пределах возрастных норм и соответствуют результатам, полученным другими исследователями [98, 151]. Представители игровых видов спорта характеризуются большими тотальными размерами тела, чем юноши, не занимающиеся спортом, однако их морфологические показатели не в полной мере соответствуют модельным характеристикам высококвалифицированных баскетболистов и волейболистов [38, 92, 99].

Современная система спортивной тренировки органически включает в себя такие взаимосвязанные стороны, как физическая, спортивно-техническая, тактическая и психологическая подготовка [26, 33, 46, 56, 90, 121, 142, 171]. Сознавая необходимость совершенствования всех сторон тренировочного процесса, следует всё же особо выделить лидирующую роль физической подготовки. В исследованиях многих авторов показано, с помощью каких средств и методов, как и когда необходимо развивать у занимающихся лёгкой атлетикой и спортивными играми быстроту, силу, скоростно-силовые качества и выносливость [3, 36, 37, 88, 90, 113, 141].

Проведенное нами первичное тестирование показало, что уровень развития основных физических качеств у студентов колледжа физической культуры превышает соответствующие показатели для школьников того же возраста [73, 137], однако является недостаточным в качестве основы для роста спортивного мастерства.

Исследователи структуры общей и специальной подготовленности юных спортсменов отмечают возрастание роли разносторонней физической подготовленности в различных видах спорта, в том числе, в легкой атлетике, волейболе, баскетболе, указывая при этом, что разработка форм и методов физической подготовки отстает от разработки средств [7, 85, 115, 123].

Следовательно, возникает необходимость в разработке методики физической подготовки студентов различных специализаций в режиме учебных занятий. На наш взгляд, в настоящее время не исчерпаны возможности повышения эффективности физической подготовки на учебных занятиях, проводимых в колледже.

Для этого необходимо более активное использование различных тренажеров, компьютерное моделирование процесса тренировки, позволяющие приблизить тренировочные воздействия к соревновательным и предполагающие адекватные формы и методы организации занятий.

В результате проведенного предварительного анализа научно-методической литературы было установлено, что одной из целесообразных и эффективных организационно-методических форм является круговая тренировка, имеющая ряд преимуществ над другими методическими приемами, отмеченных рядом авторов [42, 43, 47, 74, 101, 119, 127, 158, 161]:

1. Возможность комплексного развития физических качеств, особенно разновидностей выносливости, при котором достигается приближение уровня функционирования организма в тренировке к соревновательному режиму на основе выбранного комплекса упражнений.

2. Использование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе игроков позволяет задавать такую интенсивность, которая превосходит соревновательную по ряду параметров.

3. Круговая тренировка имеет большие возможности индивидуального дозирования нагрузки по методу максимального теста.

4. Круговая тренировка удобна для групповых занятий с использованием тренажеров и различных спортивных снарядов.

При этом рост спортивного мастерства может быть более эффективен, если в процессе использования данных средств подготовки учитывать особенности физического развития, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки [33, 163].

Реализация идеи применения круговой тренировки для спортсменов различных специализаций заключалась в разработке комплексов упражнений, вводимых в основную часть учебного занятия по легкой атлетике. Комплексы состояли из 10−15 станций и включали упражнения, направленные на развитие специфических способностей и физических качеств: быстроты, прыгучести, общей и скоростной выносливости, скоростной силы.

Для студентов колледжа, специализирующихся в игровых видах спорта, при построении комплексов круговой тренировки особое внимание уделялось развитию скоростно-силовых качеств, силовой и скоростной выносливости, в комплексы упражнений для легкоатлетов вводились упражнения, развивающие быстроту. Круговая тренировка осуществлялась по методу интенсивно-интервальной работы.

При проведении круговой тренировки на уроках физического воспитания по легкой атлетике учитывались как специфика профессии подготавливаемой группы, так и степень индивидуальной физической подготовленности учащихся. В отдельных случаях при слабой физической подготовке учащимся рекомендовались дополнительные задания, направленные на развитие отстающих физических качеств, умений и навыков.

Оптимальное развитие всех необходимых качеств юного спортсмена, совершенствование двигательных навыков возможно лишь при эффективной методике применения тренировочных упражнений.

Это относится в первую очередь к величине усилий и к дозировке. Эффект упражнений зависит также от длительности их выполнения, чередования с другими упражнениями. Например, упражнения на расслабление, проделанные после силовых, повышают эластичность мышц. Чередование упражнений, направленных на развитие различных мышечных групп, отодвигает процессы утомления. Кроме того, немаловажное значение имеет степень новизны применения упражнений, выполнение их в определенной части занятия.

Таким образом, направленное развитие специальных физических качеств спортсменов, а именно, быстроты, силы, скоростно-силовых способностей, проявляемых в конкретном виде спорта, является основой для роста спортивных результатов на этапе становления спортивного мастерства.

Эффективность применения комплексов круговой тренировки определялась на основании динамики морфофункциональных характеристик, показателей общей и специальной физической подготовленности и спортивной квалификации.

Морфофункциональные исследования показали, что динамика тотальных размеров тела легкоатлетов и волейболистов незначительно отличается от данных, полученных другими авторами [39, 139].

Интенсивность роста окружности и экскурсии грудной клетки, ЖЕЛ и ИГСТ у юношей экспериментальных групп значительно (Р<0,05) выше, чем у участников контрольной группы. Относительный прирост тотальных размеров тела была невысокой и составляла менее 1% для длины тела- 0,6−1,2% - для массы тела и 2,8−3,7% - для окружности грудной клетки.

Замедление скорости ростовых процессов с возрастом отмечают практически все исследователи, занимающиеся этим вопросом, в то же время многие из них отмечают связь интенсивности роста с биологической зрелостью и вариантом развития индивида [9, 49, 131].

Отмечен более интенсивный прирост функциональных показателей, в частности, экскурсия грудной клетки увеличилась на 1,1−11%- ИГСТ — на 3,2−5,2%- ЖЕЛ уменьшилась у легкоатлетов контрольной группы на 2,5%, у участников экспериментальных групп увеличилась на 4,6−10,8%.

За период формирующего педагогического эксперимента выявлена положительная динамика по уровню развития физических качеств у всех участников эксперимента, однако темпы прироста у студентов экспериментальных групп были значительно выше, чем у учащихся контрольных групп. Легкоатлеты, занимающиеся по предложенной нами методике, стали превосходить своих сверстников из контрольной группы в уровне развития силы (Р<0,01), выносливости (Р<0,05) и скоростно-силовых качеств (Р<0,01).

У студентов экспериментальной группы, специализирующихся в игровых видах спорта, по окончании эксперимента отмечено достоверное преимущество в уровне развития силы и скоростно-силовых качеств (Р<0,05), по сравнению со студентами контрольной группы.

Динамика специальной подготовленности студентов, участвующих в эксперименте, определялась по комплексу специальных тестов, информативность которых отмечается в учебно-методической литературе [18, 34, 58, 69, 144] и темпам роста спортивной квалификации.

Поскольку в эксперименте участвовали представители различных видов спорта, то контрольные испытания включали 13 различных упражнений, использующихся в тренировочном процессе для легкоатлетов, волейболистов и баскетболистов. Сравнение показателей уровня специальной подготовленности участников контрольных и экспериментальных групп до проведения эксперимента показало, что в одном контрольном упражнении (бег на 20 м с низкого старта) наблюдалось преимущество в показателях легкоатлетов контрольной группы над сверстниками из экспериментальной, а также в двух тестах (бросок набивного мяча и нападающий удар) волейболисты экспериментальной группы показали более высокий уровень подготовленности.

По окончании педэксперимента в семи контрольных упражнениях из 13 наблюдался достоверно более высокий уровень подготовленности студентов экспериментальных групп.

Темпы прироста показателей в контрольных упражнениях у участников экспериментальных групп были значительно выше, чем у студентов контрольных групп.

Результаты специальных тестов показали, что использование вариантов круговой тренировки не только не оказывает отрицательного воздействия на техническую подготовленность спортсменов, но и способствует ее улучшению, что отмечалось в работах других исследователей [44, 74, 119].

Анализ динамики спортивной квалификации студентов колледжа физической культуры показал, что среди легкоатлетов контрольной группы количество учащихся, имеющих спортивный разряд, возросло с 10 до 25%, то есть 15% студентов повысили спортивный разряд.

В то же время количество студентов, имеющих спортивные разряды, в экспериментальной группе увеличилось с 8,9 до 97,8%, то есть разряд повысился у 88,9% учащихся.

Студенты, специализирующиеся в игровых видах спорта, в начале обучения не имели спортивных разрядов. По окончании эксперимента повышение квалификации на один разряд произошло у 17,6% студентов контрольной группы. В экспериментальной группе 87,9% испытуемым был присвоен третий разряд, 9,1% - второй.

Предложенная нами разновидность тренировочного процесса может существенно повлиять на физическую подготовленность спортсменов и повысить их спортивную квалификацию.

Полученные данные свидетельствуют, насколько существенна рациональная форма и организация учебно-тренировочного процесса в колледже физической культуры. Совершенствование тренировочного процесса на этапе углубленной специализации имеет большие резервы, в то же время, пути повышения эффективности подготовки спортсменов более оправданно искать в способах повышения интенсивности и оптимизации структуры проводимых занятий, чем в увеличении тренировочного времени.

Таким образом, на основе анализа и обобщения результатов исследований, собственных педагогических наблюдений и экспериментов разработаны основные методические положения по применению круговой тренировки в системе подготовки спортсменов с учётом специфики её использования в лёгкой атлетике и спортивных играх:

— обоснованы структура и количественные характеристики физической и технической подготовленности спортсменов, определяющие рост спортивного мастерства;

— разработаны комплексы упражнений, направленные на развитие основных физических качеств с учетом специфики вида спорта, выполняемые круговым методом в основной части учебно-тренировочного занятия;

— предложены информативные методы педагогического контроля и самоконтроля за уровнем развития основных и специальных физических качеств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Я. Комплексный подход при совершенствовании двигательных качеств у детей, подростков и юношей // Сб.науч.тр. молодых ученых / Под ред. В. В. Ермакова. — Смоленск: СГИФК, 1996. — Вып. 2. -С. 21−24.
  2. Л.Р., Годик М. А. Спортивные игры. Ташкент: Изд. им. Ибн Сины, 1991.- 160 с.
  3. A.B. Основные направления и результаты решения проблемы индивидуализации скоростно-силовой подготовки девушек-легкоатлеток: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. -21 с.
  4. В.Г., Алабин A.B., Бизин В. П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Харьков: Основа, 1993.- 244 с.
  5. В.Н., Мурга H.A. Система оценки одаренных спортсменов -легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. Киев, 1990. — С.111−117.
  6. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 23 — 25.
  7. В.К. Концепция физического воспитания детей и молодёжи // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер. Междунар. конгресса. СПб., 1996.-С. 7.
  8. Баскетбол: Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (учебно-тренировочные группы)/ Ю. Д. Железняк, И. А. Во-дянникова, В. Б. Гантов М., 1984. — С. 43−58, 61−66.
  9. И.И., Дорохов Р. Н. Физическое развитие школьников 8−17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма // Медицина, подросток, спорт. Смоленск. 1975. — С. 39−58.
  10. Ю.Барышников Ю. А., Богданов Г. П., Давыдов Г. Н. Уроки физической культуры в 9 10 классах: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. П.Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962. — 330 с.
  12. В.Г. Научно-организационные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: Автореф. дис. .. канд. пед. наук. М., 1994. -26 с.
  13. В.Г. Нормативное обеспечение подготовки спортивного резерва в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 28.
  14. A.B. Волейбол: Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести: Метод, рекомендации для студентов ин-тов физ. культуры. -М., 1978. 17 с.
  15. B.C. Методика развития физических качеств юношей: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Киров гос. пед. институт им. В. И. Ленина. Киров КГПИ, 1993. — 121 с.
  16. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  17. Е.Я., Данилов Ю. Г., Епифанов С. П. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности человека // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 1. — С. 23−25.
  18. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1983.-21 с.
  19. А. И штанга, и прыжки, и метания // Легкая атлетика. 1995. -№ 2.-С. 11.
  20. А. Перенос тренированности и «вредные» упражнения //Легкая атлетика. 1997. — № 2. — С. 9.
  21. В.В. Антропометрия. М.: Просвещение, 1941. — 367 с.
  22. Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 220 с.
  23. Ю.В. Исследование закономерностей процесса становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой: Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1973. -54 с.
  24. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  25. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  26. В.М. Максимальные физические напряжения и предельные тренировочные нагрузки в практике физического воспитания и спорта // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 11. — С. 9−11.
  27. В.М., Дорохов Р. Н., Быков В. А. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК, 1988.-99 с.
  28. Л.В. Физические способности детей и подростков. Киев: Здоровье, 1981. — 140 с.
  29. .А. Спорт и развитие индивидуальности человека. (Опыт системного исследования)// Теория и практика физической культуры.-1993.-№ 2.-С.1−5.
  30. Е.Д. О некоторых вопросах подготовки легкоатлетов экстракласса (на примере спринтерского бега) // Научный атлетический вестник. -2000. -№ 4.-С. 114−119.
  31. А.Т. Факторная структура и методика скоростно-силовой подготовки юных волейболисток: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1990. -23 с.
  32. Г. Смысл тренировки гармония // Легкая атлетика.- 1999.-№ 1−2.-С.20−23.
  33. И.А. Комплексная оценка перспективности ведущих юных бегунов на средние и длинные дистанции: Автореф. дис.. .. канд. пед. наук. М., 1993.-25 с.
  34. М.Б. Критерии завершающего отбора юных квалифицированных баскетболистов 16−18 лет, учащихся специализированного отделения УОР: Автореф. дис... канд. пед. наук. СПб., 2000. — 19 с.
  35. А. Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М.: Торговый дом Гранд, 1997. -224 с.
  36. В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений. Смоленск. 1996.- 130 с.
  37. В. П., Никитушкин В. Г., Квашук П. В. Индивидуальные особенности юных спортсменов.- Смоленск, 1997.-219 с.
  38. В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. М.: Спорт-АкадемПресс, 2000. — 120 с.
  39. А. А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания. М., 1984. -224с.
  40. A.A. Проблемы теории спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 8.- С. 24−25.
  41. А.Е. Методика круговой тренировки силовой направленности в системе физического воспитания студентов: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1988. — 27 с.
  42. И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки. Минск: Высшая школа, 1976. — 304 с.
  43. И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств.-Минск: Выш. школа, 1985. 255 с.
  44. Е.В. Возможности реализации принципа индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в вузе: Автореф. дис.канд. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 24 с.
  45. В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе (теория и методика): Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1996. — 43 с.
  46. Дияб Мустафа Мохаммед. Исследование эффективности применения круговой тренировки в процессе изучения практического раздела курса баскетбола в институтах физической культуры: Автореф. дис... канд. пед. наук. Л., 1979. — 16 с.
  47. А.Г. Практическое занятие по врачебному контролю. М.: Физкультура и спорт, 1976. — С. 31−32, 113.
  48. Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста // Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975. — С. 5 — 38.
  49. Р. Н., Губа В. П. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена: Учебное пособие. Смоленск, 1995. -100 с.
  50. Н.Р., Левченков В. А. Реализация компьютерного подхода при развитии силы у подростков 14−18 лет // Актуальные вопросы современной биологии и медицины. Смоленск, 1996. — С. 45−46.
  51. Ю.А. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1985. — 302 с.
  52. В.В. Тренировка силы и силовые тренажеры // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 1. — С. 26−32.
  53. Т.М. Индивидуализация технической подготовки юных волейболистов с использованием тренажерных устройств: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1992. — 22 с.
  54. В.Ю. Динамика специальной работоспособности волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде и средства ее стабилизации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 23 с.
  55. В.А. Системный подход и компьютерная обработка данных в процессе мониторинга физического состояния учащейся молодежи /
  56. В.А.Кабачков, А. В. Кадетова, А. Н. Тяпин, Ю. П. Пузырь / Науч. тр. ВНИ-ИФК. М., 1998. — С. 121−128.
  57. А.А. Комплексная система подготовки школьников в различных видах лёгкой атлетики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1994. 49с.
  58. C.B. Особенности применения специальных упражнений в скоро-стно-силовой подготовке юных легкоатлетов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1982.-24с.
  59. П.В., Никитская В. Н. Теоретические предпосылки индивидуального нормирования физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов: Метод, рекоменд. М.: МГИУ, 1999. — 19 с.
  60. Квашу к П.В. Теоретико-методические аспекты индивидуального нормирования физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов // Юбилейный сб., посвящ. 65-летию ВНИИФК: Науч. тр. 1998 года. М., 1999. — С. 229−239.
  61. В.А. Возрастные морфофункциональные модели 9−18-летних спортсменов, адаптированных к физическим нагрузкам максимальной, субмаксимальной и большой мощности: Автореф. дис... д -ра мед. наук. -СПб., 1996.-36 с.
  62. В.В. Проблема физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 2−6.
  63. А.Н., Квашук П. В. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6.-С. 18−24.
  64. В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: Дис. докт. пед. наук. М., 1994. — 102 с.
  65. Костикова J1.B. Планирование спортивной тренировки и педагогический контроль в баскетболе: Метод, рекомендации для студентов, специализирующихся по баскетболу. М., 1980. — 31 с.
  66. Кофман JÏ-.Б. Педагогические принципы и модели организации физкуль-турно-спортивной деятельности детей и молодежи: Автореф. дис. .. д-ра пед. наук. М., 1998. — 72 с.
  67. В.Н. Круговая тренировка и физическое воспитание студентов. -Минск: Высшая школа, 1982. 120 с.
  68. В.В., Никитюк Б. А. Интегральная и педагогическая антропология. -М.: Физкультура, образование и наука, 1996. 160 с.
  69. В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М.: Сов. Россия, 1975.-208 с.
  70. А.К. Физическая культура в жизни общества. М.: Просвещение, 1995.- 122 с.
  71. З.И. Развитие двигательных качеств школьников: Пособие для учащихся. М.: ACT, 1998. — 272 с.
  72. В.Н. Программирование тренировочного процесса высококвалифицированных бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции: Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1995. — 48 с.
  73. C.B. Комплексная технология обучения на общем курсе баскетбола в вузе физической культуры: Автореф. дис... канд. пед. наук. -Краснодар, 1999. 25 с.
  74. О. Е., Горячев В. А. Самостоятельная тренировка баскетболистов. Смоленск, 1997. -42 с.
  75. И.В. Методика специальной подготовки к соревновательной деятельности баскетболистов 17−21 года при переходе в команды высшей лиги: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. — 23 с.
  76. Н.И. Методика реализации индивидуального подхода в развитии скоростно-силовых способностей юношей 15−17 лет с применением ЭВМ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 18 с.
  77. Г. И. Пути повышения эффективности занятий физической культурой студентов в новых социально-экономических условиях: Автореф. дис.канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 25 с.
  78. И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов: Монография. Омск: СибГАФК, 1997. — 240 с.
  79. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учащихся. М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998. — 272 с.
  80. Лях В. И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания // Физическая культура в школе. 1996. — № 2. — С. 2 — 6.
  81. И.В. Оценка перспективности спортивного совершенствования волейболисток выпускниц спортивных школ: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1996. — 23 с.
  82. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  83. Махмуд Аль Видиан. Совершенствование методики преподавания курса «волейбол» в специализированных вузах с использованием комплекса тренажерных устройств: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1997. — 21 с.
  84. Э. Г., Шустин Б. Н. Модельные характеристики морфологических особенностей спортсменов в основных группах видов спорта // Основы и методы спортивной ориентации и отбора в основных видах спорта. -М., 1978.-С. 48−50.
  85. .Н. Основы методики физического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989. — 220 с.
  86. A.A., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены. М.: Физкультура и спорт, 1972. — С. 223−224.
  87. Т. М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет: Авто-реф. дис... канд. пед. наук. Краснодар, 1997. — 20 с.
  88. B.C., Дьяченко В. Ф. Оценка перспективности юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта на основе физиологических критериев // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. Киев, 1990. — С. 74−87.
  89. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. -М.: Физкультура и спорт, 1998. 496 с.
  90. В.П. Изменение уровня скоростно-силовой подготовленности в процессе силовой подготовки //Режимы тренировочных нагрузок. Киев, 1982. — С. 56−32.
  91. В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов//Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С.40−41.
  92. В.Г., Квашук П. В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 10. — С. 19.
  93. И.Я. Экспериментальное исследование некоторых вариантов круговой тренировки в процессе физической подготовки: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1971.-21 с.
  94. Н.Г. Развитие выносливости спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 257 с.
  95. Ю.А. К здоровью через физкультуру. М.: Медицина, 1991. -С. 94.
  96. П.Н. Методы оперативного контроля в управлении тренировочным процессом в скоростно-силовых видах легкой атлетики: Авто-реф. дис. канд.пед.наук, — Омск, 1990.-17 с.
  97. A.M. Соотношение средств скоростно-силовой подготовки легкоатлетов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: Автореф.дис. канд.пед.наук.- Омск, 1988.-20 с.
  98. И.О. Концептуальные подходы развития дополнительного образования в области физической культуры и спорта // Научные труды 1997 года ВНИИФК. М&bdquo- 1998. — С. 217−224.
  99. В.В. Педагогическое управление в спортивной тренировке. // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. Киев, КГИФК, 1990. — С. 44−50.
  100. В.Г. Строение скелетной мускулатуры и ее адаптация к физическим нагрузкам: Учебное пособие. Малаховка: МОГИФК, 1990.- 76 с.
  101. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 53−67.
  102. В.Н., Запорожанов В. А. Теоретические аспекты отбора в современном спорте // Отбор, контроль и программирование в спортивной тренировке. Киев, 1990. — С. 5−16.
  103. В.Б., Суслов Ф. П., Левандо Е. И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 224 с.
  104. В.Б., Суслов Ф. П., Германов Г. Н. Легкая атлетика для юношества. М.-Воронеж, 1999. — 220 с.
  105. Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 11.-С. 41 -43.
  106. Е.А. Совершенствование специальной подготовки спортсменов высшей квалификации: (На материалах циклических видов спорта легкой атлетики): Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1993. — 53 с.
  107. .В. Силовая подготовка спортсменов различных видов спорта. Хабаровск, 1994. — 36 с.
  108. A.B. Влияние психофизиологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с.
  109. A.B. Закономерности динамики состояния тренированности в спортивных играх// Научные труды 1999 года: Сб. науч. тр. М.: ВНИ-ИФК, 2000. -С.210−215.
  110. В.А., Максимович В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 143 с.
  111. К.П. Подготовка спортивного резерва. Киев: Здо-ров'я, 1990. — 151 с.
  112. В.Г. Научно педагогические основы повышения эффективности учебно — тренировочного процесса легкоатлетов: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры и тренеров по лёгкой атлетике. — Смоленск: СГИФК, 1988. — 66 с.
  113. А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки. -Гомель, 1993. 104с.
  114. Система подготовки спортивного резерва / Под общ. ред. В. Г. Никитушкина. М., 1994. — 320 с.
  115. Ю.И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  116. М.Ю. Системная концепция отбора и ориентации спортивных резервов // Подготовка спортивных резервов в Белорусской ССР. Мн., 1990. — С. 76−86.
  117. A.A. Некоторые особенности применения круговой тренировки // Научно-практические основы двигательных действий в сложнокоординационных видах спорта: Сб. науч. тр.- Смоленск: СГИФК, 2001. С. 155−157.
  118. М.П. Повышение эффективности тактической деятельности баскетболистов при использовании специальных упражнений высокой интенсивности: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1980. — 17 с.
  119. В.П. Морфологическая адаптация спортсменов к двигательной деятельности // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Минск: Полымя, 1991 .-С.52−54.
  120. А.П. Научно-методические основы управления тренировочным процессом высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов: Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1992. — 50 с.
  121. Н.С., Бахрах И. И. Оценка физического развития школьников. -Смоленск, 1971. 51 с.
  122. В. А., Алабин В. Г., Никитушкин В. Г. Контроль в спорте. -Харьков, 1995. -104с.
  123. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и юношей.- М.: Медицина, 1991.- 144 с.
  124. Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 412 с.
  125. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. М.: Воениздат, 1997. -416 с.
  126. Тер-Ованесян И. А. Исследование некоторых путей индивидуализации тренировочного процесса у спортсменов высокой квалификации: Авто-реф. дис... канд. пед. наук. М., 1971. — 24 с.
  127. Ю.Г. Исследование закономерностей возрастных изменений выносливости и построения многолетней тренировки юных бегунов на средние дистанции: Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1975. — 48 с.
  128. И.Г., Киреев В. К. Исследование эффективности методики развития скоростно-силовых качеств в процессе круглогодичной тренировки легкоатлетов //Проблемы спортивной тренировки: Сб. науч. тр. -Минск, 1982,-С. 175.
  129. В.С. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 206 с.
  130. В. С. Двигательные способности // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 12. — С. 27−30.
  131. В. П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследования в спорте. Харьков: Основа, 1994. -130 с.
  132. Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 1995.-23 с.
  133. Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт, 1972. 176 с.
  134. Н. А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 159 с.
  135. Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: Физкультура и спорт, 1991. -224 с.
  136. Н.В. Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле: Автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 2001. -26 с.
  137. A.A. Использование тренажеров в качестве средств индивидуализации нагрузки для юношей 15−17 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1997. — 22 с.
  138. А.Б., Ермоленко Е. К., Абушкевич В. В. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата. Краснодар, 1993. — 142 с.
  139. А.Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978. — 115 с.
  140. С.С. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. — 215 с.
  141. С. В., Круглый M. М. Тренеру о юном спортсмене. М.: Физкультура и спорт, 1982.-157 с.
  142. В.М. Медико-биологические основы подготовки юных спортсменов: Учебное пособие. Волгоград, 1983. — 84 с.
  143. К.А. Развитие двигательной функции у подростков и юношей под влиянием различных режимов занятий физическими упражнениями. -М.: Просвещение, 1964. С. 19.
  144. JI.Я. Волейбол как средство физического воспитания студентов специализированного учебного отделения вуза: Автореф. дис... канд. пед. наук.-М., 2001.-26 с.
  145. В.В., Филин В. П. Комплексно- круговая форма занятий по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 10. -С. 11−12.
  146. В.Б., Хрущёв С. В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 151 с.
  147. С.Ю. Повышение специальной выносливости и надежности игровой деятельности высококвалифицированных волейболистов: Автореф. дис... канд. пед. наук. СПб., 1994. — 22 с.
  148. М. Круговая тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1966. -174 с.
  149. В.Г. Физическая подготовка юношей 16−17 лет с использованием тренажерных устройств в урочной форме занятий: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1991. — 24 с.
  150. А.Б. Контроль развития двигательных качеств занимающихся физическими упражнениями оздоровительной направленности на основе учета морфофункциональных особенностей: Автореф.дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 16 с.
  151. Drabik J. Uwarunkowania somatyczne wytrzymalosci drieci i mtodziezy // Wychow. Fiz. i sport. 1990. — № 2. — S. 25 — 35.
  152. Chatterjee S, Mandal A, Das N. Physical and motor fitness level of Indian school-going boys // Department of Physiology (Calcutta University), University College of Science, India. J Sports Med Phys Fitness 1993 Sep-33(3):268−77
  153. Fiake-Hobson and all Child development and relationships. 1993. — 511 p.
  154. Garcia Llop LA, Ramada Benedito A. Sexual and biological maturation // Centro de Salud Calatayud Norte, Zaragoza. An Esp Pediatr 1993 Mar-38(3):245−9
  155. Hexal-Lexikon Orthopedie, Rheumatologie / bearb. von Reate Jackie. Unter Mitarbeit von H. Mathies und S.Stoz. Hrsg.v.der Lexikonred. des Verl. Urban & Schwarzenberg. Munchen- Wien- Baltimore: Urban & Schwarzenberg. -1992.
  156. Jones D.A., Paker D.F., Round J.M., Sacco P. Muscle strength in boys during child-nook and adolescence // J. Physiol. 1989. — P. 15.
  157. Kanehisa H, Ikegawa S, Fukunaga T. Force-velocity relationships and fatiguability of strength and endurance-trained subjects // Faculty of Education, Toyama University, Japan. Int J Sports Med 1997 Feb- 18(2): 106−12
  158. Lefevre J., Beunen G., Steens G., Claesseus A., Reason R. Motor performance during, adolescence and peak height velocity // Am. Hum. Rid. 1990. -№ 5. — P. 423−435.
  159. Michaud PA, Narring F. Physical fitness in children and adolescents: how can it be measured? A review of the literature // Institut universitaire de medecine sociale et preventive, Lausanne, Suisse. Arch Pediatr 1996 May-3(5):497−504.
  160. Morgan W P. Physical activity and mental health // In the Academy Papers Champaign, H. K. P., 1994. P. 132 — 145.
  161. Ozmun JC, Mikesky AE, Surburg PR. Neuromuscular adaptations following prepubescent strength training // Department of Physical Education, Indiana State University. Med Sci Sports Exerc 1994 Apr-26(4):510−4.
  162. Sleap M., Warburton P. Physical activity patterns of primary school children. Interim Report happy heart project, Health Education Authority Tomas Nelson and Sons Ltd, 1990. — 397 p.
  163. Smith P. K. Understanding children’s development. Oxford, 199. — 448p.
  164. Strausenberg H. Sportmedizin: Jrundlagen der sportmedizinischen Betre-nung. Leipzig: Barth, 1990. — 772 p.
  165. Tanner J.M. Puberty and Adelescence // Child Life and Health- Fifth Edition / Edited by R.G. Mitchell, A. Chirchill. — London, Gloucester Place, 1970, — P. 38−42.
Заполнить форму текущей работой